Каково предназначение поэта в лирике некрасова. Основные мотивы лирики Некрасова. Тема поэта и поэзии

К теме поэта и поэзии не раз обращались многие художники слова, но раскрывали ее в своих произведениях по-разному. В середине ХIХ века определились две основные тенденции в понимании задач искусства.

Сторонники так называемого «чистого искусства» считали, что поэзия «заключается не в реальности, а в изяществе как формы, так и предмета стихотворения». Они сознательно уходили от реальных проблем действительности и обращались к «вечным» темам.

Другую позицию занимали представители демократического направления в искусстве. Они опирались на опыт таких писателей, как поэты-декабристы, Пушкин, Лермонтов. Рылеев называл себя поэтом-гражданином, Пушкин гордился тем, что своим искусством пробуждал в людях «чувства добрые», и как поэт-пророк видел миссию искусства в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Лермонтов в сложных условиях российской действительности 30-х годов ХIХ века скорбел о том, что голос поэта более не звучит, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Так постепенно вырисовывалась та позиция в понимании искусства, которая главную его задачу определяла как служение гражданским идеалам, воплощение чаяний народных. Свое законченное выражение она получила в эстетической программе и практике «натуральной школы» и ее дальнейших последователей, среди которых наиболее значительное место занимал Некрасов.

«В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя, и по возможности защитника безгласных и приниженных», – утверждал Некрасов в одном из своих писем Л.Н. Толстому. Унаследовав лучшие традиции своих предшественников, он пошел дальше и утвердил в русской поэзии новые принципы демократического искусства, которое должно было не просто служить народу, но говорить «языком народа». Такое искусство отвечало гражданским запросам общества:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрешь недаром… Дело прочно,

Когда под ним струится кровь, –

Призывал поэтов Некрасов. Эти взгляды соответствовали позиции демократического крыла в русском общественном движении, которое с точки зрения целей и задач искусства были определены в работах соратников Некрасова Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова.

Некрасов пришел в русскую литературу в середине 40-х годов ХIХ века как новый поэт, вдохновленный Музой, совершенно непохожей на традиционный образ прекрасной девы – богини поэзии. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…», написанном в 1848 году, Некрасов пишет, что его Муза – родная сестра крестьянки, истязаемой на площади кнутом. Строки его стихотворения удивительно просты и даже прозаичны. В них звучит суровая сдержанность и скрытая боль:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Обычная уличная сцена превращается под пером поэта в символ страдания, гордого терпения и гнева.

При этом грань между гражданской и интимной лирикой стирается. Это тоже отличительная черта поэзии Некрасова: все его произведения, даже стихотворения, посвященные любви и природе, то есть тем «вечным темам», за которые ратовали представители «чистого искусства», выражают мысли и чувства поэта-гражданина. Созерцательно. Поза поэта-олимпийца, равнодушно внимающего добру и злу, неприемлема для Некрасова.

Это еще раз подтверждает стихотворение «Муза», в котором поэт говорит о своей Музе как о «печальной спутнице печальных бедняков». При этом он сознательно противопоставляет ее Музе поэта-романтика, вступая в открытый спор с представителями «чистого искусства».

Эта тема получила развитие в поэтической декларации Некрасова – стихотворении «Поэт и гражданин». В нем автор утверждает не просто право поэта быть гражданином, а считает это его главным долгом: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан».

Для этого программного произведения Некрасов избирает форму диалога. Полемическая направленность вообще присуща его творчеству. Спор лежит в основе многих его стихотворений о специфике и задачах искусства. Так, романтической Музе он противопоставляет свою, «кнутом иссеченную» Музу; «незлобивому поэту» – писателя-сатирика («Блажен незлобивый поэт…»). Он постоянно спорит с теми, кто говорит, что «тема старая страдания народа, / И что поэзия забыть ее должна» («Элегия»). Такой спор составляет идейно-композиционную основу стихотворения «Поэт и гражданин».

