Христианские мотивы в поэме 12 блока. Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать. Особенности ритма в произведении символиста Блока

Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать». Александр Александрович Блок жил и творил на рубеже двух эпох - периода подготовки и осущест­вления революции. Он был последним великим по­этом завершающегося XIX в., и его именем открыва­лась новая страница мятежной российской истории.

Писать зрелые стихи Блок начинает к периоду пер­вой русской революции и последовавшей за ней реак­ции, а поэма «Двенадцать» была создана в 1918 г. За это время художественная манера, да и сама поэ­зия Блока претерпела большие изменения.

Сам поэт признавался, что его жизненный и твор­ческий путь был «среди революций». «Не может сердце жить покоем!» - восклицал он. Наступала переломная эпоха. Рушился старый, привычный и ненавистный мир, и Блок мастерски сумел отразить это в поэме «Двенадцать». Самое начало произведения настраи­вает читателей на борьбу, резким контрастом встают два мира - старый и нарождающийся.

Человеческие страсти и разбушевавшаяся стихия действуют в унисон, разрушая все отжившее, косное, олицетворяющее старый уклад:

Черное, черное небо.

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди…

Черная злоба, святая злоба…

Товарищ! Гляди В оба!

Как атрибуты отжившего, никчемного мира от­вергнуты «вития» и «долгополый поп», барыня и бур­жуй. Отряхивая с себя эти «осколки» погибшего об­щества, «идут двенадцать человек». Кто они - строители будущего или жестокие разрушители? Блок правдиво показывает этих бойцов.

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,

Кругом - огни, огни, огни…

В зубах - цигарка, примят картуз.

На спину б надо бубновый туз.

В поэме двенадцать глав, каждая из которых име­ет свой ритм, даже мелодию - от разгульно-кабац­кой песни в начале поэмы до чеканного, четкого рит­ма в конце.

Поэт осознает, что старый мир канул в вечность, возврата к нему нет.

Сама стихия с ее пронзительным ветром на сторо­не разрушителей.

Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой, вьюга, ой, вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

Снег воронкой завился,

Снег столбушкой поднялся…

Блок показывает революционную стихию как бес­сознательную, слепую силу, разрушающую не толь­ко ненавистный старый мир, но и простые человече­ские отношения. В этой круговерти гибнет Катька, но даже оплакать ее Петьке не дают:

Не такое нынче время.

Чтобы няньчиться с тобой!

Критика обвиняла Блока в том, что он увидел в ре­волюции только разрушительные начала, не видел и никакого созидания. Да, это самая таинственная его поэма. Почему впереди двенадцати идет Иисус Хрис­тос? Неужели поэт принял всю кровь революции?

Мне кажется, что это крестный путь Христа, его очередной раз распинают. Как же иначе понять и слова:

Кто там машет красным флагом?

Все равно тебя добуду.

Лучше сдайся мне живьем!

Эй, товарищ, будет худо,

Выходи, стрелять начнем!

Поэт отразил все увиденное, но отнюдь не принял эту вакханалию насилия. Образ Христа возник в по­эме сам собой - в этом было гениальное презрение Блока. Он призывал творцов революции обратиться к христианским заповедям, чтобы избежать того проклятия, которое они неизбежно на себя навлекут, продолжая путь кровопролития. Однако призыв авто­ра услышан не был, и расплачиваться за это приходит­ся многим поколениям наших соотечественников.

Центральный сюжет поемы «Двенадцать» очень прост: красногвардейский патруль идёт по зимней очной улице революционного
Петрограда. Но эта ночь, эта метель и пурга, в которой теряются встречные фигуры, невольно напоминают «Зимнюю ночь»
Пастернака:

И всё терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

В поэме Блока тоже горит своя свеча. Это – образ Христа. Христос Блока остаётся одной из загадок мировой литературы.
Прежде всего, бросается в глаза то, что он не исчезает во мгле подобно другим фигурам. Другая странность: Христос ведёт
один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.
Может быть это не Христос, а Антихрист? Сам Блок писал в своём дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что
красногвардейцы „недостойны“ Иисуса, который идёт с ними сейчас: а в том, что именно Он идёт с ними, а надо, чтобы
Другой».





