Что означает синий цвет? Психология цвета: Как каждый цвет характеризует личность

Красивое чистое небо, гладь воды весной, чистый, напоенный свежестью, воздух… Скорее всего, именно такие ассоциации возникают в сознании человека, когда речь заходит о голубом оттенке. Это цвет жизни, неба над головой, зимы и холода. Какое же значение он имеет в психологии, как он влияет на жизнь человека, какие реакции происходят в голове? Всё это интересует не только профессиональных психологов, но и обычных людей.

Цвета в психологии

Цвета и психология очень тесно связаны. Всё исходит из того, что цвет может воздействовать на эмоциональное состояние человека. При этом воздействие действительно значительное. Знания психологов из этой сферы давно и активно используют многие организации. Больницы красят стены в успокаивающие тона, которые будут внушать пациенту уверенность, школы делают стены нейтральных тонов, чтобы не отвлекать внимание учащихся. В ночных клубах и ресторанах много красных цветов, которые возбуждают, интересуют и вызывают агрессию. Кроме того, цветовая психология учитывается при создании продающих роликов, при разработке целой рекламной кампании.

И года опыта показывают, что это действительно работает. Большинство людей отдают предпочтение спокойным светлым тонам, но другая часть предпочитает вызов и силу. Производители товара, ориентируясь на своего целевого покупателя, выбирают соответствующую цветовую гамму.

Голубой цвет в психологии

Некоторые психологи уверены, что слово «голубой» происходит от слова «голубь». При этом часть исследователей придерживается того мнения, что «голубой» означает «глубокий».

Голубой в психологии считается цветом креатива. Доказано, что он активизирует мозговые центры, настраивая их на процесс обучения. Именно поэтому все советуют использовать в учебных заведениях.

Голубой цвет, значение в психологии которого давно известно, считается бездонным. Он затягивает и привлекает к себе внимание. При этом он не поглощает смотрящего полностью, как происходит с чёрным или красным цветами. цвет в психологии считается призывом к поиску себя, истины, к анализу. Другими словами, это тон осознанности, ясности и интеллекта.

Цвет у древних народов

Голубой оттенок в древности считался признаком благородства. Чего стоит только известное выражение о «голубой крови» человека, которая означала, что он принадлежит к высшим слоям общества. В Древнем Египте был культ этого цвета, даже ноги египтяне разрисовывали во все оттенки голубого. Таким способом они хотели показать, что у них есть такое заболевание, как варикозное расширение вен, поскольку оно считалось хворью благородных. У некоторых племён Африки темный голубой цвет считался траурным.

Голубой в одежде

Цвет издавна носил символическое значение, рассказывая многое о человеке, который предпочитал тот или иной оттенок. Голубой очень подходит блондинкам, хотя при правильном сочетании цветов и фактур он к лицу практически каждому.

Это цвет морских просторов, воздуха и свежести. Одеваясь в такие оттенки, человек несёт окружающему миру позитив. Девушка в кажется воздушной и неуловимой, ангелом с небес. Синий цвет более выразительный, он говорит о постоянстве, верности и загадочности. Его часто используют в деловой одежде, потому что он настраивает человека на работу, при этом нейтрализуя стрессы и даря душевное равновесие. К тому же он позволяет отказаться от слишком мрачного чёрного цвета.

Средневековые рыцари одевались в платья синего оттенка для того, чтобы дама их сердца была уверена в преданности. Голубой цвет в одежде психология предписывает людям, выражающим чрезмерную серьёзность, унылость и скудность. смотрится очень нарядно, его часто используют для пошива шикарных вечерних платьев. Голубой цвет практические всегда в моде, потому что обойтись без него невозможно. Он насколько многогранен, что отказаться от него - это лишить себя значительной доли уверенности и спокойствия. Именно эти ощущения чаще всего подвигают человека на покупку одежду синего цвета.

Голубой как любимый цвет

Голубой цвет в психологии означает верность, мечтательность и привязанность. Это цвет юности, радости и ясности. Люди, которые его предпочитают, легко поддаются эмоциям, могут впадать в уныние или испытывать моменты сильной радости. О том, кто любит голубой цвет, психология говорит следующее:


Такие люди - идеалисты. Они готовы трудиться день и ночь для того, чтобы добиться своей цели. Желаемого они действительно достигают и занимают лучшие положения на социальной лестнице. Любящие голубой цвет постоянно находятся в движении, они не признают постоянства, их стихия - путешествия. Если необходимо договориться о чём-то с таким человеком, следует проявить необычайное терпение.

Одно интересное свойство голубого цвета - это возможность «останавливать» время. Любые его оттенки вызывают у человека чувство того, что время замедляется, всё приходит в порядок и покой. Голубой расслабляет, помогает обратиться к своему внутреннему «Я».

Профессия и цвет

Те, кто любит этот цвет, зачастую выбирают довольно опасные профессии, которые требуют хорошей физической формы, смелости и упорства. Это такие профессии, как пожарный, лётчик, военный и т.д. В подобной сфере они действительно преуспевают, потому что владеют мощнейшей интуицией, силой воли, которая помогает быстро принимать важные решения, и огромной целеустремлённостью.

Те же, кто отрицательно относится к этому цвету, желают кардинальных перемен в своей жизни, которые положили бы конец страхам, расстройствам и депрессии.

Медицина

Для начала следует сказать, что цветотерапия признана действенным методом во всём мире. Цвет может оказывать эстетическое, психологическое и физиологическое воздействие на человека. Медицина давно использует оттенки голубого в своей практике. Этот цвет способен освежать и снимать головные боли. Кроме того, голубой цвет - это панацея для людей, которые хотят сбросить лишний вес и привести фигуру в порядок, поскольку он способствует снижению аппетита.

Цветотерапия утверждает, что данный оттенок может снижать высокое артериальное давление, помогать при бессоннице, диарее, изжоге и рвоте. Занимательно, что он уменьшает болевые ощущения и обильность кровотечений у женщин во время менструации.

Но голубой цвет в психологии имеет и негативное значение. Если переборщить, то он вызывает сильную грусть, меланхолию, неудовлетворенность и нетерпимость к окружающим. При этом он отлично поможет побороть внутренние страхи, природную застенчивость и неуверенность.

