Олег каминский мессершмитты над кубанью. Воздушные сражения на Кубани (1943)

Весной 1943 г. на самом южном фланге огромного советско-германского фронта, на Кубани, развернулись ожесточенные воздушные сражения, закончившиеся блестящей победой советских Военно-воздушных сил над отборными эскадрами гитлеровской авиации. Победа советской авиации на Кубани являлась важнейшим этапом борьбы за завоевание ею господства в воздухе. В ожесточенных воздушных боях на Таманском полуострове и в битве на Курской дуге было окончательно опрокинуто былое мнение о превосходстве немецкой авиации в воздухе.

Воздушные бои на Кубани развернулись в то время, когда гитлеровцы, потерпев поражение под Сталинградом и потеряв десятки дивизий и огромное количество боевой техники, откатились далеко на запад. Успешно наступавшие советские войска продвинулись вперед и отрезали фашистские войска, находившиеся на Тамани. Перед этой вражеской группировкой, укрытой за сетью оборонительных сооружений, названных фашистами «Голубой линией», была поставлена задача удержать Таманский полуостров. Гитлеровское командование намеревалось использовать полуостров как плацдарм для развертывания новых операций на Северном Кавказе.

Группировка гитлеровских войск, занявшая оборону на Таманском полуострове, должна была, по замыслам фашистов, отвлечь на себя большие силы Советской Армии и обеспечить тем самым успешное развертывание наступления своих войск на других участках советско-германского фронта и, в частности, на орловско-курском и белгородско-курском направлениях.

Благодаря ранней весне аэродромы Крыма и юга Украины быстро подсохли и на них можно было сосредоточить крупные авиационные соединения. Гитлеровцы решили воспользоваться создавшейся обстановкой и перебазировали с центральных участков на юг большое количество самолетов. На аэродромах Крыма, Таманского полуострова и Южной Украины были сосредоточены отборные истребительные эскадры и крупные силы бомбардировочной авиации.

Делая основную ставку в обороне Таманского полуострова на авиацию, гитлеровцы рассчитывали завоевать господство в воздухе.

Намерения немецко-фашистского командования были своевременно раскрыты.

Таким образом, гитлеровцам не удалось скрытно совершить маневр своих авиационных частей и соединений и внезапно ввести их в бой в районе Кубани.

Учитывая создавшуюся обстановку, Верховное Главнокомандование Советских Вооруженных Сил своевременно перебросило на Кубань истребительную, бомбардировочную и штурмовую авиацию. Наши авиационные части были вооружены замечательными самолетами конструкции А. С. Яковлева, С. А. Лавочкина, В. М. Петлякова, А. Н. Туполева и С. В. Ильюшина, построенными героическими тружениками социалистической промышленности.

К этому времени благодаря самоотверженному труду рабочих, работниц, инженеров и техников авиационной промышленности фронт стал получать самолеты во все возрастающем количестве. Героически защищая свою Родину от немецко-фашистских захватчиков, советские летчики только за три зимних месяца 1942/43 г. уничтожили 4000 фашистских самолетов. Все это позволило ликвидировать былое количественное превосходство гитлеровской авиации. Что же касается качества наших самолетов, то в этом преимущество было на нашей стороне с первых дней войны.

K моменту воздушных сражений на Кубани советские Военно-воздушные силы обогатились опытом ведения войны и противопоставили гитлеровцам свою более совершенную тактику и оперативное искусство. Передовые советские авиационные командиры к этому времени творчески разработали ряд новых тактических способов борьбы в воздухе и наиболее эффективного поражения наземных целей. Штабы частей и соединений Военно-воздушных сил значительно усовершенствовали систему управления ^действиями всех родов авиации как над полем боя, так и в войсковом и оперативном тылу противника. Эти и многие другие обстоятельства сыграли большую роль в достижении советскими летчиками решающих успехов в боевых действиях на Кубани.

Задолго до начала воздушных сражений наша авиация нанесла ряд мощных ударов по аэродромам врага. Штурмовики, бомбардировщики и истребители, действуя по аэродромам противника, нанесли ему большие потери, в результате чего авиационная группировка врага к началу сражений была значительно ослаблена.

Воздушные сражения на Кубани начались в марте 1943 г. с ожесточенных воздушных схваток наших истребителей с крупными группами вражеских самолетов, пытавшихся подвергнуть массированным ударам районы Ростова и Краснодара. Умело используя превосходные летно-тактические качества своих самолетов, проявляя высокое мастерство, смелость и отвагу, советские летчики самоотверженно сражались с врагом. Наши истребители встречали вражеские самолеты еще на дальних подступах к охраняемым объектам и, вступая в бой, наносили им большой урон. Под Ростовом и Краснодаром советские истребители и зенитчики уничтожили сотни вражеских самолетов.

Однако враг продолжал стягивать в район Таманского полуострова новые авиационные силы. Гитлеровцы рассчитывали вытеснить с поля боя советские истребители и, захватив инициативу, создать благоприятную обстановку для ударов с воздуха по нашим наземным войскам. Но инициатива попрежнему как на земле, так и в воздухе находилась в руках советских войск. События на фронте развертывались в соответствии с планами советского командования. Наши наземные войска и авиация диктовали свою волю гитлеровцам.

В апреле 1943 г. развернулись наземные и воздушные бои в районе Новороссийска. Враг пытался нанести поражение нашим войскам и вытеснить их с плацдарма в районе мыса Хако. Примерно в течение недели шли весьма ожесточенные бои на земле и в воздухе. Для авиационного обеспечения контрудара, к которому подготовились три общевойсковых соединения, немецко-фашистское командование привлекло крупные силы авиации. Следует отметить также, что на этом участке враг имел преимущество в базировании авиации, так как его передовые аэродромы истребителей были расположены к линии боевого соприкосновения ближе, чем наши. Объясняется это тем, что с нашей стороны к Новороссийску подходили отроги Главного Кавказского хребта. Наши истребители могли находиться над полем боя намного меньше, чем истребители противника.

Делая по 1000 и более самолето-вылетов в сутки, враг не только стремился воздействовать на наши позиции на самом плацдарме, но и пытался вывести из строя нашу дальнобойную артиллерию, расположенную на другом берегу Цемесской бухты.

Но замысел врага и на этот раз был сорван. По указанию советского командования, внимательно следившего за развертывавшимися на Кубани боевыми действиями, на этом участке фронта были сконцентрированы сотни самолетов. Мощными ударами с воздуха крупная группировка врага была обескровлена. В воздушных боях он вновь понес большие потери, и интенсивность полетов его авиации намного снизилась. Таким образом, советская авиация выиграла воздушное сражение. Наземные войска в эти дни вели ожесточенные бои, отражая от 5 до 13 атак противника в сутки. В результате трехдневных яростных атак гитлеровцы вклинились в нашу оборону всего на 1 километр. На 20 апреля враг, подтянув свежие резервы, наметил решающую атаку. Но его замысел был сорван нашей авиацией: за полчаса до начала наступления гитлеровцев советские бомбардировщики под прикрытием истребителей нанесли мощный удар по боевым порядкам противника, подготовившегося к атаке; через несколько часов они совершили повторный налет. Это предрешило провал наступления гитлеровцев.

