Работа 48 морфологический разбор глагола. Морфологический разбор глагола: пример анализа. Синтаксические функции инфинитива

Учебник: « Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина Издательство: ООО «БАЛАСС».

Цель: научить разбирать глагол как часть речи.

Задачи:

  • Образовательные :
    • ознакомиться с алгоритмом разбора глагола как части речи и образцом записи разбора
    • повторить знания о глаголе
    • учить планировать учебную деятельность
  • Развивающие :
    • развивать устную и письменную речь
    • развивать умение работать в парах
    • развивать умение работать по алгоритму
    • развивать орфографическую зоркость
  • Воспитательные :
    • воспитывать учебную активность
    • воспитывать навыки самоконтроля и самооценки

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. В начале урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. На столах у вас находятся карточки с символами настроения. Выберите подходящую для вас и покажите.(показывают). Я рада, что у большинства ребят весёлое настроение.

2. Языковая разминка с элементами актуализации изученного

– Прочитайте слова: Р.КЕТА ПЛ.НЕТА КОСМ.С

– Какое задание вы можете выполнить? (Вставить пропущенные буквы, списать,подчеркнуть опасные места, поставить ударение)

Хоровое проговаривание, проверка у доски.

– Какие слова записали? (С непроверяемыми написаниями)
– Что означает слово Р.КЕТА? (Летательный аппарат, снаряд для фейерверков и сигнализации, боевой снаряд)
– Составьте предложения с данными словами. (Составляют устно)
– Запишите предложение под диктовку.

Яркая ракета осветила небо.

– Подчеркните опасные места. Проверим устно.
– Назовите имена существительные из предложения. (Ракета, небо)
– Разберём их как часть речи. (Комментируют с места)
– Найдите имена прилагательные. (Яркая) Разберём как часть речи. (Ученик работает у доски)

3. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока

– Какую часть речи ещё надо разобрать? (Глагол)
– Разберите. (Не умеем)
– Какая тема нашего урока? (Разбор глагола как части речи)

4. Совместное планирование учебной деятельности с записью плана на доске

– С чего начнём работу? (Вспомним, что такое глагол и на какие вопросы отвечает)
– Что ещё добавим? (Как определить время глагола)
– Что будем делать с глаголами? (Изменять по числам, определять род)
– А ещё познакомимся с алгоритмом разбора и образцом записи разбора глагола как части речи.

На доске план:

глагол
вопросы
время
число
род

– Тема есть. Задачи поставлены.

5. Поиск решения

Задание 1

– Прочитайте слова. Выпишите только глаголы.

Полёт лётчик летать самолёт улетает вылет летательный лётный вылетел полетит

– Докажите.
(Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать?)
– Среди этих глаголов есть особенный. Какой? (Летать)
– Почему? (Нельзя определить время и число)
– На какой вопрос отвечает? (Что делать?)

Вывод: глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? и что сделать?

– Как по-другому называется неопределённая форма глагола? (Начальная форма, инфинитив)

Задание 2

Работа с карточкой.

Поставьте глаголы в неопределённой форме, выделите суффиксы. Проверка в парах. Проверка на компьютере. Оцените себя.

Дружил –
Нёс –
Пёк –
Рисовал –

– Сделайте вывод. (Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы ть , ти , о , а , и , я , е , у и оканчиваются на чь )

Задание 3

– Если у глагола летать нельзя определить время, то у оставшихся глаголов улетает. вылетел, полетит можно.
– Назовите глагол настоящего, прошедшего, будущего времени. Докажите.
– От глаголов неопределённой формы образуйте глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

Пускать (устно)
Сигналить (письменно)

Вывод: глаголы изменяются по временам.

– На какой вопрос отвечает начальная форма глагола, когда образуются все три времени глагола? (Что делать?)

Задание 4

Определите число глаголовулетает. вылетел, полетит . (Единственное число)

– В каком числе ещё можно поставить глаголы? Поставьте устно.

Вывод: глаголы изменяются по числам.

– Что ещё можно определить у глагола? (Род)
– У всех глаголов? (Только в прошедшем времени)
– Какой вывод можно сделать? (Только глаголы прошедшего времени изменяются по родам)

Физминутка

Задание 5

Знакомство с алгоритмом разбора глагола по учебнику с 111.
– Прочитайте порядок разбора (Вслух) . Посмотрите на доску и сравните, что мы знаем о глаголе.
– Запись одинаковая?
– Сможем ли мы указать все признаки глагола как части речи? (Да)

Вывод: значит мы можем работать по алгоритму разбора глагола как части речи.

– Какую ещё осталось задачу решить? (Как правильно оформить на письме)
– Смотрим образец записи в учебнике.

