Почему человек срывается на других. В современном ритме жизни мы все чаще утрачиваем контроль. Учитесь лучше управлять гневом

В современном ритме жизни мы все чаще утрачиваем контроль над собой, наша нервная система расшатана и виной этому — множество негативных факторов: хроническая усталость, проблемы со здоровьем, постоянная спешка, недопустимый уровень шума, переизбыток зрительных впечатлений и пр. Сохранять спокойствие и не раздражаться становится все сложнее и сложнее. И чем чаще мы испытываем раздражение, тем навязчивее становится потребность излить его на кого-то. Тем, кто хочет вырваться из этого порочного круга и научиться побеждать гнев и раздражительность, стоит обратить внимание на книгу известного психолога Екатерины Бурмистровой «Раздражительность. Методика преодоления» (издательство «Никея»).

Книга адресована «тем, кто хочет построить счастливую семью», и это не случайно: от нашей раздражительности и гневливости в первую очередь страдают близкие. Хотя привычка то и дело «выпускать пар» может испортить отношения с кем бы то ни было — родственниками, коллегами и друзьями. К тому же, раздражаясь, мы постфактум испытываем чувство вины и из-за частых вспышек гнева можем даже потерять веру в себя. Эти эмоции оставляют после себя неприятный осадок, вы можете считать себя худшей из жен, самой плохой матерью на свете, неуспешным работником или некомпетентным руководителем.

Лестница агрессии: как связаны раздражительность и гнев

Бороться с раздражительностью нелегко, но психологи советуют заняться этим как можно раньше, ведь раздражение и недовольство — это всего лишь первые ступени в так называемой лестнице агрессии. Далее следуют гнев, грубые оскорбительные окрики и наконец рукоприкладство. Поэтому раздражительность может постепенно перерасти в озлобленность и физическое насилие.

«Повышение степени агрессии — тревожный звонок! Если вы раньше ограничивались угрюмым сопением, а теперь в тех же ситуациях легко срываетесь на крик, значит, вам предстоит изрядно потрудиться, чтобы вернуть агрессию на предыдущую ступень, — пишет в своей книге Екатерина Бурмистрова. — В противном случае вскоре агрессия опять неизбежно устремится вверх».

Как справиться с раздражительностью

Шаг 1. Выявить нормативные конфликты

Прежде чем вступать в борьбу с раздражительностью, необходимо понять ее природу, определить, в каких ситуациях она обычно возникает. И первое, на что следует обратить внимание, — нормативные конфликты. Это те самые «грабли», на которые мы наступаем ежедневно, стычки, повторяющиеся изо дня в день или из недели в неделю по одному и тому же поводу. Например, каждое утро дети медленнее, чем надо, собираются в школу, вы опаздываете на работу, в результате начинаете нервничать и раздражаться. Внимательно понаблюдайте за собой в течение двух-трех недель и скрупулезно зафиксируйте в блокнот ситуации, вызывающие у вас негативные эмоции. Затем психологи советуют сформировать предваряющую реакцию, то есть внутренне подготовиться и не дать гневу в критический момент беспрепятственно овладеть вами.

Шаг 2. Наблюдать за сменой эмоционального состояния

Следующий важный шаг — фиксация момента «эмоционального перехода»: понаблюдайте за тем, когда и как именно меняется ваше состояние. «Например, только что вы были спокойны, разговаривали со всеми ровно и доброжелательно, но уже через минуту срываетесь на крик… Проанализировать развитие ситуации, в которой возникает раздражение, по силам практически всем, однако для этого требуется определенная методичность. Я настаиваю на том, что необходимо фиксировать на бумаге результаты своих наблюдений, в противном случае в голове неизбежно возникнет каша, — советует автор книги. — Важно понимать, как этот процесс происходит. Обычно сознанием начинает овладевать навязчивая мысль: «Все, больше я терпеть не в состоянии!» - и вот уже гнев накрывает нас мутной волной. У некоторых людей предваряющим ощущением являются те или иные физические симптомы — например, у них учащаются дыхание и сердцебиение, краснеют щеки и рефлекторно сжимаются кулаки. Кто-то начинает возбужденно расхаживать по комнате, задевая окружающие предметы, или хватается за сигарету, как за спасательный круг».

