Как отойти после выгорания на работе. Вы боитесь понедельников. Рассмотрим ваши отношения

Профессиональная деятельность играет важную роль в нашей жизни, при этом она требует больших затрат: временных, физических, интеллектуальных, и эмоциональных. Если при выполнении своих профессиональных обязанностей вам приходится взаимодействовать с огромным количеством людей, то вы попадаете в группу риска возникновения эмоционального выгорания.

Что такое эмоциональное выгорание?

Эмоциональное выгорание – это реакция организма человека на длительные стрессовые воздействия средней интенсивности во время профессиональной деятельности. Это состояние негативно сказывается на физическом и психическом самочувствии человека, снижает его работоспособность и продуктивность. Ухудшает сферу межличностного общения в семье, с друзьями и может испортить отношения с коллегами.

Как же определить, не «выгорели» ли вы на работе? Для этого стоит обратить внимание на наличие определенных симптомов, которые могут свидетельствовать об эмоциональной истощенности. Как любой длительный стресс, эмоциональное выгорание формируется постепенно. Сначала возникает напряжение (тревога) , затем сопротивление – человек пытается противостоять возникшим негативным эмоциям и чувствам. Если это сопротивление оказалось неэффективным, наступает истощение и снижение эмоционального тонуса .

Существует большое количество симптомов эмоционального выгорания, которые можно объединить в группы:

1) Психофизиологические симптомы ; к ним относят: хроническую усталость, ощущение физического и эмоционального истощения, снижение активности, сонное состояние, головные боли, боли в желудке, резкая потеря или набор веса. А также проблемы со сном (человек быстро засыпает, но плохо спит, часто просыпается; либо не может долго уснуть и ему тяжело проснуться утром), проблемы с сердцем, дыхательной системой.

2) Психологические симптомы, такие как: безразличие, скука, пассивность, депрессивное настроение, угнетенность, повышенная раздражительность на незначительные события («нервные срывы», злость, агрессия). Сюда также относят переживание негативных эмоций (вини, неуверенности, обиды и стыда), снижение интереса к профессиональной деятельности (нежелание идти на работу и выполнять свои профессиональные обязанности).

3) Социальные симптомы включают в себя: снижение энтузиазма в работе, незаинтересованность в ее результатах; при этом человек часто берет работу на дом, но не выполняет ее. Изменятся режим работы, много опозданий, или приход и уход с работы пораньше. «Застревание» на деталях и трата огромного количества времени на решение второстепенных задач, нежелание брать на себя ответственность. Социальные круг общения ограничивается контактами на работе; по приходу домой ощущается усталость, нежелание общаться с родными, отсутствие видимой поддержки с их стороны.

Если большинство из этих симптомов вам знакомы, то у вас, возможно, формируется или уже сформировался синдром эмоционального выгорания (для более точной информации нужна дополнительная диагностика с помощью специальных методик).

Предотвратить дальнейшее формирование выгорания можно самостоятельно, придерживаясь таких несложных правил:

– нормализируйте свой сон (попробуйте засыпать и просыпаться в одно и то же время, а также спать не менее 7 – 8 часов в сутки);

– употребляйте больше витаминов, старайтесь питаться регулярно;

– начните заниматься спортом (утренняя зарядка, по возможности зал, водные процедуры, пробежки на свежем воздухе), это поможет не только улучшить вашу физическую форму, но и поднять настроение, взбодриться;

– запишитесь на массаж, аромотерапию (запахи апельсина, лимона, корицы, бергамота действуют на нервную систему возбуждающе, а запахи лаванды, аниса, шалфея – наоборот, успокаивающе);

– общайтесь с друзьями и семьей, организуйте совместный отдых, прогулки (такое общение должно отвлекать вас от проблем, связанных с работой);

– слушайте музыку (классическая музыка – способствует гармонизации эмоционального состояния, а рок и джаз помогает освободиться от негативных эмоций);

– придумайте себе какое-нибудь хобби (книги, танцы, туризм, фотография, плетение, вышивание, рисование – не бойтесь выражать свою творческую натуру);

– выделите время на общение с природой или же заведите себе домашнего питомца (который будет встречать вас с работы, о котором вы будете заботиться).

