Герб волгограда. Город-герой Волгоград. Герб Волгограда: история и описание

Общая форма герба города — героя Волгограда является традиционно-геральдической. В основу его взят щит золотистого цвета, разделенный на две половины лентой медали „За оборону Сталинграда“. Верхняя половина герба представляет собой символическое изображение неприступной крепости на Волге. Она представлена в виде зубцов крепостной стены, окрашенной в красный цвет. Красный цвет символизирует мужество, державность, кровь, пролитую за отечество, силу, энергию. Дополняет это медаль "Золотая Звезда", которой награжден город, изображенная золотистым цветом на общем красном фоне. В нижней половине герба изображена золотистого цвета шестерня, символизирующая развитую промышленность и индустрию города, и золотистого цвета сноп пшеницы — символ изобилия волгоградской земли. Голубой цвет по всему полю в этой части герба символизирует Волгу. Соотношение ширины к высоте должно составлять 8:9. В таком виде герб существует по сегодняшний день.



В верхней половине герб Саратовский, в нижней "в червленом поле две серебряные крестообразно расположенные стерляди, в ознаменование производящейся в том крае ловли стерлядей".

Там же приводится версия городского герба с губернским обрамлением: императорской короной, дубовым венком и Андреевской ленто

Впоследствии в изображении герба. Появились атрибуты, соответствующие статусу губернского города — золотая императорская корона и венок из дубовых листьев обвитый Андреевской лентой.

После 1917 года городской герб не использовался.



В соответствии с реформой Б.В.Кёне в конце XIX и до 1918 года в Саратовской губернии и в делопроизводстве Царицынского уезда использовался модифицированный герб, представлявший собой в червленом поле cеребряную (лазуревую?) волноообразную перевязь слева, обремененную двумя лазуревыми осетрами. В вольной части - герб Саратовской губернии.

Проект герба города Царицына, в отличие от Царицынского уезда, предусматривал серебряную стенчатую корону и золотые колосья, соединенные Александровской лентой, вокруг щита.

По материалам Саратовского областного музея краеведения; информация М.В.Ревнивцева. Рисунок проекта городского герба подготовлен для "Геральдикума" Ю.Калинкиным.

В 1925-1961 годах город носил имя Сталинград, затем стал Волгоградом.



Вопрос о создании нового герба встал после присвоения Волгограду звания города-героя в 1965 году. 10 января 1966 года принято постановление исполкома Волгоградского городского Совета депутатов трудящихся «О гербе города-героя Волгограда». Был объявлен открытый конкурс проектов. Условиями конкурса было — отразить в гербе героические подвиги Красного Царицына и Сталинграда, а так же созидательный труд горожан после войны. Первого места не занял никто, но после дополнительной работы группы художников из Художественного фонда (Евгения Борисовича Обухова, Германа Николаевича Ли, Алексея Григорьевича Бровко и Геннадия Александровича Ханова) появился проект герба, который был утвержден 4 марта 1968 года, решением сессии Волгоградского городского Совета народных депутатов, под председательством Королёва Ивана Михайловича.



В июне 2007 года этот проект обсуждался городской Думой и получил поддержку некоторых депутатов. Официальное решение пока не принято.

Решением Волгоградской городской Думы от 4 июля 2007 г. №47/1143 на 23 июля 2007 года были назначены публичные слушания по проекту решения Волгоградской городской Думы "Об утверждении герба города-героя Волгограда и внесении изменений в Положение о гербе и флаге города-героя Волгограда, утвержденное постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 31.03.99 N 55/602 "О символике города-героя Волгограда и порядке ее использования".

Решением Волгоградской городской Думы от 25 июня 2008 г. №6/176 был объявлен очередно конкурс на создание герба города-героя Волгограда, было утверждено Положение о конкурсе и состав Конкурсной комиссии. Конкурс планировалось завершить к маю 2009 года.