Определив момент «эмоционального перехода», постарайтесь удержаться 3—5 секунд и сбалансировать на грани срыва. Автор утверждает, что по большому счету все известные способы борьбы с собственной раздражительностью в большей или меньшей степени основаны на том, что человек перестает действовать по принципу немедленного реагирования. Порой нескольких секунд бывает достаточно, чтобы взять себя в руки.

Если вы все-таки момент упустили, полезно вспомнить, что обычно гнев затихает не позже, чем через 30—40 минут. В это время лучше ничего не предпринимать и любым действиям предпочесть молчание.

Шаг 3. Понять истинную природу своих отрицательных эмоций

«В понимании истинных причин возникновения отрицательных эмоций — залог успеха их преодоления. Хорошо, если вам к тому же удастся еще и внятно сформулировать эти причины», — пишет Екатерина Бурмистрова. Основные причины:

1) наследственная гневливость. «Для некоторых людей понимание того, что свою раздражительность они получили по наследству, заставляет ей решительно воспротивиться», — рассказывает автор.

2) состояние хронической нервной перегрузки. «Само по себе трезвое, критичное отношение к стрессообразующим коллизиям вполне может снизить количество и интенсивность наших гневных вспышек», — уверена психолог. Стоит признать свою усталость и измотанность и понять, что в таком состоянии не раздражаться просто не получится.

3) перенаправленный гнев. «Раздражение, выливаемое нами на окружающих, обычно перенаправляется с какого-то другого, куда менее безответного объекта. Например, вы готовы растерзать мужа, но крик «не по адресу» бессознательно представляется вам гораздо более безопасным, — поясняется в книге. — Или у вас возникли проблемы на работе, но тут подвернулись разбросанные по полу игрушки, и происходит выброс гнева на ребенка. Такие переадресации необходимо тщательно отслеживать!»

Полезный совет: следует всегда помнить о том, что гнев — чувство вторичное и происходит он от переживаний совсем другого рода — боли, страха или обиды. Понаблюдаете за собой, и вы убедитесь, что за каждой гневной вспышкой на самом деле «скрывается» одна из страдательных эмоций.

Шаг 4. Не ждать мгновенных успехов

Только постепенные, едва заметные подвижки могут со временем действительно изменить положение к лучшему. «Процесс гармонизации внутреннего состояния можно охарактеризовать известной формулировкой «шаг вперед, два шага назад», — пишет Екатерина Бурмистрова. — Умению обращаться с чувствами следует терпеливо учиться». Не стоит думать, что цель борьбы с гневом — продержаться без срывов неделю или месяц. Куда важнее изменить себя, и процесс этот может растянуться на долгие месяцы, а то и годы. Ваша задача — научиться не подавлять гнев в себе (спустя время он все равно вырвется наружу новой разрушительной вспышкой), а выражать свои негативные эмоции зрелыми, позитивными способами. Гнев вполне поддается контролю: обращаться к объекту, вызвавшему отрицательные эмоции, можно вежливо, выражая основную жалобу без уклонений в сторону и руководствуясь логическим мышлением, а не физической силой или широким словарным запасом.

Шаг 5. Отмечать даже самые маленькие победы

Похвала гораздо более действенный метод, чем самобичевание. Если фиксировать свое внимание только на недостатках и проигрышах, это неизбежно приведет к новым вспышкам гнева.

«Жизнь приучает нас замечать лишь наши промахи и неудачи, не отмечая пусть маленьких, но тем не менее весьма существенных побед. К сожалению, умение радоваться хорошему присуще далеко не всем: такое состояние требует определенной эмоциональной культуры, которой мы обделены, — утверждает психолог. — Если вам удалось сделать даже маленький шажок в верном направлении, раз уж вы смогли определить природу своей раздражительности и научились хоть немного ее контролировать, значит, доброе начало положено».