быть, действительно и красногвардейцы казались апостолами, и вёл их, в его глазах, действительно подлинный Иисус Христос.
Сомнения в том, кто же всё-таки идёт во главе красногвардейцев, отразились и в самом облике этого персонажа. С одной
стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг, что даёт основания считать его Антихристом. Но на голове у
него «белый венчик из роз». Белый цвет всегда считался цветом мира. Вспомним Цветаеву:

Белизна – угроза Темноте.
Белый храм грозит гробам и грому.
Белый праведник грозит Содому
Не мечом – а лилией в щите.

Тема белизны подчёркивается и другими чертами блоковского Христа: он идёт «нежной поступью недвижной, Снежной
россыпью жемчужной». Но флаг всё-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с её самыми первыми
строками, подчёркивающими двойственность всего происходящего:

Чёрный вечер.
Белый снег.

Так кто же всё-таки шёл впереди красногвардейского отряда? И ещё вопрос: если все же Христос, то шли красногвардейцы за
ним или стреляли в него, как это предположил М. Волошин? Блок, наверное, так и не сумел до конца жизни найти ответы на
эти вопросы. Но в самом последнем своём стихотворении поэт обратился к самому главному для русского интеллигента
образу к самой святой идее – идее свободы:

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

Этим криком боли и – несмотря ни на что – надежды и закончился творческий и жизненный путь одного из самых
трагических «детей страшных лет Росси».

ды и закончился творческий и жизненный путь одного из самых
трагических «детей страшных лет Росси».
В том же 1918 году появилось произведение Сергея Булгакова «На пиру богов», написанное в виде диалогов платоновского
типа. Один из участников диалогов, Беженец, сравнивает двенадцать красногвардейцев из поэмы Блока с апостолами: «Ведь
там эти 12 большевиков, растерзанные и голые душевно, в крови, „без креста“, в другие двенадцать превращаются. Знаете,
кто их ведёт?». И беженец декламирует последние четверостишие поемы. Но дальше он говорит, что Блок «кого-то видел,
только, конечно, не Того, кого он назвал, но обезьяну самозванца», то есть Антихриста. И всё же самому Блоку, может
быть, действительно и красногвардейцы казались апостолами, и вёл их, в его глазах, действительно подлинный Иисус
Христос.

Поэма Блока “Двенадцать” и по сей день вызывает множество споров. Полифоничность ее звучания, множественность концепций восприятия – все это делает поэму загадкой для читателя. Но основным вопросом для читателей поэмы можно обозначить вопрос о Христе – образ Христа вызвал множество споров. Сам поэт не смог однозначно определиться с ответом. Первоначально он считал: “Да, именно Иисус Христос”. Потом этот образ был переосмыслен автором: ни Христос, ни Антихрист, кто-то третий.
При всем этом поэма пронизана христианскими мотивами.

