Конспект урока в третьем классе «Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих. Урок с презентацией «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

Урок русского языка Тема: Правописание ь после шипящих у глаголов Цели урока: 1) закрепить умение писать Ь после шипящих в глаголах; 2) систематизировать знания учащихся о правописании Ь в словах разных частей речи после шипящих; 3) развивать внимание, речь, память, логическое мышление детей. 4) развивать умение прислушиваться к другому мнению
Тип урока: урок закрепления первичных знаний
Формы работы: фронтальная, групповая, парная. (Дети сидят в группах по 4 человека) Ход урока

    Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро, Здороваться просто Доброе утро. Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе утро продлится до вечера. Мне очень приятно, что я могу сказать вам сегодня: «Доброе утро». проверка готовности к уроку; II. Запись домашнего задания
III. Словарная работа.Сейчас я предлагаю вам расшифровать загаданные слова. Сейчас эти слова представлены в виде цифр. Вы должны их расшифровать. А что значит расшифровать? (Предположения детей) Если у нас возникли разногласия или мы сомневаемся в значении слова, что нам может помочь? (Толковый словарь) Ищем в толковом словаре Ожегова слова «шифр», «расшифровать» и зачитываем. Шифр – система знаков, цифр для секретного письма. Расшифровать – прочитать секретное письмо с помощью шифра, кода. (Парная работа) 1
3012145 – стеречь 39145 – сжечь 87645 – плачь 8764 - плач Что вы можете сказать о двух последних словах? Почему в одном случае на конце слова есть ь, а в другом случае его нет? Во время работы 1 человек работает у доски по индивидуальному заданию. Замени данные словосочетания глаголами начальной формы. Оказывать помощь – Очищать пол от сора – Вести наблюдения – Давать совет- Ничего не говорить- Давать совет – Работа сторожа –
IV. Повторение изученного материала материала. Какую часть речи мы начали недавно изучать? Что вы знаете о глаголе? Давайте вспомним известные нам случаи правописания мягкого знака после шипящих на конце слова. (Дети называют известные им случаи, а учитель вывешивает карточки на доску) Ь пишется Ь не пишется 1. У существительных 3-го склонения 1. У существительных жен. рода 1- 2. У глаголов го склонения во мн. числе в Р.п. . 2. У существительных муж. рода 2- го склонения. 3. У имён прилагательных в краткой форме
V. Определение темы урокаКак вы думаете, чем мы будем на уроке заниматься? (высказывания детей с опорой на таблицу) Сейчас я буду читать вам слова. В каждой группе слов есть одно лишнее. Вы должны найти его и записать в тетрадь. (2 учеников работают у доски, остальные в тетрадях) - дочь, луч, тишь, вещь; - сторож, колюч, могуч, похож; - много встреч, семь задач, упал с крыш, быстрая мышь - шутишь, ешь, чушь, несёшь Проверка выполнения работы с пояснениями.
VI. Физминутка
VII. Работа в группах. Откройте учебник на с. 97 упр.3 Прочитайте задание. Что мы должны сделать? (распределить слова на группы) Известно ли нам на какие группы нужно разделить слова? Предложите на сколько групп мы будем делить слова и какие это будут группы. (5 групп 1. Существ 3-го склонения 2. Существ жен. рода 1- го склонения во мн. числе в Р.п. 3. Глаголы 4. Существ муж. рода 2 - го склонения. 5. Прилагат. в краткой форме Каждая группа ребят выписывает слова одной группы)
Одна группа выполняет другое задание Вставьте пропущенные слова. Ведро дало …, и вода стала … Надо растопить …, чтобы пирог … Шила в мешке не … Семь раз отмерь, один …
Проверка выполнения работы VIII. Подведение итогов урока- Чем мы занимались на уроке? Что вам понравилось? Что было трудно? Выставление отметок. Спасибо за работу.

Список используемых материалов 1 Учебник «Русский язык 4 класс»С. В. Иванов и др. – М.: Вентана-Граф, 2010 2 «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, «Оникс», 2000 3 «Справочное пособие по русскому языку» О. В. Узорова, Е. А. Шведова. – ЗАО «Премьера», 2010

Конспект уроков по повторению изученного материала по русскому языку в 8 классе

Учитель : Тимошенко-Алпатова Е.В.

Урок №1

Тема : Употребление «Ь» после шипящих. Общие сведения о простом и сложном предложении

Цель : Повторить правила употребления «Ь» после шипящих на конце слов. Вспомнить все общие сведения о простом и сложном предложениях.

План

I . Повторение о правописании «Ь» после шипящих на конце слов.


  1. В процессе повторения составляется таблица:
«Ь» на конце слов после шипящих

С «Ь» после шипящих

Без «Ь» после шипящих

Имена существительные ж.р. 3 скл. в Им.п. ед.ч.

«тишь», «рожь», «дочь»


Имена существительные м.р. 2 скл. В Им.п. ед.ч.

«плащ», «ерш», «смерч»


Глаголы изъявительного наклонения во 2 л. ед.ч.

