Князь красное солнышко история в лицах. Князь владимир красное солнышко. Семья и дети

Князь Владимир правил Русью в период с 978 по 1015 г.г. Сначала стал великим князем киевским, а затем присоединил к нему и другие земли. Он стал крестителем Руси, обратив ее в христианскую веру.

Детство и начало правления князя

Достоверно дата его рождения не установлена. Историки относят это событие, приблизительно к 960 году. Владимир был сыном Святослава, внуком Игоря и правнуком основателя династии – Рюрика. Мать его, Малуша, была ключницей у его бабки – княгини Ольги и наложницей Святослава.

Родился будущий князь всея Руси в небольшой деревушке, близ Пскова, как считают историки. Первые годы своей жизни он и провел там со своей матерью. Позже он попал в Киев и воспитывали его княгиня Ольга и его дядя по матери – Добрыня (он был воеводой).

Святослав, потерпев поражение в походе на греков, по возращении домой был убит печенегами. А уезжая, он поделил меж своих отпрысков владения. Ярополка оставил он княжить в Киеве, Олега – над древлянами. А Владимиру достался Великий Новгород.

После гибели Святослава меж его старшими сыновьями, Ярополком и Олегом, завязалась война. В результате ее Олег гибнет, а Ярослав присоединяет к Киевским землям владения брата.

Собирался пойти он и на Новгород. Владимир бежал оттуда. Но, спустя 2 года, он возвращается с целой ратью наемных варягов. Он намерен убить брата. Киевскив воевод, поставленных Ярополком в Новгороде, он отправляет к нему с этой вестью. К Владимиру примыкают и новгородцы.

Решил Владимир посвататься к дочери полоцкого князя – Рогнеде. К ней уже сватался Ярополк. А Владимиру она отказала, назвав его сыном рабыни. Это сильно оскорбило князя и в ярости он громит Полоцк, убив его князя и сыновей, и увозит с собой Рогнеду.

Оттуда сразу же направляется он к Киевским землям. Брат его бежит. Позже, он будет убит.

978 год. Владимир объявляет себя князем киевским.

Принятие христианской веры

С начала своего правления Владимир занялся нововведениями в языческом вероисповедании. Были даже и гонения христиан на Руси. Но, не долго. Вскоре князь понял, что для объединения земель русских язычество – помеха. И встал вопрос о едином вероисповедании, способствующем единению и послушанию подданных. Долго выбирал князь веру. И вот, в 987 году было принято решение о крещении Руси. Точная причина выбора именно христианства не известна. До сих пор ведутся споры на эту тему. Есть версия, что крещение решил принять Владимир, для того, чтобы взять в жены царевну Анну, которая была христианкой. Однако, эта версия не единственная.

988 год. Этот год считается годом крещения Руси. Дата эта тоже не точная, но общепринятая.

До перехода в веру христианскую Владимир имел несколько жен. И осталось от них у него много детей. После крещения же, его официальной супругой считалась византийская царевна Анна. Но, была у него и еще наложница, имя которой осталось неизвестно.

Князь Владимир был человеком, любящим роскошь и гуляния. Характер его больше был мирным. Но, походы военные он все же, как и подобает правителю, совершал.

Завоевания князя Владимира

Расширил он границы государства Русского, присоединив и обложив данью многие земли.

981 – 982 годы – объединение Древлянских владений с Вятскими. Вятичи подверглись налогообложению.

В 984 году были завоеваны Радимичи. Обложил данью князь и Хазарские земли.

В 985 году вел он войну с Болгарией. В 988 осаждал Крым (тогда – Корсунь). На хорватские земли собрал он войско в 991 г.

Участвовал Владимир и в военных походах вместе с византийскими войсками.

А в 1015 совершил он последнее свое военное похождение на печенежские земли. В этом же году князь умер, будучи тяжело болен.

За время его правления, помимо завоеваний, было заключено им и не мало мирных договоров с разными государствами, в том числе с Чешским и Византийским.

Вариант 2

Владимир Красное Солнышко (Владимир Великий, Владимир Святославович) являлся князем Киевской Руси. Происходил из знатного рода Рюриковичей (был внуком основателя династии).

Родился приблизительно в 960 году, точная дата не установлена. Его отцом был известный полководец Святослав Игоревич. Именно во время правления князя Владимира в Киевской Руси отказались от языческого вероисповедания и приняли христианство. Смену религии князь расценивал как возможность объединения земель в целостное государство. Владимир смог также расширить территориальные границы Киевской Руси.

Владимир Красное Солнышко пришёл к власти в 978 году. После смерти его отца Святослава, будущий креститель Руси и два его старших брата (Олег и Ярополк) вели междоусобную борьбу за право правления землями. Перед смертью, Святослав поделил свои владения между сыновьями, но Ярополк убил Олега и присвоил себе его земли. Позже, Владимир собрал большое войско и направился в Киев к Олегу, но брат сбежал. Таким образом, Владимир стал единоличным правителем Киевской Руси.

О князе Владимире есть упоминания в исторической летописи под названием "Слово о полку Игореве". В ней описываются военные его военные походы, а также управленческие достижения и политические реформы. Также, до наших времён сохранились серебряные и золотые монеты с изображением Владимира Великого. Считается, что эти монеты были первыми из выпущенных в Киевской Руси.

До крещения Руси, у Владимира было несколько жён и наложниц, а также, множество детей от них. Позже он женился на дочери византийского царя Анне. Предполагается, что у этого брака были политические мотивы. Согласно историческим данным, у Владимира было более, чем двадцать детей. Наиболее известной исторической личностью среди его сыновей был князь Ярослав Мудрый, своим же приемником Владимир собирался сделать другого отпрыска - Бориса.

Датой смерти Владимира Святославовича принято считать 15 июля 1015 года. Он был тяжело болен, а также, измотан военными походами, целью которых было завоевание территории. После смерти князя, власть над Киевской Русью перешла к одному из его сыновей - Вышеславу.

Биография 3

История нашей Родины рассказывает о страшных событиях и о славных делах наших предков, учит современников не совершать ошибок. Биография Владимира Красное Солнышко лишнее подтверждение этому.

В первые годы правления характер юного Владимира, внука княгини Ольги отличается жестокостью, многочисленным прелюбодеянием, растлением малолетних. После победы над Ярополком, Владимир на главной площади Киева строит огромное святилище, где помещает языческих идолов. Главному богу Перуну, Владимир повелевает придать свой облик. Проявляется гордыня и все дозволенность повелителя. По мере взросления, буйный характер Владимира успокаивается, приходит мудрость.

Он понимает, что многочисленные языческие боги не способствуют укреплению власти. Вспоминается, как бабка княгиня Ольга проводила христианские обряды. В 987 году на совете бояр князь Владимир объявляет о «крещении Руси по греческому закону». Кроме того принятие христианства обещало усиление дружбы с Византией.

Крещение Руси.

Владимир Святославович решает жениться на сестре византийских императоров Анне. Девушка соглашается на сватовство, при условии что Владимир примет христианство. Пока Анна по морю добиралась до земель жениха, с ним случилась беда. Князь внезапно ослеп. Встревоженная невеста посоветовала немедленно креститься жениху. Во время обряда зрение вернулось к Владимиру. Уверившись в Иисуса Христа, киевский владыка повелел крестить народ свой, в первую очередь своих сыновей и ближних бояр. Характер владыки Руси меняется. Своих прежних женщин Владимир освобождает, даже Рогнеде прощает ее попытку убить мужа. Единственной женой остается византийская принцесса Анна, с которой он венчается.

Княжич увлекается рукописанием, церковным учением. Единственной заботой повелителя становится укрепление и безопасность земель русских, он завоевывает территории на Северном Кавказе, по берегам Волги, Каспия. Народ чувствует милость и заботу о себе, называет князя Красным Солнышком. Для укрепления христианской веры строится величественный храм Пресвятой Богородице, на горе Афон приобретается скит для русских монахов. Отдает в пользу церкви десятую долю всех своих доходов. Для просвещения народа вызывает в страну греческих священнослужителей, создается специальное учебное учреждение. Издает новый церковный Устав, получивший название «Кормчая книга». Начинается массовое просвещение и крещение жителей страны. Во многих уголках Руси строятся православные храмы. Последние годы правления Владимира Красное Солнышко можно считать спокойными, военные походы совершались только для отражения атак печенег. По границам своего государства, правитель построил города крепости.

Юлий родился в 1936 году. Свою фамилию он получил от папы, который по национальности являлся корейцем и работал переводчиком с корейского на русский. Мама Юлия была русской и работала учителем русского языка в русской школе.

