Применение в праве латеральное мышление. Упражнения для развития латерального мышления. Латеральное мышление – что это такое

Латеральное мышление

Эдвард де Боно

(СПб.:Питер Паблишинг, 1997. – 320с.)

Введение

Латеральное мышление тесно связано с интуицией, твор­ческими способностями и чувством юмора. Все они имеют одну и ту же основу. Но в то время как обладание интуици­ей, творческими задатками и чувством юмора скорее дело случая, овладение латеральным мышлением - процесс, во многом зависящий от нас. Латеральное мышление, так же как и мышление логическое, - это вполне конкретный способ применения собственного мыслительного аппарата. Однако два эти способа имеют коренные отличия.

Цель культуры - внедрение в жизнь идей. Цель об­разования - обмен этими воспринятыми идеями. Цель обоих - такое совершенствование идей, чтобы они по­стоянно шли в ногу со временем. Единственно возмож­ный способ изменения идей - конфликт, который может протекать в двух направлениях.

В одном случае это лобовая конфронтация между иде­ями-соперницами. Одна идея добивается господства над другой, которая подавляется, но не изменяется. Во втором случае происходит конфликт между новыми данными и старыми представлениями. В результате подобного кон­фликта устаревшая идея должна быть изменена.

Таков метод науки, ибо она постоянно стремится вы­искать какие-то новые данные, чтобы низвергнуть старые идеи и поднять на щит новые. Но этим методом пользу­ется не только наука - таков метод человеческого по­знания в целом.

Образование основывается на испытанном временем допущении, что человеку нужно лишь накапливать как

можно больше информации, такой багаж сам собой пре­творится в плодотворные идеи. Мы создали целый на­бор средств для обработки этой информации: математи­ку - для расширения ее границ, логическое мышление - для ее просеивания.

Метод конфликта при изменении идей действенен там, где информация может быть оценена строго объективно. Но он совершенно перестает работать, когда новые дан­ные оцениваются лишь через призму старых идей. Вмес­то того чтобы подвергаться изменениям, старые представ­ления только усиливают свои позиции и становятся еще более неподатливыми.

Наиболее эффективный метод изменения идей - это действовать не извне, конфликтным путем, а изнутри, при­бегая к интуитивной перегруппировке доступной инфор­мации. Интуиция - единственный продуктивный способ преобразования идей в неопределенной ситуации - когда информацию невозможно оценить объективно.

Но даже когда это можно сделать, как, например, в науке, интуитивная перегруппировка данных позволяет совершить подлинный скачок вперед. Образование в идеале имеет дело не только со сбором информации, но и с наилучшим использованием уже накопленных све­дений.

Когда идеи идут впереди информации, а не плетутся вслед за ней, прогресс не заставит себя ждать. Однако мы пока еще не создали практических средств для раз­вития интуиции. Мы можем лишь накапливать сведения, надеясь, что рано или поздно она даст о себе знать. Лате­ральное мышление способно стать средством совершен­ствования самой интуиции.

Интуиция, творческие способности и чувство юмора трудноуловимы именно из-за того, что наш мыслитель­ный аппарат высокоэффективен. Функционируя, он пре­образует все, что его окружает, в некие стереотипы или модели. Как только эти модели созданы, уже можно их распознавать, на них реагировать, к ним прибегать. А ког-

да их используют постоянно, они внедряются в наше со­знание еще глубже.

Система моделей - очень эффективный способ обра­ботки информации. Стоит создать такие модели, и они становятся своего рода кодом. Вот в чем преимущество системы кодирования: вместо того чтобы набирать всю информацию, человек собирает ее лишь столько, сколько необходимо для определения закодированной модели, к которой он затем и обращается. Это подобно тому, как с помощью каталожного шифра мы находим в библиотеке книги по нужной тематике.

Удобно говорить о нашем мыслительном механизме как о некой машине по обработке информации - напоми­нающей скорее компьютер. Однако наш мыслительный аппарат - не машина, а особая среда, позволяющая посту­пающей информации выстраиваться в виде стереотипов. Эта «запоминающая» система, способная самоорганизовы­ваться, самоукрупняться, действует очень надежно, созда­вая набор стереотипов, - именно в таком процессе и за­ключается эффективность нашего обычного мышления.

Но огромная продуктивность системы создания моде­лей или стереотипов влечет за собой и ряд недостатков. Пользуясь ею, легко располагать стереотипы в различ­ном сочетании и увеличивать их число, но крайне трудно перестроить их самих, чтобы иметь возможность на них влиять. И интуиция, и чувство юмора связаны с измене­нием стереотипов.

Творчество также связано с подобной перестройкой, но здесь больший упор делается на решительный уход от ограничивающих нас стереотипов. Латеральное мышле­ние включает в себя перестройку привычных представле­ний и создает условия для появления новых моделей.

Латеральное мышление тесно связано с творчеством. Но итог творчества - это, как правило, лишь описание конечного результата, а латеральное мышление - это опи­сание процесса. Результатом можно только восхищаться, а процесс возможно научиться применять на практике.

В творчестве мы привыкли видеть загадочное сочета­ние таланта и чего-то этакого, неуловимого. Такая оценка может быть оправдана для мира искусства, где творчес­кие способности зависят от развития в человеке чувства прекрасного, эмоционального отклика и дара самовыра­жения. Но такая оценка неприемлема вне этого мира. Все чаще и чаще творчество начинают рассматривать как существенный компонент, который способствует преоб­разованию и прогрессу.

