Образ матери в русской поэзии. «Письмо матери

Сейчас сложно найти действительно любимого тобой человека, но всегда стоит помнить, что он у вас и так есть. Конечно же, это мама. Нет на свете человека родней и ближе, она всегда знает о вас порой лучше вас самих. Этого человека нельзя не любить, и именно это показывают нам поэты в своих произведениях. Подобные стихотворения также появлялись в творчестве Сергея Есенина.

Чтобы определить, какую роль в его жизни играла мать, рассмотрим несколько произведений, посвящённых именно её.

В стихотворении под названием "В хате" Сергей Александрович рисует маму как истинную покровительницу очага. Она не жалеет себя: "Мать с ухватами не сладится, нагибается низко...". Сын показывает, каким большим и беспокойным было её хозяйство и как сложно было его содержать. В произведении "Разбуди меня рано..." Есенин использует эпитет "терпеливая мать", чтобы показать, что матерью быть нелегко, но для вознаграждения за её старания, терпеливость и радушие, он пишет "Воспою я тебя и гостя, нашу печь, петуха и кров...". В следующем произведении "Ты запой мне ту песню..." он вспоминает о мелодии, которую напевала ему мать с нежной дрожью в голосе. Сергей Александрович пишет, что ему "так приятно и так легко... видеть мать...". Также оон любит вспоминать её с "золотистыми косами" и "в холщовом сарафане".

Но наиболее глубоко материнский образ раскрывается в стихосворениях "Снежная память дробится и колется" и "Письма матери".

В первом из них Сергей рассказывает о своём визите к матери, как она рада его видеть и как "очи её слезятся". На тот момент она была уже стара, поэтому писатель называет её "старушка моя" и показывает, что из-за своего пожилого возраста "чайная ложка скользит из рук". Но, несмотря на возраст и почти беспомощность, она всё такая же "милая, добрая, старая, нежная" и лучше, чем она, он никогда не встречал. В "Письме матери" Сергей Есенин успокаивает матушку: говорит ей, что у него всё хорошо, что он "не такой уж и горький пропойца", "я по-прежнему такой же нежный". В его мечтах одно: вернуться к ней в низенький дом. Он ценит её и любит, как верный сын. "Ты одна мне помощь и отрада".

Я думаю, в своих произведениях С. А. Есенин раскрывает не только образ своей любимой матери, но и всех женщин в целом. Дети должны ценить матерей и навещать их, как делал это писатель.

Значение образа матери в русской поэзии

Образ матери издавна присущ русской поэзии и русской культуре в целом. Эта тема занимает важное место как в классической, так и в современной поэзии. Более того, русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения с древнейших времен до наших дней. Характерно, что образ матери, вырастая из образа конкретного человека, матери поэта, становится символом Родины.

История развития образа матери в русской поэзии

Образ матери в русской поэзии преемственно связан с фольклорной традицией. Уже в фольклорных произведениях – в свадебных и похоронных песнях – возникает образ матери. В духовных стихах этот образ предстаёт через образ Богоматери, особо чтимый на Руси.

В поэзии XIX века тема матери в первую очередь связана с именами М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. В творчестве этих поэтов образу матери придавалось большое значение. Можно утверждать, что именно с творчества М. Ю. Лермонтова изображение матери начинает входить в классическую поэзию. У А. С. Пушкина нет ни одного стихотворения, посвящённого матери, в творчестве М. Ю. Лермонтова их насчитывается несколько. Например, «Кавказ», «Ангел».

По-настоящему глубоко и полно представлена тема матери в творчестве Н. А. Некрасова. Многие стихотворения поэта посвящены нелёгкой судьбе его родной матери. Наряду с подобным конкретным воплощением данного образа в поэзии Н.А. Некрасова присутствует и обобщённый образ – народный образ матери.

В поэзии ХХ века тема матери получила своё дальнейшее развитие. В частности, в творчестве таких поэтов, как Н. Клюев, А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Твардовский и др. Стоит отметить, что в поэзии второй половины ХХ века тема матери неразрывно связана с темой войны или с темой деревни.

Образ матери является вечной темой, которая не утратит своей значимости никогда. Отношение к матери, любовь к ней – это то мерило, которое точно определяет уровень культурного развития общества, его нравственные ценности и духовный мир каждого его члена.

Образ матери в поэзии Н. А. Некрасова (на примере стихотворения "Внимая ужасам войны...")

В мировой литературе образ матери является одним из наиболее почитаемых. Русские прозаики и поэты тоже неоднократно обращались к нему, но в литературе XIX века более полное и трогательное воплощение образ матери получил в творчестве Н. А. Некрасова.

До конца своих дней Н. А. Некрасов хранил в памяти светлый образ родной матери. Поэт посвятил ей стихотворения «Последние песни», «Рыцарь на час», поэму «Мать». Он очень тосковал по ней во время учебы в ярославской гимназии, а потом в Петербурге, в годы тяжелой самостоятельной жизни его согревало чувство глубокой привязанности и любви к матери.

