Эмоции. Что позволяет человеку тонко чувствовать других людей? Как работает эмпатия

У детей, из-за глухоты и слепоты с раннего детства ограниченных в получении информации, происходят задержки психического развития. Если с ними не заниматься в раннем возрасте и не обучать специальным приёмам, компенсирующим эти дефекты за счёт осязания, их психическое развитие станет невозможным.

Ощущения, возникающие как реакция нервной системы на раздражитель, обеспечиваются деятельностью специальных нервных аппаратов - анализаторов. Каждый состоит из трёх частей: периферического отдела, называемого рецептором; афферентных, или чувствительных, нервов, проводящих возбуждение в нервные центры; и собственно нервных центров - отделов мозга, в которых и происходит переработка нервных импульсов.

Однако не всегда ощущения человека дают ему верное представление об окружающей его действительности, существуют, так сказать, «ложные» сенсорные феномены, искажающие исходные раздражения или возникающие при отсутствии какого бы то ни было раздражения вообще. Практикующие врачи на них часто не обращают внимание, квалифицируют как странность или аномалию. А исследователи, интересующиеся высшей нервной деятельностью, напротив, недавно стали проявлять к ним повышенное внимание: тщательное их изучение позволяет получить новые представления о функционировании мозга человека.

Профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California, San Diego), директор Исследовательского центра высшей нервной деятельности (Center for Brain and Cognition) Вилейанур Рамачандран (Vilayanur S. Ramachandran) занимается исследованием неврологических нарушений, вызванных изменением в небольших отделах мозга пациентов. Он уделил особое внимание «ложным» сенсорным феноменам в своих Рейтовских лекциях (Reith Lectures) 2003 года, которые были собраны в книгу «Рождение разума» (The Emerging mind).

«Всё богатство нашей психической жизни - наши настроения, эмоции, мысли, драгоценные жизни, религиозные чувства и даже то, что каждый из нас считает своим собственным „я“ - всё это просто активность маленьких желеобразных крупинок в наших головах, в нашем мозгу», - пишет профессор.Память о том, чего уже нет

Одно из таких «ложных» ощущений - это фантомные конечности (phantom limb). Фантомом называют внутренний образ или устойчивое воспоминание о части тела, обычно конечности, сохраняющееся у человека месяцами или даже годами после её потери. Фантомы были известны ещё в древности. Во время гражданской войны в США это явление подробно описал американский невролог Сайлас Митчелл (Silas Weir Mitchell, 1829–1914), именно он в 1871 году впервые и назвал ихтакие ощущения фантомными конечностями.

Любопытную историю о фантомах приводит известный невролог и психолог Оливер Сакс (Oliver Sacks) в книге «Человек, который принял жену за шляпу»:

Одному моряку в результате несчастного случая отрезало указательный палец на правой руке. Все последующие сорок лет его мучил назойливый фантом этого пальца, так же вытянутого и напряженного, как во время самого происшествия. Всякий раз, поднося руку к лицу во время еды или чтобы почесать нос, моряк боялся выколоть себе глаз. Он отлично знал, что это физически невозможно, но ощущение было непреодолимо.

Моторный и сенсорный Гомункулус Пенфилда. На определённых участках мозга расположены «представительства» мышц гортани, рта, лица, руки, туловища, ноги. Что интересно, площадь участков коры вовсе не пропорциональна размеру частей тела.

Доктор Рамачандран работал с пациентом, которому ампутировали руку выше локтя. Когда учёный касался его левой щеки, пациент уверял его, что чувствует прикосновения к своей ампутированной руке - то к большому пальцу, то к мизинцу. Чтобы понять, почему же так происходило, следует вспомнить некоторые особенности нашего мозга.Гомункулус Пенфилда

Кора головного мозга - это высокодифференцированный аппарат, строение различных её областей отличается. И нейроны, входящие в состав определённого отдела, часто оказываются настолько специфичными, что реагируют только на определённые раздражители.

Ещё в конце XIX века физиологи нашли в коре мозга собак и кошек зону, при электрической стимуляции которой наблюдалось непроизвольное сокращение мышц противоположной стороны тела. Удалось даже точно определить, какие именно участки мозга связаны с той или иной группой мышц. Позднее эту моторную зону мозга описали и у человека. Она находится спереди от центральной (роландовой) борозды.