«едешь», «бежишь»


Имена существительные ж.р. с основой на шипящих в Род.п. мн.ч. (1 скл)

«с крыш», «из туч»


Глаголы в неопределенной форме:

«стричь», «беречь»


Краткие имена прилагательные:

«свеж», «хорош», «похож»


Глаголы в повелительном наклонении:

«режь», «ешь», «намажьте»


Предлог меж

(устаревшая форма от «между»)


Наречия с основой на шипящей:

«вскачь», «настежь»


Наречия (исключения)

«уж», «замуж», «невтерпеж»


  1. Словарный диктант (объяснение и проверка с опорой на тиблицу).
«Пастбищ, жечь, смажь , замуж, нож, ландыш, молодежь, навзничь, меж, клещ, тягач, радиопередач , сокровищ, сушь, Иртыш, преследуешь , приглашаешь , могуч, неуклюж, уж, спрячьте, взаимопомощь».

  1. Индивидуальные задания; 4 ученика разбивают выделенные слова по составу, дают определения частей слова и составляют простые предложения. Класс составляет предложение со словом «взаимопомощь»
II . Запись под диктовку и на доске предложения для синтаксического разбора

  1. «В красоте рощ, в неприступности круч, раздолье полей и пастбищ находит человек источник разума, силы, вдохновения – всего того, что в совокупности с мощью знаний делает его властелином земли»
В процессе записи, поясняется орфограмма «Ь после шипящих», объясняется постановка запятых.

  1. Повторение о простом и сложном предложении:
А) чем простое предложение отличается от сложного?

Б) какое предложение называется сложносочиненным?

В) какое предложение называется сложноподчиненным?


  1. Объяснительный диктант. Дать характеристики предложениям и объяснить повторяемую на уроке орфограмму.
А) Мой дед до жизни был охоч,

Хотя и жил не припеваючи.

В отце была земная мощь

И дух лесов неостывающий.

(А Алдан-Семенов)
Б) Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и и ночь, и день и ночь!

(Н. Заболоцкий)
В) Вдаль по родственным землям

Любо-дорого течь!

Плавной музыке внемлеть:

То река или речь?

(Я. Хелемский)
III . Итог урока

Урок №2

Тема : Правописание гласных в корне - проверяемых и непроверяемых. Знаки препинания в предложении с приложением.

Цель : Повторить правила правописания проверяемых и непроверяемых гласных в корне. Повторить постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

План .

I . Повторение о правописании гласных в корне


  1. Как проверить безударную гласную в корне?

  2. Какими правилами нужно пользоваться, чтобы правильно написать гласную в корнях с чередованием?

  3. Когда пишется «ё», а когда «о» после шипящих в корне слова?

  4. Словарный диктант с объяснением правописания:
Непримиримый, полоскать (белье), объединить, примерять (платье), приласкать (ребенка), усиление, обвинение, трясина, землетрясение, трещать, запретил, содрогаться, уберу, собираться, внимательный, горелый, зарницы, наклониться, умирать, замер, намокать, равнение, вскочить, пловец, блестеть, расчет, шепот, шорох, крыжовник, шелковый.

II . Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Приложение и определение.


  1. При записи предложений объяснять орфограммы «гласные в корнях слов» и знаки препинания, особо выделив обособленные приложения, определения и обстоятельства
Пингвин – птица интересная. По выражению многих наблюдателей, он своими манерами похож на человека. Когда ему нужно поскорее убраться от человека ставшего слишком назойливым, пингвин укладывается на брюхо и ползет опираясь на концы крыльев. Когда пингвин ползет так по льду, он совсем утрачивает свое подобие и с человеком и с птицей. Лишь поднятая голова, единственная птичья часть тела, мешает принять его за млекопитающее или земноводное. Перед объективами фотоаппаратов они, лишь изредка пошевеливая крылышками, стоят в такой важной позе, будто ждут от нас, пришельцев с севера, предъявления посольских верительных грамот.

  1. Самостоятельная работа.
Задание по вариантам: списать текст, расставить знаки препинания и пропущенные буквы. При проверке варианта обмениваться тетрадями.

Первый вариант:

Океан покрывающий почти всю нашу планету океан в котором миллионы лет тому назад зар…дилась жизнь это вода. Тучи обл…ка туманы воспетые поэтами и несущие влагу всему живому это тоже вода. Бескрайние снежные покровы заст…лающие путь не чуть не половину планеты это тоже вода.

Второй вариант:

Прекрасно бесконечное многообразие красок солнечного заката его переливов золотых и б…гряных торжественен и нежен небосвод при выходе солнца. Эта необыкновенная симфония цвета обязана рассеянию и поглощению солнечного спектра в..дяными парами в атмосфере. Вода в…ликий художник природы.

Указать, чем являются обособленные члены.

III . Итог урока.

Урок №3

Тема : Правописание падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных. Знаки препинания в предложении с однородными членами.

Цель : Повторить правила правописания падежных окончаний имен существительных. Вспомнить постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

План

I . Фронтальный опрос:


  1. Что называется склонением?

  2. Какие части речи могут склоняться?

  3. Какие особенности есть у существительных 1, 2, 3 склонения при изменении по падежам?

  4. Что нужно знать, чтобы правильно написать падежное окончание имени прилагательного?
II . Повторение о знаках препинания в предложении с однородными членами.

  1. Записать под диктовку и на доске предложения и объяснить постановку знаков препинания и выбор падежного окончания:
Лицо у него черное, закопченное дымом, измазанное сажей, руки тоже грязные. Молодой светлоглазый шофер приветливо улыбнулся, точно встретил своих самых близких друзей. Солнце еще не прогрело полированные деревянные стены, столики и ореховое пианино. Постепенно к плеску, стуку, шороху, бульканью, ко всем легкомысленным звукам воды присоединились тяжелый гул людских голосов и гортанные выкрики.

