Краткая биография мишеля монтеня. Мишель монтень краткая биография и интересные факты

Мишель де Монтень

Знаменитый мыслитель и исследователь философии – Мишель де Монтень - писатель из Франции и философ эпохального периода Возрождения, автор книжного издания «Опыты».

Биография

Рождение Мишеля де Монтеня произошло в семейно-фамильном замке во французском городе Сен-Мишель-де-Монтень, недалеко от Перигё и Бордо. Отец Монтеня являлся участником Итальянских войн Пьер Эйкем, который получил титул аристократа «де Монтень». И работал в своё время в качестве мэра города Бордо. Его отец умирает в $1568$ году. Имя матери - Антуанетта де Лопез , она росла в семье зажиточного арагонского еврея. Раннее детство Мишеля проходит в воспитание по либеральным, гуманистическим и педагогическим методикам отца. Основной учитель Мишеля де Монтеня - образованный немец, но совершенно не знал французский язык и разговаривал с Мишелем только на латыни. Мишель получает отличное образование дома, затем поступает и заканчивает колледж и становится юристом.

Во времена гугенотских войн Мишель де Монтень часто был послом-посредником среди враждующих сторон. Он одинаково удостаивался уважением королём-католиком Генрихом III и протестантом Генрихом Наваррским.

Философия Монтеня

Замечание 1

Сочинения под названием «Опыты» Мишеля де Монтеня представляют собой ряд самопризнаний, которые вытекают преимущественно из исследований и наблюдений над самим собой. В данном труде также имеются размышления над сущностью человеческого духа вообще. Согласно словам философа-писателя, каждый человек может отражать в себе человечество. Он выбирает себя, как одного из представителей рода, и изучает самым основательным образом всё своё душевное движение человеческого мышления. Его философская позиция обозначена как скептицизм, но скептицизм выступает в совершенно особом характере.

Скептицизм Монтеня

Скептицизм Мишеля де Монтеня представляет собой нечто среднее между скептицизмом жизненным, который является результатом горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом философским, в основе которого стоят определённые убеждения в неправильном факте человеческого познания. Душевное равновесие, разносторонность и здравый смысл выводит его - из крайности того и другого направления. Признаётся эгоизм и эгоистические нотки, которые являются главной причиной действий человека. Мишеля де Монтеня не возмущает это, он находит это вполне правильным и даже необходимым фактом для счастья человеческого бытия и жизни. Потому что, если человек будет принимать интересы других людей так же близко к сердцу, как свои собственные, то он не будет чувствовать душевное спокойствие и счастье. Монтень с критикой отзывается о человеческой гордости, он доказывает, что человек не сможет познать абсолютных истин.

Основная мораль Монтеня

Основная черта в морали Монтеня является глубинное стремление к счастью. Данные взгляды он перенял от некоторых философов, и на него же оказали огромное влияние Эпикур и особенно Сенека и Плутарх.

Учения стоиков помогают ему выработать те нравственные равновесия, те философские ясности духа, которые стоики считают главным условием человеческого счастливого бытия. По мнению Монтеня, человек живёт не для того, чтобы приносить в жизнь себе нравственный идеал и быть ближе к нему, а для того, чтобы быть счастливым человеком.

Отношение к несчастью

К неизбежным несчастьям разумно относиться с покорностью. Нужно стараться поскорей свыкнуться с ними. Нельзя заменить неисправность одного органа усиленной деятельностью другого и другое. Что касается субъективных несчастий, то от самих людей в большой степени ослабить их остроту. Чтобы это заметить, нужно взглянуть с философской точки зрения на славу, богатство, почести и прочее. В обязанности человека входят в первую очередь отношение к самому себе, за данными пунктами должны следовать обязанности по отношению к другим людям и к обществу в целом.

Биография

Монтень родился в фамильном замке вблизи г. Бордо . Его отец, участник итальянских войн Пьер Эйкем (получивший аристократический титул «де Монтень») был в свое время мэром этого города; умер в . Мать - Антуанетта де Лопез, из семьи зажиточных арагонских евреев. В раннем детстве Мишель воспитывался по либеральной-гуманистической педагогической методике отца - его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно на латыни .

