Особенности питания сельскохозяйственных рабочих. Тест. История России XX -XXI вв

Итоговая диагностическая работа по истории 9 класс

Выполнена: ФИО класс __________

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по истории отводится 55 минут. Работа включает в себя 18 заданий.

Ответы к заданиям 1-16 записываются в виде одной цифры, либо последовательности цифр, которая соответствует номеру правильного ответа. Помимо этого присутствуют задания, которые требуют краткого ответа в виде одного или двух слов, либо указания датировки событий, описанных в тексте документов. Эти цифры и слова необходимо записать в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задания зачеркните его и запишите рядом новый. Задания 17-18 требует развёрнутого ответа, ответ запишите в поле под заданием.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем удачи!

При выполнении заданий 1-16 необходимо дать один правильный ответ, либо указать последовательность цифр или записать слова, которые соответствуют верному ответу

1) 1917 г.

2) 1918 г.

3) 1920 г.

4) 1923 г.

Ответ:

2. Представителем профобъединения «Солидарность», избранным в 1990 г. президентом Польши, был

1) Войцех Ярузельский

2) Юзеф Пилсудский

3) Станислав Миколайчик

4) Лех Валенса

Ответ:

3. Понятие «великая культурная революция» относится к истории

1) Индии в 1930-е годы

2) Китая в 1960-е годы

3) Афганистана в 1980-е годы

4) Вьетнама в 1960-е годы

Ответ:

4. Что из названного относится к причинам экономического подъёма в Японии в 1960-1970-е годы?

1) получение помощи по плану Маршалла

2) принятие курса государственного регулирования экономики

3) оперативное внедрение новейших технологий и изобретений

4) антимонопольная политика

Ответ:

5. Прочитайте отрывок из военного плана и напишите название этого плана.

«Немецкие вооруженные силы должны быть готовы к тому, чтобы ещё до окончания войны с Англией победить путём быстротечной военной операции Советскую Россию <...> Находящиеся в западной части России войсковые массы русской армии должны быть уничтожены в смелых операциях с глубоким продвижением танковых частей. Следует воспрепятствовать отступлению боеспособных частей в просторы русской территории. Затем путём быстрого преследования должна быть достигнута линия, с которой русская авиация уже не будет в состоянии совершать нападения на германские области. Конечной целью операции является отгородиться от азиатской России по общей линии Архангельск - Волга. Таким образом, в случае необходимости остающаяся у России последняя промышленная область на Урале сможет быть парализована с помощью авиации».

Ответ:

6. Расположите события в хронологическом порядке. Запишите полученную последовательность цифр в строку ответов.

1) объединение Германии

2) Корейская война

3) создание НАТО

4) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки)

Ответ:

7. Какие три из названных политиков подписали Мюнхенское соглашение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Н. Чемберлен

2) У. Черчилль

3) Б. Муссолини

4) Ф. Рузвельт

5) А. Гитлер

Ответ:

8. Установите соответствие между именами представителей культуры и названиями их произведений: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Ответ:

9. Расположите в хронологической последовательности следующие события, относящиеся к 1905 г.

A) мирное шествие рабочих к царю с петицией, в которой содержалась информация об их нуждах

Б) восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин Таврический

B) издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка, в соответствии с которым в России создавался представительный орган - Государственная дума

Г) стачка рабочих в Иваново-Вознесенске и создание первого в истории России Совета рабочих уполномоченных
Ответ:

10. Укажите два события, произошедшие в годы первой российской революции.

A) восстание на крейсере «Очаков»

Б) Ленский расстрел

B) стачка в Иваново-Вознесенске

Г) убийство Г. Распутина

Ответ:

11. Какие из перечисленных событий относятся к периоду деятельности Государственной Думы в России?

A) отмена подушной подати

Б) создание хуторов и отрубов

B) введение продразверстки

Г) ограничение автономии Финляндии

Д) принятие закона о страховании рабочих

Е) введение 8-часового рабочего дня для промышленных рабочих

Укажите верный ответ.