Советские истребители к этому времени нанесли тяжелое поражение гитлеровской авиации. В воздушной обстановке произошел резкий перелом. Если 20 апреля на этом участке фронта было отмечено 1400 самолето-пролетов противника, то уже на следующий день это число уменьшилось вдвое, а в последующие дни снизилось еще больше. Господство в воздухе окончательно и бесповоротно перешло в наши руки.

В последние дни апреля и начале мая в районе станицы Крымской сложилась напряженная обстановка как на земле, так и в воздухе. Здесь вели наступление наши наземные войска. Гитлеровское командование, пытаясь остановить наступление, бросило сюда крупные силы бомбардировщиков. Одновременно истребители противника стремились вытеснить наши самолеты с поля боя. Развернулось новое воздушное сражение. Советская бомбардировочная и штурмовая авиация, поддерживающая наступление наземных войск, действовала крупными группами, непрерывно уничтожая живую силу и технику врага. В воздухе шли ожесточенные бои с авиацией противника, в которых участвовали сотни самолетов. И в этих боях враг нес большие потери.

Для пополнения своих уже значительно потрепанных авиачастей гитлеровское командование спешно перебрасывало в район Кубани свежие эскадры. Но и они подвергались сокрушительным ударам советских летчиков, уничтожавших вражеские самолеты и в воздушных боях, и на аэродромах. Надо отметить, что здесь успешно применялся такой способ действия: многие аэродромы противника блокировались небольшими подразделениями советских истребителей, в результате чего враг был лишен возможности бросить в бой одновременно все свои силы и вводил их в бой по частям, что было выгодно нашим истребителям.

Действуя искусно и решительно, советские летчики выиграли воздушное сражение и в районе станицы Крымской. Господство в воздухе и здесь осталось за нашей авиацией. Войска Советской Армии благодаря непрерывной и эффективной поддержке с воздуха успешно решили поставленную перед ними задачу: в первых числах мая они взяли крупный опорный пункт вражеской обороны на Таманском полуострове - станицу Крымскую. Враг вынужден был отойти на новые оборонительные позиции.

Однако воздушные бои на Кубани на этом не закончились. В конце мая с новой силой разгорелось воздушное сражение в районе станиц Киевская и Молдаванская. Здесь наши наземные войска перешли в наступление и прорвали вражескую оборону. Немецко-фашистское командование, стремясь спасти положение, бросило в бой крупные силы авиации. Кроме частей, базировавшихся в Крыму, были привлечены авиационные соединения, находившиеся на аэродромах юга Украины. Начавшиеся ожесточенные воздушные бои с новой силой продемонстрировали мощь советской авиации: наши истребители опять нанесли противнику сокрушительное поражение.

Фашистская авиация стремилась прорваться к нашим войскам группами по 25 - 50 самолетов. При этом количество групп все время возрастало, и на исходе дня 26 мая в течение короткого времени гитлеровцы пытались нанести удар по нашим войскам 12 группами. Но советские истребители, встречая группы бомбардировщиков на дальних подступах, разбивали их боевой порядок и наносили сокрушительные удары, заставляя их сбрасывать бомбы на свои же войска.

Шестерка истребителей, возглавляемая офицером Горбуновым, прикрывала боевые порядки наших наземных войск. Появившиеся в воздухе 8 вражеских истребителей стремились вытеснить советские самолеты и обеспечить своим летчикам возможность бомбардировать наши войска. Офицер Шевченко в паре с Канкошевым на вертикальном маневре сковал истребителей противника и оттянул их в сторону. В это время была обнаружена большая группа фашистских бомбардировщиков. Четверка истребителей под командой Горбунова врезалась в боевой порядок вражеских самолетов и рассеяла их. Сбив два «юнкерса», четверка Горбунова заставила гитлеровцев ретироваться с поля боя. Фашистские летчики вынуждены были сбросить бомбы на свои войска.

Пара самолетов, возглавляемая летчиком Шевченко, сковала восьмерку вражеских истребителей и не дала им возможности помочь их бомбардировщикам. Один вражеский истребитель был сбит. Из этого примера видно, что советские летчики, умело действуя, выходили победителями из боя даже при большом численном превосходстве врага.

Потерпев поражение в многочисленных воздушных боях, противник в первых числах июня отказался от мысли нанести массированные удары по нашим войскам на поле боя. Советская авиация выиграла и это воздушное сражение.

Таким образом, завоевав господство в воздухе, советская авиация оказала помощь наземным войскам в боях у мыса Хако, в прорыве вражеской обороны под станицей Крымская и в боях за узловые пункты пресловутой «Голубой линии» гитлеровской обороны. В ходе ожесточенных воздушных боев вражеская авиация понесла огромный урон, потеряв в общей сложности около 1000 самолетов.

В единоборстве с сильным и коварным врагом наши летчики показали высокое мастерство как в индивидуальных, так и в групповых воздушных боях. Несмотря на большую интенсивность боевых действий, советские летчики настойчиво искали и успешно находили новые приемы борьбы. Быстро развивая эти приемы, они получали преимущество над врагом, шли к новым успехам.

Советские летчики в дни сражения на Кубани разработали весьма эффективные приемы боевых действий, в частности, полностью претворили в жизнь основную формулу сокрушительного наступательного воздушного боя: высота - скорость - маневр - -огонь. Советские мастера воздушного боя, во-первых, старались завоевать высоту. Это позволяло им свободно маневрировать, совершать поиск противника и вести наступательный бой. Во-вторых, они добивались превосходства в скорости. Это давало им большое преимущество при нагоне противника и позволяло достичь внезапности атаки. Завоевав высоту и скорость, советские летчики могли, в-третьих, с наибольшим эффектом использовать маневр. Искусно маневрируя в вертикальной и горизонтальной плоскостях, они уверенно занимали исходное положение и устремлялись в атаку. Большая высота и скорость давали возможность стремительно выполнять любой маневр. Наконец вступал в действие четвертый, заключительный и решающий элемент формулы - огонь. Точным прицельным огнем, открываемым только с короткой дистанции, истребители поражали врага наверняка.

Воздушные бои на Кубани показали, что одной из основных форм борьбы в воздухе стал групповой бой. В ряде случаев из скоротечной встречи он перерастал в длительную схватку.

Бои на Кубани изобилуют множеством примеров боевого мастерства советских летчиков, которые в любом боевом вылете добивались успехов. Обучаясь у передовых мастеров воздушного боя, по десятку побед одержали молодые летчики А. Клубов, Г. Голубев, М. Мудров и В. Базанов.

Героические подвиги советских летчиков и успех наших Военно-воздушных сил на Кубани в целом явились прямым следствием того, что наша авиация в своей боевой деятельности опиралась на самый прочный в мире советский тыл. Такого тыла не имели и не могли иметь воздушные силы врага. Советские люди, вдохновляемые Коммунистической партией, вели гигантскую работу, чтобы снабдить Советскую Армию и ее авиацию всем необходимым для успешной борьбы с врагом. Еще в дни исторической Сталинградской битвы на наши прифронтовые аэродромы поступили самолеты новых образцов, которые по своим тактико-техническим данным значительно превосходили вражескую авиационную технику. К весне 1943 г. советская авиация пополнилась самолетами новейших марок. Советский тыл давал своей фронтовой авиации отличные машины и в том количестве, которое было нужно для победы над врагом. В частности, на вооружении истребительных соединений, действовавших на Кубани, находились лучшие по тому времени самолеты - Як-7 и Ла-5.

