Что такое честь и достоинства человека. Определение: что такое честь и достоинство человека

Категории Честь и Достоинство отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Близкие по значению, они, однако, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть внешнее общественное признание поступков человека , его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство – это, во-первых, внутренняя уверенность в собственной ценности , чувство самоуважения, проявляющаяся в сопротивлении любым попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость. И, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему в соответствии с оценкой, которую получают качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Понятие достоинства более универсально, оно подчеркивает значимость личности как представителя человеческого рода. Чувство чести вызывает желание возвыситься в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми.

Понятия чести и достоинства имеют свои исторические корни. Они наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

Чувство чести возникает в тех общественных укладах, где существуют строго фиксированные социальные различия , и общество напрямую заинтересовано в их сохранении. В архаической культуре «чужой» оценивался заведомо отрицательно, принадлежность же к «своим» давала человеку право добиваться высокого статуса в среде соплеменников. Не равенство, а иерархия считалась основным принципом организации человеческого общества, поэтому в древнем мире доминирующим оказывается понятие чести как возвышение в «своей» среде. Чем более жесткие формы имеет ранговая структура общества, чем выше и прочнее барьеры, отделяющие одно сословие или слой от другого, тем большую роль в его нравах играет честь. Своего максимального расцвета честь достигает в феодализме . Самыми характерными культурно-историческими феноменами чести можно считать рыцарство в западноевропейском Средневековье, русское дворянство, сословие самураев в Японии и т. п. В полных своих формах честь включает в себя посвящение и другие символические процедуры.

Понятие гражданского достоинства зарождается в античную эпоху , сопровождавшуюся образованием государств. Однако оно не связывается с индивидуальной самобытностью личности. Ценность человека определяется исключительно его принадлежностью к государству. Причем понятие достоинства относилось только к свободным гражданам. Раб не считался человеком и поэтому не имел ни человеческого, ни гражданского достоинства.

Новое время , сохраняя социальный смысл чести и достоинства, наполняет их, в отличие от Средневековья, личностным содержанием: все больше в их основу кладется не социальный статус, а индивидуальное самосознание личности, приводящее к появлению и развитию чувства собственного достоинства и чести. Идея равенства людей от природы стала основой представлений о том, что любой человек, в силу принадлежности к человеческому роду, обладает неким абстрактным достоинством человека как такового. Достоинство понимается как неотъемлемый атрибут человека, не требующий дополнительного признания со стороны общества. Подобное представление о достоинстве закрепляется в концепции прав человека , принадлежащих каждому независимо от его расы, пола, возраста, социального положения.

Новое и Новейшее время все больше связывает понятия Чести и Достоинства с успехом: материальным достатком, престижем, положением в обществе, властью. Одним из сильнейших стимулов стремления к власти, продвижения по социальной лестнице, достижения успеха становится честолюбие .

После победы Октябрьской революции на долгие годы становится нормой двойная мораль по отношению к чести и достоинству. С одной стороны, провозглашается всеобщее равенство, устраняющее зависимость достоинства граждан от их происхождения, материального или служебного положения. С другой стороны, формально понимаемое отношение к труду как «делу чести, славы, доблести и геройства» возвело на пьедестал не только действительно заслуженных людей, но и тех, чье достоинство заключалось лишь в принадлежности к Компартии. Появляется так называемая «номенклатура» - особый класс должностных лиц, которые требуют для себя все возможные почести и привилегии не по личным заслугам, а по занимаемым должностям.

Итак, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу. Однако между ними существуют различия, которые представляют большой интерес для этического анализа.

Честь и Достоинство категории комплементарные, т. е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга . Так, если честь – это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство – объективная ценность личности, которая может и не сопровождаться признанием или осознанием.

Если право на достоинство человек обретает с момента появления на свет, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Разные обстоятельства и сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. Поэтому можно говорить о профессиональной, семейной, фамильной чести.

Кроме различий, между честью и достоинством существует определенная связь и сложная взаимная согласованность. Потребность в чести, т. е. в признании, уважении, авторитете, обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый может быть в то же время очень скромным.

Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.

При адекватной (соответствующей) самооценке наблюдается гармоничное сочетание чести и достоинства. При высокой адекватной самооценке человек, сознающий свои достоинства, правомерно ждет от общества соответствующей оценки – чести. При низкой адекватной самооценке человек не испытывает разочарования из-за несбывшихся надежд.

Если же самооценка неадекватна , то при заниженной самооценке у человека обычно развивается комплекс неполноценности и ориентация на незаметное место в жизни. В случае завышенной самооценки развивается претенциозность – ожидание и требование особого уважения и почета без всяких на то основания.

Корреляция чести и достоинства осложняется еще и тем, что они могут быть относительно независимыми друг от друга. Это может проявляться, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к утрате достоинства. Именно сохранение собственного достоинства часто помогало и заставляло человека заботиться о возвращении утраченной чести: доказательством своей невиновности или, как в XIX веке, дуэлью.

Многие задаются вопросами о том, что такое честь. Что есть достоинство? И неспроста, ибо существует огромное количество ответов на эти трудные вопросы. В настоящей статье мы постараемся не только ответить на них, но и рассмотреть несколько моделей морали, где добро и зло не абсолютны, а иногда и меняются местами между собой.

Идеал человека

К сожалению, нельзя дать общего определения чести и достоинства, потому что все зависит от той системы ценностей, которой придерживается человек. У каждого есть определенный моральный идеал человека. У каждого он свой: для кого-то это его отец или дядя, а для кого-то Сократ или М. Ганди. И соответственно, каждый человек по-своему отвечает на вопрос, что такое честь и достоинство. Происходит это так: человек оценивает свою близость к собственному моральному идеалу и делает вывод о собственной нравственности или безнравственности.

Но, даже не давая точного определения, можно сказать, что достоинство - это внутренний параметр личности, а честь - это, скорее, то, как оценивает человека общество и считает его либо честным, либо бесчестным (совестливым или бессовестным).

Христианская мораль

Какой бы идеал ни выбрал рядовой человек, он все равно, скорее всего, будет в пределах христианских заповедей, если он - атеист, то он все равно подчиняется постулататам Моисея, но только последним пяти (те, которые начинаются с «не убий»). Так как вся наша цивилизация имеет христианскую основу.

Иисус позже гуманизировал некоторые заветы Моисея, но моральный императив в них остался все тем же. Безразлично, верует ли человек в Бога или нет, но он считает дурным убивать (и даже причинять психическую или физическую боль), изменять жене, воровать, клеветать и завидовать.

Кто-то скажет, но ведь все, так или иначе, подвержены этим грехам. Истинно так, но никто и не говорит, что люди безгрешны. Сам-то человек, если он достаточно честен с собой, всегда может ответить, насколько он достоин своего собственного идеала.

А теперь короче: каждый раз, когда у кого-то спрашивают, что такое честь человека, он отвечает и дает примерное определение этого явления, ориентируясь на заповеди, которые всем хорошо известны. Как кажется, это просто и понятно. Теперь настало время перейти к случаям практическим.

Врачи

Для наших примеров мы специально выбрали «бюджетников» (учителей и врачей), так как в их работе наглядно видно, как относительно, например, понятие, что такое честь. И это не всегда плохо, все прояснится, когда мы перейдем к конкретным примерам.

Врачи и проблема эвтаназии. Это очень модная тема сейчас и не только среди докторов, но и в кругу философов или психологов. Много копий сломано в дискуссиях на тему: «Морально ли лишать человека жизни даже при условии, что его мучают постоянные и нестерпимые боли». Соответственно, врач, принимающий одну или другую сторону, будет восприниматься своими коллегами и оцениваться ими совершенно полярно в зависимости от занимаемой доктором позиции в этом трудном, но важном вопросе, а достоинство как внутреннее определение себя может и не страдать при этом. Как видно из этого рассуждения, ответы на вопрос, что такое честь и достоинство человека, могут быть различны.