Литература

  • Lazard M. Michel de Montaigne, biographie. - P.: Fayard. - 2002. ISBN 2-2136-1398-2
  • Dictionnaire de Michel de Montaigne . Dirigé par Ph. Desan. - P.: Champion. - 2004. - ISBN 2-7453-1142-5.

Ссылки

  • Камалдинова Э. Ш. Развивающее обучение в современном вузе // Знание. Понимание. Умение . - 2006. - № 1. - С. 74-81.
  • Косиков Г. К. Последний гуманист, или Подвижная жизнь истины
  • Мишель де Монтень - Биография. Библиография. Философские взгляды. Высказывания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Монтень, Мишель" в других словарях:

    Мишель де Монтень Michel de Montaigne … Википедия

    МОНТЕНЬ, МИШЕЛЬ ЭЙКЕМ ДЕ (Montaigne, Michel Eyquem de) МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ (1533 1592), французский писатель и философ. Родился 28 февраля 1533 в Бордо. Его отец, Пьер Эйкем, принадлежал к верхушке среднего класса; мать была богатой наследницей… … Энциклопедия Кольера

    Монтень, Мишель де - Мишель де Монтень. МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (1533 92), французский философ гуманист. Эссеистские (по типу изложения и способу философствования) “Опыты” (1580 88) направлены против схоластики и морально философского догматизма, отмечены… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МОНТЕНЬ МИШЕЛЬ ДЕ - французский пи-са-тель и фи-ло-соф.

Из се-мьи за-жи-точ-но-го бур-жуа, удо-стоен-но-го ари-сто-кра-тического ти-ту-ла. По-лу-чил до-маш-нее гу-ма-ни-стическое вос-пи-та-ние; окон-чил Гюй-ен-ский кол-леж (Бор-до), изу-чал пра-во (воз-мож-но, в Ту-луз-ском или Па-риж-ском университете) в 1546-1553 годы. С 1554 года со-вет-ник счёт-ной па-ла-ты в Пе-ри-гё , в 1557-1570 годы со-вет-ник пар-ла-мен-та Бор-до.

С 1559 года под-дер-жи-вал близ-кие от-но-ше-ния с фи-ло-со-фом Э. де Ла Бо-эси, по-сле кон-чи-ны ко-то-ро-го (1563 год) из-дал ряд его со-чи-не-ний. В 1569 году опуб-ли-ко-вал свой воль-ный пе-ре-вод «Ес-те-ст-вен-но-го бо-го-сло-вия» ка-та-лон-ско-го фи-ло-со-фа XV века Рай-мун-да Са-бунд-ско-го. Ко-ро-лев-ский ка-мер-гер при дво-ре Кар-ла IX (1573 год) и Ген-ри-ха III (1577 год). В ию-не 1580 - но-ябре 1581 годов со-вер-шил пу-те-ше-ст-вие в Ита-лию (по до-ро-ге по-бы-вал в Швей-ца-рии, Гер-ма-нии, Ав-ст-рии); на ос-но-ве до-рож-ных впе-чат-ле-ний соз-дал не пред-на-зна-чав-ший-ся для пе-ча-ти «Пу-те-вой днев-ник» («Journal de voyage», опубликовал в 1774 году). В 1581-1586 годы мэр Бор-до. Во вре-мя Ре-ли-ги-оз-ных (гу-ге-нот-ских) войн за-ни-мал уме-рен-ную по-зи-цию, стре-мил-ся к при-ми-ре-нию вра-ж-дую-щих сто-рон; 10 июля 1588 года аре-сто-ван ли-ги-ста-ми, про-вёл один день в Бас-ти-лии ; от-пу-щен бла-го-да-ря вме-ша-тель-ст-ву Ека-те-ри-ны Ме-ди-чи. В 1590 году от-кло-нил пред-ло-же-ние Ген-ри-ха IV (с ко-то-рым ра-нее вёл пе-ре-пис-ку) стать его со-вет-ни-ком. С 1590 года до кон-чи-ны жил в ро-до-вом зам-ке; скон-чал-ся во вре-мя мес-сы. 11 марта 1886 года ос-тан-ки М. де Монтень пе-ре-за-хо-ро-не-ны в зда-нии Университета Бор-до.