Наиболее очевидный пример – это образ двенадцати. Поэма недаром названа “Двенадцать”. Это число – один из наиболее крупных ее символов. В поэме 12 глав, в значение этого числа можно включить и двенадцать апостолов, и лихое разбойничье начало – 12 разбойников. Для читателя времен Блока само название поэмы “Двенадцать” могло предположить наличие образа Христа. Ведь число 12 – число апостолов, учеников Христа.
Образ Христа – самый сложный символ в поэме. Исус Христос, оказавшийся впереди двенадцати бойцов, вызвал немало критических отзывов. Более 70 лет с момента создания поэмы считалось, что в этом эпизоде 12 апостолов нового мира во главе с Исусом Христом идут делать мир.
Современные исследователи обращают внимание на последовательность событий: позади паршивый пес, впереди Исус Христос. Считается, что в этих строках отразился процесс исторического движения. Пес символизирует прошлое, старый мир. Идущие двенадцать бойцов – настоящее, а Исусc Христос – будущее, цель, к которой должна прийти Россия. Надвьюжная поступь Христа также является символичной. Вьюга рассматривается как символ эпохи, Исус Христос существует на ином уровне, над вьюгой. Его присутствие указывает на высший смысл событий. Двенадцати это недоступно. Но он присутствует – значит, люди не оставлены Богом, а происходящее имеет некий высший смысл.
К христианским мотивам можно отнести и событийный ряд поэмы. В основу сюжета положена любовная история. Это отношения Катьки и Петрухи, и его попытка расправиться с Ванькой. Катька была случайно убита Петрухой, когда тот собирался уничтожить Ваньку.
Ванька, убив Катьку, говорит:
– Ох, товарищи, родные, Эту девку я любил. Ночки черные, хмельные С этой девкой проводил.
То есть в поэме присутствует классический христианский мотив греха и покаяния. Но покаяние это недолго – революционная пучина засасывает вглубь.
Этот драматичный эпизод поэмы может быть расценен и в более широком плане. Случайное убийство Катьки отражает Блоковское понимание революции, в которой чаще всего гибнет невинный человек.
Россия предстает в поэме потерявшей нравственные ориентиры, охваченной темными страстями и вседозволенностью. Но возникает ощущение, что в этих ужасах революционного времени Блок видит очищение России. То есть сложные годы страны – нечто вроде чистилища. Погрузившись на самое дно, практически в ад, Россия обязательно воспрянет, очистившаяся через страдание. И в этом тоже заключается христианский мотив: очищение через страдание.
Итак, можно сказать, что поэма А. Блока “Двенадцать” пронизана христианскими мотивами. 20
Небольшая поэма Блока благодаря наличию в ней многозначных, символичных деталей поражает глубиной прозрения. Поэт воспринял революцию не как победу пролетариата, а как духовное, нравственное обновление. И в своей поэме он говорит о существовании у революции врагов, которых она должна уничтожать. Но конкретно обозначить их не удается. В поэме выражена тревога о том, что где-то есть враги, и это ощущается теми, кто утверждает на земле революцию. А раз есть ощущение, то и враг вскоре будет найден. История нашей страны показала правоту поэта. “Враги” отыскались даже среди большевиков, и на их методичное уничтожение ушло не одно десятилетие.
Блок сам стал жертвой революции, которую принял всем сердцем: большевики не дали ему разрешения на проезд в Финляндию на лечение. Обновления и просветления, воспетого в поэме Блоком, в сущности, не произошло. Революция не оправдала ожиданий поэта.

  1. Пейзаж лирической драмы “Незнакомка” (1906), по словам биографа Блока, был “навеян метаньями по глухим углам петербургской стороны”. Пивная, изображенная в “Первом издании” пьесы, помещалась на углу Гесперовского проспекта и Большой...
  2. Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” (1901-1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на “новую поэзию”, которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной...
  3. Обрамленность в композиции способствует тематической и художественной завершенности произведения, его идейной ясности. Обычно это символическая деталь, на которой держится сюжет. Такую роль играет повторенная в начале и в конце стихотворения...
  4. Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров – в эпоху подготовки и осуществления Октябрьской революции. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические изыскания...
  5. .Трагический тенор эпохи. А. Ахматова Существует такое расхожее представление, что слова “любовь” и “символизм” являются едва ли не абсолютными синонимами. Основанием для такого мнения служит как принадлежность большинства символистов (Зинаида...
  6. Поэма “Двенадцать” – непосредственный отклик Блока на свершившуюся революцию. Написав ее, поэт записал в дневни­ке: “Сегодня я гений”. Поэма значительно отличается по стилю от всего, что было создано Блоком. В...
  7. Вот прочитано в классе стихотворение “Незнакомка”. Первое же четверостишие с беспощадной реалистичностью воспроизводит неприглядность, почти безобразность действительности. Чтобы углубить эмоционально-эстетическую оценку поэзии Блока, обратимся к анализу особенностей стихотворной речи. Четырехстопный...
  8. Переделать все. Устроить так, чтобы все стало Новым; чтобы лживая, грязная, скучная, Безобразная наша жизнь стала справедливой, Чистой, веселой и прекрасной жизнью. А. Блок Великий русский поэт Александр Блок еще...
  9. Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру...
  10. В стихотворении описан трагический случай – самоубийство молодой женщины, Но ограничивать только этим значение одною из шедевров лирики Блока не станет, вероятно, ни одни десятиклассник. Перед нами раскрывается во всем...
  11. Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались – поколочу! А. Блок По мере становления А. Блока как поэта, изменения его отношения к жизни, менялась и...
  12. Мечтатель-поэт устремится к Прекрасному, будет искать веры в способность красоты переродить мир. И найдет этот мотив в “Незнакомке”. Стихотворение “О, весна без конца и без краю” (1908) в какой-то мере...
  13. Исходный пункт художественной идеи драмы “Роза и Крест” – синтетическая и в высшей степени сложная блоковская концепция сущности искусства и его роли в жизни, основанная на трагическом осознании противоречивости соотношения...
  14. Черный вечер, Белый снег. Ветер, ветер! А. Блок А. Блок – замечательный, величайший поэт, которому суждено было жить и творить в переломное время, на ру­беже двух эпох. Он признавался, что...
  15. Поэма “Двенадцать” формально не входит в блоковскую “трилогию”, но, связанная с ней многими нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути. “Во время и после окончания “Двенадцати”,- свидетельствовал...
  16. Цикл “На поле Куликовом” – лучшее, что написал Блок о родине, о ее истории и современности, о подвиге служения своей стране. Герой цикла – это борец, воин времен Куликовской битвы...
  17. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои. Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви. А. Блок Все сомнения, колебания и приступы отчаяния, свойственные Блоку, отступали перед спасительной верой...
  18. Поэму Блока “Двенадцать” долгое время считали произведением, посвященным исключительно Октябрьской революции, не воспринимая того, что скрыто за символами, не придавая значения тем вопросам, которые были затронуты в нем автором. Многие...
  19. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю свою жизнь. Из письма А. Блока к К. С. Станиславскому Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах! Муза Пушкина,...
  20. В творчестве Блока любовь выступает как чувство, соединяющее мир реальности и мир мечты, идеальный мир. В “Стихах о Прекрасной Даме” поэт воспевает девушку – “молодая, с золотой косою, с ясной,...