Один из героев стихотворения – разочарованный поэт, который прошел сложный творческий путь. В юности он «честно ненавидел» и «искренне любил». Он вспоминает о том времени, когда

Без отвращенья, без боязни

Я шел в тюрьму и к месту казни,

В суды, в больницы я входил.

Не повторю, что там я видел…

Он не бежал от жизни, а смело вторгался в нее, не боялся показать в своем творчестве ее темные стороны. Это, безусловно, поэт-реалист, близкий по духу и эстетическим позициям самому автору. Но взаимоотношения автора и героя в этом стихотворении несколько сложнее. Ведь поэт, о котором говорит Некрасов, показан не в пору своей активной деятельности, а тогда, когда он изнемог в борьбе и сложил «смиренно руки». Вместе с гражданскими чувствами померкла и его поэзия, он находится в состоянии глубокого кризиса. Именно тогда и появляется «гражданин», который призывает поэта вернуться к прежним идеалам и занять достойное место в искусстве и жизни общества:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви…

Но к кому обращен этот призыв? Вся логика развития художественной мысли стихотворения показывает, что Гражданин и Поэт у Некрасова не разделены непроходимой пропастью. Можно сказать, что Гражданин живет в самом Поэте. И тогда получается, что скорбь некрасовского Поэта по поводу собственного бессилия – истинно гражданская скорбь. Некрасов приходит к отрицанию самой альтернативы: поэт или гражданин. Он утверждает новое понимание: поэт-гражданин.

Эта мысль подтверждается и анализом лексики стихотворения. В начале стихотворения гражданин говорит, как поэт, потому что проповедует высокие идеалы («година горя», «глашатай истин вековых», «вещие струны», «избранник неба»), а поэт отвечает, как человек, погруженный в прозу жизни («чуть я не уснул, куда нам до таких воззрений»). Но в последнем монологе лексика меняется – теперь поэт заговорил по-другому. Скорбь и раскаяние охватывают его. Это уже совсем иные чувства, и поэтому звучат другие слова, звучит голос истинного поэта («долг священный человека», «рок суровый», «песен дар необычайный»).

Концовка стихотворения не дает окончательного решения спора между поэтом и гражданином. Да, в результате этого спора поэт готов корить себя за отступничество от миссии гражданского искусства:

Бедняк! И из чего попрал

Ты долг священный человека?

Какую подать с жизни взял

Ты – сын больной больного века?

Ключевые слова стихотворения: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», – воспринимаются не как призыв к поэту отказаться от поэтического творчества ради гражданского служения, но, скорее, как тот идеал, к которому, по Некрасову, должен стремится истинный поэт-гражданин.

Но достижим ли этот идеал? Некрасов оставляет этот вопрос открытым. Стихотворение «Поэт и гражданин» заканчивается вовсе не примирением всех противоречий, оно обрывается драматической исповедью Поэта:

Под игом лет душа погнулась,

Остыла ко всему она,

И Муза вовсе отвернулась,

Презренья горького полна.

Теперь напрасно к ней взываю –

Увы! Сокрылась навсегда.

И много лет спустя Некрасова не покидали сомнения в себе, своем творчестве, но все же Муза его не оставила. Во многих других стихотворениях он продолжает настойчиво искать ответ на вопрос, каким должен быть истинный поэт, какая поэзия достойна высоких гражданских задач искусства?

Эти размышления отражаются и в стихотворении «Блажен незлобивый поэт…», написанном как отклик на кончину великого русского писателя-сатирика Гоголя. Источником стихотворения послужило лирическое отступление, которым начинается VII глава 1 тома «Мертвых душ». В нем Гоголь выступил в защиту искусства, которое осмеливается показать «тину мелочей», а не только высокую сторону жизни.