  1. Указать, какими членами предложения являются однородные члены; какими частями речи они выражены?
Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть, и ад со всех сторон. Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. Неровная линия берега, то поднимаясь, то опускаясь, приятно тревожит глаз.

  1. Обобщающие слова при однородных членах. Записать предложения и составить схемы предложений.
В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто. А по сторонам вымершая от зноя степь: устало полегшие травы, тускло, безжизненное блистающие солончаки. Всюду: сверху и внизу – пели жаворонки.

  1. Самостоятельная работа по вариантам.
Списать предложения:

I вариант

Ни дерево, ни вода – ничто не шелохнется. Вся усадьба Чертопханова состояла из четырех ветхих срубов разной величины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая и бани. Все: лицо, походка, взгляд, голос – все вдруг изменилось в ней.

II вариант

И вы, и я – мы оба порядочные люди. Местонахождение усадьбы было хорошо: приветливо, уединенно и привольно. Все вокруг: и море, и горы, и город – сливалось в хрустальную чашу, полную искр, блеска, теней и ветра.

Из данных предложений выпишите то, которое соответствует схеме


I вариант


О
О : ни, ни, ни


О
II вариант

___ . ___, ___ . ___, ___ . ___ -


Всего их тетеревов тут шесть: две серых тетерки и четыре петуха, краснобровых и с лирами. Ах, я не верю ничему: ни снам, ни сладким увереньям, ни даже сердцу твоему. На красноватой траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. Повсюду: в кустах, в траве – запели, зачирикали птиц.

III Итог урока.

Урок №4

Тема : Правописание суффиксов существительных и прилагательных, знаки препинания в сложносочиненном предложении

Цель : Повторить правила правописания суффиксов существительных и прилагательных. Повторить постановку знаков препинания в сложносочиненном предложении.

План

I Повторение о суффиксах, их значении и правилах правописания.

Словарный диктант. Суффиксы выделить графически и объяснить их написание:

Ежонок, собачонка, бархатистый, горошек, бойцовый, бочонок, старушонка, гвардеец, глянцевый, грошовый, прядильщица, душенька, плюшевый, плохонький, синеватый, носильщик, матросский, казацкий, дымчатый.

II . Комплексное повторение различных видов разбора и правописания суффиксов. Вызываются четыре человека.


  1. Мы произносим: «Человек!», и видится нам за этими словами скромный мужественный, величественный образ.

  2. Мы говорим: «Человек» и представляем крошечное существо, беспомощное, неуклюжее, или маленькую забавную игрушки, изображающую как взрослого, так и ребенка.

  3. Скажем «человечище и гигант не только по росту, но – и это особенно важно – силе мысли, по значению в жизни общества встает за ним.

  4. А есть еще в нашей лексике слово «человечишко», обозначает оно себялюбца, эгоиста, ничтожество в обществе.
III . Самостоятельная работа. Списать текст, расставить знаки препинания и дать характеристику второму предложению.

Народ создавая в былине Илья Муромец и Соловей разбойник образ врага Русской земли пользуется суффиксами сообщающими словом пренебрежительно увеличительное значение идолище поганый страшилище и другие и тем самым выражает свое презрительное к нему отношение. А рисуя в той же былине картины Родины народ нежен и ласков и это проявляется в подборе слов с уменьшительно ласкательными суффиксами травушка муравушка дороженька силушка.

IV . Устная работа (можно в виде соревнования по рядам)

Образовать однокоренные при помощи различных суффиксов от слов:

Родная земля, белый снег, тонкая береза, веселая песня, красивая жемчужина, легкое пальто, добрая бабушка, горячий хлеб, большой холод.

V . Итог урока

Урок №5

Тема : Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Непроизносимые согласные. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Цель : Повторить правила правописания глухих и звонких согласных в корне; непроизносимых согласных. Повторить постановку знаков препинания в сложноподчиненном предложении, союзы в сложноподчиненном предложении, типы придаточных предложений.

План

I . Правописание глухих и звонких согласных в корне, непроизносимых согласных.


  1. Прочитать запись на доске и объяснить написание выделенных согласных.
Но г ти, домоча д цы, блю д це, варе ж ка, пря ж ка, ча ш ка, бече в ка, сколь з ко, приве з ти, пол з ти, вле з ть, ма с ка, ше ф ство, изморо з ь, изморо с ь, про с ьба, ко с ьба, моло т ьба, обра з цовый, бу д то бы, впереме ш ку, впереме ж ку.

  1. Самостоятельная работа с дальнейшей взаимопроверкой.
Списать слова, вставить, где нужно, пропущенные буквы и подобрать, где можно, проверочные слова.

I вариант.


  1. доблес…ный, грус…ный, прес…ный, лес…ный, несчас…ный, поз…ний, ненас…ный, со…нце, сер…це, лес…ница, облас…ной, мес…ный, ярос…ный, влас…ный, радос…ный, извес…ный, соглас…ный

  2. гру(зч, щ)ик, боро(зд, щ)атый, разме(т, д)чик, коне(ч, ш)но
II вариант.

