Построение нка по регулярному выражению. Детерминизация конечных автоматов. Построение РВ по ДКА

Построение детерминированного конечного автомата по регулярному выражению

Приведем теперь алгоритм построения по регулярному выражению детерминированного конечного автомата, допускающего тот же язык [?].

Пусть дано регулярное выражение r в алфавите T. К регулярному выражению r добавим маркер конца: (r)#. Такое регулярное выражение будем называть пополненным. В процессе своей работы алгоритм будет использовать пополненное регулярное выражение.

Алгоритм будет оперировать с синтаксическим деревом для пополненного регулярного выражения (r)#, каждый лист которого помечен символом , а каждая внутренняя вершина помечена знаком одной из операций: (конкатенация),| (объединение), * (итерация).

Каждому листу дерева (кроме e -листьев) присвоим уникальный номер, называемый позицией, и будем использовать его, с одной стороны, для ссылки на лист в дереве, и, с другой стороны, для ссылки на символ, соответствующий этому листу. Заметим, что если некоторый символ используется в регулярном выражении несколько раз, он имеет несколько позиций.

Обойдем дерево T снизу-вверх слева-направо и вычислим четыре функции: nullable,firstpos, lastpos и followpos. Три первые функции - nullable, firstpos и lastpos - определены на узлах дерева, а followpos - на множестве позиций. Значением всех функций, кроме nullable, является множество позиций. Функция followpos вычисляется через три остальные функции.

Функция firstpos(n) для каждого узла n синтаксического дерева регулярного выражения дает множество позиций, которые соответствуют первым символам в подцепочках , генерируемых подвыражением с вершиной в n. Аналогично, lastpos(n) дает множество позиций, которым соответствуют последние символы в подцепочках , генерируемых подвыражениями с вершиной n. Для узла n, поддеревья которого (то есть деревья, у которых узел n является корнем) могут породить пустое слово, определимnullable(n)=true, а для остальных узлов nullable(n)=false.

Таблица для вычисления функций nullable, firstpos и lastpos приведена на рис. 3.11.

Пример 3.7 .На рис. 3.12 приведено cинтаксическое дерево для пополненного регулярного выражения (a|b) * abb# с результатом вычисления функций firstpos и lastpos. Слева от каждого узла расположено значение firstpos, справа от узла - значениеlastpos. Заметим, что эти функции могут быть вычислены за один обход дерева.

Если i - позиция, то followpos(i) есть множество позиций j таких, что существует некоторая строка... cd ..., входящая в язык, описываемый регулярным выражением, такая, что позиция i соответствует этому вхождению c, а позиция j - вхождениюd.

Рис. 3.11.

Рис. 3.12.

Функция followpos может быть вычислена также за один обход дерева снизу-вверх по таким двум правилам.

1. Пусть n - внутренний узел с операцией (конкатенация), u и v - его потомки. Тогда для каждой позиции i, входящей вlastpos(u), добавляем к множеству значений followpos(i) множество firstpos(v).

2. Пусть n - внутренний узел с операцией * (итерация), u - его потомок. Тогда для каждой позиции i, входящей вlastpos(u), добавляем к множеству значений followpos(i) множество firstpos(u).

Пример 3.8 . Результат вычисления функции followpos для регулярного выражения из предыдущего примера приведен на рис. 3.13.

Алгоритм 3.3 . Прямое построение ДКА по регулярному выражению.

Вход . Регулярное выражение r в алфавите T.

Выход . ДКА M = (Q, T, D, q 0 , F), такой что L(M) = L(r).

Метод . Состояния ДКА соответствуют множествам позиций.

Вначале Q и D пусты. Выполнить шаги 1-6:

(1) Построить синтаксическое дерево для пополненного регулярного выражения (r)#.

Основные определения Регулярные выражения в алфавите Σ и регулярные множества, которые они обозначают, определяются рекурсивно следующим образом: 1) – регулярное выражение, обозначающее регулярное множество; 2) e – регулярное выражение, обозначающее регулярное множество {e}; 3) если a Σ, то a – регулярное выражение, обозначающее регулярное множество {a}; 4) если p и q – регулярные выражения, обозначающие регулярные множества P и Q, то а) (p+q) – регулярное выражение, обозначающее P Q; б) pq – регулярное выражение, обозначающее PQ; в) p* – регулярное выражение, обозначающее P*; 5) ничто другое не является регулярным выражением.