И помните главное: нужно правильно рассчитывать свои внутренние и внешние ресурсы, а также уметь сбалансировать отдых и работу. Ведь уставшие и истощенные мы вряд ли сможем достигнуть значительных результатов. Знайте, каким бы сложным и извилистым ни был наш путь, необходимо иногда делать передышки и, отдышавшись, с новыми силами двигаться вперед – к своей цели.

Любите и берегите себя!

Видимо, формат не статьи даже, а информационной заметки, вынудил автора «проехаться» по поверхности темы, не затрагивая сложных и важных аспектов. Екатерина, без обид! Просто я сам, в свое время прошел этот ад. Проработав в транснациональной компании пять лет, плавно въехал в это состояние. Уволившись, я буквально свалился в депрессию, из которой выбирался несколько лет. Одним из шагов по спасению было второе образование - психологическое, хотел разобраться с собой. Года через три я уж было решил – все, отпустило! Ан, нет! Еще года через четыре убедился в том, что совсем еще не отпустило, это было только временное послабление. Сейчас, по прошествии двенадцати (!) лет, могу сказать, что я знаю, что такое СЭВ, как он появляется, развивается и как его исцелить и избежать. Может быть, именно из-за этого я из продажников переориентировался в HR-ы. Наблюдение за персоналом в торговых организациях показало очень грустную картину – среди продажников, проработавших в этой сфере более 2-3 лет, процентов 30-40 имеют несколько симптомов СЭВ!
Ужасней всего то, что сам человек не понимает, что с ним что-то не так! Когда становится самому понятно, уже поздно, поскольку ты уже на третьем этапе. Самому вовремя диагностировать у себя СЭВ, а тем более, его вылечить – НЕРЕАЛЬНО! Если вы обладаете достаточной эмоциональной компетентностью и навыками рефлексии, на ранних этапах еще можно спохватиться и принять меры. А дальше все зависит от ближайшего окружения: руководители (а им оно не надо!), семья (а там, чаще всего, непонимание). Потому и ширятся ряды сгоревших.
Первые признаки надвигающейся катастрофы, в общем-то, видны невооруженным глазом. Главное – дать им правильную оценку. Например, трудоголизм – благодатная почва для развития СЭВ. Далее – признаком хронического стресса будут неадекватные, нетипичные для данного человека реакции на внешние раздражители. Следующее, хроническая усталость, которая проявляется, в первую очередь, непомерными дозами кофе или других стимуляторов; во-вторых, быстрая утомляемость, буквально уже с утра нет сил, недосып.
Если обнаружили у себя такие проявления, немедленно (!!!) к специалисту! Кто поможет? Психиатр, как медик, практически с ходу поставит правильный диагноз, но лечение традиционное – таблетки: антидепрессанты и транквилизаторы по схеме. Все это дает эффект, но (!) пока действует таблетка, а потом опять «накрывает». Дальше больше – растет доза и сила препаратов. В общем, на мой взгляд, путь тупиковый, оправдан только в тяжелом случае для облегчения состояния. Больше помощи от психолога, но опытного. Работа долгая и кропотливая, со срывами и прорывами. На чудо не рассчитывайте, по крайней мере, в этом состоянии. Как коуч, уже довольно опытный и знакомый с проблемой, могу сказать, что поможет и такой специалист. Работать надо будет с логическими уровнями самоидентификации, базовыми ценностями. Лично я вытаскивал таких клиентов. Работа выполнимая, но трудная и, часто, неблагодарная – клиент обращается только когда уже совсем плохо, а в этом состоянии у него уже нет желания работать, тем более платить.
Профилактика таких расстройств должна быть комплексной. Здорово помогает активная физическая нагрузка. Неважно, что это, спортзал походы или копать картошку, главное попотеть. Кстати, экстремальные виды спорта (не путать с «безбашенными») популярны именно потому, что отлично разряжают копящееся напряжение. Хобби, без сомнения, отличная отдушина. Ну и главное – не принимать работу близко к сердцу. Как пишет Вадим Зеланд, «сдавайте себя в аренду», т.е., здоровый «пофигизм» вам в помощь!

Хронический стресс или как не сгореть на работе

Как ни прискорбно подавляющее количество современных людей вынуждено проводить большую часть своего времени на работе. Часто по возвращению домой, времени хватает лишь на ужин, программу новостей или теле-шоу, а потом - сон.

