Обучение в школах китая. Школы в китае. Проживание иностранных студентов в Китае

В настоящее время образование в Китае является одним из приоритетных направлений. Сложно поверить в то, что в середине 20 века в стране было больше 80 процентов неграмотных людей.

Ступени образования

Система образования в Китае имеет три ступени. Дошкольное образование, как и в нашей стране, здесь представлено в виде детских садов. Их могут посещать малыши с трехлетнего возраста. Дошкольное образование в Китае рассчитано на три года.

Второй вариант рассчитан на шесть лет учебы в начальной школе, затем три года в неполной средней школе.

Последующее образования в Китае предназначено для подростков. После трехлетнего образования они смогут поступить в вуз, потом в аспирантуру.

Профессиональные училища

Такое образования в Китае представлено в двух разновидностях:

  • для подростков, которые окончили неполную среднюю школу оно рассчитано на 4 (или 3) года;
  • для выпускников средней школы, возраст которых составляет 22 года, предлагается двухлетний вариант.

Высшая школа

Высшее образование в Китае (бакалавриат) продолжается 4-5 лет. Чтобы стать профессиональным врачом, необходимо учиться не меньше 7-8 лет. В аспирантуре Китая готовят:

  • магистров (2-3-летний вариант);
  • докторов наук (3 года).

Магистры не должны быть старше 40 лет, а доктора - 45 лет.

Дошкольное образование

Система дошкольного образования в Китае предполагает частные и государственные сады. Здесь малыши от трех до шести лет готовятся к школе, осваивают школьную программу. В одном дошкольном учреждении находится около 270 малышей, в каждой группе по 25-26 человек. Около пяти процентов малышей проводят здесь не только день, но и ночь, остальные после 18-00 вместе с родителями уходят домой. В каждой группе работает по два квалифицированных воспитателя и одному помощнику.

Среднее образование

Основа школьного образования в Китае рассчитана на девять лет, оно платное. Цель его состоит в обучении рабочего человека, а также его подготовке к последующему получению высшего образования. В начальной школе дети шесть лет обучаются китайской грамоте, получают базовые знания об обществе, природе. Особое внимание здесь отводится патриотическому воспитанию, а также физической культуре.

С третьего класса, кроме китайского языка, математики, физической культуры, музыки, этики, дети изучают иностранный язык. Особенности образования в Китае в том, что с четвертого класса ребята по две недели трудятся в мастерских и на ферме, одни раз в неделю занимаются общественной деятельностью.

В будни у детей по 6-7 уроков. В Китае жесткая дисциплина, поэтому школьникам запрещено пропускать больше 12 занятий без уважительной причины. У каждого класса есть свой учебный кабинет.

После окончания седьмого класса ребята сдают в Китае экзамены. Именно от тех результатов, которые они покажут, зависит последующая судьба школьников. В Китае также есть ЕГЭ, по его результатам лучшие ученики получают «счастливый билет» в высшее учебное заведение. Проходят выпускные экзамены в мае.

Чем еще характеризуется современное образование? Китай ввел определенные правила получения аттестата. Чтобы стать счастливым обладателем заветного документа, необходимо сдать экзамены по математике, физике, политологии, истории, химии, информатике, языкам.

Направленность ПТУ

Что можно сказать про это образование в Китае? Кратко отметим, что ПТУ в этой стране рассчитаны на подготовку специалистов сельского хозяйства, правовых наук, медицины. Кроме того, существуют и определенные учебные заведения технической направленности, занимающиеся подготовкой работников для сталелитейной, фармацевтической, топливной, текстильной промышленности. Среди престижных направлений, в Китае выделяют профессиональное сельскохозяйственное образование. Курс рассчитан всего на три года.

Для ребят, приехавших в Китай из других стран, предусматривается возможность получения образования в специальных школах-пансионатах частного вида. После завершения курса обучения, выпускник получает официальный диплом о среднем образовании.

Подобный документ чаще всего имеет двойной образец. Один на китайском языке, а второй на английском. Пансионаты принимают ребят с девятилетнего возраста. Подобные учебные заведения делают эту страну открытой для детей из любого государства, включая и Россию.

Единственную русскую школу в этой стране можно найти только в Инине. Она представляет собой начальный вариант образования, не располагает собственным общежитием. В связи с этим в ней могут обучаться только дети, которые проживают в Инине. Уроки в этом образовательном учреждении проводят на русском и китайском языках. В программе есть музыка, языковая грамота, физическая культура, математика.

Каникулярное время

У китайских детей два вида каникул. Летние каникулы продолжаются с середины июля по конец августа. Зимний отдых рассчитан на срок с января по середину февраля.

В отличие от нашей страны, на протяжении всего каникулярного времени, дети выполняют разнообразную домашнюю работу. Далеко не всех учеников родители отправляют за границу на две недели для прохождения стажировок по разным учебным дисциплинам.

Особенности высшего образования

В Поднебесной в настоящее время функционирует множество академий и государственных институтов. В некоторых высших учебных заведениях есть огромные студенческие городки. После завершения академии, практически все выпускники получают работу по распределению.

При желании получить китайский диплом о высшем образовании могут и иностранные граждане. Для этого необходимо перевести на китайский язык все документы об образовании, заверить их нотариально. Часть высших учебных заведений Поднебесной не требуют нотариальной заверки документов, довольствуются подписью на материалах проректора по международной работе, а также их заверкой гербовой печатью.

Процесс признания эквивалентными иностранных дипломов о высшем образовании (нострификация китайских и российских документов) осуществляется в автоматическом режиме. Этому способствует соглашение, которое было подписано в 1995 году. Согласно документу, граждане, которые получили образование в одной стране, имеют право на получение рабочего места по имеющейся специальности в другом государстве, где действует соглашение.

Если с той страной, в которой специалист получил диплом, не подписано соглашение, придется осуществлять легализация своих документов. Для этого в Китае созданы специальные экстерриториальные представительства государственной выдачи, кроме того, такую процедуру можно провести в Министерстве юстиции, МИДе.

