Оливер твист диккенс главные герои. "Оливер Твист" Ч. Диккенса. Неожиданная встреча с Браунлоу

Сочинение на тему: Главные герои романа «Оливер Твист» Ч. Диккенсона. Образ Оливера Твиста


Главным героем романа о приключениях Оливера Твиста является мальчик, чью судьбу нельзя назвать легкой. Выросший без родительской заботы, он сумел не очерстветь душой и не стать отъявленным злодеем. Жизнь в детском доме только закалила главного героя, сделала его мужественным и решительным.

Не менее интересным персонажем является Феджин. Это предводитель воров и мошенников. Он отличается вероломством, жестокостью и жадностью. Феджин, без сомнения, негативно влияет на детей, ведь обучение воровству и мошенничеству еще никому не приносило счастья. Этот герой не терпел непослушания. Самых строптивых учеников он просто выгонял на улицу, обрекая на верную смерть. Но в конечном итоге зло оказалось наказано – Феджина приговорили к смертной казни.

Прямо противоположный образ – мистер Браунлоу. Этот господин самым лучшим образом повлиял на Оливера. Без него судьба мальчика, несомненно, сложилась бы куда более печально. Великодушный мужчина усыновил Твиста и искренне заботился о нем. В пользу Браунлоу говорит тот факт, что его дом был наполнен книгами. Приемный отец помог Оливеру приобщиться к чтению и обогатить душу бесценными сокровищами знаний.

Важную роль в судьбе Оливера сыграли и такие персонажи – миссис Мэйли и Роз, а также Нэнси (несмотря на неблагопристойную профессию, она умела помнить о порядочности и сочувствии). Каждая из них по-своему любила мальчика и старалась помочь ему в тяжелых жизненных ситуациях.

Образ Оливера Твиста


В произведении Ч. Диккенса «Оливер Твист» рассказывается о непростой жизни бедного мальчика. Посредством этого образа автор показал, в каком бедственном положении оказался английский народ, который был вынужден воровать, обманывать и даже убивать, чтобы выжить. Все общество тех времен погрязло в гнусной лжи.

Особую боль вызывает описание детей-бродяг. Эти вечно голодные и необласканные малыши не жили, а только пытались выжить. В такой среде и рос главный герой – Оливер. Его существование в работном доме не оставляло надежд на улучшения в будущем. Среди остальных детей мальчик выделялся своей строптивостью. Например, однажды он осмелился попросить добавки каши, за что чуть не был повешен. Непослушного парнишку в отместку сначала жестоко выпороли, а потом отправили к грозному трубочисту, на совести которого была уже не одна загубленная детская душа. Тем не менее, главный герой не сломался перед лицом таких трудностей.

Однажды Оливеру удалось сбежать от деспотичного трубочиста. Он оказался в не менее губительной среде жуликов. Теперь воспитанием мальчика занялись скупщик краденого, грабитель и женщина легкого поведения. Оливеру несказанно повезло встретить старого добряка – мистера Броунлоу. Он положительно повлиял на мальчика и обогрел беднягу теплом своей заботы.

В образе Оливера Твиста воплотились мысли Диккенса о социальной несправедливости, жестокости по отношению к детям и беззаконии. Таким путем он стремился повысить нравственность читателей.

Романы "Оливер Твист" и "Домби и сын" созданы в разные периоды творчества писателя: "Оливер Твист" - один из ранних социальных романов Диккенса, который он закончил в марте 1839 г.; "Домби и сын" - лучшее произведение 40-х годов, открывающее более углубленный подход писателя к социальным явлениям и по праву считающееся "блестящим романом" , в то время как в "Оливере Твисте" многие критики отмечают недостатки - так, недостаточно убедительно раскрыт процесс взаимоотношения человека и среды, не показано непосредственное влияние окружающих социальных условий на эволюцию героев, на формирование их характеров. Однако оба эти романа могут быть объединены как произведения, в которых положительными героями выступают дети.