Многие исследователи сходятся в том, что означает голубой цвет в психологии не только сильные эмоции, но также и нейтральные. Он отлично подойдет для людей, занимающихся медитацией, поскольку голубой оттенок настраивает на погружение в собственные мысли.

Почему зеленый означает «идите», а красный цвет – «стоп»? Черный цвет - это цвет печали и траура, а невеста всегда в белом? Вы скажите, что это дань традиции и отчасти будите правы. Так как на эмоциональное восприятие цветов в первую очередь влияют физиологические факторы, а затем традиции. Все цвета воспринимаются человеком через ассоциацию, к примеру, синий – холодный.

Значение синего цвета в психологии

Человек, который любит синий цвет, обладает следующими характеристиками: честность, скромность, меланхоличность, сильная потребность в покое. Он любит читать, склонен к самопожертвованию, предпочитает отдавать, а не получать. Этот человек не умеет, да и не любит скандалить. Он чувствует себя одиноким даже среди людей.

При воздействии синего цвета человек менее тревожен, у него снижается напряжение. Однако при длительном воздействии возникает усталость, утомление, успокаивающие действия переходят в угнетающее. Синий цвет – это мечтание, потеря реальности, . Синий снижает проявление эмоциональности (если Вы хотите, что б деловые переговоры прошли успешно, то костюм лучше надеть синего цвета). Человек, предпочитающий этот цвет, старается все систематизировать, привести в порядок. Он предан тому, что делает и всегда имеет собственную точку зрения, а также сдержан, консервативен и надежен.

Темно синий цвет в психологии

Темно синий цвет (индиго) – это очень серьезный цвет. Он может довести человека до депрессии. Если человек любит рисовать, темно синим цветом, то скорей всего, он нуждается в полноценном отдыхе, сильной разрядке и получении полного удовлетворения. Человек, предпочитающий темно синий цвет вдумчив, склонен к размышлению, стабилен. Этот цвет будит в нем стремление к сверхчувственному, зовет человека в бесконечность, вызывает безмятежный покой.

Цвет морской волны в психологии

Цвет морской волны - это и нежелание внешних перемен, и жажда власти, и недооценка сложностей в жизни, и убежденность в собственной полноценности.

Человек, которому нравится цвет морской волны, принципиален, педантичный, волевой, серьезный, внимательный. Он боится себя скомпрометировать, вызвать в свой адрес критику, ошибиться и лишиться достигнутых успехов.

Предпочтение цвета морской волны, означает, что человек честолюбив и переоценивает собственные силы.

Синий цвет в одежде и его психология

Каждый человек имеет свое предпочтение к цвету одежды, однако не все знают о психологии цвета в одежде.

Каждый раз, когда выбираете наряд, который оденете, вы и не думаете, что тем самым выражаете свои чувства. Цвет указывает на те эмоции, которые вы испытываете, а также говорит о вашем характере.

И так выбирая одежду разных цветов, вы чувствуете себя по-разному, например - одежда синего цвета приносит спокойствие и умиротворение.

В одежде синий цвет считается наиболее приятным, он дает ощущение стабильности, порядка и доверия. Его предпочитают - преимущественно люди рассудительные, консервативные, идеалисты и преданные друзья. Это цвет классического делового костюма. Синий цвет в одежде означает, что служащий сознательный и ответственный. Однако человек в синем будет лучше себя чувствовать подчиненным, нежели начальником.

Синий цвет в одежде показывает, что человек закрыт и погружен в себя. Люди, носящие одежду синего цвета, верны своим принципам, однако остаются терпеливыми и сдержанным в любой ситуации.

Цвет воздействует на психологическое состояние человека и его физиологические процессы. Зная особенности цвета можно сформировать образ, вызвать эмоции и ассоциации. Синий цвет в психологии – это прохлада, вода, влага, тяжесть, спокойствие, тишина, доверие, гармония, безопасность, мужественность. Это чистота, небо, честь, слава, искренность, верность, мир, мышление, консерватизм, порядок, депрессия и подавитель аппетита.

Среди ассоциаций, которые вызывает у человека синий цвет, чаще всего встречается небо . Другие наиболее часто встречающиеся ассоциации на слово синий : море , прохлада , лёд .

Эти данные подтверждают результаты ассоциативного эксперимента, проведенного ученицей К.Г.Юнга Вереной Каст в 1980 г. . На синий цвет у испытуемых возникали такие ассоциации, как небо - 23%, зеленый (соседний цвет) - 18%, вода - 10%, красный (полярный цвет) - 10%, море , природа , новые земли , глаза , бархатное платье , глубокий , холодный , светлая радость , дух , алкоголь .

Синий как цвет неба и моря символизирует безграничные дали и бесконечные глубины. В переносном значении синий цвет часто используется в таких распространенных выражениях повседневной речи, как “синий (голубой) цветок” и “синий туман” (символ романтики, сказочного, чудесного), “голубые дали” (импульс тяги к дальним странствиям, например, выражение “уехать в голубую даль”), “синий дурман”, “синий нос” пьяницы (состояние, в котором изменяются пространство и время, в котором собственные силы переоцениваются, а реальность недооценивается).

Психологическое воздействие

Синий цвет способствует размышлениям, успокаивает и снижает давление. Голубой цвет настраивает на меланхолию . В экспериментах ученика В.Вундта Ф.Стефанеску-Гоанга испытуемые так характеризовали воздействие синего цвета: он тянет, манит к себе, несет в себе что-то таинственное. Наиболее часто синий цвет вызывает следующие психические воздействия: он создает тоскливое, меланхолическое настроение, вызывает спокойные чувства и грезы. Очень темный индиго-синий цвет вызывает угнетающе действующее беспокойство, серьезность, грусть и печаль.

Восприятие синего цвета обыкновенно вызывает ассоциации со Вселенной, с мыслью, с верностью, с божественной мудростью. Синий традиционно считается женским цветом. Так, в канонах христианства, синий - цвет Царицы небесной Девы Марии.

Синий цвет может оказывать тормозящее действие на человека или порождает своеобразное беспокойство и даже печальное настроение, усталость или слабую угнетенность. Он выражает стремление к покою, безопасности или забвению, к гармонии или пассивной чувствительности.