Студенты из России могут получить в Поднебесной образование по 12 основным специальностям. В этой восточной стране к услугам россиян около пятисот вузов, обладающих правом принимать на обучение иностранных студентов.

Студенты из РФ могут изучать:

  • военное дело;
  • агрономию;
  • инженерию;
  • естественные науки;
  • историю;
  • менеджмент;
  • педагогику;
  • медицину;
  • философию;
  • юриспруденцию;
  • экономику;
  • математику.

Особой популярностью у иностранных студентов пользуется китайское юридическое образование. Обучение осуществляют на английском и китайском языке. Данные высшие учебные заведения имеют собственные центры языковой подготовки, которые предназначены для иностранных студентов. Чтобы стажироваться в таком центре, достаточно иметь минимальный уровень владения китайским языком.

За два года интенсивного образования, иностранные студенты в достаточной мере овладевают национальным языком Поднебесной, получают допуск к обучению выбранной дисциплин, связанных с понравившейся им специальностью.

Если студент демонстрирует отличный уровень подготовки по всем предметам, он получает право на дополнительную специальность. В этом случае в его дипломе указывают баллы по каждой специальности.

Заключение

В настоящее время в Китае функционирует продуманная, уровневая система образования. После завершения курса обучения в высшем учебном заведении, у молодых дипломированных специалистов есть возможность пройти дополнительное обучение в аспирантуре. Она имеет двухуровневый вариант.

На первой ступени можно получить степень магистра, имея завершенное бакалаврское образование.

В докторантуру в Китае принимают только тех студентов, которые успешно освоили курс магистратуры. Послевузовское образование предлагается как на платной, так и на бесплатной (грантовой) основе. Чтобы иностранный студент мог попасть в аспирантуру, он должен владеть китайским языком на 4 уровне специального квалификационного экзамена. В программу включены разнообразные профильные лекции, сдача экзаменов, подготовка диссертации, семинарские занятия. В Китае существует обязательная проверка защищаемой диссертации на плагиат. Процент уникальности не должен быть меньше 85, в противном случае защита будет запрещена.

Для того чтобы студент мог рассчитывать на получение в Поднебесной бесплатного образования, ему необходимо выиграть в одной из грантовых программ.

Образование в Китае в настоящий момент в общем и целом копирует западные модели, но имеет ряд существенных особенностей.

Как известно, в мире существует два варианта развития образования, как школьного так и высшего. Первый, когда сразу сделали хорошо и потом просто развивали, и примеры здесь Великобритания, США и Сингапур, и второй, когда сначала все получилось отвратительно, что потом приходится все ломать и переделывать, как в России и Китае.

Образование в Китае развивалось сложно. Мы не будем брать древнюю историю и средние века, а начнем сразу с 20 века, когда в Китае начали появляться университеты под влиянием британского доминирования в регионе. С пришествием коммунистов к власти в 1949 году, Китай, ранее бывший, по сути, протекторатом Великобритании сменил курс на сотрудничество с Советским Союзом, переняв образовательную систему союзника — гуманитарные науки были задвинуты, и в приоритет были поставлены физико-математическая и естественная сфера, как в школе так и в звене высшего образования.

Далее, с началом «Культурной революции» в Китае в 1966 году, все ведущие специалисты ВУЗов были разогнаны товарищем Мао Цзедуном по подозрению в контрреволюции, школы и институты массово были закрыты, а дружба с СССР прекращена. Ситуация самодурства изменилась только со смертью диктатора и приходом к власти главного китайского реформатора Дэна Сяопина в 1977 году, который, по большому счету, и начал формирование образовательной системы Китая в её современном виде.

Общие факты об образовании и грамотности в Китае

Китай далеко не первый на 2016 год по уровню грамотности в азиатском регионе. Процент грамотных, то есть людей, умеющих читать и писать, составляет порядка 83%, что значит, что около 240 миллионов китайцев — письменно не свяжут двух слов. В тоже время Китай занимает первое место в мире по количеству образовательных учреждений — около 1 миллиона и количеству студентов, обучающихся за рубежом. Образование в Китае, в свете своей малодоступности крайне престижно и дорого. Родители часто копят деньги с самого рождения ребенка на ВУЗ, окончание которого гарантирует и им, и их чаду безбедную жизнь и старость.

Дошкольное и школьное образование в Китае

Обучение в Китае начинается для ребенка с трех лет, когда он идет в детский сад и заканчивает его в 6. Потом школа, которая делится на начальную — 6 лет, среднюю — 3 года, и старшую — также 3 года. В Китае установлено обязательное 9-летнее образование, после которого школьник может продолжить обучение в школе и поступать в университет или сразу пойти учиться в технический колледж, которые очень распространены в Китае в связи с большим дефицитом и дороговизной университетов. Для всего этого ему нужно сдать гаокао — китайский аналог ЕГЭ.

Обязательные предметы в школе Китая аналогичны предметам других развитых стран: языки, биология, математика, физика и тд. Сильный упор делается на приглашение иностранных учителей для преподавания английского языка. Европейская внешность учителя в Китае — гарантия достойной зарплаты.

Школьное образование в Китае минимально платное — нет сборов за само обучение, но есть на текущие расходы (транспорт, питание…).

Университеты в Китае

Как уже было отмечено, высшее образование является невероятно престижным для китайских семей. Накопить денег и отдать ребенка в университет, будь то китайский или зарубежный, является целью жизни абсолютного большинства родителей. Да, высшее образование в Китае платное, и для семьи, живущей в деревне и возделывающей рис на плантациях, плата является абсолютно неподъемной, несмотря на то, что китайское правительство пытается развивать систему грантов и целевого обучения, где государство оплачивает учебу, а выпускник потом должен отработать определенный срок в указанном государственном учреждении.

