Чередование согласных в корне примеры. Чередования согласных

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа №29

г. Сочи

Конспект урока по русскому языку 2 класс. УМК «Школа России»

Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. Москва «Просвещение».

Педагог Нагабедян Сусанна Ашотовна

Тема: «Правописание корня. Чередование согласных звуков в корне слова »

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Форма урока: урок-практикум

Цель:

    формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

    расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. (расширение знаний о корне за счет изучения чередований согласных к-ч, к-ш, г-ж-з, х-ш, ст-щ)

    сформировать представление о понятии «чередование согласных в корне», умение находить эти согласные;

    тренировать навыки образования однокоренных слов чередованием согласных.

Задачи:

Метапредметные – содействовать формированию универсальных учебных действий

Регулятивные – пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной форме;

Познавательные – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

коммуникативных – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.

Личностные УУД – формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

Оборудование урока: учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык 3 класс», индивидуальные карточки для учащихся. доска, интерактивная доска

Ход урока

1. Проверка готовности к уроку

На доске «рассыпавшаяся» пословица– труд, к, счастью, и,ведут, учение.

Для прочтения пословицы восстановите порядок слов

Работа над техникой речи

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

У чение и труд к счастью ведут--- Запишите ее в тетрадях

Какие орфограммы встретились вам при написании пословицы?

Как проверить обе орфограммы? (надо подобрать однокоренное слова)

Какие слова называют однокоренными?

3.Работа по карточкам

Запишите однокоренные слова, выделите корень.

Как пишутся корни однокоренных словах?

Совершенствование

интонационных умений

Пишут в тетрадях

2. Фронтальная работа с комментированием

На доске.

В е дут (вел)

Тру д (труды)

Определите орфограммы, подберите проверочные слова.

Найдите общее в орфограммах (подбор однокоренных слов)

Свет, светит, светлый,свеча, освещение

Выделите корень в данных словах.

  1. Можете ли вы доказать, что выделили корень верно?

    С какой трудностью столкнулись?

Уровень текста в развитии

речи младших школьников

3.

Постановка цели и задач

урока. Мотивация учебной

деятельности учащихся

1 Выявление места и причины затруднения.

Почему возникло затруднение?

Чем это задание отличается от тех, которые выполняли раньше? (Мы не знаем точных границ корня)

Вывод:

СОГЛАСНЫЕ в корнях МЕНЯЮТСЯ -чередуются

Это и есть тема нашего урока

Чередующиеся согласные в корне слов

Сформулируйте цель нашего урока

Должны узнать о чередующихся согласных

и точно выделять корень.

Произносительный

(совершенствование

интонационных умений)-

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа с этапом-картинкой

Как определить чередующую согласную в корне?

Составление плана нахождения чередующихся согласных в корне

1. Подберу однок. Словок данному слову.

2.Определю границу корня в слове.

3.Выделю корень

4.Подчеркну чередования

5.Вывод: согласные в корне чередуются……..

5 . Реализация построенного проекта.

Работа на интерактивной доске.

Выделите корень в словах, используя план

- Работа с учебником

Где можно найти подтверждение новым знаниям?

Откройте учебник на стр.94.Прочитайте правило ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКА. Верно ли ваше рассуждение?

Для чего вам нужно новое знание

Работают по плану

Выписывают чередования Т//Ч//Щ

В учебнике посмотреть

Да,верно

Правильно выделять корни однокоренных слов

Находить чередующиеся согласные в корне

Произносительный (работа над орфоэпией)

6.Первичное закрепление во внешней речи.

Фронтальная работа:

1.Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные. Допиши по одному слову в каждую группу.

Сады, сажать, рассада…..

    Река, речка, речной Работа в парах: по вариантам с взаимопроверкой

Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные. Допиши по одному слову в каждую группу. Запиши рядом чередующиеся согласные

Пух, пуховый… Друг, дружок…

Снег,снежок, снегирь.

Лексический (обогащение и активизация словаря учащися)

7 физкульт минутка

А теперь все тихо встали…
- А сейчас мы в лес пойдём…
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Подчеркни чередующиеся согласные, выдели корень, допиши еще слово.

Дом.домище,домовой

У кого получился другой ответ – поставьте «?»,

Выделите орфограмму зелёной ручкой.

Подчеркните слова в написании которых вы сомневались

Над чем надо поработать?

Грамматический (работа с предложением)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какая сегодня была тема урока?

Какую цель вы поставили перед собой?

С какой сложностью вы столкнулись?

Что научились делать?

Что нужно выучить дома, чтобы выделять правильно корень с чередующимися согласными?

Произносительный (совершенствование интонационных умений)

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание: выучить чередования согласных и упр 20 стр 95

11. Рефлексия.