Способность творить начинают ценить выше знаний и умений, поскольку и те и другие в наши дни становятся все более и более доступными. Чтобы научиться давать толчок своим творческим способностям, необходимо ли­шить их ореола таинственности и рассматривать как один из методов применения своего мыслительного аппарата - метод обработки информации. Именно это и входит в задачу латерального мышления.

Цель латерального мышления - генерация идей. Су­ществует расхожее мнение, будто появление новых идей имеет непосредственное отношение к разработке техни­ческих новинок. Это не совсем так. Новые идеи - дви­жущая сила преобразований и прогресса во всех сферах человеческой деятельности: от науки до искусства, от по­литики до устройства собственной судьбы.

Еще одна задача латерального мышления - высвобож­дение из оков старых представлений, что в свою очередь помогает изменить отношение к происходящему и позво­ляет взглянуть на многие привычные вещи по-иному. Избавление от старых идей и генерирование новых - вот две родственные грани латерального мышления.

Латеральное мышление во многом отличается от вер­тикального - традиционного типа мыслительной дея­тельности. При вертикальном мышлении человек про­двигается вперед, делая последовательные шаги, каждый из которых должен быть оправдан.

При латеральном же мышлении человек использует поступающую информацию не ради нее самой, а ради ре-

зультата, который она может принести. При этом типе мышления вполне допустимо ошибиться на каком-то эта­пе, но в итоге все же прийти к правильному решению. При вертикальном мышлении (в логике или математи­ке) такое исключено: ошибка на любом этапе чувстви­тельно скажется на итоге.

При латеральном мышлении намеренно изыскивают постороннюю информацию. При вертикальном мышле­нии выбирают только то, что имеет прямое отношение к делу.

Латеральное мышление не подменяет вертикальное. Необходимы оба. Они дополняют друг друга. Для лате­рального мышления характерна созидательность, для вер­тикального -■ избирательность.

При вертикальном мышлении можно прийти к опре­деленному заключению, сделав ряд обоснованных шагов. Поскольку эти шаги выглядят разумными, человек полно­стью уверен в правильности своего вывода.

Но каким бы верным ни был сам путь, его отправная точка всегда обусловлена тем или иным зависящим от нашего восприятия (перцепционным) выбором, который накладывает отпечаток на используемые нами устоявшие­ся понятия. К примеру, перцепционный выбор способству­ет созданию резких разграничений и противопоставлений, после чего вертикальное мышление начинает работать с организованными в таком ключе концептуальными по­нятиями.

Латеральное мышление требуется как раз для того, что­бы контролировать обусловленный восприятием выбор, который находится вне досягаемости вертикального мыш­ления. Латеральное мышление также заставляет усом­ниться в любом строгом выводе, каким бы оправданным и обоснованным он ни казался.

Латеральное мышление расширяет возможности вер­тикального мышления. Вертикальное мышление развива­ет идеи, рожденные при латеральном мышлении. Нельзя вырыть яму в каком-то ином месте, если только углуб-

лять уже существующую. Вертикальное мышление ис­пользуют для углубления уже имеющейся ямы. С помо­щью латерального мышления яму роют на новом месте.

Из-за того что в прошлом особый упор делался исклю­чительно на вертикальное мышление, обучение латераль­ному мышлению приобретает теперь особую актуаль­ность. И вовсе не потому, что для достижения прогресса одного вертикального мышления недостаточно, - пребы­вая в одиночестве, оно может стать опасным.

Подобно вертикальному мышлению, латеральное - это определенный метод использования нашего мыслитель­ного аппарата, то есть его привычных действий и устано­вок. Точно так же, как существует специальная техника вертикального мышления, имеются и особые приемы лате­рального мышления, к которым можно всегда прибегнуть.

В настоящей книге на подобных приемах внимание акцентируется не оттого, что они составляют некую осо­бо важную часть латерального мышления, а потому, что обладают немалой практической ценностью. Для разви­тия навыков латерального мышления одних благих наме­рений и побуждений недостаточно. Требуется соответ­ствующая обстановка, в какой удобно попрактиковаться, и набор действенных приемов, которые можно было бы взять на вооружение. Если хорошо осмыслить эти приемы и приобрести сноровку при их использовании, латераль­ное мышление становится установкой сознания. Кроме того, эти приемы можно применять и в самых разнооб­разных практических целях.

Латеральное мышление - вовсе не какое-то новое чудодейственное средство. Можно найти немало приме­ров, как кто-то когда-то прибегал к такому мышлению для достижения определенных результатов. Всегда на­ходились люди, от природы склонные мыслить подоб­ным образом.

Цель книги: показать, что латеральное мышление - основополагающая часть мышления и что каждый может овладеть его навыками. Вместо того чтобы просто упо-

вать на свою интуицию и творческие задатки, человек может прибегать к приемам латерального мышления впол­не продуманно и осознанно.

Задача мышления - собирать информацию и использо­вать ее как можно лучше. Благодаря особенности нашего мыслительного аппарата, который способен создавать мо­дели устойчивых понятий, мы можем извлечь максималь­ную пользу из новой информации, только если располага­ем набором средств для преобразования старых моделей и их модернизации.

Традиционные методы мышления учат нас, как подвер­гать такие модели проверке, определяя их действенность. Но мы так и не сумеем воспользоваться доступной ин­формацией наилучшим образом, если не будем знать, как создавать новые модели и избавляться от диктата старых.

