Краеведение. Декабристы в Сибири. Декабристы

Первая половина XIX века в истории Енисейской губернии тесно переплелась с судьбами довольно большой группы декабристов. Их многообразная деятельность оставила яркий след в социальной, культурной, хозяйственной жизни Приенисейского края.

Дружная колония ссыльных декабристов после окончания срока каторжных работ образовалась в Красноярске. Здесь жили Ф.П. Шаховской, Н.С. и П.С. Бобрищевы-Пушкины, С.Г. Краснокутский, М.А. Фонвизин, М.Ф. Митьков, М.М. Спиридов, В.Л. Давыдов. Декабристам покровительствовал и по мере возможности стремился облегчить их участь первый енисейский губернатор, энергичный, образованный и либерально настроенный А.П. Степанов.

Первым декабристом, прибывшим в Красноярск в 1826 г. был М.И. Пущин, брат лицейского друга А.С. Пушкина. Он был приговорен по 10-му разряду, с отдачей в рядовые с высылкой в Красноярский гарнизон. Его пребывание в нашем городе оказалось коротким – всего 4 месяца, отсюда он был переведен на Кавказ, позднее служил по военному и гражданскому ведомствам, после амнистии участвовал в подготовке отмены крепостного права по Московской губернии, стал действительным статским советником, а в 1865 г. - генерал-майором. На службе в Красноярском гарнизоне недолгое время находился также разжалованный по приговору военного суда декабрист В.Н. Петин.

Несколько позже в Красноярск прибыл князь Ф.П. Шаховской. Участник заграничных походов, член Союза спасения и Союза благоденствия, он был осужден по 8-му разряду, лишен чинов и дворянства и сослан на вечное поселение в Сибирь. Был определен в Туруханск, затем переведен в Енисейск, а позже в Красноярск. Федор Петрович вел на поселении активную жизнь: занялся устройством школы и оказанием медицинской помощи местному населению, акклиматизацией овощей, картофеля, злаковых культур, организовал опытное хозяйство. Федор Петрович изучал историю и природу края, написал очерк исторического развития коренного населения Енисейского Севера.

Братья Н.С. и П.С. Бобрищевы-Пушкины, члены Южного общества, разделяли республиканские взгляды П.И. Пестеля. В Красноярске они вели деятельную жизнь, оказывая помощь нуждающимся по мере сил и возможностей. Павел Сергеевич, прекрасный математик, построил солнечные часы в Красноярском гарнизоне и научил офицеров пользоваться ими.

В 1831 г. в Красноярск прибыл С.Г. Краснокутский, участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов, член Южного общества. Из Якутии он был переведен на поселение в Минусинск, а с 1831 г. из-за паралича ног, в Красноярск. Прикованный к постели, он не утратил интереса к общественно-политической жизни, был авторитетным советчиком в юридических вопросах, занимался экономической статистикой.

М.А. Фонвизин, участник Отечественной войны и заграничных походов, отставной генерал-майор, был членом Северного общества. Его жена Наталья Дмитриевна одной из первых жен декабристов последовала за мужем в Сибирь. Семья жила на поселении в Енисейске и Красноярске. Михаил Александрович переводил зарубежных классиков, занимался философией и историей, был признанным авторитетом в вопросах текущей политики. В Красноярске он начал замечательный труд "Обозрение проявлений политической жизни в России" и написал ряд статей, в которых ставил вопрос о необходимости уничтожения крепостного права.

М.Ф. Митьков, входивший в Московскую управу Северного общества, полковник лейб-гвардии Финляндского полка, также участник Отечественной войны, после десятилетней каторги был водворен на поселение в Красноярск, где жил с 1836 г. до своей смерти. Круг интересов Митькова был широк – медицина, механика, метеорология. Впервые в истории города он вел постоянные метеорологические и гидрологические наблюдения и в течение 10-ти лет составлял прогнозы погоды.

16 лет в Красноярске прожил со своей семьей В.Л. Давыдов, отставной полковник, герой Отечественной войны, один из руководителей Южного общества. Дом Давыдовых в Красноярске на долгое время стал центром культурной жизни города; в нем была великолепная библиотека и единственный в губернии клавесин. Василий Львович занимался литературным творчеством. Василий Львович и Александра Ивановна создали неофициальный домашний класс для своих семи детей, который могли посещать все желающие.

М.М. Спиридов, участник Отечественной войны, награжденный за подвиги золотым оружием и орденами, создал образцовое опытное хозяйство в деревне Дрокино, служившее школой для местных крестьян. Он совершенствовал приемы обработки земли, орудия труда, способствовал распространению в губернии картофеля.

В архивном агентстве сохранилось немало документов, касающихся декабристов. В фонде Туруханского отдельного управления содержится информация о Туруханской группе декабристов: Ф.П. Шаховском, Н.С. Бобрищеве-Пушкине, И.Б. Аврамове, Н.Ф. Лисовском, С.И. Кривцове. Мы можем узнать о педагогической деятельности Ф.П. Шаховского, который "принял на себя обучение грамоте здешних жителей, за что их отцы к нему расположены с большой благодарностью и почтением".

И.Б. Аврамов и Н.Ф. Лисовский после года каторжных работ находились поселении в Туруханске и с 1831 г. занимались торговлей рыбой, хлебом и другими продуктами. Их судьба оказалась очень трагичной: Иван Борисович в 1840 г. умер по дороге из Туруханска в Енисейск близ зимовья Осиновского Анциферовской волости, а Николай Федорович через 4 года после этого также скоропостижно скончался по неизвестным причинам на Толстом Мысу на Енисее.

Документы рассказывают о дружбе декабристов, об их взаимопомощи. 9 марта 1830 г. Н.Ф. Лисовский получил от жены Нарышкина 75 рублей и посылки в двух ящиках; 16 августа 1830 г. И.Б. Аврамов получил от жены Волконского 200 рублей, а Н.Ф. Лисовский 75 рублей и письмо.

