О четвертом регулирующем принципе. Александр Хакимов — Четыре регулирующих принципа

Вопрос: Ради безопасности женщины, ее всегда защищают муж, отец и сыновья. Что делать, если муж умер очень рано, и она не может повторно выйти замуж согласно ведическим наставлениям?
Ответ: Ну это не совсем правда. Это скорее индуистская традиция. Но есть разные смирти-шастры, которые дают предписания как жить в обществе: знаменитая Ману-смрити, Парашара-смрити, Ягьявалкья, Вишну-смрити, Нарада-смрити и другие. Не нужно думать, что все эти авторы в ситуации, когда муж женщины умирает… Некоторые авторы смрити позволяют: женщина в таком случае может выйти замуж.

Вопрос: Ради безопасности женщины, ее всегда защищают муж, отец и сыновья. Что делать, если муж умер очень рано, и она не может повторно выйти замуж согласно ведическим наставлениям?

Ответ: Ну это не совсем правда. Это скорее индуистская традиция. Но есть разные смирти-шастры, которые дают предписания как жить в обществе: знаменитая Ману-смрити, Парашара-смрити, Ягьявалкья, Вишну-смрити, Нарада-смрити и другие. Не нужно думать, что все эти авторы в ситуации, когда муж женщины умирает… Некоторые авторы смрити позволяют: женщина в таком случае может выйти замуж. Даже если маленькие дети есть. Это позволительно. То есть это похоже больше индуистская традиция. В любом случае она уже в нынешнюю эпоху развалилась, то есть то, что женщина, когда ее муж умирает не может выйти замуж. Я не против этого. Хотя меня уже тут прозвали дипломированным женоненавистником.

Вопрос: Если у мужа финансовые трудности, и женщина идет на работу, разве она не исполняет свою дхарму свои обязанности?

Ответ: Как Бхишма сказал, когда Драупади уговаривала его: «Разве это дхарма, то что меня притащили на это собрание?» Он сказал: «Ну, законы дхармы очень тонки». Он избежал Ответа на Вопрос. Теоретически — это возможно. Часто чтобы следовать одному принципу дхармы, нужно нарушить другой принцып дхармы. Такое бывает. Общее понимание культуры таково, что как правило, даже в этих обстоятельствах жена не будет ходить независимо. Может быть вместе с мужем она будет ходить. Как, например, на стойке муж с женой работают вместе. Процеветание Индии увеличивается, но это все за счет эксплуатации тех ади-васи, которые работают за копейки, например, на стройках. Им приходится спасть на стройках, они готовят очень простую пищу. И, похоже, что никому нет до них дела, разве что политикам во время выборов. Так или иначе, это пример женщин, которые ходят на работу вместе со своими мужьями.

Вопрос: Насколько важен четвертый регулирующий принцип: не вступать в недозволенные половые отношения с мужем или женой?

Ответ: Все регулирующие принципы – это регулирующие принципы. Им нужно следовать. Если мы им не следуем, то мы не продвигаемся в духовной жизни. С другой стороны, если жена отказывает в этой возможности своему мужу, он идет куда-то в другое место. Поступая так, он становится более падшим, и вся семья подвергается риску. […]

Вопрос: Брахмана-дхарма – она для мужчин?

Ответ: Да. Как я сказал, шастры обращены к мужчинам. Эти наставления даются для мужчин. Человеческая форма жизни, особенно мужская, подходит для самопознания. И женщины также разделяют это, служа своему мужу. Служа своему мужу, они получают тот же результат. Вот почему в традиции мужчины-брахманы совершали суровую аскезу, проводили много ритуалов. Но женщины просто должны были служить своим мужьям.

Однажды группа риши подошла к ашраму Вьясадевы. Они хотели задать ему три Вопроса: какая сама лучшая юга, какая самая лучшая варна и каков самый лучший пол? Когда они пришли, Вьясадева мылся в реке Алакананде. Эта река протекала перед его ашрамом. Вьясадева все знает. Мудрецы обратились к нему. Он был в реке. И обычно это подразумевает три раза погрузиться. Он один раз погрузился, встал и сказал: «Кали-юга», то есть лучшая юга – это Кали-юга. Еще раз погрузился, встал и сказал: «Шудра». Еще раз окунулся, встал и сказал: «Женщина». Кажется, должно быть наоборот. Сатья-юга – лучший век, брахманы – лучшая каста или варна, не совсем каста и не совсем варна, это не одно и то же, и мужчины лучше, потому что мужчины более подходят для самопознания. И затем Вьясадева объяснил. Кали-юга лучший век, потому что, Вьясадева объясняет и в Шримад Бхагаватам также об этом сказано, те, кто действительно обладают знанием, качеством, они прославляют или поклоняются Кали-юге, потому что в эту эпоху просто благодаря кришна-санкиртане все достигается. Тогда как в другие юги достижение цели жизни очень затруднено. Затем он сказал, что шудры лучше, потому что они просто служат, им не нужно проходить через трудности. Если они просто с верой служат высшим сословиям, то их дхарма исполняется. То же самое относится к женщинам. Они просто служат своим мужьям. Им не нужно проходить через те же трудности, через которые проходят их мужья, но они получают те же результаты.

