Французский революционер в ванной. Жан поль марат - биография, информация, личная жизнь

(Marat, Jean-Paul) (1743–1793), деятель Великой французской революции. Родился 24 мая 1743 в небольшом селении Будри в кантоне Невшатель (Швейцария) в многодетной семье чертежника и учителя иностранных языков, эмигрировавшего с о.Сардиния. В 1759, после окончания школы в Невшателе, уехал в Бордо (Франция); в 1759–1761 работал воспитателем в доме одного бордосского судовладельца. В 1762 перебрался в Париж. Самостоятельно изучал медицину и социальные науки; увлекся идеями энциклопедистов, прежде всего Ш. де Монтескье и Ж.-Ж. Руссо. В 1765–1775 жил в Англии; приобрел известность как практикующий врач. За заслуги в борьбе с эпидемиями удостоен звания почетного гражданина Ньюкасла. В конце 1760-х опубликовал свое первое сочинение о глазных болезнях. В 1775 Эдинбургский университет Св. Андрея присудил ему степень доктора медицины.

В тот же период проявил себя и как литератор, философ и политолог. В 1770–1771 написал политико-философский роман Польские письма (Lettres polonaises ), но не решился на его издание. В 1773 опубликовал на английском языке двухтомный труд Философский опыт о человеке (A Philosophical Essay on Man ), в котором попытался решить вопрос о соотношении души и тела в духе французских материалистов. Этот трактат не принес ему успеха, в отличие от изданного в декабре 1774 на английском языке его первого политологического сочинения Цепи рабства (The Chains of Slavery ); в нем автор выдвинул тезис о губительности деспотической власти для общественного блага и о естественном праве и священном долге народа бороться против нее, а также представил свою модель идеального эгалитарного общества.

В 1776 вернулся в Париж и вскоре завоевал репутацию опытного врача. В 1777–1784 служил врачом лейб-гвардии графа д"Артуа, младшего брата короля. Погрузился в научные исследования, преимущественно в области физики. Приобрел авторитет среди европейских ученых. В 1779 опубликовал Открытия Марата, доктора медицины и врача лейб-гвардии графа д"Артуа, об огне, электричестве и свете (Découvertes de Marat, docteur en médecine et médecin des Gardes-du-corps du M. le comte d"Artois sur le feu, l"électricité et la lumière ), в 1780 – О физических свойствах огня (Recherches physiques sur le feu ), в 1782 – О физических свойствах электричества (Recherches physiques sur l"électricité ), в 1784 – Элементарные понятия оптики (Notions élémentaires d"optique ) и Записка о применении электричества в медицине (Mémoire sur l"électricité médicale ), в 1788 – Академические записки, или новые открытия в области света, связанные с важнейшими вопросами оптики (Mémoires académiques, ou nouvelles découvertes sur la lumière, relatives aux points les plus importants de l"optique ). В то же время отошел от социально-политической проблематики; лишь в 1780 выпустил трактат План уголовного законодательства (Plan de legislation criminelle ), где развил ряд положений Цепей рабства (насильственный характер государства, право бедных на восстание и на нарушение законов, условность право собственности, критика абсолютизма).

Однако нарастание социально-политического кризиса во Франции в 1788 – начале 1789 превратило его в политика и публициста. В феврале 1789 выпустил в свет брошюру Дар Отечеству (Offrande à la Patrie ), а в апреле того же года – Добавление (Supplément ), в которых защищал идею народного суверенитета, конституционной монархии, разделения властей и призывал к сплочению Третьего сословия в борьбе с абсолютизмом. С началом Революции (июль 1789) перешел с умеренно-либеральных на радикальные позиции. С сентября 1789 стал издавать газету Друг народа (Ami du peuple ), на страницах которой выступал за продолжение Революции и за беспощадный террор против ее врагов (аристократов и священников); апеллировал к плебейским массам. Приветствовал поход парижан на Версаль 5–6 октября 1789. Критиковал Учредительное собрание за нерешительность и консерватизм и требовал его роспуска; язвительно высмеивал лидеров конституционалистов – О.Г.Мирабо, Ж.Неккера и М.Ж.Лафайета. В октябре 1789 в связи с приказом о его аресте перешел на нелегальное положение. В конце 1789 – середине 1791 из-за преследований несколько раз прекращал издание своей газеты. При всем своем радикализме оставался монархистом и противником уравнения собственности. Только после Вареннского кризиса (июнь-июль 1791), вызванного провалившейся попыткой бегства короля, стал исповедовать республиканские взгляды; призывал к низложению Людовика XVI и установлению революционной диктатуры. Вновь подвергся преследованиям; ушел в подполье, а в декабре 1791 эмигрировал в Англию.

