Психологический туризм как направление интегративной психологии. Психологические аспекты при общении с клиентами в туристском бизнесе. Элементы психологии в туризме

Психологический туризм (пси-туризм)– это новое и бурно развивающееся направление современного туризма. Появление его обусловлено напряженным ритмом жизни человека, особенно в крупных городах, который постоянно держит в напряжении и не позволяет ни на мгновение расслабиться. Стрессы, спешка, суета, шумы разрушительно воздействуют как на физическое, так и на психическое здоровье каждого из нас. На выходных полностью восстановиться удается не всегда. Остается единственная надежда – отпуск. Как его провести? На море или заняться своим развитием? А почему не совместить то и другое? На помощь тем, кто хочет не просто отдыхать, но и самосовершенствоваться, появился психологический туризм.

Что включает в себя психологический туризм?

Психологический туризм – это специально разработанная технология для восстановления и поддержания психологического здоровья человека в современном мире. Известно, что нервную систему и организм человека в целом переутомляют не только и не столько умственный и физический труд, а и эмоции, получаемые им в течение жизни. Плохое расположение духа, гнев, страх, и другие негативные эмоции лишают человека бодрости, приводят к упадку сил, потере душевного равновесия, депрессии.

Иногда, чтобы освободиться от этого, перезагрузиться, нужно уехать, полностью расслабиться и набраться новых эмоций, новых знаний, приобрести новые навыки, чтобы поставить жизнь на совсем другие рельсы. Сочетание интересного отдыха с приобретением полезных психологических умений и навыков и есть психологический туризм. За этот период человек может как отдохнуть, так и обучиться, к примеру, эффективным коммуникациям, навыкам быстрой релаксации, управлению временем.

Формы психологического туризма

Сегодня есть множество форм психологического туризма.

Это и путешествия в горы с проводником и психологом .

Это поездки на различные курорты, где отдых сопровождается интересными тренингами .

Это эко-туризм , где человек погружается в природу и одновременно учится каким-то психологическим навыкам. Живут обычно на таких программах в палатках и исключительно в чисто природных условиях.

Есть и более цивилизованный туризм: в современных городах с экскурсионной программой и сопровождающей ее тренингом .

Идеальный психологический туризм это:

Объединение отдыха и путешествий по интересным местам с познанием мира души, знакомством со скрытой силой внутри каждого из нас.

Обычно группу людей курирует специалист, который составляет программу медитаций и тренингов, содействующих в достижении состояния гармонии, помогающих полностью расслабиться и избавиться от негатива.

Эффективный психологический туризм складывается из отдыха, обучения, психологической разгрузки, раскрытия своего потенциала и развития.

За короткое время человек может, как хорошо отдохнуть, так и обучиться, к примеру, медитации, коммуникабельности, энергетическому дыханию и т.д.

Как правило, по возвращению домой после правильно подобранного курса, человек ощущает прилив энергии, сил, эмоционально, физически и духовно обновляется, наполняется свежими идеями и готовностью творить и достигать новых целей.

Улучшается атмосфера как в семье, так и на работе, ведь само восприятие жизни меняется, энергетические ресурсы организма восстанавливаются, неэффективные стратегии поведения корректируются.

туристический психологический интерактивный

Элементы психологии в туризме

Психология туризма относится к социальной психологии, точнее, к той ее части, которая изучает взаимоотношения людей во время проведения отдыха, исследует мотивации, связанные с туристскими миграциями и услугами. Можно сказать, что прикладная психология туризма изучает поведение в связи с экономическими, социальными, трудовыми и культурными аспектами туристской деятельности. Одним из важнейших факторов в работе любого туристского агентства является понимание того, чего желают клиенты. Следует понять причину, побудившую их выбрать тот или иной тур, их ожидания от поездки. Иными словами, понять весь спектр мотивов. Наибольшей популярностью пользуется теория мотиваций потребностей человека А. Маслоу. В его трудах «Мотивы и личность» и «Теория мотиваций человека» обоснована пирамида потребностей, в основании которой - наиболее фундаментальные, а на вершине - личностные. Иерархии потребностей излагаются им следующим образом:

  • - все потребности человека можно сгруппировать в пять больших групп в виде пирамиды. После того как одна из потребностей удовлетворяется, другая занимает ее место. Высшие потребности удовлетворить наиболее трудно;
  • - для того чтобы мотивация в удовлетворении той или иной потребности возникла, необходимо удовлетворение потребности, расположенной рангом ниже. Когда возникает потребность, организм автоматически пытается ее удовлетворить, создавая адекватное поведение; Удовлетворение потребностей составляет очень важный фактор и определяет поведение.

