Профессия организация и безопасность движения. Автоматизироваhhые системы обработкииhформации и управлеhия. «Менеджмент организации» со специализацией «Управление в транспортно-логистических системах»

Специалист по БДД — человек, отвечающий за предупреждение ДТП, за безопасность во время эксплуатации автотранспорта, техническое состояние ТС, подготовку персонала. Профессия подходит тем, кого интересует обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

В штате каждого предприятия, которое занимается любыми типами перевозок, должен числиться специалист (инженер) по БДД. Такой сотрудник должен иметь , а также перед началом работы он обязан пройти аттестацию. Это руководящая должность, ведь инженеру подчиняются и водители, и диспетчеры, и другие сотрудники, а он передает отчеты непосредственно руководителю компании.

Описание профессии

Должностная инструкция специалиста обязывает его выполнять следующий спектр работ:

  • выезд на место ДТП для оказания помощи, оформления документов;
  • оказание юридической помощи сотрудникам компании, которые попали в ДТП;
  • проведение анализа для выявления причин, из-за которых произошло ДТП;
  • прохождение ГТО ТС и регистрация ТС;
  • ведение журнала инспекций, необходимой документации;
  • проверка качества исполнения водителями, диспетчерами и другими сотрудниками должностных инструкций;
  • проведение консультаций, лекций и инструкций, направленных на предупреждение ДТП.

Обязанностей у этого специалиста очень много, ведь он должен ежедневно проверять и осматривать автомобили, которые будут выезжать на работу. Специалист следит за тех. состоянием автомобилей в течение года, а также отвечает за то, чтобы машины вовремя прошли ТО, своевременно ремонтировались, находились в хорошем состоянии.

Часто он занимается не только транспортными средствами, но и отвечает за организацию охраны труда. От технического состояния ТС зависит жизнь водителей, пассажиров и пешеходов, поэтому на инженера по БДД возлагается огромная ответственность.

Специалист, ответственный за безопасность дорожного движения, должен каждую минуту помнить о том, что его ошибки приведут к тому, что компания, в которой он работает, понесет материальные убытки. Любое несоблюдения правил и должностной инструкции карается штрафами, выговорами, проверками.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Официальное трудоустройство.
  2. Нормированный рабочий день.
  3. Обязанностей много, но работа неутомительная.
  4. Средняя заработная плата, к которой могут прибавляться премии.
  5. Руководящая должность.
  6. Много свободных рабочих мест в любом регионе России.

Минусы

  1. Работа нервная и ответственная.
  2. Перспектив карьерного роста нет.
  3. Остается мало времени на самообразование.
  4. Необходимо долго учиться, чтобы освоить эту профессию.
  5. Работа с большим количеством людей, которых нужно ежедневно контролировать и проверять.
  6. Много должностных обязанностей.
  7. Материальная ответственность.
  8. Без стажа работы до 3 лет трудоустроиться практически невозможно.

Важные личные качества

  1. Ответственность.
  2. Умение руководить большим количеством людей.
  3. Коммуникабельность.
  4. Строгость.
  5. Пунктуальность.
  6. Инициативность.
  7. Решительность.
  8. Организаторские способности.
  9. Умение сохранять спокойствие при любых ситуациях.

Этот специалист должен уметь руководить и проявлять жесткость при принятии решений, в противном случае коллектив не будет слушать его.

Обучение на специалиста по БДД

Если вы желаете работать в этой сфере, то начать стоит с получения высшего технического образования. Специалисты этой категории подают документы в вузы с направлением подготовки «Техника и технологии наземного транспорта». Выпускник проходит аттестацию, получая разрешение на работу в рассматриваемой сфере.

Аттестацию необходимо проходить после каждых 5 лет работы, срок обучения зависит от выбранной программы и базового высшего образования. Заметим, что аттестация может быть проведена раньше в том случае, если на предприятии, где работает инженер по БДД, нарушаются правила безопасности при эксплуатации автотранспорта.

Если образование непрофильное, то в обязательном порядке необходимо проходить курсы переподготовки. На этом этапе специалист либо сам подает документы на обучение, либо же его направляет компания, в которой он работает.

