Как развить в себе импровизацию. Убедитесь, что делаете то, чего от вас ожидают. Словесная импровизация помогает

Импровизация в любом из доступных проявлений - это немаловажная и достаточно интересная часть нашей жизни, как социальной, так и творческой. Она охватывает множество направлений и видов деятельности, а потому вопрос о том, что такое импровизация и каковы её отличительные черты, может возникнуть вне зависимости от занятости и личных качеств. Рассмотрим его в деталях.

Так что такое импровизация?

Слово «импровизация» находится на слуху у большинства из нас. Происходящее от латинского «improvisus», оно обозначает акт неожиданного, непредвиденного и сиюминутного творения, будь то вдохновенное написание картины по чистому наитию или же способность вести доклад со сцены без какой-либо предварительной подготовки. Например, умение наиграть мелодию на музыкальном инструменте и поддержать скатывающуюся по наклонной беседу - это что такое? Импровизация во всей своей красе!

Классификация

Как можно было догадаться, импровизация существует во многих проявлениях и видах, основными среди которых считаются:

  • Музыкальная импровизация - возможность создавать мелодию из ничего. При этом жанр и инструмент не имеют значения: существуют уроки по развитию навыка импровизации в джазе, рок-музыке и даже хип-хопе.
  • Танцевальная - например, контактная импровизация или хип-хоп.
  • Литературная импровизация, или экспромт. Способность придумывать и облекать сюжеты в качестве баллад, историй или стихов.
  • Театральная импровизация - сценическое мастерство, при котором актёр способен поддерживать ход представления и вести своего персонажа по сюжету вне зависимости от заданного сценария, но так, как того требует обстановка.

Импровизация на сцене

Всем нам известны примеры импровизации на театральных подмостках, когда актёр, забыв текст собственной роли или столкнувшись с непредвиденными обстоятельствами, вынужден был продолжать представление сам по себе. Порой отступления актёров от роли и небольшие импровизации с их стороны даже приветствуются. Однако в профессиональных театрах отношение к подобному подходу крайне серьёзное: неуместная импровизация способна полностью исказить намеченный сценический образ и тем самым оставить пятно на самом спектакле.

Корни театральной импровизации тянутся к глубокой древности, когда для представлений выбирался лишь общий вектор развития, например, важное дворцовое событие, переломный момент войны или природный катаклизм. Детали же варьировались в зависимости от решения неких «высших сил», и, столкнувшись с последним, актёрам следовало целиком отдавать себя импровизации.

Импровизация в танце

Танец - это таинство, в котором, как может показаться, нет места вольности и свободному стилю, однако подобное убеждение быстро опровергается представителями таких танцевальных течений, как хип-хоп и так называемая контактная импровизация. И если первый вариант представляет собой набор из конкретных движений и действий, то второй зачастую называют проявлением истинной гармонии. Контактная хореография построена на взаимодействии партнёров, при котором те могут искать вдохновение в движениях друг друга.

В любом случае импровизация может пригодиться для любого танцевального стиля, и она точно не будет лишней в набирающих популярность молодёжных и сценических движениях. Чтобы добиться чего-то серьёзного на этом поприще, танцору требуется, прежде всего, хорошее владение телом и Располагая таковыми, можно переходить к следующему шагу: изучению ряда простых движений и техник, которые можно связать впоследствии в единое целое, разбавив вольными импровизационными элементами.

Импровизация в музыке

Возможно, самая загадочная часть импровизационного таланта: способность взять пару знакомых аккордов, сесть за привычный инструмент и выдать, возможно, непредсказуемую, но вполне законченную и самостоятельную мелодию. Вот что такое импровизация при создании музыки: моментальное сочинение чего-либо без всякой подготовки с одновременным исполнением придуманного.

Так, в начале своего музыкального пути Иоганн Себастьян Бах не только переиграл мелодию блестящего музыканта и композитора Луи Маршана, участвовавшего в музыкальном состязании, но и дополнил её столь мастерскими и витиеватыми импровизационными вкраплениями, что без труда затмил тем самым своего соперника. От вызова на следующую музыкальную дуэль Маршан просто уклонился, не решившись противостоять столь умелому импровизатору.

Методы музыкальной импровизации

Обладая и навыком игры на определенном инструменте, можно приобщиться к сообществу композиторов-импровизаторов. Первые шаги могут быть не очень удачными, но с изучением новых техник и пониманием основных концептов должен прийти опыт, а с ним - и положительная динамика.

Как пример рассмотрим несколько методов импровизации для фортепиано:

  1. Базовый: следует изучить как можно больше мелодий, чтобы составить впечатление о процессе, затем разобраться во всех ладах и тональностях, и, наконец, освоить простейшие трёхзвучные аккорды.
  2. Музыкант выбирает определённую тональность и использует ее как аккомпанемент одной рукой, другой наигрывая какую-либо мелодию. Тональности имеет смысл менять в процессе игры - это позволяет освоиться с инструментом и увеличивает техничность композиции.
  3. Игра в пределах одного аккорда. Смысл тот же, что и пунктом выше, но основой для мелодии становится выбранный аккорд, который можно менять в зависимости от такта.

В любом случае основополагающим элементом мастерства является практика и умение обращаться с музыкой, использовать её по собственному усмотрению.