Канадский невролог Уайлдер Грейвс Пенфилд (Wilder Graves Penfield, 1891–1976) нарисовал на этом месте забавного человечка - гомункулуса с огромным языком и губами, большими пальцами и маленькими руками, ногами и туловищем. Гомункулус есть и позади центральной борозды, только он не моторный, а сенсорный. Участки этой зоны коры мозга связаны с кожной чувствительностью различных частей тела. Позднее было найдено ещё одно полное двигательное «представительство» тела меньшего размера, отвечающее за поддержание позы и некоторые другие сложные медленные движения.

Тактильные сигналы от поверхности кожи левой стороны туловища человека проецируются в правом полушарии мозга, на вертикальном участке корковой ткани, которая называется постцентральной извилиной (gyrus postcentralis). А проекция лица на карте поверхности мозга находится сразу вслед за проекцией руки. По всей видимости, после операции, перенесённой пациентом Рамачандрана, та часть коры головного мозга, которая относится к ампутированной руке, перестав получать сигналы, стала испытывать голод по сенсорной информации. И сенсорные данные, идущие от кожи лица, стали заполнять примыкающую вакантную территорию. И теперь прикосновения к лицу ощущалось пациентом как прикосновение к утраченной руке. Магнитоэнцефалография подтвердила эту гипотезу учёного о преобразовании карты мозга - действительно, прикосновения к лицу пациента активировали не только область лица в мозгу, но и область руки в соответствии с картой Пенфилда. В обычной ситуации прикосновения к лицу активируют только лицевую область коры.

Позднее Рамачандран и его коллеги, изучая проблему фантомных конечностей, столкнулись с двумя пациентами, перенёсшими ампутацию ног. Оба получали ощущения фантомных конечностей от гениталий. Учёные предполагают, что некоторые незначительные «перекрёстные» соединения существуют даже в норме. Возможно, именно этим можно объяснить, почему ноги часто считают эрогенной зоной и воспринимаются некоторыми как фетиш.

Эти исследования позволили сделать очень важное предположение, что мозг взрослого человека обладает колоссальной податливостью и «пластичностью». Вероятно, утверждения, что связи в мозгу закладываются на эмбриональной стадии или в младенчестве и их невозможно изменить в зрелом возрасте, не соответствуют действительности. У учёных пока нет чёткого понимания, как именно использовать удивительную «пластичность» взрослого мозга, но некоторые попытки предпринимаются.

Так, некоторые пациенты доктора Рамачандрана жаловались, что их фантомные руки чувствовали «онемение», «парализованность». Об этом же писал в своей книге и Оливер Сакс. Часто у таких пациентов и до ампутации рука находилась в гипсе или была парализована, то есть пациент после ампутации оказался с парализованной фантомной рукой, его мозг «запомнил» это состояние. Тогда учёные попытались перехитрить мозг, пациент должен был получить зрительную обратную связь о том, что фантом подчиняется командам мозга. Сбоку от пациента было установлено зеркало, так что когда он смотрел на него, то видел отражение своей здоровой конечности, то есть он видел две работающие руки. Каково же было изумление участников и организаторов эксперимента, когда пациент не только увидел фантомную руку, но и почувствовал её движения. Этот опыт был повторён неоднократно, визуальная обратная связь действительно «оживляла» фантомы и избавляла от неприятных ощущений парализованности, мозг человека получал новую информацию - всё, мол, в порядке, рука двигается - и ощущение скованности исчезало.Смешанные чувства, или Лурия и его Ш.

В романе Альфреда Бестера (Alfred Bester, 1913–1987) «Тигр! Тигр!» описано необычное состояние героя:

Цвет был болью, жаром, стужей, давлением, ощущением непереносимых высот и захватывающих дух глубин, колоссальных ускорений и убийственных сжатий… Запах был прикосновением. Раскалённый камень пах как ласкающий щёку бархат. Дым и пепел терпким шероховатым вельветом тёрли его кожу… Фойл не был слеп, не был глух, не лишился чувств.

Он ощущал мир. Но ощущения проступали профильтрованные чрез нервную систему исковерканную, перепутанную и короткозамнутую. Фойл находился во власти синестезии, того редкого состояния, когда органы чувств воспринимают информацию от объективного мира и передают её в мозг, но там все ощущения путаются и перемешиваются друг с другом.

Синестезия - вовсе не выдумка Бестера, как можно было бы предположить. Это сенсорный феномен, при котором под влиянием раздражения одного анализатора возникают ощущения, характерные для других анализаторов, другими словами, это смешение чувств.

Известный нейрофизиолог Александр Романович Лурия (1902–1977) в течение нескольких лет работал с неким Ш., который обладал феноменальной памятью. В своей работе «Маленькая книжка о большой памяти» он подробно описал этот уникальный случай. В ходе бесед с ним Лурия установил, что Ш. обладал исключительной выраженностью синестезии. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными, звуки вызывали у Ш. зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового), цвета же, наоборот, ощущались им как «звонкие» или «глухие».