Н.А. Некрасов сочувствовал трудной и непростой жизни своей матери с суровым мужем, малообразованным армейским офицером, ставшим деспотом семьи, и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью. Тёплые воспоминания о матери проявились в творчестве поэта в виде произведений о нелегкой женской доле на Руси. Более масштабно идея материнства проявилась позднее в таких известных произведениях Н. А. Некрасова, как глава «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», стихотворение «Орина, мать солдатская».

Так, образ матери становится одним из главных положительных героев творчества Н. А. Некрасова.

Более подробно рассмотрим образ матери в творчестве Н. А. Некрасова на примере стихотворения «Внимая ужасам войны…», посвящённого Крымской войне 1853 – 1856 гг. Это небольшое по размеру стихотворение, всего в 17 строчек, ёмко и глубоко передаёт всю бессмысленность кровавой и беспощадной войны:

Внимая ужасам войны, При каждой новой жертве боя…

Поэт размышляет о том, каким горем для близких людей обернётся гибель солдата, но сострадает он в первую очередь матери, потерявшей на войне сына:

Мне жаль не друга, не жены, Мне жаль не самого героя... Увы! утешится жена, И друга лучший друг забудет; Но где-то есть душа одна - Она до гроба помнить будет!

Для матери гибель сына – настоящая трагедия, ведь именно она любит своего ребёнка искренне и беззаветно, неисчерпаемой любовью к нему наполнена вся её жизнь, составляется смысл всей её жизни.

Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы - То слезы бедных матерей!

Когда со временем о погибшем «герое» позабудут все – друзья, жена, о нём вечно будет помнить и скорбеть его мать, которую поэт сравнивает с плакучей ивой.

Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей...

С момента написания данного стихотворения прошло много времени, отгремели войны, погиб не один "герой", но, к сожалению, оно до сих пор не утратило своей актуальности. И не утратит до тех пор, пока матери будут терять своих сыновей на войне. Образ матери, представленный в данном произведении, стал собирательным образом всех матерей, что оплакивают сыновей, не вернувшихся с полей сражений.

Образ матери в поэзии С. А. Есенина (на примере стихотворения "Письмо матери")

В русской поэзии ХХ века тема матери получает свое продолжение в творчестве С. А. Есенина.

Обратимся к его стихотворению «Письмо матери». Оно было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни поэта. Во многих его произведениях того времени звучит тема безвозвратно ушедшего прошлого, но наряду с ней возникает и тема матери. Одним из таких произведений стало стихотворение «Письмо матери», написанное в форме обращения к ней. Всё поэтическое послание пронизано нежностью и любовью к самому родному человеку:

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

Поэт восхищается любовью и заботой матери, которая беспокоится о своём сыне, волнуется за его жизнь и судьбу. Тоска и нерадостные предчувствия заставляют её всё больше грустить, нежели радоваться:

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Не удаётся лирическому герою в письме успокоить свою мать, многое упущено, потеряно или утрачено. Он понимает, что прошлого уже не вернуть, но мать для него – это та самая ниточка, которая связывает его с прошлым, беззаботным, светлым и чистым. Именно отсюда такая нежная и трогательная взаимная любовь.

И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Завершается поэтическое послание, адресованное матери, призывом лирического героя, который звучит проникновенной просьбой, не грустить, не беспокоиться о своём непутёвом сыне. Примечательно то, что в финальных строках нет успокоения, обещания, надежды, что всё будет хорошо. Ведь, несмотря ни на что, мать не перестанет беспокоиться о своём сыне, любить его искренне и нежно.

Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Образ матери в поэзии А. Т. Твардовского (на примере цикла "Памяти матери")

Тема матери присутствует на протяжении всего творчества А. Т. Твардовского. Например, в таких стихотворениях разных лет, как "Матери", "Песня", "С одной красой пришла ты в мужний дом..." и др. Очень часто образ матери в произведениях поэта выходит за рамки посвящения одному конкретному человеку – родной матери - и становится образом Родины. Так, всеобщий образ матери-женщины рисуется в стихотворениях "Сын", "Мать и сын", "Ты робко его приподымешь...", особенно в творчестве, посвящённом войне (поэма "Дом у дороги").

В 1965 году А. Т. Твардовским создан цикл «Памяти матери». Цикл состоит из четырех стихотворений, посвященных матери, в которых представлены воспоминания о жизни матери, а также нашла своё отражение память поэта о ней. Поводом для его появления стала кончина в 1965 году матери поэта, Марии Митрофановны. Но в последнем стихотворении данного цикла смерть уступает жизни, она представляется поэтом неким переходом.

Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону - домой…

Упоминаемая в стихотворении песня матери, знакомая с самого детства, рассказывает всю её жизнь. Прощание с отчим домом после замужества, расставание с родным краем и ссылка в неприветливую чужую сторону и долгожданное возвращение на родину.

Давней молодости слёзы, Не до тех девичьих слёз, Как иные перевозы В жизни видеть привелось. Как с земли родного края Вдаль спровадила пора. Там текла река другая - Шире нашего Днепра.

В каждой строке этого стихотворения ощущается глубина переживаний, нежнейшие и в то же время грустные чувства поэта. Стихотворение завершает тему матери в творчестве А.Т. Твардовского, но в нём рисуется вечно живой образ матери - как собственной матери поэта, так и обобщенный образ материнства.

Любовь ко всему родному: родному крову, очагу, к близким -это самая светлая...тема есенинской поэзии. Стихи Есенина, обращенные к заброшенному деревенскому дому, старушке матери-это драгоценные выражения русской лирики.

И действительно, стихотворение "Письмо матери"одно из наиболее совершенных в художественном отношении произведений Есенина.

Мать переживает за сына, ни с кем не делится своей тревогой, не беспокоит и сына своими тягостными раздумьями. Он узнает о ее переживаниях от кого другого (Пишут мне...) .

Герой относится к матери с большой любовью, называет ее: родная, старушка, помощь и отрада.. .

Мы чувствуем, что поэт одинок, у него нет никого близкого, кроме матери (Ты одна мне помощь...) .

Он высказывает ей самые лучшие пожелания (Пусть струится...) , и просит успокоиться, забыть про тревогу, не грустить. И самое лучшее, чем он может обрадовать мать-это рассказать о своей жизни, а еще лучше - приехать домой.

Любовь и нежность к матери сочетаются с любовью к своему краю, родительскому дому. "Низенький, избушка"-нежно называет поэт свой дом, мечтая в него вернуться и начать новую жизнь.
Плавность, напевность характерны для ритма стихотворения, что роднит его с произведениями песенного народного творчества. Не случайно "Письмо матери" еще при жизни Есенина было положено на музыку В. Н. Липатовым и стало "народной" песней.

Конспект урока по литературе
на тему: «Образ матери в лирике С.А. Есенина»
Автор: Будера Н.С.
Цели урока:
- раскрыть особенность образа матери в творчестве С. Есенина на примере стихотворения «Письмо матери», выявить нравственную актуальность темы матери в современном мире
- формировать умение художественного анализа текста
- содействовать воспитанию нравственных качеств: уважения к женщине, любви к матери.
Тип урока: урок анализа лирического стихотворения
Формирующие компетенции: ОК4, ОК6
Оснащение: мультимедийная презентация, стихотворение С. Есенина «Письмо матери», аудиозаписи стихотворений, видеоролики.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п
Этапы занятия, учебные вопросы
Формы и методы обучения
Временная регламентация

1
Организационный этап:
-проверка посещаемости;
-проверка готовности студентов к занятию

2
Проверка домашнего задания







Фронтальный опрос
5 мин

3
Сообщение темы занятия
Мама, мамочка Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится, оберегает нас и всегда ждет.

Правильно. Тема сегодня урока звучит как «Образ матери в творчестве С.А. Есенина». Вот сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть эту тему на примере стихотворения С. Есенина «Письмо матери»
Беседа с обучающимися
2 мин

4
Мотивационный момент:
- обоснование необходимости изучения данной темы для эффективного освоения дисциплины;
-вовлечение студентов в процесс постановки цели и задач занятия

5
Работа по теме занятия


Индивидуальные задания, анализ художественного текста, беседа с обучающимися
25 мин

6
Подведение итогов занятия, оценка результатов работы

7
Домашнее задание: творческая работа- написать письмо своей маме.