08.04.2016 07:53

Рейтинг: / 3

ПлохоОтлично

(Это одна из статей, предназначенных для последующей публикации в книге о Вайшнавской культуре и этикете.)

Основываясь на “Шримад-Бхагаватам” (1.17.38 , 11.5.11), Шрила Прабхупада установил, что в качестве обета при инициации, все ученики обещают следовать четырем регулирующим принципам:

Началом религиозной жизни является отказ от основных четырех видов греховной деятельности, а именно: недозволенных половых отношений, мясоедения, азартных игр и употребления одурманивающих средств. (ШБ 4.26.10)

В нашем Движении сознания Кришны необходимым условием является отказ от четырех столпов греховной жизни — недозволенного секса, мясоедения, употребления одурманивающих средств и азартных игр (ЧЧ, Мадхья, 2.24.330)

Эти принципы должны соблюдаться неукоснительно, без каких-либо исключений:

Получая инициацию, ты дал обещание, что не будет никакого незаконного секса. Если же ты еще не в состоянии выполнить обещание, данное своему духовному учителю, то что заставляет тебя называть себя преданным и учеником? Это обыкновенное притворство. Ты должен рассуждать так, что если я обещал своему духовному учителю, то теперь обязан повиноваться ему без каких-либо исключений, в противном случае я не имею никакого права называть себя его учеником. И если ты хочешь стать преданным и служить Кришне в этом качестве, то должен следовать этим четырем основным ограничениям при любых обстоятельствах, без каких-либо исключений. (Письмо от 31 декабря 1972 г.)

Нарушение любого из этих принципов является греховным: “Тот, кто грешит сознательно, не имеет права называться преданным Господа.” (ШБ 2.7.15)

Эти четыре главных греховных действия разрушают основные религиозные принципы аскетизма, чистоты, милосердия и правдивости. (ШБ 1.17.38, КОММЕНТАРИЙ) Поэтому в отношении них не должно быть никаких компромиссов:

Находиться в сознании Кришны означает, что вы отказались от греховной деятельности. Никаких недозволенных половых отношений, никакого мясоедения, никакого употребления одурманивающих средств, никаких азартных игр. Таковы четыре столпа греховной жизни. Люди не готовы отказаться от всего этого. Но мы не идем на компромиссы, так не получится, что вы продолжаете грешить и в то же время я признаю, что вы стали сознающим Кришну. Нет, так не пойдет. Не должно быть никаких компромиссов по этому вопросу. Вы должны отказаться от всей греховной жизни. В противном случае нет никаких шансов стать сознающим Кришну. Кому нужен весь этот цирк? Вы не получаете никакого блага от этого цирка. (Лекция от 24 июля 1973 г.)

Следовательно: "Одурманивающие средства в любом виде: сигареты, жевательный табак или чай — должны быть запрещены." (Беседа от 9 марта 1968 г). Не следует принимать такие одурманивающие вещества, как алкоголь, психотропные препараты (в том числе марихуану и ее производные), пан, орехи бетеля, порошок бетеля, кофе, а также безалкогольные напитки и другие продукты (например, шоколад), которые содержат искусственные стимуляторы, такие как кофеин. (Смотри приложение о шоколаде)

Незаконный секс означает любую сексуальную активность не в браке и не с целью зачатия сознающих Кришну детей. Внебрачные отношения чрезвычайно греховны, наносят урон духовному продвижению и, следовательно, не могут быть приняты. Аборт, контрацепция и стерилизация также греховны. Мастурбация относится к незаконному сексу, так как в этом случае загрязняется сознание и бесполезно тратится живительная жидкость.

Чеснок и лук, а также мясо, рыба и яйца запрещены для преданных. Пища, приготовленная непреданными, также запрещена. Преданные вкушают только кришна-прасад , пищу, приготовленную специально для удовлетворения Господа и предложенную Ему с любовью и преданностью. Шрила Прабхупада пояснил однажды во время изложения четырех регулирующих принципов: “Одним из ограничений является то, что вы не принимаете ничего, что не было предложено Кришне” (Беседа от 9 марта 1968 г.)