Мария Березовская

Склонны выражать свои мысли и чувства криком, когда злитесь? Если это так, то вы наверняка уже заметили, что эта привычка разрушает ваши отношения с окружающими, но при этом не помогает вам добиться своего или почувствовать себя лучше. Измените свои привычки в общении, когда гневаетесь, для начала научившись правильно выпускать чувства. Затем вернитесь к сути вопроса и выразите свои потребности спокойно и рационально. Когда вы справились с приступом злости, начните искать способы лучше справляться со своим гневом в долгосрочной перспективе.

Шаги

Возьмите тайм-аут

    Остановитесь на середине предложения, если заметили, что кричите. Как только вы услышите, что повышаете голос, остановитесь. Даже не завершайте своего предложения.

    Спросите себя: «Что я пытаюсь сказать? И каков лучший способ сказать это?»

    • Если вы научитесь останавливать себя до того, как начнете кричать, или уже когда начали, это поможет предотвратить обидные слова, о которых вы будете сожалеть, и которые могут поставить под угрозу ваши отношения.
  1. Считайте до 10, чтобы успокоиться. Это отвлечет ваш ум от того, что вызывает гнев, и позволит сосредоточиться на чем-то другом. Начните с 1 и считайте до 10 или даже до 100, чтобы вновь обрести контроль над своими эмоциями.

    • Можете считать вслух или про себя, как хотите.
  2. Подышите свежим воздухом. Покиньте помещение на несколько минут и прогуляйтесь по окрестностям. Пребывание на открытом воздухе поможет вам успокоиться и очистить мысли, и вы сможете справиться со своей злостью более подходящим способом.

    Как успокоиться на улице:
    Скажите собеседнику, что вам нужно выйти на несколько минут. Скажите что-то вроде: «Мне нужно успокоиться, а здесь я этого сделать не могу. Я выйду немного пройдусь». Это может показаться немного грубым, но самое главное - это выйти из помещения, прежде чем вы скажете то, о чем будете жалеть. Извиниться сможете, когда вернетесь.
    Прогуляйтесь. Задайте оживленный темп, чтобы спустить пар. Сосредоточьтесь на движении ног и ударах сердца, дышите глубоко. Движения успокоят ваше тело и, в конечном итоге, разум тоже.
    Заставьте себя отметить три вещи в своем окружении. Возможно, это последнее, что вам захочется сделать, когда вы злитесь, но все же стоит заставить себя посмотреть на облака, листья деревьев или проезжающие машины. Отвлекая себя даже на минутку, вы разрушаете динамику своего гнева.

    Сделайте растяжку, чтобы ослабить напряжение. Используйте свой тайм-аут, чтобы расслабить мышцы. Растягивайте каждую группу мышц, делая глубокие вдохи. Если вы знакомы с йогой, можете сделать несколько асан, чтобы снять напряжение в теле.

    Растяжка для расслабления:
    Покрутите корпусом со стороны в сторону. Держите руки в комфортном положении, согнув локти. Разверните корпус в сторону одной ноги, оставляя бедра неподвижными, затем медленно повернитесь в другую сторону, чтобы расслабить все тело.
    Наклонитесь к носочкам. Наклонитесь вперед, расслабив спину, и дотянитесь пальцами рук до пальцев ног. Голову и шею свободно опустите вниз и расслабьте. Ничего страшного, если вы не можете дотронуться до самых носочков - просто дотянитесь, куда сможете. Эта поза поможет вам отпустить свой гнев.
    Раскройте бедра. Расставьте ноги шире плеч и согните в коленях. Ладони расположите прямо над коленями и выпрямите одну руку. Наклоните корпус в другую сторону, чтобы почувствовать растяжение в бедре и паху. Задержитесь на 10 секунд, а затем поменяйте сторону. Часто мышечное напряжение сосредоточено в области бедер, поэтому подобные упражнения на растяжку помогут вам избавиться от него.

