Отклонение языка в сторону. Изменения языка. Симптомы дизартрии у ребенка

Врач просит пациента высунуть язык и его осматривает. В норме больной легко показывает язык; при высовывании он располагается по средней линии, хотя возможна и легкая девиация. Парез мышц одной половины языка приводит к его отклонению в слабую сторону (поскольку при высовывании языка m. genioglossus здоровой стороны выталкивает язык в сторону паре-тичных мышц).

Язык всегда отклоняется в сторону слабой половины, вне зависимости от того, является ли слабость мышцы языка следствием надъядерного либо ядерного поражения. Следует убедиться, что девиация языка является истинной, а не мнимой. Ложное впечатление о наличии отклонения языка может возникнуть при асимметрии лица, обусловленной односторонней слабостью мимических мышц (для определения положения средней линии лица при помощи своих большого и указательного пальцев отмечаем середину носа и подбородка пациента).
Врач просит пациента выполнить быстрые движения языком из стороны в сторону. Если слабость языка не вполне очевидна, просим пациента надавить языком на внутреннюю поверхность щеки и оцениваем силу языка, противодействуя этому движению. Сила давления языка на внутреннюю поверхность правой щеки отражает силу левой m. genioglossus, и наоборот.
Затем просим пациента произнести переднеязычные звуки например, «ла-ла-ла». При слабости мышцы языка пациент не может отчетливо выговорить их. Для выявления легкой дизартрии (нарушения артикуляции) просим пациента повторить сложные фразы, например, «административный эксперимент», «эпизодический ассистент», «на горе Арарат зреет крупный красный виноград» и др.
Сочетанное поражение ядер, корешков или стволов IX, X, XI, XII черепных нервов приводит к развитию бульварного паралича или пареза (бульбарный - так как продолговатый мозг, содержащий ядра этих нервов, называется «мозговой луковицей», или «bulbus cerebri»). Клиническими проявлениями бульбарного паралича служат: дисфагия (расстройство глотания и поперхивание при приеме пищи из-за пареза мышц глотки и надгортанника); назолалия (гнусавый оттенок голоса, связанный с парезом мышц небной занавески); дисфония (утрата звучности голоса вследствие пареза мышц, участвующих в сужении/расширении голосовой щели и напряжении/расслаблении голосовой связки); дизартрия (парез мышц, обеспечивающих правильную артикуляцию); атрофия и фасцикуляции мышц языка; угасание небного, глоточного и кашлевого рефлексов; дыхательные и сердечно-сосудистые расстройства; иногда вялый парез грудино-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышц.
IX, X и XI нервы вместе выходят из полости черепа через яремное отверстие. Поэтому односторонний бульбарный паралич наблюдается обычно при поражении черепных нервов опухолью.
Двустороннее поражение бульбарных нервов вызывается полиомиелитом, другой нейроинфекцией, а также при боковом амио-трофическом склерозе, бульбоспинальной амиотрофии Кеннеди или токсической полиневропатии (дифтерийной, паранеопласти-ческой, при синдроме Гийена-Барре-Штроля и др.). Поражение нервно-мышечных синапсов при миастении или патология мышц при некоторых формах миопатий могут приводить к тем же нарушениям бульбарных двигательных функций, которые наблюдаются и при бульбарном параличе.
От бульбарного паралича, при котором страдает нижний мотонейрон (ядра черепных нервов или их волокна), следует отличать псевдобульбарный паралич, который развивается при двустороннем поражении верхнего мотонейрона корково-ядерных трактов. Псевдобульбарный паралич – это сочетанное нарушение функции IX, X, XII черепных нервов, обусловленное двусторонним поражением идущих к их ядрам корково-ядерных трактов. Клиника напоминает проявления бульбарного синдрома и включает дисфагию, назола-лию, дисфонию и дизартрию.
При псевдобульбарном синдроме, в отличие от бульбарного, повышены глоточный, небный, кашлевой и нижнечелюстной рефлексы; выражены рефлексы орального автоматизма; наблюдаются насильственный плач или смех (неконтролируемые эмоциональные реакции) и отсутствуют гипотрофия и фасцикуляции мышц языка.
При псевдобульбарном параличе пациент не может выполнять быстрые движения языком либо, в тяжелых случаях, - открыть рот и высунуть язык.

Девиация языка - это его отклонение вправо или влево от средней линии. Если здорового человека попросить высунуть язык, то он без труда сделает это, причем он будет располагаться ровно посередине ротовой полости. В случае если подъязычный нерв каким-то образом работает неправильно, то можно будет наблюдать девиацию органа речи.

