Казаков тихое утро история создания. Ю. П. Казаков. «Тихое утро» — Гипермаркет знаний. Анализ стихотворения А.А. Фета "Учись у них - у дуба, у березы"

Смысл названия рассказа Юрия Казакова «Тихое утро» 900igr.net


Юрий Казаков1927 - 1982 Родился в Москве в семье рабочего. Окончил строительный техникум в 1946 г. В 1951 - музыка льное училище им. Гнесиных. Был принят в состав оркестра Музыка льного театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт».


Юрий Казаков Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – «Голубое и зеленое» (1956), «Некрасивая» (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга «Арктур – гончий пес» (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.


Юрий Казаков Уже во многих ранних рассказах проявляется редкий дар Ю.Казакова вживаться в чужую жизнь, входить в нее изнутри, постигая до тонкости поразивший его характер. Писатель вообще испытывал тяготение к натурам необычным, выпадающим из общей меры, живущим своей особой внутренней жизнью.


Юрий Казаков В произведениях Ю. Казакова природа является отголоском души человека. Автор ярко и образно рисует картины природы, подмечает то, на что порой мы не обращаем внимания…


«Тихое утро» – одно из тех произведений Ю. Казакова, которое было известно во всей Москве.


Писатель показывает утро тихое, совсем без звуков, словно рисует кистью… И когда начинаешь читать рассказ, его название и неторопливое, спокойное повествование настраивают на умиротворённый лад.


Цели работы Но вот ты закрываешь книгу и испытываешь недоумение: почему «Тихое утро»? Что имел в виду писатель, выбирая такое название для своего рассказа? В чем заключается смысл этого названия? Поиск ответов на эти вопросы и станет целью данной работы.


Сюжет рассказа. Два мальчика, москвич Володя и знаток рыбных мест Яшка, отправляются на рыбалку. Володя, не привыкший вставать рано, недовольно ворчит, и Яшка уже начинает жалеть, что позвал его с собой на рыбалку.



Спасение Володи Володя привстал, точно собирался куда-то бежать, но снова повалился, корчась на сырой земле. Яшка смотрел на него и никого он сейчас не любил больше Володи, ничего не было ему милее этого страдающего лица. Робкая, влюблённая улыбка светилась в глазах Яшки.


Спасение Володи Вдруг Володя очнулся, вытер рукой лицо, взглянул на воду и, заикаясь, выговорил: «Как я… то-нул…» Из глаз Яшки брызнули слёзы, и он заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз.


Спасение Володи Глаза Володи потемнели, рот приоткрылся, с испугом и недоумением смотрел он на Яшку. Володя заморгал, покривился, посмотрел опять в воду и сердце его дрогнуло, он всё вспомнил… И тоже заплакал, беспомощно опустив голову.


Смысл названия рассказа Вода в омуте давно успокоилась, рыба с Володиной удочки сорвалась, удочку прибило к берегу… Светило солнце, пылали кусты, и только вода оставалась всё такой же чёрной.


Смысл названия рассказа Воздух нагрелся, и горизонт дрожал в его теплых струях. Издали с полей летели запахи сена и сладкого клевера. Запахи эти и этот лёгкий тёплый ветер были похожи на дыхание проснувшейся земли, радующейся новому светлому дню. Утро по-прежнему было тихим…


Смысл названия рассказа Конечно, название рассказа «Тихое утро» выбрано неслучайно. Слово «тихое» явно противопоставлено содержанию рассказа, чувствам, которые пришлось пережить в это вовсе не тихое утро героям Ю.Казакова. Антитеза, заложенная в названии, помогает читателю ярче и полнее ощутить всё то, что испытали мальчики, и воспринять главную идею произведения: остаться человеком в любых обстоятельствах.


Смысл названия рассказа В самом деле, непросто, попав в такую ситуацию, выстоять, оказаться мужественным и стойким, выдержать испытание. Не всякий взрослый заставил бы себя делать то, что смог за это короткое время Яшка.


Смысл названия рассказа Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувство злости, раздражения, страха за свою жизнь. Через чувство жалости и сострадания к Яшке пришла истинная любовь к своему другу, любовь, которая должна царить в душе каждого человека.


Смысл названия рассказа Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка плакал от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…


Тихое утро


Список использованной литературы: Юрий Казаков "Тихое утро (рассказы)" 1989 г материалы сайтов «www.openclass.ru» «www.ped-sovet.ru» «www.prosholu.ru»

Казаков Юрий Павлович – писатель-прозаик из под пера которого вышло ни одно замечательное произведение. Писатель второй половины двадцатого века, который типичные вещи мог показать совсем с другого ракурса. Ему хорошо удавалось донести до читателя главную мысль своих произведений, которые читаются легко и с интересом. Например, сегодня нам посчастливилось познакомиться с одним из рассказов Казакова «Тихое утро».

