Где проходила игра форт боярд. «Форт Боярд» в мире. Кому принадлежит форт

Об игре

Снимаемый в крепости постройки середины 19 века, расположенной у берегов Франции, между островами Экс и Олерон , «Форт Байяр» являет собой телеигру, в которой команде участников необходимо выдержать различные физические и интеллектуальные испытания, чтобы, выигрывая ключи и подсказки, заполучить Сокровища Форта.

Текущие правила французской версии игры

Логотип телеигры «Ключи от форта Байяр» в 1992-1994 годах.

Логотип телеигры «Форт Байяр» 2003-2008 годах.

Цель игры - охота за сокровищами форта. В игре принимает участие команда из 6 игроков, выступающая в пользу какой-либо общественной организации (ассоциации). Игровой процесс состоит из 5 этапов.

Первый этап - Испытания

За 45 минут команда должна добыть 7 ключей, отпирающих ворота Сокровищницы. Получить ключи можно, одержав победу в испытаниях, которые в этом сезоне делятся на несколько условных категорий:

  • Традиционные испытания в кельях. За время, отмеряемое водяными часами - клепсидрой, игрок (в некоторых испытаниях - два или три игрока) должен справиться с предложенным заданием и успеть покинуть келью с ключом. В том случае, если ему не удаётся выйти до истечения времени, участник становится пленником и препровождается Лябулем в тюремную камеру в подземелье форта.
  • Испытания-приключения. В этих конкурсах, проводящихся преимущественно вне келий и ранее предназначенных исключительно для получения подсказок, игроку необходимо за отведённое время (отсчёт которого ведётся виртуальным таймером, невидимым для непосредственных участников игры) добыть код от ящика с ключом внутри. В случае превышения временного лимита ключ внутри ящика становится недоступным. В этой разновидности испытаний игроки не могут попасть в плен. Игроков, как и в традиционных испытаниях, может быть более одного.
  • Визуальная загадка Старца Фура. Это испытание, пришедшее на смену традиционным интеллектуальным поединкам игроков с мудрецом форта, проводится в так называемой интерактивной келье . В отличие от прежних сезонов, игрок не вступает в живой контакт со Старцем - древний обитатель общается с участником в стиле своеобразного «телемоста» через огромный настенный экран. На этом же экране игроку демонстрируется некий трёхмерный анимационный ролик, после просмотра которого Старец задаёт игроку вопрос по увиденному, и, в случае правильного ответа, активирует механизм, выдающий ключ. Если игрок ошибается, он имеет право на ещё одну попытку ответить на вопрос - уже по другому ролику. Строгого ограничения по времени испытание не имеет, угроза попасть в плен отсутствует.

Второй этап - Судебный Зал

Команда, лишившаяся по ходу испытаний одного или нескольких игроков, а также команда, не собравшая необходимые 7 ключей, отправляется к Судебному Залу форта на встречу с новым персонажем - Белой Судьёй Бланш. При дефиците ключей команда получает недостающие, однако в обмен выбранные самой командой игроки (количество которых равняется количеству выданных Судьёй ключей) отправляются внутрь Судебного Зала, для прохождения особых конкурсов. Ставкой в этих конкурсах является свобода игроков - выполнив предложенное задание (максимум за 3 попытки), участник получает право вернуться к остальной команде; в случае поражения он становится пленником и отправляется в тюрьму до самого конца передачи. Уже находящиеся в тюрьме пленники также играют на свою свободу - победа в конкурсе даёт им возможность присоединиться к остальной команде, поражение отправляет обратно в карцеры.

Третий этап - Приключения

За 25 минут члены команды должны поучаствовать в нескольких приключениях и попытаться выиграть как можно больше патронов с подсказками. На каждое приключение отводится определённое количество времени, по истечении которого подсказка либо самоуничтожается, либо становится недоступной. Особое приключение, присутствующее в каждой передаче и пришедшее на смену обычной загадке Старца Фура - «Заброшенная будка». Как и во время решения визуальной загадки во время испытаний, игрок общается с мудрецом форта не напрямую, а при помощи дистанционного средства связи - на этот раз обычного проводного телефона. Игроку, находящемуся в тесной телефонной кабине, с потолка которой сыплются насекомые, необходимо дать правильный ответ на загадку Старца, после чего он посредством пневмопочты получит награду в виде патрона с подсказкой.

Смотровая башня форта Байяр.

Изначально у команды есть ровно 3 минуты на вынос золотых монет из Сокровищницы. Во время Совета Теней они могут попытаться увеличить это время (максимум до 3 минут 45 секунд). В этапе участвуют 3 игрока, выбранные новым председательствующим Совета - Старцем Фура. Традиционные дуэли Мэтров игроки проходят поочерёдно. Перед началом дуэли каждый из вошедших в Зал участников должен сделать ставку на исход предстоящего состязания - поставить на кон 10, 20 или 15 секунд. В случае победы поставленное количество секунд будет добавлено к общему времени на Сокровищницу, в случае поражения - вычтено из него.

Пятый этап - Сокровищница

В финале игры команда собирается у ворот Сокровищницы. Прежде всего игроки должны вставить выигранные ранее ключи в замки ворот - что послужит сигналом укротительнице тигров Фелиндре загнать хищников в клетки. Далее ведущий раздаёт игрокам заработанные во время приключений патроны с подсказками и опускает рычаг, запуская таким образом обратный отсчёт времени, отведённого на Сокровищницу. Участники команды должны как можно быстрее вскрыть патроны, ознакомиться с подсказками, разгадать кодовое слово и обозначить составляющие его буквы при помощи собственных тел и, при необходимости, пушечных ядер на алфавитном полу Сокровищницы. Если предложенный вариант окажется правильным, игроки получат доступ к золотых монетам, и смогут попытаться вынести как можно большее их количество из Сокровищницы за оставшееся время. Если кто-либо из игроков задерживается в Сокровищнице и не имеет возможности покинуть её после того, как решётка ворот опустится, ведущий при помощи специального стоп-крана блокирует выход тигров, однако в тот же момент команда лишается всех вынесенных золотых монет. В случае поражения, каковы бы ни были его причины, команда получает утешительный приз в размере 3000 евро.