Выходные тоже не приносят долгожданного облегчения: скапливается много дел, времени на выполнение которых не хватило на неделе. Таким образом, проблемы на работе вторгаются в личное , автоматически перебираясь с работы домой. Статистика неумолима: чуть ли не 70% работающих людей страдают хроническим стрессом в той или иной форме. Причин у такого стресса может быть много: сложности в отношениях с начальством или коллегами, высокий уровень загруженности, необходимость работать внеурочно, не способность реализовать амбиции. Итог: хроническая усталость (не забывайте, что это серьезный диагноз) и постоянное чувство недовольства собой.

Естественно, все это не лучшим образом отражается на работе: только усугубляет ситуацию. Что самое опасное, чем успешнее человек, тем выше вероятность того, что новомодный синдром сгоревших на работе, станет его вечным спутником. Однако психологи разработали ряд эффективных мер по борьбе с такого рода трудностями.

Прежде всего, по мнению специалистов необходимо определить, в какой форме человек страдает синдромом сгоревших на работе. Обычно предлагается тест, ответив на простые вопросы которого, можно определить, насколько серьезно положение.

В принципе, самым важным сигналом является следующее - чувство постоянной усталости, нежелание идти на работу, низкая производительность труда, недовольство собой, отсутствие прогресса в карьерном росте или наоборот слишком активное восхождение по карьерной лестнице, полностью выматывающее человека. Часто появляются признаки различного рода психосоматических заболеваний. Например, мигрени, гастрит, нарушения сна. Страдающие данным синдромом всегда усталые, и даже отдых не приносит им облегчения.

Все это приводит к тому, что жизнь человека систематически отравляется и появляется реальная угроза для психического здоровья. В особо тяжелых случаях психологи считают, что помощь квалифицированного специалиста просто необходима.

Особым успехом пользуются различные методы психотерапии, в том числе и групповой. Например, психотерапевт Дитер Кляйбер считает, что иногда проблемы кроются в том, что люди в коллективе сильно оторваны друг от друга и часто не могут обсудить даже элементарных вопросов.

Бывают также организации, работники которых постоянно посещают врачей, так как сама структура устроена таким образом, что люди испытывают постоянный стресс. "Пока не будет изменена сама структура организации, поток пациентов неиссякаем", - утверждает Кляйбер.

И напрасно многие полагают, что психологи не в состоянии помочь решить такого рода проблемы. На самом деле, они их и не решают, а помогают человеку увидеть причины, приводящие к сложностям, а затем ищут оптимальный путь их решения. Принцип "помоги себе сам" остается основополагающим, только происходит такое спасение под чутким руководством инженера человеческих душ.

Вообще на западе в крупных компаниях принято иметь штатного психолога, который улучшает отношения внутри коллектива, помогает людям раскрыть себя на работе и проводит различного рода трейнинги, целью которых является повышение производительности труда. До нашей страны такое новшество докатилось в качестве редчайших исключений.

Но оставим особо тяжкие случаи на откуп специалистов. В первую очередь стоит обратить внимание на более легкие формы сгоревших на работе. Симптомы, в принципе, все те же, но в более мягкой форме. Просто пока есть время для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию своими силами. По мнению немецкого психолога Волькера Фауста, одного из идеологов синдрома сгоревших на работе, главным ключом успеха является готовность человека искать причины и менять свое отношение ко многим беспокоящим его вопросам.

Иногда такая простая формулировка - "Возможно, я беру на себя слишком много, для некоторых производственных задач мне требуется больше времени и должен признать, что не все я могу сделать на пять баллов" - может помочь более спокойно относиться к своим промахам и неудачам, вызывающим стресс. Не менее важную роль играет самоанализ, состоящий из трех этапов - распознавание проблемы, принятие ее и последующего преобразования. Итогом должно стать решение имеющейся проблемы.

Американский психолог Аяла М. Пинес считает, что стресс часто бывает конструктивным. В таком случае кризисная ситуация получает статус шанса. Человек имеет возможность проявить себя как сильная личность, готовая к поиску решений и преодолению сложных задач. Но только в том случае, когда преодоление этих задач способно повысить уровень профессионализма или позволяет приобрести новые навыки.