Обучение по направлению на базе оконченного высшего или средне-специального образования можно пройти в Межрегиональной Академии строительного и промышленного комплекса (МАСПК). На выбор слушателям доступны программы профессиональной переподготовки, а также повышения квалификации по этой специальности. По окончании курсов слушателям выдается диплом или удостоверение установленного образца.

Учебный центр «Перспектива», г. Челябинск

Учебный центр занимается обучением и переподготовкой специалистов. После прохождения курса студенты получают соответствующий диплом и могут искать рабочее место! Если с поиском работы возникают трудности, то представители центра помогут своим выпускникам трудоустроиться.

Вузы

Место работы

Найти работу в этой сфере будет несложно, ведь специалисты востребованы в таких компаниях:

  • компании, у которых есть собственный автопарк для доставки продукции (рестораны, магазины и другие);
  • компании и предприятия, занимающиеся перевозкой разных грузов (строительные магазины, мебельные фабрики и другие);
  • компании, занимающиеся перевозкой людей (трансфер, службы такси, аренда авто и другие).

Это может быть частная или государственная компания, но вакансий очень много, поэтому на поиск работы дипломированный специалист потратит минимум времени.

Оплата труда

Заработная плата средняя, но она очень сильно зависит от региона и компании, в которой инженер по БДД работает. Также важен опыт, ведь чаще всего работодатели желают видеть в штате человека, который работает в сфере транспортных перевозок более 3 лет.

Зарплата на 21.03.2019

Россия 30000—85000 ₽

Москва 35000—79500 ₽

Профессиональные знания

  1. Знание правил ПДД, законодательных и нормативных актов, стандартов дорожного движения.
  2. Знание принципа работы транспортных средств, ведь ежедневно специалист должен проверять их и оценивать техническое состояние.
  3. Умение вести документацию, указанную в должностной инструкции.
  4. Базовые знания о юриспруденции, охране труда, а также пожарной безопасности.
  5. Умение работать с ПК, знание базового пакета программ.
  6. Желательно умение водить автомобиль.

Этот специалист должен уметь эффективно управлять сотрудниками, которые работают с транспортными средствами. Он отвечает за все процессы и несет материальную ответственность, поэтому важно отличное знание законов, правил и должностных обязанностей.

» Кафедра «Организация и безопасность движения» | О кафедре

Кафедра «Организация и безопасность движения» | О кафедре

Подготовка дипломированных специалистов в области обеспечения безопасности дорожного движения ведется в МАДИ с 1974 года.

Первоначально, подготовка специалистов велась на кафедре "Автомобильные перевозки и безопасность движения", которую возглавлял выдающийся ученый, ректор института Леонид Леонидович Афанасьев. В 1985 году, после разделения кафедры организовалась кафедра "Организация и безопасность движения", первым заведующим которой был утвержден профессор Георгий Ильич Клинковштейн. В настоящее время кафедру возглавляет профессор, доктор технических наук Жанказиев Султан Владимирович.

Сегодня на кафедре работают 19 преподавателей, в том числе 5 профессоров и 11 доцентов. Практически все привлекаемые к обучению студентов преподаватели имеют ученые степени. Организовано привлечение к обучению специалистов-практиков.

Кафедра имеет четыре хорошо оснащенные специализированные лаборатории, в которых студенты могут получить и практически освоить те знания, которые они получили на теоретических занятиях.

1) Лаборатория систем организации дорожного движения. В данной лаборатории находятся уникальные технические средства управления дорожным движением, собранные от ведущих фирм, занимающимися этими вопросами;

2) Лаборатория проблем активной и пассивной безопасности. В данной лаборатории смонтированы стенды, позволяющие студентам знакомиться с элементами активной и пассивной безопасности автомобиля, в этой же лаборатории размещен компьютерный класс с оригинальными методиками по углубленному изучению курсов лекции по организации дорожного движения, автотранспортной психологии, методологии подготовки водителей и др.

3) Лаборатория психофизиологии поведения водителя. В данной лаборатории установлен комплекс изучения психофизиологии поведения водителя работающий по принципу полиграфа с трекингом взгляда водителя, а также автотренажер с панорамным экраном. Данная лаборатория задействована в учебном процессе в рамках изучения поведенческих особенностях водителя в различных ситуациях, а также оценка восприятия водителем современных систем управления дорожным движением и иных технических решений в области организации, безопасности дорожного движения и интеллектуальных транспортных системах.