  • Джордж Гершвин

    Известный клавишник Джордж Гершвин появился на свет 1898 году 26 сентября. Композитор имеет еврейские корни. При рождении композитора звали Яковом Гершовицем.

  • Андропов Юрий Владимирович

    Юрий Владимирович Андропов – генеральный секретарь СССР с 1983 по 1984 гг. Юрий Андропов родился 15 июня 1914 г. в Станице Нагутская в простой казацкой семье.

  • Недолго братья ладили между собою. Случилось раз, что Олег Древлянский на охоте убил Люта, сына престарелого Свенельда, главного советника Ярополка. Озлобленный отец стал подбивать своего князя к войне: «Пойди на брата твоего Олега и отними у него волость».

    Тот послушался, начал войну с братом и победил его. Олег во время битвы погиб: он упал в ров с моста, на котором теснились его бегущие воины. Тело его потом едва могли найти под грудою мертвых. Горько плакал Ярополк: он вовсе не хотел смерти своего брата. Узнал о печальном событии младший из братьев – Владимир, князь новгородский, и поспешил с дядею Добрынею, руководителем своим, к варягам , чтобы набрать там войско и отомстить старшему брату за смерть Олега, как требовал обычай. Ярополк присоединил Новгород к своим владениям; но Владимир скоро вернулся из-за моря с хорошею ратью, занял снова свой удел, завоевал Полоцк, умертвил князя полоцкого Рогвольда и двух сыновей его, женился на дочери его Рогнеде, невесте Ярополка, против ее воли; затем двинулся на Киев. У Ярополка войска было немного, но он сначала оборонялся, а потом, по совету своего вероломного боярина, сдался на милость брата. По приказу Владимира два варяжских воина поразили мечами Ярополка в то время, когда тот шел к нему мириться.

    Снова соединилась вся Русская земля в руках одного князя. Немало пришлось Владимиру вести войн с соседями: воевал он с поляками и отнял у них несколько городов (часть нынешней Галиции), два раза ходил на вятичей, которые пробовали освободиться от дани, и усмирил их; овладел землею хищного племени ятвягов, западных соседей Русской земли, живших по верховьям Немана; ходил и на волжских болгар и победил их.

    Услышал это князь и велел исковать им серебряные ложки. «Серебром и золотом не найду я храброй дружины, – сказал он, – а с удалою дружиной найду серебро и золото».

    Понимал Владимир, что без храброй и сильной дружины и власти бы у него было немного: у соседей добычи ему не промыслить бы, да и с народа своего не собрать бы дани. Понимал все это князь и высоко ценил дружину, жил с нею душа в душу.

    Ласковый к дружине, склонный к веселым пирам и разгулу, Владимир был сначала плохим семьянином: он был многоженец. Тогда было в обычае держать по нескольку жен; у Владимира же их было несколько сот. Вот что говорит предание об одной из жен его, Рогнеде. Жила она с маленьким сыном Изяславом близ Киева, в своем тереме. Давно уже Владимир не видался с нею, и она горевала, что он позабыл ее для других. Раз, возвращаясь с охоты, он случайно заехал к ней. Задумала она из ревности убить его. Когда он уснул, она взяла нож и хотела уже поразить его; но он внезапно проснулся и успел схватить ее за руку.

    – Полюбила я тебя, – сказала Рогнеда, – хоть ты убил и отца моего, и мать, и братьев; но теперь ты охладел и ко мне, и к младенцу моему.

    Владимир решился сам казнить Рогнеду за преступный замысел. Он велел ей одеться в княжеское платье, как была она одета в день свадьбы, сесть на богато убранном ложе и ждать его. Вошел он с мечом, но вдруг явился маленький Изяслав и сказал: «Отец, ты не один здесь!» (Так сделать научила его мать.) Владимир не решился при сыне убить мать; он велел позвать своих бояр, рассказал им все как было и просил у них совета. Бояре посоветовали ему пощадить мать ради сына; Владимир послушался их и даже дал Изяславу с матерью Полоцкую область во владение.

    Владимир был сначала очень ревностным язычником : с первых лет своего княжения стал он ставить в Киеве на видных местах, на холмах, кумиров, или идолов (т. е. изображение языческих божеств). Идол главного бога Перуна был сделан из дерева, голова серебряная, а усы золотые. Поставили также кумиры Даждьбога , Стрибога и других. Перед этими идолами совершались языческие обряды, жертвоприношения; приносили иногда в жертву даже людей.

    Вот какой случай рассказывает наш летописец. После удачного похода на ятвягов старцы и бояре сказали:

    – Бросим жеребей на юношей и девиц; на кого падет он, того и принесем в жертву богам.

    Жребий пал на сына одного варяга, христианина, жившего в Киеве. Посланы были люди взять обреченного на жертву отрока. Отец его стал противиться.

    – Ваши боги – дерево, – говорил он, – сегодня стоят, а завтра сгниют; они не едят, не пьют; они сделаны руками людей. Есть единый истинный Бог, которого почитают греки, который сотворил землю и звезды, луну и солнце; Он сотворил и человека. Ваши же боги что сотворили? Они сами деланные! Не дам сына своего бесам!

    Народ рассвирепел, толпами, с оружием в руках, ринулся на двор варяга, разметал забор. Несчастный отец стоял на крыльце своего дома и заслонял сына.

    – Отдай сына твоего в жертву богам! – кричал ему народ.

    – Если они боги, то пусть пошлют одного из среды своей, пусть он возьмет у меня сына моего, а вы зачем требуете?

    Язычники в ярости с дикими криками бросились на жилище несчастного варяга, подрубили сени, на которых стоял отец с сыном, и оба они погибли.

    Это были первые и последние мученики-христиане в Киеве (Федор и Иоанн).

    Сказание об испытании вер

    Видеть такие случаи и слышать такие речи приходилось Владимиру, вероятно, не раз. В Киеве жило много христиан , было немало их и в дружине. Владимир Красное Солнышко при его уме легко мог задуматься о том, где же истина, – в том ли язычестве, которому он сначала ревностно служил, или в христианстве.

    Нетрудно было умному князю почувствовать высоту христианского учения сравнительно с грубым язычеством, – и стал он колебаться в своей вере. Об этом, конечно, проведали и в соседних странах. В Киеве, как в торговом городе, сходились купцы со всех сторон; они разносили молву по своим землям обо всем, что видели и слышали. Стали пытаться соседние народы обратить Владимира в свою веру: каждому из них хотелось сделать такого сильного князя своим единоверцем. Вот как передает наш летописец сказание об этом. В 986 г. пришли из земли болгар магометане к Владимиру и сказали ему:

    – Ты – князь мудрый, а истинной веры не знаешь. Прими нашу веру и поклонись Магомету .

    – Какая же ваша вера? – спросил Владимир.

    – Веруем мы в единого Бога, – отвечали болгары, – а Магомет заповедует нам свинины не есть, вина не пить.

    Затем рассказали о рае, где люди, исполнявшие закон Магометов, будут вечно наслаждаться. Рассказ о будущей жизни пришелся Владимиру по душе, но запрет есть свинину и особенно пить вино совсем не понравился.

    – Руси веселье есть питье, не можем без него быть! – сказал он.

    Затем явились к Владимиру немцы, послы от папы (римского патриарха). Владимир выслушал их и отпустил ни с чем.

    – Отцы наши не принимали вашего закона, – сухо сказал он им.

    Владимир-христианин

    Владимир, по словам летописца, совсем переменился после крещения. Из князя жестокосердного и разгульного он стал кротким, человеколюбивым и умеренным: он не хотел даже казнить смертью разбойников; сами епископы стали убеждать его строже карать преступников.

    Владимир Красное Солнышко высказывал большую охоту строить церкви и украшать их; пожелал он построить во имя Богоматери храм в Киеве, подобный Корсунскому. Семь лет трудились греческие мастера над постройкой церкви; соорудили ее на том месте, где пролита была кровь христиан-варягов. Владимир отдал в эту церковь все, что привез из Корсуня: иконы, сосуды, кресты и определил на содержание ее десятую часть доходов от всего имения и городов своих, потому и назвали ее Десятинной церковью.

    Склонность к войне у него после принятия христианства видимо ослабела: больших походов на соседей он уже не предпринимал; только с печенегами приходилось вести беспрерывную борьбу. Владимир еще в начале своего княжения построил много городов по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне для обороны своей земли со стороны степей. Но все-таки орды печенегов, кочевавших в привольных южных степях, то и дело врывались в Русскую землю и беспощадно опустошали ее.