Синопсис правил игры 1990-2012 годов

Сезон Количество игр Необходимое число ключей Хронометраж Освобождение пленников Время для сокровищницы Бонус Получение недостающих ключей Получение дополнительных подсказок
1990 15 от 1 до 18 50:00 (60:00 в последних шести играх) Загадка Старца Фура 2:00 Прыжок на эластичных канатах - -
1991 17 дневных и 10 ночных 7 65:00 (70:00 в ночных играх) Автоматически 3:00 - Каменный мешок -
1992 13 дневных и 4 ночные 7 70:00 Ратман 3:00 - Каменный мешок -
1993 10 7 75:00 Ратман 3:00 - Каменный мешок -
1994 10 7 75:00 Ратман 3:00 - Каменный мешок -
1995 10 7 80:00 Ратман - Каменный мешок -
1996 12 дневных и 6 ночных 7 80:00 (85:00 в ночных) Ратман 1:30 + 0:25 за победу на Совете Дикарка Каменный мешок -
1997 12 дневных и 4 ночные 7 (6 в основных испытаниях и 1 в испытании с тиграми) 85:00 Автоматически 1:30 + 0:25 за победу на Совете Дикарка Каменный мешок -
1998 10 7 85:00 Связка ключей 1:30 + 0:25 за победу на Совете Цыганка Каменный мешок -
1999 10 7 85:00 Связка ключей 1:30 + 0:25 за победу на Совете Цыганка Каменный мешок -
2000 10 7 85:00 Связка ключей 1:30 + 0:25 за победу на Совете Цыганка и Светящаяся Каменный мешок -
2001 10 7 85:00 Связка ключей Цыганка и Светящаяся Каменный мешок -
2002 10 7 85:00 Связка ключей 1:40 + 0:35 за победу на Совете - Каменный мешок -
2003 7 Совет Теней 3:00 + 0/15/30/60 секунд за 1/2/3/4 победы на совете (при отсутствии пленников) - Пленник -
2004 9 двухдневных (вечер-ночь-утро) и 1 дневная 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Совет Теней 3:00 + 0:10 за победу на Совете (при отсутствии пленников) - Пленник -
2005 10 двухдневных (вечер-ночь-утро) 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Совет Теней 3:00 + 0:20 за победу на Совете (после освобождения пленников) - Пленник -
2006 от 5 до 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Зал отпечатков - Обмен подсказок на ключи -
2007 10 дневных с окончанием ночью от 5 до 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Автоматически 3:00 + 0:15 за победу на Совете Криптограмма Обмен подсказок на ключи -
2008 10 дневных с окончанием ночью от 5 до 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Автоматически 3:00 + 0:15 за победу на Совете Цветовой код Обмен подсказок на ключи -
2009 10 дневных с окончанием ночью от 5 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Автоматически 3:00 + 10/20/30 секунд за победу на Совете (по выбору) или - 0:15 за проигрыш на Совете Зал дуэлей Пленник При наличии 8-ми и более ключей команда получает дополнительную подсказку за каждый дополнительный ключ
2010 7 больше, чем у соперника 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Совет 3:30 секунд - Эстафета -
2011 7 7 Зал Суда 3:00 +10/15/15/20 секунд за победу на Совете (по выбору) или -10/15/15/20 секунд за проигрыш на Совете - Зал Суда -
2012 11 7 45:00 на испытания и 25:00 на приключения Зал Суда 3:00 +10/15/20 секунд за победу на Совете (по выбору) или -10/15/20 секунд за проигрыш на Совете - Зал Суда -

Правила игры с двумя командами

В таких странах, как Россия, Швеция, Болгария, Сербия и Турция, проводились сезоны с играми, в которых участвовали две команды. За основу правил берутся правила русской версии игры Форта Боярд 2006.

  • В игре участвуют две команды, что позволяет проводить испытания и приключения в форме дуэлей, в которых нет строгого ограничения по времени. Для того, чтобы определить, кто первым начнёт игру, по одному игроку от каждой команды участвует в некоей дуэли.
  • В испытаниях-дуэлях отсутствует ограничение по времени, и ключ достаётся той команде, чей игрок быстрее справится с заданием. Команда, собравшая больше ключей, первой входит в Сокровищницу Форта. Если ей удалось собрать шесть ключей досрочно, этап испытаний завершается автоматически.
  • В приключениях остаётся ограничение по времени, и в дуэли оба игрока рискуют в случае неудачи остаться без подсказки вообще. Число приключений без учёта загадки Фура сократилось до трёх.
  • В игре отсутствует возможность попасть в плен: не справившегося с заданием игрока освобождает Лябуль, и тот присоединяется к команде чуть позже.
  • В отгадывании загадок старца Фура участвуют игроки обеих команд (это также дуэль). Если игрок отвечает правильно, то он получает ключ, а в случае ошибки ключ достаётся автоматически его сопернику. В некоторых случаях, если никто из игроков не ответил, ключ не достаётся никому. В случае с подсказками старца посещают по очереди игроки каждой из команд, и он загадывает одну и ту же загадку, ответ на которую и есть подсказка.
  • После этапа приключений команды могут разыграть дополнительную подсказку, участвуя в мини-играх Мэтров Теней. Команда, у которой меньше ключей, всегда начинает игру первой.
  • Перед началом финального этапа команды должны определить, будут ли они приносить игроков в жертву. В некоторых случаях ведущий может предоставить им 30 секунд на вскрытие одной капсулы с подсказкой.
  • У обеих команд есть суммарно 4 минуты на то, чтобы открыть решётку сокровищницы, составить ключевое слово и вынести золото из Форта. Если первая команда не угадала слово, у второй остаётся возможность составить его верно и собрать золото Форта. Но если ошибается и вторая команда, то побеждает автоматически первая.
  • Если команда не успевает выбраться из Сокровищницы, то ведущий при помощи стоп-крана блокирует решётку и не выпускает тигров, но вместе с тем команда терпит поражение и теряет все собранное золото, а победителями в этом случае становятся их соперники, но без золота. Котелок с золотом проваливается в решётку, которая открывается при случае невыхода одной из команд из сокровищницы вовремя.