  1. здра…ствуйте, звез…ный, вес…ник, поверхнос…ный, свис..нул, громоз…кий, стас…ный, препос…ной, трос…ник, подвла…ный, учас…ник, отвес…ный, завис…ник, ус…ный, корыс…ный, ужас…ный

  2. разно(сч, щ)ик, перево(д, т)чик, ре(зч, щ)ик, мо(зж, жж)ечок, балалае(ч, ш)ник
II Сложноподчиненные предложения и знаки препинания при них.

  1. Составить предложения, в которых объяснить, кто такой грузчик, и кто такой разносчик. Какие по строению получились предложения? Что такое сложноподчиненное предложение? Какие виды придаточных предложений вы знаете? Как присоединяется придаточная часть к главной? Какие союзы используют для присоединения придаточного к главному предложению?

  2. Разбор предложений

  1. Пиши ко мне всё, что ты заметишь.

  2. В рассеяности проехал я мимо поста, где должен был переменить лошадей.

  3. Вы это поймете когда проживете здесь еще несколько времени.

  4. Владимир приехал в деревню для того, чтобы тебя видеть.

  5. Чарский был в отчаянии, если кто-нибудь из светских друзей заставал его с пером в руках.

  6. Он прикидывался страстным охотником до лошадей, хотя никак не мог отличить горской породы от арабской.
III. Итог урока.

Урок №6

Тема : Правописание частиц «не» и «ни» с разными частями речи. Тире в простом и сложном предложениях.

Цель : Повторить правила правописания частиц «не» и «ни» с различными частями речи. Вспомнить правила постановки тире в простом и сложном предложениях.

План

I Правописание «не» и «ни» с различными частями речи.


  1. С существительными

  1. Когда «не» пишется с существительными раздельно? (отрицание и противопоставление)

  2. Когда «не» пишется слитно? (без «не» не употребляется, «не» является приставкой)

  3. Когда «ни» пишется раздельно? (усиление отрицания, для абсолютного отрицания, «ни» и существительное разделяет предлог)
Предложения для объяснения. Попутно вспомнить правописание «не» с глаголами.

  1. Дружба (не)услуга, за нее (не)благодарят.

  2. (Не)бойся (н..)знания, бойся ложного знания. От него все зло мира.

  3. (Н…)зверя, (н…)птицы, (н…)звука, (н…)тени.

  4. (Н…)музы, (н…)труды, (н…)радости досуга – (н…)что (н…)заменит единственного друга.

  5. Жизнь – это самый серьезный предмет. Радость найдем, одолеем (н…)взгоды.

  6. На Керчь мы шли уже (не)берегом, а степью.

  7. Экипаж (не)был похож (н…)на тарантас, (н…)на коляску, (н…)на бричку.
Объяснить постановку тире в четвертом и пятом предложениях.

  1. С прилагательными

  1. Когда «не» пишется с прилагательными раздельно? (прямое отрицание, при этом прилагательное входит в состав сказуемого; выражено или подразумевается прямое противопоставление; прилагательное имеет при себе отрицательное местоимение или наречие с частицей «ни» (нисколько, ничуть) или если «не» входит в состав усилительных отрицаний (вовсе не, далеко не, отнюдь не))

  2. Когда «не» пишется с прилагательными слитно? (без «не» не употребляется; «не» является приставкой или можно заменить синонимом)

  3. Когда «ни» пишется раздельно? (абсолютное отрицание; усиление уже имеющегося отрицания; когда употребляется в значении «и не»)
Списать предложения, найти ошибки в написании «не» и «ни» с прилагательными, исправить ошибки и обосновать свой выбор.

  1. Снег лежал ослепительной пеленой на ниобозримой степи.

  2. Я приказал ехать на не знакомый предмет, который тотчас стал продвигаться нам навстречу.

  3. Я памятник воздвиг себе не рукотворный, к ниму не зарастет народная тропа.

  4. Дом был не велик и приземист.

  5. По зимнему синеющие дали казались не оглядными, красивыми.
Вставить пропущенные буквы и объяснить свой выбор:

Все гости совершали обряд приветствования никому (н…)известный, никому (н…)интересный и (н…)нужный тетушке. Он заметил, что они подъехали (н…)к парадному, а к заднему подъезду.


  1. С глаголами, наречиями, причастиями и деепричастиями:

  1. Когда «не» пишется слитно с этими частями речи? (когда без «не» не употребляется, когда можно заменить синонимом (кроме глагола), нет пояснительных слов, «не» под ударением)

  2. Когда «не» пишется раздельно? (прямое отрицание, устойчивое словосочетание, есть пояснительные слова, есть отрицательное местоимения, есть противопоставление)

  3. Когда «ни» пишется раздельно? (Усиление отрицания, утверждения; входит в состав устойчивого словосочетания)
Записать под диктовку и объяснить выбор орфограммы.

  1. Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры не уставайте делать добро.

  2. Он решил не говорить с ним ни о чем, не противоречить ему, делать все, что велит.

  3. «Нечего их ни жалеть, ни жаловать!» - сказал старичок в голубой ленте.

  4. Какие б чувства не таились тогда во мне – теперь их нет.

  5. В лугах не скошена трава.

  6. Разорванные листы так и остались не склеены.

  7. Деятельность человека бесплодна и ничтожна, когда не воодушевлена высокою идеею.

  8. Как бы то ни было, имя дочери белогорского коменданта не было произнесено.

  9. Не зная истории культуры, невозможно быть культурным человеком.

