Пике и взлёты Гризодубовой

Она не то чтобы забыта: ее удивительная жизнь в главных вехах известна, о ней созданы фильмы, есть немало статей в прессе. Что на самом деле утрачивается, - масштаб содержания и героизма этой жизни. Дух эпохи выветривается усилиями "борцов с коммунистическим наследием и тоталитаризмом". Молодежь, воспитываемая в пренебрежении к одному из грандиознейших и трагичнейших периодов русской истории, судя по опросам, о Гризодубовой не знает, как не знает и о многих других. И иссякает героическое в жизни поколения, восхищающегося псевдогеройством персонажей американских боевиков...
Вот уже несколько лет после ухода Валентины Степановны существует общественная Комиссия по увековечиванию ее имени. В Комиссию вошли космонавты, известные летчики, видные общественные деятели и деятели культуры. Возглавляет ее Мстислав Степанович Листов, в прошлом профессиональный военный летчик, принимавший участие в боевых действиях на Ближнем Востоке в 1973 году, позже - летчик-испытатель, карьера которого на этом поприще прервалась в связи с бездумным свертыванием работ по совершенствованию отечественного космического челнока, в результате чего мы теперь летаем на американских "Шаттлах". Кроме того, он известный журналист, автор нескольких теле- и кинофильмов и книг. Он долгие годы был рядом с Гризодубовой и бережно хранит все, что относится к ее жизни.

