Х н батюшков биография краткая. Батюшков Константин Николаевич – краткая биография. Адреса в Вологде

В благополучной дворянской семье в Вологде 18 мая 1787 года родился мальчик Костя - Константин Батюшков. Его детство было бы безоблачным, если бы не ранняя смерть матери. Оно проходило в уютном имении отца. У мальчика были няни, гувернеры и домашние учителя, так что воспитание и образование ребенка было хорошо организовано.

С младенческого возраста его приучали к чтению книг, поощряли любознательность, тягу к знаниям. Дома говорили не только по-русски, но и очень свободно - по-французски. Впрочем, так было в то время в любой дворянской семье. Поэтому мальчик, разумеется, говорить начал на обоих языках.

Потом его определяли в петербургские частные пансионы (1797 - 1802), где Константин в совершенстве овладел несколькими иностранными языками, углубился в изучение литературы, античной культуры, познакомился с основами философии и сам стал писать стихи. Воспитанием Константина в этот период руководил его дядя М. Н. Муравьев - писатель и общественный деятель, отец будущих декабристов. Мальчик любил своего покровителя и доверял ему, и под его влиянием, с юных лет был охвачен горячим и благородным стремлением к усовершенствованию мира.

Первые шаги Батюшкова в литературе

Служа в Министерстве народного просвещения, где работали и некоторые молодые писатели, Батюшков познакомился с Н. И. Гнедичем и подружился с ним. Эта дружба также оказала влияние на формирование юного поэта. Оба они были живо заинтересованы античностью, ее культурой, а особенно поэзией. Благодаря Николаю Гнедичу, впоследствии прославившемуся классическим переводом «Илиады» Гомера, Батюшков стал участником Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, тогда же впервые опубликовал свои стихи в московском журнале «Новости русской литературы». Тогда казалось, что путь в литературу открыт и теперь только ей будет посвящена жизнь молодого поэта.

На войне с Наполеоном

Но в Европе началась война с Наполеоном. Россия в качестве союзника участвовала в борьбе с французами. Охваченный патриотическими порывами, в 1807 г. Батюшков добровольцем вступил в ополчение. Участвуя в бою под Гейльсбергом (Пруссия), он был тяжело ранен и направлен на лечение в Ригу. После выздоровления он вновь направился на войну, но в этот раз на русско-шведскую, в Финляндию.

Там он вновь показал себя бесстрашным и верным долгу воином. Но интересно, что в статье «Из писем русского офицера о Финляндии», написанной тогда Батюшковым, читатель нашел чудесные описания красот северной природы - и только. Он писал о крае синих озер и скал, об угрюмости густых лесов, об удивительной изменчивости цвета финского неба. У него и под военной формой трепетало чувствительная душа поэта.

Начало . Батюшков пропустил из-за болезни. Но потом вновь поменял перо на оружие. После бегства наполеоновской армии, он увидел опустошенную Москву и во второй раз отправился на войну с Наполеоном, участвовал в историческом сражении под Лейпцигом, вступил в Париж в составе русской армии, был свидетелем капитуляции в столице Франции.

Литературная деятельность Батюшкова

В перерывах между войнами Батюшков сошелся в общих интересах и занятиях с , Н. Карамзиным, В. Пушкиным (дядей великого поэта), П. Вяземским. Он вступил в литературную дискуссию с группой А. Шишкова, насаждавшей в литературе вымершие формы русской речи. Константин Николаевич отверг их идеи, утверждая, что литературный язык должен быть естественным и свободным для раскрытия живых чувств.

Об этом он написал свою знаменитую сатиру «Видение на берегах Леты», после которой Батюшков стал предметом споров в литературных кругах. О нем говорили как о многообещающем таланте. Потом были годы, наполненные интенсивной работой на литературной ниве. Он вступил в группу «Арзамас», написал программную «Речь о влиянии легкой поэзии на язык», исторические и философские элегии, такие как «Переход через Неман», «Умирающий Тасс» и несколько других, выпустил «Опыты в стихах и прозе». Это утвердило поэта в первых рядах деятелей русской словесности.

Болезнь и смерть Батюшкова

А потом все закончилось для поэта. Его подкосила наследственная болезнь (мать умерла от психического заболевания). О литературной деятельности уже не могло быть речи. Его долго лечили, четыре года он находился в клинике для душевнобольных. Но когда надежды на выздоровление не осталось, Батюшкова перевезли на родину, в имение отца. В таком беспомощном состоянии он прожил там еще больше двадцати лет. Но и в своем сумасшествии он был углубленным в себя, тихим мечтателем, говорящим о красоте итальянского языка, об искусстве и природе. Умер от тифа в июле 1855 г.