6. Развитие умения – применения нового знания

На доске запись.

Н.ступила ранн.. в.сна.
Ласково светит ярк.. со.нце.
Скор. з.пахнет душ.стыми поч.ками.

– Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. Объясните. (по 1 ученику у доски)
– Найдите глаголы. Разберите как часть речи.(один глагол с комментированием – записывает учитель, другой – работает ученик у доски, третий – самостоятельно)
– Что поможет разобрать глагол как часть речи?

Вывод: знание алгоритма помогает разобрать глагол как часть речи.

Работа с учебником. Упр.381

– Что будем выполнять в упражнении?
– Подчеркните глаголы. Выберите два любых глагола и разберите как часть речи.

Проверка на компьютере.

7. Итог урока

– Выполнили ли мы задачи, которые поставили? (Да)

Вывод: мы научились разбирать глагол как часть речи.

9. Домашнее задание: стр.115 упр.1 (устно) упр. 6.

§ 1 Морфологический разбор глагола

На завершающем этапе изучения глагола рассматривается его морфологический разбор, выполнение которого поможет научиться находить верные грамматические признаки данной части речи и систематизировать полученные знания о глаголе.

На этом уроке мы рассмотрим порядок морфологического разбора глагола.

Морфологический разбор - это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его употребления в конкретном тексте.

Он включает три обязательных пункта:

1.Часть речи, общее грамматическое значение.Начальная форма (неопределённая форма глагола, или инфинитив, отвечает на вопросы что делать? что сделать?).

2. Морфологические признаки глагола. Они делятся на постоянные и непостоянные.

К постоянным относятся те, которые в слове не меняются. Всего их 3: вид; переходность (если при глаголе можно поставить существительное в винительном падеже без предлога, то он переходный) и спряжение (I спр., II спр. или разноспрягаемый).

К непостоянным признакам глагола относятся: наклонение (изъявительное, повелительное или условное); число (единственное или множественное); время (если есть - настоящее, прошедшее или будущее), лицо (если есть - 1, 2 или 3, определяется у глаголов в форме настоящего и будущего времени) и род (если есть - мужской, женский или средний, определяется у глаголов единственного числа прошедшего времени).

3.Синтаксическая роль глагола в предложении.

§ 2 Примеры морфологического разбора глагола

Рассмотрим разбор на примерах. Перед нами предложение из стихотворения Сергея Есенина «Пороша»:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Для анализа возьмём слово «дремлет».

1. Слово отвечает на вопрос «что делает?» и обозначает действие предмета. Следовательно, это глагол. Начальная форма - дремать.

Постоянные признаки: данный глагол несовершенного вида, поскольку отвечает на вопрос что делает? Он непереходный, так как не употребляется с существительным в винительном падеже и относится к I спряжению.

Непостоянные признаки. Глагол стоит в изъявительном наклонении, в настоящем времени, в единственном числе и 3 лице. Категории рода не имеет, т.к. стоит в настоящем времени.

3. Теперь выясним синтаксическую роль слова в предложении. Поскольку оно отвечает на вопрос «что делает?» значит, является сказуемым.

Мы доказали, что слово дремлет - это глагол, поскольку оно обладает всеми грамматическими признаками этой части речи.

А теперь рассмотрим другой пример из строк стихотворения Сергея Есенина:

Разбуди меня завтра рано,

О моя терпеливая мать!

§ 3 Краткие итоги по теме урока

Чтобы разобрать глагол морфологически, мы должны вспомнить все признаки данной части речи и выполнить разбор строго по заданной схеме. Вначале задаём вопрос к слову и определяем общее грамматическое значение. Далее указываем начальную форму. Теперь мы должны отметить морфологические признаки. К ним относятся вид, переходность, спряжение, наклонение, число, а также время, лицо и род, если они есть в конкретном слове. И в завершении определяем, каким членом предложения является глагол в данном контексте.

Список использованной литературы:

  1. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. 6 класс. 2012.
  2. Н.Г. Гольцова. Русский язык 10-11 классы. 2012.
  3. В.В. Бабайцева. Русский язык. Теория. 5-9 класс. 2012.
  4. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. 2012.
  5. Н.О. Крамаренко. Уроки русского языка в 6-м классе. Поурочные планы. 2002.
  6. Н.В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс. 2011.

Морфологическим разбором слова называется описание его характеристик как части речи. Специфика этой процедуры в том, что для определения некоторых глагольных характеристик необходимо прибегнуть также к морфемному разбору. Но обо всем по порядку.

Схема морфологического разбора глагола

Стандартный план исследования слова прост: нужно определить часть речи, найти начальную форму слова и описать последовательно его постоянные и непостоянные признаки. В последнюю очередь дается описание роли слова в предложении (если слово не изъяли из контекста).

