Как развиваться и стать умнее. Улучшение памяти и работы мозга: лучшие упражнения. Сканирование в супермаркете

Этот умный мозг

Как он опять удивил нас, этот особенный человеческий мозг! Мы-то нацелились изучать систему, естественно с убеждающей скептиков статистикой, а он опять… Корректурная проба. Казалось бы, чего проще: смотри себе на ряды незамкнутых колечек и отыскивай одинаковые или ищи среди них замкнутое. Всего-то… Так нет же, мозговая система обеспечения этой простенькой, максимально стереотипной, но все-таки мыслительной деятельности через короткие интервалы времени реорганизовалась . Стабильной она была от половины до двух с половиной секунд. Мозг как будто бы «скучал» при этой стереотипии и играл с ней, как кошка с мышкой. Наверное – и почти наверняка, если все время повторять стереотипные задачи, все перейдет на автоматизм: мы будем машинально тянуться к выключателю, даже зная, что свет отключен; мы не будем думать, с какой ноги пойти, как держать мыло при мытье рук и т.д., и т.п., и, почти не думая совсем, мы будем решать и корректурный тест.

Уже говорилось о значении стереотипов в нашей жизни, о решении мозгом одинаковых задач по принципу, близкому к принципу меченых линий, т.е. путем минимального использования территорий, когда все остальное поле предназначено для мышления. Но здесь подчеркивается другое, а именно борьба мозга, пусть неравная, против стереотипа, борьба самосохранения. Наверное, если бы к этой ситуации можно было подобрать девиз, он был бы: «Хочу мыслить!!!» Самосохранение мозга идет, по-видимому, и путем использования этого механизма. Однако наиболее мощным механизмом самосохранения мозга является его реакция на каждое изменение во внешней и, вероятно, внутренней среде. Роднит оба эти механизма самосохранения вовлечение обширных территорий мозга в активность, их активация. Но во втором случае это не просто обширная территория, это, наверное, практически весь мозг. И хочет человек этого или не хочет, оба эти механизма, и особенно второй, сберегают мозг человека для более сложных форм деятельности практически до того момента, когда жизнь мозга будет (или не будет – это не фатально) страдать от организменных нарушений или от болезней самого мозга.

Не хочется идти по линии тривиальных контрастов, но так и напрашиваются примеры наших рук, ног, которые в ходе эволюции не «придумали» себе механизма самосохранения. Вероятно, тогда, когда происходило становление человека или, мне просто приятнее так думать, когда появился (откуда – не знаю) человек в нецивилизованном мире, ни руки, ни ноги, ни другие его скелетно-мышечные образования от чего-чего, но от безделья не страдали. Вот и приходится нам, как это ни парадоксально, в нашем обездвиженном мире придумывать элегантный теннис, плавание, лыжи, коньки, рок-н-ролл и наслаждаться, далеко не всегда сознавая это, возможностью мыслить, решать сложнейшие научные задачи или, как четки, перебирать воспоминания. Этот умный мозг… Как он себя бережет – и нас, конечно!

Механизмы самосохранения мозга теснейшим образом смыкаются с внутренними механизмами его надежности. Они разные, эти механизмы надежности. Сюда могут быть отнесены механизмы защиты – они уже описаны нами выше. Это – вспышки медленных волн в электроэнцефалограмме, ночью стирающие или старающиеся стереть нежелательные очаги возбуждения и играющие ту же роль в больном мозге, прежде всего при эпилепсии (правда, с переменным успехом). Это – соизмеримость разнонаправленных сдвигов сверхмедленных процессов по количеству включенных зон мозга и интенсивности защиты, прежде всего в непосредственной близости к очагу патологического возбуждения (вероятно, именно это в не нейрофизиологическом варианте исследования определяется как «вал торможения» вокруг очага возбуждения).

Действительно, рассмотрение механизмов надежности мозга немыслимо без упоминания защитных механизмов. Что бы мы делали без них – просто думать не хочется! Каждая маленькая неприятность вызывала бы взрыв, аффект, каждое постоянное думание о чем-то – навязчивое состояние, не смытое ночной защитной волной. Наверное, вновь повторяюсь, здесь нельзя обойтись без упоминания о межсистемной защите – движение versus избыточные эмоции. И сколько их еще, защитных механизмов и механизмов самосохранения! Ведь каждый шаг в глубь мозга как бы открывает новые горизонты этих механизмов. Все они особенно важны для мозга с его почти астрономическим количеством клеточных элементов и связей между ними. Они, эти элементы и связи, если возникли на нашей планете и сохранились в веках, нуждались, по-видимому, в сохранении, защите. А если наш интеллект – явление инопланетное, во что я верю несколько больше, чем в земную эволюцию, то и тогда он нуждался в том же – в сохранении.

