Картотека по логопедии на тему: Упражнения по дифференциации звуков: Ж\Ш, С\Ш, З\Ж. Постановка звука Щ

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ж]:

Артикуляция как при звуке [Ш]: губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются , язык в форме «чашечки», широкий кончик языка поднят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя слабее, чем при звуке [Ш], направлена так же по середине языка вверх, воздух теплый. Но есть голосовые особенности: звук произносится с голосом (связки сомкнуты и вибрируют).

Подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д.

Ж-ж-ж-ж-ж…

2. Автоматизация в слогах:

ЖА

ЖО

ЖУ

ЖИ

ЖЕ

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

Жа-жа-жа

Жо-жо-жо

Жу-жу-жу

Жи-жи-жи

Же-же-же

Жа-жо-жу

Жи-же-жа

Жо-же-жи

Жу-жо-же

Же-жа-жо

Жа - жо - жу - жи - же
Жи - жа - жо - жу - же
Жо - жа - жу - жи - же
Же - жа - жо - жи - жу
Жу - жа - жо - жи - же

Жа: жаль, жаба, жало, жатва, жать, Жанна, жадина, жалоба; жалеть, жакет, жасмин.

Жо, жё: жёлоб, жёлудь, жёлтый.

Жу, же: жук, Женя, жжение; жетон.

Жи: жить, жила, жидкий, жито; живой, живот, животное.

Ждать, жду, жгутик.

Жа: ежата, вожак, вожатый, пижама, бежать, лежать, уважать; кожа, лужа, лежа, кожаный.

Жо, жё: ожог, лужок, флажок, свежо, ножовка, медвежонок, утюжок, ежонок.

Жу, же: лежу, хожу, гляжу, покажу, уже, уважение; вижу, вяжут, лижут, мажут.

Жи: ножи, ужи, ежи, лежи, покажи, этажи, наживка; ежик, ужин, пыжик, дюжина, ухаживать, похожий, ужинать.

Джем.

6. Произносить слова со стечением согласных, голосом выделяя звук [Ж]:

Важный, каждый, бумажный, багажник, монтажный, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, таёжный, нижний, ближний, пижма, книжный, между, прежде, одежда, Надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный, однажды, дважды, побеждать.

7. Игра на автоматизацию звука [Ж] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ж; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ж].

8. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Снег - снежок

стог -

сапог -

еж -

нож -

дождь -

утюг -

пляж -

9. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ж]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ж] в названии выпавшей картинки.

10. Проговаривать слова с двумя звуками [Ж]:

Жажда, жижа, жужжать, желтокожие.

11. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ж].


12. Образовать родственные слова:

кожа - (кожаный, кожица, кожный …)

уж - (ужонок, ужата, ужиха, ужинный …)

ёж - (ежонок, ежата, ежиха, ежиный, ежовые, ёжиться …)

13. ДИ «Сосчитай до 5»:

ежонок -

пиджак -

ужонок -

14. Проговаривать словосочетания, голосом выделяя звук [Ж]:

Кожаный жакет жидкий мёд

нежная кожа жадный Женя

мягкая пижама вьюжный день

отважный капитан бумажная жаба

мамин утюжок модный пиджак

бежевый жакет Женины тапки

новый утюжок бумажный жук

важный медвежонок надёжный вожак

Женина пижама снежный ком

желтокожие жёлуди дюжина ежей

15. Проговаривать предложения:

Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено - второй абзац и т. д.)

Вова - вежливый ребенок. Тетради на нижней полке. Багажный вагон впереди. Мама купила пирожное. Между деревьев снежная баба. Женя вытряхивает одежду. У Гены бумажная жаба. Сапожник починил обувь. Монтажники выполняют важную работу. Победитель - лыжник награжден подарками. В книжном магазине можно найти нужную книгу. Булыжник был мокрый от дождя.

Женя жуёт ежевику. У ужа ужата. Монтажнику нужна ножовка. У Жанны кожаный жакет. Женя и Жанна ужинают. У Жанны бумажная жаба. Ежата ждут маму-ежиху. Над пижмой жужжат жуки. Художник едет в Кижи. У ежихи и ежа ежата. Пижама, жакет и пиджак - это одежда. Женя живёт на пятом этаже.

Пижма пахнет нежно. Женин папа - художник. Медвежонок жуёт жито. У Жени живые ужи. Жанна даёт Жене ежевику. Женя вяжет маме жакет. Нет манжет у пижамы. Ежевика в бумажном пакете. Между пнями живут жабы. У Жени на ужин ежевика. У детей пижамы и жакеты. У жука надёжный дом между ветвей.

