Начальный этап исследования африки. учитель географии г. Твери. путешественниками и учеными

Деятельность учителя

Сейчас я хочу показать небольшой фокус, который поможет лучше сосредоточиться. Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что мысли в вашей голове - это лучи света. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе в одном и том же направлении. Пусть свет твоих мыслей объединится в один большой красивый и мощный Луч. Теперь вы в состоянии сосредоточится на любом предмете. Ну, что начнём….

Подводящий диалог

Вспомните, как называется курс географии, который вы изучаете? А какую часть курса вы уже изучили? (океаны)

Значит сегодня мы начинаем изучать особенности каждого материка.

А что же такое материк ? Сколько всего материков? Назовите и покажите их на карте.

На какие 2 группы можно разделить все материки? (южные и северные) (слайд)

А по каким признакам?

1 группа: Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.

2 группа: Евразия, Северная Америка

- Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

Наше путешествие начнётся со знакомства с одним из интереснейших материков Земли, а каким - отгадайте сами.

На экране демонстрируются слайды с видами Африки и идёт сопроводительный текст

«Этот материк считают прародиной человека. Это родина многих народов, больших и малых. Они любят свою землю и гордятся ею, считая её необыкновенной. Здесь есть всё. И прекрасные пальмовые рощи, и дикие непроходимые джунгли, искрящиеся водопады, раскалённые солнцем пустыни и бескрайние саванны. Этот материк славится своими пирамидами и пигмеями, баобабами и жирафами»

За морем-океаном в тени Килиманджаро
Купается огромный и добрый бегемот,
Там зебры и жирафы, там небо дышит жаром,

Кокосовые пальмы, бананы круглый год.

В саванне бродят львы и прячутся гориллы,
Шипят в пустыне змеи, качая головой.
И щелкают зубами большие крокодилы,
Когда проходят мимо них слоны на водопой.

На каком материке мы можем встретить таких животных и растений?

Как вы думаете, какой материк будет предметом нашего изучения на уроке? Как определили?

А что вы сами знаете об Африке?

Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока? (запись темы в тетрадь) (слайд)

Используя свой багаж знаний дополните предложения:

Я уже знаю об Африке…..

Я хочу узнать об Африке…..

Дети, Африка это материк или часть света? Чему равна площадь материка?(давайте найдём в учебнике)

(Слайд) Африка, это материк, который уступает по величине только Евразии: её площадь составляет 29,2 млн. км2.(с островами- 30, 3 млн. км кв.)

Максимальная =5895 м. - влк. Килиманджаро

Население: 720 млн. чел.

Как вы думаете, с чего начинается изучение каждого материка?

Так что же нам нужно определить? (ГП)

Почему именно с географического положения мы начинаем знакомство с материком?

Мы в Африку с вами отправимся ныне ,(слайд)

Но кто объяснит это странное имя?

Откуда название “Африка” взято?

Найдите ответ в своих книгах, ребята.

Работа с учебником

Ответ найдите на стр.110 в своих учебниках.

Африка- это континент. А что означает слово «Африка»?

Но знать одного имя мало, давайте выясним ФАМИЛИЮ. (слайд)

Вспомните историю происхождения материка, т.е. родословную материка.

Южный материк Гондвана распался на 4 материка, одним из них является Африка. Значит, фамилия - Гондвана, имя-Африка.

Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.(слайд)

С латинского “Африка” - безморозный.

Как нам добраться до поставленной цели?

Готовы ли вы? Правильно сели?

Короток путь до нее, иль велик

Нас ждет замечательный материк.

А на пути возникают проблемы,

Ну почему такова наша тема?

Мы же в Евразии братцы живем,

А Африку раньше других познаем.

А эту проблему мы с вами решим в конце урока.

Слайды

1. Используя опорные слова, попробуйте составить характеристику ГП материка: экватор, северный тропик, южный тропик, нулевой меридиан, крайние точки, омывающие моря и океаны, близко расположенные материки.

Откройте стр. 225 и сверьте свой план с планом в учебнике.

Определение ГП материка

1. -- Положение по отношению к экватору, 0 меридиану, тропикам

(уч-ся работают по карте, делают вывод)

Африка по отношению к экватору расположена как в Южном, так и в Северном полушарии, так как экватор практически посередине пересекает материк.