«Форт Байяр» в мире

Список стран, показывавших выпуски

Страны по количеству сезонов / производства (по состоянию на 2012 год): 1 сезон: Армения, Южная Корея, Испания, Грузия, Венгрия, Италия (только пилотная серия), Швейцария, Украина 2 сезона: Аргентина, Финляндия, Израиль, Ливан, Польша, Сербия, Словакия 3 сезона: Болгария, Турция, США 4 сезона: Германия, Нидерланды 5 сезонов: Греция 6 сезонов: Алжир, Бельгия, Россия Более 6 сезонов: Великобритания (8 сезонов), Норвегия (8 сезонов), Канада (9 сезонов) Более 10 сезонов: Дания (11 сезонов), Швеция (14 сезонов) Более 20 сезонов: Франция (23 сезонов)

Кроме французской версии игры снимались национальные. Всего в форте побывали граждане 30 стран. А всего «Форт Байяр» показали свыше 70 стран. В 2004 году вышел тысячный выпуск игры (с учётом всех национальных версий). Из-за большой стоимости каждого выпуска «Форта Байяр» многие страны начинали показывать переведённые французские серии, а затем уже свои. Некоторые показывали только переведённые. Ниже приведены страны и даты показа.

Страны 1990-е 2000-е 2010-е
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
Азербайджан
Алжир
Аргентина
Армения
Бельгия
Болгария
Великобритания
Венгрия
Германия
Греция
Грузия
Дания
Израиль
Испания
Италия
Канада
Ливан
Нидерланды
Норвегия
Польша
Россия
Сербия
Словакия
США
Турция
Украина
Финляндия
Франция
Чехия
Швеция
Швейцария
Южная Корея
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
Переведённые выпуски других стран Национальные версии Повтор национальных версий Турнир «Три нации» - Болгария / Сербия / Турция Совместные игры США / Великобритания с участием подростков

Ведущие национальных версий

  • Мохамед Реда и Самира Зитуни
  • Рубен Джагинян и Тина Канделаки
  • Крис ван ден Дюпрель и Дагмар Дикенс
  • Димитар Павлов/ Иван Евтович/ Эврим Акын
  • Лесли Грэнтхем и Мелинда Мессенджер (1998-2001), Крис Эллисон и Джоди Пэнфолд (2003)
  • Лора Хэмильтон/ Джино Седжерс (2011)
  • Андраш Визи и Жужа Демчак
  • Райнер Шёне и Рита Вернер (1990), Александр Мацца и Стивен Гэтьен (2000-2001)
  • Христос Ферентинос и Орсула Пападаку
  • Томас Мюгинд (1993-2000) и Камиллас Сакс Боструп (1993-1995)/Камилла Грегерсен (1995-1997), Камилла Оттесен (1997-2000, 2009-2010) и Петер Шмейхель (2009-2010)
  • Аки Авни и Сигал Шахамон
  • Ги Монгрен и Мари-Солей Туга (1994–1997)/Сильви Бернье (1998)
  • Герард Экдом и Арт Роойаккерс
  • Йон Михелет и Лизе Нилльсен (1993), Стеффен Тангстад (1994), Нильс Оле Офтебро (1995-1995, 1999-2000) и Элиза Роттеруд (2000), Даниэль Франк (2010-2011) и Йенни Скавлан (2010)/Хенриетт Льен (2011)
  • Роберт Гонера и Катажина Глинка
  • Леонид Парфёнов и Елена Ханга (1998), Сергей Брилёв и Анастасия Чернобровина (2002), Леонид Ярмольник (2003-2004, 2006)
  • Григорий Гладий и Вита Смачелюк
  • Мерья Лариваара и Кари-Пекка Тойвонен (2010)
  • Эрик Бликс и Анне Барлинд (1990), Грю Форселл и Хенрик Йонссон (2000), Хокон Сёдерберг и Линда Нюберг (2000), Ганс Фален и Кристин Касперссен (2003-2005), Гунде Сван (1992-1998, 2010-н.в.) и Кайо Шекони (1995-1997)/Агнетта Сёдин (1992-1994, 1998, 2010-н.в.)

Персонажи французских игр

Ведущий французской версии телеигры Оливье Мин возле входа в Сокровищницу, 2007 год

Андре Буше (Проводник Паспарту) в июле 2009 года

Персонажи 1990-е 2000-е 2010-е
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
Ведущие
Патрис Лаффон
Жан-Пьер Кастальди
Оливье Мин
Соведущие
Мари Талон
Софи Даван
Валери Паскаль
Сандрин Домингез
Сара Лелюш
Анн-Гаэль Риччио
Проводники
Паспарту (Андре Буше)
Пастам (Ален Прево)
Пасмюрай (Антони Лябор)
Персонажи Испытаний
Старец Фура (Ян Ле Гак)
Пенелопа
Силач Форта
Фокусник (Жиль Артюр)
Безумный профессор
Повар
Пират Жаба
Электрическая женщина
Наяда
Гимнастка
Китаец
Леди Бу
Светлячок
Персонажи Приключений
Ариадна (Жеральдин Байяр)
Продавец Подсказок
Рыбак
Тюремные надзиратели
Сюмо (Рамон Кавмэн)
Лябуль (Ив Маршессо)
Совет
Мастера Игры
Мастера Времени
Мэтры Теней
Персонажи Бонусных Игр
Дикарка
Цыганка
Светящаяся
Белая Судья
Прочие персонажи
Укротитель Майкл
Фелиндра (Моник Анжон)
Укротитель Мажор
пёс Самсон
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
  • Самый большой выигрыш во французских играх составил 243 480

Всплеск адреналина, азарт и переживания ждали телезрителей в игре «Форт Боярд».

По легенде, на протяжении 200 лет злой колдун Фура обманом и колдовством отнимал у людей деньги и прятал их в старом Форте. Двадцать лет назад людям удалось наложить на него заклятие и получить возможность вернуть свои деньги. Но хитрый Фура успел спрятать ключи от сокровищницы в комнатах с ловушками. Теперь добраться до денег сможет только очень мужественный человек.

Форт Боярд - старинная крепость, построенная в военных целях. Очень быстро утративший свое стратегическое значение форт превратился в тюрьму. Первоначально здесь содержались прусские и австрийские солдаты, плененные во время войны 1870 года. Их сменили политические заключенные. Всего в форте содержалось около 300 заключенных. В дальнейшем форт десятилетия прозябал в безвестности, приходя во все больший упадок и разрушение. И кто знает дальнейшую судьбу крепости, если бы в середине восьмидесятых годов им не заинтересовалось французское телевидение. Форт стал самой необычной в мире телеплощадкой. А телеигра «Форт Боярд», съемки которой ведутся здесь с 1990 года, стала самым известным и популярным игровым шоу на мировом телевидении.