«Какой у вас жёлтый и рассыпчатый голос», - сказал он как-то раз беседовавшему с ним Л.С. Выготскому. «А вот есть люди, которые разговаривают как-то многоголосо, которые отдают целой композицией, букетом, - говорил он позднее, - такой голос был у покойного С.М. Эйзенштейна, как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня». «Для меня 2, 4, 6, 5 - не просто цифры. Они имеют форму. 1 - это острое число, независимо от его графического изображения, это что-то законченное, твердое… 5 - полная законченность в виде конуса, башни, фундаментальное, 6 - это первая за „5“, беловатая. 8 - невинное, голубовато-молочное, похожее на известь».

Лурия изучал этот уникальный случай годами и пришёл к выводу, что значение этих синестезий для процесса запоминания состояло в том, что синестезические компоненты создавали как бы фон каждого запоминания, неся дополнительно «избыточную» информацию и обеспечивая точность запоминания.

С любопытным видом синестезии столкнулись совсем недавно нейрофизиологи из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology). Они обнаружили новую подобную связь: люди слышат звук, похожий на жужжание, при просмотре короткой заставки. Нейрофизиолог Мелисса Саенз (Melissa Saenz) проводила в своей лаборатории экскурсию для группы студентов старших курсов. Перед монитором, который был разработан специально для «включения» определённого центра зрительной коры головного мозга, один из студентов вдруг спросил: «Кто-нибудь слышит странный звук?». Молодой человек слышал нечто похожее на свист, хотя картинка не сопровождалась никакими звуковыми эффектами. Саенз не нашла ни одного описания подобного вида синестезии в литературе, но ещё больше удивилась, когда, опросив студентов института по электронной почте, обнаружила ещё троих таких же студентов.

Своими уникальными способностями заинтриговал нейропсихологов университета Цюриха (Universitat Zurich) швейцарский музыкант: когда она слышит музыку, то ощущает разные вкусы. И что интересно, она ощущает различные вкусы в зависимости от интервалов между нотами. Созвучие может быть для неё сладковато-горьким, солёным, кислым или сливочным. «Она не воображает эти вкусы, а действительно испытывает их», - утверждает один из авторов исследования Микаэла Эсслен (Michaela Esslen). У девушки наблюдается и более распространённая форма синестезии - она видит цвета, когда слышит ноты. Например, нота «фа» заставляет её видеть фиолетовый, а «до» - красный. Учёные полагают, что экстраординарная синестезия, вероятно, способствовала музыкальной карьере девушки. Короткое мозговое замыкание

Синестезия была впервые описана Фрэнсисом Гальтоном (Francis Galton, 1822–1911) ещё в XIX веке, однако в неврологии и психологии ей не уделяли особого внимания, и долгое время она оставалась просто курьёзом. С целью доказать, что это действительно сенсорный феномен, а вовсе не плод воображения человека, желающего привлечь к себе внимание, Рамачандран и его коллеги разработали тест. На экране компьютера появлялись чёрные двойки и расположенные в случайном порядке пятёрки. Не синестетику очень трудно вычленить очертания, которые образуют двойки. Синестетик же легко увидит, что цифры образуют треугольник, ведь он видит эти цифры цветными. Используя подобные тесты , Рамачандран и его коллеги обнаружили, что синестезия распространена намного больше, чем считалось раньше - этот феномен наблюдается примерно у одного из двухсот человек.

Рамачандран и его ученик Эдвард Хаббард (Edward Hubbard) изучали структуру в височной доле, которая называется веретенообразной извилиной (g. fusiformis, BNA). Эта извилина содержит область цвета V4 (Visual area V4), обрабатывающую цветовую информацию. Энцефалографические исследования показали, что область цифр в мозгу, представляющая зримые числа, располагается непосредственно за ней, практически касаясь области цвета. Напомним, что самым распространённым видом синестезии являются именно «цветные цифры». Области цифр и цвета находятся в непосредственной близости друг от друга, в одной и той же структуре мозга. Учёные предположили, что у синестетиков существуют пересечения областей, «перекрёстная активация», связанная с какими-то генетическими изменениями в мозгу. О том, что здесь задействованы гены, свидетельствует тот факт, что синестезия передаётся по наследству.

Самый распространённый вид синестезии - «цветные цифры». Одну и ту же картинку синестетик и не-синестетик видят по-разному. Иллюстрация: Edward Hubbard et al.

