Научная организация труда педагога доу. Научно-педагогическая деятельность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Полтавский государственный педагогический институт

им. В.Г. Короленко

Крымский психолого-педагогический факультет

Научная организация педагогического труда

(Курсовая работа)

Работу выполнила студент

Курса группы ____

Мельников В.Н.

Научный руководитель:

______________________

Симферополь


План

Введение

1. Основы научной организации педагогического труда

1.1. Сущность научной организации труда учителей

1.2. Законы и принципы научной организации труда педагога

1.3. Теория и практика организации управления процессом педагогической деятельности

2. Принципы и методы внедрения научной организации педагогического труда в практику

2.1. Принципы и методы организации педагогического действия

2.2. Принципы и методы измерения процесса и результатов педагогического труда

3. Опыт научной организации деятельности учителя

3.1. Вопросы общей организации труда учителя в школе

3.2. Организация труда учителя в процессе подготовки к занятиям

3.3. Опыт совершенствования организации учебного процесса

3.4. Организация учебного воспитательного процесса

3.5. Организация научной, методической и общественной работы

4. Комплексный подход к организации деятельности учащегося

4.1. Основные средства организации деятельности учащегося

4.2. Совершенствование организации по видам деятельности

4.3. Основные факторы, определяющие деятельность учащихся

5. Техника организации личного труда

Заключение

Список использованных источников

Введение

«Прекрасна дорога - иди в педагоги».

Н.А. Добролюбов

Все начинается в школе, а школа начинается с учителя.

Гордость учителя – самая высокая, самая бескорыстная гордость на земле. Это гордость тех, кто отдает, кто счастлив, отдавая, и отдавая, обогащается. Не обладая этим прекрасным бескорыстием, нельзя быть настоящим педагогом.

Учителем не может быть тот, кто не помнит собственного детства и неспособен легко и свободно переносится в сложный и своеобразный мир ребячьих мечтаний, чувств и переживаний. Такой педагога будет оторван от своих воспитанников. Учитель по призванию навечно прописан в Стране Детства, он ее желанный и почетный гражданин. Но это вовсе не значит, что учитель как то должен приспосабливаться к детям, плестись в хвосте их интересов, стремлений и потребностей. Искусство педагога состоит в том, чтобы с высот своей образованности и жизненной мудрости, опираяс на выводы психологии и педагогики, творчески используя их в своей повседневной жизни, проникать в самые далекие галактики детского мира, глубоко и четкр понимать этот мир, пробуждать, а не понуждать своих питомцев на овладение знаниями, на добрые дела и поступки.

Учительская профессия в самом высшем смысле гуманистична. Человек своим трудом преобразует природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека.

Главное – это вера в свои силы, возможности. Чтобы стать учителем, надо окончить педагогическое заведение. Чтобы стать учителем - организатором, необходимо освоить основы научной организации педагогического труда.

На необходимость изучения теории НОТ в свое время указывала Н. К. Крупская. Она писала: «…организационные привычки вырабатываются в процессе работы – не бросившись в воду, не научишься плавать. Однако, отсюда никоим образом не следует, что не надо изучать того, как надо организовывать всякую работу, не надо изучать принципов организации труда». Основы НОТ следует изучать в органическом единстве с практической деятельностью.

Тот, кто борется за внедрение НОТ в школу, должен не только понимать стоящие перед ним сложные и трудные задачи, но и быть самокритичным, не только признавать свои недостатки, но и страстно желать их устранить.

Решение задач НОТ, с одной стороны, связано с регламентацией, так как без этого немыслимо управление учебно-воспитательным процессом, а с другой стороны требует творческого подхода. Это противоречие диалектическое. Оно разрешается успешно при условии, если педагогическое творчество является ведущей стороной деятельности учителя, если педагог владеет научными методами труда.

Научная организация педагогического труда призвана освободить учителя от рутинный операций, от шаблона, научить работать творчески. А творческий стиль чужд субъективизму, опирается на научный подход ко всем общественным процессам. Он предполагает высокую требовательность к себе и другим, исключает самодовольство, противостоит любым проявлениям бюрократизма и формализма. Творческий стиль в работе учителя – залог того, что школа успешно справится с задачей научить каждого школьника учится, жить и работать.


