Конспект оод по экологическому воспитанию на тему: «сохраним природу крыма» (подготовительная группа). Конспект комплексного занятия для детей подготовительной к школе группы « Наш волшебный Крым»

Цель: расширить знания детей о родном крае, о полуострове Крым. Формировать представление детей об истории Крыма. Формирование понимания ответственности каждого человека за процветание и благополучие родного края, в котором живёшь. Познакомить с историей древних городов Крыма. Развивать познавательную активность, стремление узнать как можно больше о Крыме. Способствовать развитию кругозора, воображения, любознательности, наблюдательности, памяти. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой край, интерес к прошлому, любовь к родной земле. Материал: карта Крыма, иллюстрации древних городов полуострова Крым, разрезные картинки находок при раскопках.

Ход НОД

«Встали дети, встали в круг, слева друг и справа друг». Ребята давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и поздороваемся.

Приветствие:

Доброе утро птицы запели, Добрые люди вставайте с постели, Прячется вся темнота по углам,

Солнце встаёт и идёт по делам Доброе утро всем нам и гостям! Улыбнемся друг другу.

Дети сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. А где мы будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете слово. А чтоб его отгадать, решите примеры и правильно расставьте буквы.

К – 4-3 Р – 6-4 Ы – 7-4 М – 8-4

Воспитатель: Правильно путешествовать мы будем по полуострову Крым. Ребята, у каждого человека есть свой чудесный, замечательный уголок на земле – место, где он родился. Крым для нас является родным домом. Жить на родной земле – это счастье!

Не зря называется солнечным Крым!

Весёлое солнце сверкает над ним!

А в небе такая над ним синева

Что кружится, кружится голова!

Плывут облака, чуть покачиваются,

На горы они облокачиваются.

Там спят они тихо над кручами,

А ночью становятся тучами. (Л.Кондрашенко)

Воспитатель : Крым – удивительный край с яркой и славной историей, которая уходит глубоко корнями в прошлое.

Когда-то, давным-давно наша крымская земля была безлюдной, с богатыми плодородными землями, с мягким климатом. Этого не могли не заметить первые древние люди, которые поселились на крымской земле. Называли этот народ – таврами, отсюда и пошло первое название Крыма – Таврика.

В Крыму в разные исторические периоды жили тавры и киммерийцы, скифы и греки, сарматы и римляне, готы, гунны, авары, болгары, хазары, славяне, печенеги, половцы, караимы, монголы и крымские татары, итальянцы и турки.

Древние люди, поселившиеся на крымской земле около ста тысяч лет назад, ходили на охоту, ловили рыбу, разводили пчёл, выращивали скот и занимались земледелием.

Земля Крыма пережила множество ярких событий, переселений и завоеваний. Одни народы приходили в этот край, другие исчезали, а с ними менялись названия городов и название Крыма – Таврия, Таврида.

С тех пор прошло много времени. Крым стал бесценной сокровищницей памятников культуры многих народов. «Крым - «Музей под открытым небом»»

Воспитатель: Ребята вы знаете, что такое «Музей»? (ответы детей)

Воспитатель: да — это учреждение, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные произведения искусства, предметы и документы, имеющие культурное, научное, историческое значение.

Музей под открытым небом - любой музей, в котором ценности выставляются вне помещений. К таким музеям относятся парки скульптур, парки миниатюр, музеи авиации, военной техники, транспорта, музеи сооружений. Исторические строения являются не просто отдельными экспонатами, а образуют взаимосвязанный комплекс, т. е. целые города, деревни, крепости. Посетители могут побывать там и получить представление об истории местности.

О том далёком прошлом нам известно от историков, изучающих историю возникновения Крыма, из археологических раскопок. При раскопках, учёные-археологи находили глиняные таблички, по которым выяснили, что города Крыма имели другие названия.

И сейчас я предлагаю отправиться в некоторые города Крыма и побывать в «Музее под открытым небом».

Физ. минутка «Мы идём».

Воспитатель: И первый город, в который мы с вами пришли это Древний Херсонес, повторите. Сейчас это город Севастополь.

Херсонес Таврический — можно назвать «Музей под открытым небом». В переводе с древнегреческого языка означает «полуостров», и такое название не удивительно, ведь поселение располагалось на Гераклейском полуострове Крыма. (показывает на карте).

В 1783-м году из города Таганрог в Херсонес были привезены 16 колоколов. Все они попали в разные церкви города. Часть из них, в том числе, и этот колокол, передали мужскому монастырю Святого Владимира в Херсонесе.

К сожалению, все колокола были уничтожены, а этот получил название «Туманный колокол». Он подавая звуковые сигналы во время непогоды и туманов, предупреждая мореплавателей о близости берега.

Туманный колокол, Владимирский собор, руины христианских жилищ одни из самых известных памятников Севастополя.

Воспитатель: Вам понравилось?

Физ. минутка «Мы идём».

Воспитатель: И следующий город, в который мы с вами пришли это Древний Пантикапей, повторите. Сейчас это город Керчь.

Пантикапей означает «рыбный путь», ведь здесь издавна были рыбные заводы, ещё в этом городе занимался чеканкой монет, которые вскоре стали главной денежной единицей царства.