Вернулся во Францию в апреле 1792. Жестко критиковал деятельность Законодательного собрания. После восстания 10 августа 1792 и падения монархии вошел в Наблюдательный совет Парижской коммуны. Требовал созыва Конвента и суда над Людовиком XVI и его министрами. Был одним из вдохновителей «сентябрьских убийств» (резня политических заключенных в парижских тюрьмах 2-3 сентября 1792). В сентябре избран членом Конвента и стал одним из лидеров левого крыла якобинцев. Прославился своей непримиримостью к инакомыслящим. Приобрел большую популярность среди парижских низов. Во время процесса над королем (декабрь 1792 – январь 1793) решительно выступал за вынесение смертного приговора. Активно боролся против жирондистов, особенно яростно обрушивался на их лидера Ж.П.Бриссо. Требовал чистки Конвента от «предателей» (т.е. вождей Жиронды). В апреле 1793 под давлением жирондистов был предан суду за «призывы к мятежу и посягательство на народный суверенитет», но оправдан Революционным трибуналом. Участвовал в организации восстания 31 мая – 2 июня 1793, приведшего к власти якобинцев. С началом антиякобинского федералистского мятежа в июне 1793 призвал к усилению террора.

13 июля 1793 в Париже убит молодой аристократкой Шарлоттой Корде (казнена 17 июля). Удостоился торжественных государственных похорон как «мученик свободы». В государственных учреждениях были выставлены его бюсты, а прах перенесен в Пантеон. Картина Ж.-Л. Давида Смерть Марата стала настоящей иконой для революционеров. После прихода к власти термидорианцев прах Марата был выброшен из Пантеона, а его бюсты уничтожены (февраль 1795).

Иван Кривушин

Манфред А.З. Великая французская революция. М., 1983

Jean Paul Marat

Жан-Поль Марат (1743-1793) - политический деятель, один из вождей якобинцев. По профессии врач и журналист. До революции написал несколько книг и брошюр по общественным и естественно-научным вопросам. С 12 сентября 1789 г. по самый день смерти Марат издавал газету "Друг народа", выражавшую интересы парижской бедноты. В этой газете Марат выступал с резкой критикой Учредительного собрания и Парижского, за что неоднократно подвергался преследованиям. Его несколько раз привлекали к суду, газету закрывали, типографии, в которых она печаталась, громили. Но Марат упрямо продолжал свое дело. В течение почти двух лет ему приходилось вести конспиративный образ жизни, дважды временно эмигрировать в Англию. После революции 10 августа Марат стоял во главе борьбы якобинцев с жирондистами и пользовался большим влиянием на дела Коммуны (парижского муниципалитета), всюду отстаивая интересы бедноты. Избран депутатом Конвента от Парижа. Деятельность Марата, как члена Наблюдательного Совета Коммуны, руководителя монтаньяров в Конвенте и издателя "Друга Народа", навлекла на него яростные нападки имущих классов. 14 апреля 1793 г. он по настоянию жирондистов был привлечен к суду за агитацию, призывающую к роспуску Конвента, к грабежам и убийствам. Под давлением парижской бедноты Революционный трибунал 24 апреля оправдал его, и Марат с триумфом был приведен обратно в Конвент. Вместе с Робеспьером руководил подготовкой восстания 31 мая - 2 июня 1793 г., отнявшего власть у жирондистов. Убит Шарлоттой Корде 13 июля 1793 г.