Мы снова увидели неизменных обитателей Форта. Колоритный персонаж Ля-Буль появился в Форте в 1994 году, и с тех пор отмеряет начало и конец игры ударами в звонкий гонг, а также препровождает попавших в плен игроков к месту их заточения. Паспарту всегда находится рядом с командами еще с 1990 года, он знает каждый закоулок форта и прекрасно справляется с профессией проводника. Укротительница тигров Фелиндра вместе со своими свирепыми хищниками, охраняет сокровищницу форта с 1991 года.

«Форт Боярд» - один из легендарных проектов, хорошо знакомый каждому из нас. И сегодня он снова становится актуальным, отражая дух времени - мы все больше и больше играем в игры, от пейнтбола на улице до «Angry Birds» на экране планшетника, мы вступаем в период «человека играющего». И этому очень хорошо соответствует «Форт Боярд», с духом приключений, новыми испытаниями и увлекательными правилами“ - рассказывает продюсер проекта Илья Кривицкий.

Шесть команд смельчаков отправились во французский город Ла-Рошель, а оттуда уже по воде в крепость за золотом старца Фура. В составе команд актеры, телеведущие, звезды шоу-бизнеса. Чтобы победить, командам приходится проявлять ловкость, смелость, силу, а иногда и хитрость. О характере испытаний команды узнают по ходу игры.

Схема игры: сначала каждые две команды противостоят друг другу, чтобы пройти на следующий этап. Только четыре из шести команд продолжают путь и сходятся в полуфиналах. Затем сильнейшие выясняют отношения в финале, но только победитель унесет сокровища из сокровищницы форта, а остальные уйдут ни с чем.

Каждая команда прошла пять испытаний и заработала до семи ключей, отпирающие ворота сокровищницы. Ключи добывались выполнением заданий на силу, смекалку, ловкость, или отгадыванием загадок старца Фура. Помимо ключей участник собирали подсказки, а это еще по три испытания для каждой команды. Если игрок, выполняющий задание, не успел покинуть келью до истечения времени, то дверь запиралась, и игрок становился пленником. В финале игры команда собиралась у ворот сокровищницы.

Испытания, через которые проходили участники, сложны и часто похожи на пытки. И хотя это абсолютно безопасно, да и врачи дежурят во время съемок в форте и готовы моментально прийти на помощь, все равно некоторые из конкурсов вызывали ужас не только у зрителей. Юлия Савичева, как ни старалась, не смогла преодолеть свой страх - паническую боязнь пауков. Капитану срочно пришлось искать ей замену.

„Я вообще боюсь всяких насекомых. Сороконожек, тараканов, пауков. Я могла бы, наверное, преодолеть этот страх, если бы я знала, что на меня никто не будет падать сверху и потом по мне ползать“, - поделилась певица.

Но уже в следующем конкурсе Юля полностью себя реабилитировала. В испытании „Проклятье Архимеда“ участника опускают вниз головой в цилиндр, наполненный водой. Ему надо как-то откачать воду, которую напарник набирает в стакан и заливает в другую емкость, в которой находится ключ. Чем больше воды, тем выше поднимается ключ. Юля Савичева поразила команду своей выдержкой. Она так долго держалась под водой, что ведущие и участники уже начали беспокоиться за нее.

Юля Савичева: „У вокалистов разработаны легкие, я могу надолго задерживать дыхание под водой. В этом конкурсе ни за что не переживала!“

А певице Глюк`oZе пришлось в буквальном смысле изваляться в грязи - ей выпал жребий поучаствовать в боях без правил и сразиться с партнершей в два раза больше ее самой.

Глюк`oZa: „С одной стороны, было очень страшно. Казалось, что это нереально и невозможно. Самое сложное, это не физически одолеть эту гражданку, а подняться и устоять в этой грязи. Мне больше сил понадобилось, чтобы вылезти из этой грязи. Ты тонешь в ней, она забивается в нос, уши, рот. Я потом еще долго пыталась от нее отмыться, но надо же дальше бежать и играть!“.

„Нити судьбы“, „Закованные заживо“, „Воздушная тюрьма“, „Молот ведьм“, „Трон Люцифера“, „Зловещая рыбалка“, „Карающий фонтан“ - все эти испытания прошли участники „Форта Боярд“.

Ведущие - Николай Валуев и Анна Ардова.

В роли старца Фура - Виктор Вержбицкий.

Продюсер проекта - Илья Кривицкий

Немного истории: В 1666 году Кольбер, министр финансов Франции при Людовике XIV, создал судоверфь для постройки военных кораблей около городка Рошфора, что расположен в устье реки Шаранта.


Включаем видео фоном и читаем пост.

Но верфь была уязвима для атак вражеских кораблей - проникнуть в устье Шаранты, минуя орудия береговых крепостей близлежащих островов, не составляло труда. Войн в ту пору Франция вела немало, и оставлять этот лакомый для врага кусочек без защиты было безумием. К тому же главным противником французов была Англия, владевшая в те времена самым мощным флотом.

Таким образом, перед королем и его приближенными возникла проблема сохранности судоверфи. Между двумя островами, расположенными около устья Шаранты -Эксом и Олероном - находилась песчаная отмель, носящая название «коса Байяр». Но, как известно, невозможно построить прочный дом на песке. Что уж говорить о крепости! Тем не менее, инженер Клервиль, ведущий работы по укреплению Руайома, внес предложение о постройке подобной крепости. Ознакомившийся с этим предложением Себастьян Ле Претр де Вобан, военный инженер и маршал Франции, высказал королю свое мнение:

«Государь, проще ухватить Луну зубами, чем выполнить подобную работу в этом месте». Проект строительства не получил одобрения и был оставлен.
В 1763 году, в конце Семилетней войны (уже во время правления Людовика XVI), англичанам удалось провести две высадки на остров Экс, что ещё раз наглядно показало уязвимость объектов данного региона. Вопрос о постройке форта был поднят вновь, был разработан проект, но и его отвергли как слишком дорогостоящий.

Вновь вернулись к проекту уже в следующем веке, в 1801 году. В июне этого года смешанная комиссия военных и гражданских строителей предлагает свой проект крепости. 7 февраля 1803 года проект утвержден первым консулом государства Бонапартом.

