Расстройство развития экспрессивной речи прогнозы лечения. К каким докторам следует обращаться если у Вас Расстройство экспрессивной речи. Аграфия как отдельное проявление расстройства экспрессивной речи

Что такое Расстройство экспрессивной речи

Выраженное нарушение развития речи, которое нельзя объяснить за счет умственной отсталости, неадекватного обучения и которое не связано с общим расстройством развития, нарушениями слуха или неврологическим расстройством. Это специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Понимание речи в пределах нормы.

Распространенность

Частота расстройств экспрессивной речи колеблется от 3 до 10% у детей школьного возраста. В 2-3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Более часто встречается среди детей, в семейном анамнезе которых встречаются расстройства артикуляции или другие расстройства развития.

Что провоцирует Расстройство экспрессивной речи

Причина расстройства развития экспрессивной речи неизвестна. Минимальная мозговая дисфункция или задержка формирования функциональных нейрональных систем выдвигаются в качестве возможных причин. Наличие семейного анамнеза указывает на генетическую детерминированность данного расстройства. Нейропсихологический механизм расстройства может быть связан с кинетическим компонентом, при заинтересованности в процессе премоторных отделов мозга или заднелобных структур; с несформированностью номинативной функции речи или несформированностью пространственного представления речи (височно-теменные отделы и зона теменно-височно-затылочного перекреста) при условии нормальной левополушарной локализации речевых центров и нарушений функционирования именно в левом полушарии.

Симптомы Расстройства экспрессивной речи

Тяжелые формы расстройства обычно проявляются до 3 лет. Отсутствие отдельных словообразований - к 2 и простых предложений и фраз к 3 годам - признак задержки. Более поздние нарушения - ограниченное словарное развитие, использование небольшого набора шаблонных слов, трудности в подборе синонимов, сокращенное произношение, незрелая структура предложений, синтаксические ошибки, пропуски словесных окончаний, приставок, неправильное использование предлогов, местоимений, спряжений, склонений глаголов, существительных. Отсутствие плавности в изложении, отсутствие последовательности в изложении и при пересказе. Понимание речи не затруднено. Характерно адекватное использование невербальных реплик, жестов, стремление к общению. Артикуляция обычно незрелая. Могут быть компенсаторные эмоциональные реакции во взаимоотношениях со сверстниками, поведенческие расстройства, невнимательность. Расстройство развития координации и функциональный энурез часто являются сопутствующими нарушениями.

Диагностика Расстройства экспрессивной речи

Показатели экспрессивной речи существенно ниже, чем показатели, полученные по невербальным интеллектуальным способностям (невербальная часть теста Векслера).

Расстройство значительно препятствует успехам в школе и повседневной жизни, требующим выражения в вербальной форме.

Не связано с общими расстройствами развития, дефектом слуха или неврологическим расстройством.

Дифференциальная диагностика

Следует проводить с умственной отсталостью , для которой характерно полное нарушение интеллекта в вербальной и невербальной сфере; с общими расстройствами развития, при которых характерны отсутствие внутреннего языка символической или воображаемой игры, неадекватное применение жестов и неспособность поддерживать теплые социальные отношения.

При приобретенной афазии или дисфазии характерно нормальное речевое развитие до травмы или других неврологических расстройств.

Лечение Расстройства экспрессивной речи

Предпочтительна речевая и семейная терапия. Речевая терапия включает овладение фонемами, словарным запасом, построением предложений. При наличии признаков вторичного или сопутствующего нарушения в сфере поведения или эмоций показаны медикаментозное лечение и психотерапия.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Расстройство экспрессивной речи

Психиатр


Акции и специальные предложения

Медицинские новости

20.02.2019

Главные детские специалисты фтизиатры посетили 72-ю школу Санкт-Петербурга для изучения причин, по которым 11 школьников почувствовали слабость и головокружения после постановки им в понедельник, 18 февраля, пробы на туберкулез

18.02.2019

В России, за последний месяц отмечается вспышка заболеваемости корью. Отмечается более чем трехкратный рост, относительно периода годичной давности. Совсем недавно очагом инфекции оказался московский хостел...

