Изображение войны 1812 года в романе. Лучшие ученические сочинения

В романе «Война и мир» автор освещает судьбу России и русского народа, оказавшегося перед лицом смертельной опасности. В обстановке общенационального кризиса, порожденного войной 1812 года, показана в романе русская жизнь, характеры героев и общественные отношения. Именно эту войну писатель считает истинно народной, вызвавшей невиданный ранее патриотический подъем народа, вставшего на защиту своей независимости.

Толстого не интересовало изображение внешней стороны сражений, его героям не свойственны громкие слова о любви к родине. Их патриотизм проявляется в повседневной жизни, в мыслях, в обычных поступках и делах. Историческое, общественное событие передается автором через сцены частной жизни, в индивидуальных судьбах его героев отражено движение всей истории.

Описание наступления войны писатель начинает с изображения высших сфер, главной квартиры царя. Военные события еще не затронули глубин страны. В Лысых Горах сохраняется обычный распорядок жизни. Такую же обычную жизнь видим мы в семье Ростовых, где больше озабочены болезнью Наташи, чем началом войны. В дворянских кругах царит атмосфера полного равнодушия ко всему, кроме своих сословных и корыстных интересов. Они не понимают масштабов грозящего бедствия. Что пугает больше всего представителей дворянской Москвы, так это то, что крестьяне наберутся вольного духа. Да и весь русский народ еще не ощутил национальной опасности, не поднялся на защиту своего отечества.

Однако развитие народных настроений в дальнейшем резко отличается от наигранной, фальшивой демонстрации патриотизма представителями дворянства, которые кричат, «выкатывая налившиеся кровью глаза», что «мы покажем Европе, как Россия восстает за Россию». При приближении врага к Смоленску вступает в действие основная сила войны - народное сознание. В романе появляются массовые сцены, постепенно вбирающие в себя отклики и настроения самых различных слоев нации - купечества, мещанства, крестьян, мастеровых. Мы чувствуем, как постепенно все больше растет решимость и озлобление народа против врага. И в этом подъеме национального сознания Толстой видит главный источник грядущего перелома в войне.

Новый, самый главный, этап войны - народный. Он начинается с момента приезда в армию Кутузова, являющегося олицетворением национального сознания и народной мудрости. Рисуя единство духа главнокомандующего и армии, подъем настроения среди солдат и офицеров, автор словно подготавливает читателя к выводу, что победу в войне обеспечит именно дух войска и народа. Этот патриотический дух писатель изображает в простых сценах солдатского быта, в безыскусной сосредоточенности чувства на том, что предстоит смертельная схватка, что решается судьба Москвы, судьба родины. А значит, предстоящее сражение для народа - Дело общее. «Всем народом навалиться хотят, одно слово Москва, один конец сделать хотят», - говорит солдат Пьеру, передавая всеобщее настроение войска.

И князь Андрей, и Пьер, и Петя Ростов и многие другие во время войны думают, прежде всего, не о себе, а о том, как помочь Другим. Чувство сострадания переполняет Наташу, когда она требует отдать подводы не для перевозки имущества, а для спасения Раненых. Автор показывает, как приобщение к народному сознанию помогло Андрею Болконскому и Пьеру Безухову отказаться от эгоизма и корыстных помыслов и стать заодно с великим русским народом.

Солдаты сознают, что, возможно, придется умереть, защищая отечество. И наиболее сильно нравственная сила народа проявляется в простых формах, во многом связанных с народными понятиями и обычаями. Ополченцы надевают чистые рубашки, старые солдаты отказываются пить водку - «не такой день, говорят». Бодрость духа, сосредоточенность на главном событии солдаты сохраняют и в самом сражении. Здесь наиболее ярко проявляется и чувство товарищества, и сознание общности дела, и моральная стойкость солдат, и солдатский юмор. Так, на батарее Раевского «чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление».

