Как правильно обосновать свой перерыв в рабочем стаже. Искусство отказа работодателю: дипломатия на службе у карьеры. Почему вы ушли с прежней работы

Очень популярный вопрос «Как объяснить работодателю долгий перерыв в работе?».

Работодателю важно понять, почему так долго не работал соискатель. Здесь рекомендуемая стратегия ответа такая: говорить честно, не винить внешние обстоятельства (не было работы, не приглашали и т. п.), искать причины в себе и убедить, что со всеми своими личными делами (семья, здоровье и пр.) вы справились так-то, и теперь вы полностью готовы посвятить себя работе.

Очень важна честность, потому что обман быстро и легко всплывет. Когда соискатель на собеседовании маскируется общими фразами, то работодатель думает: «ленивый и ничего не делал», «видимо, не так сильно ему нужна работа», «а может, за ним числятся какие «грехи»…». Иногда бывает, что не работал по причине длительного поиска работы - так расскажите об этом работодателю, как вы искали, что делали. Здесь важно будет работодателю знать, что вы не сидели «сложа руки», а что-то предпринимали. И если предпринимали, то вам не составит труда рассказать об этом.

На вопрос, почему вы ушли с последнего места работы, тактика ответа такая: во-первых, никогда не врать, во-вторых, не критиковать бывшего работодателя, а сесть и понять, почему же вы ушли. Это важно, чтобы не наступить на те же грабли. Работодателю важно понять, что пошло не так, чтобы предложить вам такие условия, чтобы вы были заинтересованы на них работать. А вам нужно найти такую работу, чтобы вас все устраивало. Так расскажите честно, как должно и не должно быть. Например, вам платили недостаточно, и вы это поняли, когда вам стали поступать предложения о работе, вам не поднимали зарплату три года, вы проанализировали появляющиеся вакансии и т. п. Это совершенно не зазорно, что вы хотите получать достойную заработную плату, и рынок вам ее может предложить.

Если у вас не очень успешный опыт – ну не справились с работой, например, не получилось, то здесь важно понимать новому работодателю, почему у вас не получилось. Возможно, новый предложит вам такие условия, на которых вы справитесь. А возможно у него аналогичные – и вам тогда лучше сюда не идти.

Если уход с предыдущего места работы связан с несложившимися отношениями в коллективе, здесь тоже очень важно сказать работодателю правду, проведя предварительную работу над собой. Проанализировать, какой был коллектив и какой вы, почему отношения не сложились и что бы вы сделали по-другому, оказавшись еще раз в таком коллективе. Не нужно бояться признаться, что отношения не сложились, потому что коллективы и корпоративная культура бывают очень разными. Быть может, у работодателя, к которому вы сейчас стремитесь попасть, абсолютно другой коллектив или, если такой же, то рассказав, обережете себя.

Чем восполнять белые пятна резюме, если они есть? Если это были декретный отпуск, обучение, то можно вписать даты в резюме. Если вы занимались какими-то личными делами, то в резюме это сложно отразить и, лучше всего, озвучивать это на собеседовании. В крайнем случае, в сопроводительном письме можно упомянуть, что вы решали семейные проблемы такие-то и что вы с ними уже справились, и что теперь ничто не мешает вашей работе. Некоторые скрывают опыт личного предпринимательства, успешного или неуспешного, но писать об этом и нужно, и можно, и для некоторых работодателей это будет преимуществом.

Переживаете, что новый работодатель не поймет, почему вы полгода были без работы? Как доказать, что вы – не тунеядец? Выход есть. Просто следуйте этим правилам.

Возможно, причиной пробела в вашей карьере стало увольнение или вы решили, что вас больше не устраивают определенные аспекты вашей работы. В любом случае, это напряженная ситуация, и вам придется ее как-то объяснить новому работодателю. Однако если вы разумно используете перерыв между работами, это может сделать вас более привлекательным кандидатом.

Почему лучше быть честным?

У вас может возникнуть соблазн приукрасить свое резюме, например, отодвинув подальше периоды безработицы. Или представить дело таким образом, что простой длился всего лишь пару месяцев. Все равно рекрутер не узнает, - думаете вы. Но на самом деле рекрутер, скорее всего, узнает об этом, и все мосты для вас будут сожжены в ту же минуту. Безопаснее сразу сказать правду. Только и всего.