  10. Никогда не беритесь за последующее не окончив предыдущее.

  11. Все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома.

  12. Вовсе не обязательно читать все подряд.
Объяснить постановку знаков препинания в предложении в). Объяснить постановку тире в предложении г).

II . Самостоятельная работ.

Списать текст, раскрыть скобки, графически объяснить слитное и раздельно написание «не» со словами и постановку тире в предложениях, поставить недостающие запятые.

Сердце Москвы – кремль, Красная площадь. Царь пушка, Царь колокол, Оружейная и Грановитая палаты, лобное место – это не десятилетиями, а веками удаленная от нас история. Вот еще веха истории – (не)далеко от храма Василия Блаженного памятник, на пьедестале которого начертано: «Гражданину Минину, князю Пожарскому – благодарная Россия». И в лучах солнца и в (не)настье хороша Красная площадь: при солнце мы видим ее золотой и искрящейся, (не)отразимо прекрасной – (не)погода (не)изменяет этого мнения: (не)дождь обращает на себя внимание, а (не)возмутимость людей, (не)скончаемым потоком торопящихся сюда.

III . Итог урока

Урок №7

Тема : Итоговый контрольный диктант.

Цель : Проверить усвоение изученного материала за год

На следующем уроке провести анализ диктанта, выполнить работу над ошибками, при необходимости дать дополнительные задания.

План

I Чтение текста диктанта, его осмысление, обсуждение предполагаемых знаков препинания.

II Диктант.

Гроза

Одиннадцатый час на исходе. По-прежнему тяжело дышит июльский полдень. Тихо колышется над песчаной дорогой воздух, придорожные желтые травы никнут, стелются от зноя. Дремлет и томиться без влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятно лепечет в полудремоте кузнечик.

Ни человек, ни птица, ни мелкая травяная тварь – никто уже ничуть не борется с истомой, все сдались, кажется, ее непреодолимой силе. Не хочется ни о чем думать. В лугах ни ветерка, ни росинки. В лесу так же душно как и в открытом поле. Идти купаться в ближайшую речонку сил не хватает, да, пожалуй, еще больше разомлеешь на солнышке после купания.

Вследствие жары все замирает. Одна надежда на грозу: она одна разбудит природу, одна развеет сон. Вдруг слышишь: что-то грохочет вдали. Это строятся полку грозных туч, они быстро облегают все небо.

Блеснула молния, разрывая облака. Наступает зловещая тишина. Вот-вот разразится трескучий гром, на обожженные поля опрокинутся небесные озера.

III Повторное чтение и проверка написанного.

IV Итог урока

Использованная литература


  1. «Русский язык» Пособие для факультативного курса под ред. А.В. Барандеева, М. «Высшая школа», 1994 г.

  2. «Современный русский язык» Сборник упражнений под ред. П.А. Леканта, М. «Высшая школа», 1994 г.

  3. «Уроки русского языка в восьмом классе» Пособие для учителя. Н.А. Пузанова, М. «Просвещение», 1970 г.

  4. Использованы цитаты из произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, М. Горького, М.М. Пришвина, К. Паустовского и др.

Ход урока:

I. Орг. момент. Настрой на работу.

Итак, друзья внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.

- Прочитайте пословицу на доске.

Знания собираются по капле.

Как вы понимаете её смысл? Каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельки собираются в огромное море знаний.

Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний?

II .Словарная работа Картинный диктант :

Слово Президент 1 Декабря –День Первого президента

III .Минутка чистописания.

Дружба, дружный, дружить

Отгадайте букву, которую будем писать на минутке чистописания. Эта буква в корне имени существительного обозначает согласный, твёрдый, звонкий, парный. шипящий звук. Буква Ж

Какие согласные называются шипящими? При их произношении воздух выходит с шипением.

Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж].

Что вы знаете об этих звуках?

-[Ч,], [Щ,]-всегда мягкие

-[Ш] ,[Ж]-всегда твёрдые, они парные

Какие буквы будем писать на минутке чистописания? Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

Посмотрите на доску, вспомните как правильно пишутся строчные буквы же,ша,ща,че.

Придумайте и напишите цепочку из этих букв.

Пишем красиво, обращаем внимание на ширину, высоту и наклон букв.

Молодцы! Аккуратно написали

И нисколько не устали.

IV .Орфографическая разминка

Без терпен…я нет умен…я

Бол…ше думай, мен…ше говори.

Какая буква пропущена? Какова роль мягкого знака в словах?

Когда пишется раздел. ь знак?

Когда пишется мягкий знак, обозн. мягкость?

V . Учебно-познавательная деятельность

1.Постановка проблемы. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи

Анаграммы : деньки, стулья, морковь, ульи, речь. Я предлагаю вам составить слова

Что объединяет эти слова? - В каждом слове есть Ь

Какую роль выполняет Ь в русском языке? - Служит показателем мягкости согласных звуков.

Разделите слова в два столбика.
- О чем задумались во время работы? (куда выписать слово «мелочь»).
- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [ч]? (нет).
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке .

2.Определите тему урока.

Какую цель ставите перед собой? . (Научиться писать существительные с шипящими на конце,)

3. Открытие детьми нового знания.

На экране слова:
Мяч, дочь, ключ, вещь, лещ, молодежь, кулич, ночь. уж, мышь,

Я предлагаю вам исследовать слова.