Тихое утро Казаков краткое содержание

Рассказ «Тихое утро» нам повествует о двух мальчиках, которые рано утром отправились на рыбалку. Там произошло ужасное событие. Мальчик Володя из города, что приехал к своему другу Яшке в деревню, упал в реку. Увидев данное происшествие, Яшка сначала убежал из места рыбалки, так как очень испугался. Но, уже на лугу понял, что он – единственная надежда на спасение друга, ведь поблизости нет ни души. Переборов все свои страхи, страх за себя и свою жизнь, страх за жизнь друга, он прыгнул к другу, который уже был под водой и спас Володьку, оказав ему первую помощь. После, мальчики долго еще рыдали, но это были слезы радости от удачного финала.

Здесь в рассказе переплелись разные ситуации. Здесь и хвастовство, и обида, и ссора, затронуты проблемы долга, совести, любви к ближнему. Все события происходят на фоне природы, которая была спокойной. Даже когда тонул один из героев, природа оставалась все также спокойной, солнце поднималось и начинало ярко светить, все вокруг дышало тишиной и покоем, «над землей стояло тихое утро, а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное». Здесь «Тихое утро» противопоставлено тем событиям, что происходили в рассказе,а сделано это для того, чтобы как можно ярче передать тот ужас, что испытывали мальчишки.

Казаков Тихое утро герои

В рассказе Казакова «Тихое утро» главными героями являются два мальчика. Володька – житель из Москвы, который отправился на рыбалку в ботинках. Он ничего не знал о рыбалке, как и о сельской жизни, поэтому для него было все интересно.

Яшка же типичный житель села, который все знает и который, как рыба в воде. Ему нравится язвить Володьке, подшутить, при этом он много поведал историй о жизни сельских ребят. Яшка – знаток рыбалки, один из лучших, который сумел проявить геройство и не оставил Володьку.

Герои рассказа «Тихое утро» Казакова на своем примере учат нас никогда и ни при каких условиях не бросать своих друзей в беде несмотря ни на что.

План

План рассказа «Тихое утро» Казакова позволит быстро вспомнить сюжет и происходящие события.
1. Яшка готовится к ранней рыбалке
2. Яшка будит Володьку
3. Мальчики идут на рыбалку
4. Рассказы по дороге к реке
5. Ужасный случай: Володька тонет
6. Яшка спасает друга
7. Счастливый финал.

Когда мы думаем о хороших рассказах, на ум приходят чаще всего Чехов, Тургенев, Бунин. Но ошибкой было бы считать, что, например, во второй половине 20 века нет никакого стоящего представителя этого жанра. Мы представляем вниманию читателя произведение (краткое содержание) Казакова «Тихое утро». Юрий Павлович - замечательный советский прозаик.

Противостояние города и деревни в лице главных героев: Яшки и Володьки

Как известно, благодатная тема. Вообще, в литературе нет заезженным тем (это же не наука), тут главное - исполнение. Вот и рассказ (краткое содержание) Казакова «Тихое утро» повествует именно об этом. Начинается все с умопомрачительно атмосферных и правдивых описаний обычного сельского утра.

Один из главных героев - Яшка собирается на рыбалку. Все как по учебнику: встал рано, накопал червей и пошел за своим компаньоном Володькой. Тут надо сказать, что Яшка был сельским мальчиком, а Володька, напротив, москвичом.

Они встретились. Яшка бодр и свеж, хотя встал раньше Володьки, а тот невыспавшийся и с «неподвижным» лицом. Пока они шли к реке мальчики обменивались колкостями, вернее, даже не так: Яшка нападал, а Володька вяло отбивался.

Яшка насмехался над тем, как его партнер по рыбной ловле подготовился к ответственному мероприятию: не та одежда, не та походка, не то вдохновение и т.д. Что говорить, одно слово - городской.

Читатель может резонно спросить, а не слишком ли много места уделяется в статье с темой «Произведение (краткое содержание) Казакова «Тихое утро» перепалке мальчиков? Дорогой читатель, на самом деле не слишком серьезный конфликт парней важен для интриги и последующей кульминации, поэтому наберитесь терпения.