Валентина Степановна Гризодубова - наша национальная гордость, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, летчик от Бога. Ее подвиги гремели на весь мир. К тому же она была одной из обаятельнейших женщин своего времени, богато одаренной натурой, обладала великодушным и сострадательным сердцем и неизменно показывала себя - как это ни трудно порой оказывалось - человеком чести. Время уносит тех, кто был ей близок. Из ветеранов 101-го авиаполка, которым она командовала во время войны, осталось несколько человек, из самых близких - летчиков, штурманов, летавших с ней, - не осталось почти никого...
Она родилась в ночь с 31 декабря на 1 января 1910 года. Ее отец, Степан Васильевич Гризодубов, авиаконструктор, изобретатель, летчик, стоял у истоков авиастроения в России. Он создал несколько типов летательных аппаратов, причем также и моторы к ним, - строил своими руками и сам испытывал. В два с половиной года, привязанная к отцу ремнями, Валя Гризодубова впервые поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского ипподрома.
Биография ее поистине головокружительна. Школа ОСОВИАХИМа, летчик-инструктор, летчица агитэскадрильи имени Максима Горького, организатор и руководитель знаменитого беспосадочного перелета Москва - Дальний Восток, установившего мировой рекорд дальности, за что и была она удостоена звания Героя Советского Союза, потом начальник Управления международных воздушных линий СССР, в войну - командир 1О1-го гвардейского авиационного бомбардировочного полка дальнего действия, первый председатель Антифашистского комитета советских женщин, гвардии полковник. Маршал Новиков после войны предлагал ей взять дивизию - она отказалась: "Ни одного дня без войны я в армии находиться не буду". Вместо этого она добилась создания уникального научно-исследовательского летно-испытательного центра (НИЛИЦ), где разрабатывалась и испытывалась новейшая авиационная электроника - по сути, закладывалась основа нашей всепогодной ракетоносной реактивной авиации. С того времени о Гризодубовой слышно мало - она стала "закрытой" личностью, хотя и оставалась неизменно во главе крупнейших дел и получила звезду Героя Социалистического Труда. Она была депутатом Верховного Совета СССР первого созыва в 1937-1946 годах и далее избиралась в местные органы власти - в частности, в Солнцево, где нынешний НПО "Взлет" и еще одна фирма - "Вега-М" - Московский институт приборостроения: на его территории сейчас стоит памятник ей, надежно скрытый от глаз москвичей (об эпопее с установкой большого памятника Гризодубовой в Москве речь пойдет ниже). Умерла Валентина Степановна 28 апреля 1993 года от внутреннего кровоизлияния (язва желудка). Могли спасти, да опоздали...
Слава Гризодубовой, кроме военной, связана в основном с легендарным беспосадочным перелетом Москва - Дальний Восток. Экипаж в составе Валентины Гризодубовой (командир), капитана Полины Осипенко и старшего лейтенанта Марины Расковой (штурман) пересек воздушное пространство страны за 26 часов 29 минут, установив, как уже сказано, мировой рекорд дальности - 6450 километров. Перелет состоялся 24-25 сентября 1938 года. Тренировки проходили на Ходынском поле, напротив которого сейчас расположен дом Гризодубовой. Летели на самолете конструкции Павла Осиповича Сухого - АНТ-37 "Родина". Это был самолет типа ДБ - дальний бомбардировщик, модернизированный, с автоматической уборкой шасси, имеющий еще ряд усовершенствований, которых не было на серийных машинах. Тренировались же на аналоге: их изготовили, кажется, три штуки. Надо сказать, кое-кому перелета не хотелось, существовал определенный настрой против самой идеи женского экипажа. Иногда летчицам, как выражалась Валентина Степановна, "подкладывали свинью" - выделяли для ночных тренировок самый большой самолет того времени ТБ-3 (они на нем никогда не летали, однако справились).
Вылетели утром 24 сентября в 8 часов 12 минут со Щелковского аэродрома. Над Уралом отказала радиосвязь. Валентина Степановна позже говорила, что это было не случайно: им неправильно дали частоты, на которых связь должна была вестись. Поскольку у Марины Расковой в астролюк вытянуло карты, при отсутствии связи сориентироваться оказалось невозможно. Гризодубова приняла единственно верное решение - взяла магнитный курс 90 и старалась никуда не отклоняться. Шли в облачности, снос определить не могли - тогдашние навигационные приборы не позволяли этого. Справа вдоль границы - Китай... Так они и летели от Байкала до Дальнего Востока. Вышли в район Шантарских островов, а не Хабаровска, как предполагалось, и только над океаном визуально определились: повернули почти на 180 градусов, пересекли линию побережья и летели до полной выработки топлива. Когда загорелась лампочка (осталось 30 минут полета), Гризодубова присмотрела место для посадки - происходило это в районе Амуро-Амгуньского междуречья. Так как Марина Раскова сидела в застекленной кабине в носовой части самолета, которая при посадке могла разбиться, Гризодубова приказала ей прыгать. Та с неохотой, но прыгнула. Раскову искали в тайге 9 суток. С запасом шоколада и с пистолетом она провела эти 9 суток в тайге, о чем есть книга "Жизненный путь Марины"... А Гризодубова с Осипенко совершили блестящую посадку на поверхность замерзшего озера, так называемую гать, без шасси, практически не повредив самолет (были только слегка погнуты законцовки винтов), так что позже муж Гризодубовой летчик-испытатель Соколов Виктор Александрович прилетел и перегнал самолет в Москву. Знаменитым летчиком-испытателем Михаилом Михайловичем Громовым показанное Гризодубовой летное мастерство было расценено как наивысшее. Он вообще очень любил Гризодубову и в приветственной телеграмме ей к 75-летию назвал ее летчицей номер один...
10 дней поисков, за которыми следил весь мир, ознаменовались драматическими событиями. Умники от демпечати, стремящиеся всемерно очернить советский период истории России, и тут не унимаются, раздувая этот драматизм, чтобы дискредитировать великое достижение отечественной авиации, обвинить Гризодубову в трагическом исходе экспедиции по спасению экипажа "Родины", хотя она к этой трагедии не имела ни малейшего отношения. Материалы, документы, полетные журналы у нас есть и вскоре будут опубликованы... Произошло же следующее. Был запрет лететь из Москвы на ТБ-3 комдиву Сорокину - тем не менее, он полетел. Не разрешали лететь Бряндинскому, бывшему штурману Коккинаки, - он полетел. И самолет Бряндинского при сближении обрубил пропеллером хвост ТБ-3, в котором летел комдив Сорокин. Оба самолета разбились. Это произошло на глазах у летчиц и, естественно, омрачило радость спасения, но при чем здесь женский экипаж? Было, увы, авиационное разгильдяйство, которое существовало всегда... Однако кому-то очень захотелось свалить все с больной головы на здоровую и тем самым представить перелет как авантюру, обошедшуюся слишком дорого. Да что говорить! Не минуло и месяца со дня смерти Валентины Степановны, как "Комсомольская правда" напечатала откровенно грязную статью о ней. Там были вот такие, например, перлы: Гризодубова, оказывается, воевала в составе Вермахта и летала бомбить мирные города Европы; Гризодубова была лучшей подругой Шуленбурга и Риббентропа...
О том, где и как воевала Гризодубова, нелишне сегодня напомнить. Маршал Савицкий на одном из юбилейных ее вечеров показывал немецкий плакат с изображением горящих немецких городов и Гризодубовой, обламывающей свастику. Подпись гласила: "Бандиты эскадры Героя Советского Союза Гризодубовой бомбят мирные немецкие города". За ее голову была назначена крупная сумма. Она, повторяю, командовала полком дальней бомбардировочной авиации. Было три женских полка: "Ночные ведьмы" - 46-й полк на ПО-2, полк истребителей майора Казариновой и полк, летавший на "Пешках". Но Гризодубова в них никогда не состояла. Здесь часто путают - и делают большую ошибку. Ее полк был чисто мужской. Он занимался бомбометанием в тыл противника и по постановлению Центрального Штаба партизанского движения осуществлял обеспечение партизанских отрядов Ковпака, Федорова, Бегмы и других и их связь с Большой землей (в частности, на Большую землю было вывезено более 4000 детей). Сталин сразу назначил командиром 101-го авиаполка Гризодубову, дав ей звание подполковника, потом полковника. С ней летали руководители партизанского движения и комсомола Белоруссии - Машеров, Зимянин и другие. Радистом у нее некоторое время летал Шауро, впоследствии заведующий отделом культуры ЦК КПСС...
Мало кто сейчас знает, что Валентина Степановна в свое время училась в Харьковской консерватории и была прекрасной пианисткой. Однажды, когда она играла по Интервидению, ее услышал директор Большого театра Муромцев - и поразился. Она любила музицировать ночью. Иногда мы с ней часа в 3-4 утра садились играть. Она играла "Лунную сонату", вальсы, "Вечернюю серенаду" Шуберта, Прелюд Рахманинова... Дома у нее бывали далеко не только летчики, инженеры и техники. Приходили артисты, певцы, чтецы, священнослужители. Но летчики - статья особая, конечно. С ней до последнего дня дружили М.М.Громов, Г.Ф.Байдуков, К.К.Арцеулов. Тогда летчиков - Героев Советского Союза, асов - можно было по пальцам пересчитать: Байдуков, Громов, Чкалов, Ляпидевский, Беляков, Гризодубова, Доронин, Слепнев, Леваневский... Какую-то касту они, конечно, составляли. Отношения складывались по-разному. Например, с Чкаловым они были непростыми. Известен характер Чкалова: не самого примерного поведения, скажем так, человек. А Валентина Степановна не терпела, когда мужчины при ней позволяли себе вольности. Однажды они ехали в ее машине по Садовому кольцу - Гризодубова, Спирин, тоже Герой Советского Союза, и Чкалов, который стал рассказывать анекдоты весьма рискованного содержания. Гризодубова их предупредила - Чкалов продолжал. Тогда она остановила машину (у нее был, как помнится, "опель-кадет"), сказала шоферу, что дальше они никуда не поедут (она говорила "шофэр"), ключ положила в карман, а Чкалова и Спирина попросила выйти. Они пустились в извинения, но Гризодубова была непреклонна. Пришлось им под проливным дождем возвращаться домой, где, как потом рассказывала жена Чкалова Ольга Эразмовна, летчики заперлись в кабинете и до утра не выходили...
Особым образом судьба свела Гризодубову и Сергея Павловича Королева. Они познакомились в Коктебеле в 20-х годах: Гризодубова ездила туда с отцом, в то время председателем секции планеризма Украины. Вспоминает: "Как дам ему (Сергею Королеву), когда он меня за косу дернул, так он в угол отлетел. Рука была тяжелая..." Потом еще несколько раз они встречались. В 30-х годах Королев был одним из руководителей кружка ОСОВИАХИМа на Ходынском поле. Речь шла о приеме в кружок Гризодубовой, и Королев, выступая, сказал нечто вроде "Баб нам не нужно". Через много-много лет Гризодубова спасла ему жизнь, вступившись за него, отправленного в 1939 году в лагерь на прииске Мальдяк под Магаданом. Именно Гризодубова и М.М.Громов спасли Королева. К ней пришла его мать, промокшая насквозь, - просить за сына, - и прожила на квартире у Гризодубовой полтора месяца, пока та воевала с высокими инстанциями. После ее (вместе с Громовым) хлопот Королева перевели в ЦКБ-29 НКВД, в Туполевскую бригаду, затем в Казань на должность Главного конструктора по летным испытаниям, а 24 июля 1944 года он был досрочно освобожден. По некоторым данным, Королева вывезли с прииска Мальдяк буквально за несколько часов до неминуемой гибели...
Вообще Гризодубова была великая заступница всех несправедливо обиженных. Она получала огромное количество писем, среди которых попадались надписанные и так: "Москва, Кремль, Сталину и Гризодубовой". К ней шли домой за помощью, и ее дверь всегда была открыта. Многие, уходя, опускались перед этой дверью на колени. Говаривали, что квартира Гризодубовой - это филиал Верховного Совета СССР. В бумагах Гризодубовой есть папка, содержащая 4767 ее ходатайств за самых разных людей только с 1948 по 1951 год - по прокурорской линии, по судебной линии, по восстановлению в правах. Она говорила: "Самое трудное - не вытащить человека из тюрьмы, а восстановить его в правах: вернуть жилье, работу..." Конечно, ее слово, ее звонок значили много. Она была вхожа в высшие государственные круги, хорошо знала Молотова, Ворошилова, Буденного - да практически всех! Бывала она и у Сталина, и впечатления от этих встреч остались у нее весьма хорошие. Виновником тогдашних злоупотреблений властью она считала Берию. Сталин к ней тоже относился хорошо, однако, борясь за своих летчиков, Гризодубова, по ее словам, никогда прямо к нему не обращалась. Был случай, когда она пригрозила Берии, что обратится к Сталину, если он не выпустит ее летчика из тюрьмы: "Пока я из вашего окна не увижу, как он садится в мою машину, - не уйду..." И угроза обратиться к Сталину подействовала...
Такой была Валентина Степановна Гризодубова. Она, без сомнения, заслужила золотой памятник еще при жизни. Тем непонятнее сегодняшняя волокита с установкой ей памятника в Москве. Постамент и памятник уже готовы и получили хорошие отзывы - летчиков, деятелей культуры и искусства, а также Министерства культуры России. Первоначально место было выбрано на безымянной площади перед Центральным аэровокзалом, где ее дом. Однако префект Северного округа столицы сказал, что здесь будет строиться бизнес-центр. Тогда решено было установить памятник в Петровском парке, который, кстати, Гризодубова в свое время спасла от вырубки. На этот счет имеется Распоряжение Правительства России. А.В.Кузьмин, нынешний главный архитектор Москвы, признал место вполне подходящим, а затем дал "задний ход"... Нашли другое. Оказалось, по словам того же Кузьмина, памятник вообще не подходит для парка, у него слишком большой постамент, нужно урезать. Как можно урезать готовое изделие, не говоря уже о том, что на это нужны дополнительные и немалые средства... "Тогда ищите место на Ленинградском проспекте". Кстати, выступая на художественном совете Москомархитектуры, я обнаружил, что многие архитекторы вообще не знают, кто такая Гризодубова. Пришлось на ходу их просветить, тогда они в один голос заявили: ну, в таком случае ставьте памятник на Ленинградском проспекте. На Ленинградском проспекте мы предложили четыре места - все были отвергнуты. В свою очередь то, что предложили нам, абсолютно неприемлемо. Если на то пошло, ставить памятник Гризодубовой надо именно на Ленинградском проспекте напротив Ходынского поля - "святого авиационного места Москвы". Этого, однако, никак не удается нам добиться. Судьба памятника русской героине, знаменитой москвичке Валентине Степановне Гризодубовой продолжает висеть в воздухе. До сих пор не названа ее именем улица или площадь в Москве и не создан мемориальный музей-квартира, что также предусмотрено правительственным Распоряжением.
Спрашивается, почему?