Учителя

Учителя и проблема психологического насилия над учеником. Может быть, кто-то не знает, поэтому изрядно удивится, но воспитание уже есть насилие над человеком, усмирение его природных склонностей ради прививания любви к познанию или даже ради принятия им обыкновенных культурных норм того общества, в котором он живет.

Поэтому перед учителем каждый раз, когда он работает с «новым материалом», стоит почти сложноразрешимая задача: как возбудить в человеке страсть к познанию и при этом не исковеркать его личный, внутренний мир. К сожалению, в обучении, как в геологии, есть только две силы: давление и время. Но трудность в том, что нужно точно знать соотношение времени и давления между собой, чтобы получить максимальный результат за оптимальное время.

И опять же в зависимости от методики учителя могут назвать человеком без чести и совести, а его внутреннее моральное суждение о себе и своих поступках может быть вполне однозначным. Педагогика, конечно, не медицина, но в ней тоже ценится результат, но еще люди смотрят на то, сильно ли исковеркана личность ученика. Медицина работает с человеком все-таки как с объектом, но педагогика не может позволить себе такой «роскоши», здесь о человеке надо думать как о существе с живой душой.

Случай Марти Макфлая

Теперь мы обратимся к материалу менее серьезному и более близкому для широкого круга читателей: к кино.

В 1985 году вышел первый фильм культовой трилогии Роберта Земекиса «Назад в будущее». Там есть два главных героя: Марти Макфлай и Эмметт «Док» Браун. У Марти очень серьезная проблема, которая не дает ему спокойно жить: он постоянно думает о том, как оценят его другие, он все время находится под взглядом «Большого брата», именуемого обществом. Как мы помним, М.Макфлай до смерти боялся, что его посчитают трусом. В итоге только в последней части трилогии Марти понял относительность определения, что такое честь и бесчестие, ибо чуть не поплатился за свою показную удаль жизнью. Героя фильма озарило: «Лучше быть живым трусом, чем мертвым героем».

Правда, последний афоризм не стоит трактовать буквально, чтобы понять все в точности, нужно посмотреть фильм. Но для тех, у кого нет на это времени или желания, мы попытаемся объяснить.

«Честь и бесчестие» - это категории, которым общество оценивает человека, а значит другие люди смогут запросто, используя эти понятия, спровоцировать «героя» на те действия, которые нужны именно им. Поэтому, помня об этой опасности, иногда лучше отдать титул «храбреца» и прослыть трусом, но сохранить самоуважение и жизнь.

Если бы читатель спросил Марти, что такое честь и достоинство, парень не растерялся бы и нашел, что ответить. Ну а мы двигаемся дальше и переходим к следующему культовому персонажу другой, теперь уже гангстерской трилогии.

Этика крестного отца

Как Вито, так и Майкла Корлеоне сложно назвать гуманистами. И тем не менее, несмотря на то что они нарушают главный христианский запрет («не убий»), их нельзя назвать безнравственными людьми. В их среде действует очень жесткий моральный кодекс. Крестный отец не отдает приказы убить без причины, он расправляется только с врагами семьи и предателями. При этом глава мафии нежно привязан к своей семье, заботится о детях.

Тираны и криминальный мир

Читатели могут возразить и сказать: «Да-да, знаем-знаем, все тираны очень любили детишек». Это правда, деспоты питали нежные чувства к детям, но велика вероятность, что это было лишь на публике и для нее. Крестный же отец искренен в своих чувствах.

И да, в российском криминальном мире тоже действуют свои законы и принят свой моральный кодекс, которым подчиняются все, вовлеченные в эту деятельность люди, но данный факт не опровергает, а лишь подтверждает относительный характер понятий «чести» и «достоинства».

Кстати говоря, в таких структурах, как армия, сильна иерархия, и честь (то, как человек выглядит в глазах других) значительно важнее достоинства (того, как человек оценивает сам свои поступки).

Относительность и абсолютность понятий чести и достоинства, добра и зла

Все приведенные здесь аргументы говорят, что, отвечая на вопрос, что такое честь и достоинство, надо говорить об относительности всего и вся.