Вертикальное мышление занимается или выявлением надежности концептуальных моделей, или их использо­ванием. Латеральное мышление связано с перестройкой таких моделей (интуиция) и созданием условий для по­явления новых (творчество). Латеральное и вертикаль­ное мышления взаимно дополняют друг друга. Необходи­мо владеть навыками и того, и другого. Однако в системе общественного образования упор неизменно делается толь­ко на вертикальное мышление.

Потребность в латеральном мышлении вызвана теми ограничениями, с которыми связана работа мыслительно­го аппарата, когда он действует как самоукрупняющаяся запоминающая система.

Как пользоваться этой книгой

Цель этой книги отнюдь не желание познакомить читате­ля с какой-то новой темой. Книга должна стать своего рода практическим пособием. Причем ею может пользо­ваться обычный читатель - для своего собственного со­вершенствования, а еще лучше учитель - для блага сво­их учеников.

Раскрытые в этой книге мыслительные процессы носят универсальный характер. Они присущи людям любого возраста и образования. Я демонстрировал действие са­мых элементарных из этих процессов во время занятий с группами, состоящими из бесспорных интеллектуалов, таких как опытные программисты, и, по их отзывам, учеба прошла для них не без пользы. Чем более подготовлены ученики, тем легче им абстрагироваться и отделять суть процесса от конкретной формы наглядного примера.

И если ученики более юного возраста получают удо­вольствие от самого упражнения, те, что постарше, стара­ются осмыслить, что же за этим упражнением стоит. Про­стые примеры можно приводить, работая с группами всех возрастов. Более сложные следует предлагать только уче­никам старшего возраста. В группах младшего возраста визуальная форма упражнений намного более эффективна, чем устное объяснение, поскольку ребенок постоянно

стремится выразить все зрительно и, что важнее, понять представленное тоже с помощью зрительных образов.

Латеральное мышление начинает занимать важное ме­сто в жизни ребенка после семи лет и будет сопровож­дать его вплоть до завершения им университетского об­разования. Может показаться, что возрастной диапазон слишком широк, но латеральные мыслительные процес­сы столь же неотъемлемы для человека, как и логическое мышление, и, разумеется, их нельзя соотносить с каким-то определенным возрастом. Кроме того, такое мышление помогает разобраться во всех тонкостях той или иной учебной дисциплины даже лучше, чем математика.

Приемы латерального мышления уместны при изуче­нии и точных наук, и истории, и иностранных языков. Благодаря такой универсальной пригодности приведен­ный в этой книге материал не требует привязки к како­му-то конкретному учебному предмету.

Нужно стремиться, чтобы по крайней мере начиная с семи лет у ребенка развивалась привычка мыслить «латерально». К какой возрастной группе будут конкретно применены предложенные в этой книге идеи, будет зави­сеть от того, насколько преподаватель способен изложить рекомендуемый материал в доступной форме. Здесь мо­гут встретиться две ошибки:

    Допущение, что латеральное мышление вполне ес­тественно и свойственно буквально всем людям.

    Допущение, что оно - нечто исключительное и многим недоступно, учи их или не учи.

Практическая сторона книги будет принимать все бо­лее и более универсальный характер по мере того, как читатель станет продвигаться от страницы к странице (исключение составляет лишь дополнительный материал, предназначенный для педагогов).

В целом, первая часть практических упражнений мо­жет быть применена на занятиях с детьми семилетнего возраста, а все последующие разделы годятся для людей

любого возраста. Однако это вовсе не означает, что пер­вая часть пригодна только для маленьких детей, а после­дующие - для взрослых. Знакомить с приемами лате­рального мышления можно любые возрастные группы.

Форма изложения

Подобно логическому, латеральное мышление ■- это об­щие установки для нашего ума, которые позволяют нам в необходимых случаях прибегать к тому или иному набору приемов. Однако эти мыслительные установки легче всего привить на специальных занятиях, где используются конк­ретные упражнения и примеры, которые должны способ­ствовать развитию навыков латерального мышления. Без таких упорядоченных занятий человек оказывается всего лишь сторонним наблюдателем проявлений латерального мышления, что никак не сможет помочь ему превратить такие мыслительные операции в привычку.

Намного полезней отвести определенный период времени для обучения латеральному мышлению, чем пытаться незаметно вводить его принципы в учеб­ный процесс при изучении других предметов.

Если педагогу нужно обучить учеников приемам это­го мышления одновременно с каким-то другим предме­том, тогда он должен отвести в учебной программе не­много времени исключительно на их освоение (при этом упражнения могут быть проделаны на том же материале, что изучается по основному предмету).

Одного часа еженедельно на протяжении всего учеб­ного цикла будет вполне достаточно, чтобы позна­комить учеников с приемами латерального мышле­ния - или приемами развития творческих, способно­стей, если вам больше нравится такое определение.

Части книги, носящие практический характер, поделе­ны на несколько разделов. Я бы не советовал посвящать какому-либо из них всего одно занятие, а затем перехо­дить к следующему. Это принесет мало пользы.

Ученику следует прорабатывать каждый раздел снова и снова, пока он хорошенько не усвоит его содержание. Можно посвятить его изучению целый ряд занятий, даже на протяжении нескольких месяцев. При этом основной материал может все время меняться, но отрабатываемый прием латерального мышления должен оставаться неиз­менным.

Важно практическое применение техники латерально­го мышления, а не теоретические знания, которые могут быть приобретены в ходе занятий. Ученик одинаково лег­ко может научиться латеральному мышлению и когда ста­нет тщательно осваивать какой-либо один прием, и когда будет недолго упражняться в выполнении ряда приемов по отдельности. В технике упражнений нет ничего замыс­ловатого. Важна та установка, которая за ними стоит.