Сла-ва М. де Монтень свя-за-на с его книгой «Опы-ты» («Essais»; ра-бо-та над кни-гой на-ча-лась около 1571 года; 1-е издание в 2 тт. вы-шло в 1580 году, 2-е издание - в 1582 году, 4-е издание в 3 тт. - в 1588 годы). Де-фи-ни-тив-но-го тек-ста не су-ще-ст-ву-ет; име-ют-ся две тра-ди-ции пуб-ли-ка-ции «Опы-тов» - так называемый бор-до-ский эк-зем-п-ляр (из-дание 1588 года с мно-го-численными ру-ко-пис-ны-ми до-пол-не-ния-ми и кор-рек-ти-ва-ми ав-то-ра; впер-вые опубликованно в 1912 году; по-ло-же-но в ос-но-ву рус.пер., кн. 1-3, 1954-1960 годы) и из-да-ние, по-сле смер-ти М. де Мотень под-го-тов-лен-ное Ма-ри де Гур-не (1595 год).

На-зва-ние кни-ги ос-но-ва-но на рас-про-стра-нён-ном в XVI веке вы-ра-же-нии «coup d’essai» (по от-но-ше-нию к 1-й пуб-ли-ка-ции ав-то-ра) и вби-ра-ет в се-бя раз-но-об-раз-ные от-тен-ки смыс-ла («про-ба», «по-пыт-ка», «де-гу-ста-ция» пи-щи для ума и пр.). В жан-ро-вом от-но-ше-нии «Опы-ты» но-сят но-ва-тор-ский ха-рак-тер (жанр эс-се, на-зван-ный так имен-но в свя-зи с этой кни-гой М. де Мотень, не ис-чер-пы-ва-ет её спе-ци-фи-ки) и лишь в не-ко-то-рой сте-пе-ни со-при-ка-са-ют-ся, с од-ной сто-ро-ны, с ис-по-ве-даль-ны-ми со-чи-не-ния-ми Ав-гу-сти-на, Абе-ля-ра, Ж Ж. Рус-со; с дру-гой - с ком-пи-ля-тив-ны-ми сбор-ни-ка-ми сен-тен-ций ан-тич-ных (Авл Гел-лий, Дио-ген Ла-эр-тий, Сто-бей) и ре-нес-санс-ных (Эразм Рот-тер-дам-ский , Ан-то-нио де Ге-ва-ра) ав-то-ров.

Кни-га М. де Монтень соз-да-на на ос-но-ве со-став-ляв-ших-ся им с 1564 года мно-го-численных мар-ги-на-лий к со-чи-не-ни-ям Плу-тар-ха, Се-не-ки, Лук-ре-ция и других мыс-ли-те-лей и пред-став-ля-ет со-бой чрез-вы-чай-но при-хот-ли-вый по те-че-нию ав-тор-ской мыс-ли, пе-ре-ме-жаю-щий вы-бо-роч-ные ав-то-био-гра-фические све-де-ния с учё-ны-ми вы-клад-ка-ми текст (его внутренние про-ти-во-ре-чи-вость и дез-ор-га-ни-зо-ван-ность, лишь от-час-ти свя-зан-ные с от-хо-дом от пер-во-на-чаль-но за-ду-ман-ной струк-ту-ры, по-зво-ля-ют свя-зы-вать «Опы-ты» с мань-е-риз-мом). Фи-ло-со-фия М. де Монтень эво-лю-цио-ни-ру-ет от стои-циз-ма в сто-ро-ну скеп-ти-циз-ма, про-яв-ляю-ще-го-ся в стрем-ле-нии М. де Монтень под-вер-гать со-мне-нию лю-бые дог-мы, а так-же эпи-ку-рей-ско-го при-ятия зем-ных ра-до-стей, идеа-ла «ес-те-ст-вен-но-го че-ло-ве-ка», жи-ву-ще-го в со-гла-сии с при-ро-дой. Весь-ма не-од-но-знач-на по-зи-ция М. де Монтень (в бы-ту - бла-го-чес-ти-во-го ка-то-ли-ка) по от-но-ше-нию к ре-ли-гии; он об-ви-ня-ет со-вре-мен-ных ему хри-сти-ан в ре-лигиозной не-чес-тии, про-ти-во-пос-тав-ля-ет ре-ли-гию и Цер-ковь (по-след-няя в 1676 году вне-сла «Опы-ты» в «Ин-декс за-пре-щён-ных книг»).