    Вот что говорит предание об одной войне с печенегами. Русские встретились с ними на реке Трубеже. Наши стояли по одну сторону реки, печенеги – по другую; ни те ни другие не решались перейти реку. Тогда подъехал к берегу печенежский князь и предложил Владимиру кончить дело единоборством.

    – Выставим – ты своего воина, а я своего, пусть сразятся, – сказал он. – Если твой одолеет моего, то мы не будем воевать три года; если же мой победит, то мы будем три года опустошать твою землю.

    Послал Владимир бирючей (вестников) по войску клич кликать: «Нет ли охотника на поединок с печенегом?» Никто не отозвался. Закручинился князь…

    Но вот приходит к нему один старый воин и говорит:

    – Князь, вышел я на войну с четырьмя сыновьями, а есть у меня меньшой сын дома. С самого детства никто не мог его одолеть. Раз я забранил его – а мял он в ту пору воловью кожу, – осерчал он на меня и в досаде разорвал кожу руками.

    Обрадовался князь, услышав о таком силаче, послал за ним и рассказал ему, в чем дело.

    – Не знаю, – сказал тот, – смогу ли… Пусть сперва испытают мою силу. Нет ли большого и сильного быка?

    Привели огромного быка. Разъярили раскаленным железом, и рассвирепевшее животное помчалось в бешенстве мимо силача; тот изловчился, ухватил быка за бок и вырвал у него куски мяса с кожею, сколько захватила рука.

    – Ты можешь бороться с печенегом, – сказал Владимир.

    На другой день произошло единоборство. Выступили оба борца друг против друга. Печенежский богатырь был громадного роста и страшен на вид. Вышел и русский боец. Печенег-великан, завидев его, стал смеяться над его небольшим ростом. Размерили место между обоими войсками.

    Началась борьба. Крепко обхватили бойцы друг друга; русский силач задавил печенега руками и ударил его мертвого оземь. Радостный крик вырвался у русских, а печенеги бежали. Русские гнались за ними, рубили их и далеко загнали их в степи. Рад был Владимир победе и тут же на месте борьбы, по преданию, заложил город и назвал его Переяславль . (Назван так город, объясняет летописец, потому, что русский боец переял славу у печенежского витязя.)

    Три года спустя печенеги снова напали на Русскую землю. Владимир не успел собрать много ратной силы, вышел с небольшим отрядом. Враги одолели, князь едва спасся от плена. Через два года после этого степные хищники сделали новый набег. Эти беспрестанные нападения заставили Владимира подумать об укреплении границ со стороны степей, с юга и востока. Он велел строить новые города по южным окраинам Русской земли.

    Много пришлось потрудиться княжей дружине , отражая врагов. Любил Владимир Красное Солнышко своих дружинников, всегда советовался с ними о военных делах и о мирных.

    Памятник князю Владимиру в Севастополе

    Был он щедр: ничего не жалел для них, тешил их часто веселыми пирами; не забывал при этом и меньшую братию. Слова Евангелия: «Блажен милостивии, яко тии помиловании будут» и «Продайте имения ваши и дадите нищим» – глубоко запали ему в сердце. Приказывал он всякому нищему, всякому убогому приходить на княжий двор и брать все нужное из княжеских запасов: питье, пищу; раздавались и куны (деньги). Мало того. «Немощные и больные не могут дойти до двора моего», – сказал он и велел возить по городу на телегах хлеб, мясо, рыбу, разные овощи, бочки с медом и квасом. Княжьи люди останавливались у дворов и спрашивали: «Где здесь больные и нищие, что ходить не могут?» – и щедро оделяли их всем нужным. Кроме больших праздников, каждую неделю по воскресным дням устраивались в княжеской гриднице пиры: бояре, все дружинники, старшие и младшие, и лучшие люди из горожан собирались сюда и пировали при князе и без него.

    Продолжаю серию публикацию о великих исторических личностях нашей Родины! Сегодня я хотела бы рассказать о
    князе Владимире Святославовиче (или Владимир Красное Солнышко - как ласково называл его народ и прославлял в былинах). А вы можете ознакомиться с моей статьей о княгине Ольге.

    Итак, начинаем!

    Жизнь князя Владимира делится на два периода - до и после крещения. Первый период был очень коротким (до 25-летнего возраста). Это время Владимир жил, как язычник. Но он быстро духовно зрел. Во второй период (до самой старости) он, как отец, заботится о духовном и материальном благе своего отечества.

    Владимир - внук святой равноапостольной Ольги - родился около 962 года. Отцом его был князь Святослав Игоревич - внук Рюрика (но он был внебрачным сыном Святослава). Матерью была Малуша Малковна, дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.


    Добрыня Никитич и Малуша - наложница Святослава Игоревича, мать будущего князя Владимира (Крестителя Руси)

    Малуша - христианка, сохранившая однако в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов, - полюбилась суровому воину Святославу. Она стала ключницей княгини Ольги, т.е. хранительницей мехов, серебра, монет и прочих драгоценностей. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабыню, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Там и родился мальчик, названный русским языческим именем Владимир - владеющий миром, владеющий особым даром мира. Вскоре Владимира отобрали у матери.


    Сергей Ефошкин. Мать с сыном. Малуша прощается с Владимиром

    Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.

    В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую землю между тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, — Олег, в Новгороде — Владимир.

    По смерти Святослава между детьми его началось междоусобие. Шестнадцатилетний Ярополк в 975 г. двинулся походом на своего брата Олега и в сражении у города Овруча Олег погиб. Тогда Ярополк двинулся на Новгород. Совершенно ясно, что он хотел княжить единолично, без конкурентов. Владимиру в это время исполнилось всего 12 лет, и Добрыня увез его "за море" (в теперешнюю Швецию). Через три года он возвратился в Новгород с чужеземной ратью.

    Так началась война между Владимиром и его братом Ярополком. Он возглавил поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, "давшего великую волю христианам". Кроме того, вражда между братьями обострилась еще из-за того, что дочь князя полоцкого Рогнеда, руки которой просил Владимир, отказала ему такими словами: "Не хочу разуть (разуть жениха - обряд свадебный; разуть вместо - выйти замуж) сына рабы", попрекнув его низостью происхождения по матери, и собиралась выходить за Ярополка. Оскорбленный Владимир захватил Полоцк, обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей. Вслед за этим, летом 978 года он осадил Киев. Ярополк запирается в городке Родня. После почти двухлетней осады голод заставил Ярополка сдаться на милость брата. Но когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху».


    Сергей Ефошкин. Князь Владимир и князь Ярополк

    С этого злодейского убийства и начинается единовластное княжение Владимира на Руси, которое продолжалось долгих 37 лет.

    Летописцы намеренно не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства, с тем чтобы ярче указать на чудотворное действие благодати крещения, представив того же князя в самом светлом виде. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен. Одна из них - полоцкая княжна Рогнеда (мать Ярослава Мудрого).


    Владимир и Рогнеда с сыном. РОГНЕДА Полоцкая (ок. 960 - ок. 1000) - дочь князя Рогволода из города Полоцка. Была очень красива. Собиралась выйти замуж за Ярополка Святославовича. Отказала князю Владимиру Святославовичу и оскорбила его, назвав сыном рабыни. В 979 году Владимир захватил Полоцк, убил ее родственников, и сделал своей женой. В 981 году родила сына Изяслава. Около 987 года совершила покушение на мужа. За это Владимир приказал ей нарядно одеться и ждать в комнате. Она поняла, что ей грозит, позвала сына и спрятала его. Когда князь вошел с мечом в руке, маленький Изяслав заступился за мать. Владимир не стал убивать Рогнеду. Он отправил ее с сыном в город Свислочь (Изяславль). Сейчас это город Заславль недалеко от Минска. Всего она родила Владимиру 4 сыновей (среди них Ярослав Мудрый) и 3 дочерей. В 1000 году незадолго до смерти приняла монашество под именем Анастасии.

    Другой женой Владимира стала вдова убитого им Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотою. От нее, между прочим, родился потом Святополк Окаянный — убийца святых братьев Бориса и Глеба. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», так с осуждением писал о Владимире летописец. Как говорится «жил на всю катушку».


    Капище у озера

    Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши.

    «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», рассказывает летопись.


    Борис Ольшанский. Клятва Сварожича

    Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах. В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор некоего варяга-христианина, и киевские язычники потребовали принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам. В отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру.


    Сергей Ефошкин. Первые русские мученики Федор и Иоанн перед гибелью

    Введение единого для всей страны государственного культа Перуна должно было олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и киевского князя.


