И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А.А.Ахматова

Слово, определение, эпитет серебряный витало в воздухе, появлялось в разных местах.

И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.

Так А.А. Ахматова в «Поэме без героя» ретроспективно определила время своей молодости. Раньше о Серебряном веке говорили философ и критик Р.И. Иванов-Разумник (1925), поэт и мемуарист В.А. Пяст (1929), поэт и критик Н.О. Оцуп (1933). «На Парнасе Серебряного века» - назовёт позднее свои воспоминания художник С.К. Маковский (1964). Сегодня определение можно встретить на обложках многих сборников стихов, статей, воспоминаний: «Русская поэзия Серебряного века», «Сонет Серебряного века», «Воспоминания о Серебряном веке»…
Имя века придумали древние греки, разделившие существование человечества на четыре периода: золотой, серебряный, медный и железный. Серебряный век у Гесиода и Овидия противопоставлялся счастливому и беззаботному золотому веку как эпоха деградации, упадка, хотя дальше шли века ещё более жестокие. Поэтическая мифология греков стала у римлян историей: серебряным назвали I в. н.э., когда творили сатирик Ювенал, автор романа «Сатирикон» Петроний, историк Тацит.
Серебряный век в современном понимании - это приблизительно три десятилетия на рубеже веков, время с начала 1890-х по начало 1920-х годов. (Иногда эти границы сужают или расширяют с двух сторон ещё на десятилетие.) Таким образом, между “золотым веком”, оставшимся на прежнем месте, и новым Серебряным возникло зияние, эпоха без названия от Гоголя до Чехова, время великой русской прозы.
Открыватели новой эпохи первоначально пустили в неё не всех.Серебряный век понимался преимущественно как эпоха русского модернизма, время символизма и акмеизма, Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама. Но постепенно этот круг расширился, в него включили практически всех работавших в эту эпоху писателей. Из мировоззренческой, эстетической характеристики Серебряный век превратился в обозначение хронологического отрезка, противоречивой культурной эпохи, включающей также И.Бунина, М.Горького, Л.Андреева - писателей разных направлений, часто полемизирующих между собой, объединённых, тем не менее, духом времени, тяготением к поставленным новой эпохой “проклятым вопросам”.
“Социальные, гражданские темы, стоящие в центре внимания предыдущих поколений, решительно отодвигаются в сторону экзистенциальными темами - Жизни, Смерти, Бога; серьёзно обсуждать вопросы социальной несправедливости «в мире, где существует смерть», писали акмеисты, - это ломиться в открытую дверь” (Гаспаров М.Л. Поэтика “серебряного века”, 1993).
В таком расширенном понимании Серебряный век включает и русскую религиозную философию (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Лев Шестов), и модернистские течения в живописи (объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост»), и музыку (А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов), и театральные искания (постановки В.Э. Мейерхольда, оформительская деятельность Л.С. Бакста и А.Н. Бенуа).
Серебряный век оказывается не направлением, а исторической полосой, степью, через которую вынуждены были пройти все: согласные и несогласные с установившейся в ней погодой, оказавшиеся позднее в разных местах и поэтому по-разному оценивающие пройденный путь.По мнению философа Ф.А. Степуна “в десятилетие от года 1905 до года 1915 Россия переживала весьма знаменательный культурный подъём”. “За несколько лет этой дружной работы облик русской культуры подвергся значительнейшим изменениям. Под влиянием религиозно-философской мысли и нового искусства символистов сознание рядового русского интеллигента, воспитанного на доморощенных классиках общественно-публицистической мысли, быстро раздвинулось как вглубь, так и вширь.На выставках «Мира искусства» зацвела освободившаяся от передвижничества русская живопись. Крепли музыкальные дарования - Скрябина, Метнера, Рахманинова.От достижения к достижению, пролагая всё новые пути, подымался на недосягаемые высоты русский театр”.

Урок литературы в 11 классе

«И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл».

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Форма урока: защита проектов.

В основе урока – метод проектов.

