Что такое социальное предпринимательство примеры. Социальное предпринимательство: всё только начинается. Социальное предпринимательство: управление и модели

Сущность социального предпринимательства

В определении понятия «социальное предпринимательство» существует множество мнений, но всех их можно объединить в три группы:

  1. Понятия, определяющие социальное предпринимательство как организацию коммерческих предприятий с целью предоставления социальных услуг. При этом у предприятия может быть любая деятельность, лишь бы доходы направлялись на решение социальных проблем. Социальное предпринимательство отождествляется с такими понятиями, как корпоративная социальная ответственность, благотворительность, филантропия и т.д.
  2. Определения, в основе которых лежит инновационная деятельность предпринимательства результатом которой выступает социальный эффект. Данный подход завышает значимость инновационного аспекта решения социально проблем, не учитывает идею предпринимательства с точки зрения финансовой жизнеспособности. Определения указывают на необходимость мобилизации ресурсов с целью решения социальных проблем, уравнивают деятельность социального предпринимательства и некоммерческих организаций.
  3. Определения, показывающие особенность социального предпринимательства в способах передачи общественной трансформации, ведущей к обширным стратегическим изменениям. Такое понятие отводит внимание с реальной социальной проблемы на трансформации всего общественного уклада.

Замечание 1

Социальное предпринимательство – способ социально-экономической деятельности, аккумулирующий социальное назначение организации или предприятия, предпринимательское новаторство и достижение устойчивой самоокупаемости.

Основу социального предпринимательства составляет деятельность социальных предприятий, созданных для решения конкретных социальных проблем, функционирующих на базе инноваций, принятого в частном секторе порядка ведения дел, финансовой дисциплины. Любое социальное предпринимательство стремится осуществить социальную миссию, и, одновременно, в рамках бизнеса «спасти общество» от глобальных проблем.

Замечание 2

Социальный предприниматель стремится в равной степени удовлетворить как запросы общества, так и собственные интересы.

Формы социального предпринимательства

В разных странах существуют различные формы социального предпринимательства, имеющие собственные особенности и зависящие от доли коммерческой составляющей в их деятельности. Охарактеризуем основные из них.

Некоммерческие организации с коммерческими компонентами. Коммерческая активность может быть ориентирована на покрытие издержек при реализации некоммерческой социальной деятельности (коммерческая деятельность интегрирована в социальную) или направлена на получение дохода.

Социальные предприятия. Организации коммерческого типа, созданные в целях сокращения или смягчения масштабов социальных проблем, а также социальных благ. Для них характерны инновационная активность, финансовая дисциплина, решительность рыночной компании. В своей деятельности социальные предприятия для стимулирования общественной эволюции и создания общественного блага используют рыночный и предпринимательский подходы, стратегическое планирование, инновации, решительность и дисциплину. Предприятия создаются для организации социальных перемен вследствие разрешения социальных проблем и ликвидации провалов рынка. Особый акцент делается на общественном управлении и общественном характере создаваемых благ.

Социально-ответственный бизнес. Выполняет двойные цели: создание общественного блага и получение прибыли. Степень оказанного влияния на принятие решений рыночных стимулов, объемы затрачиваемых на социальные функции средств, могут сильно различаться. Такие организации могут включать в свою деятельность различные социальные компоненты и ради их реализации способны отказаться от прибыли. Иногда социально-ответственное предпринимательство может рассматриваться как социальное предприятие. Например, если является дочерней компанией некоммерческой организации, созданной для реализации целей материнской компании.

Корпоративная социальная ответственность. Это активность коммерческих предприятий, стремящихся к получению прибыли и, одновременно, участвующих в благотворительности. Такая деятельность может приносить прибыль, повышая капитализацию компании. «Стратегическая филантропия» способствует максимизации прибыли, достижению рыночных целей, решает задачи социального развития (спонсорство, волонтерство, запуск грантовых программ). Данная деятельность оказывает позитивное влияние на имидж предприятия, мотивирует персонал, способствует достижению бизнес-результата.

Виды социального предпринимательства

Основными видами функционирования социально бизнеса являются производство товаров и предоставление социально значимых работ и услуг. Например, производство социально значимых товаров - детские площадки и реабилитационное оборудование. Производство товаров общего пользования – продукты питания, одежда, мебель, народные промыслы и др.

Предоставление социально-значимых работ и услуг включает:

  • юридическое, социально-педагогическое, социально-психологическое консультирование;
  • обучение и повышение квалификации (прохождение курсов, семинары, тренинги, развитие творческих способностей);
  • медико-социальная помощь;
  • бытовые услуги (прачечные, парикмахерские, ремонт обуви, копировальные услуги и т.д.);
  • услуги в области культуры (художественное оформление, театральные спектакли и др.);
  • развитие экологического туризма;
  • трудоустройство безработных;
  • развитие сельскохозяйственной деятельности.

В настоящее время выделяют актуальны следующие направления социального предпринимательства:

  1. Помощь и поддержка граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (одиноких, малообеспеченных лиц, лиц, задолжавших банкам, потерявших работу, пенсионерам и т.д.).
  2. Экологический бизнес. Деятельность, направленная на улучшение экологической обстановки.
  3. Организация занятости для лиц с ограниченными физическими возможностями.
  4. Организация детского развития и досуга (организация детских мероприятий, создание обучающих групп, кружков и т.д.).
  5. Организация здорового и полезного досуга (уборка и озеленение территорий, оборудование детских и спортивных площадок, организация праздников, культурно-массовых мероприятий).
  6. Реабилитация граждан после психотравмирующих ситуаций.