2. По отношению к нулевому меридиану Африка расположена в Западном и в Восточном полушарии.

Вывод: Африка расположена в 4 полушариях, большая часть материка лежит между северным и южным тропиками (в жарком тепловом поясе)

3. Крайние точки

Какие точки называются крайними?

Назвать крайние точки материка и нанести на контурную карту. Продолжаем работать по карте

Самостоятельная работа по вариантам: Определить географические координаты крайних точек (4 варианта)

Крайние точки

название

Географические координаты

Северная

Южная

Западная

Восточная

мыс Бен Секка

мыс Игольный

мыс Альмади

мыс рас - Хафун

37 с.ш, 10в.д

35 ю.ш, 20 в.д.

14 с.ш, 18 з.д.

10 с.ш, 52 в.д.

(когда один ученик показывает крайнюю точку, остальные наносят на контурную карту)

4.Сегодня мы с вами научимся определять протяженность материка в градусах и километрах с запада на восток и с севера на юг.

Чему равна протяженность с севера на юг по 20 меридиану 71 градус=111 км, 71 умножаем на 111 км= ?

(чтобы определить длину 1 градуса в километрах, нужно вспомнить, что:

Окружность Земли равна 360 градусов;

Длина окружности равна 40 000 км.;

Половина окружности равна 180 гр.;

Половина длины окружности равна 20 000 тыс.км.

Если мы разделим 20000 на 180 получим 111 км. Значит длина 1 градуса по меридиану равна 111 км.)

Чему равна протяженность с запада на восток по 5параллели-- в градусах 52 (110)= ?

(Параллель. Длина окружности уменьшается от экватора к полюсам. Если меридианы одинаковые по длине, то параллели разные. Длину 1 градуса параллели в километрах можно увидеть на карте)

5.Приготовились, сели поудобнее, отправляемся в плавание вокруг материка.

Средиземное море

Гибралтарский пролив

Атлантический океан

Гвинейский залив

Индийский океан

Мозамбикский пролив

Аденский залив

Баб-эль-Мандебский пролив

Красное море

Суэцкий канал.

Показать географические объекты. Сделать вывод об изрезанности береговой линии

Вывод: А теперь давайте поговорим об особенностях береговой линии материка. Есть ли заливы, проливы, полуострова. Много ли островов у берегов материка. Сильно или слабо изрезана береговая линия по сравнению с Евразией. Береговая линия изрезана слабо.

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД ).

1.повороты влево-вправо (5 раз)

2. упражнение «Мельница» (5 раз)

3. Круговые движения головы (5 раз)

4. упражнение для глаз (5 раз)

5. глубокий вдох - выдох.

В этой статье мы вспомним, какой вклад в развитие географии внесли исследователи Африки. И их открытия полностью изменили представление о Черном континенте.

Первые исследования Африки

Первое известное путешествие вокруг было осуществлено ещё в 600 году до н. э. исследователями Древнего Египта по приказу фараона Нехо. Первопроходцы Африки обогнули континент и открыли неизведанные до этого земли.

А в эпоху средневековья эта часть света начала вызывать серьезный интерес у Европы, которая вела активную торговлю с турками, перепродающими по огромной цене китайские и индийские товары. Это побудило европейских мореплавателей попытаться найти собственный путь к Индии и Китаю для того, чтобы исключить посредничество турков.

Появились исследователи Африки, и их открытия значительно повлияли на мировую историю. Первую экспедицию организовал португальский принц Генри. В ходе первых плаваний моряки обнаружили мыс Боядор, который расположен на западном побережье Африки. Исследователи решили, что это и есть южная точка материка. Современные ученые считают, что португальцы просто-напросто испугались темнокожих аборигенов. Европейцы считали, что солнце висит так низко над новой землей, что местные жители обгорают до черноты.

Португальский король Хуан II снарядил новую экспедицию, которую возглавил Бартоломео Диас, и в 1487 году был открыт мыс Доброй Надежды - настоящая южная точка материка. Это открытие помогло европейцам проложить путь к восточным странам. В 1497-1499 Васко Да Гама первый достиг Индии и вернулся в Португалию.