Цели урока: осознание поэзии «серебряного века» как духовного и эстетического феномена эпохи рубежа веков; развитие умений учащихся самостоятельно работать с текстом, анализировать художественное произведение, работать с критической и мемуарной литературой; развитие монологической речи учащихся и их творческих способностей.

Оформление урока: стенд с портретами, иллюстрациями, книгами по теме семинара; презентации, подготовленные творческими группами.

Согласно требованиям, предусмотренным данной технологией, одиннадцатиклассники за неделю до проведения урока разделились на три группы и выбрали себе задания:

Тема “Серебряный век русской поэзии. Литературные течения ”.

Подтемы в теме проекта

Состав творческой группы

Вопросы для раскрытия подтемы

Форма выражения итогов проектной деятельности

Символизм

Эстетика и поэтика символизма.

Основные принципы символизма.

Роль символов.

Основоположники.

Сообщения о поэтах-символистах;

Подготовить презентацию.

Акмеизм

Как обозначено было рождение акмеизма?

Что такое акмеизм? Каковы его основные принципы? Основоположники.

Что такое «Цех поэтов»?

Какова роль журнала «Аполлон»?

Сообщения о поэтах-акмеистах;

Чтение и анализ стихотворения;

Написать стихотворение-стилизацию;

Подготовить презентацию.

Футуризм

Что такое футуризм?

Основные группы.

В чём заключались основные требования футуристов?

Основные сборники и альманахи футуристов.

Представители футуризма.

Сообщения о поэтах-футуристах;

Чтение и анализ стихотворения;

Написать стихотворение-стилизацию;

Подготовить презентацию.

Данный урок является итоговым в работе учащихся, которая проводилась в течение нескольких уроков.

Участники творческих групп поочередно защищают свои проекты, учитель же является связующим звеном в этой цепи и обеспечивает логическую стройность урока. Он же корректирует работы, задавая дополнительные вопросы ученикам, если есть необходимость.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

(Под музыку С. Рахманинова)

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве или против теченья,-

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка.

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

Это строки из «Поэмы без героя» А.Ахматовой, где впервые в литературном творчестве было употреблено выражение «серебряный век». Рубеж веков стал подлинным Ренессансом, расцветом русской духовности, давшей миру блистательные открытия в области музыки, живописи, архитектуры, поэзии.

Это был период, когда именно поэзия с её яркостью и силой переживания стала главным рупором настроений эпохи. Они были очень разными, поэты «серебряного века». Они жили сложной внутренней жизнью, трагической и радостной, наполненной исканиями, чувствами, стихами. «Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта». Г.Гейне.

На сегодняшнем уроке мы проверим, насколько вы смогли прочувствовать «дух эпохи», осознать это чудо-феномен «серебряного века», систематизируем и обобщим знания по изученной теме, познакомимся с вашими творческими работами. А ещё я вас прошу подумать над вопросом: чем объясняется наш возросший интерес к поэзии «серебряного века»? Что это – очередная дань моде? Что для нас, сегодняшних, близко в ней? К этому вопросу мы вернёмся в конце урока.

2. Выступление ученика с вопросом: «Серебряный век». Что это за век?

3. Учитель:

Мы уже сказали, что русский модернизм был представлен разными течениями. Вот и давайте сейчас поговорим об этих течениях. Слово предоставляется символистам.

4. Выступление группы символистов по плану.

Сообщения о поэтах-символистах;

Подготовить презентацию.

Стихотворение-стилизация.

Мы можем любить, ненавидя,

И можем любить мы, любя.

Мы счастьем находим обитель,

С разлукой идёт к нам беда.

Что вижу в глазах твоих?

Горечь, обиду и просто тоску...

А может напротив?!

Ты счастлив, купаешься

В этом бреду!

Что храм нам любви? – неизвестно.

А что нам любовь? – пустота.

Что счастье для нас?

Если честно, ответ не найду я сама.

Да. Мир наш прекрасен,

Но больно уж сложно

Найти ту частичку красы,

Что взор бы ласкала неложно,

А искренне, и для души!

(Гурина Е., Савватеева Е.)

5. Учитель:

Кризис символизма в 1910-1911-х годах породил новую поэтическую школу, исходившую из того, что запредельное – идеал символистов – нельзя постичь, сколь оригинальными ни были бы попытки это сделать.