В последнее время в России активно развивается социальное предпринимательство. Это направление не только помогает вовлекать в бизнес слабо защищённые социальные слои за счёт расширения границ платёжеспособного спроса, но и создаёт новые объекты экономической инфраструктуры. Однако развитие этого сегмента тормозится из-за отсутствия нормативного регулирования и недостатка информации о деятельности многочисленных энтузиастов.

Общий взгляд

В основном эксперты выделяют четыре признака социального предпринимательства. Во-первых, это социальное воздействие, то есть деятельность предприятия должна быть направлена на смягчение существующих социальных проблем. Во-вторых, ему должна быть присуща инновационность, то есть в своей работе предприятие должно применять новые уникальные методы работы. В-третьих, оно должно обладать признаками финансовой устойчивости, то есть решать социальные проблемы за счёт доходов, получаемых от собственной деятельности. Наконец, четвёртый признак – это масштабируемость, то есть возможность передать полученные навыки другим компаниям, рынкам и даже странам. За счёт такого предпринимательского подхода социальное предпринимательство серьёзно отличается от традиционной благотворительности, так как, помимо социального эффекта, направлено прежде всего на зарабатывание денег.

В России социальное предпринимательство не получило пока такого серьёзного развития, как за границей. «Социальное предпринимательство – недавно возникший сектор экономики, многое здесь дискуссионно: социальное предпринимательство пытаются отнести либо к коммерческой, либо к некоммерческой сфере. Мы же полагаем, что оно существует и развивается по своим собственным законам», – говорит cтратегический директор Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher Руслан Абдикеев. По его словам, социальным предпринимателем принято считать любого предпринимателя, имеющего оформленные обязательства регулярно осуществлять определённый набор социальных действий для решения общественно значимых задач.

В 1980-е гг. понятие «социальное предпринимательство» стало популярным благодаря Биллу Дрейтону, основателю компании

Ashoka, однако появилось оно ещё задолго до этого. В частности, в России социальное предпринимательство возникло ещё на рубеже XIX–XX вв. Примером такого предпринимательства можно назвать Дом трудолюбия, основанный отцом Иоанном Кронштадтским. Ставшие впоследствии невероятно популярными, такие дома выполняли, по сути, функцию биржи труда, на которой каждый нуждающийся мог найти себе работу. Однако по-настоящему популярным социальное предпринимательство стало только на рубеже XX–XXI вв. Неслучайно в 2006 г. за социальное предпринимательство впервые была присуждена Нобелевская премия мира: её получил основатель микрофинансовой организации Grameen Bank Мухаммад Юнус.

В России социальное предпринимательство возникло ещё на рубеже XIX–XX вв. Примером такого предпринимательства можно назвать Дом трудолюбия, основанный отцом Иоанном Кронштадтским.

По мнению экспертов, социальное предпринимательство повышает экономическую эффективность, так как вводит в оборот ресурсы, которые ранее в таком качестве не использовались. Причём это касается неиспользуемых не только материальных (отходы производства), но и человеческих ресурсов, например социально исключённых групп: бедняков, этнических диаспор и т.д. Исходя из этого, Коимбатур Прахалад сформулировал в своих работах один из подходов социального предпринимательства: если перестать рассматривать бедных как жертву или бремя, а увидеть в них предпринимателей и потребителей, то это открывает множество возможностей не только для них самих, но и для бизнеса. Таким образом, например, работая с бедными или обделёнными слоями населения, бизнес может не только получать прибыль, но расширять рынок и создавать огромное число новых потребителей. Для того чтобы это стало возможным, по мнению Прахалада, крупным фирмам следует сотрудничать с организациями гражданского общества и местной власти.

Основные сложности

На практике развитие социального предпринимательства в России оказалось не таким простым. Во-первых, по словам экспертов, наиболее востребованным социальное предпринимательство оказалось в странах третьего мира, страдавших от острых социальных проблем и одновременно сохранивших в запасе культуры неизжитые моральные ценности традиционного общества. Эти условия мало походили на условия России и тем более – развитых индустриальных стран Запада. Во-вторых, традиционные для социального предпринимательства НКО, с которыми предлагал сотрудничать, не получили в России популярного развития. В-третьих, в России практика корпоративной социальной ответственности слишком часто при ближайшем рассмотрении обнаруживала корыстные интересы бизнеса либо государственное давление. В-четвёртых, долго время не только бизнес, но и сами граждане не демонстрировали большой приверженности социальной солидарности. Несмотря на наличие серьёзных сложностей, в России социальное предпринимательство есть, и, более того, по инновационному потенциалу и социальным ориентирам оно ничуть не уступает западным аналогам. Однако основная разница определяется скорее масштабами деятельности предприятий, а главное – отличиями российской социальной и институциональной среды. К главным сложностям эксперты относят и проблемы, встречающиеся во многих странах, например застойную безработицу в среде этнических меньшинств, социальную исключённость инвалидов и т.д.

В 2006 г. за социальное предпринимательство впервые была присуждена Нобелевская премия мира: её получил основатель микрофинансовой организации Grameen Bank Мухаммад Юнус.