8
Рефлексия: насколько достигнуты цель и задачи занятия

Преподаватель Будера Н.С.
Приложение к конспекту урока
Организационный момент
Учитель: Добрый день, уважаемые студенты. Я рада приветствовать вас сегодня на этом уроке.
На предыдущих уроках мы с вами говорили о творчестве знаменитого русского поэта XX века Сергея Александровича Есенина. И сегодня мне хотелось бы продолжить с вами разговор об этом поэте и о его творчестве.
Проверка домашнего задания
Дома вы подробно изучили биографию Сергея Есенина и познакомились с основными вехами его творчества. Я предлагаю сейчас провести небольшой блиц-опрос по биографии этого поэта. На слайде вам предложен ряд вопросов:
- Назовите годы жизни Сергея Есенина?
- Какое село нашло отражение в его творчестве?
- С какого стихотворения начинается творческая деятельность С. Есенина?
- Кто был литературным наставником С. Есенина?
- Какой славой пользовался С. Есенин в литературных кругах?
- Образы каких женщин были отражены в поэзии С. Есенина?
- Какие стихотворения и поэмы принесли славу С. Есенину?
Ответьте мне на вопрос:
- Почему поэт С.А. Есенин был так популярен не только свое время, но и даже после смерти?
Ответ 1: С. Есенин был выходцем из деревни. Он был близок к народу, к простому народу. А крестьян в то время в стране было значительно больше. Россия всегда считалась страной «крестьянской». Поэтому Есенин почти везде был «своим».
Ответ2: Есенин обладал невероятным обаянием. Он пользовался большой популярностью у женщин. А многие мужчины завидовали ему. В жизни Есенина было много людей, которые по достоинству оценили его талант: это и Анна Изряднова, и Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд, и Галина Бенескавская, которая всегда и при любых обстоятельствах была рядом с поэтом, это и Айседора Дункан, Анатолий Мариенгоф, Александр Блок- первый учитель и настовник Есенина, Сергей Городецкий ввел Есенина в лиретаурные круги Петербурга и многие другие.
Ответ 3: На мой взгляд, главная актуальность личности Есенина состоит в его лирике. Тематика его стихотворений не просто разнообразна. Темы его стихотворений остаются современными и популярными по сей день. В его творчество мы можем найти стихотворения о природе, о его родном селе, невероятно красивы и трогательны стихи о любви. Большой пласт его лирике посвящен философским рассуждения о смысле жизни. И, конечно же, очень много стихотворений Есенин посвящал своим дорогим и близким людям.
Учитель: Спасибо, ребята за ваши ответы. Они были верны и раскрыли сущность популярности С.А. Есенина. И сегодня мне бы хотелось поговорить с вами как раз о такой теме в лирике Есенина, которая занимает особое место в его творчестве.
Я расскажу вам одну причту.
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
- Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
- О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?
Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:
- Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.
Затем ребенок спросил:
- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
- Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя
- Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
- Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?
- Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.

Чтец:
Воспевают все, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа
Это искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте!
Я произношу его:
МАМА! (Р.Гамзатов)

Сообщение темы урока

Учитель: Мама, мамочка Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится, оберегает нас и всегда ждет.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какова тема сегодняшнего урока?
Правильно. Тема сегодня урока звучит как «Образ матери в творчестве С.А. Есенина». Вот сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть эту тему на примере стихотворения С. Есенина «Письмо матери».
IV. Мотивационный момент
- Какие цели мы должны поставить себе в начале нашего урока? На какие вопросы мы должны сегодня ответить?
(Как показан образ матери в лирике Есенина? Почему эта тема актуальна? Какими средствами показан Есениным образ матери?)
Работа по теме урока
Учитель: В течение урока мы с вами попытаемся ответить на эти вопросы. А для более полного изучения данной темы мы с вами разделены на группы, каждая из которых заранее получила свое задание.
Сегодня вы разделены на группу «Историков», группу «Биографов», группу «Литературоведов- лингвистов» и группу «Экспертов», которая и подведет итог сегодняшнего занятия.
Учитель: Стихотворение С.А. Есенина «Письмо к матери»- одно из самых популярных стихотворений поэта. Уникальность этого стихотворения видна сразу, стоит только его слышать.
Чтец:
Письмо матери
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.


Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
1924

Учитель: Посмотрите еще внимательно на это стихотворение. Сколько любви, тепла и нежности вложил в него поэт. С каким трепетом он описал образ своей матери.
- Что это была за женщина? Какую роль она сыграла в судьбе С. Есенина?
Об этом нам расскажет группа биографов
«Биографы»
1 студент: Мать поэта Татьяна Федоровна (в девичестве Титова) была выдана замуж по сговору да расчету, так как отец разорился и дать должного приданного за свою любимицу, певунью-плясунью уже не мог. Муж оказался слабосильным, безвольным человеком. Чувствуя, что невестка равнодушна к ее сыну, свекровь изводила молодую попреками, а муж по тихости и мягкости не перечил матери, не защищал жену. Все кончилось тем, что Татьяна, отдав малолетнего сына в отцов дом, уехала в Рязань, сильно переживая разлуку с сыном. Позднее Татьяна вернулась в деревню – не столько к мужу, сколько к домашнему очагу и законному сыну.
2 студент: Не смотря на все разногласия в семье, мать занимала одно из важных мест в жизни С. Есенина. Об этом свидетельствуют те трогательные письма, которые писал ей поэт.

