Причины и результаты опричнины. Начало и отмена опричнины. Последствия опричнины

Отмена опричнины стала уходить в глубь веков, а многое уже стало стираться из многострадальной русской памяти. Это довольно прискорбно, так как любая история имеет обыкновение повторять людям неусвоенные и зачастую жестокие уроки. Это актуально и в наши дни, особенно при сторонниках единовластия и железной диктатуры.

История термина «опричнина»: краткое введение

Происхождение этого термина берёт своё начало от исконно славянского слова «опричь» или «отдельно», «вне», «за пределами». В те времена им обозначался надел, которым наделяли вдову после смерти мужа. Он находился вне основной части общего имущества, подлежащего разделу.

При Иване Грозном такое название получали территории, которые конфисковывались у прежних владельцев и передавались в государственное пользование. Остальную часть страны называли «земщиной». Из общих земельных угодий, принадлежавших большей частью боярскому сословию, царь выделял немалую долю для государства, которое он сам и олицетворял, называя её «вдовьей долей». А сам при этом отводил себе роль якобы обиженного и смиренного государя, который задавлен произволом бояр и нуждается в защитниках.

Таким образом, было собрано многотысячное войско из населения переданных государству и конфискованных территорий, то есть «опричных». К 1572 году отмена опричнины стала уже неизбежной и по царскому замыслу это войсковое формирование стало играть роль национальной гвардии. Она была наделена широкими полномочиями и предназначалась для усиления государственной власти и царского могущества.

Жестокое историческое явление - опричнина

Во второй половине XVI века в Московском царстве зародилось примечательное, жуткое и страшное явление, которое стали называть опричниной. Её сутью и целью являлось совершение бездумных и бессмысленных убийств ради самого факта убийства. Но самым аморальным и ужасным было то, что жестокий царь и властитель Иван Грозный и его опричники находились в полной уверенности правоты своих поступков, совершая при этом чудовищные злодеяния.

Такие злодеяния были ужасны ещё и тем, что по понятиям тех времён насмерть обрекали не только физическую субстанцию, но и душу. Во время казни людей жестоко рассекали на части, отрубая им ноги, руки, головы и полностью расчленяя туловище. Православная церковь считала и проповедовала, что без тела грешная душа не сможет предстать перед Страшным судом. Тем самым убиенные обрекались «царской рукой» на вечное небытие.

По прошествии страшных казней московский царь заносил в синодик имена невинных жертв. По ним затем служили панихиду и считали, что такого покаяния будет вполне достаточно для православного и образцового христианина. Грозный создал при этом собственну ю концепцию монархического единовластия. Он был уверен, что его царское величие равно Божьему. В результате чего все подданные лишались права в любой форме осуждать и обсуждать государевы деяния.

Исторические оценки опричнины

Отношение к реалиям, которые характеризовали правление Ивана Грозного, а именно к опричнине на протяжении веков многократно менялось. Давались различные оценки этому явлению начиная от психического помешательства жестокого царя (так считали многие дореволюционные историки), и заканчивая положительными оценками происходящего. Суть последних сводилась к тому, что это было прогрессивное явление , направленное на преодоление феодальной раздробленности, централизацию власти и укрепление государства.

Причины и цели опричнины

Иван Грозный обладал непомерным властолюбием и амбициями. И любое противоборство вызывало у него бурю негодующих эмоций и чувство ненависти. В результате чего в 1560 году была упразднена Избранная рада, хотя именно благодаря ей впоследствии и расцвело царское величие.

Одна тысяча пятьсот пятьдесят восьмой го д ознаменовался началом Ливонской войны. Хотя многие из представителей феодальной знати не приветствовали её и открыто выражали своё недовольство, тем самым накаляя страсти в высших властных кругах. Царь пытался сломить недовольство бояр, а те, в свою очередь, не хотели показать покорное коленопреклонение, а некоторые просто уезжали за границу.

Примером тому служит известный князь Андрей Михайлович Курбский , который покинул пределы своего государства и получил тёплый приём у польского короля. Ему были пожалованы земли в Литве, а сам князь стал членом королевской рады.