Именно нарушения в функционировании нервной системы приводят к проблемам в работе мышц языка, а иногда и лица. Чаще всего подобные изменения происходят из-за заболеваний головного мозга, например, вследствие перенесенного инсульта.

Что такое инсульт?

Инсульт - нарушение кровообращения головного мозга, сопряженное с неврологическими симптомами, которые не проходят на протяжении нескольких месяцев. Это очень серьезное заболевание, при котором в четверти случаев наступает летальный исход. Такая же часть пациентов становится инвалидами первой степени. А часть людей, перенесших инсульт, постепенно возвращаются к нормальной жизни. Однако на это уходит очень много времени, ведь в большинстве случаев, пациентам требуется заново учиться передвигаться и говорить. Часто больные оказываются прикованными к постели и не могут ухаживать за собой самостоятельно.

Какие могут быть причины появления девиации языка?

Почему происходит девиация языка влево? Причины этого уходит корнями в неврологию. Девиация может произойти из-за неправильной работы подъязычного нерва. В этом случае мышцы органа речи с левой стороны становятся существенно слабее, чем с правой. Поэтому при выталкивании языка из ротовой полости наружу, происходит его смещение в более слабую сторону. Аналогично происходит и девиация языка вправо.

Также девиация может появиться вследствие неровности лица, когда мимические мышцы с одной стороны гораздо более сильные. В таких случаях при высовывании языка он тоже будет сдвигаться в одну из сторон. В некоторых случаях это происходит совсем незаметно, а иногда патология видна очень хорошо. Однако сам язык при этом функционирует нормально, а его мышцы с обеих сторон имеют одинаковую силу.

Диагностика девиации языка

Диагностировать наличие девиации языка не всегда легко. Но в большинстве случаев больному достаточно просто его высунуть. Увидев отклонение, врач может сделать вывод о том, какая именно сторона мышц является более слабой. К примеру, если наблюдается девиация языка вправо, причины кроются в том, что эта область лица менее сильная.

Однако не всегда девиация связана с заболеваниями головного мозга. Иногда подобные отклонения могут объясняться недостаточной развитостью мимических мышц лица с одной стороны.

Чтобы определить, с чем именно врач имеет дело, пациента, как правило, просят сделать быстрое движение языком в обе стороны. В этом случае будет видно, с какой силой совершаются эти манипуляции.

Если подобные меры не помогают, тогда больного следует попросить надавить языком на обе щеки с внутренней стороны по очереди. Например, специалист проводит диагностику правой стороны. Он силу надавливания проверяет с помощью руки с внешней стороны правой щеки, пытаясь противодействовать силе языка. В этом случае специалист сможет оценить, как работают его мышцы, и понять, есть ли девиация языка вправо.

Лечение девиации языка

Следует отметить, что девиация не является самостоятельным заболеванием, это лишь симптом, проявляющийся вследствие других болезней. Поэтому избавление от такого проявления целиком и полностью зависит от лечения недуга, вызвавшего его. В случае если причина - инсульт, что бывает чаще всего, нужно устранять нарушения кровоснабжения головного мозга. Как только данная проблема будет устранена, нервы придут в норму, а, следовательно, симптомы, связанные с неврологией, также пропадут. Если же дело в мимических мышцах лица, то необходимо проконсультироваться с врачом и с помощью специальных упражнений развивать мышцы, которые отстают от другой стороны.

Девиация языка ребенка

Инсульт или искривление мышц лица - явления для ребенка небывалые, однако дети тоже сталкиваются с девиацией языка. Как правило, причиной подобного симптома является дизартрия либо стертая дизартрия.

Данное заболевание вызвано нарушением подачи сигнала от головного мозга к мышцам артикуляционного аппарата. При этом неправильный нервный сигнал может отразиться как на мышцах лица ребенка, так и на языке.

Сталкиваются с подобным явлением не многие дети. Однако все же случаи были зафиксированы. Большинство из страдающих такими нарушениями внешне выглядят как вполне здоровые дети, и лишь врач в состоянии определить, что у ребенка дизартрия.

Симптомы дизартрии у ребенка

При нарушениях передачи нервного сигнала лицо ребенка становится малоподвижным и не выражает никаких эмоций с помощью мимики. Губы пациента часто поджаты, уголки опущены вниз, подобное выражение лица сохраняется у ребенка практически постоянно.

В тяжелых случаях из-за заболевания ребенок не может закрыть рот и удержать язык в ротовой полости. Также при дизартрии у пациента часто наблюдается девиация языка. Если попросить малыша высунуть орган речи, то можно будет заметить, что удерживать его на средней линии ребенку сложно. Язык слегка трясется и отклоняется в сторону.

