Мальчик вытаскивающий занозу в древней греции

Мальчик, вынимающий занозу. Вторая четверть 5 в. до н. э. Бронзовая римская копия. Рим. Палаццо Консерватори.

О развитии скульптуры ранней классики в направлении ко все большему реализму свидетельствует и статуя «Мальчика, вынимающего занозу», дошедшая до нас в мраморной римской копии с бронзового оригинала второй четверти 5 в. до н.э. Фигурка мальчика отличается естественностью угловатой позы, реалистической передачей форм тела подростка. Только волосы, словно не подчиняющиеся силе тяжести, даны несколько условно. Жизненная наблюдательность напоминает здесь полные реализма сцены на вазовых рисунках этого времени. Однако это не просто жанровая скульптура. Статуя рассказывает о подростке, прославившемся своей доблестью во время состязания в беге. Острый шип вонзился ему в ногу, но мальчик продолжал бег и первым достиг цели.

23. Рельефы «Трона Людовизи»


«ТРОН» ЛЮДОВИЗИ. ГРЕЧЕСКИЙ РЕЛЬЕФ. 2-я четверть V в. до н. э. Рим. Музей Терм

Древний миф рассказывает, что богиня любви и красоты Афродита родилась из морской пены. Юные прислужницы - коры приняли «пенорожденную», помогая ей подняться на берег. Неизвест­ный скульптор изваял эту сцену в рельефе, укра­шающем массивный мраморный блок, найденный на территории виллы Людовизи в Риме и перво­начально принятый за обломок трона. Этот замечательный памятник классического гре­ческого искусства на самом деле скорее всего по­стамент алтаря, стоявшего некогда в одном из святилищ Афродиты. Он дошел до нас сильно по­врежденным, отбита верхняя часть изображения. К счастью, фигура самой богини хорошо сохрани­лась.

На центральной плите медово-золотистого по тону мрамора показано рождение из морской пены богини любви - афродиты. на левой от зрителя створке изображена обнаженная девушка гетера, играющая на флейте, на правой - закутанная строгая фигура хранительницы семейного очага - жены,творящей возлияние богам.

В центральной плите пенорожденную Афродиту бережно принимают две хариты. Ритмы всей группы чрезвычайно гармоничны и просты. Стройный ритм подымающейся вверх Афродиты уравновешен движением спадающих складок ее полупрозрачного влажного пеплоса, плотно облегающего ее тело.
Вся группа вписана в спокойно замкнутую кривую, очерченную склоненными спинами харит. Несмотря на кажущуюся архаическую симметричность и орнаментальность, живое дыхание форм прекрасного и целомудренного тела юной Афродиты, поэтически выразительная красота движений склонившихся к ней харит и своеобразное подвижно-гибкое равновесие всей композиции решительно отличают эту полную ясной и простой классической гармонии композицию от утонченной декоративности поздних архаических рельефов. Вместе с тем вся композиция полна глубокого, если можно так выразиться, философско-поэтического смысла. Непринужденное движение мечтательной обнаженной девы,играющей на флейте, как бы воплощает радостно-чувственную, весенне-бездумную сторону любви.

Торжественная сдержанность движений, строгая красота целомудренно закутанной в плащ матроны воплощают любовь семейную, любовь сложившегося домашнего очага.

«Мальчик, вытаскивающий занозу», римская бронзовая статуя сер. I в. до н. э., копия эллинистической греческой статуи III в. до н. э. Рим, Капитолийский музей 18+

Во II веке до нашей эры Рим оказался под сильным влиянием искусства Греции. Империя как губка вобрала в себя творческие идеи завоёванной страны, наличие многочисленных греческих авторов и их оригинальные произведения способствовали развитию художественной мысли, и при императоре Августе она получила государственный статус. Мастерство оттачивалось при создании копий с греческих образцов. Одной из таких копий является «Мальчик вынимающий занозу». Созданная с эллинистического образца копия стала известной ещё с раннего средневековья и наряду с некоторыми другими послужила примером для мастеров эпохи Возрождения. Многочисленные реплики с этой скульптуры разошлись по Европе.

Со многими повторениями известны и большое количество версий по поводу сюжета. В одной из них говорится о подвиге юного пастуха, не смотря на занозу, предупредившего граждан о приближении врага, другая предполагает, что это иллюстрация мифа о Локре, сыне Зевса, который получил ранение вблизи будущей Локриды, а затем, увидав во сне пророчество, основал город. Третья - рассказывает о спортсмене, избавившегося от занозы только после достижения финиша. Четвёртая версия (самая свежая) высказывает мнение, что мальчик не вынимает, а наоборот вставляет в ногу занозу, для того чтобы получить травму и избежать службы в Римском легионе. И всё-таки все эти версии не стали бы причиной столь широкой популярности небольшой по своим размерам скульптуры, и мне кажется ей более ближе тема о нашем «основном инстинкте», которая связана с поветрием гласящим, что шип является символом первородного греха, и мальчик, вытаскивающий занозу это грешник пытающийся спастись. Я надеюсь, что при более близком рассмотрение вы согласитесь с моим мнением.

Скульптурка повествует нам о мальчике в период начала его полового созревания. Уже подставка, выполненная в виде пенька, обтянутая овечьей шкурой придаёт сценке теплоту и идиллический настрой пасторалей. И теперь обратим внимание на пальцы его спущенной ноги. Большой палец, по сравнению с малым пальцем напряжён и приподнят вверх. Это то мужское состояние, когда обозначение «ПЕНИС» уже можно заменить словом «ФАЛЛОС». Это время томлений, каких - то ожиданий и ночных поллюций. Мальчик пытается избавиться от непонятных для себя ощущений, как заноза, впившихся в тело, не подозревая, что это новое для него состояние, выглядывающее в промежности между ног, ещё долго останется с ним в его жизненном пути.