Но одного увещевания и благих побуждений здесь не­достаточно. Если вы решили освоить какой-то навык, то должны пройти курс формального обучения, чтобы иметь возможность попрактиковаться - и овладеть необходи­мым инструментарием, то есть набором приемов. Луч­ший способ обрести навык латерального мышления - научиться пользоваться этим набором приемов, прибегая к каждому из которых вы сможете добиваться одного и того же желаемого результата.

Учебные материалы

Многие из помещенных в этой книге примеров могут показаться тривиальными и надуманными. Да они, по су­ществу, таковы и есть. Примеры приводятся лишь для того, чтобы прояснить сам процесс мышления. Их задача

не научить чему-то читателя, а помочь понять естествен­ные механизмы, которые определяют работу его мысли. Подобно тому как содержание притч или сказок куда ме­нее значимо, чем заложенная в них мораль, так и наши примеры могут выглядеть тривиальными, но они помогут привлечь ваше внимание к самой сути.

К несчастью, в нашем сознании отсутствует переклю­чатель, который позволял бы переходить от решения бо­лее важных вопросов к вопросам менее значительным. Какова бы ни была значимость той или иной пробле­мы, наш мыслительный аппарат действует в одном и том же ключе - так, как подсказывает ему природа. Вдоба­вок при решении первостепенных вопросов на работу всей системы могут нежелательно повлиять собственные эмоциональные всплески, которые обычно не мешают, ког­да мы занимаемся рассмотрением каких-нибудь мелочей. В результате организм действует хуже, чем способен по своим возможностям.

Таким образом, изъяны в функциях мыслительного аппарата, когда он занимается разрешением три­виальных вопросов, носят во многом тот же харак­тер, что и сбои, которые происходят в его работе, когда мы имеем дело с серьезными проблемами.

Нам важен сам процесс, а не то, что его окружает. Тривиальные и нарочитые примеры помогают раскрыть процесс мышления в его чистом виде. И мы получаем как бы его квинтэссенцию. Это сходно с тем, когда мы отделяем выраженные алгебраической формулой жизнен­ные отношения от обозначающих их символов.

Многие примеры даны в зрительных образах, в том числе и в геометрических формах. Сделано это намерен­но, потому что если бы мы ограничились только устными объяснениями, это увело бы нас в сторону от проблемы. Слова уже содержат в себе направленную информацию, и при обсуждении процесса мышления приходится невольно возвращаться к самой ситуации, так как выбор выражений

при описании чего-то - это показатель определенной точки зрения, влияющей на мыслительный процесс.

Для наших целей лучше всего подходит какая-то про­стейшая ситуация, та, что еще не успела подвергнуться нашему осмыслению. И ее лучше всего представить в зри­тельных образах, причем наиболее предпочтительны гео­метрические - конкретные и четкие, - мысленная обра­ботка их легче поддается изучению.

Когда мы имеем дело со словесными описаниями, кро­ме выбора точки зрения и подбора слов, нам также меша­ют и определенные смысловые нюансы, которые могут стать причиной недопонимания. А при зримом изобра­жении оттенки смысла не играют роли. Определенная картинка одинаково выглядит для всех, хотя каждый мо­жет дать ей собственное истолкование.

После того как будут поняты принципы, стоящие за тривиальными примерами, и ученики достаточно напрак­тикуются в предложенных приемах мышления, можно пе­рейти к более жизненным ситуациям. Это аналогично тому, когда мы, изучая математику, делаем поначалу неза­мысловатые и отвлеченные вычисления, а затем приме­няем тот же алгоритм действий при решении более се­рьезных задач.

Диапазон представленных в книге учебных материа­лов, несомненно, узок. Они приведены просто как обра­зец. Человек, обучающий латеральному мышлению - либо учеников, либо родных детей, - должен дополнять представленные на этих страницах примеры своими соб­ственными.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ. Прежде всего нужно обратить

внимание на следующее:

1. В разделе, где дается упражнение с последователь­ной перестановкой фигур из картона, можно вос­пользоваться предложенными образцами, а также вырезать фигуры иной формы, которые иллюстри­ровали бы тот же принцип. Кроме того, неплохо

было бы попросить самих учеников придумать но­вые фигуры.

    Фотографии и картинки можно взять из газет или журналов. Они особенно полезны в разделе, где говорится о том, как следует смотреть на определен­ную ситуацию с разных точек зрения и как давать ей различное толкование. Естественно, к таким ил­люстрациям не должно быть никаких сопроводи­тельных надписей. Картинки для удобства можно наклеить на картон. Если в журнале найдется це­лый ряд подходящих иллюстраций, следует приоб­рести несколько его экземпляров и использовать их как постоянное учебное пособие.

    Рисунки с изображением каких-то сценок или лю­дей могут придумать сами ученики. Такой зри­тельный материал вполне пригоден и для всех ос­тальных в группе. Не имеет значения, будет ли такой набросок сложным или не очень аккурат­ным, - важно лишь, как на него будут реагировать Другие.

    В разделах, где требуется выполнить проект в виде рисунка, представленного материала вполне доста­точно для занятий с несколькими потоками учени­ков.

СЛОВЕСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. В этом случае упражнения можно представлять в письменной и устной форме или записанными на пленку. Письменный материал:

    Можно выбрать из газет и журналов.