Диккенс, выбирая именно ребенка в качестве положительного героя для своих произведений, старался пробудить в своих взрослых читателях ушедшее детство, их детскую непосредственность восприятий и оценок. Он всегда утверждал, что в мире, где царят практицизм и индустриализация, надо всячески развивать воображение, поощряя детскую фантазию. В самом писателе удивительным образом уживались деятельный, остроумный, болезненно чувствующий несправедливость и реагирующий на нее писатель - и странный и восприимчивый ребенок с необычным мироощущением. Недаром именно детские годы писателя послужили источником многих образов в его творчестве .

Маленький Оливер появляется на свет, и суровая жизнь со всей беспощадностью предъявляет ему свои требования: "…он был отмечен и занумерован и разом занял свое место - ребенка на попечении прихода, сироты из работного дома, смиренного, до половины заморенного голодом горемыки, обреченного выносить толчки, пробивая дорогу в свете, горемыки, которого все презирали и никто не жалел , Детство Оливера проходит в среде таких же, как и он, несчастных сирот, "не обремененных ни излишком пищи, ни излишком одежды" , так как надзиратель Бамбл и миссис Мэн делают все возможное, чтобы извлечь наибольшую пользу для себя из тех скудных запасов пищи и одежды, которыми снабжают приходских сирот. Дети здесь умирают от голода и побоев, либо превращаются в жалкие, забитые, запуганные существа. Но Оливер трогателен не потому, что он - сломленная жертва, которая не смеет сказать слова, ничего не ждет и ни на что не надеется. Оливер трогателен потому, что он - оптимист. Его робкая просьба о дополнительной порции каши: "Будьте так добры, сэр, я хочу еще" оттого и расценена как опасный бунт, что он смеет, зная, что есть неправда, все-таки верить в правду. Вся трагичность этой сцены в том, что Оливер ждет добра и верит в справедливость; этой своей детской верой Оливер обличает несправедливость не потому, что это плохо с экономической или социальной точки зрения, а просто потому, что это плохо. С этой же наивной верой в добро и надеждой на сочувствие он обращается к мистеру Бамблу: "Все меня ненавидят. О сэр, пожалуйста, не сердитесь на меня!" Мистер Бэмбл удивлен, и иначе быть не может - ведь он давно утратил ту детскую непосредственность, которую мы видим в Оливере и которую Диккенс пытается разбудить в своих читателях .

Оливер же остается непосредственным и наивным - остается ребенком! - на протяжении всего повествования: попадая в ученики к гробовщику, оказавшись в воровской шайке, став жертвой злодея Сайкса и содержателя воровского притона Феджина, увидев самые мрачные стороны жизни, он сохраняет присущие ему чистоту и детскую наивность - среди шайки воров и в доме доброго джентльмена мистера Браунлоу он говорит и ведет себя с неизменным благородством - его характер формируется вне влияния окружающих обстоятельств. Это заставляет некоторых критиков говорить о том, что этот положительный образ по сути всего лишь пустое место . Диккенс, по их мнению, вводит образ Оливера в роман как символ человеческой души под воздействием внешних сил; он нужен писателю для того, чтобы пробудить в читателе чувство сострадания (ведь перед ним - маленький, одинокий, всеми обижаемый ребенок) и ненависть к безжалостной системе, обращающей нищету, невежество и веру в добро себе на пользу, чтобы вызвать страх и отвращение перед шайкой воров, развенчать ложный ореол романтики вокруг изображения преступного мира. Однако образы Феджина, Сайкса, Ловкого Плута, Ноэ Клейпола гораздо более убедительны, чем "целая армия добрых, благородных, но бесцветных и до приторности чувствительных персонажей, которые становятся друзьями малыша и в конце концов каким-то чудом оказываются его родственниками" .