4) Лаборатория имитационного моделирования транспортных и пешеходных потоков. В данной лаборатории оборудован компьютерный класс оснащенный специализированным программным обеспечением PTV Visim и Visum позволяющим студентам обучиться основам микро и макро моделирования транспортных потоков. Данная лаборатория используется в учебном процессе с целью освоения обучающимися компетенций в области транспортного моделирования в программном продукте актуальном на Российском рынке как в государственных структурах, так и в коммерческих организациях занимающихся разработкой проектов организации дорожного движения, транспортным планированием, а также внедрением современных систем организации дорожного движения.

5) Проблемная лаборатория безопасности дорожного движения имени Л.Л. Афанасьева. Данная лаборатория осуществляет разработку политики в области безопасности дорожного движения и развитие сотрудничества с промышленными предприятиями и научными организациями Российской Федерации и иностранных государств на основе результатов научной и образовательной деятельности.

6) Полигонно-тестовый комплекс «Умная дорога». Данная лаборатория расположена на полигоне МАДИ (34-ый километр Ленинградского шоссе) и предназначена для отработки практических знаний в области организации и безопасности движения и интеллектуальных транспортных систем. Данная лаборатория оснащена современным оборудованием, устанавливаемым на дорогах Российской Федерации. Целью данной лаборатории является проведения практических испытаний дорожного оборудование и подсистем с целью оценки их эффективности перед внедрением на реальную дорогу.

На кафедре сформирована современная база с необходимыми для учебного процесса методическими материалами (квалификационная характеристика специальности, учебные планы, программы профилирующих дисциплин, лабораторный практикум, тематика курсовых и дипломных проектов).

Выпускники кафедры решают такие профессиональные задачи, как: участие в работах по осуществлению исследований, разработке проектов и программ; оказание методической и практической помощи при реализации проектов и программ; осуществляет экспертизу дорожно-транспортных происшествий; составление планов размещения оборудования, технического оснащения средств организации дорожного движения; выполнение работ по организации и безопасности дорожного движения; изыскание резервов сокращения цикла выполнения работ; развития кооперативных интеллектуальных транспортных систем и автономного движения.

На кафедре создана структура и учебно-методическая база подготовки бакалавров, инженеров, магистров, кандидатов и докторов наук нового профиля. Кафедрой было выпущено более 3000 инженеров по организации и безопасности движения, более 100 студентов получили звание бакалавра, около 10 звание магистра, в аспирантуре и докторантуре подготовили и защитили диссертации более 80 человек.

Постоянно растущая потребность в передвижении людей, а также грузов обуславливают ощутимый рост спроса на специалистов в сфере автотранспорта, без которых решение задач, связанных с развитием автотранспорта, а также с увеличением производства автомобилей невозможно.

Обучение автомобильным специальностям

Отечественные высшие, а также средние учебные заведения выпускают ежегодно огромнейшее количество специалистов, получающих различные профессии автомобильной отрасли. Множество учебных заведений дают качественное специальное техническое образование, которое требует современное автомобильное хозяйство. Работать сегодня в этой отрасли значит обеспечить стабильный заработок, а также возможность карьерного роста.

Автомобильные специальности в вузах и техникумах

Эксплуатация автомобильного транспорта специальность (код 05.22.10)

Областью профессиональной деятельности специалистов этого направления становится исследование с целью совершенствования технологии, а также организации перемещения грузов и людей, процессов, которые обеспечивают эти перемещения. Цель решаемых в рамках профессии проблем - формирование высокоэффективных, безопасных и надежных, транспортных систем вкупе с обеспечением научно-технического прогресса в данной области. Выпускники с данной специализацией могут в перспективе рассчитывать на высокие руководящие должности.

Специальность техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (код 23.02.03)

Выпускники, получившие специальность "ремонт автомобильного транспорта", имеют в своем распоряжении диплом гособразца о среднем профобразовании и присвоении квалификации техника. Это дает выпускникам возможность занимать на предприятиях автотранспортной отрасли посты руководителей среднего звена.