-Какой частью речи являются данные слова?

Распределите имена сущ. в 2 столбика по родам.

-Какой звук слышится в конце слова?

-Почему в одних случаях на конце после шипящих пишется ь знак, а в других нет?

Какой вывод можно сделать?

Сформулируйте правило написания мягкого знака в словах

(мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).
- Какова же роль мягкого знака в эти словах? (грамматическая , он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)

Мягкий знак после шипящих

Просит знаний настоящих .

Составьте алгоритм действий. Используя данный алгоритм, потренируемся в написании существительных.

VI . Интеллектуальные преобразования

1.Применение новых знаний

Замени одним словом :

Она бывает устной и письменной Он бывает тупой и острый (на кухне)

Верный преданный друг Правда лучше, чем

Вкусный, свекольный, наваристый Чёрная птица, вестник наступающей весны

Предмет, на котором ездил Емеля Маленький ребёнок

Добыча охотника. Середина ночи.

Горчица оставляет во рту …. Морской, речной бывает он

2. Закрепление

а) Работа в паре.

Сейчас в паре я предлагаю вам выполнить задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как научились писать слова с новой орфограммой.

Слова в скобках напиши в форме единственного числа

Горячая(печи) Дорогая(вещи)

Круглый (обручи) Верный(товарищи)

Яркий(лучи) Большой(гаражи)

Летучая(мыши) Красивый(плащи)

Острый(мечи) Высокий(камыши)

Зимняя(ночи) Зимняя(ночи)

Проверка самостоятельной работы.

Как выполняли работу?

(Дети объясняют последовательность выполнения работы.)

Момент контроля.

Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).

У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?

б). Работа в группах

О каких правилах надо помнить, работая в группе?

- будьте доброжелательны по отношению друг к другу;

- до конца выслушивайте мнение каждого члена группы;

- помогайте друг другу в работе;

- отстаивайте свою точку зрения.

1.Подбери к каждому слову однокоренное имя существительное, с основой на шипящий.

Дикий -…,тихий-…, глухой-…,кирпичный-…

овощной-…, дрожать-…,плакать-… ,чертить-….

2.Вставь подходящие имена существительные с шипящими на конце.

1) … за товарища в огонь бросается. 2) Здоровому и …. не нужен.3)Хорошую … хорошо и слушать. 4) Каждая …хороша на своём месте. 5) Как ни долга …, а рассвет будет.

Слова для справок: товарищ(?), врач(?), ноч(?), реч(?),вещ(?)

3.Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):

по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
на, веселилась, площадке, молодёж(?).
плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

Проверка

3).Физкультминутка

Мы заданья выполняли и немножечко устали

Я буду называть слова. Если услышите им. сущ. с шипящим на конце и оно будет ж.р., то хлопайте в ладоши

Ёж, лещ, вещь, печь, гараж, грач, рожь, скрипач, молодёжь, товарищ, чиж, ночь.

4.Контроль знаний. Тест (самостоятельная работа)
А сейчас предлагаю вам провести небольшой тест, который позволит вам обобщить свои знания.

1. Мягкий знак может выполнять:

м) 3 роли;

) 2 роли;

) 1 роль.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

о) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;

) пишется только на конце слова;

) после приставок между согласными;

3. Разделительный мягкий знак пишется…

) между двумя согласными;

л) между согласной и гласной в корне слова;

) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;

4. На конце существительных ж. р. после шипящих:

о) всегда пишется мягкий знак;

) не пишется мягкий знак.

5. На конце существительных м. р. после шипящих:

д) не пишется мягкий знак;

) пишется мягкий знак.

6.В каком слове нужно дописать ь знак?

) скрипач

) циркач

е) полноч

7. Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:

ц) на род существительных;

) на число;

Посмотрите внимательно на буквы, которые вы записали? Какое слово у вас получилось? МУИНЧАК-УМНИЧКА

Сегодня на уроке вы все были умнички! Хорошо работали по группам и в парах, были внимательны и активны.

VII. Оценки за урок

VIII. Рефлексия.

Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

Отдохнём одну минуту,

Восстановим зоркость глаз,

И почувствуем всем телом,

Как тепло согрело нас.

Как уютно в нашем классе,

Ни печали, ни тревог,

Потрудились славно дети,

Завершается урок!

Открываем глазки .

Закончи предложения

-Сегодня на уроке я узнал…

Мне понравилось…

Мне показалось трудным…

Я могу использовать эти знания….

Я оцениваю свою работу на уроке на…..

У вас на парте лежат капельки вашего нового знания, если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались- возьмите каплю синего цвета.

Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения, вам не очень понравилась работа на уроке.

Жёлтую ,- вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме.

А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний. Ребята выходят к доске и прикрепляют свои капельки на доску.

IХ. Домашнее задание(дифференцированное)

Кто выбрал синюю капельку – ваша карточка синего цвета.

Исправь ошибки в тексте

Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь сонца упал на ландыш. Потом луч заглянул в лисной прозрачный ключь. Утреннюю тиш нарушала только наша речь.

Кто выбрал зелёную капельку– ваша карточка зелёного цвета. Подбери подходящие по смыслу слова с шипящим согласным на конце. Напиши.

Устная …., мой весёлый звонкий…, летучая …, найти в лесу душистый …, вставить в замок …,чёрный …, тёмная …, ночной …,скорая … .