Царь умудрился переругаться не только с княжеской знатью, но и с представителями духовенства, тем самым противопоставив себя высшей бюрократии. По этому поводу можно вспомнить Павла I, который, был убит пойдя против интересов высокопоставленных дворян. И Иван Грозный вполне мог закончить точно так же, если бы не сплотил вокруг себя прослойку мелкого дворянства. То есть он сумел противопоставить одной бюрократии - другую. Вот так и зародилась опричнина.

Обострение внутриполитического кризиса

Одной из причин создания опричнины считают конфликт Ивана Грозного с боярской Думо й из-за разногласий по вопросам государственной политики. Царь не желал слушать никаких возражений и во всём усматривал скрытый заговор. В результате этого произошло ужесточение власти и начались массовые репрессии.

Конфликт достиг своего апогея в 1562 году, когда вотчинные права бояр были ограничены царским указом и они практически приравнялись к поместному дворянству. Результатом стало бегство бояр от царского беспредела за границы государства. Поток беглецов с 1560 года постоянно увеличивался, тем самым вызывая дополнительный гнев государя.

Широкомасштабные репрессии

Поводом для начала массового разгула репрессий послужил разгром русских войск в 1564 году на реке Уле при сражении с литовцами. Первыми жертвами стали прямые или косвенные, по мнению царя, виновники поражения.

Другой причиной стали слухи о силовом захвате власти, который готовили бояре, опасаясь опалы, собрав при этом немалое войско в Польше и Литве.

Это послужило стимулом для создания опричного войска, как защитной меры царя от реальной, а зачастую и мнимой угрозы. Но прежде чем дать волю своим необузданным амбициям царь хотел заручиться поддержкой народных масс, а уже с их молчаливого «согласия» начать свой кровавый беспредел.

Иван Грозный с этой целью разыграл настоящий спектакль. Со своей семьёй он удалился в Александровскую слободу, отрекаясь якобы от престола и обидевшись на духовенство и бояр за причинённое ему зло. Тем самым являясь помазанником Божьим, он пытался натравить народные массы на своих «обидчиков». При этом он поставил ультиматум, что вернётся при условии, если ему будет разрешено творить расправу и суд над всеми, кто его прогневит, получив при этом полную свободу действий.

Грозный добился желаемого результата от своей задумки, спровоцировав тем самым подъём антибоярких настроений в народных массах. В результате чего Дума была вынуждена просить его продолжить правление, согласившись с выдвинутыми условиями. А в 1565 году царь принял соответствующий указ и утвердил опричнину.

Новая военная структура во время опричнины

Все новобранцы сформированных отрядов из жителей «опричных» уездов клялись в верности своему царю и полностью разрывали отношения с земскими. Собачьи головы, подвешенные к лошадиным шеям, являлись отличительными знаками, которые символизировали готовность выискивать крамолу, а также мётлы, приделанные к сёдлам, говорили о незамедлительном удалении вредного мусора.

  • Вологду.
  • Вязьму.
  • Козельск.
  • Суздаль.

В самой Москве им были отданы в распоряжение следующие улицы: Арбат, Сивцев Вражек, Никитская и др. А коренных жителей этих улиц насильно выдворили из родных жилищ и переселили на самые окраины города.

Подрыв экономики и первые недовольства

Конфискация земских земель в пользу опричников стала сильным ударом для землевладельцев крупной феодальной знати и подорвала экономику страны. Одной из причин отмены опричнины в 1572 году явилось разрушение новыми землевладельцами системы обеспечения государства продуктами питания. Собственники земель новой элиты практически никаких работ на своих угодьях не производили, в результате чего наделы предавались запустению.

Земский собор, состоявшийся в 1566 году, где депутаты подали челобитную Ивану Грозному о принятии мер, направленных против бесчинств опричников, был расценён как покушение на монаршие права . В результате челобитчики оказались за решёткой.