Дальнейшие изыскания доказали, что есть и такие синестетики, которые видят в цвете дни недели или месяцы. Понедельник может казаться им красным, декабрь - жёлтым. По всей видимости, у таких людей также происходит пересечение областей мозга, но только других его участков.

Что интересно, синестезия гораздо чаще встречается у творческих людей - художников, писателей, поэтов. Всех их объединяет способность к метафорическому мышлению, умение видеть связи между несхожими вещами. Рамачандран выдвигает предположение, что у людей, склонных к метафорическому мышлению, ген, вызывающий «перекрёстную активацию», имеет большую распространённость, не локализуется лишь в двух участках мозга, а создаёт «гиперсвязанность».

Фантомные конечности и синестезия - лишь два примера сенсорных феноменов, изучение которых позволило учёным продвинуться в понимании того, как устроен и как функционирует мозг человека. Но подобных неврологических синдромов очень много - это и «слепозрение», когда человек, ослепший в результате повреждения мозга, различает объекты, которые он не видит, и синдром Котара, при котором некоторые пациенты чувствуют себя мёртвым из-за того, что эмоциональные центры оказываются разъединёнными от всех ощущений, и синдром «игнорирования», и различные виды дизестезии, и многие другие. Изучение подобных отклонений помогает проникнуть в тайны работы человеческого мозга и разобраться с загадками нашего сознания.

Ощущения это психический процесс отражения отдельных свойств, признаков объекта при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Ощущения очень важны. Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие. Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества. Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным ощущениям и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. При потере слуха люди обычно теряют способность говорить. Речь можно восстановить, но уже на основе мышечного контроля, который может заменить слуховой контроль. Обоняние несет особо важное значение. Слепоглухие, например, пользуются обонянием, как зрячие пользуются зрением: определяют по запахам знакомые места и узнают знакомых людей. При овладении многими профессиями и выполнении профессиональной деятельности важную роль играют проприоцептивные (кинестетические) ощущения, которые отражают движение и положение отдельных частей тела. Особое место в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека. Выделяют и отдельные органические ощущения, такие, например, как чувство голода, жажды, болевые ощущения. Возникновение органических ощущений сопровождается яркими переживаниями отрицательных эмоций; удовлетворение потребностей, связанных с этими ощущениями, например, сопровождается положительными эмоциями. Органические ощущения оказывают сильное влияние на психические состояние человека, его работоспособность. В тоже время эти ощущения испытывают сильное влияние от волевых усилий человека, его мотивов.

Для глухих и слепоглухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю слуха. Тактильная чувствительность дает знания о качестве предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон. В болевых ощущениях отражаются интенсивность раздражителя, его качества (колющая, режущая, жгучая боль), место воздействия

39. Определение ощущения как познавательного психического процесса.

Ощущение является элементарным сенсорным познавательным процессом, отражающем в форме впечатлений свойства и качества объектов, непосредственно действующих на органы чувств. Ощущение - это познавательный процесс, а впечатление - это форма отражения действующего на органы чувств раздражителя, возникшая в нашем сознании. Итак, ощущение представляет собой процесс превращения поступающей на органы чувств информации в факты сознания. Эта информация существует в нашем сознании в форме разнообразных впечатлений: световых, слуховых, обонятельных, вкусовых и осязательных.

Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной ᴨпервичной формой психологической связи организма со средой.

Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие.

Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества.

Ощущения возникают на основе раздражимости. Ощущение - продукт развития в филогенезе раздражимости. Раздражимость - общее свойство всех живых тел приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий (допсихический уровень), т.е. непосредственно влияющих на жизнь организма. Чувствительность - способность реаᴦᴎҏовать на нейтральные, опосредованные воздействия, не влияющие на жизнь организма (пример с лягушкой, реаᴦᴎҏующей на шорох). Совокупность чувств создает элементарные психические процессы, процессы психического отражения.

Итак, ощущение - это психическое явление, которое является результатом взаимодействия источника энергии с соответствующим анализатором человека. При этом, имеется в виду элементарный единичный источник энергии, создающий однородное ощущение (света, звука и т.д.).

Необходимо существование 5 условий для возникновения ощущений:

· Рецепторы.

· Ядро анализатора (в коре головного мозга).

· Проводящие пути (с направлениями потоков импульсов).

· Источник раздражения.

· Среда или энергия (от источника до субъекта).

И эмоции у человека? Именно этому вопросу мы и решили посвятить сегодняшнюю статью. Ведь без этих составляющих мы были бы не людьми, а машинами, которые не живут, а просто существуют.