Импровизация в общении

Несмотря на общее разнообразие, методы развития навыка для всех категорий сходны: от человека требуется хорошая фантазия или стремление ее развивать - способность ориентироваться в рамках заданной темы и желание отдавать себя практике.

Здравствуйте, друзья!

Как поживаете? Каких новых успехов добились за прошедшие дни? Как помогают Вам знания о правилах и секретах мастерства публичного выступления? Мои хорошие новости – в минувшую неделю провел два тренинга (которые анонсировал в рассылке). И на первой ступени («Словесная импровизация») в формате интенсивных выходных, и на второй («Видеотренинг. Работа в жанрах»), прошедшей традиционно в будние вечера, были прекрасные, очень творческие и активные участники! Все отлично поработали и успели подружиться – как обычно на наших занятиях. Отзывы участников — на странице «События». Сейчас вместе – и мы, и они (даже не знаю, кто больше J) – ждем 11 ноября , начала работы на тренинге 3 ступени, который называется «Эффективная презентация» .

Третья ступень посвящена работе над содержанием Вашего выступления. За пять вечеров мы подробно разберем добрый десяток главных блоков, из которых складывается структура презентации. Каждый элемент потренируем в отдельности. Соберем все элементы вместе в интегрирующих упражнениях.

Участники третьей ступени выбирают для работы реальные темы из собственной учебной, общественной или бизнес-практики. Соответственно, кроме прочих результатов, по окончании тренинга Вы имеете готовую блестяще отработанную презентацию для решения собственной реальной задачи!

Словом, приглашаю Вас на тренинг – чем сто раз читать, лучше один раз попробовать. Конечно, максимум эффекта третья ступень принесет, если Вы уже прошли первую и вторую. Однако, если есть большое желание и насущная потребность, можно прийти сразу на третью – в процессе заодно определите, насколько Вам нужны ступени 1 и 2, а также 4 и 5.

А сейчас перейдем к разговору об умении, которое смело можно назвать одним из наиболее важных и полезных для любого выступающего публично человека. Называется оно

СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Как приятно слушать музыканта, вдохновенно и свободно импровизирующего на своем инструменте – он словно становится частью музыки, парит в ней, легко раскрывает новые и новые темы, зачаровывая восхищенных зрителей. Таким же магическим, завораживающим может стать и впечатление от импровизации профессионала публичного выступления.

«…Говорите, говорите, я молчу…
О полотнах и о моде,
о вещах и о погоде,
и вообще, о чем угодно —
Вы же знаете, я слушать Вас хочу.
Говорите, говорите, я молчу…»

(Александр Дольский)

Действительно, умение свободно импровизировать, легко подхватывать и развивать любую тему, словно бы она была известна и близка оратору сто лет, с давних времен придавало его счастливому обладателю прямо-таки мистический ореол, печать гениальности:

« - Что? - спросил импровизатор, - каково?

- Удивительно, - отвечал поэт. - Как! Чужая мысль чуть коснулась вашего слуха и уже стала вашею собственностию, как будто вы с нею носились, лелеяли, развивали ее беспрестанно… Удивительно, удивительно!..

Импровизатор отвечал:

- Всякой талант неизъясним… никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею - тщетно я сам захотел бы это изъяснить»

(А,С, Пушкин. «Египетские ночи»)

Пожалуй, когда речь идет о музыке и поэзии, я соглашусь – без высочайшего мастерства и крупицы гениальности тут не обойтись. Но что Вы думаете о мастерстве словесной импровизации в публичных выступлениях? Божий дар или техника? Непостижима или тренируема? И если тренируема – то почему у нас так много чудовищно унылых нудных неинтересных «пономарей»? Ведь стаж говорения каждого из нас практически равен возрасту, а результат – ну… Вы знаете…

Начнем с определения.

Словесная импровизация (для краткости пусть будет СИ) – так мы называем уверенное умение говорить на любую тему без предварительной подготовки, экспромтом . Кстати – если здесь поставить точку, мы получим определение ПАССИВНОЙ СИ .

АКТИВНАЯ СИ отличается от пассивной небольшим, но принципиальным дополнением: …и умение незаметно для собеседника перевести беседу на нужную оратору тему.

Теперь – об основном вопросе))

С удовольствием делюсь хорошей новостью – словесной импровизации можно научиться . Причем – довольно быстро. Познакомившись с приемами импровизации и постоянно практикуясь, участники наших тренингов уже после первой ступени уверенно показывают хороший уровень владения этой очень эффективной техникой.

Плюсы от владения таким полезным инструментом очевидны. Умение импровизировать в публичных выступлениях – это умение:

— излагать тему своими словами, не «выступая», а разговаривая с аудиторией;

— если мы неожиданно потеряем мысль, собьемся, не замолкать растерянно, а «обыграть» ситуацию. Это значительно укрепляет уверенность оратора в своих силах и, следовательно, помогает управлять волнением и выглядеть более профессионально.

— легко отвечать на любые вопросы из зала, а также спокойно реагировать на вопросы не по теме, неуместные или провокационные;

— спокойно реагировать на любую неожиданность, происходящую во время выступления – от звонка мобильного телефона до вышедшей на сцену кошки – и уметь обернуть ее (ситуацию, а не кошку) в свою пользу;

— изменять по необходимости энергетику выступления, «встряхивать» утомившихся от большого количества информации зрителей, разбавляя презентацию яркими рассказами, интересными примерами, смешными анекдотами;

— при подготовке выступления не зазубривать текст наизусть, а хорошо запомнить основные тезисы – и затем импровизировать, продвигаясь от одного к другому.