    Не возбраняется написать самому преподавателю, ос­ветившему какую-то тему под определенным (пусть условным) углом зрения.

    Его могут предоставить сами ученики - надо по­просить их написать короткий рассказ на какую-то конкретную тему.

Устный материал:

    Можно взять из радиопередач, записав их на маг­нитофон, или запечатлеть на пленке чью-то речь, про­изнесенную от имени любого вымышленного лица.

    Его могут создать сами ученики: одного из них надо попросить сымпровизировать несколько фраз на за­данную тему.

ПРОБЛЕМНЫЙ МАТЕРИАЛ. Обсуждение какой-нибудь проблемы полезно тем, что оно вызывает напряженную работу мысли. Тему для обсуждения лучше выбрать зара­нее. Рассматриваемые проблемы могут быть самыми раз­нообразными.

    Общемировые проблемы, например нехватка продук­тов питания. Разговор здесь может быть самым свободным.

    Вопросы более частного характера, например регу­лирование движения транспорта в городе. С подоб­ными проблемами ученикам самим приходилось сталкиваться в жизни.

    Насущные проблемы. Они касаются взаимоотноше­ний, которые складываются в повседневной жизни любого учебного заведения. Если кого-то беспоко­ят вопросы личного характера, разумней подойти к их решению, рассматривая их как бы со стороны, словно они относятся к какому-то третьему лицу.

    Проблемы, встречающиеся при проектировании или усовершенствовании чего-либо. Задача здесь долж­на состоять в том, чтобы разрешение проблемы дало определенный положительный эффект. Подоб­ные проблемы обычно привязаны к конкретным объектам, но могут быть и более общими, например как лучше организовать работу детского сада или торговлю в супермаркете.

    Узкие проблемы. К ним относится все, что имеет вполне определенное житейское решение. Суще-

ствует некий способ что-то сделать, и когда его на­ходят - рассматривают, насколько он хорош. Такие задачи могут носить чисто прикладной (к примеру, как повесить бельевую веревку) или отвлеченный характер (как проделать в открытке отверстие, в которое можно просунуть голову). Подобные зада­чи можно заимствовать из самых разнообразных источников. Просмотрев любую газету, можно выбрать какие-то общемировые или менее масштабные проблемы (напри­мер, забастовки).

Их подсказывает и повседневная жизнь (скажем, как более эффективно организовать движение поездов).

Их называют и сами ученики по просьбе преподавате­ля, который делает подборку названных ими примеров.

Проблемы, связанные с конструированием чего-либо, могут быть отнесены к любому объекту (автомобиль, стол, учебная парта); учеников просят подумать о том, как его усовершенствовать. Можно предложить им более слож­ное задание: скажем, придумать автоматический способ изготовления чего-то, требующего ручного труда, напри­мер какое-то замысловатое устройство. Или попросить учеников поразмышлять, как сделать ту же операцию с меньшей затратой сил.

Применительно к мышлению в зеленой шляпе я использовал понятие творческого начала, потому что это понятие является общепринятым. Большинству из тех, кто сейчас читает эту книгу, вполне вероятно, никогда прежде не приходилось слышать ни обо мне, ни о предложенной мною концепции латерального мышления.

Мышление в зеленой шляпе открывает перед человеком широкие горизонты творчества, одним из проявлений которого и является латеральное мышление.

Термин «латеральное мышление» я ввел в употребление в 1967 году, и в настоящее время он официально занесен в Оксфордский словарь английского языка.

Необходимость введения в обиход нового термина вызвана двумя причинами. Во-первых, понятие «творчество» очень многозначно и достаточно расплывчато по своему значению. , как мне думается, содержит в себе все творческое начало в целом – от создания творческого беспорядка на рабочем столе до написания симфонии. Латеральное мышление по своему понятию гораздо уже и касается исключительно видоизменения устоявшихся понятий и точек , представляющих собой коллекцию моделей и стереотипов мышления, сложившихся в процессе накопленного нами жизненного .

Вторая причина для введения предложенного мной термина заключается в том, что латеральное мышление непосредственно связано с обработкой данных, представленных в виде активных самоорганизующихся информационных систем. Латеральное мышление – это изменение стереотипов в асимметричной системе сознания. Я понимаю, что это звучит излишне механистично, но для использования методов латерального мышления вовсе не обязательно разбираться в его механике. Принцип действия латерального мышления приводится мной на страницах этой книги только для удовлетворения любопытства тех, кто хотел бы во всем «дойти до самой сути». Если основано на закономерностях языка символов, представляющих собой часть целого, то в основе латерального мышления лежит деятельность системы стереотипов сознания, в свою очередь также являющих собой часть единого целого.

Существует тесная взаимосвязь между природой, или, как я начал обозначать это понятие, принципом действия юмора и принципом действия латерального мышления. И тот и другой основываются на асимметричности нашего . На этом основано внезапное переключение сознания и снисходящее на человека , после которого «тайное становится явным».

Осознанное и целенаправленное использование приемов латерального мышления – различные формы ломки общественных представлений и устоявшихся стереотипов – непосредственно основывается на деятельности системы стереотипов сознания. Эти методы разработаны для того, чтобы помочь человеку уйти с наезженной колеи мышления, идти вразрез с устоявшимися стереотипами, а не следовать им. Обращающийся к латеральному мышлению человек сознательно «расчленяет» единую схему на части, и, когда это действие начинает давать свои результаты, возникает эффект внезапного озарения.