Причины отмены опричнины, разложение и деморализация опричного войска

  • Падение авторитета царя. Его стали рассматривать как грабителя и насильника, что явилось очередным поводом для отмены опричнины в 1572 году. Но это не сразу остановило царских прислужников, которые почувствовав вкус крови продолжали свои бесчинства. Кровавый разгул длился и дальше, но лёгкость добычи и безнаказанность преступлений развратили и полностью деморализовали некогда сильное и боеспособное войско.
  • Татарское нашествие 1571 года стало ещё одной из причин отмены опричнины. Оно показало несостоятельность русского опричного войска, которое умело только справляться с беззащитными гражданами своего государства и практически растеряло навыки настоящего военного искусства.

А в следующем году, но уже без участия опричников русские князья Хворостинин и Воротынский со своим земским войском блестяще выиграли битву с татарами при Молодях. Тем самым наглядно показав пустую обременительность и никчёмность военно-политической структуры опричного государства.

Отмена опричнины – 1572 год

Отмену опричнины исходя из сохранившихся документов датируют 1572 годом, хотя готовилась она гораздо раньше. Этому предшествовала нескончаемая череда казней особо приближённых царских высокопоставленных опричников, которые происходили в 1570–1571 гг. Физически были уничтожены вчерашние любимцы Ивана Грозного , именно те, кто служил ему защитой и опорой на протяжении предшествующих лет. Но и окончательного освобождения от притеснений кровожадных властолюбцев в 1952 году народ ещё не получил.

Окончательное завершение на Руси периода опричнины не имеет конкретной даты. Потому что, несмотря на подписание официального указа государя, связанного с упразднением этой структуры, разделение земель на опричные и земские сохранялось фактически до смерти тирана (1584).

Очередная полоса казней последовала перед назначением Иваном Грозным главы земства царевича Симеона Бекбулатовича в 1575 году. В число преступников попали высокопоставленные духовные лица, а также сановники, которые заняли места в царском окружении, после разгрома опричной верхушки в 1572 году.

Последствия и итог опричнины

Что же принесла опричнина русскому народу? Суть этого вопроса довольно точно раскрыл историк дореволюционного периода В.О. Ключевский. Он справедливо заметил, что преследование мнимой крамолы, стало причиной разгула опричной анархии, тем самым порождая истинную угрозу престолу. И те кровавые расправы, которые якобы пытались уберечь государя от его врагов, только усугубляли положение, подрывая устои государственного строя.

Отмена опричнины и соответственно 1572 год (издание царского указа) явился тяжёлым для России в связи с военными действиями против Речи Посполитой. Ослабленная внутренним произволом русская армия была оттеснена поляками. Ливонская война , которая закончилась к тому времени тоже не принесла особого успеха. Нарва и Копорье оказались под шведской оккупацией и их судьба была не определена и вызывала тревогу.

Фактическое дезертирство и бездействие опричных войск в 1571 году при разорении и сожжении Москвы навеяло очень тяжёлую атмосферу на умы многих русских людей. Это стало последней и завершающей «точкой» для принятия решения об отмене опричнины.

; завершить политическую централизацию Российского государства; утвердить самодержавие (репрессивным путём).

Задачи :

1) Ликвидировать удельную систему: в 1563 году ликвидирован удел Юрия Старицкого ;

2) Подчинить царской воле церковь (церковь должна одобрять все действия царя) - дело митрополита Филиппа;

3) Разгром оппозиционных центров - Новгорода, Пскова, Твери;

4) Разгром боярско-княжеской оппозиции;

5) Проведение чистки боярской думы и системы приказов;

6) Разрешить конфликт между дворянством и боярством в пользу дворян (опора самодержавия).

Этапы опричнины:

1) 1565 - 1566 гг . - начало террора, не носит массового характера;

2) 1567 - 1572 гг . - период массового террора, пик террора - лето 1569 - лето 1570 гг.;

3) 1572 - 1584 гг . - террор носит скрытый (завуалированный) характер;

3 февраля 1565 года - начало опричнины; случаются неурожаи на севере страны, приведшие к сильному голоду.