— если вдруг возникла необходимость, смело выступать без подготовки, использовать спонтанную аргументацию в подтверждение собственной позиции.

Важно отметить, что умение импровизировать ни в коем случае не значит, что к выступлениям больше не нужно готовиться! Не обольщайтесь. Успешного выступления без подготовки не бывает, это аксиома. Навык словесной импровизации можно сравнить со страховочной веревкой альпиниста – она придаст уверенности и выручит в трудную минуту, но не заменит отточенного мастерства и головы на плечах.

ПРИЕМЫ СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ.

Обычно на тренингах мы проводим демонстрацию – тренер импровизирует на заданную слушателями тему, а слушатели потом называют приемы, с помощью которых создавалась импровизация. Иногда удается «вычислить» их практически сразу, иногда – с некоторыми задержками. Но, так или иначе, мы находим их довольно легко – потому что они просты и, в принципе, «лежат на поверхности». Прислушайтесь – и Вы обнаружите их в речи многих и многих людей вокруг себя в самых разных сферах общения. Мы интуитивно применяем их постоянно, но неосознанно и случайно. И поэтому сильные приемы с мощным потенциалом так малоэффективны – в нашем «любительском» исполнении.

Что же это за приемы? Сколько их? Как и когда их правильно применять?

Ответы на эти и другие важные вопросы о приемах словесной импровизации мы – в соответствии с классическими законами многосерийного жанра – получим в последующих выпусках рассылки

Как обычно, буду рад Вашим рассуждениям, идеям, вопросам и о теме сегодняшней, и о мастерстве публичного выступления в целом. Делитесь опытом, рассказывайте истории, спрашивайте.

Оставляйте комментарии, пишите на почту [email protected]

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте журнала на страничке новостей

Феномен импровизации я начал исследовать (конечно, вспоминаю об этом сейчас с улыбкой), когда мне было лет 13. Началось все с некоторых обстоятельств.

Первое. Я не очень то любил уроки в музыкальной школе, в первую очередь сольфеджио, которые вел директор. Зато я любил хоровое пение и особенно те дни, когда штатного аккомпаниатора заменял Виктор Иннокентьевич, мой учитель по классу фортепиано. Он редко играл по нотам, обычно он импровизировал! (Правда, тогда я еще не знал этого слова). Придя в хоровой класс, Виктор Иннокентьевич у кого-то спрашивал, что за песню мы разучиваем, в какой тональности, затем начинал играть, и... это было волшебство! Мы никогда не знали, как сегодня начнется та или иная песня, какой будет аккомпанемент, инструментальный проигрыш, какие «фишечки» он сегодня применит...

Второе. В 7-м классе я смастерил свою первую электрогитару и пробовал научиться играть на ней. В 8-м классе мы с друзьями собрали свою первую группу. Все это, на фоне моего слабого желания учиться в ДМШ, не очень нравилось моей маме. Правда, через год она привезла мне из Чехословакии (в 1973 году еще была такая страна) «фирменную» электрогитару Star 5, (тогда этот инструмент был, пожалуй, первым настоящим в нашем небольшом городке... И для школьника это было очень престижно!).

Поскольку ГИТАРА, АНСАМБЛЬ, я решил, что надо как-то понять:

КАК ИГРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ НОТЫ ВСЕГДА
произвольно, без партитуры, без выучивания заранее?

Цель поставлена! И теперь за пианино я уже не ощущал себя наказанным учеником, я чувствовал себя исследователем, занятым разгадываем секрета! Сейчас я понимаю, что тогда я применил то, что можно было бы назвать «системным подходом»... Так вот, в итоге я прошел несколько шагов:

Шаг 1. Открытие пентатоники

Как-то бренча на пианино, я сам обнаружил ПЕНТАТОНИКУ! Для Ля-минора это были ноты: Ля, До, Ре, Ми, Соль . (Естественно, я, как и многие, больше любил белые клавиши). Название этого лада я узнал намного позже. А тогда для меня пентатоника стала волшебным набором нот . В песне в Ля-миноре * их можно играть в любом порядке, в любом месте и все будет звучать правильно! Ну и понятно, что, зная этот набор для одной тональности, его можно обнаружить (построить) и для другой.

Шаг 2. Преобразование пентатоники в блюзовый лад

Конечно, 5 нот из 12 - достаточно скромный выбор и мне захотелось как-то пентатонику, волшебный набор , расширить. Так в результате экспериментов я нашел еще две ноты, которые не только не «ломали» общую картину, но и придавали звучанию явную «взрослость» и «фирменность». Эти ноты для Ля-минора были Ре# и Соль# . Значительно позже я узнал, что этот новый волшебный набор из 7-ми нот - БЛЮЗОВЫЙ лад!

Конечно, эти две новые ноты нужно было применять намного осторожнее. И они значительно лучше подходили на роль «проходящих», например, в движение вверх Ре, Ре#, Ми, Соль или в Соль, Соль#, Ля, До с акцентом на последнюю ноту, чем для нот, которые попадают на сильную долю.