Помните, что вы проходите собеседование не только ради того, чтобы получать зарплату. Вы строите продолжительные отношения с работодателем, а они должны быть основаны на доверии с обеих сторон. Если вы начнете эти отношения с неправды, скорее всего, они не продвинутся дальше общения с рекрутером. Кроме того, сказав правду, вы сможете заставить пробелы в резюме работать на вас.

Ваши перерывы в карьере - не первые, которые видит рекрутер. И он не считает, что вы выбыли из гонки - до тех пор, пока вы сами знаете, как извлечь из этого пользу. Кадровики спрашивают вас о перерывах не потому, что хотят пристыдить вас. Они хотят знать, чем вы занимались в это время, чтобы получить больше информации о вас как о кандидате. Так что от вас зависит, будет ли эта информация негативно характеризовать вас как кандидата или откроет в вас интересные привлекательные стороны. Подумайте вот о чем: большинство профессионалов проходили через тупик в своей карьере, когда они понимали, что необходимо какое-то усилие или, наоборот, передышка. Иногда для того, чтобы переместиться из точки, в которой вы сейчас, туда, где хотели бы быть, нужно немного времени и небольшое усилие. Преднамеренный или внезапный тайм-аут в такой ситуации только на пользу.

Многие успешные люди планируют перерыв после долгих периодов работы. Это называется творческий отпуск. На самом деле, не такое уж редкое явление. Обозначьте пробел в карьере как творческий отпуск. Так вы создадите впечатление, что сами контролируете свою жизнь и не живете от зарплаты до зарплаты. Конечно, чтобы позволить себе творческий отпуск, нужно сделать пару вещей. Во-первых, финансово подготовиться к перерыву в работе, чтобы вдумчиво проводить субботние вечера, а не заниматься отчаянными поисками работы. Во-вторых, действительно использовать это время для личного и профессионального роста, а не сидеть дома и отдыхать. Если вы сможете отнестись к перерыву в карьере как к новой возможности, а не как к неудаче, вы станете еще более привлекательным кандидатом в глазах рекрутера.

Как правильно объяснить лакуны в резюме?

Чтобы понять это, начните с конца. Вы уже без работы. Если вам нужно время на то, чтобы понять свою настоящую цель и найти идеального работодателя, период без работы может быть величайшей вещью, которая случилась в вашей карьере. Чтобы избежать следующего периода безработицы, тщательно подумайте о своих целях.

Составьте список необходимых умений и навыков. После того, как вы поймете свою цель, он поможет вам определить то, что важнее всего потенциальному работодателю. Некоторые компании организуют «разведочные» интервью, которые помогают кандидатам понять, какая квалификация необходима для работы в компании. Затем, когда вас пригласят уже на настоящее собеседование, вы учтете их ожидания в своем резюме. Вы станете идеальным кандидатом для них. Поле этого вы поймете, чему вам стоит поучиться, какой тренинг пройти, чтобы стать более успешным кандидатом. Этим отличается конструктивный пробел в карьере от неконструктивного.