Значительная часть нашего мышления обращена на рассмотрение протекающих в нашем сознании процессов – на процессуальную часть нашего мышления, как я ее называю. Именно поэтому у нас оказываются настолько развиты такие дисциплины, как , статистика, обработка данных, язык и . Однако все эти дисциплины способны оперировать только словами, символами и образными взаимосвязями, предоставляемыми нашим восприятием. Именно восприятие сводит весь окружающий нас чрезвычайно сложный мир к этим простым формам усвоения. С восприятием и имеет дело латеральное мышление, призванное изменить установившиеся стереотипы сознания.

Латеральное мышление, природу которого я рассматривал в таких своих книгах, как «Латеральное мышление» и «Латеральное мышление для менеджмента», включает в себя соотнесенность с объектом, идиоматические выражения, этапы и методы. В этой книге нет необходимости обращаться к уже написанному ранее.

И тем не менее в следующих разделах я коснусь некоторых существенных сторон латерального мышления, поскольку они являются частью мышления в зеленой шляпе.

Edward de Bono. Lateral Thinking. Creativity Step By Step

Эта книга, безусловно, a must для каждого, кто интересуется креативностью. Эдвард де Боно - один из ведущих международных авторитетов в этой области. Книга интересна все еще свежим подходом (что, правда, свидетельствует скорее о фантастической ригидности общественного сознания, так как написана она 35 лет назад), практичностью, британской четкостью. Минусы: читается она не очень легко, однако по-моему, это усилие оправдывается.

Наверно, стоит здесь дать краткое изложение вводной части — постараюсь пересказать более-менее близко к тексту.

Самый эффективный метод создания новых идей — это инсайт, производящий реструктурирование уже имеющейся информации. В качестве инструмента, целенаправленно способствующего инсайту, автор предлагает то, что называет далее латеральным мышлением. (Lateral - боковой, поперечный, направленный в сторону.) Кстати, понятие «латеральное мышление» (lateral thinking) с подачи де Боно прочно вошло в английский язык и уже заняло место в словарях.

Память является особой средой, в которой информация организуется в . Это самоорганизующаяся, растущая, невероятно эффективная система, однако обратной стороной ее эффективности являются определенные ограничения, поскольку паттерны с трудом поддаются перестройке.

Латеральное мышление имеет ту же основу, что и инсайт, креативность и юмор, но в отличие от них может применяться столь же намеренно, как и логическое мышление. Латеральное мышление включает реструктурирование паттернов, уход от сдерживающих паттернов и создание новых паттернов.

Латеральное мышление совершенно отлично от традиционного вертикального мышления (логика, математика), где движение происходит последовательными шагами, каждый из которых должен быть обоснован. Вертикальное мышление работает методом исключения. При этом, хотя шаги в вертикальном мышлении могут быть абсолютно корректными, исходная точка пути может быть выбрана, основываясь на восприятии, обусловленном используемыми паттернами. Однако, как образно замечает автор, вы не сможете сделать дырку в другом месте, углубляя уже существующую дырку.

Латеральное мышление — способ мышления, привычка, расположение ума. Существуют специальные практические техники, которые позволяют развить навыки латерального мышления и одновременно имеют практическое применение. Разбору этих техник и посвящена основная часть книги.

В принципе описываемые далее техники не являются изобретением де Боно. Некоторые из них, например случайный стимул, использовались тысячелетиями. Де Боно принадлежит скорее специфическое видение этих техник, помогающее понять механизмы их работы.

О собственных техниках, самая известная из которых — , де Боно рассказывает в других, более поздних книгах.

Заметки по теме

Рецензия на книгу Серьезное творческое мышление на nomagic.ru

Комментировать (уже 6)

    […] Сегодня я на неделю уезжаю в Оксфорд на курс Эдварда де Боно, крестного отца креативности и автора интересной системы эффективного мышления, об одной из книг которого я рассказывал на сайт. Курс будет состоять из двух частей: CoRT (Cognitive Research Trust) и Six Thinking Hats. По возвращении я подробно расскажу о нем. […]

    […] CoRT - это базовый курс де Боно по обучению навыкам мышления. (Вдумайтесь в эти слова. Сама мысль о том, что можно всерьез учить кого-то думать, вначале кажется абсурдной.) Кто такой Эдвард де Боно, в двух словах рассказать не получится — придется отослать любознательных читателей к его биографии. Скажу только, что это человек невероятной продуктивности, способный написать такую книгу, как Латеральное мышление, в самолете за время перелета из одной страны в другую. […]

    «…Один из способов избежать жесткости слов заключается в том, чтобы мыслить на основе наглядных образов, не пользуясь словами вообще. Опираясь на эти образы, человек вполне способен мыслить последовательно. Трудности возникают лишь тогда, когда мысль нужно выразить словами. К сожалению, мало людей способны мыслить визуально, да и не все ситуации могут быть проанализированы посредством зрительных образов. Тем не менее привычку к визуализации мышления стоило бы приобрести, ибо зрительные образы обладают такой подвижностью и пластичностью, какой не обладают слова.