Используемые материалы.

Мальчик, извлекающий занозу . ок. 50 г. до н. э. Spinario бронза. Высота 73 см. Капитолийские музеи , Рим Медиафайлы на Викискладе

Название и сюжет

В XVIII веке её называли «Верный» (Il Fedele ), увязывая со следующим историческим анекдотом из римской истории: будто бы Марций, пастух из провинции Виторкиано недалеко от Витербо , был послан, чтобы предупредить римлян о наступлении врагов. Страдая от раны в ступне, вызванной занозой, он не остановился, пока не достиг Капитолия, после чего он скончался от спазма, вызванного раной.

Мифологические толкователи выдвигают версию, что изображённый мальчик - Локр, сын Зевса и Маэры (дочери Протея), который является предком локрийцев. Согласно преданию, он получил ранение вблизи будущей Локриды , увидел во сне пророчество и основал город.

В Средневековье шип являлся символом первородного греха, так что мальчик аллегорически толковался, как грешник, пытающийся спастись.

По одной из версий, спартанский мальчик во время состязания в беге занозил ногу, превозмогая боль продолжил бег и первым прибежал к цели. Только после этого он вытащил занозу

История

Копии

«Мальчик» был одной из первых римских статуй, которые принялись копировать на заре Возрождения . Одну копию заказала для себя Изабелла д’Эсте , другая (в натуральную величину) была отлита Антонелло Гаджини для фонтана в Мессине . Якопо Сансовино повторил скульптуру для Франциска I ; посредником при дарении выступил Бенвенуто Челлини . Гипсовые слепки распространились по всей Европе; один из них изображён на натюрморте «малого голландца» Питера Класа .

Копия скульптуры находится вблизи

скачать

Реферат на тему:

Мальчик, вытаскивающий занозу



План:

    Введение
  • 1 Название и сюжет
  • 2 История
  • 3 Копии
  • Примечания
    Литература

Введение

«Мальчик, вытаскивающий занозу» , «Мальчик, извлекающий занозу» (Spinario; Fedele, Fedelino ) - римская бронзовая статуя сер. I в. до н. э., копия эллинистической греческой статуи III в. до н. э. Находится в Риме в Капитолийском музее (Зал торжеств, MC 1186). Изображает обнажённого мальчика, вытаскивающего шип из своей левой ноги, сидя на камне, что, вероятно, является отсылкой к сельской атмосфере, идиллии, известной по эллинистической поэзии .


1. Название и сюжет

В XVIII веке её называли «Верный» (Il Fedele ), увязывая со следующим историческим анекдотом из римской истории: будто бы Марций, пастух из провинции Виторкиано недалеко от Витербо, был послан, чтобы предупредить римлян о наступлении врагов. Страдая от раны в ступне, вызванной занозой, он не остановился, пока не достиг Капитолия, после чего он скончался от спазма, вызванного раной.

Мифологические толкователи выдвигают версию, что изображенный мальчик - Локр, сын Зевса и Маэры (дочери Протея), который является предком локрийцев. Согласно преданию, он был получил ранение вблизи будущей Локриды, увидел во сне пророчество и основал город.

В Средневековье шип являлся символом первородного греха, так что мальчик аллегорически толковался, как грешник, пытающийся спастись.


2. История

Статуя уникальна тем, что она не терялась из виду во времена Средних веков, всегда оставаясь доступной для обозрения (в отличие от многих других антиков, которые с триумфом будут извлекать из земли во время Ренессанса).

  • В 1160-е гг. наваррский раввин Вениамин Тудельский описывал её, стоящую перед Латеранским дворцом, сравнивая мальчика с Авессаломом, совершенным с головы до пят.
  • В 1470-е гг., вероятно, был перенесен в Палаццо-деи-Консерватори по приказу папы Сикста IV.
  • 1499-1500 гг. - первые упоминания о статуе на новом месте.

3. Копии

«Мальчик» был одной из первых римских статуй, которые принялись копировать на заре Возрождения. Одну копию заказала для себя Изабелла д’Эсте, другая (в натуральную величину) была отлита Антонелло Гаджини для фонтана в Мессине. Якопо Сансовино повторил скульптуру для Франциска I; посредником при дарении выступил Бенвенуто Челлини. Гипсовые слепки распространились по всей Европе; один из них изображён на натюрморте «малого голландца» Питера Класа.

Мраморный вариант скульптуры, найденный на Эсквилине, попал в собрание Медичи и сейчас выставлен в Уффици. Будучи весьма популярен при дворе Лоренцо Великолепного он, по-видимому, вдохновлял не только Брунеллески, но и Мазаччо. Археологические раскопки XIX и XX веков позволили выявить новые варианты этой скульптурной композиции (один из них - в Британском музее).


Примечания

  1. Marble statue of the spinario // British museum - www.britishmuseum.org/explore/highlights/highlight_objects/gr/m/marble_statue_of_the_spinario.aspx

Литература

  • Francis Haskell and Nicholas Penny, 1981. Taste and the Antique: The Lure of Classical Sculpture, 1500-1900. (Yale University Press) Catalogue number 78, pp 308-10.
  • Wolfgang Helbig, Führer durch die öffentlich Sammlungen klassischer Altertümer in Rom 4th ed., Tubingen 1963-72, vol II, pp 266-68.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 16.07.11 23:18:09
Похожие рефераты: Мальчик , Мой мальчик ,