Кто писал бытие. Характерные особенности и темы

Продолжаем разбирать христианское учение, их .

Третья часть. Первая книга Моисеева: Бытие
1.
2.
3.
4.
5.

1 раздел. Время и место написания книги Бытия

Книга Бытия, содержащая в себе повествование о происхождении мира и человека, и история Церкви первобытной и патриархальной до самой смерти патриарха Иосифа в Египте, была написана после призвания Моисея при Хориве, и даже после Синайского законодательства, т.е. при подножии Синая во времена странствования по пустыне.

2 раздел. Название и главный предмет книги

Книга Бытия в еврейской Библии, как и все книги Пятикнижия, озаглавливается первым словом, с которого она начинается: «Бершит», т.е. «в начале». В греческом переводе 70-ти толковников книга называется «Библос Генезис» (Книга Бытия) или просто «Генезис» (Происхождение). Название это заимствовано из самой книги (2,4; 5,1) и указывает на её содержание, заключающее в себе повествование о происхождении Бытия (Мира), человека, и главных родов патриархального человечества.

Главный предмет книги — есть история происхождения мира и человека, история ветхозаветной Церкви в патриархальный период. Начинаясь повествованием о сотворении мира, книга Бытия заканчивается повествованием о смерти патриарха Иосифа в Египте, т.е. охватывает период в 3799 лет .

3 раздел. Разделение книги по содержанию

Вторая часть (гл. 4-11) повествует о промыслительных действиях Бога по отношению к падшему человеку вообще и заключает в себе историю первобытной Церкви.

Третья часть книги (гл. 12-50) повествует об установлении Богом Завета с отцами народа еврейского, промыслительных действий Бога в сохранении истинной веры и благочестия в избранном народе и заключает в себе историю патриархальной церкви.

4 раздел. Сотворение мира и человека (Быт. 1)

Первую главу книги Бытия по содержанию можно разделить на три части: а) начало мира (1-2), б) шестидневное творение видимого мира (3-25) и в) завершение дел творения сотворением человека (26-31).

1 ст.: Слово «в начале» бытописатель указывает, что мир не безначален, призван к бытию во времени и с самим временем. Бог поэтому является по выражению одной церковной песни, «времене превышем всякого, яко временем Творец» (тропарь по 3-й песни канона утр. Воскр. 2 гл).

Для означения творческого действия, выраженного в славянском тексте словом «сотвори» в еврейском языке существуют три глагола: «бара», «аса» и «айцар». Глаголам «аса» и «айцар» обыкновенно придаётся значение: аса – «устраивать, созидать», айцар – «образовывать», причём в обоих случаях предполагается устроение и образование из готового материала. Глаголом же «бара» по указанию гебраистов, означает творение в собственном смысле, образование чего-нибудь вновь «из ничего». Именно этот глагол и употреблён в еврейском тексте в первом стихе книги Бытия, чем ясно указывает, что мир приведён к бытию из небытия.

Первоначально, виновников всякого бытия является Бог. В настоящем случае в еврейском тексте слово «Бог» выражено словом «Элохим» или «Елогим», т.е. «Боги» : существительным множественного числа от «Элох» – Бог.

По мнению некоторых толковников, множественное число «Элохим» указывает на безконечную полноту сил, величие, могущество и превосходство Божественного Существа, на совокупность Божественных совершенств. Но некоторые отцы и учителя Церкви и христианские толковники усматривают в слове «Элохим» указание на троичность ипостасей в Божестве, причём, глагол «бара», поставленный в единственном числе, указывает на единство Божественного Существа.

Предметом начального творения является «небо и земля». Под «небом» в настоящем случае нельзя разуметь небо в собственном смысле, потому что твердь или видимое небо появились во второй день творения (6-8), а небесные светила — в четвёртый день творения (14-19). Некоторые толковники под «небом» 1-го стиха подразумевают мир ангелов или безплотных духов. Мнение это, прежде всего основывается на том, что бытописатель, называя ниже (2) новосотворённую землю «невидимой и неустроенной», ничего подобного не говорит о небе, представляя его таким образом благоустроенным, что можно сказать только о мире светлых духов. С другой стороны сам Господь в книге Иова говорит: «Ягда сотворише быше звезды возхваляше мя гласом великим все ангелы мои», указывая этим, что ангелы явились ранее видимого мира, точнее ранее четвёртого дня творения. Поэтому Святая Церковь, называя ангелов началом и начатком тварей, воспевает о Боге: «Невещественные и умные ангелы прежде составивши еси видимых всех» (Тропарь по 8 песне канона в понед. Утр. 3 гл.).

Под «землёю» так же нельзя разуметь землю в собственном смысле, ибо планета наша явилась во второй день творения (6-8), а суша отделена от воды в третий (9-10). Под землёю, по мнению бытописателей, разумеют первоначальное вещество, материю, из которого образованы потом предметы видимого мира.

2 ст.: Обращаясь к первоначальному состоянию новосозданной материи, бытописатель называет её, во-первых, «землёю», потому что этот земной шар образован был потом именно из этой первоначальной материи, во-вторых, «бездною», указывая этим на её безпредельность и её необозримость для человеческого глаза, и наконец, «водою», указывая этим на неустойчивость, неуплотнённость первоначального вещества сравнительно с землёю в собственном смысле. Далее это вещество называется «невидимым», в смысле отсутствия тех законов, которые обусловлены существованием мира в последствие. Над этой пока бедною, неустроенной бездною первозданного вещества, со всех сторон, проникая и охватывая, была тьма совершенная, полное отсутствие света, который был сотворён в первый день, а сосредоточен в светилах в 4-ый день творения. Но в то же время, первозданному веществу нельзя приписывать настроение борьбы разнообразных сил и расстройство. Неустроенным первое состояние вещества называется только сравнительно с теми совершенствованием и гармонией, которые запечатлены были в днях творения впоследствии. Уже с самого начала Дух Божий оживотворял безжизненную материю, ибо сказано: «Дух Божий ношашеся вверху воды». Под Духом Божиим должно разуметь, по учению святых отцов Церкви, третью Ипостась Святой Троицы. Действия Духа Божия («ношашеся») в еврейском тексте означается словом «мерахефет», которое в своём первоначальном значении прилагается к действию птицы, сидящей на яйцах, согревающих и таким образом, дарующей жизнь. Отсюда действие Духа Божия по отношению к неустроенному веществу можно представить, как длительную силу, которая оживляла первозданное вещество, точно так же, как птица сидит и греет яйца, способствовало длительному развитию естественных сил и законов, вложенных в него Богом.

Таким образом, по сказанию бытописателя, Бог является Творцом Мира в собственном смысле, когда Он произвёл «из ничего» самое вещество мира. Это первое творение, когда «живы во веки создався обще», затем уже из готового первосозданного, но ещё «неустроенного» вещества происходит второе творение, совершившееся в течение шести дней, когда всесильная рука Божия, по слову Писателя книги Премудростей Соломона, творит мир «из необразного вещества» (11,18).

3-5 ст.: «Выражением – рече» бытописатель указывает Сло¬во Божие, которое вызвало к бытию свет. Под словом «рече» можно разуметь мысль, намерение, хотение божественное. С дру¬гой стороны, в выражении «рече» можно находить указание на участие в деле творения Ипостасного Слова, второго Лица Свя¬той Троицы, о Котором св. Иоанн Богослов говорит: «вся тем быша и без него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин. 1,3). Вообще в деле творения принимали участие все три лица Святой Троицы: «Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся си¬ла их» (Ис. 32,6).