    Языческий храм. Проводится обряд в храме. В центре храма 4-х главый Световит

    При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т.н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде. Он "пас свою землю правдою, мужеством и разумом", как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры.


    Васнецов. Владимир-язычник

    Однако языческая реформа, изменившая лишь внешнее обличье старых богов, не могла удовлетворить Владимира. Личные поиски веры совпали с требованиями времени. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике. Все это требовало изменений в сфере идеологии.


    Филатов. Выбор Веры князем Владимиром

    Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Князь Владимир внимательно выслушивал всех, задавал вопросы.

    В мусульманстве Владимиру, как будто нравилась возможность многоженства и в этой жизни, и в будущей. Магометане не случайно упирали именно на этот пункт своего вероучения: они явно пытались приспособиться к нравам Владимира-язычника. Но они не знали, что от язычества Владимир в глубине души уже отвратился. К тому же «предаваться всякому блуду» он мог и не переходя в иную веру...
    Но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии.


    Выбор веры

    По летописи, князь Владимир, призванный Промыслом Божиим быть крестителем Руси, был уже готов принять православную веру от греков, но, будучи мудрым руководителем, подготавливал народ к крещению путем частых бесед о вере на княжеском дворе, путем испытания вер и посылки посольства в другие страны. И было решено послать послов и испытать каждую веру на месте, и избрали для этого десять мужей, «добрых и смышленых». Отправляя посольство, он знакомил руссов с верою, состоянием торговли, армии, бытия, жизни народов.

    И вот эти послы наблюдали в Болгарии, как мусульмане молятся в мечети: «Став там без пояса, сделав поклон, (человек) сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их». У немцев «видали в храмах различную службу, но красоты не видели никакой». В Византии же в Константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией они созерцали праздничное патриаршее богослужение при полном свете паникадил, с пением соборных хоров.


    Послы киевского князя были ошеломлены увиденным

    «Не знали, на небе или на земле мы, — рассказывали послы по возвращении в Киев, — ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей».

    В 987 году на совете бояр Владимир принял решение о крещении «по закону греческому».

    По преданию, в обмен на это решение, ему даже обещали руку сестры правящего византийского императора Василия II Анны, которой к этому времени было уже 26 лет. Но обещание не выполнялось, и поэтому Владимиру I пришлось добиваться руки Анны военной силой.

    Согласно летописи, в следующем 988 году князь Владимир 6-тысячным войском захватил Корсунь (Херсонес в Крыму, принадлежавший тогда Византии) и потребовал в жёны византийскую принцессу Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Император Василий II вынужден был согласится, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира принять святое крещение, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Но добившись своего, Владимир забыл своё обещание. И тут с ним случилось то, что перевернуло всю его жизнь. Он внезапно ослеп!!! Несколько дней ходил и стонал Владимир. Ужасны были крики князя, когда он понял, что может остаться инвалидом навсегда. Принцесса Анна тогда напомнила о его обещании и посоветовала ему поскорее принять святое крещение. В страхе перед христианским Богом, Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени. Чудо возврата зрения свершилось после крещения. Мир для него преобразился.


    Сергей Ефошкин. Князь Владимир. Крещение

    У князя Владимира явилась разительная перемена его собственной жизни, его духовно-нравственного состояния. Из страстного, гордого язычника он переродился в целомудренного, кроткого, необычайно милосердного и доброго человека. Он даже всерьёз вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество — отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха.

    До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира было 5 законных жен. Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.

    Сам Владимир, после крещения сочетался браком по христианскому обряду с византийской принцессой Анной (+1011). Этим браком Владимир достиг того, что Русь перестала считаться в Византии варварским народом. Возрос и династический престиж киевских князей. В дальнейшем, Анна активно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». Её гробница находилась в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей св. Владимира Крестителя.

    Крещение в Корсуни (Херсонес) князя Владимира с боярами и дружиной было началом крещения всей Русской земли! В сопровождении дружины, бояр, духовенства князь Владимир двинулся к Киеву. Впереди несли кресты, иконы, святые мощи.


    По возвращении в Киев князь Владимир собрал 12 своих сыновей и, подготовив их к принятию святой веры Христовой, крестил в источнике, навсегда получившим название Крещатик. Вместе с ними крестился и весь дом его, и некоторые бояре, вероятно, из тех, кто не был в Херсонесе.


    Перов В.Г. Крещение Руси.

    Потом Владимир приказал приступить к массовому крещению. Крещение киевлян происходило в водах Днепра корсунскими священниками. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

    Князь Владимир повелел везде сокрушать языческих идолов: одни были сожжены, другие изрублены. А главного же идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано, привязав к хвосту лошади, стащить в Днепр, молотя палками для публичного поругания, а затем провожать до порогов, чтобы никто не мог вытащить и взять его. Там идолу привязали камень на шею и утопили. Кануло в воду русское язычество...

    Его милостыни бедным не знали меры. «Красным солнышком» прозвал Владимира русский народ. Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира; по воскресеньям и большим церковным праздником после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных.


    Князь Владимир

    При этом князь продолжал оставаться победоносным полководцем, мужественным воином, мудрым главой и строителем государства. При святом князе Владимире Киевская Русь достигла расцвета и ее влияние распространилось далеко за ее пределы.

    При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси. Заложены города Владимир (990г.), Белгород (991г.), Переяславль (992г.) и многие другие.

    Владимир стал возводить Божьи храмы. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников.


    Сергей Ефошкин. У Десятинной церкви

    Строили церковь мастера из Византии. Десятинная церковь строилась, скорее всего, по образцу Фаросской церкви при Большом императорском дворце в Константинополе, куда любила ходить на молебны Анна. И хотя ни Фаросская, ни Десятинная церкви не сохранились, археологам удалось воссоздать их внешний вид. Церковь длиной 27 метров и шириной 18 была увенчана пятью большими куполами. Ее украшали фрески и мозаики из разноцветного стекла, а также яшмы. Из-за обилия мрамора на полу и возносящихся ввысь колонн с резными капителями современники именовали Десятинную церковь "мраморяной". Мрамором же были отделаны парапеты у хор, алтарная преграда и карнизы у главных окон. Пол алтаря, помимо разноцветных мраморных плиток, выложен был из муравленого кафеля. Само здание было сложено из плоских тонких кирпичей, замазанных белой штукатуркой.

    В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна.

    Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы в земле Русской, проводилась она насильственно. Первыми учителями на Руси были как византийцы, так и болгары, в том числе учившиеся на Афоне.

    Последние годы жизни Владимира Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями. В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца. Святополк с женой и их соучастник, польский епископ, были арестованы и заключены под стражу. В 1014 г. поднял мятеж другой сын Владимира - Ярослав Новгородский, отказавшись платить дань Киеву. Тогда князь Владимир объявил о походе на Новгород, но тяжело заболел и умер 15 июля 1015 года. Он правил Русским государством 37 лет (978—1015), из них 28 лет прожил во святом крещении.

    Святые мощи Владимира были положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма рядом с такой же мраморной ракой царицы Анны.

    Во время монголо-татарского нашествия честные останки святого князя Владимира были погребены под развалинами Десятинного храма. В 1635 году они были обретены, честная глава святого князя Владимира покоилась в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, малые частицы святых мощей — в разных местах. Во второй половине XIX века в Киеве был построен храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, являющийся в настоящее время кафедральным собором. А в 1853 году был поставлен памятник.

    Имя и дело святого равноапостольного князя Владимира связано со всей последующей историей Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», — засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви, до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом.


    Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

    "Заново Солнце родится,
    Пламя внимательных глаз,
    Жизнь в мире чистой страницы
    Во крещенье тебя, во крещенье меня, во крещение вас..." (К. Кинчев, АлисА. "Крещение")15 июля исполнилось ровно 1000 лет с того момента, когда преставился князь Владимир, прозванный в народе Красное Солнышко за то, что крестил Русь. Какое значение имело для Руси крещение, ознаменовавшее собой появление единой веры, сплотивших нацию?



    В начале IХ в. из множество восточнославянских племен сложилось раннефеодальное государство с политическим центром в Киеве. Древние русичи в те времена были язычниками и поклонялись множеству богов. Языческая религия возникла как результат полной зависимости древнего человека от сил природы. В далекой древности славяне приносили жертвы «упырям и берегыням», затем Роду и Рожаницам, позже, перед принятием Русью христианства - Перуну, Хърсу, Мокоши и многим другим.

