Князь иван первый калита. Правления ивана калиты

Случайность всё время играет в прятки с неизбежностью. Четвёртый из пяти сыновей Даниила Московского, князь Иван, казалось, не имел ни-каких шансов занять отцовский трон. В лучшем случае он мог рассчитывать на крошечный удел внутри Московского княжества , а в худшем — на роль «безудельного» князя, вечного порученца своего могущественного старшего брата. Однако судьба распоряди-лась по-иному. Три старших сына Даниила (Юрий, Борис, Афана-сий) умерли, не оставив наследников. Неожиданная гибель Юрия в Орде сделала Ивана московским князем. А ещё через два года новый поворот «колеса Фортуны» — тверской мятеж — вознёс его на престол великого князя Владимирского (21 ноября 1325 года). Теперь этот уже немолодой, но всё ещё ничем не отличившийся внук Алексан-дра Невского имел возможность показать, чего же он на самом деле стоит...

Внешняя политика Ивана Калиты

Главной заслугой Ивана Калиты современники и потомки счи-тали установление долгожданного мира и порядка в Северо-Восточ-ной Руси. В те годы, когда он был великим князем владимирским (1328-1340), прекратились опустошительные набеги на русские земли. Не было их и при его сыновьях Семёне Гордом и Иване Красном . Страна жила спокойной, мирной жизнью . Росли города, увеличивалось население, копились силы для будущих побед над «погаными».

Вот что говорит об этом летописец: «Сел Иван Данилович на великом княжении всея Руси, и была с тех пор тишина великая на 40 лет, и перестали поганые воевать Русскую землю и убивать хри-стиан, и отдохнули христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского, и была с тех пор тишина великая по всей Русской земле».

Конечно, «великая тишина» не легко далась князю Ивану. Ему приходилось постоянно ездить к хану Узбеку, чтобы отвозить дань и ублажать подарками всех «сильных людей» в Орде. Каж-дая такая поездка продолжалась несколько месяцев и связана была с тяжкими физическими и моральными испытаниями. Не меньше сил отнимал и сам сбор дани в обнищавших русских землях. Ведь после тверского восстания 1327 г. ордынцы передали это трудное и опасное дело в руки великого князя владимирского. Местным князьям предписано было вовремя передавать ему причитавшиеся с них суммы и не иметь прямых контактов с Ордой. Однако они постоянно нарушали оба условия.

Для выполнения всех своих обязательств перед Ордой великий князь должен был найти правильный тон в отношениях с Новгородом. Это была настоящая «война нервов». Строптивые новгородцы под разны-ми предлогами уклонялись от уплаты своей доли ордынской дани. Ещё труднее было собрать с них внеочередные, чрезвычайные нало-ги, которые время от времени требовал хан. По отношению к Новго-роду Иван Калита успешно применял политику кнута и пряника. Он то пугал новгородскую знать вторжением своих войск, то задабривал её щедрыми подарками и почестями.

Внутренняя политика Ивана Калиты

Важной частью внутренней политики Ивана Калиты была борьба со всякого рода преступлениями. По сообщению летописи, он «избавил Русскую землю от воров и от разбойников». Есть основания полагать, что великий князь расправился не только с теми «разбойниками», ко-торые гнездились по лесам и грабили купеческие обозы, но и с теми «ворами» из числа местной знати, которые расхищали собранную с населения ордынскую дань.

Архитектура

Религия

Иван Калита был дальновидным правителем. Он понимал, что военно-политические успехи Москвы будут прочными лишь тогда, когда под них будет заложена идейная база. Иными словами, Москве нужна была своя идея, своё знамя . В ту религиозную эпоху подоб-ную задачу можно было решить только при содействии церкви.

В 1299 г. митрополит Максим перенёс свою резиденцию из разорён-ного Киева во Владимир-на-Клязьме. Но и там он не обрёл покоя. Преемник Максима митрополит Пётр (1308-1326) постоянно пере-езжал из одной области своей обширной митрополии в другую. В по-следние годы жизни он обосновался в Москве. Иван Калита выстроил для святителя новое подворье и всячески выражал ему своё почтение. Довольный благочестием князя, митрополит Пётр своими руками за-ложил первый камень в основание московского Успенского собора.

Он отдал свои личные средства на строительство и завещал по-хоронить себя в этом храме.

Иван Калита добился того, что уже вскоре по кончине митро-полит Пётр был признан святым. Гробница с его святыми моща-ми, находившаяся в особом приделе Успенского собора Московского Кремля, стала главной святыней Москвы.