    Визуальное мышление означает не просто использование первичных зрительных образов в качестве материала мышления. Это было бы слишком примитивно. Визуальный язык мышления использует линии, диаграммы, ответа, графики и массу других средств для того, чтобы проиллюстрировать те соотношения, которые было бы весьма затруднительно описать обычным языком. Подобные зрительные образы легко меняются под влиянием динамических процессов и, кроме того, дают возможность показать одновременно прошедшие, настоящие и будущие результаты влияния любого процесса…»

    Эдвард де Боно «Латеральное мышление» гл.5

    […] Таким образом, становится понятным, что для преодоления издержек механизма работы сознания нужен особый тип мышления, который бы сознательно стремился не только использовать его преимущества, но и компенсировать его недостатки. Эдвард де Боно, чтобы избежать путаницы, придумал для него свое название — латеральное мышление. О том, что это такое, можно прочитать в его одноименной книге, о которой я уже писал. А можно подойти к этому вопросу креативнее и вначале попробовать самим описать его свойства […]

    […] Многие открытия в науке и технике были сделаны именно посредством «прыжков». Иногда гипотеза даже исходила из неверных предпосылок, однако, когда она подтверждалась, для нее находились другие основания. О прыжках пишет, в частности, Эдвард де Боно в «Латеральном мышлении«, сравнивая особенности вертикального и латерального мышления. […]

    при написании этой книги у него и был этот самый инсайт, раз столько внимания и есть спрос это направление достойно внимания, тем более оно позволяет моментально реализовывать мысли не анализируя, что можно делать после, если не самому, то кто то точно найдется… интересно найти и почитать ее…

Приветствую вас уважаемые читатели. Сегодня мы обсудим латеральное мышление. Этот термин появился в конце 60-х прошлого столетия с легкой подачи Эдварда де Боно. Кто-то открыто восхищается этим медиком по образованию и креативщиком по предназначению. Кто-то говорит, что его книги представляют мутную воду. Но почему-то нет человека, который познакомившись с его творчеством, остался бы равнодушным.

Что значит мыслить латерально? Кому пригодится этот навык? Для чего это вообще нужно?

В жизни так бывает…

Чтобы лучше понять суть латерального мышления, приведу пример. Представьте семью, в которой супруги уже давно живут вместе. Многие женщины периодически начинают пилить мужей: «Ты даже не заметил, что я подстриглась/покрасилась/купила новое платье и т.д.». Да, любовь и влечение к ней как к женщине с годами поистерлось, превратилось в привычку. Ее присутствие стало настолько обыденным, что перестаешь обращать внимание на то, что так ценно было раньше.

Или жена перестает замечать мужественность супруга, обращая внимание лишь на разбросанные по квартире носки и старые тренировочные штаны с вытянутыми коленками.

Что же делать? Как по-новому взглянуть на партнера? Способов может быть множество, но в любом случае вы постараетесь увидеть свой объект в новом качестве. Заявитесь с неожиданным визитом на работу к своей половинке, понаблюдайте, как он/она лихо управляется со своими делами. Впечатляет?

А ведь стояло только поменять свой взгляд на партнера. Обратите внимание на черты, которые раньше были для вас недоступными. Привычное восприятие супруга резко поменяется.

Как вы правильно понимаете, этот простой бытовой пример показал сейчас принципы работы латерального мышления.

Определение

Под латеральным мышлением (от латинского слова «боковой») мы понимаем метод необычного решения задач, когда мышление смещается с традиционного линейного, в следствие чего выдается оригинальная новая идея. Слово «латеральное» непривычно для русского слуха. Мы гораздо более привыкли к характеристике «нестандартное». Эти слова равнозначны. Как происходит процесс латерального образа мыслей?

Как это работает

Известный маркетолог Филипп Котлер предлагает следующую модель смещения мышления. Она состоит из трех этапов:

  1. Фокусировка на идее. Без какой-либо отправной точки создать что-то новое будет невозможно. Даже Менделеев, который нашел решение классификации химических элементов во сне, перед открытием долго размышлял и был сконцентрирован на проблеме.
  2. Совершение нестандартного разрыва. Из первоначальной разумной идеи вам нужно совершить смещение, сформулировать новую, нарушающую ее логику. Часто получается абсурдное высказывание – это нормально, так и должно быть.
  3. Установление логической связи. Теперь из полученного измененного выражения вам нужно достать рациональное зерно. Это не так просто, но результат будет того стоить. На этом этапе происходит собственно творчество, когда мы получаем новый результат.

Для чего это нужно?

Когда нам необходимо решить задачу, мы можем использовать и прийти к поиску ответа, совершая последовательные движения мысли. Однако нужно учитывать, что хотя бы одна ошибка на любом этапе мысли неизбежно приведет к неправильному выводу.

Накатанные пути и стереотипные решения, конечно, хороши. Они привычны, на них не нужно тратить много времени, они позволяют экономить энергию, совершая автоматические действия. Однако, как вы понимаете, далеко не каждую задачу можно решить, используя шаблонный тип.

Стандартный подход теряет массу перспектив, гасит свежие идеи, удерживает открытия. А значит – тормозит развитие.

Это вовсе не значит, что традиционный образ мыслей плох. Но его необходимо всегда дополнять .

Латерально мыслить значит совершать скачки в любом направлении движения мысли. Вы можете сделать ошибку на промежуточном шаге, но это не повлияет губительно на сам результат. От этого спасет интуиция, лежащая в основе латерального мышления. Помимо интуиции в состав данного мышления входит способность креативно мыслить, внезапные открытия новых идей (инсайты), а также львиная доза юмора. Именно благодаря парадоксальности нестандартные решения так эффективны. Кстати, метод мозгового штурма построен по латеральному принципу.

Кому это пригодится?

Всем. Всем без исключения. Независимо от рода занятий и профессии, от возраста и пола.