Деятельность техника связана непосредственно с техобслуживанием и ремонтом автотранспорта. Техник может выполнять организационно-управленческие функции, разработку конструкторской и технологической документации, связанной с ремонтом, а также модернизацией транспортных средств. Важным преимуществом профессии становится востребованность таких специалистов, а также их социальная значимость, которые постоянно увеличиваются, что связано с растущим уровнем автомобилизации.

Специальность "Автомобильные дороги и аэродромы" (код 08.05.03)

Автомобильные дороги - важнейшая подсистема любой страны, призванная обеспечивать необходимые условия для производства и торговли, являясь определяющим фактором её благосостояния. Выпускники, освоившие специальность "строительство автомобильных дорог аэродромов" требуются в следующих сферах дорожной отрасли:

  • разработка проектов строительства, с ремонтом и содержанием автодорог, транспортных сооружений, а также аэродромов;
  • строительство аэродромов, автотрасс, городских дорог;
  • оформление технической документации;
  • строительство транспортных сооружений с инженерными коммуникациями;
  • ремонт, реконструкция, содержание автодорог и аэродромов;
  • обеспечение безопасности движения;
  • производство материалов дорожно-строительного назначения, а также конструкций;
  • оценка эксплуатационного состояния сооружений;
  • выпускники могут занимать должности проектировщика, инженера, мастера на различных предприятиях дорожно-строительной отрасли.

Если учесть состояние дорог в России, можно не сомневаться, что для выпускника всегда найдется работа по специальности "автомобильные дороги".

Специальность "Автомобили и автомобильное хозяйство" (код 19.06.01)

Объектами профессиональной деятельности вчерашних выпускников становятся конструкторско-технологические, научные организации, транспортные, а также авторемонтные предприятия, автосервисы , дилерские центры, транспортно-экспедиционные и маркетинговые службы, сферы материально-технического обеспечения, торговли автотехникой, запчастями, а также сопутствующими материалами. Вузы со специальностью "автомобили и автомобильное хозяйство" дают возможность выпускникам быть уверенными в соем дальнейшем трудоустройстве, что обуславливается высоким спросом на подобных специалистов.

Автомобильный сервис специальность (43.03.01)

Чтобы транспортное средство исправно справлялось с требующимися от него задачами, обойтись без качественного, а главное своевременного техобслуживания и ремонта невозможно. Современный автомобильный сервис – высокотехнологичное производство, обладающее специализированным программным обеспечением наряду с квалифицированным персоналом. Специалист, обучавшийся этой специальности, обладает информацией о последних новациях, компетентен в сфере информационных технологий, способен адаптировать импортируемые технологии сервиса к условиям российского рынка.

Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте специальность (код 19.07.01)

Деятельность выпускника будет связана с планированием и контролем движения транспортных ресурсов. Задача специалиста заключается в минимизации затрат, времени нахождения авто средства в пути. В круг его обязанностей входит выбор маршрута, таможенное оформления грузов, аренда складов, а также отслеживание нахождения автомашины в пути. Обязанности такого специалиста практически идентичны обязанностям логиста в других сферах экономики.

Выпускники, овладевшие этой специальностью, востребованы, в зависимости от уровня учебного заведения, в центрах логистики или в службе эксплуатации на предприятиях автотранспорта на постах руководителей станции техобслуживания, начальников пассажирских или грузовых перевозок, заместителей и директоров предприятия, инженеров, ревизоров, техников, диспетчеров.

Вывод

С повышением доходов населения России, показатель автомобилизации будет так же расти, что требует соответственного развития транспортной инфраструктуры, а именно дорог, стоянок, а также предприятий технического сервиса, которые специализируются на проведении технической диагностики, техобслуживания вкупе с ремонтом автомобилей, материально-техническом снабжении, транспортных, логистических операциях и пр. Это становится причиной повышенного спроса на выше перечисленные специальности.

Квалификация: Инженер по организации и управлению на транспорте Инженер пуДневная форма обучения

Описание

Выпускающей кафедрой по данной специальности является кафедра «Автомобильные перевозки».

Основное направление подготовки инженеров - технология процесса в области организации перевозок и управления им как на внутреннем, так и на международном рынке транспортных услуг. Фундаментальная теоретическая подготовка в современных рыночных условиях направлена на изучение базовых транспортных дисциплин. Теория транспортных процессов и систем, математический инструментарий моделирования транспортного процесса на стадии планирования и оперативного управления, теория грузовых и пассажирских перевозок, экспедиторская деятельность на транспорте, механизация погрузочно-разгрузочных работ и др.