Основные определения Расстановка приоритетов: * (итерация) – наивысший приоритет; конкатенация; + (объединение). Таким образом, 0 + 10* = (0 + (1 (0*))). Примеры: 1. 01 означает {01}; 2. 0* – {0*}; 3. (0+1)* – {0, 1}*; 4. (0+1)* 011 – означает множество всех цепочек, составленных из 0 и 1 и оканчивающихся цепочкой 011; 5. (a+b) (a+b+0+1)* означает множество всех цепочек {0, 1, a, b}*, начинающихся с a или b.

Основные определения Леммы: 1) α + β = β + α 2) * = e 3) α + (β + γ) = (α + β) + γ 4) α(βγ) = (αβ)γ 5) α(β + γ) = αβ + αγ 6) (α + β)γ = αγ + βγ 7) αe = eα = α 8) α = 9) α+α* = α* 10) (α*)* = α* 11) α+α = α 12) α+ = α

Связь РВ и РМ РМ – языки, порождаемые РВ. Например: x = a+b, y = c+d, x X = {a, b}, y Y = {c, d}, x + y X Y = {a, b, c, d}. Конкатенация: xy XY = {ac, ad, bc, bd}. к(и+о)т {к}{и, о}{т} = {кит, кот} или по леммам № 5 и № 6 к(и+о)т = кит + кот {кит, кот}. Итерация: x = a, x* X* = {e, a, aaa, …}, т. е. x* = e + xxx + …

Связь РВ и РМ Итерация конкатенации и объединения: (xy)* = e + xyxyxy + … (x + y)* = e + (x + y)(x + y) + … = = e + xx + xy + yx + yy + xxx + … Пример: 0 + 1(0+1)* {0} ({1} {0, 1}*) = {0, 1, 10, 11, 100, 101, 110, 111…}. Объединение коммутативно: x + y = y + x Конкатенация – нет: xy ≠ yx

Связь РВ и РМ Примеры на приоритет: x + yz {x, yz}, (x + y)z {xz, yz}, x + y* {e, x, y, yyy, yyyy, …}, (x + y)* {e, x, y, xx, xy, yx, yy, xxx, …}, (xy)* {e, xyxy, …}, xy* {x, xyy, xyyy, …}. Новые леммы: a* + e = a*; (a + e)* = a*; a*a* = a*; e* = e; и т. д.

Регулярные системы уравнений Уравнение с регулярными коэффициентами X = a. X + b имеет решение (наименьшую неподвижную точку) a*b: aa*b + b = (aa* + e)b = a*b Система уравнений с регулярными коэффициентами: X 1 = α 10 + α 11 X 1 + α 12 X 2 + … + α 1 n. Xn X 2 = α 20 + α 21 X 1 + α 22 X 2 + … + α 2 n. Xn …………………………. . Xn = αn 0 + αn 1 X 1 + αn 2 X 2 + … + αnn. Xn Неизвестные – Δ = {X 1, X 2, …, Xn}.

Регулярные системы уравнений Алгоритм решения (метод Гаусса): Шаг 1. Положить i = 1. Шаг 2. Если i = n, перейти к шагу 4. Иначе записать уравнения для Xi в виде Xi = αXi + β (β = β 0 + βi+1 Xi+1 + … + βn. Xn). Затем в правых частях для уравнений Xi+1, …, Xn заменим Xi регулярным выражением α*β. Шаг 3. Увеличить i на 1 и вернуться к шагу 2. Шаг 4. Записать уравнение для Xn в виде Xn = αXn + β. Перейти к шагу 5 (при этом i = n). Шаг 5. Уравнение для Xi имеет вид Xi = αXi + β. Записать на выходе Xi = α*β, в уравнениях для Xi– 1, …, X 1 подставляя α*β вместо Xi. Шаг 6. Если i = 1, остановиться, в противном случае уменьшить i на 1 и вернуться к шагу 5.

Преобразование ДКА в РВ Для ДКА M = (Q, Σ, δ, q 0, F) составим систему с регулярными коэффициентами где Δ = Q: 1. полагаем αij: = ; 2. если δ(Xi, a) = Xj, a Σ, то αij: = αij + a; 3. если Xi F или δ(Xi,) = HALT, то αi 0: = e. После решения искомое РВ будет X 1 = q 0.

Преобразование ДКА в РВ Пример: для числа с фиксированной точкой получим систему q 0 = + q 0 + sq 1 + pq 2 + dq 3 + q 4 q 1 = + q 0 + q 1 + pq 2 + dq 3 + q 4 q 2 = + q 0 + q 1 + q 2 + q 3 + dq 4 q 3 = e + q 0 + q 1 + q 2 + dq 3 + pq 4 = e + q 0 + q 1 + q 2 + q 3 + dq 4 Здесь: s – знак числа, s = "+" + "–"; p – десятичная точка, p = ". "; d – цифры, d = "0" + "1" + … + "9".