Сочинение.

Христианские мотивы в поэме А.А. Блока «Двенадцать»

И вот тут возникает самый сложный вопрос, который мучит читателей блоковской поэмы и сейчас, как мучил три четверти века назад: как мог А. Блок прославить этот разбой и разгул, это уничтожение, в том числе и уничтожение культуры, в которой он был воспитан и носителем которой был он сам? Многое в позиции А. Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитан в традициях русской интеллигентской культуры XIX века с присущими ей идеями «народопоклонства» и ощущением вины интеллигенции перед народом. Поэтому разгул революционной стихии, который приобретал подчас такие уродливые черты, как, например, упомянутые поэтом разгромы винных погребов, грабежи, убийства, уничтожение барских усадеб со столетними парками, поэт воспринимал, как народное возмездие, в том числе и интеллигенции, на которой лежат грехи отцов. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности — такой предстает Россия в поэме «Двенадцать». Но в том страшном и жестоком, через что предстоит ей пройти, что она переживает зимой 18-го года, А. Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад, в преисподнюю, но в этом же — ее очищение. Россия должна миновать это страшное; погрузившись на самое дно, вознестись к небу. И именно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме — образ, который появляется в финале, Христос. О финале этом и образе Христа написано бесконечно много. Трактовали его очень разнообразно. В исследованиях прошлых лет звучало вольное или невольное (вернее, часто подневольное) стремление объяснить появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием А. Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев. Сегодня уже нет нужды доказывать закономерность и глубоко продуманный характер этого финала. Да и предугадывается образ Христа в произведении с самого начала — с названия: для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы — это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идет путем «надвьюжным», а в лексическом строе поэмы после намеренно сниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные для А.Блока:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз

Впереди — Иисус Христос».

На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А.Блока в грядущее воскресение России и воскресение человеческого в человеке. Борьба миров в произведении — это прежде всего борьба внутренняя, преодоление в себе темного и страшного.

Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы — столкновение добра и зла, будущего и прошлого в самих людях. На авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувствует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового человека? Революция Блока — революция с человеческим лицом, а не кровавая вакханалия. Революция Блока несет добро и справедливость.

Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христианском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не «голытьбу», а революционный народ, идущий в будущее «державным шагом»

В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, «пролетарским» писателем или «выходцем из низов», Блок принял революцию, но принял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию.

Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру. Революция — это возмездие бывшему господствующему классу, оторванной от народа интеллигенции, рафинированной, «чистой», в значительной степени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.

Поэма Блока «Двенадцать» и по сей день вызывает множество споров. Полифоничность ее звучания, множественность концепций восприятия - все это делает поэму загадкой для читателя. Но основным вопросом для читателей поэмы можно обозначить вопрос о Христе - образ Христа вызвал множество споров. Сам поэт не смог однозначно определиться с ответом. Первоначально он считал: «Да, именно Иисус Христос». Потом этот образ был переосмыслен автором: ни Христос, ни Антихрист, кто-то третий.

При всем этом поэма пронизана христианскими мотивами. Наиболее очевидный пример - это образ двенадцати. Поэма недаром названа «Двенадцать». Это число - один из наиболее крупных ее символов. В поэме 12 глав, в значение этого числа можно включить и двенадцать апостолов, и лихое разбойничье начало - 12 разбойников. Для читателя времен Блока само название поэмы «Двенадцать» могло предположить наличие образа Христа. Ведь число 12 - число апостолов, учеников Христа.

Образ Христа - самый сложный символ в поэме. Исус Христос, оказавшийся впереди двенадцати бойцов, вызвал немало критических отзывов. Более 70 лет с момента создания поэмы считалось, что в этом эпизоде 12 апостолов нового мира во главе с Исусом Христом идут делать мир.

Современные исследователи обращают внимание на последовательность событий: позади паршивый пес, впереди Исус Христос. Считается, что в этих строках отразился процесс исторического движения. Пес символизирует прошлое, старый мир. Идущие двенадцать бойцов - настоящее, а Исус Христос - будущее, цель, к которой должна прийти Россия. Надвьюжная поступь Христа также является символичной. Вьюга рассматривается как символ эпохи, Исус Христос существует на ином уровне, над вьюгой. Его присутствие указывает на высший смысл событий. Двенадцати это недоступно. Но он присутствует - значит, люди не оставлены Богом, а происходящее имеет некий высший смысл.

К христианским мотивам можно отнести и событийный ряд поэмы. В основу сюжета положена любовная история. Это отношения Катьки и Петрухи, и его попытка расправиться с Ванькой. Катька была случайно убита Петрухой, когда тот собирался уничтожить Ваньку.

Ванька, убив Катьку, говорит:

Ох, товарищи, родные, Эту девку я любил... Ночки черные, хмельные С этой девкой проводил...

То есть в поэме присутствует классический христианский мотив греха и покаяния. Но покаяние это недолго - революционная пучина засасывает вглубь.

Этот драматичный эпизод поэмы может быть расценен и в более широком плане. Случайное убийство Катьки отражает Блоковское понимание революции, в которой чаще всего гибнет невинный человек.
Россия предстает в поэме потерявшей нравственные ориентиры, охваченной темными страстями и вседозволенностью. Но возникает ощущение, что в этих ужасах революционного времени Блок видит очищение России. То есть сложные годы страны - нечто вроде чистилища. Погрузившись на самое дно, практически в ад, Россия обязательно воспрянет, очистившаяся через страдание. И в этом тоже заключается христианский мотив: очищение через страдание.

Итак, можно сказать, что поэма А. Блока «Двенадцать» пронизана христианскими мотивами. 20

Небольшая поэма Блока благодаря наличию в ней многозначных, символичных деталей поражает глубиной прозрения. Поэт воспринял революцию не как победу пролетариата, а как духовное, нравственное обновление. И в своей поэме он говорит о существовании у революции врагов, которых она должна уничтожать. Но конкретно обозначить их не удается. В поэме выражена тревога о том, что где-то есть враги, и это ощущается теми, кто утверждает на земле революцию. А раз есть ощущение, то и враг вскоре будет найден. История нашей страны показала правоту поэта. «Враги» отыскались даже среди большевиков, и на их методичное уничтожение ушло не одно десятилетие.

Блок сам стал жертвой революции, которую принял всем сердцем: большевики не дали ему разрешения на проезд в Финляндию на лечение. Обновления и просветления, воспетого в поэме Блоком, в сущности, не произошло. Революция не оправдала ожиданий поэта.