    В IХ-Х вв. Русь достигает крупных успехов, не только в значительном расширении своей территории, но и в сельском хозяйстве, и в ремеслах. Киев, находясь на перекрестке важнейших международных транзитных путей, становится крупным центром торговых связей между странами Западной Европы и Византией, Поволжьем, Кавказом, Средней Азией. Таким образом в Киеве мирно сосуществовали представители многих религий: язычества, христианства, мусульманства, иудаизма, буддизма.

    С 945 г., после смерти Игоря, Великим князем Киевской Руси стал его сын Святослав, но так как он поначалу был слишком мал, а, повзрослев, предпочитал походы государственной деятельности, фактически правила его мать, княгиня Ольга. Хотя «…есть все основания считать, что Ольга заняла Киевский стол как княгиня, а не как воспитательница своего сына. … Все предания об Ольге связаны с ее устроительной деятельностью на благо Руси, в то время как предания о Святославе рассказывают о его походах в дальние земли, которые летописцы считали бессмысленными. …Киевская Русь … представляла собой союз князей, во главе с Ольгой, сидевшей в Киеве» .
    Согласно «Повести временных лет», Ольга крестилась в Царьграде в 955 году и приняла имя Елена. В «Продолжении хроники Региона Прюмского» сообщается, что Ольга-Елена крестилась в Константинополе в 959 году, а по мнению древнерусского книжника Иакова Мниха Ольга крестилась в Константинополе в 954 году. Существует также версия о том, что Ольга крестилась в Киеве у местных христиан. Причин принятия решения Ольгой креститься могло быть несколько. Во-первых: языческую Русь, не имевшую единой государственной религии, другие государства воспринимали как дикую, невежественную страну, побаиваясь ее, но не воспринимая как равноправную. Ольга и наиболее просвещенные князья прекрасно понимали это. Во-вторых, множество богов никак не способствовало сплочению государства, создавало препятствия в его управлении. Некоторые историки считают, что причинами крещения Ольги могли быть: стремление укрепить мир с Византией, или желание Ольги получить царский титул и даже женить Святослава на византийской принцессе. Одной из причин могло быть и стремление Ольги овладеть частью территории, принадлежащей ранее Великой Моравии. «Проблема Моравского наследства несомненно должна была вызвать интерес у русских князей. Это была именно та задача, ради решения которой Ольга могла активизировать контакты Руси с христианскими странами Европы. Ради достижения такой цели русские князья-язычники могли поддержать и христианские увлечения Ольги» .
    Как бы то ни было, Ольга крестилась и начала активно насаждать христианство и возводить церкви на Руси. Ее стремление к сближению Руси с христианскими странами поддерживали многие князья. О широком распространении христианства среди русов, еще до прихода к власти Владимира, сообщается во многих источниках. Об этом говорит и тот факт, что в начале Х1 века, по свидетельству Титмара Мерзербургского в Киеве было около 400 церквей, хотя в договоре с греками от 911 года нет еще и намека на появление на Руси русов-христиан, в договоре от 944 года говорится лишь об одной церкви св. Ильи. Вряд ли столько церквей мог построить Владимир за 20 лет, прошедших с момента его крещения.

    Во время визита Ольги в Царьград в 957 г. ее сопровождали послы от 22 князей, оставшихся на Руси. Судя по тому, какой высокий прием был оказан Ольге и ее князьям, она либо уже была крещенной, либо возвестила о намерении креститься самой и сопровождавших ее русских князей (а возможно и крестить Русь). Судя по распределению даров, переданных в тот раз русам, упрямому язычнику Святославу отведен был статус более низкий, чем должен был быть даже для положения наследника Ольги, не говоря о том, что к 957 году ее регентство должно было уже закончиться, и Святослав, как наследник Игоря, должен был стать Великим князем. Но Ольгу называют архонтиссой русов, т.е., по византийской системе титулования - Киевской княгиней.

    Но, если Ольга была Великой княгиней, то она могла сделать Русь христианской державой уже тогда, однако не сделала этого. Будучи мудрой правительницей, зная, что согласно византийской церковно-политической концепции «любой народ, принявший христианство их рук греков, становится вассалом греческого императора, политически зависимым народом или государством», Ольга, крестившись сама, не торопилась ставить Русь в зависимость от Византии.

    «Повесть временных лет сообщает, что «жила же Ольга с сыном своим Святославом, и учила его мать креститься, но он пренебрегал этим и не принимал в уши. Но если кто желал креститься, то не запрещал, а насмехался над ним…. Ольга говорила Святославу: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если ты познаешь — будешь радоваться». Он же не внимал этому, отговариваясь: «Как мне одному принять новую веру, а дружина моя станет над этим смеяться?» Она же сказала: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Он же не послушался матери, следуя обычаям языческим, не ведая, что кто матери не послушается - в беду попадет…»… Рассказ летописи… можно понимать в том смысле, что княгиня не видела никаких препятствий для распространения христианства на Руси и предлагала креститься Святославу и его дружине». Итак, крестить Святослава Ольге не удалось. Но если сначала он был довольно терпим, и лишь надсмехался над чуждой ему верой, то после смерти матери и вовсе ополчился против нее.

    Гнев Святослава на христиан разгорелся во время его войны с греками. В 967 году Святослав пошел походом на дунайских болгар, быстро покорил Восточную Болгарию и превратил болгар в своих подданных. На юго-западе граница Руси вплотную подошла к рубежу Византийской империи. Такой оборот событий не отвечал интересам византийского правительства, и, видимо, не без его подстрекательства печенеги совершили нападение на Киев…. Святослав с частью своего войска был вынужден вернуться на Русь. Заключив мир с печенегами, он осенью 969 года вторично двинул свои войска на Дунай. Святославу удалось вновь восстановить свои позиции в Восточной Болгарии. От пленных болгар он узнал, что их толкнула на выступление русских Византия. Святослав решил проучить византийцев за их коварство. Он объявил им войну и двинул войска на юг Балканского полуострова. Этот шаг Святослава не мог быть одобрен русами-христианами, входившими в состав его войска. На юге Балканского полуострова произошло несколько сражений, в одном из которых Святослав понес крупные потери в людях. Святослав, придя к выводу, что русы-христиане, находящиеся в его войске, по существу, являются союзниками Византийцев, тайной агентурой империи, решил с ними расправиться. Он задумал уничтожить также и главные рассадники христианства на Руси - храмы.

    Но, пока сын был в разъездах, мать воспитывала его детей. Повесть временных лет сообщает: «Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга в городе Киеве со своими внуками - Ярополком, Олегом и Владимиром». Воспитанным бабушкой, детям Святослава было намного легче принять христианство, чем их отцу. «Автор Иоакимовской летописи пишет: «Ярополк же бе муж кроткий и милостивый ко всем, любяше христианы, и асче сам не крестился народа ради, но никому не претяше». О положении христиан на Руси в княжение Ярополка писали ряд авторов. Некоторые исследователи использовали данные Никоновской и Иоакимовской летописей, не проводя, правда никакого источниковедческого анализа почерпнутых сведений. Макарий и В.А. Пархоменко объясняли особую приверженность Ярополка к христианам влиянием, которое оказала на него жена-гречанка и бабка княгиня Ольга. Е.Е. Голубинский считал: «… если бы он жил долее, то очень может быть, что не Владимир, а он был бы крестителем всей Руси». Но, судя по всему, Ярополк, хотя и благоволил христианам, сам крещен так и не был.



    Из летописей нам известно, что после победы над войсками Ярополка в битве на реке Друче Владимир осадил Киев. Ему удалось привлечь на свою сторону воеводу Ярополка Блуда, посулив ему свои милости за убийство Ярополка. Блуд не мог совершить это в Киеве из-за горожан, которые препятствовали ему в этом. Тогда обманом Ярополка выманили из Киева. Ярополк «избег» из Киева и «затворился в граде Родьни на усть Рси реки, а Володимер вниде в Киев и оседи Ярополка в Родне». В Родне великий князь нашел поддержку и защиту. Долгое время этот город выдерживал осаду Владимира, несмотря на то, что у населения закончились запасы продовольствия. И только в результате новых происков воеводы Блуда Ярополк был вынужден пойти на мирные переговоры с Владимиром. «И прииде Ярополк к Володимеру; яко полезе в двери, и подъяста и два варяга мечьми под пазусе. Блуд же затвори двери и не да по нем ити своим. И тако убиен был Ярополк…»

    Придя к власти, князь Владимир сразу же проявил свои дипломатические способности. В войне с Ярополком он опирался на наемные варяжские дружины, но, достигнув великокняжеского стола, Владимир дал понять жителям столицы, да и всей Руси, что не собирается потакать иностранцам, а будет делать в дальнейшем основную ставку на местное языческое население. … Часть варяжских наемников Владимир, правда, оставил у себя на службе, а остальным разрешил уйти в Константинополь.
    «Владимир был еще ребенком, когда умерла Ольга, и меньше других братьев попал под ее влияние; потом он, еще в детстве увезен был в Новгород, где христианство было менее известно, чем в Киеве, и вырос там под влиянием старой веры». Под 980 годом Повесть временных лет сообщает о воздвижении Владимиром на холме близ теремного двора, в самом центре княжеского Киева идолов языческих богов. «постави кумиры на холму вне двора теремного: Перуна деревяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажъбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы и привожаху сыны свои и дщери, и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими. и осквернися кровьми земля Руска и холмо-т» .