Учитель: Но особенно ярко и трогательно образ матери был раскрыть в стихотворении «Письмо к матери».
- В какой период жизни поэта было написано это стихотворение? И какие события предшествовали этому?
Об этом нам расскажет группа «историков».
«Историки»
1 студент: В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное «Письмо матери» . Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается.
2 студент: О первом чтении Есениным стихотворения "Письмо к матери" вспоминает писатель Иван Евдокимов: "Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышана:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта. (фото матери)
Дальше мои впечатления пропадают,- заканчивал Евдокимов,- потому что зажало мне крепко горло; таясь и прячась, я плакал"
Учитель: Обратите внимание, какой неизгладимый след оставило это стихотворение в сердцах многих людей, прочитавших его.
- В чем же уникальность этого стихотворения? Как удалось поэту так тонко передать образ самого близкого для него человека?
Учитель: Но самое сложное задача сегодня у группы литературоведов. А кто такие «литературоведы»? В чем их основная задача? Как вы думаете? Верно, вы правы. Давайте подумаем вместе, какие вопросы мы можем задать этой группе?
Давайте обратимся к исследованиям группы «Литературоведов»
«Литературоведы»
1 студент: Стихотворение "Письмо матери" было написано Есениным в 1924 году и представляет собой лирическое поэтическое обращение к самому дорогому человеку - матери. Самая настоящая, верная, взаимная и преданная любовь связывает этих двух людей, освещая жизнь поэта. Он признаётся, что мать "одна мне несказанный свет", и, судя по её волнениям, она тоже очень переживает за судьбу любимого единственного сына. Сквозь всё творчество Есенина проходит этот светлый образ матери - наделенный индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины - сказочный облик той, которая не только подарила весь мир, но и осчастливила песенным даром.
Название стихотворения очень информативно. Оно и даёт нам указания на жанр стиха - письмо, и подчёркивает его адресата - мать. Эти сведения позволяют нам сделать вывод о глубокой личности стихотворения, о его интимности.
2 студент: Тема произведения - материнская неиссякающая любовь, несмотря на то, что сын "повеса" и "хулиган". Идея стихотворения тесно переплетается с темой и ставит своей целью не только показать истинную любовь матери, но и отразить душевное состояние самого поэта на тот момент времени, а ведь мы помним, что 1924 год предшествовал году смерти Есенина и уже тогда его терзали тягостные муки, раздумья, как он говорит - "тоска мятежная".
3 студент: Сюжет стихотворения плавен, начинается с приветствия матери и несколько раз перетекает во временные воспоминания, возвращается в прошлое или стремится в будущее. Композиция тоже построена по схеме письма: вступление: "Ты жива ещё, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!" Динамично развивающийся сюжет подходит к кульминации "и молиться не учи меня. Не надо!", и затем - к развязке - "Так забудь же про свою тревогу" Связующим звеном, придающим целостность композиции, является рефрен - повторяющиеся строчки " что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне." Кольцевая композиция придаёт завершенность произведению.
4 студент: Основных образов двое: мать и сын. Олицетворяющая добро и свет мать противопоставляется сыну, но всё же он "не такой уж горький пропойца", "чтоб, её не видя, умереть". Мы понимаем, что внутренний мир свой поэт готов открыть только перед родным, близким человеком, признаваясь даже в том, что "по-прежнему такой же нежный". Перед остальными же он остаётся всё таким же непонятным повесой - поэтом, может именно поэтому так мечтает поскорее "воротиться в низенький наш дом". Образ матери здесь представлен чистым, светлым, заботливым, отрадным.
5 студент: В стихе прекрасная рифма, пятистопный ямб создают особый ритм всего стихотворения, который несёт в себе душевное состояние лирического героя. Обилие средств художественной выразительности: метафоры ("струится свет"), эпитеты ("кабацкая драка", "ранняя утрата"), инверсии, просторечные слова ("саданул", "шибко") придают колоритность, анафора способствует ритмическому разнообразию так же, как и синтаксический параллелизм.
Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и подчеркнуты Есениным в образе матери. В "Письме матери" сыновьи чувства выражены с пронзительной художественной силой: "Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет!"
Учитель: Это стихотворение было положено на музыку и стало народной песней еще при жизни поэта. Красота и поэтичность слышны уже в первых нотах.
Звучит песня «Письмо к матери»
Подведение итогов урока
Учитель: Теперь обратимся к группе «Экспертов».
- Сделайте вывод, каково отношение Есенина к матери? Какие чувства вложил автор в строки стихотворения?
1 студент: Герой относится к матери с большой любовью, называет ее: родная, старушка, помощь и отрада...
Мы чувствуем, что поэт одинок, у него нет никого близкого, кроме матери (Ты одна мне помощь...).
Он высказывает ей самые лучшие пожелания (Пусть струится...), и просит успокоиться, забыть про тревогу, не грустить. И самое лучшее, чем он может обрадовать мать - это рассказать о своей жизни, а еще лучше - приехать домой.
2 студент: Любовь и нежность к матери сочетаются с любовью к своему краю, родительскому дому. «Низенький, избушка»-нежно называет поэт свой дом, мечтая в него вернуться и начать новую жизнь.
Есенин в 1924 году пишет стихотворение «Письмо от матери», которое перекликается со стихотворением «Письмо матери».
В творчестве Сергея Александровича Есенина очень много стихотворений, посвященных именно матери или стихотворений, в которых отражен этот образ. Это такие стихотворения как «Разбуди меня завтра рано», «Матушка в Купальницу по лесу ходила», «Письмо от матери».
Чтец:
Письмо от матери

Чего же мне
Еще теперь придумать,
О чем теперь
Еще мне написать?
Передо мной
На столике угрюмом
Лежит письмо,
Что мне прислала мать.

