Дружинин в н современная психология. биографический научный профессия психолог. Жизнь как предисловие
Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов
Предисловие научного редактора 3
Предисловие научного редактора
Уважаемый читатель!
Ты держишь в руках необычный учебник. Издательство «Питер» реализует программу выпуска учебников и учебных пособий, предназначенных для студентов и преподавателей непсихологических специальностей, для всех, кто изучает или преподает психологию в рамках обязательной программы высшего образования. Психология с 1994 года входит в число учебных дисциплин Государственного стандарта. Этот учебник предназначен для студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах университетов, т. е. для будущих юристов и историков, социологов и филологов, социальных работников и журналистов. Психология по своей уникальной природе объединяет и синтезирует в себе черты естественнонаучной и гуманитарной дисциплины. Для гуманитарного знания психологические факты и законы выполняют функцию объяснительных принципов: психология раскрывает закономерности индивидуального и группового поведения, особенности внутренней духовной жизни людей, природу их способностей, потребностей и т. д. В нашем учебнике излагаются начала фундаментальной психологии, а также отражены основы юридической, исторической, этнической психологии и других отраслей психологической науки, знание которых необходимо современным студентам. Отечественная психология развивалась под влиянием трудов выдающихся российских философов и ученых-гуманитариев: Н. О. Лосского, С. Л. Франка, Г. Г. Шпета, Н. А. Бердяева и многих других. Не случайно получившая мировое признание культурно-историческая концепция развития высших психических функций была разработана российским психологом Л. С. Выготским.
Большинство выдающихся отечественных психологов успешно использовали в своих исследованиях как метод понимания, присущий гуманитарным наукам, так и естественнонаучные методы: наблюдение, измерение, эксперимент. Достаточно назвать фамилии основоположников крупнейших научных школ С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова. В меру своих сил мы - авторы учебника - старались продолжить эти традиции. Работая над учебником, мы стремились доступно и максимально строго изложить основы современной психологической науки. Главный принцип, которым мы руководствовались, - уважение к студенту. Авторы считают, что интеллектуальный уровень читателя, по крайней мере, не ниже, чем их собственный, и современный студент способен усвоить базовые психологические знания в их «естественной» форме, а не в виде популярных очерков, психологических анекдотов и рассуждений в пределах «здравого смысла». Некоторые трудности, которые неизбежно возникают при знакомстве с новой областью знаний, будут компенсированы радостью понимания, на которое мы рассчитываем.
Учебник содержит основы современных психологических знаний, изложенные в соответствии с принятыми во всем мире стандартами написания учебной и учебно-методической литературы. Каждая часть учебника посвящена какой-либо из основных областей психологического знания. Части состоят из глав, а главы - из параграфов. В конце каждой главы помещены вопросы и список рекомендуемой литературы (только на русском языке). Полный список источников помещен в конце книги.
Разумеется, объем материала, который содержится в этом томе, значительно превышает необходимый для успешной сдачи экзамена или зачета по курсу психологии, читаемом в вузе, но стоит вспомнить великого русского поэта А. Т. Твардовского, который сказал одному молодому драматургу: «Если будете ориентироваться на Шекспира, из вас получится хотя бы Корнейчук, а если ориентироваться на Корнейчука, то и его из вас не выйдет». Чем выше планка, тем выше результат. Мы полагаем, что наша задача - сделать хороший, доступный и современный учебник, а решили мы эту задачу или нет - судить читателям и времени. Конечно, нельзя считать, что вся современная психология содержится в этой книге. Современная научная психология - огромная дифференцированная область человеческой деятельности, которой занимаются сотни тысяч специалистов во всех странах мира. Только в нашей стране ежегодный выпуск психологов превышает несколько тысяч. В России ежегодно выходят сотни научных и околонаучных психологических книг, издается свыше двадцати психологических журналов и газет. Психология стала популярной и все больше и больше входит в повседневную жизнь людей.
Одна из главных целей, которую ставили перед собой авторы, - создать у читателя адекватное представление о психологической науке и практике, чтобы он мог, прочитав этот учебник, отличить научные психологические знания от ненаучных и в случае жизненной необходимости обратиться за помощью к практическому психологу-специалисту, а не к шарлатану. Мы также хотели, чтобы студент захотел обратиться к другим книгам, посвященным конкретным областям психологии, в частности к тем, которые выпускаются издательством «Питер» в серии «Мастера психологии». Для тех же, кто решит углубить свои знания в фундаментальной психологии, мы рекомендуем справочник «Современная психология», подготовленный коллективом сотрудников Института психологии Российской академии наук.
Авторы благодарят издательство «Питер» за предложения сотрудничества, а также Н. Б. Горюнову за помощь в подготовке рукописи к печати, В. А. Кольцову - за помощь в подборе фотопортретов и Л. В. Брушлинского - за постоянную поддержку.