Какие бывают органы чувств?

Как известно, всю информацию об окружающем мире человек узнает через собственные К ним относятся следующие:

  • глаза;
  • язык;
  • кожа.

Благодаря этим органам люди ощущают и видят окружающие их предметы, а также слышат звуки и чувствуют вкус. Следует отметить, что это далеко не полный список. Хотя именно его принято называть основным. Так какие бывают чувства и ощущения у человека, у которого функционируют не только вышепредставленные, но и другие органы? Рассмотрим ответ на поставленный вопрос более подробно.

Глаза

Ощущения зрения, а точнее цвета и света, наиболее многочисленны и многообразны. Благодаря представленному органу люди получают около 70% информации об окружающей среде. Учеными было установлено, что число зрительных ощущений (различных качеств) взрослого человека, в среднем, достигает 35 тысяч. Следует также отметить, что именно зрение играет существенную роль при восприятии пространства. Что же касается ощущения цвета, то оно полностью зависит от длины световой волны, которая раздражает сетчатку глаза, а интенсивность - от ее амплитуды или так называемого размаха.

Уши

Слух (тоны и шумы) дает человеку примерно 20 тысяч различных состояний сознания. Такое ощущение вызывается воздушными волнами, которые идут от звучащего тела. Его качество полностью зависит от величины волны, сила - от амплитуды, а тембр (или звуковая окраска) - от формы.

Нос

Ощущения обоняния довольно разнообразны, и их очень сложно классифицировать. Они возникают при раздражении верхней части полости носа, а также слизистой оболочки нёба. Этот эффект происходит за счет растворения мельчайших пахучих веществ.

Язык

Благодаря этому органу человек может различать разные вкусы, а именно сладкий, соленый, кислый и горький.

Кожа

Осязательные ощущения распадаются на чувства давления, боли, температуры и проч. Они возникают во время раздражения расположенных в тканях нервных окончаний, которые имеют особое строение.

Какие бывают чувства у человека? Помимо всех вышеперечисленных, у людей имеются и такие чувства, как:

  • Статические (положение тела в пространстве и ощущение его равновесия). Такое чувство возникает во время раздражения нервных окончаний, которые расположены в полукружных каналах уха.
  • Мышечные, суставные и сухожильные. Они очень сложно наблюдаемые, однако носят характер внутреннего давления, напряжения и даже скольжения.
  • Органические или соматические. К таким чувствам можно отнести голод, тошноту, ощущения дыхания, и проч.

Какие бывают чувства и эмоции?

Эмоции и внутренние чувства человека отражают его отношение к какому-либо событию или ситуации в жизни. Причем два названных состояния довольно сильно отличаются друг от друга. Так, эмоции представляют собой непосредственную реакцию на что-либо. Происходит это на животном уровне. Что же касается чувств, то это продукт мышления, накопленного опыта, переживаний и т. д.

Какие чувства бывают у человека? Ответить однозначно на поставленный вопрос довольно сложно. Ведь чувств и эмоций у людей очень много. Они дают человеку информацию о потребностях, а также обратную связь на происходящее. Благодаря этому люди могут понять, что они делают правильно, а в чем ошибаются. После осознания возникших чувств человек дает себе право на любую эмоцию, и тем самым он начинает понимать, что происходит в реальности.

Перечень основных эмоций и чувств

Какие бывают чувства и эмоции у человека? Перечислить их все просто невозможно. В связи с этим мы решили назвать только некоторые. Причем все они делятся на три разные группы.

Положительные:

  • удовольствие;
  • ликование;
  • радость;
  • гордость;
  • восторг;
  • доверие;
  • уверенность;
  • восхищение;
  • симпатия;
  • любовь (или привязанность);
  • любовь (половое влечение к партнеру);
  • уважение;
  • благодарность (или признательность);
  • умиление;
  • самодовольство;
  • нежность;
  • злорадство;
  • блаженство;
  • чувство удовлетворенной мести;
  • чувство удовлетворенности собой;
  • чувство облегчения;
  • предвкушение;
  • чувство безопасности.

Отрицательные:

Нейтральные:

  • удивление;
  • любопытство;
  • изумление;
  • спокойно-созерцательное настроение;
  • безразличие.