В целом в настоящий момент, по данным Агентства стратегических инициатив, сегодня в России социальным предпринимательством в России в том или ином виде занимается только около 1% компаний, для улучшения ситуации необходимо его увеличить хотя бы до 10%. «Необходимо открывать возможности и создавать условия для развития предпринимательства в отечественной социальной сфере. Это даст приток новых идей, технологий, повысит качество услуг, создаст сотни тысяч рабочих мест», – считает директор направления «Социальные проекты» АСИ Владимир Яблонский. В частности, Агентство стратегических инициатив ведёт работу в этом направлении: собирает лучшие социальные практики и помогает тиражированию их в другие регионы. В планах АСИ – работа по введению новых мер поддержки для социальных предпринимателей, в том числе упрощение процедур регистрации и ведения деятельности, внедрение современных механизмов финансирования, а также развитие институтов государственно-частного партнёрства в социальной сфере.

Ещё одно серьёзное препятствие для развития социального предпринимательства в России – это отсутствие нормативного регулирования. В настоящий момент единственный государственный документ, который даёт определение социальному предпринимательству, – это приказ №223 Минэкономразвития России. При этом социальное предпринимательство понимается в нём только как «предпринимательская деятельность, направленная на решение той или иной социальной проблемы». Она может идти как путём предоставления услуг категории лиц с ограниченными возможностями, так и путём обеспечения их занятости на предприятии. Правда, есть и другой критерий социального предпринимательства – в эту категорию попадают предприятия, которые поддерживают деятельность лиц с ограниченными возможностями по здоровью, причём количество таких сотрудников должно составлять не менее 50% от штата, а доля их доходов – не менее 20% от фонда оплаты труда. Однако полноценным такое определение назвать сложно.

Результаты работы

На сегодняшний день в России есть несколько крупных организаций, которые занимаются поддержкой социального предпринимательства. Так, долгое время основным фондом поддержки социального предпринимательства был фонд «Наше будущее» Вагита Алекперова. Эта организация ежегодно проводит Всероссийский конкурс социальных проектов, по результатам которого выдаёт долгосрочные беспроцентные займы, а также помогает начинающим предпринимателям, предлагая им услуги по подготовке бизнес-плана. В общей сложности фонд оказал поддержку 75 социальным предпринимателям на общую сумму более 150 млн руб. Конкурсы проектов по социальному предпринимательству в России проводит также благотворительный фонд Reach for Change, представительство которого открылось в России в декабре 2011 г., а также Межрегиональная общественная организация «Достижения молодых». Социальным предпринимательством последнее время занялись и другие представители крупного бизнеса. Например, компания Русал открыла в Красноярске первый в России Центр инноваций в социальной сфере. Деятельность центра направлена на вовлечение людей, обладающих предпринимательской активностью, а также руководителей малого и среднего бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций в решение социальных проблем регионов через реализацию социально-предпринимательских проектов. Как объяснил на церемонии открытия первый заместитель генерального директора РУСАЛа Владислав Соловьёв, «РУСАЛ заинтересован в повышении уровня социальной и деловой активности в регионах присутствия». «Развитие социального предпринимательства – это новое направление социальных инвестиций компании. Центры инноваций в социальной сфере должны стать опорными точками роста для решения важных социальных задач. Лучшие бизнес-проекты социальных предпринимателей получат поддержку компании и партнёров проекта», – заявил он. В ближайшее время на базе ЦИСС в Красноярске начнёт работать Школа социальных предпринимателей, в рамках которой представители бизнеса познакомятся с лучшим международным и российским опытом социального предпринимательства, обучатся бизнес-планированию, а также получат знания в области правовых и финансовых основ бизнеса. Новый проект вписывается в общую стратегию развития социального предпринимательства компании РУСАЛ. В частности, в 2010 г. эта компания объявила программу «Территория РУСАЛа», в рамках которой было реализовано 50 проектов с объёмом инвестиций 150 млн руб.

Другое направление работы – это развитие микрофинансирования. С 2002 г. в России также действует Российский микрофинансовый центр (РМЦ), который организует совместные проекты вместе с Творческой лабораторией «Грамин», Yunus Centre и Yunus Social Business. В 2011 г. вступил в силу Закон о микрофинансовой деятельности: был сформирован государственный реестр микрофинансовых организаций, в который входит уже несколько тысяч компаний. Этот сегмент рынка постоянно растёт. По оценкам НАУМИР и Некоммерческого партнёрства «Микрофинансирование и развитие» (НП «МиР»), в 2011 г. рынок микрофинансовых институтов (включая кредитные кооперативы) составил 33 млрд руб. Всего сейчас в России работает около 3 тыс. микрофинансовых компаний, при этом за 2012 г. рынок вырос на 1574 таких организации. Правда, за время ведения госреестра микрофинансовых организаций из него были исключены 114 компаний, хотя в общей сложности по количеству новых игроков в 2012 г. рынок увеличился почти на 63,5%. По сути, это один из самых быстрорастущих рынков в России. Совокупный портфель кредитов, выданных микрофинансовыми организациями, достиг 48 млрд руб., увеличившись в прошлом году на 30%, а в позапрошлом – на 25%.

