Республика ингушетия. Церковь, традиции и взаимовыручка. Как живут русские в Ингушетии Туристы в ингушетии

Узнайте, как спланировать самостоятельную поездку в горную Ингушетию. Рассказываем о безопасности, дорогах, местной кухне, отелях и достопримечательностях республики.

Ингушетия - в массовом сознании этакая соседка-замухрышка богатой Чечни, затерянная в горах Северного Кавказа. О ней почти никто ничего не знает - разве только то, что есть такая республика. В то время как Чечня активно развивает туристическую инфраструктуру и свой имидж, в Ингушетии сложно даже найти отель.

Из-за неразвитой инфраструктуры туристов там почти нет. Мы проехали республику за 1 день, потому что в горах негде было ночевать. Посмотрели почти все главные достопримечательности Ингушетии, правда, на каждое место выделяли немного времени. Решили, что в будущем вернемся снова.

Безопасность

Не волнуйтесь - в Ингушетии сейчас безопасно! В республике силовиков больше, чем местных жителей - по крайней мере, по статистике наших встреч. Посты на дорогах встречаются часто: проверяют документы, фиксируют в журнале и интересуются маршрутом. В Магасе военные патрулируют центр города, а колонны техники на обочине - обычное явление. Силовики общительные и дружелюбные, любят пошутить.

Обычный день в Ингушетии:

Где жить

Это главная проблема для туриста. На Booking.com на всю Ингушетию всего 7 вариантов: 2 в Магасе и 5 в Назрани. Плюс есть курорт "Армхи" , который с Букингом не сотрудничает - у них двухместные номера стоят от 2200 рублей.

Хостел стоит 350 рублей за человека, самая дешевая гостиница - 1200 рублей, хороший отель - от 3600 до 6000 рублей, вилла - 12500 рублей.

Неприятный сюрприз ждал нас при заселении в хостел "Сафар" : оказалось, что в Ингушетии нет смешанных номеров - отдельно мужские и женские. При этом на Букинге мы бронировали именно смешанный. На нашу претензию администратор грубо ответил: "Я не знаю, что там на Букинге". Пришлось делить комнату с посторонними.

Национальные блюда

Блюда простые и непритязательные, в основном мясные:

  • Хьалтам дулх - мясо с галушками. Аналогичное есть в Чечне и Дагестане: приносят вареное мясо с мучными галушками, чесночным или картофельным соусом и крепким горячим бульоном в стакане. Мясо и галушки надо макать в соус и запивать бульоном.
  • ЧIаьпилгаш (чапильгаш) - лепешки с различной начинкой: творожной, картофельной, сырной или с зеленью. Похожи на хычины.
  • Ольгаш - пшеничные лепешки без начинки.
  • Хынгалыш - тыквенные лепешки.
  • Халва - бывает из кукурузной или пшеничной муки с изюмом и грецкими орехами или без.
  • Мед .

Больше о национальной кухне ингушей читайте .

Дороги и как добраться до комплексов

Дорога из Владикавказа в Ингушетию - отличный асфальт, из Назрани - первые километров пятнадцать разбитая, затем хорошая. У обрывов есть заграждения и кое-где светоотражатели. Будьте осторожны - серпантин хоть и не крутой, но за поворотом может неожиданно стоять корова или местный житель решит выскочить на встречку.

Некоторые башенные комплексы находятся недалеко от дороги, и попасть к ним легко - нужно лишь немного съехать и пройти: Эгикхал, Хамхи, Фалган. Другие - на удалении, но к ним ведут хорошие грунтовки - например, Вовнушки и Пуй. Ну а к некоторым лучше вовсе идти пешком - например, к комплексам Лялах и Хяни.

С комплексом Лялах вышла оказия. Читали, что к поселку ведет дорога, по которой проедет внедорожник. На деле она оказалась небезопасной: ее размыло, образовались глубокие колеи, а в некоторых местах края обрушились. Пришлось любоваться со стороны только на Хяни.

