Ленинский комсомол (подводная лодка)

В России нужно долго жить. Справедливость этой поговорки на своем примере демонстрирует известный питерский подводник Александр Лесков. 45 лет назад он спас от гибели подводную лодку «Ленинский комсомол» и её экипаж. И только теперь, в момент ухода с президентского поста Дмитрия Медведева совершается то, что по всем законам – и человеческим, и юридическим – должно было совершиться тогда же… В Петербурге мне удалось найти лишь несколько человек из тех, чью судьбу взорвала дата 8 сентября 1967 года…

Русских тут не ждали…

20 лет гниет под Мурманском легендарная атомная подлодка К-3, позже названная именем «Ленинского комсомола». Именно она 17 июля 1962 года впервые в истории советского флота достигла Северного полюса. Это была не просто сенсация, а событие планетарного масштаба, сродни полету в космос Юрия Гагарина.

На Западе тогда не то, что не ждали русских на полюсе — мало кто вообще верил в существование у разрушенного войной СССР атомного подводного флота. Американский «Наутилус» пересек полюс 3 августа 1958 года, и с той поры наши заклятые друзья чувствовали себя на Севере комфортно, а Советский Союз оказался в зоне досягаемости ракет, пущенных с любой подлодки США, находящейся в Арктике.

Никто и представить себе не мог, что русские АПЛ способны достичь Северного полюса. Тогдашний директор ЦРУ могущественный Ален Даллес лишился своего поста за то, что прошляпил северный поход русских. Именно с этого момента СССР доказал всему миру: страна обладает достаточными ресурсами, чтобы осуществлять контроль над своими полярными владениями. И это в условиях Карибского кризиса, когда мир стоял в шаге от новой войны. Но экипаж К-3 сделал это! И всемирная история потекла по другому руслу.

На базе в Гремихе 21 июля субмарину встречал тогдашний глава государства Никита Хрущев, вручивший звезды Героя Советского Союза старшему похода контр-адмиралу Алексею Петелину, капитану 2 ранга Льву Жильцову и инженер-капитану 2 ранга Рюрику Тимофееву. Еще раньше геройского звания — впервые после войны — был удостоен первый командир К-3 капитан 1 ранга Леонид Осипенко. «Попасть в число первых офицеров атомохода было почти столь же престижно, как быть зачисленным в отряд космонавтов», — писал в своих воспоминаниях командир К-3 капитан 2 ранга Лев Жильцов. Но на этом триумфальные страницы истории лодки и ее экипажа закрываются. Открываются другие – трагические.

Мы были обречены…

Через пять лет после покорения вершины планеты, 8 сентября 1967 года на К-3 вспыхнул объемный пожар. В считанные минуты заживо сгорели и погибли от угарного газа 39 членов экипажа. Это было в Норвежском море, когда подлодка возвращалась домой из незапланированного похода.

— Решение об отправке К-3 на боевую вахту в Средиземное море было авантюрой, — считает помощник командира капитан-лейтенант Александр Лесков, чудом избежавший тогда смерти. — После похода к полюсу лодка стала образцово-показательным судном, экипаж выполнял в основном представительские функции на бесчисленных комсомольских и партийных съездах. Три года лодка не выходила на боевые службы и вдруг – дальний поход. Да и по плану на дежурство в Средиземном море, где базировался 6-й флот ВМС США, должна была идти другая АПЛ – К-11. Но у нее обнаружилась серьезная неисправность, и наскоро собранный экипаж отправился в поход. Приказы командования не обсуждаются.

— В ту пору ни одна советская подлодка толком не готова была к дальним походам, — рассказывает Юрий Калуцкий, командир турбинной группы К-3 , инженер-лейтенант. Наша лодка была головной в серии и исполняла роль опытного образца. На ней без конца шли переделки, разборки, сварки. Уже к 1962 году К-3 выработала ресурс своего основного оборудования и нуждалась в капитальном ремонте. Атомные реакторы работали «на выдохе», часть урановых тепловыделяющих элементов была разрушена, радиоактивный фон первого контура в тысячи раз превышал то, что было на серийных подлодках. Особо опасными были парогенераторы, они в любую минуту могли выйти из строя, что означало угрозу для реактора и лодки.

— В последний момент несколько офицеров были заменены в связи с профнепригодностью. Меня назначили помощником командира за два дня до выхода корабля в море, — вспоминает Лесков. – Юрий Степанов узнал о своем назначении командиром за месяц до выхода на боевую службу. Он единственный на корабле имел допуск к самостоятельному управлению. Как правило, в таких случаях от дивизии в обязательном порядке командируется еще один «допущенный» — или начальник штаба, или замкомдива. Но Степанов был отправлен один. Несчастное это было плавание…

В Средиземном море все не ладилось: лодку преследовали технические проблемы, а тут еще на борту внезапно умер один из участников похода. Из Москвы пришел приказ передать тело на советский корабль, находящийся в египетских водах, и субмарина вынуждена была всплыть.