Бхактивинода Тхакур дал определение азартным играм:

Игра в карты, шахматы, кости, шашки и так далее, относятся к азартным играм. Современная лотерея также является азартной игрой. Если мы обратимся к историям короля Налы, Юдхиштхиры, Дурьодханы и Шакуни, мы сможем увидеть, что ожесточенная ссора и разорение были следствием попытки накопить богатство путем обмана и кражи во время азартной игры. Даже сегодня азартные игры уничтожают религиозность, экономическое развитие, удовлетворение чувств и освобождение. Те, кто принимают участие в азартных играх, непременно становятся ленивыми и сварливыми. Они не могут заниматься какой-либо религиозной или благочестивой деятельностью. (Бхактивинода-вани-ваибхава, 64.36)

К азартной игре относится даже заключение пари с небольшими ставками. Шрила Прабхупада также приравнял сделки, связанные со спекуляцией к азартным играм. (ШБ 1.17.38, КОММЕНТАРИЙ) Поскольку любой бизнес предполагает определенный риск, то участвуя в подобных предприятиях, вы надеетесь получить большую отдачу при относительно небольших инвестициях, делая ставку на колебания рынка, а не на собственные усилия. После азартных игр Шрила Прабхупада далее осуждает "умозрительные рассуждения" (Письмо от 2 февраля 1970 г.), а также "спортивные ставки", связанные с азартными играми. (Беседа от 9 марта 1968 г.)

Также Шрила Прабхупада считал, что инициированные преданные:

  • Должны посещать вечерние и утренние лекции
  • Должны избегать чрезмерного общения с непреданными
  • Не должны есть пищу, приготовленную непреданными
  • Не должны тратить время на пустые разговоры
  • Не должны заниматься легкомысленными играми
  • Должны постоянно петь и повторять святые имена Господа
  • Пение и повторение Господь Чайтанья объявляет единственным в эту эпоху раздоров путем духовного осознания. Поэтому следует повторять как минимум 16 кругов ежедневно. (Письмо от 30 мая 1968 г.)

Помимо этих самых основных принципов, существуют и другие стандартные правила в сознании Кришны, которые должны соблюдать все преданные, считающие себя последователями Шрилы Прабхупады, о чем убедительно свидетельствуют следующие цитаты из писем Прабхупады. И этот перечень не является исчерпывающим. Шрила Прабхупада возвращался к этим наставлениям буквально в десятках писем, написанных ученикам, и в особенности лидерам ИСККОН.

Все должны посещать мангала-арати и повторять ежедневно шестнадцать кругов. (Письмо от 3 сентября 1974 г.) В твою обязанность входит наблюдать, чтобы они строго следовали регулирующим принципам, четырем запретам, а также предписаниям для преданных, которые включают в себя ранний подъем, утреннее омовение, нанесение тилаки , участие в мангала-арати , повторение шестнадцати кругов джапы и посещение лекции по «Шримад-Бхагаватам».

Такова обязанность всех моих учеников — и старших, и младших. В нашем Движении вообще нет «больших» и «маленьких». Каждый является преданным. Каждый должен следовать практике преданного служения. Здесь, во Вриндаване, я наслаждаюсь тем, как мои ученики говорят. Два раза в день все должны посещать лекции. Утром и вечером необходимо отложить все дела — простой киртан , пойте, танцуйте и очищайтесь. Не притворяйся парамахамсой , думая: «Теперь-то я могу обойтись без слушания «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиты»». Не пытайся стать большим парамахамсой , чем твой Гуру Махараджа. Я хожу и наслаждаюсь лекциями и киртанами своих учеников. Поскольку я это делаю, ты тоже должен это делать. (Письмо от 19 сентября 1974 г.)

Эти принципы являются "основными", "имеют первостепенное значение". Без них "нет духовной жизни":

Это имеет первостепенное значение. Не прекращай повторять шестнадцать кругов ежедневно, рано вставать, участвовать в мангала-арати , посещать лекции и следовать четырем регулирующим принципам. Так ты освободишься от всех беспокойств. (Письмо от 28 декабря 1974 г.)

Придерживайся чистоты и утвердись в сознании Кришны, следуя четырем регулирующим принципам, соблюдая ранний подъем, участвуя в мангала-арати , посещая лекции, и т.д. Это имеет первостепенное значение. (Письмо от 28 декабря 1974 г.)

Просыпайся рано, участвуй в мангала-арати , посещай лекции, повторяй шестнадцать кругов и следуй четырем основным правилам и предписаниям. Это самое важное. Без этого нет духовной жизни. (Письмо от 9 мая 1975 г.)

Изучение философии не возымеет никакого эффекта без практического применения:

Да, чтение моих книг будет тебе полезно, философия нужна, но если ты не будешь применять эту философию в жизни, участвуя во всех храмовых программах, то есть: рано вставать, посещать мангала-арати , выполнять преданное служение, тогда само по себе изучение философии ничего не даст. (Письмо от 7 июля 1972 г.)