Китайская система ВУЗов Китая реформируется на протяжении последних 40 лет — многие неэффективные институции были закрыты, реорганизованы или объединены с другими. Стоимость обучения повышалась, а количество иностранных приглашенных преподавателей и менеджеров росло в геометрической прогрессии.

Университетская система Китая заимствована с Запада — поступление происходит по результатам тестирования, 4 года бакалавриата, 2 года магистратуры и около 3 лет, если вы хотите стать доктором наук. Приоритетным в Китае является техническое, естественно научное образование в связи с лучшими гарантиями трудоустройства. Гуманитарные и общественные науки имеют второстепенное значение.

В 1993 году китайским правительством был составлен рейтинг 100 ВУЗов Китая, которые могут рассчитывать на государственную поддержку, также была создана Лига C9 лучших китайских университетов — Пекинского, Шанхайского, Харбинского политехнического, Нанкинского и других по аналогии с американской Лигой Плюща. Субсидирование этих ВУЗов составляет примерно 10% процентов от общего бюджета, расходуемого на университеты в Китае. 10% — это много.

Многие указывают на большую коррумпированность сферы высшего образования в Китае, хотя правительство всеми силами (в том числе казнями) пытается бороться с кумовством и взяточничеством. Так как конкурс на поступление в китайский ВУЗ в среднем составляет 200-300 человек на платное место, что невероятно даже для Гарварда, связи имеют колоссальное значение.

Тенденции образования в Китае

Китай, будучи социалистическим государством активно поощряет открытие частных школ и университетов, что связано с попытками за счет частной инициативы закрыть огромный дефицит образовательных учреждений Китая и поднять уровень грамотности. На настоящий момент в Китае порядка 70 тысяч НОУ (некоммерческое учебное заведение), которые получают гранты и субсидии от государства.

Вторым моментом является то, что Китай вестернизируется. Там регулярно проходят реформы упрощения китайского языка, что должно повысить грамотность и сделать доступным письмо и чтение для многих, а также Китай последние 20 лет стимулирует своих абитуриентов и студентов учиться и доучиться за рубежом, чаще в англоязычных странах.

Использованы материалы сайта экономическое-развитие-китая.рф; chinahighlights.com; UNESKO World Data on Education; economist.com

Да, Китай прет пока "по всем фронтам". Все спорят, как это у него так получается, но очевидно, что в основе всего лежит образование.

Китайские школьники постоянно побеждают на международных олимпиадах, Шанхай не раз занимал лидирующие места в тесте PISA, при этом учеников с детства учат соответствовать всем требованиям и во всем подчиняться учителям. Журналист Дженни Андерсон попыталась разобраться, насколько оправдан такой подход и в чем преимущества и недостатки азиатской модели образования.

Когда Ленора Чу, американка китайского происхождения, записала сына в элитную школу в Шанхае, ее ожидало много сюрпризов. Ее сына заставили есть яйца, которые он ненавидит. Когда Чу поставила под вопрос методы учителя, она получила выговор за сомнения в его авторитете. Ее ребенка научили тому, что дождик можно рисовать «правильно» и «неправильно». И школа отказалась выдать ему лекарство от астмы, поскольку его состояние не требовало такого большого внимания к его персоне.

В китайских школах на первом месте всегда стоит группа, а не отдельный ребенок.

Как ни странно, на эти действия Чу ответила не осуждением, а похвалой. О своем опыте она рассказала в книге «Little Soldiers: An American Boy, a Chinese School, and the Global Race to Achieve» («Маленькие солдаты: американский мальчик, китайская школа и глобальная гонка достижений»), в которой разбирается секрет превосходной китайской успеваемости. По ее словам, успех Китая в основном объясняется двумя причинами. Во-первых, у учителей есть власть, которую уважают родители, — это повышает качество обучения. Кроме того, китайцы с детства привыкают к мысли, что к успеху приводят не врожденные способности, а усердный труд.

«Китайская мать знает, что если ее ребенка наказали в школе (неважно, каким образом), то он это, бесспорно, заслужил. Другими словами, дайте учителю спокойно делать свою работу», — пишет она в The Wall Street Journal.

Не так давно Эми Чуа опубликовала книгу «The Battle Hymn of the Tiger Mother» («Боевой гимн матери-тигрицы»), в которой она утверждает, что китайские родители не балуют своих детей, поэтому они вырастают более сильными и выносливыми и добиваются лучших результатов. Чу пишет, что учителя с детьми тоже не нянчатся, и в результате ученики вырабатывают такие навыки и такую устойчивость, которые и не снились американским детям. От китайских школьников ожидают многого, и они учатся соответствовать этим требованиям. Уверенность в себе появляется благодаря достижениям, а не идее, что главное — участие.


В то же время, как пишет Чу, американские родители, наоборот, считают, что главное — подпитывать веру ребенка в собственные силы, даже если для этого приходится ставить пятерки за вполне средние работы по математике. Чу пытается разобраться, какая система лучше готовит детей к будущему и каких ролей стоит придерживаться родителям и учителям. Академические достижения или социальное и эмоциональное благополучие? Право ставить авторитет под сомнение или уважительное подчинение ему?

В глазах Чу и многих других существует устоявшийся образ сверхуспешных состоятельных американских родителей, которые ради результатов своих детей нивелируют власть учителей. Родители подрывают авторитет преподавателей, веря при этом, что они-то лучше знают, как надо (но будем честны: чаще всего все их познания в педагогике сводятся к воспоминаниям о собственной школе, которую они окончили еще до того, как в ней появился интернет). Она пишет: «Прогресс в американской системе тормозят родители, которые уверены, что все им что-то должны, и своей позицией обесценивают учебу: для наших детей мы требуем привилегий, которые мало связаны с образованием, и просим о пощаде при выставлении оценок за год, если они не добиваются нужных результатов. Наше общество многого ждет от учителей, а семья несет меньшую ответственность».