Теперь вам известно, какие бывают чувства у человека. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но каждый из нас хоть раз в жизни испытывал их на себе. Негативные эмоции, которые игнорируются и не осознаются нами, не исчезают просто так. Ведь тело и душа едины, и если последняя долго страдает, то тело берет на себя какую-то часть ее тяжелой ноши. И совсем не зря говорят, что все болезни от нервов. Влияние негативных эмоций на благополучие и здоровье человека уже давно является научным фактом. Что же касается положительных чувств, то польза от них понятна всем. Ведь, переживая радость, счастье и прочие эмоции, человек буквально закрепляет в своей памяти желаемые виды поведения (чувства успеха, благополучия, доверия к миру, окружающим людям и т. д.).

Нейтральные чувства также помогают людям выражать свое отношение к увиденному, услышанному и проч. Кстати, такие эмоции могут выступать неким трамплином к дальнейшим положительным или отрицательным проявлениям.

Таким образом, анализируя свое поведение и отношение к происходящим событиям, человек может становиться лучше, хуже или оставаться прежним. Именно эти свойства отличают людей от животных.

> Как человек ощущает?

Как человек ощущает?

Как человек ощущает?

Человек получает очень много знаний из внешнего мира с помощью ощущений. Ощущения бывают разные:

1. Осязательные ощущения — это то, как человек своей кожей может чувствовать то, к чему прикасается и признаки того, к чему прикасается.

2. Зрительные ощущения. Их можно назвать самыми главными ощущениями человека. С помощью глаз человек получает большую часть всей знаний, которые к нему попадают.

3. При помощи слуховых ощущений человек получает все сведения, которые попадают в виде звука к нему в ухо.

4. Обонятельные ощущения — это запахи окружающего мира, которые человек узнает, дыша своим носом.

5. Вкусовые ощущения. Они позволяют человеку чувствовать вкус пищи, которую он ест.

Человек может управлять своими ощущениями. Например, он может принюхиваться к незнакомому запаху. Используя все ощущения, человек получает постоянно большое количество знаний о том, что с ним находится рядом, о том, с чем или с кем он взаимодействует.

Почему человек чувствует запах?

Нас везде окружают разнообразные запахи. Они бывают разные: неприятные и приятные, едкие и резкие и многие другие. Человеку нужно чувствовать запах, чтобы получать информацию о пище. Человек может понюхать еду и понять свежая она или нет. Запах предусмотрен для человека самой природой. Так, человек может почувствовать запах дыма и понять, что рядом пожар. Тогда он может спасти жизнь себе и другим людям. Получается, что запахи, которые чует человеческий нос, очень полезны в освоении им окружающего мира.

Нос человека состоит из хрящей. В носу есть специальная слизистая оболочка, на которой находятся нюхательные приспособления — рецепторы. Они и позволяют людям чувствовать запахи окружающего мира.

Почему человек чувствует вкус?

Люди чувствуют очень много разных вкусов, благодаря своему языку. Язык человека поделен на несколько разных зон, каждая из которых отвечает за какой-либо вкус. Человек различает следующие вкусы: сладкий, соленый, кислый, горький, вяжущий и острый. Каждый из этих вкусов, попадая на какую-либо часть языка, дает информацию о своих качествах, которые передаются затем по нервам человека в мозг.

Существуют ощущения, близкие к вкусовым, например, жгучий вкус или терпкий, а еще есть жирный вкус. Однако их не относят к числу основных вкусов. А если использовать в пищу продукты, которые соприкасались с металлами, то можно почувствовать металлический привкус. Следует знать, что это ощущение может служить и признаком некоторых заболеваний, отравлений металлами или пестицидами (вещества, которые используются для борьбы с вредными организмами), а также действия некоторых лекарственных средств и т.д.

Что такое горячо и что такое холодно?

Люди чувствуют тепло и холод в зависимости от климатических условий, в которых они находятся. Например, на Северном Полюсе, всегда холодно, и люди всегда чувствуют там холод. В тропиках всегда жарко, и люди там привыкли чувствовать жару.

Холод — это температура, которая намного меньше температуры человеческого тела. При холоде человек начинает мерзнуть, то есть низкая температура начинает забирать у него тепло. Он старается надеть на себя теплые вещи и зайти в теплый дом. Жара — это довольно высокая температура, которая близка к температуре человеческого тела — это +36ºС или даже выше. При жаре человеку горячо, он пытается укрыться от жары в тень, либо старается пить прохладительные напитки.

Почему человеку становится больно?