Предметом первого дня творения является свет. Создание света прежде солнца, по видимому, противоречит обычному воззрению, по которому свет исходит в зависимости от солнца. Но свет по своей сущности от солнца не зависит, и потому мог явиться ранее светила небесного.

По принятому наукой мнению свет есть результат колебания эфира – особой тончайшей матери, разлитой по вселенной. В настоящее время колебание этого эфира производится через светящиеся тела. До сотворения же светил колебания это могло происходить от других причин.

Отсюда в первые три дня творения периодическая смена (слав. «разлучи между светом и тьмою») дня и ночи могла обуславливаться не восходом и заходом солнца, а колебанием световой материи. Последовательной сменой света и тьмы, вечера и утра определяется в первый день творения.

6-8 ст.: Предметом творения второго дня в еврейском тексте выражено словом «ракиа», что значит: «простертие, пространство, шатёр». У 70-ти толклвников это слово переведено «стереома» («твердь»), и слово это прилагается к видимому небу. Само действие Творца при сотворении тверди можно поставить в следующем виде: Господь обращается со своим всемогущим словом к тому первозданному веществу, которое выше названо «землёю», «бездною» и «водою» (1-2). По творческому слову Господа, это вещество распадается на безчисленное множество отдельных частей, которые поставляются как центры, около которых вращаются другие. Пространства, образовывающиеся между этими массами, и являются «твердью». Ибо в этом пространстве движение вновь образовавшихся мировых тел утверждено на строго определённых законах тяготения. Таким образом, во второй день творения является наша планета Земля, назвавшаяся в библейском тексте «водою», «яже бе под твердию» и видимое небо «твердь».

9-18 ст.: Дело творения третьего дня распадается на два момента, во-первых, по слову Творца является «вода» и «суша», а во-вторых — земля производит различные виды растений.

Таким образом, в третий день творения земли, составленная из первоначального неустроенного вещества, получает более определённый вид: «вода яже под небесами собирает собрания свои», т.е. образуются различные вместилища — океаны, моря, озёра, реки и являются суши с материками, островами, горами, долинами, равнинами и пр. Затем по словам Господа, земля производит растения. Растительное царство бытописателем подразделяется на три раздела: «былие травное» (зелень и трава), растения, «сеющие семя и по роду и по подобию» и «деревья плодовитые» (высшие роды растений).

Ввиду того обстоятельства, что вторым днём деятельности Творца по отношению к целой вселенной не заканчивается, что в четвёртый день творения Господа представляется действующим во всей вселенной, можно подумать, что в третий день деятельность Творца не ограничилась одной Землёю.
* Заметьте, постоянно идёт путаница, где Бог, где Господь. Т.е. в Торе там чётко – Элохим, а здесь уже Господь, т.е. помощник Бога, что-то мудрит, создаёт.

14-19 ст.: «В четвёртый день творения, по слову Божию, являются «светила небесные». В повествовании бытописатель употребляет глагол не «бара» и «аса», предполагая, очевидно, что сами тела светил были созданы ранее и существовали до четвёртого дня. Они явились во второй день творения, когда первозданная материя распалась на миллионы масс. В четвёртый день творения свет, созданный в первый день, Бог сосредоточил в этих массах небесных тел, одни из них – парообразные тела, в которых первозданный свет сосредоточился сильнее, явились самосветящими светилами в собственном смысле. Таковы, например, солнца и всё тому подобное, и неподвижные звёзды . Другие, оставшиеся сами по себе тёмными телами, дают только свет от других тел, явились планеты.
* Т.е. они до ХХ века не избавились от мысли, что звёзды золотыми и серебряными гвоздиками прибиты к небесам.

Светила, по промыслительным планам Господа, назначены, во-первых для того, чтобы освещать землю, помогать различию между днём и ночью, таковы в частности, солнце и луна. Светила эти бытописатель называет великими, не по относительной величине сравнения с другими телами, в мироздании есть множество несравненно громаднейших светил, но рассматривая дела творения земли, он полагает различие между ними по их видимой величине, и по тому влиянию, которое они оказывают на Землю. Во-вторых, по назначению Творца, светила небесные должны служить «знамениями» т.е. указателями тех или иных естественных явлений и перемен в природе (Мф. 16,2-3), это свидетельствует о присносущей силе Бога и знамениями необычных событий в роде человеческом (Поль. 2,30-31; Деян. 2,19-20; Мф. 2,9,24,29-30,27,45; Лк. 21,1,25). В третьих, наконец, светила должны служить для указания времён, дней, лет, определяя своим видимым движением годовые, месячные и суточные периоды, времена года и тесно связанные с ним гражданские и священные времена, и общую, и частную хронологию сотворения мира и различных событий.

20-23 ст.: В пятый день творения являются первые обитатели земли. Творческое слово Господа, обращённое к водам, должно пониматься в том смысле, что воды становятся обиталищем живых существ, приводимых в бытие новым творческим актом.

Здесь во второй раз употребляется слово «бара», т.е. творение без готового материала, творение животной жизни «из ничего». В этот день явились, во-первых, гады, еврейское слово «шерец» по точному переводу означает «многородящие» — наименование, приложимое к рыбам и другим водным и земноводным животным. А так же к насекомым. Бытописатель упоминает китов великих, таковым именем он обозначает больших и потому особенно замечательных водных животных. Вторым видом живых существ, явившихся в пятый день, стали различные виды и породы пернатых.

Дело творения пятого дня заканчивается благословением, которое произносит Творец новосозданным тварям. Этим даётся способность и возможность к размножению и продолжению рода.

24-25 ст.: При творении в шестой день животных четвероногих, Господь обращается с творческим словом к земле: «да изведёт земля душу живу». Это значит, что телесный состав тварей шестого дня, является, во-первых, четвероногие скоты, т.е. домашние животные, во-вторых, звери земли, т.е. животные не прирученные, дикие, и в-третьих, гады, т.е. пресмыкающиеся.
* Заметьте, здесь скот (домашние животные) созданы ещё до человека. А кто же их одомашнил?

26-28 ст.: О высоких преимуществах природы человека свидетельствует то, что, во-первых, создание человека совершается после особого божественного совета, во-вторых, человек творится по образу и подобию Божию, и наконец, поставляется господином и владыкою всей земли и всех сотворённых тварей. Совет Божий пред сотворением человека, по толкованию святых отцов и учителей Церкви, свидетельствует об особом участии всех лиц Святой Троицы при создании человека. Словами «рече Бог» указывается единство божественного естества, а прибавлением «сотворим» – число лиц. Что касается образа и подобия Божия, то между ними следует полагать различия. Образ Божий, по учению отцов Церкви, состоит в свойствах и силах человеческой души, в её духовности и безсмертии, разуме и свободной воле, а подобие — в направлении усовершенствовании данных Богом духовных сил до уподобления Творцу (Лев. 19,2; Мф. 5,48).

Как образ и подобие своего Творца, как последнее высшее создание на земле, человек является выше природы, господином земли и всего животного мира. О самом акте творения сказано: «И сотворил («бара») Бог человека (евр. «адам»), показывая этим, что создание человека было новым творческим актом: подобно первоначальному творению (1) и с животной жизнью и с владычеством над землёй, полностью рождением подобных себе.
* Возникает вопрос: как «адам» будет рожать подобных себе? Значит правильно в сказано: могут быть женой, аки мужем, т.е. был гермафродит, часть себя оплодотворил и кого-то там родил.

29-30 ст.: Господь назначает в пищу человеку «всякую траву семенную, сеящую семя», т.е. хлебные злаки, и всякое древо «еже иметь в себе плод семене семенного», т.е. плоды различных деревьев; животным же назначает в пищу «всякую траву зелёную», т.е. траву в собственном смысле. Таким образом, человеку и животному была назначена только растительная пища. Для человека разрешение употреблять в пищу животных последовало только после потопа (Быт. 9,3).