1570 - 1571 гг. - страшная эпидемия чумы в Северо-Западной и Центральной Руси; неудачи в Ливонской войне . Наложился сакральный элемент - подготовка к Страшному суду.

1-ый этап . Казни носят единичный характер: Оболенские, Куракины, Горбатый-Шуйский, Репнины; в Казанскую ссылку направлены Ярославских, Стародубских, Ростовских князей. Весной 1566 года митрополит Афанасий добровольно снял с себя сан, ушёл в монастырь. Иван 4-ый оставил свой взгляд на Фёдоре Колычёве (Филиппе) в роли митрополита, выдвинул как условие отмену опричнины. В июне 1566 года Филипп стал митрополитом - произошёл спад террора, стали возвращаться из Казанской ссылки; происходят опалы.

В 1566 году Владимир Старицкий был лишён своего удела и сослан в Вологду.

2-ой этап (1566 - 1572 гг.) - раскручивается дело Ивана Фёдорова, лидера Боярской Думы в Земщине. В самом начале правления Ивана Фёдоровича Иван 4-ый велел казнить сына. В марте 1568 года митрополит Филипп отказал Ивану 4-му и опричникам в благоволении. Филипп схвачен, отправлен в монастырь Отрочь (Тверь) и в декабре 1569 года Малюта Скуратов убивает митрополита.

В 1569 году упорно ходили 2 слуха:

Якобы Новгород хочет не Ивана 4-го, а Старицкого;

Новгородцы хотят уйти под власть Литвы.

Слухи разошлись намеренно.

В сентябре 1566 года в Москву были вызваны Владимир Старицкий с женой и детьми (младшей дочерью), Иван 4-ый вынудил принять их яд. В этот же день мать Старицкого была умерщвлена.

В конце осени Иван 4-ый с опричным войском отправляется в карательный поход, сожжены: Клин, Тверь, Торжок, Новгород и Псков. В Новгороде было вырезана 1\2 населения, разорено 27 монастырей, вывезены все иконы, разорён Софийский Собор. В Пскове террор оказался не столь массовым.


25 июля 1570 года происходят массовые казни на Поганой Луже в Москве. К казни приговорено 300 человек, но 194 помиловано. Казнены Висковатый, Афанасий Вяземский.

В 1571 году Дивлет-Гирей подступил к Москве и поджёг её (горело кольцо к центру). В результате («Запах человеческих тел разносился на всю округу») ушедши, Дивлет-Гирей потребовал Казань и Астрахань.

В 1572 году создано опричное войско (Хворостынин) и Земское войско (Воротынский). В 1545 году у деревни Молоди (около Москвы) Дивлет-Гирей был разбит (15 июля 1572 года). После этой победы Иван 4-ый запретил употреблять слова «опричнина, опричник» и историки считали, что она была отменена.

1) Но никакого приказа об отмене опричнины не было;

2) Террор носил скрытный характер;

3) В 1572 году освободился престол в Речи Посполитой и Иван 4-ый выдвинул свою кандидатуру на трон.

3-ий этап 1572-1584 гг . Опричнина переименовалась в Государственный двор. Появляется новое направление - террор против ярых опричников. Ослаблен террор против Земщины, посмертно было реабилитировано несколько лиц и часть их имущества была возвращена дальним родственникам. В Новгород были торжественно возвращены 2 иконы (одна - чудотворная). Всплеск террора произошёл в 1575 году .

В 1574 году освободился престол в Речи Посполитой, Иван 4-ый выдвинулся на престол. Волхвы предсказали, что Иван 4-ый должен умереть (Иван 4-ый снял с себя царский титул и принял титул Московского князя; царём назначили Симеона Бикбулатовича).

С 1578-1579 гг. прекращаются казни. В 1581 году в Александровской слободе Иван 4-ый убивает сына - Ивана. Невестка Ивана Ивановича родила мёртвого сына.