В 2009 году история разработки герба Волгограда продолжилась. Комиссия конкурса на лучший проект герба города сообщила жителям ЮФО о продлении открытого конкурса до 1 сентября 2009 года, т.к. ни один из представленных на конкурс проектов.

Герб уездного города Царицына был Высочайше утвержден 23 апреля 1854 г. Он представляет собой геральдический щит французской формы, горизонтально рассеченный на два сектора. В верхнем секторе синего цвета изображен фрагмент герба губернского города Саратова — три серебряные стерляди, сложенные в виде опрокинутого вилообразного креста, головами к его центру. В нижнем секторе на красном фоне изображены две серебряные стерляди, расположенные крестообразно. Они указывали на характерные признаки местоположения города — стерлядь издревле расселялась по Волге на ямах от Пичуги до Акатовки, а также от Банного оврага до речки Царицы. Подобная композиция была помещена в знаменитый Знаменный гербовник 1729 г. и предназначалась для знамен Царицынских полков. Однако в Знаменном гербовнике вместо стерлядей на красном фоне изображены два осетра.

Датой основания города Царицын принято считать 2 июля 1589 г., когда царем Федором Ивановичем была издана грамота о постройке на Волге острога для защиты южных окраин Московского государства от кочевников. С этого времени начинается история города Царицын.

Этот острог первоначально был поставлен на левом берегу Волги, «супротив донской переволоки» — места наибольшего сближения Волги и Дона. В начале XVII в. острог сгорел и вновь был построен в 1615 г. на правом берегу Волги при впадении реки Царица, по которой и получил название Царицын. По одной из версий, название реки было образовано от татарских слов «сара» и «чин», что переводилось как желтый остров, или «сары» и «су» — желтая вода.

В первое время Царицынский острог представлял собой небольшую крепость: 160 м в длину и 80 м в ширину. Она была обнесена глубоким рвом и высокими деревянными стенами. Усиленная 11 глухими башнями и проездной Спасской с наглухо закрывающимися воротами, крепость выполняла только военные функции. Ее гарнизон, состоящий из 400 стрельцов, обязан был не только «держать стражу против татар», но и служить охраной для проходящих мимо судов.


В 1632 г. на левом берегу Волги появились пришедшие с востока калмыки. В середине XVII в. они стали разорять поволжские города, в связи с чем роль Царицына еще больше возросла.

Во второй половине XVII в. отношения между московскими властями и донскими казаками ухудшились. Неудачи в войне с крымчаками и турками закрыли донским казакам выход в Черное и Азовское моря. В этот же период русский царь и его окружение взяли курс на более жесткое административное подчинение войска Донского Москве. На Дону поднялась волна казачьих восстаний, крупнейшим из которых был бунт под предводительством Степана Разина. Казаки пытались прорваться через Волгу на Каспий. Но на пути стоял Царицын. Восставшие брали город дважды: весной 1667 г., когда из крепости не выстрелила ни одна пушка и стрельцы сами открыли ворота, и 13 апреля 1670 г., когда им пришлось ее штурмовать.

Царицынский воевода Тургенев был казнен, а в городе введено казацкое устройство. На помощь Царицыну был послан отряд стрельцов, который был разгромлен 5-тысячным отрядом Разина у Денежного острова. Пробыв в Царицыне около месяца, Разин с войском двинулся к .


Восстания казаков послужили толчком к усилению правительственного контроля на Дону и укреплению волжской оборонительной системы. Царицынская крепость была отремонтирована, а численность ее гарнизона увеличена почти до 800 человек.

7 июня 1708 г. город Царицын был осажден булавинцами, которые взяли крепость приступом и сожгли ее дотла. Как и при Разине, в городе было установлено казачье самоуправление. После этого был взят Камышин. 20 июня 1708 г. правительственные войска овладели Царицыном. Остатки повстанцев, занимавших ранее Царицын, отступили к Дону.

В ходе строительства Царицынской сторожевой линии коренной перестройке подверглась и Царицынская крепость. По некоторым данным, ее проект лично разработал Петр I.