Совет. Перед поездкой уточните, как добраться до комплексов, состояние дорог и на каком авто можно проехать.

Карта достопримечательностей Ингушетии

Карта башенных комплексов и других исторических, культурных и природных мест Ингушетии

Ингушетия делится на равнинную и горную. Для туриста равнинная скучна, из примечательного - старинная Назрань и новоотстроенный Магас. Вы ничего не потеряете, если не посетите их. Все самое красивое и интересное находится в горах. Но и там достопримечательности однообразны - это башенные комплексы. Зато какие! На каждом километре вдоль дороги высятся то руины, то уцелевшие одиночные башни, то целые городки. Совершенно безлюдные, они смотрятся таинственно в рассеянной предзакатной дымке и переносят вас во времени.

Башенные комплексы

Наиболее известные и доступные поселения: Эрзи, Фалхан, Эгикхал, Хамхи, Таргим и Вовнушки.

Эрзи. Находится рядом с селом Ольгети. На карте к комплексу ведет дорога в объезд села.

Фалхан. Здесь есть некрополь и замок. Подъехать к нему можно через село Ляжги. Чуть дальше - комплексы Хьастмаге и Мецхал.

Громадное поселение, крупнейшее в Ингушетии - советуем посмотреть. Древний мертвый город, а ведь еще в 1944 году здесь жили люди! Находится Эгикхал у дороги слева - нужно съехать. Когда мы проезжали, территория была закрыта шлагбаумом.

Хамхи. Нужно съехать с асфальтированной дороги на грунтовку мимо погранпункта и по указателю взять правее.

Можно на комплекс посмотреть с левого берега реки Асса, а можно подъехать. Сначала поезжайте по дороге на Вовнушки, а на развилке с дорогой на храм Таба-Ерды возьмите левее, к воинской части. На карте MAPS.ME дорога идет в обход части вдоль реки Асса.

Пожалуй, самый известный башенный комплекс Ингушетии. Это не только две башни - чуть дальше есть некрополь. Сюда идет хорошая грунтовая дорога мимо нескольких воинских частей. Есть указатели. Дорога укатанная, проедет и легковой автомобиль. В одном месте нужно пересечь мелководную реку (возможно, весной она разливается). Путь до Вовнушек от главной дороги занимает около получаса.

Совет. Хамхи, Пуй, Вовнушки, Таргим и храм Таба-Ерды находятся в одной заповедной зоне. При въезде стоит погранпункт, где нужно заплатить 100 рублей с человека. Однако деньги берут не всегда - нас добрый солдат пропустил бесплатно.

Магас

Это полностью современный город - основан в 1994 году, здесь нет ни одного старинного здания. Дорога из Назрани приведет прямо в центр, где напротив Администрации главы республики высится главная достопримечательность города - Башня Согласия. В этом районе сосредоточены все правительственные учреждения, и с 8 утра чиновники и белые воротнички начинают сновать туда-сюда, спеша на работу.

Мы приехали рано утром и застали Магас совершенно пустынным: только полицейские и военные патрулировали центр города из-за митингов и волнений накануне, да женщины подметали тротуары.

Назрань

В Назрани мы лишь переночевали - не стали тратить время на город. Посмотреть в нем можно русскую крепость XIX века, водяную мельницу, краеведческий музей и красивый мемориал жертвам репрессий при выезде из города.

Что еще посмотреть

Туристы советуют треккинг на Столовую гору Маат-Лоам (3000 м н.у.м.) с древним храмом на вершине, Ляжгинский водопад, языческий храм Маго-Ерды и христианский храм Тхаба-Ерды.

Ингушетия — не просто республика Северного Кавказа. Это место, где турист может открыть для себя неизведанные эпохи и исторические события, окунуться в прошлое с головой. Именно в нагорной Ингушетии существует величественный музей под открытым небом площадью более 60 тысяч гектаров — Джейрахско-Ассинский историко-архитектурный заповедник.