В. Н. Дружинин
Учебник подготовлен коллективом авторов:
Аверкин Р. Г., аспирант ИП РАН (гл. 6); Александров И. О., к.п.н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 1,2);Алмаев Н.А.,к.п.н.,науч.сотр.ИП РАН (гл. 14); Бирюков С. Д., к.п.н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 4, 17); Блинникова И. В., к. п. п., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 10); Бодров В. А.; д. м. н., профессор, засл. деятель науки и техники РФ, главн. науч. сотр. ИП РАН (гл. 23,25,26); Васильев В. Л., д. п. н., профессор СПб университета МВД РФ (гл. 33); Воронин А. Н., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 2, 26); Греченко Т. Н., д. п. н., ведущий науч. сотр. ИП РАН (гл. 3); Дружинин В. Н., д. п. н., профессор, зав. лабораторией ИП РАН (гл. 5,35); Журавлев А. Л., д. п. н., и. о. зам. директора ИП РАН (гл. 18,19,22); Ильин Е. П., д. п. н., профессор РГПУ им. А. И. Герцена (гл. 8); Кольцова В. А., к. п. н., зав. лабораторией истории психологии и исторической психологии ИП РАН (гл. 30); Лебедева Н. М., д. п. н., ведущий науч. сотр. Института антропологии и этнографии РАН (гл.31,32); Максимова Н.Е., к.п н„ ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 1,2); Орел В.Е., к. п. н., доцент, декан факультета психологии Ярославского государственного университета (гл. 24); Парамей Г. М., к. п. н; ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 5); Позняков В. П., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 19, 21); Ребеко Т. А.. к. п. н.,
cm, науч. сотр. ИП РАН (гл. 12); Резников Е. Н., д. п., профессор, ведущий науч. сотр. ИП РАН (гл. 20); Русалов В. М., д. п. н., профессор, зав. лабораторией ИП РАН (гл. 15); Сергиенко Е. А., д. п. н., зав. лабораторией ИП РАН (гл. 5, 16); Соснин В. А., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 18,19,20,21); Субботин В. Е., к. п. н., науч. сотр. ИП РАН (гл. 9,11,34); Тарабрина Н. В., к. п. н., зав. лабораторией ИП РАН (часть V); Ушаков Д. В., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл.13); Ушакова Т. Н., член-корр. РАО, д. п. н., профессор, зав. лабораторией ИП РАН (гл. 14);Харламенкова Н. Е., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 7,16); Хащенко В. А., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 18); Хромова В. Л., аспирантка ИП РАН (гл. 19); Шорохова Е. В., д. филос. н., профессор, заслуж. деятель науки РФ, главн. науч. сотр. ИП РАН (гл. 22).
Владимир Николаевич Дружинин родился в 1955 году, окончил факультет психологии и биологии Ярославского государственного университета. Доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии способностей Института психологии Российской академии наук, директор института психологии Государственного университета гуманитарных наук, ректор Института практической психологии ИМАТОН. Лауреат премии им. С.Л.Рубинштейна Призидиума Российской академии наук (1996 г.), премии Президента РФ (1998 г.) за исследования в области психологии способностей и творчества, автор широко известных монографий и учебников по психологии.
Всемирное признание и искренняя любовь коллег сопровождали Владимира Николаевича в его короткой, но удивительно плодотворной жизни. Его яркий, лучезарный талант обогатил отечественную психологию. Все его начинания отмечены глубоким человеческим смыслом, щедростью, добротой. Он был готов принять любой удар, отстаивая гуманистические идеи.
Всегда оставаться честным перед самим собой, перед наукой - было его жизненным кредо.
Многочисленные, блистательные идеи, подхваченные и развитые в трудах его учеников и коллег, способствовали интеллектуальному формированию и душевному просвещению нашего общества.
Владимир Николаевич Дружинин известен как автор фундаментальных научных исследований. Его книги, учебники, статьи по психологии способностей, одаренности, воспитания, творчества, экспериментальной психологии отличаются высочайшим уровнем научной культуры, легкостью изложения, изяществом слога.
Учебник профессора В.Н.Дружинина - признанное авторитетное руководство психолога-профессионала, настольная книга студента, методическое пособие педагога. Живая эрудиция, внутренняя организованность, интеллектуальная культура позволили интегрировать самый широкий экспериментальный материал, разработать научно-психологический инструментарий и построить программу научного поиска.
Владимир Николаевич был мудрым организатором науки. Под его руководством и авторитетным покровительством возникли и обрели силу ведущие научно-исследовательские, научно-практические, образовательные, просветительские психологические структуры.
Владимира Николаевича отличал редкий дар слушать, слышать и понимать другого. К нему равно легко обращались и именитые коллеги, и молодые ученые. Богатство импровизаций, чистота темы, уважительное отношение к собеседнику рождали неповторимый дух общения. Бесконечно ценны его афористичные, меткие и образные замечания.
Владимир Николаевич писал удивительно чуткие, красивые, особенные стихи.
В них - квитэссенция любви, истины, созерцательности, борьбы и трагизма современного мира.
…И жизнь наша снова вернется
В белесый туман заповедной глуши,
В дыхание рощи зеленой,
Как будто в пространство единой души,
На вас и меня поделенной…
В нашей памяти Владимир Николаевич Дружинин навсегда останется молодым, сильным и лучезарным Человеком, близким, задушевным и надежным Другом, выдающимся Ученым и почитаемым Учителем.
Гражданская панихида состоится 26 июня в 12 часов в Институте психологии РАН по адресу ул. Ярославская, д.13
Владимир Николаевич Дружинин погиб четыре года назад... До сих пор написать это в одно предложение - непосильный труд. Настолько трагична смерть, когда нет и сорока шести, когда сделано многое, но еще больше - задумано, словом, в самом расцвете сил. Как тут не поверить, что смерть действительно выбирает лучших. Многим, кому посчастливилось знать Владимира Николаевича, по-прежнему трудно говорить о нем в прошедшем времени - такие яркие впечатления остались в памяти от общения с ним. Одно из таких впечатлений - лекция, прочитанная Владимиром Николаевичем в год его смерти на конференции в Удмуртском государственном университете. Дружинин руководил тогда проектом "Динамика развития способностей и личностных особенностей учащихся в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором", в рамках которого и проводилась конференция. Выступление вылилось в оживленную дискуссию. В ней, несмотря на разнородность аудитории, приняли участие практически все, кто находился в зале, - учителя школ, преподаватели вузов, представители Министерства образования, и, конечно, психологи. Текст готовился к печати но он не может, к сожалению, передать огромное количество нюансов, характеризовавших Владимира Николаевича как блестящего докладчика и оратора - глубина и содержательность его выступлений всегда удивительным образом сочетались с простотой изложения и доступностью для понимания. Неортодоксальный склад ума, склонность к выявлению парадоксов, глубокая аналитичность и широчайшая эрудированность придавали всему облику Владимира Николаевича яркие, неповторимые, уникальные штрихи.