Она мне пишет:
"Если можешь ты,
То приезжай, голубчик,
К нам на святки.
Купи мне шаль,
Отцу купи порты,
У нас в дому
Большие недостатки.
Мне страх не нравится,
Что ты поэт,
Что ты сдружился
С славою плохою.
Гораздо лучше б
С малых лет
Ходил ты в поле за сохою.

Стара я стала
И совсем плоха,
Но если б дома
Был ты изначала,
То у меня
Была б теперь сноха
И на ноге
Внучонка я качала.

Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому,
И без семьи, без дружбы,
Без причал
Ты с головой
Ушел в кабацкий омут.

Любимый сын мой,
Что с тобой?
Ты был так кроток,
Был так смиренен.
И говорил все наперебой:
Какой счастливый
Александр Есенин!

В тебе надежды наши
Не сбылись,
И на душе
С того больней и горше,
Что у отца
Была напрасной мысль,
Чтоб за стихи
Ты денег брал побольше.

Хоть сколько б ты
Ни брал,
Ты не пошлешь их в дом,
И потому так горько
Речи льются,
Что знаю я
На опыте твоем:
Поэтам деньги не даются.

Мне страх не нравится,
Что ты поэт,
Что ты сдружился
С славою плохою.
Гораздо лучше б
С малых лет
Ходил ты в поле за сохою.

Теперь сплошная грусть,
Живем мы, как во тьме.
У нас нет лошади.
Но если б был ты в доме,
То было б все,
И при твоем уме -
Пост председателя
В волисполкоме.
Тогда б жилось смелей,
Никто б нас не тянул,
И ты б не знал
Ненужную усталость,
Я б заставляла
Прясть
Твою жену,
А ты, как сын,
Покоил нашу старость".
. . . . . . . . . . . . . .
Я комкаю письмо,
Я погружаюсь в жуть.
Ужель нет выхода
В моем пути заветном?
Но все, что думаю,
Я после расскажу.
Я расскажу
В письме ответном...

Учитель: Ребята, посмотрите, поэт использует для своих стихотворений особый жанр- жанр письма.
- Как вы думаете, почему Есенин использует именно это жанр?
Учащийся: Письмо маме – это размышление о прожитых годах, о каком-то этапе жизни, своего рода подведение итогов. Именно в письме мы можем рассказать самое сокровенное и личное, которое не осмеливаемся сказать человеку в глаза.
Рефлексия
Учитель: Теперь давайте вернемся к вопросам, которые мы задавали в начале урока.
- Скажите, на все ли вопросы мы дали ответы?
Учитель: Верно. Мы с вами не ответили на один из поставленных вопросов: почему эта тема актуальна сейчас?
Учитель: Я думаю, что сегодня вы хорошо поработали, и нам нужно поблагодарить ребят, которые были сегодня наиболее активны.

Учитель: В суете дней, в череде событий мы с вами порой забываем о тех людях, которые всю жизнь находятся рядом с нами- это наши мамы. Мы обижаемся на них, что они ругаются на нас, ворчим, когда они нас не понимают, порой даже злимся, если все получается в нашей жизни не так, как мы хотим. А ведь они не виноваты. Они только хотят, чтобы мы с вами были счастливы. Они радуются нашим победам и разделяют наши печали. А мы порой даже забываем поздравить их с праздником.
И вот сегодня в преддверии всероссийского Дня матери мне хотелось бы вам пожелать, помните о своих матерях, цените их, берегите и, конечно же, дарите им свою любовь и заботу.
Домашнее задание
Учитель: А домашним заданием я хочу, чтобы стал ваш подарок своим мамам. Напишите им письмо. Расскажите в нем все то, о чем вы когда-то молчали или боялись сказать. Расскажите о своей любви и нежности к своей маме. Пусть она однажды прочитает его и поймет, что для вас самым дорогим человек в жизни всегда останется мама.

Прежде чем выяснять, кем были родители Есенина, надо честно признаться, что весь рассказ все равно в итоге сведется к жизни и творчеству самого поэта. А о нем можно писать бесконечно, ведь поклонников всегда интересовали люди, которые повлияли на формирование его личности, и та среда, в которой вырос этот уникальный русский самородок, по своей величине близкий Пушкину и Лермонтову, тропа любви к которому и по сей день не зарастает.

Родина

День рождения Есенина прошел в живописном уголке России 3 октября 1895 года. Этот великолепный есенинский край сегодня каждый день принимает огромное количество посетителей. Будущий поэт появился на свет в Константиново (Рязанская область), в старинном селе, которое привольно раскинулось среди лесов и полей на правом берегу Оки. Природа этих мест богом вдохновенна, не зря именно здесь родился гений с преданной русской душою.

