Образ матери в творчестве есенина любовная лирика. «Письмо матери. Образ матери в стихотворении «Письмо матери»

Снежная замять дробится и колется, Сверху озябшая светит луна. Снова я вижу родную околицу, Через метель огонек у окна. Все мы бездомники, много ли нужно нам. То, что далось мне, про то и пою. Вот я опять за родительским ужином, Снова я вижу старушку мою. Смотрит, а очи слезятся, слезятся, Тихо, безмолвно, как будто без мук. Хочет за чайную чашку взяться - Чайная чашка скользит из рук.

Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись, Слушай, под эту гармонику снежную Я расскажу про свою тебе жизнь. Много я видел и много я странствовал, Много любил я и много страдал, И оттого хулиганил и пьянствовал, Что лучше тебя никого не видал. Вот и опять у лежанки я греюсь, Сбросил ботинки, пиджак свой раздел. Снова я ожил и снова надеюсь Так же, как в детстве, на лучший удел. А за окном под метельные всхлипы, В диком и шумном метельном чаду, Кажется мне - осыпаются липы, Белые липы в нашем саду.

Образ матери в творчестве С. Есенина. Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания сыновей-солдат. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына.

Слайд 8 из презентации «Образ матери в русской литературе» . Размер архива с презентацией 1714 КБ.
Скачать презентацию

Литературные образы

краткое содержание других презентаций

«Образы памятников» - Гавриил Романович Державин. Бюсты в современном обществе. Идея создания творческого памятника. Смешная и печальная история. Поэзия 18-19 веков. Основной смысл «памятников». Квинт Гораций Флакк. Екатеринбург. Александр Сергеевич Пушкин. Смоленск. Развитие образа памятника. Вопрос. Меценатство. Михаил Васильевич Ломоносов. Памятник золотому призёру Олимпиады. Образ памятника в русской литературе. Три памятника в русской литературе.

«Образ учителя» - Благие намерения. Учитель. Корреспондент и Ткачук зашли к памятнику. Некрасов о любимом учителе. Уроки французского. А.Алексин «Безумная Евдокия». Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок. Мечта становится целью жизни. Сюжет диалога. Час ученичества. Образ учителя в литературе. Теплый дом. Драматическая педагогика. Учителя нашей школы. Обелиск. Прочел книгу – встретился с другом.

«Петербург в литературе» - Информатика. Содержание. Проблемный вопрос. Петербург- символ могущества России. Красуйся, град Петров. Рим создан человеческой рукою. Речь пойдёт о самом уникальном замечательном городе Санкт-Петербурге. Маршрутная карта. Люблю тебя, Петра творенье. Всё то, чего коснётся человек, приобретает нечто человечье. Город – загадка и по сей день. Образ города в русской литературе.

«Петербург в литературе 19 века» - Памятник Петру Великому. Особенности восприятия Петербурга XIX века. Евгений. Петропавловская крепость. Родион Раскольников. А. С. Пушкин. Цитаты. Ф. М. Достоевский. Медный всадник. Камень. Образ Петербурга в литературе XIX века. Нарисуйте словами портрет героя. Невский проспект. Описание. Несколько знаменитых мест Петербурга. Художник Пискарев. Петербург в XIX веке. Ассоциации. Родион. Привычный человек.

«Образ женщины в искусстве» - Крестьянка с косой и граблями. Крестьянки Венецианова. Образ женщины. Внимание раскрытию женских образов. Гадание на картах. Идеал Некрасова и Венецианова. Женщины в русских селеньях. Решительность, гордость. Красавица миру на диво. Героини Некрасова.


Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделенный индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. (чтение стихотворения «Разбуди меня завтра рано») Т.Ф. Есенина. Мать поэта




Верность, постоянство чувств, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и поэтизированы Есениным в образе матери. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечет туда тоскующая о сыне мать, её светлая улыбка. (Чтение стихотворения «Ты запой мне ту песню»)


Светлый есенинский образ матери сродни эконописному – их роднит вечное терпение, ожидание, надежда на «помощь и отраду». С.Есенин создал в русской литературе настоящий культ матери. «Лучше тебя никого не видал» - так скажет поэт о своей матери. (Чтение стихотворения «Письмо матери»)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хакаский государственный университет им Н.Ф. Катанова»

Институт искусств

Реферат по литературе

Родные и близкие в творчестве С. Есенина

Выполнила: студентка II курса

группа 202-Н (НХТ)

Специальность «Народное художественное творчество»

Лопатина Евгения

Проверила: Майнагашева Н.С.

Абакан 2008


1. Семья С.А. Есенина

2. «И играет зайчик солнца в рыжеватой бороде»

3. «Ты одна мне несказанный свет»

4. «Я красивых таких не видел»

5. Стихи, посвященные друзьям

Заключение

Литература


1. Семья С.А. Есенина

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии (теперь – село Есенино). «Фамилия Есенин – русская – коренная, а ней звучат язычные корни – овсень, таусень, осень, ясень, - связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками», - писал Алексей Толстой.

Никита Осипович Есенин – дедушка поэта по отцу. Он много лет был сельским старостой, пользовался в селе Константиново большим уважением. Женился поздно, в 28 лет, за что получил прозвище Монах. Женой была 16-летняя девушка Аграфена Панкратьевна Артюшина, которая потом по мужу прозывалась Монашка. Монахом звали и Сергея Есенина, монашками звали и его сестер Екатерину и Александру.

Умер Никита Осипович в 42 года. После смерти супруга Аграфена Панкратьевна осталась с маленькими детьми: два сына и две дочери. Основным доходом её стали жильцы: художники, работающие в церкви, и монахи.

Александр Никитич Есенин – отец поэта, будучи ещё мальчиком, пел в церковном хоре. У него был прекрасный дискант. По всей округе возили его к богатым на свадьбы и похороны. Когда ему исполнилось 12 лет его матери предложили отдать сына в Рязанский собор певчим, но он не согласился и тогда его отправили а Москву в мясную лавку.

Через два года мать отправила и второго своего сына в Москву – Ваню. Он стал жестянщиком, делал коробки из жести для конфет.

Через шесть лет Александр стал мясником. Ему было 18 лет, когда он приехал в село жениться. Супруге его – Татьяне Федоровне – не было ещё 17 лет, когда она вышла замуж. После свадьбы Александр уехал работать в Москву, а его жена осталась жить со свекровью. Через некоторое время женился и Ваня, в доме стало две снохи. Начались неприятности. Татьяна Федоровна ушла из дома Есениных. Она отдала маленького сына на воспитание своему отцу и уехала в город на заработки. «С двух лет по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду», - писал в одной из своих автобиографий поэт.

Вопрос о социальной среде, в которой рос и воспитывался Есенин, имеет важное значение. Сам поэт неоднократно возвращался к нему. Литературовед И. Розанов вспоминает: «Однажды, рассказывая мне о себе, он подчеркнул, что так же, как и Клюев, происходит не из рядового крестьянства, чего так хотелось бы его критикам, а из верхнего, умудренного книжностью слоя». «Вообще крепкий человек был мой дед, - говорил Есенин. – Небесное – небесному, а земное – земному. Недаром он был зажиточным мужичком».

Дед Есенина по матери, Федор Андреевич Титов, человек суровых религиозных правил, был старообрядцем. Он хорошо знал священное писание, помнил наизусть многие страницы библии, жития святых, псалмы и в особенности духовные стихи. Но к «земному» относился поземному.

Он любил внука. «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и священную историю», - вспоминал Есенин.

Изба крестьянская.

Хомутный запах дегтя,

Божница старая,

Лампады короткий свет,-

Таковы впечатления будущего поэта о детстве.

Вспоминая, как дед читал ему старообрядческие книги, Есенин в то же время замечал: «Устное слово всегда играло в моей жизни большую роль»; «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни»; «Дед имел прекрасную память и знал наизусть великое множество песен…».