Еще в студенческие годы, обучаясь на факультете психологии и биологии Ярославского государственного университета, ленинский стипендиат и комсомолец Володя Дружинин пел в церков-
ном хоре - это в семидесятые-то годы! Диплом психолога, естественно, был получен с отличием. И сразу - в армию, в читинскую учебку, но не проходит и года, как в коридорах Института психологии АН СССР появляется сержант пограничных войск КГБ СССР В. Дружинин, прикомандированный к одной из лабораторий института. Помнится один из его рассказов о том времени и первом "научном" задании, полученном от заведующего лабораторией. Суть его сводилась к тому, чтобы составить полный перечень упоминаний слова "психология" в полном собрании сочинений В. И. Ленина. Пятидесятичетырехтомный труд классика был "проглочен" сержантом в кратчайшие сроки, и военная психология обогатилась бесценным справочным пособием.
После окончания службы в армии Дружинин остается в институте и уже в 1982 году на закрытом Совете защищает кандидатскую диссертацию "Изменение мотивации в процессе профессиональной подготовки", как любил говорить сам автор, "работа моя была под грифом "совершенно секретно, перед прочтением - сжечь"". В том же году у него рождается первенец, семья живет далеко от Москвы, но молодой отец каждый день в институте. Работая в разных лабораториях, Владимир Николаевич всегда был в курсе событий, происходящих в институте, принимал в них самое непосредственное участие. Его активная жизненная позиция проявлялась не только в научной жизни - в 1991-м был на баррикадах у Белого дома, а в 1993-м мы с ним встретились в безлюдном Институте психологии, и он в деталях рассказывал о танковых стрельбах в центре Москвы, откуда только что вернулся.
А какой заместитель директора появился в 1992-м в Институте психологии! Доктора наук и профессора, автора двух монографий с первых дней было невозможно найти в своем кабинете. Было такое впечатление, что он везде - в лабораториях, в бухгалтерии, у директора, в библиотеке. Самым надежным способом встретиться с ним - было просто встать на центральной лестнице и "перехватить" его на пути в очередной кабинет. Именно в это время с наибольшей полнотой раскрылся талант Дружинина как организатора науки. Сфера интересов его настолько широка, что ему было буквально тесно в рамках какого-либо отдельного направления психологии. Руководитель ряда проектов, поддержанных фондами РФФИ, Сороса, РГНФ, Министерства образования и другими, Дружинин привлекал к участию в них все новых и новых сотрудников, аспирантов, студентов, постоянно при этом сетуя на неизбывный кадровый дефицит. Владимир Николаевич был одним из организаторов междисциплинарных семинаров и конференций как в самом Институте психологии, так и далеко за его пределами.
Результатом этой деятельности стали такие учебные и информационно-справочные издания, как "Современная психология", 1999; "Психология" (для экономических, гуманитарных и технических вузов), 2000; "Когнитивная психология", 2001; том "Человек" в серии энциклопедий для детей издательства "Аванта+", 2001, одни только названия которых свидетельствуют об энциклопедичности знаний человека, не только организовавшего подготовку рукописей, но и ставшего их активным автором, а также взыскательным и беспристрастным редактором. Среди авторов этих изданий имена не только сотрудников Института психологии, но и ученых из Санкт-Петербурга, Ярославля, Казани, других городов. Несмотря на постоянную занятость, у Владимира Николаевича всегда находилось время для высококвалифицированной консультации и доброжетальной, заинтересованной оценки, а также совместного обсуждения новых мыслей, идей, переживаний, которыми он всегда щедро делился с окружающими.
Активное участие в коллективном творчестве органично сочеталось с плодотворной авторской деятельностью - за двадцать с небольшим лет научной жизни в стенах Института психологии из-под пера Дружинина вышло более 150 работ, в том числе монографии и учебники: "Экспериментальная психология", "Психология общих способностей", "Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие", "Психология семьи", "Очерки экзистенциальной психологии".
Владимир Николаевич всегда проявлял огромный интерес к начинающим исследователям, умел создать вокруг себя среду живой науки, дававшую стимул к движению и совершенствованию. Сотни студентов, аспирантов и стажеров еще долго будут с гордостью говорить о нем, как о своем учителе. Под руководством В. Н. Дружинина защищено более 20 кандидатских диссертаций и несколько докторских.
Особое место в жизни В. Н. Дружинина занимала созданная им лаборатория психологии способностей, работу в которой он начал в 1986-м: тогда это была группа психологии развития способностей и профессионально важных качеств. Можно без преувеличения сказать, что бессменный руководитель этого научного коллектива с 1991 года, Владимир Николаевич относился к нему как к своей собственной семье, иногда даже уделяя лаборатории больше времени.
И сейчас, по прошествии четырех лет, все работавшие с Дружининым очень тепло вспоминают проведенные вместе годы. Бывало всякое -и нарекания за несвоевременно выполненную ра-
боту, и радость совместных открытий, и огорчения от неудач.
Вспоминает самая молодая сотрудница лаборатории, кандидат психологических наук Наталья Борисовна Горюнова, одна из последних аспиранток Владимир Николаевича:
"Мне довелось работать под непосредственным руководством В. Н. Дружинина. У меня была уникальная возможность испытать благотворное влияние общения с ним, советоваться по поводу различных проблем, возникающих в ходе экспериментальных исследований, следить за ходом его мысли. Всегда можно было получить доброжелательную и квалифицированную оценку своей работы. В. Н. Дружинин не только автор известных научных трудов, но и замечательная, одаренная личность, человек высокой культуры, глубокого ума и поразительного обаяния. Широта и многообразие познаний Владимира Николаевича проявлялись не только в сфере его профессиональной деятельности. Увлечение наукой не исключало его интереса к искусству и, прежде всего, к поэзии. Для Владимира Николаевича "поэзия - это не деятельность, а образ жизни, требующий личной отваги".
В архиве В. Н. Дружинина были найдены его ранние, не публиковавшиеся стихи.
Некоторые из них мы приводим ниже.
Словно вдова фотографию и похоронку
Память моя бережет про запас:
Я, шестилетний, тону в двадцатилетней воронке,
В речке, которую ранил фашистский фугас.
Там, задыхаясь, на берег отец меня вынес.
Об остальном не стоит писать -
Снова кружусь в глубину, не взирая на то, что вырос,
Снова тону - только некому больше спасать.