Дружно живёт детвора. Легко бежать по накатанной лыжне. У Жоры отец—монтажник, а у Жени - художник. Мой друг живёт на нижнем этаже. На нижней полке этажерки лежит журнал. Жора бережёт одежду. Женя ожидает, когда перестанет дождик. Дождик лил уже дважды - жди урожай на грибы. Между окнами жужжит жук. Женя дважды побеждал в лыжных гонках. Дружно падают желуди.

16. Проговаривать тексты:

Тексты проговаривать при условии, что в речи есть звук [Р].

Женя-рыбак.

Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке.

Бежит Женя к реке. Терпеливо ждет клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя идёт домой. Будет уха из свежей рыбы.

Рыжик.

Был у Рыжухи жеребенок. Жеребенок был рыжий. Женя звал его Рыжиком. Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребенка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику. Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик любил кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок. Когда Рыжуху впрягли в телегу, Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягли. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя. За лето Рыжик окреп.

17. Проговаривать чистоговорки:

У жука надежный дом,

Жук живет, не тужит в нем.

Жук жужжит, не унывает,

Жу-жу-жу он напевает.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Тут ежата у ежа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Мне ежаток покажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Уходите от ежа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

В моем доме этажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Подо мной два этажа.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Надо мной два этажа.

Же-же-же, же-же-же

На каком я этаже?

Жужжит над жимолостью жук.

Тяжелый на жуке кожух.

Каждый жук жужжит о том,

Как же жутко быть жуком -

Каждый может обижать.

Как об этом не жужжать?

Золотистый, как из бронзы,

Жук кружится возле розы

и жужжит: "Жу-жу, жу-жу"

II. Добавьте слоги «ЗА» или «ЖА».

III. Добавьте слоги «ЗЫ» или «ЖИ».

IV. Четко произносить слова парами.

V. Четко произносить слова.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить, жалюзи, жезл, зажигалка, зажим, заложник, возможно, раздражение, разоружение.

VI. Четко произносить словосочетания.

зимняя одежда

забежать домой

зелёная жаба

ржавые гвозди

зимняя стужа

нежная зелень

бумажный змей

зал ожидания

книжный магазин

жёлтый зонт

заветное желание

железный гвоздь

важное задание

снежные заносы

железный замок

железная лопата

многоэтажное здание

Жорин зайка

зелёный жук

жёлтый фазан

зелёный лужок

навозный жук

лыжная мазь

знак уважения

змеиное жало

полезное животное

снежная зима

жидкий мазут

влажная земля

забавный ёжик

зелёная лужайка

заряженное ружьё

VII. Четко произносить предложения.

Жеребёнок забежал во двор и заржал.

Захар заряжает ружьё.

Я зажал в руке железный гвоздик.

Пёс лежал и лизал лапу.

Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке.

Женя резал ржаной хлеб.

Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток.

Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Ёжик лакал молоко языком.

Ножи лежат в тазу.

На небе зажглись звёзды.

Роза зажигает свет.

В магазине покупают одежду.

Зоя живёт возле завода.

Женя и Зоя ужинают.

Зоя уже давно ждёт Зину.

У Зои живой заяц.

Коза жуёт сено.

Нельзя обижать животных.

Рыжики и грузди лежат в корзине.

Возле лужи – зелёная жаба.

Зелёные жуки зажужжали над розами.

У Зои жёлтый резиновый зайка.

Зина зажигает газовую плиту.

Дядя Жора режет железо.

У змеи жало.

Возле дома зелёная лужайка.

На земле лежит железная лопата.

Зелёный жук звонко жужжит.

Ежи – полезные животные.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

У Лизы новые лыжи.

В зоопарке живёт зебра.

В дождь надо брать зонт.

Зубры живут в заповедниках.

Ёжик живёт в норе, а у зайца нет жилья.

У Жени заноза.

Зоя осторожно вынула занозу.

Ёжик ползёт в овражек.

Звонкое пение стрижей заполняет воздух.

Тяжело нагружены возы.

Зимой рано зажигают огни.

Эта пружина заржавела.

Зине нужна узенькая резинка.

Мы побежали к ближнему озеру.

Протяжно запел рожок.

Уже замёрзли лужи.

Захар поймал жабу.

Дикие козы живут в горах.

Зоя взяла ножик.

Зина надела вязаный жакет.

Во время дождя нужен зонт.

В джунглях живут обезьяны.

Зоя легко скользит на лыжах.

По зеленой траве ползут ужи.

В живом уголке живёт заяц.

У Зины в корзине ежевика.

VIII. Четко произносить пословицы. Выучить.

Конь бежит – земля дрожит.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

IX. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к а.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

X. Выучить.

Заводной зайка

Зайка забавный

У Жени живёт.

Женя не знает

С зайкой забот.

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.