    Как извиниться:
    Сделайте глубокий вдох. Невероятно трудно остановить себя в порыве гнева и выразить свои сожаления. Закройте глаза на мгновение, сделайте глубокий вдох и восстановите контроль над эмоциями.
    Начните со спокойного слова. Начните свое извинение, сказав что-что вроде «Хорошо» или «Ладно». Это сигнализирует собеседнику, что вы изменяете свой тон, а также поможет вам успокоиться.
    Будьте честны и искрении. Скажите своему собеседнику, что вы очень сожалеете, что начали кричать, и что у вас проблемы с контролем гнева. Попросите начать беседу сначала и постарайтесь лучше выражать свои мысли.

    Говорите шепотом. Чтобы тон и громкость вашего голоса не перешли постепенно на территорию крика, говорите очень тихим, «домашним» голос или шепотом. Говорите так, будто находитесь в библиотеке. Если разговариваете с детьми, возьмите в привычку использовать шепот или приглушенный голос, когда злитесь.

    • Шепот имеет двойное назначение: он помогает сохранять правильную громкость голоса, а также гарантирует, что собеседник будет прислушиваться к вашим словам и сможет понять, что вы говорите.
  3. Не используйте категоричных формулировок. Некоторые слова, которые вы используете в общении, могут на самом деле еще больше разозлить вас. Не используйте категоричных формулировок со словами «всегда», «никогда», «должен» или «стоило бы».

    • Подобные слова только раздувают конфликт, потому что

      они осуждают, обвиняют собеседника и оставляют ему мало пространства для маневра.

  4. Используйте «я-сообщения». Донесите свою точку зрения более эффективным способом, используя утверждения, которые выражают ваши чувства, не нападая на собеседника. Это может быть что-то вроде: «Я чувствую себя неважным, когда ты опаздываешь на наши встречи».

    • «Я-сообщения» позволяют вам взять на себя ответственность за собственные чувства, вместо того чтобы обвинять во всем своего собеседника.
    • Избегайте «ты-сообщений», которые возлагают вину на человека,

      Вроде «Ты меня совсем не уважаешь. Ты постоянно опаздываешь!»

Учитесь лучше управлять гневом

Как стать восприимчивым к собственному гневу:
Распознайте физические признаки злости. Наблюдайте за своим поведением в течение недели и записывайте собственные ощущения, когда начинаете злиться. К примеру, у вас может учащаться сердцебиение, краснеть лицо или усиливаться потоотделение.
Оцените, как вы себя чувствуете в течение дня. Периодически отмечайте свои ощущения, чтобы понять, что вы чувствуете и как реагируете в данный момент. Можете даже использовать для этого специальное мобильное приложение или измерять свое состояние по «шкале гнева», которую можно легко найти онлайн.
Сразу же улавливайте признаки гнева и быстро с ним справляйтесь. Когда осознаете, что начинаете злиться, приложите сознательные усилия, чтобы признать и успокоить свои чувства, прежде чем они выйдут из-под контроля.

  • Решайте проблемы немедленно, не позволяйте им накапливаться. Если вы относитесь к тому типу людей, которые склонны накапливать проблемы, пока они не польются через край в виде крика, измените тактику.

    Выделите определенное время для обсуждения проблем.

    Это должно происходить регулярно и постоянно.

    • К примеру, вместо того чтобы срываться на муже, если он не выполнил свои обязанности по дому уже третий раз за неделю, обсудите этот вопрос сразу в день первого инцидента.
  • Ежедневно используйте техники расслабления. Сделайте релаксацию постоянной частью своего дня, делайте дыхательные упражнения, занимайтесь медитацией или выполняйте прогрессивную мышечную релаксацию . Подобные техники помогут вам справиться со стрессом и гневом и избавят от непреодолимого желания кричать на окружающих.