Перепечатывается с сайта
Великая Французская революция

Марат (Marat) Жан Поль (24.5.1743, Будри, Швейцария,- 13.7.1793, Париж), деятель Великой франц. революции 1789, учёный и публицист. В 16 лет поселился во Франции. Получил мед. образование, изучал естеств. и филос. науки в Бордо и Париже. Испытал влияние идей франц. Просвещения. В 1765 переехал в Англию, занимался врачебной практикой, к-рая принесла ему большую известность. В 1775 Эдинбургский ун-т присудил М. учёную степень доктора медицины. В 1776 М. возвратился в Париж. В своих трудах «Цепи рабства» (1774), «План уголовного законодательства» (1780) выдвигал идею вооруж. восстания и революц. диктатуры, обосновал право бедных на борьбу против угнетателей. С началом Великой франц. революции М. целиком посвятил себя делу служения восставшему народу.В 1789 он написал проект «Декларации прав человека и гражданина», начал издавать газ. «Друг народа» (в 1792 переим. в «Газету Французской республики»), завоевавшую популярность в массах как бое- вой орган революц. демократии. В своих статьях и письмах М. предлагал целую программу социальных преобразований в интересах простого народа, требовал довести революцию до конца. Свою задачу видел в политич. просвещении нар. низов. В 1790 вошёл в состав клуба кордельеров, в к-ром преобладающее влияние имели демократы левого направления. Он гневно разоблачал врагов революции, требовал применения к ним революц. террора. Когда контрреволюционеры хотели втянуть Францию в войну, чтобы штыками прус, и англ, интервентов задушить революцию, М. призвал граждан защищать своё отечество. 15 мая 1790 в открытом письме «К просвещённым и отважным патриотам» он выдвинул программу действий народа на случай войны, призывал противопоставить войне между народами гражд. войну. М. написал обращение к войскам с призывом в случае воен. действий прежде всего расправиться с внутр. врагами. С началом войны европ. монархов против Франции М. решительно требовал защищать революц. отечество, призывал к вооружению всего народа, к созданию революц. армии, к сокращению королевской регулярной армии до минимума и к передаче её под постоянный нар. контроль. М. вёл непримиримую борьбу против изменников революции. Преследование властей, травля со стороны политич. пр-ков вынуждали М. скрываться. В янв. 1790 и дек. 1791 - апр. 1792 он находился в Англии. После падения монархии М. был выдвинут в Комитет наблюдения революц. коммуны Парижа. Он стал одним из вождей якобинцев и решительно выступал против пепоследоват. политики жирондистов. В сент. 1792 М. был избран депутатом Конвента. В апр. 1793 жирондисты добились ареста М. и предания его суду Революц. трибунала; однако он был оправдан и с триумфом возвращён народом в Конвент. Вместе с Робеспьером и другими якобинскими вождями М. руководил подготовкой восстания 31 мая - 2 июня 1793, свергнувшего контрреволюц. власть жирондистов. Болезнь помешала М. принять активное участие в деятельности Конвента после прихода якобинцев к власти, но он продолжал выпускать свою газету. Был убит жирондисткой Ш. Корде. Похороны М.- друга народа, как называли его трудящиеся Парижа, превратились в грандиозную политическую манифестацию.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, Том 5 Линия адаптивной радиосвязи – Объектовая ПВО. 688 с., 1978.

Сторонник неограниченного беззакония

«Я считаю себя первым, а может быть и единственным политиком во Франции, предлагающим после революции установить власть диктатора» - заявил под гром аплодисментов в сентябре 1793 г. в парламенте - Конвенте - известный деятель французской революции Жан-Поль Марат (1743-1793).

Возможно именно по этому (среди прочего), Марата при советской власти пропаганда стала воспевать как одного из излюбленных героев. Его именем были названы мощный линкор и улицы ряда городов, а многие одурманенные этой пропагандой родители принялись называть Маратиками своих сыновей.

Теперь Марат героем уже не считается: это неудобно в условиях декларируемой у нас демократии. Впрочем, демократом до революции был и он сам, когда получил гуманнейшую профессию врача. "Я был крайне враждебен деспотизму" - подчеркивал Марат в своей книге "Цепи рабства", опубликованной впервые в Англии в 1774 г. и вышедшей на французском языке двумя десятилетиями позже. В этой книге он делает заявление, сближающее его с либералами, отрицающими, как известно, руководящую и направляющую роль государства в обществе. «Поддержание царства справедливости и свободы тем успешнее, чем меньше государства».

Впрочем, в своих теоретических изысканиях о политике Марат показал себя порядочным путаником. Эта путаница, в конце концов, и превратила его из сторонника свободы в глашатая диктатуры. В начале французской революции он был сторонником монархии, правда ограниченной. Но летом 1791 г. он проклял идею монархии и добился вместе со своими друзьями якобинцами казни короля в январе 1793 г.

К тому времени Марат окончательно отбросил свободолюбивые взгляды. Это было результатом его сумбурных и примитивных представлений об обществе. Он был, например, сторонником сумасбродной идеи, что "торговля - антинациональная сила" и решительно требовал "установления равенства, в области пользования жизненными благами". Но упразднить торговлю без применения насилия - немыслимо. А поскольку в ходе развития революции обнаружилось, что многие ее участники, конституционалисты и жирондисты, решительно отвергают такие взгляды, то он объявил их врагами и антипатриотами, которых необходимо истребить.

Особенно привлекала Марата, как врача, машина для отрубания голов. Сарай, где она испытывалась на овцах, был расположен по соседству с типографией этого пламенного сторонника народного счастья. Следует "отрубить головы министрам и их подчиненным, всем командирам батальонов - антипатриотам", - требовал он в издаваемой им газете "Друг народа".

Машина была пушена в ход, но к народному счастью это не привело, что побудило бывшего отчаянного сторонника свободы выдвинуть идею, что "ради общественного блага следует пожертвовать всеми законами". Сторонника неограниченного беззакония 13 июля 1793 г. заколола кинжалом монархистка Шарлотта Корде. Террор, к которому призывал дошедший по полного безумия Марат, вполне естественно настиг и его самого.

Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004.

Далее читайте:

Великая французская революция (хронологическая таблица).

Максимилиан Робеспьер. О похоронах Марата и о мерах общественного спасения. Речь в Обществе друзей свободы и равенства 14 июля 1793 г.

Де Будри Давид Иванович (1756-1821). брат Жана-Поля Марата.

Сочинения:

Марат Ж.П. Избранные произведения. В 3 т. М. "Наука" (Литературные памятники). Пер. с франц. 1956, Т. 1-3.

Марат Ж.П. "Проект декларации прав человека и гражданина с последующим планом справедливой, мудрой и свободной конституции".

Письма 1776-1793. Пер. с франц. М., 1923.

Литература

Фридлянд Г.С. Жан Поль Марат и гражданская война XVIII в. М. 1959

Тарле Е.В. Жан-Поль Марат, друг народа. В кн. Тарле Е.В. Сочинения т.6. М. Изд-во АН СССР. 1959

Манфред А. З. Марат. М. "Молодая гвардия" (ЖЗЛ). 1962

Манфред А. З. Жан Поль Марат и его произведения. В кн. : Манфред А.З. Великая французская революция. М. "Наука". 1983

Молчанов Н. Монтаньяры. М. "Молодая гвардия" (ЖЗЛ). 1989

Алданов М. Ванна Марата. В кн. : Алданов М. Очерки (Сочинения, кн.2) М. "Новости". 1995.

Имя Жана Поля Марата связано с Великой французской революцией – он был одним из вождей якобинцев, литератором и журналистом. Его яркая личность мало кого оставляла равнодушным: одни считали этого человека героем и мучеником за свободу, другие – жестоким карателем, призывавшим беспощадно отправлять на гильотину врагов революции…

«Еще год назад пять или шесть сотен отрубленных голов сделали бы вас свободными и счастливыми. Сегодня придется обезглавить десять тысяч человек» – и эти слова принадлежат врачу, представителю самой гуманной профессии…

Вперед, к славе!

Утром 24 мая 1743 года в благодатной Швейцарии, в маленьком городке Будри, в семье врача Жана Батиста Марата родился мальчик. Младенец был такой слабый, что никто не верил, что он выживет. Но молоко кормилицы из альпийской деревни сотворило чудо: мальчик окреп и стал набирать вес. При крещении ему дали имя Жан Поль.

Твердый характер Марата проявился еще в детстве. С ранних лет он мечтал прославиться, ставя перед собой то одну, то другую цель: в пять лет хотел быть учителем, в пятнадцать – профессором, в восемнадцать – писателем, творческим гением, а в двадцать – великим ученым.


К своей цели он шел настойчиво: учился с необычайным упорством, с отличием окончил школу в родном Будри, а затем колледж в Невшателе. Юноша легко овладел английским, итальянским, испанским, немецким и голландским языками. В 16 лет, потеряв родителей, без денег и связей, но уверенный в своей гениальности, он отправился покорять Европу.

Сначала Марат попытал счастья во Франции: устроился в Бордо воспитателем в семье богатого сахарозаводчика и судовладельца, где проработал несколько лет. В свободное время он много читал. Особое влияние на впечатлительного юношу оказали произведения выдающихся современников – Руссо и Монтескьё, идеями которых он восхищался.

Но что такое Бордо? Нашего героя манил Париж, который он собирался легко завоевать благодаря своим непомерным амбициям. В столице Марат попытался работать в одном литературном издании, но ему отказали. И все же честолюбивый юноша не сдавался. Он со страстью изучал философию, историю, литературу, физику и химию.

Движимый своим чрезмерно развитым самомнением, он искал ту область, в которой смог бы совершить выдающиеся открытия. И нашел! Это медицина, возможность стать новым Гиппократом. Марат начал лечить больных, и ему это удавалось.

Призвание – врач

Итак, Марату было 22 года. Время шло, а он все еще никому не был известен. Нужно было спешить, но во Франции он не находил применения своему гению. И тогда в 1765 году Жан Поль отправился в Англию, по тем временам – страну неограниченных возможностей.


Не осталось достоверных подтверждений, что Марат окончил какое-нибудь медицинское заведение. Он был самоучкой, но в Англии с успехом продолжил свою врачебную практику, начатую в Париже. Работая в больницах, тюрьмах и рабочих бараках, он приобрел богатый медицинский опыт. А в 1767 году выпустил свою первую работу, в которой изложил эффективные, с его точки зрения, методы лечения венерических заболеваний.

Марат был инициатором лечения глазных болезней с помощью легких электрических разрядов. В 1769-м в Лондоне вышла вторая его работа, в которой он одним из первых описал астигматизм. Затем он выпустил двухтомник по физиологии человека.