Весна

Золотым весенним днём

Звонко песню мы поём.

А в траве жужжат жуки,

Лезут звери из норы.

Зайка вылез из кустов,

Прыгать он всегда готов.

Выползает скользкий уж,

Жабы прыгают из луж.

Шмель

Я бежал, бежал, бежал.

Зверь за мной жужжал, жужжал.

Я лежал, лежал, лежал.

Зверь жужжал, жужжал, жужжал.

Я махнул ему рукой

На лужайку за рекой.

И помчался он сквозь чащу,

Сделав плавный разворот,

Словно маленький жужжащий

Золотистый вертолёт.

Мусса Гали

Где застёжки?

Летом в клетке зоопарка

Медвежонку очень жарко.

Хорошо в жару такую

Снять одежду меховую.

Ищет он застёжку,

Чтобы снять одёжку.

О. Кригер

Считалка

Мы со звуком З играем.

Слово к слову подбираем:

Зал, забор, замок.

Жетон…

– Выходи из круга вон!

Мы со звуком Ж играем,

Слово к слову подбираем:

Жаба, жук, жираф.

Бизон…

– Выходи из круга вон!

И. Лопухина

XI. Пересказывать.

Ежи

В лесу большие ели. Под ними жили ежи. Ежи делали на зиму запасы. Не страшна ежам зима.

Вопросы:

1. Кто жил под елями?

2. Что делали ежи?

Зайка

У Жоры папа охотник. Он принес Жоре зайца. Зайчик жил у Жоры всю зиму. Жора кормил зайца овощами. Один раз зайка убежал в сад. Жора поймал зайку и отнес в живой уголок.

Вопросы:

1. Кого принес папа Жоре?

2. Как ухаживал Жора за зайчиком?

3. Что случилось с зайчиком?

4. Куда отнес Жора зайца?

Весна

Наступила долгожданная весна. Засверкало солнце. Зажурчали ручейки. Оживает трава. На деревьях зазеленели первые листочки. Проснулись от зимней спячки медведи и ежи. На лесных полянах появился нежный цветок – это подснежник.

Жучка

У нас есть собака Жучка. Жучка сторожит двор. Раз во двор забежал ёжик. Жучка залаяла на ежа. Ёжик испугался и убежал.

Жук

Мама и Жанна загорали на пляже. Вдруг на зонт приземлился жук. У жука бронзовая спинка и зелёный животик. Жанна взяла жука и отнесла на зелёную лужайку.

За земляникой

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Женя заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Женя положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.

Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела оставить ежа. Но Женя отдал его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.


№ 1 Звуки З-Ж

  1. Слоги: за-жа, зо-жо, зу-жу, зы-жи, зла-жла, зло-жло, узл-ужл, изл-ижл, жа-за-за, зо-жо-зо, зы-зы-жи, жу-зу-зу.
  2. Слова-паронимы: ужи - узы, кожа - коза, жал - зал, жевать - зевать, залей - жалей, везу - вяжу, разок - рожок, называть - наживать, лоза - ложа, лежать - лизать.
  3. Четвёртый лишний: Зайка, замок, жаба, зубы (жаба). Жук, ёжик, одежда, фазан (фазан). Зонт, пижама, гвоздика, незабудка (пижама). Ваза, ежевика, ужи, ножи (ваза).
  4. Образование существит. с уменьшит.-ласкат. суффиксами: снег - снежок, стог - стожок, сапог - сапожок, флаг - флажок, утюг - утюжок, луг - лужок, глаз - глазок, глазик, воз - возок, обоз - обозик, таз - тазик, Камаз - Камазик, Автоваз - Автовазик.

№ 2 Звуки З-Ж

  1. Выделение звуков «З»,»Ж» и проговаривание слов: заяц, жуки, жаба, живот, желудь, зовут, жеребец, зимовать, жареный, зяблик, жуткий, жонглёр, зоркий, жуткий, жвачка, зрачок, свежий, название, пожарный, лизать, одежда, гражданин, здание, тормоза, пижама, загадка
  2. Закончи слово слогом ЗА или ЖА: сту(жа), гро(за), лы(жи), Ли(за), бар(жа), лу(жа).
  3. Слова: железо, зажигалка, жажда, зажим, жизнь, зажал, заложник, жемчужина, закрутила, зазевала, жижа, звезда, заноза, возможно, желтизна, задолжать, заржать, заслужить, закружить, жалюзи, завизжать, жезл.
  4. Добавь звук «З»или «Ж»: .аба, .автра, .айка, .акет, .абры, .атва, .апах, .убы, .мурки, .абор, .уравль.