1 Основы научной организации педагогического труда

1.1 Сущность научной организации труда учителей

Приобщение учителя к НОТ требует, прежде всего, введения его в курс основных понятий и категорий этой отрасли научных знаний.

Труд в широком понимании представляет собой целесообразную деятельность человека.

Труд в его более узком смысле – это лишь одна из форм человеческой деятельности, связанная с производством материальных или духовных ценностей. По различным признакам человеческую деятельность подразделяют на физическую и умственную, материальную и духовную, на игру, учение, труд, общение и т.д.

Педагогический труд - один из видов труда в его широком понимании, где активно взаимодействуют учитель и учащийся (последние выступают не только как объекты, но и как субъекты деятельности), материальные и духовные средства, условия труда.

Весьма специфичен и объект педагогической деятельности – учащийся, который как уже отмечалось одновременно является и ее субъектом. Активность учащегося в учебном процессе зависит от множества факторов. Среди них особое значение имеет организованность и умение учителя, самостоятельно добывать знания, что в свою очередь является результатом обучения и воспитания.

Организация. В самом общем смысле ее следует понимать, с одной стороны, как внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия частей целого, а с другой - как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Термин «педагогический» в организации труда указывает на то, что общие идеи НОТ в данном случае трансформированы, преобразованы с учетом специфики педагогического труда. В организации любого труда больше общего, сходного в основном, чем отличного, специфического.

Организованность - это комплексное, интегративное свойство личности учителя, которое характеризуется наличием организаторских способностей и выражается в умениях организовывать свою и чужую деятельность, поведение. Вместе с тем это и определенной качественное состояние личности, ее возможностей осуществления упорядоченных действий и поведения. Высокая организованность учителя - это такой уровень развития организаторских способностей, который отвечает современным требованиям.

Термин «структура» в НОПТ не просто построение чего-нибудь, он включает следующие вопросы: из каких элементов, частей состоит целостная деятельность; в каком порядке, последовательности эти части расположены. Как они между собой взаимосвязаны. Этот своего рода алгоритм облегчает процесс формирования структуры, а также проверку ее наличия.

Термин «система» в НОПТ также не простая совокупность элементов, не обычное суммирование их свойств. Это прежде всего, их связи и отношения (определенная организованность). Именно связи и отношения объединяют элементы в систему, порождают взаимодействие между ними.

Можно ли принять за основу системы учебных занятий всем известную традиционную четырёхэлементную систему урока? Исторически сложившаяся, она отражает не только многовековой опыт учителей, но и важнейшие организационно-педагогические и технологические закономерности учебно-воспитательного процесса. В ней каждый элемент: опрос, позволяющий учителю получить информацию об усвоении учащимися прошлого урока, готовности к изучению нового; изучение нового, закрепление, призванное перевести самое важное, существенное из кратковременной памяти в долговременную; домашнее задание, преследующее цель завершить определенный цикл деятельности.

Общий пример модели системы педагогического труда учителя, которая в качестве основных параметров включает в себя:

Цели и задачи, определяющие деятельность системы;

Организацию и управление;

Педагога, призванного практически осуществить поставленные цели и здачи деятельности, определить её содержание и организацию;

Учащихся, обучение и воспитание которых является целью данной системы;

Материально-техническое обеспечение;

Условия труда.

В практике отдельных учителей, увлеченных использованием НОПТ в своей практической деятельности, нередко можно обнаружить набор случайных, органически не связанных элементов. Лишенная целесообразной и прочной внутренней организации, такая «система» не только малоэффективна, но и не в состоянии взаимодействовать с другими системами. Случайный набор элементов – это в лучшем случае лишь исходный материал для формирования системы. Образовывать её могут не только элементы, которые имеют соответствующую целенаправленность.

Научно организованным труд может называться лишь при условии, когда он основан на современных достижениях науки и практики, на всестороннем методологическом анализе процессов труда, комплексном использовании факторов, позволяющих достичь максимального результата.

Оксана Волошина
Научная организация труда педагога ДОУ

Научная организация труда педагога ДОУ

Работу выполнила

Волошина О. В.

Гордость педагога – самая высокая , самая бескорыстная гордость на земле. Это гордость тех, кто отдает, кто счастлив, отдавая, и отдавая, обогащается. Не обладая этим прекрасным бескорыстием, нельзя быть настоящим педагогом .