Целью церковной политики Ива-на Калиты было превращение Москвы в религиозную столицу Руси. И в этом он имел успех. Преемник Петра митрополит Феогност (1328-1353) большую часть времени проводил в Москве, которую счи-тал своей основной резиденцией. А следу-ющий митрополит, Алексей (1354-1378), вообще был коренным москвичом. Материал с сайта

Прозвище «Калита»

Князь Иван Данилович был человеком глубоко ре-лигиозным. Однако как правитель он не мог обойтись без постоянного нарушения многих евангельских заповедей. Страшась небесной кары за свои грехи, он старал-ся умилостивить Бога традиционным для всех правителей способом — раздачей милостыни нищим. Для этой цели, выхо-дя из дворца, он всегда имел при себе сумку-кошелёк с мелкими деньгами — знаменитую калиту. Насмешливый московский люд за-метил эту привычку. Отсюда и родилось оригинальное прозвище — Калита.

(1325-1340 или 1341) наследовал власть после своего старшего брата Юрия Даниловича , который погиб в Орде от руки князя тверского Дмитрия Грозные Очи. Вслед за убийством Юрия мстивший за гибель своего отца Дмитрий был казнён татарами, однако ярлык на великое княжение хан оставил за Тверью. Там сел брат казнённого Дмитрия, Александр Михайлович, и чаша весов в московско-тверском соперничестве опять качнулась в сторону Твери – но ненадолго.

В 1327 году к князю Александру в Тверь приехал с большой свитой ордынский посол Чолхан (по-русски – Щелкан), двоюродный брат ордынского хана Узбека. Татары вели себя в городе нагло, задирая и обижая русское население. Чаша терпения жителей вскоре переполнилась, и одна стычка с иноплеменниками, задумавшими отнять кобылу у дьякона Дудко, закончилась общим нападением тверичей на свиту Чолхана. Часть татар была перебита. Остальные заперлись на княжьем дворе и были сожжены там разъярённой массой вместе с самим Щелканом.

Татарские баскаки. Картина С. Иванова, 1909

Хан Узбек тут же двинул на Русь 50-тысячное войско. К нему присоединил свои дружины и соперник Твери, Иван Калита московский. Против таких сил тверичи не могли устоять. Вся их область была жестоко опустошена (1328). Князь Александр Михайлович бежал во Псков. Хан отнял у Твери ярлык на великое княжение и передал его Москве.

Эти события стали переломным моментом московско-тверского соперничества за главенство над русским Северо-Востоком. После погрома 1328 года Тверь никогда больше вполне не оправилась. На тверской стол сел брат Александра Михайловича, Константин. По приказу хана Иван Калита и другие русские князья потребовали во Пскове выдать беглого Александра татарам. Когда псковичи отказали в этом, дружественный Калите митрополит Феогност отлучил их от церкви. Александру пришлось на время бежать в Литву к князю Гедимину , но вскоре он вернулся во Псков и стал править им как удельный подручник литовцев.

В 1337 году Александр Михайлович сумел вымолить прощение у хана и вернулся княжить в родную Тверь. Иван Калита, стараясь предотвратить новое возвышение этой старой московской соперницы, завёл в Орде интриги с целью очернить Александра. Они увенчались успехом. В 1339 Александр тверской был вызван в Орду. В октябре ему и его сыну Федору отрубили там головы . Твери вновь пришлось склониться перед московским могуществом. На тверской престол вместо деятельного Александра опять сел смирный, осторожный и неопасный для Калиты Константин Михайлович.

Изо всего этого, однако, нельзя делать вывод, что Иван Калита предавал Русь татарам. Вслед за разорением Твери в 1328 и утверждением на русском Северо-Востоке прочной московской гегемонии зависимость Руси от Орды стала не крепче, а слабее. Татарские вторжения, шедшие на рубеже XIII-XIV веков непрерывной чередой, после 1328 прекратились примерно на 40 лет. По словам летописи, «седе на великое княжение Иван Данилович [Калита] – и бысть тишина христианам на многа лета, и престаша татарове воевати Русскую землю». Степень самостоятельности Руси в отношениях с Ордой явно поднялась. Татарская дань («выход»), которую ранее взимали в русских землях приезжавшие от хана мусульманские и иудейские откупщики, стала теперь собираться и отвозиться в Орду самим князем московским. Это сильно облегчило жителей, избавив их от насилий иноплеменных сборщиков.