31 ст.: Дела творения каждого дня получают одобрение Творца «и виде Бог, яко добро». Все же творения, законченные шестым днём получают высшее одобрение: «се добро зело».

Этот одобряющий суд Божий говорит о высочайшей мудрости и любви Творца ко всему сотворённому. И тут же Господь навечно устанавливает законы природы, обеспечивает дальнейшее существование тварей.
* Если Творец такой мудрый, и всё творение одобрил, обеспечил дальнейшее существование тварей, то зачем потом их топить?

5 раздел. Блаженное состояние человека в раю (Быт. 2)

1-3 ст.: Словами первого стиха «и сотворишася небо и земля и всё украшение их» обозначается «всё, что на земле и на небе» (святый Иоанн Златоуст), ибо еврейское слово «цеваам», переведено как «украшение», более точное его значение передаётся словом «воинство», каковым именем в Священном Писании иногда называются небесные воинства, т.е. ангелы.
* Ангелы – это падшие Леги.

Выражение «Бог почил от дел Своих» нельзя понимать буквально. Покой по отношению к Богу, означает окончание дел творения. Но если дела творения закончились шестым днём, то не окончились дела промысла Божия о мире. Только промыслительная божественная деятельность проявляется не в созидании новых видов творения, а в сохранении сотворённого и в премудром устроении его дальнейшего существования.
* Т.е. здесь они говорят, что в седьмой день – (покой), но Бог не отдыхает, а начинает благоустраивать, т.е. больше ничего нового не созидает.

Седьмой день – день покоя Творца, выделяется из среды других тем, что Господь благословляет и освящает его. Благоволением Господь усвояет этому дню особенно радостное значение, делает его достоянным сохранения на будущие времена, как памятник творения мира. Освящением же седьмого дня Творец сделал этот день священным и для человека, который должен в этот день особенно прославлять премудрого всеблагого и всемогущего Творца.
* Какого Творца они прославляют? Который созидал или который благословил? Т.е. в Торе созидает шесть дней всемогущий Творец – Элохим (Боги), а когда они отдыхают, трудится их помощник – Иегова, который седьмой день благословляет под себя, т.е. «пока те отдыхают, я тут начну свои деяния». Поэтому он как бы седьмой день и отметил.

4-7 ст.: Повествование об обитании первого человека в раю бытописатель предваряет кратким авторитетом и замечанием о происхождении мира. Бытописатель останавливается на происхождении растительного царства, которое появилось на земле без растительной силы дождя и без содействия рук человеческих (5), при чём необходимая для жизни растений влага обеспечивалась сильными испарениями , поднимающимися с земли (слав. «источник» — евр. «пар» — 6 ст.).
* Но мы знаем, что на Земле дожди были. Значит, здесь пишут не о нашей Земле, а совершенно о другой (). Т.е. она находилась ближе к Солнцу, вокруг которого вращалась, и там была повышенная влажность, возможно из-за медленного вращения, и там стоит пар. Парниковые условия, как под куполом, и там даже не было понятия «дождь». Т.е. это была не наша Мидгард-Земля.

Затем в повествовании первой главы о сотворении человека (ст. 27- 28), бытописатель дополняет указанием, что Господь (прим. Иегова) особенным действием всемогущества и премудрости образовал из персти тело человека (прим. т.е. из свое груди) и вдунул в его лице дыхание жизни, т.е. вложил в образовавшееся из земного праха тело, душу с её многоразличными способностями.
* Но здесь уже идёт вольное толкование изначального текста, потому что в Библии сказано: «И создал Господь человека из праха земного». Прах земной – так всегда называлась энергия, мельчайшие частицы. И потом в эти частицы вдули дыхание жизни. Т.е. проводился какой-то генетический эксперимент, создали энергетическую систему, и в неё вложили Душу. Сейчас тоже проводят подобные эксперименты с так называемым искусственным интеллектом, саморазвивающиеся компьютеры, т.е. мыслящие.

8-14 ст.: Для обитания человека Господь назначил рай, созданный особенным действием всемогущества Божия. Вопрос о местонахождении рая представляет предмет самых разноречивых догадок и предположений. Однако, определённые указания Библии на две известные реки Востока дают основание полагать, что под Эдемом (прим. Эденом) нужно разуметь страну, которая называется Месопотамия, расположенную между Тигром и Ефратом. Среди многочисленных прекрасных райских деревьев были посажены Богом два особых дерева – древо жизни и древо познания добра и зла.

Плоды первого дерева были предназначены для поддержания в человеке безсмертия. Дерево же познания добра и зла были выбраны Богом как орудие и средство испытания и воспитания человека в послушании Богу.
* Сразу возникает вопрос: Если он всезнающий, всевидящий – почему не знает, что получится? Или всё-таки происходит какой-то эксперимент?

15-17 ст.: Человек, поселённый в раю должен был «делать его и хранить», т.е. возделывать землю, иметь уход за растениями . Этот труд должен был, прежде всего развивать и совершенствовать физические силы человека и высшие духовные значения, ибо поставляемый в особую близость с предметами природы, давал ему возможность изучать законы природы и тем обогащать свой ум. Кроме того, изучая предметы, явления природы, человек мог опытно познавать совершенство Отца, Его премудрость, благость, и тем научиться благоговеть перед Ним и любить Его.
* Здесь всё нормально, т.е. как со своим ребёнком нянчиться: вот это изучай, вот это.

Для упражнения в укреплении в добре нравственных сил, Бог (прим. — здесь опять Бог, хотя в Библии этим занимается Господь) передал человеку заповедь не вкушать плоды с дерева познания добра и зла. Исполняя эту заповедь, человек сознательно удалялся от зла и стремился добру. Для человека исполнение заповедей становится причиной и источником его блаженства, но за нарушение их влекло наказание «в онь же день снести от него, смертию умрете», т.е. человек сделается смертным по телу.
* Здесь он тоже правильно поступил, т.е. сказал: изучай, познавай, рассматривай, своими мозгами доходи. Но вот здесь растёт деревце, на нём плоды, съев которые ты сразу же получишь ответ (это всё равно, что современные учебники по арифметики, есть задачи, а в конце учебника есть ответы). И он его ставит как бы перед выбором: либо ты познаёшь весь райский сад сам, либо есть альтернатива – можно получить всё и сразу, но при этом у тебя не будет опыта в решении данного вопроса. Т.е здесь Иегова вроде бы нормально поступает, как нормальный воспитатель своего ребёнка, своего создания. Т.е. сразу получит знания и ответы, а жизненного опыта не приобретёт. Поэтому, исполняя данную заповедь – вот у тебя есть альтернатива, но хорошо если ты развиваешься самостоятельно, а если ты втихушку подсмотрел ответы – ты только информацию увидишь, а знания не приобрёл. Мы уже знаем, что – это незнание, невежество. И информация, только тогда становится Знанием, когда проходит через ум, разум, сердце, Душу и становится образом жизни.

18-20 ст.: Наречение имён животных, которых Господь привёл к Адаму, было знаком владычества человека над животным царством.
* Почему именно владычество? Ведь когда мы воспитываем ребёнка, делаем тоже самое – даём ему игрушку или показываем животное, и говорим кто это. И ребёнок, наблюдая окружающий мир: это лошадь проезжает мимо, и говорит: коняшка, или это кошка, собачка. Правда, сейчас ребёнку уже сложнее угадать, ему предлагают непонятные игрушки (покемоны, монстры и пр.), т.е. не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка.