Педагогом не может быть тот , кто не помнит собственного детства и неспособен легко и свободно переносится в сложный и своеобразный мир ребячьих мечтаний, чувств и переживаний. Такой педагог будет оторван от своих воспитанников. Педагог по призванию навечно прописан в Стране Детства, он - ее желанный и почетный гражданин. Но это вовсе не значит, что он как то должен приспосабливаться к детям, плестись в хвосте их интересов, стремлений и потребностей. Искусство педагога состоит в том , чтобы с высот своей образованности и жизненной мудрости, опираясь на выводы психологии и педагогики , творчески используя их в своей повседневной жизни, проникать в самые далекие галактики детского мира, глубоко и четко понимать этот мир, побуждать, а не принуждать своих питомцев на овладение знаниями, на добрые дела и поступки.

Профессия педагога в самом высшем смысле гуманистична. Человек своим трудом преобразует природу . Но труд его тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека.

Главное – это вера в свои силы, возможности. Чтобы стать педагогом , надо окончить педагогическое заведение . Чтобы стать педагогом - организатором , необходимо освоить основы научной .

Научная организация педагогического труда призвана освободить педагога от рутинной операций, от шаблона, научить работать творчески . А творческий стиль чужд субъективизму, опирается на научный подход ко всем общественным процессам. Он предполагает высокую требовательность к себе и другим, исключает самодовольство, противостоит любым проявлениям бюрократизма и формализма.

1 Основы

Сущность .

Приобщение педагога ДОУ КНОТ требует , прежде всего, введения его в курс основных понятий и категорий этой отрасли научных знаний .

Труд в широком понимании представляет собой целесообразную деятельность человека.

Труд в его более узком смысле – это лишь одна из форм человеческой деятельности, связанная с производством материальных или духовных ценностей. По различным признакам человеческую деятельность подразделяют на физическую и умственную, материальную и духовную, на игру, учение, труд , общение и т. д.

Особое значение имеет организованность и умение педагога , самостоятельно добывать знания, что в свою очередь является результатом обучения и воспитания.

Организация . В самом общем смысле ее следует понимать, с одной стороны, как внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия частей целого, а с другой - как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Высокая организованность педагога - это такой уровень развития организаторских способностей , который отвечает современным требованиям.

Общий пример модели системы , которая в качестве основных параметров включает в себя :

Цели и задачи, определяющие деятельность системы;

- организацию и управление ;

- педагога , призванного практически осуществить поставленные цели и задачи деятельности, определить её содержание и организацию ;

Детей, воспитание которых является целью данной системы;

Материально-техническое обеспечение;

Условия труда .

В практике отдельных педагогов , увлеченных использованием НОПТ в своей практической деятельности, нередко можно обнаружить набор случайных, органически не связанных элементов. Лишенная целесообразной и прочной внутренней организации , такая «система» не только малоэффективна, но и не в состоянии взаимодействовать с другими системами. Случайный набор элементов – это в лучшем случае лишь исходный материал для формирования системы. Образовывать её могут не только элементы, которые имеют соответствующую целенаправленность.

Научно организованным труд может называться лишь при условии, когда он основан на современных достижениях науки и практики, на всестороннем методологическом анализе процессов труда , комплексном использовании факторов, позволяющих достичь максимального результата.

Обеспечить максимальную эффективность обучения и воспитания при наилучшем использовании времени, сил и средств всех участников трудового процесса – вот главная задача НОПТ.

В понятие НОТ входит не вся наука, а та лишь её часть, которая необходима для организации процесса труда . Сюда входит не организация вообще , а только организация конкретной деятельности, не труд вообще , а лишь его организация . Специфику НОПТ, которая изучает структуры и системы организации педагогического труда , методы их формирования и функционирования, определяет педагогика . НОТ педагога является отраслью педагогики .

1.2 Законы и принципы научной организации труда педагога

ВНОТ выявлено три фундаментальных закона, которые проявляются в любой деятельности, в том числе и педагогической .

Первый из них гласит : Максимальная экономия и эффективное использование времени.

Время - как основная мера процесса труда – категория не только философская, социальная экономическая, но и педагогическая .

Создание и эффективное использование благоприятных условий труда и отдыха – второй закон НОТ.

Условия труда – это внешняя среда , комплекс факторов – социальных, психофизиологических, материально-технических, санитарно-гигиенических, без которых труд человека немыслим .