Систематизировать полученные знания поможет таблица "Исследователи Африки", расположенная ниже.

После этого открытия европейцы хлынули в Африку. В 16 веке началась работорговля, а к 17-му большинство территорий черного континента было захвачено и колонизировано. Свободу сохранили только Либерия и Эфиопия. В 19 веке началось активное исследование Африки.

Давид Ливингстон

Также ученый исследовал озеро Нгами, описал племена бушменов, бакалахари и макололо, а также обнаружил озеро Дилоло, западный сток которого питает Конго, а восточный - Замбези. В 1855 был открыт огромный водопад, который назван в честь британской королевы Виктории. Ливингстон сильно заболел и пропал на некоторое время. Его обнаружил путешественник Генри Мортон Стэнли, и вместе они исследовали озеро Танганьика.

Большую часть жизни исследователь посвятил Африке, был миссионером и гуманистом, пытался прекратить работорговлю. Умер ученый во время одной из экспедиций.

Мунго Парк

Мунго Парк предпринял две экспедиции на Черный континент. Целью его было исследование западной Африки, главным образом её внутренней части, истоков и Синегал. Также желанной целью стало установление точного местонахождения города Тимбукту, о котором европейцы до этого момента только слышали от местных жителей.

Спонсировать экспедицию взялся Джозеф Бэнкс, который участвовал в первом путешествии Джеймса Кука. Бюджет был достаточно скромным - всего 200 фунтов.

Первая экспедиция была предпринята в 1795 году. Она началась с устья Гамбии, где тогда уже имелись английские поселения. Из одного из них исследователь с тремя помощниками отправился вверх по Гамбии. В Пизании он был вынужден остановиться на 2 месяца, так как заболел малярией.

Позже он отправился дальше вверх по Гамбии и по её притоку Нерико, вдоль южной границы Сахары, где попал в плен. Через несколько месяцев ученому удалось бежать и достичь реки Нигер. Здесь он сделал открытие - Нигер не является источником Гамбии и Сенегала, хотя до этого европейцы считали, что он разделяется. Некоторое время исследователь путешествует по Нигеру, но вновь заболевает и возвращается к устью Гамбии.

Вторая экспедиция была снаряжена лучше, в ней участвовало 40 человек. Целью было исследование реки Нигер. Однако путешествие оказалось неудачным. Из-за болезней и стычек с местными жителями до Бамако смогли добраться живыми лишь 11 человек. Парк продолжил экспедицию, но перед отплытием отправил с помощником все свои записи. Не всегда исследователи Африки могут вернуться домой из опасных мест. Парк погиб возле города Буса, спасаясь от местных жителей.

Генри Мортон Стэнли

Английский исследователь Африки Генри Мортон Стэнли - знаменитый путешественник и журналист. Он отправился на поиски пропавшего Ливингстона в сопровождении отряда туземцев и нашел его тяжело больным в Уджиджи. Стэнли принес с собой медикаменты, и скоро Ливингстон пошел на поправку. Вместе они исследовали северный берег Танганьики. 1872 году он вернулся в Занзибар и написал известную книгу «Как я нашел Ливингстона». В 1875 году в сопровождении большой группы ученый достиг озера Укереве.

В 1876 году с отрядом в 2000 человек, которых снарядил царь Уганды, Генри Мортон Стэнли совершил большое путешествие, исправил карту озера Танганьика, открыл озеро Альбер-Эдуард, достиг Ньангве, исследовал реку Луалабе и закончил экспедицию в устье Таким образом, он пересек материк с востока на запад. Путешествие ученый описал в книге «Через Черный континент».

Василий Юнкер

Русские исследователи Африки внесли большой вклад в изучение Черного континента. Василий Юнкер считается одним из крупнейших исследователей Верхнего Нила и северной части бассейна Конго. Свое путешествие он начал в Тунисе, где изучал арабский язык. Объектом исследования ученый выбрал экваториальную и восточную Африку. Путешествовал по рекам Барака, Собат, Роль, Джут, Тонжи. Посетил страны Митта, Калика.