Преобразование ДКА в РВ Решение: q 0 = *(sq 1 + pq 2 + dq 3 + q 4 +) = sq 1 + pq 2 + dq 3 q 1 = + q 0 + q 1 + pq 2 + dq 3 + q 4 = pq 2 + dq 3, q 2 = + q 0 + q 1 + q 2 + q 3 + dq 4 = dq 4, q 3 = e + q 0 + q 1 + q 2 + dq 3 + pq 4 = dq 3 + pq 4 + e, q 4 = e + q 0 + q 1 + q 2 + q 3 + dq 4 = dq 4 + e. Из третьего уравнения: q 3 = dq 3 + pq 4 + e = d*(pq 4 + e). Из четвертого уравнения: q 4 = dq 4 + e = d*.

Преобразование ДКА в РВ Обратный ход: q 3 = d*(pq 4 + e) = d*(pd* + e), q 2 = dq 4 = dd*, q 1 = pq 2 + dq 3 = pdd* + dd*(pd* + e), q 0 = sq 1 + pq 2 + dq 3 = s(pdd* + dd*(pd* + e)) + pdd* + dd*(pd* + e). Таким образом, данному ДКА соответствует РВ s(pdd* + dd*(pd* + e)) + pdd* + dd*(pd* + e). Упростим: s(pdd* + dd*(pd* + e)) + pdd* + dd*(pd* + e) = = spdd* + sdd*(pd* + e) + pdd* + dd*(pd* + e) = (s + e)(pdd* + dd*(pd* + e)) Для более короткой записи можно использовать положительную итерацию aa* = a*a = a+: (s + e)(pdd* + dd*(pd* + e)) = (s + e)(pd+ + d+pd* + d+)

Преобразование ДКА в РВ Сопоставление графа функции переходов ДКА основным операциям с регулярными выражениями: q 0 a b a q 1 q 2 q 1 q 0 a+b a b ab q 2 a*

Преобразование ДКА в РВ Более сложные комбинации операций: q 0 a q 1 b b b q 0 a q 2 q 1 (a + e)b c b q 0 q 2 ab(cab)* q 0 (a + b)* q 0 a q 1 aa* = a+ q 0 a q 1 a b a a a (ab)+ q 2 b q 1 c e + (a + b)c*

Преобразование ДКА в РВ Для РВ (s + e)(pd+ + d+(pd* + e)): q 0 p q 2 d s p q 1 d d q 3 d p q 4 d q 5 d

Программирование РВ Регулярные выражения: Встроены во многие языки программирования (PHP, Java. Script, …); Реализованы в виде подключаемых компонентов (например, класс Regex для платформы. NET). Отличия в формах записи: x? = x + e x{1, 3} = x + xxx и т. д.

Программирование РВ Конструкции класса Regex (System. Text. Regular. Expressions): Символ Интерпретация Escape-последовательности b При использовании его в квадратных скобках соответствует символу «←» (u 0008) t, r, n, a, f, v Табуляция (u 0009), возврат каретки (u 000 D), новая строка (u 000 A) и т. д. c. X Управляющий символ (например, c. C – это Ctrl+C, u 0003) e Escape (u 001 B) ooo Символ ASCII в восьмеричной системе xhh Символ ASCII в шестнадцатеричной системе uhhhh Символ Unicode Следующий символ не является специальным символом РВ. Этим символом нужно экранировать все специальные символы Пример (в примере приведен шаблон и строка поиска, в строке найденные совпадения подчеркнуты): @"rnw+" – "rn. Здесь имеютсяnдве строки".

Программирование РВ Подмножества символов. Любой символ, кроме конца строки (n) Любой символ из множества [^xxx] Любой символ, кроме символов из множества Любой символ из диапазона ] Вычитание одного множества или диапазона из другого p{name} Любой символ, заданный категорией Unicode с именем name P{name} Любой символ, кроме заданных категорией Unicode с именем name w Множество символов, используемых при задании идентификаторов W Множество символов, не используемых при задании идентификаторов s Пробелы S Все, кроме пробелов d Цифры D Не цифры Примеры: @". +" – "rn. Здесь имеютсяnдве строки"; @"+" – "0 xabcfx"; @"[^fx]+" – "0 xabcfx"; @"+" – "0 xabcfx"; @"[^a-f]+" – "0 xabcfx"; @"]+" – "0 xabcfx"; @"p{Lu}" – "City Lights"; // Lu – прописные буквы @"P{Lu}" – "City"; @"p{Is. Cyrillic}" – "ха. OS"; // Is. Cyrillic – русские буквы