Временная забота о здоровье и всестороннем развитии всех участников трудового процесса – третий фундаментальный закон НОТ. Именно он характеризует природу организации труда . То есть возможность использовать весь свой творческий потенциал на благо людей, общества.

Принципы НОПТ – это исходные положения теории организации педагогического труда . К принципам НОПТ относятся :

Принцип организации действия

Принцип организации измерения

Принцип общеорганизационного назначения .

2 Принципы и методы внедрения научной организации педагогического труда в практику

Цель педагогического труда – это знание о предполагаемом результате, идеальное его представление, предвосхищение.

Задача в педагогической деятельности – это частная цель, поставленная с учетом конкретных условий, это задание на выход к какой либо части общей цели.

Составить план – скорректировать работу, сделать ее организационный чертеж , модель, программу – помогает метод планирования педагогического труда педагога . Планирование – тонкий процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы воспитательной работы с учетом всех определяющих факторов.

Задача НОТП – рассмотреть то общее, что характерно для планирования любой педагогической деятельности и может быть использовано, как основа для разработки любого плана с учетом специфики предстоящей деятельности. Метод планирования включает в себя операции по оценке педагогической обстановки с точки зрения перспективных целей, предвидению хода и результатов работы.

3 Опыт научной организации деятельности педагога ДОУ

Вопросы общей организации труда педагога ДОУ

Педагог работает в коллективе, следовательно, усовершенствование его деятельности в первую очередь связано с обшей организацией труда в ДОУ . Успех в решении этого вопроса приходит тогда, когда руководители, весь педагогический коллектив глубоко осознают, что ведущим направлением научной организации их труда является стимулирование и организация творческих поисков педагогов , постоянное совершенствование содержания и организации педагогической деятельности .

Успех педагогического творчества зависит от разделения педагогического труда . Рекомендуется вначале разделить соответствующие виды педагогической деятельности между членами коллектива, предоставив каждому возможность выступить с инициативой, дельным предложением. Достичь такого взаимопонимания и взаимодействия, при котором и воспитатель и весь коллектив работали над общей программой слаженно, с наименьшими затратами времени, сил и средств. Такое разделение труда требует от администрации включиться в работу по продуманному и целенаправленном подбору и расстановке кадров, четкому распределению служебных обязанностей, системы взаимодействия в коллективе.

Высокий уровень коллективного творчества, рационализация форм и методов педагогического труда возможен в коллективе, где труд обоснованно нормирован, тщательно спланирован, где на основе норм и плана предусмотрен контроль и учет.

Заниматься любимым делом лучше всего на хорошо организованном рабочем месте . Рабочее место педагога ДОУ - неотъемлемая часть воспитательного процесса. Если оно хорошо продуманно, по-современному обустроено, работать на нем становится легче и приятнее. Совершенствование условий труда и отдыха педагога рассматривается в НОПТ, как органическая часть учебно-воспитательного процесса.

Совершенствование системы повышения квалификации педагогов ДОУ имеет первостепенное значение, так как обеспечивает успех всех других направлений, вооружая воспитателя современными достижениями науки и техники (практики, содействуя развитию педагогического творчества и мастерства.

Все рассмотренные направления НОТ в творческой жизни педагогических коллективов одинаково важны. Отсутствие любого из них снижает эффективность труда коллектива . Высокий общий уровень организации труда в ДОУ – залог и надежная основа совершенствования труда педагога .

Заключение

О Научной организации труда педагога ДОУ говорят довольно много и вспоминают достаточно часто, но редко по настоящему прибегают к ее помощи. Любая инициатива педагога будет поддержана , встречена с одобрением, если она начнется с дела, с выполнения определенной работы. Единство слова и дела - важная предпосылка успеха.

Внедряя НОПТ, отдельные педагоги стремятся сразу же охватить чуть ли не все, выполнить как можно больший объем работы, забывая, что именно НОПТ требует начинать с малого, поэтапно. В решении задач НОПТ есть опасность увлечения не только большим объемом работы, но и стремлением сделать все как можно быстрее. Надо помнить : «лучше меньше, да лучше» .

Высококвалифицированного педагога характеризует умение работать методологически обоснованно, рационально, системно, постоянно совершенствуя используемые приемы и методы для максимального использования и развития возможностей педагогического процесса. В общем на этих принципах основывается научная организация педагогического труда.

