Если начальник женщина а подчиненный мужчина. Когда ваш босс – это ваша новая мама. А также наши блоги

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о том, как стать хорошим руководителем, которого любят, ценят и уважают его подчиненные. Вы узнаете какими качествами должен обладать человек, занимающий руководящий пост. В чем отличия женщин-руководителей от мужчин-директоров. Каких ошибок нужно избегать.

Зачем быть хорошим руководителем

Руководитель – это эффективный менеджер. Именно от его способностей наладить производственный процесс и найти подход к коллективу зависят качественные и количественные показатели компании, отдела и т. д.

Понятия «хороший» или «плохой» босс весьма субъективны. Ведь нельзя найти идеального человека, который будет нравиться всем. Тем не менее руководителя должны уважать, ценить и немного бояться подчиненные.

Очень многие директора или начальники, которые только заняли руководящую должность, ведут себя «неправильно» и это сказывается на атмосфере коллектива, что влечет за собой уменьшение КПД каждого сотрудника.

Для того чтобы было понятно о чем идет речь, рассмотрим следующий пример.

3 дня назад отдел фирмы возглавил новый начальник. Он довольно молод и пришел на эту должность с другой компании. Как специалист он много не знает, но тем не менее не желает учиться и познавать что-то новое. Он же Босс. Поэтому ведет себя высокомерно, перекладывает часть своей работы на других и некомпетентен во многих вопросах. Себя он считает отличным руководителем, т. к. думает, что его побаиваются и уважают.

На самом деле персонал его не любит, не ценит, не уважает и считает высокомерной выскочкой. Глядя на начальника, сотрудники теряют энтузиазм, а показатели работы отдела постепенно падают. Все из-за того, что каждый работает сам по себе.

Коллектив – это объединение людей, которые работают для достижения одной цели. Его можно сравнить с механизмом часов, где каждая шестеренка по-своему важна. А начальник является заветным ключиком, который заводит механизм и умеет наладить его работу.

Если вы хотите повысить качество работы отдела или компании, заслужить уважение коллег и подчиненных, дальше двигаться по карьерной лестнице, то вам обязательно нужно стать хорошим руководителем. А как это сделать мы сейчас расскажем.

Кто может быть руководителем

На самом деле хорошими руководителями не рождаются, ими становятся. В любом возрасте человек может почувствовать в себе силы руководителя. По статистике 4 начальника из 10 становятся хорошими руководителями. На этот показатель не влияет ни пол, ни возраст. Отличным директором может быть как молодая целеустремленная выпускница ВУЗа, так и мужчина в преклонном возрасте с богатым опытом.

Кто лучше мужчина или женщина

В наше время руководителем может стать как мужчина, так и женщины. Женщины директора являются тактиками, а мужчины – стратегами. Представительницам прекрасного пола тяжелее завоевать авторитет коллектива. Придется доказывать свой профессионализм, особенно если большая часть сотрудников представители мужского пола.

Мужчины более стрессоустойчивы. Они не так быстро впадают в крайности. Тем не менее женщины более внимательны к своим подчиненным.

Ответить однозначно на вопрос «Кто лучше?» нельзя, т. к. все зависит от человека и его характера. Поэтому женщинам и мужчинам одинаково можно и нужно бороться за звание «Хороший руководитель».

Качества идеального начальника

Для того чтобы стать первоклассным руководителем нужно реально оценивать свои положительные и отрицательные стороны характера. Все люди не идеальны, но люди, занимающие руководящие должности должны уметь подавлять негативные стороны своего нрава и развивать хорошие черты.

Итак, рассмотрим, каким должен быть идеальный директор:

  • Сообразительным;
  • Владеть основами ;
  • Ответственным;
  • Пунктуальным;
  • Психологически устойчивым;
  • Человечным;
  • Обязательным;
  • Пунктуальным;
  • Уметь справляться со своими страхами;
  • Не бояться рисковать;
  • Активным;
  • Обучаемым;
  • Неленивым;
  • Миролюбивым;
  • Дружелюбным;
  • Неглупым;
  • Не меланхоличным и т. д.

Ошибки, которые допускают большинство руководителей

Не каждого начальника можно возвести в ранг хорошего руководителя. Все из-за того, что они допускают ряд ошибок, которые дискредитируют их в глазах подчиненных.