Нельзя освободиться от печали,
Нельзя освободиться от любви.
Давно уже гитары отзвучали,
Отпели канарейки-соловьи.
Они остались в деревянном детстве,
Но уголки бетонных городов
Передают от бабушек в наследство
Их пятую и сотую любовь,
Которые легли на фотопленку
И карточкой желтеют на столе -
Но мы проходим словно два ребенка
По новой и загадочной земле,
Ведь на земле не могут появиться
Ни жизнь, ни человеческие лица.
Моряк живет, в душе мечту храня -
Согреться у домашнего огня.
Десятки драк в портовых кабаках,
Десятком женщин был приучен к боли.
Когда-то смерть, когда-то...
А пока Он будет жить, не выходя из роли, -
Чтоб горький ветер губы обжигал,
Чтоб жажду выносить не понапрасну,
Чтоб судно выносило к берегам
Невиданным, богатым и прекрасным,
Чтоб очутиться не на дне морском,
А у камина теплого под старость,
Напоминая правнукам о том,
Кому такого счастья не досталось.
Совершенно закономерно, что в после смерти Владимира Николаевича Дружинина сотрудники лаборатории выступили с инициативой о присвоении его имени своему подразделению - мы просто не могли поступить иначе. Эта инициатива получила одобрение и поддержку Ученого совета ИП РАН и теперь на дверях кабинетов лаборатории, приходя на работу, мы видим дорогое всем нам имя.
Тогда же, в 2001-м, именем Дружинина была названа кафедра общей психологии психолого-педагогического факультета Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. Нельзя не сказать теплых слов о сотрудниках этого факультета, ставших невольными участниками трагического события лета 2001 года, ведь именно туда был приглашен председателем государственной аттестационной комиссии Владимир Николаевич. Начиная с 2002 года на базе психолого-педагогического факультета в начале мая проводятся ежегодные международные научно-практические конференции студентов и аспирантов, посвященные памяти В. Н. Дружинина, - "ДРУЖИНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ".
Все, кто знал Владимира Николаевича Дружинина, всегда будут хранить память о нем как о талантливом ученом, мудром наставнике, увлекательном собеседнике, надежном друге и неповторимом человеке.
Сейчас ему было бы всего 50...
С. Д. Бирюков, кандидат психол. наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии способностей имени В. Н. Дружинина ИП РАН, Москва
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
В своей книге «Психология общих способностей» Владимир Николаевич Дружинин со ссылкой на М. Зощенко обсуждает проблему критических дат в жизни творческих людей и приводит список великих людей, умерших в возрасте 37–38, 42 и 45 лет. Это Пушкин и Моцарт, Рафаэль и Маяковский, Рембо и Гоголь… В этом списке нет психологов, однако, к сожалению, и они не ушли от этой мрачной и таинственной закономерности. В 38 лет умер Л. С. Выготский, в 42 - В. Д. Небыли-цин, в 45 - сам В. Н. Дружинин.
Владимир Николаевич Дружинин родился в 1955 году в селе Дуни-но Ярославской области, с золотой медалью окончил школу, а затем с неменьшим блеском (ничего, кроме пятерок, за все время обучения) - Ярославский университет. Дальнейшая его научная судьба связана с Институтом психологии АН СССР (позднее - РАН), где он защитил кандидатскую и докторскую диссертации и прошел все ступени лестницы от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией психологии способностей и заместителя директора. В. Н. Дружинин основал Институт психологии Государственного университета гуманитарных наук и до своей смерти в 2001 году был его директором-деканом.
Владимир Николаевич много сделал как администратор и организатор науки, но все же в первую очередь он был ученым. Он внес вклад в целый ряд научных областей: психологию интеллекта и психодиагностику, психологию творчества и семьи, экзистенциальную психологию и методологию. Большой ученый, однако, не только разрабатывает ту или иную научную область, но еще и привносит в науку свой собственный стиль, свой подход, оригинальный взгляд на вещи. Творческий расцвет Владимира Николаевича пришелся на трудное для нашей науки время - 90-е годы ХХ века, когда постсоветская психология, получая мизерное финансирование, искала новое место в обществе. Это было время эмиграции из науки, внешней (за границу) и внутренней (в более оплачиваемые сферы бизнеса), а также поиска новых ориентиров, связанного с уходом марксистской идеологии и необходимостью осознания собственной идентичности в условиях открывшегося взаимодействия с западными психологами.
Будучи ярко выраженным генератором идей, В. Н. Дружинин с удивительной легкостью порождал замыслы, включающие теоретическую модель и способы ее эмпирической проверки. Эмпирические исследования, выполненные В. Н. Дружининым или под его руководством, всегда одухотворены идеей, моделью. Его теории эмпирически проверяемы и в то же время включены в культурный контекст. Его общекультурная эрудиция была огромна, и в своих теоретических построениях он легко оперировал идеями раннехристианских мыслителей и данными современных социологических опросов, концепциями из квантовой физики и высказываниями поэтов, текстами Унамуно и математической теорией тестов.
Особенностью мышления Владимира Николаевича было то, что, разработав множество моделей, он не проявлял видимого интереса к их объединению в единую сверхтеорию и только усмехался в ответ на предложение это сделать. Он не отождествлял себя со своими теориями, был готов признавать их временным полезным инструментом, который можно будет отбросить при появлении лучшего инструмента. Было впечатление, что он столь же мало ценит порождаемые им модели, сколь легко они ему даются. Так же примерно он относился к чужым теориям, в чем, вероятно, одна из причин его непочтительности к авторитетам. Однажды в публичном докладе он назвал рассуждения одного из классиков нашей психологии «художественным свистом», чем навлек на себя гнев некоторых своих весьма уважаемых слушателей. В то же время он мог оценить работу никому не известного автора. В своих книгах он с одинаковым почтением цитировал работы академиков и аспирантов.
Большой ученый - всегда индивидуальность. Вряд ли кто-либо другой, подражая стилю В. Н. Дружинина, смог бы создать малую часть того, что удалось ему. Владимир Николаевич был ярким носителем созидающей и антидогматической идеи, он не только сам внес большой вклад в науку, но и разбудил способность к научному творчеству во многих людях из своего окружения.