Юнкер не только собрал редчайшую коллекцию представителей флоры и фауны. Его картографические исследования были точны, он составил первую карту верховья Нила, также ученый описал флору и фауну, особенно подробно человекообразных обезьян, открыл неизвестное животное - шестокрыла. Ценны и этнографические данные, которые были собраны Юнкером. Он составил словари негритянских племен, собрал богатую этнографическую коллекцию.

Егор Ковалевский

Исследователи Африки прибывали на континент и по приглашению местных властей. Егора Петровича Ковалевского попросил приехать в Египет местный вице-король Ученый проводил в северо-восточной Африке различные геологические исследования, открыл рассыпные месторождения золота. Он один из первых указал положение истока Белого Нила, детально исследовал и составил карту большой территории Судана и Абиссинии, описал быт народов Африки.

Александр Елисеев

Александр Васильевич Елисеев провел на континенте несколько лет, с 1881 по 1893 год. Он исследовал северную и северо-восточную Африку. Подробно описал население и природу Туниса, побережье Красного моря и низовье Нила.

Николай Вавилов

Советские исследователи Африки часто навещали Черный континент, но среди них больше всего выделяется Николай Иванович Вавилов. В 1926 году он совершил важнейшую для науки экспедицию. Он исследовал Алжир, оазис Бискра в пустыне Сахара, горную область Кабилию, Марокко, Тунис, Сомали, Египет, Эфиопию и Эритрею.

Ботаника интересовали прежде всего очаги возникновения культурных растений. Много времени он посвятил Эфиопии, где собрал более шести тысяч образцов культурных растений и нашел около 250 видов пшеницы. Кроме этого, было получено много информации о дикорастущих представителях флоры.

Николай Вавилов ездил по всему миру, исследуя и собирая растения. О своих путешествиях он написал книгу «Пять континентов».

Цель: познакомить с историей открытия материка и его исследованием.

Задачи : развивать интерес к другим континентам; продолжать формировать умения обобщать материалы и делать выводы; заполнять таблицу; расширять кругозор.

Оборудование: физическая карта Африки; диапозитивы; портреты: Ливингстона, Вавилова, Стэнли; предметные картины; книги об Африке и ее исследователях.

Метод: словесно-иллюстративный.

Организация: индивидуальная

Тип урока: изучение нового материала

Опережающее задание . ГРуппе учащихся (по желанию) найти и подготовить сообщения о наиболее известных исследователях Африки.

Ход урока

I этап

Вводное слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит узнать об открытии Африки, о людях, которые посвятили свою жизнь исследованиям. Прослушаем сообщения и заполним таблицу, отмечая наиболее интересные факты о том или ином исследователе.

Имя и фамилия

исследователя

Время

исследования

Место

исследования

Выводы

Ливингстон

Юго-восточная часть у г.Порт-Элизабет, верховья Лимпопо.

Пересек пустыню Калахари, р.Замбези, вышел к Атлантическому океану, открыл водопад Виктория, вышел к Индийскому океану.

Африка впервые была пройдена с запада на восток, оз.Танганьика не связано с Нилом
Генри Мортон Стэнли (Джон Роуленде) 1871-1877 гг. Встретился с Ливингстоном. Оз.Виктория, массив Ревензори, оз.Танганьика, притоки Конго Пересечение материка в экваториальной части, исследование озер и течения Луалабы.
Егор Петрович Ковалевский 1848 г. Геологические исследования месторождений золота Междуречье Белого и Голубого Нила Открытие россыпных месторождений золота
Василий Васильевич Юнкер Конец 19 в. Северо-Западная Африка Водораздел между Нилом и Конго
Николай Иванович Вавилов 1926-1927 гг. Исследование Эфиопии 6 тыс.образцов культурных растений, Эфиопия - центр происхождения твердых сортов пшеницы и особых видой ячменя

Таблица заполняется по ходу рассказов учащихся. На уроке присутствует "секретарь". Его задача-заполнить таблицу на доске. Закрепление и контроль осуществляется после прослушивания кажого рассказа. Первые три колонки таблицы учащиеся заполняют самостоятельно, а последнюю - сообща, во время контроля и закрепления. Ребята по-разному воспринимают информацию, учатся высказывать свою точку зрения.