Рассмотрим самые распространенные ошибки:

  1. Отсутствие желания напрягаться . Некоторые руководители, как только занимают свой пост, думают, что они взобрались на вершину горы и теперь можно расслабиться и ничего не делать, тем самым перекладывают часть своей работы на подчиненных. На самом деле нужно отчетливо понимать, что чем выше должность, тем больше прийдется работать. Подчиненные могут вам помочь в первые дни, но свою работу вы должны выполнять самостоятельно.
  2. Неумение ценить работников . Каждый сотрудник, который качественно выполняет свою работу, заслуживает минимальное поощрение (хотя бы словесное).
  3. Неумение организовать работу . Руководитель должен досконально знать весь производственный процесс. Очень часто из-за того, что начальник не понимает всех этапов производства и не знает, кто и за что отвечает, любые неурядицы списывает на непрофессионализм коллектива.
  4. Отсутствие желания совершенствоваться, познавать что-то новое . Очень часто руководители, занимающие должность много-много лет, считают, что они все знают и не стремятся учиться и познавать что-то новое. А ведь жизнь и технологии не стоят на месте. И современный человек должен совершенствоваться, тем более руководитель.
  5. Присвоение чужих заслуг . Эту ошибку рассмотрим на примере. В научной лаборатории работает талантливый сотрудник, который сделал какое-нибудь открытие. Вместо того, чтобы рассказать о достижении своего сотрудника, руководитель лаборатории всем рассказывает о том, что «ОНИ» это сделали. Такой начальник считает, что это открытие заслуга его лично, т. к. он классный работник, если под его руководством сотрудник достиг таких высот.
  6. Проявление хамства и неуважения к коллективу . Иногда руководители не задумываются о том, что свои эмоции нужно контролировать и срываются по любому поводу на своих подчиненных. Конечно, бывают разные моменты, и так хочется выпустить пар. Но нужно научиться себя сдерживать, ведь простые работники, чаще всего, не имеют никакого отношения к вашему плохому настроению.
  7. Незащищенность своих сотрудников . Если директор ставит свои интересы выше других, то он никогда и нигде не отстаивает свой коллектив. Он не разбирается в спорных ситуациях и не ищет виновного. Ему легче наказать людей (наложить штраф, дать выговор и т. д.), чем разбираться кто прав, а кто виноват.

Это далеко не весь перечень ошибок, допускаемых руководителями. В любом случае нужно помнить, что подчиненные – это люди, за которых вы несете определенную ответственность, а их профессиональные неудачи – это неудачи руководителя, который не смог наладить производственный процесс.

Основные правила хорошего руководителя

Один из основателей менеджмента Питер Друкер утверждает, что для того чтобы стать хорошим руководителем, нужно при любых обстоятельствах использовать следующие 5 правил.

Правило 1. Научитесь управлять своим временем.

Правило 2. Уделяйте особое внимание конечному результату, а не производственному процессу. Меньше вмешивайтесь в работу своих работников. Объясните им, что каждый выполняет очень важный процесс и несет ответственность за него. Дайте почувствовать каждому сотруднику, что он маленький начальник.

Правило 3. Используйте и развивайте сильные стороны и положительные качества себя самого и своих сотрудников.

Правило 4. Всегда расставляйте правильные приоритеты, обходя второстепенные задачи.

Правило 5. Принимайте эффективные решения.

Советы для тех, кто хочет стать первоклассным руководителем

Анализируя деятельность многих успешных руководителей, мы составили рекомендации, которые помогут каждому начальнику заслужить авторитет в коллективе.