Вот несколько советов, как провести время без работы с пользой

  • Пройти обучение. В ближайшие пять лет намечается нехватка специалистов рабочих профессий. Есть несколько способов стать специалистом, который необходим везде и всем. Можно пройти курс обучения онлайн, закончить университет или колледж, обучаться по местной технической программе.
  • Фриланс. В общем-то, это тот вариант, в котором нет необходимости объяснять работодателю, почему вы не работаете. Более 53 млн американцев работают внештатно, и это их основной источник дохода. Если есть что-то, чем вы можете заниматься увлеченно и делаете это хорошо, - подумайте, возможно, вам подойдет внештатная занятость. Даже если окажется, что вам это не подходит, это все равно годится в качестве объяснения работодателю, почему у вас не было работы.
  • Волонтерство или стажировка. Такая деятельность не приносит денег. Однако опыт ценится больше, чем наличные: трое из четырех кандидатов, которые имели опыт работы в волонтерской организации, говорят, что именно эти умения сделали их более привлекательными кандидатами. Если в компании вашей мечты открыты вакансии для стажеров, обязательно откликнетесь на эту возможность. Вероятно, всего после пары месяцев вам предложат оплачиваемую должность в том же департаменте.
  • Путешествие. Отличная возможность освоить новый язык и новую культуру. Многоязычные сотрудники вообще быстрее усваивают новую информацию, - качество, которое становится все более востребованным с каждым десятилетием. Путешествие - это отличный способ расширить взгляд на мир. Кроме того, это весело.
Период вынужденной безработицы может приносить разочарования. Об этом трудно говорить с работодателем. Никогда не прибегайте ко лжи, чтобы замаскировать пробелы и испортить отношения с компанией. Вместо этого поверните ситуацию так, чтобы вы могли гордиться этим временем. Покажите, что вы держите инициативу в своих руках, всегда знаете, чего вы хотите и что вам для этого нужно. Перерыв в карьере может стать точкой для нового, еще более сильного старта. От вас зависит, как использовать это время.

По материалам E-xecutive

Вопрос о пробелах в трудовой книжке – один из самых неловких и скользких. Хуже, пожалуй, только

Будьте честны

От вас непременно будут ожидать фальшивых оправданий. Поэтому не стоит преувеличивать и переводить трёхдневную неоплачиваемую стажировку в разряд работы с полной занятостью. Прямо и по существу расскажите, чем вы занимались. Неплохо, если это была волонтёрская работа на благо человечества или даже медитативные практики в местах силы для поисков своего предназначения.

Даже если вы просто искали работу всё это время, рекрутеры вас поймут – в нынешней экономической ситуации это не будет выглядеть подозрительно.

Не говорите лишнего

Не стоит объяснять почему вы ушли с предыдущего места работы – сами или по сокращению, пока вас об этом не спросят. Тем более не стоит поносить своего бывшего начальника. Вы будете выглядеть злым и обиженным (пусть даже так оно и есть) и поставите под сомнение ваше великодушие и рассудительность. Вместо этого покажите своё благородство, заявив: «Я многому научился на предыдущем месте работы и благодарен за опыт и возможности для роста, которые я там получил.» Небольшая хитрость: прямо перед собеседованием встретьтесь с близким другом и выскажите ему все обиды на бывшего работодателя. Второй раз подряд выплёскивать негатив вам уже будет лень.

Сфокусируйтесь на будущем

Как можно быстрее направьте разговор в другое русло – как вы жаждете начать работать и вносить посильный вклад в дела компании. Вместо того, чтобы перечислять свои перерывы в стаже и оправдывать их адекватными причинами, дайте работодателю знать, что вы полны свежих сил и энергии для новой работы.

Если вы сделали паузу в работе по собственному желанию – так и скажите, что вы хотели набраться сил и вы их набрались. Если вы были сокращены, скажите: «Да, я был немного расстроен, но зато у меня было время для самостоятельного повышения квалификации, я много читал, смотрел вебинары, ходил на мастер-классы, и теперь я готов использовать новые знания в новой работе. Хотите, я расскажу вам о своём последнем проекте и о том, как бы я сделал его по-другому, обладая вновь полученными знаниями?» Помните – незаметно переводим разговор на другую тему.

Оставайтесь активными

Самый верный способ победить этот неловкий вопрос. Расскажите о том, как продуктивно вы провели безработный период. Неважно, что именно вы делали – лишь бы не валялись полгода на диване в пижаме с утра до вечера, пересматривая все сезоны «Игры престолов» или смешные видео с котиками. Другое дело - волонтёрские проекты, ведение блога, фриланс-подработки, онлайн-курсы по специальности, изучение иностранного языка, который пригодится в работе и сделает вас более привлекательным кандидатом. Расскажите, чего вы достигли в этом. Даже если вы занимались спортом и похудели на 20 килограмм - это тоже победа, достойная упоминания. Но вдвойне здорово, если всё это было связано с вашей профессией и с той должностью, на которую вы претендуете.