Весь город был опоясан мощной системой каменных укреплений, назывались эти укрепления « Крепость Боспор». Она расположена на мысе Ак-Бурун. Крепость была построена для охраны южных границ Российской империи.

В окрестностях города находился некрополь (кладбище). Он состоял из курганов под которыми похоронены скифские вожди, жившие в городе. Курганы и сейчас составляют одну из самых ярких достопримечательностей окрестностей Керчи. Наиболее популярный курган — Куль-Оба или Золотой, или Царский.

Со временем Пантикапей получает название Карша, или Чарша, что в переводе означает рынок. Потом — Корчев, и сейчас – называется Керчь.

Воспитатель: Вам интересно? Тогда отправляемся дальше.

Физ. минутка «Мы идём».

Воспитатель: И следующий город, в который мы с вами пришли это Древний Неаполь, повторите. Неаполь переводится как «новый город». Он был столицей скифского государства. Здесь проживали скифские цари. Теперь это город Симферополь, он же является столицей Крыма.

Развалины древнего города Неаполя Скифского сегодня представляют собой историко-археологический заповедник Симферополя. Там проводят экскурсии. Отрытые из земли здания представляют собой экспозицию «Музея под открытым небом».

Воспитатель: Интересно? Тогда давайте поиграем.

Дидактическая игра «Находки археологов».

Цель: прививать интерес к историческому прошлому родного края.

Материал: изображение различных предметов, состоящих из 4-8 фрагментов.

Ход игры:

Дети собирают из фрагментов картинку: античные амфоры, различная бытовая утварь.

Воспитатель: скажите мне, где хранятся все находки, которые были найдены во время раскопок?

Правильно — в музеях и туристы, посещая их, узнают много интересного о прошлом нашего полуострова.

Крым, с его красочными пейзажами, сказочной природой, лечебным и чистым воздухом, ущельями, водопадами, пещерами, привлекает многих людей. Крым – жемчужина, «музей под открытым небом».

Воспитатель: Ребята, почему люди едут в Крым? (ответы детей).

Верно, чтобы познакомиться с достопримечательностями Крыма, посетить древние и пещерные города – Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен. Давайте повторим названия этих пещерных городов. (показ на карте)

Воспитатель : ребята вы знаете, что Крым – многонационален. На полуострове живут представители 175 национальностей. Каждый из этих народов имеет свои обычаи, традиции, национальную культуру, язык, различие в одежде, в проведении праздников.

Все народы такие разные, но у них один общий дом. И этот дом называется – Крым. Наша с вами Родина.

Родина

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

Воспитатель: Любите и берегите родной край. Гордитесь своей историей. А чтобы процветал наш Крым нужно крепить дружбу и единство всех народов, живущих на крымской земле. Нужно знать свою историю и беречь исторические памятники. Нужно не разрушать и ломать беречь и строить.

Вот и закончилось наше путешествие по полуострову Крым. Вам понравилось?

Итог занятия:

Как назывался Крым много веков назад? Таврика

В каких древних городах мы сегодня побывали?

Почему Крым называют «Музеем под открытым небом»?

(музеи, в которых демонстрируются примеры архитектурных сооружений вне учреждений)

Почему Крым любят посещать туристы? (здесь интересно)

Давайте скажем, какой наш Крым. (солнечный, красивый, интересный, загадочный, волшебный, любимый)

Молодцы, ребята вы сегодня все внимательно слушали, и узнали много нового и интересного.

Кто хочет может подойти и внимательней рассмотреть достопримечательности городов о которых мы сегодня говорили.

МБДОУ №30 «Березка»

Контрольное занятие

в средней группе

Путешествия по Крыму

Воспитатель средней группы №3

МБДОУ №30 Афанасьева О.М.


Симферополь 2014

Путешествие по Крыму

Под музыку В.Шаинского «Улыбка» входят дети, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, мы живем в замечательном живописном месте. Как оно называется?

Дети: Крым.

Воспитатель: Посмотрите на карту нашего полуострова. На что похож Крым?

Дети: На самолет. На большую рыбу, на птицу, на крест.

Воспитатель: А какие города Крыма вы знаете?

Ответы детей

Воспитатель: Мы всегда рады принять гостей. Как они к нам попадают?

Дети: Прилетают на самолетах, приплывают на кораблях, приезжают на поездах и машинах.

Воспитатель: Зачем они едут в Крым?

Дети: Загорать, купаться в море, есть фрукты, пить минеральную воду, мазаться лечебной грязью, лазать по горам, любоваться природой.

Под музыку входит мальчик, с маской «солнце».

Воспитатель: Вот выглянуло солнышко, обогрело нас. Какого оно цвета?

Дети: отвечают.

Воспитатель: Что еще бывает желтого цвета?

Дети: Песок, банан, лимон, нос у скворца, осенний лист и т.д.

Дети садятся и выкладывают цифры, от одной до десяти.

Воспитатель (загадывает загадку).

Что за желтые комочки семенят за мамой-квочкой

Вы узнали их, ребята, да ведь это же......

Под музыку «Цып-цып, мои цыплята», входят дети в костюмах цыплят.

Воспитатель: Посмотрите, кто находится в середине, кто справа, кто слева?

Как называются мама и папа цыпленка?