Итоги опричнины:

1) Утвердилось самодержавие, завершилась централизация государства;

2) Церковь стала орудием царской политики, одобряя действия царя;

3) Государственный аппарат превратился в аппарат репрессий;

4) В стране произошёл глубочайший экономический кризис (примерно 90% земель не обрабатывалось);

5) Казна пуста, усиливается налогообложение, феодальная эксплуатация населения (в 1581 году принят «Указ о заповедных летах» - выход запрещён от одного к другому в Юрьев день);

6) Колоссальные людские потери;

7) Выбит цвет нации, верхушки всех сословий;

8) Резко ослаб военный потенциал страны;

9) Позорное окончание Ливонской войны (1558 - 1583 гг.).

В 1582 году между Русью и Речью Посполитой было подписано Ям-Запольское перемирие на 10 лет, а в 1583 году между Россией и Швецией Плюсское перемирие на 10 лет: потеряна Ливония; выход в Балтийское море; города: Иван-город, Ям, Копорье, волость Карела;

11) прекратилось летописание, удар по культуре.

Слово «опричнина» берёт корни от древнерусского «опричь», которое переводится как «кроме», «особый». Этим термином в 16 веке называли территории, которые уже находились личном пользование государя и его ближнего окружения.

Если же говорить про внутреннюю политику, то опричнина Ивана Грозного кратко — это политика репрессий против непокорных бояр, направленная на укрепление самодержавной власти и централизованность государства, продолжавшаяся с 1565 по 1572 годы. Её сущность заключалась в усмирении ещё достаточно сильного тогда боярского сословия любой ценой, в частности широкое распространение получили физические расправы, конфискация земельных владений и всего имущества в пользу государства, принудительное переселение людей на другие территории.

В историю это время вошло, как время кровавых расправ, разгул произвола и беззакония, творимых царём и его приближенными. Для того чтобы понять произошедшее необходимо знать причины и последствия этого явления.

Опричники у царя

Причины опричнины можно назвать следующие:

  • Неуспешная внешняя политика (проигрыши на Западе в Ливонской войне, начатой царём в 1558 году за территории на Прибалтийском побережье, царь обвинял во всём бояр, нежелание и неумение их действовать решительно, а так же неуважение к царской власти; набеги крымских татар);
  • Смерть в 1560 г. любимой жены Ивана Грозного Анастасии (которая одна из немногих могла сдерживать необузданный нрав царя, она была вероятно отравлена), в 1563 г. смерть митрополита Макария, наставника царя в духовном плане.Падение Избранной Рады (она была создана из сподвижников царя, проводила ряд реформ, но разногласия между царём и её лидером Алексеем Адашевым в области внешней политики, а также недовольство царя медленными темпами реформ привело к роспуску Избранной Рады в 1560 г.);
  • Предательство в 1563 г. военачальника князя Андрея Курбского, который входил в состав Избранной рады и бежал в враждебную Литву (после этого и без того мнительный царь начинает везде видеть заговор, убеждается в неверности ему бояр).

Эти и другие причины послужили для возникновения такого явления как опричнина. Своё начало опричная политика берёт в 1565 году, когда Иван Грозный покинул Москву, перебравшись в Александровскую слободу, и разделив территорию государства на «опричнину» (часть Москвы, и ближайшие к ней уезды, обширные территории на западе и юге государства) и «земщину» (вся оставшаяся земля).

Из Александровской слободы Иван Грозный пишет и направляет в столицу 2 письма, первое адресовалось новому митрополиту и боярам, второе — народу. В письмах говорилось, что отказывается Иван Васильевич от своего правления из-за заговоров бояр, предательства и непокорности их царской власти, на простой народ же он обид не держит.

По велению государя Басманов-Плещеев (представитель царской родни) создаёт опричное войско — личную гвардию царя, входившие в её состав служилые люди наделялись привилегиями, и по сути неограниченной властью (на творимые опричниками беззакония царь смотрел сквозь пальцы, а зачастую и поощрял их, сам участвуя в кровавых забавах).