С другой стороны, изучая рода и свойства животных, он нарекал им имена, соответствующие их природе, Адам показывал совершенство своего ума, развивал свои умственные способности, полагал начало языку, как средству сообщать свою мысль другим.
* Кому другим, если его одного создали? Или Иегове и другим, кто проводил этот эксперимент? Т.е. с кем он разговаривал? И почему он до этого не говорил с Господом, если тот создал его по образу и подобию? Был слепоглухонемым, или как?

24 ст.: Словами 24 стиха устанавливается брачный союз между мужем и женою.
* Возникает вопрос: почему пропустили три стиха (21-23), и сразу перешли на 24? А потому что там говорится о создании гермафродита , т.е. Господь (Иегова) провёл ещё эксперимент, как сказано в Торе: «И взял часть от него», т.е. от полученной структуры «Адам», взял часть и создал другую структуру «Ева» — эти две системы абсолютно разные по хромосомным парам. И потом он эти две системы сводит: «… будут одна плоть» [Бытие 2,24]. Т.е. мужское и женское соединилось в единую систему, которая могла саморазмножаться. Получилась как хромосомная триада, т.е. с изменённым хромосомным кодом — гермафродит. Под воздействием определённых систем (допустим, влияния Луны, лунного потока), активизируется система Y, она начинает подавлять другие две системы: Х и Х, т.е. сущность приобретает качества мужчины. Но проходит определённое время и активизируется вторая система (Х) и эта триадная сущность приобретает качества женщины. Проходит ещё некоторое время, проявляется третья система, снова Х, но уже в изменённом качестве. Спустя время, сущность опять проявляет мужские свойства системы Y. Т.е. как бы треугольная система, в еврействе эти три части обозначаются треугольником в центре круга, за кругом Иегова (Хе), а внутри часть его, он же по своему образу создавал (см. ). [Религиоведение, курс 2, урок 7 ]

Христос Спаситель указывает в обличии фарисеев, что эти слова, сказанные Самим Богом, устанавливают нерасторжимость брачного союза: «еже Бог сочета, человек да не разлучает» (Мф. 19,3-6).

Блаженное состояние прародителей в раю, в повествовании 2 главы, характеризуется теснейшим отношением человека с Богом. Этот союз или завет человека с Богом и является первобытной религией (прим. — но религия, это повторная связь, т.е. как связь в результате эксперимента). В силу завета Бог непосредственно откровениями руководит человеком, делает его господином животного мира, поселяет его в прекрасном раю и через плоды жизни дарует ему вечную, безсмертную жизнь. Со стороны человека требовалось лишь абсолютное послушание своему Творцу (прим. — т.е. не Вышнему Творцу, а своему Творцу, кто его сотворил), и в частности, исполнения данной ему заповеди. Исполнение этого условия, давало человеку возможность для его совершенства и блаженства.
* Т.е. Элохим (Боги) создали людей на шестой день по образу и подобию. А затем Иегова (Господь) решил тоже попробовать создать по своему подобию (сейчас ведь тоже пытаются себя клонировать), и начал свой эксперимент на другой Земле – Эден.

* Продолжение — Видеоуроки (Религиоведение курс 2, уроки 8-14).

Священная Библейская история Ветхого Завета Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Эта книга называется так потому, что она повествует нам о том, как «все начало быть, что начало быть» , т. е. как Бог призвал видимый мир из небытия к бытию.

Автором этой Священной Книги является великий пророк и вождь еврейского народа Моисей. Он написал эту книгу для того, чтобы увековечить историю происхождения мира и первоначальных судеб человечества, когда устные предания об этом стали искажаться и даже постепенно исчезать.

Все повествование книги Бытия, содержащей в себе 50 глав, можно разделить на три главные и существенные части.

Первая (1–3 гл.) повествует о происхождении мира и грехопадении прародителей.

Вторая (4–11 гл.) излагает историю первобытного падшего человечества, гибель его в водах потопа, размножение и рассеяние по всему миру после потопного человечества.

В третьей (12–50 гл.) содержится история жизни еврейского народа.

Из книги Суть науки Каббала. Том 1. автора Лайтман Михаэль

Глава 12.1. Краткое содержание статей Бааль Сулама

Из книги Ветхий Завет. Курс лекций. Часть I автора Соколов Николай Кириллович

Из книги Лествица [Иоанна Лествичника] автора Лествичник Иоанн

Двумя чувственными очами просвещается тело; а мысленным и видимым рассуждением просвещаются очи сердечные. Краткое содержание предыдущих слов. 187. Твердая вера есть матерь отречения от мира; действие же противного ей само собою явственно.188. Непоколебимая надежда есть

Из книги О КРЕЩЕНИИ (DE BAPTISMO) автора Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

Из книги Православное учение о спасении автора Сергий (Страгородский) Архимандрит

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Из книги Греховные страсти и борьба с ними (по "Лествице") автора Лествичник Иоанн

Из книги Библейские картинки, или Что такое «Божья благодать» автора Любимова Елена

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

Из книги Шримад Бхагаватам. Песнь 10. SUMMUM BONUM Часть 1 (Главы 1-13) автора Бхактиведанта А.Ч. Свами Прабхупада

Из книги Бог в «Хижине» История зла и искупления, которая изменила мир автора Олсон Роджер

Из книги Шри Брахма-самхита (Живая Суть Пленительной Реальности) автора

Из книги Утерянное Евангелие от Иуды [Новый взгляд на предателя и преданного] автора Эрман Барт Д.

Из книги Читаем Пророческие книги Ветхого Завета автора Михалицын Павел Евгеньевич

Из книги «ЧЖУД-ШИ» памятник средневековой тибетской культуры автора

ГЛАВА 1. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Затем Учитель, победоносно прошедший, исцелитель, будда, царь вайдурьевого сияния Бхайшаджья-гуру, вышел из предыдущего самадхи и погрузился в лечебное самадхи, которое называется «Говорящий лев». Как только он достиг сосредоточенности, из

Еврейское название книги Бытие - "Берешит" ("В начале"). Собственно названием выступает первое слово книги. Русское название "Бытие" представляет собой перевод греческого названия этой книги по Септуагинте (древнегреческому переводу Ветхого Завета, осуществленному в III в. до Р.Х.) и означает "Происхождение". Бытие - это книга о том, что начало быть. Книга рассказывает о происхождении неба и земли, о сотворении человека и о его грехопадении, о Божием обетовании Спасителя и о завете Бога с человеком.

Первая книга Библии - Бытие - не содержит упоминаний об авторе. Однако принято считать, что Бытие, как и все Пятикнижие (книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), написано Моисеем. Основанием для этого является, во-первых, еврейская духовная традиция, которая всегда признавала (и признает) авторство за Моисеем. Христианство также согласно с тем, что автором является Моисей. Сомнения относительно автора книги Бытие (как и времени написания этой книги) были выдвинуты негативной критикой уже в новое время. При этом критики не могут сойтись во мнениях относительно автора, и утверждения их носят спекулятивный характер, поскольку лишены обоснования и строятся исключительно на субъективном и формальном подходе к тексту. Более того, при таком подходе абсолютно игнорируется главная отличительная особенность книги Бытие - ее богодухновенность и богодухновенность автора.

Автором книги Бытие был человек, который не только получил величайшие откровения Божий, но и оказался способным принять эти откровения, понять их и изложить таким образом, чтобы они были доступны и его современникам, и отдаленным потомкам. Автор книги Бытие смог соединить традицию личного откровения Бога человеку, которая отражена в линии Авраам - Исаак - Иаков, с идеей Всевышнего - Творца неба и земли, и всего, что наполняет их.