Воспитанные Коммунистической партией, советские летчики глубоко понимали справедливые цели Великой Отечественной войны, твердо верили в правоту своего дела. Беспредельно любя свое социалистическое Отечество, советские авиаторы свято выполняли военную присягу, самоотверженно сражались с врагом.

В воздушных боях на Кубани развернулось исключительное летное мастерство таких смелых и отважных летчиков, как А. Клубов, Т. Речкалов, В. Семенишин, В. Фадеев и др.

Среди летчиков - участников воздушных боев на Кубани было много опытных воинов, успешно сражавшихся с врагом под Москвой, Сталинградом и на других фронтах. Они не только совершенствовали свое боевое мастерство, но и обучали искусству воздушного боя и нанесения точных бомбардировочных и штурмовых ударов молодые авиационные кадры. Высокая воинская выучка наших летчиков была ясно видна на всех этапах Кубанского воздушного сражения.

На превосходных советских самолетах устанавливались авиационные пушки и пулеметы, обладавшие большой скорострельностью. На аэродромах было достаточно средств технического обслуживания самолетов и различной аппаратуры, необходимой для управления действиями летчиков в воздухе. Летчики и авиационные командиры умело использовали отличное вооружение, которым советский народ полностью обеспечивал свою авиацию.

Авиация на Кубани действовала в тесном взаимодействии с наземными войсками Советской Армии.

В ходе воздушного сражения на Кубани начальствующий состав наших авиационных частей и соединений показал высокие организаторские способности. В кубанских сражениях ярко проявилось превосходство нашей авиационной оперативно-тактической мысли над вражеской.

Все эти факторы обеспечили блестящую победу советским Военно-воздушным силам над фашистской авиацией. Советская авиация вышла из Кубанского сражения еще более сильной и закаленной.

Источник : Трижды Герой Советского Союза гвардии генерал-майор авиации А. ПОКРЫШКИН. Воздушные бои на Кубани — «Вестник воздушного флота» № 5, 1953 г.

Воздушное сражение развернувшееся в небе Кубани в апреле-июне 1943 года стало одним из крупнейших воздушных сражений Второй Мировой войны и было составной частью советского наступления на Кавказе. Данное сражение разбилось на несколько эпизодов и не прекращалось более двух месяцев. Обе стороны наращивали авиационное присутствие в регионе, поэтому борьба в воздухе была масштабной и жестокой. В некоторые дни в небе проходило до 50 воздушных боев с участием до 70 самолетов с каждой стороны. Одну из главных ролей в сражении сыграли советские истребители нового поколения. Впервые за все время Великой Отечественной войны, советские летчики навязали люфтваффе свою волю, активно мешали и противодействовали выполнению немцами своих боевых задач.

К середине апреля 43 года немцы сосредоточили на аэродромах Кубани и Крыма основные силы своего 4-го воздушного флота – около 820 самолетов. Дополнительно они могли привлекать еще около 200 бомбардировщиков с аэродромов на юге Украины. Всего 4 воздушный флот насчитывал более 1000 самолетов: 580 бомбардировщиков, 250 истребителей и 220 разведчиков. Для поддержки сюда были переброшены лучшие истребительные эскадры Германии: 3-я «Удет», 51-я «Мельдерс», 54-я «Зеленые сердца», вооруженные последними моделями истребителей Me-109 и Fw-190. Дополнительно на данном театре военных действий были использованы по одной истребительной эскадрилье Словакии, Хорватии и Румынии.


Советская сторона также не сидела, сложа руки, и уже 18 апреля начало переброску на Северо-Кавказский фронт 2-го бомбардировочного, 3-го истребительного и 2-го смешанного авиакорпусов, а также 282-й истребительной дивизии, доведя численность авиации до 900 машин, из которых 370 истребителей, 170 штурмовиков, 360 бомбардировщиков из них 195 ночных. Из них около 65% самолетов было новых типов: Ла-5, Як-1, Як-7Б, английские и американские бомбардировщики Б-3 и Б-20 а также истребители «Спитфайр» и «Аэрокобра». Сосредоточение такого количества самолетов на довольно ограниченном театре военных действий предопределило упорную и напряженную борьбу за господство в воздухе.

Всего в небе Кубани произошло три воздушных сражения. Первое из них началось 17 апреля 1943 года с попытки ликвидировать плацдарм в районе Мысхако. Для того чтобы сбросить десантников 18 армии в море противник привлек около 450 своих бомбардировщиков и 200 истребителей прикрытия. С советской стороны для противодействия немцам использовалось около 500 самолетов из них 100 бомбардировщиков. За один этот день немецкие летчики совершили около 1000 самолето-вылетов в данном районе. 20 апреля противник вновь попытался провести мощное наступление, но на этот раз советская авиация успела нанести упреждающий удар силами 60 бомбардировщиков и 30 истребителей прикрытия за полчаса до начала наступления, а еще через несколько минут новый удар группой в 100 самолетов, что сорвало планы немецкого командования.

Затем с 28 апреля по 10 мая развернулось воздушное сражение в небе над станицей Крымской. Об интенсивности этих боев может свидетельствовать тот факт, что за 3 часа наступления немецкая авиация совершила более 1500 самолето-вылетов.

Последние крупные воздушные сражения прошли в период с 26 мая по 7 июня в районе станиц Киевской и Молдаванской при прорыве «Голубой линии» немцев. На некоторое время немцам удалось захватить превосходство в воздухе, что сильно осложняло жизнь наступающим войскам. Ответной мерой противодействия стали атаки советской авиации на аэродромы немцев. С 26 мая по 7 июня ВВС РККА провели 845 самолето-вылетов по аэродромам гитлеровцев в Анапе, Керчи, Саки, Сарабуз и Тамани. Всего за время сражений в небе Кубани советская авиация произвела около 35 тысяч самолето-вылетов.

Потери

Если оценивать потери сторон, то по советским архивам ВВС РККА уничтожила весь немецкий 4-й флот, немцы же со своей стороны отчитались об уничтожении 1000 самолетов в воздушных боях и 300 сбитых зенитным огнем, т.е. даже больше, чем их было на данном участке фронта. Так что определить потери сторон можно лишь приблизительно, хотя то, что потери обеих сторон были огромны сомнениям не подлежит.

Скорее всего, потери советской стороны были выше, так как подготовке своих летчиков немцы уделяли больше внимания. Не подлежит сомнению, что с немецкой стороны на Кубани действовали лучшие летчики-истребители, летавшие в парах еще с 1939 года. Даже молодые немецкие летчики из пополнения имели налет около 200 часов, а по прибытии в боевые части должны были налетать еще около 100 часов, в прифронтовой полосе, выполняя задачи по охране аэродромов и изучая местность. Немцы исходили из того, что у русских больше и летчиков и самолетов, поэтому стремились беречь кадры.

С советской же стороны наряду с асами такими как: А. И. Покрышкин, А. Ф. Клубов, Г. Г. Голубев, В. И. Фадеев участвовали и выпускники летных школ с минимальным налетом, а также летчики, прибывшие с Дальнего Востока или других отдаленных округов, не имеющие боевого опыта. Но, даже несмотря на это, приблизительные потери летчиков-истребителей со стороны Германии составили 75 человек, а с учетом союзников около 135, что является половиной от общего числа имевшихся к началу сражения истребителей 4-го воздушного флота.