Шаг 3. Применение оставшихся ступеней минорной гаммы

Но в гамме Ля-минор оставалось еще 2 «законные» ноты - Си и Фа . Они были не столь универсальны, как ступени пентатоники, и не столь радикальны, как «блюзовые». В общем, их можно было использовать достаточно часто, но, обращая чуть большее (чем требовала пентатоника) внимания на текущий аккорд. Таким образом, этот новый набор составлял уже 9 нот. Явный прогресс!


А в «запрещенных» оставались всего 3 ноты из 12 - Ля#, До# и Фа# .

Шаг 4. Перенос волшебных наборов на гриф гитары

Вот, обнаружив на пианино «правильные» ноты, я стал разбираться, где находятся эти же волшебные наборы на грифе гитары. Тут я сделал свое следующее открытие: в отличие от пианино, на гитаре один и тот же интервал, трезвучие или «музыкальный ход», фраза, могли быть сыграны одним и тем же приемом , поскольку нужные ноты всегда располагались одинаково на грифе. Для изменения тональности надо было лишь сместить позицию руки на грифе! Иными словами, на грифе гитары не было «черных клавиш»!** И это было так замечательно!

** по этой причине импровизация у гитаристов может почти не отличаться, будь она сыграна в До-миноре или в До#-миноре. Сейчас, когда акустические пианино на сцене используются крайне редко, клавишники, чтобы при смене тональности получить такое же удобство, какое имеют гитаристы, меняют строй синтезатора на каждую новую композицию, «продолжая играть» в своей любимой тональности, т е. по тем же клавишам. Конечно, представители, «старой школы», будь то «классики» или джазовые музыканты, рассматривают такой способ как свидетельство недостаточного профессионализма, но... Я бы не разделил их категоричность - это просто жизнь!

В общем, еще не очень хорошо зная ноты на гитаре, и чтобы каждый раз не высчитывать, где какая, я сделал специальные карточки-таблички, расчертив их на клетки: шесть струн по горизонтали, 6 колонок по вертикали. (Как потом оказалось - правильно было бы называть их ТАБУЛАТУРЫ). Так вот, на «струнах» я нарисовал кружки разного цвета:

  • зеленые - для набора пентатоники,
  • синие - для двух дополнительных нот, которые превращают пентатонику в блюзовый лад,
  • желтые - для двух оставшихся нот лада,
  • а остальные 3 - красными (так как играть их не следовало).

Понятно, на самом деле кружков получалось больше, чем 12, так как в подобной табулатуре, охватывающей заметный фрагмент грифа, один и тот же тон мог быть извлечен на разных струнах.

Сначала я свои табулатуры рисовал в простой тетрадке, а потом сделал их на картонках, причем так, что размеры клеток примерно соответствовали размерам ладов на гитарном грифе. Это позволяло носить картонки с собой в кармане и, прикладывая пальцы на «струны», разучивать «ходы» даже на уроке в обычной школе:-). Я помещаю картинку с фрагментом грифа, чтобы показать, как я раскрашивал лады. «Запрещенные ноты» - те, что помечены красными кружками, можно, в принципе, и не отмечать. Для тренировки вполне достаточно остальных.


Как только я немного освоился с волшебными табулатурами, пальцы привыкли и «запомнили» правильные и «неправильные» ноты (места на грифе), я смог ИГРАТЬ СВОБОДНО, я начал импровизировать!

О, как это было здорово играть наобум и почти не ошибаться! В общем, мой музыкальный уровень, как соло-гитариста в нашей школьной группе резко вырос. И когда у нас появилась возможность использовать электро-орган, то меня мои друзья уже от гитары не отпускали.

Шаг 5. Понимание, какие ноты используют звезды

Но заключительный «прорыв» произошел после того, как мы с ребятами «сняли» (то есть на слух подобрали ноты) и разучили пару фирменных композиций. Первая - July Morning (Uriah Heep), другая - Smoke On The Water (Deep Purple). О, конечно, сейчас я без улыбки не могу представить, что же на самом деле мы могли тогда играть, пытаясь копировать звезд! Вряд ли там даже 25% нот были правильными, но! Главное вот в чем. Снимая реальные, «правильные» композиции:

ПЕРВОЕ - я увидел, что очень большая , непонятная мне ранее часть музыки , казавшаяся, особенной, специальной - на самом деле это те же самые волшебные наборы , которые я уже открыл для себя - пентатоника, блюзовый лад. Этим небольшим количеством нот, оказывается, играется море импровизаций и мелодий , причем и в очень известной музыке!

ВТОРОЕ - я понял, что «фирменные» ходы прекрасно «ложатся» на мои табулатуры! Оказалось, что благодаря проделанным исследованиям и тренировкам, мои пальцы уже давно были на правильных местах, и дело теперь лишь в том, чтобы поучиться тому, какие ноты и в какой последовательности играют известные гитаристы...

В общем, сделать тогда самостоятельно все эти открытия было очень здорово и полезно! Вполне возможно, что именно эти ранние импровизации, первые опыты музыкального самовыражения, позволили мне сохранить интерес к музыке, развить свои музыкальные способности , выбрать в последующем своей профессией разработку музыкального оборудования и программ, сделать сочинение, аранжировку и исполнение музыки любимым увлечением.

Так что я верю, что импровизации может научиться «с нуля» любой музыкант и уже тем более тот, у кого за плечами музыкальное учебное заведение. Я знаю, что вам нужны лишь 3 вещи:

Первое - Верить!
Второе - Пробовать!
Третье - Хорошее Настроение!