В тесте “цветовых пирамид”, разработанном Максом Пфистером и его коллегами в Институте психологии и характерологии университета г. Фрайбург (Германия) в 1951 г. , испытуемому предлагается сложить из набора цветов сначала “красивую”, а затем “уродливую” цветовую пирамиду, например:

По результатам этого теста, красный цвет соответствует, прежде всего, аффективной отзывчивости испытуемого (готовности к раздражителю и возможности дать разрядку раздражителю), а синий цвет характеризуется как “цвет интроверсии, цвет аффективной регуляции и управления”. Внутреннее управление и направление через понимание, волю и разум характеризуется различными вариантами синего цвета (берлинская лазурь). Здесь явно проявляются совершенно иные нюансы синего цвета, чем в “голубом цветке” романтической символики.

При интерпретации теста “цветовых пирамид” учитываются тонкие нюансы каждого цвета в соответствии со специально разработанной классификацией. Так “синий цвет №4” (берлинская лазурь) соответствует “уходу внутрь себя”, “обращение к самому себе”, “концентрации на своих собственных переживаниях”, т. е. интроверсии, которая в экстремальных случаях может доходить вплоть до аутистической изоляции. Этот цвет соответствует смягчению, приглушению или отводу эмоционального напряжения. Напротив, “синий цвет № 2” (бирюзовый синий) содержит возбуждающий компонент. Он уже не столько ограничивает и сдерживает (как берлинская лазурь), а скорее несет в себе что-то эластичное и может быть даже хрупкое.

Макс Люшер , который использовал в своем тесте для синего цвета очень темный оттенок, связывает синий цвет с “расслабленной чувствительностью”, ищущей “идеал единства”. По мнению М. Люшера, основному тону этого цвета соответствует нежность, увлечение и преданность, чувство защищенности, укрытости и безопасности. Синий цвет, по М. Люшеру, может выражать также связь с тенденциями прошлого. Темно-синий цвет соответствует, по М. Люшеру, религиозно-философски-медитативной установке.

М. Люшер отмечает, что потребность в синем цвете повышается при усталости и заболевании.

Темно-синий цвет представляет для М. Люшера цветовую репрезентацию определенных базовых потребностей. В физиологическом плане, это потребность в покое, в психологическом плане, это потребность в удовлетворении, удовлетворенности и мире. Тот, кто находится в таком уравновешенном состоянии, чувствует себя включенным во что-то, связанным с чем-то и защищенным, находящимся в безопасности.

Синий, по М. Люшеру, - это цвет “связывания, привязанности, верности”. Синий цвет создает предпосылку для прочувствования, глубокомысленного вдумчивого созерцательного размышления. Темно-синий цвет символизирует “ум”.

Предпочтение или отвержение темно-синего цвета в тесте Люшера соответствует определенным установкам по отношению к тому, что означает этот цвет. Если предпочтение отдается выбору синего цвета и он ставится на первое место в ряду цветов, то можно говорить об удовлетворении, об осуществлении желаний и потребностей, нежности и душевном единении, чувстве защищенности, укрытости и безопасности, а также о религии и традиции.

Если темно-синий цвет становится на последнее место, то можно говорить о неудовлетворенности, потребности в покое и доверительной связи с другими людьми. Человеческие или профессиональные связи могут отсутствовать или быть нарушены, например, если они не соответствуют какому-то внутреннему идеалу и воспринимаются поэтому как что-то скучное и сдерживающе-давящее, или, если существующая привязанность вызывает в данный момент ощущение чего-то мешающего, отягощающего, угнетающего, обязывающего и сковывающего.

Отвержение темно-синего цвета означает бегство от ослабляющего напряжение покоя и расслабления, которых человек может даже бояться, так как это состояние может быть связано с депрессией или угасанием. Это может быть также связано с неосуществимостью того, к чему стремишься. Часто это относится к любимому человеку, коллегам по работе или месту, где человек должен жить. Существующие человеческие и производственные связи отвергаются, как несоответствующие ожидаемому идеалу, и воспринимаются как скучные и парализующие. Так как, в данном случае, существующие контакты обременяют и угнетают, они расцениваются как зависимость. В результате, человек стремиться избежать этой зависимости.

Синий цвет часто отвергают люди, которые испытывают длительный стресс или напряжение. При обследовании более 5000 человек, курящих сигареты, оказалось, что более половины из них отвергают синий цвет. Это может быть связано с тем, что возбуждение от курения служит защитой от атонии. Именно расслабляющего покоя и атонии бессознательно опасается человек, отвергающий синий цвет.

Основная психологическая характеристика светло-синего (голубого) цвета, по мнению М. Люшера , - беззаботное веселье. Это цвет беспечности, эмоциональности и общения, он не предъявляет претензий и не принимает обязательств. Голубой цвет лечит бессонницу, болезни печени, горла и голосовых связок, воспалительные процессы и кожные заболевания, в том числе связанные с нарушением пигментного обмена - витилиго; используется при детских инфекциях, лечении абсцессов, флюсов, нервных тиков и ревматизма, снижает аппетит. Он уменьшает боли и мышечное напряжение, способствует глубокому и ритмичному дыханию. Голубой цвет дает ощущение прохлады, покоя и простора. Он дает силы для терпения и терпимости .

Светло-голубой - это цвет женственности, материнства и прочности семейных уз .

М. Люшер выделяет следующие соматические симптомы, которые соответствуют отвержению синего цвета: невротические неприятные ощущения в организме, аллергическая экзема, наркотическая и другие формы зависимости.

Синий цвет оказывает очищающее воздействие, способствует восстановлению нервной системы и жизненных сил в организме, усиливает способности к сосредоточенности и медитации, помогает при рассеянности, коликах, спазмах, бессоннице, усиленном сердцебиении, расстройствах кишечника, зубных и головных болях, нервном перенапряжении, психических расстройствах. В Индии и арабских странах синему цвету приписывали исцеляющую небесную силу против чумы, которую, в свою очередь, приписывали действию красного хтонического огня. Синий цвет способствует борьбе с инфекциями и воспалениями, легочными и горловыми заболеваниями, различными глазными болезнями, снижает перевозбуждение и унимает разбушевавшиеся страсти. Людям интеллектуального труда оказывается легче и продуктивнее работать в кабинете с синей лампой или синими шторами.