  • Ведите себя «правильно» с первого рабочего дня в должности руководителя.
  • Хорошо изучите коллектив. Сразу после вступления в должность ознакомьтесь со всеми личными делами своих работников. Постарайтесь запомнить их имена. Так, ваши подчиненные будут видеть, что они для вас не просто рабочая сила, а в первую очередь люди.
  • Будьте всегда честными и сдерживайте свои обещания.
  • Чаще обсуждайте производственный процесс в коллективе, дайте проявить себя подчиненным, попросите их проявлять инициативу.
  • Не будьте высокомерными, а ведите себя немного проще. Ведь в коллективе работают такие же люди, только на ранг ниже вас.
  • Не ругайте работников прилюдно. Лучше отчитать нерадивого сотрудника у себя в кабинете.
  • Хвалите и поощряйте персонал на общих собраниях. Вы придадите стимул другим.
  • Не сидите без дела. У хорошего руководителя всегда много работы. Плохие директора перекладывают часть своей работы на подчиненных, а потом маются от безделья.
  • Не бойтесь потерять свою должность и давайте развиваться талантливым работникам.
  • Контролируйте свои эмоции.
  • Оценивайте себя по наихудшему сотруднику. Ведь часть вины за его неудачи лежит именно на вас. Возможно, вы не мотивировали его или поручили слишком сложное задание.
  • Не жалейте денежных средств на материальные поощрения персонала. Если у людей нет стимула (например, в виде премий за наивысшие показатели), то они будут работать без энтузиазма вполсилы. Помните, что за среднюю зарплату работают средние сотрудники.
  • Учитесь разрешать любые бытовые споры. Не стойте в стороне, если в коллективе возник конфликт. Постарайтесь разобраться в сложившейся ситуации и помогите ее решить мирным путем.
  • Требуйте соблюдения дисциплины. Иногда применяйте взыскание. Главное, чтобы ваши претензии были по делу.
  • Не потакайте прихотям сотрудников. Ведите себя доброжелательно, но строго. Иначе вас будут игнорировать.
  • Показывайте свою компетентность и не перекладывайте все проблемы на подчиненных.
  • Поздравляйте коллектив с праздниками, интересуйтесь здоровьем, семьей, детьми сотрудников.
  • Никогда не впадайте в крайности, а любую ситуацию оценивайте трезво.
  • Изучайте психологию и посещайте психологические тренинги. Именно от этого зависит здоровый климат вашего коллектива.
  • Определяйте место каждого сотрудника в коллективе. Например, кто-то является генератором идей, а кому-то по душе монотонная работа с бумагами, а кто-то является вдохновителем.
  • Не выделяйте любимчиков. Старайтесь хорошо относиться ко всем сотрудникам.

Заключение

Хороший руководитель – это своего рода «зажигалочка». Он способен настроить подчиненных на нужный лад, разжечь огонь энтузиазма и спровоцировать делать свою работу качественнее и быстрее. Начальник может не уметь делать то, что умеют его работники, но он обязан правильно организовать работу и дать правильную установку подчиненным.

Хорошим руководителем может стать практически любой человек. Главное этого захотеть, не бояться перемен и постоянно совершенствоваться.

Стать хорошим руководителем женщине сложно, ведь общество остается заложником стереотипа, что женщина – это мать, хозяйка и хранительница домашнего очага, но не начальник. Чтобы поломать стереотип, необходим точный расчет, пригодятся психологические приемы и внимание к подчиненным.

Почему руководитель редко становится хорошим?

Руководить людьми – это сложный процесс, с которым редко кто справляется на 100% успешно. Одни держат подчиненных в страхе, другие позволяют садиться на голову, только бы остаться в глазах коллектива на высоте. Такие крайности не дают главного – авторитета и уважения.

Зачастую причиной провала начальника становятся:

  • непомерные амбиции;
  • чрезвычайная требовательность, не соответствующая возможностям подчиненных;
  • грубость в общении, необоснованная агрессия;
  • чрезвычайная мягкость и доброта;
  • безразличие;
  • желание всем угодить.

Руководитель должен избавиться от вышеперечисленных недостатков. Это первый шаг к успеху, но чтобы стать действительно хорошим начальником придется постараться. Тут важно завоевать симпатию коллектива. Женщине сделать это будет значительно трудней, чем мужчине, ведь в коллективе к начальнику, руководителю, особенно вновь назначенному относятся скептически. Необходимо побороться за уважение и исполнительность подчиненных. Поэтому важно завоевать симпатию людей – это половина успеха и мощный фундамент для дальнейшего продвижения в направлении завоевания авторитета и уважения, а также мощный стимул в стремлении стать хорошим начальником женщине.