Моя тяга к вере в иное, чем принято сейчас в научном мире, происхождение мозга и, следовательно, человека базируется на исключительной сложности и, как принято считать, сверхизбыточности мозга. (Конечно, могла быть такая мутация, но что сохранило именно ее? Хотя, в то же время, где та планета, на которой исходные требования к мозгу на много порядков выше?) Эти мысли не увядают у меня с годами нейрофизиологического общения с живым человеческим мозгом. Боюсь, что наш «железобетонный» материализм иногда все же лишает нас непредвзятого взгляда на события, без их обязательного строго определенного философского обрамления (одного-единственного, которое «обязательно верно», а то, что в него не вписывается, – то «от лукавого»).

Итак, множество клеток, множество связей. И однако, когда образуется базис стереотипов, огромное множество этого богатства становится открытым для мышления или избыточным. Но если избыточным, то зачем у всех без исключения людей нашей планеты работают механизмы самосохранения мозга? Затем, наверное, что никто не знает, когда ностальгия по мыслительной деятельности вернется к человеку. А мыслительная деятельность, как известно, обеспечивается описанным выше аппаратом переменных, гибких звеньев, осуществляется при условии использования очень многих, если не всех, физиологических и морфологических возможностей мозга! Калейдоскопическая, хотя на самом деле детерминированная, игра гибких звеньев теснейшим образом связана с тем, о чем говорилось вначале, – с реорганизацией системы. Они невозможны друг без друга. А потому гибкие звенья, этот механизм богатства и надежности мозга, извне смотрящиеся как основа возможности мыслить в самых разных условиях, изнутри мозга полноправно могут рассматриваться и как механизм его самосохранения.

Всё ли это на сегодня о надежности? Не всё. Кроме того что клеток и связей много, одни и те же клетки и клеточные скопления могут принимать участие в самых разных видах деятельности, они реально или потенциально полифункциональны. И, как мы уже знаем из предыдущих глав книги, клеточные скопления, популяции более или менее богаты в зависимости от того, в каких внешних и внутренних условиях работает мозг. Нейрофизиологически это выражается, как уже многократно подчеркивалось, уровнем сверхмедленных процессов. Жаль, что нельзя применить простую арифметику для оценки всех этих свойств мозга! Надежность есть функция количества клеток, связей, их полифункциональности, состояния защитных механизмов и т.д. Так. Но если бы это все – в цифрах, а? Впечатляющие были бы цифры! Но для этого надо было бы найти соизмеримые величины по разным механизмам. Да и знать сами цифры. А впрочем, кто-нибудь, чтобы украсить диссертацию, что-нибудь эдакое и выдаст. Все может быть в нашу эпоху диссертационной науки!

Надежность мозга, так же как и многое другое в мозге, может быть рассмотрена еще с одной стороны. В поддержании деятельности нестереотипной, но по существу близкой к ней, осуществляемой по заранее намеченному плану, большую роль должен играть аппарат сличения деятельности с планом и сигнализации об отступлении от него. Эту роль в некоторых видах почти стереотипной, во всяком случае плановой, деятельности играют зоны мозга, реагирующие на такое рассогласование. А так как это не одна зона, а ряд зон, предположение о системе (только предположение!) не может быть отвергнуто. Система (ну хорошо, пусть пока зоны) детекции ошибок либо корригирует деятельность на бессознательном уровне, либо создает у человека состояние, выражающееся смутным чувством чего-то невыполненного или выполненного неверно. Человек «задумывается» – и часто правильно решает задачу.

Но детекция ошибок может реализовать еще по крайней мере две функции, обе из которых не очень-то и выгодны, не очень-то полезны человеку. 1. Детекция ошибок, как и многое другое, – механизм тренируемый. Его вполне можно дотренировать до навязчивого состояния, да еще при известной генетической склонности к этому. Человек без конца будет проверять, выключен ли газ, включен ли будильник и т.д. 2. Творчество можно описывать по-разному. В том числе и как мыслительную деятельность, развивающуюся на базисе известного, но как бы «воспаряющую» над ним. Попробуй-ка «воспари», если тебя за полы хватает чересчур активный детектор ошибок, детектор отклонения! Так и будешь творить и отрекаться, мысленно, устно или письменно… Итак, всему свое место, своя роль.

1. Двигайтесь
Ответьте быстро – Что в первую очередь вы можете сделать для здоровья своего мозга? Решать дифференциальные упражнения? Шахматы? Теория хаоса? Нет, лучшей вещью для мозга могут быть... кроссовки? Да, те самые, что у вас на ногах и с помощью которых вы можете тренировать своё сердце. "Лучший совет, который я могу дать, чтобы ваш мозг был здоровым и молодым, это аэробные упражнения," - говорит Дональд Стасс, доктор философии, нейропсихолог и директор Научно-исследовательского института Rotman в Baycrest Centre в Торонто.

Марк МакДаниел, доктор философии и профессор психологии в Вашингтонском Университете, с ним согласен, но добавляет, "я предложил бы объединенную программу силовых занятий и аэробики. Исследования показывают лучшие результаты дает комбинация обоих типов упражнений."