К аналогичным выводам по поводу американского образования пришли и сами американцы. Джессика Лэйхи, школьная учительница и автор книги «The Gift of Failure» («Дар ошибки»), считает, что дети становятся беспомощными по вине (любящих) родителей, которые стремятся защитить их. Когда мы вмешиваемся в драки своих отпрысков во дворе или вытягиваем оценки из учителей, мы мешаем им выработать нужные навыки и стать самостоятельными (и в результате все закончится такими явлениями, как «Школа для взрослых» (организация, где молодые люди учатся вести себя как взрослые. — Прим. ред.).


Андреас Шлейхер, глава департамента образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), утверждает, что хорошие учителя — главная причина академических успехов в шанхайских школах. Он говорит, что педагоги, за которыми он наблюдал в Китае, считают своей задачей не учить ребенка предмету, а сформировать его ценности и характер. Дети участвуют в уборке класса — учителя и родители это поощряют. По словам Шлейхера, китайские преподаватели требуют высоких результатов, но они же помогают детям достичь их. По итогам теста PISA, который пишут 15-летние школьники по всему миру, Шанхай не раз занимал лидирующие места, в то время как у США результаты довольно средние. Конечно, Шанхай — это мегаполис, а США — огромная страна, отличающаяся большим многообразием, поэтому сравнивать их сложно. Например, в 2012 году штат Массачусетс занял бы девятое место по математике и четвертое — по чтению, что намного выше, чем позиция Соединенных Штатов в целом.

Журналистка Мина Чой, которая отдала детей в китайскую начальную школу, подробно описала плюсы и минусы шанхайской системы. У ее шестилетнего сына ежедневно было по три часа домашней работы и никакого общения с друзьями (все были слишком заняты уроками). Часто учеба заключалась в зубрежке и бездумном копировании, причем даже тогда, когда дело доходило до написания эссе: ее сыну советовали переписывать чужие работы, чтобы научиться писать самому. Иногда она задавалась вопросом: многие ли дети действительно понимают математику, а не просто заучивают ответы?



Тем не менее Чой уверена, что повторила бы этот опыт (по крайней мере, если говорить о младшей школе). Она говорит, что это «жесткая, требовательная система, в которой делается упор на усердную работу». Она не читала книгу Чу, но согласна с тем, что недостаток уважения к учителям в США — это проблема. Чой считает, что опытный учитель понимает лучше родителей, что должен знать семилетний ребенок, как он должен учиться и как его нужно учить. «В Америке мнение родителей равнозначно мнению учителя. Такого не должно быть», — рассказывает Чой. Эта нехватка уважения сказывается и на зарплатах учителей в США, и на том, как ничтожно мало правительство инвестирует в их профессиональное развитие. Жалобы родителей в Америке часто возникают именно потому, что они не верят в систему.

И Чу, и Шлейхер из ОЭСР предполагают, что есть еще одна критическая разница между США и Китаем. Учителя в Китае верят, что любой ребенок может преуспеть, вне зависимости от происхождения и доходов его семьи. Они верят, что достижения требуют упорной работы, а не определяются природными способностями, и учат своих учеников именно этому.

По результатам PISA трудно судить о качестве образования, но даже они показывают, что 10% шанхайских подростков из самых бедных семей знают математику лучше, чем 10% наиболее привилегированных учащихся в США и ряде европейских стран.

При этом, по иронии, как замечает Чу, американцы не боятся требовать от своих детей усердия и высоких результатов, когда речь идет о спорте. Если ребенок становится последним, то это потому, что ему нужно больше работать, а не потому, что он не способен пинать мяч. «Для нас девятое место в стометровке значит, что Джонни надо больше тренироваться, а не то, что он хуже других. И мы не сильно переживаем по поводу его самооценки».

Исследование Кэрол Двек, психолога из Стэнфорда, показывает, что дети, которые верят, что старания важнее способностей, учатся лучше. Чу пишет: «Китайские школьники привыкли к сложной учебе, они знают, что успешным может стать каждый, кто готов потрудиться». Поэтому правительство вправе устанавливать очень высокую планку, а детей учат соответствовать этому уровню. Чу отмечает, что в США «родители протестовали, когда политики пытались ввести аналогичные меры», например единые образовательные требования в школе. Чу цитирует исследование, которое показывает, что дети азиатского происхождения учатся лучше белых не из-за выдающихся способностей, а благодаря старательности и вере в то, что их усилия важны.



Жизнь китайского школьника может казаться однобокой. Три часа домашней работы — это три часа, когда ребенок не играет с другими на площадке или в игровой комнате, не дает простора своему воображению. Детство короткое, и многие считают, что это время нужно оберегать от слишком ответственных контрольных, рейтингов и стресса.

В таком случае вопрос в том, насколько оправданна жесткость китайской системы.

Профессор Школы образования при Канзасском университете Юн Чжао указывает на то, что чем лучше результаты страны в тестировании PISA, тем хуже там обстоят дела с предпринимательством (он использует данные Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), самого масштабного в мире исследования этой сферы). Исследовательская и консалтинговая компания ATKearney пошла еще дальше, показывая, что предположительный предпринимательский потенциал стран, которые лидируют в рейтинге PISA, более чем в два раза ниже, чем в странах, которые находятся в середине списка или на последних позициях. Так что дети могут отлично знать математику и другие науки, но никто из них не станет новым Марком Цукербергом.

Журналистка Чой считает, что у восточноазиатского подхода есть и другие недостатки. Многие дети — единственные в семье, родители абсолютно преданы их интересам. Ради образования детей они готовы пойти на все, а те, в свою очередь, в ответ на такое давление часто начинают обманывать. Чой, которая покинула Шанхай четыре года назад, говорит, что система образования там «неустойчива из-за коррупции, плавающих критериев, непонятных причин, по которым ставятся оценки».