В фондах волостных правлений, Минусинского окружного суда и ряде других широко представлены актовые записи об устройстве декабристов на поселении: о найме квартир, покупке домов. Например, о постое на квартире Минусинского крестьянина К.М. Бривина братьев Беляевых. А.П. и П.П. Беляевы – мичманы Гвардейского экипажа, участники восстания на Сенатской площади, находились на поселении в Минусинске, где активно занимались сельским хозяйством. Они имели молочную ферму в 200 голов крупного рогатого скота, вводили новые орудия труда, культивировали продуктивные сорта гречихи, ячменя, подсолнуха. Через несколько лет они смогли купить в дом Минусинске. Подобно другим декабристам, братья Беляевы занимались просветительской деятельностью: открыли в Минусинске небольшую школу, составили учебники и учили детей местных жителей. На поселение в Минусинск после 10-ти лет каторги были переведены и члены Южного общества братья А.А. и Н.А. Крюковы. Как и Беляевы, они занимались земледелием: имели образцовое хозяйство на 35-ти десятинах, занимались селекцией, первыми в Минусинске стали выращивать арбузы и дыни.

Декабристы были людьми верующими, и прибыв на поселение, становились прихожанами церквей по месту жительства. По исповедным росписям Воскресенского собора Красноярска, Минусинской Спасской церкви можно определить, когда декабрист прибыл на поселение, состав семьи, установить адрес. Сведения о бракосочетаниях, рождении детей, смерти декабристов находятся в метрических книгах приходов Енисейской губернии. 10 февраля 1840 г. П.И. Фаленберг сочетался браком с дочерью казака Анной Соловьевой. 17 сентября 1852 г. в Минусинске состоялось бракосочетание И.В. Киреева с дочерью крестьянина с. Абаканского Ф.И. Соловьевой. На поселении родились дети В.Л. Давыдова Софья, Алексей, Вера; дочери Н.О. Мозгалевского Варвара и Елена, сын Виктор.

Не все декабристы дожили до помилования. В Сибири умерли Н.О. Мозгалевский, А.И. Тютчев, Н.А. Крюков, В.Л. Давыдов, М.Ф. Митьков, М.М. Спиридов, И.Б. Аврамов, Н.Ф. Лисовский, А.И. Якубович. Но, как говорил в свое время В.И. Ленин, их дело не пропало даром. Своей жизнью они как бы показывают нам пример того, как нужно себя вести в сложных, критических ситуациях. Эти люди, оказавшись в неимоверно тяжелых условиях, не только не сломались и сумели найти в себе силы, чтобы начать жить заново; они помогали друг другу и местным жителям и оставили о себе по-человечески добрую память.

И.В. Коняхина,

ведущий специалист

архивного агентства


ДЕКАБРИСТЫ В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ

"Я уверен, что добрая молва о нас
сохранится навечно по всей Сибири
что многие скажут сердечное спасибо
за ту пользу, которую пребывание наше
им доставило"
(Н. Басаргин)

Несмотря на тяжёлые испытания в Сибири, декабристы не изменили своим идеалам и продолжали служить народу. Их деятельность носила главным образом просветительский характер. В Енисейской губернии на поселении был 31 человек. В Красноярске и окрестных селениях жили Ф. П. Шаховский, братья Н.С. и П.С. Бобрищевы - Пушкины, С.Г. Краснокутский, А.Н. Лудский, М.А. Фонвизин, М.Ф. Митьков, В.Л. Давыдов и М.М. Спиридов.
В 1839 году Фонвизин и Краснокутский были переведены из Красноярска в Тобольск. И словно на "освободившуюся вакансию" тотчас прибыли декабристы Давыдов и Спиридов. Полковник, "южанин" В.Л. Давыдов и "славянин" - Майер Михаил Матвеевич Спиридов первоначально были приговорены к смертной казни, затем заменённой пожизненной каторгой, а после 10-и летнего отбывания - пожизненной ссылкой. Это была по "чувства милосердия" всеобщая амнистия по случаю 10-и летия "восшествия на престол". Давыдов приехал в Красноярск со своей женой, верной подручной, Александрой Ивановной и детьми, родившимися в Сибири.Поселился он в доме купца Мясникова и прожил там 10 лет, пока не отстроил себе особняк в Батальонном переулке. Декабристы, особенно Давыдов, сумели расшевелить Красноярск. Все передовые, прогрессивно мыслящие люди тянулись на яркий огонёк дома Давыдовых. Здесь они находили отдохновение от мещанских сплетен, грязных чиновничьих интриг. Переступая порог этого дома, люди словно вступали в иной мир. Их привлекала удивительно дружеская, товарищеская атмосфера, царившая в семье Давыдовых, полнейшая искренность и взаимопонимание. Богатейшая библиотека Давыдовых стала по существу первой публичной библиотекой в Красноярске. Давыдова красноярцы называли "властителем дум", а прибывшего с ним товарища, с виду тихого, немногословного, но обладающего удивительным упорством и незаурядными знаниями М.М. Спиридова, вскоре назвали "заступником и другом крестьян". Спиридов облюбовал небольшой хуторок Дрокино, возле красноголовой сопки, на берегу тихой светлой речки - Кага. Для начала он взял 15 десятин. М.М. выписывал новинки по агрономии, ботанике; по полученным чертежам в местных кузнях делал новые сельскохозяйственные орудия, заказывал сельхозмашины. Но крестьяне были не заинтересованы кровно в поднятии, в развитии своего хозяйства. Страх увеличения налога сковал сибирских вольных землепашцев. Меж тем молва о необычном дрокиинском хуторе распространилось далеко за пределы Красноярского уезда. Все чаще приезжали из далека крестьяне посоветоваться, посмотреть на диковиные механизмы, о которых сам Спиридов говорил: "здесь неупотребимые но необходимые для разрыхления и углаживания пашен". Широкой популярностью пользовался сорт картофеля, выведенного декабристом, названный крестьянами "Спиридовкой".
Умер М.М. Спиридов 26 декабря 1854 года. Согласно завещанию его похоронили на крестьянском кладбище в селе Емельяново. В.Л. Давыдов умер 25 октября 1855 года. Декабристы прибывшие в Красноярск сделали огромный вклад в развитие не только Красноярска, но всей Сибири.

Восставшие на Сенатской площади. Картечные залпы. Кровь. Восстание подавлено, а его организаторы и активные участники - в казематах Петропавловской крепости. Следствие. Суд. Приговор, по которому более ста участников восстания определены на каторжные работы в Сибирь, а потом - на поселение.