Т.к. мы стареем, наши мозговые клетки, называемые нейронами, теряют связи между собой. Эти связи, или синапсы, очень важны для мышления. Говоря буквально, со временем наш мозг теряет свой вес. Возможно самое поразительное исследование мозга на сегодня - это убедительные доказательства, что "физические упражнения могут предупредить некоторые виды умственной отсталости," - отмечает МакДаниел. Это может даже восстановить память. Бесчисленные исследования на животных показали, что среди других преимуществ аэробные упражнения увеличивают развитие капилляров мозга, что означает больше кровоснабжения, больше питательных веществ и - важное требование для здоровья мозга - больше кислорода.

Выдающийся исследователь упражнений и здоровья мозга у людей - Артур Крамер из Университета Иллинойса. В дюжине исследований за последние несколько лет, с такими названиями, как "Аэробный Фитнесс Уменьшает Потерю Мозговой Ткани у Стареющих Людей," Крамер и его коллеги доказали два критических результата: У здоровых людей более острый ум, и Люди, которые находятся не в должной физической форме, но тогда входят в форму, это улучшает их мозг. Этот второй результат жизненно важен. Нет такого вопроса, решение которого сделает вас более умным, - замечает Крамер, - это касается и остальных аспектов жизни. Что ещё важно, что физические упражнения предотвращают болезни сердца, тучность, диабет и другие болезни, которые увеличивают риск проблем с мозгом.

2. Питайтесь правильно
Другой путь к улучшению вашего мозга лежит через желудок. Мы все слышали об антиокислителях как о борцах с раком. Потребление продуктов, которые содержат вещества, которые нейтрализуют вредные свободные радикалы, может также быть особенно хорошо для вашего мозга. Свободные радикалы не имеют никакого отношения к политике, а занимаются тем, что разрушают нейроны в наших мозгах. Много цветных фруктов и овощей заполнены антиокислителями, например, бобы, цельнозеновые продукты, орехи и специи.

Что более важно, тем не менее, это общее питание. Наряду с хорошими физическими нагрузками вы должны правильно питаться, чтобы избежать многих болезней. Высокое кровяное давление, диабет, тучность и высокий холестерин, всё это жестко отражается на вашем мозге, - говорит Кэрол Гринвуд, доктор философии, специалист по возрастным болезням в University of Toronto.

Если ваш рацион тяжел, то вы вероятно также тяжелы. Тот же самый вес, что утяжеляет ваши ноги на лестнице будет утяжелять и ваш мозг для остроумного ответа или быстрого решения проблемы. Лучшее, что можете съесть для своего тела, - отмечает Гринвуд, - будет также лучшим для вашего мозга. В конце концов ваш мозг находится в вашем же теле.

3. Ускорь Его
Жаль, что наш мозг начинает замедляться в очень молодом возрасте, в 30 лет (да, в 30!). Обычно считалось, что это нельзя изменить, но ряд новых исследований показывает, что люди любого возраста могут обучать свои мозг быть быстрее и, в действительности, моложе. "Ваш мозг – обучающаяся машина," - говорит Майкл Мерзенич, доктор философии, невролог в Университете Калифорнии, Сан-Франциско. Используя правильные инструменты, мы можем обучать свои мозг действовать так, как он работал, когда мы были моложе. Все, что требуется, это практика: упражнения для ума.

Доктор Мерзенич разработал на компьютере систему по ускорению процесса, когда мозг обрабатывает информацию. Так как большая часть данных, которые мы получаем, проникает через речь, Программа Фитнеса для Мозга (Brain Fitness Program) работает с языком и слухом, чтобы улучшить и скорость, и точность. В течение вашей тренировки программа просит вас различать звуки в словах во все более и более быстром темпе. Это немного похоже на теннисную тренировку, - говорит доктор Мерзенич, - когда к вам с силой посылаются мячи всё быстрее и быстрее. И хотя вы начинаете, возможно, медленно, ускорение мышления не заставит себя долго ждать.

И компания Нинтендо была так вдохновлена исследованиями японских врачей, что разработала переносную игру под названием Возраст Могза: Тренируйте Свой Мозг по Минуте в День, и продала больше двух миллионов копий в Японии. Самое большое открытие в исследовании мозга за прошлые десять лет состоит в том, что мозг в любом возрасте очень приспосабливаем, или "пластичен", как выразились невропатологи. Если вы попросите, чтобы ваш мозг начал учиться, то он будет учиться. И в процессе он может ускориться.

Чтобы ваш мозг был молодым и гибким, вы можете купить программу для тренировок, как у докора Мерзенича, или заняться одним из миллиона новых действий, которые тонизируют вас и вам нравятся: игра в тенис или бридж, собирание пазлов, изучение нового языка или танго, уроки игры на аккордеоне, строительство самолета, выращивание бонсаи, познание тонкостей пивоварения или решение дифференциальных уравнений.

Если что-то действительно привлекает ваше внимание, то это будет точно полезно, - говорит доктор Мерзенич, - это переключит ваш мозг в режим обучения и не пройдет даром. У доктора Мерзенича, в его 64 года, есть "4 000 хобби," включая небольшой магазин и виноградник.