1) АБЕ

2) БГД

3) АВД

4) БВЕ

Ответ:

12. Установите соответствие между событиями, явлениями внешней политики СССР и фамилиями руководителей государства, с деятельностью которых они связаны. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ

РУКОВОДИТЕЛИ

A) ввод советских войск в Афганистан

Б) первый визит в США

B) прекращение гонки вооружений

Г) включение России в Совет Европы

1) И.В. Сталин

2) Н.С. Хрущев

3) Л.И. Брежнев

4) М.С. Горбачев

5) Б.Н. Ельцин

Ответ:

13. Прочтите отрывок из исторического сочинения и напишите, о каком периоде в истории России идет речь в тексте. «Теперь все знают [...] — это период массовых расстрелов. По данным, которые приводились в 1957 г. на июньском Пленуме ЦК КПСС, только за эти два года было расстреляно более 680 тыс. человек. Неизвестно количество осужденных в ссылке. А ведь эта мера применялась широко, особенно в отношении родственников «врагов народа. При внимательном изучении истории ГУЛАГа речь можно вести не о сотнях тысяч, а о миллионах репрессированных за два года «большого террора».

Ответ:

14. Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами.

ДАТЫ

СОБЫТИЯ

A) 1941г.

Б) 1943 г.

B) 1944 г.

Г) 1945 г.

1) открытие второго фронта

2) Тегеранская конференция

3) начало поставок в СССР по ленд-лизу

4) Потсдамская конференция

5) принятие СССР в Лигу Наций

Ответ:

15. Прочтите отрывок из труда современного историка и напишите имя государственного деятеля, в годы пребывания, у власти которого произошли описанные изменения в сельском хозяйстве.

«... Питание колхозников улучшилось, стало более калорийным и разнообразным. Повысилась покупательная способность деревни... Наряду со строительством новых домов колхозники перестраивали старые. На смену крышам из щепы и соломы появились крыши, покрытые шифером... в связи с укрупнением колхозов началось сселение мелких деревень на центральные усадьбы, остальные отдаленные деревни стали называться неперспективными... Из таких деревень и уходила колхозная молодежь в город».

Ответ:

16. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

A) создание семи федеральных округов

Б) избрание Президентом РФ Д.А. Медведева

B) принятие России в Международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна

Г) введение принципа разделения властей в российскую государственность

Ответ:

При выполнении заданий 17-18 необходимо дать развернутый ответ на поставленные вопросы

Ответы к заданиям

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

План Барбаросса

3241

АГБВ

АВ

3245

1937-1938 гг.

3214

Хрущев

ГАБВ

Ответы к заданиям с развернутым ответом

17. Отметьте черты внешней политики СССР в 1956-1964 гг. (укажите не менее двух черт). Приведите примеры, иллюстрирующие ее осуществление (не менее трех примеров).

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Могут быть названы следующие основные черты внешней политики СССР в 1956-1964 гг.:

изменение военной доктрины, предполагающей переход «от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию

участие СССР в «холодной войне

ухудшение взаимоотношений с некоторыми странами из-за политики десталинизации

провозглашение тезиса о многообразии форм перехода к социализму

ведущая роль СССР в социалистическом лагере

расширение влияния СССР в государствах «третьего мира»

2. Могут быть приведены следующие примеры:

нормализация отношений с Югославией

возведение Берлинской стены в 1961 г.

Карибский кризис 1962 г.

ввод советских войск в Венгрию в 1956 г.

встречи на высшем уровне Н. Хрущева с Д. Эйзенхауэром, Дж. Кеннеди

создание ОВД

ухудшение отношений СССР с Китаем и Албанией

оказание экономической и военной помощи Египту и Индии

Названы 2 черты внешней политики СССР в 1956-1964 гг. и приведены 3 примера, иллюстрирующие ее осуществление

Названы 2 черты и 1-2 примера ИЛИ названы 1 черта и 3 примера

Названы 2 черты, примеры не приведены ИЛИ названы 1 черта и 2 примера ИЛИ черты не названы, приведены 3 примера

Названа 1 черта, приведен 1 пример ИЛИ черты не названы, приведены 2 примера

Назван только 1 любой элемент ответа ИЛИ все элементы названы неверно

Максимальный балл

18. Какие позиции существовали в советском руководстве по приоритетным направлениям в развитии экономики в 1953-1957 гг.? В чем заключалась сущность программы, которая была принята к реализации? К каким результатам она привела?