И тогда работодатель увидит в вас не лузера, который то ли по глупости, то ли из лени не мог так долго трудоустроиться, а инициативную, активную и творческую личность.


Вопрос о пробелах в трудовой книжке – один из самых неловких и скользких. Хуже, пожалуй, только «Почему вас уволили с предыдущей работы?»

«Объясните перерывы в своей трудовой биографии. Чем вы занимались в это время?» И ваше сердце понеслось вскачь, ладони вспотели, вы заикаетесь. Всё равно, что спрашивать вас об отношениях, которых у вас не было уже три года – брр, приятного мало.

Не волнуйтесь, это ещё не провал. Давайте просто хорошенько подготовимся. Вот несколько советов, как объяснить периоды безработицы, даже очень долгие, не роняя чувства собственного достоинства.

"/>

Не стыдитесь сокращения. Сокращение штата – нечто иное, чем увольнение. Оно не столько связано с вашей продуктивностью, сколько с рентабельностью самой компании, и человек, проводящий с вами собеседование, знает об этом. Если вас сократили, постарайтесь не слишком беспокоиться о том, что об этом подумают.

  • Если вы попали под сокращение, подчеркните это, сказав, что ваша должность была сокращена или что компания распустила работников из-за финансовых проблем.

Не будьте к себе слишком строги. Даже если вы были уволены за какой-то проступок, очень важно не бичевать себя из-за этого. Если вы будете так делать, это может негативно сказаться на вашей уверенности, что с точки зрения потенциального работодателя будет выглядеть как нехватка компетенции.

  • Пообщайтесь со своим бывшим работодателем. В зависимости от того, как именно закончилась ваша работа на предыдущего работодателя, возможно, у вас получится заручиться его поддержкой. Поговорите с бывшим работодателем на предмет того, чтобы получить от него рекомендательное письмо, когда вы будете искать себе другую работу. Даже если вы были уволены по инициативе работодателя, он может сказать о вас пару добрых слов, и вы даже можете совместно придумать обоюдно приемлемую историю вашего увольнения.

    • Возможно, вы захотите признать свои ошибки. Если, например, вас уволили за недостаточную эффективность, постарайтесь признать совершенные ошибки и объяснить, чему они вас научили. Бывший же работодатель со своей стороны может порекомендовать вас на основе того, что вы получили достойный урок.
    • Даже если вам не удастся заручиться поддержкой бывшего руководства, возможно, вы получите неплохой отзыв от того, с кем раньше работали в той компании. Не бойтесь попросить об этом.
    • Но если вы совершили что-то очень плохое, например, что-нибудь украли или напали на коллегу, вероятно, у вас будет мало шансов на получение хороших рекомендаций.
  • Оставьте подробности при себе. Нет необходимости указывать причину ухода с последнего места работы в своем резюме или в сопроводительном письме к нему, если вас об этом не просили. И даже если вас попросили дать письменный ответ на этот вопрос, ответьте кратко и в общих чертах. Можно предложить рассказать подробнее об этом при личном собеседовании.

    • В некоторых случаях вам может показаться, что лучше будет объяснить увольнение сразу, прежде чем вас озадачат таким вопросом. Как поступить, решать вам, но помните, что обычно лучше рассказать об этом при личной встрече, чем написать в нескольких предложениях в сопроводительном письме к резюме или в заявке на собеседование.
  • Усовершенствуйте свое резюме . Если после увольнения вы некоторое время сидели без работы, вас может тревожить, как этот длительный перерыв будет смотреться в вашем резюме. Вместо того чтобы говорить о том, что все это время вы ничего не делали, представьте потенциальному работодателю ситуацию с той точки зрения, что вы потратили это время на улучшение своих навыков.

    • Если возможно, повысьте свою привлекательность как работника, получив новый сертификат или квалификацию либо посетив несколько занятий для приобретения новых навыков.
    • Попробуйте себя во фрилансе или консалтинге. Даже если у вас получится организовать совсем небольшой бизнес, это позволит заполнить пробел и выставить себя лидером.
    • Волонтерская занятость также станет хорошим пунктом в резюме, особенно если она будет иметь отношение к вашей сфере.
  • Сделайте акцент на своем профессионализме. Если вы хотите, чтобы ваш будущий работодатель закрыл глаза на длительный перерыв в работе, один из самых лучших шагов, который вы можете предпринять – это приложить особые усилия к тому, чтобы подчеркнуть свой профессионализм. Не давайте человеку, проводящему собеседование, никакого шанса усомниться в вашей способности выполнить стоящие перед вами задачи.