Ответы детей

Ребенок-цыпленок показывает лапку, дети считают, сколько пальцев у него впереди, сзади, сколько у него ножек, сколько всего цыплят, поднимают соответствующую цифру.

Воспитатель: Ребята, в нашем Крыму кроме желтого песка есть еще луга и леса. Какого они цвета, что еще зеленого цвета? Что еще зеленого цвета?

Дети: Лес, листья, трава, крокодил, огурец и т.д.

У нас в Крыму замечательные сады с фруктами и огороды с овощами, давайте отправимся туда.

Перед нами две тропинки из цветов: одна узкая и длинная, по ней должны пройти мальчики, другая – широкая и короткая, её выбирают девочки.

Дети выбирают соответствующую дорожку и идут по ней, произнося речевку, сопровождая её ритмическими упражнениями.

Дети: За малинкой в лес пойдем

Сладких ягод соберем

Солнышко высоко

А в лесу тропинка

Сладкая ты моя

Ягодка малинка

В конце дорожки дети поднимаю малинку, на обратной стороне которой изображены овощи или фрукты.

Вот какой урожай мы собрали в нашем огороде.

Пора сделать заготовки.

Из овощей мы сварим борщ, а из фруктов варенье.

Дети произносят названия овощей и фруктов и складывают овощи в кастрюлю, а фрукты в банку.

Воспитатель: Давайте с вами пойдем сейчас в лес. Как надо себя вести в лесу?

Ответы детей

Звучит запись щебета птиц. Дети идут по воображаемому лесу.

Воспитатель: Постарайтесь узнать, чьи птичьи голоса вы сейчас слышите?

Воспитатель: предлагает детям присесть и слепить птиц.

Двое детей выбирают изображение птиц, отдельно складывают перелетных и неперелетных, называя их.

Воспитатель: А вот и полянка. Вы устали, давайте присядем. Дети садятся, надевают «волшебные очки», под пение птиц произносят свои заветные желания.

Воспитатель: хорошо в лесу, но нам пора идти дальше, к голубой воде. Какие водоемы у нас есть?

Дети: Реки, озера, Чёрное и Азовское море.

Воспитатель: Стелит голубую ткань.

Д/и «Скажи вежливое слово – переступи через речку».

Д/и «Поймай рыбку в речке».

Воспитатель: Наконец мы дошли до моря.

Воспитатель: Надевает капитанскую фуражку под музыку проходит морская физминутка.

Воспитатель: Вот какой наш Крым прекрасный и замечательный. Мы с вами будем обязательно путешествовать по нему и дальше. А пока нам пора возвращаться в наш детский сад.

Путешествие окончено.

Чолах Сусанна Асановна
Конспект занятия «Путешествие по городам Крыма» для детей старшего дошкольного возраста

МБДОУ №21 «Светлячок»

Конспект занятия на тему :

«Путешествие по городам Крыма » .

(для )

Составила

Чолах С. А.

Симферополь, 2017.

Конспект занятия на тему :

«Путешествие по городам Крыма » .

(для детей старшего дошкольного возраста )

Приоритетная образовательная область : Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Возрастная группа : старшая

Цель :

Создавать условия для знакомства детей с новым материалом ;

Формировать представление детей о родном крае , городах , достопримечательностях;

Формировать умение видеть красоту природы родного края;

Закреплять знания детей о растительном мире родного края;

Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен;

Закреплять знания о государственной символике Крыма и формировать чувство патриотизма;

Расширять словарный запас, воспитывать культуру речевого развития;

Развивать творческие способности детей , воображение, речь, внимание, память;

Воспитывать любовь и уважение к своему краю,городу , природе Крыма .

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ :

«Познавательное развитие»

«Социально-Коммуникативное развитие» - на протяжении всей деятельности.

«Художественно- эстетическое развитие» - знакомство с художественной литературой Крымских поэтов , использование музыкальных композиций, развитие творчества.

«Физическое развитие» - физкультминутка, физкультпауза.

Материалы и оборудование : ИКТ, глобус, слайды : карта Крыма , достопримечательности Крыма , отдельно фото из городов : Симферополь, Бахчисарай, Севастополь, Ялта (цирк имени Тезикова, «Крым в миниатюре » , океанариум, др.); аудиозаписи : песня «Я – морячка, ты – моряк» , «Релаксация» для детей , «Overture» B.Conti; Флаг Крыма , карта Крыма с нарисованным контуром, акварельные краски синего и красного цветов, кисточки, клеенки, салфетки; открытки для детей (с изображением карты Крыма с подписанными городами , ребенок-«путешественник » с лозунгом : «Путешествуйте по Крыму )

Словарь : полуостров, столица, достопримечательности, город-курорт .

Ход НОД.

Дети под музыку («Overture» B.Conti) заходят и садятся на стулья.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте!

В : Сейчас я расскажу вам стихотворение, и вы поймете, о чем мы будем говорить на занятии :

«Крым – это здравница и это - чудо – сад (Слайд сада)

Крым – это фрукты , это сладкий виноград (Слайд винограда)

Крым – это море , это райские места (Слайд моря)

Крым - это южных гор крутая высота (Слайд гор)

Крым – это степь и заповедные леса (Слайд степи)

Крым – это сказка , заглянувшая в глаза». (Слайд карты Крыма )

В.: - О каком полуострове идет речь в стихотворении?