4. Успокойтесь
Вы, наверное, сказали себе сейчас - мне надо записаться на курсы языка Суахили и в музыкальную школу по классу аккордеона и ещё пойти решать уравнения, пока мой мозг не стал стареть! Остановитесь! Глубоко вздохните. Расслабьтесь. Хорошо.

В то время как тренировка для мозга это очень хорошо, важно также всегда оставаться спокойным. Джинсок Ким из University of Washington утверждает, что стресс плохо влияет на клетки вашего мозга. Стресс может "нарушить познавательные процессы, такие как изучение и память, и следовательно ограничить качество человеческой жизни," - пишет Ким.

Один пример - часть мозга, называемая гиппокамп, является первичным местоположением формирования памяти, но она может быть серьезно истощена хроническим стрессом. Конечно, физические упражнения это всегда отличный сниматель стресса, также как и более спокойные действия - йога и медитация. И когда вы планируете свою умственную гимнастику (будь то изучение языка Суахили и уроки свинга), постарайтесь, чтобы у вас осталось свободное время для отдыха и развлечений.

5. Отдыхайте
Возможно самый необычный пример силы воли, чтобы оставаться спокойным – творчески полезный сон. Следующий раз, когда вы будете решать сложную проблему, будь то решение уравнения или выбор правильного автомобиля для вашей семьи, попробуйте "переспать с проблемой."

Исследователи Военно-медицинской школы Гарварда обратили внимание на условия, при которых люди придумывают творческие решения. В исследовании, по работе с математическими задачами, они обнаружили, что хорошей отдых ночью удвоил возможности участников нахождения творческого решения проблем на следующий день. Спящий мозг, они считают, весьма способен к обработке сложной информации.

6. Немного Смеха
Юмор стимулирует части нашего мозга, которые производят дофамин, химическое воплощение "чувства хорошего". Это помещает смех в категорию действий, которые нужно делать много раз, так же как и потребление шоколада или занятие сексом. Смех это удовольствие, в том числе и для мозга.

Но может ли юмор сделать нас более умными? Окончательное решение всё ещё отсутствует, и необходимо больше исследований, но начальные результаты ободряющие.

7. Становитесь с Возрастом Лучше
В нашей культуре, ориентированной на молодежь, нет предложений пересмотра Конституции, позволяющей 20-летним баллотироваться на пост президента. Требование к возрасту остается на цифре 35. Вы слышали о мудрости и рассудительности старших? Ученые начинают понимать, как мудрость работает на неврологическом уровне.

Когда вы становитесь старше, - объясняет доктор Мерзенич, - Вы сделали запись в своем мозгу о миллионах и миллионах небольших социальных сценариев и фактов, которые можете вызвать в любое время. Кроме того, он отмечает, "Вы - намного лучший генератор и интегратор этой информации.

Люди постарше подходят лучше для решения проблем, потому что у них есть больше умственной информации, чем у молодых. Именно поэтому они - в их 50 и 60 - мудрецы. Они - те, к которым мы обращаемся за лучшим советом, и те, которые, как бы мы хотели, чтобы управляли нашими компаниями и нашей страной.

Экология сознания. Психология:«Желудок умнее мозга, потому что желудок умеет тошнить.Мозг же глотает всякую дрянь» Чингиз Айтматов. Цитата, которая иллюстрирует, с одной стороны, особенность психики, а с другой – представляет психику в образе двух полярностей, двух противоположностей.

«Желудок умнее мозга, потому что желудок умеет тошнить.

Мозг же глотает всякую дрянь»

Чингиз Айтматов

Цитата, которая иллюстрирует, с одной стороны, особенность психики, а с другой – представляет психику в образе двух полярностей, двух противоположностей . При этом одна умеет обращаться с содержимым, делать выбор, принимать тот или иной продукт, а вторая – нет. И это похоже на то, как мы в течение своей жизни, начиная с младенчества, усваиваем нормы и правила.

Так, наверное, хотя бы раз в жизни, был опыт переедания или отравления любого происхождения. И тогда наши действия направлены на выведении продуктов распада, облегчение своего состояния. Мы пьем воду, принимаем препараты, придерживаемся диетического питания, а наше окружение поддерживает нас в этом, кто советом, кто словами, кто сопереживанием.

А как мы пробуем новое, незнакомое блюдо? Берем небольшой кусочек, разглядываем, нюхаем, уточняем, с чем лучше это кушать, откусываем и смакуем во рту. Рецепторы включаются в работу, мы тщательно пережевываем, если нам приятен вкус, или сглатываем, если вкус менее приятен, а бывает, что и выплюнем.

Это часть про усвоение или неусвоение желудком пищи.

Для иллюстрации работы мозга, приведу в пример.

Случай №1 в детской поликлинике.