Люди часто чувствуют боль. Боль — это страдание человека, который мучается, если какая-то часть его тела повреждена. Например, человек упал с велосипеда и получил ссадины, ему больно, так как повреждена нога или рука. Но, с другой стороны, боль очень полезна, потому что она сигнализирует о том, что у человека болит, и он вовремя может обратиться к врачу, не запуская болезнь. К примеру, если человек чувствует, что у него болит зуб, то он идет в больницу к стоматологу, где врач лечит ему кариес. А если бы он не чувствовал боли, то его зуб мог бы совсем разрушиться и лечение было бы бесполезно. Таким образом, боль стоит на страже человеческого здоровья, поэтому если ее нет, считается, что человек здоров. Но полностью доверять этому утверждению не стоит, потому что в начале развития болезни человек может совсем не чувствовать боли.

Как человек видит?

Люди могут видеть с помощью глаз, ведь именно на их специальный орган — сетчатку и попадает изображение. Потом полученное изображение попадает в мозг человека, где уже и создается картинка, которую мы постоянно видим. Глаза очень сложные и уязвимые части человеческого тела, поэтому их нужно беречь. Если сильно поранить глаз, то можно лишиться зрения и человек станет слепым. Люди с плохим зрением носят очки. Ни в коем случае нельзя передразнивать их. Плохое зрение и слепота лишают человека многих радостей жизни, таких людей нельзя обижать, а наоборот нужно делать им добро, например, помогать переходить дорогу.

Как человек слышит?

Человек слышит звуки окружающего мира благодаря ушам. В ухо попадает звук. Этот звук при помощи специального органа воспринимается ухом. Ухо состоит из нескольких составляющих: ушной раковины, барабанной перепонки, молоточка, наковальни и стремени.

Человек слышит двумя ушами — это создает хорошее восприятие звука. Если у человека из-за болезни слышит только одно ухо, то он воспринимает все звуки окружающей среды не так четко, как двумя ушами.

Еще Аристотель в свое время выделил пять основных чувств , с помощью которых человек существует, это: слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. С помощью этих психологических инструментов человек получает первичные образы об окружающем мире, которые затем анализируются головным мозгом и дают представление о месте нахождения, а также о дальнейших действиях организма .

Органы чувств можно условно разделить на две группы: дистанционные и тактильные . К дистанционным относятся:

  • зрение ;
  • слух ;
  • обоняние .

Все образы, получаемые этими чувствами, воспринимаются человеческим организмом на расстоянии и за восприятие, а также за создание образов отвечают определенные участи мозга, таким образом, создавая сложные аналитические цепочки.

Тактильные чувства можно назвать более простыми по своему механизму действия, ведь осязание и вкус на первичной стадии анализа информации мозгом, происходят только при непосредственном контакте.

Основные характеристики слуха

Слух можно назвать одним из самых первых сенсорных чувств, которое развивается, а также начинает функционировать еще до рождения человека . В утробе матери малыш уже ощущает вибрации голосов близких людей, воспринимает музыку, шум, а также ласковые тональности в голосе мамы. Рождаясь, маленький человечек уже имеет в памяти определенную систему звуков, на которые реагирует.

Орган слуха, очень сложный механизм, который подразумевает цепочку из определенных действий. Во-первых, человеческий организм способен услышать звук мощностью до 20 кГц . Во-вторых, звук попадает в организм в виде колебаний, которые воспринимаются барабанной перепонкой, которая в свою очередь начинает вибрировать, тем самым активизируя маленькие косточки. Система молоточков – косточек уже в свою очередь передает в определенном темпе колебания барабанной перепонки, во внутреннее ухо, сообщая информацию уже слуховому нерву и затем непосредственно в мозг, который воспроизводит в памяти ассоциацию соответствующую полученной информации.

К примеру, в мобильном телефоне множество мелодий, которые соответствуют определенному оппоненту, при каждом звонке человеку не обязательно смотреть на экран телефона, он и так знает имя звонившего, потому что в памяти имеется ассоциация мелодии с определенным лицом. Или человек слышит хлопок, он инстинктивно поворачивается либо пригибается, потому что резкий звук ассоциируется с опасностью. Таких примеров можно привести множество, но результат будет один, орган слуха дает человеку возможность воспроизвести ассоциируемый образ , который предоставит информацию о происходящем вокруг.

Основные характеристики зрения

Как и другие органы чувств, зрение начинает развиваться еще в утробе матери, но из-за отсутствия информации, а именно зрительных ассоциаций, орган зрения считается недоразвитым . Конечно, малыш после рождения видит, он способен реагировать на свет, на движение объектов, но нет информации, которая бы соотносила увиденные образы.