Но Марат – не только врач, он также считал себя естествоиспытателем и философом. Подтверждением стал его трехтомный трактат «Философские исследования о взаимоотношении тела и духа». В своей работе Марат утверждал, что взаимодействие души и тела происходит благодаря нервным флюидам и определяет нахождение нематериальной сущности в мозговой оболочке человека.

При этом Марат успешно продолжал свою врачебную практику. Получаемого от этого дохода с избытком хватило бы на жизнь, но он расходовал деньги на публикацию своих произведений. В Ньюкасле в качестве городского врача наш герой настолько успешно вел борьбу с эпидемией холеры, что был удостоен звания почетного гражданина.

А 30 июня 1775 года Эдинбургский университет, где Марат преподавал французский язык, присудил ему диплом почетного доктора медицины, что стало несомненным признанием его выдающихся способностей.

Чистое шарлатанство!

В Англии Марат прожил 11 лет и добился безусловного успеха, но этого ему было мало. Предвидя важные для Франции события, Марат в 1776 году вернулся в Париж, где получил место врача в гвардейском корпусе принца Конде. Ему приходилось лечить солдат – в основном от венерических болезней.

Вскоре Марат невероятно прославился, когда вылечил маркизу Лобеспан – придворную даму, известную своей необыкновенной красотой и образованием. Французские светила медицины поставили ей самый страшный в то время диагноз – туберкулез – и признали неизлечимой. Марат отменил принятое в то время кровопускание и назначил собственное лечение.

Прелестная маркиза отплатила доктору за его труды, став его любовницей. Это была странная пара: она – одна из самых красивых женщин Парижа, он – низкорослый, с лицом, изуродованным экземой.


Кроме того, по протекции госпожи Лобеспан Марат получил официальную должность врача лейб-гвардии графа д’Артуа, будущего короля Карла X, младшего брата Людовика XVI. Таким образом, он стал придворным медиком с годовым окладом две тысячи ливров, не считая доплат за стол и квартиру. Это был пик медицинской карьеры Марата.

Однако новым Гиппократом ему было стать не суждено. Марат жаловался одному из своих друзей, что вся его деятельность – чистое шарлатанство, недостойное его занятие. И тогда он решил вплотную заняться научными изысканиями и устроил в своем доме лабораторию. Там он проводил опыты в различных областях химии и физики, изучал свойства огня, электричества и света, производил вскрытие животных и ставил различные эксперименты над ними.

Жан Поль много работал, довольствовался хлебом и водой и тратил все свои средства на эксперименты. Он пренебрегал обществом, оставил врачебную практику и потерял место придворного врача, а маркиза Лобеспан ушла от него. Живя затворником и жертвуя всем, он стремился к вожделенной славе. Однако основные потрясения в жизни Марата были еще впереди…

Друг народа

И вот грянула революция. Для Марата это оказался прямой путь к славе. Он забросил прежние увлечения и стал глашатаем парижской толпы, провозгласив себя ни больше ни меньше «другом народа».


Все его прежние медицинские изыскания свелись к изучению гильотины, которая поначалу испытывалась на овцах. В печати Марат, ярый якобинец, страстно призывал рубить головы роялистам, жирондистам и всем противникам нового режима, чтобы «раздавить гадину контрреволюции».

Репутация несгибаемого борца за революцию обеспечила Марату место в Конвенте, где даже среди оголтелых радикалов он выделялся своим неистовым темпераментом и внешним видом – он ходил в расстегнутой рубахе, повязав голову платком.

В жестокости и убийствах он видел средство достижения власти над «примитивными» народными умами. И он добился того, что в это смутное время стал популярной личностью среди парижских санкюлотов – так называли бедняков, носивших длинные, а не короткие штаны, как дворяне. Санкюлотами же решили называть себя и революционеры, стремясь стать ближе к народу.

Марат все еще гнался за славой, но, увы, он уже был неизлечимо болен. На нервной почве у него обострилась экзема, его мучил жар, он мог есть только жидкую пищу. Для того чтобы взбодриться, Марат постоянно пил кофе, что усиливало нежелательные процессы в слабеющем организме.

На голове он постоянно держал уксусный компресс, а также большую часть времени проводил в ванне, так как это приносило ему временное облегчение. В ванне же он писал статьи и принимал посетителей. И там же его настигла внезапная смерть.

Утром 13 июля 1793 года девушка по имени Шарлота купила за два франка большой столовый нож с черной ручкой. В седьмом часу вечера она направилась в дом на улице Кордельеров, где жил Марат со своей новой любовницей, простой фабричной работницей. Девушка проникла в дом и убила беспомощного Марата.