Глубокое место. Лещ

Ребята долго выбирали место. Вернее, так Яшка точно указал на самое «хлебное» место. Оно, к сожалению, оказалось и достаточно глубоким. Но ведь парни купаться не планировали, а для рыбы глубина - это самое оно. Какую рыбу можно поймать на мелководье? С этого момента сюжет рассказа набирает ход и становится до крайности захватывающим. Напоминаем, что в фокусе нашего внимания сочинение (краткое содержание) Казакова «Тихое утро».

Идет рыбалка. Ребята пытаются поймать добычу. У Яшки, естественно, получается чуть лучше, у Володьки чуть хуже. Но первую свою рыбу деревенский мальчик все же упускает, что его расстраивает. Еще бы! Он же не хочет ударить в грязь лицом перед городским.

И все-таки в этом поединке деревня праздновала победу над городом - Яшка поймал Леща. Не успели мальчики порадоваться общей удаче, как клюнуло нечто и у Володьки. Причем такое внушительное, что удочка не подчинялась рыбаку.

Яшка отвлекся на свою добычу и не увидел, как рыбина утащила его друга на глубину (а, может быть, мальчик сам поскользнулся на мокром речном песке и съехал в воду). Яшка обернулся к тому месту, где должен был стоять Володька, а напарника там уже не было. Его голова почти скрылась под водой (место-то было глубокое). Неожиданно рассказ, который написал Ю. Казаков («Тихое утро»: краткое содержание и анализ нас непосредственно интересуют), становится тревожно-трагическим и очень хочется, чтобы мальчик выжил.

Испуг и героизм Яшки

Сначала герой, стоявший на суше, перепугался и ринулся со всех ног в деревню. Но внезапно понял, что такое путешествие станет для Володьки роковым, оно будет стоить другу жизни. Поэтому Яшка вернулся и постарался вытащить товарища, но тот, как и любой утопленник, стал тянуть спасителя на дно. Яшка посчитал, что они вдвоем сейчас попрощаются с жизнью, такое иногда случается в подобных ситуациях.

Расцепив Володькины руки, Яшка выбрался на берег, затем обернулся, а Володька совсем скрылся под водой. И тут герой решает сделать еще одну попытку. Он ныряет и видит, что нога друга опутана водорослями. Яшка освободил конечность товарища и в этот раз вытащил-таки его на берег, потом оказал первую помощь, видимо, повинуясь какому-то интуитивному порыву. Володька начал выплевывать и выталкивать из себя воду. Когда друг пришел в себя, Яшка расплакался. Думаем, излишне говорить почему. Затем плакали ребята уже вдвоем, не стесняясь своих слез, ведь в этот день они фактически заново родились.

На этом заканчивает Ю.П. Казаков «Тихое утро». Краткое содержание же продолжается и включается в себя ответ еще на один важный вопрос.

Настоящая дружба она такая, противоречивая

Теперь, мы думаем, читателю понятно, почему дорога мальчиков к реке описывалась так подробно. Да, Яшка видит недостатки своего друга, он его трезво оценивает, но, несмотря на это, мальчик рискнул своей жизнью ради товарища, он не бросил его умирать в реке, не сдался.

Настоящий друг он именно такой. Самый надежный не тот, кто постоянно говорит тебе комплименты, восхищается твоим умом, а тот, кто в нужный момент подставит тебе плечо. Нужно судить человека не по словам и даже не по мыслям, а только по делам. И мы уверены, что Володька и Яшка теперь друзья навеки.

1) Особенности жанра произведения. Произведение Ю.П. Казакова относится к жанру рассказа.

2) Тематика и проблематика рассказа. Проблема - вопрос, поставленный автором на страницах художественного произведения. Проблематика - совокупность проблем, рассматриваемых в художественном произведении.

Какие проблемы затрагивает Ю.П. Казаков в своем рассказе «Тихое утро? (совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др.) Поясните свою мысль.

Как писатель пытается решить проблему взаимоотношений мальчиков между собой? (писатель приготовил своим героям тяжелое испытание)

3) Особенности сюжета произведения. Описание произошедших с мальчиками событий разворачивается на фоне природы.

Как начинает свой рассказ «Тихое утро». Ю.П. Казаков? (с описания раннего утра и тумана, практически полностью покрывшего деревню)

4) Характеристика героев рассказа. В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка.
(см.характеристики героев)

5) Художественные особенности рассказа.