Опричники восседали верхом на чёрных лошадях, к сёдлам прикреплялись метла и собачья голова. Эти символы говорили, что опричники готовы вымести подобно сору из границ страны всех, кто не согласен с властью царя и посмеет ему противиться. И верны ему подобно псам. Изначальная численность опричного войска составляла 1000 человек, впоследствии она значительно увеличилась.

Итак, мы рассмотрели причины, теперь проследуем далее.

Земщина облагалась налогами в пользу опричнины, туда принудительно переселяли неверных царю бояр и их приближенных, предварительно лишив имущества, земельных владений и чинов. В опричнине же начались кровавые казни бояр и князей. Из Александовской слободы Иван Грозный регулярно совершает визиты в Москву, чтобы наказать изменников государства и своих личных врагов. Почти все, кто осмеливался встать у него на пути, воспротивиться творящемуся беззаконию, вскоре погибали.

В 1569 году Иван Грозный небезосновательно решает, что в Новгороде недовольны происходящим и зреет заговор против него и его политики. Царь собирает большие силы и направляется с ними к Новгороду, достигает его зимой 1570 года. Бесчинства в Новгороде продолжались 1,5 месяца, за это время каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек. Получили широкое распространение грабёж местных жителей, поджоги, убийство мирных граждан. В живых осталась лишь 5-ая часть населения. Таким образом, всякое возможное сопротивление в Новгороде была сломлено.

Далее кровавое движение направилось в Псков. Значительно увеличившаяся армия опричников вошла в город. Сначала Иван Грозный желал устроить и в Пскове кровавые расправы подобно новгородским, но было казнено лишь несколько бояр, а их собственность конфискована в государственную казну.

После Пскова царь с войском возвращается в замершую от страха Москву, с целью найти и вытравить заразу новгородского заговора. Московские расправы стали наивысшей точкой в хаосе опричнины. Было казнено по подсчётам специалистов приблизительно 200 человек из верхушки боярского сословия, в том числе близкие к царю люди. Последствия такой резни, массового истребления представителей древних родов больно сказались на состоянии внутренней политики и восприятии происходящего внутри станы и за её пределами.

Несостоятельность политики опричнины, её плачевные последствия для страны (её обороноспособности в частности) стали видны в 1571 году во время нашествия на Москву крымских татар во главе с ханом Девлет-Гиреем. Тогда привыкшие к грабежу и разбоям, избалованные слабым сопротивлением горожан опричные войска не смогли отстоять Москву, многие просто не явились на поле боя.

Вскоре царь отменил политику опричнины, расформировал опричников, и даже казнил нескольких, но приближенная свита Ивана Грозного просуществовала в таком виде до самой его смерти, лишь изменив своё название с опричнины на двор.

Мы рассмотрели причины и ход политики опричнины. Каковы же были её последствия и итоги для страны?

Последствия и результаты политики опричнины были следующие:

  1. Боярская Дума потеряла свою роль управляющего органа (за годы опричнины она не созывалась ни разу), осталась скорее как дань традициям.
  2. Погибли десятки тысяч человек. Согласно проведённым подсчётам на 1 казнённого боярина приходилось несколько служилых людей и до десятка крестьян и ремесленников. Люди были растеряны и дезориентированы.
  3. Страна оказалась на грани экономического кризиса, не возделывалось до 90% пахотных земель, наступил голод.
  4. Укрепление крепостного права (Иван Грозный отменил Юрьев день, теперь крестьяне не могли переходить на другие земли, поменять хозяина.)
  5. Россия проиграла 25-летнюю Ливонскую войну с Польско-Литовским государством, потеряла все выходы к Балтийскому морю и земли на территории Финского залива, которые отошли к шведам, воспользовавшимся обстановкой.
  6. Нестабильная ситуация, связанная с династическим кризисом (Иван Васильевич не оставил после себя прямого наследника трона и власти), социальная напряжённость во всех слоях общества привела Россию к печальным и полным трагедии временам Смутного времени и самозванцев.

На смертном одре царь «простил» всех опальных бояр — «предателей», которые были казнены во время опричнины по его указу.