26.11.2018

Народные, "бабушкины методы", когда заболевшего путаются укутать одеялами и закрыть все окна, не только могут быть неэффективны, но могут усугубить ситуацию

Почти 5% всех злокачественных опухолей составляют саркомы. Они отличаются высокой агрессивностью, быстрым распространением гематогенным путем и склонностью к рецидивам после лечения. Некоторые саркомы развиваются годами, ничем себя не проявляя...

Вирусы не только витают в воздухе, но и могут попадать на поручни, сидения и другие поверхности, при этом сохраняя свою активность. Поэтому в поездках или общественных местах желательно не только исключить общение с окружающими людьми, но и избегать...

Вернуть хорошее зрение и навсегда распрощаться с очками и контактными линзами - мечта многих людей. Сейчас её можно сделать реальностью быстро и безопасно. Новые возможности лазерной коррекции зрения открывает полностью бесконтактная методика Фемто-ЛАСИК.

Косметические препараты, предназначенные ухаживать за нашей кожей и волосами, на самом деле могут оказаться не столь безопасными, как мы думаем

Характеристика состояния

Данная группа речевых расстройств представлена нарушениями, для которых характерно системное недоразвитие экспрессивной речи при относительной сохранности сенсорного восприятия. При данной патологии недоразвитие речи обусловлено органическим поражением речевых зон головного мозга. Клиническая картина речевого дефекта обусловлена нарушенным формированием фонематической и грамматической сторон речи.

Фонематические нарушения проявляются в дефектах звукопроизношения различной степени выраженности. Лексические нарушения характеризуются бедностью словарного запаса, низким уровнем словесного обобщения, сложностями формирования речевого высказывания. Грамматические нарушения существуют в виде аграмматизмов (ошибок в употреблении словесных окончаний, нарушений словобразования и т.д.), затруднений в употреблении предлогов, глаголов, союзов.

По степени тяжести такие речевые расстройства могут быть разными: от легких форм до тяжелых, при которых практически имеет место анартрия.

У детей с данным видом речевой патологии чаще всего наблюдаются нарушения высших психических функций (памяти, мышления, внимания), имеет место общая моторная неловкость, дискоординация движений, двигательная замедленность или гиперактивность. Часто страдает мелкая моторика пальцев. Недоразвитие речи тормозит развитие познавательной деятельности ребенка, что проявляется в задержке психического развития в целом.

В данную группу включаются, следуя логопедической классификации:

1. Задержки (нарушения) речевого развития, проявляющиеся в общем недоразвитии речи (ОНР) I - III уровня.

2. Моторная алалия.

3. Моторная афазия.

Критерием для дифференциального диагноза между ОНР и алалией служит степень выраженности речевого дефекта.

Очаг поражения в головном мозге в этом случае локализован преимущественно в постцентральной и премоторной зонах левого доминантного по речи полушария (у правшей).

Алалия - системное недоразвитие речи, при котором нарушены все компоненты речи. Ребенок является практически молчащим, при этом специфических расстройств понимания речи и интеллекта не обнаруживается.

Общее недоразвитие речи I уровня соответствует клинической картине алалии. Для ОНР III уровня - речевые нарушения представлены нарушениями в звукопроизношении, незначительными аграмматизмами, бедностью словарного запаса. В психическом облике этих детей имеет место эмоционально-волевая незрелость. Часто ОНР проявляется в школе и выражается в сложностях обучения грамоте. Для ОНР II уровня - характерны более тяжелые нарушения, состоящие в выраженных нарушениях звукопроизношения, грубых нарушениях грамматической и лексической сторон речи. Речевые расстройства сочетаются здесь с неврологическими и психопатологическими симптомами и синдромами. Часто имеет место гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдромы двигательных расстройств. В психических процессах отмечается снижение познавательной деятельности, внимания, памяти, праксиса, гносиса. Дети этой группы испытывают затруднения при обучении.