    • Обязательно соблюдайте на собеседовании хороший деловой этикет, одевшись для него профессионально, прибыв на встречу заранее и отключив телефон, чтобы вам не мешали.
    • Также важно изучить информацию о компании и хорошо приготовиться к ответам на возможные вопросы о конкретной индустрии и требованиях к соискателю должности.
  • Многие соискатели интересуются тем, как отказать работодателю после собеседования. Такая потребность возникает, когда человек обращался по поводу трудоустройства в разные компании и сразу несколько из них дали согласие. В статье будет рассказано, как себя вести, чтобы не выглядеть невежей.

    Как тактично отказаться от вакансии

    Многие соискатели надеются на то, что из компании позвонят, и уже тогда они поговорят об отказе. Такой вариант не лучший, потому что есть вероятность выглядеть в глазах работодателя неответственным кандидатом.

    Известить о том, что вакансия перестала интересовать, можно по-разному:

    • по телефону;
    • при личной встрече;
    • письменно.

    Какой бы из них ни был выбран, важно сделать это тактично.

    Схема отказа

    Чтобы все прошло гладко, следует придерживаться определенных правил:

    1. Искренне выразить признательность компании за предложение.
    2. Кратко и понятно аргументировать отказ.
    3. Выразить сожаление о том, что пришлось отказаться от должности.
    4. Пожелать успехов в поиске кандидатов.

    Рекомендации помогут больше не волноваться о том, как отказать работодателю после собеседования. Предложенная схема, если правильно ею воспользоваться, поможет остаться в глазах компании порядочным и тактичным человеком.

    Как отказаться от предложенной должности

    План описанных ниже действий достаточно прост. Главное, не игнорировать работодателя и вовремя поставить его в известность, чтобы он продолжил поиски подходящего кандидата.

    Описанные ниже правила помогут разобраться в вопросе о том, как отказать работодателю после собеседования. Пример аргументированных ответов, которые устроят любого нанимателя, представлен ниже.

    Предлагаем 7 важных составляющих, которых следует придерживаться при личной встрече:

    1. Выразить признательность за потраченное время. Несомненно, что в данной ситуации были потрачены ресурсы на изучение анкет кандидатов и среди них выбирались наиболее подходящие. Обязательно стоит поблагодарить за это и ответить на все возникшие вопросы.
    2. Ни в коем случае не следует заставлять менеджеров строить догадки по поводу отказа. Для компании важно знать истинную причину. Возможно, это поможет организации в будущем более тщательно относиться к возможным кандидатам на определённую должность.
    3. Описывая причину отказа, важно быть кратким и честным. Все из сторон взаимодействия потратили немало времени, поэтому сказать причину следует обязательно.
    4. Объяснение не должно занимать много времени. Лучше ответить просто, по существу и признаться в том, что вами рассматривались и другие варианты.
    5. Быть вежливым стоит ещё и потому, что в случае если другие варианты не подойдут, имеется вероятность вернуться в данную компанию и быть уверенным, что здесь примут.
    6. Постараться поддержать хорошие отношения с работодателем. Не будет лишним пожелать ему всего хорошего. Профессиональный мир не так уж и велик. Возможно, в ближайшем будущем вам придётся встретиться на конференции или еще где-то. Если не пренебрегать данным советом, то можно обрести полезные связи.
    7. Актуальна в данном случае стратегия, которую сравнивают с сэндвичем. Она подразумевает сообщение сначала хорошей новости, потом плохой и опять хорошей. Такое поведение весьма результативно в общении с людьми. Оно позволит предстать перед другими людьми человеком ответственным и серьёзным, который ведёт дела дипломатично.

    Если следовать описанным советам, данный вопрос больше не будет казаться таким сложным. После у работодателя останется хорошее впечатление о соискателе.