Более того, полная власть учителей не обязательно ведет к лучшим знаниям. Чу ссылается на исследование 2004 года, которое защищает распространенную в Китае систему прямого обучения, когда учителя показывают, как решать задачи, а ученики повторяют за ними. И хотя что-то таким образом выучить действительно можно (но все равно все зависит от контекста), существует множество других исследований, которые показывают, что если ребенок разбирается в каких-то вопросах самостоятельно, то это приводит к более глубокому изучению материала и может усилить интерес к учебе.

На самом деле польза есть и от индивидуального подхода, и от группового; и от академических успехов, и от личностного развития. Чжао говорит, что США и Великобритания стремятся к азиатской виртуозности в плане тестов, в то время как Китай пытается сделать свою систему более западной, менее однообразной, уделять больше внимания творчеству и самостоятельности в решении задач. Он пишет, что «жители Восточной Азии стали первыми свидетелями того, как сильно их собственная система образования навредила детям: речь идет о высокой тревожности, сильном стрессе, плохом зрении, недостаточной уверенности, низкой самооценке и недоразвитых бытовых навыках». А, например, в Финляндии, где подход к образованию более сбалансирован, чем в Китае или США, дети, у которых меньше домашней работы и серьезных контрольных, чаще радуются жизни и при этом добиваются отличных результатов на тестировании PISA.

Когда выбирать приходится из двух крайностей, любой вариант кажется немного рискованным. «Я скорее предпочту слишком высокий уровень образования, чем слишком низкий», — сказала (и написала об этом эссе) Чой, подразумевая более строгое китайское расписание.

Чу говорит, что ее детям досталось лучшее из обеих систем. «Мой сын включает воображение, когда рисует, у него отличное чувство юмора и чертовски сильный удар справа в теннисе. Ни одно из этих качеств не угасло, и теперь я разделяю веру китайцев в то, что даже очень маленькие дети могут развить таланты, которые требуют серьезных усилий».


источники
Ksenia Donskaya
http://www.chaskor.ru/article/diktatura_uchitelej_42522

Вот тут еще некоторые , а тут мы обсуждали . А вот давно уже обсуждали такую статью про и

Грандиозные темпы развития экономики КНР за последние десятилетия порождают много дискуссий среди современного общества, появляется все больше гипотез и предположений об истоках мощного прогресса Китая. Безусловно, это не могло произойти без причины и серьёзной работы государства и представителей экономической отрасли.

В основе национальной идеи Поднебесной лежит принцип тяжелого труда, который непременно приведёт к успеху. С самого детства китайцы упорно трудятся и даже после достижения цели не перестают работать над собой. Китайцы никогда не останавливаются на полпути, ведь главное для них – достижение поставленной цели. Например, во время Олимпиады китайцы всегда стремятся получить именно золото, ведь другие медали не являются эквивалентом победы.

Но, конечно же, важную роль в формировании экономики страны сыграло государство.
Во-первых, были правильно определены приоритеты: большая часть государственного бюджета сегодня вкладывается в образование. Университеты, приносящие стране ценные кадры, почти полностью находятся на дотации государства. Отсюда и гонка за повышение качества получаемого обучения. Также государство поощряет талантливых студентов – будущих бесценных кадров для страны и предоставляет гранты. Они также работают и для иностранных студентов.
Во-вторых, начальное и среднее образование было объявлено обязательным для всех. Только жёсткими мерами на законодательном уровне можно было справиться с засильем неграмотности.

Как известно, в начале 90-х в Китае лишь 4% населения имело высшее образование, только 12% получили аттестат старшей школы и 11% не имело образования вовсе. Выдающихся исследователей можно было посчитать на пальцах, а о престижных вузах, победах в различных олимпиадах и состязаниях не стоило и говорить. Сегодня ситуация кардинально изменилась.

Преимущества Китайского образования

Что же стало тем толчком, который превратил в Китай в самую быстроразвивающуюся страну? Сегодня Поднебесная обгоняет США по количеству запусков в космос, самостоятельно выпускает оригинальную и качественную продукцию, а также является мировым центром передовых исследований и новаторских проектов. В 1998 г. был подписан «Закон о высшем образовании КНР», который превратил вузы страны в университеты с мировым уровнем, с лучшими профессорами и уникальными лабораториями, благодаря которым Китай теперь по праву можно назвать инновационным чудом.

В настоящее время каждый гражданин КНР понимает, что отсутствие диплома о высшем образовании значит невозможность нормальной, счастливой жизни и самореализации. Это понимание и определило современную ситуацию в стране. В настоящее время получение диплома и востребованной специализации – это цель каждого жителя страны. И добиваться её начинают с раннего детства. Принимая во внимание невероятное усердие и старание, школьники, а потом и студенты безумно много учатся и воспринимают огромные пласты информации каждый день.

Особенности образования в Китае

Концепция заключается в том, чтобы каждый учащийся стал значимым человеком в обществе и добился в жизни всех благ. Поэтому с детства каждый гражданин КНР знает, что такое усиленное изучение материала, способен стойко вынести по девять уроков каждый день и проводит свободное время за изучением книг в библиотеке. И все это сопровождается железной дисциплиной: за 12 пропусков ученика ждёт отчисление, за употребление алкоголя в стенах учебного заведения - отчисление с выговором и значительные сложности при поступлении в другие школы.

Из-за высоких нагрузок и железной дисциплины в школах существуют и тихие часы. После обеда у учеников есть 60-80 минут на отдых и восстановление. При этом до ухода на отдых дети изучают точные науки, а после тихого часа занимаются творчеством.

Система образования в Китае

Современная китайская система образования знакома любому европейцу и мало отличается от того, к чему мы привыкли.