Отличие дизартрии от стертой дизартрии

Как правило, при дизартрии наблюдается выраженная малоподвижность лица, которую очень легко заметить на лице ребенка. Также можно отметить и другие признаки, такие как нарушение координации в движениях рук и дезориентация в пространстве. В основном дети с дизартрией не любят заниматься рисованием, лепкой из пластилина или любым другим видом деятельности, требующим использования мелкой моторики рук.

Однако все чаще встречаются дети, которые прекрасно справляются с любыми видами деятельности, любят рисовать и заниматься творчеством. При этом у них подвижная мимика, они много улыбаются, смеются и ничем не отличаются от обычного здорового ребенка. Единственное, что выдает наличие дизартрии - это девиация языка. Как правило, у детей, страдающих данным заболеванием, язык достаточно толстый. Если попросить ребенка высунуть его изо рта, то можно заметить, что язык трясется и отклоняется в сторону. Проявление подобных симптомов в медицине называется стертой дизартрией.

Объединяет оба заболевания невнятная речь. Ребенок может шепелявить, проглатывать некоторые звуки. При этом понять, что говорит ребенок, довольно сложно. Речь крайне неразборчива и нечленораздельна.

Как отражается дизартрия на психике ребенка?

В основном все дети, страдающие стертой или выраженной дизартрией, имеют неустойчивую психику. Для них характерны частые перемены настроения, бросания из крайности в крайность. Ребенок может быть, с одной стороны, излишне ранимым, постоянно плакать из-за пустяков, с другой стороны, может становиться агрессивным, грубить взрослым, конфликтовать со сверстниками. Такие дети редко бывают хорошими учениками, как правило, они невнимательны и не вникают в суть обучения.

Как избавиться от девиации языка ребенку?

Для того чтобы избавиться от девиации языка у ребенка, обязательно необходимо комплексное лечение. Многие родители считают, что при стертой дизартрии достаточно будет лишь походов к логопеду, который поможет ребенку правильно произносить слова. Однако диагноз в данном случае ставит невролог и назначать лечение тоже должен он. Как правило, ребенку прописывается не только занятия с логопедом и тренировку правильного произношения звуков, но и курс массажа шеи, воротниковой зоны и подбородка. Также часто в терапии используется массаж лица руками и зондовый массаж языка. Добиться результата с помощью каких-либо медикаментов в данном случае просто невозможно, необходимо регулярное воздействие на источник нервного импульса.

Лечение девиации языка как у взрослого, так и у ребенка в первую очередь заключается в лечении заболевания, ставшего причиной отклонения языка от средней линии. Невозможно избавиться от данной проблемы без комплексных мер. Зачастую врачи рекомендуют совмещать терапию, направленную на само заболевание, а также симптоматическое лечение, которое в основном включает массажи и тренировку. Данные меры позволят как можно быстрее вернуть язык и мышцы лица в нормальное состояние. Нужно уделять особое внимание девиации языка у ребенка, так как зачастую определить наличие заболевания можно только по этому признаку.

Главное, это своевременное лечение, поскольку, в противном случае могут развиваться осложнения. Самыми распространенными являются - выработка нечленораздельной речи, трудности в произношении слов, невозможность произнести какие-либо слова (потеря речи).

Многие дети с грубым нарушением звукопроизношения выглядят вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык.

В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, - видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет - диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии - в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии - расскажем подробно.

Признаки стертой дизартрии

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в своей практике за последние два года я наблюдала много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п"], вместо [б] - [б" ], вместо [с] - [с"], вместо [з] - [з"] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л"]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].

У многих детей наблюдается девиация - отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии

Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Логопедический массаж


При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе - укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:

    Стоя перед ребенком, устанавливаем два пальца, указательный и средний, под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка (5-6 раз). Для укрепления мышц щек - движения производятся в обратную сторону от центра подбородка к мочкам ушей.

    Указательным и средним пальцами для достижения эффекта расслабления производим спиралевидные движения с легким нажатием от мочек к крыльям носа. Обратное движение - эффект сжатия.

    Устанавливаем пальцы кисти у висков и плавными скользящими движениями двигаемся к центру лба, где производим легкое нажатие, как точка. Важно, чтобы пальцы были упругие, округлые и пружинили. Достигается эффект расслабления, обратного эффекта в практике не встречается. Это упражнение лучше делать, стоя за спиной ребенка.