В этом номере журнала рубрика «Специальная тема» посвящена памяти Владимира Николаевича, которому в августе исполнилось бы 50 лет. Мы публикуем воспоминания его вдовы Натальи Валентиновны, выдержки из его работ разных лет, фотографии и стихи Владимира Николаевича, а также три научные статьи, которые с разных сторон освещают творчество ученого.
Д. В. Ушаков,
Редактор раздела
«Специальная тема номера»
Н. В. ДРУЖИНИНА
Дружинина Наталья Валентиновна - супруга Владимира Николаевича Дружинина, математик.
Четыре года Владимира Николаевича нет с нами, а его идеи живут, и то, что было непонятно или вызывало сопротивление тогда, сейчас востребовано.
Идей было множество, он их генерировал постоянно и щедро делился с коллегами. Потом некоторые, подбирая их, писали статьи - он никогда не обижался на это, просто не замечал. Приятели не раз советовали ему быть осторожнее и не разбрасываться собственными мыслями, на что муж отвечал: «Пусть пользуются чужими, если своих нет, а мне некогда проверять все свои идеи».
Откуда он их брал? Отовсюду. Из воздуха. Иногда я была очевидцем тех самых состояний, когда ученый вскрикивает «Эврика!». Как-то Владимир Николаевич сел на диван смотреть телевизор. На журнальном столе перед ним лежала книга «Лекции по астрологии» М. Б. Левина, раскрытая на странице, где известный астролог размышляет о распределении ролей в христианской троице: Отец, Сын и Дух Святой. Владимир Николаевич машинально стал читать текст. «Дух на иврите (Шехина, Шхна) - женского рода, т. е. Дух - женское начало, Отец - мужское начало, а Сын - синтез мирового мужского начала и женского начала и результат их взаимодействия, он - жизнь». Прочитав эту фразу, Владимир Николаевич на несколько минут замер, сконцентрировался, взял лист бумаги и, уйдя в себя, начал быстро писать своим непонятным почерком, который потом было трудно разобрать, потому что рука не успевала за мыслью. Остановившись, объяснил, что ему в голову пришла гениальная мысль о том, что каждая культура порождает определенную нормативную модель семьи, структура отношений в которой отражает отношения между основными действующими лицами религиозной доктрины, являющимися символами веры. Более того, в религии эти отношения приобретают освященное, идеальное, предписываемое значение: так фиксируется идеал человеческих отношений и поведения. Вскоре появилась книга «Психология семьи».
В век «воинствующего индивидуализма», когда люди привыкли больше говорить, нежели слушать, больше презентировать себя, чем воспринимать окружающих, он на удивление быстро понимал всех, часто даже быстрее, чем человек успевал договорить. Читая чужие работы, диссертации, на которые нужно было дать отзыв, быстро ухватывал главную мысль, часто выводил следствия из работы намного интереснее авторских. Подсказывал, какие более яркие результаты можно извлечь, при этом не напрашиваясь в соавторы. Всегда старался улучшить чужой труд, и многие люди были ему благодарны за это.
Будучи ярким лидером, не старался окружить себя людьми посредственными, которые могли бы создать ровный фон для его сверкания. Не боялся конкуренции, уважал творческие личности, всегда оказывал поддержку и был абсолютно лишен чувства зависти. Ему нравился ответ Черчилля на вопрос, заданный ему: «Почему в Англии нет антисемитизма?» - «Потому что англичане не считают себя глупее евреев».
Идеи вылетали из него фейерверком. Многие «опробовал» на мне, спрашивая: «Правда, гениально?» Я, как математик, бывало, находила в них логические ошибки, брюзжа: «Что же гениального в том, что из десяти идей только одна оказывается верной?» - «Зато у меня их много, а у других вообще ни одной». И был прав, потому что две верные идеи из двадцати - это уже много.
Никогда не зацикливался на одной идее. А. Н. Воронин в своих воспоминаниях о Владимире Николаевиче, вошедших в сборник тезисов «Психология способностей», изданный к конференции, посвященной 50-летию В. Н. Дружинина, описывает случай совместной работы над проблемой способностей. Результаты сложной обработки данных не подтвердили ни одной выдвинутой гипотезы, что обескуражило Владимира Николаевича, но ненадолго. Через полчаса он радостно сообщил, что все можно очень просто объяснить с помощью его новой теории способностей в разных условиях социального контроля. А. Н. Воронина смутило такое несоответствие их представлений о способностях полученным результатам, и, перепроверив данные, он нашел ошибку в заданных параметрах. Повторная процедура обработки данных дала результаты, в общих чертах соответствующие прежним гипотезам. Сообщив о найденной ошибке Владимиру Николаевичу, он в ответ услышал: «Вот и мне на собственном опыте пришлось убедиться, что в основе новой теории часто лежит какая-то ошибка».
Жизнь заставила проверять идеи экспериментально. Этот опыт был обобщен в книге «Экспериментальная психология», которая, судя по количеству изданий, стала бестселлером у психологов еще до того, как ей присвоили гриф учебника. Психологи говорят: ничего лучшего в этой области еще никто не написал. И не случайно на конференции, посвященной 50-летию В. Н. Дружинина, работа шла по двум направлениям: 1) способности, одаренность, творчество и 2) экспериментальная психология.
Был талантлив сам - занимался изучением одаренности. Читая его статьи, вижу, что он описывал свое «одаренное детство». Обобщенный портрет талантливого человека, который Владимир Николаевич приводит в своих книгах и статьях, как будто списан с него. Это автономность поведения, независимость в суждениях и поступках; высокая развитость эстетического чувства; эмоциональная ранимость и повышенная тревожность. Нетипичное, с точки зрения большинства, поведение одаренных людей создает проблемы в общении. Владимир Николаевич не мог понять «необходимости безусловного принятия условных социальных отношений». Меня несколько смущало то, что в работах Владимира Николаевича в виде теории был изложен его личный опыт. Мне казалось, что каждый одаренный человек должен быть одарен по-своему. Прочитав воспоминания о муже А. В. Карпова, я поняла, что не только мне такие мысли в голову приходили. Оказывается, каждому психологу известна закономерность, «согласно которой то, чем предпочитает заниматься ученый, связано с теми личностными особенностями, которыми он сам характеризуется. Проще говоря, личность во многом определяет проблематику, а проблематика в значительной мере является ”зеркалом” личности ученого».