Итак, начнем вначале с того, зачем сюда стоит ехать. Ингушетия — республика с богатым наследием. Сюда стоит ехать, чтобы познакомиться с великим искусством мастеров прошлого — строителей башен гIалгай. Величественные памятники, целые города, в которых сегодня никто не живет. В Ингушетию стоит ехать за безумно красивыми видами, словно перед тобой фоновые заставки из «Властелина колец». Здесь нетронутая природа, полезный воздух, кристальные родники, водопады и целый горнолыжный курорт.

1 из 7

Итак, теперь нужно определиться с безопасностью и понять, как доехать в это райское местечко. Туристы обязательно интересуются перед поездками в республики Северного Кавказа, как там обстоят дела с безопасностью, но во многих случаях их тревога безосновательна. В равнинной Ингушетии с безопасностью не все так просто, однако в нагорной части все с этим намного проще. Все дело в том, что практически вся эта территория представляет собой пограничную с Грузией территорию. Поэтому ее охраняют пограничники, которые запирают проход сюда с нескольких сторон. Чтобы пересечь границу региона, необходимо пройти паспортный контроль и пройти пограничный пост. Такой порядок действует и при въезде в КБР, и при поездке в Северную Осетию, и при пересечении границы Осетии с Ингушетией.

1


Чтобы попасть в горную Ингушетию, достаточно прилететь или приехать во Владикавказ. Примерно в 35 км от города находится граница региона — по поселкам Чми и Джейрах. Сюда ходит автобус три раза в день, но можно заказать такси. Второй путь сюда — это поездка через Магас, оттуда также ходят автобусы до курорта Армхи. По происшествию времени я даже не знаю, что бы для себя выбрал — первый путь или второй. Причина проста — осетины и ингуши очень не любят друг друга. Основная причина — осетино-ингушский конфликт 1993 года. Дело в том, что ингушей в 1944 году депортировали в республики Средней Азии, на свои земли они вернулись в 1960-е годы. В 1980-е годы начался конфликт, поскольку пока ингушей не было, осетины заняли Пригородный район, который они считали исторически своим. К распаду СССР ситуация обострилась, поскольку ингуши сделали попытку вернуть район на административном уровне. В ответ осетины ввели в район войска, им помогали казачьи отряды. Ингушам пришлось покинуть в спешке насиженные места. Сегодня представители одного народа нелицеприятно отзываются о народе другом, для туристов это не комильфо, поэтому нужно работать в данном направлении. Я приехал во Владикавказ в 3-30 ночи, темно, на автовокзале нет ни одного автобуса, к тому же для этого надо перебираться из одного автовокзала на другой. Таксист у вокзала ломит десятку, вешают лапшу на уши о чуть ли не состоянии военного времени, и о том, что по машинам с осетинскими номерами стреляют пограничники с ингушской стороны. Я его послал, узнал номер обычной службы такси, позвонил. По цене оказалось 650 руб до Джейраха. Мы не доехали до цели буквально километр, на дороге появился небольшой завал. Дальше пошел пешком. Вверху — клубы тумана и огромные орлы, впереди — силуэт старинной башни, внизу — воды горной реки Армхи.

1 из 6

Большинство фоток выше сделаны из гостиницы Армхи. Армхи — всесезонный курорт со своей канатной дорогой, несколькими гостиницами, домами для туристов, бассейном, кафе и рестораном. Номер стоит на одного 1500, на двоих 2300. Экскурсия по башенным комплексам (это действительно того стоит) — примерно 1400 рублей на человека. Поверьте на слово, если вы приедете в гостиницу, то обязательно закажите экскурсию! Есть спа-салон, тренажерный зал, отличное недорогое кафе в комплексе, причем за смешные деньги. Теперь поговорим о том, что же такое за чудо — ингушские башенные комплексы.