Литература

1. По материкам и океанам - М.: Просвещение, 1988.

2. И.П.Магидович, В.И.Магидович. Очерки по истории географических открытий. - М.: Просвещение, 1985.

II этап

Закрепление знаний.

Цифровой диктант "Исследователи Африки"

Ливингстон 1-9; Стэнли 2-8; Ковалевский 3-7; Юнкер 4-6; Вавилов 5-4

1.Исследователь, который нанес на карту Африки водораздел между бассейнами Нила и Конго.

2. Исследователь Африки, собравший с экспедицией 6 тыс.образцов культурных растений.

3. Исследователь Африки, отправившийся на поиски Ливингстона.

4. Исследователь Африки, шотландей по происхождению, из бедной семьи, с 10 лет работал на ткацкой фабрике.

5. Исследователь Африки, который был приглашел правительством Египта произвести геологические раскопки.

Ответы: I-ый вариант - 45213; II-й вариант-64897.

Проверить и поставить оценки желающим: 1 ошибка-"4"; 2 ошибки-"3".

Подведение итогов.

Домашнее задание : нанести на к/к маршруты путешествий исследователей Африки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Антарктида, история открытия и исследования" "

Презентация может использоваться вместе с уроком "Антарктида, история открытия и исследования", а также отдельно с другим уроком по данной теме или на внеклассном мероприятии, посвященном...

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»...

План – конспект интегрированного урока по изобразительному искусству и технологии.

Тема урока: «Праздник Масленица».Тип урока: интегрированный урок.Цель урока: знакомство с народными традициями в проведении праздника масленицы....

Общие сведения. Через центр африканского континента проходит экватор и нулевой (главный) меридиан. Самый теплый из материков; здесь расположена самая крупная пустыня мира. Самая длинная и одна из самых многоводных рек восточного ползал ария дренирует территорию Африки. Здесь обитают самые крупные животные, в частности, слоны, и проживают самые низкорослые люди - пигмеи.

Побережье Африки по сравнению с другими континентами менее изрезано. На африканском континенте расположен один из крупнейших разломов суши (Великий Африканский).

Африка занимает первое место в мире по добыче алмазов.

Африка - единственный материк, расположенный во всех четырех полушариях. Известно, что материки и океаны распределены по земному шару неравномерно. Суша в северном полушарии занимает 39%, а в южном полушарии - 19% от общей площади. Картограф ически можно изобразить земной шар так, чтобы на нем нашли отображение главным образом материки. В этом случае получаем так называемую «карту полушарий материков». На карте полушарий материков 53% занимает суша.

Географическое положение. Экватор делит Африку на две равные части. От Европы Африку отделяет Гибралтарский пролив, а от Азии - Суэцкий канал. Северное и западное побережья Африки омываются водами Атлантического океана, а северо-восточное и восточное побережья - водами Индийского океана. Протяженность береговой линии Африки равна 30 500 км.

Африка сужается с севера на юг. Ширина Африки на севере (между мысами Альмади и Рас-Хафун) - 7500 км, а на юге - 3000 км.

Из истории исследования. В древности Африканский материк именовали Ливийским. По мнению ученых, слово «Африка» вошло в обиход во II веке до н. э. По мнению французского ученого Гаффарела, на северо-западе (районы Туниса и Марокко) материка проживало племя древних берберов, известное под названием «афарик». Название этого племени и дало наименование африканскому континенту.

Африка является колыбелью цивилизации. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые предки человека появились на африканском континенте около 3-4 млн лет назад.

Факты свидетельствуют о том, что древние цивилизации возникли в низовьях Нила 6 тыс. лет назад. О расцвете культуры Древнего Египта свидетельствуют такие историко-архитектурные памятники, как пирамиды, возраст которых измеряется тысячелетиями. Египетские пирамиды - одно из семи чудес света.

Большой вклад в изучение традиций и обычаев народов Африки, ее природы и экономики внес знаменитый марокканский путешественник Ибн Баттута. Он посетил, начиная с 1325 и по 1349 гг., северное и восточное побережья Африки, бассейн Нила, западную часть Сахары, а также верхнее и среднее течения реки Нигер.