Рассмотрим потребности человека по А. Маслоу:

  • 1) физиологические первичные потребности имеют наибольшее значение для человека. Когда эти потребности в значительной мере удовлетворены, основание пирамиды может породить мотивации к удовлетворению потребностей на вышестоящих ступенях;
  • 2) потребности безопасности имеют своей целью поиск защиты против опасности или какой-либо угрозы. Они могут быть физическими (несчастные случаи) или экономическими (экономическая нестабильность или безработица);
  • 3) потребности взаимоотношений, или социальные, становятся важными тогда, когда человек уверен в своем благополучии и безопасности. Для человека становится важным быть воспринятым другими людьми, быть членом какой-либо группы, добиться признания;
  • 4) потребности психологические - уважение или любовь к себе - относятся к статусу общения с другими, стремления к знаниям и успехам. На этой ступени ценностей находятся доверие и признание со стороны других. Удовлетворяя эту потребность, индивидуум стремится к самоутверждению и независимости;
  • 5) потребности самовыражения и развития, связанные с внутренним состоянием человека, находятся на вершине пирамиды. Это потребности создания и реализация собственного «я». Для реализации необходим значительный внутренний потенциал и высокий культурный уровень. Согласно Маслоу, все ступени этой пирамиды необходимо пройти постепенно. Также человек может одновременно находиться одновременно на нескольких ступенях, но это не означает удовлетворения в повседневной жизни потребностей на 100% при переходе на каждую высшую ступень. А. Маслоу считает, что потребности удовлетворяются (в среднем): физиологические - на 80%, безопасности - на 70%, социальные - на 50%, психологические - на 40% и самовыражения - на 100%.
  • - физические мотивации на отдыхе: занятия спортом, оздоровление на пляжах, тренировки, связанные с укреплением здоровья, и т.п. Все эти мотивации имеют общий аспект: сократить усталость и напряженность путем активной физической деятельности и добиться, таким образом, за счет отдыха нового физического состояния.
  • -культурные мотивации можно идентифицировать как желание узнать другие районы страны с иной культурой, историей, архитектурой.
  • -социальные мотивации, или отношения между людьми, включают желание познакомиться с новыми людьми, посещать друзей.
  • -мотивации перемены деятельности или географического места предполагают выйти из рутины, связанной с работой или повседневными занятиями, переход в новую географическую среду.
  • - мотивации статуса и престижа связаны с «я» человека и его персональным развитием. Эти мотивы могут быть связаны, например, с деловыми путешествиями, поездками на конгрессы, учебу. Желание признания, внимания и хорошей репутации очень широко и глубоко может быть удовлетворено через путешествия.
  • -мотивация развлечений связана с желанием веселого времяпровождения (танцы, спортивные развлечения, музыка, прогулки).

Психология туристских потребностей охватывает изучение всех психологических аспектов клиента: его поведения, мотивации, желаний, культурных и других потребностей, основанных на:

  • - мотивации и желаниях туриста;
  • - типологии туристской клиентуры;

Путешественников можно классифицировать по типам, выделенным американским психологом Стенли Плогом:

Психоцентрики (концентрируются на самих себе) и эгоцентрики (экстравертное поведение). Психоцентрики предпочитают: путешествовать семьями в строго определенных местах; активный совместный отдых в знакомых местностях; курорты, где много солнца и хорошее качество отдыха; незначительную активность; места, в которые можно добраться на автомобиле; туристский комфорт с развитой сетью гостиниц, ресторанов, магазинов; домашнюю обстановку (привычную кухню, семейную атмосферу, отсутствие иностранцев); полный пакет очень интенсивных экскурсий.