Поскольку песчаное основание косы Байяр не годилось для подобного строительства, было решено сделать насыпь из камней. Работы начались в 1804 году. Невозможно даже представить себе всю сложность этого строительства. Добытые из местных карьеров каменные блоки свозили в открытое море и сбрасывали на непрочное песчаное ложе косы. Производить работы можно было только во время отлива и только в те времена года, когда капризная природа приморской местности позволяла делать это. На третий год строительства становится ясно, что тяжелые каменные блоки под собственным весом все больше и больше углубляются в песок.

Сизифов труд - вот как можно охарактеризовать эту работу. Но мало того - жестокие бури зимы 1807 – 1808 гг., причинившие немало бед и жителям побережья, разрушают почти готовые первые два слоя насыпи. «Союзником» природы в борьбе против зарождающегося форта выступают давние недруги Франции - англичане. Их корабли постоянно находятся поблизости, делая и без того почти безнадежную затею просто безумной.

Стройка обходится государству слишком дорого. Император Наполеон принимает решение об уменьшении первоначально задуманных размеров форта.

В 1809 году работы возобновляются уже по вновь утвержденному проекту. Но не проходит и года, как стройку прерывают: тому способствуют уничтожение англичанами эскадры Рошфора и многочисленные финансовые затруднения. На изготовление насыпи было израсходовано 3,5 тысячи кубометров камня, что обошлось государственной казне в 3,5 миллиона франков.
Новую жизнь проект обретает в 1840 году, при короле Луи Филиппе. Вновь осложнившиеся отношения с англичанами заставляют военных чиновников ломать голову над вечной проблемой защиты судоверфи Рошфора. К тому времени каменное основание стабилизировалось на своем песчаном ложе и уже не было таким непрочным, как вначале.
Значительно облегчил работы технический прогресс: в распоряжении строителей появились бетон, цемент и гидравлическая известь. Это избавило от необходимости доставлять тяжелые камни с островов - отныне изготовлять блоки можно было прямо на месте. Кампании 1847 и 1848 годов позволили изыскать нужные средства для расходов на строительство.

Работы над фундаментом были окончены в 1848 году, а к концу 1852 года завершено строительство цокольного этажа. В нем были размещены склады пороха и провизии, цистерны для воды, кухни, столовые, гауптвахта и отхожее место. В конце 1854 года завершено строительство первого этажа, а в 1857 году оканчиваются работы над верхней платформой форта и сторожевой башней. Полностью строительные работы прекращаются в 1866 году. Таким образом, строительство форта длилось в общей сложности больше шестидесяти лет! И лишь на меньшую часть этого срока приходятся непосредственно строительные работы.

Готовый форт составляет 68 метров в длину и 31 метр в ширину при высоте 20 метров. 66 казематов форта могут разместить в себе 74 артиллерийских орудия. Гарнизон форта состоит из 260 человек, в распоряжении которых находятся маркитантка, прачка и даже два сапожника (и это при том, что обувь солдат форта в принципе не должна быстро изнашиваться). В случае осады гарнизон форта может продержаться в течение двух месяцев, используя запасы воды и продовольствия.

Казалось бы, чего ещё желать? После грандиозных усилий форт наконец-то построен и готов по полной оправдать вложенные в его постройку средства. Но, вот она, ирония судьбы! К моменту завершения стройки оказывается, что форт уже не нужен.

Дело в том, что раньше низкая дальнобойность артиллерийских оружий не позволяла держать под контролем акваторию между двух островов, что и позволяло вражеским судам безнаказанно плавать практически под носом у французских артиллеристов. Но, технический прогресс, тот самый, что упростил постройку форта, затронул и военную технику. Новые артиллерийские орудия обладали утроенной дальнобойностью; этого было достаточно для того, чтобы избавиться от непрошенных гостей при помощи одних лишь батарей островов. Вместо первоначально планируемых 74 артиллерийских орудий в форт было доставлено всего лишь 30

Однако тюрьмой форту было суждено пробыть недолго - в 1872 году узников переселили в специальную колонию на острове Новая Каледония, а крепость занял Военно-Морской Флот. Таким образом форт Байяр всё-таки получил статус военного объекта, и являлся таковым вплоть до 1913 года, когда военные окончательно оставили крепость.

Опустевший форт Байяр стал прекрасной добычей для воров. Всё, что представляло собой хоть какую-то ценность, было вывезено. Артиллерийские орудия были проданы двум скупщикам железного лома. Те, недолго думая, отсоединили закреплённые пушки динамитом. Уже одно это говорит о том, насколько «нуждались» теперь в форте…
Впрочем, властями департамента была предпринята робкая попытка заработать на форте - в 1931 году крепость сдавалась внаём всем желающим, за 300 франков в год. Желающих арендовать форт было всего двое.
Во время Второй Мировой войны форт, как и вся Франция, был оккупирован немецкими войсками.
Захватчики использовали крепость в качестве мишени для тренировочных стрельб, в результате чего практически полностью были уничтожены пристани и волнорезы, а внутренний двор форта оказался в буквальном смысле погребённым под каменными обломками.

Масштабные реставрационные работы, проведённые на территории послевоенной Франции, совершенно не затронули форт Байяр - он так и остался израненным и лишь густые поросли диких трав слегка прикрывали шрамы, оставленные войной. Причисление форта к историческим памятникам, состоявшееся в 1950 году, также ничего не изменило.

А в 1961 году было принято решение выставить форт Байяр в качестве лота на аукцион. Минимальная цена составляла 7,5 тысяч франков. Потенциальных покупателей было около пятидесяти, однако в конце концов, по мере повышения суммы их осталось всего двое - бельгийский дантист из Аворья Эрик Аэрт и представитель ассоциации друзей форта Байяр (да, существовала и такая). К сожалению, ассоциация не смогла выделить на покупку более 25 тысяч франков, и Аэрт, предложивший 28 тысяч, стал владельцем форта.

Похоже, что новый хозяин совершенно не представлял, зачем ему нужен форт, поэтому он так и не сумел найти ему должное применение - все его безумные проекты превращения крепости в казино, отель или дом отдыха так и не были воплощены в жизнь. Аэрт, которому в то время шёл уже седьмой десяток лет, очень редконаведывался в свои владения, поэтому форт Байяр продолжал пустовать.