    Для достижения эффекта расслабления: пальцы кистей устанавливаются у волосяной зоны на подушечки, (стоя перед ребенком), начинаем скользящие движения по лбу вниз к бровям с сильным нажатием. У бровей пальцы расходятся, стремясь охватить все лицо. Осуществляется резкий бросок кистей рук по лицу к шее, при этом подушечки касаются лица. Возможен захват шеи.

    Большие пальцы устанавливаем у переносицы (стоять перед ребенком), продавливаем и начинаем движения вокруг глаз, сначала двигаясь к нижней части бровей и краям глаз и возвращаясь к переносице, ориентир - кость на переносице. На мягкой части пальцы не должны соскальзывать, нажатия должны быть интенсивными.

Для расслабления губ используем следующие упражнения:

    Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти - отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).

    Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.

    Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.

    Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону - «Арлекино».

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка. Если напряжена спинка языка, обязательно делать обкол горки корня языка зондом № 1 («Иголочка») в разных направлениях: от одного бокового края к другому, зигзагообразными движениями от корня к кончику языка и обратно. А также обкол с прокачиванием. Зондом № 6 («Топорик) производим похлапывающие движения по центру языка от корня к кончику - эффект расслабления. Зондом № 2 («Восьмерка») производим обкол участков языка с повышенным тонусом, а также зондом № 5 («Малые саночки») прокачиваем проблемную напряженную зону спинки языка по направлению от корня к кончику.

Коррекционно-педагогическая работа

На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.

Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто» : высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.

Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье» : облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.

- «Почистим зубки» - проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.

- «Маляр » - проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.

При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани» : произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.

Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л"] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так.

Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом , массажистом и логопедом .

Юлия Савельева

Девиация языка - это его отклонение вправо или влево от средней линии. Если здорового человека попросить высунуть язык, то он без труда сделает это, причем он будет располагаться ровно посередине ротовой полости. В случае если каким-то образом работает неправильно, то можно будет наблюдать девиацию органа речи.

Именно нарушения в функционировании нервной системы приводят к проблемам в работе а иногда и лица. Чаще всего подобные изменения происходят из-за заболеваний головного мозга, например, вследствие перенесенного инсульта.

Что такое инсульт?

Инсульт - нарушение кровообращения головного мозга, сопряженное с неврологическими симптомами, которые не проходят на протяжении нескольких месяцев. Это очень серьезное заболевание, при котором в четверти случаев наступает летальный исход. Такая же часть пациентов становится инвалидами первой степени. А часть людей, перенесших инсульт, постепенно возвращаются к нормальной жизни. Однако на это уходит очень много времени, ведь в большинстве случаев, пациентам требуется заново учиться передвигаться и говорить. Часто больные оказываются прикованными к постели и не могут ухаживать за собой самостоятельно.

Девиация языка при инсульте - лишь один из симптомов, которые могут проявиться. Как правило, кровоизлияние в мозг очень сильно отражается на невротическом состоянии больного, и помимо девиации органа речи могут возникнуть атрофия мышц лица, невозможность двигать конечностями с одной стороны, иногда полная парализация тела или отдельных его частей. Девиация языка при ОНМК приводит к серьезному нарушению речи. Возможно ли полностью реабилитироваться, избавится от заболевания и как это сделать?

Какие могут быть причины появления девиации языка?

Почему происходит девиация языка влево? Причины этого уходит корнями в неврологию. Девиация может произойти из-за неправильной работы подъязычного нерва. В этом случае мышцы органа речи с левой стороны становятся существенно слабее, чем с правой. Поэтому при выталкивании языка из ротовой полости наружу, происходит его смещение в более слабую сторону. Аналогично происходит и девиация языка вправо.

Также девиация может появиться вследствие неровности лица, когда с одной стороны гораздо более сильные. В таких случаях при высовывании языка он тоже будет сдвигаться в одну из сторон. В некоторых случаях это происходит совсем незаметно, а иногда патология видна очень хорошо. Однако сам язык при этом функционирует нормально, а его мышцы с обеих сторон имеют одинаковую силу.

Диагностика девиации языка

Диагностировать наличие девиации языка не всегда легко. Но в большинстве случаев больному достаточно просто его высунуть. Увидев отклонение, врач может сделать вывод о том, какая именно сторона мышц является более слабой. К примеру, если наблюдается девиация языка вправо, причины кроются в том, что эта область лица менее сильная.

Однако не всегда девиация связана с заболеваниями головного мозга. Иногда подобные отклонения могут объясняться недостаточной развитостью мимических мышц лица с одной стороны.