Социальные проекты

Если посмотреть на конкретные проекты в области социального предпринимательства, то окажется, что им уже охвачены самые разнообразные отрасли. В 2012 г. победителем Всероссийского конкурса проектов «Социальный предприниматель – 2012», организованного фондом «Наше будущее», стала «Клиника восстановительного лечения ФТИ» из Астрахани. Эта клиника будет оказывать специализированную медицинскую помощь населению с заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата, гинекологическими заболеваниями и послеоперационным больным. До настоящего времени на территории Астраханской области не было ни одного реабилитационного центра или медицинского учреждения, специализирующегося на восстановительной медицине. Для 2% общей численности инвалидов, участников ВОВ с нарушением опорно-двигательного аппарата клиника будет оказывать услуги бесплатно. Таким образом, 350 человек получат высококачественную бесплатную консультативную, восстановительную и диагностическую медицинскую помощь. Другим победителем конкурса стал проект «Сельская аптека в Алешне», запущенный предпринимателем из Тульской области Еленой Костяновской. Основной целевой аудиторией аптеки будут люди из 11 деревень, расположенных в радиусе 35 км. До этого времени здесь, в муниципальном образовании Фёдоровское Ленинского района Тульской области, не было ни одной аптеки, и, для того чтобы закупить необходимые лекарства, людям приходилось отправляться в Тулу. Благодаря проекту Елены Костяновской покупка медикаментов станет гораздо проще для 4,6 тыс. человек. Другой победитель – московский салон-парикмахерская, где работают в основном инвалиды по слуху. В рамках предприятия планируется организовать плотное сотрудничество с школами-интернатами для детей с нарушением слуха и бесплатное обучение мастерству учеников-инвалидов по слуху.

Подобные проекты есть и в других регионах. Например, в Санкт-Петербурге работает благотворительный фонд «Надежда», выпускающий реабилитационное оборудование для пожилых, инвалидов, людей, перенесших серьёзную травму. Компания также открыла платный пункт проката, обеспечивающий реабилитационным оборудованием на время сбора справок. В свою очередь, московская компания «Доспехи» занимается производством ортопедической системы, позволяющей людям с травмой или заболеваниями позвоночника, приведшими к параличу ног, самостоятельно передвигаться. Социально ориентированные проекты есть даже в области телекоммуникаций. Так, компания «Смарт Телеком» вместе с Лабораторией социальных инноваций Cloudwatcher запустила туристическую сим-карту «ДоброSIM», которая предоставляет абонентам мобильной связи пакет сервисов и скидок, а также позволяет участвовать в благотворительных проектах. Каждый раз пополняя счет, абонент перечисляет 5% на поддержку работы социальной биржи «Взаимопомощь». Ещё более интересная идея Лаборатории Cloudwatcher – это проект «Перевод», который помогает профессиональным переводчикам-инвалидам получить заказы от коммерческих компаний.

Несмотря на наличие серьёзных примеров, для дальнейшего развития социального предпринимательства, по мнению экспертов, необходимо разработать отдельный закон о социальном предпринимательстве, а также доработать и расширить законодательные акты, в частности закон о НКО, и дополнить его более подробным описанием деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Проект такого законопроекта уже есть, в частности в нём предлагается прописать субъекты социального предпринимательства, включая коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, обозначить требования и ограничения для такого рода деятельности, а также установить налоговые льготы, на которые могут рассчитывать такие энтузиасты. Более того, следующим шагом могло бы стать создание отдельных корпоративных форм или типов компаний для субъектов социального предпринимательства. Впрочем, пока до этого дело не дошло, хотя, согласно недавнему докладу директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Натальи Ларионовой, министерство будет поддерживать социальных предпринимателей и в 2013 г., но каким образом, пока доподлинно неизвестно.

Все, что ты сделаешь – вернется во стократ, а особенно добро. Те, кто живет по этому закону, стараются делиться полученными благами, ресурсами, возможностями. Поэтому не столь давно в сфере бизнеса случилось массовое озарение – можно не просто помогать людям в трудных ситуациях, но и зарабатывать на этом деньги. Как говорится, и вам хорошо, и нам неплохо.

Тем, кто впервые столкнулся с этим понятием, может показаться, что речь идет о зарабатывании на чужой беде. Но это не так: социально ориентированное предпринимательство имеет в первую очередь благотворительный оттенок, и уже во вторую – приносит доход .

Суть социального предпринимательства заключается в независимости благотворителя от чужой доброты, его самостоятельности и возможности заниматься гуманитарной деятельностью, имея под ногами собственную финансовую базу.

Что такое социальное предпринимательство?

Социальное предпринимательство - это разновидность бизнеса, где главной идеей является решение социальных проблем, помощь людям. В отличие от чистой благотворительности здесь важна идея самоокупаемости и прибыльности проекта. Исследователи выделяют несколько признаков социального бизнеса, позволяющего называть его таковым:

  • социальная направленность (разрешение или облегчение проблем людей);
  • новизна подхода (поскольку старые способы, обычно предлагаемые государством, не работают, то нужно искать новые решения);
  • тиражируемость (возможность передавать опыт другим предпринимателям страны и даже всего мира);
  • самоокупаемость (возможность работать без спонсорской помощи);
  • прибыльность (чтобы бизнес мог развиваться, а его владелец – кушать, проект должен приносить деньги).

Это понятие появилось не так давно и активно используется в мире всего три десятка лет, но его зачатки можно отследить в глубине веков. В разных странах периодически появлялись филантропы, вносившие в благотворительность элементы бизнеса и наоборот. Так, можно вспомнить Флоренс Найтингейл, основавшую в ХІХ веке на британском острове школу медсестер и разработавшую новые стандарты их работы.