Начало завоеванию Африки и работорговле положили голландцы в XV веке.

Бартоломеу Диаш в 1487 году посетил и исследовал западное побережье африканского континента вплоть до мыса Доброй Надежды.

Васко да Гама обогнул африканский континент и 20 мая 1498 года прибыл в крупнейший порт Индии - в Калькутту. Таким образом, европейцами был открыт морской путь в Индию.

Первые географические сведения о природе внутренней Африки были собраны английским исследователем Давидом Ливингстоном. Он посетил пустыню Калахари, реку Замбези, верхнее течение реки Конго и озера Ньяса и Танганьику. Им было дано название Виктория одному из крупнейших водопадов на реке Замбези.

Внимание! Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter для уведомления администрации.


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ЦЕЛИ: создать условия для ознакомления учащихся с особенностями географического положения материка, с крайними точками, с очертанием береговой линии. Познакомить учащихся с историей открытия и исследования Африки, с наиболее значительными экспедициями, с русскими и зарубежными путешественниками.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: формирование умений работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать память, умение систематизировать изученный материал.

ОБОРУДОВАНИЕ: “Физическая карта мира”, “Физическая карта Африки”, ИКТ, атласы, контурные карты, рабочая тетрадь И.И. Баринова, В.Г. Суслов - География. Материки и океаны.

Ход урока

I. Введение

1. Организация класса

II. Изучение нового материала.

Географическое положение.

а) положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков;

б) положение материка по отношению к океанам и другим материкам;

Величина территории.

а) крайние точки материка (их широты и долготы);

б) протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах;

4. Очертание береговой линии.

а) степень изрезанности;

б) заливы, проливы, острова, полуострова;

5. История исследования материка. Работа с учебником.

III. Закрепление.

IV. Домашнее задание: № 24. Рабочая тетрадь стр. 28, пр.р. №8 (задание 2).

Конспект

I. Мы с вами начинаем изучать природу материков земного шара.

II. Тема урока “Географическое положение и история исследования материка Африка”

(слайд № 1).

Перед нами стоят три задачи:

  1. Познакомиться с географическим положением материка.
  2. Познакомиться с величиной территории и с очертанием береговой линии.
  3. Называть имена исследователей континента и результаты их работы (слайд №2).

План по которому описывают географическое положение любого материка: (слайд №3)

а) Положение по отношению к экватору, нулевому меридиану, к тропикам.

б) Положение к океанам и другим материкам.

Вопросы:

  1. Определите, как расположен материк по отношению к экватору? К нулевому меридиану? К тропикам?
  2. Как расположен материк по отношению к Атлантическому океану? К Индийскому океану? К Средиземному морю? К Красному морю?
  3. Как расположен материк по отношению к другим материкам?

Всего ближе расположен материк Африка к Евразии. Эти два материка соединены Суэцким перешейком через который в ХIХ веке был прорыт Суэцкий канал. Зачем?

Вывод: Географическое положение материка Африка удобно, т.к. материк имеет выход в два океана и рядом расположен самый большой материк – Евразия.

Пойти к карте и описать географическое положение материка.

Рассмотрев географическое положение, перейдем к границам (слайд № 4).

Откройте контурные карты и атлас (физическая карта Африки).

Раз это материк, значит все границы морские. На севере граница проходит по Гибралтарскому проливу, Средиземному морю, Суэцкому каналу. На западе по Атлантическому океану, на востоке по Индийскому океану. На северо-западе граница проходит по Красному морю.

Подпишите океаны и моря на контурной карте.

Чтобы сделать вывод о величине территории материка назовем крайние точки и определим протяженность материка с севера на юг и с запада на восток

(слайд № 5).

  1. Назовите крайнюю северную точку материка и её координаты(мыс Бен-Секка – 37 o с.ш. 9 o в.д.)
  2. Назовите крайнюю южную точку материка и её координаты(мыс Игольный – 34 o ю.ш. 19 o в.д.)
  3. Назовите крайнюю западную точку материка и её координаты(мыс Альмади – 14 o с.ш. 17 o з.д.)
  4. Назовите крайнюю восточную точку материка и её координаты(мыс Рас-Хафун – 10 o с.ш. 51 o в.д.)
  5. Подпишите на контурной карте крайние точки.
  6. Определение протяженности материка с севера на юг и с запада на восток (слайд № 6).