1 из 7

С раннего утра меня вежливо встретил администратор Али — улыбчивый и приятный в общении администратор гостиницы Армхи. Все рассказал, поселил раньше 12. Все отлично. Экскурсия по шабням Страна башен и легенд началась примерно с 13-00. Нас, туристов, повез подкованный в изучении истории своего народа ингуш Магас на Ниве. На другом транспорте 60 км по не самым подготовленным тропам трудно. Мы посетили несколько башенных комплексов, останавливались на красивых смотровых площадках, видели Вовнушки и Тхаба-Ерды. Коротко об истории этих сооружений: ингуши — известные на весь Кавказ строители. Башни в других регионах — дело их рук. Это сооружения разного плана: есть башни боевые — гала, есть полубоевые и жилые. Высота боевых башен-стрел с эркерами — порядка 30 метров. Здесь до выселения жили многие ингуши, но после депортации никто сюда не вернулся. Сегодня некоторые разрушенные памятники старины восстанавливают — в том числе на деньги региона и того рода, которому принадлежит башня. Это своего рода дело чести. На строительство башни отводился один год, если род не справлялся с его постройкой, то на него налагалось клеймо позора. Один из самых величественных башенных комплексов — величественные Вовнушки — финалист конкурса Семь чудес России, претендент на включения во всемирный список ЮНЕСКО. Это боевые башни нового образца с зубцами, построенные в узком проходе подобно таможне для сбора подати. Вовнушки означает — место строительства боевых башен. Комплекс словно врос в скалу, став ее частью.

1 из 5


Следуем дальше — башенный комплекс Эгикал. Один из самых хорошо сохранившихся — это настоящий небольшой город. Легенда гласит, что из Грузии прибыл в эти края Альберд, у него было три сына — Хамхи, Таргим и Эги. Эгикал можно перевести как отчий дом, младший сын по этикету должен был оставаться с родителями и охранять их старость. Эгикал сегодня — место, где можно найти и боевые башни, и жилые башни, и могильники. Некоторые из них относятся к 12-13 векам.

В Эгикале представлены самые разные строения — хранители древней эпохи. Это безмолвные старожилы прошлых времени, свидетели величия вайнахского народа, очевидцы борьбы местных племен с татаро-монголами. Ученые говорят, что после их набегов многие местные достопримечательности обезлюдели. Есть в Эгикале и свои могильники, как и во многих местах на Кавказе. Отсюда можно сделать вывод о том, что у местных племен был культ умерших.

  • Горящие туры в Россию
  • Ингушетия считается самым маленьким регионом России: эта небольшая республика буквально зажата между Северной Осетией и Чечнёй, а южной своей частью граничит с Грузией. Столица Ингушетии Магас - город по меркам страны просто крошечный: всего 6000 человек населения. Прежняя столица, Назрань , до сих пор остаётся самым большим городом республики, но она частично расположена уже на осетинской территории.

    Изумительные горные пейзажи, завораживающая природа и богатое культурное наследие могли бы сделать Ингушетию очень интересной для туристов, если бы не дурная слава, которую создали республике периодические военные действия, угрозы террористических атак, высокий уровень преступности, периодические беспорядки на улицах и устрашающая бедность. Впрочем, в последние годы ситуация уверенно меняется к лучшему: 2015 г., к примеру, был объявлен в республике годом туризма.

    Наиболее известные из культурных достопримечательностей Ингушетии - самобытные каменные постройки, за которые республику называют иногда «землёй башен».

    Как добраться

    Самолётом из Москвы до Магаса (аэропорт расположен близ Орджоникидзевской) либо до аэропорта Беслана в Северной Осетии или Грозного в Чечне. Другой вариант - поездом или автобусом из Москвы до Назрани, а также автобусом из Ставрополя, Грозного и Нальчика или на такси из Владикавказа. Многие предпочитают ехать в Ингушетию на собственном авто, что достаточно удобно: дороги здесь вполне приличные.