Все участницы перелета были удостоены высшей награды, но именно Гризодубова считается первой женщиной - Героем Советского Союза. На закате жизни ей было присвоено и звание Героя Социалистического Труда. В СССР из женщин только она имела две высочайшие награды страны. А в анналах мировой военной истории так и осталась единственной женщиной - командиром мужского бомбардировочного полка дальнего действия.

В отличие от Полины Осипенко, чей славный путь трагически оборвался в 1939-м, и Марины Расковой, погибшей в 1943-м, Валентина Гризодубова прожила до 1993 года. Но послевоенная судьба летчицы практически не известна - Валентина Степановна трудилась на закрытом предприятии, испытывала новейшее электронное оборудование для самолетов. Писать о ней в 70-е начал ее воспитанник, летчик-испытатель Мстислав Листов, живший в доме Гризодубовой. Сегодня он руководит Общественной комиссией по увековечиванию имени легендарной летчицы, работает над книгой. Спецкор «Культуры» встретилась с Мстиславом Степановичем.

культура: Готовитесь к 75-й годовщине перелета?
Листов: 9 октября на Поклонной Горе состоится вечер, посвященный этому событию. Но с книгой я не тороплюсь. Изучаю документы в архивах, перепроверяю факты. И те, что знаю от Валентины Степановны, и уж тем более - «открытые» исследователями. В альманахе «Легенды и мифы отечественной авиации», например, пишут, что все было иначе: и радиостанция не отказывала, и радиограммы шли без перебоя, и карту у Расковой не могло выдуть за борт самолета... Спрашиваю «изыскателя»: «Вы сидели в той кабине?» - «Нет». - «Вы летчик?» - «Нет»... Теперь это модно: «Я не летчик, но про летчиков все знаю».

культура: Долгие годы замалчивался факт гибели тех, кто искал экипаж Гризодубовой...
Листов: А потом борзописцы ринулись смаковать трагедию: триумф Гризодубовой обернулся катастрофой... Но послушайте! Конец сентября - начало октября (поиски продолжались почти десять дней). Молодые женщины на замерзшем озере. В тайге. В районе Комсомольска-на-Амуре. Экипаж «Родины» ищут 50 самолетов от Байкала до Амура. Вопреки запрету из Москвы, туда же отправляются комдив Сорокин на ТБ-3 и летчик Бряндинский на «Дугласе». В результате «Дуглас» врезался в хвост ТБ-3 - 16 человек погибли. В том числе Сорокин и Бряндинский. Ну и при чем тут Гризодубова?

культура: Не писали в советское время и о том, что Марина Раскова носила погоны старшего лейтенанта НКВД.
Листов: Это документально подтверждено. Марина работала в Академии имени Жуковского лаборанткой. Потом стала осваивать штурманское дело. И параллельно - азы службы в «органах».

культура: Гризодубова знала об этом?
Листов: Конечно! Известно, что Валентина Степановна к Берии ходила выручать своих летчиков. И однажды в глаза сказала ему все, что думает. Другого за гораздо меньшую провинность лишили бы жизни. Однажды вдруг начала рассуждать: «Вот думаю, почему все-таки Берия не убрал меня?» Помолчала. «Я много анализировала и пришла к выводу, что в те годы мы с Чкаловым обладали таким авторитетом, что он не решился...» Валентина Степановна всегда была женщиной фактуристой. Не Ассоль, прямо скажем. Но однажды я увидел кинохронику 1963 года - она говорила о Терешковой после ее полета в космос. Всего минута на экране, но какой взгляд! Гипнотический! Думаю, мало кто мог перед ним устоять. «Ого!» - подумал я тогда...

культура: Тем более, она была модницей.
Листов: Еще какой! Мать-модистка шила в Харькове для дворян. А сама Гризодубова частенько высказывалась о нарядах зашедших к ней похвастать обновками женщин. Если считала, что платье даме не идет, говорила, не стесняясь. До последних дней следила за собой. И даже когда принимала людей дома, периодически доставала из ридикюля помаду и зеркальце. У нее был очень красивый контур губ и потрясающие серые глаза. Не глаза - рентген.

культура: Верно ли говорят, что у Гризодубовой дворянское происхождение?
Листов: Брак родителей не был сословным. Ее мама Надежда Андреевна Коморенко - из крестьян, отец Степан Васильевич - из дворян, потомственный почетный гражданин Харькова. В интеллигентной, но небогатой семье была хорошая библиотека и даже два рояля. Один из родственников при встрече приезжавшего в город царя дирижировал оркестром. Отец отлично танцевал. Маме, обладательнице прекрасного голоса, харьковские меценаты предлагали оплатить учебу в Италии. Но она предпочла обшивать крылья построенного мужем самолета. Сама Валентина Степановна была невероятно начитанным человеком, знала немецкий и французский, играла на фортепиано, училась у известных педагогов Харьковской консерватории. Потом уже, в Москве, дружила с Иваном Козловским, очень любила Ирину Архипову...

культура: Из-за чего возникла путаница с днем рождения Гризодубовой?
Листов: Трудно сказать. Виталий Власко (директор музея Гризодубовых в Харькове. - «Культура ») нашел церковную книгу, в которой записано, что Валентина Степановна родилась 13 апреля (по старому стилю) 1909 года. Хотя сама она считала днем рождения 31 декабря 1910-го. Интересен другой факт, обнаруженный Власко, - наличие шести священников в роду знаменитой советской летчицы. Если бы она где-нибудь упомянула об этом, вряд ли стала бы той Гризодубовой, которую мы знаем... Скорее всего, дату рождения «исправили» из-за родословной.