— Лодка была рассекречена, и мы пошли к базе, – рассказывает Лесков. Именно ему пришлось заступить на вахту 8 сентября. В 01 час 52 мин. на пульте связи замигала лампочка. Лесков щелкнул переключателем:

— Кто вызывает центральный?

И вместе со щелчком отпущенного тумблера в отсек ворвались страшные крики заживо горящих людей. Эти первые минуты были самыми жуткими. Сколько лет потом он слышал эти крики, просыпаясь по ночам в холодном поту…

Автоматически Лесков скомандовал:

— Аварийная тревога! Боцман, всплывай…

Весь отсек в огне…

Что произошло? Почти то же самое, что в 2000 году на «Курске»: объемный стремительный пожар, воспламенение в торпедном отсеке. Там кроме торпед находились люди. Многие матросы даже с коек не успели встать, — отсек горел всего две минуты, — но умерли они не от огня, смертельной оказалась окись углерода. Однако командир второго отсека капитан-лейтенант Анатолий Маляр перед смертью успел захлопнуть люк горящего отсека изнутри и тем самым предотвратил дальнейшее распространение огня. Там его и нашли после пожара под грудой тел. Ценою тридцати девяти жизней (включая собственную) он спас первый атомоход Советского Союза и восемьдесят человек личного состава. А командир первого отсека капитан 3 ранга Лев Коморкин ринулся в бушующий пламенем второй, потому что там были его подчиненные и двадцать две торпеды, часть из которых имели боеголовки, способные в случае взрыва поднять на воздух пол-Европы. Его последний доклад на центральный пост был краток: «Весь отсек в огне. Больше не могу». Командир лодки Юрий Степанов при попытке отдраить верхний рубочный люк получил тяжелую травму головы, потерял сознание, и командование подводной лодкой принял помощник командира капитан-лейтенант Александр Лесков. Он успел дать сигнал по флоту об аварии подводной лодки, произвести экстренное всплытие с глубины двести метров. В 1 час 59 мин Лесков скомандовал:

— Личному составу центрального поста покинуть отсек и подняться на мостик…

В этот момент зазвонил корабельный телефон.

— Товарищ капитан-лейтенант, спасите меня, пожалуйста! – услышал Лесков голос шифровальщика Алексея Буторина. Ему удалось закрыться в герметичном шифрпосту второго отсека.

— Держись, мичман, мы обязательно тебя спасем, — теряя сознание от отравления угарным газом, прошептал Лесков. Он сознательно не надевал индивидуальные средств защиты – в противогазе не покомандуешь, тут уж либо себя спасай, либо лодку — и знал, что погибает. Однако он очнулся — через пять суток в госпитале Североморска. А до мичмана помощь не дошла, Буторин задохнулся. Погибли старший помощник командира, начальник химслужбы, командир дивизиона живучести, командир электронавигационной службы и командир группы дистанционного управления, большая часть личного состава команд торпедистов, трюмных, других подразделений корабля. Командир лодки был тяжело ранен, все три вахтенных офицера, штурман получили отравления продуктами горения и находились без сознания. В этих условиях командир 1 дивизиона капитан 3 ранга Юрий Некрасов принял командование субмариной на себя. Через десять минут после того, как центральный пост перестал отвечать на вызовы, по его приказу в четвертом отсеке была сформирована аварийная команда. Надев аппараты индивидуальные спасательные аппараты, подводники эвакуировали людей из отравленного помещения, с рук на руки они передавали отяжелевшие тела в восьмой отсек, где бесчувственным морякам прямо через рабочую одежду делали уколы… Трое суток К-3 лежала в дрейфе. Тем временем подошел резервный экипаж, и лодка своим ходом вернулась в основной пункт базирования.

Комиссия, сформированная на берегу сразу после аварии, признала действия экипажа героическими. Все моряки – и живые, и мертвые – были представлены к государственным наградам. Пятеро – к званиям Героев Советского Союза, в их числе Лесков и Некрасов. Двух подводников к Герою представили посмертно.

Зажигалка на вахтенном столике…

Но если подводники – герои, то кто же — антигерой? Кто виноват в пожаре и гибели людей? Решено было, что воспламенение в торпедном отсеке произошло из-за прорыва одного из узлов системы гидравлики. Когда по возвращении в базу снимали злополучную гидравлическую машинку, обнаружили, что там вместо уплотнительной прокладки из красной меди стоит какая-то примитивная шайба, не рассчитанная на перепады давления. Вероятно, кто-то поменял прокладку во время заводского ремонта. А, может, во время стремительного аврального строительства? Ведь темпы создания подводного крейсера поражают: 12 сентября 1952 года вышло подписанное Сталиным правительственное постановление «О проектировании и строительстве объекта 627». А уже пять лет спустя первенец отечественного атомного кораблестроения спустили на воду! Можно рукоплескать советским методам руководства и производства, а можно задуматься над его последствиями. Но дальше копать причины техногенной аварии не стали.