Прославляя героизм русских людей, писатель в то же время сознает, что война - это суровое испытание, которое влечет за собой огромные потери, смерти миллионов людей; что она - «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Перед нами проходят сцены пожара, сдачи Смоленска, драматическая обстановка смерти старого князя Болконского, которые сливаются с картинами разорения, гибели урожая и отступления войск. Войска шли, утопая в пыли, страдая от жары и задыхаясь «в этой неподвижной атмосфере». Картины отступления воспринимаются как народное бедствие. И в описании сцен войны, особенно Бородинского сражения, чувствуются скорбные раздумья автора о судьбах людей, об убитых и раненых, его отношение к войне, как жестокому антигуманному явлению. Эти мысли подчеркиваются сопоставлением с миром природы: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странною кислотой селитры и крови. Собирались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?.. » И все же именно в такой тяжелой обстановке родилось в народе то новое, что должно было погубить французов.

В своем романе Толстой изобразил события 1812 года как победу русского народа - победу духа, ту нравственную победу, в которой писатель усмотрел решающую силу в войне. До него никто так убедительно и ярко не раскрывал роль морального фактора в исходе войны.

  1. Новое!

    Она умела понять все то, что было во всяком русском человеке. Л. Н. Толстой Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова - идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены...

  2. "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский) Прекрасным...

    Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру, нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...

  3. Новое!

    Она обворожительна. Л. Толстой. Война и мир Еще задолго до того, как я дочитала до конца гениаль­ный роман Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь легко и просто, так, как умеет только она. Эта девушка не зря не только...

Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил в ней красоту ужаса. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист, но при изображении войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма.

Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, «не должны», но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что «решилась Расея!». А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось «дьяволам». Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным», всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдаты его полка. Но князь Андрей не только одушевлен всеобщим чувством, а и умеет сказать о нем, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны.

«Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят», - вот и все, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл «неясных» и тоже слишком кратких слов солдат: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.

В «Войне и мире» создаются как бы два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских. Образ Наполеона раскрывается Толстым с ПОЗИЦИЙ «мысли народной». С. П. Бычков писал: «В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие». «Круглый живот», «жирные ляжки коротких ног», «белая пухлая шея», «потолстевшая короткая фигура» с широкими, «толстыми плечами» - вот характерные черты внешности Наполеона. При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: «Толстая спина», «обросшая жирная грудь», «выхоленное тело», «опухшее и желтое» лицо, «толстые плечи» - все эти детали рисуют человека, далекого от трудовой жизни, разжиревшего, глубоко чуждого основам народной жизни.

Наполеон был эгоистически самовлюбленным человеком, самонадеянно считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса. Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Наполеон все время играл, в его поведении и словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно, показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле.

Разумеется, это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств «отеческой нежности», а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства.

Как игрока и актера писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородина Наполеон произносит: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра». В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: «Игра началась». Далее Толстой доказывает, что эта «игра» стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир.

«Война - не «игра», а жестокая необходимость», - думает князь Андрей. И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах, когда над родиной нависла угроза порабощения.

Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актерство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис «Рыцари Лебедя». Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне «дедушки» Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

«Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны».

Толстой создает яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза «со шпажками», а он на них пошел с топором. Это перекликается с образом француза-фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация «дубины народной войны». Лидия Дмитриевна Опульская писала: «Тихон - образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту «дубину народной войны», которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. Платон Каратаев - воплощение «всего русского, доброго и круглого», патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства.

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить «кресты, рубли, чины». Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи «высшему свету», проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: «Старый комедиант». С. П. Бычков писал: «Нет, не Александр I был «спасителем отечества», как это тщились изобразить казенные патриоты, и не среди приближенных царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира».

«Солдатом быть, просто солдатом», - с восторгом думает Пьер. Характерно, что и солдаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали «наш барин», как Андрея «наш князь». Пьер не может стать «просто солдатом», капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего земного шара неистребимо в нем. Он горячо думает о том, что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны. Эту мысль проповедует Л. Н. Толстой, вкладывая ее в уста одного из любимых героев. Так же думаем и мы, читатели, живущие в двадцать первом веке.