Тот, кто написал эту книгу, должен был иметь личное общение с живым Богом и в то же время обладать мышлением, обращенным не к субъективным переживаниям, а к глобальным, общечеловеческим проблемам бытия, далеко выходящим за рамки личного и национального. И таким человеком мог быть только Моисей. По воле Божией, именно он, единственный, оказался средоточием египетского научного знания и еврейской богооткровенной духовности. Богатейший фактографический (исторический, географический, этнографический и т.д.) материал, имеющийся в книге Бытие, ее литературная форма и художественные приемы прямо и косвенно свидетельствуют не только о высочайшей образованности ее автора, но и указывают на египетское происхождение этого образования. По свидетельству античных писателей - Страбона, Аристотеля, Платона, - Египет в древности выполнял функции всемирного архивариуса и историографа. И богатейший материал, веками сберегаемый и накапливаемый египетскими жрецами, по воле Всевышнего, был предоставлен Моисею - приемному сыну дочери фараона. Кроме Моисея, такая возможность - ознакомиться с "мудростью египетской" - была только у Иосифа. Но Библия нигде не говорит о том, что Иосиф, в отличие от Моисея, этой возможностью воспользовался (Деян. 7,22).

Египет воспитал в Моисее мыслителя. Еврейская духовная традиция привила ему знание о Едином Боге, и однажды в пустыне, после бегства из Египта, знание о Боге превратилось для Моисея в знание Бога как Единого Сущего (Исх. 3,14).

В Исх. 3,6 Бог впервые называет Себя этим именем, Моисей же сумел понять, что Иегова - это Бог откровения. И это свое понимание он последовательно выразил в книге Бытие: все случаи употребления там имени Божия - Иегова так или иначе указывают на взаимоотношения Бога и человека.

Не менее важным аргументом в пользу того, что книгу Бытие написал Моисей, и сделал он это в первые годы исхода из Египта, является то обстоятельство, что эта книга содержит изначальную историю народа Израилева и его завета с Богом - наследование земли обетованной. Книга Исход свидетельствует, что евреи ушли из Египта жалкими беженцами с психологией рабов; память о Едином Боге сохраняли только единицы, а основная масса народа готова была отречься и от Моисея, и от Бога, Который через Моисея вел их и говорил к ним. Они уже не помнили Бога, Который привел их в Египет, и готовы были променять Его на золотого тельца, а землю обетованную - на египетские котлы с мясом. Чтение книги Бытие в скинии собрания (наряду с чтением закона) открывало евреям глаза на то, кто они, откуда и куда идут. А откровение о Едином Боге - Творце и Владыке неба и земли - вселяло веру в то, что Всевышний, создавший всю землю, - Всесильный и Он выполнит Свой завет с отцом их, Авраамом, и даст им обещанную часть созданной Им земли. Без книги Бытие евреи никогда не вышли бы из Синайской пустыни народом Израилевым.

Время и обстоятельства написания

Временем написания книги Бытие скорее всего является период между 1471-1405 гг. до Р.Х. Шестьдесят шесть лет, лежащие между этими датами, включают время странствия евреев по пустыне (40 лет) и расхождение между предполагаемыми датами рождения Моисея: одни исследователи относят его рождение к 1551 г. до Р.Х., другие - к 1525 г.

По всей видимости, осознание острой необходимости в написании этой книги возникло (а возможно, только утвердилось) у Моисея после того, как, сойдя с горы Синай, о увидел языческую вакханалию в лагере ведомого им народа (см. Исх. 32).

Трудности истолкования

Трудности истолкования книги Бытие объясняются, с одной стороны, спецификой самой книги, представляющей синтез мировой истории и откровения Божия, с другой - многоплановостью изложения и своеобразием языка повествования, включающего емкие символические образы наряду с однозначно-конкретными понятиями, причем сам автор не поясняет и не разворачивает эти образы. Подобная черта не является характерной исключительно для книги Бытие, а выражает общий принцип изложения священных текстов в древности, который предусматривал фиксацию истины в форме, не искажающей саму истину, но требующей устного истолкования. Автор книги Бытие последовательно выдержал этот принцип и тем самым позволил последующим поколениям соотносить содержание книги с уровнем и своеобразием мышления своей эпохи.

Наглядно проиллюстрировать сказанное выше можно на примере образа змея (3,1). Христианская экзегетика отождествляет змея с сатаной, но для современников Моисея (тем более, для предшествующих поколений) самого понятия сатаны не существовало, а то, что стоит за словом "сатана", находило выражение в других символах и образах. Так, данные археологии позволили установить, что в эпоху неолита имелось общее для народов ностратической языковой группы (из которой вышли индоевропейские - иафетические, семитские и хамитские -языковые общности) представление о "боге" преисподней, т.е. божестве, обитающем в недрах земли. Этому божеству приписывалось обладание мудростью, оно владело всеми скрытыми в земле сокровищами и "заведовало" царством мертвых. Ему посвящались животные - главным образом пресмыкающиеся, т.е. такие, образ жизни которых (передвижение) был тесно связан с землей. К числу таких животных относились змеи. Кроме того, существовала традиция отождествлять это божество с посвященным ему животным, и название животного (или его образ) воспринималось как обозначение самого божества. Это божество никогда не мыслилось Творцом, поскольку само являлось сотворенным. Таким образом, Моисей избрал наиболее понятное для его современников обозначение той сущности, которую столетия спустя идентифицируют с сатаной.

Что же касается сложностей, якобы возникающих в связи с именами Божиими в гл. 1 (Элохим) и гл. 2 (Иегова), а также иными местами Писания, которые "противоречат" друг другу (напр., 1,28 и 2,22), то данные "проблемы" прекрасно прокомментировал иудейский философ и богослов Мошебен Маймон (Маймонид, 1135-1204 гг.), чьи труды оказали влияние на таких мыслителей, как Фома Аквинский и Спиноза: "Всякий раз, как в наших книгах встречается история, реальность коей кажется невозможной, повествование, которое противоречит... здравому смыслу, можно быть уверенным, что сия история содержит иносказание, скрывающее глубоко потаенную истину; и чем больше несоответствие буквы, тем глубже мудрость духа". Иными словами, читая Священное Писание, следует задаваться вопросом "почему?" ("для чего это сделано?"), а не "как?" ("как это возможно?"). На последний вопрос существует ответ, общий как для Ветхого, так и для Нового Заветов, - нет ничего невозможного для Бога.

Характерные особенности и темы

Поскольку о некоторых особенностях и основных темах книги Бытие в общем уже говорилось выше (см. Введение: Автор. Трудности истолкования), а более подробное толкование будет предложено непосредственно в комментариях к тексту, представляется целесообразным отметить лишь те моменты, которые используются негативной критикой для различного рода спекуляций. К подобным моментам относятся точки соприкосновения книги Бытие с древними литературными памятниками (в частности, "Поэмой о Гильгамеше", Шумер, III тыс. до Р.Х.).

Следует сразу заметить, что было бы куда более странным, если бы книга Бытие полностью выпала из истории человечества и его культуры. Моисей писал для людей, и Божественные откровения он излагал в контексте истории человечества, освещая ключевые моменты этой истории светом Божественной истины. В качестве примера обратимся к истории о Всемирном потопе, который не только является научно достоверной истиной, но и в художественно переосмысленной форме нашел свое отражение в литературных традициях практически всех народов. Если же вспомнить о культурно-языковой общности людей послепотопного периода, о которой говорит Библия (Быт. 11,1) и которая подтверждается данными лингвистики и археологии, то опять же в большей степени заслуживают внимания причины расхождения в изложении разными историками одного и того же факта, чем те моменты, где это расхождение отсутствует.