Итак, на литературной сцене утверждается новое направление с утончённой суровостью и изящной простотой – акмеизм.

Слово акмеистам.

6. Выступление группы акмеистов по плану.

Сообщения о поэтах-акмеистах;

Чтение и анализ стихотворения;

Написать стихотворение-стилизацию;

Подготовить презентацию.

7. Учитель:

Истоки акмеизма – поэзия пастельных полутонов, неторопливое легато, за которым, однако, - напряжённая, полная драматических противоречий жизнь.

Другим противником Магов и Жрецов символизма – куда менее почтительным – были футуристы. Слово им.

8. Выступление футуристов по плану.

Сообщения о поэтах-футуристах;

Чтение и анализ стихотворения;

Написать стихотворение-стилизацию;

Подготовить презентацию.

Стихотворение-стилизация

Болтология.

(Подражание футуризму)

Что за наука болтология?

Про неё много уже наболтано.

Эй, болторукие и болтоногие,

Это новая наука о болтах и болтиках!

Эй вы, обглодыши и недоедыши,

Болтатели и болтоглотатели!

Вам болтать болтовнёй не надоело ещё?

В болтовне бултыхаться не хватит ли?

Кому нужны болтуны болторотые,

У которых язык как невкрученный болт болтается?

Говорю вам в девяносто девятый, в сотый раз,

Хватит, довольно дурью маяться!

Хватит баллотировать болтопутатов,

Итак болтовнёй все уши завешены.

Им бы побольше болтомандатов

И болтизбирателей побольше, конечно же.

Но нас ждут болты незавинченные,

Гайки, резьбою не окаймлённые,

Пускай болтунов исчисляют тысячами,

Нас скоро будут исчислять миллионами!

Если каждый по болтику – винтику

Вкрутит в общее дело, с радостью

Новую проведём болтополитику,

А старую пустим на болты за ненадобностью.

(Ковин Денис)

9. Учитель:

Как видим, русская поэзия «серебряного века» прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она забрасывала свои семена в будущее.

Поэзия «серебряного века» отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас – войной внутренней. Гражданской. В этом процессе, запечатлённом поэзией, есть подъёмы и резкие спады, светлые и тёмные, драматические и комические стороны, но в глубине своей – это процесс трагедийный. И хот время отодвинуло этот удивительный пласт поэзии «серебряного века», но он излучает свою поэзию и доныне. Русский «серебряный век» неповторим. Никогда – ни до, ни после – не было в России такой взволнованности сознания, такого напряжения исканий и чаяний, как тогда, когда, по свидетельству очевидца, одна строка Блока значила больше и была насущнее, чем всё содержание «толстовских журналов». Свет этих незабываемых зорь навсегда останется в истории России.

И мне хотелось бы сейчас возвратиться к вопросу, прозвучавшему в начале урока: чем нам близка поэзия «серебряного века»?

Возможный ответ: мне кажется, что мы переживаем то же кризисное время, что и поэты рубежа веков. Крушение старых идеалов, напряженные поиски новых, мечта о новом будущем добра и света... Они мучительно искали выход из тупика... А разве мы сейчас не на том же самом перепутье?

10. Учитель:

Думаю, что прав был О.Мандельштам, сказав о поэтах «серебряного века»: «Ведь это всё русские поэты не на вчера, не на сегодня, а на всегда». Так пусть же навсегда останется с нами это удивительное чудо русской поэзии-

Воплощение мечтаний,

Жизни с грёзою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

В.Брюсов.

Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Читая поэзию «серебряного века…»

Глава третья

И под аркой на Галерной...
А. Ахматова

В Петербурге мы сойдемся снова,
Словно солнце мы похоронили в нем.
О. Мандельштам

То был последний год...
М. Лозинский

Петербург 1913 года. Лирическое отступление: последнее воспоминание о Царском Селе. Ветер, не то вспоминая, не то пророчествуя, бормочет:

Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве иль против теченья, -
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
Оттого, что по всем дорогам,
Оттого, что ко всем порогам
Приближалась медленно тень,
Втеер рвал со стены афиши,
Дым плясал вприсядку на крыше
И кладбищем пахла сирень.
И царицей Авдотьей заклятый,
Достоевский и бесноватый,
Город в свой уходил туман.
И выглядывал вновь из мрака
Старый питерщик и гуляка,
Как пред казнью бил барабан...
И всегда в темноте морозной,
Предвоенной, блудной и грозной,
Жил какой-то будущий гул,
Но тогда он был слышен глуше,
Он почти не тревожил души
И в сугробах невских тонул.
Словно в зеркале страшной ночи
И беснуется и не хочет
Узнавать себя человек,
А по набережной легендарной
Приближался не календарный -
Настоящий Двадцатый Век.

А теперь бы домой скорее
Камероновой Галереей
В ледяной таинственный сад,
Где безмолвствуют водопады,
Где все девять мне будут рады,
Как бывал ты когда-то рад.
Там за островом, там за садом
Разве мы не встретимся взглядом
Наших прежних ясных очей,
Разве ты мне не скажешь снова
Победившее смерть слово
И разгадку жизни моей?

Глава четвертая и последняя

Любовь прошла и стали ясны
И близки смертные черты.
Вс. К.

Угол Марсова поля. Дом, построенный в начале XIX века братьями Адамини. В него будет прямое попадание авиабомбы в 1942 году. Горит высокий костер. Слышны удары колокольного звона от Спаса на Крови. На поле за метелью призрак дворцового бала. В промежутке между этими звуками говорит сама Тишина:

Кто застыл у померкших окон,
На чьем сердце «палевый локон»,
У кого пред глазами тьма? -
«Помогите, еще не поздно!
Никогда ты такой морозной
И чужою, ночь , не была!»
Ветер, полный балтийской соли,
Бал метелей на Марсовом поле
И невидимых звон копыт...
И безмерная в том тревога,
Кому жить осталось немного,
Кто лишь смерти просит у бога
И кто будет навек забыт.
Он за полночь под окнами бродит,
На него беспощадно наводит
Тусклый луч угловой фонарь, -
И дождался он. Стройная маска
На обратном «Пути из Дамаска»
Возвратилась домой... не одна!
Кто-то с ней «б е з л и ц а и н а з в а н ь я»...
Недвусмысленное расставанье
Сквозь косое пламя костра
Он увидел - рухнули зданья.
И в ответ обрывок рыданья:
«Ты - Голубка, солнце, сестра! -
Я оставлю тебя живою,
Но ты будешь м о е й вдовою,
А теперь...
Прощаться пора!»

На площадке пахнет духами,
И драгунский корнет со стихами
И с бессмысленной смертью в груди
Позвонит, если смелости хватит...
Он мгновенье последнее тратит,
Чтобы славить тебя.
Гляди:
Не в проклятых Мазурских болотах,
Не на синих Карпатских высотах...
Он - на твой порог!
Поперек.
Да простит тебя Бог!

(Сколько гибелей шло к поэту,
Глупый мальчик: он выбрал эту, -
Первых он не стерпел обид,
Он не знал, на каком пороге
Он стоит и какой дороги
Перед ним откроется вид...)

Это я - твоя старая совесть
Разыскала сожженную повесть
И на край подоконника
В доме покойника
Положила -
и на цыпочках ушла...

Послесловие

Все в порядке: лежит поэма
И, как свойственно ей, молчит.
Ну, а вдруг как вырвется тема,
Кулаком в окно застучит, -
И откликнется издалека
На призыв этот страшный звук -
Клокотание, стон и клекот
И виденье скрещенных рук?..

Месяц, месяц серебристый,
Месяц - острые рога.
Месяц, месяц ликом чистый,
Спинка - круглая дуга.

Что всю ночь по небу бродишь,
Ищешь что - иль сторожИшь?
Иль не спится тебе тоже,
И за сном ты вслед бежишь?

Ярких звёзд по небу стая,
Окружив тебя, плывёт.
Сверху людям, нам мигая,
Приглашает ввысь - в полёт.