Эгоцентрики предпочитают активные и разнообразные развлечения; приключения и острые ощущения в жизни; путешествия для удовлетворения любознательности. Наибольшую привлекательность видят в малоосвоенных туристских районах. Стараются максимально использовать авиатранспорт, требовательны к бытовым условиям, хорошему питанию. Для них не обязательна «современность» точнее, следование моде, поскольку их не интересуют раскрученные, «заезженные» курорты и достопримечательности. Они предпочитают знакомиться с новой культурой и общаться с иностранцами. При наличии в программе экскурсий не приемлют строгих графиков и требуют максимальной степени свободы и независимости. Адаптация данной классификации на российской почве - спорный и непростой вопрос. И однозначных ответов мы не сможем дать еще долгое время, поскольку постоянно путешествующая прослойка общества, во-первых, мала, во-вторых, еще находится в состоянии формирования предпочтений.

Психологический туризм – это принципиально новое направление туризма, которое с каждым днем становится все популярнее. Это явление обусловлено тем фактом, что многие люди, проживающие в крупных городах, вынуждены постоянно находиться в стрессе из-за бешеного темпа мегаполиса. Суета, шум, неумение отдыхать и постоянная спешка, без сомнений, весьма негативно отражаются на физическом и эмоциональном состоянии человека. Более того, выходные не приносят должного облегчения, поскольку их недостаточно для того, чтобы человек отдохнул полноценно. Выходом из данной ситуации может стать именно психологический туризм. Если вы колеблетесь между неделей саморазвития или отдыхом на море, то стоит выбирать и то, и другое. Ведь психологический туризм как раз создан для того чтобы совмещать две мнимые альтернативы и продемонстрировать настоящую пользу путешествий для человека .

Что представляет собой психологический туризм

Психологический туризм (пситуризм) направлен на восстановление психологического состояния человека, окруженного большую часть времени заботами и проблемами. Такой отдых просто необходим тем, кто настроен на постоянное развитие и совершенствование. Отпуск в таком формате дает возможность раскрыть человеку его внутренние резервы и настраивает его на позитивные свершения.

Не секрет, что помимо физических и умственных нагрузок человеческую нервную систему также истощают эмоции. Негативные переживание, такие как гнев, страх или плохое настроение делают человека неработоспособным, лишая его сил и душевного равновесия. Нередко такое эмоциональное напряжение приводит к депрессии. Чтобы выбраться из этого «болота» человеку необходимо произвести эмоциональную «перезагрузку», под которой подразумевается интересная поездка, в которой предстоит узнать нечто новое и обрести неизвестные ранее навыки. Новые эмоции и впечатления , полученные во время поездки, направят вашу жизнь по более гармоничному пути. Если вы будете отдыхать и набираться психологических навыков одновременно, то по приезду вы будете наблюдать в себе позитивные изменения. Неделя или две – идеальный период для того, чтобы освоить тайм-менеджмент, навыки быстрой релаксации или эффективной коммуникации. Выбор за вами.

В настоящее время существует большое число вариаций психологического туризма. Среди них:

  • Поход вместе с психологом и проводником;
  • Заграничная поездка, которая предусматривает возможность прохождения каких-либо тренингов;
  • Эко-туризм, который дает возможность человеку познать окружающий его мир и обрести полезные психологические навыки. В большинстве случаев эко-туристы обитают в палатках в лоне природы;
  • Поездка в крупный город, сопровождаемая интересными экскурсиями и тренингами.

Стоит помнить, что эффективный пситуризм подразумевает релаксацию, освоение знаний, раскрытие человеческого потенциала, психологическую «перезагрузку» и саморазвитие. В идеале отдых должен гармонично сочетаться с путешествиями, новыми знакомствами и развитием внутренней силы.

Каким образом организовывается программа пситуризма

Зачастую каждая поездка формируется в одном контекстном ключе. Есть основная тема путешествия, которая гармонично вплетается во все детали поездки, такие как место проживания, занятия, экскурсии, выбор достопримечательностей.

Оптимальное число пситуристов – от 12 до 14 человек. Группой руководит квалифицированный тренер-психолог. Этот человек формирует программу тренингов и медитаций. Он же помогает каждому члену группы достичь гармонии, расслабиться и избавиться от негативных мыслей. Для того чтобы все пситуристы чувствовали себя более комфортно вместе с группой обычно едут организаторы поездки.

Плоды психологического туризма:

Психологический туризм подразумевает отдых и психологическое сопровождение одновременно. Данное понятие включает в себя обязательную программу личностного роста. Человек открывает для себя новые просторы на самопознания и развития. Пситуристы обогащают свой внутренний мир, находясь в новых для них условиях.