культура: Она-то, конечно, была неверующей?
Листов: Тонкий вопрос. Была... Но в последние годы - возможно, после смерти Валерки (сын Валентины Гризодубовой, страдавший известным русским недугом, умер в 50 лет. - «Культура »), в ней как будто что-то изменилось.

культура: У такой сильной женщины - такие семейные проблемы. У нее ведь и личная жизнь не сложилась...
Листов: Валера - это был ее крест. Была болезнь. Причем наследственная. И, похоже, с мужем Валентина Степановна развелась по той же причине - еще во время войны. А может, потому что он ревновал к ее славе? Не каждый летчик-истребитель сможет хладнокровно относиться к тому, что его жену постоянно приглашают «в Кремль с супругом»... Кстати, Полина Осипенко о приеме в Кремле в 1938 году вспоминала так: «В зал вошли члены правительства и наш Иосиф Виссарионович. Мы с Мариной кинулись к нему. Расцеловали. Валя постеснялась...»

культура: Писали, что в разводе Валентины Степановны виновата мать, которая просто замордовала зятя, Виктора Соколова: мол, моя дочь - Герой Советского Союза, а ты кто? Хотя он тоже командовал полком...
Листов: Я этого не слышал... Есть живописный портрет матери Гризодубовой - настоящая императрица. Многие боялись ее больше, чем Валентину Степановну (после развода Надежда Андреевна жила с дочерью в Москве, Степан Васильевич остался в Харькове. - «Культура »). И она подливала масла в огонь - могла, например, пригрозить, что пожалуется Сталину. Сама Валентина Степановна редко апеллировала к вождю. Разве что при вызволении с Колымы Сергея Королева... Потом его мать писала Гризодубовой: «Не приди я к Вам в тот дождливый день 1939-го года, кто знает, какой бы День космонавтики мы праздновали сегодня!..» Дочь и внучка Королева ездили к Валентине Степановне поклониться. До последних ее дней.

культура: Престижную квартиру в «сталинке» Гризодубовой подарило правительство после знаменитого перелета?
Листов: Да, 104 квадратных метра в профессорском корпусе Академии Жуковского у Ходынки. Плюс «Опель». И 25 тысяч рублей. Кстати, после разговора Гризодубовой со Сталиным то же самое помимо ордена получил конструктор самолета АНТ-37 «Родина» Павел Сухой. В названии самолета фигурируют инициалы Андрея Николаевича Туполева. Но в 1938-м, когда состоялся перелет, корифей отечественного авиапрома уже сидел...

культура: А в 1944-м, когда на стол Сталина легла жалоба на командира 101-го Красносельского авиаполка Гризодубову, та же участь могла постигнуть и ее...
Листов: Недавно в одном из архивов я обнаружил сенсационное письмо Валентины Степановны Иосифу Виссарионовичу. Думаю, никто не мог предположить, что Гризодубова способна на такой крик души. Командир полка, женщина, объясняет, что с ней поступили несправедливо, просит разобраться. А уж Сталину она соврать не могла.

культура: С должности комполка ее, однако, сняли. А после войны уволили и из армии.
Листов: Уволиться пожелала сама. Сразу после войны Главный маршал авиации Новиков предлагал полковнику Гризодубовой возглавить дивизию - она отказалась: «В армию пошла только из-за войны. И ни одного дня после войны меня в армии не будет». И форму носить не любила. Хотя, если бы приняла на себя командование дивизией, сразу стала бы генералом. А она даже пыталась отказаться от пенсии - в 1945-м ей было всего 35 лет. «Мне - пенсию?! Я что, старуха какая-то?» Министр обороны вызвал к себе: «Ты, Валя, не дури! Откуда знаешь, что завтра будет? Приказываю оформить пенсию». Потом, к слову, она ее сильно выручала...

культура: В пресловутые 90-е?
Листов: Не только. В НПО «Вега» Валентина Степановна получала зарплату замдиректора по летным испытаниям, но в кабинете на Кутузовском бывала не часто - ездила на аэродромы, работала дома. Была доплата за Золотую звезду Героя. Плюс военная пенсия. Всех этих денег ей одной хватило бы с лихвой. Но дом Гризодубовой никогда не был пуст. Рекордным оказался день присуждения ей звания Героя Соцтруда - тогда в квартире побывал 141 человек. Десятками приходили и в другие дни. А такого хлебосольства, как у нее, я больше нигде не встречал. Если намечался юбилей или праздник - еще и к Валерию Павловичу отправляла меня с записочкой. Это был ее знакомый кок с подводной лодки. Он работал в ресторане неподалеку и для Валентины Степановны, конечно, готовил отменно. Боже упаси, чтобы человек ушел от нее, не поев или хотя бы не выпив чаю. Ничего не жалела, все выставляла на стол. Кремлевский паек (говорили, семья из трех человек могла питаться им в течение месяца) улетал за неделю. Бывало, спросит вечером: «Пойди посмотри, что у нас в холодильнике». - «Ничего, Валентина Степановна». - «А пенёзы (так она в шутку называла деньги) есть?» Найдет где-нибудь в подкладке НЗ - я бегу в обычный магазин: двести граммов сыра, колбаски... А она достанет из холодильника залежавшийся торт, добавит коньяка или варенья, прокрутит в мясорубке, перемешает, слепит, чем-то посыплет... Вот и весь кремлевский паек. Некоторые, зная, что у Валентины Степановны можно хорошо поесть, без зазрения совести совершали набеги на ее холодильник. А ехали к ней со всей страны. Скольких людей она вызволила из тюрьмы, скольким помогла встать на ноги, поступить в институты, защитить диссертации... Ночью, если раздавался звонок, с палочкой шла открывать дверь. И только когда человек входил, спрашивала: «Кто Вы?» Никого не боялась - ни на земле, ни в воздухе!

культура: Мне казалось, она была жесткой женщиной...
Листов: Очень. Однако никого на три буквы не посылала. И никогда не отключала телефон. Однажды ей предложили переехать в цэковский дом с охраной. Она возмутилась: «Подите вы! Ко мне по сто человек в день приходят - что же, они все анкеты у вас будут заполнять?..» Так и прожила всю жизнь на Ленинградке. В последние годы у нее было лишь два платья. Одно - черное, из звездной ткани «Искорка» - надевала дома, когда приходили важные гости. А на голове всегда был черный ободок - давний подарок Долорес Ибаррури. На приемах Валентина Степановна бывать уже не могла - из-за чрезмерного веса передвигалась с большим трудом. При этом сама садилась за руль, ехала к министрам решать вопросы, и чиновники спускались к ней в машину. На «Волге» гоняла до последних дней. Даже с гипертоническим кризом. И реакция у нее была блестящая! Гаишники шарахались - Боже избавь прицепиться к Гризодубовой, тут же по шапке получишь... Однажды несемся с ней по проспекту. Ночь. Дождь. Она, как всегда, за рулем. И вдруг говорит: «Представляешь, я с трех метров ничего не вижу...»