Несоблюдение этих принципов препятствует духовной жизни, и для преданного появляется риск сойти с пути духовного развития.

Как только вы прекращаете строго следовать регулирующим принципам, таким как отказ от мясоедения, незаконного секса, приема одурманивающих веществ, азартных игр, раннего подъема до четырех часов, посещение мангала-арати , повторение не менее шестнадцатм кругов и т.д., то ваша духовная жизнь испытывает затруднения, и появляется шанс того, что в любой момент вы можете стать жертвой майи. (Письмо от 15 декабря 1974 г.)

В действительности без соблюдения этих принципов, "не может быть и речи о духовной жизни", а падение становится неизбежным:

Пожалуйста, внуши инициированным преданным необходимость повторения шестнадцати кругов ежедневно на четках и следования четырем регулирующим принципам. Избегайте греховной жизни, в этом случае духовная жизнь станет легче. В действительности, без этих принципов духовной жизни просто не существует. (Письмо от 11 сентября 1976 г.)

Все должны вставать рано утром, совершать омовение, присутствовать на мангала-арати , повторять не менее шестнадцать кругов, посещать лекции, и следовать четырем регулирующим принципам. Если вы не соблюдаете эти правила, то не может быть и речи о духовной жизни. Тот, кто не следует строго этим правилам, неизбежно падет. Ты должен учить их своим личным примером; в противном случае, как они будут учиться? (Письмо от 16 января 1975 г.)

Все должны присутствовать на мангала-арати . Постепенно мы должны сделать нашу жизнь более упорядоченной и строгой, и соблюдать правила и предписания. В противном случае мы падем. (Письмо от 3 мая 1972 г.)

С другой стороны, следование этой системе защитит нас от атак майи :

Потому-то Рупа Госвами и ввел эту систему правил и предписаний, которой я вас учу. Эти правила — подъем до 4 утра, посещение мангала-арати , повторение минимум шестнадцати кругов на четках в день, чтение книг, уличная санкиртана , проповедь всем и каждому, предложение прасада и т.п. — эти принципы призваны защитить нас от атак майи , поддерживая в нас постоянный энтузиазм. (Письмо от 31 декабря 1972 г.)

Все успехи, как отдельных преданных, так и в целом Движения сознания Кришны основаны на соблюдении этих основных принципов:

Никогда не пренебрегайте ежедневным повторением своих шестнадцати кругов на четках, вставайте рано, не пропуская ни одного дня, посещайте мангала-арати , совершайте омовение и следуйте остальным правилам, и тогда все у вас получится, будьте в этом уверены. (Письмо от 13 июня 1972 г.)

Таким образом, будущее этого движения сознания Кришны очень ясно, пока руководители внимательно следят за тем, чтобы все без исключения повторяли шестнадцать кругов, просыпались утром не позже четырех часов, посещали мангала-арати . Наши лидеры должны быть осторожными, чтобы не уничтожить дух энтузиазма в служении, которое является индивидуальным и спонтанным, и добровольным. (Письмо от 22 декабря 1972 г.)

А если ты просто сохраняешь нашу стандартную программу... что означает ежедневное повторение шестнадцати кругов, ранний подъем, посещение мангала-арати , если эта программа строго поддерживается всеми преданными, они будут оставаться чистыми; если же проповедь чиста, автоматически лидеры, руководители, средства, все в достаточном количестве будет дано Кришной, в этом нет сомнения. (Письмо, 23 декабря 1972 года г.)

Этот процесс приводит к совершенству:

Пожалуйста, продолжай следовать всем правилам и предписаниям очень тщательно и строго, и твоя духовная жизнь будет процветать. Просыпайся рано, повторяй шестнадцать кругов, посещай мангала-арати и лекции, и твоя жизнь станет совершенной. (Письмо от 3 февраля 1975 г.)

Просыпайся рано, посещай мангала-арати и лекции, повторяй шестнадцать кругов, и следуй четырем регулирующим принципам без отклонений. Это гарантирует тебе духовное совершенство. (Письмо от 14 марта 1975 г.)

Просто следуя этому процессу без отклонений, повторяя шестнадцать кругов, следуя четырем регулирующим принципам, посещая лекции и мангала-арати , просыпаясь рано, ты постепенно обретешь чистую любовь к Кришне. (Письмо от 28 декабря 1974 г.)