№ 4 Звуки З-Ж

  1. Словосочетания: ждать поезд, забыть пижаму, жгут валежник, выложил узор, окружил заботой, сторожил зерно, заметил пожар, забыл зонт, жаворонок запел, вымазаться в саже, запах жасмина, побежать назад, забежать за здание.
  2. Предложения: Во время дождя нужен зонт. В джунглях живут обезьяны. По зелёной траве ползут ужи. в живом уголке живет заяц. У Зины в корзине ежевика. В зале ожидания Зоя увидела Жанну. Таёжный посёлок занесло снегом. На земле лежит железная лопата. Зажглась лампа под зеленым абажуром. Зоя поставила жасмин в вазу. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Женя загадал сложную загадку. Завизжала железная пила, застучал тяжелый молоток. Женя резал ржаной хлеб.

№ 5 Звуки З-Ж

Стихи : Не знали медвежата, что колются ежата,

И давай с ежатами играть, как с медвежатами.

Вдруг медвежата в слёзы: - Ёжики - занозы,

Испугались ёжики, несут щипцы и ножики.

И давай по штучке вынимать колючки.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Кушать хочется, да лень ворочаться.

Вот и ждёт рыжий кот - может миска подползёт.

Вот сегодня день хороший, запушило путь порошей.

Лыжи катятся, хрустят, и снежинки шелестят,

Эй, быстрее, ноги-лыжи, к той опушке ближе, ближе!

Обижается свинья: «Не грязнуля вовсе я!

Знать пора бы всем, что лужи мне

Целебной ванной служат!»

№ 6 Звуки З-Ж

Встретил ёжика бычок и лизнул его в бочок,

Но, лизнув его, бычок уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся: - В рот не суй, что попадётся!

Я нашла себе жука на большой ромашке.

Не могу держать в руках, пусть сидит в кармашке.

Лапок шесть, а глаза два, трещинка на спинке.

Вот хорошая трава, на - поешь травинку!

Ах, упал, упал из рук! Нос измазал пылью!

Улетел зеленый жук, улетел на крыльях!

Мы не заметили жука и рамы зимние закрыли,

А он живет и жив пока, жужжит в окне, расправив крылья…

И я зову на помощь маму: - Там жук живёт! Раскроем раму!

№ 7 Звуки З-Ж

Рассказы: Вдоль линии железной дороги стоят высокие зелёные ёлки. «Зелёный пояс» загораживает путь от снежных заносов. Ежегодно железнодорожники высаживают много молодых саженцев. Каждый год сажают множество ёлок, акаций, тополей. Саженцы железнодорожники заранее готовят в своих питомниках.

Жасмин.

В саду цвел жасмин. Сережа перелез через забор и стал рвать жасмин. Где-то вдали залаяла собака. Сережа испугался, бросил жасмин и побежал. Когда он перелезал через забор, он очень торопился и занозил руку. Сережа больше никогда не рвал чужой жасмин и не лазил через забор.

наталья деркач
«Дифференциация звуков [з]-[ж]». Конспект логопедического занятия с учащимися второго класса

Конспект занятия "Дифференциация з-ж "

С учащимися 2 класса с логопедическим заключением : нарушение письма и чтения с ФФНР.

Цель : - закрепить чёткую артикуляцию звуков [З] - [Ж] и правильное обозначение их письме;

Задачи :

Уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков ;

Отработать умение дифференцировать согласные звуки з-ж слогах , словах, предложениях, тексте;

Совершенствовать навыки звуко – слогового анализа ;

Совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представления) ;

Развивать высшие психические функции : память, внимание, словесно – логическое мышление;

Развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию;

Работать над развитием грамматических форм речи.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение сосредоточиться.

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям .

Воспитание самоконтроля устной и письменной речи;

Оборудование : индивидуальные зеркала, ватка, двусторонние карточки с изучаемыми звуками (на каждого ребёнка) ; символы для обозначения звуков занятия .

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Отгадайте загадки, назовите первые звуки в словах – отгадках :

Белые цветочки

Вечером расцветают,

А утром увядают.

(Звезды)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(Желудь)

Вывод. С какими звуками мы сегодня будем работать?

Итак, сегодня мы будем различать звуки и буквы з-ж .

II этап. Основная часть.

1. Характеристика звуков . Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам. Соотнесение звука с буквой .

“З” – символ зелёного цвета. Губы в улыбке, язык – за нижними резцами, воздух изо рта – холодный (контроль рукой) . Голосовые связки вибрируют, есть голос, он звонкий.

Звук “З” – согласный , звонкий.

звук «З» .

Стихотворение про звук [З] .

На эту букву посмотри!

Она совсем как цифра 3.

3 не просто завитушка,

3 - пружина, крендель, стружка.