H.Frieling и X.Auer в книге “Человек, цвет, пространство” различают действие темно-синего цвета как “углубленное, конструктивное, спокойно-сдержанное”, светло-синего, голубого цвета как “тоскующее, полное тайн, воспринимающее, тонко чувствующее”.

F. Birren в книге “Психология цвета и терапия цветом” рассматривает синий как созерцательный (контемплативный) цвет: ”Под воздействием синего цвета время недооценивается, а вещи ощущаются более легкими” .

В цветовой системе синий определяет цвета пассивного, отрицательного полюса (см. учение о цвете И. В. Гёте в статье “Красный цвет”, “Журнал практического психолога”, 1996, № 5). И. В. Гёте считал, что от синего цвета исходит “неспокойное мягкое, тоскующее ощущение”. В своей наивысшей чистоте синий цвет - это как бы “чарующее, очаровательное нечто”. При этом слово “чарующее” (“reizend”) И. В. Гёте использовал всегда в значении “восхищающее”, “привлекательное”, “побуждающее”, “притягательное”. Если голубой цвет, по И. В. Гёте, углубляет действительность, создает воздушную перспективу, как бы одухотворяя зримое, то темно-синие тона зрительно уменьшают объем фигуры.

E. Heimendahl в книге “Свет и цвет” связывает символическое воздействие синего цвета с “тоской по чудесному”, считая, что синий цвет “зовет нас к основам основ, а сам в свою очередь основ не имеет, потому что сам бездонен, ибо в синем цвете мы чувствуем глубокое духовное указание устремиться к какому-то неземному миру, к небу в его бесконечном строгом звучании” . E. Heimendahl связывает синий цвет с такими глубокими понятиями, как: постоянство, упорство и настойчивость; преданность, самоотверженность, увлечение своим делом; серьезность, строгость; а также: сосредоточение, углубленность, сдержанность. Из всех цветов, по мнению E. Heimendahl, синий меньше всего вызывает чувственные впечатления и больше всего духовные.

Иоланда Якоби связывает темно-синий цвет (как и в старинных сонниках) с глубиной, ночью, покоем, смертью; тускло-синий, туманный цвет со страхом, чувством потерянности, печалью. Символика синего цвета, по И. Якоби, выражает покой, дистанцию, верность и воздержание. В то же время И. Якоби указывает на демоническую составляющую синего цвета: что-то призрачное, потустороннее, а также на его “опустошенный рационализм”. С другой стороны, синий - это цвет опьянения.

Василий Кандинский считал синий “цветом погружения”. В своих физических стремлениях синий цвет уходит прочь от человека и устремляется к своему внутреннему центру. Чем глубже становятся оттенки синего цвета, тем сильнее зовет он человека в бесконечное, пробуждает тоску по чему-то чистому, по сверхчувственному. Синий цвет создает элемент покоя. Глубокий синий цвет представляет для В. Кандинского вечный сверхземной центр тяжести цветов, в то время как в глубоком зеленом цвете в противоположность к этому воплощается земной покой, удовлетворение и самоудовлетворение.

Для J. Chevalier синий цвет - это самый глубокий цвет. Взгляд в нем как бы тонет, не встречая никаких препятствий, и теряется в бесконечном. В то же время, синий - это самый нематериальный из всех цветов. Природа проявляется в нем своей прозрачностью, как в воздухе, воде, кристалле, алмазе. J. Chevalier считает синий самым холодным и чистым цветом.

Если светло-синий, голубой цвет - это цвет мечтаний и грез, то темно-синий - это цвет сновидений. Таким образом, образуется шкала оттенков синего цвета от светлого дневного синего цвета до темного ночного синего цвета, где светлый, голубой цвет неба символизирует мечтания, грезы и фантазии, а темно-синий цвет моря (ультрамарин и ночной синий, индиго) - цвет сновидений, мистики, бессознательного. На родственном санскриту языке пали (Индия) слово темно-синий (“нила”) означает также “медитацию”. Ясный оттенок средне-синего цвета (“Берлинская лазурь”) символизирует, по J. Chevalier, ясность, рациональность, прямолинейность и духовность.

Символика синего цвета в одежде

Все, что М. Люшер связывал с предпочтением или отвержением синего цвета, справедливо, конечно же, и для того, какую одежду выбирает человек и что этот выбор может означать.

Говоря о синей одежде, часто возникает ассоциация с шелком и бархатом, с одной стороны, и джинсовой тканью, с другой.

Шелк и бархат - это мягкие, ласкающие тело и кожу ткани, пробуждающие в человеке волшебство нежности. В них всегда чувствуется дыхание неба и ночи, что-то тонкое и праздничное: вечернее платье, красивая мантия.

В противоположность этому, грубая, прочная, долго не изнашивающаяся синяя ткань используется для рабочей одежды, а также в ставших повседневными голубых джинсах. Будничная, непраздничная, делающая всех одинаковыми синяя униформа - повседневная одежда большинства населения Китая, вызывающая ассоциацию “синих муравьев”. Синие кители - рабочая одежда на многих предприятиях. Темно-синяя форма используется служащими железной дороги во многих странах. Форма летчиков тоже синего цвета. В ней есть что-то от синего неба, цвета простора, зовущего вдаль, но и подчиняющегося определенной строгой дисциплине. Синий - цвет формы полиции и милиции.

Синий - классический цвет формы моряков, принятый во всех странах мира, цвет просторов моря, флотского порядка и дисциплины. Синий цвет испокон веков использовался в военной форме. Образ “голубых драгун” стал поэтическим символом. Оттенок синего цвета “берлинская лазурь” получил свое название от синей формы прусских полков. Именно с этим оттенком синего цвета H. Heiss и R. Hiltmann связывают функцию контроля и управления.

Голубой цвет джинсов характеризует определенный стиль жизни и принадлежность к определенному социальному слою и возрастной группе. Изначально это был символ жизни ковбоя и фермера, независимого, самостоятельного, умеющего справиться с любыми трудностями.