Константин Батюшков – выдающийся русский поэт, который придал стихотворному языку особую гармонию и гибкость.

Батюшков является одним из первых, кто ввел в русскую поэзию множество наработок, которые были признаны классическими еще при его жизни.

В этот период биографии, Батюшкова особенно интересовала французская и русская . Одновременно с этим он изучал латынь, а также увлекался древнеримской классикой.

Находясь в Петербурге, Батюшков познакомился с выдающимся русским поэтом .

Интересен факт, что Константин Батюшков приходился родственником сенатору и общественному деятелю Михаилу Муравьеву, который помог ему устроиться на службу в Министерство народного просвещения.

Прослужив там около 3-х лет, 18-летний Батюшков начал работать письмоводителем при министерстве просвещения.

В 1807 г. Константин Батюшков записался в народное ополчение, после чего отправился в Прусский поход.

В одном из боев он был ранен и отправлен на лечение в Ригу. Спустя 2 месяца ему разрешили уехать домой.

Находясь в Риге, Константин познакомился с девушкой Эмилией, в которую сразу же влюбился.

И хотя их отношения не имели продолжения, вспыхнувшие чувства позволили Батюшкову сочинить первые в своей биографии стихи – «Воспоминания 1807 года» и «Выздоровление».

Война и психическая травма

В 1808 г. Батюшков принимает решение отправиться добровольцем на войну со Швецией. Этот патриотический порыв сильно повлияет на последующую судьбу поэта.

Потеряв на поле брани многих боевых товарищей и увидев, что собой представляет подлинное лицо смерти, он взял отпуск и уехал в гости к сестрам в деревню Хантаново.

В этот период биографии Батюшков стал совершенно другим человеком. Он был чрезвычайно эмоциональным и впечатлительным. Порой с ним случались галлюцинации.

Интересен факт, что во время переписки с Гнедичем, Батюшков однажды признался, что если проживет еще лет 10, то, наверное, сойдет с ума.

Однако на помощь юноше, получившему психологическую травму на полях сражений, всегда приходили друзья и родственники, делавшие все возможное, чтобы как-то успокоить и ободрить его.

В 1809 г. Константину Николаевичу удалось познакомиться с и , которые произвели на него потрясающее впечатление.

В скором времени ему помогли устроиться в Публичную библиотеку помощником хранителя манускриптов. Интересен факт, что одним из его сослуживцев был известный .

Война с Наполеоном

Значение Батюшкова в истории русской литературы и главная заслуга его заключается в том, что он много потрудился над обработкой родной поэтической речи и придал русскому стихотворному языку такую гибкость, упругость и гармонию, каких ещё не знала до тех пор русская поэзия.

По мнению Белинского, совершенство пушкинского стиха и богатство поэтических выражений и оборотов было в значительной мере подготовлено трудами Жуковского и Батюшкова.

Произведения Батюшкова

Батюшков постоянно совершенствовал свой слог. Над каждым словом он трудился долго, упорно и мучительно. Однажды он написал: «Я слишком много переправляю. Этой мой порок или добродетель?» .

Вот краткий список самых известных произведений Константина Батюшкова.

1. Элегии

«Привидение. Из Парни», «Надежда», «Мой гений», «Таврида», «К другу», «Элегия», «Беседка муз», «Есть наслаждение и в дикости лесов»,

2. Послания

«Мои Пенаты» и «К Дашкову».

3. Циклы антологических стихов

«Из греческой антологии», «Подражания древним».

4. Очерки и статьи

«Прогулка по Москве», «Прогулка в Академию художеств», «Нечто о поэте и поэзии», «Ариост и Тасс», «Петрарка», «О лучших свойствах сердца», «Нечто о морали, основанной на философии и религии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык».

Болезнь Батюшкова

Вскоре в биографии Батюшкова начались тяжелые дни. У него появилась мания преследования. Поэту казалось, что его везде преследуют тайные враги.

Интересен факт, что подобная болезнь была и у одной из его сестер – Александры.

Когда Батюшкову исполнилось 30 лет, из жизни ушел его отец. Это привело к тому, что он начал подолгу думать о смысле жизни и размышлять над религиозными вопросами.

В период биографии 1819-1821 гг. Батюшков был членом дипломатической миссии в Неаполе. Италия произвела на него неизгладимое впечатление, однако он постоянно тосковал по .

В это время с ним случается нервный срыв, после чего у поэта начинают проявляться ярко выраженные признаки шизофрении. В это время им было написано стихотворение «Завещание Мельхиседека».