Дом Есенина в Константиново уже давно стал музеем. Широкие ковры заливных лугов и живописные низменности у реки стали колыбелью поэзии великого поэта. Родина была главным источником его вдохновения, к которому он постоянно припадал, черпая силу русской любви к отчему дому, русскому духу и своему народу.

Родители Есенина

Отец поэта, Александр Никитич Есенин (1873-1931 гг.) с юности пел в церковном хоре. Он был крестьянином, но для крестьянского дела совсем не годился, поскольку толком и лошадь запрячь не мог. Поэтому и уехал работать в Москву к купцу Крылову, который держал мясную лавку. Александр Есенин был очень мечтательным. Он мог долго задумчиво сидеть у окна, очень редко улыбался, но при этом мог рассказывать такие смешные вещи, что все кругом катались со смеху.

Мать поэта, Татьяна Федоровна Титова (1873-1955 гг.), тоже была из крестьянской семьи. Она почти всю свою жизнь прожила в Константиново. Рязанская область практически пленила ее. Татьяна Федоровна дала своему сыну Сергею силу и уверенность в таланте, без этого он никогда бы не решился ехать в Петербург.

Родители Есенина не были счастливы в браке, однако мать всю свою жизнь жила с тяжелым сердцем и жуткой болью в душе, и на то были серьезные причины.

Брат Александр Разгуляев

Не каждый знает, но рядом с могилой поэта на есть и могила сводного брата Есенина по матери - Александра Ивановича Разгуляева. Все дело в том, что Татьяна Федоровна, будучи еще очень молодой, вышла замуж за Александра Никитича не по любви. Родители Есенина как-то сразу не поладили. Отец сразу же после свадьбы вернулся в Москву, в мясную лавку купца Крылова, где до этого работал. Татьяна Федоровна была женщиной с характером и не уживалась ни с мужем, ни со свекровью.

Сына Сергея она отправила на воспитание к своим родителям, а сама в 1901 году уехала подрабатывать в Рязань и там встретила, как ей тогда показалось, свою большую любовь. Но наваждение быстро прошло, и от этой грешной любви родился сын Александр (1902-1961 гг.).

Татьяна Федоровна хотела получить развод, но муж не давал. Мальчика ей пришлось отдать кормилице Е. П. Разгуляевой и записать на ее фамилию. С этой минуты жизнь ее превратилась в кошмар, она страдала и тосковала по малышу, иногда навещала его, но забрать не могла. Сергей Есенин узнал о нем в 1916 году, но встретились они лишь в 1924-ом в доме деда - Федора Титова.

Александр Никитич Есенин писал своей старшей дочери Екатерине, которая тогда жила у Бениславской, чтобы не принимали они к себе Александра Разгуляева, так как ему было очень больно переносить это. Обида на мать была и в сердце поэта. Хотя он и понимал, что брат Александр ни в чем не виноват, однако теплых отношений у них тоже не было.

Александр Иванович Разгуляев, конечно же, гордился своим братом. Он прожил жизнь скромного труженика железной дороги, воспитавшего четверых детей. Все свои жуткие воспоминания о сиротском детстве он описал в «Автобиографии».

Сестры

У Есенина были и двое любимых сестер: Екатерина (1905-1977 гг.) и Александра (1911-1981 гг.). Екатерина вслед за братом из Константиново отправилась в Москву. Там она помогала ему в литературно-издательских делах, а потом после его смерти стала хранительницей его архивов. Екатерина вышла замуж за близкого друга Есенина - Василия Наседкина, репрессированного и казненного НКВД в 1937 году по сфабрикованному «делу литераторов». Сама получила срок два года. Умерла от инфаркта в Москве.

Вторую сестру звали Александрой. Она тоже много труда и усилий приложила для создания музеев Есенина, предоставляя фотографии, рукописи и другие ценные семейные реликвии и экспонаты. Разница с братом у нее была 16 лет. Он ласково называл ее Шуренкой. В конце 1924 года, вернувшись из-за границы, он забрал ее к себе в Москву. Мать благословила ее Тихвинской иконой Божией Матери, которая сейчас находится в Поэт обожал своих сестер и получал огромное удовольствие от общения с ними.

Дедушка и бабушка

Есенин долгое время воспитывался у родителей своей матери. Бабушку звали Наталья Евтихиевна (1847-1911гг.), а дедушку - Федор Андреевич (1845-1927 гг.) В их семье, кроме внучка Сережи, жили еще трое их сыновей. Именно благодаря своей бабушке Есенин познакомился с народным фольклором. Она рассказывала ему много сказок, пела песни и частушки. Сам поэт признавался, что именно бабушкины рассказы подтолкнули его к написанию первых стихов. Дед Федор был человеком верующим, хорошо знающим церковные книги, поэтому каждый вечер в их доме были чтения.