"Главное" для лидеров, чтобы они на собственном положительном примере обучали других этим стандартам:

Главное в том, что ты должен показывать положительный пример другим, строго соблюдая регулирующие принципы, такие как повторение шестнадцати кругов на четках, чтение книг, ранний подъем для участия в мангала-арати и т.д. Подобным образом, ты всех должен поощрять делать также. Мы должны быть очень внимательными в тщательном обучении преданных. (Письмо от 31 января 1973 г.)

И самое главное, это то, что Шрила Прабхупада будет рад, если преданные станут следовать этим принципам:

Я также рад был узнать, что в вашем храме никто не пропускает мангала-арати и что все становятся непоколебимыми и умиротворенными в их служении. Кажется, вы заботитесь о ваших людях очень хорошо. Таков признак первоклассного управления. (Письмо от 28 декабря 1974 г.)

Сначала предлагаю посмотреть удивительное откровение Александра Хакимова о том, как он сам интуитивно пришёл к осознанию практической необходимости соблюдения 4 регулирующих принципов .

(MP4 720 => RAR / 59,37 МБ / 6:21 мин)

4 регулирующих принципа:история происхождения

В «Махабхарате» рассказывается история, в результате которой в 4-х вещах: вино, незаконный секс, азарт и мясоедение - появился тонкий элемент, который сводит людей с ума, вводит их в безумие. Эта история связана с великим ведическим мудрецом Чьяваной Риши (рши)- мудрец-отшельник.

">Риши . Именно Ему мы обязаны тем, что мы должны соблюдать эти 4 регулирующих принципа .

Он жил в Сатья-югу... или, может быть, в самом начале Трета-Юги (в ед.ч. йуга) — четыре циклически повторяющихся периода, через которые проходит в своем развитии Вселенная. Юга — минимальная единица измерения времени жизни Вселенной.

Это Сатья-юга (продолжительность1 728 000 лет), Трета-юга (1 296 000 лет), Двапара-юга (864 000), Кали-Юга (432 000 лет).

Полный цикл из четырех юг называют дивья-югой, или чатурвь-югой, или маха-югой, которая длится 4 320 000 лет.

">юги и обладал особым качеством: Он был сыном Бхригу Муни — мудрец; аскет; человек, соблюдающий молчание.

">Муни
. И так случилось, что однажды, когда жена Бхригу Муни была беременна, её выкрал некий демон, который был влюблён в его жену до того, как она ещё не вышла замуж за Бхригу Муни. Этот демон обманул , которому Бхригу Муни наказал стеречь свою беременную жену, поскольку Ему самому нужно было ненадолго отлучиться. И как только мудрец ушёл, в хижину ворвался демон и утащил беременную жену Бхригу Муни. Посадив её на свинью он её умыкнул. По дороге, это была ночью на границе с ранним утром, когда было ещё темно, жена Бхригу Муни разрешилась родами и когда младенец появился, то от него исходило такое мощное свечение, что демон, увидев это, невероятно испугался и решил спастись бегством, оставив младенца и жену.

То есть Чьявана Риши с самого рождения обладал очень большим могуществом, а в результате свой аскезы Он обрёл ещё и особое качество - он мог любого, на кого он посмотрит, парализовать, его взгляд парализовывал человека. Стоило ему взглянуть на кого-то, если он хотел, то в тот же миг человек застывал на месте и он не мог сдвинуться с места. История долгая, она описывается в девятой песне «», все подробности я сейчас не буду рассказывать.

И, будучи уже старым: дряхлый с морщинистой кожей, фактически скелет, кожа и кости Он совершал аскезу в муравейнике. Вокруг него был муравейник и под ним был Чьявана Риши. И однажды Ему надоело совершать аскезу в муравейнике и захотелось, соответственно, совершать аскезу в семейной жизни. Он решил, что Он стоит этого. И у него появилась молодая и очень красивая жена, которая ненароком выколола ему глаза до того, как они женились. В результате у неё появился дряхлый, к тому же слепой. Но Сукханья, так звали её, была ведическая жена, поэтому она тщательно ухаживала за ним.

«Аскезой для тела является поклонение Верховному Господу, брахманам, и старшим, например отцу и матери, а также чистота, прямота, и ненасилие.»
, 17.14, комм

И однажды Сукханья пошла в озеро искупаться, а случилось так, что в том же озере недалеко от неё примали омовение Ашвини , боги, отвечающие за людей, а они были невидимы для жены Чьявана Риши. Так вот, увидев невероятную красоту молодой жены, они просто потеряли сознание. Полностью пленённые её красотой, двое полубогов, в этот момент, решили, что нужно сделать себя видимыми ей, чтобы явиться перед ней во всём своём величии. Появившись перед ней они сказали: «Выбирай любого из нас. Мы боги с высших планет и мы хотим жениться на тебе. Но ты можешь выбрать кого-то одного». Сложность задачи заключалась в том, что они были близнецами, похожи друг на друга как две капли воды. Сукханья внимательно посмотрела на них и сказала: «Извините меня, дорогие Кумары, но я ничем вам помочь не смогу: у меня уже есть муж». И это было искренним сердечным откровением: никах сомнений в этом вообще не было, даже ни одной мысли о том, что она сможет стать счастливой женой одного из богов.