Над ванной между двух пистолетов висела географическая карта, а над ней было начертано слово la mort – «смерть». Что это было? Предчувствие? Ведь Марат славился своими предсказаниями…

Поль Жак Эме Бодри. «Шарлотта Корде». 1868 год

Девушку, совершившую убийство, звали Мари Анна Шарлотта Корде д’Армон, она была правнучкой великого французского драматурга Корнеля. Наивная Шарлотта хотела остановить безумный разгул террора и отомстить за его жертв.

Однако цели она не достигла – ее казнили. А вот Марат получил свою посмертную славу, о которой мечтал всю жизнь.


Краткая форма имени Марат. Маратушка, Марик, Маратик, Марио, Мар.
Происхождение имени Марат. Имя Марат татарское, мусульманское, католическое.

Имя Марат имеет две версии происхождения. По первой версии, имя Марат в переводе с арабского означает «желанный». Также есть и другой перевод – «цель, желание».

По второй версии, имя Марат стало широко распространено в СССР в честь Жан-Поля Марата, одного из предводителей Великой Французской Революции. Имя стало интернациональным, но активно употреблялось среди татар.

Есть версия, что своё имя Жан-Поль Марат получил от названия места, где родился. При этом «Марат» – это было не имя французского революционера, а его фамилия. Французы его имя произносили как Мара . «Mare», «marais» в переводе с французского языка означает «пруд», «болото».

Марат отмечает именины 17 августа. Святым покровителем мужчин с именем Марат является Марат Ефросийский.

В детские годы Марат достаточно непредсказуем. В нём сочетаются такие качества как доброжелательность, общительность, мечтательность и конфликтность, дерзость и отчаяние. Он всегда поможет своим друзьям. Мальчику необходим спорт. Лучше всего увлечь его плаванием.

Марат хорошо учится, быстро усваивает всё новое и интересное. В то же время быстро забывает о предметах, которые его не увлекают. Мальчик растёт очень творческим, любит рисовать и лепить. Он очень самостоятельный, любит побыть один. Поэтому ребёнку необходима отдельная комната.

Повзрослев, Марат меняется. В нём начинают проявляться лидерские качества, он становится более общительным. Зрелый возраст также накладывает свой отпечаток на характер и внутренние качества Марата. Он больше времени проводит с друзьями и близкими, ищет в них понимание. Внешне он холоден и строг, но внутри добр и раним. Марат очень обязателен, всего добивается своими силами.

Главное для Марата – это семья. Он помогает жене в домашних делах и заботится о детях.

Мужчина отличается инициативностью и рациональностью мышления. Во всех своих поступках Марат благоразумен и прагматичен. Так же можно отметить его трудолюбие и пунктуальность. Он настойчиво продвигается к достижению поставленных целей. Постоянно пробует себя в новых направлениях. Марат обаятельный, справедливый и любопытный. Желательно, чтобы его работа была связана с общением с людьми.

«Зимний» Марат волевой, мужественный и в то же время импульсивный. В жизни он добивается больших успехов.

Именины Марата

Имя Марат популярно не только среди татар и башкир, оно также встречается у других народов тюркской группы, в частности, у казахов. Как получилось, что имя французского происхождения стало так распространено вдали от родины? Специалисты полагают, что его стали использовать как «вестернизированную» форму мусульманского имени Мурат (Мурад).

Находясь в тесном соприкосновении с европейскими народами, тюркские народы выбирали такие имена, которые будут созвучны европейским, но при этом будут и их «родными» именами. Марат и Мурат – пример такого компромисса. Постепенно «Маратов» стало так много, что некоторые стали считать это имя татарским.