У детей с ОНР I уровня (алалии) имеют место наиболее стойкие специфические речевые нарушения. Для детей этой группы характерна крайне низкая речевая активность, вследствии чего их речь часто представлена отдельными словами. Отмечаются нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы, нередко поведения. При ЭЭГ обследовании имеются изменения.

Условия лечения

Комплексное медико-педагогическое лечение, проводится в амбулаторно-поликлинических условиях и детских специализированных учреждениях.

Перечень необходимых обследований

Дополнительные диагностические исследования:

Аудиограмма

Консультации специалистов (обязательные):

Логопед;

Психиатр;

Психолог;

Невролог;

Психотерапевт.

Дополнительные консультации специалистов:

Нейропсихолог;

Генетик;

Принципы терапии

1. Курсы логопедических занятий. Форма занятий индивидуальная и групповая или сочетание 2-х форм.

ОНР I уровня (алалия) 45 - 90 занятий;

ОНР II уровня - 45 - 90 занятий;

ОНР III уровня - 45 - 90 занятий.

Таким образом дети с алалией получают от 135 до 270 занятий. По показаниям курс может быть продлен.

2. Логоритмика 20 - 45 занятий на курс.

3. Занятия с психологом 20 - 45 на курс.

4. Медикаментозное лечение - по назначению психиатра.

Медикаментозное лечение - по назначению психиатра.

Ноотропные препараты;

Седативные препараты;

Нейролептики;

Антидепрессанты;

Витамины.

5. Психотерапевтическое воздействие:

Семейная психотерапия (3 - 5 занятий и более по показаниям);

Игровая психотерапия.

Дополнительные лечебные мероприятия:

Физиотерапия;

Правильный выбор профиля учебного учреждения.

Длительность лечения

Продолжительность коррекционных мероприятий - от 1 до 3-х и более лет.

Ожидаемые результаты лечения

Максимально возможное восстановление речевой функции (звукопроизношение, лексика, грамматика) и компенсация психических нарушений.

Данное расстройство представляет собой нарушение развития речи, не имеющее отношение к или неадекватному обучению, также, оно не связано с общим нарушением развития, неврологическими расстройствами, или слуховыми нарушениями. Расстройство экспрессивной речи является специфическим нарушением развития, при котором ребенок использует разговорную выразительную речь значительно ниже того уровня, который в данное время соответствует его умственной возрастной планке. В то же время, понимание речи окружающих находится на нормальном уровне.

В школьном возрасте частота данных расстройств колеблется в диапазоне от трех и до десяти процентов. Причем, мальчики страдают расстройством экспрессивной речи в три раза чаще, по сравнению с девочками того же возраста.

Расстройство экспрессивной речи нередко встречается у тех детей, среди родственников которых имеются больные, страдающие расстройствами артикуляции, а также другими расстройствами развития. Если говорить о тяжелых формах заболевания, то обычно они проявляют себя до трехлетнего возраста. Если отсутствуют отдельные словообразования в простых предложениях и фразах, когда ребенку уже исполнилось три года, то это является признаком задержки. Более поздние признаки нарушения могут проявляться в ограниченном словарном развитии, когда ребенок с трудом подбирает синонимы, использует набор шаблонных слов, сокращенно произносит фразы.

Также при расстройстве экспрессивной речи пропускаются приставки, окончания слов, имеются множественные синтаксические ошибки, и прочее. При наличии данного нарушения может полностью отсутствовать последовательность при пересказе и в изложении, тем не менее, с пониманием речи никаких трудностей не возникает. Так же, для этого нарушения является характерным адекватное применение невербальных жестов, реплик, у ребенка имеется желание общаться с окружающими. В большинстве случаев артикуляция незрелая. Нередко возникают эмоциональные компенсаторные реакции при общении со сверстниками, допускается невнимательность, расстройства поведенческого типа. Если имеет место функциональный энурез, или расстройство координации, то это классифицируется, как сопутствующие нарушения.