    Поиск авиабилетов в Республику Ингушетия

    Немного истории

    Первые люди на территории нынешней республики появились, согласно данным археологов, в эпоху палеолита. В конце 18 в. к России присоединилась Грузия, а следом за ней, в начале 19 в., и ингушские земли вошли в состав империи. В советские времена, вплоть до окончания Второй мировой войны, территория нынешней Ингушетии входила в состав Чечено-Ингушской Республики, которая в 1992 г. была разделена на два отдельных субъекта Федерации. В этом же году разгорелся печально известный осетино-ингушский конфликт - причиной стал территориальный спор, который до сих пор не нашёл удовлетворительного для обеих сторон разрешения. Схожая ситуация и с современной границей между Ингушетией и Чечнёй.

    Безопасность туристов

    Туристы-походники в обязательном порядке должны зарегистрироваться в поисково-спасательной службе, сообщив запланированный маршрут. На многих территориях, в том числе в Джейрахском горном районе, действует пограничный пропускной режим. Прохождение его особенных сложностей не представляет (но станет быстрее и проще, если у вас с собой будут какие-либо подтверждающие ваши туристические цели документы - например, бронь гостиницы). Продвижение на автомобиле по Ингушетии вообще может существенно замедляться из-за прохождения многочисленных блок-постов. С другой стороны, это не самая большая неприятность на здешних дорогах, где вообще лучше «тише ехать»: местные жители зачастую лихачат почём зря.

    Развлечения и достопримечательности Ингушетии

    Ингушетия - регион отчаянно небогатый: работа есть лишь у каждого второго её жителя, и огромное количество ингушей живут в непостижимых для обитателя среднестатистического мегаполиса условиях. Основное население Ингушетии сосредоточено преимущественно в северной части республики, где находятся города покрупнее. Тем не менее древние аулы на юге - это истинное наследие ингушей, и они до сих пор населены горцами. Комитет по туризму республики активно повышает привлекательность этих областей для путешественников, проводя здесь зрелищные мероприятия, открывая гостиницы и строя горнолыжные центры.

    В 2013 г. в Ингушетии открылся первый горнолыжный курорт «Армхи». На высоте более 1500 м оборудованы две лыжных трассы, зона для фрирайда и трасса для маунтин-байкинга.

    Наиболее известные из культурных достопримечательностей Ингушетии - самобытные каменные постройки, за которые республику называют иногда «землёй башен». Самые древние из них - так называемые циклопические строения, которые возводили из гигантских камней без использования раствора чуть ли не в эпоху неолита. Но и более поздние строения весьма любопытны: в частности, это многочисленные укреплённые родовые башни. Более широкие жилые и вытянутые в высоту боевые башни выполняли ту же роль, что и средневековые феодальные замки, и строились на территории нынешней республики вплоть до 18 в. До сих пор множество башен сохранилось в горных аулах: в знаменитом Джейрахском ущелье, в селении Вовнушки (одно из семи чудес России), в Мецхале и особенно многочисленные и живописные - в Эрзи.

    Вполне удобный и недорогой способ перемещения по Ингушетии - такси. Нужно только учитывать, что обязательность и пунктуальность в число добродетелей здешних таксистов входят отнюдь не всегда.

    Есть в Ингушетии и несколько уникальных святилищ, которые заслуживают обязательного посещения. В первую очередь самый старый на территории России христианский храм Тхаба-Ерды, выстроенный приблизительно в 8-9 веке. Правда, постройка множество раз переделывалась, и нынешний вид церкви относится, предположительно, к 14-16 вв. Храм был по мере возможности отреставрирован, и сегодня здесь можно увидеть не только оригинальную кладку, но даже древние орнаменты карнизов и арок. Другое уникальное святилище в Ингушетии - мусульманский мавзолей Борга-Каш на так называемой горе Шейха.