Из прививочного кабинета выходит мама с плачущим малышом на руках, что-то говорит, обнимает, утешает. И добавляет фразу: «Терпи, ты же мужчина». Мужчине несколько месяцев от роду и ему только что сделали болезненный укол.

Случай №2 на детской площадке .

Ребенок падает с турника, у него боль в руке, но он терпит. Итог – поездка в травмпункт через несколько часов, перелом.

В первой ситуации младенец продолжает плакать от боли, во втором - уже сдерживает слезы. Так ребенок учится сдерживать свои чувства . И это правило «терпитыжмужчина», например, в гештальт-терапии называется интроектом . Похоже на быстрое проглатывание пищи, без пережевывания? Ребенок усвоил от матери урок про терпение и боль, принял его на веру (мама меня любит и плохого не скажет), и понес в свою жизнь.

Однако боль – это признак чего-то опасного, тревожного. И если выросший мальчик, юноша, мужчина не будет обращать на него внимания, то велика вероятность «незамечания» первых признаков каких-то заболеваний.

Так как же распознать, что мозг «заглотил» интроект, и что с этим дальше делать.

Интроект можно увидеть по словам – всегда, никогда, все, никто, в обобщениях. «В нашей семье у всех высшее образование» «Мы, Сидоровы, не плачем», «Мальчики должны быть сильными», «Девочкам можно плакать», «Ты же будущая мать!»

Если вы увидели свой интроект, познакомьтесь с ним . Поразглядывайте на предмет полезности (когда-то он действительно мог быть не только полезным, но и спасительным), выберите моменты или места, когда его использование снова вам может помочь, а когда – будет во вред. Так, например, стерпеть боль, ожидая врача, будет полезней, чем врать на приеме: «Нет, не болит». История о сильных мальчиках может трансформироваться в «мужчина сильней некоторых женщин, и имеет право на слабость, усталость».

Так, можно обучить свой мозг не «глотать всякую дрянь», но выбирать и создавать новые правила .опубликовано

Как стать умным человеком: 17 надежных способов + 3 интересных упражнения.

Вам надоело «подвисать», когда в разговоре заходит речь о художниках эпохи Возрождения или полчаса пялиться в карту автомобильных дорог, пытаясь понять «куда Вас, сударь, к черту, занесло»?

Да и хочется утереть нос «шибко умной» подруге Светке, умудрившейся защитить кандидатскую диссертацию и регулярно об этом напоминающей…

Мы дадим действенные советы, как стать умным человеком до того, как вам исполниться 95 лет☺ и раскрыть весь потенциал своего мозга.

В здоровом теле не только здоровый дух, но и отличный мозг: 3 совета, как стать умным человеком, заботясь о себе, любимом

Если вы всерьез задумались, как стать умным человеком и развить свой мозг, советуем начать с:


«Что наша жизнь? Игра!»: 3 отличных способа, как стать умным человеком, играючи


Чтобы стать умным человеком, не обязательно навеки поселиться в библиотеке, притащив туда спальный мешок и любимую чашку с Микки Маусом, а достаточно будет:

    Играть в «Тетрис».

    Да, да, в ту самую классическую головоломку для мозга, из-за которой вас выгнали с урока музыки в 5-м классе.

    Теперь бы вы уже не ушли с поникшей головой, а рассказали несравненной и умной Елене Геннадьевне, что «Тетрис» развивает способность критическому мышлению, и оттачивает умение усваивать большие объемы информации гораздо лучше, чем исполнение песни «Во поле береза стояла».

    Играть в покер, шашки, шахматы, «Монополию», чтобы стать умным человеком и размять мозг.

    Ну а если посчастливиться – то не только умным, но и богатым! Интересно, сколько сейчас стоит билет на самолет до Лас-Вегаса? Такой мозг нуждается в «проветривании»!

    Решать кроссворды, чтобы прослыть умным человеком.

    Эм-м-м, ну мы понимаем, что со стороны это выглядит занятием для пенсионеров, но ваш мозг на радостях может выдаст не только список покупок для похода в магазин, но и гениальный «подкат» к понравившемуся парню/девушке, а в придачу – сочинить шедевральное коммерческое предложение для «заартачившегося» клиента.

В чем сила брат? В искусстве! 6 способов «окультурить» мозг, чтобы стать умным человеком


Быть на «ты» с искусством нужно не только для того, чтобы было о чем поговорить с «ботанами» на вечеринках и не стыдится своего мозга, но и чтобы стать по настоящему умным человеком:

    «Задавить интеллектом» любого поможет регулярное прослушивание классической музыки.

    И никакой заунывной «Арии» и термоядерных «Prodigy»! И даже то, что «Цой жив!» не поможет вам стать умным человеком. Только Моцарт! Только Бах!

    Чтобы вы не «заморачивались» с поиском чудной музыки, которая сделает умным, предлагаем обратить внимание на эти ссылки:

    Читайте, читайте и еще раз читайте, чтобы «не дать засохнуть» мозгу!