Словом «опричнина» издревле назывался особый земельный удел, который получала вдова князя, то есть земля «опричь» — кроме – основных земель княжества. Иван Грозный решил применить этот термин к выделенной ему в личное управление территории государства, собственный удел, в котором он мог бы править без вмешательства боярской думы, земского собора и церковного синода. Впоследствии же опричниной стали называть не земли, а проводимую царем внутреннюю политику.

Начало опричнины

Официальным поводом введения опричнины стало отречение Ивана IV от престола. В 1565 году, отправившись на богомолье, Иван Грозный отказывается возвращаться в Москву, объяснив свой поступок изменой ближайших бояр. Царь составил два письма, одно боярам, с упреками и отречением от престола в пользу своего малолетнего сына, второе – «посадскому люду», с заверениями, что виной его поступку боярская измена. Под угрозой остаться без царя, помазанника божьего и защитника, посадские люди, представители духовенства и боярства отправились к царю в Александровскую слободу с просьбой вернуться «на царство». Царь же в качестве условия своего возращения выдвинул требование выделения ему собственного удела, где он бы мог править по своему усмотрению, без вмешательства церковных властей.

В результате вся страна была поделена на две части – земщину и опричнину, то есть на государственные и личные царевы земли. В опричнину вошли северные и северо-западные районы, богатые плодородными землями, некоторые центральные уделы, Прикамье и даже отдельные улицы Москвы. Столицей опричнины стала Александровская слобода, столицей государства по-прежнему оставалась Москва. Опричными землями управлял лично царь, а земскими – Боярская Дума, казна у опричнины так же была отдельная, собственная. Однако Большой приход, то есть аналог современного Налогового управления, отвечавший за поступление и распределение налогов, был един для всего государства; общим оставался и Посольский приказ. Это как бы символизировало, что, несмотря на разделение земель на две части, государство по-прежнему едино и нерушимо.

Согласно замыслу царя опричнина должна была предстать неким аналогом европейского церковного Ордена. Так, Иван Грозный называл себя игуменом, его ближайший сподвижник князь Вяземский стал келарем, а небезызвестный Малюта Скуратов – пономарем. За царем, как за главой монашеского ордена, был закреплен ряд обязанностей. В полночь игумен вставал на чтение полунощницы, в четыре утра служил заутреню, затем следовала обедня. Соблюдались все православные посты и церковные предписания, например, ежедневное чтение Священного Писания и всевозможные молитвы. Религиозность царя, и прежде широко известная, в годы опричнины доросла до максимального уровня. При этом Иван самолично принимал участие в пытках и казнях, отдавал приказы о новых зверствах, нередко прямо во время богослужений. Столь странное сочетание крайней набожности и неприкрытой, порицаемой церковью, жестокости стало впоследствии одним из основных исторических свидетельств в пользу душевной болезни царя.

Причины опричнины

«Измена» бояр, на которую царь ссылался в своих письмах с требованием выделения ему опричных земель, стали лишь официальным поводом для введения политики террора. Причинами же у радиальной смены формата правления послужило сразу несколько факторов.

Первой и, пожалуй, самое весомой, причиной опричнины стали неудачи в Ливонской войне. Заключение в 1559 году ненужного, по сути, перемирия с Ливонией стало фактически предоставлением отдыха врагу. Царь настаивал на проведении жестких мер в отношении Ливонского ордена, Избранная рада считала развязывание войны с крымским ханом более приоритетным направлением. Разрыв с некогда ближайшими сподвижниками, деятелями Избранной рады, и стал, по мнению большинства историков главнейшей причиной введения опричнины.

Однако на этот счет существует и иная точка зрения. Так, большинство историков XVIII-XIX веков считали опричнину результатом душевной болезни Ивана Грозного, на ужесточение характера которого повлияла смерть любимой жены Анастасии Захарьиной. Сильное нервное потрясение стало причиной проявления самых страшных черт личности царя, звериной жестокости и неуравновешенности.