Научная организация педагогического труда (НОПП) - система научно обоснованных мероприятий, направленных на совершенствование педагогического труда и его условий, обеспечение максимальной эффективности обучения и воспитания за рационального использования времени, сил, средств педагога и учащихся.

НОПП охватывает такие проблемы, как экономия, рациональное использование времени, создание и рациональное использование благоприятных условий труда и отдыха, максимальную заботу о здоровье и всестороннем развитии всех участников трудового процесса. Общий смысл ее образуют НОТ педагога, НОТ учащихся, научная организация труда педагогического коллектива школы.

Важными элементами научной организации труда учителя является организация времени, методика работы с книгой, техника фиксации и обработки информации, методика отбора и хранения готовой информации. Учитель должен уметь правильно рассчитывать, распределять время, избегать формальных мероприятий, пытаться совмещать разные виды деятельности (проверку тетрадей и слушания интересной радиопередачи), использовать рациональные методы выполнения запланированного, кооперироваться с другими учителями (проведение классных часов в параллельных классах) и тому подобное.

Поскольку ему приходится работать с многими литературными источниками, он должен владеть различными видами чтения: предварительное чтение - в процессе чтения обозначают все незнакомые, иноязычные слова, научные термины и понятия, чтобы потом можно было выяснить их значение по словарю или справочнику; сквозное чтение - внимательное прочитывание всего материала, которое применяют при необходимости охватить все содержание раздела, статьи, книги; выборочное чтение: отбор материала для чтения с целью его углубленного изучения; повторное чтение - предусматривает возвращение к важному или не вполне понятного текста; аналитическое чтение (чтение с проработкой материала) - критический анализ содержания с целью глубокого его изучения, конспектирования существенного; партитурне чтение - динамическое, быстрое чтение, имеющий целью оперативное ознакомление с книгой (за 1,5-2 часа. прочитывают до 200-300 страниц); смешанное чтение - применение различных видов чтения в зависимости от содержания материала, целей и задач его изучения.

Учитель может сэкономить свое время и энергию не только за счет рационального чтения, но и умения делать необходимые заметки: план, тезисы, конспект, аннотацию, реферат, рецензию, цитату. Собранную информацию полезно записывать на отдельных карточках, что позволяет систематизировать ее в соответствии к темам уроков или воспитательных мероприятий.

В научной организации труда учащихся важную роль играют режим дня, рабочее место, техника организации личного труда, планирование, учет и контроль. Они осваивают ее они в процессе изучения НОТ как особого учебного предмета, в результате попытки подражать культуру труда педагога и организации своей деятельности на принципах НОТ. Ученикам целесообразно предлагать памятки-алгоритмы для выполнения различных видов учебной деятельности. Например, для выполнения домашнего задания они могут воспользоваться следующими советами:

На подготовительном этапе работы ("Приступай к работе!"): наведи порядок на рабочем месте, достань все нужное для занятий, установи последовательность работы, регламентуй работу во времени;

На исполнительном этапе работы ("Действуй решительно!"): осознай смысл каждого задания, вспомни советы учителя, не отвлекайся, следи за своими действиями, соблюдай режим труда и отдыха;

На завершающем этапе работы ("Підбий итоги"): проверь качество и полноту выполненного задания, допрацюй все, что необходимо, учти на будущее успехи и ошибки, сделай выводы.

Для выполнения заданий, предусматривающих работу над ошибками, ученикам предлагают такую памятку:

1) осознай, какое правило нарушает допущена тобой ошибка;

2) повтори правило и напиши объяснения;

3) придумай и напиши несколько примеров на это правило;

4) проверь, нет ли ошибки;

5) попроси кого-то из родителей или товарищей проверить написанное;

6) если сомневаешься в правильности написанного, проконсультируйся у учителя.

Научная организация труда педагогического коллектива школы предусматривает организацию творческих поисков учителей, распространение их опыта, внедрение достижений педагогической науки в школьную практику; создание условий для развития способностей и талантов, выявление одаренных детей; совершенствование планирования всех направлений деятельности школы, учета и контроля; организация взаимодействия школы с семьей и общественными организациями.