Девушка по психоэмоциональной природе импульсивна и руководствует чувствами при решении задач, вопросов, проблем в жизни и на работе. Поэтому при первых неудачах начинает нервничать и искать поддержку. Руководитель не может позволить себе подобные слабости, он должен стать железобетонной опорой для подчиненных.

Успокоить, завязать непринужденную беседу и ненавязчиво помочь решить затруднительную ситуацию: сделать нужный звонок, дать дельный совет – это беспроигрышный прием, направленный на достижение результата. Но не стоит в полном объеме выполнять работу за подчиненных.

Женщина начальник не должна быть источником агрессии и негативных эмоций, но и чрезмерная мягкотелость не поможет. В коллективе сразу станут говорить, что руководитель хамка или бесхребетное создание, которому можно сесть на голову. Толчком к таким разговорам станет обиженный сотрудник.

Возможно заинтересует: Простые советы, которые помогут найти работу своей мечты

Необходимо обладать умением выслушать, быть ровным, приветливым, вежливым. Но одновременно с этим в принципиальных вопросах следует занимать жесткую позицию и отстаивать свое мнение.

Внимание! Женщина особенно подвержена пограничным состояниям быстро выходит из себя или наоборот впадает в апатию. Избежать этого позволят психологические тренинги. Занятия спортом, йогой и общение с мужчинами. При этом необходимо подмечать их поведенческие особенности и все лучшее из них брать на вооружение.

Руководитель должен слышать подчиненных. Это принесет ему практическую пользу и позволит сделать шаг в направлении «стать хорошим». Принимать во внимание мнение коллектива необходимо в бытовых вопросах, а также для решения производственных задач.

Женщина является отличным тактиком в то время, как мужчина обладает навыками стратегического планирования. Такое комбинирование дает возможность достигать отличного результата в части решения рабочих задач. Поэтому женщина руководитель должна научиться анализировать ситуацию и принимать продуманные, взвешенные решения без эмоций и субъективизма.

Хорошим приемом для завоевания авторитета у женской части коллектива являются поздравления с праздниками. Это могут быть дни рождения, события в личной жизни сотрудников, а также государственные торжества. Не помешают небольшие презенты. Это покажет, что руководитель уделяет внимание коллективу. Не лишним будут интересоваться здоровьем сотрудников.


Внимание! Уделять внимание следует всем в равной степени, выделение любимчиков приведет к появлению слухов, кривотолков и не способствует росту авторитета начальника.

Чтобы стать уважаемым руководителем, необходимо показать компетентность – умение решать организационные и производственные вопросы. Грубая ошибка сваливать на подчиненных всю работу и требовать решения задач, которые им не по плечу и не по рангу. При таком подходе стать хорошим руководителем не получится, даже при исполнении других рекомендаций.

Возможно заинтересует: Список вещей, которые нужно взять в командировку женщине

Нельзя потакать прихотям подчиненных. Следует держать себя доброжелательно, но подчеркнуто строго. Излишняя мягкость приведет к тому, что коллектив начнет просто игнорировать руководителя. Коллектив особо остро чувствует слабость руководителя, особенно если это женщина. Минутная слабость может обратиться в катастрофу и необходимость менять место работы. Поэтому все действия должны быть тщательно продуманы и взвешены.

Обязательно нужно требовать соблюдения дисциплины. При необходимости можно применять взыскания, главное, чтобы они были за дело и не переходили рамок дозволенного. Тут полностью должно быть исключено самодурство.

Поможет в наработке авторитета и завоевании уважения умение разрешать бытовые споры, а также конфликты, связанные с работой. На вооружение не помешает взять психологические приемы. Их источником может стать книга, научный труд авторитетного специалиста-практика. Такие знания актуальны, так как женщина в силу своей эмоциональности склонна к импульсивным решениям, которые в действительности буду ошибочны. Руководитель, принимающий мудрые соломоновы решения, умеющий мягко и эффективно разводить конфликтные ситуации становится любимым и уважаемым. О ней скажут, что она умная, что очень важно для женщины, строгая и справедливая. Это и есть успех.

Внимание! Вести себя «правильно» необходимо сразу после назначение на должность. Эти приемы также актуальны в новой компании для завоевания симпатий новых знакомых или при проведении времени с подчиненными в неформальной обстановке, например, на корпоративе.