Месяц серебристым светом,
Сделал странным мир Земной.
Сказки призрачной, секретом,
Тайной чУдной, полутьмой.

Месяц, месяц остролиций,
Острый рог, спина дугой.
Ты не...

Серебряными каплями дождя
Блестят слезинки на моих ресницах.
Осознаю, что больше не твоя,
И улетает счастье в небо птицей.

А на моих губах еще свежи
Воспоминанья о твоих нежных поцелуях.
Я промолчу, но крик души
В глазах своих скрыть не смогу я.

Серебряными нитями
Сшивает небосвод
Портной, для глаз невидимый,
В трудах из года в год.
Торопится, старается-
Ведь в августе всегда
В нить быстро превращается
Летящая звезда.
В ночь, в пору звездопада
Нельзя влюбленным спать-
Заветные им надо
Желанья загадать.
Желаний исполнения
Не долго будут ждать.
Грядет пора осенняя-
Для свадеб благодать.

Месяц златой взошел в полночное небо
Освещая туманную пыль фиолетов небес.
Позолота туманного лунного света
Синим светом серебрит опушки, поля и луга.

На речных берегах, во мгле осенней ночи
Ветер мелодию октября играет листом,
Что сорвался с ветви стройного тополя,
Растворяясь в прохладе осеннего дождя.

В ночи почти не видна гладь речная.
Дремлет угрюмость синих лесов,
А где-то слышен шорох тихих шагов
И месяц златой в прохладе сияет...

Месяц любви и два года страданий,
Кипа исписанных мною бумаг.
Только избавьте… без причитаний,
В памяти дивный остался Судак.
Вынесу мусор, а с ним и обрывки
Порванных мною тетрадных листов -
Это простые из жизни отрывки,
История сложена из многих кусков.
Будут проблемы: она не захочет,
Чтобы так просто забыли её.
Но ни к чему… пусть похлопочет…
К хорошему вряд ли приведёт это всё.

Размытые рамки последних свиданий -
Где целоваться, где нужно обнять…
Только избавьте...

Месяц вышел на прогулку,
Оглядел все свысока,
А в далеком переулке
Заблудилася Душа.

Месяц ей спешит на помощь,
Освещая Путь собой.
Заблудившуюся в полночь,
Он ведет ее Домой.

Скольким им, таким печальным,
Потерявшимся в Ночи,
Светлоликий друг мой дальний
Дал спасения ключи

"И серебряный месяц ярко над серебряным веком
стыл"
На сцене 3 группы:
символисты – в черных костюмах
акмеисты – строгая одежда


 футуристы – рубахи навыпуск, взлохмаченные.
Задник сцены:
 Плакат “Серебряный век русской поэзии”

Увеличенные обложки книг М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, В. Брюсова и др.
Звучит музыка Рахманинова
Ведущий 1.
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья –
Только прочь от своих могил.
По Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
Ведущий 2. Серебряный век! Что же это такое? Каковы его границы? О начале серебряного века говорить более
или менее легко. В научных трудах за начало обычно принимается середина 1890­х (Мережковский и ранний
Брюсов). А вторую границу следует отодвинуть к концу двадцатого столетия. Можно связать ее с выстрелом,
оборвавшим в 1921 году жизнь Н. Гумилева. Серебряный век – это, конечно же, не век в прямом понимании
этого слова, а период в несколько десятилетий, когда появилась группа поэтов, сумевших заявить о себе новым,
необычным творчеством.
Ведущий 1. Они были очень разные, поэты Серебряного века. Они жили сложной внутренней жизнью,
трагической и радостной, наполненной исканиями, чувствами, стихами.
Высвечиваются на сцене группы так, чтобы были видны названия на столах (“символисты”, “ акмеисты”,
“футуристы”).
Символист. Я считаю, господа, что поэзия – путь к высшему познанию Мира. И познание это может быть только
через символ. Вы читали последнюю работу Мережковского “О причинах упадка и о новых течениях в русской
литературе”?
Акмеист. А я вот что скажу, уважаемые символисты, если уж и говорить о новых течениях, то прежде всего речь
надо вести об акмеизме. Ну, зачем вам эти символы, мистика, потусторонний мир, когда вокруг нас столько
замечательного, земного. Запредельное нельзя постичь, сколь оригинальны ни были бы ваши попытки.
Символист. А зато сколь музыкальны наши стихи. Вот послушайте строчки К. Бальмонта. Звуки – сама музыка
(“Камыши”).
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят
Мелькают, мигают – и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Разве не прелесть?!