1-2

Фразы для рефлексии записаны на доске: Сегодня я узнал (-а)…, потому что… . Я научился (-лась)…, потому что … . Мне было интересно…, потому что… . Теперь бы я хотел ещё узнать о…, потому что

11. Подведение итогов урока.

1-2

Какую новую информацию получили, работая на уроке? С какими членами предложений мы сегодня работали? Чему научились? Что было самым трудным? Самым интересным? - Назовите ключевые слова темы. - Всем спасибо за урок.

>>Русский язык: Чередования гласных и согласных в корнях, префиксах и суффиксах

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ, ПРЕФИКСАХ И СУФФИКСАХ

Теория А

При словоизменении и словообразовании может происходить изменение звуков в пределах морфемы, то есть чередование. В русском языке чередуются в корнях слов такие гласные:

Гласные о, е могут чередоваться с нулём звука: сон - сна, день - дня . Такие гласные называются беглыми . Беглые гласные могут появляться в корнях, префиксах и суффиках:
Практика А

1. 3аполните таблицу данными словами. Обозначьте морфемы с чередующимися гласными.

Осмотр - осматривать; назову - называть; посол - посылать; вдох - дыхание - душно; призыв - зов; беру - сбор; просить - выпрашивать; запереть - запирать.

2. Измените слова так, чтобы произошло чередование о, е с нулём звука, и запишите их. Обозначьте корни, в которых появляются беглые гласные.

О б р а з е ц .

Конец, пень, день, сон, огонь, ров, шов, зерно, лев, сосна, кукла.

3. Измените слова так, чтобы в префиксах или суффиксах появились беглые гласные. Обозначьте морфемы с беглыми гласными.

О б р а з е ц .

Замочек, снежок, вбирать, звонок, гребешок, сгибать, флажок, платочек, узелок, молоток; отбить, разливать, надпивать, подбирать, поджидать.

4. Спишите стихотворения, вставляя пропущенные слова. Обозначьте корни в словах, где есть или могут появляться беглые гласные.

А . Первый снежок Б . Бежит ёжик
Сделал первый.... вдоль...
Сделал первый... - да скользит по льду.
упал на... . Говорит ему лисица:
Вставай, снежок, - Дай переведу.
вставай, ...! Отвечает серый ёжик:
Полежу до ночи, - У меня две пары...,
я ушибся.... сам я перейду.
(А. Екимцев ) (С. Маршак )

Д л я с п р а в о к : очень, лужок, дружок, шажок; ножек, дорожек.

Теория Б

В русском языке чередуются в корнях слов такие согласные:

Практика Б

5. Выпишите сначала слова с чередующимися в корнях гласными, затем - с согласными.

Гружёный - грузить, назову - называть, лицо - личный, осмотр - осматривать, глухо - заглох, крикнуть - кричу, замок - замыкать - замкну, друг - друзья.

6. Выпишите в столбик слова, в которых согласные могут чередоваться. К каждому из них подберите слова с чередующимися согласными и запишите. Подчеркните чередующиеся согласные.

1. Без веретена пряжи не спрядёшь. 2. Всякий человек у дела познаётся. 3. Дело учит и кормит. 4. Без дела жить - только небо коптить. 5. С лодырем поведёшься - горя наберёшься. 6. Не на то руки даны, чтоб без дела болтались. 7. Сиди у моря да жди погоды. (Пословицы)

7. Подберите к указанным словам однокоренные или измените их так, чтобы произошло чередование звуков. Обозначьте морфемы, в которых происходит чередование, подчеркните чередующиеся согласные.

О б р а з е ц .

Рука, тихий, косить, возить, ловить, горох, водить, спать, друг, сушить.

Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Библиотека русского языка, школьный план уроков, онлайн тесты , курс русского языка, домашняя работа, рефераты скачать бесплатно, всё школьнику для подготовки к домашнему заданию

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.

  • Разберём такую часть слова как корень.

Корень - это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне -воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.

Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:

  • 1) г\ ж\ з - друг- дружить- друзья;
  • 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
  • 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
  • 4) а\ о- расти- росток;
  • 5) е\ и- блестеть- блистать;
  • 6) б\ бл- любовь- люблю;
  • 7) в\ вл- ловить- ловля;
  • 8) м\ мл- ломить- преломление;
  • 9) п\ пл- лупить- луплю;
  • 10) ф\ фл- графить- графлю.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова

Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.

Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать - работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.

Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы -л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий - это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.

Чередующиеся гласные в корнях

Написание гласной зависит от места ударения

1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть - гласная, которая слышится.

  • -гар-\ -гор-
  • -клан-\ -клон-
  • -твар-\ -твор-

Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.

Исключения: пригарь, утварь.

2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть - гласная, которая слышится.