Причины расстройства экспрессивной речи

В настоящее время специалисты не называют точных причин, вызывающих расстройство экспрессивной речи. В качестве возможного варианта может быть принято несвоевременное формирование нейрональных функциональных систем. Если присутствует семейный анамнез, то он может указывать на генетическое происхождение данного расстройства. Известно, что нейропсихологический механизм расстройства имеет отношение к кинетическому компоненту, если имеется заинтересованность в работе премоторных мозговых отделов, а также заднелобых структур. Нередко расстройства экспрессивной речи связаны с тем, что не сформировано пространственное представление речи – имеется в виду зона теменного височно-затылочного перекрестка.

Такое возможно, если наблюдается нормальная левополушарная локализация речевых центров, или нарушения функционирования непосредственно в левом полушарии. Еще одной причиной может являться задержка развития нейронных связей при органическом поражении речевых зон коры. В основном, это касается правшей. В том числе, имеется немало данных о влиянии на развитие экспрессивной речи генетических факторов, неблагоприятного социального окружения. То есть, когда ребенок имеет постоянный и длительный контакт с людьми, которые отличаются низким уровнем речевого развития.

Из списка причин, вызывающих расстройства экспрессивной речи, специалисты не исключают такие причины, как проблемы со слухом, различные расстройства психики, врожденные пороки развития речевого аппарата, и другие заболевания. Также, доказано, что к правильному произношению слов способны только те люди, у которых имеется нормальный, без патологий, слух. В связи с этим, слух детей требуется регулярно проверять. Если родители обнаруживают, что младенец прекратил лепетать, и все время молчит, необходимо провести обследование, обратившись к врачу-педиатру.

Лечение расстройства экспрессивной речи

При лечении данного нарушения не стоит рассчитывать на мгновенные результаты, так как это довольно длительный процесс, требующий терпения, как врача, так и родителей пациента, его близких родственников. А первую очередь предпочтение отдается семейной терапии, речевой терапии, которая подразумевает значительное количество различных лечебных мероприятий, специальных занятий. В частности, в речевую терапию включаются такие элементы, как овладение фонемами, правильным построением фраз и предложений, увеличение словарного запаса. Если имеются признаки сопутствующего или вторичного нарушения, проявленного в поведенческой сфере, в эмоциональной области, то лечения подразумевает использование психотерапевтических методов, а также назначается адекватное медикаментозное лечение.

Несомненно, подобное нарушение в значительной мере мешает успехам ребенка в школе, нарушает нормальную повседневную жизнь, и ребенок не может общаться, если необходимо использование вербальной формы. Поэтому лечебные процедуры необходимо начать своевременно. При диагностике расстройства экспрессивной речи следует дифференцировать заболевание с такими нарушениями, как . В этом случае, имеет место абсолютное нарушение интеллекта, как в вербальной, так и в невербальной сфере. Расстройства развития могут быть общими, для них типичны такие признаки, как неадекватные жесты и движения, отсутствие способности и желания вступать в социальные отношения.

Определение

Существенной особенностью расстройства развития экспрессивного языка является выраженное нарушение развития экспрессивной речи, которое нельзя объяснить за счет умственной отсталости или неадекватного обучения и которое не связано с первазивным расстройством развития, нарушением слуха и неврологическим расстройством. Диагноз должен быть поставлен, только если это нарушение существенно мешает успехам в школьном обучении или нормальной повседневной жизни, которая требует выражения в вербальной (или знаковой) языковой форме.

Ниже приведены диагностические критерии расстройства развития экспрессивного языка.