Социальное предпринимательство в России начало «проклевываться» на рубеже XIX и XXвеков, но затем случилась революция и его развитие приостановилось в ожидании лучшего времени. В последние десятилетия социальный бизнес все больше набирает обороты, а в последний год он стал особенно популярным. Можно сказать, что в предпринимательской среде он сейчас переживает настоящий бум.

Виды социального предпринимательства

Можно выделить такие виды социального предпринимательства по целевой направленности:

  • улучшение экологической обстановки;
  • помощь людям, переживающим трудные времена;
  • занятость инвалидов;
  • полезный досуг;
  • детское развитие;
  • реабилитация после психологических и физических травм.

Идеи для социального предпринимательства

Существует огромное количество идей для социального предпринимательства, и некоторые из них довольно неожиданные. Эта ниша настолько нова, что позволяет бесконечно экспериментировать. Главное, не заигрываться и не забывать о ключевой составляющей – пользе для людей. Здесь мы рассмотрим наиболее распространенные и уже опробованные в деле идеи.

  • Экологическая упаковка. Для того, чтобы разложился обычный полиэтиленовый пакет, требуется до двух сотен лет. А вспомните, сколько пакетов из-под кефира, сока, замороженных овощей и колбасы мы ежедневно относим в мусорном (опять же) пакете! Все эти пакетные горы будут украшать нашу планету десятилетиями, если мы не остановимся. Так же подумали и производители экоупаковки, решив использовать принципиально иные материалы для этой цели. В принципе, ничего нового – большинство экологичной упаковки состоит из бумаги и картона. Они разлагаются всего за два года – не в пример быстрее, чем полиэтилен. Пока что далеко не все продукты научились запаковывать экологично – например, замена пластиковым бутылкам еще не найдена. Тем не менее, это прорыв.
  • Вторичная переработка пластика. Человечество ежегодно потребляет огромное количество пластиковых изделий – пакетов, бутылок, банок, пленок, ящиков и т.д. Это проблема касается не только загрязнения окружающей среды, но и тотального расхода ресурсов. Ведь пока мы выбрасываем тонны бутылок на свалку, предприятия используют столько же материала для производства новых. Так почему бы не убить двух зайцев разом? Из пластикового мусора можно делать новую упаковку, ворс для щеток, стройматериалы и еще много чего.
  • Сельский туризм. Это развлечение сегодня довольно популярно среди жителей мегаполисов. Многие горожане уже забыли, как выглядит обычная корова и на каких деревьях растет картошка. Для них выезд в глухую деревеньку – это целое приключение. Они даже готовы платить за то, чтобы помочь сельской бабушке копать огород, доить коз и собирать яйца в курятнике. Свежий воздух и трудотерапия благотворно влияют на психику, заодно такой туризм способствует развитию сел, где он распространен.
  • Развивающие компьютерные игры для детей. Дети любят играть на различных гаджетах, да и сфера разработки игр довольно прибыльна. Так почему же не совместить приятное с полезным? В форме игры можно изучать языки и школьные предметы, осваивать десятипальцевый набор. С помощью компьютерных игр также можно проводить социальное обучение, моделируя поведение персонажей так, чтобы дети приобретали полезные навыки взаимодействия с обществом.
  • Детский развивающий центр или садик. Еще один вид социального бизнеса, помогающий деткам развивать свои способности. Кстати, такой центр можно совмещать с частным детским садом, тем самым помогая родителям высвобождать время для работы. Далеко не все могут вовремя устроить ребенка в сад из-за больших очередей, да и качество ухода за детьми там не ахти. Частный сад на 10-15 детей во многих случаях предпочтительнее – воспитателям проще уследить за меньшим количеством малышни, такие сады лучше оборудованы, к персоналу предъявляются более высокие требования, а программа развития всегда идет в ногу со временем. Правда, и оплата там больше, но оно того стоит.
  • Клуб здорового образа жизни. Многие люди мечтают стать стройными, красивыми, начать правильно питаться, бегать по утрам и ходить в походы летом. Но делать это в одиночку – скучно. Так почему же не создать организацию, в которой участников за определенные деньги будут объединять в группы, консультировать, мотивировать, проводить занятия?
  • Краудфандинг (коллективное финансирование проектов). В интернете можно найти платформы, где осуществляется финансирование бизнеса по принципу «с мира по нитке». Желающие воплотить свою идею представляют ее на страничке, а те, кто заинтересовался – кладут на счет столько, сколько могут себе позволить. Так поднимаются на ноги хорошие и полезные стартапы. Примечательно, что большинство из них касается культуры, искусства, журналистики, кинематографа и того же социального предпринимательства.
  • Обучение, переквалификация и трудоустройство людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Под это понятие подпадает много категорий наших сограждан – люди, недавно вышедшие из тюрем, матери-одиночки, женщины, пережившие домашнее насилие, те, кто проходит процесс реабилитации после избавления от наркотической и алкогольной зависимости, инвалиды. Им трудно найти работу. Для них можно открыть курсы обучения несложным профессиям и открыть фирму, куда набираются исключительно люди с трудной судьбой. Плюсы для предпринимателя? Те, кто получил второй шанс, в большинстве своем исполнительны и старательны, крепко держатся за рабочее место и при этом не требуют большой зарплаты.
  • Клуб знакомств для одиноких людей.После 30 лет уже труднее заводить знакомства и влюбляться. А ведь каждому хочется тепла и любви независимо от возраста – и в 40, и в 70. Поэтому любая организация, помогающая представителям старшего поколения найти друг друга, будет иметь спрос. Это может быть и агентство поиска второй половинки, и клуб по интересам, и «быстрые свидания», и танцы для тех, кому немножечко за 20.