Тем не менее, стихотворение Некрасова звучит несколько иначе: более резко, полемично, страстно. В нем, как и у Гоголя, противопоставляются друг другу два типа поэтов. Один – «незлобивый поэт», «в ком мало чести, много чувства»; он приветствуется и возносится толпой, «друзьями спокойного искусства». Другой – поэт-обличитель, который «питает ненавистью грудь», а его «карающая лира» «проповедует любовь враждебным словом отрицанья». Путь такого поэта труден и тернист. По сравнению с гоголевской характеристикой, Некрасов усиливает тему неприятия такого поэта толпой и трагичности его судьбы. Стихотворение завершается горькой картиной:

Со всех сторон его клянут,

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он – ненавидя!

Именно в этом стихотворении выдвигается известная формула «любви-ненависти», широко подхваченная представителями демократического лагеря. Не раз Некрасов будет потом возвращаться к ней:

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

Некрасов подчеркивает мысль о том, что истинный поэт-патриот не только тот, кто восхваляет свою Родину и воспевает ее в стихах. Поэт-гражданин остается патриотом и тогда, когда осмеливается говорить о недостатках, существующих в его стране, ведь он, «как свои, на теле носит вся язвы родины своей». Вспомним, еще Лермонтов утверждал, что излечить «болезнь» века можно только с помощью «горьких лекарств». Эту мысль продолжает и развивает в своем творчестве Некрасов.

Но он отдавал себе отчет в том, что исполнение этой задачи требует от поэта огромного мужества и стойкости. Сам Некрасов, порой, сомневался в своих силах:

Что ни год – уменьшаются силы,

Ум ленивее, кровь холодней…

Иногда, ему казалось, что долг поэта-гражданина неисполним в тех условиях, в которых ему приходилось жить и творить:

Замолкни, Муза мести и печали!

Я сон чужой тревожить не хочу,

Довольно мы с тобою проклинали.

Один я умираю – и молчу.

Мотив сомнения звучит в его «Элегии», которая во многом перекликается с пушкинскими стихами о противоречиях между поэтом и теми, к кому обращено его творчество, – «Эхо», «Поэт и толпа», «Поэту». Сравнение поэта с эхом звучит и в некрасовской «Элегии». Пушкин говорит с горечью о том, что поэт, откликаясь, как эхо, на все явления жизни, не получает ответа.

Некрасовской «песне» вторят и лес, и долы, и нивы, и горы, не отзывается только народ, которому «посвящены мечтания поэта». Это и делает его таким же трагически одиноким, как и героя пушкинского стихотворения.

Но все же Некрасов не отказывается от идеи гражданского искусства, служения интересам народа:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая – страдания народа

И что поэзия забыть ее должна, –

Не верьте, юноши! Не стареет она.

Этот призыв обращен и к самому себе. Так вновь в конце жизненного и творческого пути поэта начинают, несмотря ни на что, звучать ноты оптимизма и веры в то дело, которому была посвящена его жизнь. Минуты сомнения проходили, и поэт мог с гордостью утверждать:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил, – и сердцем я спокоен.

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди!

Некрасов явился для русского общества примером поэта-гражданина, который «как свои на теле носит все язвы родины своей» и, невзирая ни на какие трудности, выполняет свой долг до конца.

В каждую новую эпоху, требующую гражданского служения от человека искусства, вновь и вновь поднимаются вопросы, волновавшие Некрасова. И каждый раз ответы на них оказываются разными. Быть может, в этом и состоит одна из главных задач искусства и роль поэта в жизни людей.

К теме поэта и поэзии не раз обращались многие художники слова, но раскрывали ее в своих произведениях по-разному. В середине XIX века определились две основные тенденции в понимании задач искусства.

Сторонники так называемого «чистого искусства» считали, что поэзия «заключается не в реальности, а в изяществе как формы, так и предмета стихотворения». Они сознательно уходили от реальных проблем действительности и обращались к «вечным» темам.