Чтобы определить, с чем именно врач имеет дело, пациента, как правило, просят сделать быстрое движение языком в обе стороны. В этом случае будет видно, с какой силой совершаются эти манипуляции.

Если подобные меры не помогают, тогда больного следует попросить надавить языком на обе щеки с внутренней стороны по очереди. Например, специалист проводит диагностику правой стороны . Он силу надавливания проверяет с помощью руки с внешней стороны правой щеки, пытаясь противодействовать силе языка. В этом случае специалист сможет оценить, как работают его мышцы, и понять, есть ли девиация языка вправо.


Лечение девиации языка

Следует отметить, что девиация не является самостоятельным заболеванием , это лишь симптом, проявляющийся вследствие других болезней. Поэтому избавление от такого проявления целиком и полностью зависит от лечения недуга, вызвавшего его. В случае если причина - инсульт, что бывает чаще всего, нужно устранять нарушения кровоснабжения головного мозга. Как только данная проблема будет устранена, нервы придут в норму, а, следовательно, симптомы, связанные с неврологией, также пропадут. Если же дело в мимических мышцах лица, то необходимо проконсультироваться с врачом и с помощью специальных упражнений развивать мышцы, которые отстают от другой стороны.


Девиация языка ребенка

Инсульт или искривление мышц лица - явления для ребенка небывалые, однако дети тоже сталкиваются с девиацией языка. Как правило, причиной подобного симптома является дизартрия либо стертая дизартрия.

Данное заболевание вызвано нарушением подачи сигнала от головного мозга к мышцам артикуляционного аппарата. При этом неправильный нервный сигнал может отразиться как на мышцах лица ребенка, так и на языке.

Сталкиваются с подобным явлением не многие дети. Однако все же случаи были зафиксированы. Большинство из страдающих такими нарушениями внешне выглядят как вполне здоровые дети, и лишь врач в состоянии определить, что у ребенка дизартрия.


Симптомы дизартрии у ребенка

При нарушениях передачи нервного сигнала лицо ребенка становится малоподвижным и не выражает никаких эмоций с помощью мимики. Губы пациента часто поджаты, уголки опущены вниз, подобное выражение лица сохраняется у ребенка практически постоянно.

В тяжелых случаях из-за заболевания ребенок не может закрыть рот и удержать язык в ротовой полости. Также при дизартрии у пациента часто наблюдается девиация языка. Если попросить малыша высунуть орган речи, то можно будет заметить, что удерживать его на средней линии ребенку сложно. Язык слегка трясется и отклоняется в сторону.


Отличие дизартрии от стертой дизартрии

Как правило, при дизартрии наблюдается выраженная малоподвижность лица, которую очень легко заметить на лице ребенка. Также можно отметить и другие признаки, такие как нарушение координации в движениях рук и дезориентация в пространстве. В основном дети с дизартрией не любят заниматься рисованием, лепкой из пластилина или любым другим видом деятельности, требующим использования мелкой моторики рук.

Однако все чаще встречаются дети, которые прекрасно справляются с любыми видами деятельности, любят рисовать и заниматься творчеством. При этом у них подвижная мимика, они много улыбаются, смеются и ничем не отличаются от обычного здорового ребенка. Единственное, что выдает наличие дизартрии - это девиация языка. Как правило, у детей, страдающих данным заболеванием, язык достаточно толстый. Если попросить ребенка высунуть его изо рта, то можно заметить, что язык трясется и отклоняется в сторону. Проявление подобных симптомов в медицине называется стертой дизартрией.

Объединяет оба заболевания Ребенок может шепелявить, проглатывать некоторые звуки. При этом понять, что говорит ребенок, довольно сложно. Речь крайне неразборчива и нечленораздельна.


Как отражается дизартрия на психике ребенка?

В основном все дети, страдающие стертой или выраженной дизартрией, имеют неустойчивую психику. Для них характерны частые перемены настроения, бросания из крайности в крайность. Ребенок может быть, с одной стороны, излишне ранимым, постоянно плакать из-за пустяков, с другой стороны, может становиться агрессивным, грубить взрослым, конфликтовать со сверстниками. Такие дети редко бывают хорошими учениками, как правило, они невнимательны и не вникают в суть обучения.

Как избавиться от девиации языка ребенку?