Как часто в жизни вы сталкивались с пониманием катастрофической разницы между мужчиной и женщиной? Наверняка не раз и не два. И скорее всего, задавали себе вопрос: Как вообще можно так по-разному реагировать на абсолютно очевидные вещи?

Чем раньше мы примем и признаем факт наших различий, тем быстрее сможем этой ситуацией
управлять, а точнее, сможем стать авторами отношений – как в жизни, так и в контексте бизнеса или работы.
И там и там важны правильно простроенные отношения. Я к чему это? А к тому, что не строятся отношения сами по себе. Их надо строить. Любой проект начинается с осознания точки А – с признания, заметьте, не с сопротивления и войны, а с признания того, что мы имеем. А на начальном этапе мы, как правило, имеем абсолютно разные подходы, взгляды и реакции. И первое, с чем надо смириться и что надо сказать себе: да, они другие, эти люди противоположного пола.

Мой путь понимания базовых истин быстрым не был. Более 10 лет назад я стала руководителем в юбке, причем довольно юным

Уж не знаю, сознательно или неосознанно, но я набрала в свою команду 100 % мужчин разного возраста. Возможно, я искала поддержки, и она для меня ассоциировалась с мужчинами. Только я не учла, что стану для них руководителем. С первых минут я принялась судорожно пытаться заработать авторитет и сделать так, чтобы мои мужчины были эффективны и при этом довольны. Пустила в дело всю теорию о менеджменте и управлении, которым когда-то долго и упорно училась. В целом получалось неплохо, но иногда за спиной я слышала: «Ну ладно, она же девчонка, чего с нее возьмешь?» В эти моменты хотелось провалиться сквозь землю. А в особенно тяжелых случаях, когда дыроколы летели в закрытую за мной дверь, на следующей день на работу идти не хотелось, было страшно.

Первое, что я поняла: нужно наконец принять, что я и руководитель, и женщина

Я вернула юбки, начала отращивать волосы и пошла страху навстречу, стараясь управлять, не капризничая и не манипулируя.

Через какое-то время я перестала носить юбки, подстриглась коротко, перестала обнаруживать любые эмоции на публике, а природную склонность к пониманию спрятала в долгий ящик, что вскоре привело к тому, что я вообще потеряла контроль над ситуацией. Существовали отдельно – я, отдельно – моя команда. Управляющий сервисом словно сорвался с цепи: на прямые указания он реагировал указаниями в ответ, на предъявленные ему стратегические планы развития сообщал, что у него есть дела и планы поважнее, более земные. У продавцов-консультантов через одного потухли глаза, пропало желание стремиться к первым местам в рейтингах по продажам, руководитель отдела запасных частей вообще решил уехать в долгий отпуск и оставить материально ответственный отдел обезглавленным.
Дела мои были плохи. Наступил миг, когда все захотелось бросить и убежать. Я практически так и сделала, но, убегая, по дороге встретила своего руководителя, хозяина бизнеса. Он не раз давал мне в жизни мудрые советы, и этот раз не стал исключением. «Ты чего раскисла? – приступил он. – Чего мужиков своих распустила? Где твоя женская мудрость?» Я понятия не имела, куда запропастилась моя женская мудрость, но решила ее поискать. Где только не искала! В психологических книжках, в советах старших взрослых товарищей. И первое, что поняла, – нужно наконец принять, что я руководитель и женщина. Это не значит что можно капризничать и давить на жалость, а значит, что нельзя манипулировать. Нужно быть честной и открытой. Я вернула юбки, начала отращивать волосы и пошла страху навстречу.
Вывод № 1 и моя точка А выглядели так: я женщина и я это принимаю, а не сопротивляюсь и не пытаюсь быть кем-то другим.

Раньше мне всегда было обидно, что мужчины никак не могут догадаться, что мне нужно как руководителю. И я решила перестать намекать. Просто начала им сообщать, что конкретно нам нужно и что пошагово для этого надо сделать.

Вывод № 2: я не надеюсь, что они догадаются сами, а вслух произношу, чего от них жду

Поделившись с ними какими-то переживаниями, я прежде каждый раз удивлялась: почему они делают то, о чем я их не просила? А потом удивлялась опять: почему у них нет абсолютно никакой инициативы, почему все, что нужно сделать, обязательно должно исходить от меня?!
Вывод № 3 (напросился сам собой): я не жалуюсь и не делюсь своими чувствами, я прошу о конкретной помощи, явственно демонстрируя, что не могу справиться с чем-то сама.