Люди, избегающие в своей одежде синий цвет, могут протестовать таким образом против любых норм и авторитетов. Если женщина избегает шарма голубого платья или темно-синего бархата, это может свидетельствовать о неуверенности и зажатости. Иногда отвержение синего цвета в одежде может быть связано с отчасти бессознательным отвержением родителей.

Первичный опыт

На всем протяжении существования человечества люди ощущали и ощущают себя и свой мир под синим сводом неба. Синий цвет неба - это впечатляющее воздействие земной атмосферы на наш глаз, преломляющей и осветляющей черноту космоса и отражающей в то же время солнечное излучение, спасая нас от разрушающего действия ультрафиолета. Куда бы мы ни посмотрели, мы видим голубую даль неба. Синий и голубой цвет дает нам ощущение бесконечной прозрачности и, в то же время, защищенности.

Переживанию синего цвета неба противостоит переживание синего цвета воды, в которой, в свою очередь, отражается небо. То, насколько оттенок цвета воды отражает настроение человека, хорошо видно в “Сказке о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина .

“Жил старик со своею старухой

У самого СИНЕГО моря...”

Когда старик во второй раз приходит к морю попросить у рыбки избу,

“ПОМУТИЛОСЬ синее море.”

“Еще пуще старуха бранится,

Не дает старику мне покою:

Избу просит сварливая баба”.

По щеке ударила мужа...

ПОЧЕРНЕЛО синее море.”

И наконец, когда

“Еще пуще старуха вздурилась...

На море ЧЕРНАЯ буря...”

По мере погружения в глубину изменяется оттенок синего цвета от бирюзового до ультрамаринового (василькового). Сине-зеленая градация цвета моря придает ему характер загадочности.

На земле человек переживает синий цвет, рассматривая синие камни. Среди ювелирных камней синего и голубого цвета бирюза считается талисманом, помогающим в сердечных делах. Это символ неизменной и верной любви. Распространено мнение, что бирюза приносит счастье и мирит супругов, примиряет все враждебное, прекращает ссоры, устанавливает мир в семье. Однако, людям, не соблюдающим нравственные заповеди, злобным, недоброжелательным бирюза приносит несчастье. Считается, что этот камень обладает лечебными свойствами: бирюза помогает тем, кто мучается от бессонницы или ночных кошмаров; созерцание бирюзы по утрам улучшает зрение.

Самая глубокая и насыщенная материализация сущности синего цвета воплощается в красивейшем драгоценном камне лазурите (ляпис-лазури). Это ярко-синий камень с вкраплениями серебряных блесток, что делает его похожим на ночное небо со звездами. В V_I вв. до н. э. лазурит называли сапфиром. Сапфир воплощающий прозрачность как таковую, цвет воздуха, небесное творение, открывающееся в чуде. Сапфир - это камень верности, целомудрия и скромности. Кроме всего прочего, сапфир еще и талисман влюбленных и новобрачных, а также камень мудрых. Считается, что сапфир возбуждает жажду познания, укрепляет память, усиливает благоразумие и рассудительность, исцеляет от меланхолии и привлекает симпатию окружающих.

В средние века символика драгоценного камня связывалась со спиритуальным значением элемента, на который он похож. В случае сапфира это небо. В христианской символике средневековья синий всегда считался “небесным цветом”. Практиковалась медитация на сапфире, которая воспринималась как “медитация на небе”, помогающая, среди прочего, при глазных болезнях (синий цвет как символ дали, хорошего зрения далеко расположенных предметов), освобождающая из тюрьмы и плена (синий цвет как символ свободы, безграничных просторов).

Прозрачно нежную синь воды повторяет аквамарин - прозрачный, зеленовато-голубой камень. Встречаются и ярко-голубые аквамарины. Это амулет счастливых супружеских союзов, взаимной любви и уважения. Аквамарин также служит профессиональным талисманом моряков, обеспечивает безопасность в путешествиях и победу в морских сражениях. Считается, что аквамарин способен успокаивать бури и охлаждать страсти. Он помогает при болезнях горла и зубов. Страдающим этими недомоганиями рекомендуют носить ожерелье из аквамарина.

В живой природе синий цвет связан для человека, прежде всего, с цветами. Некоторые из них, например, ярко-синяя горечавка, растут в труднодоступных местах и поэтому бывают особенно редкими и ценными, символизируют что-то особенно дорогое. Синий цикорий, называемый также “ждущим у дороги”, и голубые незабудки уже одним своим именем говорят о символике эроса и верности. В природе дикорастущих синих и голубых цветов несравненно больше, чем выращиваемых в садах и на клумбах. Многие из них связаны с весной, появляясь на свет вслед за белыми и желтыми цветами. Один из красивейших цветов наших широт, излучающий небесно-синий цвет, и как никакой другой цветок напоминающий радужную оболочку человеческого глаза - это василек. Другой синий цветок - это синий ирис (касатик). Эти цветы как бы передают одухотворенную сущность синего цвета.

В христианской культуре, и особенно в католической, многие синие цветы используются для приношения Деве Марии, Царице Небесной, изображаемой в голубом плаще цвета неба.

Тем самым круг замыкается: воздействие синего цвета на человека основано на действии синего цвета неба с его полной света прозрачностью и воды с ее глубиной и дальними просторами. Переживание прозрачности и глубины связано с переживанием трансцендентального, божественного начала. Синий цвет как бы опосредует связь между небесным и земным, между Богом и миром. Как цвет воздуха синий цвет выражает готовность человека принять для себя присутствие и силу Бога, синий стал цветом веры, цветом верности, цветом стремления к чему-то таинственному и чудесному. Как цвет морских глубин синий цвет символизирует глубины души, бессознательное.

От прозрачности воды и воздуха синий цвет приобретает такие свойства как ясность, четкость, рациональное понимание, интеллектуальную силу духа. Духовная составляющая синего цвета ближе к небу, составляющая души ближе к символике моря и морских глубин.

Связь синего цвета с воздухом, ветром и облаками символизирует мечтания, фантазии, потери реальности вплоть до существования в “воздушных замках”. Синий цвет дурмана при алкоголизме и наркомании воплотился в выражении “сизый нос”.

И наконец, синий цвет может быть связан со страхом утонуть в бездне. “Peur bleu”- так называют французы метафизический “синий страх”. Из Франции пришел в наши сказки и злодей Синяя борода, в котором соединились деструктивное начало и страсть к убийству.