Для того чтобы избавиться от девиации языка у ребенка, обязательно необходимо комплексное лечение. Многие родители считают, что при стертой дизартрии достаточно будет лишь походов к логопеду, который поможет ребенку правильно произносить слова. Однако диагноз в данном случае ставит невролог и назначать лечение тоже должен он. Как правило, ребенку прописывается не только занятия с логопедом и тренировку правильного произношения звуков, но и курс массажа шеи, воротниковой зоны и подбородка. Также часто в терапии используется массаж лица руками и зондовый массаж языка. Добиться результата с помощью каких-либо медикаментов в данном случае просто невозможно, необходимо регулярное воздействие на источник нервного импульса.

Лечение девиации языка как у взрослого, так и у ребенка в первую очередь заключается в лечении заболевания, ставшего причиной отклонения языка от средней линии. Невозможно избавиться от данной проблемы без комплексных мер. Зачастую врачи рекомендуют совмещать терапию, направленную на само заболевание, а также симптоматическое лечение, которое в основном включает массажи и тренировку. Данные меры позволят как можно быстрее вернуть язык и мышцы лица в нормальное состояние. Нужно уделять особое внимание девиации языка у ребенка, так как зачастую определить наличие заболевания можно только по этому признаку.

Главное, это своевременное лечение, поскольку, в противном случае могут развиваться осложнения. Самыми распространенными являются - выработка нечленораздельной речи, трудности в произношении слов, невозможность произнести какие-либо слова (потеря речи).

Очень большой или очень толстый язык у ребенка называется макроглоссией. Эта патология обусловлена структурными нарушениями на поверхности или внутри органа. Чаще всего такая патология появляется у детей. Диагноз макроглоссия ставится доктором тогда, когда полностью увеличенный язык у ребенка либо опухают его отдельные участки. Это заболевание бывает врожденным или приобретенным.

Почему появляется заболевание

Врожденная макроглоссия развивается во время пренатального развития плода. Различные факторы могут повлиять на развитие патологии. Самостоятельно она может развиваться на фоне таких заболеваний:

  • синдром Дауна;
  • неправильный прикус;
  • туберкулез;
  • дисфункции в гормональном фоне;
  • сифилис;
  • инфекционные процессы в организме;
  • нарушение микроциркуляции кровяной жидкости, кровоизлияния в полости рта;
  • абсцесс органа;
  • глоссит;
  • ушибы, травмы, новообразования различного характера;
  • лимфаденит;
  • развитие гнойного очага;
  • аномальная структура мышц языка;
  • акромегалия (заболевание, связанное с избыточной продукцией гормона роста);
  • микседема («слизистый отёк » из-за недостатка гормонов щитовидной железы);
  • острая аллергическая реакция;
  • актиномикозное поражение.

Перечисленные заболевания могут сопровождаться таким симптомом. Поэтому важно своевременно обратиться к доктору, чтобы определить причину макроглоссита и назначить адекватную терапию.

Как обнаружить патологию

Доктора выделяют ложный и истинный макроглоссит. Первый обусловлен аномальным строением челюстного аппарата. При этом челюсть узкая и немного впавшая, но это не является свидетельством настоящего заболевания, это результат аномального строения костного аппарата и тканей.

При развитии истинной формы заболевания язык великоватый, его объем выше нормы в несколько раз. Помимо этого, дополнительными симптомами являются:

  • невозможность полностью закрыть рот, орган высунут наружу;
  • усиленное продуцирование слюнной жидкости, ее очень много во рту, она вытекает или капает;
  • раздражение и покраснение кожного покрова под нижней губой и на подбородке;
  • на поверхности органа виднеются отпечатки от зубов, он также может покрываться язвочками или эрозиями;
  • наличие неправильного прикуса;
  • трудности с приемом пищи – затруднена жевательная и глотательная функция;
  • трудности с разговором.

Диагностические мероприятия

При прохождении планового ультразвукового исследования во время третьего триместра беременности доктор может обнаружить врожденную макроглоссию. Определяется она после сравнения с показателями нормы каждого возраста на данном сроке развития плода. Чтобы поставить точный диагноз, назначается повторное прохождение исследования.


После рождения ребенка ожидает обследование у многих специалистов – инфекциониста, генетика, отоларинголога, эндокринолога. Проводится инструментальный осмотр, назначается биохимическое исследование кровяной жидкости. На основании результатов всех анализов и методов диагностики ставится диагноз и назначается терапия.

Осложнения и последствия

Очень важно распознать заболевание на начальных этапах развития. Это позволит пройти курс лечения и предотвратить развитие опасных последствий . В целом макроглоссия не очень сильно ухудшает жизнь пациента, но часто становится причиной различных заболеваний. Дети с таким диагнозом становятся изгоями, у них не происходит нормальная социализация. Речь невнятная, есть дефект во внешности, поэтому им непросто общаться со сверстниками. Обычно дети предпочитают избегать ребенка с данной патологией. Ребенок растет закомплексованным, неполноценным, замыкается в себе.