С каждым месяцем Константину Батюшкову становилось все хуже. Мнимые преследования сделали жизнь писателя и окружавших его людей невыносимой. В итоге его положили в психиатрическую больницу.

После 4 лет лечения его отправили в .

Однажды к Батюшкову в гости приехал Александр Пушкин, который был потрясен ужасным видом поэта. Спустя некоторое время Пушкин напишет знаменитое стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума».

Смерть

Последние 22 года жизни больной провел в доме своего племянника. Константин Николаевич Батюшков умер от тифа 7 июля 1855 г. в возрасте 68 лет. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре.

Если вам понравилась краткая биография Батюшкова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Русский поэт. Глава анакреотического направления в русской лирике ("Веселый час", "Мои пенаты", "Вакханка"). Позже пережил духовный кризис ("Надежда", "К другу"); в жанре элегии — мотивы неразделенной любви ("Разлука", "Мой гений"), высокий трагизм ("Умирающий Тасс", "Изречение Мельхиседека").

Биография

Родился 18 мая (29 н.с.) в Вологде в родовитой дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении — селе Даниловском Тверской губернии. Домашним воспитанием руководил дед, предводитель дворянства Устюженского уезда.

С десяти лет Батюшков обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками.

С 1802 жил в Петербурге в доме своего дяди М. Муравьева, писателя и просветителя, сыгравшего решающую роль в формировании личности и таланта поэта. Он изучал философию и литературу французского Просвещения, античную поэзию, литературу итальянского Возрождения. В течение пяти лет служил чиновником в Министерстве народного просвещения.

В 1805 дебютировал в печати сатирическими стихами "Послание к стихам моим". В этот период писал стихи преимущественно сатирического жанра ("Послание к Хлое", "К Филисе", эпиграммы).

В 1807 записался в народное ополчение; его часть была отправлена на место военных действий против Наполеона в Пруссию. В сражении под Гейльсбергом был тяжело ранен и эвакуирован в Ригу, где находился на излечении. Затем перебрался в Петербург, где перенес тяжелую болезнь и по выздоровлении вернулся в полк. Весной 1808, выздоровев, Батюшков отправился в войска, действовавшие в Финляндии. Свои впечатления отразил в очерке "Из писем русского офицера в Финляндии". Выйдя в отставку, целиком посвящает себя литературному творчеству.

Сатира "Видение на берегах Леты", написанная летом 1809, знаменует собой начало зрелого этапа творчества Батюшкова, хотя была опубликована только в 1841.

В 1810 — 1812 активно сотрудничает в журнале "Драматический вестник", сблизился с Карамзиным, Жуковским, Вяземскими другими литераторами. Появились его стихотворения "Веселый час", "Счастливец", "Источник", "Мои Пенаты" и др.

Во время войны 1812 года Батюшков, из-за болезни не ушедший в действующую армию, испытал на себе "все ужасы войны", "нищету, пожары, голод", что позже нашло свое отражение в "Послании к Дашкову" (1813). В 1813 — 14 участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Впечатления войны составили содержание многих стихов: "Пленный", "Судьба Одиссея", "Переход через Рейн" и др.

В 1814 — 1817 Батюшков много ездил, редко оставаясь на одном месте более полугода. Пережил тяжелый духовный кризис: разочарование в идеях просветительской философии. Нарастали религиозные настроения. Его поэзия окрашивается в печальные и трагические тона: элегия "Разлука", "К другу", "Пробуждение", "Мой гений", "Таврида" и др. В 1817 вышел сборник "Опыты в стихах и прозе", включивший в себя переводы, статьи, очерки и стихи.

В 1819 уехал в Италию по месту новой службы — он назначен чиновником при неополитанской миссии. В 1821 им овладела неизлечимая психическая болезнь (мания преследования). Лечение в лучших европейских клиниках не увенчалось успехом — Батюшков уже не вернулся к нормальной жизни. Его последние двадцать лет прошли у родственников в Вологде. Умер от тифа 7 июля (19 н.с.) 1855. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре.

(18.05.1787 – 7.07.1855)

Константин Николаевич Батюшков – прозаик, литературный и художественный критик, переводчик, член литературного кружка «Арзамас», почетный член Вольного общества любителей российской словесности».

Константин Батюшков родился в Вологде 18 мая 1787 года. Отец поэта, Николай Львович (1752-1817), прокурор 2-го департамента Вологодского верхнего земского суда, с 1790 года – губернский прокурор, принадлежал к старинному дворянству. Мать, Александра Григорьевна (?-1795), происходила из рода Бердяевых, предки поэта по материнской линии поселились на вологодских землях в начале XVII века.