По всей Сибири были рассеяны участники декабрьского восстания. Из 25 декабристов, поселенных после отбытия каторги в пределах Енисейской губернии, 12 проживали в разное время в Красноярске. Как память о них - название улиц. Например, улица Декабристов. На углу этой улицы, называвшейся раньше Батальонным переулком, и улицы Воскресенской (проспект Мира) в 1840 году поселился декабрист Василий Львович Давыдов, друг А.С. Пушкина.

Дом Давыдова был центром культурной жизни Красноярска. Здесь часто собирались ссыльные, друзья, прогрессивная часть местной интеллигенции. Умер Давыдов В.Л. в изгнании в 1855 году и похоронен на красноярском городском кладбище.

Именно с декабристов началось благотворное влияние политических ссыльных на культурное и политическое развитие Сибири.

Декабрист Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин, временно живший в Красноярске вместе с братом Николаем Сергеевичем, тоже декабристом, пользовался среди красноярцев репутацией знающего и бескорыстного врача. Особенно популярно было его имя среди городской бедноты. Братья Бобрищевы-Пушкины жили по Благовещенской улице (улица Ленина 17). Дом сохранился до сих пор. Работали они в Красноярской казенной палате. Дом, где находилась казенная палата тоже сохранился (Мира, 6).

Живший в нашем городе с 1836 по 1849 год декабрист Михаил Федорович Митьков (умер в Красноярске и похоронен на городском кладбище, его могила - рядом с могилой В.Л. Давыдова) в течение десяти лет вел подробные метеорологические наблюдения. Его данными впоследствии пользовались многие ученые, исследователи Сибири, отмечая их большую научную ценность.

Усердным помощником М.Ф. Митькова в проведении метеорологических наблюдений был декабрист Александр Иванович Якубович, живший некоторое время в Красноярске.

Жена В.Л. Давыдова, Александра Ивановна, по примеру многих подруг декабристов последовавшая в ссылку за мужем. Организовала для своих детей и детей некоторых красноярцев целый учебный класс. Ее педагогические способности нашли здесь отменное применение. Ее ближайшими помощниками и учителями были В.Л. Давыдов и лицейский друг А.С. Пушкина Иван Иванович Пущин, некоторое время живший в Красноярске.

Декабрист Сергей Григорьевич Краснокутский, будучи в Красноярске, прикованный параличом к постели, все же находил возможность общаться с жителями города и заниматься экономической статистикой. Ему усердно помогали все друзья. Красноярцы часто обращались к нему за советами по поводу разных запутанных юридических и чисто житейских вопросов.

Михаил Матвеевич Спиридов стал в Сибири образцовым огородником. Он щедро снабжал декабристов свежими овощами со своих плантаций, расположенных в подгородном селе Арейском (ныне село Емельяново), за что получил шутливое прозвище "поставщик двора государственных преступников". Этим прозвищем наградил его живой, общительный и остроумный Михаил Александрович Фонвизин, который после долгих лет ссылки, проведенных в Енисейске, некоторое время прожил в Красноярске. Но самое главное в земледельческой деятельности М.М. Спиридова было то, что он начал внедрять у нас в крае картофель (картофель в Енисейской губернии долгое время называли "спиридовкой"), неутомимо пропагандировал новые культурные способы ведения сельского хозяйства.

Недолго пробыл в Красноярске (проездом из Нерчинска в Тобольск) Александр Петрович Барятинский, ближайший друг П.И. Пестеля. Он останавливался в доме Давыдовых. Его кратковременное пребывание красноярцам запомнилось: отменный музыкант, обаятельный, разносторонне образованный человек, он был инициатором домашних концертов.

Консервативные политико-правовые доктрины 18-19 вв. (Ж. де Местр, Э. Берк)
Жозеф де Местр (1753–1821 гг.). Он жил в Савойе, Швейцарии; на Сардинии, долго был посланником сардинского короля в Петербурге. Всю силу своего недюжинного таланта Жозеф де Местр обрушил на Просвещение и революцию. Особенное внимание де Местр уделял критике свойственного Просвещению убеждения во всесилии разумного законодательства. За...

Введение.
Войны Древнерусского государства были направлены на утверждение власти киевского князя во всех славянских землях, сохранение независимости Киевской Руси и увеличение сфер влияния на международной арене. В походах и сражениях выдвинулись такие выдающиеся князья-полководцы, как Святослав, Владимир Святославич, Ярослав Мудрый, Владимир Мон...

Патриции и плебеи
После установления республиканского строя конфликты в римском обществе обострились. Главными противоборствующими силами были патриции и плебеи. Положение патрициев после свержения монархии значительно улучшилось. Из их числа выбирались консулы - два высших должностных лица в государстве, которые выполняли функции прежних царей. Только п...

Фонвизина Наталья Дмитриевна

В 1850 году через Тобольск проходили осужденные на каторжные работы петрашевцы: организатор этого тайного кружка М. В. Буташевич-Петрашевский и восемь его членов: Н. П. Григорьев, Ф. М. Достоевский, С. Ф. Дуров, Ф. Н. Львов, Н. Момбелли, Н. А. Спешнев, Ф. Г. Толь и И. Л. Ястржембский . Как только жены декабристов узнали об их прибытии, они решили добиться свидания с ними. Все декабристы приняли в этом участие и собирались у Фонвизиных, чтобы обсудить вопрос, как лучше увидеться с петрашевцами. Решили, что лучше всего действовать через Наталию Дмитриевну. Действительно, ею был найден способ проникновения в острог. Приехавшая с Наталией Дмитриевной в Сибирь ее крепостная Матрена Петровна, ставшая членом семьи Фонвизиных, их верный друг и помощник, оказалась знакомой со смотрителем в Тобольском остроге Кашкадамовым, и он сказал, что в острог можно пройти для раздачи милостыни. Сначала Наталия Дмитриевна навестила одного Петрашевского, находившегося в тюремной больнице. Она была потрясена и его видом, и его рассказами. От Петрашевского она узнала, что ее старший сын был петрашевцем. В следующий раз острог посетили Наталия Дмитриевна, П. Е. Анненкова и жена декабриста А. М. Муравьева, Жозефина Адамовна. Они побеседовали с петрашевцами, снабдили их пищей и всем необходимым, ободрили их. Наталия Дмитриевна решила сказать, что Дуров - ее племянник, и все поверили этому. Тайну знали только Михаил Александрович и Матрена Петровна. По просьбе жен декабристов дежурный офицер разрешил петрашевцам, содержавшимся в разных камерах, встретиться друг с другом. Радость их была необычайна.