Я искренне надеюсь, что мои советы и приемы позволят вам выявить у себя способность к импровизации, развить этот навык или заметно повысить ваш уровень в этом искусстве, если вы уже им владеете. Вы готовы? Вперед!

Алексей Устинов,
создатель компании Вирартек

Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций. Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК "Агат-7(9)" (аналог Apple II). 20 лет чтения курсов "Музыкальная информатика", "Музыкальная акустика" и "Звукорежиссура" в Новосибирской государственной консерватории. Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция). 2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму "Miss California". Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.

Возможно, вы хотели бы заняться импровизацией серьезно и получить максимум материалов (видео-уроки, фонограммы, ноты и пр.). Ознакомьтесь с видео-курсом «Импровизировать может каждый!». Судя по всему, этот продукт - лучшее пособие на русском языке для желающих овладеть искусством джазовой импровизации.

Гитарная импровизация – это одна краеугольных тем музыкального мастерства. На предмет этого вопроса было уже огромное количество разговоров, и почти каждый именитый гитарист имеет свое мнение по этому вопросу. И оно верно – ведь именно в импровизации и рождается музыка, именно импровизацией и было создано огромное число известнейших композиций.

Более того , на ней построено огромное количество представлений и шоу – в рок-музыке зачастую известные исполнители не переигрывают свои соло в живую, а придумывают какие-то новые, и некоторые из них становятся поистине легендарными. На импровизации построен целый жанр – джаз, который в корне отличается от всей остальной музыки.

И видя это, любой начинающий гитарист задастся вопросом – а сложно ли это? Надо быть честным – да, импровизация — это действительно непросто. Однако, это не настолько сложно, как говорят многие. Для простой игры не требуется огромных музыкальных познаний, пяти лет школы, и подобных вещей. Достаточно будет просто немного поработать головой и разобрать уже то, что вы и так знаете – однако, более глубоко. И тогда уже через пару дней вы сможете играть свои первые импровизированные соло и сочинять свои песни!

Простые уроки для новичков

Скорее всего, если сейчас вы читаете эту статью – то вы понятия не имеете, что такое гаммы, как их играть, а ноты для вас это вообще что-то невероятно зловещее, сложное и непонятное. Скажем честно – совсем без знания нот дела никуда не пойдут, однако – сюрприз – вы уже их знаете .

Каким образом?

Аккорды. Весь секрет именно в них. По факту обозначения аккордов – это те ноты, от которых они строятся. То есть A – обозначает ноту Ля, плюс дополнительные два звука. Вообще эти звуки зовутся доминанта и субдоминанта, но даже эта терминология вам не понадобится.

Небольшой экскурс в теорию.

Он не будет очень сложным, но будет крайне полезным для вашего развития. Итак, нот всего 12. Это семь полных – до (C), ре (D), ми (E), фа (F), соль (G), ля (A) и си (B), плюс еще пять промежуточных – обозначающихся с так называемым «Диезом». Промежуточных нот пять, потому что их нет между Ми и Фа, а также Си и До.

Между полными нотами идет промежуток в так называемый тон – на гитаре это два лада. То есть между всеми перечисленными семью звуками расстояние будет в два лада – кроме, соответственно, Ми и Фа, и Си и До – в данном случае промежуток будет один лад.

Теперь возьмите гитару и зажмите аккорд E – Ми . Теперь не меняя позицию сдвиньте его на один лад вверх – то есть теперь зажатие струн будет происходить на втором и третьем, а не первом и втором. А на первом поставьте баррэ. Что получилось? Правильно – аккорд F . Теперь всю позицию сдвиньте на два лада – то есть на третий. Вы поставили аккорд G .

И это работает со всеми остальными позициями. Если вы сдвинете Am на два лада и поставите баррэ на втором, то выйдет аккорд Bm. И так далее.

Это называется «аккордовые формы», и оно работает со всеми позициями, которые вы ставите, когда играете так называемые аккорды для начинающих. Если вы сумеете выучить эту вещь – то вам откроется огромнейший простор для импровизации аккордами .

Более того, все септаккорды, все трезвучия с повышенными ступенями, также подчиняются этому правилу. Поэтому первое, что стоит выучить для того, чтобы сочинять собственные песни – это именно формы аккордов. Это также поможет вам и выучить – просто смотрите на то, как называется трезвучие, и обращайте внимание на то, какая струна при игре звучит самой первой – и именно это и будет нота.

Пентатоника – это просто!

А вот для этого уже придется немного подучить, что же такое гамма, поскольку без нее понять, что такое пентатоника нельзя. Опять же, это будет не очень тяжело, поскольку основную суть можно понять из предыдущего раздела.

Итак, мы знаем, что все ноты разделяются между собой тоном или, в двух случаях, полутоном. По сути своей гамма представляет из себя последовательность идущих друг за другом нот, выстроенных в определенном порядке. Самая первая нота в гамме называется тоникой.

Мажорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

То есть мажорная гамма До выглядит вот так:

До – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.

Минорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

В этом случае возьмем минорную гамму Ля:

Ля – си – до – ре – ми – фа – соль – ля.