В названии романа Л. Н. Толстого выражена извечная противо­положность мира и войны. Мир-это покой, согласие, добро. Война - это воплощение неестественности, фальши и зла. Именно такой показана война 1812 года в толстовском романе.

Л. Толстой воссоздает народный взгляд на исторические собы­тия. Поэтому глубоко символично, что осознание простыми людь­ми противоестественности войны писатель непосредственно соот­носит с образом хлеба (ведь хлеб - это, по сути, вся жизнь крестья­нина): «Сильнее всего поразило его (Алпатыча) то, что, приближа­ясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие-то солдаты косили, очевидно, на корм, на котором стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча...».

Перед этим старик ви­дит обозы и войска, слышит выстрелы - все это должно заставить обратить на себя внимание, задуматься о том, что происходит, но Алпатыч остается лишь равнодушным наблюдателем. Но то, что солдаты косят еще зеленый овес - не набравший полной силы, а значит не в срок, не вовремя-да еще используют прекрасное поле в качестве стоянки для лагеря - это потрясение, это знак ущербно­сти происходящего. Так рождается ощущение войны как противо­речия естественному течению жизни.

В связи с этим нужно вспомнить эпизод пожара в Смоленске; там тоже жгут хлеб: «из амбара несло запахом лепешек от сгоревше­го хлеба... Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоящих вокруг пожара». Сцена симво-лична: никто - ни жители, ни солдаты, ни находящийся здесь князь Андрей - не делает попытки потушить амбар. Это жертвенный огонь, он означает собственно начало народной войны. В этом огне сгорает все личное, индивидуальное. Недаром писатель изобража­ет не только Ферапонтова, поджигающего свой дом, но и безымянного «человека во фризовой шинели» - хозяина горящего амбара, оторый кричит в упоении «Важно!.. Ребята, важно!»

Именно в войне 1812 года происходил процесс переплавки личного в общее. Характерно, что князь Андрей, думая о Кутузове, подчеркивает в нем отсутствие частного, личного. Всех - от никому не известного «человека во фризовой шинели» до командующего - пронизывает единое понимание, единое отношение к происходящему.

Это то же чувство, что заставляет москвичей покидать свой город перед приходом врага. Писатель называет это чувство «скрытым патриотизмом». Это патриотизм дела, пусть не подвига (какой подвиг в том, чтобы уехать в Саратовскую деревню?), пусть совершенного для себя, дела незаметного, простого, естественного - и дела, а не фразы.

В результате этого «скрытого патриотизма», его объединяющей теплоты, рождается новая общность людей, новый мир. Обретае-мый в конце романа мир - великое торжество «мысли народной» писателя и его народа.