Другую позицию занимали представители демократического направления в искусстве. Они опирались на опыт таких писателей, как поэты-декабристы, Пушкин, Лермонтов. Рылеев называл себя поэтом-гражданином, Пушкин гордился тем, что своим искусством пробуждал в людях «чувства добрые», и как поэт-пророк видел миссию искусства в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Лермонтов в сложных условиях российской действительности 30-х годов XIX века скорбел о том, что голос поэта более не звучит, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Так постепенно вырисовывалась та позиция в понимании искусства, которая главную его задачу определяла как служение гражданским идеалам, воплощение чаяний народных. Свое законченное выражение она получила в эстетической программе и практике «натуральной школы» и ее дальнейших последователей, среди которых наиболее значительное место занимал Некрасов.

«В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя, и по возможности защитника безгласных и приниженных», - утверждал Некрасов в одном из своих писем Л.Н. Толстому. Унаследовав лучшие традиции своих предшественников, он пошел дальше и утвердил в русской поэзии новые принципы демократического искусства, которое должно было не просто служить народу, но говорить «языком народа». Такое искусство отвечало гражданским запросам общества:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь...

Иди и гибни безупречно.

Умрешь недаром.. . Дело прочно,

Когда под ним струится кровь, -

призывал поэтов Некрасов. Эти взгляды соответствовали позиции демократического крыла в русском общественном движении, которое с точки зрения целей и задач искусства были определены в работах соратников Некрасова Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова.

Некрасов пришел в русскую литературу в середине 40-х годов XIX века как новый поэт, вдохновленный Музой, совершенно непохожей на традиционный образ прекрасной девы - богини поэзии. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом. ..», написанном в 1848 году, Некрасов пишет, что его Муза - родная сестра крестьянки, истязаемой на площади кнутом. Строки его стихотворения удивительно просты и даже прозаичны. В них звучит суровая сдержанность и скрытая боль:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал. «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Обычная уличная сцена превращается под пером поэта в символ страдания, гордого терпения и гнева.

При этом грань между гражданской и интимной лирикой стирается. Эго тоже отличительная черта поэзии Некрасова: все его произведения, даже стихотворения, посвященные любви и природе, то есть тем «вечным темам», за которые ратовали представители «чистого искусства», выражают мысли и чувства поэта-гражданина. Созерцательно. Поза поэта-олимпийца, равнодушно внимающего добру и злу, неприемлема для Некрасова.

Это еще раз подтверждает стихотворение «Муза», в котором поэт говорит о своей Музе как о «печальной спутнице печальных бедняков». При этом он сознательно противопоставляет се Музе поэта-романтика, вступая в открытый спор с представителями «чистого искусства».

Эта тема получила развитие в поэтической декларации Некрасова - стихотворении «Поэт и гражданин». В нем автор утверждает не просто право поэта быть гражданином, а считает это его главным долгом: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан».

Для этого программного произведения Некрасов избирает форму диалога. Полемическая направленность вообще присуща его творчеству. Спор лежит в основе многих его стихотворений о специфике и задачах искусства. Так, романтической Музе он противопоставляет свою, «кнутом иссеченную» Музу; «незлобивому поэту» - писателя-сатирика («Блажен незлобивый поэт...»). Он постоянно спорит с теми, кто говорит, что «тема старая страдания народа, / И что поэзия забыть ее должна» («Элегия»), Такой спор составляет идейно-композиционную основу стихотворения «Поэт и гражданин».

Один из героев стихотворения - разочарованный поэт, который прошел сложный творческий путь. В юности он «честно ненавидел» и «искренне любил». Он вспоминает о том времени, когда

Без отвращенья, без боязни

Я шел в тюрьму и к месту казни,

В суды, в больницы я входил.

Не повторю, что там я видел...

Он не бежал от жизни, а смело вторгался в нее, не боялся показать в своем творчестве ее темные стороны. Это, безусловно, поэт-реалист, близкий по духу и эстетическим позициям самому автору. Но взаимоотношения автора и героя в этом стихотворении несколько сложнее. Ведь поэт, о котором говорит Некрасов, показан не в пору своей активной деятельности, а тогда, когда он изнемог в борьбе и сложил «смиренно руки». Вместе с гражданскими чувствами померкла и его поэзия, он находится в состоянии глубокого кризиса. Именно тогда и появляется «гражданин», который призывает поэта вернуться к прежним идеалам и занять достойное место в искусстве и жизни общества:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви..