Программирование РВ Привязка ^, A В начале строки $, Z В конце строки или до символа «n» в конце строки z В конце строки G В том месте, где заканчивается предыдущее соответствие b Граница слова B Любая позиция не на границе слова Примеры: @"G(d)" – "(1)(3)(5)(9) "; // три соответствия (1), (2) и (3) @"bnS*ionb" – "nation donation"; @"Bendw*b" – "end sends endure lender".

Программирование РВ Операции (кванторы) *, *? Итерация +, +? Положительная итерация? , ? ? Ноль или одно соответствие {n}, {n}? Точно n соответствий {n, }, {n, }? По меньшей мере, n соответствий {n, m}, {n, m}? От n до m соответствий Примеры (первые кванторы – жадные, ищут как можно большее число элементов, вторые – ленивые, ищут как можно меньшее число элементов): @"d{3, }" – "888 -5555"; @"^d{3}" – "913 -913"; @"-d{3}$" – "913 -913"; @"5+? 5" – "888 -5555"; // три совпадения – 55, 55 и 55 @"5+5" – "888 -5555".

Программирование РВ Группирование () Группа, автоматически получающая номер (? :) Не сохранять группу (?) или (? "имя") При обнаружении соответствия создается именованная группа (?) или Удаление ранее определенной группы и (? "имя– имя") сохранение в новой группе подстроки между ранее определенной группой и новой группой (? imnsx:) Включает или выключает в группе любую из пяти (? –imnsx:) возможных опций: i – нечувствительность к регистру; s – одна строка (тогда «. » – это любой символ); m – многострочный режим («^» , «$» – начало и конец каждой строки); n – не захватывать неименованные группы; x – исключить не преобразованные в escapeпоследовательность пробелы из шаблона и включить комментарии после знака номера (#) (? =) Положительное утверждение просмотра вперед нулевой длины

Программирование РВ (? !) Отрицательное утверждение просмотра вперед нулевой длины (?) Невозвращаемая (жадная) часть выражения Примеры: @"(an)+" – "bananas annals"; @"an+" – "bananas annals"; // сравните, три совпадения – an, an и ann @"(? i: an)+" – "ba. NAnas annals"; @"+(? =d)" – "abc xyz 12 555 w"; @"(?

Src="https://сайт/presentation/-112203859_437213351/image-24.jpg" alt="Программирование РВ Ссылки число Ссылка на группу k Ссылка на именованную группу Примеры: @"> Программирование РВ Ссылки число Ссылка на группу k Ссылка на именованную группу Примеры: @"(w)1" – "deep"; @"(? w)k " – "deep". Конструкции изменения | Альтернатива (соответствует операции объединения) (? (выражение)да|нет) Сопоставляется с частью «да» , если выражение соответствует; в противном случае сопоставляется с необязательной частью «нет» (? (имя)да|нет), Сопоставляется с частью «да» , если названное имя (? (число)да|нет) захвата имеет соответствие; в противном случае сопоставляется с необязательной частью «нет» Пример: @"th(e|is|at)" – "this is the day";

Программирование РВ Подстановки $число Замещается часть строки, соответствующая группе с указанным номером ${имя} Замещается часть строки, соответствующая группе с указанным именем $$ Подставляется $ $& Замещение копией полного соответствия $` Замещение текста входной строки до соответствия $" Замещение текста входной строки после соответствия $+ Замещение последней захваченной группы $_ Замещение всей строки Комментарии (? #) Встроенный комментарий # Комментарий до конца строки

Программирование РВ Результаты работы Regex: Regex Matches() Match. Collection Match Groups() Group. Collection Group Captures() Capture. Collection Captures()

Программирование РВ Пример на языке C++ CLI (Visual C++/CLR/Консольное приложение CLR): int main() { Regex ^r = gcnew Regex(L"((\d)+)+"); Match ^m = r->Match(L"123 456"); int match. Count = 0; while (m->Success) { Console: : Write. Line(L"Соответствие {0}", ++match. Count); for (int i = 1; i Groups->Count; i++) { Group ^g = m->Groups[i]; Console: : Write. Line(L" Группа {0} = "{1}"", i, g->Value); for (int j = 0; j Captures->Count; j++) { Capture ^c = g->Captures[j]; Console: : Write. Line(L" Захват {0} = "{1}", позиция = {2}, длина = {3}", j, c, c->Index, c->Length); } } m = m->Next. Match(); } return 0; } System: : Text: : Regular. Expressions