Определение части речи

Глаголы отвечают на вопросы: Что делать? и Что сделать? Более точно вопрос задается с учетом словоизменения.

Определение инфинитива

Инфинитив – это начальная или, как говорили в школе, неопределенная форма глагола . Собственно, именно она и отвечает на вопрос: Что делать/сделать?

Описание постоянных признаков

Постоянными являются те признаки, которые слово сохраняет при словоизменении (в данном случае спрягаясь). К ним относятся:

Непостоянные признаки

К ним относятся признаки , которые глагол приобретает при словоизменении.

Глагол в предложении

В предложении эта часть речи обычно играет роль простого или составного сказуемого, хотя возможны варианты, когда глагол может оказаться подлежащим, особенно если его приводят как пример перед тире или в составе выражения в кавычках.

Роль морфемного разбора слова

При определении типа спряжения часто возникает путаница, связанная с определением окончания. Это неудивительно: в русском языке есть корни с чередованием гласных и беглыми гласными, в них может выпадать согласный. И глагольным корням это особенно свойственно в процессе как словоизменения, так и словообразования.

Вот несколько примеров:

Примеры морфологического разбора

Для удобства приведем несколько примеров в таблице.

И в ус не дует . (поговорка) Отсель грозить мы будем шведу. (А. Пушкин) Откуда есть пошла Русская земля . (из летописи) Взялся за гуж, не говори, что не дюж. (пословица) Храни меня, мой талисман. (А. Пушкин)
Вопрос Что делает? Что будем делать? Что сделала?* Что сделал? Что делай?
Инфинитив Дуть Грозить Быть Взяться Хранить
Постоянные признаки: вид Несовершенный Несовершенный Несовершенный Совершенный Несовершенный
возвратность Невозвратный Невозвратный Невозвратный Возвратный Невозвратный
переходность Переходный (дуть что?) Непереходный Непереходный Непереходный Переходный
спряжение 1 2 Неправильное 1 2
Непостоянные признаки: наклонение Изъявительное Изъявительное Изъявительное Изъявительное Повелительное
время Настоящее Будущее аналитическое Настоящее (прошедшее)* Прошедшее
число Единственное Множественное** Единственное Единственное Единственное
лицо 3 1 3 2 2
род Ж* М
Роль в предложении Сказуемое простое Часть составного сказуемого Часть составного сказуемого Сказуемое простое Сказуемое простое
Морфемный разбор ду-ет гроз-и-ть ес-ть в-зя-л-ся хран-и

Примечания.

* – глагол быть представлен как часть составного прошедшего времени древнерусского языка – перфекта. Он употреблялся в форме настоящего времени соответствующего лица в паре с “эльным” причастием прошедшего времени, которое со временем и стало современным прошедшим временем, вытеснив все остальные формы (аорист, имперфект и плюсквамперфект). Грамматически перфект представлял из себя состояние, явившееся результатом недавно прошедшего действия. Поэтому вопрос задан не к быть , а ко всей форме есть пошла . Род указан по слову пошла .

** – разбор относится к слову грозить , но вопрос задан ко всей конструкции.

Образец разбора глагола

Приведем пример классического разбора (как в школе) на примере глагола разбирают .

I. Что делают? Разбирают.

II. Инфинитив – разбирать.

  • несовершенный вид;
  • невозвратный;
  • переходный;
  • первое спряжение.

IV. Непостоянные признаки:

  • изъявительное наклонение;
  • настоящее время;
  • третье лицо;
  • множественное число.

V. Скорее всего, в предложении будет сказуемым.

Вы можете исследовать глагол как часть речи сами, это довольно интересное занятие. Но если хотите себя проверить, можете свериться с интернет-ресурсами, где можно сделать морфологический разбор глагола онлайн. И не только его, но и любой части речи. Также неплохую помощь вам могут оказать словари.

На уроке вы сможете научиться производить морфологический разбор глагола, повторите основные понятия, связанные с темой «Глагол». В школе, проводя морфологический разбор глагола, вы показываете свое знание этой темы. Умение определять грамматические признаки может быть основой для других более интересных исследований. Вы сможете изучать историю языка; анализировать, какие грамматические категории использует автор в литературном произведении; проводить сравнительный анализ языков. Инструментом этого служит морфологический разбор.

План морфологического разбора глагола

Часть речи: глагол ;

Вопрос: что делать? что сделать? что делаешь? что сделаем? что делал? и т. п.

Общее значение: действие предмета.