Как видите, делать добро можно с пользой для себя. Приятно, что социальной составляющей в предпринимательстве становится все больше, в течение филантропии вливается множество бизнесменов. Даже «обычные» фирмы не остаются в стороне – одни жертвуют часть дохода на благотворительность, другие делают скидки на свою продукцию для бедных слоев населения, третьи проводят благотворительные акции. Хорошо, когда популярны добрые дела: это как раз тот случай, когда быть модным - нужно и даже необходимо.

18.07.2017

Какая-то часть высказанных идей может показаться неактуальной для России, но, во-первых, всегда интересно и полезно знать, чем живут коллеги в других странах, во-вторых, даже странная идея может дать толчок для рождения новых идей и эффективных проектов.

1. Социальный супермаркет

Идея состоит в том, чтобы организовать универсальный продуктовый магазин, в котором продукты продавались бы с максимальной скидкой. Такой супермаркет дал бы возможность нуждающимся снизить повседневные расходы на еду и улучшить структуру своего питания.

2. Выучился? Отдай учебник другому!

Многие студенты покупают необходимые учебники за свой счет. После окончания семестра эти книги, как правило, им уже не нужны. Попробуйте организовать бесплатный сбор таких учебников в различных вузах для последующей перепродажи в специальном магазине нуждающимся студентам. Стоимость подержанных учебников предлагается установить на таком уровне, чтобы продажи покрывали расходы по сбору книг и содержанию магазина. Кроме того, для реализации проекта вам потребуются помощники – вы можете нанять студентов, обеспечив их таким образом подработкой.

3. Онлайн-лавка


Еще одна любопытная идея – организовать онлайн-магазин по продаже сделанных вручную сувениров, поделок, ковриков, одежды и других вещей. Такая Интернет-платформа дала бы многим талантливым надомникам возможность наладить каналы сбыта, получать стабильный доход и осваивать роль предпринимателя.

4. Честное микрофинансирование

Конечно, финансовые рынки России и зарубежныхстран во многом отличаются, и само словосочетание «микрозаймы» в нашей стране стяжало, увы, сомнительную репутацию. Однако у предпринимтеля на ниве финансов всегда есть выбор: быть ли добросовестным и социально ответственным кредитором. Суть идеи – в том, чтобы организовать специальную Интернет-платформу, через которую любой желающий мог бы одалживать (под небольшой процент) деньги для предпринимательских стартапов. Нечто вроде краудфандинговой платформы – только в меньшем масштабе. Вы как держатель ресурса могли бы брать небольшую комиссию для его поддержания.

5. Социальная кулинария


Если вы любите и умеете готовить, то этот бизнес – для вас. Попробуйте организовать нечто вроде общественной столовой или кафе, в которой могли бы питаться нуждающиеся или бездомные люди. Снизить издержки можно за счет участия волонтеров и нулевой арендной платы (если вам удастся найти такое помещение).

6. Печи, которые не коптят

В развивающихся странах, где готовят преимущественно на открытом огне, большинство домохозяек из-за постоянно вдыхаемого дыма страдает теми или иными сердечно-легочными заболеваниями. Идея (надо сказать, уже реализованная в ряде стран) состоит в том, чтобы наладить производство недорогих, но безопасных и эффективных (с точки зрения КПД) дровяных печей. Людям с нормальным достатком их можно продавать по обычной цене, субсидируя за счет получаемой прибыли более низкие социальные цены для нуждающихся. От себя добавим, что в России на открытом огне готовят чаще всего шашлыки и проблема, конечно же, не стоит так остро. Но! В странах Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) многие действительно готовят еду на простых уличных печках. Поэтому идея вполне применима у наших ближайших соседей.

7. Инновационные информационные носители

В ряде развивающихся стран все еще актуальна проблема неграмотности, в связи с чем очень сложно доносить до широких слоев населения важную информацию (например, о борьбе с инфекциями, по основам гигиены и т.д.). Как вариант – организовать производство (и продажу по низким ценам), скажем, детских одеял, на которых – в доступной форме, в виде рисунков нанесены инструкции по правильному уходу за детьми или другая важная информация. Наверняка, эту идею можно как-то приспособить и в России. Например, выпускать футболки с какими-то полезными рекомендациями для подростков.

8. Альтернативная энергия


Во многих странах электроэнергия – дорога и недоступна бедным слоям населения. Как насчет того, чтобы наладить альтернативное производство электроэнергии по низким ценам? Например, из навоза, отходов сельскохозяйственного производства и других био-разлагаемых материалов. Производимым таким образом электричеством можно было бы снабжать, например, больницы и школы. То есть речь идет об альтернативной энергетике в небольших масштабах.

9. Социальные гаджеты

Авторы статьи предлагают разработать и производить «дружелюбные пользователю» электронные гаджеты, как написано в оригинале, из «безконфликтных» материалов. Очевидно, речь идет о материалах, произведенных без ущерба для окружающей среды и без эксплуатации дешевого (полу-рабского) труда людей из развивающихся стран. К тому же, авторы предлагают установить на них цены ниже рыночных. Для России идея – довольно смелая, но почему бы не попробовать?