Умерла Валентина Степановна из-за открывшейся язвы. В больнице, которую не любила. У нее было два железных правила: не позволять делать себе уколы и никогда не ложиться в «кремлевку». «Полы паркетные, врачи анкетные», - говорила она. При этом никого, если приходилось вызывать на дом, не отпускала без конверта с приличной суммой. Знакомый доктор, помогавший ей в последние годы, признался потом, что, если бы в «кремлевке» правильно поставили диагноз, Валентину Степановну можно было спасти. Упустили время...

культура: Вы несколько лет занимаетесь увековечиванием памяти Валентины Гризодубовой - на Новодевичьем кладбище и на Кутузовском проспекте установлены монументы, на доме, где жила, - мемориальная доска, на Поклонной горе - бюст. Ее именем названы улицы в Москве, в Жуковском, в Минске... Но Харьковский музей после пожара никак не восстановят. А в России музея нет вообще.
Листов: Наша комиссия добилась, чтобы одну из московских школ назвали именем Валентины Степановны. Стал оформлять документы, заниматься музеем. Вдруг звонит директор: нас сливают с другой школой и присваивают имя Есенина... Одно скажу: воспитание детей сегодня - самое главное. И учить их надо на примере Гризодубовой. В свое время я предлагал чиновникам сделать квартиру на Ленинградском проспекте, 44, мемориальной - ни понимания, ни поддержки не нашел. Даже эпопея с памятником длилась пять лет - Москва категорически отказывалась его устанавливать. Хотя он был уже отлит и ждал своей участи во дворе здания НПО «Вега» на Кутузовском. Все варианты подходящих площадок отвергались и предлагались альтернативные - один невероятнее другого. Самый удивительный был на улице Лонго, состоящей из четырех домов и упирающуюся в ЛЭП... В конце концов, Гризодубову «бросили» на Кутузовском - на фоне решетчатых окон унылого производственного здания. Ее там просто не видно!

культура: Москве не нужен был памятник Гризодубовой?
Листов: Так как деньги выделялись еще Черномырдиным, из федерального бюджета, готовый монумент по сути, был подарком Москве. А зачем он чиновникам? И, хотя, 3,5-метровый постамент был готов, его срочно заменили на куб в три раза меньше (здесь заинтересованным лицам, очевидно, удалось что-то «состричь»!). Но почувствуйте разницу: фигура летчицы в 3,5 метра должна была возвышаться на роскошном - из полированного токковского гранита - постаменте такой же высоты. Вместо этого появилась стандартная кубышка - метр двадцать. Искажены пропорции, памятник смотрится иначе. Но всем наплевать. Только ветераны войны написали Путину: «Типичное хамское отношение Лужкова к памяти героев Великой Отечественной войны - это установка памятника Гризодубовой на Кутузовском». С Лужкова уже не спросишь. А я теперь бьюсь за монумент в Харькове: страна другая, проблемы - те же. И продолжаю разбирать бумаги Валентины Степановны. Жаль только, что через несколько дней после ее ухода из жизни в квартире не было уже ни орденов, ни наградных листов, ни указов о присвоении званий. У Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой остались две невестки, внук и внучка. Больше добавить нечего...

Гризодубова Валентина Степановна родилась в 1910 г. в Харькове в семье одного из первых в России летчиков и

конструкторов самолетов и авиамоторов – Степана Васильевича Гризодубова. В 1933 г. вместе с родителями переехала в Москву. В 1938 г, на самолете «Родина» как командир экипажа совершила беспосадочный перелет по маршруту Москва – Дальний Восток, установив мировой рекорд дальности полета, за что 2 ноября 1938 г, была удостоена звания Героя Советского Союза. С 1938 г. работала начальником Управления международных воздушных линий. В Великую Отечественную войну командовала авиационным полком дальнего действия. В послевоенное время была первым председателем Комитета советских женщин, членом Государственной чрезвычайной комиссии по расследованию фашистских злодеяний, членом президиума Советского комитета ветеранов войны, председателем совета ветеранов 101-го гвардейского Краснознаменного Красносельского авиаполка.

Как известно, человек издревле мечтал о покорении воздушного пространства. В разных странах планеты энтузиасты авиации вели научный поиск, конструировали летательные аппараты во имя единой цели – дать человеку крылья. Россия заняла достойное место в ряду стран, возглавивших развитие авиации. В самом начале XX века увлекся авиацией и отец будущей летчицы Степан Васильевич Гризодубов. Он одним из первых в России занялся опытным строительством самолетов и моторов. На свои более чем ограниченные средства спроектировал и своими руками построил четыре самолета и первые в стране два авиационных бензиновых мотора. Сам испытывал их, летал на них, как говорится, на свой страх и риск. А страха и риска в те годы было предостаточно: газеты чернели рамками некрологов авиаторам, отдавшим свои жизни небу и земле.

Самолеты конструктора Гризодубова были оригинальными, в них воплотилось немало инженерных находок. Он осуществил установку на своем самолете несущего стабилизатора, бипланного руля, пружинных амортизаторов и ряд других новшеств, которые вскоре заслужили признание в мировой авиации. Печать отмечала значительные успехи его конструкций. Дочь изобретателя Валя видела, как рождался самолет, часто бегала по летному полю, зачарованно смотрела на крылатую машину. Отец не раз брал ее в полеты. Воздушное крещение будущей летчицы свершилось, когда ей было всего два с половиной года.

В доме Гризодубовых царил глубокий интерес ко всему новому в науке и технике, к литературе, музыке. Мать Вали Надежда Андреевна обладала отличным голосом, отец и дед были способными пианистами. И нет ничего удивительного в том, что девочка Валя с пяти лет играла на рояле, хорошо знала литературу, физику, математику, что позволило ей впоследствии окончить технологический институт, консерваторию и летную школу.

В 19 лет учлет Валентина Гризодубова закончила летную школу и стала сама обучать молодежь летному искусству. В школе она дала путевку в небо 86 учлетам, многие из них впоследствии стали Героями Советского Союза, а Борис Сафонов удостоился этого звания дважды.

Предвоенные годы ознаменовались в нашей авиации значительными достижениями мирового класса. «Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» – этот призыв партии и правительства имел реальную основу. В стране была создана промышленная база, выросли научно-исследовательские организации, авиационно-конструкторские бюро, авиазаводы, и краснозвездные самолеты стали покорять огромные расстояния, высоты, скорости.

В те годы Валентину Гризодубову, летчицу, овладевшую полетами на многих типах самолетов, знали в стране. И это было признанием того, что летная профессия по плечу женщинам. Семь раз вносила Гризодубова поправки в таблицу мировых рекордов. 15 октября 1937 г. на спортивном двухместном гидросамолете она установила мировой рекорд высоты – 3267 метров.
– Вот эта машина создана специально для вас, я бы назвал ее дамской, – сказал Гризодубовой после очередного испытательного полета один из летчиков. – Рекомендую хорошо познакомиться с ней.
– Чем же она вам понравилась? – спросила Валентина Степановна. – Очень многим. Скорость – почти триста пятьдесят километров в час. Дальность – более пяти тысяч километров. На такой машине и на рекорд можно пойти. Знаете, кто держит такой рекорд?
– Знаю, конечно, – ответила Гризодубова. – У американки Амалин Харт его отобрала француженка Дюпенрон. Пора и нам подумать об этом.
– Правильно.