    Как выразить отказ в письменном виде

    Не менее часто соискатели отказываются от определённой вакансии в письменном виде. Менеджеру по найму можно написать электронное письмо.

    «Уважаемый _______________________!

    Очень признателен, что Вы выбрали меня на должность _____________. Сожалею, но я уже нашёл подходящую вакансию в другой организации, где меня в данный момент абсолютно всё устраивают. Я отказываюсь от Вашего предложения. Приятно было познакомиться с Вами и Вашими сотрудниками.

    С наилучшими пожеланиями, ___________

    Дата_________ Подпись____________________»

    Как поступать нельзя

    Полезно ознакомиться и с тем, как поступать не стоит при разговоре с работодателем. Ниже представлены советы по этому поводу:

    1. Ни в коем случае не нужно игнорировать работодателя. Он имеет право своевременно узнать решение соискателя.
    2. Нельзя отмалчиваться и не отвечать на телефонные звонки. Часто соискатели поступают таким образом из-за того, что им неловко признаваться в том, что они нашли более подходящую должность либо место работы. Некоторые не знают, как отказать работодателю после собеседования по телефону, поэтому не выходят на связь.

    Игнорирование решения свидетельствует о некорректности и недальновидности кандидата. Данные о соискателе попадают в базу рекрутинговых агентств. Вероятность того, что другие работодатели обратят внимание на такого кандидата, крайне мала.

    После личного общения с представителями компаний информация в базе хранится определённое время. Часто компании обмениваются между собой данными о соискателях, поэтому полезно продумать план разговора заранее.

    Как объяснить отказ

    Причин отказаться от предложенной должности огромное количество. У каждого они разные. Важно правильно преподнести информацию, чтобы оставить о себе мнение как о добропорядочном человеке и компетентном кандидате. Советы, представленные ниже, содержат причины отказа от должности, которые работодатели воспримут положительно. Они продемонстрируют, как вежливо отказать работодателю после собеседования, сохранив хорошие отношения.

    1. Невозможность работать сверхурочно является реальной причиной отказа. Любой работодатель воспримет это адекватно.
    2. Если уровень зарплаты значительно ниже того, на который может согласиться кандидат, то это станет весомой причиной.
    3. Если нет перспективы карьерного роста, соискатель без угрызений совести может отказаться от предложения.
    4. Предложенный режим не всегда устраивает соискателей. Часто при поиске работы этот момент является главным.
    5. Хоть об этом нетактично говорить напрямую, но бывает, что с первого взгляда не понравилась сама компания либо её руководитель. По этой причине многие отказываются от вакансии сразу же после собеседования, но говорить об этом открыто не стоит. Лучше сказать другую более объективную причину.

    В данной ситуации главное - не игнорировать работодателя и вовремя сообщить о своем решении.

    Как отказаться от предложения работодателя

    Неважно, в какой форме соискатель выразит отказ, стоит заранее обдумать, как отказать работодателю после собеседования. Советы эксперта, представленные ниже, помогут сделать это грамотно и тактично:

    1. Проявите максимальную откровенность во время разговора. Если это электронное письмо, стоит постараться излагать мысли таким образом, чтобы при его чтении работодатель чувствовал, что к нему относятся уважительно.
    2. Во время диалога нужно быть открытым. Важно грамотно аргументировать отказ от вакансии.
    3. Полностью отказаться от негатива во время беседы.
    4. Ничего плохого нет в том, что соискатель скажет истинную причину отказа, например, что ему неудобно добираться до работы или не устраивает зарплата.
    5. Если не устраивает функционал, важно доступно и чётко объяснить, чем планирует соискатель заниматься на новой работе.
    6. Какова бы ни была причина отказа, работодатель имеет право её знать, чтобы не принимать на свой счёт принятое соискателем решение.
    7. Важно быть честным и признаться, что вы рассматриваете несколько вакансий. Предупредив работодателя об этом, потом будет проще вести беседу.

    Если соискатель проявляет честность и откровенность во время личной беседы, работодатель это очень ценит. Даже после отказа он предложит занять должность, если дальнейшие поиски работы не увенчаются успехом.