I вариант:

Определите протяженность материка с севера на юг в градусной мере и в километрах по 20 o в.д. Северная точка – 32 o с.ш. Южная точка – 34 o ю.ш. 32 o +34 o =66 o

В 1 o меридиана примерно - 111 км. 111 км x 66 = 7326 км.

Протяженность материка с севера на юг по 20 o в.д. – 7326 км.

II вариант:

Определите протяженность материка с запада на восток в градусной мере и в километрах по 20 o с.ш. Западная точка – 17 o з.д. Восточная точка – 38 o в.д. 38 o +17 o =55 o

В 1 o параллели 20 o с.ш. –104,6 км 104,6 км x 55 =5753 км

Протяженность материка с запада на восток по 20 o с.ш. - 5753 км.

Площадь материка 30,3 млн.кв.км.

Вывод: По площади материк Африка уступает лишь материку Евразия. Большая площадь обуславливает разнообразие природы.

Рассмотрев географическое положение, границы, величину территории перейдём к очертаниям береговой линии.

Как изрезана береговая линия материка Африка?(слайд №7)

Береговая линия изрезана слабо.

Моря у берегов Африки мы уже подписали (Средиземное, Красное).

  • Назовите проливы (Мозамбикский,Гибралтарский).
  • Назовите заливы (Гвинейский, Аденский).
  • Подпишите на контурной карте(слайд №8).
  • Назовите самый большой полуостров (Сомали). Подпишите на контурной карте.
  • Назовите острова у берегов материка (Мадагаскар, Канарские острова).
  • Подпишите на контурной карте (слайд №9).
  • Подпишите на контурной карте течения – Бенгельское,Сомалийское, Гвинейское

(слайд №10).

Вывод: Береговая линия материка слабо изрезана. Изрезанность береговой линии влияет на природу материка.

Познакомимся с историей исследования материка. Откройте тетрадь,начертите таблицу.

1 вариант: можно дать обучающимся опережающее задание – сделать самим небольшие презентации о путешественниках и исследователях Африки.

2 вариант: используя учебник, параграф 24, заполнить таблицу (слайд № 11).

Имя путешественника Дата Открытие

Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около VI в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки. В период римского владычества и позднее рыбацкие суда достигали Канарских островов, римские путешественники проникали глубоко в Ливийскую пустыню (слайд № 12).После завоевания Северной Африки (VII в.) арабы много раз пересекали Ливийскую пустыню и пустыню Сахару, начали изучать реки Сенегал и Нигер, озеро Чад.

В 1417-1422 китайский флотоводец ЧжэнХэ в одном из своих многочисленных походов, пройдя Красным морем, обогнул полуостров Сомали и, двигаясь вдоль восточного побережья, достиг острова Занзибар (слайд № 12).

В XV-XVI вв. изучение Африки было связано с поисками португальцами морского пути в Индию. Б. Диаш в 1445-1446 гг. обогнул крайнюю западную точку Африки, которую назвал Зеленым мысом. В 1488 Б. Диаш открыл крайнюю южную точку Африки, назвав ее мысом Бурь (впоследствии переименован в мыс Доброй Надежды) (слайд № 13); в 1500 году неподалеку от этого мыса во время бури Б. Диаш погиб (слайд № 14).

На основании отчетов Б. Диаша маршрут в Индию разработал португальский мореплаватель Васко да Гама (слайд № 15). В 1497-1498 он, направляясь в Индию из Лиссабона, обогнул мыс Доброй Надежды и прошел вдоль восточного побережья до 3°ю.ш. (город Малинди) (слайд № 16). К концу XVI в. были установлены контуры континента (слайды № 17,18).