После первой встречи с заключенными петрашевцами Наталия Дмитриевна писала: ".. .после этого нам уже невозможно было не принимать живейшего участия во всех этих бедных людях и не считать их своими". Она видела в них продолжателей дела декабристов. По своим взглядам Ф. М. Достоевский был особенно близок Наталии Дмитриевне.

В ночь отправления Достоевского и Дурова в Омск Наталия Дмитриевна с Марией Дмитриевной Францевой вышли далеко за город, чтобы проститься с отъезжавшими. Ждать пришлось довольно долго, но, несмотря на 30-градусный мороз, они не уходили. Когда петрашевцы подъехали, женщины снабдили их едой и поскорее попрощались, чтобы никто их не увидел.

Впоследствии Ф. М. Достоевский писал: "Жены ссыльных старого времени (т. е. декабристов) заботились о них, как о родных. Что за чудные души, испытанные 25-летним горем и самоотвержением. Мы видели их мельком, ибо нас держали строго. Но они присылали нам пищу, одежду, утешали и ободряли нас".

В 1852 году к Фонвизиным приезжал брат Михаила Александровича, Иван Александрович, с сестрой его умершей жены. Он привез обнадеживающие новости, но Наталия Дмитриевна им не верила. Она говорила: "Мы вот 26 лет как осуждены утешаться только одними надеждами на лучшее будущее". В следующем году И. А. Фонвизин сильно заболел, и Михаил Александрович стал хлопотать о выезде из Сибири к больному брату. Разрешение было дано ему и Наталии Дмитриевне. Но она несколько задержалась с отъездом из-за дороги - начали вскрываться реки, переезд через них был опасен. Михаил Александрович хотел как можно скорее ехать к больному брату. Он отправился, преодолел все препятствия, но, когда приехал в подмосковную усадьбу брата, Марьино, его уже не было в живых. Михаил Александрович приехал в первых числах мая, Иван Александрович умер в конце апреля.

Порез отъездом из Тобольска Наталия Дмитриевна испытывала какой-то безотчетный страх. Она выехала 4 мая 1853 года. Перед отъездом она упросила Францева отпустить с ней Марию Дмитриевну хотя бы на год.

Разместились все в трех тарантасах: в одном Наталия Дмитриевна с Марией Дмитриевной Францевой, в другом - упоминавшаяся выше Матрена Петровна и две воспитанницы, в третьем - прислуга и багаж.

Наталия Дмитриевна испытывала такие же чувства, как декабристы при обращении на поселение: она радовалась, оставляя Сибирь - страну изгнания, и грустила, разлучаясь с друзьями, в данном случае с тобольскими и ялуторовскими.

Подавленное состояние усугубилось при въезде в европейскую часть России: плохие дороги, плохие лошади, еще худшие ямщики, непривлекательные уездные городки, люди тоже казались хуже сибиряков, кругом мошенничество и обман. Единственно хорошее впечатление оставил Екатеринбург, где жила знакомая Наталии Дмитриевне семья и где Наталия Дмитриевна осмотрела достопримечательности города. После Екатеринбурга Пермь она называет "Азией". Настроение Наталии Дмитриевны было мрачным. Оно не улучшилось и по приезде в Москву: не успела она въехать в родной город, как посланный от губернатора чиновник потребовал немедленного выезда из Москвы. В Бронницах ее встретил Михаил Александрович.

Недолго прожили супруги Фонвизины в Марьино вместе. Весной 1854 года Михаил Александрович умер. Мария Дмитриевна записывает в своих "Воспоминаниях", что для Наталии Дмитриевны после его смерти "все обаяние жизни исчезло".

По приезде в Марьино Наталия Дмитриевна занялась устройством имения. После смерти Михаила Александровича хлопот и забот еще прибавилось. Еще при жизни мужа было решено дать вольную своим крестьянам. Для этого Наталия Дмитриевна должна была обследовать принадлежавшие им имения, которые находились в разных губерниях: Московской, Твершкой, Тамбовской, Рязанской, Костромской. Прежде всего она поехала в Рязанскую губернию, так как там надо было произвести раздел между нею и сестрой жены Ивана Александровича, с которой у Наталии Дмитриевны были натянутые отношения. Наталия Дмитриевна писала: "Судьба, быт и благосостояние крестьян в моих руках, стыдно за себя, жаль их всех". И далее: "И сколько таких добрых простых людей в ужасном угнетении у недобрых образованных. Ужасно подумать".

В октябре 1854 года Наталия Дмитриевна ездила в Костромское имение, в село Кужболово, находившееся в 70 верстах от усадьбы родителей, Отрадное. Она поехала потому, что оттуда приходили письма и даже являлись ходоки, от рассказов которых у нее сердце обливалось кровью: ее возмущал управляющий - настоящий эксплуататор. Она приехала в Кужболово с тем, чтобы передать крестьян в казну, но они просили ее оставить их за собой. Наталия Дмитриевна очень правдиво передает местный выговор крестьян: "Ну, що будит, то и будь, а таперица нам и так оценно хорошо, кормилича наша".

В 30 верстах от Отрадного (или Кужболово, неясно) располагалось другое родовое имение - Давыдково, отданное по дарственной от матери Наталии Дмитриевне, когда она выходила замуж. Вотчинная контора находилась в деревне Самылово, в 20 верстах от него были расположены на болотах 26 деревень, жителей которых Наталия Дмитриевна называла "мои лесные несчастные дикари". Действительно несчастные, так как бургомистр нещадно угнетал их. Когда туда приехала Наталия Дмитриевна и стала чинить "суди расправу", он валялся у нее в ногах, клялся, что этого больше не будет и т. д.

В одном из своих писем она писала: "Моя необычайная деятельность, беспрерывные (сердечные заботы о людях, вверенных моему попечению, как будто переродили меня". Практическая деятельность вытеснила самоанализ.