“Ж” – символ жёлтого цвета. Губы – трубочкой, язык поднят вверх “чашечкой”, воздушная струя теплая, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, звук глухой . Звук “Ж” – согласный , звонкий.

Сравнение образа буквы с предметами, на, что она похожа? Назовите, какой буквой мы обозначаем звук «Ж» .

Стихотворение про звук “Ж”

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук :

Ж –Ж – Ж –Ж –Ж – Ж – Ж

Сравнительная характеристика звуков З и Ж .

Давайте подумаем, чем отличается произношение звука [З] – [Ж] (ответы детей)

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика :

Чтобы чётко и ясно проговаривать слова, нужно сделать артикуляционную гимнастику

1. Упражнение для формирования правильного речевого выдоха. Вдох через нос, выдох через рот. Звукоподражание : Жук : ж-ж-ж… Комар : з-з-з… (контроль ладонью, потом - без опоры) .

2. Упражнение на активизацию мышц губ :

“Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.

“Трубочка” – вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.

3. Упражнение на активизацию мышц языка :

«Чашечка» - загибание краёв и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.

“Вкусное варенье” – языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.

Движения выполняются сверху вниз.

“Маляр”- широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

“Чистим зубы” – кончиком языка “почистить” зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

3. Развитие тактильных ощущений (каждому ученику даётся карточка с наклеенными из бархатной бумаги буквами).

Вспомним, какими буквами на письме мы обозначаем эти звуки : «ЗЭ» , «ЖЕ» .

Письмо букв в воздухе.

А сейчас мы выполним интересное задание. Я каждому дам карточку с буквой. Вы должны будете закрыть глазки и не подглядывать, а на ощупь определить, какая буква на вашей карточке. Назвать можно букву только тогда, когда я прикоснусь к вашей руке.

4. Развитие фонематического слуха Игра “Узнай звук”

Дифференциация з-ж в слогах : - Я читаю слоги и звуковые сочетания , а вы показываете соответствующую букву.

(жда, зла, _нее, зно, зре, оже, ожу, зна) .

Я называю вам слова, а вы внимательно слушаете, определяете, какой в этом слове слышится звук , и показываете соответствующую букву.

Перечень слов :

Выделите из ряда предложенных слов слог со звуками [З] – [Ж] : кружечка, уздечка, вазелин, кузнец, вязанка, зимняя, жакет, зима, жара, жук, жёлудь, зеркало, зонт, живот.

5. Работа со словами паронимами :

Игра «Наоборот»

Меняем букву з на ж и наоборот :

Жал-зал, залей-жалей, вяжу-везу, рожок-разок, жевать-зевать, называть-наживать, узы-ужи, пожар – базар, лежать – лизать, коза – кожа,звать – ждать.

Физкультминутка

Мы березку посадили

Мы березку посадили,

(выпрямиться за партой.)

Мы водой её полили,

(Потрясли кистями, будто разбрызгивая воду.)

М берёзка подросла,

(встать за партой.)

К солнцу ветки подняла,

(руки вверх.)

А потом их наклонила

(руки вниз, спина прямая.)

Всех ребят поблагодарила.

(поклоны головой, сесть за парты.)

3. Работа в тетради

1. Запишите буквы ЗЭ, ЖЭ :

а.) знать звуки “З” и “Ж” по беззвучной артикуляции (по движению губ) .

б) опираясь на кисти рук логопеда ;

в.) ориентируясь на стрелки ()

г.) под диктовку логопеда (я буду называть звук , а вы должны будете записать соответственно стрелку)

2. Дифференциация З-Ж в словах , слова записаны на доске.

Запись слов в три столбика по наличию звуков : в первый столбик со звуком [З] , во второй со звуком- [Ж] , в третий с двумя звуками –[З] – [Ж] :

(можно, озимые, земля, кружечка, кузнец, животное, вязанка, уздечка, бумажный, мерзлота, узенький, ожидание, зебра, багажник, зажигать, разложить, воздух, надежда, язык, звезда, движение)

Назовите слова, в которых йотированные гласные звуки обозначают два звука .

Гимнастика для пальцев рук :

«Здравствуйте»

Сначала подушечки пальцев одной руки поочерёдно касаться подушечек пальцев другой руки, а потом большого пальца этой же руки.

«Моем ручки»

Дети повторяют движения , совершаемые при мытье рук.

4. Составь слова из первых слогов данных слов . Запиши их в тетрадь.

Пример : узнать+ комар = узко

Газета+зонты= запах+жмурится=

Студент+жакет= ездить+жуки=

Стригут+живот= слуга+журавль=

Страна+жаба= закон+жгучий=

Звери+здание= знает+мясо=

5. Работа с родственными словами :

Прочитай слова. Составь с каждым, словом предложение.