  • -зар-\ -зор-

Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение

Написание гласной зависит от наличия суффикса -а- после корня

1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс -а-. В остальных случаях пишется о

  • а\ о
  • -кас-\ -кос-

Пример: Касаться, Коснуться

2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс -а-, во всех других случаях- буква е.

  • е\ и
  • -бер-\ -бир-,
  • -блест-\ -блист-,
  • -дер-\ -дир-,
  • -жег-\ -жиг-,
  • -мер-\ -мир-,
  • -пер-\ -пир-,
  • -стел-\ -стил-,
  • -тер-\ -тир-,
  • -чет-\ -чит-

Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.

Запомните написание слов: с очетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть

Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова

1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.

  • -лаг-\ -лож-

Пример: Предлагать, предложение

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с чередованием и закрепят навыки его применения на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского язык в 5 классе

Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.
Буквы е, и в корнях с чередованием

Цель: ознакомить учащихся с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов, изучить правописание слов с чередованиями е, и в корне; развивать орфографическую зоркость школьников

Ожидаемые результаты: ученики распознают слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставляют произношение и написание слова, знают правило написания е, и в корнях с чередованием и умеют его применять.

Оборудование: учебник, таблица «Чередование звуков в корнях слов в русском языке»

Тип урока: комбинированный.

  • I. Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

  • II. Мотивация учебной деятельности школьников. Объявление темы и цели урока

Задание учащимся.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов. Запишите пары слов: пирог - пирожок , горох - горошек . Выделите в них корни. Чем они различаются в парах? Как вы думаете, в каждой паре один и тот же корень в словах или разные?

1. Слово учителя.

План лекции учителя

2) Буквы е, и в корнях с чередованием.

2. Работа с текстом.

(М. Панов )

4. Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

1. Тренировочное упражнение.

е в корне; во 2-й - с и .

3. Работа в малых группах.

4. Работа с учебником.

Выполнение упражнений (по усмотрению учителя)

  • V. Домашнее задание

1) Выучить теоретический материал

2) Выполнить упражнение

  • VI. Итог урока

1. Заключительное слово учителя.

Сегодня вы познакомились с понятием чередование звуков , много внимания уделили основным чередованиям гласных и согласных звуков в корнях слов, научились находить слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставляя произношение и написание слова.

2. Беседа с учащимися.

Какие гласные чередуются в русском языке?

Приведите несколько примеров чередования гласных в корнях слов.

Какие согласные чередуются в корнях слов?

Приведите примеры чередования согласных в русском языке.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Восприятие и усвоение учебного материала

1. Слово учителя.

1) Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.

В русском языке при образовании и изменении слов в корнях может происходить чередование, т. е. замена одного звука другим. Чередоваться могут и гласные, и согласные: сне г - сне ж ок, б е ру - заб и раю .

2) Буквы е, и в корнях с чередованием.

Поговорим о корнях с чередованием е/и : бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, чет-чит, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил и др. В этих корнях в безударном положении пишется гласная и в случае, если за корнем следует суффикс -а- . В остальных случаях пишется гласная е : расст и лать - расст е лить . Исключения: соч е тать, соч е тание .

3. Ознакомление с таблицей «Чередование звуков в корнях слов в русском языке».

ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ В КОРНЯХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Чередующиеся звуки

Примеры

Чередование гласных

о - а

покл о н - кл а няться

о - ноль звука

р о т - рта

е - ноль звука

д е нь - дня

е - о

н е су - н о сить

е - и - ноль звука

соб е ру - соб и рать - собрать

о, е - ё

в е сло - в ё сла

Чередование согласных

г - ж

бе г у - бе ж ишь

г - з

дру г - дру з ья

к - ч

пе к у - пе ч ёшь

х - ш

у х о - у ш и

з - ж

во з ить - во ж у

с - ш

но с ить - но ш у

т - ст

пле т у - пле ст и

д - ж - жд

во д ить - во ж у - во жд ение

т - ч - щ

све т - све ч а - осве щ ение

к - ц - ч

ли к - ли ц о - ли ч ный

ск - ст - щ

пу ск ать - пу ст ить - пу щ у

б - бл

лю б ить - лю бл ю

п - пл

ку п ить - ку пл ю

м - мл

уто м ить - уто мл ю

в - вл

ло в ить - ло вл ю

ф - фл

гра ф ить - гра фл ю

  • III. Восприятие и усвоение учебного материала

2. Работа с текстом.

Прочитайте текст. О чём вы узнали из него? С чем сравнивает автор чередование звуков в словах?

Даны в языке два слова. И у них корни - с одним значением. И звуки, из которых корень, у них те же. Значит, у них один и тот же корень. Но есть различие в одном-двух звуках… Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням. Но - разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование.

Бывает в квартире - все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся. То один в неё въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются.

(М. Панов )

  • IV. Закрепление знаний, умений и навыков

1. Тренировочное упражнение.

Спишите. Подчеркните чередующиеся согласные.