  • А. Показатели, полученные путем стандартизированного измерения экспрессивного языка, существенно ниже, чем показатели, полученные по невербальным интеллектуальным способностям (определяемый по индивидуально предъявляемому тесту 1(5).
  • Б. Расстройство А значительно препятствует успехам в школе и повседневной жизни, требующей выражения в вербальной (или знаковой) языковой форме. Свидетельством этого может быть использование ограниченного словарного запаса, применение только простых предложений или использование только настоящего времени. В менее тяжелых случаях могут быть колебания или ошибки в воспроизведении некоторых слов, или ошибки в произнесении длинных или сложных предложений.
  • В. Не связано с первазивными расстройствами развития, дефектом в области слуха или неврологическим расстройством (афазия).

Эпидемиология

Частота расстройств развития языка колеблется от 3 до 10% у детей школьного возраста. Расстройство в 2-3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Это расстройство также более часто встречается среди детей, в семейном анамнезе которых встречаются расстройства артикуляции или другие расстройства развития.

Этиология

Причина расстройства развития экспрессивного языка неизвестна. Легкое поражение головного мозга или задержка созревания нервных структур выдвигаются в качестве возможных причин, но фактов, подтверждающих эти предположения, нет.

Роль неизвестных генетических факторов предполагается на основании того, что родственники детей с расстройствами способностей к обучению очень часто страдают расстройствами развития экспрессивного языка.

Клинические особенности

Тяжелые формы расстройства обычно проявляются до 3 лет. Менее тяжелые формы могут не распознаваться до подросткового возраста, когда обычно язык сильно усложняется. Существенной особенностью ребенка с экспрессивным расстройством языка является значительное нарушение развития соответствующего возрасту экспрессивного языка, в результате чего он использует вербальный или знаковый язык, который значительно ниже ожидаемого уровня, учитывая интеллектуальные способности ребенка. Понимание языка этим ребенком не затруднено; декодирование остается относительно сохранным.

Расстройство начинает подозреваться приблизительно в возрасте 18 мес., когда ребенок спонтанно не произносит или даже не повторяет отдельные слова и звуки. Даже простые слова, такие как «мама» и «папа», отсутствуют в активном лексиконе ребенка, и ребенок использует жесты для выражения своих желаний. Видно, что ребенку хочется общаться, он поддерживает контакт глазами, хорошо относится к матери, наслаждается играми.

Репертуар словарного запаса у ребенка очень ограничен. В 18 мес. ребенок может самое большее понимать простые команды и указывать на простые предметы, когда их называют. Когда ребенок в конце концов начинает говорить, дефицит языка становится более очевидным. Артикуляция обычно незрелая. Многочисленные ошибки артикуляции имеют место, но они непостоянны, особенно в отношении таких звуков, как р, с, з, которые либо пропускаются, либо заменяются другими звуками.
К возрасту 4 лет большинство детей с этим расстройством могут говорить короткими фразами, но они забывают старые слова по мере выучивания новых. После того как они начинают говорить, они учатся гораздо медленнее, чем нормальные дети. Использование грамматических структур у них значительно ниже, чем можно ожидать в данном возрасте. Вехи развития у них слегка замедлены. Часто наблюдается расстройство развития артикуляции. Расстройство развития координации и функциональный энурез у таких детей часто являются сопутствующими нарушениями.

Осложнения

У детей школьного возраста могут развиваться низкая самооценка, фрустрация и депрессия. Дети с этим расстройством могут также обнаруживать нарушение способности к обучению, проявляющееся в задержке чтения, в результате чего могут возникнуть серьезные проблемы с успеваемостью. Большинство трудностей в обучении лежат в области перцептивных навыков или навыков распознавания и переработки символов в соответствующей последовательности.

Другие поведенческие проблемы и симптомы, которые могут появляться у детей с расстройством развития экспрессивного языка, включают гиперактивность, короткие промежутки, на протяжении которых ребенок может поддерживать внимание, аутичное поведение, сосание пальца, колебания настроения, склонность к попаданию в аварийные ситуации, энурез, непослушание и нарушение поведения. У многих детей отмечается неврологическая патология. Она включает легкие нарушения по органическому типу, снижение вестибулярных реакций и патологические изменения ЭЭГ.