Ашвими Кумары, видя её Целомудрие — полная мудрость цельной и крепкой личности, осознавшей своё Истиное Я как на материальном, так и на духовном уровнях, что проявляется в глубоко гармоничной жизни, наполненной любви и заботы. Поэтому целомудренная женщина естественным образом обладает скромностью, хранит верность своему мужу и обретает счастье в семейной жизни.

">целомудрие и чистоту, растрогались и сказали: «Ну хорошо, выбирай любое благословение, которое только можешь. Если хочешь, мы сделаем твоего мужа таким же красивым, как и мы». На что она ответила: «Это очень хорошо». Но у самих Ашвини Кумаров, желание жениться на ней в сердце осталась, поэтому они предложили условие: «Мы сделаем его таким же красивым, как и мы, но при одном условии: потом ты должна будешь выбрать одного из нас троих. Т.е. мы будем внешне полностью одинаковыми, как две капли воды, и ты должна будешь выбрать одного из нас в качестве своего мужа».

Сукхани очень не понравилось это условие, но желание подарить своему мужу молодость и силу, было сильным. Поэтому она отправилась к Чьяване Риши и рассказала всё произошедшее и спросила совета: «Что делать?». Чьявана Риши крепко ухватился за эту возможность и сказал: «Давай! Рискнём! 33% за нас».

«Во Вселенной великое множество мошенников. Из всех видов мошенничества самым захватывающим являются азартные игры...»
, 10.36, комм

Они уже вместе с мужем вернулись к озеру, где их ждали Ашвини Кумары. Ашвини Кумары велели Чьяване Риши войти по голову в это озеро. Он вошёл... Но с озера уже вышло трое: её муж и Ашвини Кумары. Причём это были совершенно одинаковые красавцы, сияющие красотой и силой, могуществом и молодостью. Она стала озадаченно пытаться найти своего мужа... Но как она не смотрела, понять, где её муж не могла. Будучи целомудренной она стала молиться Богу с просьбой о защите: «Пожалуйста, сохрани моё целомудрие, я не хочу никого, кроме своего мужа!». Вдруг она заметила одну небольшую особенность: двое прочно стоят на земле, а один - парит, слегка касаямь земли. Она подошла к нему и надела на него гирлянду. Это был её настоящий муж.

Чьявана Риши, будучи очень довольным выбором своей жены и милостью Ашвини Кумаров, в этот момент сказал: «Теперь вы просите у меня благословение, я тоже на что-то способен, я тоже могу вам что-то дать». Ашвини Кумары сказали: «Несправедливость в райском царстве: все имеют долю сома-расы, а мы врачи, и так как мы врачи, то мы относимся к категории шудр. Поэтому не даёт нам сома-расы. Заставь Индру, чтобы мы тоже могли пить сома-расу».

Чьявана Риши сказал: «Сейчас же на месте» и тотчас же начал сома-ягью, огромное жертвоприношение, в результате которого преподносится эта сома полубогам. Все полубоги явились, он вызвал их своими мантрами, своим могуществом. Он специально пригласил своими мантрами Ашвини Кумаров на эту сома-ягью. Они были в числе почётных полубогов. Индра сидел, и все остальные тоже сидели, и Ашвини Кумары были там. Когда сома появилась в результате этого жертвоприношения, то Чьявана Риши первым пошёл к Ашвини Кумарам и дал им их долю сома-расы.

«Они убеждены, что главным смыслом человеческой жизни являются наслаждения. Поэтому их до конца дней преследуют бесконечные страхи и тревоги. Запутавшись в сетях сотен желаний, съедаемые вожделением и гневом, они всеми правдами и неправдами добывают , чтобы с их помощью удовлетворять свои .»
Бхагавад-Гита, 16.11-12

Индра невероятно разгневался! Его гневу просто не было предела. Не просто потому, что им первым дали, а потому что кто-то покусился на его власть. Индра относится к числу тех правителей, которые боятся, что кто-то может покуситься на их власть, на их могущество, а тут появились эти выскочки и Чьявана Риши, который возносит это. Тогда он занёс свою ваджру, своё оружие, молнию, он готов был уже на месте уничтожить Чьявану Риши... И в этот момент Чьявана Риши просто посмотрел на него. Индру парализовало. Он не мог даже пошевельнуть пальцем, неговоря уже о ноге или руке. Да, Индра попал в такую ситуацию впервые. Он не знал что делать. Потом Чьявана Риши посмотрел на жертвенный костер, который горел, произнёс мантру и из огня появился страшный демон. Он помчался на всех присутствующих и все присутствующие в ужасе стали разбегаться в разные стороны, кроме Индры. Ну... Он просто не мог убежать. А все остальные в страхе от этого демона разбегались в ужасе, только пятки сверкали. А Индра продолжал стоять. И тут мысленно он стал просить прощения у Чьяваны Риши, стал просить: «Я сделаю всё, что хочешь, только спаси меня, только избавь меня от этого страшного демона».