Нельзя не отметить и влияние боярства на смену условий власти. Опасения за собственное положение послужили причиной переезда некоторых государственных деятелей за границу – в Польшу, Литву, Швецию. Большим ударом для Ивана Грозного стало бегство в Литовское княжество Андрея Курбского, друга детства и ближайшего соратника, принимавшего активное участие в государственных реформах. Курбский направил царю ряд писем, где осуждал действия Ивана, обвиняя в тирании и убийствах «верных слуг».

Военные неудачи, смерть жены, неодобрение действий царя боярством, противостояние с Избранной радой и бегство – предательство – ближайшего соратника нанесли серьезный удар по авторитету Ивана IV. И задуманная им опричнина должна была выправить сложившуюся ситуацию, вернуть подорванное доверие и укрепить самодержавие. Насколько опричнина оправдала возложенные на нее обязательства, историки спорят до сих пор.

Опричнина Ивана Грозного

Опричнина – государственная политика террора, царившая на Руси в конце 16 века при правлении Ивана 4.

Сущность опричнины состояла в отторжении имущества у граждан в пользу государства. По повелению государя выделялись особые земли, которые использовались исключительно для царских нужд и нужд царского двора. На эти территориях было собственное управление, и они были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались у помещиков с помощью угроз и силы.

Слово «опричнина» происходит от древнерусского слова «опричь», что означает «особый». Также опричниной называли ту часть государства, которая уже отошла в единоличное пользование царя и его подданных, а также опричников (членов тайной полиции государя).

Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек.

Причины введения опричнины

Царь Иван 4 Грозный славился своим суровым нравом и военными походами. Возникновение опричнины во многом связано с Ливонской войной.

В 1558 году он начал Ливонскую войну за право овладеть Прибалтийским побережьем, однако ход войны шел не так, как того хотелось бы государю. Иван неоднократно упрекал своих воевод за то, что они действуют недостаточно решительно, а бояре и вовсе не почитает царя за авторитет в военных вопросах. Ситуация усугубляется тем, что в 1563 году один из военачальников Ивана предает его, тем самым все больше подрывая доверие царя к своей свите.

Иван 4 начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти. Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора).

Начало и развитие опричнины. Основные события.

Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его, однако случалось так, что эти дружинники злоупотребляли своими полномочиями и совершали террор, наказывая невиновных. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников в любых спорах. В результате бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре. Все самые ужасные казни и деяния, совершенные во времена правления Ивана Грозного были совершены его опричниками.

Иван 4 уезжает в Александровскую слободу, где создает уединенное поселение вместе со своими опричниками. Оттуда царь регулярно совершает наезды на Москву с целью покарать и казнить тех, кого он считает изменником. Практически все, кто пытался помешать Ивану в его беззаконии вскоре погибали.

В 1569 году Иван начинает подозревать, что в Новгороде плетут интриги и существует заговор против него. Собрав огромное войско, Иван движется в город и в 1570 году достигает Новгорода. После того, как царь попадает в логово, как он полагает, изменников, его опричники начинают свой террор – они грабят жителей, убивают невинных людей, жгут дома. Согласно данным, каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек.

Следующей остановкой жестокого царя и его опричников стал Псков. Несмотря на то, что царь изначально планировал также совершать расправы над жителями, казнены в итоге были лишь некоторые из псковичан, их имущество конфисковали.

После Пскова Грозный снова едет в Москву, чтобы найти там пособников новгородской измены и совершить над ними расправу.

В 1570-1571 году в Москве от руки царя и его опричников полегло огромное количество человек. Не щадил царь никого, даже собственных приближенных, в итоге было казнено около 200 человек, среди которых самые знатные люди. Большое количество людей остались живы, но сильно пострадали. Московские казни считаются апогеем террора опричнины.

Конец опричнины

Разваливаться система начала в 1571 году, когда на Русь напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и по некоторым сведениям просто не явились на поле боя. Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась. Существуют сведения, что свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор».

Результаты опричнины Ивана Грозного

Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.

Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.