Об-ра-ща-ясь к рас-смот-ре-нию эк-зи-стен-ци-аль-ных про-блем (жизнь и смерть, вос-пи-та-ние, друж-ба, ста-рость), М. де Монтень де-ла-ет внутреним сю-же-том «Опы-тов» ана-лиз сво-его собственного «я» (осо-бен-но в 3-м то-ме). На-сле-дуя тра-ди-ции ре-нес-санс-но-го гу-ма-низ-ма, М. де Монтень в то же вре-мя ве-дёт кри-ти-ку ан-тро-по-цен-триз-ма, ко-то-рая дос-ти-га-ет наи-выс-шей точ-ки в наи-бо-лее про-стран-ной и фи-ло-соф-ски уг-луб-лён-ной гла-ве «Опы-тов» - на-пи-сан-ной, ви-ди-мо, по за-ка-зу Мар-га-ри-ты Ва-луа «Апо-ло-гии Рай-мун-да Са-бунд-ско-го» (со-чи-не-на ме-ж-ду 1575-1580 годы); в ней, на-чав с за-щи-ты по-пыт-ки до-ка-зать по-ло-же-ния хри-сти-ан-ской ре-ли-гии «с по-мо-щью до-во-дов че-ло-ве-че-ско-го ра-зу-ма», М. де Мотень по-сте-пен-но пе-ре-хо-дит к изо-бли-че-нию ог-ра-ни-чен-но-сти ра-зу-ма и при-тя-за-ний че-ло-ве-ка - «ни-чтож-но-го и жал-ко-го соз-да-ния, ко-то-рое не в си-лах да-же управ-лять со-бой», - на вла-ды-че-ст-во Все-лен-ной.

Стиль М.де Монтень от-ме-чен про-сто-той, жи-во-стью и яс-но-стью сло-га, со-че-та-ни-ем ли-риз-ма и иро-нии.

М. де Монтень ока-зал боль-шое влия-ние на дра-матур-гию У. Шек-спи-ра и на Ф. Бэ-ко-на, в под-ра-жа-ние ему вы-пус-тив-ше-го кн. «Опы-ты» (1597 год); пред-вос-хи-тил не-ко-то-рые идеи кри-ти-ко-вав-ше-го его Р. Де-кар-та, Ш.Л. Мон-тес-кьё и ста-ра-тель-но не упо-ми-нав-ше-го его имя Рус-со; за-слу-жил вы-со-кую оцен-ку Б. Пас-ка-ля, Ж. де Лаб-рюй-е-ра, Ж. де Ла-фон-те-на, П. Бей-ля, Воль-те-ра.

В Рос-сии твор-че-ст-вом М. де Монтенье ин-те-ре-со-ва-лись А.С. Пуш-кин, А.И. Гер-цен, Л.Н. Тол-стой, М. Горь-кий.

Пер-вый (час-тич-ный) русский пе-ре-вод «Опы-тов» был вы-пол-нен С.С. Волч-ко-вым в 1762 году.

Сочинения :

Œ uvres compl ̀etes. P., 1924-1941. Vol. 1-12;

Опы-ты. 2-е изд. М., 1979. Т. 1-3;

Journal de voyage. P., 1992;

Les Essais. P., 2007.

Дополнительная литература:

Horkheimer M. Montaigne und die Funk-tion der Skepsis // Horkheimer M. Anf ̈ange der bürgerlichen Geschichtsphilosophie. Fr./M.; Hamb., 1971;

Nakam G. Montaigne et son temps. P., 1982;

Starobinski J. Montaigne en movement. P., 1982;

Tournon A. Montaigne: la glose et l’essai. Lyon, 1983;

Ко-ма-ро-ва В.П. Шек-спир и Мон-тень. Л., 1983;

Frame D.M. Montaigne. N. Y., 1984;

Rigolot F. Les Méta-mor-phoses de Montaigne. P., 1988;

Mathieu- Cas-tellani G. Montaigne: l’écriture de l’essai. P., 1988;

Bonnet P. Bibliographie méthodique et analytique des ouvrages et documents relatifs а̀ Montaigne (jusqu’en 1975). Gen., 1983.

Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.
М. Монтень

Мишель Монтень - французский философ, мыслитель и политик. Он был одним из самых ярких представителей гуманистического направления в философии эпохи Возрождения.

Возвращение к античности

В самом названии эпохи Возрождения заложена ее сущность - это возвращение к Античности, возрождение идей и теорий того времени, в противовес уходящей философии Средних веков. Чем же отличается новая философия? В Средние века главным объектом изучения всех философских направлений был Бог, теперь же его место занял человек, которого стали считать венцом творения. Философов, а также представителей науки и искусства, поставивших человека в центр мироздания, стали называть гуманистами.

Именно гуманисты придумали исторический термин «Новое время». Всю историю человечества они поделили на три периода: Древняя история, Средние века и Новое время. Античность, или Древний период, гуманисты считали утраченным золотым веком, Средние века - периодом застоя, ну а Новое время было названо так потому, что с этого момента начиналась новая эпоха в жизни человечества, когда должны быть возрождены прекрасные идеалы Древней Греции и Рима.

Одним из выдающихся мыслителей эпохи Возрождения был Мишель де Монтень. В первую очередь он прославился как автор замечательного и абсолютно нового по форме произведения - «Опытов». Это смесь философских размышлений, дневниковых записей, описаний существующих обычаев и традиций и многого другого. «Содержание моей книги - я сам», - писал Монтень в предисловии. По названиям глав этой книги можно судить о том, насколько разные предметы занимали автора: «О лжецах», «О стойкости», «Церемониал при встрече царствующих особ», «О каннибалах», «О ненадежности наших суждений» и т. п.

«Будемте остерегаться, чтобы старость не наложила больше морщин на нашу душу, чем на наше лицо» (М. Монтень)

Познай самого себя

Каждый человек - частичка человечества и его отражение, считает Монтень. Поэтому, чтобы познать все человечество, мыслитель решил познать самого себя. Он долгое время изучал движения своей души, свои мысли и чувства и в итоге изложил наблюдения на бумаге, чтобы сделать их общим достоянием.

Из «Опытов» мы узнаём, что Монтень считал себя скептиком. В чем же заключался скептицизм философа? Прежде всего, он не уверен, что человек в принципе способен познать мир. Если абсолютная истина и существует, человеку она недоступна. Все истины, провозглашаемые людьми, относительны и справедливы только для своего времени. Например, некоторые из античных философов были уверены, что душа человека после его смерти переселяется в другое тело. Средневековые богословы утверждали, что душа попадает либо в ад, либо в рай. Возможно, позже появятся другие теории, но какая из них истинна, человек знать не может.

Скептицизм Монтеня распространялся и на человеческую нравственность. Всеми поступками людей в первую очередь движет эгоизм, утверждал он, и это абсолютно нормально. Человек прежде всего должен заботиться о своем счастье и душевном покое - в этом залог благополучия всего общества. «Делай свое дело и познай самого себя», - повторял философ слова Платона, которые считал девизом своей жизни. Задача каждого человека - изучить себя, свои склонности и характер и выработать в себе счастливое состояние духа и способность противостоять жизненным невзгодам.

Мишель Монтень ввел в литературу новый жанр - эссе, что по-французски означает «опыт». Это сочинение, написанное в свободной манере, без особых ограничений по композиции и стилю

Воспитание человека

Взгляды Монтеня на воспитание кардинально отличались от средневековых, где главными принципами были повиновение, страх наказания и бездумное послушание. Как же философ предлагал воспитывать людей Нового времени? В первую очередь необходимо обеспечить детям всестороннее развитие, они должны изучать разные науки, искусства, ремесла, тренировать тело упражнениями. Самое важное, чтобы человек стал личностью, научился понимать самого себя, получать удовольствие от жизни и преодолевать неприятности, не теряя присутствия духа.

Многие педагогические принципы Монтень взял из собственного детства. Его отец, высокообразованный человек, долгое время бывший мэром Бордо, воспитывал сына по новаторской системе. Его учителя говорили с ним только на латыни, он изучал античных авторов, его не наказывали и ни к чему не принуждали, а старались пробудить интерес. Такое воспитание дало свои плоды, Мишель Монтень стал выдающимся человеком.