Известные люди с именем Марат

  • Жан-Поль Марат ((1743 - 1793) один из предводителей Великой Французской Революции, радикальный журналист, лидер якобинцев. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал. Один из наиболее ярых сторонников якобинского террора.)
  • Марат Сафин (известный российский теннисист, заслуженный мастер спорта России, бывшая первая ракетка мира в одиночном разряде; Кавалер ордена Почёта.)
  • Марат Махмутов (российский футболист, защитник)
  • Марат Акбаров ((род.1961) советский фигурист, выступавший в парном разряде. В паре с Вероникой Першиной, он – первый в истории СССР чемпион мира среди юниоров в парном разряде, бронзовый призёр чемпионата Европы и чемпион СССР. Мастер спорта СССР международного класса. В настоящее время - тренер.)
  • Марат Самсонов ((род.1925) Народный художник России, академик Российской академии художеств)
  • Марат Коган ((1924 - 1990) шашист, Мастер спорта СССР (1941), международный мастер по стоклеточным шашкам (1966). Чемпион СССР по русским шашкам (Москва, 1949), четыре раза завоевывал 2-е место, один раз 3-е, участвовал в 9 чемпионатах страны. Победитель Первого международного турнира по стоклеточным шашкам (Москва, 1956). Заслуженный тренер УССР.)
  • Марат Кабаев (советский и узбекский футболист, отец известной гимнастки Алины Кабаевой)
  • Марат Фахрутдинов (российский хоккеист, нападающий)
  • Марат Жыланбаев ((род.1963) семикратный рекордсмен Книги рекордов Гиннесса. Марат Жыланбаев является единственным человеком планеты, в одиночку пробежавшим крупнейшие пустыни Азии, Африки, Австралии и Америки. Марафонец, мастер спорта международного класса. Почётный гражданин Казахстана. Каждый пробег был протяженностью не меньше 1 200 километров)
  • Марат Юнусов ((род.1940) узбекский и российский учёный-химик, академик РАН)
  • Марат Сафиуллин (российский государственный деятель, доктор экономических наук, заслуженный экономист Республики Татарстан (РТ), действительный член и вице-президент Академии наук РТ, бывший министр экономики РТ)
  • Марат Корчемный (российский музыкант, бас-гитарист и бэк-вокалист рок-группы «Пикник»)
  • Марат Азизов (российский футболист, игрок в мини-футбол)
  • Марат Зябин ((1930 - 2006) действительный член Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, автор Концепции развития транспорта России в XXI веке. Испытатель парашютных систем. Упоминается в книгах по истории Байконура. Много лет поддерживал продвижение проекта лассара конструкции А.И.Филимонова («Фиалка»).)
  • Марат Измайлов (российский футболист, игрок сборной России по футболу)
  • Марат Алексанян ((род.1949) армянский государственный деятель)
  • Марат Тажин (министр иностранных дел Республики Казахстан (2007-2009); доктор социологических наук, профессор, Чрезвычайный и Полномочный Посол)
  • Марат Цаллагов (российский футболист)
  • Марат Шахметов (казахский футболист)
  • Марат Бикмаев (узбекский футболист)
  • Марат Башаров (российский актёр театра и кино)

Из-да-тель, пуб-ли-цист.

Из се-мьи про-тес-тант-ско-го учи-те-ля (по другим дан-ным, ре-мес-лен-ни-ка), пе-ре-ехав-ше-го с острова Сар-ди-ния в Швей-ца-рию.

В 1759-1761 годы слу-жил гу-вер-нё-ром в городе Бор-до.

В 1762-1765 годы изу-чал ме-ди-ци-ну в Па-ри-же, но кур-са не за-кон-чил. С 1765 года жил в Лон-до-не, где во-зоб-но-вил изу-че-ние ме-ди-ци-ны (в 1775 году по-лу-чил ди-плом) и на-чал за-ни-мать-ся литературной дея-тель-но-стью.

В 1772 году ано-ним-но опуб-ли-ко-вал фи-лософский труд «Опыт о че-ло-ве-че-ской ду-ше» («Essay on human soul»), в 1773 году - его рас-ши-рен-ную вер-сию «Фи-ло-соф-ский опыт о че-ло-ве-ке» («Philo-so-phical essay on man»), вы-шед-шую в 1775 году на французском языке под названием «О че-ло-ве-ке» («De l’Homme»). Со-чи-не-ние встре-ти-ло иро-нич-ный при-ём у ве-ду-щих фи-ло-со-фов-про-све-ти-те-лей Воль-те-ра и Д. Дид-ро. В 1774 году вы-пус-тил ра-бо-ту «Це-пи раб-ст-ва» («Chains of slavery»), где на при-ме-ре те-ку-щих по-ли-тических со-бы-тий в Ве-ли-ко-бри-та-нии дал тео-ре-тическое обос-но-ва-ние не-об-хо-ди-мо-сти ре-во-люционного на-си-лия.

В 1775 году вер-нул-ся во Фран-цию, в 1777 году по-лу-чил ме-сто вра-ча при дво-ре графа Ар-туа (бу-ду-щий французский ко-роль Карл Х). За-ни-мал-ся ис-сле-до-ва-ния-ми фи-зической при-ро-ды ог-ня. До-би-вал-ся мес-та в АН, про-явил не-раз-бор-чи-вость в сред-ст-вах, из-за че-го ис-пор-тил се-бе ре-пу-та-цию в на-учном со-об-ще-ст-ве и был им от-верг-нут. В 1780 году опуб-ли-ко-вал в Швей-ца-рии юри-дический труд «План уго-лов-но-го за-ко-но-да-тель-ст-ва» («Plan de législation criminelle»), где оп-рав-ды-вал кра-жу пра-вом кра-ду-ще-го на су-ще-ст-во-ва-ние. В 1784 году ли-шил-ся мес-та вра-ча, по-те-ряв един-ст-вен-ный ис-точ-ник до-хо-да. В 1-й половине 1789 года опуб-ли-ко-вал ряд по-ли-тических пам-фле-тов с при-зы-ва-ми к ре-во-люционному на-си-лию.