Конкурентная сфера, разукрупнение транспортных предприятий и приватизация их потребовали сделать крен в изучение целого ряда новых «рыночных» дисциплин: менеджмент, маркетинг, управление персоналом, рынок транспортных услуг, транспортная логистика и др.

Учитывая специфику профессиональной деятельности будущего инженера по данной специальности, на старших курсах студенты могут выбрать одну из двух специализаций по организации перевозок или по управлению на транспорте.

Получая квалификацию инженера по организации управления на транспорте, специалисты могут работать в транспортно-эксплуатационных предприятиях, территориальных и муниципальных департаментах транспорта, автотранспортных таможнях, терминальных системах, транспортной инспекции, проектных и научно-исследовательских институтах и предприятиях.

«Менеджмент организации» со специализацией
«Управление в транспортно-логистических системах»

(дневное обучение)

Выпускающая кафедра - «Менеджмент».

Данная специализация в уже сформировавшейся в последние годы российской «рыночной» экономике стала востребована на транспорте на всех уровнях его функционирования, в частности, в бизнес-процессах при транспортном обслуживании цепей поставок как материальных ресурсов, так и готовой продукции, а также при формировании региональных транспортных систем на опорной дорожной сети с логистическими центрами.

Помимо базовых учебных дисциплин стандарта специальности «Менеджмент организации»: Менеджмент, Теория управления, Маркетинг, Управление персоналом, Инновационный и стратегический менеджмент и другие дисциплины, студенты изучают ряд прикладных логистических дисциплин:

  • Управление цепями поставок;
  • Современный инструментарий логистического управления;
  • Логистическое обслуживание потребителей;
  • Транспортная логистика;
  • Логистика накопительных и распределительных транспортных систем;
  • Логистическое администрирование;
  • Эффективность логистических систем;
  • Логистический сервис.

Изучение этих дисциплин построено на одной из специализаций в области грузовых перевозок, пассажирских перевозок и сервиса транспортной техники.

Получая квалификацию менеджера по управлению в транспортно-логистических системах, специалисты могут работать в фирмах и компаниях в качестве логистов в транспортных подразделениях, в транспортных предприятиях, в территориальных и муниципальных департаментах транспорта, логистических центрах, таможнях, терминалах, проектных и научно-исследовательских институтах.

ОРГАHИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕHИЯ

Окончившие институт по этой специальности получают квалификацию инженера по организации дорожного движения и могут работать в системе Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД; системе Транспортной инспекции Министерства транспорта, в службах безопасности движения автотранспортных и дорожно-эксплуатационных предприятий, в учебных заведениях, научно-исследовательских и проектных институтах, учреждениях, занимающихся автотехнической экспертизой и сертификацией автомобилей, а также в страховых транспортных компаниях.

На протяжении первых четырех лет обучения студенты изучают общетеоретические и специальные дисциплины транспортного цикла - техническое обслуживание, конструирование транспортных средств и двигателей внутреннего сгорания, автомобильные дороги, транспортное законодательство. Специальная подготовка ведется на 4 и 5 курсах с ориентацией на различные виды деятельности дипломированного специалиста в области организации и управления дорожным движением: организационно-управленческую (в ГИБДД МВД, службах обеспечения безопасности дорожного движения, транспортной инспекции и др.); проектно-исследовательскую (институты и бюро, занимающиеся проектированием организации дорожного движения, исследованием характеристик дорожного движения и соответствующих технических средств управления движением); сертификацию автомобилей; экспортно-исследовательскую (экспертные учреждения Министерства юстиции, страховых организаций и др.); инженерно-эксплуатационную (предприятия по эксплуатации технических средств управления движением, диагностические станции безопасности автотранспортных средств); инженерно-педагогическую (преподавание специальных дисциплин, связанных с подготовкой инженеров, техников, водителей автомобильного транспорта).

В процессе обучения по специальным дисциплинам будущие специалисты получают необходимые навыки, связанные с названными ниже видами деятельности, в частности: исследование характеристик дорожного движения; оценка качества и состояния технических средств управления дорожным движением; проведение служебных расследований и экспертизы дорожно-транспортных происшествий и поврежденных автомобилей; расчеты и оценка экономических показателей организации и обеспечения безопасности дорожного движения; оценка экологических характеристик в сфере дорожного движения.

АВТОМАТИЗИРОВАHHЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ
ИHФОРМАЦИИ И УПРАВЛЕHИЯ

«Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)» - специальность, занимающаяся созданием человеко-машинных систем, включающая исследование, разработку, проектирование и эксплуатацию предназначенных для обработки информации и автоматизации процессов управления организационно-техническими системами.

Актуальность развития данной специальности определяется повсеместным внедрением современных информационных и телекоммуникационных технологий, необходимостью совершенствования управления народным хозяйством на основе создания автоматизированных систем управления.

Специальность предполагает следующие области исследований:

  • Разработка научных основ построения автоматизированных систем обработки информации и управления.
  • Разработка теоретических основ алгоритмизации функциональных задач управления и переработки информации, анализ эффективности АСУ.
  • Разработка принципиально новых методов организации и ведения информационной базы и банков данных.
  • Разработка методов преобразования и передачи информации в автоматизированных системах обработки информации и управления.
  • Разработка систем реального времени в области организационного управления и обработки информации.
  • Разработка методов контроля, кодирования и обеспечения достоверности информации.
  • Создание вычислительных систем и сетей передачи информации.
  • Разработка систем мультимедиа и сложных прикладных программ.
  • Разработка научных основ технического обеспечения АСУ.
  • Разработка методов обеспечения системной совместимости и интеграции АСУ, АСУТП.

Кафедра Автоматизированные системы управления (АСУ) готовит и выпускает студентов по специальности 220200 - «Автоматизированные системы обработки информации и управления» - с раздельной подготовкой по специализациям - «Интеллектуальные системы» и «Интегрированные автоматизированные системы управления».

В учебных планах и рабочих программах специальности заложен принцип непрерывной математической, электронной, инженерно-конструкторской, программистской и компьютерной подготовки студентов.

На кафедре реализована многоуровневая подготовка специалистов с защитой аттестационно-выпускных работ и получением диплома бакалавра после 4-х лет обучения, защитой дипломов инженеров после 5-ти лет обучения и защитой дипломов магистров после 6-ти лет обучения. Кафедра имеет аспирантуру по специальности.

Студенты изучают теоретическую информатику, основы теории управления, организацию ЭВМ и систем, технологию программирования и компьютерную графику, интернет программирование, моделирование систем, теорию принятия решений, базы и банки данных и знаний, принципы построения интеллектуальных систем, экспертные системы, пакеты прикладных программ и др.

Подготовка специалистов по профилю кафедры связана с использованием достижений фундаментальных и прикладных наук, самого передового отечественного и зарубежного опыта в данной области, опирается на современную лабораторную и учебно-методическую базу, а также на результаты научно-исследовательских и научно-методических работ, выполняемых силами кафедры.

При выполнении лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов студенты работают в лабораториях кафедры, оснащенных ПЭВМ и программным обеспечением, включая различные инструментальные средства и пакеты прикладных программ специального назначения для оптимизации, исследования и моделирования АСУ, экспертных систем, систем поддержки принятия решений, интеллектуальных обучающих систем. Кафедра хорошо оснащена вычислительной техникой: в шести дисплейных классах установлено более 100 современных ПЭВМ, что позволяет студентам знакомиться с самыми современными программными продуктами. Все ПЭВМ объединены между собой в локальную сеть и подключены к единой университетской информационно-вычислительной сети с возможностью выхода в международную компьютерную сеть Internet. Активно развиваются и внедряются в учебный процесс технологии дистанционного обучения.

В процессе обучения студенты проходят учебно-производственные практики на предприятиях и в организациях по индивидуальным договорам, в ходе которых собирают материал для выполнения курсовых и дипломных проектов.

Кафедра участвует в проведении студенческих олимпиад, конкурсов курсового и дипломного проектирования, конкурсов студенческих компьютерных программ. Студенты нашей специальности неоднократно становились победителями институтских и городских олимпиад по программированию.