Лица сражения

Александр Покрышкин (6.03.1913 – 13.11.1985) – второй по результативности летчик стран Антигитлеровской коалиции, трижды герой Советского Союза. По официальным данным лично сбил 59 самолетов, скорее всего, сбил на порядок больше, так как из зачета выбыли победы 1941 года, сгоревшие вместе с архивами полка, а также вражеские машины, которые Покрышкин записывал на своих ведомых, стимулируя их таким образом.


"Аэрокобра" Покрышкина

В небе Кубани Покрышкин сбил по официальным данным 16 вражеских самолетов. В это время наш прославленный ас летал на американской «Аэрокобре». Здесь проходит несколько его выдающихся по результативности боев. Так 12 апреля над станицей Крымской Покрышкин сбивает 4 истребителя Me-109, позднее в этот же день он сбил еще 3 самолета, доведя число сбитых машин за день до 7, в советской авиации был лишь один подобный случай. Еще через несколько дней Покрышкин сбивает 3 Ju-87, а 28 апреля в составе 8 истребителей «Аэрокобра» разгоняет три девятки пикирующих бомбардировщиков Ju-87, лично уничтожив 5 из них.

Заслуги Покрышкина в сражении на Кубани были высоко оценены, и 24 апреля он получает свое перове звание Героя Советского Союза, а в июне очередное звание майора. Помимо советских наград в том же 1943 году Покрышкин был награжден американской медалью «За выдающиеся заслуги».

В большинстве боев Покрышкин в первую очередь старался сбить лидера, этот опыт он вынес из боев 1941-42 годов. Таким образом, часто уже в начале боя удавалось деморализовать противника. Некоторые историки приписывают ему создание новой техники воздушного боя вошедшей в историю, как «Кубанская этажерка».

Эрих Хартман (19.04.1922 – 20.09.1993) самый результативный немецкий летчик ас, считается самым результативным летчиком-истребителем за всю историю авиации. Хартман одержал 352 воздушных победы 345 из которых приходятся на советские самолеты, за свой небольшой рост и моложавый вид получил прозвище «Bubi» - малыш. Награжден Рыцарским крестом с бриллиантами, лишь 27 человек в рейхе имели подобную награду.

В сражение над Кубанью Хартман входил лишь начинающим пилотом, к концу апреля 1943 года у него на счету было 8 побед, и он стал ведущим пары. Точное количество самолетов сбитых летчиком на Кубани не известно, но на 7 июля 1943 года на его счету была уже 21 победа. Именно на Кубани молодой пилот, которому тогда было чуть за 20 начал оттачивать свои навыки воздушного боя, которые с лихвой окупились в дальнейшем.


Me-109 Хартмана

Всю война Хартман летал исключительно на истребителях Me-109 G и придерживался вполне определенной тактики – удара из засад. По словам Хартмана его никогда не заботили проблемы воздушного боя, он старался по возможности избегать схваток с истребителями. Хартман забирался как можно выше и по возможности атаковал противника со стороны солнца, в 90% случаев противник даже не понимал, что произошло. Летчик руководствовался вполне определенной формулой воздушного боя и оттачивал ее всю войну. Своим самым главным достижением Хартман считал то, что за время войны не потерял ни одного своего ведомого.

Заслуги Хартмана по достоинству были оценены и в Советском Союзе, где после войны он получил 25 лет лагерей за нанесение ущерба советской экономике в годы войны. Отсидев в советских лагерях почти 10 лет, в 1955 году Хартман вернулся на родину.

Воздушный бой существует в течение чуть более чем 100 лет, и за это время было много эпических сражений в небе. Мы постарались собрать в одном материале 7 самых знаменитых боёв:

  1. Битва при Марианских островах

Японский флот был в трудном положении, охраняя Марианские острова в 1944 году. Если бы флот отдал больше земли, Америка бы имела основания атаковать Японию и оккупированные Японией Филиппины. Так что, когда Пятый флот США был замечен на пути к Сайпан, японцы атаковали его.

430 японских самолетов были замечены морскими операторами и американские самолеты были отправлены а перехват в Тихом океане. В результате американский флот потерял 29 самолетов, но сбил 365 самолетов японцев и потопил два японских авианосца.

  1. Турецкая битва в долине Бекаа.

96 израильских истребителей и эскадрилья беспилотников решили уничтожать сирийские базы зенитных ракет 9 июня 1982, успешно разрушив 17 из 19 ракетных батарей в течение первых двух часов. Сирийцы запустили до ста своих самолетов, чтобы дать отпор. Воздушный бой длился в течение двух дней, и израильтяне уничтожили 29 самолетов в первый день и 35 на следующий, не потеряв при этом не одного своего самолёта.

  1. Битва за Британию

В сентябре 1940 года, Великобритания переживала месяцы атак Люфтваффе. Более 1000 бомбардировщиков принимали участие в налётах на Великобританию. Но 15 сентября британцы начали контратаку в ответ Люфтваффе. В конце боя, 40 самолетов ВВС и многие экипажи погибли, но 56 немецких самолётов были уничтожены и тем самым вынудив Германию приостановить бомбардировки.

  1. Черный вторник над Аллеей МиГов

23 октября 1951 г., девять американских бомбардировщиков с сопровождением в 89 самолетов наткнулись на группу 150-ти МиГ-15 над аллеей МиГов в Корее. 20-ти минутная битва принесла шесть сбитых бомбардировщиков и потерю сопровождения. Американцы смогли сбить только четыре российских МиГов атакующих их.

  1. Воздушный бой над Офирой

В одном из первых сражений войны Судного дня, самолеты Сирии и Египта отправились бомбить израильскую авиацию на базе Офира. 2 самолёта F-4 Phantom II Армии обороны Израиля разгромили превосходящие их в численности самолеты Египта, состоящее из 28 самолётов МиГ-17 и МиГ-21. В результате шестиминутного боя 7 МиГов были сбиты.

  1. Первые атаки самолетов союзников над Берлином

В начале реактивного боя, группа немецких истребителей Ме-262 атаковали формирование союзников, что составляло 1329 бомбардировщиков и 700 истребителей. Достоверное число немецких самолетов неизвестно, но по большинству оценок — около 35 и 60. Небольшие немецкие силы использовали ракеты воздух-воздух и реактивные двигатели, одни из новейших технологий в то время, сбив 13 бомбардировщиков и 6 истребителей. Только 2 немецких самолета были сбиты.

  1. Воздушный бой в Сен-Миельской операции

В одной из крупнейших и самых ранних в истории воздушных боев, участвовало почти 1500 самолетов союзников под командованием. Первой авиации ВВС США. Несмотря на ограниченное число истребителей и тяжелые потери на земли, немецкие силы боролись за контроль воздуха в течение первых двух дней сражения и сбили 62 вражеских самолетов, потеряв собственных 63. Немцы потеряли 30 аэростатов по сравнению с потерей союзников в 4.

1943 год - год освобождения Кубани от фашистских захватчиков.