Вторичным заболеванием, которое развивается на фоне макроглоссии, является разрастание соединительных тканей языка. При наличии патологии активизируются и иные заболевания:

  1. Дисфункции в дыхательной системе. Поскольку очень большой язык мешает полноценно дышать носом, ребенок привыкает дышать через рот.
  2. Трудности с произношением звуков. Слова выговаривать непросто, свистящие и шипящие звуки вообще не произносятся.
  3. Искривление зубов.
  4. Заболевания ротовой полости.
  5. Поскольку пища полноценно не пережевывается, возникают различные проблемы с пищеварительной системой – гастриты, колиты, язвы.
  6. Язык постоянно пересушенный, болезненный, на его поверхности нередко появляются эрозии или язвочки.

Терапевтическое воздействие

Выбирая тип терапии, доктор учитывает форму недуга, причину его происхождения. Если данная патология спровоцирована вторичным заболеванием, следует параллельно проводить лечение причины. Общий алгоритм лечения предполагает применение таких лекарственных препаратов :

  • антибактериальные препараты, которые применяются перорально или инъекционно;
  • антисептические растворы, которые используются для местной обработки поверхности мышечного органа;
  • применение противовоспалительных средств для обработки языка.


При лечении главного заболевания, которое вызвало макроглоссию, при комплексном подходе медикаменты положительно воздействуют на орган, он постепенно становится меньше в размерах. Терапия длительная, продолжительность курса приема лекарственных препаратов устанавливается лечащим доктором. Также нужно проходить регулярные осмотры, поскольку может понадобиться коррекция лечения, по мере выздоровления пациента.

Оперативное лечение

Если медикаментозная терапия не приносит желаемого результата, язык не уменьшается в размерах, продолжая выходить за пределы рта, обычно потребуется оперативное лечение. К основным показаниям для проведения хирургического вмешательства являются:

  • трудности в дыхательной функции , дискомфорт от нехватки кислорода;
  • большие трудности с жевательной или глотательной функцией;
  • искаженная внешность;
  • сильно нарушенный прикус, при котором невозможно провести обработку поверхности органа;
  • слишком большое продуцирование слюнной жидкости;
  • большие трудности в речевом аппарате, которые не поддаются коррекции у специалиста.


Оперативное вмешательство предполагает уменьшение языка к нормальным размерам и форме. В большей части операций проводится удаление клиновидного участка органа, за счет этого его размер становится меньше. Проводится процедура под общей анестезией, функция постепенно восстанавливается.

При наличии открытого прикуса устанавливается специальный протез, который предотвращает выпадение органа наружу. При врожденной форме заболевания ребенку после рождения проводят операцию по перевязке артерий. Так можно остановить патологический рост.

Если обращение к специалисту своевременное, вероятность успешного выздоровления максимальна. Если патологический размер обусловлен наличием новообразования, терапия заключается в оперативном удалении опухоли, далее назначается химиотерапия, лучевая терапия. При правильном подходе к лечению, строгом выполнении всех врачебных назначений, можно остановить развитие патологии и полностью от нее избавиться.

В наших прошлых выпусках мы писали о том, почему у детей может измениться цвет языка. Иногда это не означает ничего серьезного, а иногда может быть вызвано рядом заболеваний, в том числе достаточно серьезных. Давайте подведем итоги и еще раз вспомним, когда нужно незамедлительно обращаться к врачу.

У всех детей нормальный цвет языка – розовый. Язычок увлажнен средне: он не должен быть сухим, но не должен быть и слишком влажным. Поверхность языка на вид равномерная и бархатистая, что обеспечено равномерным распределением сосочков. Если язык у ребенка обложен, внезапно меняет цвет или фактуру поверхности, родителям нужно быть внимательными. Без причины это не происходит.

Белый или красный язык у ребенка

С таким явлением сталкиваются многие родители грудничков. Иногда белый налет заметен с рождения. Безобидными причинами, не требующими вмешательства врачей, является налет от грудного молока или смеси, а также остатки после срыгивания. Налет в этом случае тонкий, имеет вид пленочки. Он смывается простой водой – достаточно дать крохе попить из бутылочки. Образуется такой налет потому, что в первые месяцы после рождения во рту малыша образуется мало слюны и полость рта не орошается должным образом.