Но к кому обращен этот призыв? Вся логика развития художественной мысли стихотворения показывает, что Гражданин и Поэт у Некрасова не разделены непроходимой пропастью. Можно сказать, что Гражданин живет в самом Поэте. И тогда получается, что скорбь некрасовского Поэта по поводу собственного бессилия - истинно гражданская скорбь. Некрасов приходит к отрицанию самой альтернативы: поэт или гражданин. Он утверждает новое понимание: поэт-гражданин.

Эта мысль подтверждается и анализом лексики стихотворения. В начале стихотворения гражданин говорит, как поэт, потому что проповедует высокие идеалы («година горя», «глашатай истин вековых», «вещие струны», «избранник неба»), а поэт отвечает, как человек, погруженный в прозу жизни («чуть я не уснул, куда нам до таких воззрений»). Но в последнем монологе лексика меняется - теперь поэт заговорил по-другому. Скорбь и раскаяние охватывают его. Это уже совсем иные чувства, и поэтому звучат другие слова, звучит голос истинного поэта («долг священный человека», «рок суровый», «песен дар необычайный»).

Концовка стихотворения не дает окончательного решения спора между поэтом и гражданином. Да, в результате этого спора поэт готов корить себя за отступничество от миссии гражданского искусства:

Бедняк! И из чего попрал

Ты долг священный человека?

Какую подать с жизни взял

Ты - сын больной больного века?

Ключевые слова стихотворения: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», - воспринимаются не как призыв к поэту отказаться от поэтического творчества ради гражданского служения, но, скорее, как тот идеал, к которому, по Некрасову, должен стремится истинный поэт-гражданин.

Но достижим ли этот идеал? Некрасов оставляет этот вопрос открытым. Стихотворение «Поэт и гражданин» заканчивается вовсе не примирением всех противоречий, оно обрывается драматической исповедью Поэта:

Под игом лет душа погнулась,

Остыла ко всему она,

И Муза вовсе отвернулась,

Презренья горького полна.

Теперь напрасно к ней взываю-

Увы! Сокрылась навсегда.

И много лет спустя Некрасова не покидали сомнения в себе, своем творчестве, но все же Муза его не оставила. Во многих других стихотворениях он продолжает настойчиво искать ответ на вопрос, каким должен быть истинный поэт, какая поэзия достойна высоких гражданских задач искусства?

Эти размышления отражаются и в стихотворении «Блажен незлобивый поэт...», написанном как отклик на кончину великого русского писателя-сатирика Гоголя. Источником стихотворения послужило лирическое отступление, которым начинается VII глава 1 тома «Мертвых душ». В нем Гоголь выступил в защиту искусства, которое осмеливается показать «тину мелочей», а не только высокую сторону жизни.

Тем не менее, стихотворение Некрасова звучит несколько иначе: более резко, полемично, страстно. В нем, как и у Гоголя, противопоставляются друг другу два типа поэтов. Один - «незлобивый поэт», «в ком мало чести, много чувства»; он приветствуется и возносится толпой, «друзьями спокойного искусства». Другой - поэт-обличитель, который «питает ненавистью грудь», а его «карающая лира» «проповедует любовь враждебным словом отрицанья». Путь такого поэта труден и тернист. По сравнению с гоголевской характеристикой, Некрасов усиливает тему неприятия такого поэта толпой и трагичности его судьбы. Стихотворение завершается горькой картиной:

Со всех сторон его клянут,

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он - ненавидя!

Именно в этом стихотворении выдвигается известная формула «любви-ненависти», широко подхваченная представителями демократического лагеря. Не раз Некрасов будет потом возвращаться к ней:

То сердце не научится любить,

Сочинение на тему: «Тема поэта и поэзии в творчестве Н.А. Некрасова»

Тема поэта и поэзии является одной из важнейших тем в творчестве Н.А. Некрасова. Она протянута через несколько его произведений, в частности «Поэт и гражданин» и «Элегия».