Объединение Северо-Восточной Руси Москвой 1300-1462

Взяв верх в соперничестве с Тверью, Иван Калита сильнее подчинил Москве и другие соседние княжества . Он расширил московские земли скупкой многих деревень и городов у обедневших владетелей. По некоторым сведениям, им были приобретены Углич, Галич Мерский и Белозерск. Московские бояре свободно распоряжались в Ростовской земле, чей князь женился на дочери Ивана Калиты. Иван Данилович притеснял и богатый Новгород. В 1332 Калита потребовал с новгородцев увеличенной дани и в ответ на отказ захватил новгородские пригороды Торжок и Бежецкий Верх. Начавшаяся война прекратилась лишь от угрозы вмешательства в неё сильного Гедимина литовского. Но в самом конце правления Калита вновь поссорился с новгородцами и опять готовился воевать с ними. Одновременно он во главе коалиции большинства прочих соседних князей собирался выступить против вступившего в союз с Литвой Смоленска.

Бережливый и крутой нравом Иван Данилович строго преследовал воров и разбойников, установил прочный порядок и скопил немалые сокровища. От своего денежного богатства он, видимо, и получил прозвище Калита, что означает «денежный мешок», «кошель».

Важнейшим для возвышения Москвы обстоятельством был переезд в неё из Владимира русского митрополита. сразу после прибытия в Северо-Восточную Русь (1309) поссорился с тверскими князьями, которые хотели возвести на митрополию своего же тверского епископа, литвина Андрея. Вражда с Тверью сблизила Петра и Москву. Имея официальную резиденцию во Владимире, митрополит часто и подолгу жил у москвичей. В Москве Пётр и умер (1326). Его преемник, грек Феогност, приехавший на Русь в 1328, в момент торжества Ивана Калиты над Тверью, окончательно перенёс в Москву митрополичью кафедру .

Митрополит Пётр. Икона XV века

(1288?-1340) великий князь московские

Он родился, когда еще были живы старики, испытавшие ужас первых набегов татар на Русь. Основным настроением, того сложного времени был страх, и Иван разделял его и своими современниками. В раннем детстве, он видел, как татары захватили Москву, а вместе с ней и его отца, князя Даниила Александровича. Возможно, поэтому, уже став великим князем, он всячески стремился избежать открытого столкновения с ними.

Как и подобало княжескому сыну, Иван рано приобщился к миру взрослых. Отец, а иногда и бояре рассказывали ему об истории и о том, что происходит на Руси. Уже в три года, Иван прошел обряд посага - был впервые посажен на коня. После этого дня, ребенок переходил от нянек и мамок на попечение воспитателей-мужчин. Его начали понемногу приучать к сложному княжескому ремеслу. По-видимому, отец - князь Даниил Московский - видел в Иване своего преемника, хотя главным наследником являлся его старший сын Юрий.

Даниил Московский считал, что осторожный Иван более подходит для княжеского престола, чем резкий и неуживчивый Юрий. Тем не менее после смерти Даниила в 1303 году власть перешла именно в руки Юрия. Ему было в то время двадцать два года, а Ивану не исполнилось и пятнадцати.

Первое время, Иван действовал заодно с братом. Он помог Юрию подчинить Владимирское княжество и положил немало сил на то, чтобы отобрать великокняжеский ярлык у тверских князей.

Но резкий характер Юрия и его неумение вести дипломатические переговоры, восстановили против него татарских ханов, и в 1325 году Юрий погиб во время поездки в Золотую Орду. Там сознательно устроили встречу двух враждовавших князей, и тверской князь во время драки, убил московского князя.

После смерти брата, на княжеский престол сел Иван. Он сразу же изменил политику в отношении Орды, понимая, что обострение отношений с многократно превосходящим его врагом приведет только к бессмысленным жертвам. Оказав помощь Орде, в подавлении восстания в Твери, Иван получил от хана Узбека ярлык на княжение в Новгороде и значительную часть Владимирского княжества. Иван укреплял Москву и одновременно присоединял к ней близлежащие земли.

Не менее важным было и право собирания налогов, также полученное от Орды. Иван прекрасно понимал, что только своевременные расчеты с Ордой помогут сохранить расположение ее правителей. Собранных таким образом денег хватало и на укрепление Москвы. Иван не только расширил и обустроил Кремль, окружив его новыми дубовыми стенами, но и помог строительству белокаменных церквей и соборов. Прозвище «Калита» (кошель для денег) князь получил потому, что собранные деньги тратил весьма продуманно, стремясь сделать Москву настоящим центром Руси.