Далее А. В. Карпов пишет, что чаще всего «психолог предпочитает разрабатывать проблематику, связанную с такими особенностями психики, которые у него самого представлены в дефицитарном виде. Это - своего рода проявление феномена психической компенсации на ”гно-
Автопортрет В. Н. Дружинина
Сеологическом уровне”... И именно в этом плане научная деятельность В. Н. Дружинина была исключением из данной закономерности. При всем многообразии палитры его научных интересов (а она действительно была очень обширна), главным предметом его изучения была все же проблема общих способностей, а также проблема способностей в целом. Но именно ими он и обладал в ярко выраженной форме. Более того, предложив выделять ”триаду” общих способностей (по критерию их дифференциации с блоками приема, переработки и использования информации) - интеллект, креативность, обучаемость, он, по существу, сам указал главные черты своего ”когнитивного портрета”». Благодарю студенческого друга Владимира Николаевича за столь глубокий и безошибочный анализ его личности и точность формулировок.
Интеллект, по мнению А. В. Карпова, был «сердцевиной» личности Владимира Николаевича и одновременно главным предметом его научных интересов. Высочайшая обучаемость и великолепная память позволили ему стать образованнейшим человеком нашего времени. Ярко выраженная креативность Владимира Николаевича, как совершенно верно отметил А. В. Карпов, «не требовала больших психофизиологических затрат, была для него естественным и даже необходимым проявлением его натуры», «более того, она была именно потребностью». Творчество было источником его жизненных сил. Более того, он стремился каждый момент прожить по-новому, отвергая штампы и шаблоны. Проявлялся как творческая воля. Я часто замечала, что даже его взгляды на одну и ту же проблему менялись в зависимости от его настроения и обстановки. Он не запоминал, что говорил, и, бывало, на один и тот же вопрос, заданный различными людьми в разное время, давал взаимоисключающие ответы. Когда я его ловила на слове, он отвечал, что было бы гораздо хуже, если бы он всю жизнь твердил одно и то же. И это так, поскольку жесткая структуризация и кристаллизация информации означает для человека творческую смерть.
Он сам не замирал «в стойке» перед авторитетами и не требовал от других безоговорочного принятия своих идей. Более того, ему даже нравилось, когда с ним спорят, и он просил психологов проверять его идеи. Он не настаивал на абсолютности результатов экспериментов, проведенных им самим, его аспирантами и дипломниками, понимая, что не на все вопросы можно получить ответ в эмпирическом исследовании. И предлагал воспринимать эти результаты как иллюстрацию, а не как доказательство. В своих книгах «Психология семьи» и «Варианты жизни» он говорит о том, что это лишь авторский взгляд на часть мира.
Владимир Николаевич не лишал других права на собственную картину мира. Когда вышла серия книг математика А. Т. Фоменко о новой хронологии истории, образованным людям, чьи познания в истории превосходили курс средней школы, было очевидно, что предпринята попытка искажения истории. Владимир Николаевич, прочитав пару книг А. Т. Фоменко, сказал: «Это, конечно, ерунда, но такие авторы полезны обществу тем, что бередят умы и заставляют думать».
«Однако, как бы то ни было, с определенной долей условности можно считать, что теория общих способностей, которую разрабатывал В. Н. Дружинин, одновременно в значительной степени - ”автобиографическая” теория: это - теория ”про него самого”, теория, в которой ”продукт творчества” и сам ”творец” во многом совпадают - и гносеологически, и онтологически» (из воспоминаний А. В. Карпова).
Но Владимир Николаевич старался проверять свои теории. Идею о том, что в основе творчества лежит подражание, и чтобы включиться в деятельность по преобразованию человеческой культуры, человек должен овладеть способами творческого поведения через подражание другому, опробовал на себе. Он был романтик в душе и хороший поэт. Стихи писал с детства, но периодами. Было заметно, как его творческая активность переключалась с науки на поэзию и обратно. Когда не шла научная мысль или не было благоприятных внешних факторов для осуществления планов, он впадал в состояние, которое у обычного человека называется депрессией, а для него это был уход в себя на неимоверные глубины, в которых он черпал поэтическое вдохновение. В начале 1990-х годов это состояние длилось год. Результатом такой «отключки» от внешнего мира стали две сотни стихов.
Как-то он решил провести ревизию написанного, оставил только то, что нравилось, и в мусор полетели пачки стихов, толстая тетрадь, вся исчерканная. Сердился, что не может написать лучше, на себя, конечно. Хочется снова процитировать А. В. Карпова, лучше которого об этом не скажешь: «Если перед ним возникала какая-то проблема, связанная с материалом, с заданным ему вопросом, а он не мог сразу же ее
Владимир Дружинин Из лирики
«Светлые печали, Легкая тоска…» - Стих готов к печати, Не дрожит рука.
Горные вершины… Плачут по лесам… решить, то он воспринимал это - не преувеличивая - как личную обиду: но обиду не на кого-то другого, а на себя - за то, что он чего-то не знает (пока). Но должен знать». При этом испытывая чувство внутреннего беспокойства и дискомфорта. И одновременно с освоением нового знания или дела шла шлифовка уже достигнутого. Перфекционизм - стремление к совершенству - свойство одаренных людей, пишет Владимир Николаевич в статьях об одаренности.
Эксперимент, поставленный на себе, заключался в следующем. Помню как-то Владимир Николаевич сказал: «Мне нужно научиться подражать стилю любого поэта, освоить технику стихосложения, чтобы легко писать свои стихи». На это занятие ушло немало времени, он перечитывал автора за автором, впитывая, как губка, их мысли, вживаясь в стиль. Результат такой поэтической работы над собой - забавные пародии.