Наталия Дмитриевна проезжала в свои костромские имения через город Макарьев, о чем позднее писала: "Макарьев на Унже - городок, дорогой мне по воспоминаниям юности". Неоднократно она ездила в Петербург по крестьянским делам. Сначала хотела освободить всех своих крестьян, но ей было сказано, что этого сделать нельзя. Тогда она решила передать их в казну, но снова получила отказ.

После приезда на родину Наталия Дмитриевна имела меньше возможности, чем в Сибири, особенно на поселении, отвлечься от повседневных дел и уйти в себя. Это заставило ее в одном из писем вспомнить Сибирь как "страну изгнания, превратившуюся по воспоминаниям в духовное райское селение".

Несмотря на заботы, хлопоты и разъезды по крестьянским делам, Наталья Дмитриевна не прекращала своей переписки с еще оставшимися в Сибири декабристами. Особенно оживленная переписка шла с И. И. Пущиным, которому она поверяла все свои мельчайшие переживания. И. И. Пушин проявлял участие к ней. В 1856 году Наталия Дмитриевна ездила погостить в Тобольск. Надо полагать, что Ялуторовск же был ею забыт.

В письме к И. И. Пушицу от 15 января 1857 года из Калуги Оболенский писал, что Наталия Дмитриевна неравнодушна к И. И. Пущину и, вероятно, он к ней тоже, что этот брак был бы хорош для успокоения Ивана Ивановича, что в Наталии Дмитриевне он найдет друга в полной мере, наступит тишина, мир, твердая опора. Действительно, брак И. И. Пущина, прибывшего из Сибири в Петербург в декабре 1856 года, с Наталией Дмитриевной состоялся а мае 1857 года в имении друга И. И. Пущина, Эрастово. Насколько счастлив был этот брак, сказать трудно. В 1859 году И. И. Пущин скончался, и Наталия Дмитриевна переехала из Марьина в Москву.

Последние годы жизни Наталия Дмитриевна была прикована к постели - ее разбил паралич. Она умерла 10 октября 1869 года и была похоронена в бывшем Покровском монастыре. Могила не сохранилась. Ей довелось дожить до отмены крепостного права, за что боролись и пострадали оба ее мужа.

Характерными чертами Наталии Дмитриевны были глубокая религиозность, стремление к подвигу самоотречения, самоанализ, неуравновешенность, переходившая в истеричность в молодые годы, презрение к житейским благам, ознакомление с жизнью крепостных, любовь и сострадание к ним, желание освободить их, возмущение крепостным правом - источником насилия и угнетения. Все эти черты указывают на сложность натуры Наталии Дмитриевны и отличают ее от других жен декабристов.

Поездка Наталии Дмитриевны в Сибирь для облегчения участи мужа была вызвана скорее чувством долга и сострадания, чем чувством любви.

В 1856 году, когда декабристы после амнистии возвращались из Сибири, Л.Н. Толстой задумал роман, героем которого должен стать вернувшийся из ссылки декабрист. Он встречается с декабристами, собирает подробный материал о каждом из них. Образ Натальи Дмитриевны очаровал Толстого душевной красотой, жаждой самопожертвования. Прочитав ее "Исповедь", Толстой писал декабристу П.Н. Свистунову: "Тетрадь замечаний Фонвизиной я вчера прочитал невнимательно и хотел уже было ее отослать, полагая, что я все понял, но, начав нынче, опять читал ее, я был поражен высотой и глубиною этой души. Теперь она уже не интересует меня, как только характеристика известной, очень высоко нравственной личности, но как прелестное выражение духовной жизни замечательной русской женщины". Многое указывает на то, что главной героиней романа "Декабристы" Л.Н. Толстой предполагал сделать Наталью Дмитриевну. "Когда его схватили, - читаем в одном из вариантов "Декабристов", - она была близка к родам... Так как она была в этом положении, и другой ребенок грудной. Она тут же в тот же день собрала свои вещи, простилась с родными и поехала с ним. Мало того, для всех ссыльных она была провиденье там. Ее обожали. У нее такая сила характера удивительная, что мужчины ей удивлялись". Роман "Декабристы" не был написан Толстым. Наброски и черновики романа опубликованы в 17-ом томе Полного собрания сочинений Л.Н. Толстого. (Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 91 т.: Репринтное воспроизведение издания 1928 - 1958 г., т. 17. - М.: Терра, 1992. - С. 256 - 299).

Агентство образования администрации

Красноярского края

КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Кафедра педагогики и психологии

Методическое пособие

по литературному краеведению

ДЕКАБРИСТЫ В СИБИРИ

Печатается по решению редакционного издательского совета Канского педагогического колледжа

Составитель: Л.М. Мегалинская Рецензент: А.В. Кисельман. Декабристы в Сибири: Методическое пособие. Канск.,2007-34с. Предназначено студентам педагогического колледжа. В данном методическом пособии представлены материалы о деятельности декабристов в Сибири, в Канском уезде: хозяйственная деятельность, быт, особенности материальной и духовной культуры декабристов. Материалы помогут студентам колледжа при подготовке и проведении уроков и факультативных занятий по краеведению, обеспечат региональный компонент. © Автор – составитель: Л.М. Мегалинская © КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»

1.Пояснительная записка 52.Восстание дорога в Сибирь 63. Декабристы в Енисейской губернии 84. Декабристы в Канском уезде 174.1. Дмитрий Александрович Щепин-Ростовский 174.2. Константин Густавович Игельстром 204.3 Валентин Николаевич Соловьев и Александр Евтихиевич Мозалевский 214.4. Петр Иванович Фаленберг 265. Право на память 286. Вопросы и задания по теме «Восстание декабристов» 307. Библиография 33