    • Старайтесь каждый день выполнять хотя бы одно упражнение на релаксацию в течение 10–15 минут.
  • Заботьтесь о себе, чтобы снизить уровень стресса. Возможно, вы часто злитесь и кричите из-за высокого уровня стресса. Воспринимайте свой гнев как признак того, что что-то в жизни нужно изменить. Каждый день уделяйте время тому, что вам необходимо делать для физического и эмоционального здоровья, а именно:

    • Ешьте три раза в день, отдавая предпочтение здоровой и питательной пище.
    • Высыпайтесь (спите 7–9 часов каждую ночь).
    • Уделяйте себе хотя бы немного времени, чтобы расслабиться и заняться тем, что вам нравится.
  • У каждого человека ежедневно находится множество поводов, чтобы понервничать и позлиться. Одни злятся на себя: снова проспал, не успел, потерял, не сделал, не получилось. Другие винят в своих неудачах окружающих и срывают свое зло на них.

    Первые наверняка постоянно занимаются самобичеванием и страдают , вторые - уверены в собственной непогрешимости. Однако и тем, и другим злость мешает адекватно оценить ситуацию и принять верное решение. Кроме того, в порыве злости обычно говорятся обидные слова, совершаются опрометчивые поступки, о которых многие потом сожалеют. И далеко не всегда последствия бурной ссоры, в которую переходят злобные нападки, можно исправить: отношения дают трещину.

    Что же делать, когда от злости распирает так, что вот-вот взорвешься? Когда кажется, что единственный выход - выпустить пар: немедленно высказать все, что накипело в душе? Те, кто так и поступает, ссылаются на психологов, которые . Загонять эмоции внутрь, не давать им выхода - путь ко многим болезням, в том числе инфаркту и инсульту. Но выплескивать их на окружающих - не выход, ведь они терпеть не будут и ответят нам тем же.

    Что же такое злость? Это эмоциональное расстройство, возникшее под влиянием внешних обстоятельств. Злость - деструктивное чувство, в ней нет никакого смысла, но она съедает нас изнутри и причиняет нам одни проблемы.

    Перестать злиться не так уж трудно. Порой бывает достаточно всего одной минуты. Но побороть злость, не дать ей полностью завладеть нами можем только мы сами.

    Как не дать себе превратиться в озлобленное существо?

    1. Разбираемся в причине

    Злость не возникает на пустом месте, у нее обязательно есть причина. Прислушаемся к себе и честно признаемся, что спровоцировало эту эмоцию. Быть может, обнаружив причину, мы перестанем злиться, а начнем решать проблему, заставившую нас нервничать?

    Например, нас раздражает и злит коллега, мы цепляемся к ней по каждой мелочи и с трудом сдерживаемся, чтобы не нагрубить. Как говорил один из героев фильма «Мимино»: «Такую личную неприязнь испытываю…, что кушать не могу». А причина банальная: коллега пришла в красивом новом пальто.

    Мы злимся, что муж не выполнил нашу просьбу, а проще было всего лишь напомнить ему о ней.

    Таким образом, учимся меньше «думать» эмоциями и больше - .

    2. Считаем до ста

    или до тех пор, пока не успокоимся. Это старый проверенный способ, к которому прибегают немногие, остальные же считают его слишком банальным. Считать нужно медленно, делая глубокие вдохи. Некоторые торопятся закончить счет с тем, чтобы таки успеть затем выплеснуть раздражение и заявить: «Ерунда этот ваш метод».

    3. Ставим себя на чужое место

    Поскольку счет не займет все наше внимание, у нас будет возможность представить последствия, ожидающие нас, когда мы выскажем свои злобные претензии. Какой эффект произведут наши слова? Как будут строиться наши отношения дальше? Понравилось бы нам, если бы с нами говорили в таком тоне?

    Ведь мы же не столь наивны, чтобы думать, будто наш собеседник в ответ начнет заискивать перед нами, стараясь завоевать расположение, и будет «вилять хвостом», словно провинившаяся собачка. Даже если наша злость в какой-то мере была оправдана, и агрессия вызовут исключительно негатив и агрессию. «Что посеешь, то и пожнешь», «Как аукнется, так и откликнется», - говорят пословицы. Наш собеседник начнет защищаться ― выпустит когти и выставит колючки. Никому не нравится, когда его унижают.