"Война и мир". 10-й класс
Цель урока: в игровой форме осуществить проверку качества чтения, точности знания материала; закрепить
умения самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия.
Задачи урока.
Образовательные:
а) подтвердить качественное прочтение текста романа;
б) способствовать выработке умения находить нужный ответ;
в) формировать навыки аналитической работы;
г) формировать навыки самостоятельного учебного труда: планировать работу, осуществлять самоконтроль,
подводить итоги, работать в оптимальном режиме, экономить время.
Воспитательные: это очередной урок в системе других уроков, который
а) сохраняет идейную наполненность военных страниц романа и акцентирует внимание учащихся на теме
патриотизма;
б) способствует укреплению читательского интереса к роману "Война и мир".
Развивающие: развивать
а) эмоциональные, интеллектуальные, нравственные аспекты личности учащегося,
б) способность видеть и понимать текст произведения, свободно ориентироваться в нем;
в) оформлять свои ответы в грамотную речевую форму,
г) умение активно мыслить, д) навыки самоанализа.
Оформление урока: на полу бумажные (красная, зеленая, желтая) дорожки, сходящиеся к центральному кругу
победителя; ордена для "теоретиков"; оборудование для демонстрации финальной части игры в виде
презентации РРТ (использованы картинки Интернет­ресурсов).
Содержание урока
Урок промежуточной аттестации представлен в форме известной телевизионной интеллектуальной игры
"Умники и умницы" и соблюдает правила этой игры. Обязательны порядок и права прохождения дорожек: на
красной нельзя делать ошибок, на желтой допустима одна ошибка, на зеленой ­ две ошибки. "Теоретики",
дающие правильные ответы вместо ошибочных ответов игроков, получают ордена и позже поощряются
оценками. Финал представлен в виде презентации РРТ, где сами игроки выбирают номер вопроса на главной
странице (презентация прилагается. См. приложение).
Предварительно (по усмотрению учителя) проведен отбор участников игры (9 игроков), остальные учащиеся
становятся "теоретиками".
Слово учителя.
Ребята, сегодня мы подводим некоторые итоги нашей работы над поистине великим романом Л.Н.Толстого
"Война и мир". Позади знакомство с князем Андреем, Пьером Безуховым, Наташей и другими полюбившимися
героями, ставшими для нас уже кем­то больше, чем просто персонажи. Мы прошли с ними испытания войны 1812
года, данной в интерпретации Л.Н.Толстого.
Писатель всегда надеется найти в читателе человека чуткого, внимательного к слову. Продемонстрировать
отличное знание текста романа, показать себя внимательным читателем ­ цель нашего урока.
Игроки занимают свои позиции и выбирают дорожки.
1­я тройка игроков

Красная дорожка
Вопросы
1. В стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" есть такие строки: "Сквозь дым летучий французы двинулись,
как тучи. И всё на наш редут". Назовите этот редут в романе "Война и мир". (Шевардинский)
2. Продолжите фразу князя Андрея: "Для меня на завтра вот что: ...". (стотысячное русское и стотысячное
французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и
себя меньше жалеть, тот победит).
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. В стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" есть строки: "Два дня мы были в перестрелке. Что толку в
этакой безделке? Мы ждали третий день". Назовите даты этих дней по роману. (24, 25, 26 августа)
2. "Нет сильнее тех двух воинов, : те всё сделают:". Каких двух воинов имел в виду Кутузов? (Терпение и время).
3. Продолжите фразу князя Андрея: "Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть: (я не брал бы пленных)".
Почему? (Это дополнительно).
Зелёная дорожка
Вопросы
1. Что принесли в стан русского войска накануне Бородинского сражения? (Икону Смоленской Божьей матери).
2. О ком так думает князь Андрей: "Он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки". (о
Кутузове)
3. "Готов, ­ повторил Долохов и быстро пошёл к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. ­ Брать не
будем! ­ крикнул он Денисову". Что имел в виду Долохов? (не брать пленных. Убить их)
4. Каким предметом Тихон Щербатый владел "как волк зубами"? (топором)
2­я тройка игроков
Красная дорожка
Вопросы
1. Продолжите фразу: "Успех никогда не зависел и не будет зависеть: (ни от позиции, ни от вооружения, ни
даже от числа:)
2. Как называется скрытый огонь, разгоравшийся на лицах солдат батареи Раевского? (Патриотизм)
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. Назовите точную дату утверждения Кутузова главнокомандующим русской армии. (8 августа 1812 года)
2. Кому принадлежат слова: "Шахматы расставлены, игра начинается завтра"? (Наполеону)
3. Что Кутузов называет "последней степенью подлости"? (Бегство "великого императора от геройской армии",
т.4, ч.3, гл.18)
Зелёная дорожка
Вопросы
1. Где находился Наполеон 2 сентября 1812 года в 10.00? (на Поклонной горе)
2. Почему Толстой не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы и вступление
русских в Париж? (справедлива и нужна только освободительная война).
3. Продолжите фразу: "Сражение выиграет тот, :(кто твёрдо решил его выиграть").