  • С трёх до шести лет дети получают дошкольное образование в детских садах. В этом возрасте начинается приучение к строгой дисциплине.
  • Следующие шесть лет ребёнок проводит в начальной школе. Там он получает базовые знания о мире и обществе и впервые пробует себя в качестве работника.
  • Ещё три года занимает обучение в средней школе. На этой ступени дети углубляются в точные науки, изучают политику, информатику и иностранные языки. После окончания средней школы ученики считаются достаточно подкованными, чтобы не идти в старшие классы, а получить среднее профессиональное образование и пойти работать.
  • Последние три года школы – это старшие классы. Там детей готовят к университету.

Дошкольное образование

В Китае, как и в России, дошкольники посещают детские сады. Они делятся на два основных типа: частные и государственные. При этом они отличаются как способом финансирования, так и методикой преподавания.

В частных детских садах при обучении делают упор на индивидуальный подход к ребёнку, развивают его творческие способности и знакомят с наукой и искусством. В государственных же дошкольных учреждениях детей приучают к труду, учат справляться с бытовыми потребностями и готовят к начальной школе.

Знаменитую китайскую дисциплину детям прививают с детского сада. Каждое утро начинается с поднятия национального флага, все игры строго контролируются воспитателями, а свободного времени для безделья просто нет. Может в этом и кроется секрет исключительного трудолюбия и работоспособности китайцев.

Школьное образование в Китае

О трёхступенчатой структуре школьного обучения мы упомянули раньше. В целом она напоминает российскую, за исключением того, что бесплатными являются только первые девять лет обучения. За старшую школу нужно будет заплатить.
Начальная и средняя школа – это обязательный этап обучения. Программа включает в себя базовое изучение китайского языка, математики, природоведения, истории, географии и музыки. Оцениваются знания по 100-балльной шкале, работает тестовая система.

В китайских школах для всех учеников действует единая форма, входные ворота открываются дважды в день, а учебный процесс не прекращается даже во время каникул. После отдыха школьники обязаны сдать учителям готовое домашнее задание. Частой практикой является отправка детей за границу. Но не для отдыха, а более углублённого изучения иностранного языка. Кажется, что каждую свободную минуту в Китае тратят на учёбу.

В старшую школу обычно идут те, кто хочет поступить в вуз. Ещё один важный момент – перед началом этого этапа ученики сдают профильный тест и выбирают направление - профессионально-техническое или академическое.
В старшей школе академического направления учеников готовят к поступлению в вуз. Школьников ждёт обучение серьёзным и узкопрофильным дисциплинам, которые понадобятся им в университете.
Профессионально-техническая старшая школа направлена на подготовку будущих рабочих.

Высшее образование в Китае

На территории Китая расположены более двух тысяч высших учебных заведений. Стоит отметить, что дипломы вузов КНР не только котируются работодателями, но и высоко ценятся на мировой арене. И это всё благодаря фундаментальному подходу к высшему образованию в Поднебесной.

Чтобы поступить в университет, школьники сдают общегосударственный единый экзамен, который определяет их шансы на поступление в вуз. В росте числа молодых людей с высшим образованием заинтересовано не только государство, но также и муниципалитеты и частные компании Китая. Отсюда и разнообразие грантов и стипендий на обучение в вузах. Также распространены кредиты на обучение.
Учёба в КНР становится доступнее, но конкурс на бюджетные места по-прежнему очень велик, поэтому даже поступление на платное отделение – праздник для всей семьи. Диплом выпускника китайского вуза – гарант успешной карьеры в будущем.

Структура высшего образования в Китае – такая же, как в России или Европе и состоит из трёх ступеней: бакалавриат, магистратура и аспирантура.
Обучение на бакалавриате занимает четыре года и является основной ступенью получения высшего образования. Диплом бакалавра позволяет получить работу в ведущих компаниях Китая и всего мира.

Магистратура – это ещё два или три года обучения и получение первой академической степени. Студентов, поступивших на вторую ступень обучения, ждёт серьёзная научная работа, публикация академических материалов по выбранной теме и, наконец, написание и защита магистерской диссертации.

Получение степени кандидата наук занимает ещё три-четыре года обучении в аспирантуре. Обычно это обучение платное, но аспиранты, занимающиеся изучением важных или современных тем, могут рассчитывать на помощь государства, которое поощряет рост учёных, приносящих пользу стране.

Обучение в Китае для иностранцев

Для иностранцев же обучение в Китае выглядит совсем по-другому. Более 400 000 студентов из разных стран (России, США, Южной Кореи, Японии, Казахстана и др.) уже сегодня учатся в Китае. При этом иностранные студенты получают льготы и более мягкие условия проживания.

Почему? Ежегодно учебные заведения КНР предоставляют сотни программ и грантов для иностранных студентов. Чем больше студентов из других стран – тем выше рейтинг университета. Сотрудничество вузов с другими странами важно для развития международного бизнеса, улучшений отношений с другими государствами и популяризации китайской культуры.

На этом отличия не заканчиваются. В отличие от китайских, иностранные студенты живут в более комфортных условиях. В кампусе любого крупного университета есть отдельные общежития для учащихся из других стран. Обычно они новее, оборудованы всей необходимой техникой, а комнаты в них рассчитаны на меньшее количество человек.

Но при этом не стоит забывать, что во время обучения у иностранных студентов никаких привилегий нет. Железная дисциплина и высокие требования одинаковы для всех. Китайские преподаватели не дают поблажки ленивым студентам, да и сами студенты относятся к таким сокурсникам с недопониманием. Помимо этого, за плохую успеваемость или прогулы без уважительной причины могут отчислить.
Каждый год вузы Китая завоёвывают лидирующие позиции в мировых рейтингах учебных заведений. Этому способствует и государственная поддержка, и новаторский подход и международный опыт обмена знаний вузов Поднебесной.

Китай и Россия: сравнение современного высшего образования

Пожалуй, высшее образование в Китае сегодня частично похоже на то, что нам рассказывали о советских вузах. В приоритете – незыблемый авторитет преподавателя, обязательное посещение всех лекций и семинаров, требовательность в учёбе и, конечно, тщательное соблюдение дисциплинарных норм.