Стихотворение «Поэт и гражданин» было написано в 1856 году. Это год проигрыша Крымской войны и упадка национального самосознания русских людей. Возможно, именно поэтому в этом стихотворении содержится призыв к активной жизненной позиции: «С твоим талантом стыдно спать». «Элегия» же написана в 1871 году уже после не только реформы 1861 года, но и после либеральных преобразований 60-70-ых годов. И она в какой-то мере подводит итог и оценивает результат произведенных изменений.

В стихотворении «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасов показывает два направления поэзии. С одной стороны – лирическую, а с другой гражданскую. И Некрасов твердо настаивает на приоритете последней. С его точки зрения, 50-ые годы XIX века не время для лирики:

Еще стыдней в годину горя

Красу долин небес и моря

И ласку милой воспевать…

Гражданин в стихотворении Некрасова говорит о необходимости гражданской поэзии особенно во время кризиса во внешней и внутренней политике России:

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой.

Но такие сыны своей Родины есть. И одного из них Николай Алексеевич Некрасов описывает в своем другом стихотворении - «Памяти Добролюбова». Это стихотворение – гимн настоящему гражданину и патриоту Н.А. Добролюбову. Он, литературный критик, отдал своей Родине «свои труды, надежды, помышленья». В этом и заключается, с точки зрения Некрасова, важнейшая цель литературы. Он считает, что поэты, писатели, критики должны перенять лучшие качества характера Добролюбова, который был гордостью России.

Другая важная задача литературы – это использование авторами в своих произведениях «народной темы». В том же «Поэте и гражданине» Некрасов говорит поэту голосом гражданина:

Не верь, что неимущий хлеба

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая страдания народа.

И что поэзия забыть ее должна…

Уже проведены все реформы, но страдания народа не иссякают.

“Народ освобожден, но счастлив ли народ?”- вот главный вопрос «Элегии». После реформ жизнь крестьянства не улучшилась, поэтому Некрасов призывает к дальнейшей борьбе: «… каждый в бой иди!»

Некрасов, посвятив свою жизнь и творчество борьбе за человеческую жизнь народа, не знает услышит его сам народ,- «Увы! не внемлет он – и не дает ответа», - и, вообще, поймет ли его народ хотя бы когда-нибудь, ведь при жизни Некрасова простой русский человек, крестьянин, нес домой не Белинского и не Гоголя.

Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова

Говоря о судьбе поэта в лирике Некрасова, следует иметь в виду, что на протяжении всего своего творческого пути поэт стоял перед мучительным выбором: отказаться от божьего дара (и во многом от самого себя) или от революционной деятельности. Он не мог, как Пушкин, четко осознать для себя свое призвание. В 1876 году он написал так:

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песни мне мешали быть бойцом.

После смерти Белинского, случившейся в 1848 году, Некрасов был назначен редактором журнала «Современник» и стал по-новому понимать искусство. Подобно Чернышевскому и Добролюбову, Некрасов считал, что мало поставить проблему, надо показать ее решение, указать человеку путь; Николай Алексеевич принял гражданское, или дидактическое искусство:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей Любви…

(«Поэт и гражданин»)

Тема поэта и его места в мире присутствует во многих стихах Некрасова, например в вышеупомянутом стихотворении «Поэт и гражданин», в «Блажен незлобивый поэт.», а также в произведении «Вчерашний день, часу в шестом».

Стихотворение «Поэт и гражданин» написано в форме диалога между поэтом и гражданином, в ходе которого собеседники высказывают мысли о месте художника в жизни. Сначала кажется, что собеседники находятся на разных полюсах. Поэт будто завидует, он делает свое дело, а гражданин сетует на свое положение:

А гражданин молчит и клонит Под иго голову свою.