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа,
не искажающие его смысла)

Баллы

1. Могут быть названы следующие позиции:

Г.М. Маленков предлагал обратить внимание на развитие сельского хозяйства и легкой промышленности

Н.С. Хрущев придерживался традиционной точки зрения - приоритетным направлением должна стать тяжелая индустрия и оборонная промышленность, но необходим ряд мер по подъему сельского хозяйства путем расширения посевных площадей и укрупнения колхозов

2. Может быть указано, что:

программа Г.М. Маленкова предполагала: снижение налогов на личное подсобное хозяйство

повышение закупочных цен на сельхозпродукцию

списание колхозам недоимок по сельхозналогу

увеличение приусадебных участков

Названы 2 позиции и 2 положения нового экономического курса или указана 1 позиция и 3 положения

Названы 2 позиции и 1 положение или Указана 1 позиция и 2 положения

Названа 1 позиция и 1 положение или Позиции не названы, но указаны 2 положения или указаны 2 позиции, а положения не названы

Назван 1 элемент ответа, или все элементы не названы или все названы неверно

Максимальный балл

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы по истории в 9 классе

1. Назначение работы

Итоговая диагностическая работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 9 класса по предмету «История», выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.

2. Документы, определяющие содержание итоговой диагностической работы

Содержание итоговой диагностической работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 9.03.2004 года № 1312 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), работа также составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Итоговая диагностическая работа не ориентирована на какие-либо определённые учебники, её содержание соответствует всем учебникам.

3. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ

Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учётом требований указанных выше документов, и содержат требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учёт:

целей исторического образования в основной школе;

специфики курса истории основной школы:

ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.

4. Характеристика структуры и содержания итоговой диагностической работы

Работа охватывает содержание курса истории России ( XX - начала XXI вв.) и курса Новой истории зарубежных стран ( XX - начала XXI вв.)

Общее количество заданий - 18.

Работа содержит 16 заданий с кратким ответом и 2 задания с развёрнутым ответом.

5. Распределение заданий итоговой диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и вилам деятельности

Задания 1-16 условно разделены на тематические блоки: 1) XX - начале XXI вв.; 2) История России в XX - начале XXI вв.

Задания 17-18 направлены преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования. Эти задания посвящены истории России в XX - начала XXI вв.

Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности (для заданий, направленных исключительно на проверку знаний, указаны проверяемые знания).

Проверяемые элементы
подготовки

Число
заданий

Максимальный
первичный
балл

Процент максимального первичного балла за всю

Работу - 25

Знание фатов

Поиск информации в источнике

Знание фактов истории культуры

Установление последовательности событий, явлений, процессов

Систематизация фактов, понятий
(множественный выбор)

Систематизация исторической
информации

6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности

В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.

К базовому уровню сложности относятся задания, в которых учащимся 9 класса предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К базовому
уровню относятся задания 1-10.

К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является по преимуществу репродуктивной. К повышенному уровню относятся задания 11-16.

К высокому уровню сложности относятся задания, при выполнении которых учащиеся производят частично-поисковые действия, используя приобретённые знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые
правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. К высокому уровню сложности относится задание 17-8.

7. Продолжительность итоговой диагностической работы

На выполнение работы отводится до 55 минут.

8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого заданий с выбором ответа (1-10) выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответа, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.

Задание с кратким ответом (11-16) считается выполненным верно, если верно указана цифра, последовательность цифр, правильно обозначены объекты на контурной карте. За правильный ответ на задания 11, 12, 13, 15 ставится 1 балл. Задания 14 и 16 оцениваются 2 баллами в соответствии со специальными критериями оценивания.