    Причем не Дарью Донцову и не «Пятьдесят оттенков серого», а то, что станет настоящей «Растишкой» для вашего мозга, «зашлакованного» Фейсбуком и прочими социальными сетями.

    Можем предложить вам осилить для начала Джона Фаулза, Иэна Бэнкса, Кадзуо Исигуро: заумные слова, длинные предложения, «зачетные» эпитеты и метафоры, «закопанный» в глубинах произведений глубокий смысл – то, что доктор прописал для того, чтобы стать умным человеком.

    «Сервируйте» информацию для мозга необычным способом, чтобы стать умным.

    Например, если вы душу продадите за свеженький бестселлер, еще пахнущий типографской краской, попробуйте прослушать его в формате аудиокниги.

    А классическую музыку дополняйте просмотром слайд-шоу из картин классических или современных художников. Ваш мозг будет в восторге и позволит вам стать умным человеком.

    Займитесь творчеством, если поставили себе цель стать умным человеком.

    Хотите – расписывайте вручную шелковые платки, хотите – сочиняйте матерные частушки.

    Словом, делайте что угодно, чтобы ваш мозг сначала воскликнул «Это мы не проходили, это нам не задавали!», а потом печально вздохнул и принялся наращивать массу.

    Заучивайте наизусть стихи, чтобы стать умным человеком.

    Заодно прослывете романтичной особой и очаруете любимого человека лирикой Осипа Мандельштама.

    Если грезите о славе умного человека.

    Богатства слога, как у Достоевского, от вас никто не требует, но необходимость выкладывать свои мысли в письменной форме заставляет ваш мозг держать себя в форме, как фотомодель перед ответственными съемками.

День знаний: 5 вариантов, как «накачать» мозг новой информацией, чтобы стать умным человеком


Как это не печально, но без свеженькой пищи для мозга в виде новых знаний вам никогда не удастся стать умным человеком:

    Начните изучать иностранный язык.

    Если затасканный Englich вызывает легкую тошноту, попробуйте освоить итальянский, испанский, французский или, чем черт не шутит, когда Бог в отпуске, китайский.

    Не разбрасывайтесь временем, словно индийский раджа золотыми монетами, если хотите быть умным и развить мозг!

    Выдалась свободная минутка?

    Вместо того, чтобы смотреть в Интернете умилительное видео про котиков, почитайте статью в Википедии на интересующую вас тему, откройте для себя всю прелесть лекций TED, зайдите на профессиональный форум и пообщайтесь с «зубрами» банковского дела, страхования, туристического бизнеса или чем вы там на хлебушек с маслом зарабатываете?

    Закачайте в свой смартфон развивающие мобильные приложения и становитесь умным человеком даже в тот момент, когда спускаетесь на лифте с девятого этажа.

    Хотя мы согласны – рассматривать декольте коллеги может быть гораздо увлекательнее. Тем не менее, мы рекомендуем «Мозг гения», «Einstein» и «Тренажер памяти».

    Откажитесь от телевизора в пользу мозга.

    Ничто так не удручает ваш многострадальный мозг, как 201-й просмотр рекламы прокладок и очередная серия детективного сериала а-ля «лихие 90-е».

    Ну ладно! Если вы поклянетесь нам на крови, что будете смотреть только качественные «документалки» National Geographic, Discovery и интеллектуальные игры, то можете пока оставить «зомбоящик» в вашем доме.

    Создайте себе «умное» окружение, которое сделает из вас не менее умного человека:

    • «Направьте свои стопы» туда, где шансы встретить умных людей и самые светлые мозги стремятся к плюс бесконечности:

      презентации арт-хаузных фильмов, литературных бестселлеров, открытие выставок, городские соревнования по интеллектуальным играм– все это к услугам тех, кто хочет стать умным человеком или, по крайней мере, встретить этот «вымирающий вид».

      Самых больших эрудитов в своей жизни автор статьи встретила на городском чемпионате по брейн-рингу. И если в первом сезоне сидела в зрительском зале тихонечко, как мышь под веником, то к третьему «разошлась» не на шутку и завоевала звание лучшего игрока.

      Чтобы стать умным человеком, окиньте свежим взглядом своих старших родственников, преподавателей и начальников.

      Если человек с блеском защитил докторскую диссертацию или зарабатывает раз в 15 больше, чем вы, вам есть чему у него поучиться. Вы все еще хотите сбежать с корпоратива с участием дорогого босса?

      Если вы всерьез намерены стать умным человеком, то пора бежать, сверкая пятками, из родного поселка Орехово, где самая «интеллектуальная» беседа сводиться к ценам на хлеб, в большой город.

      Ведь тут, как ни прискорбно для вашего мозга, «духовный харч не густ весьма». Заодно и бросите опостылевшую работу продавца в магазине секонд-хенда на звучную должность менеджера по продажам в элитном бутике.

      Чувствуете, как сразу стали умной, а мозг увеличился в объеме?

Предлагаем посмотреть

ТОП-5 способов, как стать умнее!

Игры разума: 3 интересных упражнения, чтобы стать умным

1) «Барабанная дробь» для развития мозга.