Судя по тому, что Константина и его младшую сестру Варвару, родившуюся в ноябре 1791 года, крестили в церкви Святой великомученицы Екатерины, что во Фроловке, первый вологодский адрес Батюшкова следует искать в приходе этой церкви, находившейся на пересечении современных улиц Герцена и Предтеченской. В начале лета 1792 года семья переехала в Вятку, на место нового назначения Н.Л. Батюшкова. Двухлетнее (с начала лета 1792 по 25 мая 1794) пребывание Константина в Вятке зафиксировано в документах Государственного архива Кировской области (Ф. 237. On. 71. Ед. хр. 76. Л. 89; Ед. хр. 79. Л. 97). Здесь, в Вятке, не ранее лета 1793 года началась тяжелая душевная болезнь Александры Григорьевны. Матери Константин лишился в восьмилетнем возрасте.

Знания, полученные им в петербургских пансионах Жакино и Триполи, пополнялись обширным чтением. Главным событием 1802 – 1806 годов, оставившим глубокий след в жизни юноши, стало общение с двоюродным дядей, поэтом М.Н. Муравьевым (1757-1807), которому Батюшков был «обязан всем»: глубоким интересом к античности и итальянской литературе, потребностью в постоянной духовной работе над собой. Под влиянием этого благородного наставника сформировались литературные вкусы Батюшкова и сложилась его «маленькая» философия: смысл жизни заключается в любви к ней, в наслаждении ее радостями и одновременно – в способности к самопожертвованию; счастье немыслимо без ощущения чистой совести, а «благосостояние общества», «сила гражданственности» могут быть основаны только на «добре».

Стихотворения «Совет друзьям», «Веселый час», «Ответ Гнедичу», «Элизий», «Мои Пенаты» создали Батюшкову репутацию «российского Парни», «сына неги и веселья» (А.С. Пушкин), «певца любви и забавы» (П.А. Вяземский). Поэтический мир Батюшкова 1803-1812 годов строился по контрасту с действительным. Это было бегство в мечту о красоте и полноте бытия, о сильной, яркой, цельной личности, о гармонии в отношениях человека и мира.

К.Н. Батюшков был участником похода в Пруссию (1807), шведской кампании (1808-1809), заграничного похода русской армии (1813-1814). Он кавалер орденов Святой Анны III и II степеней за «отличную храбрость» в сражении при Гейльсберге (1807) и под Лейпцигом (1813).

Отечественная война 1812 года разрушила его «маленькую» философию. Поэт не разделял настроения воодушевления, подъема общественной активности и ожидания перемен, охвативших русское общество после завершения кампании. Война повергла его в тяжелый кризис: ведь «море зла» («нищету, отчаяние, пожары, голод») России принесли французы; «просвещенный народ Европы» оказался «варваром». Светлый эпикуреизм ранних стихов сменился мрачным пессимизмом («К Дашкову», «Элегия», «К другу», «Умирающий Тасс»). Обреченный на сомнения, разочарования и утраты близких, поэт не находил на земле того, что «вечно чисто, непорочно». «Мир лучший» существовал теперь для него «за гробом». Новая философия Батюшкова основывалась на «истинах Евангелия».

Трагической оказалась и судьба поэта. Опубликованные в 1817 году «Опыты в стихах и прозе» (в двух частях) стали единственной книгой Батюшкова. Его литературному дарованию не суждено было раскрыться в полной мере. Убежденный в том, что «поэзия требует всего человека», Батюшков не мог посвятить всего себя литературе. Не имея достаточных средств, он принужден был служить. Поэзия мешала служебной карьере, служба - поэзии... Это противоречие неизбежно вело к глубокой неудовлетворенности собой, своей поэзией, рождало сомнения в своем таланте и «душевную пустоту». Состояние внутреннего разлада усугублялось чувствительностью натуры, обостренным самолюбием, слабостью здоровья и предчувствием надвигающейся трагедии («Если я проживу еще десять лет, то сойду с ума...»). Первые симптомы душевной болезни обнаружились в 1822 году. Четыре года (1824-1828) Батюшков провел в психиатрической лечебнице в Зоннснштейне (Саксония), потом почти пять лет (с августа 1828) его лечили в Москве. Но безуспешно...

В марте 1833 года племянник поэта Г.А. Гревенс перевез его в Вологду. Здесь Батюшков прожил 22 года: сначала (с 1833 по 1844) отдельно от своих родственников в доме священника П. В. Васильевского (приход церкви Иоанна Предтечи в Рошенье, ныне – Советский проспект, 20), потом (с 1845 по 1855) в семье племянника и опекуна. С 1983 года две комнаты бывшей служебной квартиры Г. А. Гревенса в здании удельной конторы (Малая Благовещенская, ныне – улица Батюшкова, 2) занимает музей К.Н. Батюшкова. Поэт скончался 7 июля 1855 года, местом его упокоения стал Спасо-Прилуцкий монастырь.