Деревянные стены и башни были снесены. Их заменила земляная крепость с бастионами. Высокие земляные валы окружили весь город, включая предместья. Помимо земляного вала с бастионами и рвом, крепость защищали палисад и рогатки.

Царицынская сторожевая линия вместе с новой крепостью являлась в XVIII в. одним из крупнейших оборонительных сооружений в Европе.

В августе 1774 г. около 20 тыс. восставших во главе с Е. Пугачевым осадили Царицын. Около пяти часов продолжалась артиллерийская дуэль между гарнизоном и войсками Пугачёва. Гарнизон крепости сражался доблестно и сохранил верность правительству, а мощные укрепления свели на нет все усилия, предпринятые для ее штурма. Восставшие вынуждены были уйти, так и не взяв Царицын.

В 1776 г., после разгрома восстания Пугачева и с присоединением к России Крыма и Кубани, границы государства отодвинулись далеко на юг. Была упразднена Царицынская сторожевая линия, Волжское казачье войско переведено на Кавказ, а Царицын утратил свое значение как сторожевая крепость.

История создания Царицынской усадьбы связана с именем архитектора Василия Баженова . Этот талантливый зодчий не смог полностью реализовать практически ни один из своих грандиозных проектов. Усадьба «Царицыно» не стала исключением.

Гнев и милость царицы

Василий Баженов родился в семье дьякона одной из придворных московских церквей. Мальчик с детства проявил талант художника и был замечен архитектором Дмитрием Ухтомским, который взял его в ученики. Позже он получил блестящее образование: был в числе первых учеников созданной в Петербурге Академии художеств, одним из первых был отправлен академией на обучение в Париж. По возвращении в Россию он был обласкан императрицей и начал разработку главного своего проекта — Кремлёвского дворца. Проект превосходил всё, что создавалось в Европе в то время, — и по грандиозности, и по невиданной смелости. Произошла церемония закладки дворца, была создана проектная модель, но дальше этого дело не пошло.

В 1775 году архитектору было поручено возведение праздничных павильонов на Ходынском поле, где должно было состояться празднование по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира в русско-турецкой войне. Постройки понравились Екатерине II, и вскоре Баженову было доверено строительство дворцового ансамбля в Царицыне. Молодой архитектор был окрылён идеей создания новой, особенной архитектуры, какой Россия ещё не видела.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

По его идее, Царицынская усадьба должна была стать единым комплексом, в котором дворец императрицы также не был доминантой. К 1785 году строительство императорской резиденции было закончено, оставались внутренние отделки. Екатерина II решила сама ознакомиться с ходом строительства и прибыла в Москву. Заехав в Царицыно, она осмотрела резиденцию и практически завершённые дворцы и возмутилась: своды ей показались слишком тяжёлыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими. Она решила, что в них вообще невозможно жить. Баженов был отстранён от дальнейшего строительства, а создание нового проекта поручили его ученику, Матвею Казакову, что особенно ранило архитектора. Существует множество версий, почему Екатерине не понравился дворец. По одной из них, всему виной стали интриги и масонские связи архитектора, по другой — непокорный нрав Баженова и то, что он постоянно выходил за пределы сметы.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Природа Чёрной Грязи