Д :- О Крыме

В : - А на что похож наш Крым ?

Д : - (Дети отвечают) .

В :- А еще он похож на маленький зеленый листочек, который плывет по синему морю.

Воспитатель (берет глобус) :

В : - Ребята, а что у меня в руках?

Д :- Глобус.

В : - Правильно, в руках у меня глобус, небольшой шарик, который я верчу то вправо, то влево. А где же Крым ? Вот он, крошечная, почти незаметная зеленая капелька на фоне синевы Черного моря. Незаметная? Я задумываюсь. А ведь в этой капельке вместилось так много (показ слайдов) : Золотые пески Черноморских пляжей, сухие степи Тарханкута, древние курганы Пантикапея в Керчи, причудливые горы, современные магистрали, рыбацкие поселки и шумные города . Мой Крым . Моя малая Родина. Можно объездить весь мир, но такого прозрачного родника как в Кутузовке не найдешь нигде. Нигде не увидишь столь яркого свечения красок в брызгах водопада Джур – Джур (Слайд водопада) . А всемирно известный лагерь «Артек» ? (слайд лагеря «Артек» ). Найдите еще в мире место, где так счастливы дети. Здесь они узнают много нового и интересного, раскрывают свои таланты, обретают новых друзей. Да, это мой край, мой дом, моя Родина!

В.: - А вы хотите виртуально попутешествовать по нашему волшебному Крыму ?

В :- Дети, а кто знает, что это за синяя полосочка тянется по нашему полуострову?

Д :- Это река Салгир – она самая длинная река Крыма .

В.: - Хотите превратиться в реку?

Д :- Да!

В :- Ну что ж, вперед. Я буду рассказывать, а вы помогать мне завершать предложение.

(Проводится физминутка «Речка» : дети идут «паровозиком» за воспитателем).

В :- Итак, самая длинная река Крыма…

Д :- Салгир.

В :- Она берет свое начало на склонах горы…

Д :-Чатыр – даг и Ангарского перевала.

В :- В нее впадают много маленьких …

Д :- речек.

В :- Перед Симферополем заполняет Симферопольское …

Д :- водохранилище,

В :- протекает по нашему городу…

Д :- Симферополю,

В :-по всему …

Д :- Крыму

В :- и впадает в …

Д :-Азовское море.

(Дети садятся)

В.: - Вот и принесли нас воды Салгира к городу , в котором мы живем. Как называется наш город ?

Д :- Симферополь

В : - Где находится наш город ?

Д :- В середине полуострова

В : - А вы знаете, как переводится слово «Симферополь» ? (название нашего города «Симферополь» в переводе с греч. означает «симфо» - собираю, «полис» - город . Симферополь – город –собиратель ).

В : - А почему говорят, что Симферополь – город –собиратель ? (Все, кто приезжает в Крым , сначала собираются в Симферополе, а потом уже разъезжаются по другим городам . Потому что в Симферополе есть (слайды :) что? Д :-Аэропорт,железнодорожный вокзал, автовокзал.

В :- Послушайте :

Симферополь – сердце Крыма ,

Город света и тепла .

Город южный , как красив ты.

Это родина моя!

А теперь поиграем.

Игра называется «Как я знаю Симферополь» . (воспитатель показывает слайды : ж/д вокзал, цирк им. Тезикова, детский парк, а дети называют).

В :-Молодцы, ребята, путешествуем дальше . (воспитатель показывает слайд : Ханский дворец) .

В :- Вы узнали, в какой город мы попали ?

Д :- Город Бахчисарай

В :-Дети, а кто- то из вас был в Бахчисарае?

Д :- (ответы детей )

В :-А вы знаете, что название переводится с крымскотатарского языка как «сад-дворец» (бахчa - сад, сарай - дворец) . Там есть (воспитатель показывает фото достопримечательностей г. Бахчисарая) : Ханский дворец, «Крым в миниатюре »

ВВоспитатель показывает слайд : Памятник погибшим кораблям). А теперь вы узнали, в какой город мы попали ?

Д :- Город Севастополь

В : - Ребята, а кто- то из вас был в Севастополе?

Д :- (ответы детей )

Д :- Дети, вы знаете, что Севастополь- главный порт Крыма . (показ слайда) А еще здесь есть база военного флота. (показ слайда) Военные моряки в годы войны защищали наш Крым от врагов . А сейчас давайте превратимся в моряков и потанцуем.

Проводится танцевальная минутка «Я- морячка, ты-моряк»

В :-Ребята, и последний город , о котором мы с вами поговорим- это Ялта. Ребята, а кто- то из вас был в Ялте?

Д :- (ответы детей )

В :- Ялта –город-курорт , который известен во всем мире. Сюда приезжают люди со всех стран мира. А возле Медведь – горы, на берегу Черного моря (показ слайда) находится детский оздоровительный центр «Артек» (показ слайда, где отдыхают дети со всех стран мира. (воспитатель, показывая слайд Никитского ботанического сада.

В :- А знаете ли ребята, что это за место?

Д :- (ответы детей ) .