Воздушное сражение развернувшееся в небе Кубани в апреле-июне 1943 года стало одним из крупнейших воздушных сражений Второй Мировой войны и было составной частью советского наступления на Кавказе. Данное сражение разбилось на несколько эпизодов и не прекращалось более двух месяцев. Обе стороны наращивали авиационное присутствие в регионе, поэтому борьба в воздухе была масштабной и жестокой. В некоторые дни в небе проходило до 50 воздушных боев с участием до 70 самолетов с каждой стороны. Одну из главных ролей в сражении сыграли советские истребители нового поколения. Впервые за все время Великой Отечественной войны, советские летчики навязали люфтваффе свою волю, активно мешали и противодействовали выполнению немцами своих боевых задач. К середине апреля 43 года немцы сосредоточили на аэродромах Кубани и Крыма основные силы своего 4-го воздушного флота – около 820 самолетов. Дополнительно они могли привлекать еще около 200 бомбардировщиков с аэродромов на юге Украины. Всего 4 воздушный флот насчитывал более 1000 самолетов: 580 бомбардировщиков, 250 истребителей и 220 разведчиков. Для поддержки сюда были переброшены лучшие истребительные эскадры Германии: 3-я «Удет», 51-я «Мельдерс», 54-я «Зеленые сердца», вооруженные последними моделями истребителей Me-109 и Fw-190. Дополнительно на данном театре военных действий были использованы по одной истребительной эскадрилье Словакии, Хорватии и Румынии. Советская сторона также не сидела, сложа руки, и уже 18 апреля начало переброску на Северо-Кавказский фронт 2-го бомбардировочного, 3-го истребительного и 2-го смешанного авиакорпусов, а также 282-й истребительной дивизии, доведя численность авиации до 900 машин, из которых 370 истребителей, 170 штурмовиков, 360 бомбардировщиков из них 195 ночных. Из них около 65% самолетов было новых типов: Ла-5, Як-1, Як-7Б, английские и американские бомбардировщики Б-3 и Б-20 а также истребители «Спитфайр» и «Аэрокобра». Сосредоточение такого количества самолетов на довольно ограниченном театре военных действий предопределило упорную и напряженную борьбу за господство в воздухе.

Всего в небе Кубани произошло три воздушных сражения. Первое из них началось 17 апреля 1943 года с попытки ликвидировать плацдарм в районе Мысхако. Для того чтобы сбросить десантников 18 армии в море противник привлек около 450 своих бомбардировщиков и 200 истребителей прикрытия. С советской стороны для противодействия немцам использовалось около 500 самолетов из них 100 бомбардировщиков. За один этот день немецкие летчики совершили около 1000 самолето-вылетов в данном районе. 20 апреля противник вновь попытался провести мощное наступление, но на этот раз советская авиация успела нанести упреждающий удар силами 60 бомбардировщиков и 30 истребителей прикрытия за полчаса до начала наступления, а еще через несколько минут новый удар группой в 100 самолетов, что сорвало планы немецкого командования. Если оценивать потери сторон, то по советским архивам ВВС РККА уничтожила весь немецкий 4-й флот, немцы же со своей стороны отчитались об уничтожении 1000 самолетов в воздушных боях и 300 сбитых зенитным огнем, т.е. даже больше, чем их было на данном участке фронта. Так что определить потери сторон можно лишь приблизительно, хотя то, что потери обеих сторон были огромны сомнениям не подлежит. Скорее всего, потери советской стороны были выше, так как подготовке своих летчиков немцы уделяли больше внимания. Не подлежит сомнению, что с немецкой стороны на Кубани действовали лучшие летчики-истребители, летавшие в парах еще с 1939 года. Даже молодые немецкие летчики из пополнения имели налет около 200 часов, а по прибытии в боевые части должны были налетать еще около 100 часов, в прифронтовой полосе, выполняя задачи по охране аэродромов и изучая местность. Немцы исходили из того, что у русских больше и летчиков и самолетов, поэтому стремились беречь кадры. С советской же стороны наряду с асами такими как: А. И. Покрышкин, А. Ф. Клубов, Г. Г. Голубев, В. И. Фадеев участвовали и выпускники летных школ с минимальным налетом, а также летчики, прибывшие с Дальнего Востока или других отдаленных округов, не имеющие боевого опыта. Но, даже не смотря на это, приблизительные потери летчиков-истребителей со стороны Германии составили 75 человек, а с учетом союзников около 135, что является половиной от общего числа имевшихся к началу сражения истребителей 4-го воздушного флота.

Победам Красной Армии на Северном Кавказе способствовал успешный ход Сталинградской битвы. После окружения армии Паулюса на Волге и краха немецких планов по ее деблокированию фашисты начали отступление на Кавказе. Первого января перешли в наступление части Северной группы войск Закавказского фронта. К началу февраля советские воины вышли к Азовскому морю и освободили Ростов, что значительно осложнило вывод с Кавказа немецких частей.

Поэтому враг спешно и беспорядочно отступал, неся большие потери. Он хотел успеть закрепиться на «Голубой линии» - мощном оборонительном рубеже, протянувшемся от Новороссийска до Темрюка. Ожесточенные бои в начале февраля развернулись в районе станиц Абинской и Крымской. Чтобы ускорить освобождение Новороссийска и всей Кубани, советское командование приняло решение высадить десанты на левом берегу Цемесской бухты, в районе Южной Озерейки и Станички. Операция была рискованной. Немцы имели в районе Новороссийска глубокоэшелонированную оборону и располагали значительными силами; весь район Мысхако и прибрежная полоса простреливались.

Только неожиданный и стремительный удар мог привести к успеху. И этот удар нанес отряд добровольцев майора Ц.Л. Куникова. 4 февраля, в холодную и штормовую ночь, куниковцы высадились на клочке земли южнее Новороссийска. С этого момента началась героическая эпопея Малой земли. В первые дни фашисты предприняли яростные попытки разгромить десант. Однако малоземельцы не только отражали атаки врага, но и расширяли плацдарм. Борьба на кусочке суши площадью 30 квадратных километров продолжалась более 7 месяцев - 225 дней. Примера столь длительного пребывания войск в десанте на таком участке земли история войн не знает. Десант на Малую землю создавал угрозу окружения для группировки противника и мог способствовать освобождению Новороссийска, поэтому гитлеровцы предпринимали все усилия, чтобы сбросить десантников в море.

Ц.Л. Куников - организатор высадки и душа героического отряда десантников - погиб в бою. На Малой земле совершил подвиг Михаил Корницкий. Он со связкой гранат бросился в толпу немецких солдат и ценой своей жизни спас товарищей. Посмертно он, как и Куников, был удостоен звания Героя Советского Союза.

Немцы ни на день не оставляли попыток разгромить малоземельцев. Самую серьезную из них они предприняли в двадцатых числах апреля, стремясь преподнести подарок фюреру ко дню рождения. Земля горела под ногами защитников, авиация и артиллерия врага перепахали буквально все. Не осталось не только ни одного деревца, но даже и ни одной травинки. А малоземельцы продолжали сражаться. В конце апреля враг бросил против них еще четыре пехотные дивизии, 500 орудий, десятки танков; позиции оборонявшихся бомбили сотни самолетов.

Всего лишь за пять дней фашистского штурма на моряков и пехотинцев было сброшено около 17 тысяч бомб. Красноармейцы не только выстояли, но и нанесли врагу огромный урон, уничтожив за время боев 30 тысяч вражеских солдат, около 100 орудий, 58 самолетов. 6268 бойцов и командиров, сражавшихся на Малой земле, были награждены орденами и медалями. 21 воин-малоземелец удостоен звания Героя Советского Союза. На малоземельном плацдарме в память о героических защитниках воздвигнут мемориальный комплекс. В 1973 г. Новороссийску присвоено звание города-героя.