Акмеист. Я ничего не имею лично против К. Бальмонта, но согласитесь – пессимизм сплошной. И вообще мы в
объединении “Цех поэтов” отказались от мысли познать непознаваемое. Я согласен с Н. Гумилевым, С.
Городецким в том, что простой, вещный, предметный мир значителен сам по себе. И совсем зря нас обвиняет А.
Блок в том, что наше творчество “без божества, без вдохновения”. Да вы только послушайте (звучит
стихотворение Н. Гумилева “Жираф”).
Футурист. Слушал я вас, господа поэты, слушал и прямо скажу: Устал! Мережковский, Гумилев, Пушкин – там,
Лермонтов всех надо забыть, выбросить из головы. Наша поэзия – вот начало всех новых путей. Мы мечтаем о
неслыханной невиданной модели искусства. Это обновит дряхлеющий мир. Мы взрываем язык, вносим
дисгармонию в стихи! Послушайте одно из последних стихотворений Велимира Хлебникова.
Звучит стихотворение В. Хлебникова “О, рассмейтесь, смехачи!”
Символист. А вы еще говорите о нашей непонятной поэзии. У нас как раз все понятно, а здесь!!! В чем смысл?
Футурист. Так у вас, символистов, сплошная печаль: охи да ахи! А здесь предлагают смеяться. Не понравился
наш В. Хлебников, что ж! А вот И. Северянин вас покорит.
Звучит стихотворение “Увертюра” И. Северянин.
Ведущий 1. Да что вы все спорите?! А я вот знаю, что вас всех объединяет. Это стихотворения о любви. А у
символистов эта тема была вообще ведущей.
Символист. Неземная божественная любовь. Поиск вечной женственности вот о чем писал, например, А. Блок.
Из зала читают стихотворение А. Блока о любви (на выбор чтеца).
Акмеист. А наша Анна Ахматова пишет о любви земной. Пишет правильно.
Из зала читают стихотворение А. Ахматовой о любви (на выбор чтеца).
Футурист. А наш В. Маяковский вот выдал.
Из зала звучит стихотворение “Военно­морская любовь”
Акмеист. О любви писать легко. По крайней мере, всем разрешается. А наш
О. Мандельштам писал стихи о таком, о чем шептать нельзя было. Наказан, конечно, был. Когда его арестовали,
жена и дружившая с семьей А. Ахматова, сразу решили, что это за стихи о Сталине.
Из зала звучит стихотворение О. Мандельштама “Мы живем под собой, не чуя страны”.
Из зала звучит стихотворение М. Цветаевой “Моим стихам, написанным так рано”
(1913 г).
Ведущий 1. Простите, господа поэты, что­то я не могу вспомнить, чьи сейчас прозвучали стихи? Но это уже явно
не О. Мандельштам.
Ведущий 2. Да они и не знают, я думаю.
Акмеист. Почему же это мы не знаем Марину Цветаеву. Она не такая как все. Мы просто не можем ее вовлечь ни
в одну нашу группу, но от этого ее стихи не стали хуже. Послушайте.
Из зала звучат стихотворения М. Цветаевой:
“Мне нравится, что вы больны не мной…”
“Маме”
“Вчера еще в глаза глядел”
Ведущий 2. Все сдаюсь. И М. Цветаеву знаете, и стихи ее знаете! Я очень рад! И поэзию серебряного века
любите.
Ведущий 1. А вообще, если поговорить о поэзии, то можно вспомнить, что есть в ней необычное явление. Вот,
например, акростих. Поэты серебряного века чем только не увлекались! Характерен для них был и акростих.
Хотя явление в литературе это не новое. Державин был мастером таких забав. Вот у него (демонстрируется
плакат со строчками Державина)