Летописец упоминает и о том, что Иван Калита постоянно носил на поясе кожаный кошель, полный серебряных монет, и щедро раздавал их нищим. Нередко он покупал земли, деревни и даже города у обедневших князей. Так постепенно расширялись границы московского княжества. Он официально перевел столицу из Владимира в Москву и первым из князей в 1328 году назвался «великим князем всея Руси».

Бережливость Ивана Калиты стала залогом того, что он был едва ли не самым богатым князем на Руси. В его завещании сохранился список наиболее ценной домашней утвари: двенадцать золотых цепей, девять золотых поясов, четырнадцать женских золотых обручей, шесть золотых чаш и блюд, семнадцать штук другой посуды золотой и серебряной, одна золотая шапка и один золотой ларец.

Что же касается его взаимоотношений с Золотой Ордой, то он проявил себя как умный и осторожный политик. Он не мешал ханским баскакам и жестоко подавлял всякое сопротивление. В тех же землях, которые подчинялись власти Ивана Калиты, он требовал не только поддерживать порядок, но и «бороться с татем», то есть с теми, кто хотел бы поживиться, приписав разбой татарам.

В области внутренней политики, Иван Калита был также достаточно дальновидным правителем. Он прекрасно понимал, что Москва должна стать не только административным, но и духовным центром Руси. Поэтому в 1325 году он добился переезда в Москву митрополита Петра Волынца.

Всего через год, престарелый священник скончался и был погребен в только что построенном Успенском соборе Кремля. Через несколько лет у его гроба начали происходить чудеса, после чего митрополит был канонизирован как новоявленный святой земли русской. Таким образом, Москва, в которой находились мощи святителя Петра, и стала духовным центром Руси. В ней находилась митрополичья кафедра.

Как только Иван Калита сумел стабилизировать отношения с Ордой, в Москву начали переезжать на службу крупные боярские фамилии. Многих из них пригласил сам Иван. Так постепенно вокруг княжеского двора сложился круг новой московской аристократии.

Но гораздо более важным делом Ивана Калита, было другое: за сорок лет его правления татары ни разу не приходили на Русь с опустошительными набегами. В летописях, это время спокойствия на Руси обычно сравнивают с периодом спокойного, ничем не потревоженного сна. Как писал позже В. Ключевский, «в эти спокойные годы успели родиться и вырасти целых два поколения русских людей, не испытывающих безотчетного ужаса перед татарами. Позже они и вышли на Куликово поле».

Семейная жизнь Калиты складывалась вполне традиционно. В 1319 году Иван женился. Известно, что его жену звали Еленой. Но до наших дней не дошло упоминание о роде, к которому она принадлежала. У них родилось три сына - Симеон, Иван и Андрей. В 1332 году Елена умерла от неизвестной болезни, а через год Иван Калита вновь женился на некоей Ульяне, которая вскоре родила дочь.

Когда пришел срок, Иван Данилович Калита «умер в чернецех»: перед смертью он постригся в монахи. Он был погребен в Архангельском белокаменном соборе Московского Кремля. С этого времени вплоть до начала XVIII века там хоронили московских князей и царей.

Перед смертью Иван Калита написал завещание, в котором разделил свои земли между сыновьями. Москву же он отдал им в общее владение, специально оговорив, что она всегда должна быть столицей.

Иван Данилович «Калита» - московский князь, прославившийся своим богатством и дипломатическими способностями. Точная дата рождения, как и смерти князя неизвестна. Родился он в семье князя Даниила Александровича, и приходился внуком Александру Невскому. За годы его правления Московское княжество расширилось и приобрело вес на территории страны. Ивана считают одним из первых правителей Руси, кто начал объединять страну.

Детство и юность

В биографии Ивана Калиты много «белых пятен». Историки считают, что он появился на свет приблизительно в 1823 году. В то время имя Иван было экзотическим для Руси, и должны были быть веские причины, чтобы назвать таким именем своего сына. В документах не сохранилось свидетельств, раскрывающих причину таких действий его отца.

Он был четвертым ребенком в семье и получить престол в принципе не должен был. Рос Иван обычным юнцом и ничем не выделялся на общем фоне. С раннего возраста он стал обучаться верховой езде. Уже в 3 года он в первый раз попробовал прокатиться верхом на коне. С детства Иван Калита отличался рассудительным умом и осторожностью, что в дальнейшем пригодилось ему при борьбе за престол, а также во время княжения.

Княжение

Во то время правителями на Руси становились с одобрения хана татаро-монгольского ига. После смерти своего старшего брата Юрия, благодаря своим хорошим отношениям с ханом Узбеком Ивану был дан ярлык на великое княжение.