Совпадения же некоторых положений библейского учения о Боге и мире, изложенного в книге Бытие, с представлениями языческих народов не должны вызывать никаких проблем у человека, вдумчиво читающего Библию, поскольку книга Бытие целенаправленно и последовательно проводит мысль о Боге как Едином Источнике истинного знания и откровения. Более того, книга Бытие подчеркивает, что в лице Адама, Ноя и Мельхиседека человечество имело единое и общее для всех откровение Божие. Иной вопрос - насколько удалось людям сохранить это откровение в первозданном виде. Но, безусловно, даже самые переосмысленные и мифологизированные предания, искаженные извращенными религиозными представлениями, всегда сохраняют какие-то элементы первоначальной истины, подтверждением чему является тема грехопадения, которая в той или иной форме нашла свое отражение в мифах и сказаниях всего человечества. Книга Бытие содержит непосредственное откровение Божие, записанное человеком, это откровение получившим, т.е. между откровением и его письменной фиксацией лежит минимально короткий промежуток времени, что гарантирует достоверность откровения и его сохранность от искажений.

Следует помнить, что Библия является богодухновенным Писанием, требующим духовного отношения. О духовном подходе к Священному Писанию вообще и к книге Бытие в частности писал апостол Павел: "...это были образы для нас" (1 Кор. 10,6; см. также Гал. 4,22-31). Образная система книги Бытие часто не допускает однозначно буквального понимания текста и требует, чтобы духовное соотносили с духовным (1 Кор. 2,13). Главным образом имеется в виду "домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом" (Еф. 3,9). Книга Бытие содержит много прообразных пророчеств об Иисусе Христе - Искупителе, обещанном Богом всему человечеству. Толкование этих пророчеств требует глубокого осмысления символической системы Первой книги Моисея, тем более, что эта символика проходит через весь Ветхий Завет к Новому.

I. Пролог: Сотворение неба и земли (1,1 - 2,3)

II. Происхождение неба и земли (2,4 - 4,26)

А. Испытание Адама и Евы в раю (2,4-25)

Б. Грехопадение и его последствия (3,1-24)

В. Умножение греха среди потомков Каина (4,1-24)

Г. Благочестивый остаток (4,25,26)

III. Родословие Адама (5,1 - 6,8)

А. Родословная линия Сифа - линия завета (5,1-32)

Б. Умножение греха перед потопом (6,1-8)

IV. Родословие Ноя (6,9 - 9,29)

А. Приготовления перед потопом (6,9 - 7,10)

Б. Потоп и спасение (7,11 - 8,19)

В. Божий завет не опустошать землю (8,20 - 9,17)

Г. Пророчество о сыновьях Ноя (9,18-29)

V. Родословие Сима, Хама и Иафета (10,1 - 11,9)

А. Таблица народов (10,1-32)

Б. Умножение зла в Вавилоне (11,1-9)

VI. Родословие Сима (11,10-26)

VII. Родословие Авраама (11,27 - 25,11)

А. Родословная (11,27-32)

Б. Завет Авраама: земля и народ (12,1 - 22,19)

1. Переселение в землю обетованную (12,1-9)

2. Освобождение из Египта (12,10-20)

3. Отделение Лота и его уход из земли обетованной (13,1-18)

4. Победа над восточными царями (14,1-24)

5. Божий завет утвержден (15,1-21)

6. Агарь и Измаил отвергнуты (16,1-16)

7. Божий завет подтверждается (17,1-27)

8. У Сарры будет сын (18,1-15)

9. Спасение Лота из Содома (18,16 - 19,38)

10. Защита от филистимлян (20,1-18)

11. Рождение Исаака и благословение в земле обетованной (21,1-34)

12. Клятва Бога благословить мир через потомство Авраама (22,1-19)

В. Переход повествования к Исааку (22,20 - 25,11):

1. Семья Ревекки (22,20-24)

2. Смерть Сарры (23,1-20)

3. Ревекка отдана Исааку (24,1-67)

4. Исаак - единственный наследник (25,1-6)

5. Смерть Авраама (25,7-11)

VIII. Родословие Измаила (25,12-18)

IX. Родословие Исаака (25,19 - 35,29)

А. Соперничество в семье (25,19-34)

Б. Благословения завета переданы Исааку (26,1-35)

В. Иаков крадет благословение у Исава (27,1-40)

Г. Благословения завета принадлежат Иакову; его бегство (27,41 - 32,32)

1. Встреча с ангелом в Вефиле (28,10-22)

2. Конфликт с Лаваном (29,1-30)

3. Рождение отцов двенадцати колен (29,31 - 30,24)

4. Благоденствие Иакова и его бегство от Лавана (30,25 - 31,55)

5. Встреча с ангелами в Маханаиме и Пенуэле (32,1-32)

Д. Примирение Исава с Иаковом (33,1-17)

Е. Переход повествования к Иакову: путь от Сихема до Мамре и смерти, случившиеся на этом пути (33,18 - 35,29)

X. Родословие Исава (36,1 - 37,1)

XI. Родословие Иакова (37,2 - 50,26)

А. Сон Иосифа о господстве (37,2-11)

Б. Семейные грехи (37,12 - 38,30)

В. Иосиф поставлен правителем над Египтом (39,1 - 41,57)

Г. Хитрость Иосифа и его примирение с семьей, находящейся в завете с Богом (42,1 - 45,28)

Д. Переход к книге Исхода (46,1 - 50,26)

1. Переселение в Египет (46,1-30)

2. Проживание в земле Гесем (46,1-30)

3. Иаков благословляет двенадцать колен (48,1 - 49,28)

4. Смерть Иакова и его погребение в земле Ханаанской (49,29 - 50,14)

5. Смерть Иосифа в Египте и обетование земли Ханаанской (50,15-26).

Информация взята с "Новой учебной Женевской Библии"

Где повествуется о мифологическом способе создания Вселенной, Планеты, и человечества. Плюс к этому – история евреев.

Следует, наверное, напомнить вам, что каждая книга из Пятикнижия Моисея имеет свое название. И оно немного отличается от первоисточника. Так как потерпело огромное количество переводов.

Русское название “Книга Бытия” не полностью отражает греческий перевод – “Genesis” (“Книга Рождения”, или “Книга Становления”). Именно ее греческое наименование указывает на то, что в книге повествуется о:

  • происхождении мира,
  • первых людей
  • первых человеческих обществ патриархального времени.

Но у иудеев книга называлась по первому слову содержания – «В Начале» .

Эта книга говорит о том, что было “в начале мира”, чтобы связать одно “начало” с другим и вывести одно начало из другого; иначе говоря, чтобы истолковать место человека среди людей как его место во Вселенной.

Так как, название “Бытия” имеет случайное происхождение, оно совпадает с её содержанием.

В этой книге Моисея несколько раз встречается синонимичное слову “Бытие” название totedoth (“порождения, происхождения потомства”).

Евреям были известны их родословные линии вместе с историко – биографическими документами, благодаря которым и сложилась история.

Это можно встретить на первых страницах самой книги, где многократно повторяется выражение “происхождение неба и земли (Бытие, 2:4) , “родословие Адама (Бытие, 5:1) , “житие Ноя ” (Бытие, 6:9) ; “родословие сыновей Ноя (Бытие, 10:1) “родословие Сима ” (Бытие, 11:10) , “родословие ары ” (Бытие, 11:27) , “родословие Измаила (Бытие, 25:12) , “родословие Исаака (Бытие, 25:19) , “родословие Исава (Бытие, 36:1) , “житие Иакова ” (Бытие, 37:1) .