Роз Мэйли и мистер Браунлоу - тоже положительные герои, но первая слишком ангелоподобна и безупречна, а второй уж слишком добродушен и хорошо ко всем расположен, чтобы быть живыми и убедительными, хоть сколько-нибудь правдоподобными. Точно в сказке, эти добрые и милосердные люди неожиданно и случайно приходят на помощь Оливеру во все трудные моменты его жизни. Это мало похоже на правду, но в предисловии к "Оливеру Твисту "Диккенс подчеркивает, что одна из задач его книги - "показать суровую правду" . Но нельзя забывать о том, что задачи художника Диккенс рассматривает и с точки морального воздействия на читателя - и в данном случае Диккенс-моралист противоречит Диккенсу-художнику. Он заботится о справедливости и пытается убедить своего читателя, что "без глубокой любви, доброты сердечной и благодарности к тому, чей закон - милосердие…без этого недостижимо счастье" , И пусть Роз Мэйли - всего лишь один из его бесплотных женских образов, всего лишь отзвук удара, нанесенного автору смертью Мэри Хогарт; пусть мистер Браунлоу - всего лишь старый добродушный джентльмен, гораздо менее яркий, чем тот же Ноэ Клейпол - эти положительные герои заставляют читателя, как и маленького Оливера Твиста, поверить по-детски в существование милосердия, добра и справедливости по отношению к угнетенным и обездоленным.

Преступный мир должен быть отвратительным - эту мысль Диккенс доказывает через неприятие Оливером требований шайки Феджина; то, что ему поручают, мальчик выполняет механически, взывая о помощи к богу, умоляя его "лучше ниспослать сейчас же смерть… избавить его от таких деяний" . Книгу о преступлениях, которую дает ему Феджин, Оливер в ужасе отшвыривает - этот естественный ужас ребенка перед уродливой, гнусной, убогой жизнью преступной шайки Диккенс признает единственно верным отношением. Пусть и Оливер, по мнению критиков, безвольный герой, марионетка - но этой марионеткой движут лучшие побуждения и убеждения автора. Если счастливая развязка романа, неожиданное приобретение Оливером семьи и имущества и его остающиеся неизменными нравственная чистота и вера в добро показывают нам вещи не такими, какие они есть на самом деле, значит, такими они просто должны быть. Возможно, рассказывая историю об Оливере твисте, Диккенс был сентиментален - но вернее будет сказать, что он был мудр, по-детски мудр: он смотрит на зло с прекрасным удивлением, глазами своего героя - Оливера Твиста, нападая на работный дом с простотой мальчишки, встретившего людоеда . Завершая роман пусть и неправдоподобно, но благополучно для Оливера и его друзей - всех своих положительных героев - Диккенс горячо требует правды и справедливости, как требовал каши мальчик из приюта.

Дети ранних произведений Диккенса, в том числе и Оливер Твист, недалеко уходят от своих предшественников в литературе XVIII века - это до крайности бесплотные, пассивные, руководимые чужой волей существа. Образ Поля Домби, как было сказано выше, открытые новые горизонты. Большой творческой удачей Диккенса принято считать образ мистера Домби, вокруг которого сосредоточены все сюжетные линии романа, однако роман все же называется "Домби и сын", и оторвать историю Поля от книги в целом - значит рассыпать весь роман .