Другая распространенная причина – кандидоз, или молочница. Налет в этом случае удалить не получается, да и не нужно, так как травмировать нежный язык у ребенка очень просто. Педиатр назначит санацию полости рта специальными растворами, например, Кандидом, который буквально за несколько дней уберет неприятный налет. Тампон из марли смачивается раствором и аккуратно наносится на пораженные участки.

Ярко-красный язычок тоже, безусловно, нельзя отнести к норме. Если покраснение языка сопровождается лихорадкой, а язык становится малиновым, скорее всего, малыш подхватил скарлатину. Болеют ей в основном дети в возрасте от 2 до 10 лет. Позже к температуре присоединится сыпь на шее и плечах. Полное выздоровление наступает через одну-три недели.

Если язык у ребенка не только стал красным, но и его поверхность приобрела лаковую, глянцевую фактуру, это признак дефицита железа и витаминов В9 и В12. Установить это врач сможет по общему анализу крови. Повышать гемоглобин у ребенка нужно обязательно, поэтому придется пересмотреть его рацион, включив туда полезные и богатые железом продукты, а также, возможно, какое-то время малыш будет принимать препараты железа и витамины группы В.

Язык может покраснеть не полностью, а участками. Такие пятна могут возникнуть при аллергии, воспалительных процессах (например, стоматите), сбоях в работе желудочно-кишечного тракта, глоссите, герпетической инфекции. Наконец, краснота может возникнуть при травмах языка, приеме горячей или острой пищи.

Цвет бывает разным

Педиатры говорят: язык – это индикатор здоровья. Если у ребенка желтый язык, это может быть связано с недостаточной гигиеной ротовой полости. Однако нередко такое явление сопутствует различным заболеваниям внутренних органов . Желтый язык у ребенка может свидетельствовать о ряде нарушений в организме:

  • Болезнях желудка, в частности, гастрите;
  • Колите и энтероколите;
  • Заболеваниях печени;
  • Заболеваниях желчного пузыря;
  • Отравлениях.

Желтый цвет у налета возникает из-за выброса билирубина, который повышается у малыша во время болезни. В тяжелых случаях пожелтеть могут также кожа и глазные склеры. Если у ребенка изменился цвет языка, появилась изжога, рвота, боли в животе, расстройства кишечника, нужно незамедлительно обратиться к врачу.

Коричневый язык у ребенка – редкость, в отличие от взрослых. В подавляющем большинстве случаев взрослые расплачиваются коричневым налетом из-за злоупотребления крепким чаем, кофе, шоколадом. Коричневый язык у ребенка, скорее всего, тоже окажется просто налетом после приема пищи или напитков, содержащих красящие пигменты. В таком случае он легко счистится обычной зубной щеткой.

Если родители видят, что у ребенка черный язык, это, несомненно, может вначале вызвать панику. Тем не менее, не спешите с выводами: зрелище, конечно, не из приятных, но обычно язык темнеет происходит после употребления какой-либо пищи. Обычные ягоды типа черники могут привести к такому эффекту. Налет исчезает через некоторое время сам собой.

Прием препаратов железа также может привести к появлению у ребенка черного языка. После их отмены язычок порозовеет. Прием антибиотиков может вызвать изменение цвета языка, причем оттенки могут быть и светлыми, и темными. Если у малыша дисбактериоз, язык также может потемнеть.

Географический язык у ребенка

Если с цветом языка более-менее понятно, что же такое географический язык у ребенка? Подобное определение врачи используют потому, что язык напоминает географическую карту. На нем чередуются участки утолщения и десквамации – шелушения и отслойки эпителия. А происходит такое неприятное явление вследствие воспалительных процессов в слизистой оболочке языка и дистрофических изменениях в нем. В медицинской карте ребенка вы сможете увидеть такие термины, как десквамативный глоссит, доброкачественный блуждающий глоссит, хроническая мигрирующая эритема (оральная форма).


Причинами возникновения являются несколько групп заболеваний: дефицит витаминов группы В, заболевания ЖКТ и двенадцатиперстной кишки, заболевания печени и желчевыводящих путей, поджелудочной железы, сахарный диабет, некоторые аутоимунные заболевания, а также тяжелые вирусные инфекции . В любом случае географический язык у ребенка требует обращения к врачу и обследования состояния здоровья.

Не забывайте: ребенок должен научиться следить за своей ротовой полостью и чистить не только зубы, но и язычок. Тогда никакого «случайного» налета и несвежего дыхания не будет. А если язык у ребенка обложен, то спешите к врачу. Желаем вашим малышам здоровья!

Текст: Ольга Панкратьева