Ответ - отвечу, светить - свечу, лягу - ляжешь, привлеку - привлечёшь, сухой - суше, мазать - мажу, холст - холщовый, дробить - дроблю, лепить - леплю, ломать - сломленный, ставить - ставлю, расту - выращенный, пеку - печёшь, рыбак - рыбачий, творог - творожник, пух - пушистый, косить - кошу, близок - ближе, густой - гуще, ходить - хожу, рубить - рублю, сломить - сломлю, моряк - моряцкий, княгиня - князь, приведу - привести.

2. Распределительный диктант.

Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика: в 1-й - с чередующейся буквой е в корне; во 2-й - с и .

Замирать от восторга, натираю до блеска, постелил на пороге, предпочитать в еде, ярко блистающий, запирать дверь, блестел на солнце, расстилалась позади, собирать гербарий, протереть блюдца, соберу в дорогу, замер на месте, запереть на ключ, вымирающий вид, заберу к себе, убирать квартиру.

3. Работа в малых группах.

1-я группа (учащиеся с начальным и средним уровнями знаний). Выпишите слова с чередованием е, и в корне. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните их правописание.

Утром 4 августа мы стали соб..раться в путь. (В. Арсеньев ) Склонившись над сетью, рыбаки быстро и ладно выб..рали улов, а на дно придвинутых к неводу баркасов один за другим падали тяжёлые сомы. (А. Закруткин ) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река. (М. Горький ) Солнце сквозь окно бл..стало ему прямо в глаза. (Н. Гоголь ) Двери зап..рались одною задвижкою, окна не имели ещё двойных рам. (А. Пушкин )

2-я группа (учащиеся с достаточным уровнем знаний). Вставьте пропущенные буквы. Подберите к словам с чередованиями е, и в корне парные однокоренные по образцу. Подчеркните чередующиеся гласные.

Образец: сжечь - сжигать.

Зап..реть - …, разб..раться - …, расст..лать - …, соб..ру - …, зам..рать - …, разб..русь - …, зап..р - …, выч..тание - …, зам..р - …, соб..раю - …, подб..рать - …, подст..лю - …, выч..сть - …, отб..ру - … .

3-я группа (учащиеся с высоким уровнем знаний). Подберите по смыслу и впишите слова в предложения. Выделите корни.

В математическом примере на … я сделал ошибку. С утра брат … в своей комнате. Мы с трудом … в лесных зарослях. Хорошо подумайте и … правильный ответ. Бабушка украдкой … слёзы. Мама … на столе праздничную скатерть. Холодные … очень закаляют организм.

Для справок: проб..рались, выт..рала, уб..рал, выб..рите, расст..лила, выч..тание, обт..рания.


ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:

1) от суффикса, следующего за корнем;

2) от ударения;

3) от буквы, следующей за гласной;

4) от значения слова.

Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем

1. В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и -а-, в остальных случаях — е : зами рать — заме реть, сти рать — сте реть, бли стать — бле стеть .

Исключения: сочетать, сочетание, чета.

2. В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им- , если дальше следует суффикс -а- : заним ать — заня ть, сжим ать — сжа ть.

3. В корнях -кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а , если за корнем следует суффикс -а- , в остальных случаях — о : ка са ться — ко снуться, предла га ть — предло жить

Написание гласных, зависящее от ударения

1. В корнях -гар- — -гор- под ударением пишется а , без ударения — о : заг̀а̀ р — заго ра̀ть .
2. В корнях -зар- — -зор- а , под ударением пишутся а или о за ря̀, за рнѝца, но; зо̀ ри, за ̀рево.

Исключение: зо рева̀ть.

3. В корнях -клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о , под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: покло нѝться, кла ̀няться, покло ̀н; тво рѝть, тва рь, затво ̀р.

Исключение : у̀тва рь.

4. В корнях -плав- — -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пло вѐц, пловчиха . В остальных случаях пишется а : попла во̀к, пла внѝк, пла ву̀чий . В слове плы ву̀н пишется ы в соответствии с произношением.

Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной

1. В корнях -раст- — -рос- пишется а перед ст, щ , в остальных случаях — о : ра ст и, сра щ ение, ро сла.

Исключения: ро сток, ро ст, ро стовщик, выро стковый, Ро стов, Ро стислав; отра сль.

2. В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к ; пишется о перед ч в безударных корнях: ска к ать — вско ч ить.

Исключения: ска чок, ска чу.

Написание гласных, зависящее от значения слова

1. В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость» , о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть» : ма кать (хлеб в молоко); вымо кнуть (под дождем); промо кательная (бумага), промо кашка.

2. В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый» , о — со значением «ровный, прямой, гладкий »: сра внение, сра внивать; сро внять.

Исключения: ра внина; ро весник, поро вну, уро вень.