Кроме деда мальчика Есенина знакомила с народным творчеством его бабка Наталья Евтеевна. «Стихи начал слагать рано, - писал о себе Есенин. – Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохим концом не нравились, и их переделывал на свой лад».

Бабка!.. не дед, известный всему селу краснобай, озорной гуляка и ревнитель мужицкого домостроя, а религиозная бабка – смиренница, жалельщица, сердобольная сестра калик перехожих, божьих странников, находивших и стол, и кров в избе за белой легкой часовенкой. «Толчки давала бабка…»

Тогда впервые

С рифмой я схлестнулся.

От сонма чувств

Вскружилась голова.

И я сказал:

Коль этот зуд проснулся,

Всю душу выплещу в слова.

Таким образом, духовная жизнь мальчика складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. Религиозность Есенина оказалась непрочной. «В Бога верил мало. В церковь ходить не любил», - вспоминал он о своем детстве. Но на всю жизнь он сохранил любовь к народным приданиям, сказкам, песням, частушкам. Здесь лежали истоки его творчества.

А ещё были дядья, три брата матери, - Иван, Александр и Петр. С ними, вспоминал Есенин, «протекло почти все мое детство».

В 1904 году мать вернулась, но мира не настало, и так было до 1907 года, пока братья Есенины не разделились. С этого времени Александр и Татьяна стали жить одни, в доме, который построил Никита Осипович Есенин, и растить троих детей Сергея, Александру и Екатерину.


2. « И играет зайчик солнца в рыжеватой бороде»

Все село знало Федора Андреевича Титова – дедушку поэта по матери. Он был легко раздражителен, но добр и нежен по отношению к детям. Уложить спать, рассказать сказку, спеть песню ребёнку для него было необходимостью. Умен в беседе, весел в пиру и в гневе сердит, дедушка умел нравиться людям. И хотя бабушка, Наталья Евтеевна, души не чаяла в золотоголовом внуке, хотя «нежности её не было границ», образ веселого рыжебородого деда Федора в стихах Есенина намного ярче и полнокровнее, он в них как живой.

Черепки в огне червонца.

Дед – как в жамковой слюде,

И играет зайчик солнца

В рыжеватой бороде.

Так писал Есенин в стихотворении «Дед» в 1915 году. Сколько любви и трогательной нежности к близкому человеку в словах:

Старый дед, согнувши спину,

Чистит вытоптанный ток

И подонную мякину

Загребает в уголок.

Весьма показательно стихотворение 1924 года «Письмо деду».

Покинул я

Родимое жилище.

Голубчик! Дедушка!

Я вновь к тебе пишу…


По воспоминаниям сестры: « Сергей часто вспоминал свои разговоры с дедом. Часто напевал припев одной из детских песенок, которую пел ему дедушка:

НЕЙДЁТ КОЗА С ОРЕХАМИ,

НЕЙДЁТ КОЗА С КАЛЁНЫМИ…

семейное воспитание творчество есенин личность

Пел дедушка хорошо и любил слушать, когда хорошо поют».

Как это удивительно: рассказать сказку, спеть песню ребёнку было для него необходимостью! Кто из нас, выросших в другую эпоху и в другой «культурной среде», не позавидует этому?! «Дед мой был умственный человек»,- говаривал Есенин. В «Письме к деду» внук скажет о нём:

Наивность милая

Нетронутой души!

Недаром прадед

За овса три меры

Тебя к дьячку водил

В заброшенной глуши

Учить «Достойно есть»

И с «Отче» «Символ веры».

В последних двух строчках названы православные молитвы. Как видим, выстраивается неразрывная цепочка, символизирующая связь времён и поколений, чем всегда так дорожил Есенин «в стране, объятой вьюгой и пожаром»…

Ещё недавно желтогривый жеребенок, пытавшийся обогнать паровоз, был для Есенина «дорогим вымирающим образом деревни», рождал в нем «грусть за уходящее милое, родное, звериное» и вызывал его ненависть ко всему «железному и механическому», воплощавшемуся в паровозе. (Маленькая поэма «Сорокоуст» 1920 год). Теперь в «Письме к деду» Есенин вспоминает дедовское «проклятие силе паровоза», его слова о том, что «город плут и мот», и спорит с дедом: «едва ли так, едва ли». Он убеждает его отказаться от предрассудков, понять неоценимое преимущество техники и зовет деда приехать на «стальном коне»:

Тогда садись, старик.