Этот разговор имел практическое продолжение. Дело в том, что в тот период конструкторская бригада Сухого П.О. создала замечательный самолет АНТ-37 с двумя двигателями по 950 лошадиных сил, получивший название «Родина». Для начала построили четыре такие машины, и на второй стал тренироваться экипаж Гризодубовой.
– Как вы скомплектовали экипаж? – спросили у Валентины Степановны.
На этот вопрос она ответила с улыбкой:
– Со штурманом было просто решить вопрос, я уже летала на рекорд с лаборанткой кафедры аэродинамики академии Мариной Расковой. Знала я и летчицу Полину Осипенко. Но она в то время была в Архангельске. Послала ей телеграмму с предложением лететь вторым пилотом. Незамедлительно получила от нее ответ из трех слов: «Согласна хоть третьим». Так создался наш экипаж, и мы включились в интенсивные тренировочные полеты ночью и вслепую.

Самолет «Родина» понравился экипажу по многим параметрам. Это может показаться мелочью, но немаловажно такое новшество: чтобы убрать шасси, не нужно было делать вручную около 40 тяжелейших оборотов лебедки; достаточно нажать кнопку электропривода, и шасси автоматически убиралось или выпускалось. Словом, электрифицирована и автоматизирована машина была по последнему слову техники того периода. Не случайно ее кое-кто звал дамской за легкость управления.

Стартовала «Родина» 24 сентября 1938 года в 8 часов 16 минут с подмосковного аэродрома. На борту находились командир Гризодубова В.С., второй пилот Осипенко П.Д. и штурман Раскова М.М. Из-за бокового ветра перегруженная машина весом более 12 тонн взлететь «по ниточке» с бетонки не могла. Взлетели с грунта. Гризодубова легко подняла машину в воздух и, сделав прощальный круг, легла на курс.
– Полет этот был сложным по метеорологическим условиям и оттого, что отказала вся радиоаппаратура, – вспоминала Валентина Степановна, – Штурман Раскова оказалась без связи с землей. Из-за обледенения кабины она не могла вести и визуальную ориентировку.

Первые 150 километров экипаж шел с набором высоты в условиях хорошей видимости. Дальше по графику идти не пришлось, так как на заданной высоте оказалась многоярусная облачность и началась болтанка. Валентина Степановна провела машину в облаках не одну сотню километров, затем передала управление Полине Осипенко. Позже они снова поменялись местами. Облачность по-прежнему закрывала землю. На самолете появились признаки обледенения, за бортом – 50 градусов мороза. Пришлось набрать высоту 7 тысяч метров и надеть кислородные маски. По расчетному времени должны были пройти Байкал. Из Москвы экипаж шел с курсом 90 градусов, в районе Байкала требовалось изменить его и взять курс 120 градусов, чтобы дойти до границы, а затем опять курс 90 градусов. Раскова занялась разборкой радиостанции, пытаясь найти причину отказа. Но рация была опытной, и ее не рассчитали на вероятные изменения климатических условий полета.

Гризодубова решила не менять курс 90 градусов. Вела она машину, никуда не отклоняясь. Наконец, вышли из облаков, словно кто-то убрал занавес. Видимость отличная. Под крылом – Тугурский залив Охотского моря. Задание выполнено, рекорд установлен. Но график полета оказался нарушенным. Сколько осталось горючего?

На самолете имелось 17 баков, и пилоту было сложно осуществлять перекачивание горючего из запасных в расходный бак, тем более что не имелось даже бензочасов. Гризодубова внимательно следила за остатком горючего. Взят курс на Комсомольск-на-Амуре. И вот зажглась красная лампочка. Горючего осталось на полчаса полета. Что делать? Надо садиться. Под крылом – тайга, болота, сопки. Вот относительно ровная площадка, между островками травы поблескивает вода – болото.

Гризодубовой стало ясно, что приземляться нужно, конечно, не выпуская шасси, на фюзеляж. Это значит, кабина штурмана может пострадать, а в ней – Марина Раскова. Командир приказала:
– Штурману Расковой покинуть самолет с парашютом. Раскова выпрыгнула чуть позже, чем нужно, и ее снесло в тайгу. Парашют повис на деревьях. Заблудившись, девять дней бродила она по тайге, мужественно борясь с трудностями.

Вся страна ждала сообщений о судьбе летчиц. Шли дни упорных поисков экипажа. Обнаружить экипаж удалось летчикам ГВФ М. Сахарову, Деркунскому и учлету Гризодубовой – А. Романову. Страну облетела радостная весть: летчиц нашли, они живы и скоро будут в Москве. А что с самолетом, какова его судьба?
– Посадка была удачной, – вспоминала Валентина Степановна. – Мы оставили его на месте приземления, а когда наступили морозы, машину подняли, выпустили шасси и перегнали в Комсомольск-на-Амуре. Все годы войны этот самолет находился в эксплуатации.

Финиш «Родины» состоялся 25 сентября 1938 года. Экипаж установил женский мировой рекорд дальности полета по ломаной линии – 6450 километров и по прямой – 5908 километров за 26 часов и 29 минут. За выдающийся перелет на самолете «Родина» Гризодубовой В.С., Осипенко П.Д. и Расковой М.М. первым среди женщин было присвоено звание Героя Советского Союза. Сложные и ответственные задачи решала Валентина Степановна. В 1938 г/ она возглавила Управление международных воздушных линий СССР, участвовала в заключении ряда договоров с другими странами. Летчики управления считались лучшими мастерами в международных аэропортах Европы.

С первых же дней начавшейся войны Гризодубова и летчики управления стали выполнять особо сложные задания в тылу противника. В 1942 г. Валентине Степановне поручили комплектование 101-го авиационного полка дальнего действия из летного и технического состава Гражданского воздушного флота и ВВС. В полк пришли и те, кто летал еще с отцом Валентины Степановны, а также те, кого она в свое время обучала полетам в школе, с кем работала. Сама стала летать на боевые задания – бомбить врага, оказывать помощь партизанам.

Сложные и ответственные задачи решали экипажи самолетов 101-го авиаполка. Большое мужество и высокое мастерство требовалось от них, чтобы пробиться к далеким целям в тылу врага сквозь стену разрывов зенитных снарядов, отразить атаки вражеских истребителей, провести тяжелую машину сквозь облака, в любую погоду по заданному маршруту и выйти без ошибки на цель. Именно этому учила экипажи Гризодубова личным примером в боевых вылетах.

Особенно трудными были полеты к партизанам. Обязательным для тех, кто летал к партизанам, считалось умение обмануть гитлеровцев, перелететь незамеченным линию фронта, уклониться от встречи с «мессерами», обойти районы зенитной артиллерии врага, выйти точно на партизанский пятачок, сесть на ограниченную полосу, затем быстро разгрузиться, забрать раненых, детей, связных, взлететь, несмотря на загрузку машины, благополучно вернуться на Большую землю.