Задания 17 и 18 оценивается в 7 баллов зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.

Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по
максимальной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

7-11

12-18

19-25

9. Обобщённый план варианта контрольных измерительных материалов для проведения диагностических тематических работ в 9 классе

Уровни сложности задания: Б - базовый (примерный интервал выполнения - 60-90%); П - повышенный (40-60%); В - высокий (менее 40%).

Обозначение задания в работе

Проверяемое содержание

Проверяемые виды
деятельности

Уровень
сложности
задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

Максимальный балл за задание

Новая история зарубежных стран в XX - начале XXI вв.

Знание фактов

Новая история зарубежных стран в XX - начале XXI вв.

Знание фактов, причин и следствий

Новая история зарубежных стран в XX - начале XXI вв.

Знание фактов, причин и следствий

Новая история зарубежных стран в XX - начале XXI вв.

Знание фактов, причин и следствий

Новая история зарубежных стран в XX - начале XXI вв.

Поиск информации
в источнике

Новая история зарубежных стран в XX - начале XXI вв.

Знание фактов, причин и следствий

Новая история зарубежных стран в XX - начале XXI вв.

Знание причин и
следствий

Новая история зарубежных стран в XX - начале XXI вв.

Знание фактов
истории культуры

История России в XX - начале XXI вв.

Установление

История России в XX - начале XXI вв.

Знание фактов, причин и следствий

История России в XX - начале XXI вв.

Знание фактов, причин и следствий

История России в XX - начале XXI вв.

Установление
последовательности событии, явлении, процессов

История России в XX - начале XXI вв.

Поиск информации
в источнике

История России в XX - начале XXI вв.

Систематизация
фактов, понятий
(множественный
выбор)

История России в XX - начале XXI вв.

Поиск информации
в источнике

История России в XX - начале XXI вв.

Установление
последовательности событии, явлении, процессов

История России в XX - начале XXI вв.

Систематизация

исторической

информации

15-20

История России в XX - начале XXI вв.

Систематизация
исторической
информации

10-15

Всего заданий - 18. из них по уровню сложности: Б - 10, П - 6, В - 2. Общее время выполнения работы - 45-55 мин. Максимальный первичный балл - 25.

Источники диагностической работы:

1) Л.Н. Алексашкина. Всеобщая история XX - начала XXI века. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. Издательство «Экзамен». 2014. - с. 80.

2) Симонова Е.В. Тесты по истории России XX - начала XXI века к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю. «История России XX - начала XXI века. 9 класс». Издательство «Экзамен». 2011. - с. 110.

Товарищ burckina_faso

Об одном, а точнее два в одном, мифе, усиленно внедряемом в головы россиян. О том, что, якобы, до революции жизнь была очень хорошая, только ее большевики испортили и заставили всех голодать. О том, что это было далеко не так, говорят нам говорят документы обследований семейных бюджетов крестьян РИ и колхозников СССР/РСФСР. Результаты я оформил в виде наглядной красно-зеленой таблички, показывающей совсем другую картину потребления продуктов питания членами семей крестьян/колхозников:

Согласно этим данным взятым отсюда: «Народное хозяйство РСФСР за 70 лет». М.: Финансы и статистика. 1987. С. 294.; «Народное хозяйство РСФСР за 60 лет». М.: Статистика.
1977. С. 233., выходит совсем другая картина, в корне отличная от рисуемой пропагандой.

Эти же данные в реальных показателях, в кг. на человека в год:

Дореволюционный период 1925 г. 1936 г.* 1952 г.* 1976 г. 1986 г.
Мясо 14,6 35,7 14,4 14,4 46,9 55,9
Молоко 130,3 109,7 137 170,4 415 355,6
Яйца 29 62 38,4 57,6 253 290
Рыба 3,5 7,5 - - 16,1 15,8
Сахар 2,2 9,9 3,6 4,8 45,8 41,7
Картофель 77,1 90,6 239 224 138 125
Овощи 22,8 37,5 72 66 52,5 71,6
Хлеб 253,1 174,1 270 246 182,9 152,3

Данные за 1936 и 52 год я взял отсюда : Таблица ЦСУ СССР «Потребление продуктов питания в семьях крестьян в 1905-1913, 1923/24, 1928/29, 1936, 1940, 1950, 1952 гг. и 1953 г.». Они по СССР, а не РСФСР.