При любой возможности отбивайте ритм услышанной музыки, чтобы дать работу мозгу.

Не важно, будете вы стучать по столу, своей коленке, капоту машине или привезенному из Занзибара тамтаме (наконец-то вы нашли достойное применение этому дивному музыкальному инструменту. Зря что ли через полмира тащили?). Не существенно, будете вы это делать рукой, любимой ложкой с именной гравировкой или палочками для суши.

Главное – вы становитесь умным человеком, развивая доли мозга, которые отвечают за моторные функции.

2) «Теория лжи» для умного человека.

Постарайтесь, считывая невербальные сигналы вашего собеседника (мимика, жесты, выражение глаз и т.п.) угадать его следующую фразу. Немного практики – и можно прослыть не только умным человеком, но и экстрасенсом, похлеще самой Ванги.

3) Умный «Монетный двор».

Когда вынимаете горсть мелочи из кармана или сложенные вдвое купюры, попробуйте сначала «на глаз» определить сумму денег, а затем посчитать.

Купите себе шоколадную медальку, как самому умному человеку «всея квартиры и лестничной площадки» и «носителю» потрясающего мозга.

Численное чувство, кстати, также развивается, когда вы собираетесь в долгожданный отпуск и пытаетесь впихнуть в чемодан половину гардероба и кота Барсика в придачу (а с кем же его, сиротинушку оставить?). Мозг «плавится», пытаясь решить, какую из четырех пар туфель с собой не брать.

Воспользуйтесь нашими советами, как стать умным человеком и очень скоро на идиотский вопрос «Тебе шапка не жмет?» сможете отвечать не только хуком справа, но и вполне обоснованным «Скоро совсем не налезет на мой великолепный мозг!».

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Признайтесь, зачитывались в детстве историями о Шерлоке Холмсе? Восхищались его недюжинным интеллектом, непоколебимой логикой и способностью находить решение даже в самой сложной ситуации?

Мы уверены: любой человек способен развить свой мозг и стать по меньшей мере таким же умным, как самый известный сыщик XX века. Книги, которые помогут этого добиться, вы найдете . А сейчас публикуем несколько упражнений из них.

Развиваем логическое мышление

Мозг пластичен, а это значит, что чем больше вы его тренируете, тем он становится способнее к той или иной деятельности. Для развития логического мышления необходимо решать загадки и головоломки, такие как в популярной телевизионной игре «Что? Где? Когда?». Подобные задания вы найдете в книге «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько примеров:

Ответ:

Женщины на этих фигурках показывали врачу, где именно у них болит. Показывать на себе считалось неприличным.

Ответ:

Для борьбы с воровством готовой продукции с фабрик.

Ответ:

Это подземные ходы муравейника.

Отвечаем на нестандартные вопросы

Интеллектуальные игры и логические загадки - это очень полезное занятие для тренировки мозга. Не менее действенный способ стать умнее - отвечать на нестандартные вопросы. Такие как в книге «Вопрос на засыпку» .

Джон Фарндон рассказывает, что абитуриентов Оксфорда и Кембриджа на вступительных экзаменах могут спросить о чем-нибудь необычном, например «Насколько маленьким может быть компьютер?», «Зачем людям два глаза?», «Может ли парусная яхта двигаться быстрее ветра?» или «Что случится, если вы уроните муравья?»

По мнению автора, подобные вопросы учат размышлять и анализировать. Чем он и предлагает заняться. Фарндон дает свои ответы, но это не значит, что правильны только они. Вы можете сначала подумать самостоятельно, а только потом читать их.

К примеру, вот так писатель рассуждает о том, опустеет ли когда-нибудь его сумка:

«Станет ли сумка пустой, когда я выну из нее все видимые предметы? Вовсе нет. Помимо пыли, крошек, клочков бумаги и миллионов микроорганизмов, она полна воздухом, который занимает все свободное место.

Что будет, если выбросить сумку в открытый космос, чтобы весь содержащийся в ней газ вылетел в межзвездное пространство? Она все равно не опустеет. Даже в самом пустом из пустых мест космоса находятся несколько атомов водорода в каждом кубическом метре. Поэтому, скорее всего, в сумке все же обнаружится пара атомов.

Безвоздушное пространство на самом деле не является таковым, -

Но если бы я вдруг придумал, как поймать и извлечь эти атомы, я бы неожиданно обнаружил тщетность своих усилий. По законам физики, моя идеально пустая сумка в действительности переполнена бурлящей квантовой энергией, которую производят появляющиеся и исчезающие частицы и волны».

Тренируем память

Шерлок не помнил, что Земля вращается вокруг Солнца, но вовсе не из-за плохой памяти. Он сознательно очистил мозг от информации, которая казалась ему ненужной. При этом он мог воспроизвести то, что написано в третьем параграфе «Уложения о наказаниях Британской империи», или рассказать об особенностях пепла от 140 разных сортов табака.