    Очевидно, языческий пантеон Владимира был построен специально для киевской знати, проживавшей на Горе, недалеко от княжеского дворца, так как Владимир хорошо помнил о том, как невзлюбили симпатизировавшего христианам Ярополка воеводы, не желавшие усиления византийского влияния на русов. Выставляя статую бога Перуна на первый план, Владимир стремился подчеркнуть свое особое расположение к его почитателям: князьям, боярам, дружинникам. Я.Е. Боровский считал, что данная реформа была проведена с целью политического объединения Руси под главенством Киева, чему должно было помочь появление в Киеве «нового языческого пантеона. По мнению Б.А. Рыбакова, Владимир 1 произвел своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии.
    В первые годы княжения Владимира язычество на Руси начинает доминировать над христианством. Вскоре это приводит к тому, что «языческое население столицы перестает считаться с христианами. В 983г., согласно Повести временных лет, дело доходит даже до кровавого столкновения между язычниками и христианами» .

    Причины принятия христианства

    «Господство в стране языческой идеологии продолжало пагубно отражаться на росте народонаселения страны, на международной торговле. Оно не давало возможности решить проблему привлечения кадров иностранных специалистов по различным отраслям знаний, исключало династические браки с соседними императорскими, королевскими и княжескими домами, уже принявшими христианство, что мешало заключению международных договоров и союзов. Языческое жречество по-прежнему оставалось серьезной самостоятельной силой на Руси и в своей политике руководствовалось корыстными интересами.

    Всего этого, конечно, не мог не сознавать князь Владимир. К концу 80-х годов Х века его власть настолько окрепла, что он уже не нуждался в поддержке языческого населения. Напротив, и он сам, и его бояре и дружинники остро нуждались в религии, которая бы помогла феодальному строю стабилизироваться на Руси». Князю предстояло выбрать наиболее благоприятную для Руси новую религию.

    Летопись сообщает, что болгары-мусульмане предложили Владимиру принять ислам. Князю понравился мусульманский обычай иметь много жен, но обряд обрезания, а также запрет на вино и свинину пришлись ему весьма не по вкусу. В иудаизме запретов оказалось еще больше. Христианство же, религия призывающая ко всепрощению и терпимости, не требующая жертвоприношений, не делающая различий между народами, пришлась по душе русскому князю.

    Уже в то время христианская церковь была поделена на восточную и западную части. Летопись отмечает, что приходили к Владимиру «немцы» из Рима, предлагая принять католичество. Он их выслушал, а затем сказал: «Идите опять, яко отцы наши сего не приняли суть». Владимир был уже наслышан о том, что римские епископы требуют от западноевропейских монархов беспрекословного повиновения, выплаты так называемого гроша - денег, шедших как на содержание самих пап, так и их окружения, пытаясь распространить свое влияние как можно дальше на Восток. Принятие католичества означало бы для Руси попасть под сильное влияние Германской (Священной Римской) империи, допустить проникновение на свою территорию вначале немецкого духовенства, а затем и немецкого рыцарства, выплачивать Риму ежегодные денежные дотации.

    Владимир созвал своих бояр и городских старцев и попросил у них совета, какую религию выбрать для Руси. Бояре и старцы посоветовали послать своих мужей в разные страны разузнать все самим и доложить князю. Владимир отобрал 10 мужей. Когда они вернулись, то рассказали Владимиру, что более всего их впечатлила служба в греческой церкви. Хотя Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало на Русь восточное православие, византийская церковь так же как и католическая, стремилась к распространению своего влияния, и русские князья так же неминуемо должны были попасть в вассальную зависимость от византийских императоров. Но князь Владимир имел перед своими глазами пример Болгарской державы. Сын болгарского правителя Бориса 1 Симеон совершил победоносный поход на Византию, после которого Византия и Болгария заключили мир, скрепленный женитьбой сына Симеона Петра на Марии, внучке императора Романа 1. Византия признала высокий титул Петра, и в Болгарии было создано независимое патриаршество.



    В 987 году в византийском городе Корсуне (Херсоне) вспыхнуло восстание, размах которого сильно напугал византийских императоров. Они обратились за военной помощью к русскому князю Владимиру, тот потребовал отдать ему за помощь в жены принцессу Анну. Византийцы ответили согласием, выставив в качестве дополнительного условия крещение Владимира и его народа. Между Русью и Византией был заключен договор о свойстве и военной помощи. После этого русские войска, соединившись с войсками греческими подавили восстание. Перед свадьбой Владимир и князья, бывшие с ним крестились.

    Возвратившись в Киев с супругой гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни (кресты, иконы, мощи), Владимир приступает к официальному введению христианства на Руси.

    Прежде всего Владимир крестил своих сыновей и многих приближенных. Затем он приказал уничтожить всех идолов, главного идола Перуна - сбросить в Днепр. Это была яркая демонстрация жителям Руси языческих богов, наглядный показ того, что они не в состоянии отомстить Владимиру и его христианскому окружению за нанесенные им оскорбления. В назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ… люди же, крестившись, расходились по домам, Владимир же был рад, что познал Бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против Диавола, да одолею козни его, надеюсь на Тебя и на Твою силу» Это важнейшее событие случилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году по мнению других в 898-990 годах.

    Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с митрополитом, из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке. Согласно летописям 988 г., князь Владимир приказал ставить церкви по тем местам, где раньше стояли кумиры. «И поставили церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перун и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам». С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги.

    Введение христианства в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакими (911 г.). Для их покорения потребовалась военная экспедиция киевлян, Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.

    Причиной столь враждебного отношения к новой религии, скорее всего, являлась приверженность населения к традиционным обрядам. Именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации: регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвов, имевшая огромное влияние на умы людей, привычные суеверия. К тому же новгородцы и ростовчане очень настороженно относились к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель. Не желавшие креститься люди бежали в леса и глухие, неудобные для проживания места. Лишения ожесточали их. Убийство и ограбление священника, или человека, принявшего христианскую веру, т.е. изменившего языческим богам, казалось им вполне справедливым и обоснованным. Епископы, неся большие потери, потребовали от князя жестоких мер. Владимир просто вынужден был сменить милость на гнев. Начались казни над разбойниками.

    В сельской местности сопротивление Христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей сумели совместить веру в них с элементами христианства. Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей, и, в некотором смысле, существует и по сей день (мы до сих пор читаем детям сказки, населенные ведьмами, лешими, водяными, Бабой-ягой и Кощеем, не задумываясь о том, что это является противоречием исповедуемой нами православной религии, а для наших далеких предков эти персонажи являлись не сказочными героями, а реальными духами, управлявшими окружающей их природой).

    Но… строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. По свидетельству Повести временных лет, Владимир велел собрать у лучших людей детей и отдать их в обучение книжное. Церквей и русских священников становилось все больше. Даже самые упрямые язычники со временем начинали понимать, что смириться все-таки придется (или хотя бы сделать вид). К тому же Владимир всячески старался задобрить недовольное насильственным крещением население. Он оказывает помощь нищим и больным, устраивает в городах пышные празднества, сопровождаемые пиршествами и раздачей милостыни из княжеской казны.

    Историческое значение крещения Руси

    Крещение Руси привело к установлению более тесных международных связей с соседними христианскими государствами. Русские князья получили возможность вступать в династические браки с принцессами из императорских, королевских, княжеских домов Европы. Заключались мирные договоры, создавались военные союзы, обеспечивались выгодные торговые взаимоотношения. Более высокими темпами начало развиваться ремесленное производство. Иностранные мастера могли теперь приезжать и работать на Руси, не боясь быть принесенными в жертву языческим богам. Христианская церковь способствовала созданию многих великолепных памятников архитектуры и живописи, распространению письменности, развитию летописания, появлению школ и библиотек, проникновению на Русь произведений зарубежных авторов, содержащих в себе важные знания по целому ряду отраслей культуры и искусства. Церковь укрепила моногамную семью. Изменился похоронный обряд, жен и рабынь перестали убивать после смерти их мужей и хозяев, что способствовало увеличению населения Руси.