Став великим князем, Иван Калита стал укреплять Московское княжество. Договорившись с ханом Узбекам, он стал самостоятельно собирать дань и платить ее в Орду. Взамен татары перестали делать набеги и разорять русские земли. Благодаря тому, что определенную часть собранных богатств оставалось у Московского княжества, создавались предпосылки для его развития.

Постепенно Иван Калита стал одним из самых богатых князей в истории Руси. Его необычное прозвище «Калита» как раз связано с деньгами. По одной из версий свое прозвище он получил из-за большого количества богатств, так как слово Калита означало кошелек в Древней Руси. По другой версии это прозвище к нему «приклеилось» из-за того, что он постоянно носил с собой мешок денег для раздачи нищим и нуждающимся. Существует также версия, что свое прозвище он получил из-за того, что выгодно отдал своих дочерей замуж, которых у него было четыре, получив тем самым выгодные связи.

Благодаря своим хитрым действиям, он смог перенести митрополитскую кафедру из Владимира в Москву, сделав ее духовным центром России. Это также помогло укреплению его власти. За время своего правления он жестоко боролся с разбойниками, орудовавшими на подъездах к Москве, вследствие чего сократились грабежи и разбойные нападения на обозы торговцев. Со временем в Москву потянулась все больше торговых караванов со всех уголков страны и из-за рубежа.

Личная жизнь и смерть

За свою жизнь Иван Калита был женат дважды. Первую его жену звали Елена, она была приблизительно ровесницей великого князя, однако, умерла раньше его в 1331 году. Она родила ему 8 детей: четыре мальчика и четыре девочки. После этого князь женился на девушке Ульяне, которая была значительно моложе его. Она пережила Ивана почти на 20 лет. После смерти князя многие земли и богатства достали именно ей. От брака у них родилась дочь Мария.

В правление Ивана Калиты, преемника Юрия Даниловича московского, продолжилась борьба с Тверью за великое княжение. Калите помог взять в ней верх неожиданный случай. Татарские послы с военными отрядами, часто приезжали на Русь для получения дани или для того, чтобы посадить на престол князя, пожалованного ярлыком, и пр. Эти посольские приезды сопровождались грабежом и разорением. Татары позволяли себе возможные обиды и насилия, вследствие чего местами происходили бурные вспышки и даже избиения ненавистных варваров. Еще при Александре Невском были народные восстания в северно-русских городах против жестоких откупщиков татарских даней. Такие мятежи, по-видимому, послужили к перемене самой системы этих сборов. В эпоху после Ивана Калиты мы уже не встречаем в северной Руси бесерменских откупщиков. Вместо того, сами князья собирают дань с своих владений и отвозят ее в Орду или вручают ханским послам. Это было уже значительным облегчением. Но обиды и насилия от ордынских послов продолжали вызывать кровавые столкновения с жителями. Подобное восстание произошло в 1302 году в Ростове.

Баскаки. Картина С. Иванова, 1909

В 1327 году к сопернику Калиты, великому князю Александру, прибыл в Тверь с большою свитою ордынский посол Чолхан (по-русски – Щелкан), сын того воеводы Дюденя, который жестоко разорил Северную Русь при сыновьях Александра Невского. Он занял в Твери старый княжий двор и держал себя с великой гордостью; его татары творили обиды и насилия жителям. В народе стали ходить слухи о намерении Чолхана самому сесть на Тверском княжении и о намерении татар истребить православную веру. Ничтожный случай послужил поводом к кровавому событию. Дьякон, прозвищем Дюдко, повел свою кобылу поить на Волгу. Татары Чолхана захотели отнять кобылу (15 августа, в праздник Успения). Дьякон завопил. Тверичи бросились ему на помощь. Татары начали рубить противников. Кто-то ударил в набатный колокол; народ собрался, пошел на татар и начал их избивать. Остаток их заперся с Чолханом на княжьем дворе, но разъяренная чернь зажгла его. Все посольство Чолхана погибло; избиты были и находившиеся в городе татарские купцы.

Разорение Твери, торжество Москвы в борьбе за великое княжение.

Иван Калита обрадовался такому случаю погубить своего соперника. Хану Узбеку донесли, что народное восстание было поднято самим великим князем Александром Михайловичем, хотя нет точных указаний на его участие в этом событии. 50 тысяч татар немедленно соединились с московскими войсками Калиты, которому хан поручил наказать мятежников. Это войско нагрянуло на Тверскую область и жестоко ее опустошило. Города, в том числе сама Тверь, были разорены; жители спасались бегством в леса. Александр Михайлович и не пытался прибегнуть к обороне. Со своим семейством он бежал от татар и Калиты в Новгород, но не был там принят из страха перед татарами и удалился во Псков.