Еще одно из самых главных моих открытий заключалось в том, что нет ничего плохого в поощрении инициативы, в словах поддержки или похвале. И что сомневаться в своих подчиненных и думать, что лучше сделаешь сама, в корне неправильно. В один прекрасный момент я решила, что просто поверю в моих мужиков – почестному.
Вывод № 4 и главный: я их хвалю, поддерживаю любую инициативу, восхищаюсь результатами и честно верю в их способность сделать многие ответственные вещи самостоятельно.

Вы долго и трудно шли к этому. И вот уже завтра вы – руководитель, начальница, босс… Но именно сегодня вам стало вдруг страшно: руководить – это не только приятно, но и сложно. Встает вопрос - как хрупкой женщине стать хорошим руководителем? Ведь пока вы стремились к статусу, об этом почему-то не думалось.

На самом деле мало кто встречал в своей профессиональной деятельности , который бы целиком и полностью соответствовал нашим требованиям. Более того, 50% работающих вообще не понимают, как их шеф мог взобраться по карьерной лестнице, не обладая никакими видимыми достоинствами. И теперь, если вам предстоит занять кресло руководителя, вы начинаете мучиться сомнениями. А не станут ли ваши подчиненные шептаться у вас за спиной о том, что вы пришли к этой должности, мягко говоря, не совсем честным путем? Что не обладаете достаточной квалификацией ли вы – равнодушный и черствый человек, который перешагивал через всех ради достижения собственных интересов, и т.п. Не стоит питать иллюзий по этому поводу! Будут! И шептаться будут, и в лицо (особенно смелые) говорить, и выискивать все ваши недостатки, и забывать про ваши достоинства.

Но не все так страшно. Вы же работали с начальником, который не был идеальным, и старались найти что-то положительное в этом. Хотя бы осознание того, что вы гораздо умнее и талантливее. Поэтому, и став руководителем, вы иногда должны смотреть на собственные распоряжения и действия не с точки зрения , а взглядом подчиненного.

Какой тип руководителя вам подойдет

Начальник – «заботушка»

Всегда улыбается, всегда входит в положение всех работников. Представитель этого типа руководителя знает всех подчиненных по имени, помнит, когда у каждого день рождения, обязательно интересуется состоянием здоровья детей, внуков… Помогает устроить ребенка в престижный детский сад и школу, разрешает пораньше уйти с работы. А также не настаивает на том, чтобы, приболев, вы неслись за больничным листом, а просто позволяет вам полечиться денек-другой дома. Кроме того, он предлагает часть вашей работы взять на себя. В общем, мечта в чистом виде. Добротой его бессовестно пользуются все: от заместителя до технического персонала.

  • Правда, через пару месяцев такого «чуткого и внимательного» руководства вы понимаете, что проект не сдан, премия вам не светит, а очередной контракт уведен у вашей компании из-под носа. Пока начальник занимался вашими проблемами, проблемы возникли у фирмы.

Начальник – красота неземная

Этот тип руководителя всегда занят очень важными вещами: наведением красоты и гармонии. Поскольку сам настолько прекрасен, что все вокруг должно соответствовать его высоким требованиям. Она безупречно выглядит и очень дорого пахнет. Нередко опаздывает на работу, потому что задерживается в салоне, и пораньше покидает рабочее место, потому что ему нужно успеть на спа-процедуры. Такой босс требовательно относится к внешнему виду сотрудников, качество одежды и маникюр, безупречная прическа – неотъемлемые составляющие его подчиненных.

На рабочих местах должны стоят вазочки с цветами и изящные рамки с фотографиями счастливых семейств, подоконники тоже украшены цветами в горшках. А увидев беспорядок на столе, такой начальник впадет в состояние нервного шока. Он не пройдет мимо небрежно сколотых волос и балеток, ведь, по его мнению, человек должен быть совершенен внешне. И пятьдесят раз на дню повторит вам: «По одежке встречают», «Ваш стол – лицо всего офиса», «Ваша юбка – показатель благосостояния фирмы».