    Когда мы срываемся, то не избавляемся от негативных эмоций и - мы лишь перекладываем их на других. И не стоит сомневаться - ответка обязательно придет.

    Так что последуем совету: «Если вы не можете сказать ничего хорошего, лучше промолчите».

    4. Принимаем отрезвляющий душ

    Разумеется, этот вариант хорош для дома, в других условиях можно воспользоваться обычным умывальником: включаем холодную воду и ополаскиваем разгоряченное лицо. Пострадает макияж? Подставим под ледяную струю руки, протрем виски.

    5. Занимаемся трудотерапией

    Часто вместо того чтобы немедленно потушить разгорающийся в душе злобный пожар, мы сами же подливаем масло в огонь и подбрасываем дровишек: вспоминаем прежние обиды и ссоры, ищем союзников, жалуемся, ждем сочувствия и в результате только распаляем себя.

    Отвлечься от злобных мыслей поможет трудотерапия. Раздражают коллеги? Сосредоточимся на работе, наведем уборку на рабочем столе. Заставляют нервничать домашние? Помоем окна, или вытрем пыль, или сделаем влажную уборку, пересадим цветы, проветрим квартиру - да все это под любимую музыку! И мы не заметим сами, как произойдет чудо - негативная энергия сама собой растворится, уступив место позитиву.

    Не хочется оставаться дома? Вперед на пробежку или просто на прогулку: наблюдаем, рассматриваем, мысленно отвлекаемся от предмета, ставшего причиной «нервов».

    6. Вспоминаем

    Мы не хронически злобный человек, просто у нас, как и у всех, бывают периоды обострения, когда мы особенно остро реагируем на обстоятельства. Устали на работе, спешим домой, а тут - многокилометровая пробка. Что толку злиться и накручивать себя? Ведь проблема не решится, зато домой мы попадем в таком стрессовом состоянии, что домашние будут не рады нашему возвращению и разбегутся по своим комнатам, чтобы не нарваться на конфликт.

    Используем время вынужденного простоя для релакса. Достаем любимую фотографию: там улыбается девушка, или муж, или ребенок, а на обратной стороне - позитивное пожелание. И нашу злость как рукой снимет: мы просто не сможем злиться, глядя на дорогое лицо.

    7. Позитив превыше всего

    Мир не вращается исключительно вокруг нас, и мы - не единственный человек, у кого бурлят эмоции. Однако нравятся ли нам самим люди с нахмуренными и злобными лицами? Нет, конечно. Мы стараемся держаться от них подальше. Точно так же начнут относиться и к нам, если мы будем брюзжать, раздражаться, злобствовать и злословить. И в итоге останемся в .

    Окружающий мир для каждого такой, каким он его видит, в же целом он нейтральный. У Расула Гамзатова есть стихотворение:

    «В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. Другой - листвы зеленой вязь, Весну и небо голубое. В одно окно смотрели двое…».

    Что выберем мы - грязь или весну, злобу или радость? Конечно же, мы хотим жить в гармонии с собой, людьми и миром, а не враждовать и ненавидеть. Говорят, что «от постоянной злобы сердце костенеет, и светлый луч в него не проникает… Не взойдут ростки добра, где мрак и темень - там могилу человек Душе копает…».

    Переломить злобное мышление, настроить себя на позитив нелегко, и здесь нужно проявить настойчивость. Результат того стоит.

    «Освободи свое сердце от злобы, ибо никогда в этом мире ненависть не уничтожается ненавистью, но отсутствием ненависти уничтожается она» - учат буддисты.

    Помним, что самое сильное оружие на все случаи жизни - это улыбка.

    За любым родительским срывом кроется что-то важное. И чаще всего шлепки и ругань – от бессилия. Это бессилие по отношению к собственному детству, к усвоенным в родительской семье нормам и правилам, к жизни в тоталитарной советской системе. От собственных эмоций, усталости, перегруженности, нерешенных проблем на работе и с близкими.

    И конечно же, это бессилие в воспитательных мерах. Родители об этом говорят прямо: «У нас нет примеров, как можно без ремня и шлепков вырастить достойного человека».