Одновременно с боями на Малой земле шли ожесточенные сражения на «Голубой линии». Советское командование не смогло создать здесь перевеса сил, а враг яростно сопротивлялся. Ведь для гитлеровцев потеря Таманского полуострова создала бы большие трудности (особенно для авиации, сосредоточенной на юге), поставила в сложное положение войска, дислоцированные в Крыму, подорвала моральный дух немецких солдат. И Гитлер не уставал повторять, что скоро наступит время, когда немецкая армия вновь двинется на Кавказ с Таманского полуострова.

На других участках Северо-Кавказского фронта, в который была преобразована Северная группа войск, успехи были впечатляющими. 11 января началась Краснодарская наступательная операция. 24 января советские войска вышли на рубеж

Белая Глина - Армавир - Лабинская, а двумя днями позже освободили станцию Кавказская (крупный железнодорожный узел) и город Кропоткин. Наступление развивалось стремительно. 29 января были освобождены Тихорецк и Майкоп.

Немецкая группировка 4 февраля оказалась рассеченной на две части: семнадцатая полевая армия отброшена к низовьям Кубани, а части танковой армии спешно отходили к Ростову. Преследуя врага, советские войска вышли в районе Ейска к Азовскому морю и отрезали фашистам пути отступления с территории Кубани на север. Одновременно советские бомбардировщики нанесли мощнейшие удары по аэродромам противника в районе станиц Тимашевской и Славянской.

Город Краснодар войска Северо-Кавказского фронта при активной поддержке партизан освободили 12 февраля.

Наступательная операция советских войск в районе станиц Крымской и Неберджаевской к серьезным изменениям на фронте не привела. Итогом Краснодарской операции было продвижение войск Северо-Кавказского фронта на 60-70 километров, однако полностью решить поставленные задачи не удалось.

Противника сложилась благоприятная обстановка для проведения успешного наступления советских войск на Северном Кавказе . Замысел операции заключался в том, чтобы согласованными ударами войск Южного и Закавказского фронтов с северо-востока, юга и юго-запада окружить и разгромить главные силы группы армий «А» , не допустив её отхода с Северного Кавказа .

Немецкое командование, стремясь избежать охвата, начало отвод своих частей: 1-я танковая армия отступала к Ростову , а 17-я армия на Кубань, где к февралю 1943 года заняла прочную оборону на хорошо оборудованных позициях. Противник создал мощную оборону с использованием выгодной местности - плавней рек Кубань , Адагум и Вторая . Особенно сильно был укреплен участок фронта, проходивший по местности от побережья Чёрного моря в районе Новороссийска до станицы Крымская . Почти все высоты и населённые пункты превращались в опорные пункты и узлы сопротивления, наиболее мощным из которых являлась станица Крымская. В советской и российской историографии и литературе этот рубеж широко известен под наименованием «Голубая линия», а в немецкой - Линия «Голова гота» (нем. Gotenkopf ). Кубанский плацдарм рассматривался Гитлером , как трамплин для будущих операций на Кавказе . Численность группировки немецко-румынских войск, оставленных в Кубани, составляла более 400 тысяч человек .

Снабжение плацдарма осуществлялось из Крыма через Керченский пролив . Ежесуточная потребность составляла 1270 тонн грузов. Морские перевозки осуществлялась силами быстроходных десантных барж , паромов «Зибель» и десантных катеров . Также был организован «воздушный мост» при помощи военно-транспортной авиации . Помимо этого, через пролив была построена подвесная канатная дорога и начато строительство железнодорожного моста и нефтепровода .

В течение февраля - марта 1943 года советские войска предпринимали неоднократные попытки ликвидировать кубанскую группировку противника. Войска Северо-Кавказского фронта (командующий генерал-полковник И. И. Масленников) в 1,5 раза превосходили врага по пехоте, танкам и несколько меньше по артиллерии.
4 февраля 1943 в районе Новороссийска был высажен морской десант , которому удалось захватить небольшой плацдарм на мысе Мысхако , получивший известность как Малая земля .
12 февраля войсками Северо-Кавказского фронта был освобождён Краснодар . Затем, в течение месяца, сумели продвинуться на 50-60 километров западнее Краснодара, прорвав первую линию обороны противника . 16 марта 1943 года советские войска перешли к обороне.

Действия авиации противоборствующих сторон были тесно увязаны с ходом войсковых операций, так как основной задачей была поддержка наземных войск.

С целью высвободить задействованные на данном участке советские войска, Ставка Верховного Главнокомандования требовала очистить таманский плацдарм до начала летней кампании. Советское командование решало в этих сражениях задачи завоевания господства в воздухе на южном крыле советско-германского фронта и создания наиболее благоприятных условий для проведения наступательных операций сухопутных войск на Таманском полуострове . В конце марта Генеральным Штабом и штабом Северо-Кавказского фронта был разработан план наступления с целью прорыва немецкой обороны и ликвидации плацдарма. В соответствии с ним, главный удар наносился силами 56-й армии в районе станицы Крымская , где был сосредоточен узел коммуникаций на Кубани. Через неё проходили основные железнодорожные и грунтовые магистрали на Новороссийск , Анапу , Тамань и Темрюк . Наступательные задачи были поставлены и остальным пяти армиям фронта (18-й , 9-й , 47-й , 37-й и 58-й). Действия советских войск в первой половине апреля успеха не имели, более того противник проводил частные контрудары, создававшие угрозу дальнейшему проведению операции . Поэтому, с 18 апреля 1943 года контроль за проводимой операцией начал осуществлять заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г. К. Жуков . Оперативное руководство соединениями авиации и флота осуществляли главнокомандующий ВВС маршал авиации А. А. Новиков и нарком ВМФ СССР адмирал Н. Г. Кузнецов .

Перед советской авиацией были поставлены следующие задачи: завоевать господство в воздухе , обеспечить прикрытие сухопутных войск, поддержать с воздуха наступление Северо-Кавказского фронта. Штабом ВВС фронта, впервые в Великой Отечественной войне , был разработан план авиационного наступления, которым предусматривалось: завоевав господство в воздухе, бомбардировочно-штурмовыми ударами уничтожить живую силу, артиллерию и узлы обороны противника, способствуя продвижению советских войск. Данный план был утверждён представителями Ставки - Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым и маршалом авиации А. А. Новиковым . В ходе сражения советское командование в ответ на действия противника стало срочно наращивать численность своей авиационной группировки. Таким образом, очень быстро масштабы и задачи воздушного сражения далеко превзошли первоначальные локальные цели обеих сторон и приняли характер битвы на уничтожение наиболее хорошо подготовленных авиационных группировок противника в преддверии решающих сражений летней кампании 1943 года.

Поскольку превосходство в сухопутных войсках оставалось за советской стороной, недостаток своих войск немецкое командование рассчитывало компенсировать за счёт авиации. По окончании боевых действий в районе Харькова на аэродромы Крыма и Тамани были переброшены основные ударные силы 4-го воздушного флота : эскадры пикирующих и тактических (фронтовых) бомбардировщиков . В качестве основной задачи была поставлена поддержка немецко-румынской группировки в оборонительных и наступательных боях. Так, сроки штурма «Малой земли » дважды переносились из-за невозможности использования авиации в нелётную погоду . Большое значение имела также организация воздушного снабжения плацдарма. Оставшиеся после неудачной попытки снабжения окружённой группировки под Сталинградом транспортные эскадры были пополнены техникой и личным составом и перебазированы на аэродромы Крыма, а также в Херсон . Командование транспортной группировкой в составе 180 самолётов было возложено на штаб 8-го воздушного корпуса .