12 сентября 1789 года на-чал вы-пуск еже-днев-ной газеты «Publiciste parisien» . Га-зе-та бы-ла весь-ма по-пу-ляр-на в низ-ших сло-ях об-ще-ст-ва и при-нес-ла Марату из-вест-ность. Её от-ли-ча-ла рез-кая кри-ти-ка пред-ста-ви-те-лей всех вла-стей, вклю-чая ре-во-люционное боль-шин-ст-во де-пу-та-тов Уч-ре-дительного и За-ко-но-дательного со-б-ра-ний, а так-же по-сто-ян-ные при-зы-вы к фи-зической рас-пра-ве над «вра-га-ми об-ще-ст-ва». Счи-тая, что лю-бая власть - как на-след-ст-вен-ная, так и вы-бор-ная - уг-ро-жа-ет сво-бо-де на-ро-да, а тот слиш-ком «до-вер-чив и про-сто-ду-шен», что-бы эту уг-ро-зу раз-гля-деть, Марат пре-тен-до-вал на роль главного об-ли-чи-те-ля пра-ви-те-лей. Из но-ме-ра в но-мер он пи-сал о «за-го-во-рах» про-тив на-ро-да и тре-бо-вал унич-то-же-ния его «вра-гов» во всё боль-ших ко-ли-че-ст-вах: в ию-ле 1789 года го-во-рил о не-об-хо-ди-мо-сти каз-нить 500 человек, в конце 1789 года - 20 тысяч человек, в конце 1792 года - 270 тысяч человек. В январе 1790 и ию-не - ию-ле 1791 годов Марата пы-та-лись при-влечь к су-ду за под-стре-ка-тель-ст-во к на-си-лию, но оба раза ему уда-ва-лось бе-жать в Ве-ли-ко-бри-та-нию.

По-сле свер-же-ния мо-нар-хии 10 августа 1792 года Марат во-шёл в со-став по-встанческой Ком-му-ны Па-ри-жа . При-зы-вы Марата к рас-пра-вам над «вра-га-ми ре-во-лю-ции» спо-соб-ст-во-ва-ли раз-жи-га-нию на-строе-ний, ко-то-рые при-ве-ли к мас-со-вым убий-ст-вам па-риж-ским плеб-сом 2-4 сентября 1792 года за-клю-чён-ных в тюрь-мах. 9 сентября 1792 года из-бран де-пу-та-том Кон-вен-та от Па-ри-жа. Вхо-дил в груп-пу мон-тань-я-ров (смотри в статье Го-ра). На про-цес-се над Лю-до-ви-ком XVI про-го-ло-со-вал за его казнь. Был од-ним из наи-бо-лее ре-ши-тель-ных про-тив-ни-ков жи-рон-ди-стов. По-след-ние до-би-лись 12 апреля 1793 года при-ня-тия Кон-вен-том дек-ре-та о пре-да-нии Марата су-ду Ре-во-люционного три-бу-на-ла за при-зы-вы к на-си-лию, но 24 апреля Марат был оп-рав-дан и с три-ум-фом вер-нул-ся в Кон-вент. При-нял ак-тив-ное уча-стие в под-го-тов-ке ан-ти-жи-рон-ди-ст-ско-го вос-ста-ния 31 мая - 2 июня 1793 года, по-сле ко-то-ро-го слёг с тя-жё-лой бо-лез-нью, вы-зван-ной нерв-ным пе-ре-на-пря-же-ни-ем.

Убит в сво-ём до-ме нор-манд-ской рес-пуб-ли-кан-кой Ш. Кор-де, рас-счи-ты-вав-шей та-ким спо-со-бом ос-та-но-вить гражданскую вой-ну во Фран-ции.

По-сле смер-ти Марат, на-ря-ду с М.Ж. Ша-лье и Л.М. Ле-пе-ле-тье, стал од-ной из центральных фи-гур рес-пуб-ли-кан-ско-го куль-та «му-че-ни-ков сво-бо-ды», ко-то-рый ис-поль-зо-вал-ся мон-тань-я-ра-ми в 1793-1794 годы для ре-во-люционной про-па-ган-ды и оп-рав-да-ния по-ли-ти-ки тер-ро-ра.

Сочинения:

Пись-ма 1776-1793. П.; М., 1923;

Пам-фле-ты. М.; Л., 1934;

Из-бран-ные про-из-ве-дения. М., 1956. Т. 1-3;

Œuvres politiques (1789-1793) / Ed. J. de Cock, Ch. Goëtz. Brux., 1989-1995. Vol. 1-10;