Каждая из нот, которая используется в гамме, называется ступенью – всего их восемь. Это классическое правило, от которого и отходит пентатоника. В пентатонике нот пять – поскольку в ней отсутствует две ступени. В мажорном случае это четвертая и седьмая, в минорном – вторая и шестая.

То есть для того, чтобы построить пентатонику , вам надо просто убрать из гаммы две ноты.

В такой ситуации пентатоника от До-мажора выглядит так:

До – ре – ми – соль – ля – до

От Ля-минора так:

Ля – до – ре – ми – соль – ля.

Джазовая импровизация на гитаре

А вот тут все гораздо сложнее. Дело в том, что джаз играется очень своеобразно – там практически никогда не применяются стандартные аккорды, их расширяют при помощи поднятия ступеней и добавления дополнительных нот. Именно поэтому важно начать с классических джазовых стандартов. Вы можете не учить ноты и гаммы, однако стоит посмотреть уроки – как они строятся, на чем вообще базируется джаз. И только тогда вы сможете комфортно импровизировать.

Блюзовая импровизация на гитаре

По сути, весь блюз построен на пентатониках. Для освоения импровизации в этом направлении вам поможет раздел выше, где подробно рассказано, как она строится, и на чем базируется. Однако стоит также посмотреть определенные блюзовые стандарты, под которыми подразумеваются аккордовые последовательности, приемы и характерные ритмические рисунки.

Импровизация на гитаре – все, что нужно знать

Но ведь начало статьи обещало, что теории будет по минимуму! И верно – на этом мы закроем эту тему. Сейчас мы дадим несколько советов для начинающих, которые можно применять и при игре , и соло-партий, и аккордовых позиций.

Играйте больше, учите больше

Именно так. Все очень просто – чем больше вы сами играете и слушаете, чем больше учите произведений – тем больше становится ваш музыкальный запас. Это как со словарем – если вы много читаете, то и ваш лексикон будет гораздо шире. Поэтому занимайтесь каждый день, и учите как можно больше песен.

Однако просто заучивать текст композиции недостаточно. Гораздо эффективнее будет, если вы станете разбирать их. Почему на этом месте стоит такой аккорд? Почему в соло сыграна эта нота? Начиная отвечать себе на эти вопросы вы не только будете пополнять свою голову музыкальными фразами – вы начнете понимать, как музыкальная кухня работает. Это очень важно для грамотной импровизации – поскольку именно так лучшие ходы будут откладываться в голове, и потом вы невольно сами начнете, их применят на практике. Запоминайте каждый услышанный ход, увеличивая для себя количество фраз и интонаций.

Ингви Мальмстин, каким бы гением он ни был, не сразу начал играть теппингом и свипом. Ни один гитарист не начинал осваивать сразу сложные вещи. Начинайте с простого – с простых переборов, аккордов и сольных пассажей. Именно так – переходом от простого к сложному – и происходит рост. Постепенно вы сможете сыграть все более замысловатые мелодии, а сейчас попробуйте что-то простое.

Например, простые для которых представлены на этом сайте. Еще прекрасно подойдут композиции группы Blackmore’s Night, или вообще классические произведения.

Для отработки соло и начала импровизаций подойдут песни AC/DC, например, или же композиции команд Offspring и Green Day.

Аккордовые же песни можно найти на этом сайте – просто возьмите обычный трек с трезвучиями для новичков.

Каждый уважающий себя музыкант должен не только играть – но и еще слушать. Слушайте больше музыки, самых разных направлений – от рэпа до тяжелого метала. И главное – вслушивайтесь в то, как в них устроены композиции, как звучат инструменты. Запоминайте это и потом пытайтесь повторить на грифе инструмента. Таким образом, вы пассивно расширяете свой музыкальный словарный запас. Мелодии откладываются у вас в подкорку, и потом в процессе импровизации обязательно проявят себя.

Чаще подбирайте песни на слух

Основа импровизации – умение слышать не только себя, но и других. В какой тональности играет, басист или второй гитарист? Какой аккорд сейчас можно обыграть? А какая нота хорошо зазвучит в данном случае? Это все развивается только с тренировкой слуха. А развить его можно только одним способом – подбором мелодий. Поначалу это будет, скажем честно, очень тяжело – но потом, постепенно, слух будет улучшаться, и весь процесс станет быстрее.

Да, импровизировать без знания теории возможно. Да, это будет получаться, и даже в определенный момент – легко. Но когда? Через пять лет непрерывной игры на слух? Или через шесть? Теория значительно упрощает этот вопрос – вы просто будете знать, что надо сыграть в тот или иной момент, без каких-либо сомнений. Вы будете знать, как строятся аккорды, и вы будете знать вообще все способы каким бы то ни было образом разнообразить вашу музыку. Обязательно учите музыкальную теорию, если хотите стать кем-то большим, чем просто обычным дворовым гитаристом.

«Ни одна импровизация не даётся мне так хорошо как та, которую я готовил три дня.»

Марк Твен

Не знаю у кого как, а у меня ночь за окном. Поэтому, доброй ночи, товарищи. Не спрашивайте, чего мне не спиться, еще как спиться, но днем и даже вечером нет возможности нам с вами пообщаться. Но главное, что сейчас мы встретились. Так вот, сегодня, у нас не романтическая тема, а просто нужно-интересная. Хочешь узнать, как научиться импровизировать в повседневной жизни и перестать бояться вопросов в диалогах, а также выступлений на сцене? Тогда правильно сделал, что заглянул в нашу беседку.