Но не следует думать, что современное обучение в Китае – это откат в прошлое. Наряду с железной дисциплиной и строгими нормами, которые были присущи российским вузам 50 лет назад, университеты КНР демонстрируют научную открытость, использование последних технологий, активное внедрений практических занятий и сотрудничество с лучшими вузами со всего света. Большинство вузов Китая оборудованы инновационными лабораториями, имеют обширные библиотеки и все условия для совершения настоящих научных открытий.

Кроме того, студенты живут в современных кампусах, на территории которых находятся кафе, тренажёрные залы, магазины, банковские отделения и всё необходимое для жизни. Зачастую у учащихся, проживающих в общежитиях, просто нет нужды выходить за пределы студенческого городка. Все это может стать ближе с China campus network.

Ведущие университеты

Более пятидесяти вузов Китая входят в число 500 лучших университетов мира. Рейтинг обновляется каждый год и включает в себя самые инновационные, современные и влиятельные вузы со всего света. Два китайских университета, расположенных в Пекине, стабильно попадают в первые несколько десятков мирового рейтинга. Это ещё раз говорит о том, как высоко ценится образование, полученное в Китае, на мировой арене.

Наиболее авторитетные высшие учебные заведения Китая сформировались в отдельную группу и получили название «Лига С9». Это объединение сопоставимо с американской «Лигой плюща» или британским альянсом «Рассел». Кроме авторитета и высокого рейтинга, все научные исследования и технические разработки в этих университетах финансируются государством. Целью создания лиги было объединение научных ресурсов и договорённость о поддержке высокого уровня национального образования. Соответственно, любой из девяти университетов группы может предложить лучшие условия для обучения в Китае.

В «Лигу С9» входят Пекинский университет, Шанхайский университет транспорта, Фуданьский университет, Харбинский политехнический университет, Наньцзинский университет, Университет Цинхуа, Научно-технический университет Китая, Чжэцзянский Университет и Сианьский транспортный университет.

Для абитуриентов, желающих получить высшее образование или научную степень в Китае, работают сотни вузов. Все они имеют разные специализации и могут предоставить разные возможности. Но при этом одинаково качественным оно будет как в больших городах и федеральных университетах, так и в маленьких бюджетных вузах, расположенных в провинциях.

Сегодня на лидирующие позиции в науке, культуре и искусстве все чаще попадают китайцы. Жители Поднебесной не оставляют шансов европейцам, воспитанным в тепличных условиях. Так происходит потому, что образование в Китае - это учеба по десять часов в день. Каждый день и весь год.

Неграмотность побеждена

В докладе ЮНЕСКО «Образование для всех» отмечается, что уже к 2003 году Китай вышел на первое место по масштабам развития образования. Начатая в 1985 году, реформа образования дала ощутимые плоды. Ряд законодательных актов правительства способствовал обязательному обучению грамотности всех жителей, развитию сферы высшего образования, увеличению количества зарубежных профессоров в вузах и притоку студентов из других стран. Так, с 80-х годов ввели обязательное начальное образование, в 90-х годах девятилетнее обучение стало обязательным.

Один из главных показателей эффективности борьбы с безграмотностью - это процент женщин от 15 до 24 лет, не имеющих даже начального образования. В Китае он составляет 4%. Сравните с Индией, где он равен 44%, а в довольно европеизированной Турции - 8%.

Процент неграмотного взрослого населения в Поднебесной сегодня порядка 4%. А еще в 50-х годах нашего столетия 80% китайцев были безграмотными. Молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет в 99% грамотные в Китае.

Рост образованности - залог успеха

Еще один показатель, указывающий на то, что уровень образования в Китае растет стремительными темпами - это количество специалистов с высшим образованием на 100 тысяч человек. 20 лет назад этот показатель был 600 выпускников на каждые 100 тысяч человек. Министерство образования Поднебесной планирует к 2020 году достичь показателя в 13,5 тысяч специалистов.

В 1949 году в Китае существовало 205 учебных заведений высшей ступени. Сегодня их порядка 2 тысяч с количеством студентов в 20 миллионов человек.

Система образования в Китае

Структура получения знаний КНР не отличается от большинства европейских. Она включает следующие ступени:

  • Дошкольное (дети с 3 до 5 лет).
  • Начальная школа и неполная средняя (6+3, 5+4 или 9-летние системы).
  • Средняя школа (трехлетнее обучение).
  • Среднее специальное образование (2 года после средней школы, или 4 года после неполной средней).
  • Высшая школа.

Система образования в Китае сегодня предусматривает обязательное девятилетнее образование (уровень неполной средней школы). Далее выпускники либо получают специальное образование, либо становятся студентами вуза. Или же они прекращают дальнейшее обучение.

До школы

Дошкольное образование в Китае представляет сеть государственных или же частных учреждений. Законодательство страны направлено на поддержку частного сектора в данной сфере образования. Министерством образования утверждена единая программа дошкольного образования. Но если в государственных структурах приоритетным является подготовка детей к школе и трудовое воспитание, то частные дошкольные учреждения специализируются на эстетическом, культурном и ориентированном на личность ребенка обучении.

В целом день дошкольника-китайца похож на такой же день русского ребенка. Отличительными особенностями воспитательного процесса, характеризующего образование в Китае до школы, можно считать следующие:

  • Утро в детском саду - время поднятия флага. Любовь и гордость за страну культивируется с дошкольного возраста.
  • Приучение к труду складывается из того, что при образовательных учреждениях есть огородики, где дошкольники учатся выращивать овощи. И даже иногда их готовят.
  • Даже игры детей подчинены строгой дисциплине. Свободное время - время безделья, а этого в Китае просто нет.

Строгую дисциплину в сочетании с контролем, не позволяющим ребенку даже думать о том, что он особенный, часто критикуют. Но для китайца правило «что хорошо для государства, хорошо и для человека» - это незыблемое правило.