Найдите в тексте рассказа синонимы к слову туман, {большое пуховое одеяло, скупой хозяин)

Найдите одно из описаний природы (описание утра, тумана, реки). Определите его роль в тексте художественного произведения. (Природа в данном произведении не является обычным фоном, на котором разворачиваются основные сюжетные перипетии. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания. Деревенский мальчик Яшка встал очень рано, чтобы подготовиться к рыбалке со своим городским другом Володей. Повествование в рассказе начинается с описания тумана, который окутал всю деревню рано утром: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали тёмными пятнами, а ещё дальше, к реке, уже ничего не было видно и, казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте...» Благодаря используемым сравнениям и метафорам читатель представляет себе открывающуюся перед ним картину. Расстилающийся туман является своеобразным обезличенным героем рассказа: он то отступает перед мальчиками, идущими на рыбалку, «открывая всё новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно-белых построек фермы», то «будто скупой хозяин» показывает это всё только на минуту и затем вновь смыкается сзади. Омут реки, куда пришли мальчики ловить рыбу, предупреждает ребят о своей опасности. Для его описания писатель использует следующие эпитеты и сравнения: «разливалась глубокими мрачными омутами», «в омутах раздавались редкие тяжкие всплески», «пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная», «было сыро, угрюмо и холодно». Природа как бы предупреждает мальчиков о грозящей опасности, но Яшка с Володей не видят этого предостережения, слишком велико их желание поскорее начать рыбалку. Безмятежный пейзаж контрастирует со страшными событиями, произошедшими с мальчиками во время рыбалки, когда Володя чуть было не погиб, поэтому в рассказе постоянно повторяется фраза: «ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели... всё было так же, как и всегда, всё дышало покоем и тишиной, и стояло над землёй тихое утро...», но неспокойно было на душе у Яшки, который видел тонущего Володю, поэтому, собрав все свои силы, Яшка пришел другу на помощь и спас его от неминуемой гибели. Итак, природа в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» помогает раскрыть внутренние переживания героев, передать их чувства.)

Объясните смысл названия рассказа Ю.П. Казакова «Тихое утро»? (В самом названии рассказа Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Действительно, всё действие произведения происходит ранним летним утром. Но такое название дано писателем не для того, чтобы точно определить время действия. Тишина утра позволяет Ю. Казакову увидеть красоту природы, а также выделяет кульминационное событие, произошедшее с г лавными героями рассказа на рыбалке. «Тихое утро» - подчеркнута контрастность природы и выпавших на долю мальчиков испытаний.)

Объясните особенности финала рассказа, (в финале дается описание природы, которое вызывает у читателя радостное, светлое чувство; сама природа рада такому благоприятному финалу истории)

Конспект урока по литературе в 8 классе

Тема: «И некому было крикнуть о помощи…» Ю.П.Казаков. «Тихое утро».

Цели:

- воспитание нравственных качеств, таких, как добро, сопереживание, смелость, любовь и уважение к человеку;

- кратко познакомить учащихся с творчеством Ю.П.Казакова;

Продолжить работу по формированию умений составлять характеристику литературного героя, отвечать на вопросы, аргументировать;

- стимулировать познавательную деятельность учащихся через решение проблемных ситуаций в работе с текстом.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце.

А.И. Солженицын.

2. Слово учителя.

Юрий Казаков обладал замечательным даром просто и бесхитростно говорить о важных и сложных проблемах человеческой жизни, давать свои ответы на вечные вопросы: зачем и как должен жить человек? Что главное в его жизни? Но говоря о серьёзном, писатель настолько мастерски умеет увлечь нас динамичным ходом событий, убеждённостью в важности происходящего, что мы и не замечаем, как ненавязчиво автор раскрывает нам свою душу, своё представление о мире и человеке.

Перед нами фотопортрет писателя. Всмотримся в это умное и доброе лицо, не пропустим глубокого взгляда, устремлённого к нам, и позы погружённого в раздумья человека…
Штрихи к портрету. Когда пятнадцатилетний арбатский паренёк Юра Казаков мечтал о будущем, он не представлял себя писателем. Его влекла музыка. Поэтому, окончив после школы архитектурно-строительный техникум, он поступает в знаменитую Гнесинку (музыкальное училище им. Гнесиных в Москве) и получает специальность по классу контрабаса. Два года после училища Казаков занимался музыкой, но постоянного места работы найти не сумел, а начавшееся увлечение литературой привело его в 1953 году в Литературный институт им. А.М. Горького. Все годы учёбы и после Ю.Казаков много ездил по стране. Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, много ходил пешком, охотился.
Охотником молодой писатель стал для того, чтобы расположить к себе людей.
С ружьём и в охотничьих сапогах он выглядел у костра своим, понятным и близким. Такому собеседнику можно, не скрывая, рассказать о многом.
А стрелком он был неважным. Главная “охота” Казакова была не за дичью, а за своими будущими рассказами.