Поль, отстаивая свою индивидуальность, избавляется от негативной пассивной характеристики, которая у прежнего Диккенса была обязательным показателем детской наивности. Поль Домби тоже наивен, но по-иному - от такой наивности не поздоровится: он вполне наивно интересуется, что такое деньги - и вдруг с детской проницательностью развенчивает золотого идола, которому поклоняется его отец: "Если они хорошие и могут делать что угодно, я не понимаю, почему они не спасли мне маму…они не могут также сделать меня сильным и совсем здоровым, правда, папа?... Не только "папа", но и читатель понимает, что это правда; здесь устами Поля и в самом деле глаголет истина. Глубоко наивна и естественна и беседа Поля с миссии Пипчин: "Не думаю, чтобы я хоть немножко вас полюбил, я хочу уйти. Это не мой дом. Это очень гадкий дом". Маленькому Полю не под силу перенести ту систему воспитания, которой подвергает его отец; школа Блимбера и пансион миссис Пипчин губительны для него - педантичность взрослых только подчеркивает то, что Поль - еще ребенок, нуждающийся в заботе и ласке. Он становится жертвой экономического взгляда на ребенка - он должен был стать наследником и продолжателем дела отца, всю жизнь приумножавшего богатства фирмы. Но для Поля деньги - "жестокие", он слабый и болезненный ребенок, а не какой-то вымышленный, абстрактный наследник, которого видит в нем отец. Ребенка в нем видит лишь сестра Флоренс и, может быть, еще старый Глаб, рассказывающий ему диковинные истории. Поль ищет уединения, не участвует в играх, отвечая товарищам, что они не нужны ему; лицом он похож на "юного гнома", и ночами ему снятся странные вещи. Это уже не Оливер Твист, остающийся ребенком в любых обстоятельствах - Поль подавлен и склонен к долгим размышлениям, он "устал, очень одинок, ему очень грустно" . Диккенс подчеркивает, что Поль скоро утратил ту живость, какою он отличался вначале, и стал "еще более старым, странным и сосредоточенным" . Единственными, кто замечал состояние Поля, были его сестра Флоренс и мистер Тутс - также положительные герои в "Домби и сыне", хотя и совершенно разные.

Флоренс Домби - это, по сути, соединение Роз Мэйли и Оливера Твиста. С одной стороны, это еще один бледный женский образ из тех, что всегда выходили у Диккенса особенно неубедительными - "маленькая маменька", куда более пассивная по натуре, чем ее брат. С другой стороны она, как и Оливер Твист, берет на себя роль некоего белого холста, на который Диккенс-художник накладывает и безразличие холодного отца, и горячую привязанность Поля, и сочувствие читателя отвергнутой и ненавидимой дочери .

Некоторые критики считают мистера Тутса лучшим из положительных образов не только в "Домби и сыне", но и во всем творчестве писателя. Тутс словно говорит читателю - быть добрым и глупым - не плохо, а очень хорошо, поскольку ты наделен той безупречной простотой, для которой все удивительно. Тутс - это большой ребенок, чистым взглядом смирения он видит мир таким, какой он есть, воплощая очень глубокую истину: все внешнее суетно и лживо, а внутреннее - неясно, неосознанно, но правдиво. Несмотря на туман, заслонявший его мысли, маленькая фигурка Поля никогда не была заслонена от Тутса, который "раз пятьдесят в день" спрашивал, как Поль поживает. Тутс может забыть, кто перед ним и спросил ли он его уже о самочувствии. Но он никогда не забудет, в чем суть человека, никогда не примет плохого за хорошего. Он восхищается истинными христианами, путая их имена; делая все неправильно, он живет правильно. Он почитает Боевого Петуха за то, что он - сильный, а Флоренс за то, что она хорошая, но твердо знает, что лучше, предпочитая добро силе, как истинный мужчина. Мистер Тутс - один из великих чудаков Диккенса, воплощающих, как ни странно, лучшие человеческие качества .