Каждое направление научной организации труда невозможен без реализации определенной системы мер. Например, организация творческого труда педагогического коллектива может охватывать выбор темы, определение цели и задач, подготовку учителей к коллективной творческой работы; распределение темы на отдельные вопросы для творческого их проработки группами и отдельными педагогами и проектирование необходимого опыта (разработка программы исследования); организации целенаправленной самообразования учителей и коллективных форм их работы в соответствии с выбранной темы; организацию систематической конкретной помощи педагогам в их работе над темами со стороны ученых-консультантов; обобщение результатов творческого труда педагогического коллектива на основе опыта отдельных учителей.

Вопрос. Задачи

1. Какие особенности присущи передовому педагогическому опыту?

2. Сделайте сравнительный анализ новаторского и передового опыта педагогического опыта.

3. Раскройте методику изучения и обобщения передового педагогического опыта."

4. Охарактеризуйте методику воплощения передового педагогического опыта в школьную практику.

6. Изучите и опишите опыт известного вам передового учителя по специальности или классного руководителя.

7. Охарактеризуйте основные компоненты научной организации педагогического труда.

Литература

Иванова 0. Сохраняя традиции, думать о будущем // Родная школа. - 1996. - № 1.

Онышкив 3. М. Основы школознавства. - Тернополь, 1996.

Педагогический поиск / под ред. В. Ф. Беха. - к., 1989.

Передовой педагогический опыт: теория и методика / под ред. Л. Л. Мо-МОТ. - К., 1990.

Подымов Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. - М..1995.

Радченко Ы. П. Научная организация педагогического труда. - М., 1972.

Радченко Ы. П. НОТ учителя. - М., 1982.

Юсуфбекова Н. Г. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационных процессов образования. - М., 1991.

Педагогическая наука, изучая практику, выявляет ее существенные характеристики и взаимосвязи, которые придают практической педагогической деятельности законосообразный характер.

Педагогическая практика служит объектом научного изучения и источником научно-педагогических знаний, а также критерием, который подтверждает или опровергает истинность научных выводов.

Сравнительный анализ научной и практической педагогической деятельности

Параметр сравнения

Научная педагогическая деятельность

Практическая педагогическая деятельность

Получить новое знание об образовании и о педагогическом процессе – его характеристиках, закономерностях, способах организации

Создать условия для освоения подрастающими поколениями социокультурного опыта, для становления человека субъектом собственной жизни и деятельности, для стимулирования саморазвития ученика (воспитанника)

Образовательный (педагогический процесс)

Ученик (воспитанник)

Средства

Методы научно-педагогического познания (теоретические и эмпирические)

Методы, организационные формы, приемы, технологии обучения и воспитания

Результат

Новые знания об усовершенствовании педагогического процесса

Становление человека субъектом собственной жизни и деятельности

Ретроспектива взглядов педагогов прошлого:

На протяжении столетий педагогики – теоретики и практики ведут спор о том, является ли педагогики наукой или искусством.

Н. И. Новиков – русский просветитель подчеркивал, что педагогики «есть особенная тонкая науки, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка».

К. Д. Ушинский рассматривал педагогику «в обширном смысле как собрание наук, направленных к одной цели, и педагогику в тесном смысле как теорию искусства, выведенную из этих наук. Искусство воспитания, - писал он, - имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и уменье, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания».

П. Ф. Каптерев «противопоставлять науку и искусство нельзя. Чтобы быть хорошим учителем, для этого нужно основательно знать свою науку и иметь некоторое знакомство с преподавательской техникой».

Ш. А. Амонашвили – «Звездным небом называет он науку педагогику, классиков педагогической мысли. Открывая для себя это звездное небо, находя там свое вдохновение, источники творчества и самопознания, общаясь непосредственно с педагогическим Олимпом и творчески развивая на практике идеи, почерпнутые оттуда, учитель сократит свой путь к педагогическом мастерству и, может быть, сам начнет раздвигать границы идей педагогического Олимпа».

Педагогика – это наука, так как она имеет:

1.Свой предмет – целостный педагогический процесс, составляющими которого являются обучение и воспитание.

2.Обширную информацию о нем, свидетельством чего является система педагогических наук, понятийный аппарат, свидетельствующий о степени систематизированности имеющейся информации.

3.Описание закономерностей, характеризующих целостный педагогический процесс и отраженный в структурировании педагогических знаний.

4.Неотъемлемой частью педагогики является педагогическое прогнозирование, что невозможно без исследований педагогических проблем, имеющих свою логику, методы и методику.