С конца XVIII в. стремление овладеть новыми богатыми источниками природных ресурсов стимулировало изучение Африки английскими, французскими и немецкими путешественниками. Экспедиции сосредотачиваются во внутренних областях континента. Англичане создают специальную “Ассоциацию для содействия открытия внутренних частей Африки”, которая организовала ряд важных экспедиций.

Большой вклад в исследование Африки внес шотландский путешественник Д.Ливингстон, первым из европейцев пересекший Южную Африку с запада на восток (1853-1856), попутно обследовав значительную часть бассейна реки Замбези и открыв водопад Виктория (1855). В 1867-1871 он изучил южные и западные берега озера Танганьика. В Европе экспедицию Ливингстона считали пропавшей и на его поиски отправился журналист Г. М. Стэнли, встретившийся с Ливингстоном в 1871 на озере Танганьика. Далее они вместе обследовали северную часть этого озера и выяснили, что оно не связано с Нилом (слайды № 19,20).

Русский путешественник В. В. Юнкер в 1876-1878 совершил большое путешествие по Центральной Африке, во время которого провел географические и этнографические наблюдения, уточнил гидрографию истоков реки Белый Нил. В следующей экспедиции в 1879-1886 он исследовал водораздел рек Нил и Конго; результаты своих наблюдений обобщил в книге “Путешествия по Африке” (слайд № 21).

В 1896-1900 трижды побывал в Эфиопии русский путешественник А. К. Булатович, провел съемку слабоизученных юго-западных и западных областей страны, первым из европейцев пересек горную область Каффа. В результате географических исследований к концу XIX в. были изучены четыре великие африканские реки: Нил, Нигер, Конго и Замбези. На основе собранных географических, исторических и этнографических сведений Булатович написал книги “От Энтото до реки Баро” (1897) и “С войсками Менелика II. Дневник похода из Эфиопии к озеру Рудольф” (СПб, 1900). За последнюю он был удостоен серебряной медали Русского географического общества (слайд № 22).

Вавилов Николай Иванович (1887-1943), растениевод, генетик, географ. Родился в Москве 13 ноября 1887(слайд № 23). Николай Вавилов организовал ботанико-агрономические экспедиции в страны Средиземноморья, Северной Африки, Северной и Южной Америки, установил на их территории древние очаги происхождения и разнообразия культурных растений (слайд № 24). За период 1926-1927 год – собрал 6000 образцов культурных растений, доказал, что Эфиопия является родиной пшеницы.

В начале XX в. выявлены огромные природные ресурсы африканского континента.

III. Закрепление

Блиц-опрос по теме урока (ответы вписываются в карточку подготовленную учителем)

(слайд № 25).

1 вариант

1. Африка - ......по величине территории материк.

2. Крайняя южная точка Африки:

1. м. Бен-Секка

2. м.Рас-Хафун

3. м. Игольный

4. м. Альмади

3. Каким океаном Африка омывается с востока?

1. Атлантическим океаном

2.Северным Ледовитым океаном

3. Индийским океаном

4. Тихим океаном.

4. В каких полушариях по отношению к экватору расположена Африка?

1.в Северном полушарии

2. и в Северном и

3. в Южном полушарии

4. в Южном полушарии.

5. Известный путешественник, который пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл водопад Виктория.

1. Вавилов Н.И.

2. Д. Ливингстон

3. Васко да Гама

4. Юнкер В.В.

2 вариант

1. Площадь территории Африки:

2. Крайняя северная точка Африки:

1. м. Бен-Секка

5. м. Рас-Хафун

3. м. Игольный

4. м. Альмади

3. В каких полушариях по отношению к нулевому меридиану расположена Африка?

1. в Западном полушарии

2. и в Западном и

4. в Восточном полушарии

3. в Восточном полушарии.

4. Морями, принадлежащими какому океану, омывается Африка на севере?

1. Атлантическому океану

2. Северному Ледовитому океану

3. Индийскому океану;

4. Тихому океану.

5. Ученый, собравший 6000 образцов культурных растений, доказавший, что Эфиопия – родина пшеницы.

1. Вавилов Н.И.

2. Д. Ливингстон

3. Васко да Гама

4. Юнкер В.В.

IV. Домашнее задание: № 24. Рабочая тетрадь стр.28, пр.р. №8 (задание 2).