Давид Самойлов
Светлые печали, Легкая тоска По небу промчали, Словно облака. А под ним осталось Все, что я сберег: Легкость, свет и старость, Море и песок.
Кто об этом пишет, Уж не я ли сам?
Памятные строки, Вздохи при луне. Друг мой, друг далекий, Вспомни обо мне!
Тот же свет весенний И осенний цвет… Суриков, Есенин, Лермонтов и Фет.
Его университеты |
Евгений Евтушенко Мои университеты
Ничего не кончал. Мы и сами - ребята с усами: На Пегасе летал под нью-йоркскими я небесами!
Ничему не учусь - лоб трещит, как еловые доски,
Ну, а коль захочу, то в момент становлюсь Циолковским.
И поэтов толпа предо мною стоит в
Униженье:
«Без диплома - беда, помоги стать
Учеными, Женя!»
Хорошист
Олег Хлебников
Тебе говорили: «Нам нужен хор!» - как хором я петь не хотел! Но так как учился на «отл.» и «хор.», старательно в хоре пел».
Начальник сказал (в баритоне -
«Нам Хлебников нужен свой!»
Я с детства начальников почитал:
Приказано петь - так пой.
Хоть я и учился на «отл.» и «хор.», Но в рифмах был не мастак. Но я бы любой пережил позор - Начальство решило так!
Издерганный, нервный терпенье
Тянул за хвосты котов,
Пролил потов, обтесал матерьял -
И новый поэт готов.
Из жизни фруктов |
Андрей Вознесенский
«За что нас только бабы балуют?» «… две изумительные изюминки хоть и раскроются тебе в ответ…»
За что вы, девушки, поэтов любите?
Ведь четверть века тому назад
Не только высохшие изюминки,
Но даже спелый был виноград!
От старой дачи ключи заброшены.
Где дубликаты?
Пуста кровать.
Изюм дается уже не дешево -
Порой приходится и покупать…
Монолог
Андрей Вознесенский
На суде, в раю или в аду, скажет он, когда придут истцы: «Я любил двух женщин, как одну. Хоть они совсем не близнецы». Все равно что скажут, все равно! Не дослушивая ответ, он двустворчатое окно застегнет на черный шпингалет.
. «- Я любил всех женщин, как одну… Если спросят на суде истцы: «Алименты не платил кому?!» - Отверчусь, скажу, что близнецы.
Разобраться с ними мудрено… Ведь когда супруг хватал за грудь, Выходил в открытое окно, Забывая что-то застегнуть…»
Плоды просвещенья
Астрофизики учебник Как-то в руки мне попал, И великое смущенье Я душою испытал:
Нету бога в мирозданье – Дед неправду говорил! Нет светил - и слух тиранят Хоры жутких черных дыр!
Я такое, братцы, знаю – Громко вымолвить нельзя: Не прямая, а кривая Нас теперь ведет стезя.
Прежде говорил с богами Иль со звездами поэт, А теперь живем во сраме… Потому что бога нет!
Пишем плоско, мыслим мелко И беседуем порой Толь с летающей тарелкой, Толи с черною дырой…
Беспощадна суть познанья Страшно логика ясна… Нету бога в мирозданье, Есть пространства кривизна… Разбегание галактик, Тяжкий холод черных дыр. Ни душой, ни мыслью бренной Не объять мне этих сил! Где вы, где вы во вселенной, Хоры стройные светил?..
Паршинская весна Белла Ахмадулина
День поэзии
«Не в Паршино хожу дорогой Паршинской…»
«Пропустит если - в Паршино иду».
«…Но знала: главный хмель покуда не почат».
«И хочется простейшего какого-то:
Нравоученья, вещи и числа…
Но ничему не верит ум испуганный
И малых величин не признает…»
Я помню: прохожу дорогой
Паршинской
(Кто мил себе, тот в Паршине
Но скука, но - томление! Не
Спрашивай!
Хожу и жду, покуда хмель пройдет.
Ах, нет - взойдет! Он больше
Уважаем мной,
Когда на нем цветения печать,
Но отчего я расточаю жалобы,
Что главный хмель покуда не
Не верит ум цветению черемухи.
По Паршину движеньем круговым
Скольжу, а семантические промахи
Я объясню круженьем головы.
И хочется простейшего какого-то:
Нравоученья или сигарет…
Изменник, ум! Жить в Паршине
Рискованно,
Пока луной лица бледнеет цвет.
Пока не понимает ум испуганный
Ни малых, ни великих величин,
Текст, вдохновленный паршинскою
От болдинских стихов не отличим…
После подобных упражнений, когда Владимир Николаевич долго набивал руку на подражании, появились сотни две стихов, уже ни на чьи не похожих. Когда они попали в руки к известному поэту Григорию Поженяну, он часть из них опубликовал в «Литературной газете» (14.07.93, № 28) со своим предисловием, несколько строк из которого приведены ниже.
Он истинный поэт и настоящий мастер. В этом легко убедиться:
Мне нечего делать
В проулках твоей Братиславы.
Как нищему в банке,
Скопцу в мусульманском раю.
Пора возноситься,
Мы руки сплетаем, как травы.
Мы прыгаем с ходу в небесный
Точно. Жестко, вызывающе. Но ка Жется, что за вызовом должно что-то Обязательно открыться.
Оказывается, огорчение. Не част Ное, личное, а обращенное ко всему су Щему. Не декларация, а горький выдох После раздумья.
Облезшие стены
Укрылись за утренней дымкой.
И новое время
Отпущено Богом в кредит,
И надо спускаться, бродить
Среди вас невидимкой.
Узнать: для чего же?
И, только узнав, уходить.
Я листаю тяжелую стопку стихов. Плод работы долгих лет. Чаще бывает, когда мучительно ищешь, за что бы уцепиться, доказывая правоту необходимости публикации. На этот раз я ловлю себя на том, что хочется процитировать и то, и это.