Для того чтобы понять, что такое психологический туризм , нужно попробовать это хотя бы раз. Не сомневайтесь, вам понравится. Недаром такой досуг стал настоящим трендом среди любителей личностного саморазвития.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Турист гражданин, посещающий страну (или место) временного пребывания с определенными целями, без занятия оплачиваемой деятельностью в стране пребывания и осуществляющий, по меньшей мере, одну ночевку в этой стране. По международным нормам период пребывания не может превышать 12 месяцев подряд, по национальным 6 месяцев. Сенин, B.C. Организация международного туризма/ В.С. Сенин. - М.: Финансы и статистика, 2003. - С.372.

Отношения к отдыху изменялись постепенно из столетия в столетие. Так, рабочая неделя существенно сократилась. В 50-е годы XIX в. средняя продолжительность рабочей недели составляла 70 ч. Она была длиннее даже для тех, кто был занят в сельском хозяйстве. К 1920 г. рабочая неделя сократилась до 50 ч. Эта тенденция может быть частично объяснена сократившимся числом занятых в сельском хозяйстве.

Продолжительность среднего рабочего дня также уменьшилась от 12 до 8 ч в день. Число рабочих дней сократилось с 7 до 5. Общественная психология потребителей постоянно претерпевает существенные изменения. В 5070-х годах, когда экономика была готова больше производить, а потребитель больше потреблять, труд воспринимался как основная составляющая существования человека, а отдых как средство восстановления сил для дальнейшего труда. Сейчас люди рассматривают право на отдых как наиболее значимую сторону жизни. Жизнь должна доставлять удовольствие, отдых это возможность для самореализации личности, а работа это необходимое средство поддержания соответственного уровня жизни.

Новый потребитель стремится, как и прежде, больше потреблять, но теперь по мере удовлетворения первостепенных потребностей. Он больше ориентируется на впечатления, познание, наслаждение, самовыражение и в меньшей степени на материальные ценности.

На российском рынке сформировался новый тип потребителя, которого отличают следующие психолого-поведенческие особенности:

высокий уровень информированности;

высокая требовательность к комфорту и качеству услуг;

индивидуализм;

экологизм сознания (осознание хрупкости окружающей среды и ее неразрывного единства с человеком);

спонтанность решений;

мобильность;

физическая и умственная активность на отдыхе;

стремление получать от жизни калейдоскоп впечатлений.

Новый российский потребитель туруслуг, в своем большинстве уже побывавший за границей и имеющий представление о качественном обслуживании, искушенный, более информированный, требовательный, критически относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, избалованный заграничным изобилием, жаждущий разнообразия впечатлений и удовольствий, активный, независимый изменяет свое поведение и на туристском рынке.

Вышеупомянутые изменения в общественной психологии потребления оказали влияние на стереотипы поведения потребителя на рынке туристских услуг. В западных странах за последние 30 лет бурного развития туризма, а в России буквально за последнее десятилетие в стереотипах поведения туристов произошли важнейшие изменения.

1. В мотивациях туристских поездок усиливается влияние активных форм отдыха и наблюдается углубление его сегментации.

Процесс разделения рынка на однородные группы потребителей,

которым следует адресовать разные товары (услуги, работы, идеи) и разные маркетинговые усилия (индивидуализированные комплексы маркетинга) называют сегментацией рынка. Голубков, Е.П. Основы маркетинга: Учебник / Е.П. Голубков. - М: Финпресс, 2000. - С. 264.

2. В 5080-е годы преобладали поездки внутри страны и лишь немногие имели возможность выезжать в командировку или на отдых по путевкам профсоюзов и в основном в страны бывшего соцлагеря или страны ближнего зарубежья. С начала 90-х годов география туристских поездок имеет ярко выраженную тенденцию к экспансии выездного туризма и сокращению спроса на туры внутри страны. Внутри выездного туризма наблюдается рост спроса в сегменте «дальние поездки» турпоездки в экзотические страны Юго-Восточной Азии, Индонезию, Японию, в страны Восточной и Южной Европы.

3. Зарождающейся тенденцией является увеличение количества туристских поездок, в том числе краткосрочных с целью отдыха. Некоторые туристы начинают отдавать предпочтение коротким, но частым поездкам на уик-энд или в праздничные дни новогодние, пасхальные, майские праздники и т. д. Короткие, но частые поездки отвечают таким требованиям потребителя туруслуг, как спонтанность выбора турцентра, интенсивный, насыщенный впечатлениями отдых. Короткий, но интенсивный отпуск отличается от основного отпуска более высоким уровнем расходов на день пребывания в турцентре, большой активностью и мобильностью туристов.