Природное достояние усадьбы — одно из самых главных его сокровищ. Именно благодаря ему Екатериной II было выбрано это место для создания резиденции. Село Чёрная Грязь (так тогда называлось Царицыно) в разные времена принадлежало знатным родам — царице Ирине Годуновой, Стрешневым, Голицыным, Кантемирам . В мае 1775 года императрица Екатерина II посетила усадьбу Кантемиров, была очарована красотами этих мест и незамедлительно выкупила имение. Во время строительства Баженов не вносил серьёзных изменений в ландшафт, а скорее наоборот, вписывал строения в природное окружение. При создании парка ему помогали выписанные из-за рубежа садоводы, которые смогли создать гармоничный парк. В одном из писем 1784 года архитектор писал: «За девятилетнее время [с начала строительства усадьбы] Царицыно столь оделось приятными рощами и видами разных картин, что едва ли в самой Англии такое место найдётся». Каскад прудов с плотиной был создан здесь ещё при Василии Голицыне в конце XVII в. При нём же на одном из прудов был создан остров, который существует до сих пор.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Царицынские пруды были и остаются излюбленным местом московских рыболовов и уже давно обросли рыбацкими легендами. Так, Михаил Пыляев в статье «Старая Москва» в 1891 году писал: «В 1886 году здесь был пойман арендатором царицынских прудов большой осётр с серьгой в губе, пущенный ещё при Екатерине II». Вот как этот случай описал в своём «Московском фельетоне» г-н Курешин: «Когда приволокли в сетях осетра, арендатор был в восторге, но тут вмешался в дело окружной надзиратель. Имея в виду историческое значение осетра, надзиратель не позволил арендатору взять его, а предложил следующее: устроить для осетра особый судок, приставить для охраны стражу за счёт арендатора и хранить осетра, пока он, надзиратель, отрапортует в удельную контору, а контора снесётся с дворцовым ведомством и т. д., пока, словом, не воспоследует окончательное распоряжение высшего начальства. Подумав, арендатор почесал в затылке и отпустил осетра на все четыре стороны, а насчёт всего вышеизложенного был составлен длинный протокол, впрочем, не длиннее осетра, который был 2 аршина 11 вершков».

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Романтические руины

В XIX веке казаковский Большой дворец, баженовские постройки перестраивались, разрушались, некоторые покрывались мхом, обрастали кустарниками. Пришедшая в упадок усадьба была настолько красивой и трогательно печальной, что появились легенды, согласно которым, Баженов специально не достроил дворец для внуков императрицы, чтобы им было удобней по нему лазать.

Парк «Царицыно». Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

К XX веку Царицыно окончательно пришло в упадок. Первые попытки сделать из усадьбы музей появились в 1960-м году. В середине 1970-х были готовы первые проекты, но из-за их сложности реставрация затянулась на годы. В 1990-е восстановительные работы шли крайне медленно из-за нехватки средств. К тому же многие не видели смысла полностью восстанавливать Царицыно из руин: воссоздать замысел Баженова было невозможно, а в самих руинах им виделся символ романтической эпохи, в которой жил архитектор. Однако после передачи комплекса в собственность города в 2005 году начались масштабные реставрационные работы, и через два года Царицыно было реконструировано полностью.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Сегодня Царицыно — не просто музей-заповедник, а огромный культурный центр. В здании большого дворца представлены выставки, посвящённые истории усадьбы, императрице Екатерине II, археологическим находкам, обнаруженным на территории парка. Здесь устраиваются художественные выставки, посвящённые как искусству старых мастеров, так и новейшим концептуальным течениям. «Царицыно» — крупнейшая концертная площадка в Москве, в залах Большого дворца и Атриуме Хлебного дома проходят концерты классической и джазовой музыки. Музей-заповедник «Царицыно» — популярный детский образовательный центр.


  • © Public Domain / Иллюстрация из книги «Братья. История масонства в России»

  • © Public Domain / Вид Моховой улицы и Пашкова дома, рисунок Г. Барановского, 1840-е годы

  • © Commons.wikimedia.org / Sergey Korovkin 84

  • © Commons.wikimedia.org / Marina Lystseva

  • ©

cтатьи о Царицыне

Казалось бы, герб города – один из самых заметных его символов. Разве может герб города быть загадкой? Если он есть и активно используется – он всем известен и на его счёт не бывает никаких сомнений. Однако все эти вроде бы логичные рассуждения оказываются ошибочными, когда мы заговариваем о гербе Царицына.

История Царицына (как и современная история Волгограда) знает много различных городских символов, некоторые из которых были гербами, но официально ими не являлись, или же были приняты официально, использовались как гербы, но гербами не были. Эта проблема проходит через века, и по сей день история Волгограда испытывает большие геральдические сложности.