Тем не менее вскоре об этом форте впервые узнал весь мир - в 1966 году Робер Энрико поставил в форте Байяр финальную сцену своей киноленты «Искатели приключений» с двумя звёздами французского кинематографа - Аленом Делоном и Лино Вентурой.
После довольно долгого перерыва, уже в 1980 году, форт вновь появляется на экранах - на этот раз в игровой передаче «Охота за сокровищами», автором которой был известный деятель французского телевидения Жак Антуан - именно он, открывший для себя форт Байяр во время просмотра «Искателей приключений» и предложил использовать крепость для съёмок.
Жак Антуан был просто впечатлён крепостью: «Я приметил этот любопытный форт, но я не имел никакого представления о том, где он находится. Однако мы его быстро отыскали, и когда я стоял у подножия этих гранитных стен, под крики чаек, в этом каменном строении посреди моря, я осознал, что это самое прекрасное место, как нельзя лучше подходящее для моей новой игры».

Но если прежде форт Байяр появлялся на экранах эпизодически, то в новой игре ему отводилась главная роль. Это было крайне затруднительно реализовать - ведь крепость была частной собственностью бельгийского дантиста.

Впрочем, Эрик Аэрт согласился продать форт за «скромную» сумму в 1,5 миллиона франков, а Генеральный совет департамента Приморская Шаранта рискнул пойти на сделку и купил форт. После чего Жак Антуан, заплатив символическую сумму в 1 франк, стал владельцем форта Байяр и занялся реализацией своего проекта.
Для облегчения доступа в форт была выстроена специальная причальная платформа. А работы же по восстановлению крепости начались с того, что внутренний двор форта Байяр был очищен от пятидесятисантиметрового слоя птичьего помёта, скопившегося здесь за многие десятки лет, и от почти 700 кубометров каменных обломков.
И вот, после нескольких месяцев восстановительно-строительных работ, в крепости был снят первый выпуск телеигры «Ключи от Форта Байяр». Началась новая эра истории форта - теперь уже закрытого для посещений и живущего своей, особенной жизнью.

У берегов Франции, в Бискайском заливе, расположен знаменитый форт Боярд. История его создания была более продолжительной, чем срок эксплуатации по назначению. Однако форт все же нашел хозяина, который не только остановил процесс разрушения, но и сделал его знаменитым на весь мир.

Идея создания форта

Впервые о постройке задумались в семнадцатом веке. В это время были сооружены военные верфи в городе Рошфоре. Их важно было защитить от который мог проникнуть на территорию Бискайского залива. Людовик Четырнадцатый задумался о том, чтобы создать посреди пролива форт Боярд. История этого проекта так и осталась в мыслях монарха, поскольку никто не решился взяться за осуществление плана.

Второй раз идея создания форта возникла в девятнадцатом веке, во времена правления Наполеона Первого. Взаимоотношения между Францией и Великобританией были очень напряженными, поэтому возродилась необходимость контролировать На карте была обозначена песчаная отмель в нужном проливе. В 1801 году начались первые работы.

Строительство

С началом строительства возникли серьезные проблемы. Каменные блоки, которые должны были стать фундаментом, устанавливались на морское дно. Это привело к тому, что они опускались в грунт под тяжестью собственного веса. Блоки перекашивались и разъезжались.

Стройка была остановлена в 1809 году. Возобновились работы только в 1837-м, во времена Луи-Филиппа Первого. Причиной тому послужила все та же напряженная обстановка в отношениях с Великобританией.

Завершили возведение крепости в 1857 году, создав довольно внушительное сооружение. Длина составляла шестьдесят восемь метров, а ширина - тридцать один метр. Высота стен достигала двадцати метров.

Использование форта

Форт Боярд, история строительства которого растянулась более чем на пятьдесят лет, к моменту своего открытия потерял актуальность. Дело в том, что за это время заметно увеличилась дальнобойность артиллерийских орудий. С противоположных берегов они могли самостоятельно защищать пролив от вторжения вражеских кораблей.

В крепости располагался гарнизон, состоящий из двухсот пятидесяти человек. Сооружение хоть и было уже бесполезным, но оставалось в подчинении Военного ведомства.

Благодаря своей отдаленности от материка и внушительному виду крепость хорошо подходила для содержания заключенных. Изначально в ней разместили австрийцев и пруссов, плененных в конце девятнадцатого века. Позднее в ней содержали политзаключенных.

Однако для заключенных вскоре нашли другое место. Им оказался остров Тогда форт стал местом расположения французского ВМФ. Ведомство пробыло там до 1913 года.

Во время Второй мировой крепость подверглась серьезным разрушениям. Это было связано с тем, что немцы тренировались в стрельбе по ней. После в ней поселились птицы, которые привели поврежденные обстрелами стены в еще более неприглядный вид.

Во второй половине двадцатого века правительство страны решило передать форт в частные руки. Были проведены торги. Кто же стал владельцем Франции?

Хозяева форта

В 1962 году судьба одной из крепостей Франции решилась на аукционе. Начальная стоимость составляла семь с половиной тысяч франков. В борьбе особый азарт проявили два претендента - дантист Эрик Эрт и представитель общества по защите форта. У дантиста из Аворье оказалось на три тысячи франков больше. Он стал новым владельцем крепости, заплатив за нее двадцать восемь тысяч франков.

У Эрта не было ни средств, ни желания восстанавливать форт. Поэтому сооружение разрушалось. Причиной тому были не только внешние факторы в виде ветров, дождей и птиц, но и человеческое влияние. Туристы растаскивали стены по камням в качестве сувениров.

В 1989 году хозяин решил избавиться от форта и выставил его на продажу, увеличив стоимость до полутора миллиона франков. Приобрел его продюсер Жак Антуан, который специализировался на проведении телевизионных игр, уплатив символическую сумму в 1 франк Генеральному совету департамента Приморская Шаранта, рискнувшему и выкупившему у дантиста. С этого времени началась реконструкция строения.

Реконструкция форта

После приобретения крепости Жак Антуан приступил к ее реконструкции. Для начала в двадцати пяти метрах от нее была сооружена платформа, которая служила причалом. Огромное здание отчистили от гуано, покрывавшего все вокруг. Толщина разложившегося птичьего помета достигала пятидесяти сантиметров.

Для запуска телевизионной игры, которую курировал продюсер, в 1996 году были подготовлены необходимые помещения. Последующие реконструкции состоялись в 1998 и в 2003-2004 годах. За это время были очищены внешние стены, проведена герметизация террасы, восстановлен центральный двор.