Партизанское движение ширилось с каждым месяцем. Необходимо было усилить помощь отрядам, сражавшимся с врагом в глубоком тылу. В связи с этим 101-й авиационный полк получил значительное количество самолетов и экипажей. Чтобы увеличить дальность полета, на машины установили дополнительные баки с горючим и довели полетное время до 12-17 часов. Командир 101-го, единственная женщина в полку, пользовалась большим авторитетом у подчиненных. Сама участвовала в выполнении ответственных заданий, бомбила врага, не раз летала в соединения прославленных партизанских командиров Сабурова А.Н., Ковпака С.А. и других, доставляла им оружие, боеприпасы, медикаменты, литературу и т. п.

Во время войны летчики полка вывезли из тыла противника 4 тысячи раненых, много детей, доставили в Москву немало важных оперативных документов, захваченных у фашистов партизанами, разведчиками. С уважением вспоминала Валентина Степановна отважных авиаторов Георгия Чернопятова, Бориса Лунца, Валентина Ковалева, Алексея Буланова и других. Многое было сделано летчиками в огненные годы. Полк стал гвардейским, Краснознаменным, Красносельским.

Скончалась Валентина Степановна Гризодубова 28 апреля 1993 г., похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Полина Денисовна Осипенко погибла в авиационной катастрофе в мае 1939 г. Раскова Марина Михайловна осенью 1941 г. сформировала авиагруппу из трёх женских авиаполков, затем командовала 46-м гвардейским бомбардировочным полком. Майор Раскова М.М. погибла в авиакатастрофе в январе 1943 г. под Саратовым.

8 сентября 1941 г. Марина Раскова обратилась к женщинам – «летчицам, готовым в любой момент сесть за штурвалы машин, чтобы участвовать в битве... в рядах воинов, сражающихся за свободу». Женщина огромного личного обаяния, Раскова воспользовалась своим влиянием на Сталина И.В., чтобы превратить это ее начинание в реальность. 8 октября Сталин приказал создать 221-й Авиационный корпус под командованием Расковой, укомплектованный женщинами. Тремя полками, вошедшими в корпус, были: 586-й истребительный полк, имеющий на вооружении истребители Як-1, 587-й бомбардировочный полк с новейшими пикирующими бомбардировщиками Пе-2, и 588-й ночной бомбардировочный полк, имевший бипланы У-2. Добровольцы набирались через комсомол и по устным личным рекомендациям.

Полина Гельман, которая потом стала штурманом на У-2, услышала о призыве Расковой, занимаясь строительством оборонных рубежей, создаваемых, чтобы остановить рвавшихся к Москве немцев. «Все студенты университета были заняты строительством противотанковых рвов на Белорусском направлении под Москвой. Среди студентов распространялись слухи, что девушек берут в авиацию. Моя подруга училась в Московском авиационном институте. Она сказала, что уже получила предписание. На следующий день я передала в Центральный Комитет Комсомола и свои бумаги».

Марина Раскова организовала свой штаб в здании Центрального Комитета Комсомола и лично беседовала со всеми добровольцами. Галина Докутович, служившая штурманом в 588-м полку ночных бомбардировщиков, писала в своем дневнике в день первой годовщины службы ее полка на передовой линии фронта: «Пришли они со всех концов столицы – из институтов, из учреждений, с заводов. Девушки были разные – задорные, шумные и спокойные, сдержанные; коротко стриженные и с длинными толстыми косами; механики, парашютистки, пилоты, просто комсомолки, никогда не знавшие авиации». Те, кто уже учились летать в летных клубах, имевшихся в городе, отбирались в качестве пилотов, студентки – в качестве штурманов. Механики отбирались из числа женщин с практическим опытом работы на фабриках.

Мужчин не было. Женщинам выдавалась мужская форма, которая обычно была слишком велика для большинства из них. 17 октября Раскова и будущие пилоты были эвакуированы в город Энгельс на Волге для завершения их обучения. Переезд занял девять дней. В мае 1942 г. они были распределены по эскадрильям и участвовали в боевых действиях до конца войны.

Двадцатилетняя Лидия Литвяк была высококвалифицированным пилотом еще до того, как она была зачислена в 221-й Авиационный корпус. И, несмотря на то, что при ее росте в метр пятьдесят сантиметров она была слишком мала для того, чтобы летать на современном истребителе, она через некоторое время стала первым асом среди летчиц, имея на своем боевом счету двенадцать сбитых вражеских самолетов. Она бесследно исчезла во время воздушного боя в августе 1943 г. Ее тело не было найдено в течение более сорока лет. При Горбачеве ей посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Другим добровольцем была Руфина Гашева, внучка сельского священника, выступившего против разрушения его церкви, умершего в ссылке и в августе 2000 г. причисленного Православной Церковью к лику святых. Семья Руфины переехала в Москву в 1930 году, и, когда началась война, она была студенткой третьего курса механико-математического факультета Московского университета. Она стала штурманом 588-го полка ночных бомбардировщиков, совершила 848 боевых вылетов и была дважды сбита. Первый раз это случилось, когда она и ее пилот возвращались с боевого задания на свою территорию. Второй раз они выбросились с парашютом на минное поле. Руфина осталась жива, но ее пилот Ольга Санфирова погибла от взрыва мины. Руфина стала Героем Советского Союза в феврале 1945 г., и награду ей вручил Рокоссовский К.К. Войну она окончила майором.

Надежде Поповой было девятнадцать, когда она пришла к Расковой. Но она уже имела квалификацию летного инструктора и авиационного штурмана. Ее также зачислили в 588-й полк ночных бомбардировщиков, и вскоре она стала заместителем командира полка. В августе 1942 г. ее самолет был сбит, и ей пришлось возвращаться в свою часть вместе с толпой солдат и мирных жителей, уходивших из Ростова-на-Дону во время наступления немцев на Сталинград. Среди них был и Семен Харламов, раненый летчик-истребитель, которого однажды Попова увидела сидящим на пне и читающим роман Шолохова «Тихий Дон». Попова сделала 852 боевых вылета и также была награждена золотой медалью Героя Советского Союза, которую ей вручал Рокоссовский. По удивительному стечению обстоятельств в тот же день Героем Советского Союза стал и Харламов.

Три полка Расковой стойко воевали до Дня Победы, выполняя боевые задания наравне с летчиками-мужчинами. Два полка из этих трех стали Гвардейскими. Тридцать три женщины – пилоты и штурманы – стали Героями Советского Союза. 588-й полк ночных бомбардировщиков стал легендой: храбрость и отвага его пилотов и штурманов, летавших на простеньких тихоходных самолетах над территорией, занятой немцами, и совершавших иногда по восемь – десять вылетов за одну ночь, вызывали восхищение и захватывали воображение.

Немцы называли их «ночными ведьмами», и это прозвище закрепилось за ними и стало выражением сочувствия и любви. Об их подвигах были сняты, по крайней мере, два художественных фильма. В 1943 г. полк был переименован в 46-й Таманский гвардейский полк. За годы войны в полку погиб тридцать один боец - двадцать семь процентов его личного состава. Войну полк закончил в Берлине, и на стенах Рейхстага остались надписи, сделанные руками героических летчиц: «Ура! 46-й Женский Гвардейский полк долетел до Берлина. Да здравствует Победа!» Попова и Харламов, снова встретившись в Берлине на следующий день после Победы, оставили на стене Рейхстага еще одну надпись: «Надя Попова из Донбасса. С. Харламов из Саратова». Вскоре они стали мужем и женой.

Дата и место рождения: 27.4.1909 г., Харьков
Дата смерти: 28.4.1993 г.