Включение действий и поиск ошибок Ограничение количества значащих цифр в числе: (s + e)(pd+ + d+(pd* + e)) s = +|p = . d = d s + e = s? = (+|-)? pd* + e = (pd*)? = (. d*)? @"(+|-)? (. d+|d+(. d*)?)" или @"^(+|-)? (. d+|d+(. d*)?)$" Regex r = new Regex(@"^(+|-)? (. (? "digit"d)+|(? "digit"d)+(. (? "digit"d)*)?)$"); Match m = r. Match("+1. 23456789"); if (m. Success) { Group g = m. Groups["digit"]; if (g. Captures. Count

Включение действий и поиск ошибок Определение позиции ошибки: Regex r = new Regex(@"(+|-)? (. (? "digit"d)+|(? "digit"d)+(. (? "digit"d)*)?)"); string str = "+1. 2345!678"; Match m = r. Match(str); if (m. Success) { Group g = m. Groups["digit"]; if (g. Captures. Count 0) Console. Write. Line("Ошибка в позиции 1: неожиданный символ "{0}"", str); else if (m. Length

Включение действий и поиск ошибок Определение позиции ошибки: 1. первая позиция входной цепочки (1), если первое соответствие не начинается с позиции Index = 0; 2. позиция, следующая за последним соответствием (match. Length + 1), если она не совпадает с последней позицией входной цепочки; 3. позиция первого разрыва между соответствиями (match[i]. Index + match[i]. Length + 1), если символ, следующий за предыдущим соответствием, не является первым символом следующего соответствия.

Index) break; index = m[i]. Index + m[i]. Length; } Console. Write. Line("Ошибка в позиции {0} "{1}"", index + 1, str); } «abc. xyz. pqr» – правильно; «+abc. xyz. pqr» – ошибка в позиции 1 («+»); «abc. xyz. pqr!» – ошибка в позиции 12 («!»); «abc. xyz!. pqr» – ошибка в позиции 8 («!»).

Включение действий и поиск ошибок Но! «abc. xyz. +pqr» – ошибка в позиции 8 («. »). Новый вариант шаблона: @"w+(. w+)*(. (? !$))? " Проверка: «abc. xyz. +pqr» – ошибка в позиции 9 («+»); «abc. xyz. pqr. » – ошибка в позиции 12 («. »).

Сбалансированные определения: «(? "x")» добавляет в коллекцию с именем «x» один элемент; «(? "-x")» убирает из коллекции «x» один элемент; «(? (x)(? !))» проверяет, что в коллекции «x» не осталось элементов. Язык L, описывающий вложенные операторы языка Pascal «begin end; »: @"^s*((? "begins+)+(? "-begin"ends*; s*)+)*(? (begin)(? !))$".

Рассмотрим алгоритм построения по регулярному выражению недетерминированного конечного автомата, допускающего тот же язык.

Алгоритм 3.1 . Построение недетерминированного конечного автомата по регулярному выражению.

Вход . Регулярное выражение r в алфавите T .

Выход . НКА M , такой что L(M) = L(r) .

Метод .Автомат для выражения строится композицией из автоматов, соответствующих подвыражениям. На каждом шаге построения строящийся автомат имеет в точности одно заключительное состояние, в начальное состояние нет переходов из других состояний и нет переходов из заключительного состояния в другие.

Построение детерминированного конечного автомата по недетерминированному

Рассмотрим алгоритм построения по недетерминированному конечному автомату детерминированного конечного автомата, допускающего тот же язык.

Алгоритм 3.2 . Построение детерминированного конечного автомата по недетерминированному.

Вход . НКА M = (Q, T, D, q 0 , F) .

Выход . ДКА .

Метод . Каждое состояние результирующего ДКА - это некоторое множество состояний исходного НКА.

В алгоритме будут использоваться следующие функции: - множество состояний НКА, достижимых из состояний, входящих в R , посредством только переходов по e , то есть множество

Множество состояний НКА, в которые есть переход на входе a для состояний из R , то есть множество

Вначале Q" и D" пусты. Выполнить шаги 1-4:

(1) Определить .

(2) Добавить в Q" как непомеченное состояние

(3) Выполнить следующую процедуру:


(4) Определить .

Пример 3.6 . Результат применения алгоритма 3.2 приведен на рис. 3.10 .