Большинство детских садов работает до шести вечера, но есть и те, где дети могут находиться круглосуточно.

Начальная школа и неполная средняя

Этот отрезок обучения обязателен. Он оплачивается государством. Начальная школа занимает 6 лет обучения, а средняя - 3. Программа включает изучение китайского языка (углубленно), математики, истории, природоведения, географии, музыкы. Вариативная часть - этика, мораль и правовая часть. Оценивание проводится в виде тестов, по 100-бальной системе.

Обязательной является практика, когда дети по несколько часов в неделю трудятся на минипредприятиях или фермах.

Безделье тут считается недопустимым. Нагрузка на детей огромная, домашние задания обязательны. Даже в каникулы дети выполняют домашние задания, которые довольно объемны.

Дисциплина очень строгая, ворота школы открываются только чтобы впустить детей и выпустить. Предусмотрена общая школьная форма для учеников каждой школы. За пропуск занятий без важной причины - отчисление.

Интересно! В школах утро начинается с зарядки и линейки с обязательным поднятием флага. Предусмотрена и дневная зарядка, а в середине учебного процесса - гимнастика для глаз с применением методов акупунктуры. После обеда, который длится час, предусмотрено 5 минут на сон.

Старшая школа и среднее специальное образование в Китае

После средней школы, если ребенок выберет определенное направление и финансы семьи позволят, можно продолжить учиться на протяжении 3 лет в старшей школе.

Существует два типа старших школ:

  • Академические. Это специализированные школы, главная задача которых состоит в подготовке ученика к поступлению в вуз по выбранному направлению.
  • Профессионально-технические. Тут готовят рабочих на определенные виды работ.

В профессионально-техническое учебное заведение можно поступить и после окончания академической старшей школы. Тогда учиться ребенку в ней придется меньше - два года вместо трех.

В вуз можно поступить только после окончания старшей школы. При этом баллы, которые ученик получит на едином выпускном экзамене, определяют иерархию будущего университета, ведь при поступлении экзамены не сдают - все определяет балл старшей школы.

Высшее образование в Китае

В 64 странах мира признаются дипломы, полученные в вузах Китая. Россия в их числе.

Все заведения высшего уровня имеют свою иерархию, установленную в едином рейтинге. От балла единого экзамена выпускника старшей школы зависит, в какое заведение он может поступать - «высшего уровня» или провинциального уровня. Поступление абитуриента - это праздник всей семьи, даже если ребенок поступил на платное обучение. Для студентов предполагаются стипендии государства и субсидии от предприятий-заказчиков, которые часто берут на себя затраты по подготовке специалистов.

Высшая школа Китая - это:

  • Колледжи с двухгодичной (свидетельство специалиста среднего уровня) и четырехгодичной (диплом бакалавра) программой.
  • Высшие учебные заведения (бакалавр, магистр, доктор наук), обычно с узкой специализацией. Готовятся специалисты по 820 специальностям.

Обучение ведется на английском или китайском языках по выбору. Система учебного процесса семестровая с зимними и летними каникулами.

Для одаренных китайцев, победителей национальных конкурсов и олимпиад, а также для детей из малообеспеченных семей существуют бюджетные места, но их очень мало, и конкурс очень высок.

Международный авторитет система высшей школы Китая завоевала давно. В научных университетах китайцы представлены довольно широко в Америке, Австралии и Европе. Аспирантуру и докторантуру за пределами Китая оканчивает ежегодно порядка 20 тысяч китайцев.

Самые популярные вузы Китая

По рейтингу QS (2017) 4 китайских учреждения в сотне лучших университетов мира: Пекинский университет, Шанхайский университет Джао Тонг, университеты Фундань и Цингау. А по некоторым дисциплинам (инженерные и информационные технологии, химия и другие) китайские университеты лидируют в мировых рейтингах. Например, Шанхайский университет транспортных коммуникаций (Цзяотун) лидирует в позиции инженерных технологий.

Девять ведущих университетов Китая вошли в образовательный проект под названием «Группа К-9». Эта группа сравнима с известной всем «Лигой плюща» в Америке. Затраты по научным изысканиям и техническим разработкам в этой группе полностью финансируются государством, а это 10% годового бюджета! Кроме уже упомянутых четырех рейтинговых университетов, в китайскую «лигу плюща» входят Нанкинский, Чжэнский университеты, Китайский университет науки и технологий (Пекин), Университет Сиань Дзяотун (Пекин), Харбинский институт науки и технологий.

По цитируемости статей и количеству патентов на изобретения Китай на третьем месте, после Америки и Японии. Но при такой поддержке государства, обеспечивающей быстрый темп роста образования и науки, вероятность повышения рейтинга Китая довольно велика.

Образование в Китае для русских студентов

Обучение в Китае - не такая недостижимая цель, как кажется. Существует множество образовательных программ и договоров между университетами России и Китая. Развита система обмена студентами и конечно, тому, кто уже студент, попасть на учебу в Поднебесную легче.

Для выпускников, желающих попасть в университеты Поднебесной, документа об окончании школы будет недостаточно. Кроме того, при поступлении потребуется сдать языковой экзамен Hanyu Shuiping Kaoshi. Наиболее крупные университеты устанавливают свои дополнительные правила, как дополнительное тестирование или возрастной ценз.

В любом случае подготовка к поступлению подразумевает индивидуальный подбор университета и тщательную подготовку документов по требованиям конкретного учебного заведения.

Итог

Весь мир уже давно «охватил восточный бум». Изучение японского и китайского языков неуклонно растет. Все большее количество молодежи охвачено интересом к истории и традициям стран Востока. Наш сосед - крупнейшая страна Азии - увеличивает свое влияние в самых разных сферах жизни мирового сообщества. Прорыв в экономике и победа над безграмотностью заставляют задуматься об исключительной особенности образования в Китае как составляющей успеха Поднебесной.