Переезд к отцу

Окончив Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу в 1912 году и получив диплом учителя школы грамоты, Есенин сразу переехал к отцу в Москву на ул. Щипок в Большой Строченовский переулок д. 24 (сейчас там расположен музей Есенина).

Александр Есенин был рад его приезду и думал, что сын будет ему надежным помощником, но очень огорчился, когда тот объявил ему, что хочет стать поэтом. Сначала он помогал отцу, но затем начал воплощать свои идеи в жизнь и устроился в типографию И. Д. Сытина. А дальше не будем в очередной раз пересказывать всю его биографию, которая и так уже достаточно известна, а лучше постараемся понять, что же это был за человек.

Похабник и скандалист

О нем часто говорили много нелицеприятных вещей. Дебош и пьянство действительно были не редкостью в жизни поэта, но к своему таланту и служению поэзии он относился достаточно серьезно и с большим уважением. По утверждениям самого поэта и со слов близких ему людей, например, таких как Илья Шнейдер, в нетрезвом виде он не писал.

Как поэт совести он не смог молчать и, чувствуя боль за страну, которая погружалась в полный беспредел, разруху и голод, стал использовать свои стихи как орудие против власти («Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...», « Русь Советская» и «Русь уходящая»).

Последнее произведение его носило символичное название - «Страна негодяев». После его написания жизнь Есенина резко изменилась, его стали травить и обвинять в дебоширстве и пьянстве. Поэта неоднократно допрашивали люди из ГПУ, которые «шили» ему дело. Сначала хотели уличить его в антисемитизме, потом еще были какие-то наработки. Внучка Льва Толстого Софья зимой 1925 года помогла ему скрыться от преследований, договорившись с заведующим профессором Ганнушкиным о предоставлении поэту отдельной палаты. Но нашлись осведомители, и Есенина опять »взяли на мушку». 28 декабря его зверски убивают под маскировкой самоубийства.

Семья Есенина

С 1914 года Есенин жил в гражданском браке с корректором Анной Романовной Изрядновой (1891-1946 гг.). Она родила ему сына Юрия, который, окончив Московский авиационный техникум, проходил военную службу в Хабаровске, но его расстреляли в 1937 году по ложному обвинению. Мать умерла, так и не узнав о судьбе сына.

В 1917 г. поэт обвенчался с Зинаидой Райх - русской актрисой и будущей женой режиссера В. Э. Мейерхольда. Семья Есенина обзавелась еще двумя детьми: Татьяной (1918-1992 гг.), которая потом стала писательницей и журналисткой, и Константином (1920-1986 гг.), ставшим журналистом и футбольным статистиком. Но у супругов опять что-то не сложилось и в 1921 году они официально развелись.

Практически сразу же произошла встреча Есенина с американской танцовщицей на которой он женился через полгода. Вместе они объездили Европу и США. Но по возвращении на родину, к сожалению, расстались.

Драматическая история разыгралась с секретарем Есенина которая была его настоящим и верным другом в самые тяжелые для него моменты. С ней он встречался и иногда проживал у нее. Они познакомились в 1920 году. После смерти поэта в 1926-ом она застрелилась у него на могиле на Ваганьковском кладбище. Ее похоронили рядом с ним.

У Есенина был также внебрачный сын от поэтессы Надежды Давыдовны Вольпин - Александр. Он родился 12 мая 1924 года, во взрослом возрасте эмигрировал в США и стал ученым-математиком. Умер Александр совсем недавно - в марте 2016 года в Бостоне.

Последние семейные отношения Есенин строил с Софьей Толстой. Ему захотелось начать новую жизнь, однако смерть оборвала все планы. В день рождения Есенина, 3 октября 2015 года, вся страна отмечала 120 лет. Столько бы исполнилось этому талантливому поэту.

Эпилог

В ленинградскую блокаду сын Есенина Константин, воевавший на фронте и выпросивший увольнительную, в один из сумрачных дней 1943 года появился на перекрестке Невского и Литейного проспектов. Солдатик в нахлобученной пилотке, протертой и прожженной шинели неожиданно увидел, что работает магазин «Старой книги», и без всякой цели просто зашел в него. Он стоял и рассматривал После вонючих болот и осклизших траншей оказаться среди книг для него было почти блаженством. И вдруг к продавщице, у которой было сильно уставшее и носившее следы голода и тяжелых переживаний лицо, подошел человек и спросил у нее, не будет ли у них томика Есенина. Она ответила, что сейчас его книги являются большой редкостью, и человек сразу ушел. Константина удивило, что в блокаду, в суровой и отчаянной жизни кому-то понадобился Есенин. И что удивительно, в магазине именно в ту минуту в обмотках и грязных ботинках рядом оказался солдат Константин Есенин -сын поэта...