Однако в тех случаях, когда стресс является хроническим и непреодолимым, например, начальник-тиран или крайне тяжелая обстановка в коллективе (сплетни, интриги), то иной раз бывает эффективней сменить работу, чем гробить здоровье.

Фирменный совет от А. М. Пинес: завести особый ежедневник "Стрессовый дневник", записывать туда все производственные стрессы. Во-первых, само прописывание проблемы помогает от нее абстрагироваться и начать ее конструктивно решать. Во-вторых, описав ту или иную ситуацию, человек избавляется от утомляющего мозг многократного прокручивания ее в голове, которое зачастую только отнимает психический ресурс, ни капли не помогая, разрешить сложный вопрос.

Время от времени дневник стоит просматривать и изучать динамику, делать соответствующие выводы. Туда же можно записывать свои надежды, ожидания, пусть даже самые смелые и кажущиеся на первый взгляд невыполнимыми.

Кроме того, настоятельно рекомендуется научиться отдыхать от работы. Выключаться, уходя с работы, и переключаться на личные дела. Постоянные мысли о производственных проблемах не всегда полезны для психики. Нужно уметь переключать внимание на нечто противоположное: будь то общение с друзьями, музыка, спорт или даже посещение фестиваля. Вне работы человек иной раз лучше сможет увидеть нужные ему цели и расставить правильные приоритеты. Отдых позволит мозгу расслабиться и с новыми силами включиться в работу на следующий день. Важно научиться снимать рабочий стресс или, как говорят психологи, "снимать давление".

Не стоит тащить проблемы с работы домой. Усталость после работы или чувство полной истощенности не должно загонять в кресло перед телевизором. Нужно уметь находить время для активного образа жизни, ибо движение - это жизнь. Поиск нового вокруг себя - хороший помощник в борьбе со многими факторами на рабочем месте.

Наш эксперт - бизнес-тренер Денис Пасько .

Жизнь по инерции

Синдром профессионального выгорания имеет много проявлений. Но главный его признак - когда сотрудник начинает работать как бы по инерции, из-под палки, от звонка до звонка. Исчезает творческое отношение к работе, теряется блеск в глазах, заинтересованность в повышении квалификации, в достижении лучших результатов.

О профессиональном выгорании обычно говорят применительно к профессиям, связанным с интенсивным общением с людьми. Этому феномену подвержены учителя, продавцы-консультанты, адвокаты, социальные работники, чиновники. Такие проблемы возникают, когда сотруднику каждый день приходится иметь дело с многочисленными посетителями, с новыми людьми, когда круг общения постоянно меняется.

Группа риска

Чаще других с выгоранием сталкиваются врачи. Особенно сотрудники онкологических отделений клиник, где, к сожалению, в силу объективных причин диагностируется наибольший процент летальных исходов. К тому же врачам-онкологам приходится постоянно взаимодействовать с людьми, находящимися в подавленном, депрессивном состоянии. Это относится не только к пациентам, но и к их родственникам. Такое общение не может не сказаться на психологическом настрое и состоянии здоровья самих медиков.

Среди врачей-офтальмологов синдром профессионального выгорания нередко поражает специалистов по консервативному, лазерному и хирургическому лечению глаукомы. Специфика этого заболевания состоит в том, что улучшения зрительных функций, за редким исключением, достичь у таких пациентов невозможно. Все усилия врачей ориентированы исключительно на сохранение имеющегося у больного зрительного потенциала. Но это также не всегда удаётся.

Слепнущие пациенты часто начинают обвинять врачей в своих бедах, хотя на самом деле никаких ошибок в лечении допущено не было… Такая ситуация у некоторых медиков приводит к чувству обиды, опустошённости, разочарованности своей профессией.

Тяжкий крест руководителя

Ещё одна из наиболее уязвимых категорий для профессионального выгорания - руководители всех рангов. Часто им приходится принимать непопулярные решения: увольнять работников, объявлять выговоры, лишать людей премий. Порой сотрудники воспринимают своего шефа в роли надсмотрщика, злобного Карабаса-Барабаса, отравляющего им жизнь.