В основе лучших рассказов Казакова всегда лежит какой-нибудь подлинный случай или житейская ситуация, почерпнутая из жизни и ценная своей достоверностью, хотя, конечно, автор этим не ограничивается. Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком. Он нежно относился к людям, порой стесняясь своей нежности и пряча её за напускной суровостью. У Казакова немало рассказов о детях и для детей. Они притягивают искренностью интонации, увлекательностью, радостным удивлением перед чудом живой жизни. Казаков в большинстве своих произведений предстает перед читателем как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства. Какими же качествами нужно обладать, чтобы называться Человеком? Как нужно жить? Что лежит в основе человеческого поведения? Все эти вопросы возникают в сознании, когда читаешь рассказ «Тихое утро».

3. Жанр произведения . Тема, идея.

а) - В теме урока уже определён жанр произведения – рассказ.

Что такое рассказ?

Докажите, что «Тихое утро» - рассказ.

б) План
1. Ранним утром.

2. Яшка будит Володю.

3. По дороге на рыбалку.

4. Ловля рыбы.

5. Володя тонет.

6. Спасение Володи.

в) - Анализ любого рассказа начинается с определения его темы и идеи.

Какова тема рассказа ? (Дружба двух мальчиков, взаимовыручка, взаимопомощь).

3. Работа над эпиграфом, темой урока.

Как вы понимаете смысл эпиграфа? (человек совершает добро или зло, пропускает через своё сердце, и оно обязательно отразится в его душе, оставит какой-то след, чему-то научит, выработает какие-либо качества: хорошие или плохие).

Тема нашего урока « И некому было крикнуть о помощи…». Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Дома вы прочитали рассказ Ю.Казакова « Тихое утро». Исходя из темы, эпиграфа, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (будем говорить о главных героях - Яше и Володе; рассмотрим и осмыслим поступок, который совершил Яша; о чём они думали, чувствовали; о добре и зле, понять идею рассказа).

Мы также будем говорить и о творчестве Ю.Казакова, обратим внимание на роль пейзажа в произведении.

В эпиграфе есть слова «добро и зло», как вы понимаете значение этих слов?

(Добро - поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой; зло - поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей).

Расскажите, что вы знаете о Казакове? (презентация учащихся, рассказ о Ю.Казакове) 3. Анализ рассказа «Тихое утро».

Вспомним главных героев рассказа.

а) Викторина «Узнай героя»

1) «Подсыпав червякам свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель.»
2) «Ладно, пусть… Пускай издевается. Они меня еще узнают. Я не позволю им смеяться! Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!»

3) «Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным».

4) «Он оперся слабыми руками, привстал, точно собирался куда-то немедленно бежать, но снова повалился, снова зашелся судорожным кашлем, брызгаясь водой и корчась на

сырой траве».

б) Работа с текстом.

С чего начинается рассказ? (с описания утра). Такое утро обещает прекрасный день.

Сравнить героев:

    как они проснулись

    собирались на рыбалку

    по дороге на рыбалку

    во время рыбалки

    спасение Володи.

Найдите в тексте и прочитайте, как мальчики просыпаются и готовятся к рыбалке.

Какие черты их характера и поведения здеся проявляются?

Прочитайте отрывок, как отреагировал Яша на такое пробуждение Володи.

Запишите ключевые слова в характеристику героев:

Яшка

Володя

«жаворонок», волевой, «переборол себя»

ловкий, энергичный («весело затрусил к риге») деревенский, близок к природе

высокомерный, язвительный, смелый

неловкий, несобранный, медлительный

городской, сдержанный, целеустремлённый

язвительный, грубый, импульсивный

скромный, сдержанный

хвастун, отходчивый

честный

знаток природы, любит рассказывать небылицы, самоуверенный

умеет ценить красоту

любознательный, более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе

умеет ценить красоту

оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу

Какое выразительное средство использует здесь автор? (Метафора, разговорная лексика)

Язвительные выражения в литературе называются ИРОНИЕЙ. Ирония = осмеяние, насмешка.

Как ведет себя Володя в ответ на Яшину язвительность? Какие качества характера здесь проявляются?
- Может ли Володя преодолевать затруднения на пути к поставленной цели?