Садись без слез,

Доверься ты

Стальной кобыле.

Ах, что за лошадь,

Что за лошадь паровоз!

Её, наверное,

В Германии купили.

Внук, убеждая деда, играет на чувстве любви к нему:

А если я помру?

Ты слышишь, дедушка?

Ты сядешь или нет в вагон,

Чтобы присутствовать

На свадьбе похорон

И спеть в последнюю

Печаль мне «аллилуйя»?

Долгонько ходил Федор Андреевич по белу свету – 83 года. На две зимы пережил он своего знаменитого внука. Не один, видно, седой волос заблестел в его рыжеватой бороде, не одна горькая слеза запуталась в ней после тяжкой вести о смерти Сергухи.

Бабушка поэта по матери Наталья Евтеевна Титова была мастерица рассказывать сказки. Эти сказки, по свидетельству самого поэта, собирали ребят «в зимний вечер»:

…И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана - дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идёт…

(«Бабушкины сказки», 1915г.)

Как это напоминает детские впечатления Пушкина!

3. «Ты одна мне несказанный свет»

Большую роль в пробуждении творческих способностей и в становлении личности Есенина сыграла его мать Татьяна Фёдоровна. Сестра поэта Александра Есенина вспоминает: «Наша мать была… стройна, красива, лучшая песенница на селе, играла на гармони. Одних гармоний стояло у них несколько корзин (гармони тогда были маленькие)….Она во время любой работы пела… Это были и русские народные песни, и романсы, а в предпраздничные вечера и праздничным утром она пела молитвы из церковной службы. Она много ходила по церквям и все службы знала наизусть… Несмотря на большое желание, научилась она только расписываться и едва читать по складам…И сама же бессознательно прививала нам любовь к литературе. С младенческих лет мы слышали от неё прекрасные сказки, которые она рассказывала нам артистически, а, подрастая, узнавали, что песни, которые она пела, зачастую были переложенные на музыку стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов». И позже, когда сын читал ей свои стихи, «мать, как всегда, слушала чтение Сергея с затаённым дыханием… Она отлично понимала и глубоко чувствовала стихи сына и многие из них запоминала…».

Ответ оставил Гость

Любовь ко всему родному: родному крову, очагу, к близким -это самая светлая...тема есенинской поэзии. Стихи Есенина, обращенные к заброшенному деревенскому дому, старушке матери-это драгоценные выражения русской лирики.

И действительно, стихотворение "Письмо матери"одно из наиболее совершенных в художественном отношении произведений Есенина.

Мать переживает за сына, ни с кем не делится своей тревогой, не беспокоит и сына своими тягостными раздумьями. Он узнает о ее переживаниях от кого другого (Пишут мне...) .

Герой относится к матери с большой любовью, называет ее: родная, старушка, помощь и отрада.. .

Мы чувствуем, что поэт одинок, у него нет никого близкого, кроме матери (Ты одна мне помощь...) .

Он высказывает ей самые лучшие пожелания (Пусть струится...) , и просит успокоиться, забыть про тревогу, не грустить. И самое лучшее, чем он может обрадовать мать-это рассказать о своей жизни, а еще лучше - приехать домой.

Любовь и нежность к матери сочетаются с любовью к своему краю, родительскому дому. "Низенький, избушка"-нежно называет поэт свой дом, мечтая в него вернуться и начать новую жизнь.
Плавность, напевность характерны для ритма стихотворения, что роднит его с произведениями песенного народного творчества. Не случайно "Письмо матери" еще при жизни Есенина было положено на музыку В. Н. Липатовым и стало "народной" песней.