В 1328 г. Иван Калита отправился в Орду, где получил от хана ярлык на великое княжение. А Тверское княжение хан отдал брату Александра Михайловича Константину, который вызвал жителей из лесов и восстановил разоренные города. Узбек велел русским князьям «искать» князя Александра. Калита и другие князья посылали в Псков склонить бывшего Тверского князя к поездке в Орду. Но Псковичи не пустили Александра, обещая умереть за него в случае нужды. Иван Калита с товарищами и новгородцами пошел было на Псков; но, узнав о приготовлениях псковичей к обороне, придумал такую меру: митрополит Феогност послал отлучение от церкви Александру и всему Пскову, если требование князей не будет исполнено. Александр уехал в Литву. Князья оставили псковичей в покое. Спустя короткое время, Александр воротился в Псков под покровительством Гедимина и княжил там несколько лет. Однако он скучал о Твери; его мучила мысль, что дети его и все потомство будут лишены княжения в Тверской земле. Александр отправил к Узбеку сына Федора, а потом и сам отправился в Орду с повинною. Узбек простил его и возвратил ему Тверское княжение. Но такой оборот дела не был по вкусу Ивану Калите. Соперничество возобновилось. Некоторые тверские бояре также были недовольны возвращением Александра: они покинули Тверь и перешли на службу к более сильному князю, т. е. в Москву.

Гибель Александра Михайловича тверского в Орде

Иван Калита с своими сыновьями отправился в Орду, черня пред ханом тверского князя. Узбек потребовал к себе Александра. Этот последний отправил наперед сына Федора, а потом поехал и сам. Он уже получил вести от сына и чуял беду от интриг Калиты; но так же, как отец его, предпочел лучше самому погибнуть, нежели новым бегством лишить своих детей наследственного княжения. Когда, провожаемый своей семьей, боярами и гражданами, князь сел в ладью, поднялся сильный ветер; гребцы не могли справиться с ним, ладью относило назад. Это было сочтено худым знамением.

В Орде Александр узнал, что уже назначен день его казни – 29 октября (1339 г.). В этот день Александр исповедовался у своего духовного отца и принял св. дары; то же сделал и сын его Федор и бывшие с ним бояре; никто не чаял остаться в живых. Князь сам вышел навстречу убийцам. Варвары схватили его, сорвали с него одежды и нагого подвели к сидевшему на коне вельможе Товлубию. «Убейте», – крикнул Товлубий. Убийцы пронзили Александра и сына его Федора и отрубили им головы. Бояре отвезли тела своих князей в Тверь. На тверском столе снова сел смирный, осторожный Константин Михайлович. Иван Калита велел снять колокол у Тверского Спасского собора и привести его в Москву.

Россия во первой половине XIV века

Возвышение Москвы при Иване Калите

Иван Данилович Калита (т. е. денежный мешок или кошель, – скопидом) во время своего правления является, с одной стороны, с неприглядными чертами человека жестокого и пронырливого, который раболепствовал в Орде. С другой стороны, мы видим умного, заботливого хозяина своей земли, водворившего в ней спокойствие и безопасность от татарских разорений. «Седе на великое княжение Иван Данилович, – говорят летописцы, – и бысть тишина Христианом на многа лета, и престаша татарове воевати Русскую землю». Таковы обыкновенно бывали и в других странах основатели государственного могущества, собиратели какой-либо раздробленной народности, и потомство, пользующееся плодами их политики, обыкновенно вспоминает о нем с уважением и признательностью.

Как истый хозяин и скопидом, Иван Данилович Калита в своё правление возвысил Москву и значительно увеличил московское княжение. Он совершил это увеличение не оружием и кровопролитием, а денежною куплею. Он «примыслил» от соседних княжений несколько городов и волостей, которые покупал у обедневших князей, бояр и монастырей. В правление Калиты Московская земля, заключала в себе все течение реки Москвы с Можайском, Звенигородом, Москвою и Коломною; на юго-запад она простиралась вверх по Оке, с Каширою и Серпуховом; на северо-востоке владения московские охватывали уже часть Поволжья, заключая в себе волжские города Углич и Кострому. Иван Калита купил у обедневших князей (потомков Константина Всеволодовича Ростовского) не только Углич, но также Галич Мерский и Белоозерск; впрочем, пока оставил их во владении наследственных князей, довольствуясь полною покорностью последних. Для подчинения себе Ростовских князей Иван Калита выдал двух своих дочерей за Василия Ярославского и Константина Ростовского. Константин Ростовский, находился в совершенном повиновении у тестя: московские бояре распоряжались в его стольном городе. В 1330 году прибыл в Ростов московский наместник Василий Кочева и учинил великие притеснения гражданам, вымогая от них деньги (вероятно, для татарского выхода). Старшего ростовского боярина Аверкия они подвергли побоям, на время повесив его вниз головою. Другой зять Ивана Калиты Василий Ярославский, наоборот, не только не хотел подчиниться своему тестю, но даже по родовым отношениям считал себя старше московского князя и вступил против него в союз с Александром Тверским.