Таким образом, можно сделать заключение, что Книга Бытия есть книгой родословий, давая нам понятие о Небесном мире как о первой родословной мира и человека.

Дети – наше продолжение

Что касается разделения книги, то наиболее верным надо признать её разделения на две части: одна , состоит из одиннадцати глав, состоит из введения во всемирную историю, поскольку затрагивает историю человечества;

другая , состоящая из тридцати девяти глав, повествует уже об одном еврейском народе, в лице его родоначальников — патриархов Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа.

Подлинность этой книги доказывается из анализа ее содержания. Изучая глубже ее содержание, нельзя не заметить последовательность событий, где одна история вытекает из другой, нет противоречий, а все находится в целости и гармонии. Причиной такой тонко выстроенной гармонии написания книги служит деление на десять “генеалогий”, составляющих главные части книги, из которых вытекают еще родословные.

Подлинность произведения имеет как внутренние, так и внешние основания.

К внутренним положениям относится еще и язык, носящий следы глубокой древности. В Книге достаточно большое количество библейских архаизмов .

К внешним доказательствам нужно отнести те древние исторические сведения, которые связаны с письменными памятниками других народов Древнего Востока и данными археологии свидетельствует о глубокой древности этой книги.

Например, археологами доказана связь патриархов с Месопотамией, в особенности с Хараном, в период, предшествовавший завоеванию Ханаана израильтянами, то есть до 1200 г. до н. э., что подтверждается, в частности, совпадением имен патриархов с топонимами в округе Харана. С возвращением Иакова в Ханаан эта связь неожиданно прерывается.

Сотворение мира согласно Книги Бытия

Но что же было в “начале?”

“В начале сотворил Бог небо и землю. И была земля пуста и праздна, и тьма над лицом бездны, и дух Божий витал над водой. И сказал Бог:

” …Да будет свет!” – и был свет. И увидел Бог, что свет хорош, и отделил свет от тьмы…” (Бытие, 1,1-40) .


Воля Божия – Свет

Этот зачин имеет много общих черт с вавилонскими космогоническими рассказами, но противоположен им по смыслу. Здесь в качестве творца выступает единый Бог, сосредоточивающий в себе всю полноту сил для сотворения мира, а не патриархальный клан богов, в чреде брачных соитий зачинающий олицетворенные возможности будущего мироздания; то есть, здесь космогония полностью отделена от теогонии. Богу уже противостоит равное ему женское начало, с которым он смог бы сойтись в космогонической битве, как вавилонский Мардук, сражающийся с Тиамат. Возможно, библейская Бездна (“Техом”)- это воспоминание о Тиамат, но тогда важно отметить радикальную демифологизацию образа. Нет ни единого слова о матери чудищ с разинутой пастью, как у Тиамат, только “глубина” или “пропасть”- таинственный образ, возможно, мифологический. Но здесь это понимается по-другому, нежели собственно мифологическая фигура вавилонской космогонии. Важно, что в библейском рассказе о сотворении мира нет ни усилия работы, ни усилия битвы; каждая часть космоса творится свободным актом воли, выраженным в формуле – “да будет”.

Действительно, многочисленные случаи внешнего сходства между фабулой рассказа о сотворении мира в книге “Бытие” и фабулами космологических мифов других народов Древнего Востока не оставляют сомнения относительно материала, оказавшего влияние на библейское повествование. Но существенные различия между этими мифами и повествованием “Бытия” настолько велики, что последнее следует считать оригинальным произведением.

Например, языческий пантеон неизбежно насчитывает множество находящихся в состоянии борьбы и соперничества сил и властелинов в природе и в человеческом обществе. Повествование “Бытия” имеет своей основой тезис о существовании единого Бога, стоящего вне космоса, мира и природы, которые являются Его творением и поэтому всецело подчинены только Его воле.

Красной строкой прослеживается религиозная цель в описании становления мира. Бог есть первоисточник всего сущего на земле. Все, что находится на планете – это не случайность, а воля Творца. И человека Господь создал по подобию Божьему, наделивший его бессмертной душой. Бог сотворил человека для великой цели – совершать добро.

Дьявол же есть искусителем и причиной грехопадения человека. Бог всегда заботился о человеке и его деяниях в мире. Господь направляет на верный путь его.

Книга Бытия и описывает устойчивые каноны, заповеди которым должен следовать человек.

Такое понятие и явление как « » раскрывается на страницах Бытия. потому оставит муж отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и будут они одна плоть”(2,24).

Тема запрета и табу показана в рассказе о грехопадении Адама и Евы; идея табу, с нарушением которого связано с изгнание из сакрального пространства “Сада Сладости” (Эдема) и утрата первоначальной гармонии, выставлена очень четко и освобождена от всякой детализации.

Вкушение запретного плода с древа познания добра и зла тоже полагает “начало”: с него начинается опыт добра и зла, с него начинается история как противоборство добра и зла. Не только добро, но и зло, имеют возведенные к нормативному началу первообразы; отсюда важность фигуры первого убийцы на земле – Каина. Он настолько грешник, что принадлежит непосредственно суду Яхве; он отмечен вошедшей в поговорку “меткой Каина”.

Немного о метке Каина

За свое убийство и нераскаянный грех Каин был проклят Богом, на него был наложен особый отличительный знак: «…И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4:15).

Библия нам не сообщает, что это именно было, но, наверное, это и не столь важно, как внешне выглядел знак. Главное же состоит в том, не несем ли мы с вами сегодня на себе этой печати греха: в своей душе, характере, поступках, мыслях. Не являемся ли мы духовными детьми старшего сына Адама: завистливыми, непокорными, зарабатывающими спасение своими делами, не нуждаясь во Христе. «И пошел Каин от лица Господня; и поселился земле Нод, на восток от Едема» (Быт. 4:16). С тех пор род Каина стал жить отдельно. Именно его потомки изобрели музыкальные орудия, открыли секреты получения металлов, построили первые города (см. Археологический комментарий к данной главе). Но среди его потомков появилось впервые и многоженство: «И взял себе Ламех две жены…» (Быт. 4:19) и расцвели грехи, посеянные Каином.

Библейский рассказ о Всемирном Потопе

Библейский рассказ о Всемирном Потопе наиболее захватывающий. Семья Ноя, состоящая из 8 человек, была праведной. Возможно, какие-то грехи были и у членов семьи Ноя. Но они не привели их к гибели. Теперь человеческий род уже начинает происходить от этой семьи.

Таким образом, прослеживается благодать Господа, так как человечество в лице семьи Ноя уцелело от Всемирного потопа, ведущего к полному уничтожению и разрушению. И Бог даровал благодать свою Ною и его семье, и последующих потомков, кстати, нам тоже.

“…И всё остальное живое с ковчега было благословлено также” (Бытие, 9 ).

“…И вся планета благословлена Богом”. (Бытие, 9-10 ).

“…Мы живём благодаря Божьей Благодати. Даже дышим, движемся и существуем по милости Божьей, а не сами по себе”. (Деяния, 24-28 ).

Первые одиннадцать глав “Книги Бытия” изображают “начало” в самом прямом смысле этого слова: начало мироздания, начало человечества.

Начиная с 12 – й главы, раскрывается другая тема книги – предыстория другого начала – народа Яхве. Герои повествования, библейские “патриархи”, или “праотцы”,- выходец из Месопотамии Авраам – избранник Божий и основоположник нового народа, его родичи, сыновья, внуки и правнуки. Из двух сыновей Авраама Бог отвергает Исмаила и избирает Исаака (Бытие,7-8, 19, 21; 21:14; 25:6; 26:3-4); затем процесс избрания повторяется по отношению к потомкам Исаака (Бытие, 35:9-12). Божественное благословение, полученное вторым сыном Исаака, Иаковом, завершает период патриархов и открывает эпоху формирования израильской нации, для которой Богом предназначена особая партия в истории мира.