Через месяц после того, как командование Северного флота поздравляло оставшихся в живых подводников с высокой оценкой их подвига, главком ВМФ С.Горшков вынес новую версию событий: «по вине экипажа». Накануне 50-летия Великого Октября высочайше решено было не омрачать настроение советских людей оглаской столь тяжелого происшествия. Очень быстро поменялось отношение к оклеветанному экипажу. Комдива 3-й дивизии АПЛ Героя Советского Союза контр-адмирала Николая Игнатова, который «слишком много знал», отстранили от работы и понизили в должности. С офицеров в особом отделе взяли подписку о неразглашении причин аварии и обо всех связанных с этим событиях. Были аннулированы выводы первой комиссии и назначили вторую, явно предвзятую, которая тут же «обнаружила» в лодке на самом видном месте — на столике вахтенного… зажигалку! Экипажу навесили ярлык «аварийщиков» и расформировали по другим частям. Из героев покорители Северного полюса превратились почти в преступников. Надругались не только над живыми, но и над мертвыми.

— На похороны в братской могиле 39 подводников в Западной Лице не допустили даже ближайших родственников, – рассказывает контр-адмирал Николай Соколов, ныне председатель общественного совета ветеранов АПЛ К-3. – Так они и остались в заброшенной безымянной могиле вдали от людных мест.

— О том, чтобы отправить гробы на родину по просьбе жен, родителей, детей или выплатить родным какие-нибудь пособия, компенсации, — и речи не шло. Зарплату и ту посчитали четко по день смерти, — крепко помнит Александр Лесков.

Эта боль – из дикой первоначальной превратилась в многолетнюю не затихающую рану. Тридцать лет моряки молчали обо всем, что случилось, – как велели особисты. За это время пала советская власть, а пришедшая ей на смену особо не интересовалась старыми тайнами. Все обращения подводников в госорганы с целью реабилитации экипажа до сих пор были словно под толщей льда той давней клеветы. Куда только не писали. Кому только не кланялись. В администрации президента РФ подводникам сообщили: реабилитация и награждение может быть осуществлено только по представлению главкома ВМФ. Так было и с признанием заслуг легендарного подводника Маринеско, и с частичной реабилитацией участников аварии «К-19», и с награждением в 2006 году живых и мертвых линкора «Новороссийск». О том, что дело их решенное, что новое ходатайство главкома перед министерством обороны и президентом РФ готово, и вот-вот будет объявлено о восстановлении справедливости, им сообщили в мае 2008 года! Подводники ждут. Уходят из жизни. На скромных похоронах штурмана, участника катастрофы 1967 года Олега Певцова в Сосновом Бору собрались несколько человек из бывшего экипажа. Да их и осталось-то не более десятка. Всем за семьдесят…

— Только недавняя резолюция президента РФ сдвинула дело с мертвой точки. Дмитрий Медведев ознакомился со всеми нашими письмами, ходатайствами и решил: наградить. Главный штаб ВМФ потребовал архивные документы. Мы перешерстили архивы, ездили в Подольск. Потребовали с нас все данные 39 покойников, их анкеты, заполняем на них наградные листы. Самое главное, мы получили на руки документ о том, что авария произошла не по вине личного состава. Это официальное заключение главного технического управления, — рассказал о радостных хлопотах Лесков.

Сам Александр Яковлевич и Юрий Некрасов представлены к званию Герой России.

Ирина Смирнова

Уважаемые коллеги, представляю Вам модель нашей первой советской Атомной подводной лодки проекта 627 «Кит» (по терминологии НАТО - November class) К-3 «Ленинский комсомол», относящейся к 1-ому поколению АПЛ. Произведена отечественной компанией Flagman, в масштабе 1/350.