Рис. 3.10.
Построение детерминированного конечного автомата по регулярному выражению

Приведем теперь алгоритм построения по регулярному выражению детерминированного конечного автомата, допускающего тот же язык [?] .

Пусть дано регулярное выражение r в алфавите T . К регулярному выражению r добавим маркер конца: (r)# . Такое регулярное выражение будем называть пополненным. В процессе своей работы алгоритм будет использовать пополненное регулярное выражение.

Алгоритм будет оперировать с синтаксическим деревом для пополненного регулярного выражения (r)#, каждый лист которого помечен символом , а каждая внутренняя вершина помечена знаком одной из операций: (конкатенация), | (объединение), * (итерация).

Каждому листу дерева (кроме e -листьев) присвоим уникальный номер, называемый позицией, и будем использовать его, с одной стороны, для ссылки на лист в дереве, и, с другой стороны, для ссылки на символ, соответствующий этому листу. Заметим, что если некоторый символ используется в регулярном выражении несколько раз, он имеет несколько позиций.

Обойдем дерево T снизу-вверх слева-направо и вычислим четыре функции: nullable,firstpos, lastpos и followpos . Три первые функции - nullable, firstpos и lastpos - определены на узлах дерева, а followpos - на множестве позиций. Значением всех функций, кроме nullable , является множество позиций. Функция followpos вычисляется через три остальные функции.

Функция firstpos(n) для каждого узла n синтаксического дерева регулярного выражения дает множество позиций, которые соответствуют первым символам в подцепочках , генерируемых подвыражением с вершиной в n . Аналогично, lastpos(n) дает множество позиций, которым соответствуют последние символы в

по общему количеству символов алфавита символов и знаков операций и скобок в записи r .

Базис . Автоматы для выражений длины 1: и показаны на следующем рисунке.


Рис. 5.1.

Заметим, что у каждого из этих трех автоматов множество заключительных состояний состоит из одного состояния.

Индукционный шаг . Предположим теперь, что для каждого регулярного выражения длины <= k построен соответствующий НКА, причем у него единственное заключительное состояние. Рассмотрим произвольное регулярное выражение r длины k+1 . В зависимости от последней операции оно может иметь один из трех видов: (r 1 + r 2), (r 1 r 2) или (r 1) * . Пусть и - это НКА, распознающие языки L r1 и L r2 , соответственно. Не ограничивая общности, мы будем предполагать, что у них разные состояния: .

Тогда НКА , диаграмма которого представлена на рис. 5.2 , распознает язык .


Рис. 5.2.

У этого автомата множество состояний , где q 0 - это новое начальное состояние, q f - новое (единственное!) заключительное состояние, а программа включает программы автоматов M 1 и M 2 и четыре новых команды -переходов: . Очевидно, что язык, распознаваемый НКА M , включает все слова из L { M 1 } и из L { M 2 } . С другой стороны, каждое слово переводит q 0 в q f , и после первого шага несущий его путь проходит через q 0 1 или q 0 2 . Так как состояния M 1 и M 2 не пересекаются, то в первом случае этот путь может попасть в q f только по -переходу из q f 1 и тогда . Аналогично, во втором случае .

Для выражения диаграмма НКА , распознающего язык L r , представлена на следующем рисунке.


Рис. 5.3.

У этого автомата множество состояний , начальное состояние q 0 = q 0 1 , заключительное состояние q f =q f 2 , а программа включает программы автоматов M 1 и M 2 и одну новую команду - -переход из заключительного состояния M 1 в начальное состояние M 2 , т.е. . Здесь также очевидно, что всякий путь из q 0 = q 0 1 в q f =q f 2 проходит через -переход из q f 1 в q 0 2 . Поэтому всякое слово , допускаемое M , представляет конкатенацию некоторого слова из L M1 } с некоторым словом из L M2 } , и любая конкатенация таких слов допускается. Следовательно, НКА M распознает язык .

Пусть r = r 1 * . Диаграмма НКА , распознающего язык L r =L r1* = L M1 * представлена на рис. 5.3 .


Рис. 5.3.

У этого автомата множество состояний , где q 0 - это новое начальное состояние, q f - новое (единственное!) заключительное состояние, а программа включает программу автомата M 1 и четыре новых команды -переходов: . Очевидно, . Для непустого слова w по определению итерации для некоторого k >= 1 слово w можно разбить на k подслов: w=w 1 w 2 ... w k и все . Для каждого i= 1,... ,k слово w i переводит q 0 1 в q f 1 . Тогда для слова w в диаграмме M имеется путь

Следовательно, . Обратно, если некоторое слово переводит q 0 в q f , то либо оно есть либо его несет путь , который, перейдя из q 0 в q 0 1 и затем пройдя несколько раз по пути из q 0 1 в q f 1 и вернувшись из q f 1 в q 0 1 по -переходу, в конце концов из q f 1 по -переходу завершается в q f . Поэтому такое слово .