Они изображены как старейшины небольших семейно-родовых сообществ, кочующих на пространствах Ханаана между Месопотамией и Египтом. Согласно библейскому повествованию, отдаленным потомками этих родов предстояло через 500 лет стать ядром еврейской народности.

Неоднократно высказывалась гипотеза, согласно которой Авраам, Исаак и Иаков – мифологические фигуры в узком смысле слова, то есть, местные или племенные божества языческой Палестины, лишь впоследствии “очеловеченные” в соответствии с принципом монотеизма. Однако эта гипотеза становится неубедительной в результате новейших археологических данных.

В целом мир библейских патриархов довольно точно соответствует тому, что с недавнего времени стало известно о северной Месопотамии и Ханаане века Средней Бронзы. Установление реальной основы саги о патриархах позволяет определить жанровую принадлежность соответствующих глаз “Книги Бытия”. Весь характер изложения говорит, что это сага, родовое предание, историческая легенда, порой историческая сказка, но уже не миф в собственном смысле слова.

Среди рассказов о патриархах особо выделяются эпизоды, посвященные Иосифу, очень большие по объему (главы 37-50) и отличающиеся своими новеллистическими подробностями. В данных главах описывается, как добродетель мудрого Иосифа вознаграждается Богом и Божественное Провидение обращает зло в добро (Бытие, 50:20 ).


Многие авторы использовали прообраз Иосифа в своих произведениях

Образ Иосифа получил широкое распространение в литературе, так как его библейская история оказала исключительное широкое влияние на целые эпохи литературного творчества в русле иудаистской, исламской и христианской традиции.

Сирийская литература 4 века дала “Слово Иосифа Прекрасного” Ефрема Сирина (Афрема), где образ неповинного страдальца развертывал свои экспрессивные возможности, оказываясь при этом символом и прообразом страданий Христа. Йусуфу (арабский вариант имени Иосиф) посвящена знаменитая 12-я сура Корана, на которую оглядывались поэты ислама, воспевая любовь библейского героя и Зулейки. Для всего круга литератур христианского Средневековья от Евфрата до Атлантики “Целомудренный Иосиф”- один из популярных персонажей; стоит особо упомянуть богатую фольклорную традицию русских “духовных стихов”- фольклорных сказов, плачей и причитаний о скорбях проданного братьям праведника, восходящих к “Слову” Ефрема Сирина.

Новоевропейская литература также отразила разнообразные сюжеты, связанные с жизнью Иосифа. За одно лишь десятилетие после 1532 года появляется множество пьес об Иосифе (С. Биркк, Т. Гарт ). О разработке этой темы писал молодой Гёте . В начале 20 века к ней обратился Т. Манн (романная тетралогия “Иосиф и его братья”, 1933-1943гг.), превращая библейскую топику в предмет приложения психоаналитической и религиоведческой учености и одновременно в орудие утверждения либерального гуманизма.

Конец “Книги Бытия” оставляет род Иакова в Египте; с этой ситуации начинается “ “.

Проблема авторства

Самым загадочным вопросом остается, кто является автором данного писания, так как автор текста точно не указан.

Ученые предполагают, что “Бытие” было написано Моисеем. Считается, что первые пять книг Библии были записаны им во время сорокалетнего странствования евреев по Синайской пустыне. Первоначально все писания Моисея составляли один сборник Божиих откровений, книгу “ТОРА”, что означает: Закон, или же под именем “книги Моисеевой”

Но необходимо учесть тот факт, что, возможно, до Моисея был какой-нибудь человек, написавший данное повествование (Бытие, 9: 1-17). Так как текст сообщает о событиях, произошедших вскоре после всемирного потопа, то есть, задолго до Моисея. Имя автора не сообщается самим текстом.

“Бытие” могло быть написано и Ноем, и его ближайшим окружением. Если автор текста Ной или человек из ближайшего окружения Ноя, то непосредственным адресатом было семейство Ноя.

Ведь людям Бог как-то сообщал Свои праведные истины. Возможно, вследствие непосредственного общения (Бытие, 3: 8-11; Бытие, 4:4; Бытие, 18: 1-3) или в какой-нибудь иной форме откровения. (Например, сон, видение – Бытие 15: 1-2; Бытие 28: 10-16;).

Первые главы Бытия богодухновенны, как и всё Писание. Потом Господь продолжал сообщать свои праведные истины. Избранные смогли дописать то, как сейчас выглядит 50 глав Бытия. То есть, первые главы Бытия могли быть написаны раньше Моисея. А, например, 34:5-12, написано по боговдохновению, но уже не Моисеем. И уже после смерти Моисея. Все части Писания написаны не по произволу человеческому, а по божественному вдохновению.

Заключение

Книга “Бытие”- это писание о сотворении мира и человека, истории израильских племён и описании процесса их трансформации в единый народ.

Концепция Бытия о Боге, человеке, мире и об их взаимоотношениях уникальна и наиболее существенна для понимания этих событий.

Вместе с тем, Бытие учит возвышенному понятию о человеке. Сотворение человека представляет собой апогей космогонического процесса. Человек создан “по образу Божию” (Бытие, 1:26, 27) ; ему доверено право использовать природные богатства (1:26, 28, 29) . Сотворение человека требует особых усилий Бога, человек непосредственно от Него получает дыхание жизни (Бытие,2:7).

Одним из наиболее значительных аспектов “Бытия” является концепция отношений между Богом и человеком.

В книге “Бытие” человек есть венец творения Божьего, и взаимоотношения между Богом и человеком, который принимает на себя обязательство выполнять Его , есть результат союза между ними.

Религиозные термины

КНИГА БЫТИЯ - Установлено, что вся Книга Бытия вплоть до смерти Иосифа представляет собой едва измененную версию Космогонии халдеев, как теперь повторно доказано с помощью ассирийских табличек. Первые три главы переписаны с аллегорических повествований о… … Теософский словарь

Бытие בְּרֵאשִׁית (Бе решит «В начале») Сотворение света Автор: Моисей Жанр: Священное Писание Язык оригинала: древнееврейский Серия: Библия / Ветхий Завет / … Википедия

Le Livre des Médiums

- “КНИГА О ПРИЧИНАХ”, или “Книга Аристотеля об истолковании чистого блага” (Liber de causis, Liber Aristotelis de expositione bonitatis purae) латинский перевод арабской комментированной компиляции из “Первооснов теологии” Прокла, ошибочно… … Философская энциклопедия

С точки зрения технически производственной совокупность рукописных или печатных листов, объединенных одной обложкой или переплетом. Обычно термин прилагается только к К., исполненным печатным способом. Развитие К. как целостного организма… … Литературная энциклопедия

Бытия книга, см … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

- (ивр. סֵפֶר הַבָהִיר‎, Сефер ха бахир, Книга яркого света) наиболее раннее произведение каббалистической литературы. До публикации «Зогара» «Багир» был наиболее влиятельным и цитируемым первичным источником каббалы. Фактически «Багир» цитировали … Википедия

В Викитеке есть тексты по теме Книга Юбилеев Книга Юбилеев ветхоза … Википедия

Книги

  • Книга Бытия , . Библия русская, выложена доктором франциском скоринов изяславного града Полоцка. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1519 года (издательство`Тип. Франциска Скорины`).…
  • Книга Бытия , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Библия русская, выложена доктором франциском скоринов изяславного града Полоцка. Воспроизведено в…