Первый герольдмейстер

Средневековая Россия гербов, как таковых, не имела. Пожалуй, самым первым российским символом, который использовался как герб, был родовой знак династии Рюриковичей – трезубец, позже появился, как наследие Византийской империи, двуглавый орёл. Гербов же у городов не было до времён Петра I.

С возникновением первых элементов городского самоуправления в начале XVIII века городам (для печатей, официальных документов и т.п.) начинают требоваться отличающие их символы. Для разработки геральдической системы Пётр I приглашает в Россию из Италии герольдмейстера графа Франческо Санти (в России известного как Франц Матвеевич Санти). Задача перед Санти была поставлена масштабная – для городов России нужно было придумать сотни гербов! Необходимость создания гербов в сжатые сроки в больших количествах, а также плохое знание Санти географии и традиций России, привели к появлению ряда курьёзов.

Франц Матвеевич Санти


Так, город Коломна обязан плохому знанию графом русского языка изображением на своём гербе колонны. Город Великие Луки получил герб с тремя большими луками, а город Глазов – герб с огромным глазом. Творчество Санти привело к тому, что гербы многих российских городов представляют собой и вовсе загадку. На гербе Смоленска изображена райская птица, а на гербе Пскова – барс, хотя барс никогда не водился в псковских лесах!

Гербы городов Глазова и Серпухова

На гербе города Серпухова изображён павлин. Чем это можно объяснить? В иной литературе встречаются такие «объяснения». Якобы в геральдике павлин в гербе означает славное воспоминание о победе над тщеславным и гордым врагом. Серпуховский павлин должен, по идее, напоминать об одном из поражений врагов России под стенами города. Но что же это за поражение? Этого, разумеется, никто не знает. На самом же деле всё намного проще. В 1720-е годы из Герольдмейстерской конторы по городам была разослана анкета о наличии у города какой-либо символики, а в случае отсутствия таковой – содержалась просьба о присылке сведений о городской флоре, фауне, составе населения, истории и каких-либо особенностях. Из городской канцелярии Серпухова пришел ответ об отсутствии у города своей символики. Было также указано, что город ничем не знаменит и не примечателен, однако неподалеку расположен монастырь, а в «монастыре оном» разводятся павлины, «в отличие от других близколежащих мест». Вот и нарисовал Санти Серпухову павлина на гербе, на сотни лет.

Санти работал над гербами до 1727 года. В 1727 году он оказался замешан… в заговоре. Его отстранили и даже арестовали, правда, потом он был оправдан и продолжал жить в России, но геральдикой больше не занимался.

Герб Царицына

Возможно, если бы чиновники Царицына поторопились бы, Санти нарисовал бы на городском гербе царевну. Но, к сожалению, история Волгограда так и не обрела красавицу-девицу в качестве городского символа. Документы из Царицына, направленные в ответ на запрос Санти, поступили в Герольдмейстерскую контору уже после его ареста, когда все работы были фактически прекращены.

После отстранения Санти работа над созданием новых гербов для городов была остановлена. Однако вскоре герботворчество получило новый толчок. В конце 1720-х годов, при Петре II, возникает идея создать гербы для различных полков императорской армии, чтобы эти гербы изображать на знамёнах. Предполагалось, что эти гербы будут также использоваться городами, в которых расквартированы сами полки. Эта идея начинает воплощаться в жизнь.

В начале XVIII века в Астрахани был сформирован полк, которым командовал некто Селиванов (и полк первое время назывался поэтому «Селивановским»). В начале 1727 года было решено перевести Селивановский полк в Симбирск, и полку было присвоено наименование «Симбирский». Однако потом решение поменялось, и полк должен был направиться в Царицын. Соответственно, название у него поменялось ещё раз – и стал он «Царицынский». В 1764 году этот полк будет расформирован, однако в 1730-м году для него был разработан герб, ставший, фактически, первым гербом Царицына и прототипом всех последующих модификаций городского герба.