Историческая справка:
Головной корабль, К-3 «Ленинский Комсомол», относился к проекту 627, а все последующие строились по изменённому проекту 627А. Всего с 1957 по 1963 годы в строй вступили 13 субмарин, проходившие службу на Северном и Тихоокеанском флотах. В результате создания атомных подводных лодок проекта 627 СССР стал второй в мире державой, имеющей атомный подводный флот. Корабли проекта 627-627А имели выдающиеся для своего времени характеристики, но обладали и существенными недостатками, которые исправлялись в последующих проектах. Основные из них были связаны с низкой надежностью оборудования ядерной энергетической установки лодки.
Спроектирована АПЛ ленинградским СКБ-143 (позже известное как ПКБ «Малахит»). Главным конструктором проекта стал В. Н. Перегудов. Лодка заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске, на заводе № 402 (ныне «Севмаш»), заводской № 254. Реакторы пущены в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.
В отличие от «Наутилуса» (первая АПЛ в американском флоте), имевшего традиционную штевневую форму носа, проект 627 получил более оптимизированную для подводного хода скруглённую элипсовидную форму носовой оконечности. На большей части длины корпус имел цилиндрическую форму с небольшой обтекаемой рубкой, утолщением для размещения ГАС в носовой части и выраженным хвостовым оперением. Два винта располагались в горизонтальной плоскости.
Первоначально главным калибром проекта 627 должна была быть термоядерная «Царь-торпеда» Т-15, дополненная двумя кормовыми торпедными аппаратами калибра 533 мм без запасных торпед для самозащиты. Министерство Обороны отклонило такой проект. Основным вооружением АПЛ проекта 627 и 627А стали 8 носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боекомплект состоял из 20 торпед, лодки могли нести торпеды всех существующих типов, в том числе спецбоеприпасы с ядерными боевыми частями. В обычном боекомплекте из 20 торпед 6 были с ядерными зарядами. В этом проекте впервые в СССР была реализована возможность осуществления стрельб с глубин до 100 метров.
В 1961 году - первая боевая служба в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. В августе 1967 г., во время возвращения с боевой службы, в Норвежском море на борту лодки возник пожар, вызванный возгоранием гидравлики. В результате аварии погибло 39 подводников. В 1991 году выведена из состава Северного флота. Согласно постановлению правительства РФ первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627 должна быть переоборудована в музей. В КБ «Малахит» разработан проект переоборудования в плавучий музей, однако это так и не произошло...
Сборка:
Сборка не сложная, т.к. деталей в наборе совсем не много. Но от использования шпаклевки и последующей шлифовки это не избавляет. Все стыки деталей, за исключением сопряжения ограждения рубки и корпуса пришлось шпаклевать и шлифовать в той или иной степени. Для усиления днищевого шва использовал полоски полистирола толщиной 0,5 мм – вклеил их с внутренней стороны до установки палубы надстройки. Наибольшую проблему представляло сопряжение горизонтальных стабилизаторов и корпуса. Стыки получились с большими щелями и пришлось там изрядно шпаклевать, а потом шлифовать. А подлезать к стыку не совсем удобно. Также понадобилось сточить до масштабной толщины задние кромки этих стабилизаторов, а также заднюю кромку вертикального руля и оконечности корпуса. Затем имитировал направляющие для крепления страховочных концов швартовной команды, приклеив вдоль палубы проволоку диаметром 0,4 мм. Доработал кнехты, точнее заменил штатные «шпеньки» на самодельные, по технологии, которой любезно поделился со мной наш коллега Dard 77 .
На ограждении рубки имитировал желоб по правому борту для заваливания одного из выдвижных устройств, в задней части сделал прорези для антенны «рамка», рубочные навигационные огни имитировал из набора АНО «Elf» для авиации. Поручни вокруг рубки сделал не из тянутого литника, как предлагает инструкция, а из проволоки диаметром 0,26 мм. Единственный момент, который хотел бы отметить. В инструкции предлагается сделать участки поручня L=10 мм (2 шт.) и = 42 мм. Мне не хватило этих 42 мм. Пришлось все отрывать и делать длиннее. Точно я не измерил, но примерно получается 45-47 мм.
Переделал все выдвижные. Собрал их из верхних частей набора и трубочек диаметром 0,8 и 0,6 мм из медицинских иголок. Единственно антенну в виде «рамки» пришлось полностью делать самому из иголок и проволоки.
Устранил дефект на одном из гребных винтов. Там был то ли недолив пластика, то ли воздух попал, точно не знаю. Выражалось это в двух раковинах (хорошо хоть небольших по размеру) на одной из лопастей. Проклеил тонкой бумагой, пропитанной супер-клеем, а потом шлифовал до получения приемлемой толщины лопасти.
Окраска:
Грунтовка – серым грунтом Tamiya, стравленным из баллона. Местная шлифовка ватными палочками и шлифовальными тканями.
Прешейдинг – черной краской по линии шпигатов в подводной части корпуса для их выделения.
Подводная часть корпуса АПЛ окрашена в два этапа. 1-ый – стравленная из баллончика Tamiya TS-33 (Dull Red), окрашивал тонкими слоями, чтобы не закрасить прешейдинг. После высыхания, 2-ой этап – жидко разведенной Tamiya XF-9 (Hull Red) прошелся по шпигатам, и по корпусу, чтобы создать неравномерность окраса, имитируя окисление краски.
Надводная часть корпуса АПЛ окрашена Tamiya X-1 (Black) + X-2 (White) смешанными в пропорции 50÷50. Затем палуба и верхние части ограждения рубки покрыты тонким слоем предыдущей смеси, но осветленной еще процентов на 20-30. Затем по бортам сухая кисть XF-63 (German grey) и поверх местами XF-53 (Neutral grey). Потертости на поручнях ограждения рубки, страховочных рельсах и кнехтах – серебрянка (в моем случае это была Model Master (Chromsilber).
Далее покрытие модели глянцевым акриловым лаком Mr. Hobby Н-30, нанесение декалей и еще один слой лака.
Вот здесь пришлось по совету коллег опять вернуться к доработкам. Было высверлено отверстие на месте аварийного буя. Он изготовлен из литника, окрашен и вклеен на свое место. Длина литника выбрана таким образом, чтобы он уперся в дно и не проваливался, за идею спасибо коллеге Zetta . Затем в центре буя высверлено отверстие и туда вставлен кусочек тянутого прозрачного литника для имитации лампочки.
Декали:
Я уже отмечал в обзоре кита, что декали имеют небольшой недостаток – белый цвет отдает желтизной. Повесив на окошко я это устранил, может и не полностью, но в большей степени точно. Следующая засада была в толстой подложке, SET-ом и SOL-ом победить ее удалось лишь частично и то только после неоднократной обработки декалей этими средствами.
И для последний момент для тех, кто будет собирать данную АПЛ в дальнейшем. Декаль 13 которая изображает носовой обтекатель ГАС при переведении я разрезал на две половинки и переводил их по-бортно. Растянуть без складок ее целиком на носовую оконечность у меня не получилось.
Смывка (MIG) сделана следующим образом:
Подводная часть - Brown wash;
Надводная часть - Neutral wash;
Отверстия шпигатов легкого корпуса - Light и Standart Rust effects.
Закрыл все матовым лаком Vallejo и тут получил засаду – остался белесый налет. Пришлось взяться за пудреницы Tamiya «Orange rust» и «Rust» и покрывать ими подводную часть корпуса. Надводная же часть приобрела довольно обшарпанный вид.
Завершающий этап:
Имитация остекления ходовых огней в кормовой части корпуса и ограждения рубки Micro Kristal Klear и монтаж изготовленных ранее выдвижных устройств.