10. Индустрия красоты на благо социума

Вот это, по мнению авторов статьи, дословно - «крутая» идея. Заключается она в том, чтобы убедить производителей косметики поставлять вам продукцию по оптовым ценам, а вы будете ее продавать через Интернет-магазин, направляя прибыль на решение каких-то социальных проблем. Кстати, у нас уже действуют проекты, связаные с социальной косметикой.

11. Цифровой рынок


Создайте виртуальный онлайн-рынок, на котором продавцы могут покупать продукты и товары напрямую у производителей, избегая посреднических цепочек, которые «накручивают» конечную цену. Идея – в том, чтобы обеспечить доступ рядовых покупателей к жизненно важным продуктам и товарам по оптимальным, социальным ценам.

12. Доступный спорт

Идея – в том, чтобы найти (либо производить самим) недорогое спортивное оборудование – как альтернативу дорогостоящему членству в фитнес-клубах. Это помогло бы многим людям приобщиться к здоровому образу жизни.

13. Образовательная туристическая компания

Авторы статьи предлагают создать нечто вроде виртуального просветительского клуба путешественников, в котором люди смогли бы делиться своими впечатлениями и рекомендациями по посещению других регионов и стран и организации путешествий. При этом членство в таком клубе может быть платным (за символическую цену). На наш взгляд, для Рунета идея несколько запоздавшая, поскольку в сети немало абсолютно бесплатных аналогичных сайтов. Но, возможно, в Индии (откуда, предположительно, происходят авторы данной статьи) ощущается недостаток информации о других регионах страны. Кстати, в каком-то смысле это актуально и для России, ведь свою страну, будем честны, мы знаем не очень. Поэтому, может быть, эта идея поможет придумать что-то похожее для русскоязычного Интернета.

14. Микро-пожертвования или «легкая» благотворительность


Фактически, речь идет о некой «десятине» на торговые операции. Насколько бизнес готов к столь крупным пожертвованиям – вопрос, но в предложении, безусловно, есть здравая идея. Заключается она в том, чтобы договориться с коммерческими предприятиями не о разовых (пусть и крупных) пожертвованиях, а о том, что они будут отчислять на оговоренные цели какую-то (пусть и малую) часть от любого дохода. Смысл подобного партнерства в том, что вы получаете от каждого бизнеса пусть и малый, но постоянный денежный ручеек, соединив которые, вы можете обеспечить постоянное и предсказуемое финансирование некоего благотворительного или социального проекта. Впрочем, данная идея, скорее, относится к сфере благотворительности. Но пусть будет.

Новый вид малого бизнеса, не направленный только на получение прибыли, — социальный бизнес. Однако и этот вид бизнеса даёт прибыль, как это не парадоксально звучит. И прибыль эта не традиционная, а создаётся путём решения проблем социального характера через оказание помощи обществу в вопросах более эффективного функционирования.

Социальный бизнес – ответственность

На сегодняшний день интерес к социальному бизнесу в кругах малых предпринимателей возрос в разы. Но большинство бизнесменов пока по-прежнему считают, что эта деятельность направлена только на тех граждан, которые вынужденно пользуются социальными льготами и не могут себе позволить приобретение качественных товаров и услуг.

Социальный бизнес – это ниша между благотворительной деятельностью и предпринимательством, целью которого является получение максимальной прибыли.

В понимание принципов построения бизнеса внёс корректировки затянувшийся кризис. Сейчас немало тех, кто ещё вчера брал кредит и был уверен в своих силах, сегодня стал всячески избегать возврата долга банкам.

Кредит означает доверие. В данном случае это доверительные отношения между банком и заёмщиком. Но доверительные отношения и предварительные договорённости об условиях возврата долга вдруг оказались невыполнимы. Таким образом, под угрозой оказался и весь банковский бизнес.

В такой ситуации интерес банков начинает смещаться в сторону тех клиентов, для которых важен, прежде всего, этический принцип ведения бизнеса. Именно такие клиенты и становятся целевой аудиторией для кредитования.

Нынешняя ситуация заставляет развивать бизнес-проекты, которые ставят своей целью не сиюминутную финансовую прибыль, а ответственность в решении вопросов социального характера.

Сельскохозяйственный социальный бизнес-проект

В недавнем советском прошлом было нормой, когда председатели коллективных хозяйств создавали условия для привлечения к работе на своём предприятии молодых специалистов.

Для этого строились дома, развивалась инфраструктура на селе. С развалом СССР такая практика осталась в прошлом. Но на сегодняшний день в России уже появились предприниматели, которые приобретают земли сельскохозяйственного назначения, спецтехнику и технологии, а затем привлекают для работы представителей незащищённых слоёв населения.

Это дети из малообеспеченных семей, бывшие заключённые, которых большинство предприятий и организаций не желают принимать на работу.

А социально ориентированные бизнесмены создают благоприятные условия для такой категории граждан.

Таким же образом организовывают свой малый бизнес предприниматели в депрессивных регионах России, откуда молодые люди вынуждены уезжать в поисках заработка и благоприятных условий для жизни.