Узкий НИЗ МОРОЗ

Узенький НИЗкий МОРОЗить

Узковатый НИЗина Мороженое

Узко заНИЗить ЗаМОРОЗить

сУЗить поНИЖение заМОРОЗки

сУЖение сНИЖение заМОРОЖенный

III. Итог занятия :

Дидактическое упражнение «Исправь ошибку» (учить ребёнка различать правильное и дефектное произношение в речи других людей). Взрослый произносит предложения в искажённом виде, а ребёнок даёт правильный вариант.

Во время дождя нужен жонт. Девочка катается на лызах. Под сосной сидит серый жайка. Девочка пасёт кожу.

О каких звуках мы говорили сегодня на занятии ? Что вы запомнили, узнали нового?

Слоги: са­са­са – ша­ша­ша, со­со­со –
шо­шо­шо, су­су­су – шу­шу­шу, сы­
сы­сы – ши­ши­ши.
Слоги: са­ша, со­шо, сы­ши, су­шу,
ша­са, шо­со, ши­сы, шу­су, саш,
сош, суш, сыш, шас, шос, шус, шис.
Слова­паронимы: уши – усы, шутки –
сутки, кашка – каска, Машка – маска,
Мишка – миска, скала – шкала, стык –
штык, стиль – штиль, марс – марш, вас
– ваш, мыс – мышь, плоско – плошка,
солить – шалить, сорок – шорох, басня
– башня, крыса – крыша, суметь –
шуметь, кусай – кушай, шило – сила.
«Подбери картинки Соне и
Шуре»(раздели слова со звуками «С»и
«Ш»): носки, аист, коляска, шуба,
шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки,
мешок, стакан, космонавт, подушка,
спутник, кувшин, кукушка, сосна,
пылесос, шишка, стул, подушка,
карандаш.
Слова: Саша, шесть, сушки, шоссе,
солнышко, машинист, шестнадцать,
штепсель, шестьдесят, шахматист,
шестьсот, путешественник, пастушок,
пастушка, шалость, стишок, стеклышко,
пушистый, сынишка, усмешка,
старушка, успешно, послушный,
трусишка, бесшумный, смешинка,
веснушки.
Счет 1­10 – сынишка, шахматист,
пастушок, старушка.
Выделение звуков С, Ш и
проговаривание слов с ними:
сатин, шагать, сыпать, шорох, сорить,
шипеть, шуметь, сухой, сырой, сытый,
вермишель, васильки, сметана,
картошка, катушка, швабра, корешок,
опушка, новоселы, листья.
Добавь слог СИ или ШИ: гу(си),
гру(ши), ло(си), малы(ши),
выне(си), тря(си), воро(ши), кры(ши).
Образовать новые слова с
приставками С­, СО­: мешать –
смешать, прошу – спрошу, шил –
сшил, пляшет – спляшет, шью –
сошью, рисуешь – срисуешь, несёшь –
снесёшь, пишешь – спишешь, берешь –
соберешь, трясешь ­ стрясешь.

Заучивание скороговорок:
Шашки на столе, шишки на сосне.
Шапкой Сашка шишки сшиб.
Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она,
они) в наст. врем.:
Сшибать шишки с сосны.
Собирать сосновые шишки.

Слова: сухо, слышно, шустрый,
соловушка, поспешно, шанс, шелест,
шествие, шесток, посошок, нашествие,
шерсть, шест, смешной, спешка,
пеструшка, штепсель.
Счет 1­10 – путешественник, штепсель.
Заучивание чистоговорки:
Наша большая пушистая кошка сидит
на окошке,
А ваша маленькая смешная кошка
уходит с окошка.
Словосочетания: Наташины веснушки,
веселый пастушок, послушный малыш,
пушистая кошка, смешные стишки,
опасное путешествие, роскошная
шкатулка, голосистый соловушка,
ласковое солнышко, душистый ландыш,
пушистая ушанка, сушеные груши,
смешные потешки, скошенный луг,
шумное шоссе, шелестят камыши,
лесная опушка, спелая вишня.
Родственные слова: Смешить – смех,
смешок, смешинка, смешной, насмешка,
усмешка, смешно. Спешить – спешка,
поспешно, поспешный.
Спряжение в настоящем времени (Я,
Ты, Вы, Мы, Он, Она, Они): Спешить по
шоссе и есть сушки. Шептать на ушко
бабушке смешной стишок. Сушить
пуховые подушки на солнышке.
Подбор признаков и действий на
звуки С, Ш к предмету:
Кошка (какая?) большая, пушистая,
смешная, ушастая, плюшевая. Что
делает? Спешит, дышит, шалит, спит,
ест.
«Отгадай слово» (пропущены С или
Ш):
.апка, .нки, .уба, .ом, .мка, .лем,
.ова, .айба, .оль, .умит,
.ок, .уп, .ум, .пать, ду., ква.,
анана., камы., компа., мы..
Словосочетания: шелестят в тишине,
шуршат в сарае, слышны в саду,
спешат в школу, сушить на вешалке,
несутся по шоссе, сыплется
пушистый снег, слышится сильный
шум, висит Мишина шуба, слышна
весёлая песня.
Рассказ «Сосна» (заучивание или
пересказ):
Саша и Маша пошли в лес за
сосновыми шишками. Вот и опушка
леса. На опушке стоит высокая сосна.
На сосне густые пушистые ветки. А
высоко, на самой макушке, – большие
шишки. Шишки с шумом падают вниз,
на землю. Под сосной много шишек.
Саша и Маша поднимают шишки. С
пакетом шишек они спешат домой. А
сзади доносится шум соснового леса.
Выделение из рассказа слов: со
звуками «С», «Ш» в одном слове; со
звуком «С»; со звуком «Ш».