Сравнительная оценка (прототипа):
Основными конкурентами проекта 627(А) были первые проекты атомарин США: «Наутилус», «Скейт», «Скипджек». По сравнению с построенными раньше «Наутилусом» и «Скейтами» (1955-1958 годы) проект 627 имел ряд неоспоримых преимуществ в скорости хода, вооружении, глубине погружения, а по сравнению с построенными одновременно лодками класса «Скипджек», лодки 627 проекта были крупнее, не уступали в скорости, по-прежнему были лучше вооружены, превосходили по размерам, но имели более высокую шумность.

Приятного просмотра!
В написании статьи использовал материалы сайтов.

Предполагается, что работы по разделке лодки пройдут на предприятии «Нерпа» в Мурманской области до конца 2013 года.

Причиной такого решения стала необходимость высвобождения площадки, на которой сейчас находится лодка. На этом месте в начале 2014 года начнутся работы по утилизации плавучей технической базы «Лепсе», на которой хранятся около 700 отработанных урановых стержней с советских атомных ледоколов. Любая авария на «Лепсе» грозит масштабной экологической катастрофой, а потому тянуть с этими работами более нельзя.

При этом на самом заводе «Нерпа» еще надеются спасти подводную лодку, которая в настоящее время разделена пополам. Для того чтобы сохранить корабль, необходимо соединить корпус К-3, чтобы он еще несколько лет мог ожидать окончательного решения своей судьбы, находясь на плаву. Для проведения работ необходимы 50 миллионов рублей, которые и пытаются сейчас найти на «Нерпе».

Атомная подводная лодка «Ленинский комсомол». Фото: РИА Новости / Месяцев

Подводная лодка К-3 стала первым отечественным атомоходом и третьей атомной субмариной в мире, после американских «Наутилуса» и «Сивульфа».

Разработка К-3 начиналась в условиях нарастающей «холодной войны» с Западом. Создание атомной подводной лодки должно было позволить СССР сохранить военный паритет в этом противостоянии.

Создание атомохода началось 12 сентября 1952 года, когда Иосиф Сталин подписал правительственное постановление «О проектировании и строительстве объекта 627».

Не стоит говорить, что работы над первой атомной субмариной велись в обстановке строжайшей секретности.