Изменение образа жизни людей. Образ жизни устоявшиеся формы бытия человека в мире, находящие свое выражение в его деятельности, интересах и убеждениях. Образ жизни представляет исчерпывающий портрет человека в его действиях и взаимодействии с окружающей средой. Это больше, нежели факт принадлежности к определенному общественному классу или типу личности. Зная о принадлежности человека к тому или иному общественному классу, можно сделать определенные выводы о его предполагаемом поведении, но нельзя представить его как индивида.

Личность человека вносит свои коррективы в выбор покупателя. Под личностью понимаются отличительные психологические характеристики, определяющие индивидуальные и относительно устойчивые реакции человека на окружающую среду. Личностные характеристики могут быть использованы в анализе предпочтений, отдаваемых потребителями определенным сортам товара (определенным услугам).Янкевич, В. С., Безрукова Н. Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме / В.С. Янкевич. - М.: Финансы и статистика, 2003. - С. 172.

Располагая информацией о типе личности человека, можно сделать выводы о его отличительных психологических характеристиках, но нельзя узнать о его деятельности, интересах и убеждениях. При разработке маркетинговой стратегии товара (услуги) менеджеры стремятся вскрыть взаимосвязи между товаром (услугой) и определенным образом жизни.

Людей привлекают путешествия с приключенческими целями, получение новых ощущений, здоровый отдых и т. д. Они заинтересованы в самовыражении и самоудовлетворении, испытывая новые стили жизни и узнавая новые виды проведения отдыха. На отдыхе они посвящают время тому, чтобы узнать самих себя. И современное общество поддерживает этот индивидуализм, жажду к самоуважению и самовыражению.

Эксперименты со стилями жизни, отдых в выходные дни, равноправие полов, женская эмансипация дали туризму новые группы потребителей. Мода, обычаи, привычки, традиции также оказывают внимание на поведение потребителей туруслуг и соответственно на спрос. Квартальнов, В. А. Туризм / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С.238.

Психографическая сегментация клиентов турфирм объединяет целый комплекс характеристик потребителей. В целом он выражается понятием «образ жизни». Последний представляет собой модель жизни линости, которая определяется увлечениями, поступками, интересами, мнениями, типом отношений с другими людьми и т.п. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме / А.П. Дурович. - Мн.: Новое знание, 2001. - С. 219.

Психографика объединяет способы количественных измерений черт личности, ценностей, стиля жизни потребителя. Личностью называются уникальные реакции человека на раздражители внешней среды, которые отражают его индивидуальность. Энджел, Д. Поведение потребителей / Д. Энджел. - СПб: ПитерКом, 2000. - С.327.

Психографический анализ (анализ стиля жизни) позволяет менджерам понять, каких стилей жизни придерживаются покупатели их продукции, а это в свою очередь дает возможность более эффективно общаться с представителями разных сегментов. Одновременно с этим можно выяснить, как позиционировать новый или существующий товар, как лучше «донести» его до потребителей, придерживающихся определенного стиля жизни (вероятно, эффективность здесь выше, чем при использовании одних лишь демографических показателей). Основная идея метода - заглянуть за рамки стандартных переменных, представить товар в соответствии с действиями, надеждами, страхами и мечтами целевой аудитории.Психографическая сегментация потребителей различных товаров и услуг на основе данных K-TGI. Режим доступа .

Психографические, или психолого-поведенческие, критерии туристского поведения: мотив поездки; психологический портрет туриста; сезонность, организация и форма поездки (групповая или индивидуальная); используемые транспортные средства; средства размещения; удаленность турцели; длительность поездки (имеет большое значение для производителей туристских услуг, так как замечено, что туристы, предпринимающие короткие туры, готовы к большим расходам и склонны к более интенсивной экскурсионной программе). К этим критериям относятся также источники финансирования поездки (социальный туризм отдых малообеспеченных слоев населения, который субсидируется системой социального страхования; инсентив-туры поощрительные поездки для сотрудников фирмы, их семей, финансируемые фирмой); консультанты и посредники в принятии решения о совершении турпоездки (турагент, туроператор). При психолого-поведенческой сегментации потребителей разделяют на группы по признакам образа жизни и целевым установкам относительно их свободного времени, по характеристике личности и поведенческим особенностям, а также по стереотипам в отношении потребления турпродукта.