Питание дореволюционных крестьян и советских колхозников-2

Тоже важные данные:

1905-1913 гг 1924 г. 1929 г. 1936 г. 1940 г. 1950 г. 1952 г. 1953 г.
Количество обследованных областей (губерний) 14 8 8 13 41 24 54 54
Число обследованных семей 4622 5364 2725 9676 20801 1255 29000 29000

В 2. Соотнесите историческую личность и проводимые им реформы.

Ответ:

В 4. Установите соответствие между событиями В.О. войны и её датами

Ответ:


1

2

3

4

В 5. Прочитайте отрывок из труда современного историка и напишите имя государственного деятеля, в годы пребывания у власти которого произошли описанные изменения в сельском хозяйстве

« .. Питание колхозников улучшилось, стало более калорийным и разнообразным. Повысилась покупательская способность деревни… Наряду со строительством новых домов колхозники перестраивали старые. НА смену крышам из щепы и соломы появились крыши, покрытые шифером… в связи с укрупнением колхозов началось сселение мелких деревень на центральные усадьбы, остальные отдалённые деревни стали называться неперспективными… Из таких деревень и уходила колхозная молодёжь…»

В 6. Установите соответствие между событиями, явлениями внешней политики СССР и фамилиями руководителей государства, с деятельностью которых они связаны.

Ответ:

Часть С

С1.В середине 60-х годов 20 века в СССР были проведены экономические преобразования, известные как « косыгинские реформы». Реализация программных действий, предпринятая А.Н.Косыгиным, должна была улучшить ситуацию в промышленности и сельском хозяйстве страны. Какие результаты были достигнуты в этом направлении к началу 70-х гг.? Назовите не менее трёх результатов.

С2. Какие причины обусловили эти результаты? Назовите не менее двух таких причин.

Ответы:


А 1

В

А 10

Г

А 19

В

А 2

А

А 11

А

А 20

Г

А 3

Г

А 12

Г

А 21

А

А 4

Б

А 13

В

А 22

В

А 5

В

А 14

Б

А 23

Г

А 6

Б

А 15

А

А 24

А

А 7

В

А 16

Г

А 25

В

А 8

А

А 17

Б

А 26

Б

А 9

В

А 18

Б

А 27

В

В 1

БАГВ

В 2

ВГАД

В 3

АВ

В 4

ВАДБ

В 5

Н. ХРУЩЁВ

В 6

ВБГД

Часть С

С 1. Элементы ответа.

Результаты:

1. Рост объёмов промышленного производства имел место, но он был кратковременным.

2.Рост объемов сельскохозяйственного производства имел место, но также был кратковременным.

3. Финансирование сельского хозяйства резко возросло.

С 2. Элементы ответа.

Директивная экономика в целом сохранилась и работала как прежде.

Плановая экономика исчерпала свои возможности почти полностью.

Несоответствие отраслей А и Б в экономике сохранялось.

Людские ресурсы были исчерпаны, а технические не были достаточно совершенны.

Сырьевая база перемещалась в северные и восточные районы, т.е. росли затраты, а отдача снижалась.