Чудодейственная, волшебная сторона синего цвета отразилась в символике магов и волшебников, появляющихся в синем плаще или синем тюрбане.

Символика и архетипы

“Голубой цветок” - поэтический символ романтики, выражение метафизической тоски, духовного эроса. Этот символ связан с творчеством немецкого поэта и философа XVIII века Новалиса (настоящее имя и фамилия - барон Фридрих Леопольд фон Гарденберг), представителя раннего романтизма в Германии. Новалис высказывал идеи интуитивистской диалектики, всеобщего символизма природы, полярности взаимоперехода всех вещей (“магический идеализм”). Он идеализировал средневековье, где видел единство духовной культуры, строгую иерархию социальных организаций, гегемонию духовной власти и “заботу” об индивиде. В незаконченном романе “Генрих фон Офтердинген” на фоне погони героя за “голубым цветком” поэзии Новалис дает квинтэссенцию своего мистического мировоззрения. М. Люшер считал, что в символике “голубого цветка” отражается “блаженное исполнение идеала единства”.

Во французской сказке “Король-Ворон” принцесса должна найти синюю траву, ту, “что поет ночью и днем” и “крушит железо”, чтобы спасти заколдованного в цепи короля воронов. Два раза она находит траву, “голубую от верхушки до корня”, но только в третий раз это была “та голубая трава, что поет ночью и днем, что крушит железо”. Принцессе нужен цвет беззаветной верности и преданности (“поет и ночью, и днем”, “крушит железо”), чтобы расколдовать черноту короля воронов. Ей нужно пение голубой травы, чтобы заколдованный черный король воронов прекратил свое карканье. Ей нужна нежность эроса голубой травы, чтобы разрушить железную цепь, которой сковал короля воронов злой колдун.

С точки зрения символики цвета, интересно, что принцесса - дочь “зеленого” человека. Зеленый цвет природных душевных сил и надежды, предпосылка для подвига спасения. Но его недостаточно, чтобы расколдовать черную птицу и вернуть жениха. Для этого необходима помощь синего цвета - символа трансцендентального начала.

Среди других сказочных персонажей можно вспомнить сказку о Синей бороде (символе ужаса и неотвратимости) и о Синей птице, приносящей счастье.

Во времена христианского средневековья люди, являющиеся в синем и голубом, считались “знающими истину о небесном”. Их камнем считался прозрачный сапфир, сквозь который проникают небесные силы. То, что исходит от неба, творится небом, предстает символически в синем цвете.

В этой связи характерно видение жившей в XII веке аббатисы Хильдегард фон Бинген . Она увидела “сверхсветлый свет” и в нем сапфирно-синий человеческий образ, горящий в красном сиянии пламени. Это видение было запечатлено одной из монахинь на медитативной картине. В центре изображена сапфирно-синяя диафоническая (просвечивающая) фигура человека в середине окружающего ее круга красно-золотого пламени, которое ее со всех сторон освещает, но не касается. Красно-золотой круг окружен, в свою очередь, кругом мощного светлого пламени, переданного серебряным цветом - это “сверхсветлый цвет” в видении. Создается впечатление, что человеческая фигура окружена концентрическими энергетическими кругами. Свет в картине приходит, в свою очередь, из области еще более глубокого синего цвета, цвета неба. Это область трансцендентального. Все изображение окружено зеленой рамой, состоящей из орнамента. Для Хильдегард фон Бинген это “benedicta viriditas”, зеленая сила космоса, которая идентична для нее силе Божественного творения.

Сапфирно-синяя фигура человека посредине излучает небесный свет и небесную силу. Она выступает из центра картины и простирает навстречу зрителю благославляющие руки. И все же в ее взгляде и жесте чувствуется очевидная дистанция. Это воздушное видение явилось Хильдегард фон Бинген трижды. Сама она считала, что сапфирно-синяя фигура человека была воплощением самого Христа. Однако этот образ не соответствует традиции изображения Иисуса Христа в христианской культуре. В нем очень сильно представлены женские черты. Видение поэтому можно связать с образом “Христа в ней”, внутренним образом Христа в Хильдегард фон Бинген или видением своего скрытого “собственного Я” (“Self”), образа Бога в человеке, ядра внутренней сущности, то, что К.Г.Юнг называл “самостью”.

Символика сапфирно-синего цвета очень древняя. Трон Зевса изображался как сапфирно-синий небосвод. Сапфир - это тот драгоценный камень, который должен быть взят для строительства небесного Иерусалима.

В синем плаще в христианской традиции принято изображение Девы Марии. Мария в этом значении - Царица Небесная, покрывающая этим плащом, защищающая и спасающая верующих (Покровский собор).

М. Люшер выделяет в символике синего цвета также и такой аспект, как “первичное материнское начало единения, верность и доверие, любовь и самоотдача”.

Синий плащ как символ связи с “Царством небесным” характеризует также и самого Иисуса Христа. Он передает эту связь далее своим апостолам и последователям, которые тоже часто изображались в синих одеждах, символизирующих начало трансцендентальности и веры.

Звездную синюю мантию носили императоры “Священной римской империи германской нации”, что символизировало христианское господство над миром “данное свыше”, “благословенное Богом”.

По почти единодушному мнению древнегреческих философов, синий цвет символизирует философию как метод познания мира. Платоники считали, что именно синий, особенно его темные оттенки, - это цвет мудрости Вселенной, это последняя черта перед Истиной.

В Древнем Египте считалось, что в синем цвете обитают боги. Гробницы фараонов расписывались синим цветом, чтобы мертвые покоились в божественном присутствии, в сохраняющем вечную жизнь присутствии неба. Космическим символом ночного звездного неба считался в Древнем Египте прежде всего лапис-лазурит. Его синий цвет связывали с верой в божественные силы. В качестве символа жизни и воскресения его использовали в амулетах, кольцах, для изображения священных жуков скарабеев, клали вместе с мертвыми в могилу.

Синий цвет как цвет явления божества характерен и для других религий. Зороастризм видел в темно-синем цвете одну из основных частей гармонического склада мироздания через его конфликт с другим полюсом - красным цветом. Именно в этом противостоянии и заключена движущая и неумолимая сила Времени.