    В момент срыва маму или папу накрывает такая мощная эмоциональная волна, что просыпаются самые простые и сильные паттерны поведения, например агрессивная реакция. Она дает некоторую разрядку, и таким образом паттерн закрепляется. С каждым срывом он получает все больше власти над человеком.

    Просто запретить себе кричать, шлепать, бить недостаточно. Реакция растет из глубины, там ее и нужно менять. Для этого важно построить стратегию и шаг за шагом ее реализовывать.

    Стратегия перехода к безопасным отношениям с ребенком:

    Работайте с собственными чувствами и установками,

    Создавайте безопасный контакт,

    Обучайте ребенка слушаться.

    Работайте с собственными чувствами и установками

    Осознать свои эмоции, которые привели к срыву, и научиться проживать их более экологично – вот главная задача работы над собой для родителей.

    По сути, речь идет о том, чтобы научиться думать об эмоциях прямо в точке их возникновения.

    В этом помогут такие вопросы:

    Что вы чувствовали в момент срыва? Злость? Ярость? Обиду? Бессилие?

    Как эти чувства проявлялись на телесном уровне – вам хотелось топать, махать руками, сжались кулаки, участилось сердцебиение?

    На что похожи эти чувства? В каких еще ситуациях в настоящем или в прошлом вы столкнулись с подобной реакцией – у себя или у других людей?

    За родительским бессилием в срыве чаще всего стоит сочетание усталости и внутренних факторов

    Лучше всего завести дневник и отвечать на эти вопросы письменно. Сначала это будут записи по следам произошедшего срыва, но со временем вы научитесь «ловить» свои чувства прямо в момент их возникновения. Это умение сильно снижает градус реакции.

    За родительским бессилием в срыве чаще всего стоит сочетание усталости и внутренних факторов (травматичные ситуации из прошлого, детский опыт, неудовлетворенность жизнью). Больше отдыхать, заботиться о себе – самый распространенный совет, который дают друзья и коллеги. Да, это важно, но это не все.

    Родителям, испытывающим сложности с детьми, помогут упражнения

    У психологов есть обязательство пройти личную терапию. Это нужно для того, чтобы не путать клиентские истории со своей, чтобы расширить взгляд на проблемы, сохранять внутренний баланс при встрече с сильными эмоциями других людей. Что нужно делать?

    1. Эмоционально закрыть неприятные и травмирующие истории из собственной жизни , в том числе из детства. Есть разные методики, как это сделать, но результат один – воспоминание о сложном событии перестанет «цеплять», вызывать слезы и тяжелые состояния. Можно многократно рассказывать историю близкому, поддерживающему человеку. Или записывать свои мысли и чувства в дневник, рисовать. Есть много профессиональных подходов к исцелению травм, можно обратиться к специалисту.

    2. Научиться смотреть на ситуацию со стороны. Для этого есть специальное упражнение. Например, в магазине, где обычно вас слегка раздражает очередь или продавщица, попробуйте представить, что все это происходит по телевизору. Вы просто смотрите новостной сюжет. Постарайтесь не вовлекаться, найдите «палочку-выручалочку» – считайте точки на обоях, рассматривайте узор на полу. Потренировавшись на простых ситуациях, можно пробовать и более сложные. Представьте, что нытье «Мама, я хочу мороженое!» – тоже телесюжет. Не включайтесь, найдите отвлекающий маневр для своих эмоций.

    3. Уметь выдерживать сильные чувства детей. Приведу пример. Ребенок поцарапал коленку и плачет, он сильно расстроен, ему больно. Мама тоже расстроена и напугана, хочет поскорее успокоить ребенка и говорит: «Не плачь, уже все прошло! А вот тебе конфетка!» В результате ребенок ест конфету, все успокоились. Однако и ребенок, и мама благополучно избежали соприкосновения со своими чувствами.