Научные работы, проводимые на кафедре, полностью соответствуют специальности и носят прикладной характер. В соответствии с этим, достигнут высокий уровень интеграции научных исследований и учебного процесса. Большое внимание уделяется вопросу подготовки докторов и кандидатов технических наук. Сотрудники кафедры активно участвуют в проведении хоздоговорных и госбюджетных научно-исследовательских работ, научных работ по заказу Российского фонда фундаментальных исследований. Регулярно выступают с докладами на международных, республиканских, отраслевых, межвузовских конференциях.

В ходе обучения студенты овладевают глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для разработки и использования современных автоматизированных систем обработки данных, а также интеллектуальных систем различного класса и назначения. Выпускники кафедры АСУ с успехом работают не только в нашей стране в различных государственных и частных предприятиях, министерствах и ведомствах, они хорошо зарекомендовали себя в странах СНГ, Сирии, Ливане, Индии, Пакистане, Непале, других странах Востока, ряде стран Европы и Латинской Америки.

Мы с оптимизмом смотрим на будущее нашей специальности и на ее дальнейшее развитие.

Управление персоналом

Необходимость подготовки менеджеров на специальности «Управление персоналом» для Транспортно-дорожного комплекса (ТДК) вызвана осознанием важности повышения качества управления персоналом как определяющего фактора экономического успеха современной организации. Эта профессия - одна из наиболее перспективных в России.

Предприятия и фирмы ТДК, как правило, располагают специализированными отделами кадров, но расширяющийся круг функций сотрудников требует повышения их профессионализма. Открытая в МАДИ(ГТУ) специальность «Управление персоналом» направлена на подготовку высококвалифицированных управленцев, способных на основе полученных знаний по ключевым проблемам кадрового менеджмента успешно использовать их на практике. Программа обучения полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта РФ по специальности «Управление персоналом». При ее формировании учитывались особенности управления персоналом в организациях ТДК. Специальность открыта на одной из ведущих кафедр университета - кафедре социологии и управления. Высокое качество преподавания обеспечивается профессорами и доцентами МАДИ(ГТУ), владеющими современными технологиями образования. Предусмотрено прохождение производственных практик на предприятиях - лидерах отрасли с последующим трудоустройством выпускников в этих организациях.

Востребованность менеджеров по персоналу со временем будет только увеличиваться, а качество подготовки - совершенствоваться. Всех, кто видит в себе способность к общению, к решению проблем управления персоналом, приглашаем получить эту специальность. Ее ценность очевидна, поскольку основной капитал любой компании, работающей в конкурентной среде - это ее человеческие ресурсы, требующие современной системы и технологий кадрового менеджмента.

Лишь половина выпускников вузов работает по специальности. Получается, что львиная доля средств, выделенных на образование, уходит в песок, а предприятия вынуждены переучивать миллионы сотрудников. Да и сами выпускники страдают, ведь они угробили на учебу пять (а то и больше) лет своей молодой жизни, чтобы потом превратиться: физики - в продавцов кофеварок, химики - в психологов, а психологи - в шоферов.

«Выбор профессии: чему учились и где пригодились?» - так называется исследование, выполненное группой ученых Росстата и Высшей школы экономики. Задача: понять, что происходит с выпускниками вузов и средних специальных учебных заведений. Основа: огромная база данных, в которую попали 270 тысяч рес­пондентов. Подход: сугубо формальный. Берется специальность, записанная в дипломе, и сравнивается с нынешним местом работы. Дальше начинается математика: «условная вероятность», «мультиномиальная логит-регрессия» и проч.

Возьмем условного Васю Пупкина, окончившего университет. У него есть несколько возможных траекторий движения. Первый путь самый простой и логичный: спустя год, десять, тридцать лет после окончания вуза этот условно-статистический Вася по-прежнему трудится по той специальности, которая записана у него в дипломе.

Причем, авторы исследования исходят из двух пониманий специальности - узкого и широкого. В первом случае подразумевается, что диплом соответствует работе один в один. Широкий подход - это когда в вузовской корочке значится «инженер комплексов противоракетной обороны», а работает человек в фирме по продаже стиральных машин, но все равно в должности инженера. То же самое, если выпускник мехмата учит детей математике или дипломированный врач разрабатывает новые лекарства.