В Знаменном гербовнике, утверждённом 8 марта 1730 года, указывалось, что герб Царицынского полка состоит из двух белых осетров на красном поле. Иногда пишут, что перекрещенные осетры символизируют место впадения Царицы в Волгу, то есть две реки, на которых стоял Царицын. Это возможно, но маловероятно. С учётом «глубины» геральдической мысли того времени, скорее всего сведения об осетрах, в изобилии водившихся тогда в Волге, были получены из Царицына по запросу Санти. Как и все гербы того времени, царицынский так же едва ли нёс какой-либо сложный подтекст.

Эмблема Царицынского полка

В начале XIX века, после вхождения Царицына в состав Саратовской губернии, начинает неофициально использоваться другой герб города: разделённый на две части щит, в верхней части которого – Саратовский герб, три серебряные стерляди на синем поле, а в нижней части – Царицынский: два серебряных осетра на красном поле. Этот герб будет применяться всю первую половину XIX века, без официального утверждения его императорским указом. Вообще деление гербов уездных городов на две части, где вверху был герб губернской столицы, а внизу – собственно, самого города, было новшеством и грубым нарушением всех геральдических норм. Однако подобная система продержалась в России долго, около ста лет.

К 1830-м годам в описании герба Царицына происходит изменение: осетров заменяют на стерлядей. Поскольку используемый герб города существовал неофициально, невозможно установить, почему так случилось, и кто стал инициатором изменения породы рыб на щите. Но именно с тех пор на городском гербе были не осетры, а две перекрещенные стерляди.

В 1849 году проводится ревизия городских гербов и выясняется, что многие города, в том числе и Царицын, используют никем не утверждённые гербы. Начинается переработка гербов на государственном уровне.

Особенной глубиной знаний в области геральдики отличились столичные художники, работавшие над царицынским гербом в 1849 году. Вообще, они полагали, что название города «Царицын» происходит от какой-то неведомой им царицы (ещё раз вспомним про Санти!). Поэтому ими был предложен очень необычный проект герба Царицына. В верхнем поле его остался давно утверждённый герб Саратова, а в нижнем – императорская корона.

Разумеется, этот проект был отклонён, поскольку высший символ государственной власти – корона императора, попала на уездный уровень, в нижнюю часть герба, ниже герба губернского города. Разумеется, этот проект был отклонён, а в дальнейшие доработки на место короны вернули стерлядей и, наконец, 16 декабря 1854 года, указом Сената для Царицына был утверждён постоянный герб.

Именно герб 1854 года с последующими доработками, мы и привыкли видеть в разных изданиях в качестве герба Царицына. Этим мы обязаны, вероятно, сериям значков со старинными гербами городов, большими тиражами выпускавшимися в СССР и публикациями гербов на страницах крупных советских журналов 80-х гг. (например, журнала «Наука и жизнь»). Между тем, на царицынской каланче 1897 года изображён совершенно другой герб.

Герб закреплён в центре главного фасада

Действительно, в 1865 году в России под руководством герольда Бернгарда фон Кёне, была проведена большая геральдическая реформа. Гербы приобрели другую форму и были полностью пересмотрены. Губернский герб для гербов уездных городов сместился в верхний левый угол, а герб самого города занял основное место.

Примечательно, что на гербе Царицына, выполненном по проекту Кёне, были изображены осетры, а не стерляди, и располагаться они стали не крестообразно, а диагонально, как бы проплывая одна за другой из правого верхнего угла в левый нижний. Этот герб был утверждён для Царицына 16 марта 1865 года и просуществовал до 1918 года.