    Научитесь смотреть на ситуацию со стороны. Например, в магазине, где обычно вас что-то слегка раздражает, попробуйте представить, что все это происходит по телевизору. Постарайтесь не вовлекаться

    И другой пример. Тот же ребенок, та же коленка. Мама входит в контакт с чувствами ребенка: «Да, тебе больно и ты расстроен, но вот так случилось - давай я помогу тебе успокоиться, а потом купим пластырь и полечим твою коленку».

    Мама выдерживает боль и обиду ребенка и помогает ему справиться с его чувствами, называя и принимая их.

    Выполняя эти рекомендации, вы сможете спокойнее относиться к моментам непослушания, капризам, истерикам, нытью, научитесь сохранять свое внутреннее состояние, несмотря на усталость, и эффективнее помогать ребенку в решении его потребностей.

    Что-то вполне реально сделать самостоятельно, подобрав книги и статьи. Особенно сложные задачи лучше решать вместе с семейным психологом.

    Создавайте безопасный контакт

    Теория привязанности доказывает, что ребенок нуждается в последовательном поведении родителей, это формирует внутреннюю безопасность, и бессилия в его взрослой жизни будет меньше.

    Обдуманными и последовательными должны быть и санкции за непослушание, и приятное времяпрепровождение. Например, родители вводят правило и санкцию: «Не убрался в комнате - не играешь в приставку». И каждый раз необходимо следить за выполнением правила - последовательно. Когда один раз не убрался и санкции нет, это уже непоследовательно.

    Или, например, есть традиция по субботам ходить в гости к бабушке на вкусное застолье. Так происходит каждую субботу, кроме исключительных случаев - последовательно. Конечно, развлечения и подарки бывают и спонтанными - это для радости. А последовательность в действиях - для внутренней безопасности.

    Радость в отношениях тоже важна. Вспомните, что вам больше всего нравится делать вместе с ребенком? Дурачиться или обниматься? Делать поделки? Читать? Делайте это почаще

    Радость в отношениях тоже важна. Вспомните, что вам больше всего нравится делать вместе с ребенком? Дурачиться или обниматься? Делать поделки? Смотреть вместе познавательные фильмы? Читать? Делайте это почаще!

    Для осознанного построения контакта помогает опора на ценности. Подумайте, какие ценности стоят за вашим родительством - семьи, заботы или радости? Какими действиями вы можете транслировать их детям?

    Например, для вас семейной ценностью является забота друг о друге. Как вы можете этой заботе научить своих детей? Конечно, собственным примером - заботясь о них самих, о партнере, о пожилых родителях, помогая благотворительным организациям. И тогда семейный обед может стать не формальным сбором семьи, а местом, где дети учатся заботе.

    Обучайте ребенка слушаться

    Часто поводом для срыва становится непослушание детей. Одна мама рассказывала: «Первые несколько раз я совершенно спокойно сказала ему не лезть на тумбу, потом еще три раза я это прокричала, ну а потом пришлось шлепнуть!» Мама в этой ситуации просто не знала, как повлиять на сына.

    Слушаться - такое же важное умение, как говорить или читать. Мы ведь учим своих детей разным полезным вещам и не думаем, что они сами должны это уметь. Но часто мы не обучаем их послушанию, а сразу требуем результат!

    Как научить ребенка слушаться?

    Постепенно и последовательно вводить систему правил и последствий.

    Обучать послушанию можно в игре или в сказке - на примере игрушек или сказочных героев показывать работу правил и последствий.

    Можно обратиться к специалисту по коррекции детско-родительского взаимодействия за профессиональными методиками, как обучить ребенка навыку послушания.

    Иногда кажется, что бессилие неотделимо от родительства. И правда, случаются ситуации, в которых мы – родители – ничего не можем поделать. Но это не касается наших срывов, такие проблемы вполне разрешимы.

    Книги, которые помогут:

    • Ирвин Ялом «Мамочка и смысл жизни»
    • Дональд Винникотт «Разговор с родителями»
    • Ирина Млодик «Метаморфозы родительской любви»
    • Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект»
    • Сергей Шабанов и Алена Алешина «Эмоциональный интеллект. Российская практика»

    Об авторе

    Системный семейный психотерапевт. Ее сайт.