Да, так нас, людей, учит жизнь, но не так человек должен учить своего ребенка. Вновь пришедший в этот мир обязан верить в то, что моральные императивы христианства или любой другой мировой религии (можно обойтись и без религии, а опираться на философские учения, благо океан мысли широк, как и сам человек) вечны и несокрушимы. Да, жизнь сильно отличается от наших представлений о ней, но у детей должно быть твердое основание, а уж свои представления они сами откорректируют, когда придет время.

В начале статьи поставлен вроде простой вопрос - что такое честь и достоинство. И мы не преследовали цель запутать читателя и ввести его в заблуждение, а лишь показать, насколько простые вопросы подчас сложны.

  • Честь даёт силы – для преодоления даже самых сложных и грозных препятствий.
  • Честь даёт уважение – «человек чести» с давних пор это один из самых значимых в России комплиментов благородному человеку.
  • Честь даёт надежду – даже в безнадежной ситуации.
  • Честь даёт свободу – от низких поступков, лжи и неискренности.
  • Честь даёт возможности – для ничем не ограниченного духовного развития.

Проявления чести в повседневной жизни

  • Военные действия. Воинская честь – это главное качество, которое должно быть присуще хорошему воину, как рядовому, так и полководцу.
  • Бытовые ситуации. Человек, вступившийся за слабого или оскорбленного – человек чести.
  • Религия. Священнослужитель, подвергающийся гонениям или осуждению, но не предающий своих религиозных убеждений – человек чести.
  • Экстремальные ситуации. Человек, который в экстремальной ситуации думает не о том, как спастись одному, но о том, как спастись вместе со всеми – человек чести.

Как воспитать в себе честь

  • Честь должна быть у человека с рождения; если же человек не ощущает в себе чести, ему придется приложить значительные усилия для того, чтобы стать человеком чести.
  • Исполнение обязательств и обещаний. Человек, который приучает себя не давать невыполнимых обещаний и всегда держать слово – становится человеком чести.
  • Психологические тренинги. Чем меньше у человека страхов и опасений, тем больше вероятность, что в сложной ситуации он проявит себя, как человек чести. Избавиться от многих страхов помогают психологические тренинги.
  • Самосовершенствование. Если человек сумеет трезво оценить себя, увидеть негативные стороны своего характера и поставить цель преодолеть их – он на пути к тому, чтобы стать человеком чести.

Золотая середина

Бесчестность | полное отсутствие чести

Честь

Бахвальство | избыточное понимание чести, превращающее ее из внутреннего во внешнее

Крылатые выражения о чести

Честь – это внешняя совесть, а совесть это внутренняя честь. - Артур Шопенгауэр - Береги платье снову, а честь смолоду. - Русская пословица - Настоящая честь – это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей. - Бенджамин Франклин - Моя честь – это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец. - Уильям Шекспир - Честь это бриллиант на руке добродетели. - Вольтер - Каждому свою честь воздаст потомство. - Тацит - В. Р. Новоселов / Последний довод чести. Дуэль во Франции в XVI - начале XVII столетия Книга посвящена дуэли - кодексу чести и реалиям поединка. Правила, нашумевшие дуэли и знаменитые дуэлянты. Удар солнца, или Гири - чувство чести На «пути самурая» два ключевых понятия - долг и честь. Книга о японском военном дворянстве и этическом учении «бусидо».

В былые времена люди боялись потерять свою честь, защищали ее и умирали за нее на дуэлях. Сейчас такого, конечно же, нет, но это не означает, что не наделен этим качеством. Каждый должен знать честь. Для чего нужно человеку достоинство и как его не потерять?

Определение: что такое честь

Понятие "честь" означает совокупность за счет которых он обретает самоуважение. Оно включает такие как благородство, справедливость, доблесть, смелость, честность, высокая нравственность и строгие моральные принципы.

В прошлом честь ассоциировалась не столько с внутренними сколько с его способностью вести себя в обществе, соблюдать установленные нормы и правила поведения. Это требовалось для поддержания репутации и уважения к своей персоне.

Определение слова "честь" тесным образом связано с понятием честности. В первую очередь человек не должен обманывать самого себя. Честь устанавливает рамки того, что люди могут позволить себе совершить, не испытывая при этом чувства вины и раскаянья.