Зрение считается одним из основных чувств, которое дает человеку 90% информации об окружающем мире и конечно зрительная система в сравнении с другими чувствами считается самой сложной. Во-первых, зрительный орган не только воспроизводит объект, он попутно сообщает еще множество сопутствующих данных, к примеру, размер, цвет, место расположения, расстояние, это действие самого процесса. Затем все данные передаются в головной мозг с искажениями и ошибками, которые мозг исправляет или дополняет с помощью уже имеющейся информации.

К примеру, увидев мяч, человек скажет, что это игрушка, мозг же выдаст информацию о круглом предмете, допустим красного цвета, которым можно играть. Неосознанно в доли мгновения человек получит переработанную информацию на основании ранее полученного опыта . Или допустим, на водной глади вдалеке человек увидит маленькую точку, которую, имея предыдущий зрительный опыт, преобразует в лодку или корабль.

Основные характеристики обоняния

Орган обоняния, так же как и другие органы чувств развивается еще в утробе матери, но естественно из-за околоплодных вод ощущать запахи ребенок не может, соответственно к моменту рождения не имеет ассоциационной информации. Но вот после рождения уже через 10 дней он может по запаху определить присутствие матери рядом.

Конечно, орган обоняния нельзя в полной мере назвать одним из важнейших чувств, так как информация, получаемая посредством обоняния, по сравнению с другими органами, представлена в небольшом объеме. Тем не менее, даже несколько молекул на слизистой оболочке носа способны возродить в памяти человека множество воспоминаний посредством ассоциации между запахом и определенным . Возможно именно потому, что обоняние тесно связано с психологическим восприятием окружающей среды оно и считается самым загадочным и непредсказуемым человека.

Британскими учеными был проведен интересный эксперимент. В незнакомой обстановке, которая у многих людей вызывает дискомфорт, человек ощутил незнакомый аромат, который не был неприятным и в тоже время не вызывал восторга. В результате при повторном обонянии предложенного ранее запаха у человека стало портиться настроение, и проявился упадок сил. Посредством этого эксперимента было доказано, что, несмотря на то, что в основе обоняния лежат организма, результатом служат все психологические ассоциации .

Основные характеристики вкуса

  • Чувство вкуса развивается, а также начинает функционировать уже в утробе матери, когда малыш пробует околоплодные воды и ощущает вкус той пищи, которую принимает мама. Ученые провели интересный эксперимент, будущим мамам за два месяца до родов было предложено каждый день кушать конфеты с определенным вкусом, к примеру, малиновым. После рождения дети в череде предложенных ягод первыми узнали именно вкус малины;
  • В основе восприятия вкуса, так же как и запаха лежат химические реакции организма. Как известно вкуса служит язык, который покрыт вкусовыми луковицами, также за определения вкуса отвечают: задняя стенка глотки, небо и надгортанник. Полученная посредством луковиц с помощью языкоглоточного и лицевого нерва в головной мозг, где уже происходит соотношение имеющего опыта и соответственно полученной информации;
  • К примеру, ранее считалось, что человек определенными участками языка может ощущать только четыре вкуса, а именно горький, соленый, кислый и сладкий, но современные люди способны идентифицировать уже и ряд других вкусов, таких как мятный, щелочной, терпкий и металлический. Это вызвано не прогрессивным развитием вкусовых качеств человека, а всего лишь наличием большей информации, механизм действия остался прежний. Вкусовые луковички раздражаются при воздействии разных вкусов, а мгновенно выдает соответствующую информацию.

Основные характеристики осязания

  • Конечно осязание, так же как и другие чувства развиваются еще до рождения. Малыш с большим удовольствием щупает самого себя, пуповину и животик мамы. Таким образом он получает информацию об окружающей обстановке ведь остальные органы чувств ему еще не помогают. После рождения возможности осязания значительно увеличиваются, ведь теперь окружающий мир можно не только ощутить, но и увидеть, услышать и попробовать, а значит, и присвоить определенные ассоциации;
  • В основе чувства осязания лежат тактильные ощущения, которые воспроизводят полученную информацию с помощью нервных окончаний расположенных под кожей и в мышцах. О качестве получает информацию несколькими способами, путем давления, вибрации или ощущения текстуры объекта. В свою очередь мозг воспроизводит ассоциацию согласно полученной информации;
  • К примеру, для того чтобы определить на ощупь клочок ваты, человек не обязательно должен его видеть. С помощью прикосновения он почувствует мягкость и пошлет соответствующий сигнал в мозг, который воспроизведет соответствующий образ;
  • Однако с помощью осязания или другого чувства весь окружающий мир оценить не возможно для этого нужны все пять чувств в комплексе, которые являются системой воспроизведения окружающей обстановки с помощью ассоциационных реакций помогающей человеку существовать.