В :- Да, ребята,это - Никитский ботанический сад, которому уже около 200 лет. В нем растут редкие растения со всего мира.

Проводится дидактическая игра «Назови растение»

В :- Сейчас я буду называть разные деревья и кустарники , а вы выбираете только те, которые растут у нас в Крыму . Если растут, то хлопаете в ладоши, если нет, то молчите. Итак, яблоня, груша, ель, апельсин, клен, береза, баобаб, слива, осина, каштан, кофе, тополь, кипарис, сосна.

В :- А еще в Ялте есть «Поляна сказок» (показ слайда) . Здесь мы видим сказочных героев, которых сделали руками мастера из стволов и корней деревьев.

Проводится дидактическая игра «Назови сказку»

В :- Какие знакомые сказки вы видите?

Д :- Ответы детей .

В :- А еще в этом городе есть знаменитый… ., посмотрите что? (показ слайда)

Д :- Ялтинский зоопарк «Сказка» .

В :- А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки и скажем :

Д : - «Раз, два, три, в детский сад попади!»

В.: -У нашего Крымского полуострова есть свой флаг. Какие цвета флага Крыма вы знаете ?

Д :- Синий, белый, красный.

В :- Правильно (воспитатель показывает флаг Крыма ) А сейчас давайте раскрасим карту нашего полуострова в цвета его флага

В.:- Только сначала нужно подготовить наши пальчики

Проводится пальчиков игра «Вышли пальчики гулять» :

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередно разжимаем пальцы)

Вышли пальчики гулять.

Солнце утром рано встало

(широко расставляем пальцы, руки скрестить)

Всех детишек приласкало

(поглаживание рук и ног)

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять.

(поочередно сжимая пальцы)

Дети выполняют работу за столами под фоновую музыку.

В.:- Итак, ребята, скажите, пожалуйста, какие города Крыма мы сегодня посетили ?

Д :-Бахчисарай, Севастополь, Ялта, Симферополь.

В :-Хорошо. А какие достопримечательности вам запомнились?

Д :- Ответы детей .

В :- Вам понравилось наше путешествие ?

Д :- Ответы детей

В :-. А сегодня, на память о нашем путешествии , я хочу подарить вам вот такие открытки (раздает детям открытки) .

Конспект урока изобразительного искусства "Природа Крыма" в 3 классе

Вариант конспекта урока по теме "В музеях хранят пейзажи"

Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства МБОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Цель: показать историческую роль полуострова Крым в истории и современности России, обоснованность воссоединения с точки зрения моральных и этических норм.
Задачи:
образовательная:
– освоение нового, ранее не изучаемого материала о новых субъектах Российской Федерации,
- познакомить учащихся с историей и культурным наследием Крыма, сформировать представление о природе Крыма;
- познакомить учащихся с творчеством русских художников (И.К. Айвазовского, И.И. Левитана, А.П. Боголюбова, К.А. Коровина, Р.Г. Судковского), писателей и поэтов (А.С. Пушкина, А.К. Толстого, М. Горького, М.М. Коцюбинского и др.);
- способствовать формированию понятия о пейзаже и умения его анализировать;
воспитательная:
– воспитание у учащихся гордости и уважения к истории своей страны, ее достижениям и достоянию, воспитание толерантности и дружеских отношений между братскими народами, патриотизма, любви к природе;
развивающие:
– заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы.
Формирование познавательных УУД:
расширить представление о Крыме как о ландшафтном и историко–культурном заповеднике, воспетом в произведениях литературы и искусства; формировать ключевые компетенции в области литературы, географии, информационных технологий; развивать познавательный интерес в разных областях знаний.
Формирование личностных УУД:
коммуникативных навыков; творческих способностей учащихся.
Формирование регулятивных УУД:
воспитание патриотических чувств, толерантности и уважения к этническому многообразию населения Крыма.
Вид урока: тематическое рисование, выставка рисунков "Природа Крыма".
Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Содержание урока
1. Организационный этап
Организация пространства класса для работы детей. Приветствие учащихся, проверка их готовность к уроку. Подготовка рабочего места.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний
Учитель:
Ребята, сегодня мы снова обращаемся к тем произведениям, которые хранят и экспонируют в музеях.
Для того, чтобы узнать к какому жанру изобразительного искусства мы обратимся, разгадаем ребус:


Вопрос детям: - А вы знаете что такое пейзаж?
Учитель: Слово происходит от французского и переводится на русский язык как "изображение страны", т.е. изображение какой-нибудь местности.
Мы с вами живём в средней полосе России, но сегодня обратимся не к родной природе, а к природе удивительного края - к природе полуострова Крым.
Вопросы детям:
- Слышали о таком полуострове? Бывал кто-нибудь в Крыму?
- Знаете, почему именно о Крыме пойдет речь?
Учитель: Сегодня у вас есть возможность полюбоваться одним из красивейших мест планеты. Великий чилийский поэт Пабло Неруда назвал Крым орденом на груди планеты Земля. Не только его, но и многих других творческих людей очаровала красота этого края, который боги создали для себя, но затем подарили людям.
Крым – это чудесный уголок щедрой природы, музей под открытым небом. Сколько волшебства в крымских названиях!
Просмотр и комментирование учителем слайдовой презентации "Природа Крыма".
1. Эпиграф:
…люблю всё больней и больнее
Каждый метр этой странной земли,
Раскалённое солнце над нею,
Раскалённые горы вдали,
Истомлённые зноем деревни,
Истомлённые зноем стада...
Суховея горячие вздохи,
Исступлённые песни цикад.
И в тяжёлом бреду суховея,
В беспощадной колючей пыли
Продолжаю любить, не трезвея,
Каждый метр этой трудной земли –
Пусть угрюмой, пускай невоспетой,
Пусть такой необычной в Крыму.
Ю.В. Друнина
Далее учитель демонстрирует слайды с фотографиями природы Крыма, сопровождая их высказываниями поэтов, писателей.
2. К.Г. Паустовский (1892-1968) писал:
«Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья.... Таков Крым... "
3. Польский поэт А.Мицкевич, потрясенный очарованием Южного берега Крыма, пишет: "Передо мной страна волшебной красоты. Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица..."
4. "Я ходил здесь, как во сне", - передает свое впечатление украинский поэт М.М.Коцюбинский.
5. "Шел в немом восхищении..." - признавался М.Горький в рассказе "Мой спутник".
Множество восхищённых строк о Крыме принадлежат поэту А. С. Пушкину.
В Крыму уникальное сочетание степных равнин и горных вершин, остывшие вулканы и грязевые сопки, уютные бухты и обрывистые скалы, песчаные или галечные живописные побережья. Южный берег не зря называют крымским раем. Здесь отвесные кручи гор, раздолье моря, глубокие ущелья, тенистые леса, стремительные горные ручьи и водопады. На Южном побережье можно найти уголки, напоминающие природу многих стран мира - Италии и Испании, Австралии и Греции.
Полуостров омывается Чёрным и Азовским морями. В Крыму более 150 рек и ручьев.
6. Стихотворение Бенедиктова «Потоки»:
Не широки, не глубоки
Крыма водные потоки,
Но зато их целый рой…
7. Один из редчайших и удивительных по красоте уголков нашей Родины - горный массив Кара-Даг. Породил его расцвет вулканической деятельности в Крыму много миллионов лет назад. Название "Кара-Даг" дошло до нас из средневековья и в тюркских языках означает "чёрная гора".
Крымские города - Ялта, Феодосия, Коктебель, Евпатория, Судак, Севастополь и Симферополь воспевали многие поэты. Здесь лучшие люди России черпали вдохновение, предавались романтическим порывам, некоторые даже обретали личное счастье. Эти города не потеряли своего очарования и в наше время - по прежнему вдохновляет писателей, поэтов, художников.
Но почему о маленьком Крыме собрано много - преданий, легенд, сказок. Зачем? Потому что это - часть культуры и истории нашего удивительного уголка земли и не может не представлять интереса.
8. Вы сейчас услышите одну из многочисленных легенд, об одном из самых примечательных памятников природы Южного берега Крыма – горе Аю-даг. Сходство её с медведем, который, словно охваченный жаждой, припал к морю, чтобы напиться издавна вызывало удивление и породило много легенд об этом памятнике природы.
Легенда о Медведь-горе.
В отдалённые времена на самом берегу моря поселилось стадо огромных зверей. Управлял им вожак - старый и грозный медведь. Однажды возвратились медведи из набега и обнаружили на берегу обломки корабля.
Среди них лежал свёрток. Старый вожак развернул его и увидел маленькую девочку. Девочка стала жить среди медведей. Шли годы, она росла и превратилась в красивую девушку.
Однажды недалеко от медвежьего логова прибило к берегу челн с молодым красивым юношей. Буря долго носила его челн по волнам, пока не выбросила на крымский берег. Девушка перенесла юношу в укромное место. Много раз приносила она юноше еду и питьё. Юноша рассказывал ей, как живут люди в его родных краях. И в эти дни полюбили они друг друга.
Юноша уже окреп, он смастерил мачту, сделал парус - влюблённые решили покинуть медвежий берег.
Тут вернулись на берег из далекого похода медведи и не обнаружили девушку. Вожак посмотрел на море и яростно взревел. Он опустил огромную пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду. Его примеру последовали остальные. Течение увлекало челн обратно к берегу.
И девушка запела. Как только донесся до зверей её голос, они подняли головы от воды и заслушались. Лишь старый вожак продолжал своё дело. Еще глубже погрузил он передние лапы и морду в холодные волны. Бурлило море у его пасти, вливаясь в неё широкими потоками.
Заклинала в песне девушка все силы земные и небесные стать на защиту её первой, чистой любви. Умоляла она старого медведя пощадить юношу. И так горяча была мольба девушки, что страшный зверь перестал тянуть в себя воду. Но не захотел он оставлять берега, продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезал челн с существом, к которому он привязался.
И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес. Старый вожак-медведь стал Медведь –горою.
9. Ласточкино гнездо - памятник архитектуры расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале. И у него есть своя история, но, к сожалению, на одном уроке нам не хватит времени узнать всё о природе Крыма. Я надеюсь, что дома вместе с родителями вы сможете найти ещё много интересных сведений об этом волшебном крае.
3. Целеполагание.
Учитель организует диалог с учащимися, в ходе которого помогает сформулировать некоторые задачи занятия.
Вопросы детям:
- Какой образ складывается у вас после просмотра презентации?
- Как вы думаете каковы цели и задачи урока?
3. Этап усвоения новых знаний
1. Учитель: Познакомимся с историей и культурным наследием Крыма.
Сложны и прихотливы пути его истории. Когда пытаешься проследить их из сегодняшнего дня – начинает казаться, будто кто-то всемогущий забавлялся этим маленьким полуостровом, как драгоценной игрушкой: «А вот сделаю я с ним ещё то-то… И что выйдет?»….
В течение многих веков Крым завоёвывали и населяли разные народы, он носил разные названия - Таврида, Хазария, Крымское ханство, Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика.... В 10 веке в Крыму киевский князь Владимир принял христианство, с крымской земли пошло его распространение на Руси. Затем Крым был захвачен Османской империей. В 18 веке императрица Екатерина II подписала указ о присоединении Крыма к России. В середине 20 века руководитель Советского Союза Н. Хрущёв передал Крымскую область Украине. И теперь с 21 марта 2014 года снова Крымский полуостров оказался со своей Родиной - Россией!
Меняется время, сменяются народы, но любовь к Крыму остается неизменной…Любовь к этому удивительному уголку Земли.
2. Знакомство с творчеством русских художников и поэтов посвятивших свои произведения Крыму.
Крым - удивительное место, которое вызывало восхищение у всех, кто здесь побывал. Не оставил он равнодушным не только писателей, поэтов, но и художников, побывавших здесь.
Художник и педагог А. М. Дубинчик говорил, что "Пейзаж - это исповедь художника".
Вопросы детям:
- Что значит исповедь, исповедоваться? (признаваться, говорить правду, рассказывать тайны)
- А в чём перед нами, зрителями, могут исповедоваться, признаваться художники, изображая природу? (в любви к ней)
Просмотр слайдовой презентации "Крым в произведениях художников":
1. И.К. Айвазовский "Лунная ночь в Крыму",
2. Л.И. Левитан "Крымский берег",
3. А.П. Боголюбов "Гурзуф и Аю-Даг",
4. А. Куинджи "Крым. Яйла",
5. Куприн "Бахчисарай. Тополя",
6. Кончаловский "Бахчисарай. Тополя",
7.К.А. Коровин.
У художников, как и у поэтов, особенный интерес к крымским пейзажам.
3. Все пейзажи разные, но существуют некоторые правила построения рисунка, которыми пользуются художники.
Задание детям: Рассмотрите схемы, определите наиболее гармоничные изображения на ваш взгляд, объясните свой выбор.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Жар – птица» муниципального образования городской округ Симферополь