Из теорем 4.2 и 5.1 непосредственно получаем

Следствие 5.1 . Для каждого регулярного выражения можно эффективно построить детерминированный конечный автомат , который распознает язык, представляемый этим выражением.

Это утверждение - один из примеров теорем синтеза : по описанию задания (языка как регулярного выражения ) эффективно строится программа (ДКА), его выполняющая. Справедливо и обратное утверждение - теорема анализа .

Теорема 5.2 . По каждому детерминированному (или недетерминированному) конечному автомату можно построить регулярное выражение , которое представляет язык, распознаваемый этим автоматом.

Доказательство этой теоремы достаточно техническое и выходит за рамки нашего курса.

Таким образом, можно сделать вывод , что класс конечно автоматных языков совпадает с классом регулярных языков . Далее мы будем называть его просто классом автоматных языков .

Автомат M r , который строится в доказательстве теоремы 5.1

Регулярные выражения (РВ) - это очень удобная форма записи так называемых регулярных или автоматных языков. Поэтому РВ используются в качестве входного языка во многих системах, обрабатывающие цепочки. Рассмотрим примеры таких систем:

  • Команда grep операционной системы Unix или аналогичные команды для поиска цепочек, которые можно встретить в Web-броузерах или системах форматирования текста. В таких системах РВ используются для описания шаблонов, которые пользователь ищет в файле. Различные поисковые системы преобразуют РВ либо в детерминированный конечный автомат (ДКА), либо недетерминированный конечный автомат (НКА) и применяют этот автомат к файлу, в котором производится поиск.
  • Генераторы лексических анализаторов. Лексические анализаторы являются компонентом компилятора, они разбивают исходную программу на логические единицы (лексемы), которые могут состоять из одного или нескольких символов и имеют определенный смысл. Генератор лексических анализаторов получает формальные описания лексем, являющиеся по существу РВ, и создает ДКА, который распознает, какая из лексем появляется на его входе.
  • РВ в языках программирования.

В данной статье мы сначала ознакомимся с конечными автоматами и их видами(ДКА и НКА), и далее рассмотрим пример построения минимального ДКА по регулярному выражению.

Конечные автоматы

Конечный автомат (КА) - это преобразователь, который позволяет сопоставить входу соответствующий выход, причем выход этот может зависеть не только от текущего входа, но и от того, что происходило раньше, от предыстории работы конечного автомата. Даже поведение человека, а не только искусственных систем можно описать с помощью КА. С помощью КА можно описать не только поведение искусственных систем, а даже поведение человека. Например, ваша реакция, на то что ваш сосед слушает громко музыку по ночам, будет одной после первого такого случая и совершенно другой после нескольких таких случаев. Таких предысторий может быть бесконечное число, возникает вопрос; Какой памятью должен обладать КА, чтобы вести себя по разному для каждой предыстроии? Понятно, что хранить бесконечное число предысторий не возможно. Поэтому автомат как бы разбивает все возможные предыстории на классы эквивалентности. Две истории являются эквивалентными, если они одинаково влияют на поведение автомата в дальнейшем. Класс эквивалентности к которому автомат отнес свою текущую предысторию, называют еще внутренним состоянием автомата.

Теперь рассмотрим, какими способами можно задать КА. Они могут задаваться в виде графов или в виде управляющих таблиц. В виде графа КА задается следующим способом:

  • вершины графа, соответствуют состояниям КА.
  • направленные ребра, соответствуют функциям переходов (возле каждого такое ребра указывается символ, по которому выполняется переход).
  • вершина с входящим в него ребром, которое не выходит не из одного состояния, соответствует начальному состоянию.
  • конечные состояния КА помечаются жирным контуром.

В виде управляющей таблицы, так:

  • состояния КА располагаются в строках таблицы.
  • символы распознаваемого языка - в столбцах.
  • на пересечении указывается состояние в которое можно попасть из данного состояния по данному символу.

Пример КА в виде графа и в виде управляющей таблицы будет представлен ниже.