Когда же… Но молчу. Хоть мало,

И среди нас судьба являла Достойных граждан. Знаешь ты Их участь?.. Преклони колени!..

Далее гражданин говорит о той ситуации, когда он не может ничего сделать, судьба его складывается трагически. Поэт завидует гражданину, а гражданин - поэту. Поэт, как и всякий честный человек, должен быть гражданином своей страны, его высокая гражданская позиция должна сочетаться с художественным талантом. На первый план ставится главенство служения насущным проблемам времени (здесь автор как бы полемизирует со сторонниками идеи «искусства для искусства»). Некрасов, подытоживая свою мысль, уравнивает обоих персонажей словами:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

В стихотворении важно понять то, что и у гражданина, и у поэта есть своя трагедия. Заканчивается стихотворение обращением к музе, и здесь отчетливо видно лирическое «я» Некрасова:

О Муза, гостьею случайной Являлась ты душе моей?

Иль песен дар необычайный Судьба предназначала ей?

Увы! кто знает? рок суровый Всё скрыл в глубокой темноте.

Но шел один венок терновый К твоей угрюмой красоте.

В стихотворении «Блажен незлобивый поэт.», написанном в 1852 году и посвященном памяти Н. В. Гоголя, сопоставляется творчество противоположных направлений. Автор говорит о разнице между двумя поэтами - незлобивым («в ком мало желчи, много чувства») и поэтом, «чей благородный гений» заставляет его быть «обличителем толпы». Некрасов понимает, что первый поэт «прочно властвует толпой», а второго, наоборот, «преследуют хулы», но ему не страшна такая участь, ведь он понимает, что бороться с пороком, высмеивая и обличая его, - миссия настоящего поэта. Автор готов к запоздалому признанию, он уверен, что потомки оценят его труды:

Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он - ненавидя!

В этом стихотворении тесно сплетаются темы любви к людям, тернистого пути поэта, отношения творца и общества. К. И. Чуковский отметил, что «стихотворение «Блажен незлобивый поэт.» внушено Некрасову «Мертвыми душами» - тем отрывком поэмы, где Гоголь размышляет об «уделах» и «судьбах», которые ожидают двух разных писателей - одного, льстящего своим современникам, и другого, говорящего им суровую правду».

В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом.» Некрасов переосмыслил образ музы: он сравнивает ее с крестьянкой, чтобы показать направленность своей поэзии - сочувствие страданиям народа, его тяжелой доле. Филолог О. А. Проскурин писал: «Поэт стремился создать. поэтический символ народных страданий». Молчание крестьянки символизирует смирение и стойкость угнетенного народа. Образ Музы олицетворяет судьбу поэта и поэзии, страдающих от притеснения властей, самодержавной цензуры:

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»В стихотворении «Элегия» Некрасов берет традиционную форму жанра - внутренний мир героя, размышления о смерти, печальный, трагический тон, высокий стиль, мысли о жизни, пейзажи:

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,

По нивам, по лугам, уставленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме,

И песнь сама собой слагается в уме <…>.

Даже размер - шестистопный ямб и парная рифмовка - вполне традиционны для элегии. Во второй половине XIX века элегия воспринималась уже как архаическая форма, но в традиционную форму Некрасов вкладывает современное содержание, поднимает тему предназначения поэта и поэзии:

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира Чему достойнее служить могла бы лира?..

Муза Некрасова, так же как и муза Пушкина, не просто учит петь и вдохновляет, она обращает внимание на главное - на судьбу народа. Некрасов стилизует стихотворение под поэзию начала века: в нем присутствуют инверсия (рабство - свобода), «напевы сельских дев» (перекличка с «Евгением Онегиным); «… вечер настает» - пейзаж, подобный тем, что можно встретить в ранних стихотворениях Пушкина или творчестве Жуковского.