    На территории республики есть несколько природоохранных зон, где можно увидеть не только удивительной красоты пейзажи и разнообразных диких животных и птиц, но и уникальные культурные памятники. К примеру, это Ингушский заказник, где живут редкие представители копытных, в том числе зубры. А особенно замечателен молодой заповедник Эрзи, в котором находится один из самых крупных башенных комплексов республики.

    Кухня Ингушетии

    Основу ингушской кухни, как и у многих народов Кавказа, составляет мясо (баранина, птица) и тесто. Разновидностей блюд из этих двух продуктов великое множество; но если с мясом история ещё более-менее понятная, то названия мучных блюд не прояснят для русского человека, вероятно, ничего. Придётся пробовать. Самые знаменитые - пресные кукурузные лепёшки сыскал, которые подают с топлёным маслом или творожно-сметанной смесью, тыквенные пирожки хингалаш, кисломолочные выпечные лепёшки чепилгаш с начинкой.

    Для тех, кому недостаточно пеших туров и кто предпочитает любоваться горной панорамой с высоты птичьего полета, газета «Ингушетия» выясняла, как и где можно это сделать, а также, во сколько это обойдется.

    Из Магаса до Кушт-Г1ала

    Столичные власти совместно с Комитетом по туризму республики разработали два экскурсионных маршрута - «Магас - Вовнушки» и «Магас - Цори». Туры расписаны по минутам. Старт вертолет должен взять с площади Алания возле башни Согласия, а приземлиться на территории башенного комплекса Кушт-Г1ала, расположенного у подножия Столовой горы. Далее участников тура в сопровождении гида проведут по территории семи древних башенных комплексов - Цори, Ний, Пялинг, Таргим, Бейни, Эгикал, Вовнушки, подъезд к которым будет осуществлен на автомобилях.

    Смогут они посетить и Ляжгинский водопад, и Цейломский перевал, и древний храм Тхаба-Ерды. Прежде чем вылететь обратно в Магас, туристы поднимутся над Столовой горой на вертолете для завершающего обзора. Продолжительность туров составляет 4-5 часов.

    В Комтуризма сообщают, что разрабатывается и дополнительный маршрут к Эка-Чожинскому и Фуртоугскому водопадам. Для удобства посещения Фуртоугского водопада здесь не так давно построили мост.

    В мэрии Магаса отмечают, что экскурсионный тур на вертолете экстра-класса «Еврокоптер 360» ориентирован на иногородних и зарубежных туристов. Здесь не скрывают, что экскурсии дорогостоящие и вряд ли доступны для среднестатистического жителя Ингушетии. В одном туре могут принять участие 4-5 человек. Стоимость экскурсии рассчитывается по отдельности на каждого участника и составляет 35 тысяч рублей. Как сложилась такая цена, объяснил начальник отдела спорта и туризма мэрии столицы Магомед Гадиев.

    У нас пилотный проект. Да, очень дорого. Но мэр и так постарался убедить кампанию, предоставляющую нам вертолет, снизить стоимость, так как первоначально она была еще выше. При разработке проекта экскурсии мы преимущественно рассчитывали на гостей республики. Понимаем, что многие жители Ингушетии не смогут себе это позволить. Но снизить стоимость невозможно, так как это будет нам в ущерб. Дороговизна связана с расходами на горюче-смазочные материалы для вертолета, - сообщил Магомед Гадиев.

    С момента анонсирования экскурсионных туров на вертолете в прошлом месяце сотрудники мэрии приняли множество заявок на участие в турах. Среди них - ни одной заявки от жителей Ингушетии, что подтверждает слова Магомеда Гадиева об определенной недоступности экскурсий для них.