Демона звали Мада. Мада значит безумие, сумасшествие. Этот демон хотел напасть на Индру и тогда Чьявана Риши сжалился над Индрой и сказал: «Хорошо, Индра, я прощаю тебя, но с демоном надо что-то сделать», так как сила, которая в него была вложена - очень сильна и это сила безумия. Поэтому: «Разруби его своей ваджрой на четыре части». Индра так и сделал: своим оружием разрубил этого демона на четыре части. Но теперь Чьявана Риши стал думать что же делать с этими частями, потому что эта невероятная сила безумия находилась в них.

Подумав немного Он сказал: «Хорошо, теперь эта сила безумия поровну распространится в четыре вещи. Отныне:

  • вино будет сводить человека с ума и делать его безумным;
  • незаконный секс будет вводить людей в безумие;
  • убийство или охота, мясоедение, употребление в мяса, будет сводить людей с ума;
  • и азартные игры будут приводить к тому, что люди будут сходить с ума».

«Хотя демоны являются самыми отвратительными существами на свете, они устраивают всё так, что другие поклоняются им и окружают их незаслуженными почестями. Они идут прямиком в ад, а им кажется, что они движутся по пути прогресса.»
Бхагавад-Гита, 16.10, комм

римад-Бхагаватам объясняет, что мирная, ду­хов­но развитая культура покоится на четы­рех столпах религии: аскетичности, прав­дивости, чис­то­­­те и милосердии. Эти четыре качества указы­ва­ют на такое состояние бла­гости, которое спо­собствует духовным устрем­лениям. Деятель­ность, характер кото­рой прямо противоположен этим качествам, и которая приводит к деградации и в конце концов делает обретение этих качеств невоз­можными, – это азартные игры, приня­тие интоксикаций, незаконный секс и мясоедение.

П

ервый вид греховной деятельности – это азарт­ные игры. Под этим термином следует по­­ни­мать не только денежные ставки в играх или спорте, но также незаконные сделки в бизнесе, спекуляции и нечестные отношения с другими. Первое последствие такой деятель­ности – это излишняя материальная привя­зан­ность, появив­шая­ся вследствие того, что в человеке выросли такие качества, как жад­ность и скупость. Другие последствия: человек из-за беспокойства теряет равно­весие ума; все соучастники страдают, когда приходят потери; усиливаются лживость и обман, которые уничтожают качество, возвышающее человека, – правдивость.

од термином "интоксикации" понимается, что человек оказывает воздействие на свое тело с помощью различных химических веществ, которые не являются необходимыми для поддержания тела и обладают стимули­рующими или депрессивными эффектами воздей­ствия на Ум - тонкий матеpиальный элемент, часто называемый ">ум и тело. Под этим термином подразумевают все одур­ма­нивающие вещества, начиная с чая, кофе и табака и заканчивая алкоголем и более силь­ны­ми наркотиками. Привычка их употреб­ления обычно приносит такие послед­ствия: утрату , развивающиеся болезни, прежде­временное старе­ние и неспособность разумно и с постоянством сосредоточиваться на какой бы то ни было теме. Таким образом, подобные привычки препятствуют духовному продвижению человека, опутывая его матери­альными привязанностями и в то же возбуждая его ум так, что он становится неспо­собен сосредоточиться в медитации на свое "я" и на Бога.

езаконный секс порождает нежелательное потомство, которое становится причиной социальных и экономических гигант­ских масштабов. Чтобы избежать таких послед­­ствий секса, люди делают аборты и используют проти­возачаточные средства. Священные писания, нау­ка и здравый смысл и то, и другое расценивают как убийство. Тех, кто несет ответственность за подобную дея­тель­ность, ждут адские наказания – настолько велик груз за то, что они преступают закон морали.

од термином "мясоедение" понимают убийство или причинение беспокойства и ущерба жи­вот­ным формам жизни с целью получения в их тел или яиц.