В разделе приведена расстановка сил советской авиации, участвовавших в боевых действиях на Кубани с 1 апреля по 10 июня 1943 года.

К весне 1943 года советская авиация практически оправилась от разгрома, понесённого в начальный период войны. В ходе зимней кампании 1942-43 гг. ей удалось завоевать оперативное господство в воздухе на сталинградском направлении. Произошло это как за счёт количественного превосходства, так и качественного уравнивания в вооружении. Удельный вес новых типов самолётов постоянно повышался: в истребительной авиации он был полностью обновлён, в бомбардировочной составлял более 65 % . В боях над Кубанью массово применялись уже последние разработки ведущих советских конструкторов. Также необходимо учесть, что мощь советской авиационной группировки значительно ослаблялась различной подчиненностью и несогласованностью действий входящих в её состав сил.

Истребительные авиационные части ВВС Северо-Кавказского фронта были укомплектованы истребителями как советского производства, так и поступающими по ленд-лизу . Советские самолёты, составлявшие свыше 80 % от списочной численности, были представлены следующими типами: ЛаГГ-3 , Ла-5 , Як-1 Б, Як-7 , иностранного производства - P-39 Аэрокобра , Спитфайр Mk. V и Кёртис P-40Е Киттихоук .

Участвующие в кубанских боях ЛаГГ-3 значительно уступали основным истребителям противника в манёвренности и вооружении . Созданный путём глубокой модернизации ЛаГГ-3, истребитель Ла-5 незначительно уступал противнику в скорости и вооружении, имея небольшое преимущество на виражах . Як-1Б - являлся усовершенствованным вариантом истребителя Як-1, лучшего советского истребителя начального периода войны. Як-7 - боевой истребитель, разработанный на основе учебно-тренировочного самолёта. По лётным характеристикам и вооружению не уступал Як-1, а по пилотажным качествам превосходил его. Эксплуатация истребителей «Як» в боевых условиях показала, что они способны практически на равных противостоять истребителям противника, слегка уступая им в манёвренности . Общими недостатками было отсутствие качественной радиосвязи (как правило приёмопередатчиками комплектовались только командирские самолёты, а приёмные станции на строевые машины начали массово устанавливаться с весны 1943 года ) и низкая культура изготовления, приводившая к многочисленным дефектам и авариям .

Самым массовым истребителем иностранного производства, принимавшем участие в кубанских воздушных боях, была американская «Аэрокобра». От советских истребителей отличались более мощным оружием, живучестью, манёвренностью и хорошей управляемостью, уступая последним в способности выдерживать большие перегрузки и выполнять резкие манёвры. Несомненным достоинством стало наличие качественных приёмопередающих радиостанций . Р-40 «Киттихоук» к весне 1943 года уже не устраивал советских лётчиков, так как существенно уступал «кобрам», «Якам» или «Ла». Поэтому во фронтовых авиачастях ВВС Северо-Кавказского фронта происходила постепенная замена этих истребителей на более современные . Британские «Спитфайр» Мк. VB, поступившие на Кубань после годичной эксплуатации в рядах Королевских ВВС на Ближнем Востоке , по лётным характеристикам уступали новым немецким истребителям. К тому же их часто путали в воздухе с «Мессершмиттами», что приводило к потерям по причине «дружественного огня », как со стороны наземных войск, так и авиации .

Во фронтовых бомбардировочных и штурмовых частях, действующих над Кубанью, применялись Пе-2 , Ил-2 и DB-7 Boston . К весне 1943 года Пе-2 являлся самым массовым советским бомбардировщиком, отличался удобством в пилотировании, маневренностью, мощным вооружением и живучестью . Наравне с Пе-2 использовались американские «Бостоны», стоявшие на вооружении авиационных частей ВВС Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота, действующие в качестве многоцелевого самолёта, выполнявшего разнообразные функции - дневного и ночного бомбардировщика, разведчика , торпедоносца и минного заградителя. Выделялся хорошей маневренностью, повышенной бомбовой нагрузкой, простотой в управлении, был послушен и устойчив на виражах, к недостаткам относилось слабое оборонительное вооружение .

Для непосредственной поддержки наземных сил применялся Ил-2, сочетавший хорошее бронирование с мощным вооружением . Начиная с конца 1942 года происходила массовая замена одноместной модели самолёта на двухместную, обеспечивающую защиту от атак истребителей противника с задней полусферы. В результате дополнительной нагрузки манёвренность и прочие лётные характеристики Ил-2 значительно ухудшились .

Помимо фронтовых (тактических) бомбардировщиков, на Кубани оперировали бомбардировщики советской дальней авиации - Ил-4 и Ли2ВВ, применявшиеся для ночных авиаударов. Ночью действовали и лёгкие бипланы По-2 и Р-5, совершавшие «беспокоящие налёты» в прифронтовой зоне. Бомбардировщики данных типов практически не использовались в дневное время, избегая противодействия со стороны истребителей противника .

Зима 1942/43 гг. стала началом кризиса немецкой авиации, люфтваффе были вынуждены вести боевые действия на нескольких удалённых театрах военных действий , что в условиях крайне ограниченных ресурсов приводило к распылению сил и средств. Нередкой была ситуация, когда авиагруппы одной воздушной эскадры одновременно воевали за тысячу километров друг от друга . Более того, постоянно усиливающиеся налёты союзной авиации на рейх вынуждали выделять на противовоздушную оборону значительные силы истребительной авиации. Так, на 31 марта 1943 года , около 60 % численности дневных истребителей было сосредоточено на Западном фронте .

Подразделения истребителей люфтваффе, оперирующих над Кубанью, были вооружены истребителями Мессершмитт Bf.109 новейших модификаций G-2 и G-4. К его достоинствам относились мощное вооружение, повышенная живучесть и оснащённость приёмопередающими радиостанциями (впрочем, для немецких самолётов это было обычной практикой). Однако дополнительное оборудование и вооружение увеличили вес и ухудшили маневренность самолёта, а увеличение скорости (достигнутое установкой более мощного двигателя) обернулось ухудшением общей управляемости машины. Тем не менее, Ме-109G являлся высшей точкой в технологическом развитии модели и в целом превосходил истребители противников . Двухмоторные самолёты Мессершмитт Bf-110 G в качестве истребителя практически не использовались, и применялись для ведения разведки, ударов по наземным целям и перехватов ночных бомбардировщиков.

Уже через месяц боёв на Кубани, ввиду потери превосходства в воздухе, пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ju 87 D начали отводиться с линии фронта

В советской исторической литературе и мемуарах часто упоминается группа асов, которая использовала истребители Фокке-Вульф Fw 190 . Однако, согласно немецким данным, II./SchG1, вооружённая Fw 190 А-5, предназначалась для оказания непосредственной поддержки наземных войск и использовала штурмовую модификацию данного самолёта . Она отличалась усиленным бронированием, заметно утяжелившим машину, в результате чего Fw 190 А-5 значительно уступал новым советским истребителям в манёвренности. Однако мощное вооружение обеспечивало высокую вероятность поражения противника с первого захода, что делало его опасным противником.