Республики Крым

КОНСПЕКТ

интегрированного занятия с использованием народных игр

в разновозрастной группе № 4

с крымскотатарским языком обучения

«Крым многонациональный»

Подготовила:

воспитатель Аметова Г.Р.

г. Симферополь

2015 год

Цель. Продолжать знакомить детей с традициями, обычаями, обрядами, народными играми русского, украинского и крымскотатарского народов.

Обращать внимание на то, что в традициях общее, похожее, объединяющее.

Воспитывать уважение к людям не только своей национальности, но и к другим народам, населяющих Крым.

Продолжать учить согласовывать движения с текстом, закрепить навыки ориентировки в пространстве.

Воспитывать ловкость, быстроту, выносливость, коммуникативность.

Создавать атмосферу доверия, взаимоуважения.

Оборудование. Шапочки дятла и ласточки для подвижной игры, обручи, аудио запись музыки (разных народов), зерно, монетки, уголек, куклы – мотанки, голубая бусинка.

Звучит песня о Крыме. Заходят дети в национальных костюмах.

Ребенок: Родной наш Крым, родной наш Крым

Собрал народов братство.

И каждый рад сказать сейчас

Сердечное всем «Здравствуй». (на трех языках)

Воспитатель: Дети, есть на земле удивительный полуостров, который населяют народы разных национальностей. У каждого народа свой язык, символы, традиции, обычаи. Для нас всех этот полуостров является Родиной, местом, где они родились и трудятся, где живут наши родители и друзья. Вы уже догадались, о чем идет речь?

Дети: Это наш Крым.

Воспитатель: А кто скажет, какой наш Крым?

Дети: Сказочный, волшебный, солнечный, морской, красивый, яркий, зеленый и т. д.

Воспитатель: Правильно. Мы живем в Республике Крым. Она входит в состав России. Главное богатство Крыма – это люди, на полуострове проживает много-много разных народов. У них разные имена, разные обычаи и традиции. Посмотрите на карту полуострова и вспомните, люди каких национальностей проживают в Крыму?

Дети: Русские, украинцы, крымские татары, армяне, евреи, греки, немцы, болгары, караимы и д. р.

Воспитатель: Действительно, наш Крым стал родным домом для многих людей. И все они хотят жить в мире и дружбе.

Ребенок: Даже если мало места,

Все равно нам здесь не тесно.