Е

сли человек не может достать здоровую пищу или в каких-либо местах земля непригодна для сельского хозяйства и молоч­ной промышленности, употребление челове­ком в пищу животных может быть оправдано. Если же человек не поставлен в такие условия жизни, то систематическое убийство живот­ных с целью поддержания своего существо­вания за счет их плоти и яиц становится самым ужасным из всех грехов, результатом которого является последующее страдание как самой личности, совершающей этот грех, так и всего общества. Эта деятельность успешно препятствует любым попыткам сделать шаг на пути к .

С

уществует ряд практических причин того, почему не следует есть мясо. Первая заклю­чается в том, что заклание животных является явным убийством, и любой, кто ест плоть этой жертвы, должен делить плохую карму, возни­кающую как следствие этого убийства. Вторая причина – в том, что мясо­еде­ние очень вредно для здоровья. Насыщен­ные жиры в большинстве видов мяса способ­ствуют развитию сердечно-сосудистых заболе­ваний, а токсины, появляющиеся в разло­жившейся плоти, наносят ущерб нервной системе и способствуют развитию старческого слабо­умия, паралича или сумасшествия. А третья причина особенно касается тех, кто имеет надежду развить в себе . В советует нам есть только ту пищу, которая была предложена Ему с любовью и преданностью. Благодаря тому, что мы принимаем освященную пищу, наше сознание очищается. И особо просит нас предлагать Ему только вегета­ри­анскую пищу – никакого мяса, рыбы или яиц.

Т

аковы лишь некоторые, наиболее значи­тельные, причины, по которым следует избегать азартных игр, интоксикаций, неза­кон­ного секса и мясоедения. Результатом каждого из этих видов деятельности является индивидуальное страдание и развал обще­ства, и каждое из них делает человека неспо­собным испытывать вечную, блаженную духов­ную жизнь в сознании Кришны.

4 регулирующих принципа: нет мясу; нет интоксикациям (алкоголь, табак и т.д.); нет азартным играм; нет внебрачному/незаконному сексу.

В Первой песни "Шримад-Бхагаватам" есть история о четырех опорах религии: , и , и о четырех вещах, которые уничтожают религиозность. Они так же перечислены в "Шримад-Бхагаватам" (1.17.38): суна (употреление в пищу мяса), панам (употребление всевозможных одурманивающих средств и наркотиков), дйутам (азартные игры), а также стрийах (незаконные отношения с противоположным полом). лишает человека милосердия, незаконные сексуальные отношения делают человека расслабленным, лишают его воли и жизненной энергии, то есть делают человека неспособным к аскетичности, наркотики оскверняют человека внешне и внутренне, лишая его чистоты и замутняя его сознание, а азартные игры делают более склонным ко лжи.

Поиск с помощью голоса совести

О балансе сердца и разума в поиске истины. Как соблюдение принципов влияет на сознание? Два вида существ: движущиеся и неподвижные. Каким образом душа присутствует в этом мире? Из чего складывается наш индивидуальный мир? Как люди меняются, благодаря общению? Каков механизм общения в служении? Что даёт общение с гуру? Гуру учит нас, как ребёнка учат родители. Что такое общение с материалистом? Как отделить служение от корысти? Для чего мы учимся исполнять должное? Что такое материя в прямом смысле слова? Сознание как энергия. Можно ли воспринимать объекты не с точки зрения формы?

Выбор наставника

Гуру – представитель Бога. Выбор духовной традиции. Поиск наставника. Четыре магнита, удерживающие душу в материальном мире. Первый магнит: мясо, рыба, яйца; Второй магнит – интоксикации; Третий магнит – азартные игры и денежные махинации; Четвертый магнит – незаконные половые отношения;

Неуместные требования

Круговорот неофитов в природе. Идеализация стандартов. Адекватная проповедь. Почему не все хотят жить в храме? Разные уровни веры: каништха-адхикари, мадхьяма-адхикари и уттама-адхикари. Причины снижения духовных стандартов. Завышенные требования к людям, которые по своей природе не могут им соответствовать. Тотальный брахманический стандарт, как причина разочарования. Необходимость применения разных стандартов для разных людей. Вертикальные и горизонтальные отношения в ткани общества. Разнообразие видов отношений. Вертикальные отношения - деловые, горизонтальные - раса.

Аскезы

Нужны ли аскезы? 4 духовных принципа. Мясоедение и секс. дурманивающие вещества. Шива - бог аскез. Плоды аскетизма. Аскетизм и пожертвования. Аскетизм и контроль чувств. Кто должен заниматься аскезами? Заслуживает ли уважения аскет? Как женщинам заниматься аскезами? Рекомендованные виды аскез. Когда аскетизм неблагоприятен. История Джады Бхараты. Как следует совершать аскезы. Чувство долга и предписанные обязанности человека. Идеалы, которые выше долга и предписаний. Виды аскез. Вопросы слушателей.