Альбом с изображениями гербов городов Саратовской губернии, подаренный губернатору М.Н. Галкину-Враскому, 1879 г. Хранится в экспозиции Саратовского областного музея краеведения

Герб Царицына внизу, рядом с ним - герб Камышина

Интересно то, что герб 1865 года использовала и Советская власть: в 1918 году, в условиях острой нехватки денег в городе были выпущены местные кредитные билеты с осетрами. Это был последний официальный случай использования герба Кёне.

Герб Волгограда

Можно отметить, что герб Кёне никем никогда не отменялся, а факт его использования Советской властью может быть рассмотрен как узаконивающий его использование и после революции. Все последующие годы Царицын, после – Сталинград и даже Волгоград жили под гербом Кёне, который всё это время смотрел на город с камня, вставленного на фасаде здания каланчи. Впрочем, фактически Советская власть гербов не признавала и история Сталинграда герба официально не знает.

Идея вернуть городам страны гербы возникла в СССР в середине 60-х годов. Соответственно, вопрос о создании герба Волгограда был поставлен в постановлении исполкома Волгоградского городского Совета депутатов трудящихся «О гербе города-героя Волгограда» от 10 января 1966 года. Этим постановлением бы объявлен открытый конкурс проекта герба. Постановление оговаривало, что в гербе Волгограда должны быть отображены героические подвиги Красного Царицына и Сталинграда, а также созидательный труд горожан после войны. В итоге победил проект группы художников из Художественного фонда (Е.Б. Обухова, Г.Н. Ли, А.Г. Бровко и Г.А. Ханова). Несмотря на то, что над новым гербом трудилось ни много, ни мало четверо маститых художников, проект получился абсолютно шаблонный, включающий в себя стандартный перечень элементов советских гербов того времени: колосья и шестерёнки (на сотнях советских гербов крайне сложно, если вообще возможно, найти герб без колосьев и шестерёнок). В верхней части были изображены зубья крепости и заезда героя, которой награждён город. Щит был разделён горизонтально лентой медали «За оборону Сталинграда». Этот герб (скорее, эмблема, нарушающая правила геральдики) был утвержден 4 марта 1968 года, решением Волгоградского городского Совета народных депутатов.

К началу 2000-х годов, с развитием в России современной геральдической системы, стало очевидно, что нарушающая правила геральдики эмблема 60-х годов нуждается в замене. Этот вопрос уже ставился на рассмотрение Городской Думы, однако никакого решения так и не приняли. Проект современного герба города, который проходил различные слушания и считается наиболее вероятным, разработан известным волгоградским художником Владиславом Ковалем . Им был разработан не один, а целых три варианта герба – большой, средний и малый его варианты для различных надобностей.

Большой герб

Новый герб пытается сочетать царицынскую и сталинградскую историю. Наряду с царицынскими осетрами на гербе появились ленты ордена Ленина и медали "За оборону Сталинграда", звезда героя, стрельцы и солдаты. Между тем, осетры на новых проектах перекрещены - то есть имеется попытка вернуть город к геральдическому состоянию до Кёне.

Средний герб

Малый герб

На общегородском совещании, рассматривавшем герб города в декабре 2014 года, в проекты Коваля были внесены некоторые изменения. На большом гербе предлагалось заменить противотанковое ружьё на винтовку-трёхлинейку; на большом и среднем гербах убрать ленту медали "За оборону Сталинграда", т.к. этой медалью город не награждён, а вместо неё поставить ленту ордена Ленина, которым город награждён; звезду Героя переместить вверх или включить в щит (на всех вариантах герба), соответственно и на малом гербе должна появиться звезда Героя. По поводу звезды были возражения, т.к. такое её расположение соответствует геральдическим требованиям больше, чем расположение где-то вверху. Корона же над гербом (звучали вопросы) универсальна и означает главный город региона.

История Волгограда не может предъявить нам какого-либо всем понятного, не менявшегося веками символа города, который был бы однозначно воспринят сегодня всеми слоями населения. Именно поэтому город сейчас находится в состоянии некой "геральдической паузы", когда старый герб решено отменить, а новый - никак не примут. Но рано или поздно эта "пауза" завершится.