Человек в руководящем кресле начинает чувствовать себя одиноким, непонятым. У него складывается ощущение, что все его усилия, направленные на процветание компании и повышение её эффективности, оказываются никому не нужными.

Не стать балластом

Проблема профессионального выгорания персонала для компаний, в которых он работает, состоит в том, что с формальной точки зрения выгоревшие сотрудники не нарушают никаких инструкций, обычно соблюдают трудовую дисциплину и в целом соответствуют занимаемым должностям. Но фактически эти люди становятся для своих работодателей балластом, они тянут свою лямку, не принося пользы ни себе, ни другим.

Найти выход

Выход из сложившейся ситуации может быть разным. В некоторых случаях необходимо перевести сотрудника в другое подразделение, направить его на курсы повышения квалификации или предоставить ему внеплановый отпуск.

Максим в течение нескольких лет работал в одной из петербургских благотворительных организаций. В сферу его обязанностей входило консультирование людей, находящихся в трудной жизненной ситуации: бездомных, больных СПИДом, бывших заключённых. Некоторое время назад коллеги и начальство стали замечать у 37‑летнего сотрудника типичные симптомы профессионального выгорания: он стал грубым и раздражительным с коллегами и своими подопечными, постоянно выглядел осунувшимся и уставшим, порой опаздывал на работу и старался исчезнуть из офиса сразу же после окончания трудового дня.

Руководство организации уже было занято поисками благовидного предлога, чтобы расстаться с неудобным сотрудником, но бизнес-тренер Денис Пасько предложил неожиданное решение: Максима освободили от обязанностей консультанта и поручили заниматься взаимодействием с потенциальными благотворителями и поиском новых источников финансирования.

Эта работа пришлась мужчине по душе. И результат не замедлил сказаться: из аутсайдера Максим превратился в одного из самых ценных сотрудников организации. Благодаря ему были установлены отношения с целым рядом щедрых благотворителей.

Новый шанс

После пятнадцати лет работы в оренбургском фитнес-клубе в качестве тренера по аэробике Татьяна всё сильнее ощущала себя опустошённой. Она не чувствовала отдачи и благодарности со стороны своих подопечных. Кроме того, с возрастом проведение интенсивных тренировок давалось ей всё сложнее. Муж Татьяны неплохо зарабатывал, и дама стала задумываться над тем, чтобы совсем оставить работу и стать домохозяйкой.

Когда она сообщила управляющему фитнес-клуба о своём желании уволиться, начальник предложил неожиданное решение: «Танюша, вы же отличная спортсменка и образцовая мама двух дочерей! Почему бы вам не освоить новое, перспективное направление - «Фитнес для беременных»? Надо пройти курсы повышения квалификации, получить сертификат. Все расходы по обучению фитнес-клуб берёт на себя».

Новый вид деятельности стал для Татьяны новым шансом. О профессиональном выгорании речи больше нет. Тренер радуется каждому рабочему дню и с удовольствием помогает будущим мамам укрепить здоровье и подготовиться к самому важному событию в их жизни.

Иногда лучше расстаться

Пример Максима и Татьяны показывает, что справиться с профессиональным выгоранием нередко помогает смена вида деятельности внутри собственной компании. Но такое развитие событий возможно не всегда. Порой единственным выходом для сотрудника и его работодателя является расставание.

Оптимальным выходом из сложившегося положения может стать увольнение по соглашению сторон. Нередко работодателю выгоднее выплатить «сгоревшему» сотруднику солидную финансовую компенсацию за его добровольный уход, чем продолжать задействовать его в производственном процессе.

Личное мнение

Сергей Белоголовцев:

У каждого человека возникает такой момент, когда кажется, что карьера и работа - это самое главное в жизни. У меня такое было. И я сейчас невероятно жалею, глядя на своих внуков, что не уделял достаточно времени своим детям, не видел новых их открытий в жизни.

Приступая к работе на новом месте и будучи при этом молодыми и энергичными, мы беремся за дело с азартом и огромным рвением. Воображение рисует радужные картины... Но с каждым днем реальность почему-то все меньше становится похожей на мечту.

Ожидаемого звука фанфар нет, вместо него — суета, горящие сроки, злой начальник и стремительно исчезающий блеск в глазах. Человек «перегорает».