Развивающее воспитание невозможно без гуманного отношения к ребенку, считал Монтень. Любое насилие должно быть исключено, дети сами должны выбирать, что им интересно, а что нет. Многое, конечно, зависит от умения педагога заинтересовать своих подопечных, показать им увлекательность наук. «Пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов», - призывал он.

«В природе нет ничего бесполезного» (М. Монтень)

Мишель де Монтень, (1533–1592), (полное имя – Мишель Экем де Монтень) – французский писатель, мыслитель эпохи Возрождения, философ, автор книги «Опыты».

Появился на свет 28 февраля 1533 г. на юго западе Франции, в г. Сен Мишель де Монтень неподалеку от Бордо, в фамильном замке. Он был продолжателем рода зажиточных гасконских купцов, дворянский титул у которых появился лишь в конце XV в. Для воспитания Мишеля отец использовал собственного педагогическую либеральную методику; общение мальчика с учителем происходило только на латыни. В 6 летнем возрасте Мишеля отдали учиться в школу, а в 21 год у него была уже судейская должность после изучения права и философии в Тулузском университете.

В молодости Мишель Монтень живо интересовался политической деятельностью, связывал с ней амбициозные надежды. Отец приобрел для него должность советника Бордоского парламента, в 80 ые гг. его дважды избирали мэром Бордо. Монтеню довелось жить в эпоху религиозных войн, и его позиция в это время тяготела к компромиссной, хотя он выступал на стороне католиков; в его ближайшем окружении было большое количество гугенотов. Впоследствии он придерживался мнения, что отдельные части католической доктрины не могут быть отброшены ввиду цельности церковного учения. Монтень пользовался репутацией образованного, ученого человека, многие государственные деятели, мыслители того времени были его добрыми знакомыми. Прекрасное знание древних авторов сочеталось в его интеллектуальном багаже с осведомленностью в области новых книг, идей, тенденций.

В 1565 г. Мишель Монтень стал семейным человеком; большое приданое супруги укрепило его материальное положение. Когда в 1568 г. умер отец, Мишель стал наследником родового имения. Он продал судейскую должность, вышел в отставку и с 1571 г. поселился там. 38 летний Монтень в 1572 г. приступает к работе над главным трудом в его творческой биографии – философско литературными «Опытами», в которых он излагал мысли по поводу исторических событий дней минувших и сегодняшних, делился наблюдениями за самыми разными людьми. На протяжении многих столетий эта книга будет одной из любимых читательской публикой, оценившей ее гуманистическую направленность, искренность, тонкий французский юмор и другие достоинства.

До этого у Мишеля уже был небольшая литературная практика, начавшаяся с выполненного по просьбе отца перевода латинского трактата. С 1572 г. он начинает писать эссе; первые из них представляют собой отклики о прочитанных книгах. Наибольший интерес Монтень проявлял к управлению государством, человеческому поведению, войнам, путешествиям. В 1580 г. в Бордо выходят первые две книги «Опытов», в которых общественным, литературным вопросам уделялось намного больше внимания, чем частным.

После этого события в литературной карьере Монтеня снова активизируется и его общественная деятельность: его второй раз избирают мэром Бордо. В этот период в их местность приезжал Генрих Наваррский. Наследник престола проявил благосклонность к Монтеню, но тот более не был озабочен реализацией политических амбиций, все помыслы были посвящены «Опытам», он старался проводить как можно больше времени в уединении. Написанные позднее дополнения к первым книгам и третья книга «Опытов» во многом носили автобиографический характер.
1588 ой подарил Монтеню встречу с молоденькой девушкой, Мари де Гурне, которая была страстной поклонницей его идей, скрасила его одиночество и стала для него кем то вроде приемной дочери. После смерти кумира она опубликовала посмертное издание «Опытов», над которыми тот продолжал трудиться до последнего вздоха.

Мишель Монтень не мог похвастаться железным здоровьем; стариком он ощущал себя, еще не дожив до 60 летнего юбилея. Он старался противостоять многочисленным болячкам, ведя активный образ жизни, однако значительно улучшить состояние ему не удавалось. В 1590 г. Мишель Монтень ответил отказом на приглашение приехать от Генриха IV, а в 1592 г., 11 сентября, находясь в собственном замке, скончался.