2) Государственный совет

3) Консилия министров

4) Верховный тайный совет

1) акмеизму

2) футуризму

3) импрессионизму

4) реализму

2) казачество

3) крестьянство

4) разночинцы

3) стачка текстильщиков в Иваново – Вознесенске

2) социализацию земли

3) создание частных крестьянских хозяйств

4) национализацию земли

1) А. Голубкина и А. Скрябин

2) Ф. Шаляпин и А. Нежданова

3) В. Холодная и И. Мозжухин

1) А. Блок, В. Брюсов

3) Н. Гумилев, О. Мандельштам

4) С. Есенин, Н. Клюев

1) Брусиловский прорыв

3) Германия объявила войну России

2) введение натурального обмена при отмене свободной торговли

1) Учредительное собрание

2) Верховный Совет

3) Совет Народных Комиссаров

4) Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов

11. Продразверстка – это

2) норма сдачи хлеба государству

4) дневная норма рабочего

1) аннексия

2) контрибуция

3) репарация

4) репатриация

1) олигархической

2) коалиционной

3) сепаратистской

4) оппозиционной

1) кооперация

2) коалиция

3) конвенция

4) концессия

1) в 1922 г.

2) в 1925 г. на XIV съезде партии

1) трест

2) концерн

3) картель

4) мануфактура

2) разорение крестьянских хозяйств и голод

3) в 1943 г.

1) Крюково

2) Прохоровка

3) Петрищево

1) Г. К. Жуков

2) С. К. Тимошенко

3) И. В. Сталин

4) М. И. Калинин

1) Белоруссии

2) Правобережной Украины

3) Молдавии

4) Болгарии

2) недоверие высшего руководства донесениям разведки

2) «Кольцо»

3) «Концерт»

4) «Искра»

1) К. Симонов

2) А. Твардовский

3) М. Исаковский

4) С. Михалков

2) увеличение капиталовложений в военную промышленность

1) культом личности

2) деспотизмом

3) тиранией

4) гениальностью

3) в 1949 г.

1) в 1954 г.

1) репрессированные в 30 – е гг. военные

3) в 1962 г.

1) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию

2) разукрупнение колхозов

4) проведение конверсии

2) в 1961 г.

2) отменена 6 – я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС

1) Л. И. Брежнев

2) К. У. Черненко

3) Ю. В. Андропов

4) Н. С. Хрущев

1) признание мира целостным и неделимым

3) гонка вооружений

1) приватизацией

2) многопартийностью

3) неосталинизмом

4) застоем

1) высокие цены на нефть

2) высокие цены на зерно

42. Расположите в хронологической последовательности следующие события, относящиеся к 1905 г.

А) мирное шествие рабочих к царю с петицией, в которой содержалась информация об их нуждах

Б) восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин Таврический»

В) издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка», в соответствии с которым в России создавался представительный орган – Государственная дума

Г) стачка рабочих в Иваново – Вознесенске и создание первого в истории России Совета рабочих уполномоченных

43. Укажите два события, произошедшие в годы первой российской революции.

А) восстание на крейсере «Очаков»

Б) Ленский расстрел

В) стачка в Иваново – Вознесенске

Г) убийство Г. Распутина

44. Какие из перечисленных событий относятся к периоду деятельности Государственной Думы в России?

А) отмена подушной подати

Б) создание хуторов и отрубов

В) введение продразверстки

Г) ограничение автономии Финляндии

Д) принятие закона о страховании рабочих

Е) введение 8 – часового рабочего дня для промышленных рабочих.

Укажите правильный ответ.

1) АБЕ 2) БГД 3) АВД 4) БВЕ

45. Установите соответствие между событиями, явлениями внешней политики СССР и фамилиями руководителей государства, с деятельностью которых они связаны. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ

РУКОВОДИТЕЛИ

А) ввод советских войск в Афганистан

1) И. В. Сталин

Б) первый визит в США

2) Н. С. Хрущев

В) прекращение гонки вооружений

3) Л. И. Брежнев

Г) включение России в Совет Европы

4) М. С. Горбачев

5) Б. Н. Ельцин

46. Прочтите отрывок из исторического сочинения и напишите, о каком периоде в истории России идет речь в тексте.

«Теперь Васе знают (…) – это период массовых расстрелов. По данным, которые приводились в 1957 г. на июньском Пленуме ЦК КПСС, только за эти два года было расстреляно более 680 тыс. человек. Неизвестно количество осужденных в ссылке. А ведь эта мера применялась широко, особенно в отношении родственников «врагов народа». При внимательном изучении истории ГУЛАГа речь можно вести не о сотнях, а о миллионах репрессированных за два года «большого террора».

47. Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) открытие второго фронта

2) Тегеранская конференция

3) начало поставок в СССР по ленд – Лизу

4) Потсдамская конференция

5) принятие СССР в Лигу Наций

48. Прочтите отрывок из труда современного историка и напишите имя государственного деятеля, в годы пребывания, у власти которого произошли описанные изменения в сельском хозяйстве.

«… Питание колхозников улучшилось, стало более калорийным и разнообразным. Повысилась покупательная способность деревни… Наряду со строительством новых домов колхозники перестраивали старые. На смену крышам из щепы и соломы появились крыши, покрытые шифером… в связи с укрупнением колхозов началось сселение мелких деревень на центральные усадьбы, остальные отдаленные деревни стали называться неперспективными… Из таких деревень и уходила колхозная молодежь в город».

49. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

А) создание семи федеральных округов

Б) избрание президентом РФ Д. А. Медведева

В) принятие России в Международную организацию стран Азиатско – Тихоокеанского бассейна

Г) введение принципа разделения властей в российскую государственность

Итоговый тест по истории России XX – начало XXI века.

1. Совещательный орган при императоре в начале XX века

2) Государственный совет

3) Консилия министров

4) Верховный тайный совет

2. Творчество поэтов Н. С. Гумилева, А. А. Ахматовой, О. А. Мандельштама в начале XX века относят к

1) акмеизму

2) футуризму

3) импрессионизму

4) реализму

3. Самое многочисленное сословие Российской империи

2) казачество

3) крестьянство

4) разночинцы

4. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»

2) восстание на крейсере «Очаков»

3) стачка текстильщиков в Иваново – Вознесенске

4) созыв первой Государственной думы

5. Аграрная реформа П. А. Столыпина предусматривала

1) ликвидацию помещичьего землевладения

2) социализацию земли

3) создание частных крестьянских хозяйств

4) национализацию земли

6. Отметьте знаменитых актеров немого кино начала XX века.

1) А. Голубкина и А. Скрябин

2) Ф. Шаляпин и А. Нежданова

3) В. Холодная и И. Мозжухин

4) В. Комиссаржевская и В. Немирович – Данченко

7. В каком ряду названы поэты – символисты?

1) А. Блок, В. Брюсов

2) В. Хлебников, В. Маяковский

3) Н. Гумилев, О. Мандельштам

4) С. Есенин, Н. Клюев

1) Брусиловский прорыв

2) назначение верховным главнокомандующим императора Николая Второго

3) Германия объявила войну России

4) в Сербии был убит австрийский наследник

9. Что из названного характеризует политику «военного коммунизма»?

1) введение демократических свобод для всех категорий населения

2) введение натурального обмена при отмене свободной торговли

3) денационализация крупных предприятий

4) разрешение деятельности частных банков

10. Высший орган государственной власти после Октября 1917 года.

1) Учредительное собрание

2) Верховный Совет

3) Совет Народных Комиссаров

4) Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов

11. Продразверстка – это

1) монополия государства на производство и продажу хлеба

2) норма сдачи хлеба государству

3) всеобщая трудовая повинность

4) дневная норма рабочего

12. Насильственное присоединение территории другого государства – это

1) аннексия

2) контрибуция

3) репарация

4) репатриация

13. Россия была провозглашена республикой

14. Партия или общественная группа, выступающая против мнения большинства или господствующей точки зрения, выдвигающая иное решение существующих проблем, называется

1) олигархической

2) коалиционной

3) сепаратистской

4) оппозиционной

15. Договор, по которому иностранные фирмы получали возможность заниматься производственной деятельностью на территории России

1) кооперация

2) коалиция

3) конвенция

4) концессия

16. В каком году был создан СССР?