Кто выбрал жёлтую капельку – ваша карточка жёлтого цвета. Запиши текст, вставь где нужно ь на конце существительных.

В полноч(?) на манеж(?) вышел циркач(?) и его доч(?). На нем был плащ(?). У девочки на платье блестела красивая брош(?). Скрипач(?) играл марш(?). Вот морж(?) поймал мяч(?). В зале стояла тиш(?).

Урок закончен. Спасибо всем за работу! Желаю удачи!

Урок по русскому языку для 5 класса « Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов». (На изучение данной темы отводится 2 часа).

1 урок.

Цели урока:

- повторить и закрепить знания учащихся о правописании Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов, полученных в начальной школе;

Формировать у учащихся навык правописания Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов и орфографического анализа.

Задачи:

- обучающие: тренировать учащихся в опознавании орфограммы и способам обозначения этого типа орфограмм; закрепить правило правописания Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов

в практической деятельности учащихся;

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, речевой слух, навык графического обозначения орфограммы; развивать познавательную активность;

- воспитательные: прививать интерес и любовь к русскому языку; воспитывать чувства заботы, внимания, доброты в отношениях с родителями.

Тип урока: урок повторения и закрепления.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, видеоролик, звукозапись песни «Спят усталые игрушки», проектор.

Ход урока.

    Орг. момент (2 минута)

Здравствуйте, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

II. Сообщение темы и цели урока. (3 минуты)

Ребята, посмотрите на эпиграф к уроку. Слайд 1

Просит знаний настоящих

Мягкий знак после шипящих.

О чем пойдет речь на уроке, как вы думаете? (о правописании мягкого знака после шипящих).

Да, ребята, на сегодняшних уроках (т.к. у нас их два) мы повторяем, и закрепляем правила правописания Ь в конце сущ. и глаголов.

2 слайд.

Цель нашего первого урока: научиться правильно писать Ь в конце существительных, а второго урока – на конце глаголов.

Слайд 3 .

Запишите число, кл. работа и тему сегодняшнего урока, она доске. (3 мин)

III. Повторение и закрепление знаний о правописании Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов.

1) Фронтальная беседа (4 минуты).

Вспомните, что такое существительное?

Сколько склонений у существительного?

Опираясь на таблицу 3-х склонений имен существительных, скажите какие существительные относятся к 1 скл.? Ко 2-му скл.? К 3-му скл.? (Примеры).

Слайд 4.

Чтобы правильно определить склонение существительного, в какой форме нужно поставить это существительное?

(В Н.ф., И.п., ед.ч.)

2) Работа с учебником. (6 минут)

Ребята, откройте учебники на стр. 33, Упр.76.

Выполнение упражнения на доске (1 ученик) и в тетрадях, опираясь на таблицу и материал, который мы повторили, выделяя орфограмму.

(На доске: Правильно выделяй орфограмму! Камы ш (не 3 скл.), мы шь (3 скл.)

Упр.76 (2). Сверим наш вывод с правилом в учебнике. Прочитайте правило на стр.34 (читают вслух).

- Ребята, кто не разобрался, когда пишем Ь после шипящих на конце имен существительных?

3) Физминутка. (2 минуты) - Сейчас мы отдохнём, но не будем забывать про тему нашего урока. Тихонько встаньте. Если я называю существительное 3 скл. – приседают девочки, 2 скл. – подпрыгивают мальчики. Вот здесь – то я и проверю, как вы усвоили данный материал. Будьте внимательны! Вещь, ключ, дочь, врач, помощь, морж, дочь, брошь, ткач.

4) Показ видеоролика и последующее выполнение задания к нему по цепочке. (10 мин.)

- Назовите и запишите только те существительные, в конце которых пишется Ь. А какие это существительные? (сущ.3 скл.)

(Включаю заново по абзацам видео без звука, дети выбирают слова и записывают их, подчеркнув орфограмму).

5) Творческое задание. Самостоятельно. Слайд 5. (5 минут)

Подберите синонимы, которые оканчиваются на шипящую (какие слова мы называем синонимами?): Доктор (врач)

Родник (ключ)

Друг (товарищ)

Подберите антонимы, которые оканчиваются на шипящую (какие слова мы называем антонимами?) :

День (ночь)

Правда (ложь)

Нищета (роскошь)

6) Проверка творческого задания.

7) Работа с текстом. (7 минут)

А сейчас поработаем с текстом, в котором говорится об одном из жанров устного народного творчества. А о каком – догадайтесь, прослушав эту запись.

(Звучит колыбельная «Спят усталые игрушки…»).

Угадали какой жанр?

Слайд 6 (Ученик читает) Колыбельная – это песня, которой убаюкивают ребёнка. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. Слова эти ласковые, певучие. Говорится в них о тишине, покое. И очень много слов с шипящими звуками:

Слайд 7. (читают)

Почему же ты не спишь,

Неспокойный мой малыш..?

Ведь вокруг такая тиш..,

Не скребётся даже мыш…

Ну, мой маленький, не плачь!

Завтра мы достанем мяч…

После мы затопим печ..

И ватрушки будем печь!

Беседа по тексту.

- Для чего мама пела ребенку колыбельную?

Какие слова она подбирала, чтобы ребенок уснул? (ласковые, нежные).

Почему детям нравились колыбельные? (потому что в них ребенок чувствовал любовь, заботу, нежность мамы).