В зависимости от мотивации туристской поездки (цели путешествия) различают следующие сегменты туризма: деловой, спортивный, курортный, оздоровительный, приключенческий, развлекательный, образовательный, познавательный, экзотический, хобби-тур.

Многие из них делятся на более мелкие субсегменты, например в рекреационном туризме это отпускной туризм и туризм с целью лечения. Часто бывает нелегко провести четкую границу между отдельными сегментами по мотивации: деловой туризм может сочетаться с познавательным, спортивный с рекреационным.

Предпринимаются попытки обобщить те или иные потребности и особенности потребителей туруслуг и выявить типы путешествующих, объединив множество однородных признаков. Данные типологий, создающихся на основе комплекса критериев, всегда условны, но в маркетинге фирмы при проведении сегментации рынка и определении целевых групп можно рационально использовать их для подготовки персонала, при выборе СМИ для проведения рекламной кампании, а также при определении целей маркетинга.

Сегменты, полученные путем деления туристского рынка на основе образа жизни людей, могут дать ответы на вопросы о поведении, интересах, убеждениях, восприятиях, ценностях и нуждах представителей каждого такого сегмента. Например, выявлены потребительские группы: погруженный в себя искатель наслаждений; активная и целеустремленная личность; представитель деловых кругов, так называемые «синие воротнички»; традиционный домосед.

Погруженный в себя искатель наслаждений. Молодой человек, выполняющий монотонную, неинтересную работу, ищет удовлетворения от реальных и воображаемых видов деятельности на свежем воздухе. Любит ходить на рыбалку и охоту, играть в баскетбол, увлечен дорогими спортивными автомобилями. У него приличный доход, но все решения о покупках принимаются им спонтанно. Этот человек не планирует жизнь на долгую перспективу. Он постоянный зритель спортивных, приключенческих и других активных программ по телевизору.

Активная и целеустремленная личность. Использует все свои способности и энергию с целью достижения повышения по службе, имеет большой интерес к своей работе, либеральна, с современными взглядами на многие стороны жизни, уверенная в себе. Подобная личность пребывает в постоянном поиске новых ощущений, активной деятельности, например катание на лыжах, плавание на яхте, путешествие за границу. Этот человек читает журналы, чтобы постоянно быть в курсе всех событий и последних тенденций современной культуры. Он смотрит спортивные телевизионные программы, развлекательные шоу и сводки последних новостей.

Деловая личность. Имеет в своем распоряжении больше свободных денежных средств для покупки второго дома и дорогого отдыха в отличие от активной целеустремленной личности. Но она предпочитает перемещаться на небольшие расстояния и менее мобильна, так как имеет постоянное место жительство и сформировавшуюся семью. Она является читателем деловых журналов, газет, зрителем кратких сводок новостей, специальных телевизионных программ о путешествиях и природе.

«Синие воротнички». Проживают в небольших городах или на окраине крупных городов, имеют твердые убеждения относительно общественных ценностей, таких, как чувство патриотизма, морали и необходимости в тяжелой работе. Превосходным отдыхом они считают отдых с семьей в палатках (кемпинг). Они любят охоту и рыбалку. Из всех телевизионных спортивных программ они предпочитают боулинг или футбол.

Традиционный домосед. Его главной проблемой является неспособность идти в ногу с быстро меняющимся миром. Он признает то, что он приверженец старых традиций и ждет того же от других людей. Он пытается извлечь максимальную пользу из каждого потраченного им рубля. Домосед избегает всего, что связано с риском, и никогда не будет делать покупок в кредит. Он является зрителем телевизионных комедий. Основным источником информации о последних событиях в мире для него являются трансляции новостей по телевидению.

Все эти сегменты дают поверхностную характеристику потребителей. При подразделении туристского рынка по обобщенным характеристикам сегменты, полученные по критерию образа жизни, представляют группы потребителей с совершенно разными потребностями и ценностями. Каждый сегмент представляет собой основной рынок, для которого разрабатывается специальный турпродукт. Социально-демографические данные выявляют физические и финансовые способности и ограничения каждого сегмента. Описание образа жизни дает представление о потребностях и запросах каждого сегмента. Данные об использовании каждым сегментом средств массовой информации показывают, с помощью каких средств можно провести рекламную кампанию с целью информирования данного сегмента.