Счет 1­10 со словосочетаниями:
пушистая сосна, сосновая шишка,
пенистый шампунь, синяя шаль.
Спряжение в настоящем времени: (Я,
Ты, Он, Она, Они)
Спешить в лес за сосновыми шишками.
Спешить из леса домой с сосновыми
шишками.
Шептать дедушке на ушко смешную
сказку.
Проговаривание предложений:
Саша спешит по шоссе и несёт сушки.
Машинист спешит по шоссе и несёт
сушки.
Путешественник …. Пастушок
Пастушка ….
Подбор предметов к признакам:
Смешной (­ая, ­ое). Душистый (­ая,
­ое).
Бесшумный (­ая, ­ое).
Предложения: Машины несутся по
шоссе. Листья шелестят в саду.
Груши сушатся на крыше. Мыши
шуршат в сарае. Кошка греется на
солнышке. Высокие сосны шумят в
лесу. Душистый ландыш распустился
на лесной опушке. Голосистый
соловушка поёт в саду. Кусты
покрылись снегом. Тихо шумят
осинки в осеннем лесу. Наташа нашла
пестрый шарфик.
Пословицы: Не спеши языком, спеши
делом. Как постелешь, так и поспишь.
В согласном стаде волк не страшен. В
пасмурную погоду сено не высушишь.
Нет на свете краше родной
сторонушки. Хорош садовник,
хороши и груши. Кошке – игрушки,
мышке – слёзы. Поспешишь – людей
насмешишь.
Скороговорки:
В шалаше шесть шалунов. Шапкой
Саша шишки сшиб.
Мамаша дала Саше сыворотку из
простокваши.
Наша серая кошка сидела на крыше,
а ваша серая
кошка сидела выше.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей,
Две мыши поплоше несли по два гроша.
Шла Саша по шоссе и сосала
сушку.
Слишком много ножек у сороконожек.
Парус наш на совесть сшит. Нас и
шторм не устрашит.
Простокваши дали Клане –
недовольна Клаша:
– Не хочу я простокваши, дайте
просто каши.
Дали вместо простокваши нашей
Клаше каши.
– Не хочу я просто каши так, без
простокваши.
Дали вместе с простоквашей каши
нашей Клаше.
Ела, ела Клаша кашу вместе с
простоквашей.
А поела – встала. «Спасибо,» –
сказала.
Мышонку снится страшный сон,

Саша шустро сушит сушки. Саша
высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки сушек
Сашиных поесть.
Слышен шорох в камышах – от
него шумит в ушах.
Сто бесстрашных лягушат цаплю
шепотом страшат.
Стихи:
– Разговаривайте тише! – просят
маленькие мыши.
Не шумите утром рано. Кошка
спит в углу дивана…
Ночью мы в сыром подвале с
кошкой в салочки играли
Не будите нашу кошку – отдохнет
пускай немножко.
Мышка сушек насушила.
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
зубы сразу же сломали.
Пять веселых лягушат по делам
своим спешат.
Пока мокро, пока лужно, до реки
допрыгнуть нужно.
Если встретишь лягушат, не
мешай, они спешат.
Я взяла под мышку
плюшевого мишку.
В ванну посадила и пошла за
мылом.
Оглянулась – ой, ой, ой!
Расшалился мишка мой.
что не мышонок он, а слон.
Что в Африку приехал он, в
слоновью лёг кровать.
Стал спать и там увидел сон,
что он мышонок, а не слон,
И что не в Африке спит он, а
дома он опять.
«Какой мне страшный снится
сон!» – во сне проснувшись,
Думал он и спрашивал
спросонок: «Я слон или мышонок?»
Русские народные
скороговорки:
Веселей Савелий, сено
пошевеливай.
Дали Глаше простокваши, а у
Глаши – каша.
Дуб дубовистый,
широкозеленолистный.
Сшила Саша Сашке шапку.
Сашка шапкой шишки сшиб.
Хоть щука и востра, да не
съест ерша с хвоста.
Шла Саша по шоссе, несла
сушку на шесте.
У Степана есть сметана,
простокваша и творог.
На опушке в избушке живут
старушки­болтушки.
У каждой старушке
лукошко. В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках шьют
старушкам сапожки.