Слайд 7 (с послед. возникновением). Назовите имена существительные с шипящей на конце, в которых вы напишите Ь знак из отрывка колыбельной песни.

Докажите, почему в этих словах нужен Ь после шипящей? (это сущ.3 скл.)

IV . Контроль и оценка знаний (1 минута).

Поработали неплохо, я довольна вами. Оценки за работу на уроке получают…

V . Домашнее задание (1 минута).

- Ребята, т.к. работу по данной теме мы продолжим на следующем уроке, дом. задание будет в конце 2-го урока.

VI . Обобщение и систематизация знаний (1 мин.).

Какое правило мы повторили и закрепили на нашем уроке?

Так, когда же у существительного пишется Ь в конце слова?

Молодцы! Я очень рада, что вы поняли материал и достигли поставленной цели. Работу по теме продолжим на следующем уроке.

Тема урока: «Мягкий знак после шипящих в глаголах».

Цели урока:

  • учить написанию ь после шипящих в глаголах;
  • систематизировать знания учащихся о правописании ь после шипящих в словах разных частей речи;
  • развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности;
  • воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес, любовь к родному языку.

Оборудование урока: учебники, тетради, интерактивная доска, мультимедийная аппаратура, карточки для работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, все готовы к уроку? Мы продолжаем наше путешествие по стране Русского языка. В каком городе мы находимся?

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам… ГЛАГОЛ.

– Посмотрите, в нашем стихотворении вдруг пропали гласные в личных окончаниях глаголов. Восстановим их и объясним написание.

2. Словарная работа

– В своих тетрадях запишите число, классная работа.
– Посмотрите, какие-то странные слова встретились нам, они почему-то перевернулись.
– Прочитайте их наоборот и запишите в своих тетрадях.
– Проверим записанные слова и объясним орфограммы.
– Что объединяет эти слова? (На конце слова – шипящий согласный. Все слова пишутся без ь).
– Дополните запись словами с ь на конце после шипящих (сущ.3 скл. Ж.р.) рожь, молодёжь, вещь, мышь, дочь.

Вывод: Расскажите, что же мы знаем о правописании ь после шипящих на конце слов?

ь
дружит не дружит
сущ. 3 скл. 1. Сущ. м.р.
2. Сущ. ж.р. мн. ч. р.п.
3. Кратк. прил.

– Какая чась речи не попала в таблицу? (Глагол)
– Определите тему урока, как она звучит? (Мягкий знак после шипящих в глаголах.)

3. Изучение нового материала

– Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли ь после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем!
– Внимательно прочитайте предложения. Это просто предложения или что-то иное? (Пословицы)
– В них содержится народная мудрость!
– Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Тише едешь – дальше будешь.
  • Без теста пирога не испечёшь.
  • Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
  • Семь раз отмерь, один отрежь.

(Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч., повел накл.)

– Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь )
– Что наш учебник говорит о написании ь в глаголах? §110.
– Как мы можем дополнить это правило?

Сделаем вывод: Во всех глагольных формах после шипящих пишется ь.

4. Первичное закрепление

– А сейчас закрепим наши новые знания на практике.

Распределительный диктант

Записать глаголы в 3 столбика.
Н.ф. 2л.ед.ч. повел.накл.

(Попутная работа над гласными в корне слова)

Приберечь к обеду
Стучишься в окно,
Истолочь в порошок, украсишь комнату,
Остричься наголо,
Намажь масло на хлеб,
Уберечься от опасности,
Расположиться у опушки,
Отрежь ровно.

5. Физминутка

А теперь немного отдохнём.
Я буду называть слова. Если в слове надо писать ь, вы приседаете, если ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.
Рожь, шалаш,скрипач, спишь, дружишь, беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, желаю удач.
– Итак, повторим, когда же пишем ь знак после шипящих, когда – не пишем.

6. Вторичное закрепление (интерактивная доска)

Прочитайте отрывок. Из какого произведения эти строки? Кто их автор?

Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч….
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…

– Всавьте пропущенные буквы, объясните написание.
– Какие изобр. выр. средства использует автор? (Олицетворение, метафора – «стая туч»)
– Объясните знаки препинания. (Обращение, сложное предложение, однородные члены)

Теперь немного поиграем. «Четвёртый лишний»

  • Ночь, луч, тишь, вещь.
  • Кирпич, колюч, могуч, похож.
  • Без туч, пять задач, шустрая мышь, исчез с крыш.

Вывод:

– Когда же пишется ь после шипящих на конце слов?

(Интерактивная доска) Соедини линией, когда нужно писать ь.

Сущ. ж.р. 3 скл кр.прил
Сущ. м.р. Ь глаг. Н.ф.
Глаг 2 л.ед.ч. глаг повелит.наклон.

7. Самостоятельная работа

– А теперь снова обратимся к мудрости народа.

Дописать пословицы. Обозначить орфограмму ь в глаголах.

  • С кем поведёш..ся, от того и … .
  • Шила в мешке не ….
  • Слово – не воробей, вылет..т не…
  • Что посееш.., то и … .

8. Итоги урока

– А теперь, заканчивая наше путешествие, подведём итоги урока.
– Что узнали мы, путешествуя по городу Глагол?
– Чему научились?
– Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях (!). Если были затруднения (?).
– Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.
– Передайте вперёд свои тетрадочки. откройте дневники, запишите домашнее задание.