Сегментация туристского спроса имеет тенденцию к бесконечности, это обусловлено такими факторами, как усложнение структуры потребностей человека, растущее значение отдыха и туризма в жизни общества.

Усложнение структуры туристских потребностей обусловливает возникновение не только новых сегментов в туристском спросе, но и смешанных форм туризма. Квартальнов, В. А. Туризм / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С.244.

Классифицировав своих клиентов, турфирма получает возможность предложить более индивидуализированный пакет продукции с сопутствующими и дополнительными услугами. Делается более правильный выбор о необходимости лояльности клиента, минимизируется возможность ошибки, повышается рентабельность предприятия. Определив группу невыгодных клиентов можно скинуть отрицательный балласт и перевести часть средств на удержание имеющихся прибыльных клиентов.

В современном туристическом бизнесе появилось новое направление – психологический туризм или как его еще называют, пси-туризм. Появление такого направления, в первую очередь, обусловлено напряженным ритмом жизни современного общества, особенно в больших городах и мегаполисах, который не дает возможности расслабиться, и постоянно держит человека в напряжении.

Суета, шум, спешка, постоянные стрессы разрушительно действуют на психическое и физическое состояние каждого человека. Выходные дни не всегда дают возможность полностью восстановить нормальное состояние организма. Поэтому остается одна надежда на отпуск. Но как правильно провести свой отпуск? Для тех, кто не знает, как правильно провести свой отпуск, на помощь придет психологический туризм, который окажет действенную помощь каждому отдыхающему.

Так что же включает в себя психологический туризм? На сегодняшний день психологический туризм представляет собою специально разработанную технологию для восстановления и поддержки психического здоровья человека в современных условиях. Хорошо известно, что нервную систему человека и его организм в целом переутомляют не столько физический и умственный труд, а сколько эмоции, которые он получает на протяжении своей деятельности. Плохое состояние духа, страх, гнев и ряд других негативных эмоций, которые своим действием лишают человека бодрости, приводят к потере равновесия, упадку сил, потере душевного равновесия и депрессии.

Для того чтобы освободится от такого состояния, необходимо перезагрузится, сменить обстановку, полностью расслабиться, набраться новых эмоций и поставить свою жизнь на новые рельсы. Сочетание интересного отдыха с приобретением новых полезных психологических навыков и умений, как раз будет тем, чем является психологический туризм. За время такого отпуска человек сможет отдохнуть, а также обучиться эффективным коммуникациям, управлению временем, быстрой релаксацией.

Формы психологического туризма

Среди множества форм психологического туризма главными будут следующие виды:

Путешествие в горы с проводником и психологом,
- поездки на различные курорты, где отдых сопровождается тренингом,
- экотуризм , где у человека будет возможность погрузиться в волшебный мир природы. Во время таких программ туристы проживают в палатках и в исключительно чистых природных условиях,
- цивилизированный туризм. Он проводится в современных городах по специальным программах, которые сопровождаются специальным тренингом.

В идеальном варианте психологический туризм это - объединение путешествий и отдыха по новым интересным местам с познанием мира души, знакомство со скрытыми силами, которые скрываются внутри каждого из нас.

В таких турах группу туристов сопровождает квалифицированный специалист, который составляет специальную программу треннигов и медиатаций, и которые будут впоследствии содействовать достижению состояния гармонии, помогают полностью расслабиться, и избавится от негативных влияний.

В комплекс психологического туризма входят отдых, обучение, психологические разгрузки, раскрытие своего внутреннего потенциала и развития.

За довольно короткий срок человек сможет хорошо отдохнуть, а также обучится приемам медитации, коммуникабельности, энергетическому дыханию и многому другому.

После правильно подобранного курса, человек после возвращения домой ощущает прилив сил и энергии. Он полностью обновляется как духовно, так и эмоционально и физически. Все его естество наполняется свежими идеями и готовностью творить и достигать новых рубежей.

После такого отдыха значительно улучшается атмосфера в семье и на работе. А все из-за того, что поменялось само восприятие жизни, восстановились энергетические ресурсы организма, а негативные стратегии поведения поддаются корректировке.