Морфологические признаки:

Начальная (неопределенная) форма;

Постоянные признаки : вид, переходность, возвратность, спряжение;

Непостоянные признаки : наклонение, время (в изъявительном наклонении), лицо (в повелительном наклонении, в настоящем и будущем времени), род (в условном наклонении и в прошедшем времени в единственном числе), число (во всех формах, кроме неопределенной).

Синтаксическая роль

Схема 1. Непостоянные признаки глагола

Образец: На окраине одного маленького шведского городка вы увидите запущенный сад .

Морфологический разбор глагола

Увидите - глагол;

I. (что сделаете?) увидите ;

Н.ф. - увидеть ;

II. Пост. - сов. вид, перех., невозвр., II спряж.;

Непост. - изъявит. накл., буд.вр., 2л., мн.ч.

III. Вы (что сделаете?) увидите.

Некоторые трудности в морфологическом разборе глагола

Трудность, связанная с аналитическими формами глагола (состоящими из двух слов): ехал бы; буду рисовать; пусть едет. Здесь можно условное наклонение принять за прошедшее время, а будущее сложное за инфинитив, а повелительное наклонение перепутать с настоящим временем. Особенно если в предложении частицы бы или глагол-связка быть стоят отдельно от глагола.

Например: Если бы я завтра приехал , то обязательно пришел бы на день рождения.

Я буду всегда вас помнить .

Трудность, связанная с омонимичными формами: повелительное наклонение и формы настоящего или будущего времени (Учите, учите ).

повелит. накл. изъявит. накл.

Сравните: Учите правила основательно. - Если вы учите правила основательно, то будете писать без ошибок.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Глагол как часть речи. СРЯ ().
  2. Спряжение глаголов ().
  3. Культура письменной речи. Правописание глаголов ().
  4. Розенталь Д.Э. Словарь лингвистических терминов ().
  5. Дидактические материалы. Раздел «Глагол» ().
  6. Стилистическое использование глаголов в художественной речи ().

Домашнее задание

Задание: прочитайте текст и выполните задания.

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал , что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел ...

Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.

Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)

1. Найдите в тексте глаголы.

2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.

3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.

4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?

5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.

6. Произведите морфологический разбор выделенных слов.

Изучая русский язык и, в частности, глаголы, мы часто сталкиваемся с необходимостью морфологически разобрать глагол - определить его характеристики и особенности. По какой схеме проводится морфологический разбор, и как это выглядит на примерах?

План действия для любого глагола

Разбор состоит из нескольких этапов:

  • Для начала нужно обозначить, что мы имеем дело именно с глаголом, определить его значение и вопрос, на который он отвечает.
  • Затем нужно употребить слово в его начальной форме и рассмотреть постоянные и изменяемые признаки. Для глаголов постоянными являются такие признаки, как вид и спряжение, переходность и возвратность, а непостоянными - лицо, время, род и число, а также наклонение.
  • И наконец, в заключение принято обозначать, какую роль играет рассматриваемое слово во всем предложении.

Образцы морфологического разбора

Морфологический разбор глагола «стоял»

Чтобы было понятнее, разберем для примера слово «стоял».

  • Слово относится к категории глаголов, обозначает некое действие, проверочным вопросом является «что делал».
  • Начальной формой здесь будет слово «стоять». Глагол имеет как постоянные, так и изменяемые признаки. К первым относятся - несовершенный вид, 2-е спряжение, невозвратность и непереходность. Среди изменяемых признаков - прошедшее время, мужской род и единственное число. Наклонение будет изъявительным, а вот лицо здесь определить нельзя.
  • В произвольном предложении слово окажется на месте сказуемого.

Морфологический разбор глагола «писал»

Приведем другой пример - слово «писал».

  • Глагол сообщает о некоем действии, вопросом к нему является «что делал».
  • Инфинитив для слова - «писать». Среди неизменяемых признаков глагола - невозвратность и несовершенный вид, слово является переходным и относится к 1-му спряжению. Среди изменяемых признаков - прошедшее время, мужской род и единственное число. Лицо определить невозможно, а наклонение будет изъявительным.
  • В предложении займет роль сказуемого.

Морфологический разбор глагола «разглядываю»

В качестве третьего примера возьмем слово «разглядываю».

  • Слово отвечает на вопрос «что делаю» и поэтому является глаголом, говорящим о совершаемом действии.
  • Инфинитивом для слова станет «разглядывать». В постоянные признаки попадут 1-е спряжение, несовершенный вид и невозвратность, а также переходность. К изменяемым признакам будут относиться 1-е лицо глагола, единственное число, настоящее время и изъявительное наклонение. Род не определяется.
  • Скорее всего, в предложении слово окажется сказуемым, однако это зависит от конкретной фразы.