17. Курс на индустриализацию страны был принят

1) в 1921 г. на X съезде партии

2) в 1925 г. на XIV съезде партии

3) в 1928 г. постановлением Совнаркома

4) в 1934 г. на XVII съезде партии

18. Форма производственного объединения, появившаяся в России в начале XX в., а затем и в годы новой экономической политики

2) концерн

3) картель

4) мануфактура

19. Что из названного является одним из итогов коллективизации?

1) повышение производительности труда в колхозах

2) разорение крестьянских хозяйств и голод

3) введение частной собственности на землю

4) возрождение общинной системы

20. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны произошел

21. Контрнаступление советских войск под Москвой началось

22. Знаменитое танковое сражение в ходе Курской битвы, послужившее началом конрнаступления советских войск, произошло в районе деревни

1) Крюково

2) Прохоровка

3) Петрищево

23. Верховным Главнокомандующим в июне 1941 г. стал

1) Г. К. Жуков

2) С. К. Тимошенко

3) И. В. Сталин

4) М. И. Калинин

24. Государственный комитет обороны – чрезвычайный высший государственный орган в период Великой Отечественной войны был создан

25. Операция советских войск под кодовым названием «Багратион» была проведена с целью освобождения

1) Белоруссии

2) Правобережной Украины

3) Молдавии

4) Болгарии

26. Что из названного является одной из причин поражения Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны?

1) малая численность войск, сосредоточенных на границе

2) недоверие высшего руководства донесениям разведки

3) убеждение германских войск в своей непобедимости

4) неспособность государства обеспечить армию новыми видами оружия и военной техники

27. Операция партизан в тылу врага летом 1943 г. носила кодовое название

2) «Кольцо»

3) «Концерт»

4) «Искра»

1) К. Симонов

2) А. Твардовский

3) М. Исаковский

4) С. Михалков

29. Что из названного было характерно для экономического развития СССР в послевоенный период?

1) разрешение в особых случаях распускать колхозы

2) увеличение капиталовложений в военную промышленность

3) увеличение масштабов финансовой помощи колхозам

4) внедрение элементов рыночного хозяйства в социалистическую экономику

30. Возвеличивание роли одного человека, приписывание ему определяющего влияния на ход исторического развития называется

1) культом личности

2) деспотизмом

3) тиранией

4) гениальностью

31. Атомная бомба в СССР была испытана

32. В каком году началось освоение целины?

33. В 50 – е гг. XX в. были реабилитированы

1) репрессированные в 30 – е гг. военные

2) репрессированные в 30 – е гг. государственные деятели, имевшие альтернативные взгляды на построение социализма в СССР

3) бывшие военнопленные и заключенные

4) все политические заключенные

34. Карибский кризис, поставивший мир на порог новой войны, разразился

35. Что из названного является чертой экономического курса Н. С. Хрущева?

1) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию

2) разукрупнение колхозов

3) первостепенное развитие легкой промышленности

4) проведение конверсии

36. Ю. А. Гагарин совершил полет в космос

37. Какое событие из названных произошло в годы «перестройки»?

1) развернулось диссидентское движение

2) отменена 6 – я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС

3) заявление о переходе к строительству коммунизма

4) провозглашена политика «ограниченного суверенитета» по отношению к социалистическим государствам

38. Инициатором жесткой борьбы с коррупцией среди государственных чиновников стал

1) Л. И. Брежнев

2) К. У. Черненко

3) Ю. В. Андропов

4) Н. С. Хрущев

39. Какое из названных положение характеризует «новое мышление»?

1) признание мира целостным и неделимым

2) установление «железного занавеса» между социалистическими и капиталистическими странами

3) гонка вооружений

4) соблюдение принципа пролетарского интернационализма

40. Общественно – политическая жизнь в России к 1990 – е гг. характеризовалась

1) приватизацией

2) многопартийностью

3) неосталинизмом

4) застоем

41. Отметьте источник стабилизации экономики в 1999 – 2000 гг.

1) высокие цены на нефть

2) высокие цены на зерно

3) оживление внутреннего производства, связанное с отсутствием конкуренции с западными предприятиями

4) ужесточение дисциплины на предприятиях