    В целом отход от язычества и принятие христианства были важными и прогрессивными для того времени явлениями. Укрепилась и власть русских князей. Но в то время как княжеская власть на Руси была еще слаба, и князья сами стремились к разделению государства, — церковь была едина и власть митрополита распространялась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие явилось прежде всего в церкви, но это сообщало всему государству внутреннее единство и силу.

    28 июля - день поминовения князя Владимира Святославича Ясное Солнышко. Вверху вы видите на фотографии памятник князю Владимиру (и святителю Фёдору) в городе Владимире.

    Этот князь известен в истории как "креститель Руси".
    Заслуженно ли носит князь такую славу?
    Если строго придираться к словам - не совсем.
    Христианкой была ещё бабушка Владимира - княгиня Ольга. И если она свободно, открыто приняла христианство - это само по себе свидетельствует о том, что к тому времени христианство было широко распространено среди русского народа.
    Например, давайте представим себе, что где-нибудь в Афганистане или Пакистане местный президент в наши дни, в XXI веке, осмелился открыто перейти в христианство. Как вы думаете - долго ли после этого он пробудет у власти?..
    А вот в Южной Корее был одно время президент-христианин.
    Потому что Южная Корея, в отличие от Афганистана или Пакистана, хоть в целом и не христианская страна, но сильно христианизированная.
    Так вот Русь во времена княгини Ольги, бабушки Владимира, была настолько сильно христианизирована, что княгиня совершенно спокойно и открыто стала христианкой - без каких-либо негативных последствий для себя.
    Правда, сын Ольги и отец Владимира, князь Святослав - христианином не был.
    Но он не был и антихристианином. В его дружине было примерно поровну христиан и язычников - и князя это ни в малейшей степени не волновало. Его просто не интересовали такие вопросы. У него было другое увлечение: постоянная война, неважно с кем.

    Но тут невольно напрашивается вопрос - а откуда же пришло христианство на Русь?

    Для того, чтобы получить на этот вопрос исчерпывающий ответ, давайте перенесёмся во времена Иисуса Христа.

    Очень часто можно услышать версию о том, что первыми христианами были евреи, и само по себе христианство как таковое поначалу было всего лишь иудейской сектой.
    Это - ПОЛНАЯ ЧУШЬ!

    Сам Иисус Христос был действительно по рождению евреем.
    Однако, ещё когда он был грудным младенцем, его родители вместе с ребёнком бежали в Египет.
    Ниже вы видите картину художника Джентиле да Фабриано "Бегство в Египет".
    А здесь - картина Рембрандта "Бегство в Египет".

    Ниже - картина Эдвина Лонга "Святое семейство в Фивах". Фивы - это город в древнем Египте.

    Позже, когда опасность миновала - родители решили вернуться. Но не на родину, а в соседнюю Галилею.
    Галилея - это древняя область, расположенная на стыке современных Израиля, Ливана, Иордании и Сирии.
    Во времена Христа там жили галилеяне - народ, родственный евреям. То есть - семиты.
    Это не означает, что они были евреями.
    В наше время существуют народы, родственные евреям (народы семитской группы) - например арабы, эфиопы, ассирийцы, мальтийцы. Все они исповедуют разные религии и относятся друг к другу либо с неприязнью, либо с ненавистью.
    А русские, например, родственны чехам и полякам. При этом многие чехи относятся к русским с неприязнью, а поляки (кроме живущих в Литве) - с ненавистью.
    Так что родственная близость наций сама по себе ещё мало что значит.
    Известно, что язык галилеян заметно отличался от языка евреев (хотя, в принципе, они понимали друг друга).
    Кроме того - галилеяне совершенно свободно употребляли в пищу свинину (вещь непредставимая в среде евреев той эпохи), и у них на полях паслись под присмотром пастухов целые стада свиней.
    Хотя время от времени галилеяне ходили в качестве паломников в еврейский Иерусалим.
    Ну так ведь и русские сегодня совершают паломнические поездки в тот же Иерусалим либо на Афон.
    И дагестанцы с татарами совершают паломнические поездки в Мекку.
    Ну и что?
    Дагестанцы и татары не превращаются при этом в арабов, а русские не превращаются в евреев или в греков.

    Итак, родители Иисуса Христа вместе с сыном поселились среди галилеян. Там и жил Иисус Христос всю свою сознательную жизнь среди этого народа.
    И когда он начал своё служение, свои проповеди - все его ученики кроме Иуды Искариота были галилеянами.
    Только один Иуда Искариот был евреем и при этом оказался предателем.

    НИКОГДА, ни одной минуты, евреи не воспринимали христиан как своих.
    Никогда, ни одной минуты - христианство не было иудейской сектой.
    Да - Иисус Христос пытался нести свет своего учения евреям. Но они отвергли его учение.
    Да - Иисус Христос был по рождению евреем. Но евреи не только не признали его своим, но и потребовали от римлян его казни. Так что, как говорится - в расчёте...

    Позже, уже после распятия Христа, к апостолам примкнул еврей по имени Савл, который стал известен в истории под именем апостола Павла.
    Но это особый, исключительный случай. По дороге в Дамаск, Савл (Павел) был поражён ударом и на некоторое время ослеп. В этот период, пока он был слепым, ему явился Господь и призвал его на служение.
    Ниже вы видите картину Караваджо "Обращение Савла по дороге в Дамаск".

    Савл (Павел) был очень образованным человеком, который родился за пределами Иудеи и имел римское гражданство. Именно такой человек был необходим первым христианам для того, чтобы проповедовать в Европе, находившейся в составе Римской империи. Остальным ученикам Христа, не столь грамотным и не имевшим римского гражданства - было бы неизмеримо труднее справиться с подобной задачей.
    Когда после своего обращения Павел открыто признал в Иерусалиме, что он последователь Иисуса - евреи чуть не разорвали его. Он был спасён от смерти римлянами как римский гражданин.
    Так что говорить о какой-то первоначальной терпимости евреев к христианам не приходится.
    Первыми христианами, повторюсь, были галилеяне.

    Итак - апостол Павел (отчасти совместно с Петром) проповедовал в Европе.
    Апостол Матфей проповедовал в Эфиопии.
    Апостол Фома добрался до Индии.
    Следует признать, что эти люди совершали почти невероятное, добираясь до столь отдалённых земель и обращая ко Христу значительное количество людей.
    Ведь Эфиопия в результате действий апостола Матфея стала единственной Православной (точнее - почти Православной) страной Африки, единственным государством на континенте, которое сохранило независимость и не стало ничьей колонией, единственной страной Африки, которой христианство принесли не колонизаторы.
    И в Индии в результате действий апостола Фомы появилось довольно много христиан в тех местностях, где он проповедовал.

    Но самым первым учеником Христа был апостол Андрей, брат апостола Петра.
    Именно поэтому в истории этот апостол известен под прозвищем "первозванный".
    Андрей был простым рыбаком, который жил на берегу Галилейского моря (так в те времена называли Тивериадское, или по-другому Геннисаретское озеро). Этот человек с детских лет был привычен к плаванию на вёслах на большие расстояния.
    Может быть именно поэтому он выбрал для себя путь по Днепру в славянские земли.

    Днепр, впадающий в Чёрное море, был хорошо известен древним грекам задолго до рождения апостола Андрея.
    Греческие купцы имели в устье этой реки свои фактории (в виде небольших крепостей) и временами совершали далёкие поездки вверх по реке для торговли с обитавшими по берегам реки и её притоков племенами.
    От них Андрей мог получить первичную необходимую информацию.