1.Пояснительная записка

Перед современной школой стоит трудная задача – воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живешь, к истории своего края, к его культуре. Выполнить эту задачу поможет краеведение, одно из перспективных направлений работы учителя, потребность времени. Обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе. Краеведение является частью национально-регионального компонента, помогает в расширении и обновлении содержания образования. Краеведение имеет давние традиции, которые связаны прежде всего с патриотическим стремлением к глубокому, всестороннему познанию материальных и духовных богатств родной страны. Многое дает и в области эстетического воспитания, является действенным средством приобщения учащихся к научному поиску, к научным исследованиям, к разысканиям библиографического и текстологического характера, к работе с архивными документами. Учитель должен стремиться к тому, чтобы у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, о месте и значении в историческом развитии нашей Родины. Невозможно любить страну, не зная своей малой Родины. Трудно беречь настоящее, не зная, какую цену заплатили за него наши предки. Цель данного методического пособия – сообщить информатизацию о декабристах, отбывавших ссылку в Енисейской губернии, расширить представления об их деятельности, способствовать развитию интереса к изучению родного края. Декабристы оказали огромное влияние на общественное мнение Сибири, оставили в памяти народа глубокий след. В методическом пособии рассматриваются вопросы: Восстание. Дорога в Сибирь. Декабристы в Енисейской губернии. Декабристы в Канском уезде. Пособие завершается вопросами для самопроверки, которые будут способствовать более прочному и глубокому усвоению учебного материала. Чтобы ответить на некоторые из них, необходимо не только обдумать прочитанное, предлагаемое в методическом пособии, но и обратиться к литературе, рекомендуемой для самостоятельной работы, сходить в музей, посмотреть репродукции в художественных альбомах, перечитать уже знакомые страницы русской классики, что-то прочитать впервые. Очень верно сказал декабрист Николай Басарин: «Я уверен, что добрая слава о нас сохранится навечно по всей Сибири, что многие скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило».

2.Восстание дорога в Сибирь

Восстание в Петербурге 14 декабря 1826г. - незабываемая страница отечественной истории. Свыше трех тысяч солдат при тринадцати командирах вышли на Сенатскую площадь, чтобы обновить Россию, даровать крепостнической стране демократические свободы. Молодыми штурманами назвал декабристов Герцен. Что побудило декабристов к восстанию? Крепостничество в самых уродливых формах, позорная торговля людьми, беды и горести родной страны вызывали в их сердцах ненависть и боль. Особенно усилила вольнолюбивые настроения. Отечественная война 1812 г. и заграничный подход русской армии 1813-1814 годов. Люди, ставящие благо России выше личного блага, объединяются. Сформировалось Северное, Южное общества и Общество соединенных славян. При всем различии их программ общим было стремление ликвидировать самодержавный строй, ввести демократические порядки. Внезапная смерть императора Александра I в Таганроге в ноябре 1825 года ускорила выступление декабристов. И хотя восстание 14 декабря закончилось трагически, оно осветило всю Россию, её темные закоулки, тюремные застенки, кабаки. Эхо Сенатской площади долетело до южных полков, в которых служило немало членов тайного общества. 29 декабря восстал Черниговский полк. Но другие полки его не поддержали. Было арестовано 869 солдат и 5 офицеров. Следственная комиссия, а за ней Верховный уголовный суд поступали с декабристами как с уголовными преступниками. Арестованных разделили на разряды по степени вины. Несколько сот человек подверглись допросам, 120 осуждены, из них 5 человек, поставленных вне разрядов, приговорены к смертной казни. В ночь на 13 июля 1826 год на валу Петропавловской крепости были повешены осужденные вне разрядов И.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.П. Каховский. Зимой 1826 -1827 года декабристов начали небольшими группами отправлять в Сибирь. «Скакали день и ночь», - вспоминает декабрист Розен, - в санях дремать было неловко; ночевать в кандалах и в одежде было неспокойно, поэтому дремали по несколько минут во время перепряжки... Путь нам от Тобольска лежал через города: Табу, Каинск, Колывань, Томск, Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск, Иркутск; девять городов на расстоянии 3000 верст...» Далее декабристов отправляли за Байкал. Первоначально осужденные отбывали каторгу на руднике Благодатском. В темных штольнях Волконскому, Трубецкому, братьям Борисовым, Артамону Муравьеву, Оболенскому, Якубовичу и Давыдову давали тот же «урок», что и уголовникам, но содержали их во много раз хуже. Обычно каторжанин после работы возвращался в домик, где жила его семья, а декабристов содержали в темных клетках, освещенных тусклой свечой. Приезд жен благотворно повлиял на жизнь заключенных. Затем декабристы были переведены в Читу, а в 1830 году совершили пеший поход в новый каземат в Петровском заводе. По истечении срока их отправляли на поселение. В основном декабристов селили в Восточной Сибири. В Енисейской губернии больше всего декабристов было на поселении в Минусинске, Красноярске, Енисейске и в Канске. Тридцать лет провели декабристы в Сибири и оставили глубокий след в её памяти.