Покорение «подводного космоса»

При этом еще на стадии проектирования возникли горячие споры между конструкторами и военными. Изначально предполагалось вооружить К-3 одной-единственной гигантской торпедой, которая могла бы атаковать военные базы противника с расстояния 50 километров. Знаменитый советский военачальник адмирал Кузнецов заметил, что американцы обеспечивают оборону своих баз на расстоянии до 100 километров, и заявил, что ВМФ СССР нужна лодка с атомными и обычными торпедами, способная уничтожать флот противника в морях и океанах.

В итоге, с учетом мнения командования флота, техническое задание изменили, и лодку стали переделывать, что называется, на ходу.

Несмотря на это, строительство К-3 шло невероятными темпами, которые не снились ни тогдашним американским конкурентам, ни современным российским корабелам. От появления идеи атомохода до его спуска на воду прошло пять лет. Для сравнения - американский «Наутилус» строился почти десятилетие.

Как отмечают историки флота, лодки проекта 627 стали первыми, в облике которых появились китообразные формы, за что они и получили прозвище «киты».

Генеральным конструктором К-3 стал Владимир Николаевич Перегудов , впоследствии удостоенный за свое детище звания Героя Социалистического Труда.

Не будет преувеличением сказать, что первый атомоход строила вся страна - в работах по ее созданию принимали участие 350 предприятий. При этом режим секретности был таков, что на многих заводах просто не знали, для каких задач они изготавливают те или иные узлы и агрегаты.

Первым командиром К-3 стал капитан 1-го ранга Леонид Осипенко . Секретность не позволила его имени прогреметь на всю страну. А ведь для своего времени достижения К-3 были уникальными: она развивала скорость до 30 узлов (что превышало возможности американских соперников), погружалась на глубины до 300 метров и могла находиться в трехмесячном боевом походе без единого всплытия. Леониду Осипенко было присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал первым, кто был удостоен этого звания после войны.

К-3 была спущена на воду 9 октября 1957 года. Это историческое, эпохальное событие произошло всего через пять дней после еще одного революционного прорыва СССР - запуска первого спутника.

Рисунок Н. Науменкова «Советская подводная лодка Фото: РИА Новости

Флаг над полюсом

Флаг ВМФ СССР был поднят над лодкой 1 июня 1958 года, после чего начались работы по доводке новой техники, устранению выявленных недостатков. Кроме того, срочно строилась новая береговая инфраструктура, ибо атомоход требовал принципиально нового обслуживания.

С 1959 года лодка базировалась в Северодвинске, войдя в состав отдельной 206-й бригады подводных лодок. В 1961 году К-3 вышла на свое первое боевое дежурство в Атлантику.

Историческим для К-3 стал следующий, 1962 год. Несмотря на то, что подводная лодка к тому времени была уже не единственным советским атомоходом, именно ей поручили миссию по достижению Северного полюса подо льдами.

Командовал лодкой в этот период капитан 2-го ранга Лев Жильцов . Задача предстояла неимоверно сложная - никакой карты глубин и подводных вершин в районе Северного полюса не было, поэтому шли вслепую и практически вглухую. Многометровый лед отражал звуки самой лодки, отчего у акустиков возникали слуховые иллюзии.

Малейшая ошибка грозила катастрофой и гибелью экипажа. Особенно непросто стало, когда началось вдруг резкое уменьшение глубин. Подводники продвигались осторожно, наощупь. Выяснилось, что «мель» - это гигантский подводный хребет, который до того момента был неизвестен науке. Хребет, получивший имя гидрографа Ярослава Гаккеля , стал крупнейшим географическим открытием XX века.

17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут подводная лодка К-3 прошла точку Северного полюса. Шутники на борту предлагали даже поменять курс, чтобы «не погнуть земную ось».

Затем подводникам удалось найти полынью, где и было произведено всплытие. На самом высоком торосе был поднят государственный флаг, после чего капитан Жильцов объявил «увольнение на берег». Моряки веселились, играли в снежки, боролись, фотографировались на фоне лодки во льдах. Последнее - самое удивительное, ведь перед походом контрразведка изымала у экипажа все фотоаппараты. Тем не менее, они все-таки оказались на борту.

Вернувшуюся из этого похода К-3 встречал лично советский лидер Никита Хрущев . Весь экипаж был награжден, а руководитель похода контр-адмирал Александр Петелин , командир К-3 капитан 2 ранга Лев Жильцов и инженер-капитан 2 ранга Рюрик Тимофеев стали Героями Советского Союза.

Была отмечена и сама лодка. В октябре 1962 года она получила название «Ленинский Комсомол». Название было унаследовано от дизельной подлодки М-106, погибшей в 1943 году в одном из боевых походов.

Командир атомной подводной лодки Л.М.Жильцов и замполит А.Штурманов. Фото: РИА Новости

Черный сентябрь 67-го

Служба на К-3 была для моряков делом героическим и опасным. Первый советский атомоход был неидеален с точки зрения радиационной безопасности, поэтому свою дозу облучения получили все члены экипажа. При этом на лодке сам экипаж утвердил правило - «фонящий», радиоактивный воздух должен циркулировать по всей лодке, а не доставаться только морякам из энергетических отсеков. Так действовал старый принцип подводников: на лодке все равны - побеждаем и погибаем вместе.