Один из основных богов в индийской мифологии - Кришна (букв. “черный”, “темный”, “темно-синий”), защитник, избавитель, бог любви и танца, почти всегда предстает в темно-синем цвете, сравнимом с цветом дождевой тучи, несущей освобождение от смертоносной жары.

Тибетский буддизм трактует явление Будды Вайрочаны в синем цвете, символизируя тем самым трансцендентальную мудрость, потенцию и пустоту. Синий цвет находится в центре многих тибетских мандал. Гневные тибетские богини изображались в темном цвете индиго, символизируя темные начала, страх, принуждение и уныние.

Политическая символика синего цвета часто связана с духовно-религиозным аспектом. В государственном флаге Израиля две голубые полосы и голубая шестиконечная звезда на белом фоне символизируют постоянное присутствие Торы в мире, в соответствии с одной из заповедей иудаизма привязывать к одежде специальные кисти с включением нитей синего цвета: “И сказал Господь Моисею, говоря: Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти. И будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои, и были святы пред Богом вашим” (Числа 15, 37-41). ** Из комментария Е. К. Штейнберга: “Народу, которому предназначено было образовать государство священническое (Исх. 19, 6), необходимо было носить на себе наглядный знак, который напоминал бы ему постоянно о зависимости его от избравшего его Бога и об обязанности быть к Нему привязанным душой и сердцем при всех своих жизненных отправлениях и во всяком своем местопребывании. Таким знаком должны служить кисти на четырех углах одежды, которые, подобно наперстнику священника (Исх. 28, 28), привязываются шнурком голубого цвета, напоминающего о синеве небесной, о верховном Правителе судьбы” .

Во многих многоцветных флагах присутствует синий цвет. Например, во французском триколоре синий символизирует свободу. Флаг объединенной Европы - ЕС - представляет круг золотых звезд (по числу государств-членов ЕС) на синем фоне. Флаг ООН тоже голубого цвета.

Таким образом, синий цвет - это архетипический символ единства, преодоления границ и принадлежность одному большому целому.

В христианстве это символ божественности неба и истины. Синий цвет - бесконечность, космос, мудрость, спокойствие и глубина. Он совмещает в себе какое -то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает о тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину.

Символика синего цвета

У этого цвета «нет дна», он никогда не кончается, он затягивает в себя, опьяняет. При этом сила цвета недооценивается. Он создает предпосылку для глубокого размышления над жизнью; зовет к нахождению смысла, истины. Но! не дает ответа в понимании смысла жизни; вгоняет в меланхолию, слабость. Вызывает не чувственные, а духовные впечатления.

Синий цвет - это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость.

Синий цвет традиционно считается женским принципом - ИНЬ.

Иудаизм практически всегда причисляет этот цвет к общечеловеческой логике мироздания. Синим цветом была украшена крыша первого храма Яхве.

Глубокомысленными воспринимаются синие тона и в буддизме. Так, в синем энергетическом центре тантрическое учение видит интуитивно -творческое обретение спокойствия. Освобождение от желаний, ведущих к различным действиям во внешнем мире.

В канонах христианства синий - цвет Царицы небесной, Девы Марии. Ведическое учение приписывает этот цвет плащу Индры, царя богов. В кабалистике синий - цвет пощады и милости.

В мифах синий цвет - это божественное проявление, цвет загадочности, ценности.

Синий цвет - потеря реальности, мечтание, фанатизм.

Синий цвет является одним из важнейших символических цветов магии. Это цвет первых трех степеней в масонстве, символизирует королевское достоинство и дворянство («голубая кровь»). В целом синий цвет - символ философского образа мышления и интеллекта.

В синий цвет одеты маги и волшебники. В средневековье люди, ходившие в голубом, знали истину. В Древнем Египте пирамиду изнутри красили синим цветом. Жук -скарабей - синего цвета. Будда и Кришна - синего цвета. Синий цвет во флагах - свобода, объединение, принадлежность к большому целому.

Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Америки. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «Синей бороде»). У славянских народов синий цвет служил символом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные памятники описывают синих и черных бесов. По белорусским поверьям, леший показывался людям в образе старика с белым, как береста, никогда не загорающим лицом и непомерно большими, неподвижными тусклыми глазами свинцово -синего цвета. У белорусских русалок ласковые голубые глаза, но если поймать русалку, они становятся стекловидными и неподвижными, как у мертвых. У племени североамериканских индейцев - чероков белое обозначает мир, счастье и юг, красное - успех, торжество, восток, черное - смерть и запад, синее - поражение, тревогу, север.

Синий означает полное спокойствие, довольство, умиротворенность. Он олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя с окружающими; объединение, чувство общности. В обычной жизни считается - это цвет верности. Однако, когда дело касается союзников, человек становится особенно раним, поэтому синий также олицетворяет глубину чувств. Он является предпосылкой умения сопереживать, символом эстетических переживаний и созерцательности. Этот цвет наиболее подходит для медитации.

Воздействие синего цвета на человека

Синий цвет и духовный, и лечебный одновременно. Синие и особенно ультрамариново-синие цвета действуют на лобные доли, разделяя их, а также и на сознание, - положительно влияют на ясность мышления, ощущения и действия.

Так как лобные доли связаны со всеми другими частями мозга, синий цвет оказывает положительное влияние на магическое духовное развитие.

В практике гипноза это цветовое воздействие используется уже давно при внушении гипнотизируемым образа синей глубины, для погружения их в сон или иллюзии. В этих состояниях возможен более легкий и быстрый доступ в подсознание.

Синий цвет воздействует на щитовидную железу и является хорошим очистителем крови. Расширяет интеллектуальные и ментальные способности. Освобождает от страха и подавленности. Отвержение синего цвета означает потребность в покое из -за сильных эмоциональных перегрузок, например от длительного сидения перед экраном телевизора.

По сравнению с голубыми, синие цвета могут оказывать тормозящее действие на человека или порождать своеобразное беспокойство. И даже печальное настроение. Усталость или слабую угнетенность. Служит для восстановления сил при глубоких переживаниях.