Объединение Северо-Восточной Руси Москвой 1300-1462

Эти земельные примыслы эпохи правления Калиты сильно возвысили Москву, но стоили князю Ивану недешево. Еще более того приходилось ему тратить на татарские дани, подкупы ордынских вельмож. Необходимые на это средства Калита приобретал доходами с собственных земель и бережливостью. Благодаря наставшему в его время спокойствию, внутреннему и внешнему, возвысившиеся московские волости стали оправляться от прежних разорений; земледелие и промыслы оживились, возросли и княжие доходы. (Есть известие, что Иван Калита строго преследовал в своей земле татей и разбойников). Другим источником сделался сбор татарской дани. В годы своего правления Калита, по-видимому, добился от хана позволения самому взимать эти дани с областей Северной Руси и доставлять их в ханскую казну. Разумеется, от этих сборов немалая доля оставалась в руках великого князя. Так как это взимание всегда могло опираться на татарскую помощь, подчинение удельных князей возвысившейся Москве пошло успешнее. Надобно полагать, что и самые примыслы Калиты находились в связи с несостоятельностью некоторых удельных князей, разоренных татарскими данями. Важным источником великокняжеских доходов служил богатый Новгород . В годы своего правления Иван Калита при всяком удобном случае старался прижать новгородцев, чтобы более получать с них на татарские выходы. В 1332 году он потребовал себе «серебра закамского», т.е. даней, которые они взимали с чудских приуральских народцев. Новгородцы отказали; Калита пошел на них ратью, захватил их пригороды Торжок и Бежецкий Верх и начал опустошать Новгородские волости. Но соперник его Александр Тверской в то время сидел в Пскове подручником Гедимина Литовского. Новгородцы вошли в сношение с Александром и Гедимином, призвали к себе Гедиминова сына Наримонта; Калита переменил тон и помирился с Новгородом. В конце своего правления он снова потребовал от Новгородцев большую сумму, ссылаясь на требования выхода со стороны хана. Новгородцы опять уперлись. Иван Калита отозвал своих наместников, но вскоре умер, и распря окончилась уже при его сыне.

Тишина, безопасность и зажиточность московской области в правление Калиты привлекали сюда переселенцев, и население заметно стало умножаться. Многие бояре от удельных князей стали переходить на службу к Ивану Даниловичу. В Москву приезжали бояре из Твери, Чернигова, Киева, Волыни и т. д.; даже из Орды выезжали в возвысившуюся Москву знатные люди, которые принимали крещение, получали поместья и жалование. Знатнейшие из этих приезжих бояр иногда становились выше собственных московских думцев; уже в те времена началось между ними так называемое «местничество».

Иван Калита, митрополиты Петр и Феогност

Сметливость Ивана Калиты особенно выразилась в отношениях его к церковной власти. Оказывая глубокое уважение и защищая его от соперников, он сумел не только сделать его своим другом, но и побудил его оставить Владимир и переселиться в Москву. Переселение это совершилось еще в то время, когда спор за первенство между Москвою и Тверью находился в полном разгаре. Пребывание митрополита в Москве, сообщая ей значение церковной столицы, способствовало и ее перевесу над соперницей.

Объезжая русские области Пётр все реже возвращался во Владимир и все долее гостил в Москве, куда мало-помалу и перешёл центр митрополии. Получив в правление Ивана Калиты такое значение, Москва должна была иметь и большой соборный храм. Согласно житию Петра, митрополит начал просить Калиту выстроить в Москве такой же каменный собор во имя Успения Богородицы, как во Владимире. Утверждают, что Петр, обращаясь к князю, произнёс при этом пророчество: «если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой, и град сей возвеличится над всеми русскими городами; святители будут обитать в нем и руки его взыдут на плеща врагов его». Летом 1326 Иван Калита заложил в Московском Кремле основание каменного Успенского храма. В декабре того же года митрополит Петр скончался, едва успев приготовить в стене храма нишу для своей гробницы. На следующий год Успенский храм был окончен, однако он не мог ни размерами, ни внутренним убранством равняться с тем собором, который возвели во Владимире Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо . Русская архитектура и изобразительное искусство, процветавшие в конце XII – начале XIII века, сильно упали из-за тяжких последствий монгольского нашествия.