В почти 30-летней истории службы «Ленинского комсомола» была «черная» страница. 8 сентября 1967 года в Норвежском море на К-3 произошел объемный пожар. С июня 1967 года, с момента начала войны на Ближнем Востоке, лодка находилась на боевом дежурстве в Средиземном море.

До этого лодку слишком часто задействовали в торжественных мероприятиях, срывая боевую подготовку экипажа. В экстренный поход в Средиземноморье собирались в авральном порядке, 80 суток вели патрулирование в экстремальных условиях - в условиях местного климата в некоторых отсеках температура зашкаливала за 60 градусов.

На обратном пути из-за рокового стечения обстоятельств на лодке начался пожар чудовищной силы, в считанные минуты унесший жизни 39 моряков. Тем не менее, уцелевшим членам экипажа удалось предотвратить гибель лодки. На базу «Ленинский комсомол» пришел своим ходом в надводном положении, с приспущенным флагом - так велит морская традиция в память о моряках, погибших в походе.

История на переплавку?

После ремонта «Ленинский комсомол» вернулся , из которого атомоход был выведен в 1991 году.

С этого момента К-3, что называется, пошла по рукам. Сначала она находилась на балансе «Росимущества», затем «Росатома» и ОСК. Гражданские и военные чиновники много раз заявляли о том, что утилизировать историю нельзя, и что «Ленинский комсомол» станет плавучим музеем.

В ожидании реализации проекта лодку разрезали надвое, сняли реактор, который был затоплен в Карском море. С 2003 года обсуждается идея перевозки К-3 в Петербург, для установки ее на вечную музейную стоянку. В2008 году на Морской коллегии при правительстве России КБ «Малахит» поручили разработать проект музея на базе «Ленинского комсомола».

Проект существует, но денег на его реализацию найти не могут. Эксперты Объединенной Судостроительной Компании оценивали стоимость превращения К-3 в музей в 400 миллионов рублей, теперь эта сумма выросла до 650 миллионов.

Если решение не будет найдено в самое ближайшее время, «Ленинский комсомол», часть истории флота и страны, истории, которой мы вправе гордиться, превратится лишь в груду порезанного железа.

Долгие годы легенда советского подплава – первая атомная субмарина К-3 ожидала решения своей участи – быть разрезанной «на иголки» или стать музеем. Десятки ветеранских организаций подводников, действующие моряки, представители общественности и специалисты судоремонтного завода «Нерпа», где уже несколько лет находится лодка, обращались в Министерство обороны с просьбой не допустить утилизации «Ленинского комсомола».

Свою биографию первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» начала в 1958 году. 15 июня субмарина была введена в строй, а 4 июля 1958 года лодка впервые дала ход под атомной силовой установкой. 12 марта 1959 года К-3 вошла в состав 206-й отдельной Бригады подводных лодок с базированием в Северодвинске.

В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота субмарина совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота лодка всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР.

Пройдя славный боевой путь, 15 июня 1991 года первенец атомного подплава был выведен из состава Северного флота. И практически сразу заговорили о том, что К-3 должна стать музеем. До принятия окончательного решения по этому вопросу лодку поставили в док Гремихи (пункт базирования кораблей СФ).

В 2005-м «Ленинский комсомол» прибыл на судоремонтный завод «Нерпа» - предприятие, где отслужившие свой срок атомные ракетоносцы готовят к утилизации.

И практически с первых дней заводчане включились в борьбу за сохранение легенды Северного флота. Считая преступлением пустить К-3 «на иголки». В адрес Министерства обороны в течение нескольких лет шли письма и обращения от руководства завода, от подводников, от различных общественных и ветеранских организаций.

Время шло. Лодка ржавела. Оборонное ведомство оставалось глухо к призывам изыскать средства на сохранение легенды флота. Между тем, из акватории завода лодка была переведена на стапельную плиту, где, словно на операционном столе, было вынуто ее сердце – реакторный отсек. Который был отправлен в хранилище ядерных отходов в Сайда-Губе. Для проведения данных работ корпус лодки был разделен на три части. К-3 и сегодня находится на стапельной плите в «разобранном» состоянии.

В ближайшее время стапельное место должно быть освобождено для другого корабля – на СРЗ «Нерпа» готовится к утилизации плавбазы «Лепсе». И сейчас необходимы средства на корвертовку подлодки. Чтобы спустить ее на воду до момента окончательного решения по созданию музея.