ДКА и НКА

Основное отличие ДКА и НКА состоит в том, что ДКА в процессе работы может находится только в одном состоянии, а НКА в нескольких состояниях одновременно. В качестве примера работы НКА можно привести идею американского физика Хью Эверетта от том, что любое событие разбивает мир на несколько миров, в каждом из которых это событие закончилось по-своему. Например, в одном мире Гитлер выиграл 2-ю Мир. войну, в другом – Ньютон вместо физики занялся бизнесом и открытие законов классической механики пришлось отложить лет на 50. Чтобы сделать какие-то выводы из работы автомата, следует изучить все «миры». После того как вся входная цепочка будет считана, мы полагаем, что НКА допускает данную цепочку, если он завершил работу в допускающем состоянии хотя бы в одном из множества «миров». Соответственно, автомат отвергает цепочку, если он завершил работу в недопускающем состоянии в каждом «мире». ДКА же принимает цепочку, это очевидно, если после считывания всей входной цепочки он оказывается в допускающем состоянии.

В большинстве случаев построить НКА гораздо проще чем ДКА. Но, не смотря на это использовать НКА для моделирования - не самая хорошая идея. К счастью, для каждого НКА можно построить ДКА, допускающий тот же входной язык. В данной статье мы не будем приводить алгоритм построения ДКА по НКА, а рассмотрим данный алгоритм на основе наглядного примера ниже.

Построение минимального ДКА по регулярному выражению

Для начала приведем синтаксис РВ используемый в данной статье:

  • конкатенация задается с помощью пробела или пустой строки(например: ab)
  • объединение, с помощью символа "|"
  • итерация(замыкание Клини), с помощью символа "*"

Рассмотрим пример, дано регулярное выражение:

xy* (x | y*) | ab (x | y*) | (x | a*) (x | y*)

Нужно построить минимальный ДКА по регулярному выражению и продемонстрировать распознавание корректной и некорректной цепочки.

Для начала упростим данное РВ, используя правосторонний дистрибутивный закон конкатенации относительно объединения получаем следующее РВ:

(xy* | ab | (x | a*)) (x | y*)

Теперь строим автомат по данному РВ:

По правилу преобразования конкатенации(не будем приводить правила преобразования РВ в КА, так как они довольно очевидные), получаем следующий автомат:

По правилу преобразования объединения:

По правилу преобразования конкатенации:

И в конце применяем правило преобразования замыкания и получаем εНКА:

Избавляемся от ε-переходов («звездочкой» обозначены конечные состояния):

В данном НКА состояния s3 и s5 эквивалентны, так как δ(s3, x) = δ(s5, x) = s1 и δ(s3, y) = δ(s5, y) = s5, s7. Переименовываем состояния s6 -> s5 и s7 -> s6:

Строим ДКА по НКА:

В данном ДКА состояния p1 и p5 эквивалентны, так как
δ(p1, x) = δ(p5, x) = p4 и δ(p1, y) = δ(p5, y) = p5. Переименовываем состояния p6 -> p5 и p7 -> p6:

Данный автомат является минимальным ДКА.

Пускай δ - функция переходов, то расширенная функция переходов, построенную по δ, обозначим δ’, и ω - входная цепочка.

Допустим на вход подается цепочка ω = aaax, мы ожидаем что автомат окажется в одном из допускающих состояний.

δ’(p0, ε) = p0
δ’(p0, a) = δ(δ’(p0, ε), a) = δ(p0, a) = p3
δ’(p0, aa) = δ(δ’(p0, a), a) = δ(p3, a) = p5
δ’(p0, aaa) = δ(δ’(p0, aa), a) = δ(p5, a) = p5
δ’(p0, aaax) = δ(δ’(p0, aaa), a) = δ(p5, a) = p4

p4 - допустимое конечное состояние, таким образом цепочка aaax, является корректной для данного автомата.

Теперь допустим, что ω = xyyb:

δ’(p0, ε) = p0
δ’(p0, x) = δ(δ’(p0, ε), x) = δ(p0, x) = p1
δ’(p0, xy) = δ(δ’(p0, x), y) = δ(p1, y) = p1
δ’(p0, xyy) = δ(δ’(p0, xy), y) = δ(p1, y) = p1
δ’(p0, xyyb) = δ(δ’(p0, xyy), b) = δ(p1, b) = ∅

Здесь мы видим, что если подать на вход автомату символ b, когда он находится в состоянии p1, то данный автомат умрет, следовательно цепочка xyyb - некорректна.

P. S. В данной статье был рассмотрен алгоритм построение ДКА по РВ, но существуют более удобные алгоритмы, в частности для программирования, но это уже тема для другой статьи…