    В течение месяца, что мы объявили об экскурсии, не проходит дня, чтобы к нам не обращались по их поводу. В день стабильно мы получаем по два-три звонка, желающих очень много. Проект оправдал себя и имеет значительный спрос. Все заявки поступили из других регионов России и из-за границы. Это люди, которые действительно готовы воспользоваться возможностями нашего тура. Первая экскурсия состоится 14 апреля, - рассказал собеседник.

    Бюджетный тур - чтобы не остаться без полета

    Но тем, кому очень хочется стать «на крылья», не стоит огорчаться, так как в республике можно воспользоваться бюджетным туром. Конечно, придется забыть о вертолете, широком внешнем обзоре, но взглянуть на красоты Джейрахского района со стометровой высоты будет возможным. На выбор - самолет Ан-2 (называемый в народе «кукурузник») или компактный самолет СП-30. И в первом и во втором самолете в кресле пилота - Руслан Могушков, руководитель аэроклуба при Ингушском отделении ДОСААФ, за плечами которого 750 часов налета.

    Ан-2 - самолет государственной авиации, который прилетел в Ингушетию в 2016 году, в собственности ингушского ДОСААФ, а вот самолет СП-30 принадлежит Руслану Могушкову. С переменой воздушного судна поменяется и название экскурсии, так как это будет уже демонстрационный полет. Таких демонстрационных полетов Руслан Могушков налетывает в течение года около десяти раз. Из-за отсутствия коммерческого подхода к организации полетов, по его словам, это не стало полномерным предприятиям как для аэроклуба, так и для него лично.

    У меня достаточный доход, и я не рассматривал полеты как средство к заработку. Это касаемо моего СП-30. То же самое у нас и с Ан-2, где организацию полетов мы также не поставили «на конвейер». Были у нас планы в нашем аэроклубе, но пока это только планы. На своем самолете я больше катаю друзей, родственников. А так, несколько раз в год люди обращаются в частном порядке. Я не имею права перевозить их из пункта «А» в пункт «Б», то есть заниматься коммерческими перевозками - для этого необходим сертификат эксплуатанта. То, что я организую, называется «демонстрационными полетами», - рассказывает Руслан Могушков.

    Демонстрационный полет Руслан Могушков может организовать не только в республике, но и по всей стране. Главное - вовремя все согласовать с координирующим центром.

    Я и в Грозный летал. И сегодня могу совершить полет в любую точку России. Просто необходимо заявить план в Ростовский зональный центр. Это связано с тем, что любое воздушное судно должно координировать свой маршрут с управляющим центром. У нас - это Ростовский. Согласовать свой план можно за 10-20 минут до взлета и можно вылетать после его утверждения, - говорит он.

    На Ан-2 Руслан Могушков может облететь что угодно, а вот посадить его может только на специальных взлетных площадках.
    - Чтобы наш аэроклуб стал действительно зарабатывать, нам необходимы дополнительные площадки для посадки и взлета. Ан-2 нуждается во взлетно-посадочной полосе не меньше 500 метров. Для начала нам необходима такая площадка в Джейрахском районе. Мы такое обсуждали, но пока у нас в республике только две площадки - в Назрани и на территории поселения Новый Редант. С СП-30 у меня таких проблем нет, могу его посадить на любом пятачке площадью 30 на 30 метров, у него укороченная взлетная площадка, - отмечает Руслан Могушков.

    Он согласен, что на вертолете интереснее и обзор шире, но и стоимость полета на нем соответствующая, хотя, по его мнению, и оправданная. За те же 35 тысяч рублей на вертолете на одного пассажира, он готов взять на борт Ан-2 5-6 человек. Правда, в 6-7 тысяч рублей обойдется всего час полета. Если же предпочитать одиночный полет, исключая пилота, конечно, то необходимо выбрать двухместный легкий самолет СП-30. В час это удовольствие будет стоить 7,5 тысячи рублей. Хотя это менее красочно и продолжительнее, чем экскурсии на вертолете экстра-класса, но более реалистично и доступно.