3. Декабристы в Енисейской губернии

История Сибири первой половины 19 века связана с историей декабризма. Роль декабристов не закончилась восстаниями 14 декабря 1825 года на Сенатской площади и на Юге России в 1825-1826 годах. Они явились зачинателями открытой революционной борьбы против царизма и феодального строя. Широкую известность получили слова Ленина о том, что «в 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма». Правящие круги России поспешили расправиться с декабристами. Пять человек были казнены, 105 приговорены либо к ссылке, либо к каторжным работам в Сибири с последующим поселением на окраине России. А.И. Герцен так характеризовал этот период в истории нашей страны: «Цвет всего, что было образованного, истинно благородного в России, отправились закованные на каторгу в почти необитаемый угол России. Умственная температура в России понизилась... и надолго». Многие из них прошли на каторгу по территории Енисейской губернии, а свыше 30 декабристов, начиная с 1826 года и по 50-е годы, отбывали здесь ссылку. Места ссылки были самые разные: Красноярский, Енисейский, Туруханский, Канский округа. Кроме того, одиночки были определены на поселение в места губернии, отдаленные друг от друга на большие расстояния. Но несмотря на это, поселения продолжались. Считая своим долгом служение общественному благу, декабристы стремились к этому и в сибирских условиях. Декабрист М.С. Лунин писал «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нами в Сибирь, где призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили». Большинство декабристов развернуло энергичную деятельность в самых различных сферах экономической, научной, культурной жизни Сибири. Горячо обсуждали политические вопросы, опыт восстания 14 декабря 1825 года, его уроки, внимательно следили за событиями в России и зарубежных странах, откликались на них. Декабристы способствовали распространению передовых для своего времени идей. Средствами их распространения служили письма, рукописи, публицистические и литературно-художественные произведения, устные беседы. Большое внимание уделялось развитию просвещения. Они считали его мощным средством общественного преобразования. Декабристы обучали детей крестьян и горожан, устраивали школы, распространяли знания. Они внимательно изучали Сибирь, её природу, историю, хозяйство и быт русского населения, бурят, якутов, тунгусов (эвенков). В письмах, дневниках, статьях декабристов содержится много ценных материалов по истории Сибири. Для повседневной деятельности декабристов характерна их связь с нуждами края. Личным примером улучшенного ведения сельского хозяйства в местных условиях содействовали распространению ремесленно-технических знаний и навыков, новых орудий производства и способов ведения хозяйства. Наиболее трудные условия ссылки были в Туруханском округе. Заброшенные на Крайний Север, среди суровой природы малочисленного населения, оторванные от друзей, лишенные их поддержки, они чувствовали себя выброшенными за борт жизни. Их было пятеро: С.И. Кривцов, князь Ф.П. Шаховский, Н.С. Бобрищев-Пушкин, А.Б. Абрамов и А.Ф.Лисовский. Двое из них Шаховский и Бобрищев-Пушкин сошли с ума, Лисовский погиб при загадочных обстоятельствах. Среди них особенно примечательны личности князя Шаховского и А.И. Якубовича, в течение года жившего в селе Назиково Енисейского округа. Ф.П. Шаховский бесплатно учил детей бедняков, оказывал материальную помощь местному населению, занимался разведением картофеля, огородных культур в условиях Крайнего Севера, оставил «Записки и рассказы о Туруханском крае», которые до сих пор не потеряли исторического значения. Декабрист А. Якубович оказывал большую помощь экспедиции Академии наук России, возглавляемой известным русским ученым естествоиспытателем А. Миадендорфом. Ему удалось зажечь любовью к науке сердце И.П. Кытманова, будущего основателя Енисейского краеведческого музея. Большая группа декабристов после отбывания каторги в Нерчинских рудниках и на Петровском заводе была поселена в Красноярске. Среди них особенно выделялся образованностью, умом и честностью декабрист В.Л. Давыдов. Его дом в Красноярске можно было назвать «штаб-квартирой» декабристов не только в городе, но и во всей губернии. М.И. Пущин, брат известного декабриста И.И. Пущина, лицейского друга Пушкина, высланный в Красноярский гарнизон, писал: «Четырехмесячное моё пребывание в Красноярске прошло как самый счастливый сон». Есть основания предполагать, что именно декабристы явились инициаторами создания первой общеобразовательной школы и первой общедоступной библиотеки в Красноярске. Не случайно ко времени пребывания декабристов в Красноярске относятся выдающиеся события в жизни сибиряков - выход в свет коллективного литературного труда красноярцев - Енисейского альманаха на 1812г. Среди его авторов были енисейский поэт Иван Козлов, товарищ Рылеева по Петербургскому кадетскому корпусу, губернатор Степанов А.В., прогрессивный для того времени человек. В группе Минусинских окружных поселений декабристов было 3 члена Северного тайного общества: морские офицеры братья Беляевы, Кривцов, 4 члена Южного тайного общества: братья Крюковы, Фаленберг, Краснокутский, 4 члена тайного общества Соединенных славян, сосланных в Сибирь за пропаганду идей декабристов среди солдат и младшего офицерского состава - Мозалевского, Фролова, Тютчева А., Киреева. Трудно даже перечислить все научные, исследовательские работы в области культуры и просвещения, выполненные этими людьми. Так, например, братья Беляевы по просьбе жителей Минусинска, крестьян ближайших сел и некоторых чиновников организовали в Минусинске первую школу, занимались земледелием, улучшали породу овец. По чертежам декабриста К.Т. Торсона, участника кругосветной экспедиции под руководством Беллинсгаузена, они собрали механическую молотилку, что явилось первым опытом сельскохозяйственной механизации в Минусинском округе. Ссыльные декабристы первыми серьезно заинтересовались историей, географией, этнографией этого края, его фольклором, внесли значительную долю труда в изучение петроглифов на берегах Енисея. Восхищаясь изумительной красотой Сибири и её неисцелимыми богатствами, они считали эту глухую окраину страной огромных возможностей и предсказывали грандиозные перспективы её развития. «Сибирь... с увеличением народонаселения, с посеянными в ней семенами обещает... счастливую и славную будущность», - писал декабрист Розен. Все они способствовали этому. Жизнь и деятельность образованнейших людей на окраинах Российской империи оставила глубокий след в общественной жизни этих мест. Разбросанные по деревням и селам, декабристы не теряли связь друг с другом, образовывали поселенческие колонии или содружества, такие как Иркутская, Курганская, Тобольская. Подробные содружества позволяли декабристам не только оказывать друг другу материальную поддержку, но вместе с тем успешно противостоять чиновничеству, создавать большие возможности для культурного и политического влияния на местное население, рождали в самих декабристах уверенность в правоте своего дела, нравственную и моральную стойкость. Очень сплоченной была иркутская колония. Они в письмах сообщали товарищам сведения о друзьях, их делах, настроении, здоровье. Известия, полученные из Сибири или Забайкалья, становились достоянием всех... «Письма от вас есть здесь общая радость и куда ни пустите свою грамотку... она пересылается, каждый торопится прочесть её...» «Друг другу мы сообщаем ваши письма или по крайней мере известия, в оных сообщаемые», - пишет в другом письме Волконский своему постоянному адресату И.