Вместе мы одна семья

Все народы здесь друзья.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о некоторых народах, живущих в нашем общем доме, рядом с нами: крымских татарах, русских и украинцах. И неважно, что люди говорят на разных языках, важно, что мы, в Крыму, живем дружно, одной большой семьей со своими традициями, обычаями и обрядами. Ребята, а кто знает, что такое традиция?

Ребенок: Традиции – это правила, которые выполняют в семье, они передаются от старшего поколения младшему.

Воспитатель: Ребята, кто нам расскажет о обычаи крымских татар?

Ребенок. Я знаю обычаи крымскотатарской семьи. В этих семьях дети целуют руку родителям, дедушкам, бабушкам в знак уважения к старшим.

Воспитатель. А когда выполняют просьбу старших, им говорят «Живи дольше, чем я».

Ребенок. Весьма достойно сожаленья,

Что стали нынче забывать

Как в знак любви и уваженья

Обычай руки целовать.

Воспитатель. Кто еще дополнит, какие еще обычаи есть у крымских татар?

Ребенок. На третий день рождения ребенка мулла читает молитву и трижды шепчет в ушко имя ребенка. На руку привязывают синюю или голубую бусинку, чтобы уберечь ребенка от сглаза.

Воспитатель. Хороший обычай, добрая традиция. А еще для каждого народа традициями считались народные праздники и гуляния. На этих гуляниях люди соревновались в силе, ловкости, смекалке. Вы помните, как назывались такие игры?

Дети. Народные игры.

Инструктор по физкультуре. Вот и я вам хочу предложить поиграть в народную крымскотатарскую игру «Айдыныз балалар».

Ребенок. Тогерекке тез – тез турыныз

Оинын башлайикъ.

Дети становятся в круг и говорят слова:

Айдыныз балалар

Бу (имя ребенка)

Ортамызгъа алайикъ.

Оне япса бизде оны

Эп бирликте япайыкъ.

Дети повторяют движения ребенка, которого выбрали.

(выходят дети в русских костюмах)

Воспитатель. – О каких обычаях вы нам расскажите?

Ребенок. На Руси давным-давно, когда купали младенца, в первый раз, прабабушки и прадедушки клали в таз с водой – уголек, зернышки и монетки.

Воспитатель. – А как вы думаете, почему клали эти вещи в таз с водой?

Ребенок. - Когда клали уголек, говорили – привыкай к домашнему теплу.

А когда клали зернышки, говорили, будь всегда сыт.

Когда клали монетки, говорили, будь всегда богат.

Воспитатель. И, конечно, же всегда здоров. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Ребенок. Закаляться, делать зарядку, гулять на свежем воздухе и играть в разные игры.

Ребенок. Много русских игр мы знаем,

С радостью мы в них играем.

Инструктор по физкультуре. И я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Ласточка и пчелы».

Русская народная игра «Ласточка и пчелы»

(Дети бегают врассыпную, имитируя полет пчелок, ведущая говорит слова)

Пчелки летают, медок собирают.

Зум – зум – зум,

Зум, зум, зум – 2 раза.

Ласточка встанет, пчелок поймает.

(выходят дети в украинских костюмах)

Дети. Доброго ранку, в i таэмо

Воспитатель. – Что мы помним об обычаях и обрядах в украинских семьях?

Ребенок. При рождении ребенка, делали куклу – мотанку – «младенца». Такая кукла выглядела как ребенок в пеленках. Ее клали в колыбельку к малышу, чтобы она защищала его от сглаза, охраняла сон, берегла здоровье.

Ребенок. А я знаю, что оберегом для дома и семьи была кукла – берегиня. В голову, которой прятали монетку, зерно и шерсть овцы для достататка и семейного уюта. Для гармонии в доме мотанке - берегине на лицо обязательно наматывали крест. Такую куклу вешали или ставили в угол, со стороны восхода солнца.

Воспитатель. Ребята, обратите внимание, что у кукол – мотанок нет лица. Потому что считалось, что если у куклы – мотанки есть лицо, то в нее может вселиться злой дух.

Инструктор по физкультуре.

На наше свято

Друз i в закликаемо,

Разом з ним i ми сьогодня

В i гру пограемо.

А гра мае назву «Дятел»

Украинская народная игра «Дятел».

Дети. Ходить дятел по житниц i , шукаэ зернятко пшениц i .

Дятел. Мен i не самотньо одному, кого хочу, того в i зьму.

(Дети ищут себе пару).

Воспитатель. Ребята, мы сегодня познакомились с традициями, обычаями, народными играми разных национальностей. Главное, чтобы мы жили в мире и согласии.

Ребенок. Мудрость народов вы берегите,

В дружбе и в радости вместе живите,

Дружбой народов славься всегда,

Город родной и родная земля.

Воспитатель. Пусть дружных народов большая семья

Прославит тебя,

Родная земля!

Инструктор по физкультуре. (слайд 19)

Остров разноцветный по имени Крым-

В мире прекрасное место.

Татарин, грек, армянин, караим

Здесь проживают все вместе.

Ребята, а что у меня в руках?

Дети. Венок.

Посмотрите, какие в этом венке красивые цветы. Все разные: голубые, желтые, красные… и все они сплетены в одно единое целое.

Любите друг друга,

Будьте дружны,

Как в этом веночке – эти цветы!

Дети под музыку уходят. (песня «Вместе дружная семья!»)