4. "Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно? ­ спрашивала Наташа. ­ Мы всё­таки возьмём самое
нужное:", ­ говорила Наташа. Что возьмут они? Что "самое нужное"? (раненые солдаты).
3­я тройка игроков
Красная дорожка
Вопросы
1. По отношению к какому персонажу Толстой говорит: "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды"?
(Кутузов)
2. Что для всех окружающих Наполеон выдаёт за "великий признак"? ("Дрожание моей левой икры есть великий
признак")
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. Чем знамениты Фили? (Состоялся совет, где было решено оставить Москву)
2. В чём видел свою главную задачу главнокомандующий Кутузов для одержания победы? (Поддерживать дух
войска)
3. Кто возглавил первый партизанский отряд? (Денис Давыдов)
Зелёная дорожка
Вопросы
1. С каким своеобразным оружием сравнивает Толстой партизанское движение? (С "дубиной")
2. Продолжите фразу: "Да нет же! Будут же они, как турки,:(лошадиное мясо жрать!")
3. В какую русскую поговорку облекает Толстой тяжёлую необходимость Кутузова сдать Москву и его
ответственность за это? ("Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки")
4. Численность русского войска по отношению к французскому до Бородинского сражения составляла как
(сколько?), а после сражения как (сколько?) . (соответственно: пять к шести и один к двум).
Ребята, в финале вы сами выбираете вопрос, на который будете отвечать. Внимание на экран.
Финал
Красная дорожка
Вопросы
1. Как Тихон Щербатый называл мародёров? (миродёры)
2. Какой храм был построен в Москве в честь победы над наполеоновскими войсками в 1812году? (Храм Христа
Спасителя)
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. Каким орденом награждали наиболее прославившихся военачальников в Великую отечественную войну 1941 ­
1945 г.г? (Орденом Кутузова)
2. Кутузов обращается к солдатам и офицерам, преследующим французов: "Пока они были сильны, мы их не
жалели, а теперь и пожалеть можно". Далее в двух словах Кутузов называет причину жалости. Назовите её и
вы. ("Тоже люди")
3. Кто в романе выражает желание: "Солдатом быть, просто солдатом:". (Пьер Безухов)
Зелёная дорожка
Вопросы

1. Назовите фамилию генерала русской армии, погибшего на Бородинском поле, чья жена способствовала
строительству церкви на месте сражения. (Тучков)
2. Какое оружие носил Тихон Щербатый "для смеха"? (мушкетон)
3. "Я привык что­нибудь сладкое", ­ говорил Петя Ростов. Что у него было? (изюм)
4. "Он одевался в чекмень, носил бороду и на груди Николая ­ чудотворца". Кто это? (Василий Денисов)
В конце игры подводятся итоги. Финалисты награждаются грамотами. Победитель награждается грамотой и
книгой.

«Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого»

Эрнест Хемингуэй

Многие писатели используют реальные исторические события для сюжетов своих произведений. Одним из самых часто описываемых событий является война – гражданская, отечественная, мировая. Особое внимание заслуживает отечественная война 1812 года: Бородинское сражение, сожжение Москвы, изгнание французского императора Наполеона. В русской литературе представлено подробное изображение войны в романе «Война и мир» Толстого Л.Н. Писатель описывает конкретные военные сражения, разрешает читателю увидеть реальных исторических деятелей, дает собственную оценку произошедших событий.

Причины войны в романе «Война и мир»

Л.Н.Толстой в эпилоге повествует нам об «этом человеке», «без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз…», который и есть Наполеон Бонапарт, желавший завоевать весь мир. Главным противником на его пути была Россия – огромная, сильная. Разными обманными путями, жестокими сражениями, захватами территорий Наполеон двигался потихоньку с своей цели. Ни Тильзитский мир, ни союзники России, ни Кутузов не могли остановить его. Хотя Толстой говорит, что «чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в природе, тем они становятся для нас неразумнее, непонятнее», все же в романе «Война и мир» причина войны – это Наполеон. Стоя у власти Франции, подчинив себе часть Европы, ему не хватало великой России. Но Наполеон ошибся, он не рассчитал силы и проиграл эту войну.