Таким образом, тему поэта и поэзии можно назвать одной из главных в творчестве Некрасова. Поэт неоднократно обращался к размышлениям о миссии художника и даже выработал собственную четкую позицию - служение идеалам гражданственности. Некрасов всячески подчеркивал пользу дидактического искусства для России, так как считал его единственно возможным в данный исторический период.

расшифровать поэтическую формулу «поэт – гражданин», данную Некрасовым в своей поэтической декларации «Поэт и гражданин»;

вызвать эмоциональный интерес к поэзии Некрасова;

развить навыки критического мышления на примере сопоставления поэтических текстов.

Ход урока

    Вызов интереса.

Ф. Достоевский в своей прощальной речи, произнесенной на похоронах Н.А. Некрасова, поставил его по значению в истории русской поэзии вслед за Пушкиным и Лермонтовым. Однако эмоциональные выкрики («Он выше! Выше!»), раздавшиеся из многочисленной толпы людей, собравшейся на похоронах поэта, заставили Достоевского, по свидетельству современников, произнести знаковую фразу: «Не выше, но и не ниже Пушкина».

II . Осмысление темы урока.

Проблемная беседа с учащимися о роли и назначении поэта. Итак, есть предмет для сопоставления – Пушкин – Некрасов. Давайте запишем тему урока, не ставя пока никакого знака между этими понятиями «Поэт гражданин».

Вопросы:

    Какой тип поэта олицетворяет Пушкин? (Поэт – Пророк)

    Какой вопрос напрашивается после слов Достоевского? Почему Некрасов – поэт «выше» Пушкина? (Заметим, что это кричали молодые люди, представители «новых людей».)

    Кто такие «новые люди»? Какая это была эпоха? (Это была пореформенная эпоха 50-х-60-х годов, время, когда Россия, стоя на пороге перемен, пыталась найти ответы на основные вопросы «что делать?» и «кто виноват?»)

    Аналитическая работа с текстом.

1. Сопоставление стихотворений Пушкина и Некрасова.

Прочитайте стихотворения «Муза» и «Поэт и толпа» и выпишите из них 3 – 4 поэтические формулы определения поэзии.

Пушкинское стихотворение написано в традиционной форме диалога. Поэт полемизирует с толпой о роли поэта и назначении искусства. Как начинается стихотворение Некрасова? (Стихотворение начинается с ответной реплики «Нет,...».)

А с кем полемизирует Некрасов? (С Пушкиным.)

В чем смысл этой полемики? (Декларация своих поэтических задач.)

2. Чтение и анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин».

Какие аналогии вызывает название стихотворения Некрасова? В какой форме оно построено? (Стихотворение Некрасова построено в форме диалога и «отсылает» к стихотворению Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом».)

Какая лексика характерна для стихотворения Некрасова? («Непоэтическая».)

Какую роль играет сопоставление стихотворений? (Снова выясняется роль и назначение поэта в эпоху 50 – 60-х годов XIX века.)

- Какова некрасовская поэтическая декларация? (Будь гражданин! Перестань быть поэтом. Долг. Стихотворение «Поэт и гражданин становится декларацией «нового искусства».)

IV . Решение проблемного вопроса – расшифровка некрасовской поэтической формулы «Поэт – гражданин».

    Чем заканчивается стихотворение Некрасова? (Монологом поэта.)

    Какова интонация этого монолога? (Исповедальная, это покаяние.)

    Вернемся к формулировке темы урока. Какой знак можно поставить между этими понятиями? («Поэт – гражданин».)

    Как вы расшифруете эту поэтическую формулу? (Это не просто диалог, это трагическая исповедь поэта. Т.о., это метафора – диалог с самим собой.)

    Вызов эмоционального интереса к теме.

Учитель читает стихотворение «Зине» (1876 г.) из «Последних песен» Некрасова. Это исповедальняя лирика Некрасова, здесь звучат слова, которые могут быть эпиграфом ко всему творчеству Некрасова:

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песни мне мешали быть бойцом.

    Рефлексия

    Д/з: сочинение-рассуждение «В чём служение поэта и гражданина»?