27 ноября в Техническом Управлении СФ в Санкт-Петербурге проходило совещание, на котором присутствовал директор филиала «СРЗ «Нерпа» ОАО ЦС «Звездочка» Аркадий Оганян. Одним из вопросов, рассматриваемых на совещании было финансирование первого этапа создания музея К-3. А именно – конвертовке «Ленинского комсомола» и спуска на воду.

«На сегодняшний день есть решение Министерства обороны о выделении необходимых финансовых средств на первый этап» - рассказал Аркадий Оганян - « Речь идет о 43 миллионах рублей, которых будет достаточно для того, чтобы выполнить конвертовку К-3 и спустить ее на воду в акватории СРЗ «Нерпа». Эти деньги будут выделяться по Горсоборонзаказу 2014 года Министерством обороны. Работы будут начаты и выполнены ориентировочно в первом полугодии 2014 года. При соответствующем финансировании – в январе месяце».

Уже есть указание оборонного ведомства Департаменту Гособоронзаказа о выделении этих средств. Как долго придется К-3 ждать своего возрождения – пока неизвестно. На сегодняшний день нет ни проекта по переоборудованию лодки в музей, ни средств. Предварительный проект, разработанный несколько лет назад КБ «Малахит» оценивался в 500 млн.рублей. Поиск средств и разработка нового проекта (за которое по техническому заданию Минобороны готовы взяться специалисты КБ «Малахит») – дальнейшая большая перспектива. Но уже сейчас ясно одно – легендарная атомная субмарина будет сохранена для истории. Музею «Ленинского комсомола» - быть!

Одно из знаменательных событий для отечественных Подводных Сил - спуск на воду 60 лет назад первой атомной субмарины «К-3», получившей позже название «Ленинский комсомол». «Ленинский комсомол» — первая российская и третья в мире атомная подводная лодка, была спущена 9 августа 1957 года.

За тридцатилетнюю историю в боевом составе ВМФ АПЛ «К-3» была в различных ситуациях, в какие может попасть любой боевой корабль. Наиболее значимые из них две: хорошая - 17 июля 1962 г. лодка прошла подо льдом Северный полюс, в СССР это был первый поход; другая плохая - 8 сентября 1967 г. пожар на борту в подводном положении, когда погибло 39 человек. За тридцать лет на лодке случалось всякое.

Я слежу за историей «К-3», потому что, в некоторой степени, причастен к ней - в январе 1962 г. я назначался на эту лодку командиром БЧ - 3 (минёром - торпедистом), но не прошёл медкомиссию; в сентябре 1967 г. на ней погиб мой друг и сокурсник командир БЧ-3 Лев Каморкин, который ценой своей жизни спас корабль, предотвратив взрыв боезапаса (20 торпед), затопив первый отсек вместе с собою….

Ещё сам И.Сталин утверждал Постановление Совета Министров СССР 9 сентября 1952 г. «О проектировании и строительстве объекта 627». В Москве в обстановке чрезвычайной секретности были сформированы две группы конструкторов и учёных. Наиболее сложной проблемой была разработка ядерной энергетической установки. Проект самой лодки создавался на основе большой дизель - электрической отечественной подлодки проекта 611. Полномасштабная разработка опытной АПЛ 627-го проекта получила шифр «Кит» и была передана СКБ - 143 («Малахит»).

О масштабах работ по созданию первой отечественной АПЛ говорит тот факт, что к участию в программе было привлечено 135 предприятий и организаций практически по всей территории СССР, в том числе 20 КБ и около 80 заводов - поставщиков различного оборудования. Головным строителем был назначен завод №402 в Северодвинске (Севмашпредприятие). Торжественная церемония закладки лодки состоялась 24 сентября 1955 г., 9 августа 1957 г. — спуск АПЛ на воду, а 14 сентября 1957 г. была произведена загрузка двух ядерных реакторов.

В январе 1959 г. «К-3» была передана ВМФ для опытной эксплуатации, которая завершилась в 1962 г., после чего АПЛ стала боевым кораблём Северного флота. В боевом составе ВМФ «Ленинский комсомол» оставалась до 1991 года. После списания существовали планы переоборудования лодки в корабль - музей (соответствующий проект разработало КБ «Малахит). Однако экономическая и политическая обстановка в стране, а также граничащая с паранойей «радиофобия и телефобия», вызванные идиотскими, а в ряде случаев и преступными действиями расплодившимися в те годы перестройки «экологическими организациями», не позволили в те годы реализовать эти планы. Но проект не пропал в туне.

Продолжалось постепенное переоборудование АПЛ «К-3» под корабль - музей. В 2007 году с лодки был демонтирован энергоблок, а вместо него по договору с Росатомом в лодку вмонтирован муляж реакторного отсека. Всё это время корпус лодки находился на твёрдой основе в СРЗ «Нерпа» на Северном флоте.