Чего желается

Я правильно понимаю, что тебе хочется говорить без пауз, не теряться при обсуждении не знакомой темы и вменяемо отвечать на вопросы, так сказать из зала? Это достижимо. Скажу сейчас и буду повторять далее, импровизация в разговоре, требует такой же постоянной практики, как и любое другое действие по принципу «ЗУН»: знания – умения – навыки. Ты узнаешь теорию, применяешь, коряво, в жизни в первый раз, и с каждым новым подходом и повторением, у тебя вырабатывается автоматическая реакция в нужный тебе момент. Это уже навык. Упражнения, приведенные ниже по тексту – обязательны к большому количеству тренировок, до получения нужного результата.

Для чего она нужна

Давай рассуждать вместе, что нам дает выше названый навык. Учит непринужденно вести беседу? Учит. И это плюс. Когда ты не переживаешь о выступлениях при большом скопление людей - это здорово? Да! Плюсуем. Ведя сухой технический или презентационный монолог, заметив, что публика стухает, ведь классно уметь с ходу перестроиться, и рассказать байку из жизни, чтобы вернуть внимание аудитории. Уже 3 «за». Пока не отошли от массовой работы с публикой, умение импровизировать помогает нам не «батанить» материал доклада на полную толщину книжки, а дает возможность, оперируя 10-30 ключевыми словами, довести до заказчика или потенциального клиента основную суть. Четыре. И пятое с шестым это то, что есть на поверхности всегда в жизни: легко отвечаем на любые вопросы и устраняем паузы-ступоры, когда от нас ждут нашего мнения.

Убедил? Или есть что забыл из причин? Напиши в комментариях.

Что делаем

Техник, для речевой раскрепощённости, довольно много, и они разного уровня вхождения. Сейчас мы с тобой поговорим о доступных, не требующих глубоких знаний с твоей стороны, и которые можно практиковать по всюду.

Мне очень помогает в этом деле моя зависимость от чтения. У меня для этого есть десятилетний смартфон, нокейка E71, с очень удобным по размерам экраном, который со мной постоянно. Я читаю в очередях, ожидая кого-нибудь в машине, в дороге пассажиром, в ванне, ложусь и засыпаю с электронной книжкой в руке. К чему это я, к тому что информация из книг: диалоги, сюжеты, описание поступков героев, шутки, юмор, не единожды помогали мне в жизни.

Так вот, скажу банальность, но так и есть — чтение разноплановой литературы и просмотр фильмов, художественных или документальных, если это делать с небольшой постановкой в мозге – запоминать, то что может использоваться в разговорах – наша палочка-выручалочка.

Снова не буду оригинальным. Чем больше вы общаетесь с незнакомыми людьми, в транспорте, в магазине, по профилю работы и так далее, и чем более разнообразные темы – ваша копилочка спонтанности пополняется подсознательно.

Как упражнение, можно специально заводить разговор о далеких вам сферах, и пытаться не терять логическую мысль рассуждения. Быть может, ваш собеседник в ней профи, и ты почерпнешь новое и полезное для себя.

Все мы немножко актеры

Собеседование

Однажды, я проходил собеседование в одну гос. лавочку, с очень, как он сам думал, «гениальным» начальником. Должность, что-то связано работой с патриотическими клубами города, на уровне их администраций. А отбор он сделал, как на заместителя С.В. Лаврова. Там были тесты, опросники, даже на IQ был тест в онлайне. В общем мужику вообще не чего было делать по своим должностным, вот он и развлекался с кандидатами как мог. И крайний этап был общение на стороннюю тему, мне попалось, что-то наподобие «Охрана папуасов в северных регионах Малайзии». Так как я уже довольно долго работал с молодежью, то язык у меня был подвешен, и я что-то да наговорил в ответ. Но признаюсь, был удивлен. Для 2007 г. такое на собеседование было в новинку. Далее, я не раз встречал задачи на этапе отбора, по типу «продай мне эту ручку», но было уже легче. Я был готов к этому.

Вот так же и ты, сам себе назначай тему собеседования и рассказывай. Перед зеркалом будет вообще здорово, будешь отслеживать еще и мимику с руками. И чем сложнее она будет, тем больше мозг начнет работать и генерировать варианты.

Пара-тройка слов

Следующее упражнение такое: берешь 3 абсолютно разных слова, на пример: банан, Ирак, шкатулка, и начинаешь рассказывать историю о них. Цель – пару минут речи и чем меньше бреда будет, тем выше ставь себе оценку.

Побудь Гоблином

Помнишь фильмы 90-ых с гнусавым переводчиком? Или уже современные, в озвучке Дмитрия Пучкова. Так вот от тебя, требуется то же самое.

Нам подойдут любые, не мыльные сериалы. Отключаешь звук, и начинаешь озвучивать героев, на свое усмотрение. К примеру, парни из сериала Друзья, вместо вечеринки обсуждают таяние льдов Арктики или смену правительства в ЮАР. Хорошо так обсуждают, подробно. 😉

Вечные вопросы тебе в помощь

Рассуждение на тему вечных проблем человечества по типу: куда подевались эти, долбанутые ключи или есть ли жизнь на Марсе, так же пополнят твой опыт по риторике. Держи стартовый список:

  1. Почему люди часто не понимают друг друга.
  2. Какие будут открытия в будущем.
  3. От чего будет конец света.
  4. Кто и зачем рисует круги на полях и почему на полях и почему круги
  5. Что такое русский менталитет и почему мы всем помогаем в мире, а нас никто не любит.