А вы можете похвастаться такой памятью? Если нет, натренировать ее вам поможет практическое руководство «Помнить все» . Небанальный совет из книги:

Как запомнить имя собеседника

Представьте, что вы пришли в гости к приятелю, который любит устраивать вечеринки. Вам тут же представляют Романа, человека среднего роста в зауженной светлой рубашке. Роман улыбается, говорит то, что принято в таких случаях, а вы отвечаете, соблюдая шаблонные процедуры.

На самом деле запомнить имя нового знакомого не так уж сложно.

Пытаясь запомнить имя нового знакомого, вы вспоминаете своего старого друга Рому. В воображении разворачивается следующая картина: взбешенный Рома врывается в комнату, сметая все на своем пути, и с размаху бьет вашего собеседника Романа по лицу, так что последний теряет равновесие и опрокидывает стол. Бокалы с красным вином расплескиваются, вино впитывается в его рубашку…

На прокрутку в уме такой ситуации уйдет четыре секунды, и эхо последних слов Романа - пострадавшего в воображении, но продолжающего беседу в реальности - еще будет звучать. Вы сможете продолжить разговор.

Наши фильтры кратковременной памяти не очень умеют отличать реальное событие от воображаемого, так что ситуация, которую вы нарисовали в уме, практически полностью перейдет в долговременную память.

Предположим теперь, что не успели вы отойти от Романа, как вас знакомят с Алевтиной Денисовной. Допустим, в числе ваших знакомых нет Алевтины, но есть Денис. Вы представляете, как звоните ему домой, а трубку берет эта самая Алевтина, причем мысленно вы перемещаетесь в то место, которое у вас ассоциируется с Денисом, и видите там Алевтину, произносящую «Але!».

В этом случае мы сделали следующее. Во-первых, запомнили, что ее имя включает элементы «Денис» и «Але». Это позволит нам собрать полное имя, когда мы захотим. Во-вторых, мы привязали образ к другой локации на тот случай, если придется еще с кем-нибудь знакомиться в этом помещении.

А бывало, что вам сразу представляли нескольких человек? Итак, знакомьтесь: Владимир, Евгений, Сергей, Борис, Настя и Анжелика. В такой ситуации единственный вариант - брать первые попавшиеся ассоциации для каждого из них: Владимир - тезка Владимира Кличко, Евгений - главный герой «Евгения Онегина», Сергей - мой друг с таким же именем, Борис - представляем, что у него во рту несколько конфет «Барбарис», Настя - так зовут племянницу, Анжелика - одноклассницу.

Все, марш-бросок закончен. Когда вам представляют сразу шестерых, оставляйте зацепки по каждому. Затем вы сможете укрепить ассоциации, добавить места, как в примерах выше, и повторить все имена еще раз.

Учимся быть внимательнее

В современном мире очень трудно быть полностью сосредоточенным на чем-то одном. Многочисленные отвлекающие факторы ослабляют нашу способность отбрасывать лишнее, замечать существенные детали и анализировать их. Как известно, именно этим навыком в совершенстве владел Шерлок Холмс. И если вы хотите стать таким же умным, как великий сыщик, то вам придется уделить время тренировке внимательности. Справиться с этой задачей поможет книга «Максимальная концентрация» . Совет из нее:

Как отказывать людям

Мы боимся отказать другим из-за страха упустить возможность, чувства вины или привычки быть любезным. Но искусству говорить нет надо учиться. Вот несколько примеров, с чего можно начать.

«У меня уже есть планы. Спасибо, что подумал обо мне».

«Жаль, но не смогу. Мне неудобно».

«Я сейчас уже работаю над несколькими проектами и не могу пока брать ничего другого».

«У меня сейчас туго со временем. Давай потом?»

«Мой график сейчас расписан по минутам!»

Один из самых известных приемов - «заевшая пластинка». Принцип ее в следующем. Допустим, кто-то заходит к вам в кабинет и настойчиво зовет с собой на обед.

Коллега: «Пойдем попьем кофейку. Вернешься и быстренько все доделаешь».

Вы: «Нет, не могу. Мне нужно сейчас поработать».

Коллега: «Пошли! Ты не раб. Ты заслужил перерыв».

Вы: «Нет, правда. Я хочу поработать».

Коллега: «Твоим глазам нужно отдохнуть от экрана».

Вы: «Спасибо за заботу. Мне в самом деле нужно поработать».

Суть этой техники сводится к тому, что чем меньше вы говорите, тем быстрее добиваетесь желаемого. Вы не уводите разговор в сторону.

Ищем нестандартные решения

По-настоящему умный человек способен не только логически мыслить, но и быть креативным. Это помогает разрывать шаблоны, смотреть на проблему под разными углами и находить решение даже в тех ситуациях, которые большинству людей кажутся безвыходными. Мыслить нестандартно научит книга «Рисовый штурм» .

А сейчас попробуйте применить метод Леонардо да Винчи, который описывает автор книги.

Метод Леонардо да Винчи

У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы.

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.