Популярное приключенческое телешоу

Игра «Форт Боярд» впервые вышла на экраны французского телевидения в 1990 году. Суть проекта заключается в том, что команда, которая состоит из шести человек, должна пройти ряд испытаний физического и интеллектуального плана. За их правильное выполнение игроки получают ключи и подсказки, с помощью которых в конце игры можно забрать сокровища форта.

Игра, которая сделала известным Бискайский залив (на карте его найти не сложно), имеет свою легенду. По сюжету злой, но мудрый старец Фура на протяжении двух веков проживает в форте. Он занимался грабежами, собирая все в своей крепости. Люди прокляли коварного старца, и он потерял способность хитрить. У него можно забрать добычу, собрав нужное количество ключей, которые разбросаны по потайным комнатам. В каждой комнате есть ловушки. Справившись со всеми препятствиями, можно разбогатеть.

Сюжет игры обыгрывается профессиональными актерами, которые также следят за тем, чтобы ее правила не нарушались.

Основные персонажи игры и их полномочия:

  • Ля-Буль - бьет в бубен в начале и конце игры, сопровождает попавших в плен участников в их камеры.
  • Паспарту - направляет игроков в комнаты.
  • Укротительница Фелинда - с помощью своих подопечных (тигров) охраняет сокровищницу.

Текущие правила игры

За время своего существования игра «Форт Боярд» несколько раз меняла правила в зависимости от страны-участника и видения организаторов. Цель оставалась неизменной - охота за сокровищами. С 2015-го французская версия включает шесть этапов.

  1. «Испытания». За пятьдесят минут команде необходимо добыть ключи, которые откроют ворота сокровищницы. Заполучить ключи можно, пройдя успешно семь испытаний.
  2. «Зал Суда». Сюда команда отправляется, если не смогла собрать нужного количества ключей или имеет хотя бы одного пленника. Участник должен пройти мини-игру, иначе отправится в тюрьму форта.
  3. «Приключения». В течение тридцати минут команда участвует в нескольких приключениях. За победу в каждом из них участники получают патрон с подсказкой внутри. Если испытание не выполнено по истечении установленного времени, подсказка сгорает внутри патрона.
  4. «Побег из тюрьмы». Пленник может сбежать из тюрьмы, преодолев препятствия за полторы минуты. При неудачной попытке команда лишается этого времени, а это минус в общем количестве драгоценных минут пребывания в сокровищнице.
  5. «Совет Теней». Это возможность продлить время пребывания в сокровищнице. Три участника проходят мини-испытания и при успешном раскладе добавляют к общему времени (две минуты) еще десять - тридцать секунд.
  6. «Сокровищница». Когда команда вставляет все ключи в ворота, Фелинда уводит тигров. Ведущий раздает участникам патроны с подсказками и запускает обратный отсчет времени. Игроки должны по подсказкам разгадать ключевое слово и обозначить ответ, расставив свои тела и на нужных буквах, изображенных на полу сокровищницы. При правильном раскладе команда получает доступ к деньгам, но на их вынос время ограничено. При неудаче команда получает утешительный приз в виде трех тысяч евро.

Форт и кинематограф

Форт Боярд, история которого началась в девятнадцатом веке, использовался в кинематографе. Так, в ленте «Искатели приключений» режиссера Роберта Энрико, которая вышла в 1967 году, есть сцена боя, длящаяся пятнадцать минут. Съемки проводились на протяжении трех недель. А к концу работы начался сильный шторм, поэтому съемочной группе пришлось эвакуироваться на вертолете.

Попасть на территорию крепости могут только участники игры Fort Boyard. Экскурсии для туристов ограничиваются видом на сооружение с моря.

Телеигра завоевала популярность по всему миру. Каменный форт посетили представители более тридцати государств, в том числе России и Украины.

«Форт Байяр» (оригинальное название фр. «Fort Boyard») — популярное приключенческое телешоу, действие которого разворачивается в Бискайском заливе, у берегов Приморской Шаранты, в форте Байяр. Впервые программа была показана на французском телеканале Antenne 2 летом 1990 года.

В российском эфире телеигра впервые появилась в начале 1990-х на Первом канале. В 1994 году канал НТВ начал демонстрацию передачи под названием «Ключи от форта Байяр» и несколько лет подряд транслировал переведённые оригинальные французские выпуски программы, а так же первый сезон игр с российскими участниками (в 1998 году), переведённые национальные версии игр Норвегии, Канады и Великобритании.

С 2002 по 2006 годы программа выходила на телеканале «Россия» под названием «Форт Боярд».

Об игре

Снимаемый в крепости постройки середины 19 века, расположенной у берегов Франции, между островами Экс и Олерон, «Форт Байяр» являет собой телеигру, в которой команде участников (двум командам, с 2010 года) необходимо выдержать различные физические и интеллектуальные испытания, чтобы, выигрывая ключи и подсказки, заполучить Сокровища Форта.

Текущие правила французской версии игры

Цель игры — охота за сокровищами форта.
В игре принимают участие одновременно две команды, в каждой по 4 игрока: двое мужчин и две женщины. Игру можно условно поделить на два этапа.

Этап 1

Во время первого этапа команда должна добыть ключи, отпирающие ворота сокровищницы. Обычно каждого игрока ожидают по два испытания. Команды противостоят друг другу в 3 или 4 дуэлях и 6 индивидуальных испытаниях. Во время этой части игры команды будут носить названия «Медная команда» и «Титановая команда» (относится ко всем передачам сезона).

Ключи можно добыть выполняя задания на силу, смекалку, ловкость или отгадывая загадки у старца Фура. Время в индивидуальных испытаниях в кельях отсчитывает клепсидра — водяные часы. Если игрок, выполняющий задание, не успел покинуть келью по истечении времени, то дверь будет заперта, и игрок станет пленником. Если команда игрока, отправляющегося на одиночное испытание, потерпела поражение в предыдущей дуэли, то этот игрок обязан добыть ключ или подсказку, иначе он становится пленником независимо от того, успел он выйти до истечения времени или нет. Игрок из команды-победителя дуэли может покинуть испытание досрочно без каких-либо санкций. Однако если он не выйдет до окончания отведённого на испытание времени, он также станет пленником. Двух пленников быть не может, потому что, как только попадает в плен игрок команды, у которой уже есть пленник, сидящего в тюрьме участника выпускают на свободу.