Сначала было слово

Открываешь не художественную книгу, ищешь глазами трудное, не знакомое слово, закрываешь литературу, и складно фантазируешь — что бы выбранное слово могло значить? Рассказ на 1,5-2 минуты. Потом читаешь, верно ли ты трактовал значение? Если нет, то уже после понятия реального смысла, так же закрываешь книгу и уже 3 минуты повествуешь повторно, зная точную суть выражения.

Учимся быстро набрасывать синонимы и ассоциации с одним словом или темой. Даю пример, мир:

  • свобода
  • Земля
  • народ
  • благодать
  • доброта
  • Солнце
  • семья
  • дружба
  • перемирие
  • космическая станция

Количество должно тебя радовать. Тренируем интеллект.

Привлекаем реципиента

Если не знаешь, что говорить – пускай говорит собеседник! Люблю это правило. Научись непринужденно втягивать партнера в проблему повествования, передавая тому слово в «трудный» момент. У тебя как раз будет время обдумать свои слова, после реплик партнера. Да и поощряй собеседника, к высказыванию своего мнения.

Можно так же использовать закрытые вопросы, требующие однозначного ответа, чтобы привести оппонента, к нужной тебе реакции в конце разговора.

«Каждый из вас знает, что поезда идут дольше, чем летит самолет, верно? Да, железной дорогой дешевле, но наш главный ресурс, это время, которое мы с полна экономим используя воздушный транспорт. И быть может, пока один едет на переговоры, второй прилетев уже, подпишет заветный договор первым. Ведь, мы знаем, что работаем для увеличения нашего благосостояния».

Другими словами принцип игры «горячая картошка» — вам вопрос или обращение, вы пару предложений и встречный вопрос или желание выслушать мнение окружающих, как бы возвращаете «мяч» от себя.

Я не узнаю вас в гриме

Упражнение на разные темпераменты. Каждый день одеваешь на себя с утра разный образы. День беззаботный весельчак, другой задумчивый скряга, после юморист, далее начальник. И пробуешь соответствовать выбранному стилю сутки. Манеры, мимика, речевые обороты, вот как тебе кажется должен выглядеть и что говорить подобный персонаж, так и действуй. Очень сильный тренинг, если будешь придерживаться правил.

Слово за слово

Крайнее на сегодня упражнение, это новые фразы из крайних слов предыдущего предложения. И высший пилотаж, в конце прийти к последнему слову из первого предложения. Пример по ходу нашего общения — посмотрел на заставку на экране, с летнего отпуска иии... поехали:

«Люблю бывать на море. Море дает заряд бодрости и здоровье. А здоровье, как известно, не купишь ни за какие деньги. Но деньги всего лишь инструмент успешной жизни. И жизнь наша не всегда складывается так как нам бы хотелось. Хочется бывать за границе по чаще? Чаще исполняйте дополнительные задачи в повседневной работе. Работодатель, оценит ваше усердие, и вас, возможно, премируют путёвкой на море.»

Тяжело устно так делать, начинай записывать. Написал 10-15 предложений — прочитал. Проговорил в слух по памяти.

Резюме

Хороший импровизатор, как опытный водолаз, без паники работает и принимает решения в любой критической ситуации. Зацепился снаряжением за сеть — выверенным движение достаём нож, и устраняем зацеп. Так же и ты в диалоге, должен быть готов к любому повороту событий.

Пару слов о бредогенераторе. Очень распространен как оружие пикаперов, при соблазнении. Когда начинаешь нести чушь и пытаешься сам в это поверить, и склонить свой объект соблазнения к такой же точке зрения. Работает с малолетками, пьяными, и не далекими людьми. В общем словесный бред, можно очень с натяжкой считать начальным этапом в освоении ораторского искусства. И рекомендую на нем не задерживаться.

Импровизация в разговоре и в жизни, это не устный спам о чем угодно, а выдержанная линия повествования. Кстати, а ты знаешь, от куда пошло слово спам? Я не так давно узнал, и честно признаться, удивился. Напишите свое мнение, а я поделюсь своим.

В деловых кругах, не считается плохим тоном, сказать, что вы возьмёте паузу, перед ответом, что бы взвесить приемлемые варианты и выдать продуманное решение. Это так же нормально. Пользуйтесь такой уловкой и в повседневной жизни. Я пользуюсь.)

Надеюсь, что тебе было интересно и ты подпишешься на новости и поделишься ссылками в социальных сетях с друзьями. Не стесняйся приглашать их на наши беседы. Большой коллектив нам только в радость!

Если ты глубоко увлечешься развитием импровизации и ораторским мастерством, то очень рекомендую к прочтению . Автор очень хорошо и понятно пишет. Не буду хитрить, многие упражнения взяты от него, так как они реально работают. Красиво излагать свою мысль и быть приятным собеседником, не самое последнее оружие, которое можно применить в соблазнение. Поверь мне 😉 .

До скорых встреч, мой говорливый друг!

«- У тебя есть стратегический план дальнейших действий, мой мальчик?

Да. Называется импровизация.»