Какой социальный бизнес-проект выбрать

Семейный бизнес
Этот вид бизнеса помогает в вопросах занятости многодетным мамам, мамам, воспитывающим самостоятельно детей. Часто для таких женщин просто не представляется возможным трудоустроиться на хорошо оплачиваемую работу с жёстким рабочим графиком.

Преимущества семейного социального бизнеса в том, что принимать активное участие в его развитии могут все члены семьи.

Примером бизнеса для многодетных мам служит небольшое успешное предприятие по производству сувениров и игрушек из войлока. На этом предприятии трудятся не только многодетные мамы, но и мамы-одиночки, а продукция пользуется большим спросом.

Бизнес для инвалидов
Одним из примеров социально направленного бизнеса для инвалидов может служить массажный кабинет в одном из южных регионов России, где работают незрячие и слабовидящие массажисты с медицинским образованием. Кстати, подготовкой специалистов с ослабленным зрением занимается кисловодский медицинский колледж.

Социальный туризм
В России немалая часть населения, которая не может себе позволить отправиться в туристическую поездку. Поэтому в государственных структурах задумались о финансировании бизнесменов, готовых заняться туристическим бизнесом для пенсионеров, малообеспеченных семей, студентов и людей с ограниченными возможностями.

Рассматривается в первую очередь внутрироссийский туризм. Это позволит развить инфраструктуру многих городов и регионов России. Конкуренция в этой сфере пока минимальная.

Бизнес на благо общества
Инфраструктура в большинстве российских городов и регионов практически отсутствует. Это отличная возможность занять нишу. Уже существуют прибыльные проекты по благоустройству территорий, переработке мусора, организации прачечных эконом-класса, молодёжного досуга, создание кафе с развлекательными центрами.

Как начать социальный бизнес

Социальное предпринимательство появилось в Европе и США около 30 лет назад. В Великобритании более 70 % предпринимателей считают свой бизнес социально направленным.

В этой европейской стране такой вид бизнеса составляет 2% ВВП.

В России сегодня тоже существует и успешно развивается немало социальных бизнес-проектов.

Социальный бизнес даёт возможность получать прибыль и не останавливать деятельность после того, как деньги закончились, как это происходит в благотворительных организациях. Социальное предпринимательство позволяет человеку независимо ни от кого решать свои проблемы и не полагаться на ожидание того, что кто-то даст все блага безвозмездно.

Для того чтобы начать социальный бизнес, предприниматели получают заем, который необходимо возвращать. Это тоже отличает социальное предпринимательство от благотворительности.

На основании зарубежного опыта разработаны достаточно чёткие критерии определения социального бизнеса.

а) Он должен решать социальную проблему, важность которой необходимо обосновать для получения финансирования.

б) Самоокупаемость. Доказательством служит продуманный бизнес-план. Для того чтобы научить тонкостям его написания, специальными службами привлекаются эксперты-профессионалы и бизнес-тренеры. Они же и дают заключение о рентабельности социального проекта и его актуальности. Результатом бизнеса должна стать финансовая устойчивость проекта.

в) Социальный проект должен быть применим в различных регионах России.

Школы социального бизнеса

В условиях мирового финансового кризиса и растущей безработицы, особенно среди молодёжи, во всех странах мира интерес к социальному бизнесу возрастает.

В связи с этим в г. Лександ (Швеция) регулярно проходит глобальный саммит, в котором принимает участие Международная организация труда. На саммите представляются и обсуждаются социальные проекты, целью которых является создание рабочих мест, способствующих организации и развитию предпринимательства среди молодёжи.

Во всём мире немало людей, которые способны к предпринимательской деятельности. Однако по разным причинам не все они имеют достаточно знаний для организации бизнеса. Помогают им освоить азы предпринимательства специально разработанные программы, в которых предусмотрено обучение теории бизнеса, бухгалтерскому учёту, составлению отчётности по налогообложению. Но приоритет отдаётся освоению практических навыков.

Например, одна крупная энергетическая компания совместно с банком организовала обучение желающих начать свой бизнес. По окончании курсов слушатели представляют на суд экспертов свои бизнес-планы, а специалисты выбирают среди них самые перспективные и финансируют их.

Другой пример – Бразилия . Здесь отсутствуют государственные учебные заведения, где бы готовили профессиональных поваров. Обучение этой профессии только платное и очень дорогое.

Один из шеф-поваров решил реализовать свой социальный бизнес-проект по обучению молодёжи и домохозяек предпринимательской деятельности в сфере питания.

По окончании школы поваров молодые люди трудоустраиваются на работу в кафе и рестораны, а домохозяйки получают возможность взять кредит и организовать своё дело.

Предпочтение отдаётся кейтеринговым или выездным услугам поваров. Проект оказался не только успешным, но и тиражируемым для других стран.

Перспективы социального бизнеса

Социальный бизнес – это не только прибыльный, но и самоокупаемый бизнес. К тому же немало успешных социальных бизнесменов со временем начинают предоставлять возможность воспользоваться плодами своих наработок за определённую плату тем, кто может себе это позволить.

На сегодняшний день в России начинают появляться предприниматели, целью которых является ни получение сумасшедшей прибыли, а социальная направленность бизнеса.

Такие бизнесмены убеждены, что главное – дать возможность людям работать, зарабатывать и жить достойно.

В европейских странах быть обладателем социального бизнеса престижно. Постепенно эта тенденция начинает набирать обороты и в нашей стране.