Советская лётчица, участница одного из рекордных перелётов, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза

Биография

Валентина Гризодубова - дочь русского авиаконструктора, изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова.

Уже в 2,5 года Валентина поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте планеристов.

После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию.

4 ноября 1928 года, будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима.

В 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.

Занималась планёрным спортом. С 1930 по 1933 год работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем - инструктором лётной школы около подмосковной деревни Тушино.

В 1934-35 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. В 1939 году назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.

В. С. Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с известным лётчиком М. М. Громовым она вступилась за С. П. Королёва, будущего создателя советской космической программы; во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.

В 1941 году вступила в ВКП(б). Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942 год).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия (АДД). На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 - ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника.

При этом, по данным командующего АДД А. Е. Голованова, полк Гризодубовой имел низкую дисциплину среди личного состава и большое количество не связанных с ведением боевых действий лётных происшествий, а сама Гризодубова не раз самовольно оставляла свою часть во время ведения боевых действий.В 1944 году, с целью получения генеральского звания и преобразования её полка в гвардейский, подала в ЦК ВКП жалобу на командующего Авиацией дальнего действия А. Е. Голованова. В результате проведённого расследования жалоба была признана заведомо ложной, после чего Гризодубова была выведена из состава АДД, а её дело было решено передать в военный трибунал(исходя из текста в указанном источнике, дело в трибунал передано не было). Полк же Гризодубовой, под командованием её бывшего заместителя, уже через несколько месяцев был преобразован в 31-й гвардейский бомбардировочный полк.

С 1946 года полковник В. С. Гризодубова - в запасе. После демобилизации из Советской Армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время Концерн радиостроения "Вега") по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

Политическая деятельность

С 1937 по 1946 - депутат Верховного Совета страны первого созыва

Кондратьев Максим 15.03.2019 в 18:15

В ряду Героев Советского Союза, особенно героев-женщин, имя прославленной летчицы Валентины Степановны Гризодубовой стоит особняком: она получила свою Золотую звезду первой. Уникальна и ее биография - совершила первый полет в 2,5 года, была участницей знаменитой агитэскадрильи имени Максима Горького и прошла Великую Отечественную войну. Да не просто прошла, а командовала полком бомбардировочной авиации дальнего действия и лично выполняла сложнейшие задания. Именно ее самолеты сбрасывали бомбы на тылы противника, эвакуировали детей и доставляли помощь партизанам. Есть в биографии Гризодубовой и эпизод с будущим главным конструктором космических ракет Сергеем Королевым, которого она буквально спасла. Но обо всем по порядку.

Валентина Гризодубова родилась в Харькове в ночь с 31 декабря на 1 января 1910 года. Так много лет начиналась официальная биография прославленной летчицы, однако харьковские краеведы, и в первую очередь В. Е. Власко, выяснили, что это не совсем так: на самом деле Гризодубова родилась 10 мая (по старому стилю 27 апреля) 1909 года.

То, что она стала летчицей, казалось, было предопределено заранее - ее отец, Степан Васильевич Гризодубов, был выдающимся авиаконструктором и изобретателем, который сам пилотировал построенные самолеты. Как потом напишут, Гризодубов "стоял у истоков авиастроения в России": он создал несколько типов летательных аппаратов, в том числе и двигатели к ним. Не просто придумал, а собрал их своими руками. В такой необычной семье подрастала дочь Валентина.

Свой первый полет Гризодубова совершила в… 2,5 года. Кроха была привязана к отцу за его спиной ремнями, когда аэроплан взлетел с харьковского ипподрома. Первый же собственный опыт пилотирования Валя приобрела в 14 лет, когда поднялась в воздух на планере в Коктебеле, на слете планеристов. Окончив школу, Гризодубова поступила в Харьковский технологический институт - чтобы изучить основы инженерного дела, которые просто необходимы пилоту. Однако будет неверным считать, что девушка всецело "болела небом", не имея других увлечений.

Параллельно с учебой в вузе Гризодубова окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в Харьковскую консерваторию. По отзывам преподавателей и друзей, она была прекрасной пианисткой, а впоследствии, уже в зрелом возрасте, ее таланту поразился сам директор Большого театра Муромцев - он услышал игру Гризодубовой по Интервидению. Но все же летная биография Валентины складывалась наиболее "головокружительно".

Звание пилота она получила в 1928 году, окончив за три месяца летную школу гражданской авиации Осоавиахима. Далее была Пенза, где Гризодубова закончила школу летчиков-инструкторов. Тула, где наша героиня в 21 год работала в аэроклубе, лично ставя "на крыло" молодежь… Наконец, подмосковное Тушино и Центральный аэродром в столице, где базировалась агитэскадрилья имени Максима Горького. Работая здесь, Валентина облетела почти всю страну, управляя различными типами самолетов того времени. Отец гордился своей дочерью, но главная слава Гризодубовой, ее известность на всю страну были еще впереди.

Красивая, статная девушка отважно летала на самолетах над Кабардино-Балкарией, Памиром, Ферганской долиной, прокладывая новые воздушные трассы и устанавливая мировые рекорды. Один из таких полетов прогремел на весь мир. Это был перелет через всю страну, когда самолет АНТ-37 с собственным именем "Родина" доставил Гризодубову вместе в Полиной Осипенко и Мариной Расковой из Москвы на Дальний Восток.

24-25 сентября 1938 года женский экипаж под командованием опытной летчицы Валентины Степановны Гризодубовой за 26 часов и 29 минут преодолел расстояние в 6450 километров! По возвращении в столицу отважным девушкам были присвоены звания Героев Советского Союза, а впоследствии вручены Золотые звезды.

Перед войной Гризодубова стала начальником Управления международных воздушных линий СССР, а с началом боев возглавила Антифашистский комитет советских женщин. Прославленная летчица понимала, что в тылу ей делать нечего - бесценный практический опыт пилотирования требовался на передовой. Валентина приняла командование 101-м авиаполком Авиации дальнего действия (АДД) - именно ее самолеты стали обеспечивать снабжение партизанских отрядов Ковпака, Сабурова, Федорова и громить тылы противника.

Садилась за штурвал и сама Гризодубова, которая к тому времени стала полковником, единственной в мире женщиной, командовавшей мужской гвардейской воинской частью. Управляя тяжелым транспортным "Ли-2", Валентина лично совершила около 200 боевых вылетов, в том числе 132 - ночных, с посадками на полевых партизанских аэродромах. За время таких рейсов из тыла фашистов было вывезено четыре тысячи советских детей.

После победы Гризодубова демобилизовалась. Рассказывают, что когда маршал авиации Новиков предложил ей взять дивизию, то она заявила: "Ни одного дня без войны я в армии находиться не буду". Но тихая гражданская жизнь была явно не для нее.

После войны Герой Советского Союза Гризодубова вдруг стала "закрытой" личностью, поскольку по ее инициативе и при активном участии был создан уникальный Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ), где разрабатывалась новейшая авиационная электроника. Уникальные системы потом ставились на отечественные реактивные самолеты и ракеты. За свою работу на этом поприще потом она получит вторую Звезду - теперь уже Героя Социалистического Труда. Яркая личность и без того была вхожа в кабинеты к руководству страны. Теперь же Валентина всецело использовала это для помощи нуждающимся.