Команда, собравшая больше ключей, проходит в финал игры, а их соперники выбывают из соревнования. Команда проходит в финал напрямую, если разница в ключах между ней и соперником больше или равняется 2, в противном случае проводится так называемая «арбалетная дуэль», в которой разыгрываются два ключа. При ничейном исходе дуэли дальше идёт команда, собравшая больше ключей. Если в команде есть пленники, то перед началом арбалетной дуэли они играют в своеобразную мини-дуэль. Победитель выходит на свободу напрямую, проигравший должен за определённое время пройти полосу препятствий. Если он успевает — его освобождают, иначе же он не участвует в арбалетной дуэли и в дальнейшей игре.

Этап 2

На втором этапе команда-победитель первой части (Медная или Титановая) соревнуется с командой-победителем предыдущей недели (так называемой «Командой-чемпионом»). Цель соперников — собрать как можно больше подсказок — слов, которые помогут найти ключевое слово. Подсказки спрятаны в специальных металлических патронах. Время каждого приключения ограничено. Правила такие же, как и в первом этапе — если игрок не укладывается во время, он либо становится пленником, либо просто досрочно покидает испытание (зависит от исхода дуэли). Так же, после прохождения дуэли, ведущий предлагает игрокам два приключения на выбор. Выбор делают участники команды — победителя дуэли.

Совет

Во время Совета команды сразятся в дуэлях друг с другом. Эти дуэли — настольные игры на силу, ловкость, смекалку и удачу. Для освобождения пленника на Совете нужно победить в двух дуэлях. Если у каждой из команд по пленнику, освобождают того, чья команда первой одерживает две победы. Если пленник у одной команды, то вторая борется за то, чтобы помешать пленнику выйти на свободу.

Сокровищница

Ведущий опускает установленный у ворот рычаг. С этого момента начинается отсчёт времени (3 минуты 30 секунд). Когда ведущий запускает время, игроки узнают подсказки. Решётка при этом не поднимается. Игрокам нужно написать свой вариант кодового слова на доске, после чего откроются люки, ведущие в сокровищницу. Далее, команды должны за отведённое время вынести за пределы сокровищницы как можно больше золотых монет — байяров и высыпать их в ящики у входа. За минуту до окончания времени решётка поднимается, к полному истечению времени — опускается. Соответственно, игроки должны успеть покинуть сокровищницу. Если кто-то остаётся внутри, его команда объявляется проигравшей.

Команда, угадавшая кодовое слово и вынесшая большее количество золотых байяров, становится чемпионом (или, если речь идёт о команде прошлой недели, сохраняет титул), и продолжает своё выступление (на втором этапе следующей передачи). По этому сценарию развивается ход шести передач; седьмая и последняя игра сезона является особенной, «финалом», в котором сойдутся три лучших команды лета. Победитель получает приз в размере 50000 евро, к которому, само собой разумеется, будут добавлены и деньги, выигранные в предыдущих соревнованиях.

Интересные факты

Самый большой выигрыш во французских играх составил 243 480 франков (37 118 евро). Такой куш был сорван в 2001 году.
Гонг, в который бьёт каждую игру Лябуль, изготовлен из дерева, поэтому звук накладывается во время монтажа. Аналогично накладывается звук переворачиваемых водяных часов. На самом деле клепсидра переворачивается без какого-либо скрежета. То же самое с отсутствием стрекота после поворачивания головы тигра.
Среди Мастеров Игры были (или есть) женщины (или одна). Это легко определить по рукам одного из Мастеров.
Сам Зал Совета располагается на третьем этаже форта. Однако концепция игры предполагает, что Зал находится в подвале или подземелье. Во время монтажа сначала вставляют кадры с бегущей вниз по лестнице командой, а уже потом её показывают подбегающей ко входу в Зал Совета.
В российских играх 2004 года можно увидеть много интересного: как вставить клепсидру в зажимы, как устроен пол в сокровищнице, а также карту трёх этажей форта Байяр. К сожалению, оператор не показал её настолько близко, чтобы можно было прочесть названия комнат. Зато вот здесь есть карта Форта на английском языке. Тем не менее, очень понятная и подробная.
Крупнейший в своё время сайт fortboyard.de немецкого поклонника игры «Форт Байяр», обладающий огромным количеством информации, прекратил обновления в 2002. Новый сайт был создан в 2004, но на нём до сих пор ничего нет. Старая версия находится в веб-архивах. На сайте есть всё, что можно написать о форте Байяр, кроме самих записей игр.
Александр Горбунов из Нижнего Тагила задавал вопрос о продолжении «Форта Байяр» в России целых три раза в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» в 2008—2009 годах Сергею Брилёву, Леониду Ярмольнику (ведущим российских версий) и Дмитрию Губерниеву (участнику одной из игр). И никто не знал, будет ли следующий сезон или нет.
Музыку к игре написал Поль Кулак (Paul Koulak), заглавная тема так и называется «Ключи от Форта Байяр» (Les Cles De Fort Boyard)
«Форт Байяр» — это шоу, поэтому организаторы могут изменять уровень сложности почти каждого испытания или приключения незаметно для зрителей. Это могут быть трение цилиндров, скорость вентилятора, дорожки, вращающегося турникета, высота подвешивания вёдер с водой, количество камней в корзине, палок для адской лестницы, толщину каната и глубину забивки меча, естественно, сложность загадок старца Фура (или арифметических примеров) и сила игры Мэтров Теней, а также всех остальных персонажей Форта. И что самое главное — выбор следующего испытания и игрока-участника, ведь ни для кого не секрет, что в одном случае лучше подойдут высокие люди, в другом сильные, а игра «Карты» на порядок легче борьбы в грязи.
Опыт — неотъемлемая часть игры. Известно, что перед эфиром игроки смотрят версии других стран, наблюдают за самими съёмками. Но много испытаний можно пройти за несколько секунд нестандартным способом. Как-то: в кладовой гадостей нужно сразу идти к кувшинам в конце комнаты, на бегущей дорожке можно встать на боковые ограничители, на обезьяньем мосту можно кинуть подсказку игрокам, а в колонне библиотекаря достаточно просто приподнять стопку книг, взять ключ, и поставить стопку на место.