Однако и Поля Домби в романе называют "маленьким чудаком", и ребенок очень много размышляет по этому поводу, не понимая, что имеют в виду окружающие. Именно с этого момента начинается внимательное и детальное проникновение Диккенса во внутренний мир слабого больного ребенка, который размышляет и о сестре, и о рокоте моря, и о портрете на лестнице, и о диких птицах над морем, и об облаках - мысли, мало подходящие для наследника процветающей фирмы. Но Поль тем и хорош, что он - Поль, просто маленький милый Поль, а не Домби, тот пресловутый Сын, каким его хочет видеть отец. Поль никогда не чувствовал любви отца - скорее он чувствовал, что он нужен отцу; хотя чувство Домби к сыну велико, но маленькому слабому ребенку нужно не это - недаром перед смертью Поль вспоминает о матери и о старой кормилице, а отца просит лишь "не горевать о нем", точно понимая, что с его смертью все надежды Домби надежды честолюбивого гордеца - потерпят крах . Диккенсу важно показать Поля не частью фирмы "Домби и сын", придавленного бременем возлагаемых на него надежд, которым не суждено сбыться, а простым ребенком, который кажется чудаковатым оттого, что находится не на своем месте. Мистер Домби, попраывший чувства сына, губит и свою душу; он слепо следует догмату миссис Пипчин о том, что "молодежь не следует слишком принуждать, а следует прибегать к ласке - незачем тек думать, в мое время никогда так не думали" . Диккенс рисует впечатляющие картины дурного воспитания у мисс Пипчин и в "академии" доктора Блимбера, и проистекающие от такого воспитания последствия: Поль, который ранее был "ребячлив, не прочь был поиграть и вообще угрюмостью не отличался" , превращается в одинокого ребенка, окруженного причудливыми образами, созданными его воображением. Образ Поля более сложен, глубок и трагичен, чем образ того же Оливера твиста - в "Домби и сыне" трагическая судьба ребенка в буржуазном мире, где правят деньги, показана со страшной правдой, не сглаженная благополучными концовками. Диккенс заставляет читателя глубоко задуматься над участью маленького Поля, хотя его история занимает в романе сравнительно небольшое место. Итак, в романах "Оливер Твист" и "Домби и сын" Диккенс обращается к ребенку как к положительному герою, приглашая своих читателей обрести ту же детскую непосредственность восприятия, как и его герои. Образы положительных героев становятся от романа к роману все более ярко очерченными, обретая сложность и индивидуальность - если Оливера Твиста критики вправе назвать бесплотной тенью, то Поль Домби - образ несомненно более сложный, показанный в свете влияния окружающих социальных и нравственных условий на формирование детской личности; Диккенс отказывается от чрезмерной прямолинейности в изображении характера ребенка, стремясь раскрыть в присущей ему психологической сложности внутренний мир маленького Поля Домби, образ которого в моральном плане противостоит мрачному образу его отца.

Год написания: 1839

Жанр: роман

Главные герои: Оливер Твист - ребенок, мистер Браунлоу , Монкс , Сайкс , Нэнси

Сюжет

Оливер не знал своей матери, и до девяти лет жил в работном доме. Затем его отдали в ученики к гробовщику, оттуда он сбежал из-за жестоко обращения и попал на самое дно лондонской жизни. Он жил среди воров и убийц, мошенников и грабителей. Они пытались сделать из мальчика преступника, но их планы были разрушены его нежеланием вести преступную жизнь. Но и там находились добрые люди, которые испытывали к ребенку сочувствие и старались помочь. В конце концов, открылась тайна происхождения мальчика, и его нашли родственники, которые много лет разыскивали его мать и даже не знали о существовании Оливера.

Вывод (мое мнение)

Как и во всех романах Диккенса, добро побеждает зло, все положительные герои бывают вознаграждены, а отрицательные получают по заслугам. Оливер был хорошим и честным мальчиком, который перенес множество испытаний и невзгод, причем, совершенно незаслуженно, но оставался все таким же добрым и честным.

I. Диккенс - известный во всем мире английский писатель-романист. (Диккенс хорошо знал жизнь лондонских бедняков. С 1883 г. начал публиковать первые произведения, которые понравились читателям. Воспроизводя нищую жизнь, Ч. Диккенс разоблачает истинное лицо английской буржуазии, ее уродливую жадность к деньгам. В многоплановых романах присутствуют интрига, острый сюжет, живой описание, которое отражает жизнь Англии середины XIX века.)