Верность своему образованию (в широком смысле) чаще всего сохраняют медики (79%), компьютерщики (67%), математики (61%) и юристы (59%). А самыми «ветреными» оказались специалисты в области биологических и сельскохозяйственных наук - нынешняя работа соответствует диплому лишь у 22%.

На втором месте - инженеры. Из них по специальности работают лишь 36%. Этот факт - пусть в чем-то спорное, но все же открытие. Ведь утверждение, что «в стране не хватает квалифицированных инженерных кадров», давно уже стало общим местом. Но основываются такие суждения чаще всего на услышанном по радио, прочитанном в газетах или просто на словах знакомых «экспертов».

А каковы результаты массового статистического исследования? Приведем цитату: «Полученные оценки говорят о том, что при прочих равных условиях обладатели инженерных дипломов гораздо чаще трудятся на рабочих местах, где не требуется высшее образование, чем обладатели дипломов по экономике или праву. Этот результат сохраняется для всех возрастных когорт и, на наш взгляд, является закономерным. Ведь в условиях плановой экономики и военного противостояния подготовка инженерно-техничес­ких кадров в интересах промышленности (и особенно военно-промышленного комплекса) абсолютно доминировала. В период реформ российская экономика вошла с большим накопленным “запасом” таких специалистов и действующими “мощностями” по его наращиванию. Абсолютные масштабы производства инженеров в первой половине 1990-х годов несколько сократились, но затем возросли, перекрыв показатели 1980-х годов примерно в 1,5 раза».

Траектория карьеры может сдвинуться вбок. То есть квалификация человека соответствует диплому, а специальность - нет. Например, если Вася Пупкин выучился на инженера, а работает оперным певцом или он получил диплом молекулярного биолога, а числится в штате «Русского репортера». В среднем это происходит в одном случае из десяти.

Следующий сценарий - движение вверх. Например, гражданин Пупкин стал главой районной администрации города Дуйска, начальником зубодробительного цеха или президентом компании «Рога и бекон». «На таких позициях находятся примерно 25% выпускников технических и 23% сельскохозяйственных вузов. У специалистов в области информации этот показатель составил 19%. Напротив, реже всего перемещаются “вверх” обладатели педагогических и медицинских дипломов, а также деятели литературы и искусства. Коэффициенты “восхождения” не достигают здесь 10% от численности соответст­вующих групп», - пишут авторы исследования.

Самое же парадоксальное направление карьерного лифта - движение вниз. Вроде бы наш Вася Пупкин получил университетское образование. Но в итоге он оказывается на должности, которую должен был бы занимать выпускник техникума или ПТУ, а то и ниже - например, неквалифицированного рабочего или продавца в магазине. «В целом каждый четвертый выпускник вуза занимается работой, не требующей высшего образования», - констатируют авторы исследования. Почти 30% тех, кто получил инженерные и технические специальности, трудятся там, где их образование является избыточным. Реже всего вниз перемещаются медики - около 13%.

После презентации этого доклада на семинаре в Высшей школе экономики зал дружно начал вопрошать: «И что теперь делать?» Авторы разводили руками: «Вопрос не к нам. Наше дело - грамотно все посчитать». Процессы, характерные для российского рынка труда, рассматривались учеными скорее как математическая задача.

Проблем здесь, по-видимому, несколько. Это и скоропалительность выбора профессии (особенно для юношей - с их дамокловым мечом армейской службы), и отсутствие профориентации в средней школе, и недостаточный рост технологического производства в стране. В любом случае о реформах должны думать другие люди. Важно, чтобы они не действовали чересчур прямолинейно - например, не начали бы резко закрывать инженерные факультеты.

Что увеличивает вероятность того, что выпускник вуза будет работать по специальности:

  • Специальности: компьютерщик, врач, юрист, математик, специалист по общественным наукам, учитель в средней школе
  • Женский пол
  • Отсутствие супруга / супруги
  • Проживание в селе, Москве или Санкт-Петербурге
  • Работа в бюджетном секторе
  • Работа на крупном предприятии

Что увеличивает вероятность того, что выпускник вуза не будет работать по специальности:

  • Специальности: инженер, архитектор, преподаватель в системе специального образования, специалист в области биологических и сельскохозяйственных наук
  • Мужской пол
  • Работа не по найму
  • Проживание не в столичном городе
  • Работа в области торговли
  • Работа на предприятии до 5 человек