Война в романе «Война и мир»

Сам Толстой представляет это понятие так: «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления». Через описание войны в романе «Война и мир» Толстой нам дает понять, что сам ненавидит войну за ее жестокость, убийства, предательства, бессмысленность. Он вкладывает суждения о войне и в уста своих героев. Так Андрей Болконский говорит Безухову: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Мы видим, что нет наслаждения, удовольствия, удовлетворения своих желаний от кровопролитных действий против другого народа. В романе определенно ясно, что война в изображении Толстого – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Главное сражение войны 1812 года

Еще в I и II томах романа Толстой рассказывает о военных кампаниях 1805-1807 годов. Шенграбенское, Аустерлицкое сражения проходят через призму писательских размышлений и выводов. Но в войне 1812 года во главу угла писатель ставит Бородинское сражения. Хотя тут же задает себе и читателям вопрос: «Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла».

Но именно Бородинское сражение стало точкой отсчета до победы русской армии. Л.Н.Толстой дает подробное представление о ходе войны в «Войне и мире». Он описывает каждое действие русской армии, физическое и душевное состояние солдат. По собственной оценке писателя ни Наполеон, ни Кутузов, ни тем более Александр I не предполагали такого исхода этой войны. Для всех Бородинское сражение явилось незапланированным и непредвиденным. В чем концепция войны 1812 года, герои романа не понимают, как не понимает и Толстой, как не понимает и читатель.

Герои романа «Война и мир»

Толстой дает читателю возможность посмотреть на своих героев со стороны, увидеть их в действии в определенных обстоятельствах. Показывает нам Наполеона перед выходом на Москву, который осознавал все пагубное положение армии, но шел вперед к своей цели. Он комментирует его идеи, мысли, действия.

Мы можем наблюдать за Кутузовым – главным исполнителем народной воли, который предпочел наступлению «терпение и время».

Перед нами Болконский, перерожденный, нравственно выросший и любящий свой народ. Пьер Безухов в новом понимании всех «причин бед человеческих», прибывший в Москву с целью убить Наполеона.

Мужики-ополченцы «с крестами на шапках и в белах рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные», готовых в любой момент умереть за родину.

Перед нами император Александр I, отдавший, наконец, «бразды управления войной» в руки «всезнающему» Кутузову, но так до конца и не понимающий истинного положения России в этой войне.

Наташа Ростова, бросившая все семейное имущество и отдавшая подводы раненым солдатам, чтобы те успели выехать из разгромленного города. Она ухаживает за раненым Болконским, отдавая ему все свое время и расположение.

Петя Ростов, так нелепо погибший без настоящего участия в войне, без подвига, без сражения, который тайно от всех «записался в гусары». И еще многие и многие герои, которые встречаются нам в нескольких эпизодах, но достойны уважения и признания в истинном патриотизме.

Причины победы в войне 1812 года

В романе Л.Н.Толстой высказывает мысли о причинах победы России в Отечественной войне: «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу вглубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе». Для русского народа победа в Отечественной войне явилась победой русского духа, русской силы, русской веры в любых обстоятельствах. Тяжелы были последствия войны 1812 года для французской стороны, а именно для Наполеона. Это был крах его империи, крах его надежд, крах его величия. Наполеон не только не завладел всем миром, он не смог остаться в Москве, а бежал впереди своей армии, отступая с позором и провалом всей военной кампании.

Мое сочинение на тему «Изображение войны в романе «Война и мир» очень кратко рассказывает о войне в романе Толстого. Только после внимательного прочтения всего романа можно оценить все мастерство писателя и откроете для себя интересные страницы военной истории России.

Тест по произведению