    Именно этот апостол, Андрей Первозванный, первым принёс свет христианского учения на русскую землю.
    Он прошёл через славянские земли от Чёрного моря до Ладожского озера.
    Если вы возьмёте географическую карту и внимательно на неё посмотрите, то поймёте, что для человека, привыкшего ходить на вёслах на серьёзные расстояния - в подобном путешествии нет ничего сверхъестественного.
    Такие реки как Днепр, Волга, Западная Двина, и ряд других - берут начало с одной и той же Валдайской возвышенности. То есть - их истоки сходятся довольно близко друг с другом.
    Если всё время идти на лодке вверх по Днепру, то в конце концов вы, в районе современного посёлка Днепровское (Смоленская область) окажетесь в районе "перемычки", которая соединяет Днепр с рекой Вазуза - которая, в свою очередь, впадает в Волгу.
    Если вы затем пройдёте вверх по Волге до её истока, то окажетесь в таком месте, где меньше трёх километров будет отделять вас от реки Стабенки, которая принадлежит уже к Балтийскому бассейну. Стабенка впадает в Шебереху, Шебереха - в Полу, Пола - в Ловать, Ловать - в озеро Ильмень. Из Ильменя вытекает Волхов - который впадает в Ладожское озеро.
    Современных плотин и мостов, которые могли бы всерьёз помешать сплаву - тогда не существовало.
    Имея небольшую лодочку и простейшие навыки вёсельной гребли, а также будучи человеком неприхотливым и закалённым - вполне можно проделать такой путь.
    Беседуя с жителями прибрежных деревень (Андрей как раз беседовал, проповедуя учение Христа) - можно ориентироваться в тех очень редких местах, где дорогу не подсказывает сама природа.

    Учитывая мирный характер славян, можно, пожалуй, сказать, что Андрею, в сравнению с большинством других апостолов, досталась не самая трудная стезя.
    А вот уже в "цивилизованных" краях, на территории современной Греции, он был распят в городе Патры на кресте, который имел форму буквы Х.
    Поэтому русский морской флаг имеет такую же форму и именуется "андреевским".

    Ниже вы видите картину Николая Ломтева "Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских".

    Вот тогда-то и появились среди предков русских людей первые христиане.
    Ниже - картина Перова "Первые христиане в Киеве".

    Таким образом, к моменту прихода к власти князя Владимира Святославича Ясное Солнышко, русская земля была сильно христианизирована.

    Что же собой представлял князь Владимир?
    Легенды рисуют нам образ Владимира, пока он был язычником, самыми чёрными красками.
    В чём его только ни обвиняли!
    И в распутстве, и в коварстве, и в кровожадности, и во многих иных грехах. Не говоря уж того, что прижит он был отцом от рабыни...
    Ниже вы видите картину Лосенко "Владимир и Рогнеда", где князь изображён в роли этакого обольстителя...

    Однако, если отбросить всякую чернушную шелуху, то становится ясно, что Владимир в своих пороках ничуть не выделялся в худшую сторону по меркам языческой эпохи.
    "Великим распутником" его именовал в своих записках немецкий хронист Титмар Мерзебургский. И можем ли мы этому Титмару верить на слово - ещё большой вопрос.
    Был князь очень красив собой - за что и получил прозвище "Ясное Солнышко". Нетрудно догадаться, что бабы вешались на богатого и красивого князя горстями. Крайне сомнительно, что ему приходилось проявлять в этом деле насилие или коварство.
    Рождение от матери-рабыни по понятиям того времени ничуть не препятствовало ему наследовать отцовский престол. Надо ведь учитывать, что рабами у князей были не какие-нибудь негры или индейцы. К сожалению - рабство было свойственно языческой Руси и как правило рабами были тоже русские люди.
    Вообще, Владимир никак не отметился ни в чём таком, что шло бы вразрез с представлениями своей эпохи, и на взгляд современников ничем в плохую сторону не выделялся.

    Зато князь был талантливым дипломатом и воином, серьёзно расширившим границы своего государства.
    Ниже вы видите карту русского государства в эпоху княжения Владимира. Карта английская, но понять не сложно.

    И самое главное (ВНИМАНИЕ!) - князь Владимир понимал то, чего в упор не понимают многие (если не все поголовно) политики современной России. А именно - Владимир осознавал, что стране нужна Её Величество государствообразующая идея, становой хребет, без которого немыслимо существование серьёзной нации.
    Это сегодня я раз за разом пишу (например , или ) о том, что миром правят великие идеи, и без идеи невозможно становление государства. Более того - я не ленюсь предлагать такие идеи. Например , или .

    И всё как об стенку горох.

    Князь Владимир сам понимал такие вещи без подсказок с чьей бы то ни было стороны.
    И вот в этом-то он на голову выше любых современных политиков.

    Сначала Владимир попытался сделать то, о чём мечтают современные язычники (точнее те гаврики, которые играют в язычество, не представляя себе что это такое).
    Князь попробовал создать стройную, внятную, логически обоснованную СИСТЕМУ на основе язычества.
    Он даже принёс человеческие жертвы (да-да, дорогие мои - у язычников это практиковалось).
    Однако, взявшись за дело как следует, Владимир убедился, что во-первых, язычество на территории Руси не представляло собой чего-то единого целого. Это было скопище верований и суеверий, очень разнившихся по местностям и ни в коей мере не представлявших собой единой системы. В каждой округе шаманили кто во что горазд. И идолов чтили сугубо по-своему.
    А во-вторых, князю пришлось убедиться, что язычество находится в полном упадке и явно отступает под натиском христианства, а также ислама и иудаизма.
    Будучи человеком умным, Владимир в конце концов понял, что он пытается оживить труп - да ещё при этом наделяя труп такими чертами, которые никогда ему не были свойственны.

    Тогда начались долгие, тяжёлые раздумья о том, что должно стать для Руси единой государствообразующей идеей.
    Князь отдавал себе отчёт в том, что он собирается принять судьбоносное решение - и поэтому не торопился, хорошенько всё обдумывая.
    Он подолгу беседовал с представителями различного духовенства - с мусульманами, иудеями, католиками, Православными... Устраивал даже диспуты между ними...
    И в конечном счёте сделал выбор в пользу Православия.

    Ниже вы видите картину Эггинка "Великий князь Владимир выбирает веру".

    На картине видны удаляющиеся с разочарованным видом католики.
    Только не надо упоминать о том, что в то время католики и Православные ещё не разделились. Они ещё не порвали друг с другом окончательно, но реальное разделение возникло задолго до описываемых событий.

    Владимир Ясное Солнышко был последователен до конца. Он крестился сам и решительно порвал со многими своими привычками, неуместными для христианина. В некоторых местах местная удельная знать пыталась мутить воду, настраивая народ против князя и против принятия всеобщего крещения. Ведь до неглупых людей довольно быстро дошло, что единая религия сцементирует государство в одно целое, и поэтому для удельной вольницы наступают тяжёлые времена.
    Но народ нигде не пошёл за смутьянами. На Руси не возникло ничего подобного тому расколу, который произошёл несколько веков спустя после реформ патриарха Никона.
    Были единичные спорадические стычки, местами пришлось нагнать на местную знать страху - но в целом Русь крестилась быстро и охотно.

    Впоследствии, когда начались княжеские междоусобицы, которые усугубились нашествиями кочевников - именно Православие позволило русской земле всё-таки выстоять, оклематься, и перейти в контрнаступление.
    Без Православия, принятого в качестве государствообразующей идеи - не было бы впоследствии ни Российской империи, ни современной России.

    Следует отметить, что крещение Руси обросло множеством всяких фантастических мифов.
    Например, считается что Владимир захватил Херсонес (крепость в Крыму, в районе современного Севастополя), потребовав в качестве выкупа за эту крепость у византийцев, во-первых, жену (одну из византийских принцесс), а во-вторых, присылки священнослужителей. Вон, дескать, дикарь какой - предпочёл силой вытребовать для себя жену и веру! Ах, какой варвар!..
    Сегодня на волне эйфории, связанной с присоединением Крыма, эту ни на чём не основанную версию опять начали мусолить, причём на уровне государственной пропаганды. Мол - Крым имеет для России сакральное значение. Оттуда, дескать, к нам христианство пришло...

    На самом же деле это полная чушь.
    Крещение Руси произошло за три года до похода на Херсонес. Никакого отношения к процессу крещения тот поход (повторюсь - совершённый через три года после описываемых событий) ровным счётом не имел.
    На Руси ещё до официального признания Православия государственной религией хватало христиан и христианских священнослужителей. Повторюсь - христианкой была ещё бабушка Владимира, княгиня Ольга.
    Никто священнослужителей силой, под страхом оружия, на русскую землю не призывал - их на Руси и так хватало.
    Русские той эпохи были одним из самых цивилизованных народов мира. Им и в голову не приходило заниматься разными глупостями.

    Со своей стороны, современная украинская пропаганда нередко внушает своим гражданам мысль о том, что "УКРАИНСКИЙ" князь Владимир крестил когда-то Русь.

    Это тоже чушь несусветная.
    Украинской нации в те времена просто-напросто не существовало - как не существовало, например, американцев, бразильцев, мексиканцев или аргентинцев.
    Все вышеупомянутые нации начали зарождаться много веков спустя в результате смешения различных этносов.
    P.S. Все иллюстрации позаимствованы из различных разделов ВИКИПЕДИИ .