Течение и прогноз

В целом, прогноз в отношении расстройств развития экспрессивного языка благоприятный. Быстрота и степень выздоровления зависят от тяжести расстройства, мотивации ребенка к участию в терапии и своевременного назначения речевых и терапевтических вмешательств. У 50% детей с легкими расстройствами экспрессивного языка наступает спонтанное выздоровление без каких-либо признаков нарушения языка, но у детей с тяжелыми расстройствами экспрессивного языка могут и в будущем остаться признаки легких или умеренных нарушений.

Диагноз

Качество языка, вербального или знакового, значительно ниже среднего уровня, сопровождающееся низкими показателями по стандартизированным тестам на вербальный и невербальный интеллект, является указанием к постановке диагноза. Это расстройство не обусловлено первазивным расстройством развития, поскольку ребенок выражает желание общаться. Если и есть какие-то языковые обрывки, то они очень редуцированы; словарный запас мал, грамматика слишком проста, артикуляция вариабельна. Имеется внутренний язык или адекватное применение игрушек и предметов домашнего обихода.

Для подтверждения диагноза ребенок должен пройти тестирование на стандартизированный экспрессивный язык и невербальный интеллект. Наблюдение за паттернами вербального и знакового языка в различных ситуациях у такого ребенка (например, в школьном дворе, классе, дома и в игровых помещениях) и за его взаимоотношениями с другими детьми может помочь установить тяжесть и специфические сферы нарушений у данного ребенка, а также помочь в раннем распознавании поведенческих и эмоциональных осложнений.

Тщательный семейный анамнез должен включать наличие или отсутствие расстройств развития экспрессивного языка среди родственников. Маленьким детям и детям, у которых подозревается нарушение остроты слуха, рекомендуется сделать аудиограмму.

Дифференциальный диагноз

При умственной отсталости имеет место полное нарушение интеллекта, определяемое низким уровнем по интеллектуальным тестам во всех областях. Невербальные умственные способности и успехи детей в других областях при расстройстве развития экспрессивного языка находятся в пределах нормы.

При расстройстве развития рецептивного языка понимание языка (декодирование) значительно снижено по сравнению со средним ожидаемым для данного возраста уровнем, тогда как при расстройстве развития экспрессивного языка понимание языка остается на уровне нормы.

При первазивном расстройстве развития, кроме основных характеристик, отмечается отсутствие у больных детей внутреннего языка, символической или воображаемой игры, адекватного применения жестов, или способность поддерживать теплые и значимые социальные отношения. Напротив, все эти характеристики сохранны у детей с расстройством развития экспрессивного языка.

Дети с приобретенной афазией или дисфазией в более раннем возрасте обнаруживали нормальное развитие в языковой сфере, а нарушение в языке появилось после перенесенной травмы головы или других неврологических расстройств (например, припадки).

Дети с элективным мутизмом также вначале обнаруживали нормальное развитие языка, и их речь ограничивалась общением только с одним из окружающих членов семьи или несколькими из них (например, мать, отец и сиблинги). Селективным мутизмом чаще поражены девочки, чем мальчики, и больные дети почти всегда застенчивы и замкнуты вне семьи.

Лечение

Коррекционно-развивающие занятия следует начинать сразу же после установления диагноза расстройства. Занятия состоят из поведенчески подкрепляемых упражнений и практического овладения фонемами (блоки звуков), словарным запасом и построением предложений. Обычно такие занятия проводятся логопедом или дефектологом. Психотерапию обычно не назначают, если только у ребенка с расстройством языка не обнаруживается признаков вторичного или сопутствующего нарушения в сфере поведения или эмоций.

Список литературы

Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия, Т. 2, – М., Медицина, 2002
Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10, – М., Смысл, Академия, 2008