  • К сожалению, он так занят соблюдением внешних норм, что забывает о качестве труда, ценит работников не за деловые качества, а за внешнюю красоту. И практически ничего не понимает в рабочем процессе.

Начальник – перфекционист

Естественно, что у этого типа босса в идеальном состоянии должно быть абсолютно все: и ногти сотрудников, и дела. Он сам, стремясь к полному совершенству, вовлекает в этот процесс всех окружающих, не обращая внимания на их желание. Папки для документов должны быть одной высоты и одной толщины, юбки – одной длины, карандаши – одной степени заточенности. И бесконечно проверяет и перепроверяет выполненную работу, постоянно хочет что-то улучшить, и даже уже налаженный процесс, который позволяет сотрудникам спокойно выполнять их должностные обязанности, не удовлетворяет его, потому что не является, по его мнению, совершенным. Он то и дело придумывает что-то новое, разнообразит процесс выполнения обязанностей перестановкой кадров и заменой цветов на подоконниках.

Всегда стремится к достижению гармонии внутри коллектива, приглашая многочисленных психологов и тренеров, проводящих командообразующие тренинги, на которых сотрудники ползают под низко натянутыми веревками или перетаскивают друг друга через какие-то преграды. Он требует, чтобы все чувствовали себя одной большой семей и не дай бог отказывались прийти на корпоративную вечеринку, которая проходит, разумеется, по его сценарию.

  • Такого руководителя практически невозможно убедить в том, что идеальным, конечно, быть хорошо, но сложно, а стремление к «совершенствованию» у каждого свое, индивидуальное.

Начальник – деспот

В нем очень много черт перфекциониста, но в отличие от предыдущего он постоянно орет на своих подчиненных, требуя неукоснительного выполнения его «драгоценных» требований. Такого руководителя не интересует ничего, кроме собственного мнения, и даже если он абсолютно не прав, его решение может навредить, он все равно будет требовать его соблюдения. Он никогда не отменяет принятого им «постановления», несмотря на объективные причины, не позволяющие выполнить то или иное задание. А также не дает четких инструкций и рекомендаций, и его любимая фраза: «Мне все равно как, но вы должны это сделать!»

Очень часто его распоряжения противоречат одно другому или даже отменяют предыдущие: утром выпущена одна форма отчета, но пока писали, она поменялась. Сотрудники работали полночи, а он просто забыл собрать эти отчеты. Такой начальник невнимателен, часто пропускает важные вещи, обвиняя работников в невыполнении задач. А если ему робко указывают на промашку, он просто отмахивается от назойливого сотрудника.

  • Как правило, деспоты сами очень слабые специалисты, и поэтому большую часть дел сваливают на своих заместителей. Работать в такой обстановке весьма некомфортно, поэтому у такого босса высокий процент текучки.

Не повторяйте чужих ошибок!

Самое печальное, что черты этих четырех основных типов присутствуют во всех руководителях. Главное, чтобы в процентном соотношении они не составляли наибольшее количество. Поэтому, входя в кабинет начальника в качестве его владельца, вы должны помнить: хороший руководитель – это, прежде всего, грамотный специалист, добросовестный работник, уважающий своих сотрудников и не пытающийся привести их к общему знаменателю.

На сегодняшний день уже никого не шокирует тот факт, что во главе компании стоит женщина. Конечно же, общее количество бизнесов, которые возглавляются женщинами, не столь велико в сравнении с количеством бизнесов, во главе которых стоят мужчины.

Чем отличается женское управление от мужского?
Женщины более эмоциональны, они открыто выражают свои чувства (все, что им нравится и что не нравится), их повестку дня знает каждый сотрудник компании. Мужчины-руководители же, напротив – более сдержаны, менее эмоциональны, эгоцентричны, их повестку дня знает далеко не каждый в компании.

Кроме того, женский стиль руководства считается мягче, гибче, чем мужской. Женщины по природе более коммуникативные, они в большей степени ориентированы на установление контактов, отношений, создание крепкой команды. У них лучше развиты вербальные способности, и, к тому же, они эмоционально и духовно более разносторонние, чем мужчины. Известная исследовательница менеджмента Дж. Роузнер полагает, что, стиль руководства женщин-менеджеров может быть назван "преобразовательным", в отличие от "командного", присущего в большей степени менеджерам мужчинам. Основная характеристика "преобразовательного" стиля - активное взаимодействие с подчиненными.