«...Колыбель и могила знаменитого Батюшкова тесно сольются с существованием Вологды», – писали «Вологодские губернские ведомости» 6 августа 1855 года. После изменения административных границ на территории Вологодской области оказались две родовые усадьбы: в батюшковское Даниловское (недалеко от Устюжны) Константин Николаевич приезжал навестить отца, в бердяевском Хантаново (в 33 километрах от Череповца) он бывал в 1808, 1809, 1811, 1815, 1816-1817 годах. Иногда обстоятельства задерживали его там на полгода. Здесь были написаны «Видение на берегах Леты», «Мои Пенаты», «Беседка муз», «Умирающий Тасс» и подготовлены к изданию «Опыты в стихах и прозе». С материнским Хантановым в сознании поэта всегда связывалось ощущение «древних Пенатов», «верного приюта», своего дома, о котором он мечтал всю жизнь.

«Маленьким», «бесполезным для общества и для себя» представлялось Батюшкову собственное дарование. Время опровергло эти суровые самооценки. Батюшков создал лирику нового типа, ориентированную на решение новых задач: «изображение современного человека и современного мира», «лирическое выражение личности» (И.М. Семенко). Это художественное открытие явилось результатом глубокого переосмысления роли «легкой поэзии» (то есть малых лирических жанров): по своей значимости она была уравнена с «высокой».

Батюшков был не только «предтечей Пушкина» (В.Г. Белинский). Как живое начало, как конструктивный элемент, способствующий обновлению литературы, батюшковская традиция присутствует в лирике Е. Баратынского, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, И. Анненского, А. Ахматовой, О. Мандельштама и других русских поэтов.

Электронный ресурс о К.Н. Батюшкове на сайте ВОУНБ.

Плюсануть

О Батюшкове Константине Николаевиче

  • Отец его, Николай Львович, в юношеских годах был привлечен к следствию по делу своего дяди, Ильи Андреевича, который составил в 1770 г. заговор с целью возвести на престол цесаревича Павла. Из-за этих событий Николай Львович был удален из военной службы и поселился в своей родовой деревне – сельце Даниловском Бежецкого уезда Новгородской губернии. С юности уязвлённый незаслуженной опалой, отец Батюшкова был человеком неуравновешенным, мнительным и тяжелым.
  • Константин Николаевич был пятым ребёнком и первым сыном, младшим из детей отца от его первого брака с Александрой Григорьевной Бердяевой.
  • Мать заболела (сошла с ума), когда сыну исполнилось 6 лет; вскоре, в 1795 году, она умерла и была похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. По наследству её душевная болезнь перешла к Батюшкову и его старшей сестре Александре.
  • Детские годы Батюшкова были омрачены психической болезнью и ранней смертью матери.
  • Батюшков полюбил красивую девушку – Анну Фурман. Он решил жениться на ней, и девушка с покорностью склонилась перед решением близких ей людей, и можно было считать, что она согласна. Однако Батюшков чутким сердцем влюбленного догадался, что согласие свое Анна дала против собственного желания. И он отказался от этого брака. «Не иметь отвращения и любить – большая разница. Кто любит, тот горд». Пережив крушение своих надежд, Батюшков, которого уже несколько лет назад преследовали галлюцинации, окончательно погрузился в тяжелую и унылую апатию.
  • С особенной яркостью в это время (1815 - 1817) вспыхнул его талант, в последний раз перед тем, как ослабеть и, наконец, угаснуть, что он всегда предчувствовал.
  • Душевная болезнь с годами проявлялась всё более заметно. Пробовали лечить Батюшкова, несколько раз покушавшегося на самоубийство, и на Кавказе, и в Крыму, и за границей, но болезнь оказалась неизлечимой. Умственно Батюшков выбыл из строя ранее всех своих сверстников, но физически пережил почти всех их; он умер от тифа в Вологде 7 июля 1855 года.
  • В русской литературе Батюшков стоит на рубеже между Державиным , Карамзиным , с одной стороны, и Пушкиным , с другой. называл Батюшкова своим учителем, и в его творчестве, в особенности юношеского периода, есть много следов влияния Батюшкова.
  • Правило, которое ставил себе Батюшков и которого держался всю свою жизнь, - выражать в своих произведениях лишь то, что чувствовал, что проживал своим сердцем: «Живи, как пишешь и пиши, как живешь: иначе все отголоски твоей лиры будут фальшивы», говорил он.