Эдвард де Боно сравнивает латеральный образ мыслей с задним ходом машины, а логическое – с обычным. Часто именно отступление назад дает возможность выехать из тупика и продолжить движение вперед.

Чтобы развить у себя способности к латеральному мышлению, следуйте за советами Э. де Боно:

  • не обращайтесь за помощью к клише и привычным моделям размышления,
  • сомневайтесь во всем,
  • проводите обобщение разнообразных альтернатив,
  • не упускайте новые идеи,
  • ищите новые точки входа, которые помогут стартовать.


Шесть шляп

Это один из популярнейших методов, в основе которого лежит нестандартное мышление. Его создателем является все тот же Э. де Боно. В чем суть подхода? Этот способ позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, используя параллельное мышление, при котором различные подходы и идеи не сталкиваются, а спокойно сосуществуют.

Почему шляпы? Для этого есть несколько причин: каждая шляпа имеет собственный цвет, отличающий ее от других и наделяющий присущими только ей чертами. Шляпу можно легко поменять, это повлечет изменение также направление мыслей. Каждая шляпа как особый режим. Мы легко можем поменять шляпы на туфли – это не имеет значения. Итак, с точки зрения каких режимов рассматривается проблема?

Белый цвет. Факты и информация.

Красный цвет. Эмоции и чувства.

Желтый цвет. Преимущества, мотивация.

Черный цвет. Недостатки, опасные моменты.

Зеленый цвет. Новые идеи.

Синий цвет. Итоги и дальнейшие перспективы.

Данный метод можно использовать как в индивидуальном порядке, так и в группе. Он развивает гибкость ума, способность к креативности, помогает принять решение и преодолеть творческий тупик. Отлично подходит для осмысления нестандартных идей, если необходимо принять во внимание каждое мнению, посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Мне кажется, что лучше всего латеральный образ мыслей развит у детей. Их мозг еще не забит множеством стереотипов, они доверяют интуиции, не обладают множеством страхов (в отличие от взрослых людей), у них нет стеснения, что они сейчас скажут глупую, или неудобную, или абсурдную идею. Помните выражение: «Устами младенца глаголет истина »? Ну, если не истина, то креативность точно. Так что давайте оставаться немного детьми.

Удачных изломов стереотипов вам! Не бойтесь пробовать новое – оно того стоит.

P.S. Понравившейся статьей делитесь с друзьями в социальных сетях. Поделитесь ниже в комментариях, читали ли вы книги Эдварда де Боно и понравились они или нет.

С уважением, Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Для того чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера . Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.

Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется. И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять.

Главное различие между логическим и творческим мышлением состоит в том, что при шаблонном логическом мышлении логика управляет разумом, тогда как в процессе креативного мышления она лишь играет обслуживающую роль. И действительно, логика не является главной в творческом процессе, но, тем не менее, она необходима для правильного поиска, отбора, адаптации и анализа новых идей.

Существует множество попыток описать творческое мышление человека. Однако построить единый тренинг, помогающий научиться креативу, на основе всех известных концепций просто невозможно. В данном тренинге будет использована наиболее популярная и удобная в практическом применении схема латерального мышления, адаптированная Филипом Котлером и Фернандо Триас Де Бесом. Эта схема во многом пересекается с другими концепциями, и, если вы захотите освоить ТРИЗ, синектику или теорию 6 шляп, полученные в этом курсе лекций знания вам обязательно пригодятся.

Что такое латеральное мышление

Латеральный (лат. lateralis - боковой, от latus - бок ) - означает «боковой» или «смещенный». Таким образом, латеральное мышление - это мышление, смещенное (перенаправленное) относительно традиционного мышления.

В своей концепции Эдвард де Боно пытался найти новое латеральное мышление, как отдельный вид мышления, отличающийся от вертикального логического и горизонтального фантазийного видов мышления. Творческий процесс создания инновации подразумевает отказ от обычного мышления при генерировании латерального разрыва. Новое мышление, которое планировал описать де Боно, должно было приводить к созданию чего-то нового из того, что уже известно. Другими словами, латеральное мышление должно из известной идеи (или нескольких идей) создавать абсолютно новую концепцию.

Каким образом можно сместить или перенаправить мышление? Эдвардом де Боно было выделено множество способов описания процесса латерального мышления. Однако одной из самых интересных представляется методика, адаптированная маркетологом Филиппом Котлером и состоящая из 3-х этапов:

1. Выбор фокуса. Чтобы создать что-то новое нужно обязательно выбрать область творческой деятельности и направление поиска, другими словами, известную идею, от которой мы будем отталкиваться. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше, и, чем лучше вы сфокусируетесь на этой идее, тем проще будет создавать что-то новое. Во втором уроке будет рассмотрена проблема построения фокусировки на идее, которая должна стать той самой отправной точкой для будущего креативного процесса.

2. Генерирование латерального разрыва. После выбора направления творческих усилий, мы должны осуществить разрыв в рамках установленного фокуса, что является главным этапом латерального мышления. Из некоторой логичной идеи, сформулированной на первом этапе, важно сделать определенное смещение, нарушающее логику этой идеи. Другими словами, нам нужно модифицировать наш фокус и осуществить разрыв выбранного шаблона. Каким образом сделать этот латеральный разрыв будет рассказано в третьем уроке .

Таким образом, проходя 3 этапа латерального мыслительного процесса (фокус - разрыв - установление связи ), можно создавать множество новых идей и концепции. А как работает это схема, подробно будет рассказано в следующих трех уроках.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.