Погребение в Москве митрополита Петра подвинуло в ее пользу вопрос о перенесении митрополии, однако, окончательное решение зависело от его преемника. Этим преемником Константинопольский патриарх поставил грека – Феогноста. Когда Феогност прибыл во Владимир (1328 г.), спор за великое княжение между Тверью и Москвой уже решился в пользу последней. Естественно, что новый митрополит окончательно переехал на житье в Москву. Феогност сделался таким же преданным пособником Калиты, каким был Петр, и вскоре уже грозил отлучением псковичам, если они не изгонят Александра Тверского.

Постройки Ивана Калиты

Кроме Успенского собора, Калита в годы своего правления украсил Московский Кремль еще несколькими каменными храмами. На Боровицком холму, он построил, вместо прежней, деревянной, каменную церковь Спаса Преображения, устроил при ней монастырь и перевел сюда часть иноков и архимандрию из отцовского Данилова монастыря, подчинив его Спасо-Преображенскому. В честь своего ангела Калита выстроил каменную церковь Иоанна Лествичника (на месте позднейшей колокольни Ивана Великого). На самом краю Боровицкого холма стояла деревянная церковь Михаила Архангела, где покоились останки Юрия, брата Калиты. Князь Иван воздвиг на ее месте каменный храм, назначив ему служить усыпальницей для себя и своего потомства. Все каменные храмы, построенные в правление Калиты, были малых размеров и не отличались большим изяществом. Наглядным их образцом служит помянутый Спасо-Преображенский храм, отчасти уцелевший в прежнем своем объеме и более известный в народе под именем «Спаса на Бору». Храмами деревянными Москва уже давно обиловала; летопись сообщает, что в одном пожаре сгорело 18 церквей. Пожар однажды истребил и кремлевские стены. Иван Калита после построил новые, более крепкие стены из дубового леса.

Московский Кремль при Иване Калите. Художник А. Васнецов

Последним событием правления Ивана Калиты был поход против смоленского князя Ивана Александровича. Этот князь, по-видимому, вступивший в союз с Гедимином Литовским, оказался непокорным хану данником. Узбек послал на Смоленск татарское войско с воеводою Товлубием, приказав соединиться с ним северо-восточным русским князьям. Князья Рязанский, Суздальский, Ростовский и некоторые другие привели свои отряды; Иван Калита послал московскую рать с двумя воеводами. Ополчение опустошило окрестности Смоленска и, не взяв города, воротилось назад. Калита, может быть, не пошел лично в поход по причине тяжкой болезни. Он скончался 31 марта 1341 года.

Завещание Калиты

От Ивана Калиты дошло до нас два духовных завещания, относящиеся, впрочем, не к концу, а к началу его правления. Такие завещания, по-видимому, составлялись им перед каждою поездкою в Орду. В завещаниях Калита делит свою землю между тремя сыновьями: Симеоном , Иваном и Андреем. Старшему он отказывал лучшую часть земли с наиболее значительными городами, Можайском и Коломною, Ивану – Звенигород и Рузу, Андрею – Серпухов и Лопасну, и еще некоторые волости супруге своей Елене с дочерьми. Кроме волостей, Калита делит между ними свои одежды, утварь и украшения, как-то: золотые цепи, пояса, унизанные жемчугом и дорогими каменьями, золотые чаши и ковши и проч. Не забывает завещатель и о церквах.

С одной стороны, мы видим в завещательных грамотах времени правления Калиты все ту же удивительную систему, дробление земли между сыновьями. Но замечаем уже значительную разницу с прежнею системою. Во-первых, младших сыновей, жену и дочерей великий князь приказывает старшему сыну, отдает их под его покровительство. Во-вторых, сам раздел земли устроен так, что младшим сыновьям Калиты трудно выйти из повиновения устаршего. Их уделы не представляют особых, сколько-нибудь округленных владений; их волости отчасти окружены владениями старшего брата, отчасти перемешаны с ним. Уделы их довольно незначительны в сравнении с его частью. Город Москва хотя и отказан в общее владение всех трех сыновей Ивана Калиты, но, конечно, государем его был старший из них, а младшие пользовались лишь третьей частью известных доходов. Затем к старшему должны были перейти вся область Переяславля-Залесского и все дальние приобретения в Поволжье.