Буду я петь Тебя как и пел
Отче благий! Как звать, не умею
Гусльми души звенеть как звенел,
Альфой начав, омегой немею.
(Г.Ф. Державин)
В XVII веке акростихи писали многие поэты. Но это больше считалось застольно­альбомной забавой. Но в XX
веке новое понимание акростиха.
Символистское время – это время предчувствий, активного переосмысления всех форм, понимания поэзии как
своего рода шифра. Кажется, велика важность запустить чье­либо имя по краю строки? Но в том­то и дело, что,
чем проще прочитать имя по краю, тем сложнее докопаться до смысла самого текста. Николай Гумилев упорно
вписывал в вертикаль имя
А.Ахматовой. У Б. Пастернака в двух акростихах имя Марины Цветаевой. Иннокентий, Анненский, Игорь
Северянин, Сергей Есенин, Сергей Городецкий и многие другие писали акростихи.
Ведущий 2. Хочется отдельно поговорить и о сонете. Напомню, что сонет это стихотворение из 14 строк,
обладающее канонической системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Среди различных видов
сонета выделяются два основных – итальянский и английский.
Итальянский состоит из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов).
Английский сонет состоит из трех четверостиший и заключительного двустишья. Среди других вариантов можно
отметить французский, отличающийся от итальянского особой рифмовкой в терцетах. Вот как раз он и имеет
важное значение для истории русского сонета.
Традиционные стилевые требования к сонету: возвышенная лексика и интонация, точные и редкие рифмы,
запрет на переносы и на повторения знаменательного слова в одном и том же значении. Все эти ограничения
обусловлены художественной целью сонета как интеллектуального жанра лирики.
Венок сонетов представляет собой цепь из 15 сонетов, где 14 стихотворений образуют кольцо, так как
последняя строка каждого сонета повторена в первой строке следующего, причем последняя строка
четырнадцатого стихотворения повторяет первую строку первого. Пятнадцатый сонет, называемый мадригалом,
состоит из первых строк всех четырнадцати остальных, в том порядке в каком они следуют друг за другом.
Венок сонетов также родился в Италии, а в современной форме сложился к концу XVII века. На начало XX века
приходится “золотой век” русского сонета. В творчестве В.Я. Брюсова, В.И. Иванова, И.Ф. Анненского, М.А.
Волошина, О.Э.Мандельштама, И. Северянина сонет приобрел разнообразие и свободу. Появляются сонеты­
акростихи, “безголовый” сонеты (с одним катреном), “хвостатые” (с лишним терцетом), “хромые” (написанные
строками неравной длины).
Особенной силы достигает искусство сонета в творчестве И.А. Бунина, где этот жанр отмечен ясностью языка,
отточенностью синтаксиса, безукоризненной четкостью мысли и прозрачностью интонации.
Из зала звучит сонет И. Бунина “В его стихах ­ веселая капель”.
Символист. А вот сонет В. Брюсова был написан на глазах у изумленной публики в кафе “Десятая муза” в мае
1918 года.
Из зала звучит стихотворение “Помни о смерти” В. Брюсова.
Акмеист. Ну, положим, с легкой руки В. Брюсова, любителя сонетов, он, сонет, становится достоянием и
акмеистов. Н. Гумилев и представители организации “Цех поэтов” предпочитали строгие традиционные формы.
Исключение составила разве что своевольная А.Ахматова. Из 16 сонетов два­три соответствовали принятым
нормам. Вот сонет
Н. Гумилева, любителя путешествий по дальним необычным странам. Отсюда и экзотические настроения в его
стихах, в том числе и сонетах. Познакомьтесь с одним из сонетов Н.Гумилева.
Из зала звучит сонет Н. Гумилева “Нас было пять…Мы были капитаны”.
Футурист. А мы вот все перестраиваем язык. Число правильных сонетов вообще резко изменилось. Распознать
классический сонет у футуристов часто было трудно. А вот у
И. Северянина интересно то, что свои сонеты он посвящал деятелям культуры и искусства. Таких сонетов у него
было более 100. Некоторые характеристики деятелей замечательно проницательны и объективны.