Начальницы чаще делятся со своими подчиненными информацией, всячески мотивируют их, вовлекают в управление фирмой. Руководительницы, придерживающиеся такого стиля, полагают, что если их подчиненным будет дана возможность внести собственный вклад в развитие компании, то от этого выиграют все. Ведь данная возможность собственного вклада непременно даст понять каждому подчиненному, что он необходим и его ценят. Женщины очень часто используют в управлении диалоговый стиль для достижения необходимых им целей. Еще одной характерной чертой "преобразовательного" стиля является поддержание в сотрудниках уважения к собственной персоне. Они непременно хвалят своих подчиненных, при чем делают это как в устной форме (лично либо перед всеми сотрудниками), так и в письменной форме.

Далее, женщины-руководители, придерживающиеся вышеупомянутого стиля, склонны всегда поддерживать сотрудников, оказавшихся в стрессовой ситуации, которая обусловлена постоянной конкуренцией на рынке и работой с клиентами. Дж. Роузнер считает, что "преобразовательный" стиль руководства женщин-менеджеров является естественным, что это результат социализации женщин. Исследовательница отмечает и недостатки этого стиля: часто требуется много времени на то, чтобы обсудить с подчиненными какие-то вопросы, позаимствовать идеи, нередко приходится делегировать часть своих полномочий и позволять себя критиковать. В случае, если женщина-руководитель будет часто спрашивать мнение подчиненных по тому или иному вопросу, у них может сложиться мнение о том, что собственных идей у их босса просто нет. Кроме того, следует учесть, что в любой организации встречаются люди, которые предпочитают получать распоряжения, а не "участвовать" в принятии решений.

Исследование, проведенное Международным женским форумом, также показало, что между мужчинами и женщинами в стилях управления имеются различия и совпадения. Так, к примеру, различия проявляются в оценках, которые дают мужчины и женщины своей руководящей роли. Мужчины рассматривают свои деятельность как сделку со своими подчиненными: премии – за хорошую работу, наказание – за неудовлетворительную работу. Мужчины чаще, чем женщины, используют власть, которую дает им положение или формальный авторитет. Женщины – руководители считают, что основа их стиля управления - это привести интересы всех сотрудников к интересам компании. Они приписывают свою власть не столько официальному положению, сколько таким личностным характеристикам, как повышенная интуиция, умение устанавливать личностные контакты, трудоспособность.

Женщины-руководители охотнее делятся властью и информацией, поскольку полагают, что так их сотрудники будут больше доверять им. Они чаще склонны отказываться от привилегий, даваемых служебным положением; чаще подчеркивают ведущую роль вклада своих подчиненных, нередко преуменьшая собственную роль. Кроме того, женщины-руководители обладают большей личностной рациональностью и меньшей амбициозностью в отношении своего места в иерархии власти, в силу того, что знают себе цену. Они менее склонны к «двойной игре» и не претендуют на власть в фирме «ради власти».

Как необходимо вести себя с женщиной-руководителем:
- Всегда относитесь к женщине-руководителю с уважением.
- Если Вы мужчина-подчиненный, не старайтесь соревноваться с Вашим руководителем, а относитесь к ней как к наставнику.
- Выполняйте хорошо свою работу, так Вы завоюете доверие Вашего руководителя, а значит, и его уважение.
- Научитесь понимать женщину-босса. Женщине-руководителю необходимо понимание сотрудников больше, чем мужчине-руководителю.
- Будьте терпеливы. Не ждите, что ваши идеи и стратегии будут мгновенно одобрены руководителем.
- Всегда помните о сроках выполнения работы. Старайтесь выполнять все вовремя. Женщины – руководители особенно «трепетно» относятся к выполнению работы в установленный ими срок.
- Будьте честными и открытыми. Женщины не любят двойной игры, поскольку сами предпочитают играть в открытую.
- Изучите себя. Поймите, чего вы хотите, чего хотите от руководителя, и главное, будьте реалистичными.