И. Пущину. Семейные праздники - именины, рождение детей, помолвки, свадьбы -становились общими. Общим было и горе, когда смерть уносила кого-либо из членов колонии. «Каждое письмо отчет о новой логике. Память усопших для нас священна», - пишет в конце 1855 года Волконский Пущину. Говоря о тех радостях, которые вошли в жизнь ссыльных декабристов, невозможно не сказать об их женщинах. Они, образованные, любящие искусство, знатные, богатые, последовали за своими мужьями в Сибирь, чтобы поддержать их дух, разделить с ними участь трудной жизни сибирской каторги. Первыми в далекую сибирскую глушь отправились Б.И.Трубецкая и М.Н. Волконская. Третьей уезжает Александра Муравьева, жена Никиты Муравьева. Она отправилась в Сибирь, увозя с собой послание Пушкина декабристам, как живительный ручей в снежную пустыню. Чуть позднее, чувствуя свой долг и ответственность, к своим мужьям из шумных столичных городов уезжают: Камилла Ивашева, Александра Давыдова, Анна Розен, Елизавета Нарышкина, Прасковья Анненкова, Мария Юшневская. Мы по сих пор преклоняемся перед мужеством жен и невест декабристов. За полтора столетия о них написано очень много - и не только нашими, но и зарубежными писателями и учеными. Большинство декабристов были еще совсем молодыми, некоторые только числились в женах. Но вместо свадебных колоколов в жизнь их вторгся кандальный звон сибирских рудников и казематов. Однако и искалеченная жизнь продолжала оставаться жизнью. Шло время и декабристы один за другим стали жениться на сибирских девушках. Мы почти ничего не знаем об этих женщинах. А в дореволюционной литературе можно было бы и не искать специальных публикаций, потому что даже в отрывочных сведениях чувствуется барское пренебрежение авторов к «простолюдинкам». Такие браки расценивались как вынужденная необходимость, равносильная наёму слуги или горничной. «В Сибири он женился на крестьянке; - и не имени, ни фамилии». «От бурятки он имел сына...» Все безлико, чинно, холодно. Поиски продолжались: архивы, рукописи, встречи с потомками декабристов... И постепенно стали вырисовываться облики прекрасных женщин, сумевших не только создать прочные семьи, но и принести подлинное счастье своим мужьям в жизни, столь отличной от прежней. Всего было 26 венчаний, законных и несколько «незаконных», то есть состоявших в гражданском браке, но от этого не менее преданных и любящих жён. Первым из декабристов женился Михаил Кюхельбекер на работнице рыбных промыслов красавице Анне Токаревой. Здесь же женился его брат Вильгельм. Супругой его стала неграмотная девушка Дросида Артемова. Хороша ли она была? Сказать трудно. С неё, как и с других жен-сибирячек никто никогда не писал портретов. Но вот какой Дросида Ивановна представлялась Кюхельбекеру: «... Я собираюсь жениться, - писал он Пушкину - Для тебя поэта, по крайней мере важно хоть одно, что она в своем роде очень хороша: черные глаза её жгут душу; в лице что-то страстное, о чем вы, европейцы, вряд ли имеете понятие». Дросида Ивановна оказалась верной и преданной женой мужу до конца его дней. Женой князя Е.П. Оболенского стала крестьянка Варвара Баланова, хотя против этого «неравного» брака протестовали все его товарищи. После амнистии Оболенские уехали в Россию, так тогда называли западно-европейскую часть страны, и Варвара предстала перед знатной родней. И вот впечатления одного из очевидцев этой встречи: «Вообразите, они все восхищаются Варварой Самсоновой, «обворожены её умом и наружностью». С «сибирской» женой Оболенский прожил долгую и счастливую жизнь. Варвара подарила ему пятерых дочерей и трех сыновей. На крестьянке Евдокии Середкиной женился В.Ф. Раевский. Он обучил женщину грамоте, приобщил к общественной и политической работе. Имея огромную библиотеку, они создали школу, в которой учили детей и взрослых. Примечательна судьба другой женщины - дочери казачьего атамана Саянской станицы Евдокии Николаевны Макаровой. Приехав в Минусинск из деревни, она стала посещать школу для взрослых, которую организовали братья Беляевы. Они сразу же обратили внимание на эту необыкновенную девушку: были поражены не столько её красотой, сколько умственными способностями. С ней стали заниматься по расширенной программе. Она быстро научилась писать, считать, изучила грамматику, арифметику и многие другие науки. Очарованный умом, красотой и обаянием этой девушки, старший из братьев мичман Беляев сделал ей предложение. Она дала согласие стать его женой. Но свадьбе их не суждено было состояться. Именно в это время пришел указ «Об облегчении участи государственных преступников»: братьев отправили рядовыми на Кавказ, а солдатам жениться запрещалось. Долго Дуня Макарова ни за кого другого замуж выходить не хотела. И только спустя годы, уже 26-летней она стала женой «государственного преступника» А.В. Фролова. Она прожила долгую и прекрасную жизнь и умерла в 1902 году в Петербурге. О том, каким уважением она пользовалась у родных мужа, говорит тот факт, что её прах был перевезен в Москву и захоронен рядом с мужем, на Ваганьковском кладбище. Прочными и счастливыми были браки и других декабристов. М. Бестужев женился на казачке Марии Семеновой. Подполковник Фаленберг был женат на казачке Саяно-Шушенской станицы Анне Соколовой. Сына и дочь подарила Н.А. Бестужеву бурятка Собилаева. На сибирячках были женаты Дмитрий Завалишин, Матвей Муравьев-Апостол и другие. Почти все жены-сибирячки сумели создать крепкие семьи, основанные на возможной любви и глубокой привязанности. И должно признать: в этом немалой степени было спасение декабристов, разбросанных по глухим местам Сибири. Негромкая жизнь этих женщин - это высокая и трепетная поэма о Женственности, Верности и Любви!

4. Декабристы в Канском уезде

В ледяные глубины Сибири последовало более 120 декабристов, они были приговорены к каторжным работам сроком от 2 до 20 лет с последующим поселением в Сибири или к бессрочной ссылке на поселение, к разжалованию в солдаты и матросы. В Канском округе Енисейской губернии после каторги отбывали ссылку 5 человек: Д.А. Щепин-Ростовский, К.Г.Игельстром, П.И. Фаленберг, А.Б. Мозалевский, В.Н. Соловьев. В эти годы Канский округ состоял из 5 больших волостей: Рыбинской, Уринской, Тасеевской, Устьянской, Иланской. По переписи насчитывалось 117 селений, 4617 «обывательских домов» и 4 общественных. Маленьким, захолустным был уездный центр - Канск. В нем было всего около полутора тысяч жителей, одна церковь, одно училище, три питейных дома, провиантский, соляной и хлебный, и винный магазин.