II. Оливер Твист - один из любимых героев Ч. Диккенса. (Живя в ужасной нищете, Диккенс еще подростком начал писать рассказы о том, что видел вокруг себя, дополняя эпизодами из своей биографии.)

1. Общее в жизни Диккенса и Оливера Твиста. (Жизнь Диккенса не было безоблачным. Он был внуком лакея и сыном чиновника, который все время пытался "выйти в люди", и все неудачно. Когда отца бросили в долговую яму, мальчику пришлось искать работу. Он по шестнадцать часов в сутки клеев в складском помещении ярлыки на банки с ваксой, ходил пешком через весь Лондон. Он замечал все вокруг себя, рано понял глубину пропасти между богатыми и бедными. Добавляли материала для будущих книг и посещение отца в тюрьме. У героя романа Диккенса - Оливера - ни отца, ни матери. Добравшись до рабочего дома, бедная молодая женщина умерла, оставив новорожденного. Так Оливер оказался в этом мире печали и скорби. Началась длительная и жестокая борьба за выживание.)

2. Символика имени. (Твист - означает "крутись-вертись". Так назывался молодежный танец. А вот для героя Диккенса приходилось крутиться-вертеться, чтобы не погибнуть. Но несмотря на его недетскую мудрость, он на самом деле еще маленький ребенок. Разве не вызывают слезы сострадания плач Оливера и его жалобные слова: "Я еще очень маленький... и такой... одинок, сэр, очень одинок!")

3. Недобрые персонажи в окружении Оливера Твиста. (С тех пор как жизнь покинула тело матери Оливера, его окружали злые и жестокие люди. Баба надела новорожденного в плохонькую, пожелтевшую сорочину, и сразу стало понятно, что мальчик - не сын вельможи, а "приходской воспитанник, сирота с работный дом, безродный, вечно голодный нищий, которому не суждено знать в жизни ничего, кроме пинков и бок, которым попихатимуть все и не жалітиме никто". Сначала под руководством летней женщины на "ферме" Оливер голодал, видел как умирают воспитанники "мамки": то какое дитя падал в огонь или умудрялось задохнуться, то кувыркалась колыбель или кто-то из несчастных ошпарювався. Не успел Он встать на ноги, как члены попечительского совета заявили, что мальчик уже большой, а потому должен отрабатывать хлеб. Затем мистер Бамбл и члены совета занимались тем, как бы недорого отдать малыша в рабство - сначала попытались до трубочиста, потом отдали трунареві. Когда Оливер совершил побег из дома гробовщика, на его пути снова появились недобрые люди: Плут, Чарли Бейте, Билли Сайкс и старый Фейгин, которые пытались сделать малого беглеца вором.)

4. Добрые ангелы-хранители Оливера Твиста. (Две юные леди Бет и Нэнси, которые вели себя очень мило и непринужденно, показались Оливеру великолепными девушками. И по-настоящему искренне и по-человечески отнеслись к вора начинающего хозяин книжного ларька мистер Браунлоу и миссис Бедвін. Малому повезло избежать тюрьмы, а эти двое людей окружили Оливера отеческой заботой, которой он до сих пор не знал. С любовью, согласно чувств Оливера, Диккенс изобразил других добрых персонажей - миссис Мэйли, Розу, Гарри.)

III. Проблема добра и зла в романах Диккенса. (В последующих романах "Жизнь и приключения Николаса Никльби", "Торговый дом " Домби и Сын", "Холодный дом", "Крошка Доррит" и других Диккенс отказался от однолинейного изображения добра и зла. Однако самое важное он выразил в нескольких словах: "Наступит время, и человек... который похваляется своим презрением к другим людям и доказывает свою правоту, ссылаясь на нажитое золото и серебро... человек этот узнает, что вся ее мудрость - безумие идиота в сравнении с чистым и простым сердцем".)