Что такое достоинство человека

Достоинство человека - это его уважение к своей персоне, ощущение значимости себя как личности, умение выходить из любой ситуации, не переступая через свои принципы. Оно с рождения присуще каждому из людей.

Достоинство человека позволяет ему осознать важность не только самого себя, но и окружающих. Люди, которым присуще это качество, уважительно относятся к другим. Достоинство дает человеку чувство уверенности в себе и в своих силах. Чем выше мы себя оцениваем, тем больше потенциальных возможностей открывается перед нами.

Честь и что такое достоинство, в чем-то схожи между собой. Они устанавливают критерии самоуважения человека, а также отношение к его персоне со стороны общества и отражают моральную ценность личности.

У каждого ли человека есть честь и достоинство

Наверное, каждый в своей жизни попадал в такие ситуации, когда испытываешь ощущение отсутствия самоуважения и собственной никчемности. С юридической точки зрения определение, что такое честь и достоинство, предполагает, что каждый человек при рождении наделен этими качествами. Они не могут исчезнуть и пропасть в течение жизни. Достоинство человека охраняется законом, в случае его унижения виновнику грозит наказание.

На деле бывает, что люди не ощущают себя достойными, считают, что их не за что уважать. Чаще всего подобное происходит, когда человек совершает тот или иной поступок, за который испытывает впоследствии угрызения совести. В таких случаях говорят, что честь и достоинство потеряны.

Как правило, через какое-то время человек заглаживает свою вину, улучшает репутацию, вновь заслуживает уважение общества. Он перестает считать себя неудачником и ничтожеством, снимает с себя это определение. Честь и достоинство при этом вновь возвращаются к человеку.

Как почувствовать себя достойным человеком

Если по каким-то причинам вы не ощущаете себя достойным человеком, можно приложить усилия, чтобы исправить эту ситуацию. Прежде всего, нужно пресекать все попытки унизительного обращения к себе со стороны окружающих. Только научившись правильно ставить себя в обществе, вы сможете почувствовать себя достойным уважения.

Необходимо постоянно пополнять знаниями и навыками свой багаж, совершенствоваться в профессии и других сферах жизни. Чем большую ценность вы будете представлять как специалист, тем выше будет ваше самоуважение, следовательно, и достоинство.

Чтобы ощутить свою честь и достоинство, необходимо ответственно подходить к выполнению долга. Это касается не только долга перед государством, но и конкретных обязательств и поручений, взятых на себя. Сюда входит выполнение семейных обязательств, ответственное отношение к рабочим заданиям, умение сдерживать обещания и понимать значимость своих слов и поступков.

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни».

Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению» они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь - это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности - «не уронить», «не замарать» эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.

Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

Заглядывая в историю «чести» и «достоинства», можно сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу; во-вторых, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство - категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство - объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь - это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.

Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинстве, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство - это нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства.

Показателем достоинства личности выступает и ее. Отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собственное достоинство.

Если право на достоинство человек, как уже говорилось, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Когда говорят «Береги честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей сознательной жизни, последовательно обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Однако честь - это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство. Важно здесь то, насколько значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих действиях и поступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя. Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: я испытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, особенно если речь идет о творчестве - в инженерной деятельности, науке или искусстве. Таким образом, разные обстоятельства и разные сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. В связи с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести.

Наряду с рассмотренными отличиями между честью и достоинством существует определенная связь и очень сложная корреляция (взаимная согласованность). Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Во-первых, нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, то есть обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью.

Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.

Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства. В этом случае можно говорить об образовании таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть. Чаще всего они связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности. В результате возникают порой очень жесткие представления и требования, которые организуют жизнь и поведение в том или ином локальном мире.

В-третьих, корреляция осложняется и возможностью относительной независимости чести и достоинства друг от друга, проявляющейся, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Иными словами, в тех или иных обстоятельствах обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным».

Другой, несмотря на унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, то есть теряя честь, сохранять достоинство. При этом возможна активная защита чести на основе сохранения собственного достоинства.