Среди пациентов, считающих синие цвета любимыми, часто встречаются тучные женщины. Широко известно, что темно -синие и черные тона зрительно уменьшают объем фигуры. Психология цвета находит в этом предпочтении «обманутые ожидания, депрессивное состояние и пассивное стремление к безопасности». Для людей, страдающих ожирением, психологически характерно некое чувство одиночества. Быть может, поэтому они любят этот цвет.

Это подтверждает все большая склонность тучных женщин к синему цвету с возрастом. И вместе с тем все большее отклонение желтого цвета как предпочтительного. Женщина в синей одежде не может не покоряться обстоятельствам.

В цветотерапии синий свет используется для лечения маниакальных состояний невропатов при сверхвозбуждении или буйности.

Нередко синие тона применяются при бессоннице и для рассеивания навязчивых идей. Как болеутоляющее средство при невралгиях он действует сильнее голубого.

В качестве успокаивающего этот цвет положительно сказывается на поведении экстравертов. Однако всегда следует помнить о возможности угнетения «замкнутого» интеллекта в силу реальной интроверсии (направленности во внутрь) синих тонов.

Синий цвет - хорошее анестезирующее средство. Используется в лечении любых заболеваний глаз, ушей, носа, легких. Помогает при астме и диспепсии. Оказывает очищающее воздействие при серьезных ментальных нарушениях, на различные навязчивые идеи и другие формы психозов.

Шеллинг в своей книге «Философия искусства» имеет в виду только синие символы, когда пишет «Тишина - состояние, свойственное красоте, как покой свойственен спящему морю». Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению, плавному почерку. Вкусовое ощущение синего цвета - сладость (поэтому раньше головки сахара заворачивали в синее); чувственное восприятие - нежность, а его орган - кожа. Определенные аллергические воспаления кожи могут быть связаны с утратой нежности, любви и с нарушением семейных отношений.

Его особенно любят толстяки, так как он символизирует удовлетворенность и свершение. Он вне времени, и поэтому является символом традиций, непреходящих ценностей, служит для увековечивания прошлого. Всякий, кто отдает предпочтение синему цвету, нуждается в спокойном и упорядоченном окружении, свободном от беспокойства и огорчений, в котором события развиваются плавно и традиционно, в котором отношения с другими людьми безмятежны и свободны от разногласий. Человек чувствует потребность в доверии к другим, и другие могут доверять ему. Если человек отвергает синий цвет, он отвергает существующие дружеские, семейные и профессиональные связи, так как они не отвечают его высоким требованиям, он находит их либо скучными, либо обременительными.

Люди, предпочитающие этот цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения, преданы тому, что делают, их преданность людям может доходить до рабства.

Чувственно синий цвет воспринимается как сладость, эмоционально - как чуткость.

Лечение - способствует восстановлению нервной системы; помогает при рассеянности, при усиленном сердцебиении, при расстройстве кишечника, нервном перенапряжении, унимает разбушевавшиеся страсти, гасит эмоции, снижает артериальное давление.

Люди, испытывающие длительный стресс, напряжение, отвергают синий цвет. Его также, как правило, отвергают и курильщики.

Выбирают синий цвет те, кто устал от напряжения, кто хочет гармонии с окружающими, со своей нервной системой.

Обладает долгой историей. Люди очень давно начали придавать значение “краскам”, и это нашло своё отражение в народных преданиях, древних мифах и т.д. Хочется отметить астрологию. Лучи Солнца, что расположены в спектре, дающие семь цветов, соответствуют своим планетам. Красный - это Марс, синий цвет - значение Венеры, желтый - Меркурий, зеленый - Сатурн, оранжевый - Солнце, фиолетовый - Луна, пурпурный - Юпитер.

Историческое значение цвета

Синий цвет - значение его в разных отраслях одно и то же. Он символизирует вечность и небо. Также может считаться символом верности, доброты, постоянства и расположения. Однако значение в геральдике имеет несколько другое - честность, целомудрие, верность и добрую славу. Нельзя не вспомнить “голубую кровь” - она ведь гласит о благородном происхождении человека.

Стоит отметить, что данный цвет достаточно близок к черному, потому имеет схожие с ним значения. В Древнем Египте и в Южной Африке синий цвет значение имел траурное. У французов же имелось такое понятие, как “синий страх”. У славян это был цвет горя и печали, ассоциировавшийся с дьявольским миром.

Говоря на тему о том, какое имеет синий цвет значение, нельзя не отметить, что он символизирует еще и эмоциональность, общение. Этот цвет производит впечатление чистоты, воздушности, легкости и эфирности. Более насыщенный оттенок - это цвет ночи, которая дарует зрению отдых и покой от дневного яркого света. Все подобные оттенки влекут к себе цветом льда, замерзших рек, снежных горных вершин, высокого неба. Синий - символ вечного успокоения и веры, содержания некой фантастической и таинственной субстанции. Данные оттенки отлично смотрятся в интерьере, однако если их будет слишком много, то это вызовет депрессию.

Что значит Это, прежде всего, оттенок, принадлежащий такому элементу, как Вода, и стороне света - Северу. Фэн-шуй гласит, что не нужно окрашивать в этот цвет стены, принадлежащие к северной стороне, дабы избежать их холодности. Данный оттенок имеет успокаивающее действие. Благодаря ему, человек может избавиться от отрицательных мыслей, агрессивных желаний, бессонницы.

Существует разное Синий способен умиротворить, успокоить человека и сконцентрировать его внимание на внутреннем мире. Лучше всего данный цвет использовать там, где человеку не нужно проявлять активность. И не нужно его использовать как основной цвет. Только в деталях - тогда это будет идеально.

Данный цвет отлично подойдет тем людям, которые родились под и Рака. Именно такие знаки хорошо контактируют с данным оттенком.

Хочется отметить, что значение синего цвета сильно зависит от оттенка. Светлые - дружелюбные и освежающие. Темные - надежные и серьезные. От того, насколько темный или светлый оттенок синего выбирает человек, зависит его настроение. Тот, что ближе к голубому, - успокаивает, а яркий - наоборот, возбуждает и освежает. Темный - очень солидный и весьма спокойный. Поэтому, выбирая цвет, для чего бы он ни был предназначен, нужно точно определить, какую роль он должен выполнять. Ведь от этого очень многое зависит.