(Да. Он торопливо завязывал шнурки…)

Можно ли Володю обвинить в угодничестве? Почему?

Перечитайте диалог между ребятами по пути на рыбалку.

Чем отличается поведение Яши от поведения Володи?

О чем еще разговаривали ребята? (об услышанных звуках, об осьминогах)

Как проявляются в этих фрагментах их характеры?

(Я. – знаток природы, любит рассказывать небылицы, самоуверенный

В.- любознательный, более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе)

в) Художественный пересказ «Описание реки».

Какой увидели ребята реку, подойдя к ней? «Вышли на бугор…» до слов: «Володя готов был…») - Река видится одинаково прекрасной и Володе, и Яше. Запишите в таблицу: умеют ценить красоту.

О чем разговаривают мальчики во время рыбалки? (о том, как правильно ловить рыбу)

Всегда ли у Яши все получалось в рыбной ловле? Докажите словами из текста.

(Я. – склонен приписывать свою вину другому, не признавая своих ошибок)

Посмотрите в таблицу. Похожи ли ребята? Можно ли считать их друзьями? Почему?

г) «Володя тонет».

Но судьба подготовила страшное испытание для Яши и Володи. Выборочный пересказ этого испытания. «Но в этот момент земля…» до слов: «Глаза Володи потемнели…»

В этой драматической ситуации Володя становится случайной жертвой, а Яша, подчиняясь природному инстинкту самосохранения, сначала бежит с места происшествия. Только лишь страх владеет мальчиком в эти минуты. Но другое безотчетное чувство заставляет его вернуться к гибельному месту. Что это за чувство?
(Стыд за то, что ударил в воде Володю, взаимопомощь, взаимовыручка)

Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не было ничего на

свете милее бледного, испуганного страдающего лица Володи?

Поменяйте ситуацию, поменяйте мальчиков местами. Как поступил бы Володя, если бы тонул Яша?

д) Сделайте вывод-характеристику обоим мальчикам.

- Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека.

Какую роль играет описание природы в рассказе? Как изменяется природа? Раннее утро, туман, тишина - звучит мотив настороженности, непонятности, возможно, трагичности и даже смерти; солнце - мотив света, радости, жизни; опять мёртвая тишина, описание омута - опасность; солнце – победа жизни над смертью. В самом начале рассказа нет гармонии человека и природы. И только в конце рассказа, действительно, тихое утро: ярко светит солнце, земля радуется новому светлому дню, и Яшка с Володей очень рады, счастливы, что Володя не утонул…

5. - Какова идея рассказа?

(Идея – остаться человеком в любых обстоятельствах; взаимовыручку, проявленную Яшкой по отношению к Володе, можно считать мерилом нравственности человека. Дружба познается в беде).

6. - Попробуем заглянуть в будущее героев. Станут ли они друзьями? Почему вы так

думаете? (Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным)

7. Рефлексия.

1) - Какие чувства возникли у вас после прочтения рассказа?

Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?

Вернёмся к эпиграфу: « Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце», вы говорили, что в человеке добра должно быть больше, сейчас каждый из вас на стикерах напишет, что такое добро.

Современны ли сегодня вопросы, поднятые в рассказе Ю.Казакова? Почему?
2) «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть», - утверждал М.Горький. Можно ли Яшку назвать героем, а его поведение - героическим?

3) - О том, какими мы все должны стремиться быть в стихотворении «Наказ дочери» пишет Юлия Друнина.
Без ошибок не прожить на свете,
Коль весь век не прозябать в тиши.
Только б, дочка, шли ошибки эти
Не от бедности – от щедрости души.
Не беда, что тянешься ко многому:
Плохо, коль не тянет ни к чему.
Не всегда на верную дорогу мы
Сразу пробиваемся сквозь тьму.
Но когда пробьешься – не сворачивай –
И на помощь маму не зови…
Я хочу, чтоб чистой и удачливой
Ты была в работе и в любви.
Если горько вдруг обманет кто-то,
Будет трудно, но переживешь.
Хуже, коль полюбишь по расчету
И на сердце приголубишь ложь.
Ты не будь жестокой с виноватыми,
А сама виновна – повинись.
Всё же люди, а не автоматы мы,
Всё же непростая штука – жизнь…

Этим стихотворением хочется закончить наш разговор о нравственности. И если каждый из нас будет стараться помогать другому в трудной ситуации, то жизнь станет лучше, а мы все чуть-чуть добрее и милосерднее.

8. Дома: Напишите характеристику Яши или Володи, пользуясь таблицей, составленной на уроке и материалом учебника.