Основной ударной силой 4-го воздушного флота являлись подразделения пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ju 87 D. Несмотря на низкую скорость, недостаточную манёвренность и посредственную аэродинамику, самолёт был одним из самых эффективных видов оружия люфтваффе против наземных объектов, благодаря способности к точному бомбометанию с пикирования . Однако, ввиду данных характеристик, а также слабого оборонительного вооружения, не мог противостоять современным истребителям .

Всего над Кубанью произошло три крупных воздушных сражения. По количеству воздушных боев и участвовавших в них самолётов на узком участке фронта они были первыми с начала боевых действий на советско-германском фронте . В советской историографии первым днём воздушного сражения принято считать 17 апреля 1943 года , однако в действительности ожесточённые воздушные бои начались с 15 апреля , в ходе которых люфтваффе совершало свыше 1500 вылетов в день, сорвав запланированное наступление Северо-Кавказского фронта . Лишь после этого советскому командованию стало очевидным, что без завоевания господства в воздухе рассчитывать на успех дальнейшего наступления войск фронта невозможно. Было принято решение усилить авиационную группировку и добившись перелома в борьбе с вражеской авиацией продолжить наступление с целью ликвидации кубанского плацдарма .

Первое крупное воздушное сражение произошло в период с по 24 апреля в ходе ожесточённых боёв на плацдарме в районе Мысхако, на «Малой земле», где немецкие войска пытались уничтожить десантную группу войск 18-й армии. Инициатива начала сражения оказалась за немецким командованием. Немецкие войска, неожиданно для советского командования - опередив его в развёртывании, перешли в наступление против советского плацдарма у Новороссийска . Действия наступающих войск активно поддерживались силами пикирующих и горизонтальных бомбардировщиков, действующих волнами по 25-30 самолётов. Ввиду того, что боевые позиции противников находились слишком близко друг от друга, атаки с воздуха наносились по позициям тяжелой артиллерии на берегу Цемесской бухты . В крайне жестоких непрерывных боях наземные советские войска выдержали натиск врага: его продвижение за двое суток сражения составило всего 1 километр, а затем полностью прекратилось .

Однако в воздухе характер боя оказался иным: воздушная разведка не установила сосредоточение вражеской авиации и направление её главного удара. В то время, как с воздуха немецкое наступление поддерживали, по советским данным, около 450 бомбардировщиков и 200 истребителей, в этом районе советское командование могло им противопоставить не более 300 самолётов. Теоретически здесь могли действовать до 500 советских самолётов, в том числе до 100 бомбардировщиков, но основные аэродромы их базирования находились западнее и северо-восточнее Краснодара в 150-200 километрах от района сражения . Немецкие пикирующие бомбардировщики совершили в этот день свыше 500 вылетов, общее же число вылетов люфтваффе за этот день - 1560. Тогда, как противостоявшая им советская авиация только 538. Используя этот фактор и численное превосходство, немецкая авиация захватила на этом участке фронта инициативу в воздухе. В качестве ответных мер командование Северо-Кавказского фронта перенаправляет основные силы 4-й и 5-й воздушных армий на помощь войскам, действующим в районе Новороссийска .

После 23 апреля немецкие сухопутные войска вынуждены были прекратить наступление и отойти в исходное положение, а их истребители перешли к оборонительным действиям. В первом сражении советское командование оценило потери противника в 182 самолёта, а потери своей авиации - менее 100 самолётов.

Первое воздушное сражение показало, что несмотря на общее превосходство в силах, советская авиация не владела инициативой в воздухе. Наличие четырёх командных структур лишало возможности быстрого манёвра силами и средствами, препятствовало переброске самолётов на «чужие» аэродромы, мешало взаимодействию, ослабляло мощь находящихся в воздухе группировок. Поэтому все части 5-й воздушной армии 24 апреля были переданы в состав 4-й воздушной армии, а штаб 5-й воздушной армии убыл в резерв Ставки .

Для решения третьей проблемы - скорейшего освоения молодыми лётчиками тактических приёмов и опыта боев, советское командование организовало широкий комплекс мер: непрерывное обобщение опыта боев, принятие новых тактических рекомендаций за подписью Вершинина и их немедленная рассылка в части, популяризация опыта лучших авиационных частей, проведение лётных конференций и показных занятий лучшими лётчиками. Лётчики постоянно нацеливались на введение эшелонированного боевого порядка, преобладание действий на больших высотах, действия парами, максимальное использование в воздушных боях вертикального манёвра . Однако на практике, такая работа проводилась не всегда. Так, по свидетельству пилотов 57-го гвардейского истребительного полка, лётчики прибывшего из резерва Ставки 3-го истребительного корпуса генерала Е. Я. Савицкого отказались от помощи ветеранов кубанских воздушных боёв, в результате чего понесли в первых же боях значительные потери . Более того, довольно часто внедряемые принципы построений и ведения воздушного боя вступали в противоречие с применяемой советской истребительной авиацией пассивной тактикой, нацеленной на патрулирование определённых районов с целью прикрытия советских наземных войск .

С 28 апреля развернулись крупные воздушные сражения в районе станицы Крымская , которые продолжались с небольшими перерывами вплоть до 10 мая . Немецкое командование попыталось действиями авиации сорвать советское наступление в районе Крымской, запланированное на 29 апреля.

В течение первой половины апреля <1943> немцы сосредоточили в Крыму мощные ударные силы - 550-600 самолётов.
<…>
Однако советская разведка, судя по всему, обнаружила сосредоточение немецкой авиации на крымских аэродромах, и советскому командованию удалось стянуть необходимые силы для отражения немецкой угрозы. Как следствие, немцы не смогли установить тактическое превосходство в воздухе. Советская же авиация ударами по немецким судам снабжения в Чёрном море и в Керченском проливе вынудила противника держать в Крыму значительные оборонительные силы, которые в условиях советского воздушного превосходства несли большие потери.

За период с 17 апреля по 7 июня советская авиация произвела около 35 000 самолёто-вылетов, из них: 77 % - фронтовая авиация, 9 % - авиация дальнего действия и 14 % - авиация Черноморского флота. В результате в начале июня 1943 года советская авиация вновь вернула себе инициативу в воздухе. Накал воздушных сражений стал затихать. Обе стороны стали постепенно сокращать свои авиационные группировки на Кубани и перебрасывать авиацию к местам будущих главных сражений на центральном участке фронта. Задача уничтожения 17-й немецкой армии была отложена до осени.

В целом в результате сражений советская авиация достигла поставленной перед ней цели, что имело важное значение для завоевания стратегического господства в воздухе на всём советско-германском фронте летом 1943 года. Воздушные сражения на Кубани оцениваются в советской исторической науке положительно ввиду значительного подрыва воздушной мощи люфтваффе на всём советско-германском фронте.

Масштабы боевых действий в небе над Кубанью не следует недооценивать. <…> Советское давление на этом участке в течение мая вынуждало люфтваффе совершать в сутки в среднем около 400 вылетов . Поэтому немецкая авиация, несмотря на потребность в отдыхе, не могла себе позволить пренебречь боями над Кубанью. Эти усилия были настолько активны, что становилось невозможно осуществлять крупные операции где-либо ещё, и неудача попытки немцев ослабить давление противника на Новороссийск вынудила отложить реализацию других планов.

«В результате воздушных сражений победа, бесспорно, осталась на нашей стороне. Противник не добился своей цели. Наша авиация не только успешно противодействовала врагу, но одновременно вынудила немцев прекратить воздушные бои и убрать свою авиацию»