123RF/Феликс Британский

Счастливы те, кому неведомо состояние «ничего не хочу». Но таких людей практически нет. Рано или поздно каждый из нас становится апатичным, на все предложения друзей и родных реагирует однообразным отказом, предпочитает замкнуться в себе, не видя в окружающей жизни никакого интереса. Но если дома нас еще могут как-то понять и дать время на восстановление душевных сил, то с работой дела обстоят куда сложнее. Начальнику все равно — «перегорел» ты или нет, ты должен работать. А между тем «перегорание», или, как его еще называют, «выгорание», — это довольно опасное явление, которое, прежде всего, говорит о том, что человек морально истощен, что он находится в состоянии хронического стресса , переутомлен и не видит мотивации для дальнейшей работы. Как правило, при «выгорании» люди не хотят общаться с коллегами, считают, что никакая зарплата не способна подогреть их интерес к работе, просыпаются утром разбитыми, не чувствуют себя отдохнувшими даже на выходных.

Выйти из подобного состояния гораздо сложнее, чем постараться в него не попасть. Мы подготовили для вас несколько советов, которые помогут избежать «выгорания».

1. Оставляйте работу на работе

Мы грешим тем, что берем документы домой, «висим» на телефоне, сидя за столом в собственной кухне, в то время как дети ждут, что мы хотя бы немного с ними поиграем. Работа превращается в рабскую повинность, которая сопровождает нас везде: дома, в выходные, даже за границей во время отпуска. В итоге мы даже не понимаем, что помимо трудовых обязанностей есть еще другая жизнь, семья, отношения, увлечения. Из-за невозможности восстанавливать душевные силы наш организм в итоге говорит «стоп», и уровень работоспособности резко падает.

123RF/ammentorp

2. Сидим на работе — двигаемся на отдыхе

Если в офисе вы проводите 8 часов за компьютером, а потом так же «отдыхаете» дома, то чем ваш отдых отличается от работы? Вы снова не даете организму понять, что теперь можно расслабиться. Поэтому на выходных забудьте об апатичном времяпрепровождении, лучше идите гулять, на каток, в парк. В общем, . Это действительно способно предотвратить «выгорание».

3. Не берите на себя слишком много обязанностей

Если начальник дает одно поручение за другим, в то время как другие сидят без дела (или, по крайней мере, менее заняты, чем вы), не пытайтесь тащить все на себе. Не стесняйтесь говорить, что вы не сможете подготовить все 5 документов одновременно, потому что каждый требует внимательности, а вы не хотите допустить ошибку.

Поверьте, лучше один раз набраться смелости и отказаться от навязанных обязанностей, чем потом страдать о того, что вы что-то не можете и вообще не успеваете перевести дух.

4. Не работайте ночью

Если вы дома и у вас свободный график, то, конечно же, есть соблазн отложить все дела на ночь, на время, когда домочадцы спят и никто вам не мешает. И уж тем более если вы считаете себя «совой», то уверены, что именно этот вариант вам подходит. Однако не стоит путать день с ночью. Сначала вам будет нравится работать в темное время суток и высыпаться днем, но потом вы почувствуете, как жизнь проходит мимо, ведь все остальные люди живут тогда, когда вы видите десятый сон. Настроение будет ухудшаться, а вы потихоньку начнете ненавидеть свою работу, считая, что она отнимает все свободное время.

123RF/Anna Kraynov

5. Научитесь расслабляться

И снова мы пытаемся донести одну мысль: сидение за компьютером — это не отдых. Расслабиться вам поможет теплая ароматная ванна, занятие йогой, медитация, медленная прогулка на свежем воздухе. Если же вы хотите расслабиться в офисе, то просто закройте глаза и глубоко вдохните, затем выдохните. Дышите животом, чтобы на вдохе диафрагма опускалась, а на выдохе поднималась. Повторите это упражнение 10 раз.

6. Не распыляйтесь на мелочи

Часто выгорание происходит из-за того, что мы хотим все и сразу: и начальником стать, и миллион заработать, и японский выучить. Определите для себя главные цели на ближайшие полгода, запишите их на бумаге и старайтесь не распыляться на мелочи. Конечно, миллион и японский язык — не мелочи, но суть этого подхода еще и в том, что цели надо ставить реальные.