словах, звуки в начале слова
Зыбкий – жидкий заря – жаря
Залей – жалей зал – жал
Зовёт – живёт
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
словах, звуки в середине слова
Узы – ужи вязать – бежать
Везу – вяжу лизать – лежать
Козы – кожи базар – пожар
Розы – рожи мазут – мажут
Грозу – грожу дерзать –
держать
Лоза – ложа разок – рожок
Лиза – лыжа возы –
вожжи
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
словосочетаниях
Забавный ёжик, кожаная узда, званый
ужин, бумажная коза, жидкий
мазут,забытый жакет, тяжёлый воз.
Важный музыкант, измятая кожа,
книжный магазин, Женин знакомый,
нежные незабудки, нежные
мимозы, железный замок.
Вязаный жакет, важное задание,
вязаные манжеты, изогнутая жесть,
южныйзакат, затяжной
дождь, знакомый художник.
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
предложениях из 3 слов
Зоя звонит Жанне. Бизон – дикое
животное. Надежда чистит зубы. Зоя
покупает книжку.
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
предложениях из 4 слов
Жанна показывает Зое жука. Мама
зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает
загадки Жене. Коза бежит к
луже. Зоя надевает кожаный пиджак.
Над мимозами жужжат жуки. У Жени
­ забавный зайчонок. В вазе ­
бумажные мимозы.
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
предложениях из 5 слов
Дети идут в книжный магазин. На
пижаме у Жени – медузы. Звонок
звенит, а жук жужжит. У магазина ­
Женя и Зоя. Зоя бежит за бумажным
змеем. Этой осенью идут затяжные
дожди. Нежные незабудки цветут у
дома. У избы стоит стожок сена.

Дифференциация звуков [з ­ ж] в
предложениях из 6 – 8 слов
У Зои живут ежи и ужи. Зоя каждый
день поит козу водой. У Жени ­
заводной зайка, у Жанны ­ заводной
жук.
***
Знает каждый: змей бумажный
На земле лежать не любит.
Лёгкий змей, как будто дым.
Наблюдать за ним несложно,
Только жаль, что невозможно
Полетать нам вместе с ним!
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
текстах
ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ
Животные пустыни знают, что такое
зной и жажда. Всю жизнь живут они в
песках. Эти животные иногда даже
забывают, что такое дождик. Тяжко
им там жить.
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
стихах
***
Звенит звонок, жужжит жучок.
Жужжат – звенят, звенят – жужжат.
***
Уж ужа позвал на ужин,
Уж совсем не ожидал,
Но ужу не нужен ужин –
Уж уже поужинал.
***
Зелёная жаба
С забавным жуком
Забыли к зиме
Подыскать себе дом.
***
Зайка забавный
У Жени живёт,
Женя не знает
С зайкой забот
Зайке не нужен
Ни обед, ни ужин.
***
Знает загадки каждый ёжик,
Жуку и змее загадать их может.
Загадки о вазе, бизоне, уже,

О ежевике и о еже.
ДВЕ КОЗЫ
Идут две козы под зонтами,
знакомятся:
­ Тебя как зовут?
­ Зоя.
­ А тебя как зовут?
­ Жанна.
­ У тебя зонт?
­ Зонт.
­ А у тебя?
­ И у меня зонт.
­ У тебя зонт от зноя?
­ От зноя.
­ А у тебя?
­ А у меня от дождя.
­ Заходи в мою избушку ужинать.
­ И ты заходи в мою избушку ужинать.
­ Когда заходить ужинать?
­ На закате.
­ А к тебе, когда заходить ужинать?
­ Тоже на закате.
КТО ХОЗЯИН?
У Жоры и Захара жила собака. Звали
её Жук.
Жора и Захар подобрали Жука со
сломанной лапой. Они ухаживали за
ним. Жук выздоровел.
Жора и Захар каждый день спорили:
кто хозяин Жука?
Однажды они гуляли в лесу. Жук
бежал впереди. Вдруг на Жука
напали овчарки. Жора закричал и
залез на дерево. А Захар не убежал,
он взял палку и защитил Жука.
Прибежал сторож и отогнал овчарок.
Жора теперь не спорил, кто хозяин
Жука.