Мне, напрочь лишенной поэтических способностей, всегда было интересно, как люди пишут стихи. Муж мне на этот вопрос ответить не мог. Но однажды я наблюдала этот процесс. Владимир Николаевич ушел в себя, не замечая моего присутствия. Взял лист бумаги, и, не отрываясь, записал стих. На вопрос: «Как это получилось?» - ответил: «Почувствовал гул в голове, который сложился в строки». Хочу еще раз согласиться с А. В. Карповым в том, что креативность была для Владимира Николаевича потребностью, жизненной необходимостью. В статье «Психология творчества», описывая процесс стихосложения, он передает свой собственный опыт. «Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, миросозерцания. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадает в зависимость от наркотиков и алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом. Это состояние безличия, в котором находится поэт, когда отсутствует ощущение личной инициативы и не чувствуется личной заслуги при создании творческого продукта, в человека как бы вселяется чуждый дух, или ему внушают мысли, образы, чувства извне. Это переживание приводит к неожиданному эффекту: творец начинает с равнодушием относиться к своим творениям или, более того, с отвращением».
Видимо, поэтому Владимир Николаевич без сожаления выбрасывал стихи пачками и, улавливая идеи из космоса, щедро транслировал их в окружающую среду, оплодотворяя ее. Сейчас больно осознавать, как много мы потеряли.
ДРУЖИНИН Николай Петрович (6.12.1858, дер. Маклаково Никольской вол. Угличского уезда — 1941, Ленинград) — журналист, издатель и общественный деятель.
Отец его был мещанином г. Углича, мать происходила из крепостных графа Шереметьева. Образование Дружинин получил в Московском коммерческом училище(1871−79), некоторое время был вольнослушателем Демидовского юридического лицея , затем с 1881 по 1884 посещал лекции на юридическом факультете Петербургского университета.
В 1898 он начал сотрудничать с газетой« Северный Край », являясь её собственным корреспондентом в Санкт -Петербурге. В 1899 провел около полугода в Англии, большей частью в Оксфорде, где состоял студентом-пансионером колледжа и слушал лекции в университете. Еще во время учебы в Петербурге Дружинин начал печататься в журналах« Нива», «Иллюстрированный мир», «Живописное обозрение», «Мысль», «Русское богатство».
По приезде в Ярославль в 1901 он активно занялся журналистской деятельностью в «Северном крае». После смерти редактора Э.Г. Фалька стал его фактическим преемником в редакционном комитете Товарищества по изданию газеты. В 1906 «Северный край» был закрыт властями, посчитавшими опасными настроения его редакции. Дружинин никогда не отличался радикальными взглядами. Ему ближе была реформаторская позиция, занятая умеренной частью российских либералов. Не случайно с момента основания партии конституционных демократов(кадетов) Дружинин примкнул к ней и вскоре стал одним из самых активных членов кадетской организации в Ярославле. В апреле 1906 года он временно возглавил губернский комитет конституционных демократов, позже являлся секретарем комитета.
В 1909 совместно с К.Ф. Некрасовым Дружинин основал газету« Голос », близкую по своей политической направленности к кадетам. Затем, отказавшись от издательских прав, был приглашен на место главного редактора и занимал его в течение восьми лет. Очень быстро« Голос» стал ведущим печатным органом в губернии, что в немалой мере было заслугой его редактора.
В 1912 Дружинин был выдвинут кандидатом на выборах в IV Государственную Думу, но местные власти сделали все для того, чтобы отсеять его кандидатуру. С тем же результатом завершилась и повторная попытка Дружинина пройти в Думу на следующий год на дополнительных выборах.
Дружинин был также известен как юрист, занимавшийся вопросами представительных учреждений и крестьянского самоуправления. Работая в газетах, он активно разъяснял идеи самоуправления и создания представительных органов(было опубликовано более 200 его статей в ярославских газетах). Февральскую революцию 1917 он встретил с радостью, увидев в ней начало эры долгожданной свободы, но очень скоро радужные надежды сменились разочарованием. «Голос» занял последовательную позицию, выступая против стремления радикальных партий повести Россию по рискованному пути социалистических экспериментов. Ярославские большевики зачислили газету и ее редактора в разряд главных врагов, и сразу после Октябрьского переворота« Голос» был закрыт. Некоторое время газета выходила под названием« Свободное слово», но Дружинин в это время все более и более отходил от политики.
Летом 1918 в дни антибольшевистского восстания он оказался в Ярославле, однако отверг все предложения о сотрудничестве со стороны руководителей восстания. Когда восстание было подавлено, Дружинин был арестован, 42 дня провел в тюрьме, но был отпущен на свободу за отсутствием вины. После этого он уехал в село Мулино Рыбинского уезда, где было небольшое имение родителей, и безвыездно прожил там около десяти лет. Здесь он возобновил педагогическую деятельность: читал лекции в воскресной школе повышения знаний, а затем работал учителем школы в Александровой Пустыни .
В это время Дружинин, как и многие другие, увлекся краеведческой работой. Он был членом местных краеведческих обществ(Ярославского естественно-исторического и краеведческого; Рыбинского научного), участвовал в работе краеведческих съездов, организованных Рыбинским научным обществом, много печатался в журналах« Краеведение», «Наш труд», «Школа и жизнь».
В 1926 Дружинин был снова арестован по обвинению в связях с Ярославским мятежом и вместе с семьей сослан в Липецк. В начале 30-х гг. он переехал в Ленинград. К тому времени он уже отошел от литературной деятельности и занимался приведением в порядок своего архива. Архив его находится в РНБ в Санкт-Петербурге.
Правьте на звезды…: Рыбинский край в отечественной науке XIX - XX в. - Рыбинск: Рыбинское подворье, 1999.
Соч.:
Волостное правление и волостной старшина. - СПб., 1898;
Волостной сход. - М., 1905;
Мещане, их положение и нужды. - М., 1906;
Формы правления // Избиратели и народные представители. - М., 1906;
Право и личность крестьянина. - Ярославль, 1912;
Мещанское движение 1905-1917 гг. - Ярославль, 1917;
Из истории крестьянства. - Рыбинск, 1927;
Покушение на новое закрепощение крестьян перед революцией 1905 г. - Рыбинск, 1927.